Теория персонализации в а петровского: основные положения . — КиберПедия

Содержание

что это такое, концепция персонализации Петровского

Персонализация – это процесс, возникающий на стадии становления личности, фундаментальная задача которого получение абсолютного понимания социальной жизни окружающих. В результате этого человек сможет выступать в социуме достойной и востребованной личностью. Также можно описать процесс персонализации как превращение субъекта в личность, нашедшую собственную индивидуальность.

Персонализация это в психологии определение, обозначающее необходимость индивидуума проявить себя, показать личные способности. Человек имеет необходимость ощущения быть полезным этому миру, осознавать важность собственного бытия, без персонализации это невозможно.

Что такое персонализация

Мы все мечтаем найти дело по душе, заняться тем, в чем мы будем успешны и получили признание окружающих и похвалу собственных родителей. Что является основой для возникновения такого стремления? Персонализация – это неотъемлемый элемент совершенствования и становления индивидуума. Характерными человеческими проявлениями есть потребность и вероятность осуществления персонализации.

Движение к персонализации – это жажда быть значимой личностью. Эффективным способом удовлетворения необходимости в персонализации является инициативное содействие в жизни социума, так вследствие деятельности человек имеет возможность собственной реализации, проявляя свою особенность окружающим.

Склонность к персонализации – это комплекс личностно-психологических качеств, которые дают мотивацию человеку в осуществлении важных для социума действий, оцененных в перспективе другими. Процесс развития подпитывается внутренними желаниями субъекта, многообразием методов реализации, что станет помощью в будущем для собственной реализации. Отсутствие персонализации в жизни человека может быть последствием недостатка в ощущении значимости.

Также данное понятие трактуется, как некое количество изменений, осуществленных человеком в личном окружении; как метод влияния на обстановку, пытаясь сделать ее близкой для себя; как перспектива оставить частичку своей индивидуальности в памяти других. И.А. Альтман считал, что внося персонализацию в жизнь человечества, индивидуум оставляет свой личный след на ней, давая информацию другим о своих убеждениях, личных границах и видении.

Психолог А.Н.Леонтьев объяснял человеческую личность как такую, что может формироваться из-за влияния внешних отношений, а это происходит всю нашу жизнь. Разнообразные проявления активности человека граничат между собой и пересекаются с социальными отношениями. Именно такая связь и образуют центр личности, именуемый «Я». А изменения, которым подвергаются его личные качества как индивида, являются результатом созревания его личности.

К преимуществам персонализации относятся позитивные установки. Если человек чересчур критичен в восприятии себя – это станет преградой для комфортного существования в социуме и проявления инициативы. Убежденность в собственных силах, важный аспект во взаимодействии с нашим окружением. Основой для проявления персонализации будут убеждения, которые сформировались в детстве. Жизненный настрой наших родителей, то, как они видят социум, без сомнения мы перенесем и в свое мировоззрение. Если установки из детства несут множество негатива, и субъект полностью копирует и применяет в своей жизни, возможны проявления деперсонализации.

Деперсонализация – это ошибочное восприятие человеком собственного «Я», отделение личности от тела. Создается ощущение стороннего наблюдения за собой, своими поступками, мысли и решения воспринимаются, как действия кого-то другого. Нужно отметить, что связь с реальностью не теряется и человек в состоянии объективно оценивает происходящее. Деперсонализация не считается психическим расстройством, более того проявление описанного состояния один раз в жизни случается у 70% людей. Персона и личность являются разными по своим характеристикам понятиями, иногда мы встречаем людей, которые к величайшему сожалению не смогли реализовать себя как личность. Полноценное выражение способностей к персонализации чаще проявляется в коллективах. Однако если лидер группы имеет низкий уровень персонализации, это может спровоцировать развитие деперсонализации других участников группы.

Благодаря феномену персонализации мы имеем возможность дать объяснение некоторым переживаниям людей, спровоцированными внезапными несоответствиями между толкованием личности и ее физического отсутствия. Такого рода ситуации разрушают однородную структуру личности.

В процессе персонализации мало стремления и инициативности одного человека, нужна ответная активность другого. Одним из нюансов этого процесса есть межличностный контакт. Контактируя, оба участника становятся активны, результатом этого является успешное развитие личности.

Концепция персонализации А.В. Петровского

А.В. Петровский впервые ввел понятие персонализации, в своей работе он говорит о том, что человеческая личность определяет себя через общество, группу, социум. Необходимость в персонификации представляет собой фундамент для анализа развития. Собственно по этой причине А.В.Петровский дает название своей концепции Теория персонализации.

Три основных этапа выделил автор в персонализации, которые влияют на ход дальнейшего развития.

Первый этап адаптация, описанная как впитывание человеком общепринятых норм, правил и ценностей, формируя социально-типические навыки в человеке.

Второй этап индивидуализация – становление и утверждение собственного «Я», определение своих возможностей, ресурсов, отличий и характеристик, открытие индивидуальности.

И третьим этапом является интеграция – перестроение жизни людей, которые окружают, вложение собственных ценностей и внимания в других, имея при этом принятие со стороны, является утверждения своей необходимости и, следовательно, полного формирования персоны. Формирование происходит плавно, уходя корнями в детские годы и продолжаясь до юношеских. А.В. Петровский описывал три периода формирования персонализации: эпоха детства, эпоха отрочества и эпоха юности.

Эпоха детства характерна превосходством адаптации над индивидуализацией, возраст от момента рождения ребенка и до младшего школьного возраста характеризуется адаптацией ко всему внешнему миру.

В эпоху отрочества входит переходный возраст и преобладает в это время индивидуализация, так как подросток тянется к свободе, и прилагает все усилия для поисков призвания социуме. И, наконец, эпоха юности, важность этого периода обозначает определение жизненной позиции, обретается самостоятельность, выбор дальнейшей профессии – самореализация. Человек может планировать свое будущее, формируется мировоззрение, происходит осознание общественного положения. По завершению эпохи юности социальная зрелость практически сформирована.

Итак, персонализация – главнейший процесс в формировании особых навыков и умений, он имеет влияние на позицию человека, проявление инициативы, объективно давать оценку своему таланту и склонностям, определить для себя основную роль в обществе. Существенным нюансом здесь будет позиция взрослых в общении со своим ребенком. Главное не дать убеждениям взрослого негативно изменить формирование внутреннего мира у детей.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Теория персонализации а.В.Петровского.

В
отечественной психологии в рамках этого
направления разработана теория
персонализации ( . В. Петровский). Личность
рассматривается как определяющая
себя через гр пп , через соци м.
Потребность
в персонификации является отправным
пунктом анализа развития. Именно поэтому
. В. Петровский называет свою кон­цепцию
теорией персонализации.

Им
выделяются три основных процесса,
определяющих ход развития:

  1. адаптация
    как
    присвоение индивидом социальных норм
    и ценностей т.е. ста­новление
    социально-типического
    в
    человеке;

  2. индивидуализация
    как
    открытие или утверждение «Я», выявление
    своих склонностей и возможностей,
    особенностей характера, т.е. становление
    инди­видуальности;

  3. интеграция
    как
    изменение жизнедеятельности окружающих
    людей, осуществ­ление вкладов и их
    принятие окружающими и тем самым
    утверждение своего инобытия
    в
    других людях, т.е. становление всеобщего
    в
    личности.

Периодизация,
предложенная . В. Петровским, выглядит
следующим образом:

  1. эпоха
    детства
    (раннее
    детство, детсадовский возраст и младший
    школьный возраст) характеризуется
    преобладанием адаптации над
    индивидуализацией;

  1. эпоха
    отрочества
    (подростковый
    возраст) связан с преобладанием индиви-

дуализации
над адаптацией;

3)
эпоха
юности
(юношеский
возраст) характеризуется преобладанием
интегра­ции над индивидуализацией.

В
последние годы активно разрабатываются
теории саморазвития, исходящие из
предположения, что человек сам определяет
свою судьбу — даже независимо от то­го,
желает он этого или нет. В этом направлении
пока нет больших, развернутых теорий,
есть только отдельные принципы, например
принцип развития
через дея­тельность, самоконструирование,
предложенный
Р. Лернером, идея личностного
контроля развития,
идея
критических
(ненормативных) жизненных событий.

  1. Диалектическая теория развития а.Валлона.

А.
Валлон исходил из биологиче­ских
понятий анаболизма и катаболизма,
которые он рассматривает широко, как
от­носящиеся не только к организму,
но и к личности в целом. Анаболизм
он
определя­ет как реакцию индивида,
направленную на изменение своего
внутреннего состоя­ния. Катаболизм

это реакция, направленная вовне, на
окружающую среду с це­лью ее изменения.
Развитие. Валлон рассматривает как
чередование анаболизма и катаболизма,
повторяющееся на каждом новом витке
развития, сопровождающемся образованием
нового
качества.

Принципиальная
методологическая установка Валлона —
необходимость изуче­ния конфликтов,
противоречий в ходе развития ребенка,
чтобы лучше понять причины и условия
их взаимосвязи и переходов от од­ной
стадии к другой.

Одно
из ключевых противоречий психического
развития состоит в том, как соот­носятся
душа и тело, биологическое и психическое,
как происходит переход
от
орга­нического к психическому. По
мысли . Валлона, психика не может быть
сведена к органике и в то же время не
может быть объяснена без нее. Для того
чтобы объяс­нить, каким образом
органическое становится психическим,
. Валлон рассматрива­ет связь четырех
понятий — эмоция,
моторика (движение), подражание, социум.

Эмоции
в
генезисе психической жизни, согласно
А. Валлону, появляются раньше всего
остального. Ребенок способен к психической
жизни только благодаря эмоци­ям,
поскольку они объединяют ребенка с
социальным окружением. Через эмоции
ребенок обретает опору для своей
биологии, в эмоции осуществляется
симбиоз ор­ганического и психического,
происходит как бы «переливание» одного
в другое.

В
концепции А. Валлона понятие «эмоция»
тесно связано с понятием «движе­ние».
У
маленького, еще не говорящего ребенка
движения тела уже могут свиде­тельствовать
о психической жизни. По его мнению, среди
разных форм и функций движения одна
прямо касается выражения эмоций — это
тоническая,
или
посту-ральная, функция. Другая функция
движения — кинетическая,
или
клоническая, на­правленная на внешний
мир. Благодаря ей осуществляются
локо-моции, схватыва­ние, манипуляции.
В отличие от кинетических реакций,
тонус, который проявляется в позах, —
это экспрессивное средство выражения
собственных переживаний ребен­ка и
его
отношения к другим людям.

Период
чистой импульсивности, недифференцированности
движений у ребенка сменяется эмоциональной
стадией, когда, по образному выражению.
Валлона, са­мо движение есть
экстериоризи-рованная эмоция.
Дифференциация моторных функций
наступает под влиянием поведения
взрослого, удовлетворяющего потреб­ности
ребенка, анализ дифференциации и
координации движений как сложной
сис­темы взаимодействия моторных
функций позволил . Валлону выделить
психомо­торные
типы развития ребенка.

Другой
большой переход в онтогенезе психики
— это переход
от действия к мысли.
По
мнению А. Валлона, он возможен благодаря
подражанию.
Источник,
ко­торый формирует план субъективности,
план представления, лежит не во
взаимоот­ношениях с физическим миром,
а во взаимодействии
с окр жающими людьми.
Дей­ствия
по подражанию другим отличаются от
инстинктивно-подражательных реак­ций
тем, что они строятся именно как действия
по образцу, по социальной модели, которая
усваивается, ассимилируется субъектом.

На
примере подражания видна связь социума
и
психики ребенка. Валлон под­черкивает,
что социум
абсолютно
необходим для маленького ребенка,
неспособного ничего сделать самостоятельно.
Реакции ребенка постоянно должны быть
дополне­ны, поняты, проинтерпретированы
взрослым человеком. Поэтому, считает.
Вал­лон, человеческий
ребенок есть существо социальное
генетически, биологически.
Социальная
природа человека не насаждается путем
внешних влияний, социальное уже
включено
в
биологическое как абсолютная необходимость.

Валлон
не отрицал роль созревания в развитии.
По его мнению, созревание нервной системы
создает последовательность типов и
уровней активности. Но для созревания
необходимо упражнение, и оно уже заключено
в природе эмоций, мото­рики и имитации,
в природе самого человеческого организма.

Согласно
. Валлону, онтогенез не воспроизводит
филогенез. Для . Валлона вообще нет
судьбы.
Детство
человека есть, безусловно, продукт
эволюции, но оно объясняется также и
средой, в которой развивается ребенок.
Благодаря новой техни­ке, которая
навязывает индивиду способность думать
и чувствовать, ребенок всегда находится
на одном уровне с цивилизацией, и
биогенетический закон не действует.

Стадии
развития личности:

  1. стадия
    внутриутробной жизни
    характеризуется
    полной зависимостью заро­дыша от
    организма матери;

  2. стадия
    моторной импульсивности
    (от
    рождения до 6 мес) характеризуется
    потребностью ребенка в питании и
    двигательной активности, на основе
    кото­рых вырабатываются элементарные
    условные рефлексы;

  3. стадия
    эмоциональности
    (от
    6 мес до 1 года) характеризуется
    установлени­ем отношений с окружающими
    людьми и прежде всего с матерью, которая
    яв­ляется основным стимулом к развитию;

  4. сенсомоторная
    стадия
    (от
    1
    года
    до 3 лет) характеризуется интересом к
    внешнему миру, выходящему за пределы
    отношений с близкими взрослыми; этому
    в значительной степени способствуют
    хождение и речь;

  5. стадия
    персонализма (от
    3 до 5 лет) характеризуется кризисом 3
    лет, возник­новением чувства «Я»,
    самостоятельностью в действиях, желанием
    быть в центре внимания;

  6. стадия
    различения
    (от
    6 до 11
    лет)
    характеризуется расширением круга
    взаи­моотношений, осознанием своего
    статуса притязаниями на признание,
    разви­тием умственных способностей;

  7. стадия
    полового созревания и юношества
    характеризуется
    неуравновешен­ностью личности,
    внутренними противоречиями возникновением
    диаметраль­но противоположных чувств
    к окружающим, развиваются самоанализ
    и само­оценка.

Переход
от стадии к стадии рассматривается не
просто как результат количест­венных
изменений, а как перестройка: деятельность,
преобладающая на одной ста­дии,
становится второстепенной или даже
вовсе исчезает на следующей.

Концепция персонализации А.В. Петровского. — Студопедия.Нет

Личность рассматривается А. В. Петровским (1982) не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации.

Им выделяются три основных процесса:

адаптация — как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть, становление социально-типического;

индивидуализация — как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть, становление индивидуальности;

интеграция — как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, то есть, становление всеобщего.

Таким образом, в структуру личности человека, по А.В. Петровскому, входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях. Личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений.

 

Диспозиционная концепция В.А. Ядова.

 

Эту концепцию скорее можно отнести к социально-психологической, в которой учитываются и общепсихологические особенности структуры личности и конкретно-социальные условия, в которых эта личность формируется. В основу концепции автором положены установочные или диспозиционные механизмы регуляции социального поведения личности. Это означает, что поведение личности регулируется ее диспозиционной системой, однако, в каждой конкретной ситуации в зависимости от ее цели ведущая роль принадлежит определенному уровню диспозиций. Поскольку сама диспозиция (установка) формируется при наличии потребности и соответствующей ей ситуации, в которой она может быть реализована, то иерархии диспозиций соответствуют иерархия потребностей, с одной стороны, и иерархия ситуаций, с другой.


Что касается иерархии потребностей, то их классификация осуществляется В. А. Ядовым по принципу предметной направленности человеческих потребностей как потребностей физического и социального существования. Основанием классификации, по словам автора, с одной стороны, выступает разделение потребностей на биогенные и социогенные, а с другой — выделение различных видов социогенных потребностей на основе включения личности во все более расширяющиеся сферы деятельности, общения. На этом основании выделяются следующие виды потребностей:

— психофизиологические, витальные потребности,

— потребности в ближайшем семейном окружении,

— потребности включения в многочисленные малые группы и коллективы,

— потребности включения в целостную социальную систему.

Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы данные потребности также образуют иерархическую структуру. За основание классификации автор предлагает принимает «длительность времени, в течение которого сохраняется основное качество данных условий», иными словами, устойчивость ситуации.



Низший уровень этой структуры составляют наименее устойчивые «предметные ситуации». В течение краткого промежутка времени человек переходит из одной ситуации в другую.

Следующий уровень — это «условия группового общения». Эти ситуации более устойчивы, поскольку основные требования группы, закрепленные в «групповой морали», сохраняются неизменными в течении значительного времени.

Еще более устойчивы во времени условия деятельности в той или иной социальной сфере — труда, досуга, семейной жизни.

Максимально устойчивыми оказываются общие социальные условия жизнедеятельности человека — экономические, политические, культурные. Эти условия претерпевают значительные изменения в рамках «исторического» времени.

Поскольку, как отмечалось выше, диспозиции личности представляют собой продукт «столкновения» потребностей и ситуаций, в которых потребности удовлетворяются, то формируется соответствующая иерархия (система) диспозиций.

Первый, низший уровень образуют элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе потребностей физического существования и простейших, предметных ситуаций. Эти установки лишены модальности и не осознаваемы. Они лишь лежат в основе сознательных процессов.

Второй уровень диспозиционной системы — социально фиксированные установки или социальные установки. Ведущими факторами их формирования являются социальные потребности, связанные с включением личности в первичные группы и соответствующие им социальные ситуации. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций. По сути это «отношения личности» по В. Н. Мясищеву.

Третий уровень системы составляет общая (доминирующая) направленность интересов личности. Она формируется на основе более высоких социальных потребностей и представляет собой предрасположенность к идентификации с той или иной областью социальной деятельности. У одних людей мы обнаруживаем доминирующую направленность интересов в сферу профессиональной деятельности, у других — семьи, у третьих — досуга (хобби) и т. д.

Высший уровень диспозиционной системы образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижений. Она формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в социальную среду) и в соответствии с образом жизни, в котором могут быть реализованы социальные и индивидуальные ценности личности. Именно этому уровню принадлежит решающая роль в саморегуляции поведения.

Все элементы и уровни диспозиционной системы не изолированы друг от друга. Напротив, они тесно взаимодействуют между собой, а сам механизм взаимосвязи, по мнению В. А. Ядова, следует рассматривать как «механизм мотивации, обеспечивающий целесообразное управление поведением личности, его саморегуляцию».

Важнейшая функция диспозиционной система состоит в регуляции соцально-го поведения личности. Само поведение представляет собой сложную структуру, внутри которой можно выделить несколько иерархически расположенных уровней.

Первый уровень — это поведенческие акты, реакции субъекта на актуальную предметную ситуацию. Их целесообразность детерминирована необходимостью установления адаптивных отношений между средой и индивидом.

Следующий уровень поведения — привычное действие или поступок, формирующийся из целого ряда поведенческих актов. Поступок — это элементарная социально значимая единица поведения, цель которого в установлении соответствия между социальной ситуацией и социальной потребностью.

Целенаправленная последовательность поступков образует поведение в той или иной сфере деятельности, которая представляется для человека максимально значимой. К примеру, ярко выраженное профессиональное поведение, реализующее себя в стиле профессиональной деятельности.

Наконец, целостность поведения в различных сферах жизнедеятельности человека и есть собственно проявление деятельности во всем ее объеме. Целеполагание на этом уровне представляет собой некий «жизненный план».

Завершая характеристику свой концепции личности, В. А. Ядов подчеркивает, что «диспозиционная регуляция социального поведения есть в то же время и диспозиционная мотивация, т. е. механизм, обеспечивающий целесообразность формирования различных состояний готовности к поведению. При этом регуляция социального поведения должна быть истолкована в контексте всей диспозиционной системы личности».

 

22.Теория персонализации а.В. Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.

В
отечественной психологии в рамках этого
направления
разработана теория персонализации (А.В. Петровский). Личность
рассматривается как определяющая себя
через группу, через социум. Потребность
в персонификации является отправным
пунктом анализа развития. Именно поэтому
А.В. Петровский называет свою концепцию
теорией персонализации.Им выделяются
три основных процесса, определяющих
ход развития:1) адаптация как присвоение
индивидом социальных норм и ценностей
т.е. становление социально-типического
в человеке;2) индивидуализация как
открытие или утверждение «Я»,
выявление своих склонностей и возможностей,
особенностей характера, т.е. становление
индивидуальности;3) интеграция как
изменение жизнедеятельности окружающих
людей, осуществление вкладов и их
принятие окружающими и тем самым
утверждение своего инобытия в других
людях, т.е. становление всеобщего в
личности.Периодизация, предложенная
А.В. Петровским, выглядит следующим
образом:1) эпоха детства (раннее детство,
детсадовский возраст и младший школьный
возраст) характеризуется преобладанием
адаптации над индивидуализацией;2) эпоха
отрочества (подростковый возраст) связан
с преобладанием индивидуализации над
адаптацией;3) эпоха юности (юношеский
возраст) характеризуется преобладанием
интеграции над индивидуализацией.
Адаптация
– постоянный процесс активного
приспособления человека к окружающей
(прежде всего социальной)
среде.ИндивидуализацияТермин обозначает
нашу потребность отличаться от других
людей в определенном отношении, чтобы
не быть или не чувствовать себя в точности
похожими на них. Несмотря на стремление
в чем-то походить на других, большинство
людей лелеет свое чувство индивидуальности;
это отчасти объясняет наше необычное,
а иногда и нелепое поведение. Рискуя
навлечь на себя неодобрение окружающих,
мы подтверждаем (по крайней мере, для
самих себя) наше чувство индивидуальности.
Люди также могут стремиться к
индивидуальности из-за желания полнее
распоряжаться своей жизнью. Жесткий
конформизм по отношению к общественным
нормам означает, что мы утрачиваем
чувство личной свободы, а индивидуальные
способы поведения и самовыражения
поддерживают ощущение собственной
значимости. Интеграция —
создание внутреннего единства,
сплоченности, что выражается в
идентификации коллективной, сплоченности
группы как ее ценностно-ориентационном
единстве, объективности в возложении
и принятии ответственности за успехи
и неудачи в деятельности совместной.

23.Эко-психологические теории развития

Одной
из тенденций развития современной
психологии является экологическое
направление, примером которого можно
считать экологию человеческого развития
У. Бронфенбреннера. Экология человеческого
развития означает научное исследование
прогрессивной взаимной аккомодации
между активным, растущим человеческим
существом и изменяющимися свойствами
непосредственных условий, в которых
живет развивающаяся личность, причем
этот процесс зависит от отношений между
всеми этими условиями и от более общих
социальных контекстов, в которых данные
условия заключены. Развитие ребенка
осуществляется не путем одностороннего
воздействия среды на личность или
наоборот, а в результате их постоянного
взаимодействия, врастания взаимодействующей
личности в окружающую среду. Соответственно
расширяется и понятие экологической
среды, которая предстает в виде системы
концентрических структур микро-, мезо-,
экзо- и макросистем.Микросистема — это
структура деятельностей, ролей и
межличностных отношений, переживаемых
развивающейся личностью в данном
конкретном окружении, с его характерными
физическими и материальными
свойствами.Мезосистема — это структура
взаимоотношения двух или более сред, в
которых развивающаяся личность активно
участвует; например, для ребенка это
отношение между его домом, школой и
соседской группой сверстников, а для
взрослого — между семьей, работой и
общественной жизнью.Экзосистема
подразумевает одну или несколько сред,
не вовлекающих развивающуюся личность
в качестве активного участника, но где
происходят события, которые влияют или
испытывают воздействие того, что
происходит в среде, включающей в себя
развивающуюся личность (для ребенка
это может быть место работы его родителей
или круг их семейных друзей).Макросистема
обозначает постоянство формы или
содержания систем низшего порядка
(микро-, мезо- и экзо-), которые существуют
или могут существовать на уровне
субкультуры как целого вместе с системами
верований или идеологий, лежащими в
основе таких постоянств.Характерная
черта современного этапа развития наук
о человеке — все более отчетливое
понимание того, что речь идет не просто
об объекте воспитания, социализации и
иных внешних воздействий, а о
самосознательном, активном субъекте
жизнедеятельности.

Теория личности А.В. Петровского — Студопедия

§ Развивалась в рамках деятельностного подхода.

§ Личность человека считается и продуктом, и субъектом исторического процесса

§ Природные предпосылки развития индивида очень интенсивно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей, однако, входя в личность человека, преобразовывается, становятся культурным, социальным.

§ В центре внимания психолога должны находиться активность личности и характер ее социально-значимой направленности.

Внутри замкнутого пространства физического тела индивида его личность не может быть обнаружена. Ее можно найти лишь в пространстве межиндивидных отношений. Лишь процессы межличностного взаимодействия в группе могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия
В.А. Петровский выделяет три составные структуры личности:
1. интраиндивидная или внутрииндивидная подсистема (особенности строения темперамента, характера, способностей человека)
Необходима, но недостаточна для понимания психологии личности.
2. интериндивиднаякак бы расположена в межиндивидном пространстве, за рамками органического тела индивида, образуя подсистему личности.
Рассматривает межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредствованные содержанием и ценностей мы деятельности.
3. метаиндивидная (надиндивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами. Фокус внимания в данном случае направлен на «вклады» в других людей, которые субъекты вольно или невольно осуществляют посредством своей деятельности. Здесь имеется в виду активный процесс определенного продолжения себя в другом не только в сам момент воздействия субъекта на других индивидов, но и вне рамок актуального непосредственного сиюминутного взаимодействия.
Персонализации — процесс и результат отражения субъекта в других людях, его идеальной представленности и осуществления в них своих вкладов.
Так как личность человека не сводится к представленности ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает. Слова «он живет в нас после смерти» не несут ни мистический, ни метафорический смысл. Они лишь констатируют факт разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее звеньев.
 Индивид может достигнуть уровня исторической личности в определенной социально-исторической ситуации лишь в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получив оценку не только современников, но и истории, которая обладает возможностью более точно взвесить эти личностные вклады, которые в конечном счете оказываются вкладами в общественную практику.





Социально-психологический подход А.В. Петровского к периодизации развития личности

Личностью не рождаются, личностью становится в процессе деятельности и общения или, если сказать иначе, в процессе социализации.
Ребенок, обладая природными предпосылками, вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевает достижениями человечества. Появляющиеся в ходе этого процесса способности и качества воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Психические способности личности не только предпосылка, но и результат ее поступков. При этом все, что человек думает, опосредовано его отношением к другим людям и потому насыщено общественным человеческим содержанием.

§ определяющим фактором развития личности является:
деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (или лицом). Развитие группы выступает фактором развития личности
потребность быть личностью т. е. быть в максимальной степени представленным значимыми для индивида качествами в жизнедеятельности других людей
способность быть личностью т. е. совокупность индивидуальных особенностей и средств, позволяющих обеспечивать удовлетворение потребности быть личностью

§ движущей силой развития личности служит противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Межличностные отношения в группах порождают противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в группу, шире – в систему общественных отношений.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию с ней (переход ребенка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента – в студенческий коллектив…)

40 Теория персонализации петровского

В современной
отечественной психологии развивается
деятельностный подход, в рамках которого
развивалась, в частности теория личности
В.А. Петровского. В русле этого направления
личность человека считается и продуктом,
и субъектом исторического процесса.
Биологические свойства человека
рассматриваются в ней как «безличные»
предпосылки развития личности, которая
не может сохранять их как структуру,
рядоположенную и равноправную социальной
подструктуре. Природные предпосылки
развития индивида, его эндокринная и
нервная системы, телесная организация,
преимущества и дефекты его физического
склада очень интенсивно влияют на
формирование его индивидуально-психологических
особенностей. Однако биологическое,
входя в личность человека, преобразовывается,
становясь культурным, социальным.
www.inminds.ru

В.А. Петровский
вделяет три составные структуры личности.
Итак, в структуру личности входит в
первую очередь внутрииндивидная или
интраиндивидная подсистема, образованная
особенностями строения темперамента,
характера, способностей человека. Эта
подсистема является необходимой, но
недостаточной для понимания психологии
личности.

Внутри
замкнутого пространства физического
тела индивида его личность не может
быть обнаружена. Ее можно найти лишь в
пространстве межиндивидных отношений.
Лишь процессы межличностного взаимодействия
в группе могут рассматриваться как
проявления личности каждого из участников
этого взаимодействия.

Таким
образом, одна из подструктур личности
как бы расположена в межиндивидном
пространстве, за рамками органического
тела индивида, образуя интериндивидную
подсистему личности.

Интраиндивидная
и интериндивидная подсистемы не
исчерпывают все личностные проявления.
Кроме них необходимо выделить еще одну
составляющую структуры личности —
метаиндивидную (надиндивидную). Личность
при этом не только выносится за рамки
органического тела индивида, но и
перемещается за пределы его наличных,
существующих «здесь и теперь» связей
с другими индивидами. Фокус внимания
психолога в данном случае направлен на
«вклады» в других людей, которые субъекты
вольно или невольно осуществляют
посредством своей деятельности. Здесь
имеется в виду активный процесс
определенного продолжения себя в другом
не только в сам момент воздействия
субъекта на других индивидов, но и вне
рамок актуального непосредственного
сиюминутного взаимодействия. Процесс
и результат отражения субъекта в других
людях, его идеальной представленности
и осуществления в них своих вкладов
получил название персонализации.

Явление
персонализации дает возможность внести
определенную ясность в проблему личного
бессмертия, всегда волновавшую
человечество. Так как личность человека
не сводится к представленности ее в
телесном субъекте, а продолжается в
других людях, то со смертью индивида
личность «полностью» не умирает. Слова
«он живет в нас после смерти» не несут
ни мистический, ни метафорический смысл.
Они лишь констатируют факт разрушения
целостной психологической структуры
при сохранении одного из ее звеньев.

Вероятно,
если бы мы сумели зафиксировать
существенные изменения, которые данный
индивид произвел своей реальной
предметной деятельностью и общением в
других индивидах, то мы получили бы
наиболее полную его характеристику
именно как личности. Индивид может
достигнуть уровня исторической личности
в определенной социально-исторической
ситуации лишь в том случае, если эти
изменения затрагивают достаточно
широкий круг людей, получив оценку не
только современников, но и истории,
которая обладает возможностью более
точно взвесить эти личностные вклады,
которые в конечном счете оказываются
вкладами в общественную практику.

Таким
образом, в структуру личности входят
три подсистемы:

1)
индивидуальность личности;

2) ее
представленность в системе межличностных
отношений;

3) запечатление
личности в других людях, ее «вклад» в
них. Каждый из этих компонентов органически
вплетен в общую структуру личности,
образуя ее единство и целостность.

это в психологии и педагогике, теория по Петровскому, деперсонализация, механизм развития

Личностями рождаются или становятся? Это вопрос, на который многие люди, да и сама психология, до сих пор пытаются найти ответ. Но что психологии известно наверняка, так это то, что осознание человеком своей личности, ценности, социальной значимости происходит постепенно. Этот процесс называют персонализацией.

Персонализация

Что такое персонализация

Название образовано от латинского слова persona, что означает «маска», «личность» и facere, что означает «делать». То есть дословно это можно перевести как «создавать свое лицо». Говоря научным языком, это процесс, в результате которого человек осознает себя как личность, значимого субъекта общества. А происходит это под влиянием образа значимого другого. Результат персонализации – выражение индивидуальности личности через активную деятельность.

Персонализация: что это в психологии

В психологии персонализация связана с именем А.В. Петровского. Он трактовал это как потребность индивида в выражении своей личности. Автор строго разграничивал понятия «индивид» и «личность». Более подробно его концепцию мы рассмотрим позже.

Согласно другому определению, персонализация – это процесс усвоения и развития индивидом общечеловеческих, общественно-значимых и неповторимых качеств. Проще говоря, это поиск баланса между общественным и индивидуальным, уникальной манеры поведения, речи, деятельности и т.д. Притом для каждого человека важно поддержка и принятие обществом его уникальности.

Персонализация личности – это процесс отождествления личности с подлинным «Я», осознание человеком своей уникальности и самобытности. Это нужно для всестороннего саморазвития и самоопределения, дальнейшего самосовершенствования. Проще говоря, персонализация – это потребность быть человеком с большой буквы, быть полезным миру, знать, что человек живет не зря.

Персонализация: что это в педагогике

В педагогике это один из принципов обучения и воспитания. Подразумевает ориентацию педагога на внутреннюю активность самого воспитанника, его самостоятельность, инициативность в обучении. Задача педагога – создать условия для максимального раскрытия индивидуальности, потенциала личности. Принцип персонализации предполагает свободу выбора образовательного пути, ребенок сам решает, в чем он хочет участвовать.

Вот что еще подразумевается под персонализацией в педагогике:

  • удовлетворение потребности личности быть собой, предоставление свободы в следовании своим интересам, взглядам;
  • формирование активной нравственной, культурной, социальной позиции у ребенка;
  • воспитание ответственности за результаты своего выбора.

Особенности феномена

В процессе изучения феномена психологи выявили несколько его особенностей:

  1. Возможно существования индивида, не реализовавшего себя как личность (при социальной изоляции). Но в то же время возможна реализация личности вне человека (библейские персонажи).
  2. Встречается деперсонализация творца от его творения (отделение творения от создателя) и персонализация как присвоение человеку чужого труда. А также это возможно в форме передачи недостатков, промахов одного человека другому.
  3. Личность может пережить индивида. Если человек передал частичку своей личности через культурное наследие, других людей, то его личность будет жить вечно.

Выраженность потребности быть личностью и способность быть ей неодинаково проявляется у разных людей. Для реализации как личность человек должен быть значим, привлекателен и авторитетен для других людей. Наилучшая среда для персонализации – коллектив.

Концепция А.В. Петровского

А. В. Петровский – автор теории о персонализации. Он полагал, что личность определяет себя только через группу. А процесс проходит в три этапа:

  1. Адаптация. Человек усваивает нормы, ценности, правила общества, обретает типичные социальные навыки.
  2. Индивидуализация. Человек осознает свою уникальность, индивидуальные возможности, способности, интересы, ресурсы.
  3. Интеграция. Индивид привносит свою уникальность в общество, вкладывает свои ценности в мировоззрение других людей. В это же время он ощущает максимальную личностную реализацию, свою нужность, ценность, значимость.

Три этапа совпадают с тремя эпохами: детство, отрочество, юность. Детство – период от рождения до начальной школы, адаптация преобладает над индивидуализацией. Отрочество – поиск себя, своего места и призвания (подростковые годы), преобладает индивидуализация. Юность – выбор жизненной позиции и профессии, осознание своего положения в обществе. Юность завершается социальной зрелостью.

Механизм развития

Первые проявления заметны уже в раннем детстве. Процесс набирает силу в первую треть жизни индивида. Потребность быть личностью, значимым и ценным членом общества, не всегда осознается самим индивидом. В связи с этим она принимает разные формы: открытые попытки вести за собой или, например, альтруизм, помощь обездоленным. Без самореализации человек испытывает психологические трудности.

Становление персонализации проходит в несколько этапов:

  • воспитание в семье.
  • общение с ровесниками.
  • освоение социального опыта в ходе общения, учебы, работы, службы в армии и т.д.
  • самостоятельная работа и социальная активность.

На последнем этапе человек достигает пика в самовыражении, проявлении индивидуальности. Но со временем наблюдается обратный процесс: индивид все больше становится зависим от внимания других людей.

Персонализация и деперсонализация

Существует понятие, противоположное персонализации – деперсонализация. Это процесс отчуждения личности, при котором человек не понимает, чем он может быть полезен обществу. Индивид теряет ориентиры, разрушается его система ценностей и идеалов. В особо запущенных случаях при деперсонализации человек будто бы наблюдает за собой со стороны, он не может соединить воедино свою личность и тело.

Большинство людей сталкиваются с деперсонализацией после выхода на пенсию или при длительной болезни, социальной изоляции. Взаимодействие с социумом, возможность привносить в мир что-то новое, признание заслуг обществом – обязательные условия персонализации.

Демьянюк ф. Петровского, 10 Ф.3д 338

№ 85-3435.

Аргументировано 3 сентября 1993 г.

Решено 17 ноября 1993 г. Повторное слушание и предложение о повторном слушании в банке отклонено 24 февраля 1994 г.

Эдвард Марек, Федеральная резервная система. Государственный защитник (проинформирован), Управление Федерального государственного защитника, Кливленд, Огайо, Майкл Э. Тайгар (аргументировано и проинформировано), Школа права Техасского университета, Остин, Техас, для заявителя-заявителя.

Пэтти Меркамп Стемлер (аргументировано и проинформировано), Dept.правосудия, криминал. Div., Апелляционная секция, Вашингтон, округ Колумбия, для респондентов-апеллянтов.

Апелляция из Окружного суда США Северного округа Огайо.

Перед: МЕРРИТТ, главный судья; КИТ, окружной судья; и LIVELY, старший окружной судья.


LIVELY, старший окружной судья.

Суду передается вопрос о том, участвовали ли адвокаты Управления специальных расследований (OSI), подразделения уголовного отдела Министерства юстиции, неправомерные действия со стороны прокуратуры, не раскрывая суду и заявителю оправдательную информацию в владение ими во время судебного разбирательства, завершившегося процедурой экстрадиции, которая привела к принудительному отъезду заявителя из Соединенных Штатов и судебному разбирательству по делу о смертной казни в Государстве Израиль.По причинам, изложенным в данном документе, мы заключаем, что OSI допустила неправомерные действия со стороны прокуратуры, которые серьезно ввели суд в заблуждение.

IA

Это дело рассматривается судом по собственной инициативе в соответствии с постановлением от 5 июня 1992 года. В постановлении от 5 июня мы заявили, что до сведения суда попала информация, которая потребовала от нас определить, было ли утверждение этого суда об отказе районным судом в удовлетворении ходатайства Джона Демьянюка об освобождении habeas corpus из ордера на экстрадицию.См. Demjanjuk v. Petrovsky, 776 F.2d 571 (6-й округ 1985 г.), cert. denied, 475 U.S. 1016, 106 S.Ct. 1198, 89 L.Ed.2d 312 (1986).

В приказе респондентам предлагалось ответить на определенные вопросы, связанные с идентификацией Демьянюка как печально известного украинского охранника в нацистском лагере смерти недалеко от Треблинки, Польша, который еврейские сокамерники называли «Иваном Грозным» (Иван Грозный). Постановлением также был установлен вопрос для устного выступления 11 августа 1992 года. К ответчикам явилось Министерство юстиции.

После брифинга и устных прений 17 августа 1992 г. суд вынес постановление о назначении специального магистра в соответствии с Федеральным федеральным правительством. R.CIV.P. 53 (с). Специальному мастеру было поручено взять показания и подготовить отчет по вопросу о том, является ли отказ государственных поверенных раскрыть имеющуюся в их распоряжении оправдывающую информацию неправомерным поведением прокуратуры или мошенничеством в отношении суда, который ввел суд в заблуждение и позволил экстрадировать Демьянюка. По ходатайству правительства 31 августа 1992 г. было внесено уточняющее постановление.Копии приказов от 5 июня и 17 августа прилагаются к этому заключению в Приложениях 1 и 2 соответственно.

B.

Специальный мастер, United Stat

.

Jones v. Petrovsky, 631 F.2d 595

No. 80-1330.

Представлено 15 октября 1980 г.

Решено 21 октября 1980 г.

Уильям Артур МакКинли Джонс-младший, pro se.

Thomas K. Berg, U.S. Atty., James A. Morrow, Asst. U.S. Atty., D. of Minnesota, Minneapolis, Minn., Элизабет Л. Де Ла Вега, юридический стажер, для подачи апелляции.

Апелляция из Окружного суда США округа Миннесота.

Перед РОССОМ, ХЕНЛИ и Макмиллианом, окружными судьями.


ЗА КУРИАМ.

Уильям Артур МакКинли Джонс-младший обжалует решение окружного суда об отклонении его петиции, поданной в соответствии с 28 Свода законов США. § 2254. Мы подтверждаем решение районного суда по причинам, указанным ниже.

Джонс — заключенный Федерального исправительного учреждения в Сэндстоуне, Миннесота, где отбывает девятилетний и четырехлетний тюремный срок подряд в соответствии с двумя приговорами, вынесенными штатом Делавэр. Он находится в заключении штата, но содержится в Сэндстоуне в соответствии с соглашением между федеральным правительством и штатом Делавэр.

По завершении приговоров штата Джонс будет отбывать пятилетний срок в соответствии с обвинительным приговором Окружного суда США округа Делавэр за перевозку украденных чеков между штатами.

Джонс признал себя виновным по двум обвинениям штата в соответствии с двумя отдельными соглашениями о признании вины со штатом Делавэр. В своей петиции, которая называет начальника федерального исправительного учреждения в Сэндстоуне, штат Миннесота, ответчиком, Джонс подвергает критике обвинительные приговоры и последовательные приговоры, в частности, утверждая, что суд Делавэра проигнорировал условия соглашений о признании вины при вынесении приговора.

Аргумент Джонса основан на двух соглашениях между ним и официальными лицами Делавэра. Первое, датированное 30 июня 1976 г., предусматривало, что штат будет рекомендовать общее наказание сроком не более десяти лет и что любой приговор будет применяться одновременно с любыми другими приговорами, которые будут вынесены. Соглашение от 8 ноября 1976 г. при условии, что Джонсу будет разрешено отбывать наказание за пределами штата Делавэр и что штат , а не будет рекомендовать одновременное вынесение какого-либо приговора.

Это третье ходатайство Джонса в соответствии с § 2254. Джонс сначала обжаловал свои приговоры в Верховном суде Делавэра. Этот суд подтвердил оба обвинительных приговора. Затем он подал ходатайство по § 2254 в Окружной суд Соединенных Штатов округа Делавэр, указав в качестве ответчика главу тюремной системы штата Делавэр. Джонс основывал это заявление на трех основаниях:

1) что он был приговорен к большему количеству лет, чем предусмотрено в соглашении о признании вины;

2) судья злоупотребил своим усмотрением, не позволив Джонсу отозвать свое признание вины;

3) отказ в эффективной помощи адвоката.

Окружной судья Делавэра отклонил первое требование Джонса, установив, что оно не было подтверждено протоколом судебного разбирательства и что никаких гарантий в отношении приговоров не было. Он отклонил второй иск на том основании, что не существовало абсолютного права на признание признания вины, а третий — на том основании, что не исчерпал государственные средства правовой защиты.

В своем нынешнем заявлении в § 2254 Джонс сослался на неисчерпание государственных средств правовой защиты как на причину отказа в подаче апелляции, хотя это было основанием для отклонения только в отношении третьего иска.

Джонс вернулся в Верховный суд Делавэра для получения помощи после вынесения приговора. Согласно информации, содержащейся в его нынешнем заявлении по § 2254, он опирался на те же утверждения, что и в своем первом обращении по § 2254. Это ходатайство было отклонено в августе 1978 года.

Текущее ходатайство Джонса по § 2254 не содержит оснований для отклонения Верховным судом штата Делавэр.

Он подал вторую петицию по § 2254 в Окружной суд Соединенных Штатов по округу Миннесота, снова назвав начальника тюрьмы Делавэр ответчиком и заявив о нарушении соглашений о признании вины.В меморандуме от 21 августа 1979 года окружной судья отклонил ходатайство Джонса из-за отсутствия юрисдикции над ответчиком. Джонс не подал апелляцию.

В ходатайстве по § 2254 по этому делу он утверждает, что его права на надлежащую правовую процедуру были нарушены, поскольку суд, вынесший приговор, «проигнорировал» вышеупомянутые соглашения о признании вины. Судья окружного суда отклонил ходатайство Джонса по существу.

.

PPT — Вакулина Е.В. , И. Брянский государственный университет им. Петровского, Россия Максименко Н.В. PowerPoint Presentation

  • Ковариантные уравнения взаимодействия пиона с электромагнитным полем в формализме Даффина-Кеммера. • Вакулина Е.В., • Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского, Россия • Максименко Н.В. • Гомельский государственный университет, физический факультет, Гомель, Беларусь. • XII Международная школа-семинар • «Актуальные проблемы физики микромира» • 22 июля — 2 августа 2013 г. Гомель, Беларусь

  • Карлсон К.E. Ограничение внеполочных эффектов с помощью низкоэнергетического комптоновского рассеяния / К.Е. Карлсон, М. Вандерхаеген // [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: http: //physics.atom-ph/1109.3779. • 2. Бирс, М.С. Вклад поляризуемости протона в лэмбовский сдвиг в мнонном водороде в четвертом порядке в теории киральных возмущений / М.С. Бирс, Дж. Макговерн // [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http: // hep-ph / 1206.3030. • 3. Мороз, Л.Г. Матрица рассеяния с учетом взаимодействия Паули / Л.Г. Мороз, Ф. И. Федоров // ЖЭТФ. — 1960. — 39. — Вып. 2. — С. 293-303. • 4. Максименко, Н.В. Поляризуемость и вращение элементарных частиц / Н.В. Максименко, Л.Г. Мороз // Проблемы атомной науки и техники. Серия: Общая и ядерная физика. — 1979. — № 4 (10). — С. 26-27. • 5. Левчук, М.И. Вращение нуклонов как одна из характеристик электромагнитной структуры нуклона / М.И. Левчук, Л.Г. Мороз // Тр. Академия наук БССР. Многосерийный телефильм физ.-мат. navuk. — 1985. — № 1. — С. 45-54.

  • Использование релятивистских теоретико-полевых свойств полей в формализме Даффина-Кеммера может установить новые структурные свойства поляризуемости частиц [Максименко, Н.В. Ковариантное определение поляризуемости адронов со спином единица / Н. В. Максименко // Тр. Академия наук БССР. Многосерийный телефильм физ.-мат. navuk. — 1992. — Т. 36. — № 6. — С. 508-510.] Даффина-Кеммера для свободных скалярных частиц:

  • . .

  • .

  • . .

  • Заключение В формализме Даффина-Кеммера на основе принципа калибровочной инвариантности определены в ковариантной форме лагранжиан и уравнение движения пиона в электромагнитном поле с учетом его электрического и магнитного поля. поляризуемости.На основе решения о взаимодействии пиона с электромагнитным полем, создаваемым методом функции Грина, определяется амплитуда комптоновского рассеяния с учетом удара и поляризуемости пиона. Показано, что ковариантный формализм, разработанный при взаимодействии Лагранжа низкоэнергетических фотонов пиона, согласуется с низкоэнергетической теоремой Комптоновского рассеяния.

  • .E.F;) ~>
    endstream
    endobj
    7 0 obj>
    endobj
    8 0 obj>
    endobj
    9 0 obj>
    endobj
    5 0 obj> / Шрифт >>>
    endobj
    11 0 объектов >>>
    endobj
    12 0 объектов >>>
    endobj
    13 0 объектов >>>
    endobj
    10 0 obj [11 0 R 12 0 R 13 0 R]
    endobj
    3 0 obj>
    endobj
    16 0 obj> поток
    x33P0

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *