Теория темперамента павлова: Типы Темперамента И. П. Павлова

Содержание

Физиологические концепции темперамента

Школа И. П. Павлова

Принципиально новый шаг в изучении основ темперамента был сделан русским физиологом И. П. Павловым (1849–1936). В основу его исследования было положено представление о разных типах нервной системы человека, которое было сформулировано при изучении условно-рефлекторных реакций собак, демонстрировавших некоторые индивидуальные различия в поведении. Данные различия, в частности, проявлялись в скорости и точности образования условных реакций, их интенсивности, способности собак к адекватному реагированию на раздражители, общем поведении в экспериментальной ситуации и т. п.

Физиологическая теория И. П. Павлова

Определив закономерность проявления индивидуально типических различий, И. П. Павлов предложил гипотезу о невозможности их объяснения лишь разными особенностями экспериментальных ситуаций.

Для описания физиологической теории И. П. Павлова необходимо обращение к некоторым свойствам нервных процессов.

Как известно, основу психической деятельности человека составляют два процесса: возбуждение (как функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга, которая обеспечивает образование и поддержание условно-рефлекторных связей, приводящих в действие механизмы памяти, мышления и т. п.) и торможение (как процесс затухания корковых связей, снижения уровня активности нервных клеток и центров, в результате чего происходит ослабление памяти, внимания и т. п.). Данные процессы характеризуют такие их свойства, как сила возбуждения и торможения, равновесие и подвижность. Соотношение этих свойств, их комбинации определяют конкретный тип нервной системы – природное, врожденное образование, на которое, как правило, не влияют социальные условия жизни индивида.

Готовые работы на аналогичную тему

И. П. Павловым были предложены 4 типа нервной системы (их выделение в некотором роде пересекается с типологией Гиппократа). В зависимости от силы нервных процессов ученый предлагал рассматривать сильные и слабые типы нервной системы. Дальнейшее деление основано на уравновешенности нервных процессов (только для сильных типов), в соответствии с чем разграничиваются уравновешенные и неуравновешенные типы. При этом неуравновешенный тип характеризует преобладание возбуждения над торможением, уравновешенный, соответственно, наоборот. Наконец, сильные уравновешенные типы подразделяются на подвижные и инертные типы (основанием для деления служит подвижность нервных процессов). Схематично все типы нервной системы представлены на рис. 1.

Типы нервной системы (по И. П. Павлову)

Рис. 1. Типы нервной системы (по И. П. Павлову)

Таким образом, И. П. Павлов выделяет следующие 4 типа нервной системы человека (при этом исследователь проводит параллель с классическими типами темперамента):

  1. Нервная система первого типа соответствует сильному, уравновешенному, подвижному – сангвиническому – темпераменту. Человека данного типа характеризуют оптимально сбалансированные волевые и коммуникативные свойства, быстрота, легкость адаптации в изменившихся условиях жизни. Он подвижный, общительный, не испытывает сложностей в установлении контактов с новыми людьми, поэтому обладает широким кругом знакомств, несмотря на то, что ему не свойственно постоянство в общении и привязанностях. В профессиональной сфере он характеризуется как весьма продуктивный деятель.
  2. Нервная система второго типа соответствует сильному, неуравновешенному – холерическому – темпераменту. Это человек, у которого процессы высшей нервной деятельности связаны с преобладанием возбуждения над торможением. Такого человека отличает высокий уровень жизненной энергии, но ему часто не хватает самообладания и сдержанности. Отсутствие уравновешенности нервной системы проявляется в цикличности смены активности и бодрости. Человек данного типа с легкостью увлекается новым типом деятельности, однако не всегда рассчитывает собственные силы. С трудом справляется с действиями, требующими плавных движений или спокойного, медленного темпа.
  3. Нервная система третьего типа отличает сильный, уравновешенный, инертный – флегматичный – темперамент. Такому человеку свойственны высокая работоспособность, внутренняя стабильность, а также неспособность отказаться от выработанных стереотипов поведения, привычек, формирующих весь его день. С трудом переносит включение в новые жизненные обстоятельства. Эмоциональная сфера инертна – эмоции и чувства проявляются неярко, иногда с опозданием. Однако данный тип людей не подвержен болезненному воздействию сильных и продолжительных раздражителей, хорошо им сопротивляется.
  4. Нервная система четвертого типа – слабый – меланхолический темперамент. Человека данного типа характеризуют слабая работоспособность, потребность в длительном отдыхе, сильные эмоциональные реакции даже на незначительные воздействия. Он с трудом переносит длительные и резкие напряжения, теряется на экзаменах, не умеет выступать на публике. Как правило, такие люди часто плачут, обладают повышенной внушаемостью. Но при этом люди, обладающие слабой нервной системой, очень чувственны, с легкостью ориентируются в мире нюансов и тонких переходов, обладают ярко выраженными творческими или интеллектуальными способностями.

В процессе исследования и описания типов нервной системы Павлов понимал, что это не реальные портреты, так как редко встречается человек, который обладает всеми признаками того или иного типа темперамента. Но при этом павловская концепция, установившая связи темперамента и типа нервной системы, стала серьезным шагом на пути разработки типологической системы темперамента личности.

Концепции темперамента в работах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина и В. М. Русалова

Учениками и последователями школы Павлова – В. Д. Небылицыным и Б. М. Тепловым – вместо типологического подхода, описанного выше, был применен дименсиональный (измерительный) подход.

Основываясь на многолетних исследованиях, Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын доказали, что соответствие четырех типов высшей нервной деятельности (по концепции Павлова) четырем типам темперамента, которые известны с древности, не настолько очевидно, как указывалось ранее. На этом основании исследователями была предложена точка зрения о необходимости отказа от анализа типов нервной системы, пока не будут полностью изучены ее основные свойства, которым присуща определенная парциальность в ходе условно-рефлекторных процедур к различным анализаторным системам. В этой связи учеными были намечены пути поиска наиболее общих свойств нервной системы в амодальных регуляторных структурах мозга.

Важные выводы были сделаны Б. М. Тепловым, касающиеся отсутствия прямой параллели между свойствами нервной системы и поведением личности, неправомерности представления физиологических свойств нервной системы как психологических характеристик поведения. Свойствами нервной системы не предопределяются особенности поведения, они лишь образуют «почву», на которой формирование одних форм поведения протекает легче, быстрее, а других – труднее. Именно поэтому, по мнению В. Д. Небылицына, наиболее важной представляется задача поиска отдельных свойств нервной системы, которые обусловливают индивидуальные различия в общей психической активности и эмоциональности – ключевых измерениях темперамента.

В. Д. Небылицыным также была выделена общая психическая активность, как важнейшая тенденция к самовыражению, и двигательная активность, как направленность на эффективное освоение и преобразование внешней действительности. Измерение степени активности может проходить с использованием шкалы, которая включает в качестве нижних показателей инертность и пассивность, а в качестве наивысших – стремительность, максимально возможную энергичность.

Эмоциональность правомерно рассматривать как массивный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения и протекания всего многообразия чувств, эмоций, аффектов и настроений.

Три основных аспекта эмоциональности

В. Д. Небылицын предложил рассматривать эмоциональность в трех основных аспектах:

  1. впечатлительность – аффективная восприимчивость субъекта, чувствительность, чуткость при эмоциональных воздействиях;
  2. импульсивность – скорость перехода определенной эмоции в побудительную силу конкретных поступков и действий;
  3. эмоциональная лабильность – скорость угасания проявлений эмоционального состояния.

Именно основными компонентами темперамента в актах человеческого поведения формируется особое единство побуждения, действия и переживания, позволяющее утверждать целостность проявлений темперамента и предоставляющее возможность разграничить собственно темперамент и другие психические образования личности, такие как направленность, характер, способности и т. д.

Не менее важной для современной науки представляется и разработанная в 80-х годах XX века В. М. Русаловым теория индивидуальности личности, в соответствии с которой общая психическая активность находит проявление в четырех аспектах поведения:

  1. энергичность, или выносливость, – данный аспект связан с интенсивностью взаимодействия человека с внешней действительностью и окружающими людьми;
  2. пластичность, или гибкость, – проявляется в разнообразии форм поведения, легкости перехода от одного вида деятельности к другому;
  3. темп, – характеризует скорость выполнения действий;
  4. эмоциональность – может быть рассмотрена как своеобразный порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с желаемым, предполагаемым.

Перечисленные составляющие темперамента, по мнению Русалова, не зависят друг от друга и по-разному проявляются в трех основных сферах деятельности человека: психомоторной (манипулирование предметами), коммуникативной (общение) и интеллектуальной (решение поставленных задач). Четыре основных свойства, по-разному проявляющиеся в трех видах деятельности, дают 12 свойств темперамента.

Таким образом, рассматривая физиологическую ветвь учения о темпераменте, можно проследить определенную эволюцию взглядов в школе И. П. Павлова, которая связана с выявлением новых сторон в понимании темперамента как важнейшего свойства личности.

Учение И.П.Павлова о темпераменте — Студопедия

И.П.Павлов, изучая особенности выработки условных рефлек­сов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условнорефлекторной деятельно­сти. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных ре­флексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятель­ство дало возможность И.П.Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспе­риментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения,их уравновешенность и подвижность.

И.П.Павлов, различал силу воображения и силу торможе­ния, считая их двумя независимыми свойствами нервной сис­темы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противопо­ложное состояние торможения. Сила торможенияпонимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образо­ванию различных тормозных условных реакций, таких, как уга­сание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенностинервных процессов, И.П.Пав­лов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможе­ния. Отношение силы обоих процессов решает, является ли дан­ный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда ,;сила одного процесса превосходит силу другого. Третье свойст­во нервной системы по И.П.Павлову — подвижностьнервных процессов — проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с Изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нер­вной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Про­тивоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного про­цесса к другому.



Выделенные И.П.Павловым свойства нервных процессов об­разуют определенные системы, комбинации, которые, по его мне­нию, образуют так называемый тип нервнойсистемы, или тип выс­шей нервнойдеятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. И.П.Павлов выделил 4 основных ти­па нервной системы, близких к традиционной типологии Гип­пократа, основываясь на силе нервных процессов, различая силь­ные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешен­ных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобла­данием возбуждения над торможением. И, наконец, сильные урав­новешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда ос­нованием деления является подвижность нервных процессов.


Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не толь­ко по количеству, но и по основным характеристикам соответ­ствуют 4 классическим типам темперамента:

сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник;

сильный, уравновешенный, инертный — флегматик;

сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик;

слабый тип — меланхолик.

Итак, И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врож­денный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И.П.Пав­лова, свойства нервной системы образуют физиологическую ос­нову темперамента, который является психическим проявлени­ем общего типа нервной системы. Типы нервной системы, ус­тановленные в исследованиях на животных, И.П.Павлов пред­ложил распространить и на людей.

Однако нашему наблюдению доступны не физиологические процессы, поддающиеся исследованию только в лаборатории, а поведение, конкретная деятельность. Согласно И.П.Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. Тип нервной сис­темы — это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент. В сущности, однако, это ас­пекты одного и того же явления, рассматриваемого, с одной сто­роны, с точки зрения физиологии, а с другой — с точки зрения поведения. Именно в этом смысле можно вслед за И.П.Павло­вым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как пси­хическое проявление типа высшей нервной системы.

Типология И.П.Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. Многие физиологи и психологи, продолжая работу И.П.Павлова, проводили дальней­шие исследования на животных, распространяя их на другие виды: мышей, крыс,

В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В результате этих исследований, про­водившихся под руководством сначала В.М.Теплова, а затем — Б.Д.Небылицына, типология И.П.Павлова была дополнена но­выми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспери­ментально выделены и описаны еще 2 свойства нервных про­цессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной сис­темы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процес­сов составляют легкость и быстрота образования положитель­ных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы и по мере их накопления исследо­ватели придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более их магическому числу (4), фигурирующему почти во всех работах И.П.Павлова о темпераменте. Прежде всего под­черкивается значение исследований отдельных фундаменталь­ных свойств нервной системы, в то время как проблема разде­ления на типы отступает на второй план. Поскольку типы обра­зуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое сознание последних может обеспечить понимание и осуществление правильной типологии.

Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону инди­видуально психологических различий.

В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые

1) регулируют динамику психической деятельности в целом;

2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

3) имеют устойчивый и постоянный характер;

4) находятся в строго закономерных соотношениях, характеризующих тип темперамента;

5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические особенности, если они представляют собой особенности темперамента, не обусловлены никаким объективным содержанием деятельности. (Кстати, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента, вопреки психологическим традициям, нельзя относить к свойствам личности. Свойства темперамента характеризуют не личность, а индивидуальность).

основные положения, принципы и значение

Вклад в науку русского и советского ученого Ивана Петровича Павлова невозможно переоценить. Физиолог, вивисектор, нобелевский лауреат, исследователь – о нем можно рассказывать много и долго. Но сейчас речь пойдет о знаменитой теории Павлова – о ее основных положениях, ключевых принципах, особенностях и значении.

Об исследовании

Объектом внимания советского вивисектора была «настоящая физиология» головного мозга собак. Изучая ее, Павлов смог точно определить понятие высшей нервной деятельности (ВНД).

Какие же выводы сделал ученый? Он уверял, что деятельность больших полушарий с подкоркой, которая и обеспечивает сложное взаимодействие организма с внешним миром, следует называть высшей. И ей справедливо противопоставлять деятельность, осуществляемую дальнейшими отделами спинного и головного мозга. Поскольку они «заведуют» лишь интеграцией и соотношением частей организма. Это, в свою очередь, именуется низшей нервной деятельностью.

Рассматривая теорию Павлова, надо оговориться, что касается она физиологии высшей нервной деятельности, а не психических функций. Неправильно отождествлять эти понятия, как делали механистические материалисты (из-за чего, к слову, психологию перестали считать самостоятельной наукой).

И. П. Павлов исследовал ВНД собак, а не людей, и сам акцентировал внимание на том, что отождествлять деятельность нервной системы животного с психикой человека недопустимо.

теория темперамента павлова

Основные положения

Приняв во внимание все вышесказанное, можно перейти к главной теме. Вот некоторые понятия, обозначенные в теории Павлова:

  • Высшая нервная деятельность. То, что обеспечивает животному поведение во внешнем мире, соответствующее условиям жизни.
  • Низшая нервная деятельность. Отвечает за рефлекторную самостоятельную регуляцию работы, осуществляемой внутренними органами.

Исходя из этих простых определений, можно понять, что Павлов противопоставлял эти два типа деятельности. Но даже несмотря на это, распространилась тенденция, наоборот, их отождествлять.

Как бы там ни было, в единстве обеих нервных деятельностей, которая прослеживается в объединении вегетативных рефлексов с двигательными, ведущая роль отводится последним. Почему? Потому что именно двигательные рефлексы определяют саморегуляцию работы пищеварительной, сердечно-сосудистой, а также иных систем внутренних органов.

Здесь важно кое-что объяснить. Дело в том, что «включение» одних рефлексов определяется другими. Какими? Двигательными управляют моторно-висцеральные и церебральные рефлексы.

Какой можно сделать вывод? Автор теории — Павлов — сформулировал его так: «ВНД живого организма образуется условными и безусловными рефлексами. И образование одних без других невозможно».

О значимости коры больших полушарий

Продолжая изучать особенности теории И. П. Павлова, нужно отметить следующий нюанс: общее поведение людей и высших животных управляется высшим отделом ЦНС. То есть большими полушариями с ближайшей подкоркой. Что же, исходя из этого положения, представляет собой высшая нервная деятельность? Можно утверждать, что это объединенная функция подкорковых центров и больших полушарий.

Также теория Павлова не исключает того, что при определенных обстоятельствах условные рефлексы могут образовываться и в других частях мозга, вне больших полушарий.

Если говорить о собаках, то нужно выделить один интересный момент. Дело в том, что взрослые псы без коры больших полушарий полностью утрачивают все условные рефлексы, приобретенные ими в течение жизни. Они перестают реагировать на хозяина, на кличку и т. п. А это влечет нарушение связи с внешним миром. Однако после удаление коры больших полушарий у псов могут сформироваться условные двигательные рефлексы.

Этой теме, кстати, посвящали свои работы С. С. Полтырев, Г. П. Зеленый, а также Н. Н. Дзидзишвили. Вообще, многим ученым удалось установить, что у собак, котов и кроликов удаление коры больших полушарий влечет за собой образование условных вегетативных рефлексов. Это доказанный факт.

основные положения теории павлова

Влияние удаления частей коры головного мозга на рефлексы

Это очень важная тема, и ей необходимо уделить внимание, рассказывая о принципах рефлекторной теории Павлова. Удаление определенных частей коры головного мозга отражается на рефлексах. И вот как именно:

  • Удаление неокортекса. У псов и кошек после этого вырабатываются условные оборонительные и пищевые рефлексы. Но если дополнительно удаляют архио- и палеокортекс, то вероятность их формирования снижается к минимуму. Рефлексы образуются, но редко, и сильно отличаются от истинных.
  • Удаление новой коры больших полушарий. После этого у кошек происходит замыкание условных рефлексов, локализующееся в гиппокампе и поясной извилине. Чтобы они образовались, нужна старая и древняя кора – они формируют эмоциональный фон. А он является необходимым условием для выработки рефлексов.
  • Удаление гипокампа. Данная операция никак не влияет на скорость формирования пищевых рефлексов, однако затрудняет их упрочнение. Происходит это из-за резкого усиления ориентировочной реакции, причиной которого становится выпадение гиппокампа, тормозящего ретикулярную формацию. В общем, вследствие его удаления нарушается внутреннее торможение рефлексов. Еще усложняется формирование кратковременной памяти. Также после устранения гиппокампа не образуются оборонительные рефлексы.
  • Удаление миндалевидных ядер. Вследствие этой операции у животного нарушается нормальное поведение, которое соответствует той или иной ситуации. На пищевые рефлексы данная операция никак не влияет, но оборонительные исчезают, после чего восстанавливаются с большим трудом.
  • Удаление из поясной передней извилины коленной части. Доказано, что вследствие этого происходит растормаживание пищевых тормозных двигательных рефлексов. А вот удаление заднего отдела никак не влияет на данный процесс. Соответственно, передняя часть является одной из важнейших областей торможения определенных аффективных реакций.
  • Двустороннее удаление премоторных зон. Вмешательство подобного рода влечет образование двигательных условных рефлексов.
  • Повреждение ретикулярной формации, локализованной в среднем мозге. Данная операция чревата исчезновением слюноотделительного рефлекса.
  • Удаление лобных долей (точнее, их передних частей). Это влечет нарушение торможения двигательных и слюнных рефлексов.

Рассматривая особенности, положения и принципы теории Павлова, стоит отметить, что также было доказано следующее: образование пресловутых рефлексов упрощается при условии возбуждения симпатических ядер, находящихся в подбугровой области. Но они исчезнут, если те будут повреждены.

Однако это, разумеется, лишь некоторые особенности, которые можно выделить из теории высшей нервной деятельности Павлова. В наше время подобные эксперименты продолжаются, и сейчас используют специальные микроэлектроды, которые раздражают некоторые мозговые участки, что помогает проследить за процессом образования/исчезновения рефлексов.

теория деятельности павлова

Выводы и доказательства

Выше были рассмотрены ключевые принципы рефлекторной теории Павлова. Если изучить все ее положения, то можно сделать логичный, обоснованный вывод: удаление новой коры больших полушарий влечет образование условных рефлексов в старой и древней коре (то есть в подкорковых центрах).

Исходя из этого, следует другое утверждение. Оно гласит: мнение, что пресловутые условные рефлексы формируются у животных исключительно в коре больших полушарий, неверно. Почему? Потому что оно противоречит действительности – ведь условные рефлексы формируются и у тех созданий, у которых кора больших полушарий отсутствует. Ярким примером являются рыбы и насекомые.

Именно на основании данных фактов известный ученый утверждал, что ВНД присуща всем без исключения всем животным с нервной системой. И осуществляется она высшим отделом нервной системы.

Значение теории

О нем также необходимо рассказать. Благодаря рефлекторной теории Павлова появилась возможность исследовать деятельность головного мозга не только животных, но еще и человека (разумеется, в естественных условиях). Основные законы ВНД удалось раскрыть во многом за счет труда, проделанного ученым. Вот что этому поспособствовало:

  • Знание основных законов деятельности ЦНС.
  • Точный учет качества раздражителей, а также того, насколько продолжительное действие они оказывают на рецепторы, и какова их интенсивность.
  • Знание времени образования рефлекса, а также его величины и характера.

Посвященная условным рефлексам теория Павлова является основой для предыстории сознания в качестве высшей формы психики, которая присуща человеку.

Надо сказать, что метод ученого, а также его труды дают возможность исследовать качественные особенности той деятельности, которая происходит в мозгу человека. Именно сформированная Павловым теория деятельности составляет естественнонаучную основу для диалектико-материалистического мировоззрения. Почему? Потому что именно на труды ученого опирается философия диалектического материализма в борьбе с представлениями идеалистического и метафизического характера.

Также следует отметить, что после распространения теории Павлова в обществе укрепилось негативное отношение к психологии. Потому что ее предмет некоторые исследователи пытались словно «растворить» в физиологии ВНД с целью представить ее единственной возможностью для изучения психики. Отождествление этого понятия с высшей нервной деятельностью оказалось чревато не только биологизацией людей. Оно еще привело к тому, что люди стали отрицать общественно-историческую сущность человеческой психики.

теория павлова

Теория Сеченова и Павлова

Именно благодаря тандему этих двух величайших ученых в истории изучения физиологии головного мозга наметился новый этап. И кстати, именно Иван Михайлович Сеченов является тем, кто первый сформулировал рефлекторную теорию.

И. П. Павлов со своим коллегой образовал очень плодотворный тандем. Их общий труд – это некий материалистический детерминизм в сфере изучения функций ЦНС. Созданная ими теория стала основой для последующего развития психологии и физиологии ВНД.

Следует уделить ее изучению немного внимания. Ключевые положения рефлекторной теории И. П. Павлова и И. М. Сеченова можно выделить в такой небольшой перечень:

  • Детерминизм. Иначе говоря, причинность. Данный принцип проявляется в следующем: каждая рефлекторная реакция обусловлена. Действия без причины не может быть. Любой акт нервной деятельности – это реакция на воздействие, исходящее из внутренней либо внешней среды.
  • Структурность. Этот принцип гласит: все рефлекторные реакции происходят с помощью тех или иных мозговых структур. Не существует процессов, не имеющих под собой материальной основы. Любой акт нервной деятельности обязательно приурочен к конкретной структуре.
  • Анализ и синтез. Данные понятия также имеют место в теории Павлова. Кратко говоря, нервная система всегда анализирует раздражители, оказывающие влияние на организм. А затем синтезирует ответную реакцию. Эти два процесса происходят постоянно. Их результат – извлечение организмом из среды информации, которая ему нужда, и дальнейшая ее обработка с последующей фиксацией в памяти. Последний этап – формирование ответного действия, которое всегда соответствует потребностям и обстоятельствам.

Изучая рефлекторную теорию Павлова и Сеченова, хотелось бы еще уделить внимание понятию нервизма. Так именуется концепция, которая признает следующий факт: нервная система играет ведущую роль в регуляции функций всех тканей и органов.

Иван Михайлович Сеченов

Психический аспект

Он также имеет место. Значение психического аспекта всегда подчеркивал И. М. Сеченов. Первую часть рефлекторного акта он характеризовал как сигнальную.

Что это значит? Чувственные сигналы словно «предуведомляют» нервную систему о том, что происходит во внешней среде. И Павлов, придерживавшийся физиологического аспекта, признал необходимость дополнить теорию положением о сигнальной системе. Это целесообразно по отношению к человеку.

Также Павлов подтвердил необходимость начать изучать сигнальную систему, связанную с ролью речи в человеческой психике. Это уже имеет непосредственное отношение к теме сознания – отличающейся, но все же имеющей отношение к рассматриваемой теории. Ведь именно развитие человеческого мозга стало первой его предпосылкой. Да и главный закон биологического совершенствования организмов, который определяет формирование психики, заключается в положении, говорящим о единстве их строения и функций.

теория павлова условный рефлекс

Фундаментальные свойства нервных процессов

Их необходимо перечислить, прежде чем перейти к рассмотрению теории темперамента Павлова. Ученый посвятил много времени изучению выработки условных рефлексов, и ему удалось установить, что в данном процессе есть определенная индивидуальность. И ее основой являются определенные свойства, а именно:

  • Сила возбуждения. Иначе говоря, работоспособность, выносливость нервной клетки. Проявляется в выдерживании нервной системой сильного возбуждения, которое не завершается переходом в состояние торможения. Кстати, оба эти процесса – независимые свойства НС.
  • Сила торможения. В ней проявляется способность нервной системы к угасанию и дифференцировке.
  • Уравновешенность. Данное свойство определяет баланс процессов торможения и возбуждения. Человека, например, можно назвать физиологически неуравновешенным, если сила одного из этих двух процессов больше другого.
  • Подвижность. Ею определяется, насколько быстро один нервный процесс переходит в другой. Подвижность является способностью менять поведение в зависимости от внешних условий. Противоположным процессом является инертность. Человека можно назвать инертным, если ему требуется много времени, чтобы перейти из пассивного состояния в активное.

Типология темпераментов

Изучив теорию рефлексов Павлова, можно перейти к этой теме. Свойства нервных процессов, как определил ученый, образуют комбинации, которые определяют тип ВНД или всей системы непосредственно. Из чего он складывается? Из совокупности ключевых свойств нервной системы, перечисленных выше.

В чем же заключается теория темперамента Павлова? Ученый доказал, что есть четыре типа нервной системы. И они очень схожи с видами темперамента по Гиппократу.

Различия силы определяют слабые и мощные типы. Они, в свою очередь, могут быть двух видов:

  • Уравновешенные. Возбуждение и торможение находятся в балансе. Но тем не менее они бывают склонными к инертности или к подвижности.
  • Неуравновешенные. В данном случае над торможением сильно преобладает возбуждение.

Типы нервной системы, по Павлову, еще и по характеристикам соответствуют видам темперамента (а не только по количеству). Это можно проследить:

  • Подвижный тип. Отличается уравновешенностью и силой – сангвиник.
  • Инертный тип, но отличающийся силой и уравновешенностью – флегматик.
  • Сильный и неуравновешенный, с преобладанием возбуждения – холерик.
  • Слабый тип – меланхолик.

Тип нервной системы (ровно как и темперамент) – это врожденное свойство. Изменениям практически не поддается. Более того, тип нервной системы считается физиологической основой темперамента. А он, в свою очередь, является психическим проявлением типа НС.

теория павлова кратко

Дальнейшие эксперименты

В 1950-х было организовано масштабное исследование поведения взрослых людей. Сначала им руководил В. М. Теплов, но потом оно перешло под руководство В. Д. Небылицына. В результате этого исследования основные положения теории Павлова были дополнены новыми.

Во-первых, удалось разработать приемы по исследованию присущих нервной системе человека свойств. Во-вторых, получилось выделить и описать еще два качества. Среди них:

  • Лабильность. Проявляется в скорости возникновения, а затем и прекращения нервных процессов.
  • Динамичность. Она влияет на легкость и быстроту образования тормозных и положительных условных рефлексов.

На сегодня в науке накопилось множество различных фактов, касающихся свойств нервной системы. И чем больше их становится (прогресс не стоит на месте) – тем меньше значения придается типам НС. Более значимыми признаются отдельные свойства нервной системы, которые действительно являются фундаментальными. Многие ученые отводят на второй план проблему разделения НС на типы.

Однако, поскольку они как раз и образуются из комбинации перечисленных свойств, лишь их детальное изучение способно обеспечить максимально полное понимание типологии.

Теория темперамента И.П. Павлова — Студопедия

темперамент гуморальный соматотип телесный

В своих работах он сближал понятие нервной системы с понятием темперамента. В основу классификации типов нервной системы Павлов положил:

1) силу основных нервных процессов — раздражительного и тормозного;

2) уравновешенность возбуждения и торможения;

3) подвижность этих процессов.

Сила нервной системы определяется как к раздражительному, так и к тормозному процессу. Она прежде всего выражается в способности «выносить» сильные раздражители. Сильный тип — с большим запасом такого вещества, слабый — с малым.

Согласно принципу силы нервной системы, Павлов противопоставляет меланхоликов, как представителей слабого типа сангвиникам и холерикам как типам сильным.

Следующим принципом различения типов является принцип уравновешенности процессов возбуждения и торможения или способности уравновешивать процесс возбуждения процессом торможения. Надо отметить, что этот принцип первоначально был положен Павловым в основу его классификации типов.

Третий принцип типологии нервной системы — ее лабильность, подвижность, то есть легкость смены возбуждения торможением или, обратно, торможения возбуждением на одном участке коры. Этому принципу особенно в последних своих высказываниях, Павлов предавал весьма большое значение. Сангвиник, как обладатель сильной уравновешенной и подвижной нервной системы нередко признавался Павловым наиболее совершенным типом, но одновременно с этим он часто подчеркивал весьма положительные черты флегматического, а иногда и безудержного типа.



Типы

Меланхолики.Легко ранимые, тонко чувствующие и крайне эмоциональные личности, большую часть времени они пребывают погруженными в свой внутренний мир, испытывая присущие им глубокие переживания. Меланхолики с трудом выдерживают психологические и физические нагрузки. При этом они бескорыстны и готовы всегда прийти на помощь. Из них получаются пусть не отличающиеся веселым и легким нравом, но очень верные и заботливые супруги.

Флегматики.Степенность и медлительность — вот их основные качества. Они очень рассудительны, все делают неторопливо, но очень основательно. Каждое сказанное флегматиком слово имеет свой особый вес. С флегматиком не страшны никакие бытовые трудности — в нем вы всегда найдете крепкую, непоколебимую опору.


Холерики.Холерики — по сути своей быстрокрылые птицы. Они парят над жизнью, источая волю и энергию. Они всегда живут в постоянном напряжении, на грани возможного. Все, что преграждает дорогу к достижению выбранной ими цели, немедленно оказывается на обочине. Пока холерики только добиваются вашей любви, их напор и настойчивость поражают. Однако, добившись желаемого, холерики никогда не отдыхают, а летят дальше, тратя свою энергию на новую любовь или новую должность, в зависимости от поставленной цели.

Сангвиники. Это самые натуральные павлины. Почувствовать себя центром большой и шумной компании — вот то, что доставляет им удовольствие. У сангвиника всегда море друзей и знакомых. Он способен развеселить даже самого унылого человека. Как и холерики, сангвиники очень энергично идут к намеченной цели, но… только до первой неудачи. При столкновении с трудностями сангвинику проще сменить род деятельности, чем бороться с препятствиями.

Так, холерика, например, лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность — флегматик, а меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.

Другие сочетания (холерик — сангвиник и флегматик — меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара слишком эмоциональна и инициативна, вследствие чего могут возникнуть проблемы лидерства, а вторая — довольно инертна и пассивна.

Более проблематично взаимодействуют между собой пары «холерик — меланхолик» и «сангвиник — флегматик», даже если они дуалы. Правда, у дуалов ссоры могут носить легкий, временный характер. Гораздо хуже, если плохо совместимые типы личности имеют еще и несовместимые темпераменты. Однако труднее всего приходится людям, имеющим несовместимые типы личности, подтипы, акценты и психоформы и темпераменты. К счастью, такое бывает крайне редко.

В случаях плохо совместимых темпераментов, можно посоветовать следующее: в паре холерик — меланхолик холерикам необходимо больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать все так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто. Холерику трудно не ранить меланхолика, обидчивость которого отражается на обоих; в паре флегматик — сангвиник флегматикам нужно стараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми и консервативными в своем поведении, а сангвиникам — попытаться быть более последовательными в делах и более надежными в своих обещаниях. Иначе им трудно будет справляться с нарастающей раздражительностью партнера.

Учение и.П.Павлова о темпераменте

И.П.Павлов, изучая особенности выработки
условных рефлексов у собак, обратил
внимание на индивидуальные, различия
в их поведении и в протекании
условнорефлекторнй деятельности. Эти
различия проявлялись прежде всего в
таких аспектах поведения, как скорость
и точность образования условных
рефлексов, а также в особенностях их
затухания. Это обстоятельство дало
возможность И.П.Павлову выдвинуть
гипотезу о том, что они не могут быть
объяснены только разнообразием
экспериментальных ситуаций и что в их
основе лежат некоторые фундаментальные
свойства нервных процессов -возбуждения
и торможения. К этим свойствам относятся
сила возбуждения и торможения, их
уравновешенность и подвижность
.

И.П.Павлов, различал силу воображения
и силу торможения, считая их двумя
независимыми свойствами нервной системы.
Сила возбужденияотражает
работоспособность нервной клетки. Она
проявляется в функциональной выносливости,
т.е. в способности выдерживать длительное
или кратковременное, но сильное
возбуждение, не переходя при этом в
противоположное состояние торможения.Сила торможения понимается как
функциональная работоспособность
нервной системы при реализации торможения
и проявляется в способности к образованию
различных тормозных реакций, таких, как
угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенностинервных
процессов, И.П.Павлов имел в виду
равновесие процессов возбуждения и
торможения. Отношение силы обоих
процессов решает, является ли данный
индивид уравновешенным или неуравновешенным,
когда сила одного процесса превосходит
силу другого. Третье свойство нервной
системы по И.П.Павлову —подвижность
нервных процессов — проявляется в
быстроте перехода одного нервного
процесса в другой. Подвижность нервных
процессов проявляется в способности к
изменению поведения в соответствии с
изменяющимися условиями жизни. Мерой
этого свойства нервной системы является
быстрота перехода от одного действия
к другому, от пассивного состояния к
активному, и наоборот. Противоположностью
подвижности являетсяинертностьнервных процессов. Нервная система тем
более инертна, чем больше времени или
усилий требуется, чтобы перейти от
одного процесса к другому.

Выделенные И.П.Павловым свойства нервных
процессов образуют определенные системы,
комбинации, которые, по его мнению,
образуют так называемый тип нервной
системы, или тип высшей нервной
деятельности. Он складывается из
характерной для отдельных индивидов
совокупности основных свойств нервной
системы — силы, уравновешенности и
подвижности процессов возбуждения и
торможения. И.П.Павлов выделил 4 основных
типа нервной системы, близких к
традиционной типологии Гиппократа,
основываясь на силе нервных процессов,
различая сильные и слабые типы. Дальнейшим
основанием деления служит уравновешенность
нервных процессов, но только для сильных
типов, которые делятся на уравновешенных
и неуравновешенных,

при этом неуравновешенный тип
характеризуется преобладанием возбуждения
над торможением. И, наконец, сильные
уравновешенные типы делятся на подвижные
и инертные, когда основанием деления
является подвижность нервных процессов.

Выделенные И.П.Павловым типы нервной
системы не только по количеству, но и
по основным характеристикам соответствуют
4 классическим типам темперамента:

сильный, уравновешенный, подвижный —
сангвиник;

сильный, уравновешенный, инертный —
флегматик;

сильный, неуравновешенный тип с
преобладанием возбуждения — холерик;

слабый тип — меланхолик.

Итак, И.П.Павлов понимал тип нервной
системы как врожденный, относительно
слабо подверженный изменениям под
воздействием окружения и воспитания.
По мнению И.П.Павлова, свойства нервной
системы образуют физиологическую
основу темперамента, который является
психическим проявлением общего типа
нервной системы. Типы нервной системы,
установленные в исследованиях на
животных, И.П.Павлов предложил
распространить и на людей.

Однако нашему наблюдению доступны не
физиологические процессы, поддающиеся
исследованию только в лаборатории, а
поведение, конкретная деятельность.
Согласно И.П.Павлову, именно те аспекты
поведения, в которых проявляются свойства
нервных клеток, составляют темперамент.
Тип нервной системы + это понятие, которым
оперирует физиолог, психолог же пользуется
термином темперамент. В сущности, однако,
это аспекты одного и того же явления,
рассматриваемого, с одной стороны, с
точки зрения физиологии, а с другой — с
точки зрения поведения. Именно в этом
смысле можно вслед за И.П.Павловым
сказать, что темперамент человека есть
не что иное, как психическое проявление
типа высшей нервной системы.

Типология И.П.Павлова стала источником
огромного числа опытов и исследований
в этой области. Многие физиологи и
психологи, продолжая работу И.П.Павлова,
проводили дальнейшие исследования на
животных, распространяя их на другие
виды: мышей, крыс.

В 50-е годы были предприняты лабораторные
исследования поведения взрослых людей.
В результате этих исследований,
проводившихся под руководством сначала
В.М.Теплова, а затем — ВД.Небылицына,
типология И.П.Павлова была дополнена
новыми элементами, были разработаны
многочисленные приемы исследования
свойств нервной системы у человека,
экспериментально выделены и описаны
еще 2 свойства нервных процессов:
лабильность и динамичность.
Лабильность нервной системы проявляется
в скорости возникновения и прекращения
нервных процессов. Сущность динамичности
нервных процессов составляют легкость
и быстрота образования положительных
(динамичность возбуждения) и тормозных
(динамичность торможения) условных
рефлексов.

В настоящее время в науке накоплено
множество фактов о свойствах нервной
системы и по мере их накопления
исследователи придают все меньшее
значение типам нервной системы, тем
более их магическому числу (4), фигурирующему
почти во всех работах И.П.Павлова о
темпераменте. Прежде всего подчеркивается
значение исследований отдельных
фундаментальных свойств нервной системы,
в то время как проблема разделения на
типы отступает на второй план. Поскольку
типы образуются из комбинаций указанных
свойств, лишь более глубокое познание
последних может обеспечить понимание
и осуществление правильной типологии.

Однако несомненно, что каждый человек
имеет вполне определенный тип нервной
системы, проявления которого, т.е.
особенности темперамента, составляют
важную сторону индивидуально
психологических различий.

И.П. Павлов. Теория темперамента — Студопедия

Гиппократ. Гуморальная теория темперамента

Изменения темперамента.

Свойства психики и поведения, связанные с темпераментом.

· Эмоциональная возбудимость (нейротизм) или эмоциональная стабильность.

· Сензитивность (чувствительность) – возникновение психической реакции на раздражитель наименьшей силы.

· Реактивность – сила реакции на внешние и внутренние раздражители.

· Активность – способность к самостоятельной постановке целей и их достижению, способность к преодолению препятствий, энергичность и устойчивость поведения.

· Темп деятельности – число операций, действий, выполняемых в единицу времени.

· Пластичность и ригидность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям и переключения на новый вид активности, и наоборот.

Изменения темперамента у субъекта в течение жизни возможны: а) в периоды интенсивного физиологического развития организма и нервной системы; б) в результате влияния вредных веществ на ЦНС или в результате травм головного мозга.

Проявления темперамента субъект может научиться контролировать и регулировать по мере формирования механизмов произвольной и волевой регуляции поведения.

Тип темперамента зависит от типа высшей нервной деятельности.

Тип нервной деятельности зависит от силы, уравновешенности и подвижности протекания нервных процессов.

· В зависимости от силы, устойчивости нервных процессов (работоспособность, выносливость нервных клеток) выделяются сильные и слабыетипы.



Слабый тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

· Сильные типы в зависимости от уравновешенности нервных процессов (соотношение между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга) делятся на уравновешенные и неуравновешенные типы.

Сильный неуравновешенный тип ВНД: холерическийтемперамент.

· Уравновешенные типы в зависимости от подвижности нервных процессов (скорость смены процессов возбуждения процессами торможения и наоборот) делятся на подвижные и инертные типы.

Сильный уравновешенный подвижный тип ВНД: сангвиническийтемперамент.

Сильный уравновешенный инертный тип ВНД: флегматический темперамент.

Характер – психические свойства, выражающиеся в совокупности устойчивых особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении и обусловливают типичные для человека способы поведения и поступки.


Структура характера проявляется в закономерных связях между отдельными чертами – устойчивыми предрасположенностями человека вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

· Черты характера проявляются в отношениях к себе, к другим людям, к деятельности, к вещам, к окружающей среде и обществу.

· Выделяют черты, характеризующие эмоциональные, мотивационные, волевые, познавательные особенности личности.

· Выделяют: а) ведущие черты, которые задают общую направленность всех проявлений психики; б) второстепенные черты, которые подчиняются ведущим чертам.

· В характере можно выделить: а) типичные особенности – совокупность существенных черт, характерных для определенной группы людей в данных исторических условиях; б) индивидуальные черты и особенности.

Существует множество оснований для выделения типов характеров:

· Самостоятельный и конформный типы характера.

· Экстравертированный или интровертированный характеры, которые, в свою очередь могут проявляться как сенсорный или интуитивный, мыслительный или эмоциональный типы. (К.Юнг).

· Альтруистический и эгоистический характер типы характера.

· Общительный и замкнутый типы характера.

· Гармоничные и акцентуированные характеры.

4.1 Учение И.П. Павлова о темпераменте. Типы темперамента

Похожие главы из других работ:

Восприятие и оценка студентами методов активного обучения

1.3. Учение как деятельность

Итак, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение специфически человеческая деятельность…

Выработка условного рефлекса в экспериментах И.П. Павлова

Глава 1. Биография И.П. Павлова

Академик Иван Петрович Павлов (1849-1936) — великий русский ученый-физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии, родился 27 сентября 1849 г. в г.Рязани. В 1875 г. с отличием окончил Санкт-Петербургский университет, а в 1879 г. — Медико-хирургическую академию…

Выработка условного рефлекса в экспериментах И.П. Павлова

Глава 2. Эксперименты И.П. Павлова

Деятельность как многомерная единица

4.2 Учение

Учение — деятельность, направленная на усвоение знаний, выработку умений и навыков Гамезо М.В. Атлас по психологии. Стр. 91./ Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г.. Учение следует за игрой и предваряет труд…

Мотивация обучения в аспирантуре

1.2 Учение о мотивации

Так как работа направлена на изучение мотивации, то необходимо дать основные понятия, касающиеся учения о мотивации.

Мотивации (франц. motivation побуждение…

Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

Глава 4. Учение

Учение как вид деятельности — это процесс приобретения знаний, умений и навыков.

Знания — это отраженные человеческим сознанием предметы и явления окружающей его действительности в форме фактов, образных представлений и научных понятий…

Проблема чувств и аффектов в античной психологии

2. Учение о чувствах

Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели процветания или задержки в функциях душевных или телесных: удовольствие означает беспрепятственное их протекание, неудовольствие — их нарушение…

Психологический стресс

1. Учение о психологическом стрессе

Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряже-ние) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физичес-кому объекту и вызывающей его напряженность…

Развитие психики в процессе биологической эволюции

1.2 Рефлексы с точки зрения И.П. Павлова

По мере развития мозга возникает возможность прижизненно изменять индивидуальное поведение, за счет чего родовая основа поведения, основанная на инстинктах, существенно оптимизируется. Этот процесс был рассмотрен И.П…

Роль деятельности в психическом развитии ребенка в теории А.Н. Леонтьева

Учение А.Н. Леонтьева

Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева:

психология — это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности…

Сравнительный анализ материалистических концепций Демокрита и Эпикура

3. Учение о познании

В античном атомистическом материализме различаются два вида познания — ощущение (или восприятие) и мышление. Началом и источником познания являются ощущение и восприятие. Они дают знания о вещах: ощущение не может возникнуть от несуществующего…

Темперамент и характер

1.4.3 Теория И.П. Павлова о физиологических основах темперамента

Однако основным биологическим органом, «производящим» психику, является нервная система, человеческий мозг. Значит, в них следует, прежде всего, искать физиологические основания темперамента…

Темперамент и центральная нервная система

2.Учение о темпераменте

темперамент индивид нервный изменчивость

Учение о темпераменте возникло ещё в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку описать и объяснить эти особенности…

Типы личности в социальной психологии

3.2 Типология темпераментов И.П. Павлова

Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности…

Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства, их виды. Теории эмоций

3.6 Теория И.П. Павлова

Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И.П…

Теории потребительского поведения: теория Павлова

Illustrations of a dog representing pavlovian theory which shows icons for sound and thought.

Несколько теорий потребительского поведения возникли, когда маркетологи применяли открытия в таких областях, как психология и социология, к потребностям, потребностям и идентичности потребителей. Некоторые из самых популярных примеров включают психоаналитическую теорию и теорию Павлова.

Что такое Павловская теория?

Обзор

Павловская теория — это обучающая процедура, которая включает сочетание стимула с условной реакцией.

В известных экспериментах, которые Иван Павлов проводил со своими собаками, Павлов обнаружил, что предметы или события могут вызывать условную реакцию.Эксперименты начались с того, что Павлов продемонстрировал, как присутствие миски собачьего корма (стимул) вызывает безусловную реакцию (слюноотделение). Но Павлов заметил, что собаки начали ассоциировать его лаборанта с едой, создавая усвоенную и условную реакцию. Это было важное научное открытие.

Павлов разработал эксперимент с использованием звонка в качестве нейтрального стимула. Давая пищу собакам, он позвонил в звонок. Затем, повторив эту процедуру, он попытался позвонить в колокольчик, не дав собакам еды.Само по себе произошло усиление слюноотделения. Результатом эксперимента стала новая условная реакция у собак.

Теория Павлова позже превратилась в классическое обусловливание, которое относится к обучению, которое связывает безусловный раздражитель, который уже приводит к ответу (например, рефлексу), с новым условным раздражителем. В результате новый стимул вызывает такую ​​же реакцию.

Применение к поведению потребителей

Простым приложением теории Павлова является реакция некоторых потребителей, когда они слышат слово «продажа».«Это может вызвать желание делать покупки, даже если в данный момент у людей нет особой потребности.

Теория также может работать с конкретными брендами. Потребитель может начать ассоциировать торговую марку или продукт с определенным восприятием после неоднократных маркетинговых усилий и / или опыта с брендом или продуктом. Например, у многих людей торговая марка Neutrogena ассоциируется с чистотой и прозрачной кожей.

Coca-Cola — классический пример бренда, который успешно использовал эту технику в течение многих лет, по мнению фирмы цифрового маркетинга Loyaltic.Маркетинговые кампании Coca-Cola связывают с продуктом различные виды деятельности и факторы окружающей среды, такие как спорт, обезвоживание и жара. Эти действия и факторы вызывают у людей жажду. «Холодная кока-кола теперь стала сигналом к ​​приходу тепла, жажды», — сообщает Loyaltic. «Итак, когда вы видите красный плакат с большим стаканом, наполненным блестящей игристой колой на льду, вы автоматически испытываете жажду».

Поскольку потребители получают подтвержденный опыт общения с брендами, возможна условная реакция.Может возникнуть автоматическая жажда при просмотре бутылки кока-колы или при просмотре продукта Neutrogena может возникнуть визуализация чистой кожи.

Кем был Иван Павлов?

Иван Павлов был российским психологом, наиболее известным своей работой в области классической обусловленности. В 1904 году эта работа принесла ему Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Его принципы были применены к поведенческой терапии в учебных классах и для уменьшения фобий посредством систематической десенсибилизации.

Применение теорий потребительского поведения

Поведение потребителей — это постоянно развивающаяся наука.Обладая этими знаниями, специалисты по маркетингу могут более эффективно охватить свою аудиторию и принести пользу работодателям.

Полностью онлайн-программа BSBA

Husson University с упором на маркетинг помогает студентам получить четкое представление о поведении потребителей, основных принципах маркетинга, прикладных исследованиях, продажах, социальных сетях и многом другом. Выпускники готовы к работе по широкому кругу вопросов, включая аналитиков по маркетинговым исследованиям, бренд-менеджеров и специалистов по маркетингу.


.

Применение Павловым его теории условных рефлексов

Классическая (Павловская) Кондиционирование

Classical (Pavlovian) Conditioning
Психология поведения 01 Примечания Классический (павловский) обусловливающий бихевиоризм — это, по сути, изучение того, как мы учимся. Люди отличаются от многих животных тем, что у нас очень мало инстинктов, или

Дополнительная информация

Запрограммированный обзор обучения

Programmed Learning Review
Обзор программного обучения L-HO1-121907 Возьмите другой лист бумаги и закройте ответы, расположенные в правом столбце.Затем прочитайте блок, заполняя пробелы по ходу дела. После заполнения

Дополнительная информация

Помощь людям с психическими заболеваниями

Helping People with Mental Illness
Помощь людям с психическими заболеваниями Программа обучения психическому здоровью для общественных работников здравоохранения Модуль E Помощь семьям в решении проблем психического здоровья Page 1 Об этом курсе Помощь людям с

Дополнительная информация

Тиннитус: краткий обзор

Tinnitus: a brief overview
: краткий обзор больные слышат звук в отсутствие внешнего источника.Звуки, которые слышны при звоне в ушах, обычно являются гудением, шипением или звоном, а не полностью сформированными звуками, такими как речь или музыка.

Дополнительная информация

Связь между переменными

Association Between Variables
Содержание 11 Связь между переменными 767 11.1 Введение ……………………… 767 11.1.1 Измерение связи ……. ………. 768 11.1.2 Краткое содержание главы ……………….. 769 11.2 Chi

Дополнительная информация

ТЕОРИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГАРРИ АЛЬБЕРТ ВАН БЕЛЛЬ

SELF THEORY HARRY ALBERT VAN BELLE
ТЕОРИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГАРРИ АЛЬБЕРТ ВАН БЕЛЛ Карл Роджерс хорошо развил свою теорию себя после того, как сформулировал свою личностно-ориентированную терапию.Его взгляд на личность вырос из его взглядов на терапию, и прежний

Дополнительная информация

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ВИД НА ОБУЧЕНИЕ

A BEHAVIORAL VIEW OF LEARNING
Глава 10 Классическое кондиционирование Классическое кондиционирование: история собак и маленького Альберта ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ОБУЧЕНИЕ Читая ниже, вы можете подумать, что теории поведенческого обучения кажутся

Дополнительная информация

Почему развивается делирий?

Why does delirium develop?
Что такое бред? Бред — это название острого замешательства.Пациент, находящийся в бреду, часто переживает мир, который не имеет для нас смысла, но очень реален для них. Например, они могут: не знать

Дополнительная информация

Учебное пособие по Оками: Глава 7

Okami Study Guide: Chapter 7
1 Глава в обзоре 1. Обучение трудно дать определение, но большинство психологов согласятся, что: в процессе обучения организм приобретает некоторые новые знания или поведение в результате опыта; обучение может

Дополнительная информация

Глава 7 Кондиционирование и обучение

Chapter 7 Conditioning and Learning
Глава 7 Кондиционирование и обучение Сводные определения главы Обучение определяется как относительно постоянное изменение поведения, обусловленное полученным опытом.Стимул — это все, что приходит через ваши чувства.

Дополнительная информация

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

AN INTRODUCTION TO PSYCHOLOGY
Введение в МОДУЛЬ — I 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Как человеческие существа, наше любопытство побуждает нас узнать причины различных событий, происходящих вокруг нас. Каждый раз, когда мы встречаемся или видим кого-то

Дополнительная информация

Нарезка? Похоже на болтовню!

Chunking? Sounds like psychobabble!
Нарезка? Похоже на болтовню! Сара Фросселл Опубликовано в журнале Rapport, зима 1998 г. Очень многое в деловом мире зависит от быстрого и свободного потока информации, но при этом размер единицы информации соответствует

Дополнительная информация

1.7 Графики функций

1.7 Graphs of Functions
64 Отношения и функции 1.7 Графики функций В разделе 1.4 мы определили функцию как особый тип отношения; один, в котором каждой координате x соответствует только одна координата y. Мы потратили больше всего

Дополнительная информация

ОПИСАНИЕ КУРСОВ 科 目 簡 介

COURSE DESCRIPTIONS 科 目 簡 介
ОПИСАНИЕ КУРСОВ 科 目 簡 介 КУРСЫ ДЛЯ 4-ЛЕТНИХ ПРОГРАММ БАКЛАССЫ PSY2101 Введение в психологию (3 кредита) Цель этого курса — познакомить с фундаментальными концепциями и теориями психологии

Дополнительная информация

Общая структура предложения

Generic Proposal Structure
Общая структура предложения Гранты на гуманитарные, гуманитарные и социальные науки в Государственном университете Северной Дакоты Контактное лицо: MeganEven @ ndsuedu Следуйте за нами: Facebookcom / AHSSGrantsAtNDSU Twittercom / AHSSGrantsNDSU Становление

Дополнительная информация

Простые энергетические методы (SET)

Simple Energy Techniques (SET)
Простые энергетические методы (SET) Стив Уэллс и д-р.Дэвид Лейк — www.eftdownunder.com Этот специальный отчет можно копировать и пересылать другим, если он остается в исходном и полном виде PDF

Дополнительная информация

Мария Хайден, Беренберг Банк

by Maria Heiden, Berenberg Bank
Динамическое хеджирование риска изменения цен на акции с наложением на них защиты акций: сокращайте убытки и используйте возможности Мария Хайден, Беренберг Банк Как часть искажений на международных фондовых рынках

Дополнительная информация

Взаимоотношения врача и пациента

The Doctor-Patient Relationship
Отношения между врачом и пациентом Очень важно чувствовать себя комфортно с врачом.То, насколько хорошо вы можете разговаривать со своим врачом, является ключевым моментом в получении наилучшего для вас ухода. Также важно

Дополнительная информация

— ПОНИМАНИЕ — Двойная диагностика

- UNDERSTANDING - Dual Diagnosis
— ПОНЯТИЕ — Двойной диагноз СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Связь между психическим заболеванием и злоупотреблением психоактивными веществами 4 Характеристики эффективного плана лечения с двойным диагнозом 6 Лечение с двойным диагнозом

Дополнительная информация

АНАЛИЗ КРАТКИХ ИСТОРИЙ / РОМАН

ANALYZING SHORT STORIES/NOVELS
АНАЛИЗ КРАТКИХ ИСТОРИЙ / РОМАН При анализе художественной литературы вы должны учитывать сюжет, сеттинг, персонажей, точку зрения, образы, символизм, тон, иронию и тему.СЮЖЕТ Сюжет относится к тому, что происходит

Дополнительная информация

Самооценка по тайскому языку

Thai Language Self Assessment
Ниже перечислены четыре навыка: аудирование, говорение, чтение и письмо. Поставьте перед каждым описанием, которое относится к вашему текущему уровню владения тайским языком (например, что вы можете сделать с

Дополнительная информация

КАК ИЗМЕНИТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

HOW TO CHANGE NEGATIVE THINKING
КАК ИЗМЕНИТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ Ибо нет ничего хорошего или плохого, но мышление делает это так.Уильям Шекспир, Гамлет, Акт 2, Сцена 2, 239 251. Хотя вы можете не осознавать это полностью, наш разум

Дополнительная информация

ПРИМЕР ПСИХОЛОГИИ AP

AP PSYCHOLOGY CASE STUDY
Г-н Пустай А.П. ПСИХОЛОГИЯ AP ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ИЗУЧЕНИЯ: В этом учебном году мы проведем только одно ИССЛЕДОВАНИЕ. Вы можете сдать ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ досрочно (не ранее, чем в СРЕДНЕСРОЧНОЙ ДАТЕ). Причитается

Дополнительная информация

Байесовская теория вероятностей

Bayesian probability theory
Байесовская теория вероятностей Бруно А.Olshausen arch 1, 2004 Абстрактная байесовская теория вероятностей обеспечивает математическую основу для вывода или рассуждений с использованием вероятности. Фундамент

Дополнительная информация

Теория электронов и позитронов

Theory of electrons and positrons
П АУЛ А. М. ДИРАК Теория электронов и позитронов Нобелевская лекция, 12 декабря 1933 г. Физики-экспериментаторы обнаружили, что материя состоит из мелких частиц различных видов, частиц

Дополнительная информация

Декартовский дуализм разума и тела

Mind & Body Cartesian Dualism
Блатнер / Философия разума / Разум и тело / Картезианский дуализм 1 Разум и тело Картезианский дуализм Большое философское различие между разумом и телом можно проследить до греков Рене Декарта (1596-1650),

Дополнительная информация

имея дело с диагнозом депрессии

dealing with a depression diagnosis
советы по работе с диагнозом депрессия 2011 www.heretohelp.bc.ca Никто не хочет плохо себя чувствовать. В первую очередь важно поговорить со своим врачом или другим медицинским работником о проблемах с настроением.

Дополнительная информация

.

Классический (Павловский) Кондиционер — Скачать PDF бесплатно

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ВИД НА ОБУЧЕНИЕ

A BEHAVIORAL VIEW OF LEARNING
Глава 10 Классическое кондиционирование Классическое кондиционирование: история собак и маленького Альберта ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ОБУЧЕНИЕ Читая ниже, вы можете подумать, что теории поведенческого обучения кажутся

Дополнительная информация

Запрограммированный обзор обучения

Programmed Learning Review
Обзор программного обучения L-HO1-121907 Возьмите другой лист бумаги и закройте ответы, расположенные в правом столбце.Затем прочитайте блок, заполняя пробелы по ходу дела. После заполнения

Дополнительная информация

Теории обучения 4- Бихевиоризм

Learning Theories 4- Behaviorism
ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИЙ — ПОВЕДЕНИЕ ГЛАВА 4 ГЛАВА Теории обучения 4 — Бихевиоризм РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Изучив эту главу, вы должны уметь: 1. Объяснять принципы классической обусловленности,

Дополнительная информация

Обучение: классическое кондиционирование

Learning: Classical Conditioning
Как мы учимся? Изучение обучения: классическое кондиционирование Глава 7 Один из способов — через классическое кондиционирование Эксперименты Павлова, расширяющие его понимание «Наследие Павлова Psy 12000».003 1 2 Определение

Дополнительная информация

Введение в обучение. Глава 1

Introduction to Learning. Chapter 1
Введение в обучение Глава 1 Определение обучения Обучение — это: эмпирический процесс, приводящий к относительно постоянным изменениям, которые не объясняются временными состояниями, созреванием или врожденной реакцией

Дополнительная информация

ВАЖНЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

IMPORTANT BEHAVIOURISTIC THEORIES
ВАЖНЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАВЛОВ ТОРНДАЙК СКИННЕР КЛАССИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПАВЛОВА I.Введение: Иван Павлов (1849-1936) был российским физиологом, получившим Нобелевскую премию

.

Дополнительная информация

Учебное пособие по Оками: Глава 7

Okami Study Guide: Chapter 7
1 Глава в обзоре 1. Обучение трудно дать определение, но большинство психологов согласятся, что: в процессе обучения организм приобретает некоторые новые знания или поведение в результате опыта; обучение может

Дополнительная информация

Источник изображения: Markstivers.com

Image Source: Markstivers.com
Классическое кондиционирование Источник изображения: Markstivers.com Что такое обучение? Относительно постоянное изменение поведения организма из-за опыта Бихевиоризм Типы обучения Классический условный оперант

Дополнительная информация

Глава 7 Кондиционирование и обучение

Chapter 7 Conditioning and Learning
Глава 7 Кондиционирование и обучение Сводные определения главы Обучение определяется как относительно постоянное изменение поведения, обусловленное полученным опытом.Стимул — это все, что приходит через ваши чувства.

Дополнительная информация

Изучение психологии GCSE

GCSE Psychology Learning
Студент, изучающий психологию GCSE: Учитель: Раздел 2: Понимание других людей 1 Обучение Что такое классическая обусловленность? Что мы имеем в виду, когда говорим, что чему-то научились? Прочтите заявления ниже и

Дополнительная информация

Классическое кондиционирование

Classical Conditioning
Модуль OpenStax-CNX: m49048 1 Классическое кондиционирование OpenStax College Эта работа произведена OpenStax-CNX и находится под лицензией Creative Commons Attribution License 4.0 К концу этого раздела вы

Дополнительная информация

Классическое кондиционирование

Classical Conditioning
Глава 5 Изучение классического обусловливания Изучение относительно постоянного изменения поведения, обусловленного опытом Бихевиоризм делает упор на изучение наблюдаемого поведения и роли окружающей среды как определяющего фактора

Дополнительная информация

Глава 5. Обучение. Контур

Chapter 5. Learning. Outline
Глава 5 Содержание обучения I.Что такое обучение? A. Обучение демонстрируется относительно постоянным изменением поведения, которое происходит в результате практики или опыта. 1. Невозможно наблюдать за обучением

Дополнительная информация

Обзор классического кондиционирования

Classical Conditioning Overview
Обзор классического кондиционирования Классическое кондиционирование было впервые определено и разработано русским физиологом Иваном Павловым. Феномен классического кондиционирования широко считается

.

Дополнительная информация

ОБУЧЕНИЕ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ

LEARNING AND CONDITIONING
64 Глава II Восприятие и сознание Когнитивно-поведенческая перспектива.Николас Спанос был плодовитым и уважаемым бихевиористом, которого очень не хватало его коллегам и

.

Дополнительная информация

ЧЕСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБЗОР

HONORS PSYCHOLOGY REVIEW QUESTIONS
ЧЕСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБЗОРА Цель этих обзорных вопросов — помочь вам оценить ваше понимание фактов и определений, содержащихся в вашем учебнике. Необходимо знать факты и определения

Дополнительная информация

Причины ночного недержания мочи

Causes of Bed-Wetting
Причины, по которым приучение ребенка к туалету требует много терпения, времени и понимания.Большинство детей не могут полностью научиться пользоваться туалетом, пока им не исполнится 2–4 года. Некоторые будут

Дополнительная информация

Учебное пособие по Оками: Глава 7

Okami Study Guide: Chapter 7
1 Глава Тест 1. Умение что-то делать, например водить машину или заниматься спортом, называется a. явное знание b. поведенческие знания c. процедурные знания d. неявное знание 2. Всего

Дополнительная информация

МОДЕЛЬ РЕСКОРЛА-ВАГНЕРА

RESCORLA-WAGNER MODEL
RESCORLA-WAGNER, Обучающий семинар, стр.1 МОДЕЛЬ RESCORLA-WAGNER I.ИСТОРИЯ A. Со времен Павлова предполагалось, что любая CS, за которой следуют любые США, приведет к обусловливанию. B. Неправда: непредвиденные обстоятельства

Дополнительная информация

Психология Чиккарелли и Уайта

Psychology Ciccarelli and White
1 Психология Чиккарелли и Уайт Что такое обучение? -Любое относительно постоянное изменение поведения, основанное на опыте или практике. Глава пятая: Обучение. -Обучение — это не созревание. Созревание сменное

Дополнительная информация

GCSE Психология, тема D

GCSE Psychology Topic D
GCSE Психология Тема D Почему у нас есть фобии? 1) Классическая обусловленность и фобии. Классическая обусловленность. Процесс обучения, который создает ассоциацию между двумя стимулами посредством повторяющихся пар.

Дополнительная информация

Список высокочастотных слов PUSD

PUSD High Frequency Word List
Список часто встречающихся слов PUSD для оценок по чтению и правописанию K-5 Частые или мгновенные слова важны, потому что: 1. Вы не можете прочитать предложение или абзац, не зная хотя бы наиболее распространенного.

Дополнительная информация

Задание 2 Чтение нескольких текстов: издевательства

Task 2 Multi-Text Reading: Bullying
Кратко Уровень: ISE II Задача 2 Чтение нескольких текстов: Издевательства Фокус: Задача 2 Чтение нескольких текстов Цели: разработать стратегии чтения, прочитав короткую статью о четырех известных людях и ответив трем

Дополнительная информация

Task 2 Multi-Text Reading: Bullying
Большая ошибка Марти Короткий рассказ о персонаже Уэса Фесслера Марти Маус шел домой из школы в один солнечный день.На тротуаре был камень, который он ударил ногой по дороге. Скала отскочит

Дополнительная информация

Фрейд и личность

Почему развивается делирий?

Why does delirium develop?
Что такое бред? Бред — это название острого замешательства.Пациент, находящийся в бреду, часто переживает мир, который не имеет для нас смысла, но очень реален для них. Например, они могут: не знать

Дополнительная информация

Как жить в доме без мочи

How to Have a Pee-Free Home
Как сделать дом без мочи В этой статье, основанной на работах Карен Прайор, вы узнаете, как быстро приучить собаку к горшку. Для многих владельцев собак приучение к горшку может быть очень неприятным, но это

Дополнительная информация

МИР ПСИХОЛОГИИ, 5 января 2005 г.

THE WORLD OF PSYCHOLOGY, 5/E 2005
МИР ПСИХОЛОГИИ, 5 / E 2005 Эллен Грин Вуд Сэмюэл Э.Wood Denise Boyd 0-205-43055-4 ISBN копии экзамена (пожалуйста, используйте номер выше, чтобы заказать копию экзамена.) Посетите www.ablongman.com/replocator, чтобы связаться с

Дополнительная информация

Глава 7: Память. объем памяти

Chapter 7: Memory. Memory
Глава 7: Пример использования памяти: H.M. и его отсутствующие воспоминания Раздел 1: Классификация памяти и процессы Раздел 2: Три этапа памяти Раздел 3: Эксперимент по забыванию и улучшению памяти: Применение

Дополнительная информация

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ СТИМУЛЫ

EXTERNAL AND INTERNAL STIMULI
размышлять Подумайте на мгновение о занятиях, требующих баланса.Езда на велосипеде и ходьба по бревну требуют большого баланса. Так что делайте большинство повседневных дел, например, наклоняйтесь, чтобы взять книгу

Дополнительная информация

Притча о блудном сыне

Parable of The Prodigal Son
Притча о блудном сыне: Пеп-разговор с учителем: Дети должны знать, что их любят безоговорочно. На самом деле, мы все должны это знать! В притче о блудном сыне Иисус заверяет нас, что Бог

Дополнительная информация

Бихевиоризм и образование

Behaviorism & Education
Бихевиоризм и образование Ранняя психология (использование необъективных методов, таких как интроспекция) Обучение = изменение поведения, движение к объективным методам Бихевиоризм Павлов, Скиннер (Focus on Sà R)

Дополнительная информация

КАК ИЗМЕНИТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

HOW TO CHANGE NEGATIVE THINKING
КАК ИЗМЕНИТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ Ибо нет ничего хорошего или плохого, но мышление делает это так.Уильям Шекспир, Гамлет, Акт 2, Сцена 2, 239 251. Хотя вы можете не осознавать это полностью, наш разум

Дополнительная информация

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *