Тест на самооценку дембо рубинштейн интерпретация: Методика Дембо-Рубинштейн: тест на определение самооценки

Содержание

Самооценка дембо рубинштейн интерпретация — Все вопросы

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос о способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.

Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) — известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 — 1990) — советский психолог, модифицировала методику Дембо.

Дембо Тамара Вульфовна

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

образец теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-«; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Рубинштейн Сусанна Яковлевна

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средний» и «высокий» уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-«. Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  1. здоровье;
  2. ум, способности;
  3. характер;
  4. авторитет у сверстников;
  5. умение многое делать своими руками, умелые руки;
  6. внешность;
  7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

  1. По каждой из шести шкал определить:
    • уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
    • высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
    • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
  2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

Параметр

Количественная характеристика (балл)

низкий

средний

высокий

Очень
высокий

Уровень притязаний

Менее 60

60-74

75-89

90-100

Уровень самооценки

Менее 45

45-59

60-74

75-100

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Методика «Дембо-Рубинштейн»: самооценка младших школьников

Особенности социального поведения детей-учащихся начального звена.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. В этот период происходит усвоение моральных и поведенческих норм, формирование отношений в коллективе. От этого этапа зависит уровень интеллекта и личности.

Особенности социального поведения детей младшего

Ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, запускается процесс сравнения себя с другими, желание быть лучше других, приходит осознание необходимости обучения, подчинения системе обучения, правилам поведения, чувство ответственности за их нарушение. Дети этого возраста ясно понимают смысл этих норм и правил и готовы к их выполнению. Взрослым и учителям необходимо быть очень бдительными, чтобы не упустить шанс своевременно использовать эту готовность. Он не должен бояться наказания за неисполнение правил, он должен понять необходимость их исполнения. Здесь большая роль отводится учителю и родителям. Им необходимо разъяснить ребенку о важности таких качеств как дисциплинированность, организованность и негативные последствия нерадивости и разболтанности.

Постановка требований к ребенку должна всегда сопровождаться контролем выполнения этих требований ребенком. У учителя должны быть хорошо отработанные приемы контроля и поощрения исполнительности и обязательного реагирования на несоблюдение и неисполнение норм и правил. Иначе у ребенка сложится ощущение, что неукоснительное и обязательное соблюдение норм и правил вовсе необязательно и что это просто прихоть взрослых.

Отношение ребенка к правилам поведения неоднозначно. Он пытается разобраться, какие бывают правила, какие бывают меры наказания за те или иные провинности, каким образом можно избежать наказания или как отличиться, чтобы достичь высшей похвалы от учителя или родителя.

Социальная ситуация ребенка меняется, как только он выходит за рамки семьи. Круг знакомых расширяется, в жизнь ребенка вторгаются новые лица — как взрослые, так и ровесники, со своими привычками, со своим микроклиматом. Дети в этом возрасте доверчиво подчиняются авторитету взрослых, их требованиям. Они стараются копировать их манеры, поведение, рассуждения. Ребенок начинает внимательно следить за поведением окружающих его детей, такое поведение сопровождается сильным эмоциональным напряжением, чувством страха, испуга и смятения. Методика «Дембо-Рубинштейн» самооценка.jpgОказавшись в новой для него ситуации, ребенок замечает за собой несвойственное для себя поведение, он одновременно прислушивается к себе и пытается осмыслить происходящее. Для этого периода характерно конформное поведение, когда ребенок неосознанно следует за другими, вместе со всеми тянет руку на уроках, хотя вовсе не готов к ответу.

С началом процесса совместного обучения устанавливаются контакты с одноклассниками, это чаще всего сосед по парте, ребенок со схожими интересами. В ходе установления взаимоотношений с одноклассниками, у ребенка обнаруживаются подлинные индивидуальные особенности. Сравнивая себя с другими, ребенок пытается дать себе оценку.

Самооценка формируется через самопознание. Самооценка является неотъемлемым компонентом самопознания, то есть осознания своей значимости, своих способностей, физических сил, поступков, отношения к окружению. Самооценка формирует дальнейшее отношение ребенка к себе, в свою очередь, это влияет на его поведение в обществе. На самооценку влияют критичность, требовательность к себе и окружающим.
В период обучения в начальной школе у детей формируется самооценка.

При этом у них выявляются все виды самооценок:

  • адекватно-устойчивая;
  • завышенно-устойчивая;
  • неустойчивая (неадекватно завышенная либо заниженная).

Обладающие адекватной самооценкой дети общительны, находчивы, бодры, активны. Адекватно оценивая свои возможности они выбирают соответствующие задачи, хорошо справившись с трудной задачей — они берутся за более сложные, тем самым повышая свою самооценку.

Правильная оценка своих возможностей и способностей, вера в собственные силы характеризует детей с завышенной самооценкой. Как правило, это максимально самостоятельные дети. Им присущи такие черты личности как чрезмерная самоуверенность, бестактность, высокомерие, снобизм. Дети с неадекватно — заниженной самооценкой резко отличаются от остальных. Это робкие, неуверенные в себе школьники. Чаще всего такие дети будут избегать различного рода трудностей, в силу своей неуверенности. Если таких детей не поощрять и не подбадривать, то их них вырастают замкнутые, неуверенные в себе люди.

Развитию психических процессов способствует учебная деятельность в начальных классах. Ученики начальных классов отличаются жаждой познания окружающего мира, любознательностью, здоровым любопытством. В этот период у них ярко выражена эмоциональность восприятия. С возрастом у ребенка этот процесс становится целенаправленным и управляемым. Ученики начальных классов, не прилагая усилий, запоминают все новое, так как у них сильно развито непроизвольное внимание.

Импульсивность, общая недостаточность воли – отличительная черта характера детей этого возраста. На данном этапе большое влияние на ребенка имеет коллектив. Участие в общественной жизни школы, в коллективных мероприятиях закладывают основу коллективистских отношений.

Методика «Дембо-Рубинштейн»

Методика — это исследование самооценки. Методика отображает разное отношение между двумя структурами личности: «Реальным Я» и «Идеальным Я». Качество этого отношения влияет на самооценку человека. Большая разница между «Реальным Я» и «Идеальным Я» указывают на человека с заниженной самооценкой. Равное соотношение «Реального Я» и «Идеального Я» дает адекватную самооценку. Человек, считающий себя идеальным, имеет завышенную самооценку.

  • Цель Методики: определить степень сформированности самооценки учащегося.
  • Возраст испытуемого: 6-7 лет
  • Форма: беседа

Методика «Дембо-Рубинштейн» для самооценки.jpgПеред ребенком лист бумаги, где изображены четыре круга, с нумерацией от 1 до 4. Ребенку разъясняется ситуация: «Дети твоего класса заняли эти круги».

  1. Круг под №1 заняли успешные дети, которые никогда не ошибаются, все знают, у них всегда готовы ответы на все вопросы, они все умеют, хорошо себя ведут.
  2. В круг под №2 собрались дети, у которых не все получается, они могут ошибаться, что-то не знать, иногда могут неправильно себя повести.
  3. В круг под №3 вошли дети, не совсем успешные, у которых мало что получается. Они могут дать ответ лишь на самые простые вопросы, они нередко выслушивают замечания, часто не выполняют задания.
  4. В круг под №4 встали дети с плохим поведением, они редко отвечают на поставленные вопросы, не выполняют задания, много ошибаются, часто выслушивают замечания.

Какой из этих кругов ты бы занял и почему?

Как правило, дети, с завышенной самооценкой, занимают круг под №1, №2 или №3 — с адекватной, №4 — с заниженной. Уровни сформированности самооценки налицо.
Учителю важно в процессе общения с ребенком учитывать его самооценку. Для того чтобы на стадии формирования личности, когда самооценка поддается воздействию и ее можно изменить, благоприятное воздействие учителя принесет хорошие плоды в становлении и развитии личных качеств.

Вместо заключения

Верная самооценка способствует успешной реализации человека, помогает правильно определить цели в жизни, самоутвердиться. Поэтому очень важно помочь ребенку в период развития сознания помочь выявить скрытые возможности, утвердиться, помочь верно оценить себя и свои возможности. Ведь нередко неверное представление о себе приводит к срывам, депрессии и болезням.

Методика Дембо-Рубинштейн

Методика Дембо-Рубинштейн

Вопрос завышенной и заниженной самооценки всегда интересовал психологов, периодически предпринимались попытки по созданию действенных методик. Нельзя сказать, что все они были неудачными, но абсолютно точного способа диагностики пока не имеется. Одной из самых известных методик исследования самооценки является способ диагностики Дембо-Рубинштейн. Назван он так в честь создателей – Тамара Дембо разработала методику, а Сусанна Рубинштейн модифицировала ее для исследования самооценки.

Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн

Внешне эта методика довольно проста – испытуемым предлагается пройти тест, результаты которого впоследствии интерпретируются психологом. Бланк методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит следующим образом: на листе бумаги имеются семь вертикальных линий (шкал), обозначающих здоровье, ум (способности), умение делать что-то своими руками, внешность, характер, авторитет у сверстников, уверенность в себе. Каждая линия имеет четкие границы начала и конца, а середина отмечена еле заметным штрихом. Верхняя граница обозначает высшее развитие качества (самый счастливый человек), нижняя – полное отсутствие качества (самый несчастный человек). От испытуемого требуется отметить на каждой линии чертой (–) степень развития каждого качества на данный момент. Кружком (О) нужно отметить тот уровень развития качеств, который бы заставил испытывать за себя гордость. Далее следует объективно оценить свои возможности и отметить крестиком (х) уровень, который может быть достигнут.

бланк Методики Дембо-Рубинштейн

Для простоты подсчетов высоту каждой шкалы нужно сделать 100 мм, а один миллиметр шкалы считать равным одному баллу (образец представлен на рисунке). На выполнение теста отводится 10-12 минут. Если вы собираетесь оценить собственную самооценку, то сначала пройдите тест, а потом читайте интерпретацию. Иначе ее понимание повлияет на результаты теста.

Интерпретация методики Дембо-Рубинштейн

Для определения самооценки по методике Дембо-Рубинштейн необходимо определить три ее параметра – высоту, устойчивость и реалистичность. Первая шкала «здоровье» в оценке не участвует, называясь пробной, остальные шкалы требуется оценивать.

Высота самооценки. Количество баллов до 45 означает низкую самооценку, от 45 до 74 говорит о среднем уровне самооценке, а высокой соответствует 75-100 баллов. Завышенная самооценка может говорить о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей работы, сравнивать себя с другими. Также слишком высокая самооценка может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для опыта, неспособность осознавать собственные ошибки. Низкая самооценка свидетельствует или о подлинной неуверенности в себе или о защитной реакции, когда за признанием неумения скрывается нежелание что-либо делать.

Реалистичность самооценки. Нормальный уровень характеризуется результатом от 60 до 89 баллов, причем оптимальным считается показатель 75-89 баллов, который отражает наиболее реальное представление о своих возможностях. Результат более 90 баллов говорят о нереалистичном представлении о собственных возможностях. Результат меньше 60 характеризует заниженный уровень притязаний человека, что является индикатором интерпретация методики дембо рубинштейннеблагоприятного развития личности.

Устойчивость самооценки. Об этом факте говорит соотношение между значками, расставляемыми на шкалах. Крестики должны располагаться между знаками «–» и «О». Расстояние между нулем и крестиком отражает интервал недостижимого, чем он меньше, а расстояние до крестика больше, тем выше уровень оптимизма. Кружки должны быть немного ниже самой верхней отметки, человек должен понимать, что идеал ему не нужен. Если самооценка неравномерна, показатели разных шкал «скачут», то это свидетельство эмоциональной неустойчивости.

Применение данной методики для исследования самооценки может дать довольно точные результаты. Но стоит учесть, что самый точный анализ может произвести только специалист, так как любитель просто не обратит внимания на мелочи, имеющие очень большое значение.

 

Методика Дембо — Рубинштейн

Методика Дембо — Рубинштейн

Простая в использовании, методика — в соединении с беседой и другими методиками — помогает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самооценки испытуемого. Методика предложена С.Я. Рубинштейн в 1970 г.
В ней использован прием T. Dembo, с помощью которого обнаруживались представления обследуемого о своем счастье. С.Я. Рубинштейн значительно изменила эту методику, расширила ее, ввела вместо одной шкалы четыре (здоровье, умственное развитие, характер и счастье).
В методике Дембо — Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.

      Методика отличается крайней простотой в проведении. На листе бумаги проводится вертикальная черта длиной 10-20 см, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье (или здоровье/умственное развитие/характер). Сообщается, что верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди.

      Обследуемого просят обозначить на этой линии жирной точкой своё место. Для нанесения точки может использоваться карандаш, ручка или маркер.

      Далее приступают к беседе с испытуемым, в которой выясняют его представление о счастье и несчастье, здоровье и нездоровье, хорошем и плохом характере и т.д. Таким образом, поставленная точка — это не конец процедуры, а материал для обсуждения с испытуемым. Выясняется, почему испытуемый сделал отметку в определенном месте шкалы для обозначения своих особенностей. Например, что побудило его поставить отметку в данном месте шкалы здоровья, считает ли он себя здоровым или больным, если больным, то какой болезнью, кого он считает больными?

      Методика предоставляет свободу выбора шкал. В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед исследующим, в методику можно вводить и другие шкалы. Так, при обследовании больных алкоголизмом мы пользуемся шкалами настроения, семейного благополучия и служебных достижений. При обследовании больных в депрессивном состоянии вводятся шкалы настроения, представления о будущем (оптимистического или пессимистического), тревоги, уверенности в себе и т.п.

Интерпретация

      Психически здоровым людям, по наблюдениям С.Я. Рубинштейн, присуща тенденция определять свое место по всем шкалам точкой «чуть выше середины». У психически больных отмечается тенденция относить точки отметок к полюсам линий и исчезает «позиционное» отношение к исследующему, играющее, важную роль в определении своего места на линиях шкал психически здоровыми, независимо от их самооценки и реальной жизненной ситуации.

      Получаемые с помощью этой методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования у данного испытуемого особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы. Могут быть выявлены нарушение критичности к себе, депрессивная самооценка, эйфоричность.

      Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально-психологических методик в известной мере позволяет судить о присущем испытуемому уровне притязаний, степени его адекватности.

      Методика носит для испытуемого весьма очевидный характер, поэтому её не рекомендуется применять в тех случаях, когда она может явным образом повлиять на судьбу испытуемого (например при приёме на работу).

      Методику можно использовать в батареях психологических тестов при проведении исследований на более-менее больших выборках. В качестве исчисляемого показателя может браться расстояние от точки до начала линии, в процентах. Значение «55%» будет соответствовать положению «чуть выше среднего».


Источник:

  1. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. — Киев: Здоров’я. — 1986 — 280 с.

Исследование самооценки (методика Дембо – Рубинштейн)

ДИАГНОСТИКА
ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Методика предназначена
для исследования самооценки у школьников;
она основана на непосредственном
оценивании (шкалировании) учащимися
ряда личностных качеств, таких как
способности, красота и т.д.Методика
валидна для умственно отсталых младших
школьников от 9 – 10 лет. Методика прошла
апробацию в диссертационных исследованиях
(Малинаускене М.А., 1977; Гаурилюс И.А.,
1998), дипломных исследованиях выпускников
ИСПиП.

Оборудование:
бланк, на котором изображено 7 линий,
высотой каждой – 100 мм, с указанием
верхней, нижней точек и середины шкалы.
Шкалы обозначены:

  1. здоровье;

  2. ум, способности;

  3. характер;

  4. авторитет у
    сверстников;

  5. умение много
    делать своими руками, умелые руки;

  6. внешность;

  7. уверенность в
    себе.

Инструкция:
«Представь себе, что на этой линии (1
шкала) стоят все ученики твоей школы.
Внизу стоят самые больные дети, они
часто болеют, у них плохое здоровье.
Вверху стоят дети с очень хорошим
здоровьем, ни не болют, про их говорят,
что они очень здоровые. Отметь, пожалуйста,
где, как ты думаешь, находишься ты («-»).
А теперь отметь, куда бы поставила тебя
твоя учительница (друзья)» («Х»).
Аналогичным образом ребенок оценивает
себя по остальным шкалам.

Обработка и
интерпретация результатов

Обработка проводится
по 6 шкалам (первая, тренировочная –
«здоровье» — не оценивается). Каждый
ответ выражается в баллах.

1. По каждой шести
шкалам определяется:

  • уровень притязаний
    – расстояние в мм от нижней точки шкалы
    («0») до знака «Х»;

  • высоту самооценки
    – от «0» до знака «-»

  • значение расхождений
    между уровнем притязаний и самооценкой
    – расстояние от знака «Х» до знака «-»,
    если уровень притязаний ниже самооценки
    он выражается отрицательным числом.

  1. Рассчитать среднюю
    величину каждого показателя уровня
    притязаний и самооценки по всем шести
    шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический
уровень притязаний, характеризует
результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный
– сравнительно высокий уровень – от
75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное
представление о своих возможностях,
что является важным фактором личностного
развития. Результат от 90 до 100 баллов
обычно удовлетворяет нереалистическое,
некритическое отношение детей к
собственным возможностям. Результат
менее 60 баллов свидетельствует о
заниженном уровне притязаний, он –
индикатор неблагоприятного развития
личности.

Высота самооценки

Количество баллов
от 45 до 74 («средняя» и «высока» самооценка)
удовлетворяют реалистическую
(«адекватную») самооценку.

Количество баллов
от75 до 100 и выше свидетельствует о
завышенной самооценки. Завышенная
самооценка может указывать на незрелость
личности, неумение правильно оценивать
результаты своей деятельности.

Количество балов
ниже 45 указывает на заниженную самооценку
и свидетельствует о крайнем неблагополучии
в развитии личности.

Несуществующее животное

По своему характеру
тест “Несуществующее животное”
относится к числу проективных. Для
статистической проверки или стандартизации
результат анализа может быть представлен
в описательных формах. По составу данный
тест – ориентировочный и как единственный
метод исследования обычно не используется
и требует объединения с другими методами
в качестве батарейного инструмента
исследования. Методика валидна для
умственно отсталых подростков от 9 –
10 лет. Дана методика была апробирована
в дипломных исследованиях работах
студентов ИСПиП/

Оборудование:
лист формата А-4, простой карандаш средней
мягкости

Инструкция:
“Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ
животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ
названием”.

Показатели и
интерпретация

ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА
НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по
средней линии вертикально поставленного
листа. Расположение рисунка ближе к
верхнему краю листа (чем ближе, тем более
выражено) трактуется как высокая
самооценка, как недовольство своим
положением в социуме, недостаточностью
признания со стороны окружающих, как
претензия на продвижение и признание,
тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка
в нижней части – обратная тенденция:
неуверенность в себе, низкая самооценка,
подавленность, нерешительность,
незаинтересованность в своем положении
в социуме, в признании, отсутствие
тенденции к самоутверждению.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ
СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или
замещающая ее деталь). Голова повернута
вправо – устойчивая тенденция к
деятельности, действенности: почти все,
что обдумывается, планируется –
осуществляется или, по крайней мере,
начинает осуществляться (если даже и
не доводится до конца). Испытуемый
активно переходит к реализации своих
планов, наклонностей.

Голова повернута
влево – тенденция к рефлексии, к
размышлениям. Это не человек действия:
лишь незначительная часть замыслов
реализуется или хотя бы начинает
реализоваться. Нередко также боязнь
перед активным действием и нерешительность.
(Вариант: отсутствие тенденции к действию
или боязнь активности – следует решить
дополнительно.)

Положение “анфас”,
т.е. голова направлена на рисующего (на
себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены
детали, соответствующие органам чувств
– уши, рот, глаза. Значение детали “уши”
– прямое: заинтересованность в информации,
значимость мнения окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и
их сочетанию определяется, предпринимает
ли испытуемый что-либо для завоевания
положительной оценки или только
продуцирует на оценки окружающих
соответствующие эмоциональные реакции
(радость, гордость, обида, огорчение),
не изменяя своего поведения. Приоткрытый
рот
в сочетании с языком при отсутствии
прорисовки губ трактуется как большая
речевая активность (болтливость), в
сочетании с прорисовкой губ – как
чувственность; иногда и то и другое
вместе. Открытый рот без прорисовки
языка и губ, особенно – зачерченный,
трактуется как легкость возникновения
опасений и страхов, недоверия. Рот с
зубами – вербальная агрессия, в
большинстве случаев – защитная
(огрызается, задирается, грубит в ответ
на обращение к нему отрицательного
свойства, осуждение, порицание). Для
детей и подростков характерен рисунок
зачерченного рта округлой формы
(боязливость, тревожность).

Особое значение
придают глазам. Это символ присущего
человеку переживания страха: подчеркивается
резкой прорисовкой радужки. Обратить
внимание на наличие или отсутствие
ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные
манеры поведения; для мужчин: женственные
черты характера с прорисовкой зрачка
и радужки совпадают редко. Ресницы –
также заинтересованность в восхищении
окружающих внешней красотой и манерой
одеваться, придание этому большого
значения.

Увеличенный (в
соответствии с фигурой в целом) размер
головы говорит о том, что испытуемой
ценит рациональное начало (возможно, и
эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также
бывают расположены дополнительные
детали: например, рога – защита, агрессия.
Определить по сочетанию с другими
признаками – когтями, щетиной, иглами
– характер этой агрессии: спонтанная
или защитно-ответная. Перья – тенденция
к самоукрашению и самооправданию, к
демонстративности. Грива, шерсть, подобие
прически – чувственность, подчеркивание
своего пола и, иногда, ориентировка на
свою сексуальную роль.

НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ
ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда –
постамент). Рассматривается основательность
этой части по отношению к размерам всей
фигуры и по форме:

а) основательность,
обдуманность, рациональность принятия
решения, пути к выводам, формированияе-суждения,
опора на существенные положения и
значимую информацию;

б) поверхностность
суждений, легкомыслие в выводах и
неосновательность суждений, иногда
импульсивность принятия решения
(особенно при отсутствии или почти
отсутствии ног).

Обратить внимание
на характер соединения ног с корпусом:
соединение точно, тщательно или небрежно,
слабо соединены или не соединены вовсе
– это характер контроля за своими
рассуждениями, выводами, решениями.
Однотипность и однонаправленность
формы ног, лап, любых элементов опорной
части – конформность суждений и установок
в принятии решений, их стандартность,
банальность. Разнообразие в форме и
положении этих деталей – своеобразие
установок и суждений, самостоятельность
и небаналыюсть; иногда даже творческое
начало (соответственно необычности
формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ
НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть
функциональными или украшающими: крылья,
дополнительные ноги, щупальца, детали
панциря, перья, бантики вроде
завитушек-кудрей, цветково-функциональные
детали – энергия охвата разных областей
человеческой деятельности, уверенность
в себе, “самораспространение” с
неделикатным и неразборчивым притеснением
окружающих, либо любознательность,
желание соучаствовать как можно в
большем числе дел окружающих, завоевание
себе места под солнцем, увлеченность
своей деятельностью, смелость предприятий
(соответственно значению детали-символа
– крылья или щупальца и т.д.). Украшающие
детали – демонстративность, склонность
обращать на себя внимание окружающих,
манерность (например, лошадь или ее
несуществующее подобие в султане из
павлиньих перьев).

ХВОСТЫ. Выражают
отношение к собственным действиям,
решениям, выводам, к своей вербальной
продукции – судя по тому, повернуты ли
эти хвосты вправо (на листе) или влево.
Хвосты повернуты вправо – отношение к
своим действиям и поведению. Влево –
отношение к своим мыслям, решениям; к
упущенным возможностям, к собственной
нерешительности. Положительная или
отрицательная окраска этого отношения
выражена направлением хвостов вверх
(уверенно, положительно, бодро) или
падающим движением вниз (недовольство
собой, сомнение в собственной правоте,
сожаление о сделанном, сказанном,
раскаяние и т.п.). Обратить внимание на
хвосты, состоящие из нескольких, иногда
повторяющихся, звеньев, на особенно
пышные хвосты, особенно длинные и иногда
разветвленные.

КОНТУРЫ ФИГУРЫ.
Анализируются по наличию или отсутствию
выступов (типа щитов, панцирей, игл),
прорисовки и затемнения линии контура.
Это защита от окружающих, агрессивная
– если она выполнена в острых углах; со
страхом и тревогой – если имеет место
затемнение, “запачкивание” контурной
линии; с опасением, подозрительностью
– если поставлены щиты, “заслоны”,
линия удвоена. Направленность такой
защиты – соответственно пространственному
расположению: верхний контур фигуры –
против вышестоящих, против лиц, имеющих
возможность наложить запрет, ограничение,
осуществить принуждение, т.е. против
старших по возрасту, родителей, учителей,
начальников, руководителей; нижний
контур – защита против насмешек,
непризнания, отсутствия авторитета у
нижестоящих подчиненных, младших, боязнь
осуждения; боковые контуры –
недифференцированная опасливость и
готовность к самозащите любого порядка
и в разных ситуациях; то же самое –
элементы “защиты”, расположенные не
по контуру, а внутри контура, на самом
корпусе животного. Справа – больше в
процессе деятельности (реальной), слева
– больше защита своих мнений, убеждений,
вкусов.

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ.
Оценивается количество изображенных
деталей – только ли необходимое
количество, чтобы дать представление
о придуманном несуществующем животном
(тело, голова, конечности или тело, хвост,
крылья и т.п.): с заполненным контуром,
без штриховки и дополнительных линий
и частей, просто примитивный контур, –
или имеет место щедрое изображение не
только необходимых, но “ усложняющих
конструкцию дополнительных деталей.
Соответственно, чем больше составных
частей и элементов (помимо самых
необходимых), тем выше энергия. В обратном
случае – экономия энергии, астеничность
организма, хроническое соматическое
заболевание. (То же самое подтверждается
характером линии – слабая паутинообразная
линия, “возит карандашом по бумаге”,
не нажимая на него.) Обратный же характер
линий – жирная с нажимом – не является
полярным: это не энергия, а тревожность.
Следует обратить внимание на резко
продавленные линии, видимые даже на
обратной стороне листа (судорожный,
высокий тонус мышц рисующей руки) –
резкая тревожность. Обратить внимание
также на то, какая деталь, какой символ
, выполнен таким образом (т.е. к чему
привязана тревога).

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА
ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность,
неаккуратность соединений, “островки”
из находящих друг на друга линий,
зачернение частей рисунка, “запачкивание”,
отклонение от вертикальной оси,
стереотипности линий и т.д.). Оценка
осуществляется так же, как и при анализе
пиктограммы. То же – фрагментарность
линий и форм, незаконченность, оборванность
рисунка.

Тематически
животные делятся на угрожаемых,
угрожающих, нейтральных (подобия льва,
бегемота, волка или птицы, улитки,
муравья, либо белки, собаки, кошки). Это
отношение к собственной персоне и к
своему “Я”, представление о своем
положении в мире, как бы идентификация
себя по значимости (с зайцем, букашкой,
слоном, собакой и т.д.). В данном случае
рисуемое животное – представитель
самого рисующего.

Уподобление
рисуемого животного человеку, начиная
с постановки животного в положение
прямохождения на две лапы, вместо четырех
или более, и заканчивая одеванием
животного в человеческую одежду (штаны,
юбки, банты, пояса, платье), включая
похожесть морды на лицо, ног и лап на
руки, – свидетельствует об инфантильности,
эмоциональной незрелости, соответственно
степени выраженности “очеловечивания”
животного. Механизм сходен (и параллелен)
аллегорическому значению животных и
их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности
выражена количеством, расположением и
характером углов в рисунке, независимо
от их связи с той или иной деталью
изображения. Особенно весомы в этом
отношении прямые символы агрессии –
когти, зубы, клювы. Следует обратить
внимание также на акцентировку сексуальных
признаков – вымени, сосков, груди при
человекоподобной фигуре и др. Это
отношение к полу, вплоть до фиксации на
проблеме секса.

Фигура круга
(особенно – ничем не заполненного)
символизирует и выражает тенденцию к
скрытности, замкнутость, закрытость
своего внутреннего мира, нежелание
давать сведения о себе окружающим,
наконец, нежелание подвергаться
тестированию. Такие рисунки обычно дают
очень ограниченное количество данных
для анализа.

Обратить внимание
на случаи вмонтирования механических
частей в тело “животного” – постановка
животного на постамент, тракторные или
танковые гусеницы, треножник; прикрепление
к голове пропеллера, винта; вмонтирование
в глаз электролампы, в тело и конечности
животного – рукояток, клавиш и антенн.
Это наблюдается чаще у больных шизофренией
и глубоких шизоидов.

Творческие
возможности выражены обычно количеством
сочетающихся в фигуре элементов:
банальность, отсутствие творческого
начала принимают форму “готового”,
существующего животного (люди, лошади,
собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь
приделывается “готовая” существующая
деталь, чтобы нарисованное животное
стало несуществующим – кошка с крыльями,
рыба с перьями, собака с ластами и т.п.
Оригинальность выражается в форме
построения фигуры из элементов, а не
целых заготовок.

Название может
выражать рациональное соединение
смысловых частей (летающий заяц,
“бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой
вариант – словообразование с
книжно-научным, иногда латинским
суффиксом или окончанием (“ратолетиус”
и т.п.). Первое – рациональность, конкретная
установка при ориентировке и адаптации;
второе – демонстративность, направленная
главным образом на демонстрацию
собственного разума, эрудиции, знаний.
Встречаются названия поверхностно-звуковые
без всякого осмысления (“лялие”,
“лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие
легкомысленное отношение к окружающим,
неумение учитывать сигнал опасности,
наличие аффективных критериев в основе
мышления, перевес эстетических элементов
в суждениях над рациональными.

Наблюдаются
иронически-юмористические названия
(“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при
соответственно иронически-снисходительном
отношении к окружающим. Инфантильные
названия имеют обычно повторяющиеся
элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус”
и т.п.). Склонность к фантазированию
(чаще защитного порядка) выражена обычно
удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”,
“гулобарниклета-миешиния” и т.п

Примерная сводная таблица показателей
по методике «Несуществующее животное»

Ф.И.О.

Положение на
листе

Поворот

головы

Большие уши

Рот+язык

Четко прорисованные
губы

Зачерченный рот

увеличеный
размер головы

уменьшенный
размер головы

Четко прорисованная
радужка

защитно-агрессивные
детали

Демонстративные
детали

НАЛИЧИЕ
МЕЖАНИЧЕСКИХ
ВКЛЮЧЕНИЙ

РАЗВЕРНУТЫЕ
КРЫЛЬЯ

СВЕРНУТЫЕ
КРЫЛЬЯ

НАЛИЧИЕ
СЕКСУАЛЬНЫХ
ПРИЗНАКОВ

РЫБИЙ
ХВОСТ,
ПЛАВНИК,
ЧЕШУЯ

ОДНОТИПНОСТЬ
КОНЕЧНОСТЕЙ

УСТОЙЧИВАЯ
ФИГУРА

НЕУСТОЙЧИВАЯ
ФИГУРА

ПОВОРОТ
ХВОСТА

угловатость
фигуры

затемнение
контурных линий

угрожающее
животное

угрожаемое
животное

нейтральное
животное

В
верхней
части

В
нижней
части

В
середине

Вправо

Влево

«анфас»

Зубы

Когти

Копыта

Рога

Иглы

Щиты

Панцири

Ресницы

Грива

Прическа

Украшающие
детали

Кисточки

Элементы
одежды

Вправо

Влево

Вниз

Вверх

Исследование самооценки по методике Дембо

Исследование самооценки
по методике Дембо – Рубинштейн

Когда мы рассуждаем о
самооценке
личности, возникает вопрос об ее
оценке. Действительно имеет ли смысл
говорить о повышении самооценки, если
ее уровень
у человека уже является нереалистично
высоким.

Думаю, каких
либо стопроцентных методик определения
уровня нашей самооценка не существует,
но попытки их создания предпринимались.

Хочу привести
одну из самых известных. Это методика
исследования самооценки Дембо –
Рубинштейн.

Тамара Дембо
(1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала
в Германии, затем в США) – известная
исследовательница в области психологии,
в свое время предложила использовать
эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн
(1911 – 1990) – советский психолог,
модифицировала методику Дембо для
исследования самооценки.

Проведение
теста
Методика
внешне очень проста. На листе бумаги
проводится вертикальная черта,
обозначающая одно из свойств, например,
счастье. Верхний край соответствует
состоянию, где, по вашему мнению находится
самый счастливый человек, которого
можно представить, а нижнему соответствует
состояние самого несчастного человека.
То есть внизу находятся отрицательные
ценности, которых человек старается
избежать, а вверху наоборот положительные,
к которым человек стремится.

Человеку
нужно обозначить место на этой линии,
которое, по его мнению, соответствует
его текущему уровню чертой (-). То, каким
уровнем развития качества он был бы
удовлетворен, нужно обозначить кружком
(о). И крестиком (х) необходимо обозначить
то место на шкале, где вы можете оказаться,
объективно оценивая свои возможности.

образ
теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн
предлагала в методике 4 обязательные
шкалы: здоровье, умственное развитие,
характер и счастье. Но можно добавить
дополнительные анализируемые свойства,
например, удовлетворенность собой и
оптимизм.

Для удобства
на листке бумаге нужно начертить столько
линий, сколько качеств вы тестируете
(например, 6), при этом высота каждой
линии должна быть 100 мм для удобства
последующих измерений. Каждый миллиметр
шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой
линии должны быть обозначения верхней
и нижней точек (заметными горизонтальными
линиями), а также середины шкалы (небольшой
точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо
выполнить до чтения интерпретации
результатов. В противном случае понимание
интерпретации повлияет на выполнение
теста.

Интерпретация
результатов
Интерпретация
результатов приведена в ее классическом
виде.

Основные
параметры самооценки – это ее высота,
устойчивость и реалистичность.

После
простановки отметок мы получаем: уровень
притязаний – от нижней точки шкалы до
знака «х»; высоту самооценки – от «о»
до знака «-»; и значения расхождений
между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота
самооценки (-)

Количество
баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и
«высокая» самооценка) соответствуют
реалистичной или адекватной самооценке.
Количество баллов от 75 до 100, как правило,
свидетельствует о завышенной самооценке
и указывает на какие-то отклонения в
формировании личности. Такая самооценка
может указывать на искажения в формировании
личности – закрытость для нового опыта,
нечувствительность к своим ошибкам,
замечаниям и оценкам окружающих.
Количество баллов ниже 50 указывает на
заниженную самооценку.

В принципе
поставленная человеком оценка должна
служить предметом дальнейшего анализа.
 Почему он сделал отметку именно в
этом месте шкалы?

Уровень
притязаний (х)

Реалистический
уровень притязаний характеризует
количество баллов от 60 до 90. Результат
от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет
нереалистическое, некритическое
отношение к собственным возможностям.
Результат менее 60 баллов свидетельствует
о заниженном уровне притязаний,
свидетельствующий о неблагоприятном
развитии личности.

В соответствии
с классической моделью нормальная
актуальная самооценка (-) должна находиться
чуть выше середины; идеальная самооценка
(о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка
своих возможностей (х) – между этими
отметками.

Самооценка
считается пониженной, если большинство
отметок актуальной самооценки стоят
ниже средней отметки. В этом случае
можно говорить о чрезмерной критичности,
или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение
между параметрами самооценки

Теперь
посмотрим соотношения между всеми
значками. Символы «х» должны находиться
между символами «о» и «-». Расстояние
между х и о – это интервал недостижимого.
Желаемого, но недостижимого. «Х» – это
то, что «человек сможет», а то, что выше
нее, – «недоступно». Ниже «х» вплоть до
актуальной самооценки – то, что достижимо.
Соотношение между этими двумя интервалами
(выше и ниже х) определяет уровень
оптимизма испытуемого. Чем больше
интервал возможного и меньше –
невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота
«кружков» должны стоять немного ниже
верхнего полюса. Если «кружок» находится
на полюсе, можно предполагать незрелое
отношение к ценностям. Зрелый человек
не мечтает быть идеальным. Чрезмерно
высокая актуальная самооценки служит
признаком нереалистичности. Неравномерная
самооценка, когда показатели разных
шкал серьезно отличаются друг от друга,
может говорить об эмоциональной
неустойчивости.

«О» –
идеальная самооценка, символизирует
уровень мечты человека. Обычно все люди
испытывают потребность мечтать. Если
мечта сбывается, то возникает новая
мечта. Мечта, для того чтобы сбыться,
должна превратиться в цель. То есть
символом «х» мы обозначаем уровень цели
или реальных перспектив. По мере
достижения цели, место мечты, превратившейся
в цель, занимает другая мечта, а «о»
по-прежнему стоит выше «х». Если этого
не происходит, мы говорим об «инфляции
мечты».

предметных экзаменов | NBME

Перейти к основному содержанию

ЛОГИН АККАУНТА

Home

Поиск

АВТОРИЗОВАТЬСЯ

Основная навигация

  • Продукты для оценки

    • Оценить и узнать

      • Предметные экзамены
      • Индивидуальные услуги по оценке
      • Услуги самооценки
      • Международные фонды медицины
    • Лицензирование
    • Предварительная экспертиза
    • СМОТРЕТЬ ВСЕ ПРОДУКТЫ
  • Сервисы

    • Мастерские
    • Данные запроса
    • Глобальные программы
    • ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ УСЛУГИ
  • Исследовательская работа

    • Научная библиотека
    • СМОТРЕТЬ ВСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Сдача экзамена

    • Предметные экзамены
    • Услуги самооценки
    • Международный фонд медицины®

.

предметных экзаменов | NBME

Перейти к основному содержанию

ЛОГИН АККАУНТА

Home

Поиск

АВТОРИЗОВАТЬСЯ

Основная навигация

  • Продукты для оценки

    • Оценить и узнать

      • Предметные экзамены
      • Индивидуальные услуги по оценке
      • Услуги самооценки
      • Международные фонды медицины
    • Лицензирование
    • Предварительная экспертиза
    • СМОТРЕТЬ ВСЕ ПРОДУКТЫ
  • Сервисы

    • Мастерские
    • Данные запроса
    • Глобальные программы
    • ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ УСЛУГИ
  • Исследовательская работа

    • Научная библиотека
    • СМОТРЕТЬ ВСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Сдача экзамена

    • Предметные экзамены
    • Услуги самооценки
    • Международный фонд медицины®

.

Как подготовиться к оценке? — Прочтите наши советы по подготовке к экзамену

Ниже приведены пять наиболее важных моментов, о которых следует помнить при подготовке к экзамену .

  1. Практика. Возможно, вы слышали, как люди говорят, что к экзамену нельзя подготовиться, но это неправда. Если вы практикуете тесты и задания, которые часто используются в онлайн-тестировании, вы знаете, чего ожидать, ваша скорость возрастет, и вы знаете, на что следует обратить внимание.Например, вы можете попрактиковаться, пройдя бесплатный тест на IQ. Используйте, чтобы понять, что такое тесты способностей, и потренироваться в тестах способностей, чтобы ознакомиться с ними.
  2. Хорошо отдохните. Хороший отдых может быть самой важной подготовкой к экзамену. Перед обследованием убедитесь, что вы хорошо выспались. Кроме того, утром найдите время, чтобы подготовиться, чтобы не приехать в спешке и не утомиться.
  3. Доверяйте себе. Хорошо подготовьтесь к экзамену, но также доверяйте своим способностям.
    Нервы могут убивать, когда вы завершаете оценку, и, доверяя себе и веря в себя, вы можете в значительной степени сдержать их. Если вы уже думаете, что проиграете, когда начнете оценивать, вы не произведете уверенного впечатления и, вероятно, проиграете.
  4. Присутствовать, но не подавлять. Будьте собой во время оценки, но не преувеличивайте, проявляя авторитет и присутствие. Конечно, внимание будет обращено на вашу способность вести и ясно выражать свои мысли, особенно в случае управленческой оценки, но не забывайте прислушиваться к тому, что говорят другие, и отвечать на это.Вынужденное присутствие и настойчивость могут произвести ложное впечатление.
  5. Не стоит недооценивать. Доверяйте своим способностям, но не думайте об этом легкомысленно. Выглядите хорошо подготовленным и подготовленным к экзамену и серьезно относитесь ко всем заданиям. Если ясно, что вы делаете лишь половинчатую попытку, ни одна компания вас никогда не наймет.

Если вы хотите хорошо подготовиться, возможно, стоит изучить систему заданий, интервью и отчетов, используемых для оценки.Эта система называется оценочным центром.

.

Определение формативного оценивания

Формирующая оценка относится к широкому спектру методов, которые учителя используют для проведения оценки понимания учащимися, потребностей обучения и академической успеваемости в процессе урока, раздела или курса. Формирующие оценки помогают учителям определять концепции, которые учащиеся пытаются понять, навыки, с которыми они сталкиваются с трудом, или стандарты обучения, которых они еще не достигли, чтобы можно было внести коррективы в уроки, методы обучения и академическую поддержку.

Общая цель формирующего оценивания — собрать подробную информацию, которая может быть использована для улучшения преподавания и обучения учащихся , пока это происходит . Что делает оценку «формирующей», так это не дизайн теста, техники или самооценки как таковой, а то, как она используется, то есть для информирования в процессе обучения и модификаций обучения.

Формирующие оценки обычно противопоставляются итоговым оценкам, которые используются для оценки успеваемости и успеваемости учащихся по завершении определенного периода обучения — обычно в конце проекта, раздела, курса, семестра, программы или учебного года.Другими словами, формирующие оценки составляют из обучения, а итоговые оценки составляют из обучения. Или, как сказал эксперт по оценке Пол Блэк: «Когда повар пробует суп, это формирующая оценка. Когда покупатель пробует суп, это итоговая оценка ». Однако следует отметить, что различие между формирующим и суммативным на практике часто нечеткое, и преподаватели могут придерживаться различных интерпретаций и мнений по этому вопросу.

Многие преподаватели и эксперты считают, что формирующая оценка является неотъемлемой частью эффективного обучения. В отличие от большинства итоговых оценок, которые намеренно отделяются от инструктажа, формирующие оценки интегрированы в процесс преподавания и обучения. Например, метод формирующей оценки может быть таким же простым, как преподаватель, просящий учащихся поднять руки, если они чувствуют, что они поняли недавно введенную концепцию, или может быть столь же сложным, как выполнение учащимися самооценки своего собственного письма. (обычно с использованием рубрики с изложением критериев), которую затем учитель просматривает и комментирует.Формирующие оценки помогают учителям выявлять учебные потребности и проблемы, но во многих случаях оценки также помогают учащимся лучше понять свои собственные сильные и слабые стороны в учебе. Когда учащиеся знают, что у них хорошо получается и над чем им нужно работать, это может помочь им взять на себя большую ответственность за собственное обучение и академический прогресс.

Хотя одна и та же методика или процесс оценивания теоретически могут быть использованы либо для формирующих, либо для итоговых целей, многие итоговые оценки не подходят для целей формирования, поскольку они не дают полезной обратной связи.Например, результаты стандартизированного теста могут быть недоступны учителям в течение нескольких месяцев после того, как их ученики сдали тест (поэтому результаты не могут быть использованы для изменения уроков или преподавания и улучшения подготовки учеников), или оценки могут быть неточными или детализированными достаточно, чтобы предоставить учителям и учащимся подробную информацию, которая им необходима для совершенствования.

Ниже приведены несколько репрезентативных примеров формирующих оценок:

  • Вопросы, которые учителя задают отдельным учащимся и группам учащихся в процессе обучения, чтобы определить, с какими конкретными концепциями или навыками у них могут возникнуть проблемы.Можно использовать самые разные стратегии преднамеренных вопросов, например формулировку вопросов особым образом, чтобы получить более полезные ответы.
  • Конкретные, подробные и конструктивные отзывы, которые преподаватели предоставляют о работе учащихся, такой как записи в журналах, эссе, рабочие листы, исследовательские работы, проекты, контрольные опросы без оценки, результаты лабораторных исследований или произведения искусства, дизайн и выступления. Обратная связь может использоваться, например, для пересмотра или улучшения рабочего продукта.
  • «Выходные билеты» или «выходные билеты», которые позволяют быстро собирать ответы учащихся на вопросы учителя в конце урока или урока.Основываясь на том, что указывают ответы, учитель может затем изменить следующий урок, чтобы рассмотреть концепции, которые учащиеся не смогли понять, или навыки, с которыми они могут бороться. «Бланки зачисления» — это аналогичная стратегия, используемая в начале класса или урока для определения того, что учащиеся сохранили из предыдущего опыта обучения.
  • Самооценка, в которой учащимся предлагается подумать о своем собственном процессе обучения, подумать о том, что у них хорошо получается или с чем они борются, и сформулировать, что они узнали или еще должны изучить, чтобы соответствовать ожиданиям курса или стандартам обучения.
  • Экспертные оценки, позволяющие учащимся использовать друг друга в качестве учебных ресурсов. Например, «работа по магазинам» с одноклассниками по написанию — одна из распространенных форм взаимной оценки, особенно если учащиеся следуют критериям или руководящим принципам, предоставленным учителем.

В дополнение к причинам, указанным выше, преподаватели могут также использовать формирующее оценивание, чтобы:

  • Сосредоточьте внимание студентов на процессе обучения и его внутренней ценности, а не на оценках или внешнем вознаграждении.
  • Поощряйте учеников развивать свои сильные стороны, а не зацикливаться на своих недостатках. (Соответствующее обсуждение см. В разделе «Установка на рост».)
  • Помогите учащимся лучше осознать свои учебные потребности, сильные стороны и интересы, чтобы они могли взять на себя большую ответственность за свой собственный образовательный рост. Например, ученики могут научиться самостоятельно оценивать свой прогресс и саморегулировать свое поведение.
  • Предоставьте учащимся более подробную, точную и полезную информацию.Поскольку оценки и результаты тестов дают только общее представление об академических достижениях, обычно по завершении учебного периода, формирующая обратная связь может помочь прояснить и скорректировать учебные ожидания как для учащихся, так и для родителей. Учащиеся получают более четкое представление о том, чего от них ждут, а родители получают более подробную информацию, которую они могут использовать для более эффективной поддержки образования своего ребенка.
  • Повысить или ускорить успеваемость всех учащихся, а также сократить пробелы в обучении и успеваемости.

Реформа

Хотя концепция формирующего оценивания существует только с 1960-х годов, преподаватели, возможно, использовали «формирующие оценки» в различных формах с момента изобретения обучения. Однако как целенаправленная стратегия улучшения школы, формирующее оценивание привлекает все большее внимание педагогов и исследователей в последние десятилетия. Фактически, сейчас это широко считается одной из наиболее эффективных стратегий обучения, используемых учителями, и по этой теме появляется все больше литературы и научных исследований.

Школы теперь с большей вероятностью будут поощрять или требовать от учителей использовать стратегии формирующего оценивания в классе, и для преподавателей по этому предмету доступно все больше возможностей профессионального развития. Формирующие оценки также являются неотъемлемыми компонентами персонализированного обучения и других образовательных стратегий, предназначенных для адаптации уроков и обучения к различным учебным потребностям и интересам отдельных учащихся.

Дебаты

Хотя в образовательном сообществе относительно мало разногласий по поводу полезности формирующего оценивания, споры или разногласия могут возникать из-за различных толкований этого термина.Например, некоторые преподаватели считают, что этот термин широко применяется к формам оценивания, которые не являются «истинно» формирующими, в то время как другие полагают, что формирующее оценивание редко используется надлежащим или эффективным образом в классе.

Еще одна распространенная дискуссия — можно или нужно выставлять оценки за формирующие оценки. Многие преподаватели утверждают, что формирующие оценки могут считаться действительно формирующими, только если они не оценены и используются исключительно для улучшения обучения учащихся. Если оценки присваиваются за викторину, тест, проект или другой рабочий продукт, рассуждает так, что они фактически становятся итоговыми оценками — i.д., акт выставления оценки превращает оценку в оценку успеваемости, которая фиксируется в академической записи учащегося, в отличие от диагностической стратегии, используемой для улучшения понимания учащимся и подготовки перед тем, как им дадут оценочный тест или задание.

Некоторые преподаватели также проводят различие между «чистыми» формирующими оценками — теми, которые используются учителями ежедневно, пока они инструктируют студентов, — и «промежуточными» или «контрольными» оценками, которые обычно представляют собой периодические или ежеквартальные оценки, используемые для определения где учащиеся находятся в процессе обучения или находятся ли они на пути к достижению ожидаемых стандартов обучения.В то время как некоторые преподаватели могут утверждать, что любой метод оценки, который используется диагностически, можно считать формирующим, включая промежуточные оценки, другие утверждают, что эти две формы оценки должны оставаться разными, учитывая, что могут потребоваться разные стратегии, методы и профессиональное развитие.

Некоторые сторонники формативной оценки также подозревают, что тестирующие компании неправильно маркируют и продают некоторые промежуточные стандартизированные тесты как «формативные», чтобы извлечь выгоду из популярности идеи.Некоторые наблюдатели скептически относятся к тому, что коммерческие или предварительно упакованные продукты могут быть достоверно формирующими, утверждая, что формативное оценивание — это сложный метод обучения, и для его успешного выполнения требуется как непосредственное понимание оцениваемых учащихся, так и достаточная подготовка и профессиональное развитие.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *