Темы консультаций для подростков группы риска: «Перечень тем для индивидуальных бесед»

Содержание

Методическая разработка: ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

                                                                         

Привлечение специалистов

№ п/п

                                   Мероприятие

          Сроки

      Ответственный

1.

Индивидуальные консультации для обучающихся

В течение года

Педагог-психолог, соц.педагог

2.

Посещение на дому

В течение года

Классный руководитель Соц.педагог (с привлечением специалистов)

3.

Совет профилактики

 По средам

Заместитель директора по ВР

4.

Индивидуальные и групповые беседы

В течение года

Заместитель директора по ВР, соц.педагог, классный руководитель

5.

Групповые занятия «Снижение личностной тревоги»

Сентябрь — октябрь

Педагог-психолог

 

Организовать и провести учебные занятия — тренинги «Маленькое приведение» (обучение выплескивания своего гнева в приемлемой для этого форме) выплёскивать свой гнев в приемлемой форме

Систематически

Организовать и систематически проводить игровые занятия на тему  «Мой мир: он для меня, он мне, он ради меня. Умей его понять» (познаем себя, учимся контролировать свои эмоции)

Систематически

 Организовать и проводить систематические тренинги для родителей и детей «группы риска» «Будем учиться понимать друг друга»

Апрель

Классный руководитель. Психолог.

6.

Отслеживание итоговых результатов (диагностика)

Май

Заместитель директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог, кл.руководитель

7.

Встречи с инспектором ПДН

В течение года

Инспектор ПДН

                                                                                   

 

Работа с родителями

№ п/п

                                   Мероприятие

          Сроки

      Ответственный

1.

Консультации по вопросам воспитания и обучения для родителей

В течение года

Заместитель директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог

2.

Родительские собрания:

-Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.

-Требования к УУД обучающихся 4 класса.

-Знакомство с нормативными документами школы. Обязанности родителей и их права.

Сентябрь

Директор школы,

кл. руководитель

-Развитие творческих способностей детей

Ноябрь

Зам.директора по ВР,

педагог-психолог,

кл. руководитель

— Поведенческая культура ученика.

-Поговорим о дружбе.

-Итоги первого полугодия.

Декабрь

Кл. руководитель

-Твои права (анализ анкет).

-Нужно ли в ребёнке воспитывать патриотизм?

Февраль

Соц.педагог,

кл. руководитель

Общешкольная родительская конференция

«Азбука семьи»

Март

Директор школы, зам.директора по ВР,

педагог-психолог

 

Организация летнего отдыха.

Апрель

Зам. директора по ВР,

кл. руководитель

3.

Заседания родительского комитета

В течение года

Кл.руководитель

4

Индивидуально- профилактические  беседы с родителями «Взаимоотношения в семье»

«Индивидуальная  работа дома, выполнение домашних заданий»

«Осторожно пиротехника»

« Созидательная сила любви»

« Личность и семья»

« Речевое общение дома

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Май

Кл.руководитель

5

Учет посещаемости ребенком ДОУ

В течении всего года

Заместитель директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог, кл.руководитель

6

Участие родителей в жизни школы и класса:

В течение года

Кл.руководитель, Пред. РК

Психокоррекционный комплекс индивидуальной помощи подросткам группы риска «Преодоление»

Настоящая комплексная программа предназначена
для индивидуальной коррекционной работы
психолога с подростком, имеющим проблемы в
поведении. Индивидуальная программа может
применяться тогда, когда работа с подростком в
группе невозможна, когда проблемы носят
индивидуальную особенность, а не межличностного
характера, когда необходимо постоянное
наблюдение психолога за процессом развития
личности подростка.

Программа “Преодоление” составлена с целью:
оказать содействие полноценному психическому и
личностному развитию подростка. Она решает
следующие задачи:

  • исправление отклонений в психическом развитии
    подростка (эмоциональном, мотивационном,
    поведенческом) на основе создания оптимальных
    психологических условий для развития
    творческого потенциала личности подростка;
  • формирование и развитие навыков самоанализа,
    самоконтроля, самовыражения, саморегуляции;
  • обретение подростком положительных ценностных
    ориентиров и личностных смыслов жизни.

Программа состоит из трех блоков:
подготовительного, основного
коррекционно-развивающего и заключительного. По
истечении двух–трех недель по окончании работы
необходимо проведение повторной диагностики
подростка с целью отслеживания динамики
развития его личности. Программа состоит из 17
занятий по темам, актуальным в подростковом
возрасте. Каждое занятие определяет свои цели и
ставит конкретные задачи. Комплекс составлен
так, чтобы было возможно использование в работе
отдельно взятых занятий в зависимости от глубины
проблемы подростка, приемлема замена отдельных
упражнений, данных в программе на сходные по
цели. В данном случае представлена часть
программы: тематический план, подготовительный
блок и два занятия коррекционно-развивающего
блока по темам “Конфликт” и “Стресс”.

Индивидуальная психокоррекция обеспечивает
конфиденциальность, тайну и по своему результату
бывает более глубокой, чем групповая, что
является наиболее эффективным методом
воздействия на сознание подростка, которому
необходима помощь взрослого, которому он
доверяет.

Тематический план

I блок. Подготовительный (2 занятия).

  • Занятия 1, 2. Знакомство.
  • 1 этап. Установочный.
  • 2 этап. Диагностический.

Тесты:

  • Учебная мотивация (автор Г.А. Карпова).
  • Тест WEIS (автор Векслер).
  • СМОЛ (для учащихся 14-16 лет).
  • Акцентуация личности (автор Шмишек – для
    учащихся 12–13 лет).
  • Анализ семейной тревоги (автор Э.Г. Эйдемиллер).
  • Семейная социограмма (автор Э.Г. Эйдемиллер).
  • К чему люди стремятся в жизни (автор Рокич).
  • Самооценка (автор В.А. Ковалев).
  • Агрессивность (Басса – Дарки в адаптации
    Г.А.Цукерман).
  • Социометрия (автор Д.Морено).

II блок. Коррекционно-развивающий (14
занятий).

  • Занятие 3. Кто я?
  • Занятие 4. Я и мой мир.
  • Занятие 5. Мои чувства, мои эмоции.
  • Занятие 6. Мотивы.
  • Занятие 7. Я и мои родители.
  • Занятие 8. Неуверенность и ее маски.
  • Занятие 9. Смысл жизни – в ценностях?
  • Занятие 10. Дружба.
  • Занятие 11. Конфликт.
  • Занятие 12. Стресс.
  • Занятие 13. Страхи и фобии.
  • Занятие 14.Метод СДР (смотри, думай, решай).
  • Занятие 15. Психоактивные вещества – со мной или
    без меня?
  • Занятие 16. Мое будущее.

III блок. Заключительный.

  • Занятие 17. Обратная связь.
  • Повторная диагностика (по истечении 2-3
    недель).

Содержание программы

I блок. Подготовительный (2 занятия)

  • Занятия 1,2. Тема: Знакомство.

1. Установочный этап.

Цели:

  • установление контакта с подростком, побуждение
    желания взаимодействовать, снятие тревожности,
    повышение у подростка уверенности в себе;
  • формирование желания сотрудничать с психологом
    и что-то изменить в своей жизни, формирование
    психологом коррекционной программы, поиск
    способов решения проблемы.

Беседа-интервью с подростком, выявление
глубины проблемы.

Сбор информации об учащемся:

а) интервью с классным руководителем,
педагогами, родителями, одноклассниками;

б) просмотр классного журнала, тетрадей
учащегося;

в) наблюдение за учащимся на уроках и во
внеурочное время.

2. Диагностический этап.

Цели:

  • диагностика особенностей развития личности;
  • выявление факторов риска;
  • формирование общей программы
    психокоррекционной работы.

Тест “Учебная мотивация” (автор
Г.А.Карпова).

Цель: выявление интересов подростка.

Тест WEIS (автор Г. Векслер).

Цель: определение уровня
интеллектуального развития учащегося.

Тест “СМОЛ” (для учащихся 14–16 лет).

Цель: выявление типа личности
подростка, его характерологических
особенностей.

Тест Шмишека (для учащихся 12–14 лет).

Цель: определение типа акцентуации
характера.

Тест “Анализ семейной тревоги”
(Э.Г.Эйдемиллер).

Цель: определение уровня
эмоционального контакта подростка с членами
семьи.

Тест Семейная социограмма” (автор Э. Г.
Эйдемиллер).

Цель: выявление семейных
межличностных отношений.

Тест “К чему люди стремятся в жизни”.

Цель: измерение ценностной ориентации
подростка.

Тест “Агрессивность”.

Цель: определение эмоционального
состояния.

Самооценка.

Цель: изучение степени адекватности
оценки подростком самого себя и самопринятии.

Социометрия (автор Д.Морено).

Цель: определение социометрического
статуса учащегося в учебном коллективе.

На этом этапе проводится совместно с
подростком анализ результатов диагностики. На
основе полученных данных строится дальнейшая
работа согласно цели и задач данных занятий.

II блок. Коррекционно-развивающий (14
занятий)

Цели:

  • гармонизация и оптимизация развития личности
    подростка;
  • переход от отрицательной фазы развития
    личности к положительной;
  • овладение способами взаимодействия с миром и
    самим собой.

Задачи:

  1. Развитие у подростка “Я-концепции”.
  2. Формирование жизненно важных мотивов
    (коммуникативных, профессиональных,
    познавательных, достижения и т.д.).
  3. Развитие навыков самосознания, самоконтроля,
    саморегуляции.
  4. Формирование стратегии преодоления трудностей
    и метода принятия решений (СДР).
  5. Формирование объективных знаний о вредном
    воздействии психоактивных веществ на живой
    организм, развитие психологического иммунитета
    к психоактивным веществам.
  6. Развитие целеполагания.

Занятие по теме: Конфликт

Цель:

  • введение в понятие “конфликт”, осознание
    собственной конфликтности, получение опыта
    активной борьбы.

Реквизит:

  • распечатка – памятка “Способы разрешения
    конфликта”;
  • карточки с ситуациями конфликта;
  • карточки с изображением солонки и стола, вилки и
    ложки, парты и пенала.

1. Шеренг о самочувствии, о настроении.

2. Эмоциональный разогрев:

Упражнение “Молекула”

Инструкция: Подростку предлагается
двигаться с закрытыми глазами по комнате в такт
музыке, прислушиваясь к своим внутренним
переживаниям.

3. Основная часть.

Беседа с подростком по понятию “Конфликт”:

Как только человек начинает делать свои первые
шаги в мире людей, в его жизнь входят конфликты.
Вспомни свои конфликты в раннем детстве, в данное
время дома или раньше в детском саду. Что
называют конфликтом? С чего он начинается? Конфликт
– это отношение между двумя или несколькими
людьми, при котором один из них, оба или несколько
чувствуют гнев и считают, что другая сторона
виновата в этом. Конфликт возникает тогда, когда
люди в некорректной форме передают друг другу
чувства. Каждый отстаивает свое мнение, не слушая
другого человека.

Задача: найти взаимопонимание.
Конфликт возникает в том случае, когда задеты
чувства другого человека.

– Как разворачивается конфликт?

– К чему он может привести?

– Какое наблюдается поведение у людей в
конфликтной ситуации?

– Можно ли избежать конфликта?

Упражнение “Конфликт рук”

Инструкция: Подростку предлагается
закрыть глаза, сосредоточиться на своих руках и
вложить в них свою энергию. Ничего не говоря,
познакомившись с руками сидящего рядом человека,
побороться с ним, сначала шутя, а затем побить их,
вложив в них силу, помириться с помощью рук,
попрощавшись, открыть глаза.

Рефлексия:

– Расскажи, что происходило с тобой в разные
моменты “общения” с чужими руками.

– Что ты переживал в момент ссоры и борьбы? Ты
почувствовал его?

– Что хотелось сделать? Нравится ли тебе
конфликтовать с кем бы то ни было?

Упражнение “ В стране вещей”

Инструкция: Необходимо разобраться в
конфликтных ситуациях, мысленно принимая на себя
роль того или иного предмета (карточки: стол и
солонка, вилка и ложка, парта и пенал)

Рефлексия:

– В какой роли тебе было комфортнее? Почему?

Упражнение “Закончи предложение”

– Конфликт – это плохо, потому что…

– Конфликт – это хорошо, потому что…

Вывод: Конфликты полезны, при умении
их конструктивно разрешать.

Беседа с подростком о том, умеет ли он разрешать
конфликт? Если да, какие способы он использует?

Разбор конфликтных ситуаций (по карточкам)

4. Заключение.

Рефлексия:

– Что нового ты узнал сегодня на занятии?

– Было ли оно полезным для тебя?

– Что ты понял, какие выводы смог сделать?

– Что ты будешь использовать в жизни из того,
что узнал сегодня? Есть ли такие моменты?

Занятие по теме: Стресс

Цели:

  • формирование понятия о стрессе, его причинах,
    способах борьбы с данным явлением;
  • выработка индивидуальной психотехники
    видоизменения, ослабления стрессовых
    переживаний.

Реквизит: бумажный стаканчик, бумага и
письменные принадлежности.

1. Шеренг о настроении.

2. Эмоциональный разогрев:

Упражнение “Фокусировка”

Инструкция: Подростку предлагается
удобно расположиться в кресле. Отдавая себе
команды, следует сосредоточить внимание на
определенном участке своего тела, почувствовать
его тепло. Например, по команде “Тепло!” надо
сосредоточиться на своем теле, по команде
“Рука” – на правой руке, “Кисть!” – на кисти
правой руки, “Палец!” – на указательном пальце
правой руки и, наконец, по команде “Кончик
пальца!” – на кончике указательного пальца
правой руки. Команды самому себе следует
подавать с интервалами 10-12 секунд.
Продолжительность упражнения 5 минут.

3. Основная часть

Упражнение “Стаканчик”

Инструкция: Психолог ставит на ладонь
мягкий одноразовый стаканчик и говорит:
“Представь, что этот стаканчик – сосуд для самых
твоих сокровенных чувств, желаний, мыслей. В него
ты можешь положить то, что для тебя действительно
важно и ценно, это и есть, то, что ты любишь и чем
очень дорожишь” На протяжении нескольких минут
в комнате царит молчание, и в неожиданный момент
психолог смин

Психологические рекомендации педагогам по взаимодействию с подростками группы риска

Психологические рекомендации педагогам по взаимодействию с подростками группы риска

1) Создавать теплую, доброжелательную атмосферу, избегать критики, насмешек не только со стороны учителя, но и от сверстников; формировать у себя и своих учеников установку «Я — хороший, ты — хороший».

2) Принимать подростка таким, какой он есть. Видеть в отрицательных качествах учащегося позитивную сторону и обозначать ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к успешности.

3) Не просто хвалить подростка, а высказывать одобрение именно его действий (не подкреплять желаемое кому-либо поведение, а выражать свое позитивное отношение к его деятельности и результату в частности).

4) Сравнивать достижения учащегося только с его собственными, а не с эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т. е. хвалить за улучшение именно его результатов.

5) Не делать акцент только на школьных обязанностях (брать во внимание сферу его интересов, личную жизнь — отношения в семье, общение с друзьями, с противоположным полом) — это важный момент в дальнейшей успешности ребенка.

6) Не допускать, чтобы подросток был замкнут и сосредоточен на своих неудачах, необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен утверждаться.

7) Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: «верно», «замечательно», «отлично», «супер!»; и содержательную: «я всегда знала, что у тебя хорошо получается…», «я уверена, что ты справишься с этой контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее задание»).

8) Проблемные точки превращать в зоны развития (например: «У нас проблема: нет дисциплины в классе, и это приводит к тому, что многие из вас не слышат, что говорит учитель, и не могут хорошо усвоить предложенный материал, как следствие — вряд ли справятся с контрольной работой. Что вы можете предложить для разрешения данной проблемы?». Далее учитель стимулирует подростков высказываться, уважительно относясь к каждому мнению).

9) Не только применять индивидуальный подход к каждому подростку с учетом его способностей, особенностей познавательной, эмоционально-волевой сфер, поведения и т. д., но и учитывать его прошлый, отличный от всех других, опыт.

10) Уделять внимание по формуле: «Не тогда, когда он «плохой», а когда «хороший»».

11) Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих потребность в общении) обратить на подростка внимание, выразить заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое доброжелательное отношение.

Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному руководителю, выступают:

  1. Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.

  2. Настроение подростка часто меняется из-за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.

  3. Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении.

  4. Требования должны быть одинаковыми для всех.

  5. Выполнение порученного должно быть проверено.

  6. Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это в виду, а также то, что замечания можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.).

  7. Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех отметить что-то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков.

  8. Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, разумно, без эмоционального подтекста.

  9. Если вы хотите сообщить свое мнение какому-то конкретному человеку, высказывайте его наедине, причем оно должно касаться только какой-либо одной стороны деятельности или неудачного действия. Личность любого достойна уважения. Скажите доброе слово о самом подростке и о его домашних.

  10. Чтобы предупредить перепады настроения, постарайтесь узнать, что подростки любят делать, а против чего восстают.

  11. Не используйте двойные стандарты: кому-то что-то запрещаете, потому что он вам не нравится, а кому- то разрешаете вести себя так, как тому заблагорассудится.

  12. Наше настроение передается подросткам: если учитель пришел на урок злой, то через некоторое время и ученики начнут высказываться о чем-то негативно или же поведут себя развязно, явно защищаясь.

  13. Помните, что подростки смотрятся в нас как в зеркало и подражают нам.

Консультации для родителей и подростков

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

1.Насмешками над слабыми и беззащитными.
2.Драками с одноклассниками.
3.Унижением девочек, символизирующих мать
4. Плохим отношением к учителю.
5. Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева.

  1. Рекомендации:

* Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения.

*Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Голод провоцирует агрессивное поведение.

*Адекватно оценивайте возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых  приведет к  заниженной самооценке.

*Избегайте практики физического наказания. После подобной тактики воспитания дети  боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома.

*Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха. Вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу не выспавшиеся и озлобленные.

Проявления детской и подростковой агрессии:

Целенаправленно — агрессия как желание нанести вред другому.

Нормативно — агрессия как норма поведения и общения.

Импульсивно — демонстративный вид – агрессия как средство привлечения внимания.

Причины детской агрессии

Усталость. 

Когда дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом.

Негативное самовосприятие.

Я плохой, и я веду себя, как плохой. Но, ведя себя плохо, такие дети крайне болезненно реагируют даже на мягкую критику.

Страх

Если ребенок имеет негативный опыт отношений с людьми, он может заранее защищаться.

Требование внимания. 

Для детей, на которых не обращают внимания, важен любой знак внимания, даже негативный.

Социальное научение 

Ребенок, с которым жестоко обращались, может повторять эту поведенческую модель.

Проявление жажды власти.

Дети с нарушенными привязанностями, которые научились выживать, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно .

Чувство беспомощности, неуверенности.

Как бы он себя ни вел: дрался, кидался песком, мучил животных или крушил игрушки — под этой маской скрывается маленькое несчастное существо, глубоко неуверенное в себе.

   

Дети говорят:

Дорогие мама и папа!

 * Любите метя просто за то, что я есть, и я стану еще лучше.

* Когда вы кричите и обзываете меня, мне кажется, что я самый плохой на свете. Тогда рушатся все мои надежды, и я перестаю верить в себя.

* Когда я надолго остаюсь один, я чувствую себя брошенным и никому не нужным.

* Не требуйте от меня того, чего я еще не умею.

* Когда вы говорите: «Ты мне всю жизнь испортил», я чувствую себя виноватым. Но ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.

* Когда вы хотите сделать мне замечание, поговорите со мной наедине. Мне очень больно и обидно, когда вы делаете это в присутствии других.

* Когда вы сравниваете меня с другими, я считаю, что меня предают. Я у вас единственный и неповторимый. Я имею право быть таким, какой я есть.

Основная причина детской агрессии –

 неудовлетворенная потребность в любви

 Обращайтесь за помощью к специалистам центра по телефону горячей линии

8(48756) 3-15-45

Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи  неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональным возбуждением, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.

 

  Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношении в семье (в основном прошлые периоды отношений), отношения в школе, в компании, и средства массовой информации.

  Родители пример для агрессивности детей. Если родители “скандалисты”, то более 90%   будут вести себя так же, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий, но в последствии он может стать жестоким агрессивным тираном.

Памятка для родителей

Агрессия… Давайте вместе с вами 
Посмотрим вверх на солнце с облаками… 
Дадим надежду тем, кто с нами рядом, 
А сгоряча судьбу решать не надо… 

Если родители…

* стремятся к «идеальному» ребёнку, постоянно подгоняя его к идеалу, то до подросткового периода он может быть послушным и исполнительным, но затем стать бунтарём, агрессором.

* считают своего ребёнка самым умным, самым красивым, «сверхценным», то ребёнок игнорирует интересы других детей, не переносит ограничений, сравнений, любая помеха вызывает агрессивную реакцию.

* являются авторитетом для ребенка, которому через обсуждение, показ передаются конструктивная модель поведения, то дети уверены в себе, могут себя контролировать, хорошо учатся, являются  привлекательными партнёрами по общению, умеют получать необходимое им без агрессии.

Как помочь ребёнку стать менее агрессивным?

1.Создавать условия для снятия напряжения через движения (спорт, соревнования, спектакли, игры, походы).

2.Научить правильно направлять, проявлять свои чувства, не обижая других.

 Самое главное — научить ребёнка разряжаться, т.е. избавляться от раздражения, гнева, обиды. Чешский психолог Зденек Мотейчик сказал:

 «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей».

Статья из опыта организации работы педагога-психолога с детьми группы «риска»

Особенности  работы с детьми и семьями группы «риска» школьного психолога 

Введение в проблему.

Основной трудностью, решения проблемы работы и консультирования с детьми группы «риска» является сложившаяся устойчивая практика обращения к психологу только тогда, когда учителя или родители уже не могут справиться с обострившейся проблемой ребенка. Наибольшей эффективностью в решении данного рода проблем обладают профилактические меры, препятствующие появлению социально-опасного поведения. Они направлены на расширение возможностей, поиск наиболее правильного и принимаемого обществом способа поведения.

Профилактическая работа имеет три уровня:

  1. Первичная профилактика — работа со всем контингентом детей.

  2. Вторичная профилактика —  работа с детьми группы учебного и поведенческого риска.

  3. Третичная профилактика — работа  с детьми, имеющими социальную дезадаптацию или негативную форму адаптации (реабилитация).

Педагог-психолог школы, в своей работе, должен быть ориентирован, прежде всего, на первичную профилактику, которая подразумевает создание оптимальных условий для развития ребенка.

При сложившейся практике работы, психолог работает с третичной профилактикой, часто уровень третичной профилактики требует комплексного подхода к решению проблемы, в сложившихся условиях работы, когда в школьном штатном расписании психолог остался только один, из специалистов подобного рода, данная работа должна проводиться преимущественно в ПМС центрах. Школьный невроз, подростковый суицид, детская и подростковая преступность, алкоголизм, наркомания, ранние половые связи — эти проблемы только силами школьного психолога решены быть не могут. Поэтому надо активнее вести работу на уровне первичной профилактики, привлекать к профилактической деятельности ребят используя волонтерское движение, расширять межведомственные связи.

На уровне вторичной профилактике работу должен вести весь педагогический коллектив, классный руководитель и психолог. В последнее время наблюдается такая практика в работе с детьми группы «риска», их либо не замечают (пока что-то не случится, либо просто отводят к психологу («сделайте что – нибудь»)

Но психопрофилактическая работа не всегда видна, а поэтому и неблагодарна. Ведь если что-то не случилось, трудно доказать эффективность проведенных предварительных мероприятий, а если что-то случилось – значит было плохо организована профилактическая работа, круг замкнулся.

Нельзя ставить перед психологом невыполнимых задач, заставлять его как можно скорее доказать, на что он способен. Необходимо надеяться, что психолог пришел в школу надолго. Администрации следует сформировать у коллектива установку, что психолог не гипнотизер, не волшебник, не все сразу может решить. Если администрация союзник и поддержка психолога, то самый лучший и эффективный способ организации профилактической работы — «заразить» учителей желанием работать с детьми; уважая их личность. Таким образом, профилактическую работу начинает проводить психолог, а в младших классах подключает себе в помощь волонтеров-старшеклассников, далее работа может идти через педагогов, при необходимости, под контролем и консультации психолога.

Работа психолога с учащимися «группы риска»

Основные направления  работы с подростками «группы риска»

В « группу риска» входят следующие категории детей и подростков:

  • общее отставание в обучении;

  • дезадаптация к школе;

  • девиантное и делинквентное поведение.

Анализ «трудных» учащихся показывает, что чаще всего это:

  • сироты, оставшиеся без попечения родителей;

  • дети, перенесшие психотравмирующую ситуацию, имеющие посттравматический синдром, т.е. пережившие кризисное состояние личности.

Помочь «трудному» подростку преодолеть имеющиеся проблемы – это, значит, научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и прежде всего, в своих собственных.

Любая работа начинается с индивидуальной встречи, куда приглашается ребенок вместе с родителем (законным представителем), о встрече договаривается классный руководитель. В ходе беседы сразу виден стиль детско-родительских отношений (при необходимости родителям дается анкета), нацеленность родителей на совместную деятельность. Стоит отметить, если родители настроены отстраненно, результаты работы будут практически не заметны, без совместной работы: родитель — ребенок-психолог-педагог, результат помощи не значительный и кратковременный.

Работа ведется по четырем направлениям:

1.В ходе консультации выявление индивидуальных особенностей личностной и мотивационной сфер, выявление разного рода отклонений в поведении и отставании в учении (выделение «группы риска»), заполнение диагностического листа.

2.После индивидуального обследования и первой консультации составляется программа работы с ребенком, как правило, программа создаются на основе блока игр.  Целью индивидуального курса реабилитации является: обеспечение психологического комфорта в семейных условиях, помочь детям осознать свое «Я», повысить самооценку, снизить конфликтное состояние.

3.Консультация, психологическое просвещение и сопровождение родителей.

4.Коррекционно-развивающая работа.

Консультирование родителей.

Цель работы с родителями: коррекция неэффективного родительского отношения к детям, гармонизация отношений в семье.

Задачи коррекции: снижение абмициозности, претензиозности в требованиях к ребенку, введение похвалы, навыков активного общения.

Важнейшим элементом работы с родителями является:

  • Пересмотр межличностных отношений в семье.

  • Устранение авторитарного подавления или безразличного отношения к ребенку.

  • Введение системы поощрения и похвалы.

Поставленная цель осуществляется, прежде всего, через консультативную помощь родителям. Индивидуальное консультирование родителей является самым энерго- и времязатратным процессом, родители очень легко изменяют, пропускают назначенное время встречи, не выполняют намеченный на консультации алгоритм действий, срываются с выработанной стратегии поведения, в итоге приходится начинать все сначала. Поэтому, исходя из опыта работы, перешли на режим кратковременных бесед, в ходе такой встречи дается краткий обзор намеченных действий для родителей, в более глубоких случаях посылаем на консультирование в  ГСКУ АО ОСРЦ ДН «Исток», Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Коррекция и развитие».

Формы работы с семьей детей «группы риска»:

1.Традиционные: индивидуальные консультации; лектории в режиме тематических выступлений на классных родительских собраниях; проведение «круглых столов» с учителями предметниками о детях «группы риска» с обязательными рекомендациями; Советы по профилактике правонарушений с присутствием родителей, учащихся группы «риска», инспектора ПДН

2.Нетрадиционные: посещение на дому «трудных» семей и родителей, идем в те семьи, которые избегают взаимодействия со школой

Цель посещения установить контакт с родителями, необходимый для дальнейшей коррекционной работы. Ставим задачи посещения:

  • Первичное знакомство — психолог, классный руководитель, инспектор ПДН (если семья ассоциальная).

  • Проследить, чем занят ребенок после школы — психолог, классный руководитель, инспектор ПДН.

  • Посмотреть, как общается ребенок со своими родителями, матерью, бабушкой — психолог.

  • Беседа с родителями, ребенком в домашних условиях — психолог

Домашние беседы

Домашние беседы очень эффективны, т.к. родителям и детям в привычной, домашней обстановке даются рекомендации позитивных способов общения, постепенно формируя продуктивные коммуникативные умения, и, как показывает опыт, такие посещения и рекомендации помогают изменить отношение к работникам школы, дают возможность организовать дальнейшие встречи на территории школы, снимают барьеры эффективного взаимодействия.

Как только контакт установлен и родитель понял, что с ним общаются не только чтобы сказать, что сделано что-то плохо, но и оказать помощь, он готов к посещению школы.

После этого, вся основная работа перемещается в кабинет психолога:

-Консультативная работа, беседы с родителями и детьми «трудной семьи» (темы бесед с родителями в приложении)

Планируем: привлечение родителя(лей) к участию во внеклассных мероприятиях вместе с детьми- повышает в основном невысокий статус в классе у трудного подростка;

неформальное объединение «Семейный клуб» по схожести проблем, поскольку все живут в одном микрорайоне, все знают друг друга, а зачастую в курсе и всех семейных затруднений

Литература

  1. С.В.Кривцова, Е.Ю.Патяева «Семья- искусство общения с ребенком». Министерство образования Московской области 2008г.

  2. С.С.Столина, О.В.Карабанова «Программа работа с родителями» Москва 2004г.

  3. А.С.Прудченков. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М-1991г.

  4. М.В.Маленкова Человековедение (программа и методические материалы), М., ТОО «Интел Тех», из-во «Знание» Россия — 1993г.

  5. Р. Фишер, У.Юри Путь к согласию, или переговоры без поражения /Пер. с англ. А.Гореловой., М., Наука, 1990г

  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения — практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть I и II –– Москва: Генезис, 1998

10 ПРАВИЛЬНАЯ ПРАКТИКА: ВМЕШАТЕЛЬСТВО И УСЛУГИ НА ОСНОВЕ СООБЩЕСТВА | Теряющие поколения: подростки в условиях повышенного риска

в городской и пригородной общине . Чикаго: Детский центр Chapin Hall Чикагского университета.

Ллойд, Д. 1978 Прогнозирование неуспеваемости в школе по данным третьего класса. Образовательные и психологические измерения 38: 1193-1200.

Lorian, R.P., W.C. Работа, А.Д.Hightower 1984 Многоуровневое профилактическое вмешательство на базе школы: проблемы в разработке и оценке программ. Журнал персонала и руководства 62 (4): 479-484.

Макивер, Д.Дж., и Дж. Л. Эпштейн, 1991 г. Практика реагирования в средних классах: команды учителей, консультативные группы, корректирующие инструкции и программы перехода в школу. Американский журнал образования 99 (4): 587-622.

Мэдден, Н.А., Р.Э. Славин, Н. Карвейт, Л. Долан, Б.А. Васик 1991 Успех для всех. Дельта Фи Каппан 72 (8): 593-599.

Mangum, G.L.1987 Переход молодежи из подросткового возраста в мир труда . Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Уильяма Т. Гранта, Комиссия по работе, семье и гражданству.

Массачусетский центр защиты интересов и центр ранней юности 1988 г. Пока еще не поздно: предотвращение отсева учащихся средних классов. Массачусетский адвокатский центр, Бостон, Массачусетс, и Центр раннего подросткового возраста, Каррборо, штат Нью-Йорк.С.

McKensey, A.A., and R.T. Уайт 1982 Полевые исследования по географии и структурам долговременной памяти. Американский журнал исследований в области образования 19: 623-632.

McKnight, J.L., and J.P. Kretzman 1992 Mapping Community Capacity . Эванстон, штат Иллинойс: Центр городских дел Северо-Западного университета.

Маклафлин М.В. и П.М. Шилдс, 1987 г. Вовлечение родителей с низким доходом в обучение в школах: роль политики? Дельта Фи Каппан 69 (2): 156-160.

Макпартленд, Дж. М. 1990 Кадровые решения в средних классах: баланс между качеством обучения и отношениями между учителем и учеником. Дельта Фи Каппан 71: 465-469.

1991 Как подведомственное кадровое и междисциплинарное объединение команд для воздействия на учащихся средних школ. Документ представлен на ежегодном собрании Американской ассоциации исследований в области образования в Чикаго.

Mentoring International 1989 Журнал Международного лагеря наставничества 3 (3).

Мерри, С. 1987 Уход за подростками под опекой: план действий для Иллинойса . Чикаго: Детский центр Chapin Hall Чикагского университета.

Миллстайн, С.Г. 1988 Потенциал школьных центров по содействию здоровью и развитию подростков. Рабочий документ, Совет Карнеги по развитию подростков, Нью-Йорк.

Минси, Р. Б. и С. Дж. Вайнер 1990 г. Наставник, группа сверстников, модель стимулирования для помощи молодежи из низших слоев общества. Рабочий документ, Городской институт, Вашингтон, Д.С.

Натан Дж. И Дж. Кильсмейр 1991 Спящий гигант школьной реформы. Дельта Фи Каппан 72 (10): 738-742.

,

1 ПОДРОСТКИ В РИСКЕ | Теряющие поколения: подростки в условиях повышенного риска

Исследование по вопросам дородового ухода, Институт медицины. Вашингтон, округ Колумбия: National Academy Press.

Бюро переписи населения 1992 г. Бедность в США: 1991 г. . Текущие отчеты о населении, серия P-60, № 181. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство торговли США.

Часнофф И.Дж., Х.Дж. Ландресс и М.Э. Барретт 1990 Распространенность употребления запрещенных наркотиков или алкоголя во время беременности и расхождения в обязательной отчетности в округе Пинеллас, Флорида. Медицинский журнал Новой Англии 322 (17): 1202-1206.

Детский фонд защиты, 1992 год Здоровье детей Америки, 1992 год . Вашингтон, округ Колумбия: Фонд защиты детей.

Кокран, М. и Дж. Брассард, 1979 г. Развитие ребенка и личные социальные сети. Развитие ребенка 50: 601-616.

Crnic, K.A., M.T. Гринберг, А. Рагозин, Н.М. Робинсон, Р.Б. Башэм, 1983 г. Влияние стресса и социальной поддержки на матерей, недоношенных и доношенных детей. Развитие ребенка 54: 209-217.

Эгеланн Б. 1988 Разрыв цикла злоупотреблений: значение для прогнозирования и вмешательства. Pp. 87-99 в К.Д. Браун, К. Дэвис и П. Страттор, ред., Раннее прогнозирование и предотвращение жестокого обращения с детьми . Нью-Йорк: John Wiley and Sons, Inc.

Эгеланд Б. и М.Ф. Эриксон 1990 Поднимаясь над прошлым: стратегии помощи молодым матерям разорвать порочный круг жестокого обращения и пренебрежения. От нуля до трех 11 (2): 29-35.

Франк, Д.А., Б.С. Цукерман, Х. Амаро, К. Абоагье, Х. Дж. Баухнер, Х. Кабрал, Л. Фрид, Р. Хингсон, Х. Кейн, С. Левенсон, С. Паркер, Х. Рис и Р. Винчи 1988 Кокаин во время беременности: распространенность и корреляты. Педиатрия 82 (6): 888-895.

Frodi, A.M. 1981 Вклад младенческих характеристик в жестокое обращение с детьми. Американский журнал психической недостаточности 85: 341-349.

Фюрстенберг, Ф., Дж. Брукс-Ганн и С. Морган 1987 Матери-подростки в поздней жизни .Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Гарбарино, Дж. И Д. Шерман 1980 Районы высокого риска и семьи высокого риска: человеческая экология жестокого обращения с детьми. Развитие ребенка 51: 188-198.

Gelles, R.J. 1992 Бедность и насилие над детьми. Американский ученый-бихевиорист 35 (3): 258-274.

Джованнони, Дж. М., и А. Биллингсли, 1970 Пренебрежение детьми среди бедных: исследование адекватности родителей в семьях трех этнических групп. Защита детей 49: 196-204.

Хеншоу, С.К., и Дж. Сильверман, 1988 Характеристики и предшествующее использование контрацептивов у пациентов с абортами в США. Перспективы планирования семьи 20 (4): 158-168.

Hill, M.S., and G.J. Дункан 1987 Родительский семейный доход и социально-экономические достижения детей. Исследования в области социальных наук 16: 39-73.

,

2 Обзор проблем здоровья подростков | Проблемы охраны здоровья подростков: отчет семинара

versity) показывает, например, что более 40 процентов подростков сообщают, что не получали консультаций по каким-либо вопросам, связанным с рискованным поведением, нежелательной беременностью или заболеваниями, передаваемыми половым путем. Почти 40 процентов не получали консультаций по диете, весу или упражнениям, а 41 процент не получали консультации по депрессии, психическому здоровью или отношениям. Подростки также говорят, что у них нет возможности для личных и конфиденциальных встреч с практикующими специалистами для обсуждения этих вопросов — только 25 процентов в этом исследовании имели конфиденциальные посещения, связанные с рискованным поведением.Хотя по другим вопросам цифры несколько больше, лишь немногим более половины (53 процента) сообщили, что обычно или всегда хорошо общаются с поставщиками.

Даже когда подростки получают консультации по вопросам здоровья, они не всегда находят их полезными: 83 процента из тех, кто получал консультации по контролю над рождаемостью, сказали, что это было полезно, 80 процентов думали так о консультировании по поводу ВИЧ, а показатели были 70 процентов для консультаций по поводу употребления алкоголя. и 63 процента за курение. Согласно опросу, подростки ищут в консультировании четкие объяснения, совместное принятие решений, уважение и доверие.

Родителям был задан другой набор вопросов, и они также сообщили о значительной неудовлетворенности уходом, который они могут получить для своих подростков. Например, среди родителей детей и подростков (в возрасте 5–18 лет) менее половины сообщили, что их уход соответствовал всем критериям для того, что было определено как «медицинский дом», которые включали свободный доступ к поставщику, координацию ухода, и другие факторы, связанные с качественной первичной медико-санитарной помощью. Процентное соотношение снизилось с 48 процентов для детей в возрасте от 4 до 7 лет до 39 процентов для детей в возрасте от 15 до 17 лет, и они были самыми низкими для чернокожих и латиноамериканских родителей.

С точки зрения Бетелл, уход за подростками может быть улучшен за счет пяти важнейших элементов профилактического ухода: регулярные посещения, конфиденциальность и конфиденциальность, обследование, консультирование и культурно-чувствительные партнерские отношения с подростками и их семьями.

Неравенство в состоянии здоровья и уходе

Признаки неравенства в доступе к состоянию здоровья и качеству помощи среди подгрупп населения были очевидны почти в каждой дискуссии.Энн Бил (Фонд Содружества) представила некоторые данные по этому вопросу, а также описала некоторые ограничения имеющихся данных. Ее тревожный вывод заключается в том, что меньшинства находятся в невыгодном положении по большинству представленных ею показателей. Самые высокие показатели смертности среди молодых чернокожих и американских индейцев — 173 и 145 на 100 000 мужчин в возрасте от 15 до 24 лет соответственно. Показатель для латиноамериканских мужчин составляет 114, а для белых — 107 (Центр прикладных исследований и технической помощи, без даты). Латиноамериканец

,

1 Введение: зачем изучать подростковый возраст? | Наука о принятии риска подростками: отчет семинара

на всех этапах жизни и изучить значение этого исследования для разработки, реализации и оценки профилактических программ для подростков, а также других средств содействия здоровому развитию.

ПОДХОД К МАСТЕРСКОЙ

На трех семинарах изучалась научная работа, касающаяся процессов как внутри людей, так и в окружающей среде, включая социальные факторы, влияющие на поведение в подростковом возрасте.Цели заключались в объединении нескольких дисциплин в области биологии, здравоохранения, социальных наук и наук о поведении; определить способы интеграции результатов из каждой из этих областей, которые могут улучшить понимание того, почему подростки ведут себя рискованно; улучшить стратегии профилактики и вмешательства; и отметьте области, в которых необходимы дальнейшие исследования.

Серия семинаров началась 20 ноября 2008 г. с презентаций членов комитета (и одного внешнего гостя). На первом семинаре были представлены обзоры физического и психического здоровья подростков и тенденции данных о характере, распространенности, исторических тенденциях, ходе развития и демографических вариациях рискованного поведения подростков, включая рискованное сексуальное поведение, употребление психоактивных веществ, преступное поведение и рискованное вождение.Во второй половине дня презентации были сосредоточены на отдельных процессах, которые могут помочь в профилактике и вмешательстве. Группа по биологическому, когнитивному и психосоциальному влиянию на рискованное поведение подростков изучала степень, в которой контекст (например, семья, сверстники, школа, район) связан с индивидуальными процессами или влияет на них и как понимание индивидуального развития в подростковом возрасте может способствовать профилактике и вмешательство. Основное внимание уделялось половому созреванию и нейроэндокринным изменениям, развитию мозга, познанию и принятию решений, а также психосоциальному развитию.

После этого семинара комитет встретился и определил области, которые станут основой для последующих семинаров. После того, как первый семинар был посвящен влиянию индивидуального уровня, комитет запланировал второй семинар, посвященный социальным и экологическим влияниям. Комитет также рассмотрел важность обсуждения интеграции между отдельными процессами, а также социальных и экологических влияний и поэтому решил провести третий семинар, чтобы сосредоточиться на интегративном мышлении.

Второй семинар — о социальном и экологическом влиянии на рискованное поведение подростков — был проведен 28 мая 2009 г. В серии презентаций были затронуты следующие области влияния: семья, братья и сестры, сверстники, школы, сообщества и средства массовой информации. Докладчики изучили данные о том, в какой степени эти различные факторы влияют на рискованное поведение подростков, и обсудили, как эти знания могут использоваться для разработки мер профилактики, укрепления здоровья и лечения.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.