Теоцентрическое мировоззрение: Теоцентризм в философии средневековья: кратко

Содержание

Теоцентризм в философии средневековья: кратко

Теоцентризм в философии — это религиозное мировоззрение, в основе которого лежит рассмотрение Бога, как создателя всего сущего. По мнению последователей этого движения, воля Бога придает смысл для человеческой жизни. Любое познание человечества — путь к постижению Божьих замыслов.

Понятие теоцентризма

Религиозная направленность философии средневековья определяла отношение к человеку, природе и всему, что находилось в поле зрения. С точки зрения философов, центром бытия являлся Бог, создавший человека, природу. Христианство было основной религией, поэтому все учения были направлены на постижение и обоснование божественного провидения во всех сферах жизни.

Патристика и схоластика были основными направлениями теоцентризма и способами философствования. Патристика в свою очередь разделялась на три направления:

  • апологетика — попытка построения философской системы на основе христианских догм, характерная для 2–3 века нашей эры;
  • второй этап — период систематизации основных понятий христианства в 4–5 века;
  • третий период — подчинение всех наук теологии в 6–8 века.

фото 1085

Цель патристики заключалась в том, чтобы бороться с язычниками, варварами и другими религиозными течениями, которые претендовали на первенство в мышлении. В связи с этим, возникла средневековая инквизиция, отправлявшая на смерть ученых, деятелей других наук, если их размышления были противоположны существующим догмам.

Среди апологетов главной фигурой был Ориген. В его философии впервые встречается объяснение такой человеческой сущности, как «богочеловек». Возможно, из-за этого он и был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, отчего вскоре скончался, ведь человек не мог быть равен Богу — он его творение, а значит, находится в полном подчинении и зависимости.

На второй стадии формирования средневекового теоцентризма в философии выделяются фигуры Василия Кесарийского, который собрал вокруг себя многих знаменитых личностей — Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Григория Нисского. Теоцентризм в философии этих авторов делал акцент на веру и не старался каким угодно логическим способом объяснить процессы в мире.

Схоластика имела целью логически объяснить происхождение человека и его духовную сущность. Заметен рационалистический подход. Представители схоластического направления подвергали критике излишнюю религиозность и мистичность философии теоцентризма. Схоластика также характеризуется тремя периодами — ранний, средний и поздний.

Происхождение термина

Термин теоцентризм происходит от греческого слова «Тео» — Бог, и латинского «Центризм» — основа, центр. Другими словами — Бог в центре, остальное вторично.

Термин схоластика произошел от слов школа, наука, объяснение. Под понятием школы подразумевалось желание систематизировать знания и объяснить их с логической точки зрения.

Основные положения теоцентризма

фото 1086

Стиль, который присущ сочинениям Средневековью, содержит назидание и поучение. Другими словами — это своеобразное пособие, по которому учились мыслить многие философы. Большинство работ написано в форме комментария, в основном Священного Писания — его изучали, пересказывали, цитировали и комментировали. Критика не допускалась.

Произведения, которые сохранились, часто не имели подписи — были анонимные. Считалось, что ученому нельзя говорить или писать от своего имени, а только от имени теоцентричной философии или Бога.

Кроме божественной сущности человека и природы, ученых интересовали внутренние процессы, происходящие в душе — совесть, сознательность. Главной ценностью провозглашалось стремление к очищению души. По имеющимся суждениям того времени, судный день решил бы судьбу всего человечества.

Библия была каноном мышления. За всеми вопросами, необходимо было обращаться к уже имеющемуся писанию. Авторитарный стиль подавлял новые идеи и высказывания. Автора могли лишить сана, если в его мыслях слышались новаторские нотки. За такую гордыню часто казнили или подвергали пыткам, требуя прилюдно отказаться от своей точки зрения.

Ограниченность теоцентризма

Как и все авторитарные явления, теоцентризм средневековой философии не давал полную картину мира. Другие науки, такие, как астрономия, история, литература, были в положении слуг. Это ограничивало творческие возможности и препятствовало развитию.

Осуждения ученых доходили до абсурда. К примеру — представитель позднего Средневековья и начала эпохи Возрождения — Джордано Бруно был сожжен на костре не из-за антихристианских утверждений, но по причине личной точки зрения о Деве Марии, Христа. В среде ученых его не считали типичным представителем схоластики. Он занимался мистикой и оккультизмом и, впоследствии, пострадал за это.

Галилео Галилей был посажен под домашний арест за свои действительно научные взгляды, но к смерти на костре его не приговорили.

Мигель Сервет был фанатиком религии, но был сожжен за свой труд «Восстановление христианства». Он был одновременно врачом и естествоиспытателем, но на эти виды деятельности инквизиция не обратила внимания. Неправильная трактовка Священного Писания — так кратко звучит причина смерти на костре.

Определение степени вины ученых до сих пор вызывает споры среди историков, настолько нелогичными выглядели обвинения. В сущности — играло роль личное отношение судей к обвиняемому, иначе Галилей также был бы сожжен.

Представители теоцентризма

Среди авторитетных деятелей средневековья можно выделить:

  1. Среди апологетов — Тертуллиан Карфагенский, считавший, что Священное Писание не нуждается в дополнении и доказательствах. Единственное, чем могут философы помочь обществу — пояснить, как следует его понимать.
  2. Представитель патристики — Блаженный Аврелий Августин. Принцип его мышления — верить, чтобы понимать. Это были первые попытки рационально объяснить Библию.
  3. Представитель схоластического направления — Фома Аквинский. Его трактовка во многом была схожа с мыслями Аристотеля. Наука и религия были одним целым, но служили больше церкви.
  4. Николай Кузанский — представитель позднего средневековья. Его заслуга состоит в том, что он пытался сделать свои выводы — логичные или нелогичные из Священного Писания. В его работах есть термин «предел», объяснить который он пытался с помощью геометрических фигур и математических вычислений.

фото 1087

В позднем Средневековье часто повторялись мысли, которые были озвучены еще в раннем периоде.

Периоды в средневековой философии

Средневековый период длится с начала 5 века нашей эры. Со второго века начались предпосылки возникновения теоцентризма. Весь средневековый цикл делится на ранний, рассвет и поздний. Официально, эпоха заканчивается в середине 18 века. Это время ознаменовалось переходом к Возрождению. Имеется ввиду возрождению античной культуры.

теоцентризм — это… Что такое теоцентризм?

        ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. Вше. — Бог — и лат. centrum — центр) — принцип религиозного мировоззрения, характерный для монотеистических религий. Т. наиболее последовательно реализует установки теизма, понимающего Бога как личное (и «живое») существо, пребывающее вне мира, свободно творящее мир и заботящееся о нем; Бог, с ортодоксально теистической точки зрения, наделяет человека свободой воли, «открывается» ему и поддерживает постоянный «диалог» с каждой из сотворенных им душ. Т. подчеркивает строгость теистического мировоззрения, указывая, что бытие всякой вещи и жизнь всякой души исходит от Бога и поддерживается Богом, а понять любой предмет означает увидеть его связь с Богом. Бог понимается при этом как некий «таинственный центр» мира, без которого ничто не может ни существовать, ни быть познано. Наибольшую роль в истории христианской культуры Т. играл в эпоху Средневековья. Становлению последовательного теизма, в котором утвердился Т., предшествовало пантеистически окрашенное языческое мировоззрение, в котором «божественное», строго говоря, еще не стало «Богом», абсолютным субъектом, всесовершенной личностью. Эволюция религиозного сознания в эпоху Возрождения и Нового времени привели к ослаблению позиций Т. в западноевропейской культуре. На смену последовательному теизму пришли мистический и натуралистический пантеизм и деизм, а позднее и атеизм, в которых место Т. занял антропоцентризм. Тем не менее Т. и позднее сохранился в качестве основополагающего принципа монотеистических религий. При этом если на ранних стадиях их истории восприятие Бога как центра универсума было делом религиозного чувства, то оформление религиозной догматики неизбежно требовало осмысления Т. в границах теологии и религиозной философии. В истории христианства предметом систематической философской рефлексии Т. становится, напр., в метафизике Г. Лейбница, созданной в конце 17 в., когда опасности деизма и пантеизма для христианского мировоззрения выявились уже в полной мере.


До творения мира Бог у Лейбница мыслит всю сферу возможных сущностей («возможные миры»), выбирает из них «лучший мир» — самый простой в своих законах и максимально разнообразный в явлениях — и переводит его в действительность, т.е. творит мир, и все его дальнейшее существование также зависит от Бога. Во-первых, восприятия каждой из индивидуальных субстанций, какими бы смутными они ни были для самой субстанции, для Бога выступают как абсолютно ясные и отчетливые, так что познание всякой вещи оказывается движением к тому образу, который имеется о ней в Боге. Во-вторых, с помощью концепции «предустановленной гармонии» реализуется идея провиденциализма и непрерывности присутствия Бога в сотворенном им мире: мир представляет собой целое потому, что восприятия всех простых субстанций идеально скоординированы еще до творения, и совершенство целого выражает совершенство Бога и служит его славе. Таким образом, Бог у Лейбница мыслит мир, творит его и «априорно» поддерживает его существование. Метафизика Лейбница является самым рафинированным примером осмысления идеи Т. в западно-европейской культуре. Специфической формой Т. в христианстве оказывается христоцентризм. Вследствие совпадения в Троице всех ипостасей — Отца, Сына и Святого Духа — богочеловеческая личность Иисуса Христа, в которой, в свою очередь, совместно, но «неслиянно» существуют божественная природа Сына и человеческая природа, является самим Богом. В христоцентризме Т. получает историческое и психологическое измерения: Бог стал человеком, боговоплощение — центральное событие всей человеческой истории, полностью определяющее ее смыл. Все христианство (в отличие от иудаизма и околохристианских движений первых веков, близких по своему происхождению к христианству) основано на послании Христа; жизнь и учение Христа сохраняет в себе Церковь, убеждены христиане. Рождение Иисуса Христа, его земная жизнь и спасительная жертва вошли в духовный опыт человечества, «обрели голос» в Священном писании и тем самым предопределили не только мировоззрение христиан, но опосредованно (через язык, символы, произведения искусства и т.д.) — и культуру всего человечества. Вследствие этого понимание специфики теоцентрического мировоззрения оказывается необходимым условием восприятия многих феноменов истории и культуры прошлого и настоящего.

        В.И. Коротких

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация».
И.Т. Касавин.
2009.

❶ Что такое теоцентризм 🚩 теоцентризм философия 🚩 Гуманитарные науки

Принципы теоценризма получили наибольшую популярность в Средние века – время, когда наука и философия были неотделимы от религии. Согласно средневековому теоцентризму, именно бог как активное творящее начало послужил причиной всего сущего. Он создал мир и человека в нем, определив нормы его поведения. Однако первые люди (Адам и Ева) нарушили эти нормы. Их грех заключался в том, что они пожелали сами определять нормы добра и зла, нарушив данные свыше нормы. Христос своей жертвой частично искупил этот первородный грех, но каждый человек все еще несет его бремя. Прощение можно заслужить через раскаяние и поведение, угодное всевышнему. Таким образом, согласно философии теоцентризма, в основе морали лежит почитание бога. Служение и подражание ему трактуется как высшая цель человеческой жизни. Средневековый теоцентризм – философия, главные вопросы которой касались познания бога, сущности и существования, смысла вечности, человека, Истины, соотношения градов «земного» и «Божьего». Фома Аквинский, крупнейший философ средневековья, старался «увязать» божественную волю с взаимосвязями, происходящими в мире вещей. В то же время он признавал, что даже самый мощный человеческий разум – инструмент ограниченный, и постигнуть некоторые истины умом невозможно, например, учение о том, что Бог един в трех лицах. Фома Аквинский впервые обратил внимание на различие истин факта и веры. Принципы теоцентризма Средневековья отразились и в трудах Августина Блаженного. По его утверждениям, человек отличается от животных тем, что имеет душу, которую вдыхает в него бог. Плоть же греховна и презренна. Имея полную власть над человеком, бог создал его свободным. Но совершив грехопадение, люди обрекли себя на несвободу и жизнь во зле. Человеку приходится совершать его даже тогда, когда он стремится к добру. Идеи противостояния плоти и духа, первородного греха и его искупления, спасения перед Страшным судом, беспрекословного подчинения церковным нормам характерны для средневекового теоцентризма. Эта философия, органически связанная также с концепциями теизма, стала стержнем для дальнейшего развития философии и знаний о человеке.

теоцентризм — Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. Вше. — Бог — и лат. centrum — центр) — принцип религиозного мировоззрения, характерный для монотеистических религий. Т. наиболее последовательно реализует установки теизма, понимающего Бога как личное (и «живое») существо, пребывающее вне мира, свободно творящее мир и заботящееся о нем; Бог, с ортодоксально теистической точки зрения, наделяет человека свободой воли, «открывается» ему и поддерживает постоянный «диалог» с каждой из сотворенных им душ. Т. подчеркивает строгость теистического мировоззрения, указывая, что бытие всякой вещи и жизнь всякой души исходит от Бога и поддерживается Богом, а понять любой предмет означает увидеть его связь с Богом. Бог понимается при этом как некий «таинственный центр» мира, без которого ничто не может ни существовать, ни быть познано. Наибольшую роль в истории христианской культуры Т. играл в эпоху Средневековья. Становлению последовательного теизма, в котором утвердился Т., предшествовало пантеистически окрашенное языческое мировоззрение, в котором «божественное», строго говоря, еще не стало «Богом», абсолютным субъектом, всесовершенной личностью. Эволюция религиозного сознания в эпоху Возрождения и Нового времени привели к ослаблению позиций Т. в западноевропейской культуре. На смену последовательному теизму пришли мистический и натуралистический пантеизм и деизм, а позднее и атеизм, в которых место Т. занял антропоцентризм. Тем не менее Т. и позднее сохранился в качестве основополагающего принципа монотеистических религий. При этом если на ранних стадиях их истории восприятие Бога как центра универсума было делом религиозного чувства, то оформление религиозной догматики неизбежно требовало осмысления Т. в границах теологии и религиозной философии. В истории христианства предметом систематической философской рефлексии Т. становится, напр., в метафизике Г. Лейбница, созданной в конце 17 в., когда опасности деизма и пантеизма для христианского мировоззрения выявились уже в полной мере. До творения мира Бог у Лейбница мыслит всю сферу возможных сущностей («возможные миры»), выбирает из них «лучший мир» — самый простой в своих законах и максимально разнообразный в явлениях — и переводит его в действительность, т.е. творит мир, и все его дальнейшее существование также зависит от Бога. Во-первых, восприятия каждой из индивидуальных субстанций, какими бы смутными они ни были для самой субстанции, для Бога выступают как абсолютно ясные и отчетливые, так что познание всякой вещи оказывается движением к тому образу, который имеется о ней в Боге. Во-вторых, с помощью концепции «предустановленной гармонии» реализуется идея провиденциализма и непрерывности присутствия Бога в сотворенном им мире: мир представляет собой целое потому, что восприятия всех простых субстанций идеально скоординированы еще до творения, и совершенство целого выражает совершенство Бога и служит его славе. Таким образом, Бог у Лейбница мыслит мир, творит его и «априорно» поддерживает его существование. Метафизика Лейбница является самым рафинированным примером осмысления идеи Т. в западно-европейской культуре. Специфической формой Т. в христианстве оказывается христоцентризм. Вследствие совпадения в Троице всех ипостасей — Отца, Сына и Святого Духа — богочеловеческая личность Иисуса Христа, в которой, в свою очередь, совместно, но «неслиянно» существуют божественная природа Сына и человеческая природа, является самим Богом. В христоцентризме Т. получает историческое и психологическое измерения: Бог стал человеком, боговоплощение — центральное событие всей человеческой истории, полностью определяющее ее смыл. Все христианство (в отличие от иудаизма и околохристианских движений первых веков, близких по своему происхождению к христианству) основано на послании Христа; жизнь и учение Христа сохраняет в себе Церковь, убеждены христиане. Рождение Иисуса Христа, его земная жизнь и спасительная жертва вошли в духовный опыт человечества, «обрели голос» в Священном писании и тем самым предопределили не только мировоззрение христиан, но опосредованно (через язык, символы, произведения искусства и т.д.) — и культуру всего человечества. Вследствие этого понимание специфики теоцентрического мировоззрения оказывается необходимым условием восприятия многих феноменов истории и культуры прошлого и настоящего.

В.И. Коротких


Источник:
Энциклопедия эпистемологии и философии науки
на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ТЕОЦЕНТРИЗМ —
    ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. theos — Бог и лат. centrum — центр круга) — англ. theocentrism; нем. Theozentrismus. Теологическая концепция, согласно к-рой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо…
    Социологический словарь
  2. Теоцентризм —
    (греч. theos – бог + centrum – центр) – одна из культурных тенденций европейского средневековья, согласно которой бог объявляется центром всего сущего, он творец всех видимых форм.
    Словарь по культурологии

что такое в Энциклопедии эпистемологии и философии науки

        ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. Вше. — Бог — и лат. centrum — центр) — принцип религиозного мировоззрения, характерный для монотеистических религий. Т. наиболее последовательно реализует установки теизма, понимающего Бога как личное (и «живое») существо, пребывающее вне мира, свободно творящее мир и заботящееся о нем; Бог, с ортодоксально теистической точки зрения, наделяет человека свободой воли, «открывается» ему и поддерживает постоянный «диалог» с каждой из сотворенных им душ. Т. подчеркивает строгость теистического мировоззрения, указывая, что бытие всякой вещи и жизнь всякой души исходит от Бога и поддерживается Богом, а понять любой предмет означает увидеть его связь с Богом. Бог понимается при этом как некий «таинственный центр» мира, без которого ничто не может ни существовать, ни быть познано. Наибольшую роль в истории христианской культуры Т. играл в эпоху Средневековья. Становлению последовательного теизма, в котором утвердился Т., предшествовало пантеистически окрашенное языческое мировоззрение, в котором «божественное», строго говоря, еще не стало «Богом», абсолютным субъектом, всесовершенной личностью. Эволюция религиозного сознания в эпоху Возрождения и Нового времени привели к ослаблению позиций Т. в западноевропейской культуре. На смену последовательному теизму пришли мистический и натуралистический пантеизм и деизм, а позднее и атеизм, в которых место Т. занял антропоцентризм. Тем не менее Т. и позднее сохранился в качестве основополагающего принципа монотеистических религий. При этом если на ранних стадиях их истории восприятие Бога как центра универсума было делом религиозного чувства, то оформление религиозной догматики неизбежно требовало осмысления Т. в границах теологии и религиозной философии. В истории христианства предметом систематической философской рефлексии Т. становится, напр., в метафизике Г. Лейбница, созданной в конце 17 в., когда опасности деизма и пантеизма для христианского мировоззрения выявились уже в полной мере.До творения мира Бог у Лейбница мыслит всю сферу возможных сущностей («возможные миры»), выбирает из них «лучший мир» — самый простой в своих законах и максимально разнообразный в явлениях — и переводит его в действительность, т.е. творит мир, и все его дальнейшее существование также зависит от Бога. Во-первых, восприятия каждой из индивидуальных субстанций, какими бы смутными они ни были для самой субстанции, для Бога выступают как абсолютно ясные и отчетливые, так что познание всякой вещи оказывается движением к тому образу, который имеется о ней в Боге. Во-вторых, с помощью концепции «предустановленной гармонии» реализуется идея провиденциализма и непрерывности присутствия Бога в сотворенном им мире: мир представляет собой целое потому, что восприятия всех простых субстанций идеально скоординированы еще до творения, и совершенство целого выражает совершенство Бога и служит его славе. Таким образом, Бог у Лейбница мыслит мир, творит его и «априорно» поддерживает его существование. Метафизика Лейбница является самым рафинированным примером осмысления идеи Т. в западно-европейской культуре. Специфической формой Т. в христианстве оказывается христоцентризм. Вследствие совпадения в Троице всех ипостасей — Отца, Сына и Святого Духа — богочеловеческая личность Иисуса Христа, в которой, в свою очередь, совместно, но «неслиянно» существуют божественная природа Сына и человеческая природа, является самим Богом. В христоцентризме Т. получает историческое и психологическое измерения: Бог стал человеком, боговоплощение — центральное событие всей человеческой истории, полностью определяющее ее смыл. Все христианство (в отличие от иудаизма и околохристианских движений первых веков, близких по своему происхождению к христианству) основано на послании Христа; жизнь и учение Христа сохраняет в себе Церковь, убеждены христиане. Рождение Иисуса Христа, его земная жизнь и спасительная жертва вошли в духовный опыт человечества, «обрели голос» в Священном писании и тем самым предопределили не только мировоззрение христиан, но опосредованно (через язык, символы, произведения искусства и т.д.) — и культуру всего человечества. Вследствие этого понимание специфики теоцентрического мировоззрения оказывается необходимым условием восприятия многих феноменов истории и культуры прошлого и настоящего.

        В.И. Коротких

Смотреть больше слов в «Энциклопедии эпистемологии и философии науки»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ →← ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Теоцентризм

Теоцентризм
(от греч. theos — Бог и лат. centrum — центр круга)
— англ. theocentrism; нем. Theozentrismus. Теологическая
концепция, согласно которой Бог,
понимаемый как абсолютное, совершенное
бытие и наивысшее благо, выступает
источником всякого бытия и блага.
Подражение и уподобление Богу
рассматривается при этом как высшая
цель и главный смысл человеческой жизни,
а почитание Бога и служение ему — как
основа нравственности.

Antinazi.
Энциклопедия социологии, 2009

В
средние века основной формой
философствования становится теоцентризм.
Утверждается идея о том, что природа и
человек – это творения Бога. Основными
проблемами философии становятся «Бог
– человек – природа», «вера и знание»,
«предназначение человека», «надежда и
упование».

Средневековье
с теоцентризмом как типом философствования
во времени занимает большой период: от
распада Западной Римской империи до
эпохи Возрождения, т.е. целое тысячелетие.
В нем установилось деление на 2 периода:

I
— Раннее Средневековье с V по XI вв.

II
– Зрелое Средневековье с XI по XIVвв.

Ясно,
что в эпоху теоцентризма, все стремились
обосновать правомерность представлений
о Боге. Обыденное религиозное сознание
считало бытие Бога очевидным постольку,
поскольку каждый человек имеет понятие
о нем. По Августину, Бог постигается в
глубинах человеческой души, стоит только
погрузиться в них, и вы обретете Бога
неминуемо. Дамаскин исходил из того,
что понятие о Боге укоренено в сердце
каждого человека. Рассматриваемые
воззрения получили свое обобщение в
так называемом онтологическом
доказательстве Ансельма. Ансельм считал,
что идеи существуют реально. Если есть
идея Бога, то есть и сам Бог. Опровергая
Ансельма, классик средневековой
схоластики Фома Аквинский стремился
идти от мира к Богу и приводил на этот
счет ряд «доказательств».

Первое
«доказательство» повторяет рассуждения
Аристотеля о перводвигателе: каждый
предмет движим другим, кроме перводвигателя.
Во втором «доказательстве» утверждается,
что мир — а здесь много случайного —
должен иметь абсолютно необходимые
причины. В третьем «доказательстве»
Бог понимается как исходная основа
всего сущего, отсутствие которой
считается бессмысленным. В четвертом
«доказательстве» Бог понимается как
вершина совершенства, в пятом
«доказательстве» — как последняя цель,
гармонизирующая все целесообразные
процессы.

В
науке отсутствуют достоверные
доказательства существования Бога.
Приводимые в философии и в теологии
аргументы в пользу действительности
Бога пока не очень убедительны. Впрочем,
верующему в существование Бога человеку
они, пожалуй, и не нужны. Ведь Бог открылся
людям с возгласом «Я — сущий». А тут и
доказывать нечего. В любом случае —
существует Бог или нет — философский
смысл представления о теоцентризме
является органичной стадией развития
философских воззрений. Тот, кто не
признает существование Бога, может в
духе средневекового символизма
утверждать, что в монотеизме и теоцентризме
скрыты мощные слои философского знания.

Особенности
стиля философского мышления средневековья:

  1. Если
    античное мировоззрение было
    космоцентричным, то средневековое —
    теоцентрично. Реальностью, определяющей
    все сущее в мире, для христианства
    является не природа, космос, а Бог. Бог
    является личностью, которая существует
    над этим миром.

  2. Своеобразие
    философского мышления средневековья
    заключалось в его тесной связи с
    религией. Церковная догма являлась
    исходным пунктом и основой философского
    мышления. Содержание философской мысли
    приобрело религиозную форму.

  3. Представление
    о реальном существовании сверхъестественного
    начала (Бога) заставляет смотреть под
    особым углом зрения на мир, смысл
    истории, человеческие цели и ценности.
    В основе средневекового миросозерцания
    лежит идея творения (учение о сотворении
    мира Богом из ничего — креационизм).

Христианство
принесло в философскую среду идею
линейности истории. История движется
вперед к Судному Дню. История понимается
как проявление воли Бога, как осуществление
заранее предусмотренного божественного
плана спасения человека (провиденциализм).

Христианская
философия стремится осмыслить внутренние
личностные механизмы оценки — совесть,
религиозный мотив, самосознание.
Ориентация всей жизни человека на
спасение души — это новая, проповедуемая
христианством ценность.

  1. Философское
    мышление средних веков было ретроспективным,
    обращенным в прошлое. Для средневекового
    сознания «чем древнее, тем подлиннее,
    чем подлиннее, тем истиннее».

  2. Стиль
    философского мышления средневековья
    отличался традиционализмом. Для
    средневекового философа любая форма
    новаторства считалась признаком
    гордыни, поэтому, максимально исключая
    субъективность из творческого процесса,
    он должен был придерживаться установленного
    образца, канона, традиции. Ценилось не
    творчество и оригинальность мысли, а
    эрудиция и приверженность традициям.

  3. Философское
    мышление средневековья было авторитарным,
    полагалось на авторитеты. Самый
    авторитетный источник — Библия.
    Средневековый философ обращается за
    подтверждением своего мнения к
    библейскому авторитету.

  4. Философия
    средневековья — комментаторская
    философия. В форме комментария написана
    значительная часть средневековых
    сочинений. Комментировалось главным
    образом Священное Писание. Предпочтение,
    отдаваемое в религии авторитету,
    высказыванию, освященному традицией,
    перед мнением, изложенным от своего
    лица, побуждало к аналогичному поведению
    и в сфере философского творчества.
    Ведущим жанром философской литературы
    в средние века был жанр комментариев.

  5. Как
    особенность следует отметить
    экзегетический характер средневекового
    философствования. Для средневекового
    мыслителя исходным пунктом теоретизирования
    становится текст Священного Писания.
    Этот текст является источником истины
    и конечной объяснительной инстанцией.
    Мыслитель ставит своей задачей не
    анализ и критику текста, а только его
    истолкование. Текст, освященный
    традицией, в котором нельзя изменить
    ни слова, деспотически правит мыслью
    философа, устанавливает ей предел и
    меру. Поэтому христианское философствование
    может быть понято как философская
    экзегеза (толкование) священного текста.
    Философия средних веков — это философия
    текста.

  6. Стиль
    философского мышления средневековья
    отличает стремление к безличности.
    Многие произведения этой эпохи дошли
    до нас анонимными. Средневековый философ
    не говорит от собственного имени, он
    рассуждает от имени «христианской
    философии».

  7. Философскому
    мышлению средневековья был присущ
    дидактизм (учительство, назидательность).
    Почти все известные мыслители того
    времени были либо проповедниками, либо
    преподавателями богословских школ.
    Отсюда, как правило, «учительский»,
    назидательный характер философских
    систем.

  8. Средневековая
    философия, в отличие от античной,
    выделяет:

— бытие
(существование) — экзистенцию;

— сущность
— эссенцию.

Это
и есть теоцентризм, другую разновидность
которого находим у философа IX века
Иоанна Скота Эриугены (Эригены), который
считал, что философ должен больше
доверяться разуму, чем Писанию, если
имеются противоречия между ними, за что
был дважды осужден папством.

Наиболее
известные представители:

Августин
Блаженный: «Думаю… что мы уже достаточно
сделали для решения великих и весьма
трудных вопросов о начале мира, души и
самого человеческого рода. Последний
мы разделили на два разряда: один – тех
людей, которые живут по человеку, другой
– тех, которые живут по Богу. Эти разряды
мы символически назвали двумя градами,
т.е. двумя обществами людей, из которых
одному предназначено вечно царствовать
Богом, а другому подвергнуться вечному
наказанию с дьяволом.

Мы
находим в земном граде два вида: один –
представляющий самую действительность
этого града, а другой – служащий
посредством этой действительности для
предизображения Небесного града. Граждан
земного града рождает испорченная
грехом природа, а граждан града Небесного
рождает благодать, освобождающая природу
от греха; почему те называются сосудами
гнева Божия, а эти – сосудами милосердия».

Теоцентризм в учении о человеке — Студопедия

Теоцентризм в гносеологии

Теоцентризм в онтологии

Теоцентризм средневековой философии

Религиозная картина мира содержит те основные представления о мире, которые уточняет, детализирует, рационально выражает средневековая философия, тем самым выходя за ее рамки.

Главной отличительной чертой средневековой философии является теоцентризм: Бог-творец мира является главной темой философских размышлений. Бог является также фокусом всех философских представлений о мире: Бог есть бытие, Бог есть жизнь, Бог есть Истина, Добро и Красота. Таким образом, теоцентризм проявляет себя во всех разделах философии.

Все средневековые философы согласны, что бытие – это Бог, различие – в трактовке степени причастности к бытию тварного мира. В философии Августина Аврелия (наиболее видный представитель патристики) и Фомы Аквинского (схоластика) представлены два наиболее характерных для средневековой философии решения этой проблемы.

Августин Аврелий резко противопоставляет Бога и мир. Бог – это бытие, а «этот мир идёт, куда и шёл – к небытию, и терзает душу смертельною тоскою»[4], – пишет он в своей «Исповеди». Как видно из цитаты, Августин решает проблему бытия аналогично Платону. «Мир идей» Платона стал мыслями в уме христианского Бога, а «мир теней» – слабое, несовершенное их отражение, находящееся между бытием и небытием.

Фома Аквинский, вслед за Аристотелем, выделяет два уровня бытия: актуальный и потенциальный, которые едины как форма и материя. Актуальное бытие – это Бог, материальный мир тоже является бытием, но только потенциально.



Постижение природы лежит на путях постижения Бога: весь земной мир – это символическое воплощение мира небесного. Расшифровкой символов, проникновением в их смысл и занимается средневековая философия.

Однако главным объектом познания для средневекового философа является не природа, а священный текст Библии – богооткровение. Постижение этой Истины, которую Бог открыл людям, требует прежде всего веры. Для постижения Бога недостаточно одного интеллекта: необходимы добрая воля и чистое (непорочное) сердце. Поэтому вся средневековая философия вопрос о соотношении веры и знания решает однозначно: вера выше знания. Роль же разума и рационального знания оценивается по-разному: от полного противопоставления его вере до признания за ним роли помощника веры.

В теоцентрической философии самопостижение человека осуществляется в виде постижения Бога. Средневековый мыслитель ищет истину не для себя, наоборот, он хочет жить ради истины, пребывать в истине, служить истине. По сравнению с античным космоцентризмом это шаг вперёд в понимании субъективности, в формировании личностного начала в культуре: человек постигает себя не как часть природного космоса, а как часть абсолютной личности, пока ещё не мысля личностью самого себя. Самого себя человек мыслит как образ и подобие бога, как высшее творение бога, но несовершенное по сравнению с Творцом существо.

Иллюстрированная теоцентрическая и антропоцентрическая религия

— министерства альфа и омега

В ходе проведенных нами дебатов мне часто приходилось указывать на разницу между теоцентрической религией и антропоцентрической религией . Обычно это возникает при встрече с кем-то, кто читает один из отрывков в Библии, который можно прочитать предписывающе («делай это для спасения») или описательно («это то, что делает спасенный человек»).Например, «претерпевший до конца спасется» (Марка 13:13) читается тем, кто рассматривает веру как человекоцентричный образ: «претерпев до конца, человек приносит собственное спасение» (даже если человек затем говорит: «О, но я могу сделать это только потому, что Бог милостиво дает мне возможность сделать это»). Человек, который считает, что спасение сосредоточено на Боге и что Он делает, читает отрывок «Спасенный претерпевает до конца» как описание того, что значит быть по-настоящему спасенным: вера, исходящая от Бога, непреходяща.

Один из самых ярких тестов того, смотрит ли кто-нибудь на Библию с точки зрения человека или (только по благодати!) С точки зрения Бога, можно найти в Иоанна 6: 38-39, где Господь Иисус объясняет причину . почему все приходящие к Нему никогда не будут изгнаны. Здесь воля Отца для Сына выражается в том, что воля Отца состоит в том, чтобы Сын потерял ни одного тех, кто дан Ему Отцом (ссылаясь на стих 37, где Иисус сказал, что все что Отец дает Ему, придет к Нему), но Он воскресит их в последний день.Человек, который понимает, что христианское спасение — это божественный акт, свободный, суверенный и все к славе Божьей, может полностью понять эти слова. У Иисуса есть сила и способность полностью спасти всех, кто доверяет Ему (Евреям 7: 24-25). Он — совершенный Спаситель, Который не нуждается в достойных делах со стороны людей, чтобы «завершить» Свою работу. Но тому, у кого есть ориентированное на человека понимание, придется очень много работать, чтобы избежать значения этих слов.

В поисках аргумента Джеймса Эйкина о «вдохновляющем аористе» в его заметках к дебатам, размещенных на cin.org несколько дней назад я наткнулся на следующее «объяснение» Иоанна 6: 38-39, которое иллюстрирует антропоцентризм в энной степени:

Затем Иисус говорит: «Ибо Я сошел с небес, а не для того, чтобы исполняй мою волю, но волю пославшего меня; Пославший меня воля состоит в том, чтобы я ничего не терял из всего, что он дал мне, но возвысил это в последний день ».

Верно. Отец желает, чтобы он не потерял никого из данных ему. Отцы также хотят, чтобы никто не совершал убийства и прелюбодеяния, но это не означает, что люди не совершают убийств и прелюбодеяния.Они делают. Вы должны различать, о какой божественной воле вы говорите, волей, по которой он желает того, что произойдет, и волей, по которой он предписывает, что произойдет. В этом отрывке Иисус говорит о первом, и мы знаем это, потому что некоторые, данные ему, погибли. В Иоанна 17: 9-12 Иисус говорит: «Я молюсь за. . . для тех, кого ты дал мне, потому что они твои. Пока я был с ними. . . Я охранял их, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, чтобы исполнилось писание.

Итак, из тех, кого Отец дал Иисусу, Иисус потерял Иуду, чтобы исполнилось Писание. В одном смысле Бог хочет, чтобы все, кто был отдан Иисусу, стойко держались, но в другом смысле Бог позволяет некоторым из них, например Иуде, не проявлять стойкости.

Во-первых, различие между волей Божьей, выраженной в Его законе («не убивай»), и Его действительной постановляющей волей, выраженной в самом творении, вполне уместно: но ничего общего с этим контекстом не имеет.Иоанна 6: 38-39 повествует о божественной воле Отца для Сына в вечном завете искупления, что вряд ли имеет отношение к тому факту, что, хотя Бог выражает Свой закон, грешники нарушают этот закон! Здесь необходимо увидеть, что г-н Акин говорит, что Сын Божий может не исполнить волю Отца! Какое удивительное заявление! Что в тексте приводит г-на Акина к такому выводу? Что ж, ничего в непосредственном контексте не цитируется (и не может быть ничего процитировано, по крайней мере, с какой-либо значимой экзегетической точки зрения), но одна идея предлагается, если оставить этот контекст и ввести в заблуждение категории со ссылкой на Иоанна 17.Там, в контексте первосвященнической молитвы Иисуса, Иисус ссылается на Иуду, сына погибели, и говорит, ссылаясь на апостолов , что Он не потерял никого из них, кроме Иуды, «так что Писание может быть выполнено ». Идея о том, что Бог намеревался дать Иуду Сыну и Сын воскресил его в последний день (контекст Иоанна 6), совершенно беспочвенна. Это простое смешение одного контекста (Иоанна 6 — спасение) с другим (Иоанн 17 относится к апостолам и Иуде как к сыну погибели), что приводит к опровержению простых слов Иисуса в Иоанна 6: 38- 39.В самом деле, следует задаться вопросом: а что, если Иуда проявил настойчивость , по крайней мере, после того момента, когда он должен был выполнить свою роль предателя? Таковы загадки, с которыми сталкиваются те, кто рассматривает веру с антропоцентрической позиции. Далее, эсегетический характер комментария Акина проявляется в том, что он забывает, что стихи 38-39 являются объяснением стихов 37: , почему Сын не прогонит любого , приходящего к Нему? Его толкование отделяет ответ от вопроса и оставляет вопрос с его противоположным ответом, поскольку во время суда Христос фактически прогонит некоторых из тех, кто однажды пришел к Нему, но не проявил настойчивость!

Это поистине благословение избавиться от такой сосредоточенности на человеке и, следовательно, радоваться божественной реальности того, что Сын никогда не перестанет исполнять волю Отца, , и это единственная надежда на спасение, которую я имею !

.

PPT — The World View PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • The World View

  • Мировоззрение — это то, как вы видите все вокруг себя и как вы относитесь к своей среде. Это влияет на то, как вы относитесь к вещам и принимаете решения. • Мировоззрение — это светский подход к рассмотрению веры

  • Тайна • Наука • Стремится к рациональному объяснению вещей с доказательствами • Видит тайну как загадку, которая будет решена • Религия • Видит тайну как нечто важное для жизни • Тайну должны быть отмечены и приняты

  • Светское мировоззрение • Считает, что только истина — это то, что люди ценят и знают • Все ценности относительны • Наука и технологии дают ответы на жизненные проблемы • Нет смысла жизни или вселенной • Бог — это ложь

  • Религиозное мировоззрение • Религиозное мировоззрение разбито на две отдельные части: • Теоцентрическое мировоззрение • Космоцентрическое мировоззрение • Теоцентрическое связано с западными религиями • Космоцентрическое связано с восточными религиями

  • Теоцентрическое мировоззрение • Утверждает, что смысл жизни исходит от Бога • Цель жизни — жить следуйте по пути, ведущему к единению с Богом • Религия объясняет тайну жизни • Жизнь имеет священную цель и план от Бога

  • Космоцентрическое мировоззрение • Природа — выражение священного царства • Священные источники жизни — это тайна • Люди зависят от природы и должны уважать ее святость • Вселенная — это живое существо • Все взаимосвязано (сеть)

  • Наука против религии против магии

  • Наука и религия • Вступили свободно • Имеют право выбора • Развиваются и меняются

  • Магия • Используется для запугивания и контроля • Испытывает страх • Попытки манипулировать

  • Типы магии • Имитация: имитация чего-либо по своим силам • Черный: использует предметы для совершения зла • Заразителен: волшебным образом соединяет вещи • Отталкивает: использует козла отпущения • Продуктивно: делает подношения

  • .

    WORLDVIEW ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ. Мы опишем, как различные мировоззрения влияют на реакцию сообщества на мир? SCV.01: исследуйте литературное.

    Презентация на тему: «WORLDVIEW ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ. Мы опишем, как различные мировоззрения влияют на реакцию сообщества на мир? SCV.01: исследуйте литературу». — Стенограмма презентации:

    1

    WORLDVIEW ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ

    WORLDVIEW APPROACHES TO UNDERSTANDING

    2

    Мы опишем, как различные мировоззрения влияют на реакцию сообщества на мир? SCV.01: изучить литературные характеристики, происхождение и развитие священных писаний и устных традиций различных религиозных традиций; PFV.02: описать мировоззрение различных религий и их заповедей; CMV.04: объяснять влияние культуры на интерпретацию моральных кодексов и обычаев в различных религиях; FLV.04: критически оценить, как современная культура влияет на религиозную антропологию.

    We will describe how various worldviews impact a community’s response to the world.

    3

    Что такое мировоззрение? То, как сообщество или индивид отвечает на экзистенциальные вопросы, описывается как мировоззрение.Все, что мы знаем как истину, но не можем объяснить, называется тайной; то, как мы реагируем на тайну, предполагает мировоззрение, из которого мы действуем. Мы можем описать три основных мировоззрения: Теоцентрический Космоцентрический Антропоцентрический

    What is a worldview.

    4

    Что такое теоцентрический взгляд на мир? Теоцентрические мировоззрения, как правило, доминируют в западных религиях. Они предполагают центральную божественную фигуру. The Divine: монотеистический The Imago Dei: отношения Люди: защита сообщества / обеспечение Мораль Этика

    What is a theocentric wolrdview. Theocentric worldviews tend to dominate western religions.

    5

    Что такое космоцентрический взгляд на мир? Индивидуальное сознание воплощается, как и божественные существа.Человек находится в ловушке мира, пока не найдет освобождение через освобождение. Космоцентрические мировоззрения, как правило, доминируют в восточных религиях. Они предполагают универсальный опыт. Божественное: политеистическое; формирует индивидуальное сознание.

    What is a cosmocentric wolrdview. The individual consciousness incarnates, as do divine beings.

    6

    Что такое антропоцентрический взгляд на мир? Космоцентрические мировоззрения, как правило, доминируют в восточных религиях. Они предполагают универсальный опыт. Человечество существует без божественного, взаимозависимо с творением.В этом мире жизнь ограничена сознанием.

    What is an anthropocentric wolrdview. Cosmocentric worldviews tend to dominate eastern religions.

    7

    Что общего у мировоззрений? ШЕСТЬ ЧЕРТНЫХ МОДЕЛЬ РЕЛИГИИ (Ниниан Смарт) При изучении религии мы обнаруживаем, что регулярно появляются шесть общих категорий… Опыт…… с божественными, человеческими и демоническими Священными историями…… мифы — это устные истории… священные писания — это письменные истории… обе объясняют тайну и связать историю Священные ритуалы и символы…… поклонение, объекты (тотемы), обряды перехода… описывает где, когда, кто и почему Сообщество веры…… организует верующих как лидеров и мирян. Учение и учение…… создает вероучения, законы, и кодексы поведения Этические и моральные…… ставит ценности, добродетели и пороки, установленные доктриной, в контекст жизни

    8

    Что общего у мировоззрений? ШЕСТЬ ЧЕРТНЫХ МОДЕЛЬ РЕЛИГИИ (Ниниан Смарт) При изучении религии мы обнаруживаем, что регулярно появляются шесть общих категорий… Опыт… Священные истории… Священные ритуалы и символы… Сообщество веры… Учение и доктрина… Этические и моральные… Создайте схему и обсудите, что вы уже знаете о пяти религиях, которые мы будем изучать… Иудаизм, христианство, ислам, индуизм, буддизм.

    .

    PPT — Four Main Worldviews PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • Four Main Worldviews

  • Worldviews Мировоззрение — образ мышления, чувства и действия в отношении жизни, светское (или нерелигиозное) мировоззрение развилось из исторического движения

  • Космоцентрическое мировоззрение — «природа, центрированная на вселенной» • природа жива духом • вся жизнь зависит от природы, окружающей среды • все является частью сети жизни • язычество, духовность аборигенов / сообщества придерживаются этого взгляда • Восточные традиции — все взаимосвязано (прошлое / настоящее, общность (индивидуализм не является приоритетом), карма, дхарма) — права животных

  • Теоцентрическое мировоззрение — «центрирование на Боге» • жизнь рождается из любящих, мудрых, всемогущий Бог • цель жизни — познать Бога • Люди созданы по образу Бога, и мы являемся сотворцами • Обществу нужны ценности, которые приносят пользу всему творению; и угодны Богу (Золотое правило, естественный закон) • все религии так или иначе вписываются в это мировоззрение

  • Антропоцентрическое мировоззрение — «ориентированное на человека» • человеческие жизни и сообщества занимают центральное место • современные мировоззрения, включая большинство религиозных = антропоцентрический • e.грамм. гуманизм — люди обладают ценностью и свободой (сочетаются как со светскими, так и с религиозными ценностями) — основаны на греческой и римской мысли, «возрожденной» в эпоху Возрождения • Уважение, знания, свобода воли — ключ к улучшению мира • Лучшие человеческие творения / ценности ведут к общее благо

  • Антропоцентрическое мировоззрение — «ориентированное на человека» Западные религии соответствуют антропоцентрическим взглядам: благотворительность высоко ценится / обязательна (цдака, закят, телесные дела милосердия) Этика взаимности (золотое правило) Взгляды соответствуют законам Правительственные отношения, поклонение — иное мнение, нежели индийские религии Религии, основанные на Священных Писаниях — знания, религиозное образование — высокий приоритет

  • Светское мировоззрение • светское означает «время» или «возраст» — верит в ценности настоящее время, не забота о вечности • активно противостоит религии — думаю, что она отрицает человеческую силу • нет божественного творца или цели — нет ничего священного • акцент на прогресс общества и экономики • природа — это всего лишь материя — удовлетворяет потребности человека • люди самодостаточны — в Боге нет нужды • ценности созданы людьми и являются относительными — нет абсолютного правильного / неправильного

  • Некоторая предыстория… «Следующие 10 лет будут очень в отличие от последних 10 лет»

  • Как возник секуляризм? Научное открытие (Коперник, Ньютон, Галилей) — конец 15 в., навигация, математика, астрономия — бросили вызов ранее существовавшим религиозным верованиям. Печатный станок — быстро распространились новые теории. Деизм — «часы и часовщик». Просвещение — 17-18 вв., рационализм (вселенная могла быть понята без религии) Вольтер — деист, верил религия была суеверной, сдерживала людей

  • Как возник секуляризм? Скептицизм по отношению к религии возник в этот период. Промышленная революция — 18-19 вв. — привел к урбанизации (переезд в города — потеря связи с природой). Атеистические взгляды — возникли в XIX веке, атаковали теоцентрические взгляды как порождение человеческого разума. Карл Маркс — засвидетельствовал угнетение классовой системы, назвал религию «опиатом общества». массы », — держали бедных в неведении и покорности.Произведения заимствованы из его еврейского наследия. Введен коммунизм.

  • Как возник секуляризм? Фридрих Ницше — считал религию незрелой, делающей людей слабыми. «Бог мертв» Зигмунд Фрейд — изучил человеческую психику, пришел к выводу, что религия основана на детской потребности подчиняться («фигура отца»). Чарльз Дарвин — не делал никаких заявлений о религии, но его теория эволюции рассматривалась как вызов религии — считал Бога «высшим законодателем» — квалифицировал выживание наиболее приспособленных

  • Ответы на секуляризм Три современных события произошли Из оттеснения традиционных мировоззрений: доминирование светской культуры (3 определяющих признака), реакция религиозного фундаментализма, рост культов, сект, движений нью-эйдж.

  • 3 определяющие черты секулярного взгляда • ценности секуляризма в его наихудших проявлениях (Trafford, стр. 33-35): • Индивидуализм • Я выше всех остальных — конкуренция, меньше сострадания, общее благо? • потребности удовлетворяются за счет потребностей других — выживание наиболее приспособленных • Потребительство • внешний вид и материальные блага являются наиболее важными • объекты обеспечивают статус, счастье и ценность • мгновенное удовлетворение, свободное время, проведенное за покупками. • порождает бедность, разрушение окружающей среды, самопоглощение, бессмысленность • Моральный релятивизм • Отсутствие абсолютной морали • Ответственность и долг не являются ценностями, которые стоит учитывать — успех — это мера • примените это к сексуальности, технологиям, социальной справедливости, миру

  • Потребительство — «история о чепухе» и «высокая цена материализма » Культурное измерение (я или мы)

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *