Тест как основной инструмент психодиагностики
⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 57Следующая ⇒
Вряд ли кто-либо будет отрицать то, что тест был, есть и остается основным ин- струментом психологической диагностики. Тест — это modus operandi психодиаг- ностики с момента ее зарождения и по настоящее время. Тест — это инструмент,
2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 113
с которым непосредственноработает психолог, решающий диагностическую за- дачу. Сказанное, разумеется, не исключает существования в этой области психо- логии внетестовой диагностики (оценки), о которой речь шла ранее. В этом раз- деле необходимо остановиться на понятии теста, его разновидностях, а также на проблемах, возникающих в связи с компьютеризацией тестирования.
Понятие теста. Виды тестов
Под тестом(англ. test— проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизи- рованных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по време- ни выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
Термин «тест», получивший чрезвычайно широкое распространение в различ- ных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим сло- вом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся ал- химиками для проведения опытов. В русском языке слово «тест» долгое время имело два значения:
1) испытательная присяга, религиозная английская клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик;
2) плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделе- ния олова из золота или серебра1.
Близкое современному содержание термин «тест» как термин психологиче- ский получает в конце XIX в. В психодиагностике известны разнообразные клас- сификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых те- стовых заданий на тесты вербальныеи тесты практические,по форме процеду- рыобследования —натестыгрупповыеииндивидуальные,понаправленности — на тесты способностей, тесты личностии тесты отдельных психических функ- ций,а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скоростии тесты результативности.Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные.Активно разра- батываются тесты компьютерные,изначально конструируемые с учетом возмож- ностей современной вычислительной техники. Предложенная нами классифика- ция (см. выше) опирается на реализуемый в тестах диагностический подход.
На страницах этой книги термин «тест» используется наряду с другим терми- ном — методика(иногда — техника). Имеет ли этот термин содержание, отличное от термина «тест»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспом- нить о становлении советской психодиагностики в 1970-е гг. Слово «тест» в это время имело по известным причинам дополнительное негативное значение, обозна-
|
Русский энциклопедический словарь. 1877.
114 Глава 2. Психодиагностика как наука
чая не только инструмент исследования, но и его «буржуазное происхождение». Поэтому все используемые тесты были переименованы в методики. Сегодня нет оснований отказываться от термина-понятия, с которым связана вся история и нынешний день психодиагностики. Термин «методика» целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряют ее, а оценивают. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные методики.Следует также учитывать сло- жившуюся в русскоязычной литературе традицию употребления термина «опрос- ник».Опросниками (носящий искусственный характер термин «тест-опросник»постепенно вышел из употребления) называют такие психодиагностические ин- струменты, которые, в отличие от других тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей.
Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теорети- ческая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психоло- гическим тестам, их психометрическим характеристикам. Распространенные пред- ставления о «простоте» и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не мо- жет толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики со- ответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно сле- дование этическим нормам психодиагностики.
Тест как основной инструмент психодиагностики — Студопедия.Нет
Вряд ли кто-либо будет отрицать то, что тест был, есть и остается основным ин- струментом психологической диагностики. Тест — это modus operandi психодиаг- ностики с момента ее зарождения и по настоящее время. Тест — это инструмент,
2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 113
с которым непосредственно работает психолог, решающий диагностическую за- дачу. Сказанное, разумеется, не исключает существования в этой области психо- логии внетестовой диагностики (оценки), о которой речь шла ранее. В этом раз- деле необходимо остановиться на понятии теста, его разновидностях, а также на проблемах, возникающих в связи с компьютеризацией тестирования.
Понятие теста. Виды тестов
Под тестом (англ. test— проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизи- рованных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по време- ни выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
Термин «тест», получивший чрезвычайно широкое распространение в различ- ных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим сло- вом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся ал- химиками для проведения опытов. В русском языке слово «тест» долгое время имело два значения:
1) испытательная присяга, религиозная английская клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик;
2) плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделе- ния олова из золота или серебра1.
Близкое современному содержание термин «тест» как термин психологиче- ский получает в конце XIX в. В психодиагностике известны разнообразные клас- сификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых те- стовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процеду- рыобследования —натестыгрупповыеииндивидуальные,понаправленности — на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функ- ций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности. Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные. Активно разра- батываются тесты компьютерные, изначально конструируемые с учетом возмож- ностей современной вычислительной техники. Предложенная нами классифика- ция (см. выше) опирается на реализуемый в тестах диагностический подход.
На страницах этой книги термин «тест» используется наряду с другим терми- ном — методика (иногда — техника). Имеет ли этот термин содержание, отличное от термина «тест»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспом- нить о становлении советской психодиагностики в 1970-е гг. Слово «тест» в это время имело по известным причинам дополнительное негативное значение, обозна-
|
Русский энциклопедический словарь. 1877.
114 Глава 2. Психодиагностика как наука
чая не только инструмент исследования, но и его «буржуазное происхождение». Поэтому все используемые тесты были переименованы в методики. Сегодня нет оснований отказываться от термина-понятия, с которым связана вся история и нынешний день психодиагностики. Термин «методика» целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряют ее, а оценивают. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные методики. Следует также учитывать сло- жившуюся в русскоязычной литературе традицию употребления термина «опрос- ник». Опросниками (носящий искусственный характер термин «тест-опросник» постепенно вышел из употребления) называют такие психодиагностические ин- струменты, которые, в отличие от других тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей.
Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теорети- ческая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психоло- гическим тестам, их психометрическим характеристикам. Распространенные пред- ставления о «простоте» и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не мо- жет толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики со- ответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно сле- дование этическим нормам психодиагностики.
2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики
Вряд
ли кто-либо будет отрицать то, что тест
был, есть и остается основным инструментом
психологической диагностики. Тест —
это modus
operandi психодиагностики
с момента ее зарождения и по настоящее
время. Тест — это инструмент,
2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 113
с
которым непосредственно работает
психолог, решающий диагностическую
задачу. Сказанное, разумеется, не
исключает существования в этой области
психологии
внетестовой диагностики (оценки), о
которой речь шла ранее. В этом разделе
необходимо остановиться на понятии
теста, его разновидностях, а также на
проблемах,
возникающих в связи с компьютеризацией
тестирования.
2Ч5.1.
Понятие теста. Виды тестов
Под
тестом
(англ.
test
—
проба,
испытание, проверка) понимается ансамбль
стандартизированных,
стимулирующих определенную форму
активности, часто ограниченных по
времени
выполнения заданий, результаты которых
поддаются количественной (и качественной)
оценке и позволяют установить
индивидуально-психологические особенности
личности.
Термин
«тест», получивший чрезвычайно широкое
распространение в различных
областях знания в смысле испытания,
проверки, имеет давнюю историю. По Р.
Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест»
происходит из старофранцузского языка
и является синонимом слова «чашка»
(лат. testa
—
ваза
из глины). Этим словом
обозначали небольшие сосуды из обожженной
глины, использовавшиеся алхимиками
для проведения опытов. В русском языке
слово «тест» долгое время имело
два значения:
испытательная
присяга, религиозная английская клятва,
которую каждый
вступающий
в общественную должность должен давать,
чтобы доказать, что
он
не тайный католик;плоский
плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной
золы для выделе
ния
олова из золота или серебра1.
Близкое
современному содержание термин «тест»
как термин психологический
получает в конце XIX
в.
В психодиагностике известны разнообразные
классификации
тестов. Они могут подразделяться по
особенностям используемых тестовых
заданий на тесты
вербальные и
тесты
практические, по
форме процедуры
обследования — на тесты
групповые и
индивидуальные,
по
направленности — на
тесты
способностей, тесты личности и
тесты
отдельных психических функций,
а
в зависимости от наличия или отсутствия
временных ограничений — на тесты
скорости и
тесты
результативности. Так
же тесты могут различаться по принципам
их конструирования. За последние
десятилетия многие известные тесты
были приспособлены к среде компьютера
(предъявление, обработка данных и др.),
их можно обозначить как тесты
компьютеризированные. Активно
разрабатываются
тесты
компьютерные, изначально
конструируемые с учетом возможностей
современной вычислительной техники.
Предложенная нами классификация
(см. выше) опирается на реализуемый в
тестах диагностический подход.
На
страницах этой книги термин «тест»
используется наряду с другим термином
— методика
(иногда
— техника). Имеет ли этот термин
содержание, отличное от
термина «тест»? Для того чтобы ответить
на этот вопрос, необходимо вспомнить
о становлении советской психодиагностики
в 1970-е гг. Слово «тест» в это время
имело по известным причинам дополнительное
негативное значение, обозна-
Русский
энциклопедический словарь. 1877.
чая
не только инструмент исследования, но
и его «буржуазное происхождение».
Поэтому все используемые тесты были
переименованы в методики. Сегодня нет
оснований
отказываться от термина-понятия, с
которым связана вся история и нынешний
день психодиагностики. Термин «методика»
целесообразно сохранить за
нестандартизованными диагностическими
инструментами, а также теми из них,
которые,
как правило, в силу претензий на глобальную
диагностику личности, скорее
не измеряют ее, а оценивают. К таким
диагностическим инструментам в первую
очередь относятся проективные
методики. Следует
также учитывать сложившуюся
в русскоязычной литературе традицию
употребления термина «опросник».
Опросниками
(носящий искусственный характер термин
«тест-опросник»
постепенно
вышел из употребления) называют такие
психодиагностические инструменты,
которые, в отличие от других тестов,
направлены на субъективную оценку
обследуемым самого себя или других
людей.
Тесту,
как и любому другому инструменту
познания, присущи особенности, которые
в конкретных обстоятельствах исследования
могут рассматриваться в качестве его
достоинств или недостатков. Эффективное
использование тестов зависит
от учета многих факторов, из которых к
важнейшим относятся: теоретическая
концепция, на которой базируется тот
или иной тест; область применения; весь
комплекс сведений, обусловленных
стандартными требованиями к психологическим
тестам, их психометрическим характеристикам.
Распространенные представления о
«простоте» и доступности тестов не
соответствуют действительности. Являясь
средством исследования сложнейших
психических явлений, тест не может
толковаться упрощенно как предложение
задания (заданий) и регистрация его
решения. Научное использование тестов
возможно лишь при условии опоры на
общепсихологические знания, компетентность
в области теории и практики соответствующих
психодиагностических исследований. Не
менее существенно следование
этическим нормам психодиагностики.
Тест как основной психодиагностический инструмент. Виды тестов — МегаЛекции
Под тестом (англ. test — проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности
В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные, по направленности — натесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — натесты скорости и тесты результативности. Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить кактесты компьютеризированные. Активно разрабатываютсятесты компьютерные, изначально конструируемые с учетом возможностей современной вычислительной техники. Предложенная нами классификация (см. выше) опирается на реализуемый в тестах диагностический подход.
Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрическим характеристикам. Распространенные представления о “простоте” и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики.
Основные этические принципы и правила работы психолога – диагноста.
В кодексе профессиональной этики психолога-диагноста особое внимание должно быть уделено критическим ситуациям, в которых могут конфликты ценностей, как, например, в отношениях между развитием науки на благо человечества и защитой прав и благополучия отдельных индивидов.
1. Уровень квалификации людей, использующих диагностические методики. Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными экспериментаторами, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования.
В идеальном случае хорошо подготовленный психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для частной цели, с которой он проводит диагностирование, так и для конкретного человека, которого он обследует. Он также хорошо должен знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и способен оценить технические параметры таких ее характеристик, как нормы, надежность и валидность. Известно, что результаты диагностирования чувствительны ко множеству условий его проведения. Поэтому психодиагност делает выводы или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической оценки (или оценок) в свете другой касающейся индивида информации. Главное же, он должен быть достаточно осведомлен в науке* о человеке, чтобы уберечься от неоправданных выводов в своей интерпретации полученных оценок.*
2. Использование диагностических методик. Право приобретения и последующего использования методик диагностики должно предоставляться лицам, имеющим определенную квалификацию.
Это ограничение имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Доступ к таким методам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование. Диагностические оценки, как и сами методики, передаются только лицам, которые способны их интерпретировать и использовать надлежащим образом.
Другие профессиональные обязательства должны быть связаны с продажей психологических методик, осуществляемой их авторами и разработчиками, а также издателями.
Обеспечение тайны результатов обследования.
Когда обследование проводится в интересах общества или какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформирован о том, как будут использоваться его оценки. Желательно также объяснить ему, что правильная оценка будет выгодна самому обследуемому, так как ему не принесет пользы, если он займет место, на которое в дальнейшем у него не хватит сил или для которого он потом будет признан непригодным. Диагностические результаты, полученные в клинике или консультации, не могут быть применены в интересах этих учреждений, если клиент не даст своего согласия на это
Конфиденциальность.
5. Сообщение результатов обследования.
При сообщении результатов учителям, школьным администраторам, нанимателям рабочей силы и другим лицам следует соблюдать такие же предосторожности. Сообщения об уровне выполнения и качественные описания, сделанные простым языком, предпочтительнее специфических числовых данных, за исключением тех случаев, когда результаты теста сообщаются опытному, хорошо подготовленному психологу-профессионалу.
При сообщении результатов любых диагностических методов желательно принимать во внимание характеристики, особенности того человека, кому передается информация. Это касается не только образовательного уровня и его знаний по психологии и тестологии, но также и его ожидаемой эмоциональной реакции на информацию. Если речь идет о родителях или учителях, например, то их эмоциональные конфликты с ребенком могут препятствовать спокойному и рассудительному восприятию фактической информации о ребенке.
6. О социально-психологических основаниях этического кодекса психолога-диагноста.Психолог должен придавать большое значение достоинству и ценности бытия каждого отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи во вред обследуемого, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда другим с целью, несовместимой с ценностью этических эталонов. Испрашивая для себя возможности диагностического обследования, свободы и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на основаниях компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностического обследования и тех открытий в личностном мире индивида, которые он обнаружил, и вниманию к социальным запросам и интересам своих коллег и общества. Среди тех основных принципов, которые могут составлять этический кодекс психолога-диагноста, в первую очередь должны быть названы:
1) благополучие обследуемого индивида;
2) ответственность, в основе которой объективность,
3) моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества;
4) корректность и сдержанность в публичных заявлениях;
5) конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;
6) отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;
7) неразглашение результатов обследования;
8) меры предосторожности в обследованиях;
9) условия, возможности и ограничения в публикации методик;
10) интерпретация диагностических результатов.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Тесты как метод психодиагностики. Классификация тестов
Тесты (в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологическихразличий.
Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются следующие три основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.
Формы психологического тестирования
По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).
Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты — это такой тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Эти тесты имеют большую историю. С них началась психодиагностика. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, другими непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к тестированию, функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, психолог, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, может по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии — для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Для индивидуального тестирования нужно, как правило, много времени. Оно предъявляет высокие требования к уровню квалификации экспериментатора. В этом отношении индивидуальные тесты менее экономичны по сравнению с групповыми.
Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).
Одно из главных преимуществ групповых тестов — массовость испытаний. Другое преимущество — инструкции и процедура проведения достаточно просты, и от экспериментатора не требуется высокой квалификации. При групповом тестировании в большой степени соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов обычно носит более объективный характер. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ. Еще одно преимущество группового тестирования — относительная легкость и быстрота сбора данных и как следствие более благоприятные по сравнению с индивидуальным тестированием условия для сопоставления с критерием. Для большинства современных стандартизированных тестов нет ничего необычного в том, что их нормативные выборки включают от 100 до 200 тыс. человек, в то время как даже наиболее тщательно разработанные индивидуальные тесты при стандартизации с трудом набирают данные для 2—4 тыс. человек.
Однако следует отметить и определенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментатора гораздо меньше возможностей добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать его и заручиться его согласием сотрудничать. Любые случайные состояния испытуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты в групповых тестах, нежели в индивидуальных. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.
Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно («открытые» ответы), в других — он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным («закрытые» ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить «открытый» или «закрытый» характер.
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу оперирования. Бланковые тесты (другое широко известное название — тесты «Карандаш и бумага») представлены в виде тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов (если тестируются дети младшего возраста). Для старших подростков предусмотрены варианты, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно, до тех пор, пока они не износятся. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.
В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известные из них — кубики Косса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского—Сахарова. Предметные теста в основном проводятся индивидуально.
Аппаратурные тесты — это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. С их помощью моделируются различные виды деятельности (например, водителя, оператора). Это особенно важно для профессиональной диагностики, ориентированной на определенный критерий. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.
Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с помощью клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить матема-тико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.
С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практически невозможно:
время выполнения заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д. Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа в процессе тестирования.
Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.
Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной речевой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например, творческих).
Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Они включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.
Классификация тестов по содержанию
Тест как основной инструмент психодиагностики
Реферат
Тест как основной инструмент психодиагностики
Содержание:
1.Введение.
2.Понятие теста, виды текста.
3.Классификация тестов по Розенцвейгу.
4. .Психологический диагноз.
5.Заключение.
6.Литература.
Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка — «распознание». Диагностика понимается как распознание чего-либо (например, болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т. д.).
Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-
Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.
Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др.). К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации получаемых результатов. Направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т. д.).
В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.
Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут либо соотноситься с определенной системой отсчета, либо сравниваться между собой.
Таким образом, диагностика предполагает обязательное сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц, по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологич
«Тесты (от англ, test — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми». Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В вопросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных ответов не существует.
Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты.
Индивидуальные тесты — это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: психолог имеет возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, в зависимости от уровня подготовленности испытуемого можно по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии — для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т. д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Однако индивидуальные тесты требуют, как правило, много времени на проведение эксперимента и в этом смысле менее экономичны по сравнению с групповыми.
Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). Поскольку инструкции и процедура проведения детально разработаны, экспериментатор должен неукоснительно их выполнять. При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ.
Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить открытый или закрытый характер.
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу, который используется при тестировании. Бланковые тесты (другим широко известным названием является «тесты «карандаш и бумага») представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения заданий, сами задания и графы для ответов. Для старших подростков предусмотрены формы, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.
В предметных тестах: материал тестовых задании представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т. п. Наиболее известны кубики Косса. Тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского—Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся индивидуально.
Аппаратурные тесты — это тип методик, требующий применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (ре-актометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы в аппаратурных тестах широко используют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.
Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры. Таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.
Вербальные и невербальные тесты.
Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительных»- действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Задания, составляющие эти методики, апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.
Невербальные тесты — такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тестом являются прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.
По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления:
тесты интеллекта;
тесты способностей;
тесты личности;
тесты достижений
Интеллект и интеллектуальные тесты
Неудачные попытки определить сущность интеллекта привели к стремлению понять его через интеллектуальное выполнение. Интеллектуальный тест представляет собой модель того типа проблем, где возможно интеллектуальное выполнение. Поэтому некоторые психологи (А. Бине, Ч. Спирмен, Л. Термен и др.) стали называть интеллектом то, что измеряется интеллектуальными тестами. Коэффициент интеллектуальности (IQ) стал синонимом интеллекта. В тесте испытуемым предлагается выполнить некоторое количество задач, требующих установления логико-функциональных отношений между заданными объектами (словами, графическими изображениями и пр.). По сумме выполненных заданий определяется первичный (сырой) балл каждого индивида, который затем переводят в стандартную (шкальную) оценку. Это и есть IQ. Стандартный IQ является соотнесением индивидуального показателя со статистической нормой, полученной на однородной репрезентативной выборке испытуемых. Он отражает место (точку), которое занимает индивид по своим показателям выполнения на оси континуума результатов тестирования группы.
Классификация тестов по Розенцвейгу
Наиболее интересной и завершенной представляется теория Сола Розенцвейга. В 1934 году Розенцвейг опубликовал «эвристическую» классификацию типов реакций фрустрации, которую он намеревался сделать базой для измерений проекции личности. Более совершенная формулировка теории появилась в 1938 году.
В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает три уровня психологической защиты организма.
1. Клеточный (иммунологический) уровень, психобиологическая защита основана здесь на действии фагоцитов, антител кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против инфекционных воздействий.
2. Автономный уровень, называемый также уровнем немедленной необходимости (по типологии Кеннона). Он заключает защиту организма в целом против общих физических агрессий. В психологическом плане этот уровень соответствует страху, страданию, ярости, а на физиологическом – биологическим изменениям типа «стресса».
3. Высший кортикальный уровень (защита «я») заключает в себе защиту личности против психологической агрессии. Это – уровень, включающий главным образом теорию фрустрации.
Это разграничение, конечно, схематично; Розенцвейг подчеркивает, что в широком смысле теория фрустрации покрывает все три уровня и все они взаимно проникают друг в друга. Например, серия психических состояний: страдание, страх, беспокойство, – относясь в принципе к трём уровням, на деле представляют колебания; страдание относится одновременно к уровням 1 и 2, страх – к 2 и 3, только беспокойство – исключительно к уровню 3.
Розенцвейг различает два типа фрустрации:
1. Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием.
2. Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетворению потребности. Данное уже определение фрустрации относится главным образом к вторичной, и именно на ней основано большинство экспериментальных исследований. Примером вторичной фрустрации может служить: субъект, голодая, не может поесть, поскольку ему мешает приход посетителя. Было бы естественно классифицировать реакции фрустрации, следуя природе пресеченных потребностей. Розенцвейг считает, что современное отсутствие классификации потребностей не создает препятствий для изучения фрустрации, препятствует больше отсутствие знаний о самих реакциях фрустрации, что могло бы стать основой классификации.
Рассматривая пресеченные потребности, можно различать два типа реакций:
Тест как основной инструмент психодиагностики — КиберПедия
Вряд ли кто-либо будет отрицать то, что тест был, есть и остается основным инструментом психологической диагностики. Тест – это modus operandi психодиагностики с момента ее зарождения и по настоящее время. Тест – это инструмент, с которым непосредственноработает психолог, решающий диагностическую задачу. Сказанное, разумеется, не исключает существования в этой области психологии внетестовой диагностики (оценки), о которой речь шла ранее. В этом разделе необходимо остановиться на понятии теста, его разновидностях, а также на проблемах, возникающих в связи с компьютеризацией тестирования.
Понятие теста. Виды тестов
Под тестом «(англ, test – проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
Термин «тест», получивший чрезвычайно широкое распространение в различных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa – ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов. В русском языке слово «тест» долгое время имело два значения:
1) испытательная присяга, религиозная английская клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик;
2) плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделения олова из золота или серебра*.
* Русский энциклопедический словарь. 1877.
Близкое современному содержание термин «тест» как термин психологический получает в конце XIX в. В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические,по форме процедуры обследования – на тесты групповые и индивидуальные,по направленности – на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций,а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений – на тесты скорости и тесты результативности.Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные.Активно разрабатываются тесты компьютерные,изначально конструируемые с учетом возможностей современной вычислительной техники. Предложенная нами классификация (см. выше) опирается на реализуемый в тестах диагностический подход.
На страницах этой книги термин «тест» используется наряду с другим термином – методика(иногда – техника). Имеет ли этот термин содержание, отличное от термина «тест»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить о становлении советской психодиагностики в 1970-е гг. Слово «тест» в это время имело по известным причинам дополнительное негативное значение, обозначая не только инструмент исследования, но и его «буржуазное происхождение». Поэтому все используемые тесты были переименованы в методики. Сегодня нет оснований отказываться от термина-понятия, с которым связана вся история и нынешний день психодиагностики. Термин «методика» целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряют ее, а оценивают. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные методики.Следует также учитывать сложившуюся в русскоязычной литературе традицию употребления термина «опросник».Опросниками (носящий искусственный характер термин «тест-опросник»постепенно вышел из употребления) называют такие психодиагностические инструменты, которые, в отличие от других тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей.
Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрическим характеристикам. Распространенные представления о «простоте» и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики.
Особенности теста достижений как инструмента психодиагностики
Особенности теста достижений как инструмента психодиагностики
Тесты достижений обычно противопоставляются субъективным методам проверки знаний, таким как устные и письменные собеседования. Подчеркивается, что тесты обеспечивают объективность теста. Например, при проверке орфографии диктант не даст такой объективной информации, которую предоставит специально разработанный тест.Учителя диктуют в разном темпе, с разным акцентом, и один и тот же ученик, который пишет диктант по одним и тем же орфограммам, разные учителя могут делать разные ошибки. Инструкции к тесту содержат точные инструкции о том, как произносится слово, когда и в каком классе проводятся тесты, как диктовать предложение, сколько раз можно повторять слово и т. Д.
Объективность тестов достижений обеспечивается обработкой результатов тестирования. Оценки одного и того же письменного произведения разными учителями могут значительно отличаться друг от друга.Среди факторов, влияющих на оценку учителями письменных работ, обычно выделяют: объем письменной работы, грамматические и орфографические ошибки (даже если оценивается только содержание), почерк, последовательность, в которой оценивалась работа, пол учитель и ученик, отношение к ученику. Тестовые задания таковы, что для их выполнения достаточно написать число, слово, поставить крестик или выделить желаемый ответ. Составленные таким образом, снабженные ключами и образцами типовых ответов, задания практически исключают неточности в обработке результатов.Тест достижений, как и любой другой тест, связан с объективной интерпретацией результатов измерений. При выставлении оценок учитель использует не установленные стандарты успеваемости, а свою персональную шкалу оценки качества, часто ориентируясь на уровень академической успеваемости класса, на конкретное место учебной дисциплины в образовательной программе. Так, оценка одного и того же рисунка одного и того же ученика школьным учителем с эстетическим уклоном и учителем общеобразовательной школы может быть разной.Конечно, тесты достижений лишены этих недостатков, если они правильно написаны и применены.
Существенное отличие тестов от традиционных методов аттестации состоит в том, что тесты ставят всех учащихся в равные условия с использованием стандартной процедуры и общих критериев оценки. В то же время студенты с низким академическим статусом или низким уровнем учебной мотивации получают дополнительный шанс продемонстрировать свои успехи.
Тест, но по сравнению с контрольной работой или устным ответом на тему исследования, раздел, представляет собой многомерный инструмент, который использует шкалу интервальных оценок.Контрольная работа или экзамен обычно оценивается по пятибалльной (в некоторых странах десятибалльной) системе. Тот, кто полностью справился с предложенными задачами, выполнил их частично или не выполнил вообще, соответственно, получает ту или иную оценку. При этом остается вопрос, насколько полученные результаты аттестации отражают максимально возможные уровни операционных знаний каждого студента. В тестировании, наоборот, разброс оценок широк.
Обычно тесты охватывают значительный объем контента, и студенты могут продемонстрировать свои достижения «на широком материальном поле».
При традиционном методе оценивания допущенная ошибка приводит к более серьезным последствиям, чем тест, поскольку ученик может продемонстрировать успехи в других разделах содержания и типах тестовых заданий. Кроме того, тесты эффективны с экономической точки зрения. Основные затраты возникают на этапе разработки инструментария и при увеличении количества тестируемых.
Озвучиваются критические замечания по поводу тестов производительности. Прежде всего, подчеркивается, что во время теста нет личного контакта между преподавателем и учеником.Кроме того, сама процедура тестирования не предполагает актуализации и развития навыков устной речи и умения вести диалог. Большинство учителей признают, что школьникам и ученикам мешают тесты, и не позволяют им мыслить творчески и спонтанно.
Существенным ограничением тестов как формы контроля является тот факт, что сложные формы умственной деятельности трудно формализовать и что не все предметные дисциплины поддаются алгоритмизации (литература и искусство).
Несмотря на указанные недостатки и ограничения, тесты достижений используются на всех этапах учебной и профессиональной подготовки. Анализируя многолетний опыт применения тестов достижений в образовательной практике США, А. Анастази подчеркивает, что объективность и единообразие процедуры оценивания сводят к минимуму влияние случайных факторов при оценке, а периодическое применение хорошо построенных тестов достижений облегчает процесс обучения.
Не стоит недооценивать роль тестов в поддержании приемлемого уровня мотивации, которая достигается за счет своевременного информирования студентов об ошибках, допущенных в тех или иных разделах курса.Учитывая осознание учащимися объективности предлагаемых им инструментов оценки, их результаты воспринимаются как справедливые. Это способствует развитию у студентов адекватной самооценки.
Тесты на успеваемость предназначены для оценки успешности освоения определенной, ограниченной структуры обучения, например, раздела математики «умножение на
».
тестов на креативность — Психодиагностика. Теория и практика
Тесты на творчество
Если говорить о тестах на креативность, это, прежде всего, тесты на творческое мышление. Первые такие тесты появились еще в начале 20 века. Так, для исследования творческих личностей до 1915 г. применялись открытые задания теста А. Бине с множественными формами ответов. После Первой мировой войны появилось множество тестов «на воображение», «на сочетание идей».и другие. В 1950-е гг. Тесты на креативность были созданы Гилфорд и его коллегами из Калифорнийского университета.
Эти методы, известные как тесты Южного Халифания, измеряли характеристики одного из типов мышления, называемого Гилфорд дивергентным. Разработано 14 тестов. В первых 10 испытуемых требовался вербальный ответ, а в последних четырех требовался ответ, основанный на визуальном содержании.
Примеры словесных заданий
1. Удобство использования. Напишите слова, содержащие указанную букву (букву о: ноше, горшке, еще раз …).
2. Удобство использования ассоциаций. Напишите слова, близкие по смыслу к данному слову (тяжелые: сложные, тяжелые, серьезные …).
Пример тонкой работы
Дизайн. Контуры известных объектов должны быть заполнены как можно большим количеством деталей этих объектов.
Самый известный в 1950-1960-х гг. Были тесты «Альтернативное использование», «Улучшение продукта» и «Последствия». Тесты Гилфорда ориентированы на взрослых и старшеклассников. Их стандартизация проводилась на небольших выборках, а данные о надежности и валидности значительно различаются от теста к тесту и не являются удовлетворительными. По мнению психологов, причины низкой эффективности тестов Гилдфорда в оценке творческих способностей заключаются в настройке скорости выполнения заданий и отсутствии личностных характеристик.
Кроме того, задания в них не предполагают определенного количества ответов, что мешает объективному подсчету их показателей. По этой причине, как считают некоторые психодиагностики, для тестов на креативность необходимо установить надежность специалистов, оценивающих их работу.
В настоящее время наиболее широко известны и широко используются тесты творческого мышления Э. П. Торренса (Torrance Tests of Creative Thinking — TTCT). Несмотря на заявленную им задачу разработать тестовые задания как модель творческого процесса и отразить в них не результат, а процесс творчества, на самом деле тесты Торренса (особенно вербальные), по сути, похожи на тесты Гилфорда в Южной Калифорнии, а иногда и их адаптация.Кроме того, результаты тестов заимствованы Торрансом из Гилфорда. Однако Торренс не пытался создать факторно чистые (то есть отражающие одним фактором) тесты, но стремился отразить в них сложность творческих процессов. Их формальные характеристики (надежность, валидность) немного лучше, чем у Гилдфорда, но все же их недостаточно.
Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, графическую и звуковую батареи. Он предпочитал не использовать термин «творчество» в названиях своих методов, считая их батареями вербального, визуального и вербально-звукового творческого мышления.Чтобы снять тревогу и создать благоприятную творческую атмосферу, Торренс называл свои методы не тестами, а занятиями.
Устный тест, разработанный в 1966 году, предназначен для детей от пяти лет и взрослых. Он состоит из семи субтестов. Первые три — это вопросы, относящиеся к одной картинке: испытуемому предлагается задать как можно больше вопросов к картинке, угадать как можно больше причин и следствий того, что на ней изображено. В четвертом субтесте нужно придумать как можно больше интересных и необычных способов изменить игрушку, изображенную на картинке.В подтесте 5 нужно придумать как можно больше интересных и необычных приложений по известной теме (например, пустому ящику). В задании 6 необходимо придумать на одну и ту же тему как можно больше необычных вопросов. В подтесте 7 требуется представить необычную ситуацию и сделать как можно больше предположений о ее возможных последствиях. Время выполнения каждого подтеста ограничено. Тест является групповым и имеет две параллельные формы: A и B. Основными показателями теста являются беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки.Этот тест переведен на США, но нет данных о его проверке на надежность и валидность, а также о стандартизации в отечественном образце. Поэтому словесный тест Торренса в нашей стране можно использовать только в исследовательских целях.
Torrance’s Torrens также появился в 1966 году. Его перевод, адаптация и повторная стандартизация в местных предметах были выполнены Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо и Н.Б. Шумаковой. Он предназначен для испытуемых от 5 до 18 лет.Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Субтест 1 «Рисование картинки» требует от тестировщиков наклеить на лист бумаги вырезанную из цветной бумаги фигуру неправильной формы и на этой основе нарисовать любую оригинальную картинку. В субтесте 2 Закончите рисование на основе незаконченных фигур, изображенных в тестовой тетради, нарисуйте необычные сюжетные картинки или предметы. В подтесте 3 вам нужно нарисовать как можно больше объектов на основе параллельных линий или окружностей.Время выполнения каждого субтеста ограничено 10 минутами (анализ ответов проводится по критериям беглости, гибкости, оригинальности и основательности разработки).
Батарея словесно-звукового творческого мышления состоит из двух тестов, проводимых с использованием магнитофонной записи. Первый тест «Звуки и изображения» использует в качестве объекта для распознавания звуки, второй тест «Звукоподражание и образы» использует звукоподражательные слова, то есть слова, имитирующие естественные звуки (например, похожие на скрип или трещину).Первый тест состоит из четырех звуковых последовательностей, представленных трижды, второй — из девяти слов, представленных четыре раза. В обоих тестах после прослушивания звукозаписи испытуемый должен написать то, что он считает похожим на каждый звук. Ответы оцениваются только по показателю оригинальности. В нашей стране этот аккумулятор не использовался.
Другой, последний в создании теста на креативность (для дошкольников), проявленный в механизмах , и , , был разработан Торренсом в 1980 году.Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в любой комнате. Регистрируются те же четыре уровня креативности, что и в других тестах Торранса.
Несмотря на желание психологов противопоставить творческое мышление репродуктивному мышлению, на практике тесты на креативность строились на тех же принципах, что и тесты интеллекта, то есть это были высокоскоростные методики w
.
Стандартизированные тесты и неформальные тесты достижений
Стандартизированные тесты и неформальные тесты производительности
Стандартизированные тесты — — это опубликованные тесты, используемые для подведения итогов успеха. Поскольку такие тесты проводятся во многих школах по всей стране, их содержание не может во всех случаях соответствовать учебной программе в той же степени, в какой ей соответствуют тесты, составленные учителями. Они предназначены для определения соответствия достижений некоему идеальному национальному учебному плану (часто основанному на синтезе материала из различных учебников).Эти тесты были написаны профессиональными компиляторами, включенные в них задания были протестированы, а результаты подверглись специальному анализу, в результате такие инструменты более надежны, чем тесты, составленные учителями. Фактически, их надежность почти всегда составляет от 0,90 до 0,97. Следовательно, такие тесты точны и непротиворечивы, а их результаты соответствуют кривой нормального распределения. Чтобы получить нормы, составители тестов передают опубликованные тесты представительной группе тестируемых, называемой группой нормализации.Члены этой группы выбираются для представления студентов, результаты которых будут впоследствии оцениваться путем сравнения с результатами, полученными группой нормализации. Таким образом, члены рейтинговой группы представляют все возрасты, все уровни аттестации, все части страны (как географические, так и городские, пригородные и сельские), все этнические группы и все социально-экономические уровни населения, так что полученный результат нормы имеют самое широкое применение.
Метод проведения этих тестов так же стандартизирован, как и сами тесты (еще одна причина, по которой они называются стандартизованными).Инструкции по их ведению подробно описаны.
Среди стандартизированных тестов достижений можно выделить следующие основные подтипы:
— батареи общих достижений, адаптированные для измерения конечных результатов освоения образовательных программ;
— тесты по отдельным предметам , используемые в школах, колледжах и университетах для контроля эффективности изучения предмета;
— тесты мониторинга результатов обучения, , основной целью которых является получение информации о результатах обучения в разных странах мира в сравнении на международном уровне.
Батареи общих достижений — это широко ориентированные тесты, они используются для оценки достижения основных, долгосрочных целей обучения. Такие батареи разрабатываются в начале 20 века и сейчас используются в образовательной практике США.
Большинство наборов тестов охватывают все уровни обучения и представляют собой скоординированные серии тестов, которые позволяют учащимся сравнивать результаты на разных этапах обучения. Одна из самых известных батарей — серия тестов Stanford Achievement Test.
Он предназначен для измерения базовых уровней чтения, математики, родного языка, естественных и социальных наук, а также навыков аудирования для учащихся начальной и средней школы в США.
Седьмая, последняя версия батареи используется в разных учебных группах — от детского сада до 13 класса. Вся батарея занимает пять получасовых и два 15-минутных периода с небольшими перерывами между ними.
Тестовая батарея состоит из следующих субтестов:
Словарь »: субтест изучает словарный запас, используя устное представление незаконченных предложений, предлагающих ребенку выбрать наиболее подходящее слово из заданных слов.
& Понимание Прочтите: ребенка просят прочитать отрывок из прозы или стихотворения и каждому задать ряд вопросов. Чтобы давать правильные ответы, ученик должен уметь различать основную идею отрывка, ключевые моменты текста, понимать его скрытый смысл, уметь делать выводы из прочитанного.
Навыки анализа речи: « студент должен произносить визуально представленные ему отдельные буквы и их сочетания, составлять слова из слогов.
Математические понятия »: субтест изучает понимание математических терминов и систем обозначений и действий, например дробей, множеств, процентов и т. Д.
«Математические вычисления»: субтест включает оценку умения действовать с помощью цифр (буквенные символы не используются)
Применение математики »: субтест содержит типовые арифметические задачи, измерения, задачи планирования и т. Д.
Грамотность & quot;: поиск неправильно написанных слов.
Язык: Подтест устанавливает умение правильно использовать прописные буквы, формы глаголов и местоимений, верно строить предложения, соблюдать правила пунктуации и т. Д.
Social Spiders »: требует выполнения задач, основанных на знаниях из истории, экономики, политики, социологии и т. Д.
Natural Spiders »: субтест содержит задания, раскрывающие знания некоторых методов исследования и терминов из области физики и биологии.
Understanding Listened «: Подтест содержит задачи по сохранению и систематизации информации.
Последняя редакция тестовой батареи включает в себя задачи со свободным ответом и расширенный набор задач с выбором ответа. Это делается для того, чтобы измерить навыки мышления более высокого порядка. Также используются различные методы представления результатов испытаний: полученное
.
Появление тестирования — Психодиагностика. Теория и практика
Тестирование
Между теоретическими положениями, разработанными в рамках общей психологии, и основами психодиагностики прослеживается тесная внутренняя связь. Представления о законах развития и функционирования психики являются отправной точкой в выборе методологии психодиагностики, построении психодиагностических методик, их применении на практике.
История психодиагностики — это история появления основных психодиагностических методик и развития подходов к их созданию, основанных на эволюции взглядов на природу и функционирование психического.В этой связи интересно проследить, как некоторые важные психодиагностические методы формировались в основных школах психологии.
Методы испытаний связаны с теоретическими принципами бихевиоризма. Методологическая концепция бихевиоризма была основана на том факте, что существует детерминированная связь между организмом и окружающей средой. Организм, реагируя на раздражители внешней среды, стремится изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и подстраивается под нее.Бихевиоризм представил психологию как ведущую категорию поведения, понимая ее как совокупность реакций на стимулы, доступных для объективного наблюдения. Поведение, согласно концепции бихевиориста, является единственным объектом изучения психологии, и все внутренние психические процессы должны интерпретироваться в соответствии с объективно наблюдаемыми поведенческими реакциями. В соответствии с этими представлениями цель диагностики изначально заключалась в исправлении поведения. Это была первая психодиагностика, разработавшая метод тестирования (термин введен Ф.Гальтон).
Первым исследователем, использовавшим в психологической литературе понятие «интеллектуальный тест», был Дж. М. Кеттелл. Этот термин, после статьи Кеттелла «Интеллектуальные тесты и измерения», опубликованной в 1890 году в журнале Mind , приобрел широкую популярность. В своей статье Кеттел писал, что применение серии тестов к большому количеству отдельных людей откроет закономерности психических процессов и тем самым приведет к превращению психологии в точную науку.При этом он предположил, что научная и практическая ценность испытаний возрастет, если условия их проведения будут однообразными. Впервые была заявлена необходимость стандартизации тестов, чтобы можно было сравнивать их результаты, полученные разными исследователями по разным предметам.
Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, которые включали в себя различные виды моторных измерений, чувствительности, времени реакции, времени, затраченного на наименование цветов, количество звуков, воспроизводимых после одного прослушивания, и т. Д.Он использовал эти тесты в своей лаборатории Колумбийского университета (1891). Но опыт использования их в практических целях для прогнозирования кривой обучения студентов оказался неудачным: не было установлено связи между результатами тестирования и успешностью обучения.
Вслед за Кеттел другие американские лаборатории начали использовать этот метод испытаний. Возникла необходимость организовать специальные координационные центры для использования этого метода. В 1895-1896 гг. в Соединенных Штатах были созданы два национальных комитета, чтобы объединить усилия специалистов по тестированию и дать общее руководство тестовым работам.
Изначально, как обычно, в качестве тестов использовались экспериментально-психологические тесты. По форме они напоминали методы лабораторных исследований, но смысл их применения был принципиально другим. Ведь задача психологического эксперимента — выяснить зависимость мысленного акта от внешних и внутренних факторов, например, характера восприятия от внешних раздражителей, запоминания — от частоты и распределения повторений и т. Д.
При тестировании психолог регистрирует индивидуальные различия в психических действиях, оценивая полученные результаты с помощью определенного критерия, не изменяя условий осуществления этих психических действий.
Новый шаг в развитии методики тестирования сделал французский врач и психолог A. Бык (1857-1911), создатель самого популярного в начале XX века. серия интеллектуальных тестов. До Бине, как правило, проверялись различия сенсомоторных качеств — чувствительность, быстрота реакции и т. Д. Но практика требовала информации о высших психических функциях, обычно обозначаемых терминами «разум», «интеллект». Именно эти функции обеспечивают получение знаний и успешное выполнение сложных адаптивных действий.
Причиной, по которой А. Бине вместе с Т. Саймоном начали разрабатывать первый в истории психодиагностики интеллектуальный тест, была практическая просьба — создать методику, с помощью которой можно было бы разделить детей, способных преподают, но ленивы и не хотят учиться у тех, кто страдает от врожденных дефектов и не может учиться в нормальной школе. По инициативе Министерства образования Франции в начале XX в. Начали создаваться специальные школы для умственно отсталых детей, в связи с чем возникла необходимость дифференцировать детей по способностям к обучению еще до начала школьного обучения, в преддверии школы.
Бине и Саймон провели серию исследований памяти, внимания, мышления у детей разного возраста, начиная с трехлетнего возраста. Экспериментальные задания, выполняемые на большой группе детей, проверялись по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство выявления уровня интеллектуального развития.
Первая серия тестов — шкала Binet-Simon Intelligence Development Echelle появилась в 1
году.