Таблица методы возрастной психологии: «РЕПОЗИТОРИЙ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»: Недопустимый идентификатор

Возрастная психология. Шпаргалка (Н. А. Лощенкова)

5 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Методами исследования возрастной психологии являются:

1) наблюдение;

2) опрос;

3) эксперимент;

4) моделирование.

Наблюдение бывает внешним и внутренним. Внешнее наблюдение осуществляется посредством наблюдения за субъектом, а получаемые результаты фиксируются. Внутреннее наблюдение – это самонаблюдение, когда психолог исследует явления, происходящие в его собственном сознании. Подобный метод используется вслучае возникновения ненадежных внешних факторов, влияющих на проведение исследования. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. По объективным внешне выраженным показателям психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, психическом состоянии ребенка, чертах его личности, темпераменте, характере. Характерная особенность метода наблюдения состоит в том, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Наблюдения следует проводить систематически и по определенному плану, схеме или программе, что обеспечит наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он ранее наметил.

Опрос проводят с целью изучить ответы на ряд задаваемых вопросов. Существует несколько разновидностей опросов: устный опрос и письменный опрос-анкета. Применяя тесты, получают количественный и качественный результаты. Есть два вида тестов – это тест-опросник и тест-задание. В экспериментальном методе исследования для наиболее яркого проявления тех или иных качеств, необходимых для исследователя, ситуации создаются искусственно (в них и проходит эксперимент).

В эксперименте экспериментатор проводит опыт, осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами испытуемого. Если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он, не дожидаясь, пока наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого. Существуют две разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Важное преимущество эксперимента заключается в том, что для контроля можно многократно повторять опыт, а также вмешиваться в протекание психических процессов. Экспериментатор может варьировать условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения, что дает возможность находить более рациональные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися.

Метод моделирования применяют в случае недоступности проведения иных методов исследования.

Методы исследования в возрастной психологии — Студопедия

Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.

Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно.



Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана действий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.


Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры.

При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.

Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела, теста Векслера и др.

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности.

Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

Исторический анализ понятия «детство»

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия.

С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

1.3. Методы исследования в возрастной психологии

Комплекс
методов исследования, которыми пользуются
в возрастной психологии, состоит из
нескольких блоков методик, заимствованных
из общей, дифференциальной и социальной
психологии.

Из
общей
психологии

взяты методы исследования когнитивных
процессов и личности ребенка. Они
адаптированы к возрасту ребенка и
исследуют восприятие, внимание, память,
воображение, мышление и речь. При помощи
данных методов можно получить информацию
о возрастных особенностях познавательных
процессов детей и преобразованиях этих
процессов при взрослении ребенка, т. е.
о специфике перехода из одной возрастной
группы в другую.

Методы
для изучения индивидуальных и возрастных
различий детей заимствованы из
дифференциальной
психологии.

Большой популярностью пользуется так
называемый «метод близнецов», изучающий
сходство и различия между гомозиготными
и гетерозиготными близнецами. На основе
полученных данных делаются выводы об
органической (генотипической) и средовой
обусловленности психики и поведения
ребенка.

Социальная
психология

обеспечила возрастную психологию
методами, позволяющими изучать
межличностные отношения в различных
детских группах, а также взаимоотношения
между детьми и взрослыми. К этим методам
относятся: наблюдение, опрос, беседа,
эксперимент, метод срезов, тестирование,
анкетирование, анализ продуктов
деятельности. Все эти методы также
адаптированы к возрасту ребенка.
Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение
– основной метод при работе с детьми
(особенно дошкольного возраста), так
как тесты, эксперимент, опрос сложны
для исследования детского поведения.
Начинать наблюдение необходимо с
постановки цели, составления программы
наблюдения, разработки плана дей-10
ствий. Цель наблюдения заключается в
том, чтобы определить, ради чего оно
осуществляется и каких результатов
можно ожидать на выходе.

Для
того чтобы получить достоверные
результаты, наблюдение необходимо вести
регулярно. Это связано с тем, что дети
растут очень быстро и изменения,
происходящие в поведении и психике
ребенка, так же быстротечны. Например,
поведение младенца меняется на глазах,
поэтому, пропустив один месяц, исследователь
лишается возможности получить ценные
данные о его развитии в этот период.

Чем
младше ребенок, тем меньше должен быть
интервал между наблюдениями. В период
от рождения до 2–3 месяцев наблюдение
за ребенком надо проводить ежедневно;
в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года –
еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно;
от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в
младшем школьном возрасте – один раз
в год и т. д.

Метод
наблюдения при работе с детьми эффективнее
прочих, с одной стороны, потому, что они
ведут себя более непосредственно и не
играют социальных ролей, свойственных
взрослым. С другой стороны, дети (особенно
дошкольники) обладают недостаточно
устойчивым вниманием и могут часто
отвлекаться от дела. Поэтому по возможности
следует вести скрытое наблюдение, чтобы
дети не видели наблюдателя.

Опрос

может быть устным и письменным. При
использовании данного метода могут
возникать трудности следующего характера.
Дети понимают задаваемый им вопрос
по-своему, т. е. вкладывают в него иной
смысл, нежели взрослый человек. Это
происходит потому, что система понятий
у детей существенно отличается от той,
которой пользуются взрослые. Данное
явление отмечается и у подростков.
Поэтому прежде чем получить ответ на
задаваемый вопрос, надо убедиться в
правильности его понимания ребенком,
разъясняя и обсуждая неточности, и
только после этого интерпретировать
получаемые ответы.

Эксперимент

является одним из самых надежных методов
получения информации о поведении и
психологии ребенка. Суть эксперимента
состоит в том, что в процессе исследования
у ребенка вызываются интересующие
исследователя психические процессы и
создаются условия, необходимые и
достаточные для проявления этих
процессов.

Ребенок,
входя в экспериментальную игровую
ситуацию, ведет себя непосредственно,
эмоционально откликаясь на предлагаемые
ситуации, не играет никаких социальных
ролей. Это позволяет получить его
истинные реакции на воздействующие
стимулы. Результаты наиболее достоверны
в том случае, если эксперимент проводится
в форме игры. При этом важно, чтобы в
игре выражались непосредственные
интересы и потребности ребенка, иначе
он не сможет в полной мере проявить свои
интеллектуальные способности и
необходимые психологические качества.
Кроме того, включаясь в эксперимент,
ребенок действует сиюминутно и спонтанно,
поэтому на протяжении всего эксперимента
необходимо поддерживать у него интерес
к проводимому мероприятию.

Срезы
– еще один метод исследования в
возрастной психологии. Они делятся на
поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть
метода поперечных
срезов

состоит в том, что в группе детей (класс,
несколько классов, дети разного возраста,
но обучающиеся по одной программе) с
помощью определенных методик исследуется
какой-то параметр (например, интеллектуальный
уровень). Преимущество данного метода
заключается в том, что за короткое время
можно получить статистические данные
о возрастных различиях психических
процессов, установить, как влияет
возраст, пол или другой фактор на основные
тенденции психического развития.
Недостаток метода в том, что при
исследовании детей разного возраста
невозможно получить информацию о самом
процессе развития, его природе и движущих
силах.

При
использовании метода продольным
(лонгитюдных) срезов

прослеживается развитие группы одних
и тех же детей в течение длительного
времени. Данный метод позволяет установить
качественные изменения в развитии
психических процессов и личности ребенка
и выявить причины этих изменений, а
также изучить тенденции развития,
незначительные изменения, которые не
могут быть охвачены поперечными срезами.
Недостаток метода состоит в том, что
полученные результаты базируются на
изучении поведения небольшой группы
детей, поэтому распространять подобные
данные на большое количество детей
представляется некорректным.

Тестирование

позволяет выявить уровень интеллектуальных
способностей и личностных качеств
ребенка. Необходимо поддерживать у
детей интерес к этому методу привлекательными
для них способами, например поощрениями
или какой-нибудь наградой. При тестирования
детей используются такие же тесты, что
и для взрослых, но адаптированные для
каждого возраста, например детский
вариант теста Кеттела1, теста Векслера2и др.

Беседа
– это получение сведений о ребенке при
непосредственном общении с ним: ребенку
задают целенаправленные вопросы и
ожидают ответов на них. Данный метод
относится к эмпирическим. Важным условием
эффективности беседы являются
располагающая обстановка, доброжелательность,
тактичность. Вопросы необходимо
подготовить заранее и фиксировать
ответы, по возможности не привлекая
внимания испытуемого.

Анкетирование
– это метод получения информации о
человеке на основании его ответов на
заранее приготовленные вопросы.
Анкетирование может быть устным,
письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ
продуктов деятельности

– это метод изучения человека посредством
анализа продуктов его деятельности:
рисунков, чертежей, музыкальных
произведений, сочинений, учебных
тетрадей, личных дневников и т. д.
Благодаря данному методу можно получить
информацию о внутреннем мире ребенка,
его отношении к окружающей действительности
и людям, об особенностях его восприятия
и других сторонах психики. В основу
этого метода положен принцип единства
сознания и деятельности,

согласно которому психика ребенка не
только формируется, но и проявляется в
деятельности. Рисуя или что-то создавая,
ребенок предоставляет исследователям
возможность раскрыть такие стороны его
психики, о которые трудно было бы узнать
при помощи других методов. На основании
рисунков можно изучать познавательные
процессы (ощущения, воображение,
восприятие, мышление), творческие
способности, личностные проявления,
отношение детей к окружающим людям.

Возрастная психология как наука. Методы возрастной психологии — Студопедия

Возрастная психология‑ отрасль психологической науки, изучающая динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств человека.

Объект возрастной психологии‑ возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека.

Предмет возрастной психологии‑ законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в течение его жизни. Центральная научная категория возрастной психологии ‑ психическое развитие.

Разделами возрастной психологииявляются: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология.

Возрастная психология изучаетпроцесс развития психических функций и личности, возрастные особенности психических процессов, возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития на протяжении всей жизни человека и т.д. Возрастная психология отличается от других областей психологии тем, что она делает акцент на динамике развития. Поэтому ее называют генетической психологией (от греческого «генезис» ‑ происхождение, становление). Тем не менее, возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологииисследуются психические функции ‑ восприятие, мышление, речь, память, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личностирассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень развития притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.



Методы исследования

Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка.


Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана дей-10 ствий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Опросможет быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Экспериментявляется одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Тестированиепозволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела[1] , теста Векслера[2] и др.

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

1.Предмет и задачи возрастной психологии

Перечень теоретических вопросов

для проведения зачета

по учебной дисциплине «Возрастная
психология»

Возрастная психология– это отрасль
психологии, которая изучаетзакономерности
этапов психического развития
и
формирования личности в онтогенезе.

Онтогенез– это процесс индивидуального
развития особи от момента зачатия и до
конца жизни.

Предмет возрастной психологии –
это закономерности этапов психического
развития.

Возрастная психология тесно связана
с генетической психологией
. Отличие
в том, что возрастная психология делает
акцент на развитии человека в определенном
возрасте, а генетическая – на самом
развитии.

Задачивозрастной психологи:

  1. Изучение движущих сил источников и
    механизмов психического развития на
    всем протяжении жизненного пути.

  2. Разработка периодизации психического
    развития.

  3. Изучение возрастных особенностей
    протекания психических процессов
    (компенсация, деградация, изменения,
    совершенствование и т.д.).

  4. Установление возрастных закономерностей
    деятельности и общения.

2. Методы возрастной психологии

Методывозрастной психологии:

  1. Наблюдение– это изучение общения
    и деятельности в процессе целенаправленного
    восприятия в различных естественных
    условиях.

Восприятие, в свою очередь, – это
познавательный процесс целостного
отражения предметов и явлений
действительности при их непосредственном
воздействии на органы чувств (зрительное,
слуховое, осязательное).

Наблюдение может быть научнымижитейским.

Наблюдение:

— сплошное,

— выборочное,

— включенное,

— внешнее.

Преимущества наблюдения:

  1. Может изучать любые обстоятельства
    жизни человека.

  2. Фиксирует процесс психической жизни
    человека.

Ограничения наблюдения:

  1. Метод трудоемкий и требующий длительного
    времени.

  2. Много субъективности.

Процесс наблюдения:

  1. Определяется цель,

  2. Готовится план,

  3. Определяются объекты наблюдения,

  4. Определяются промежуток наблюдения и
    частота,

  5. Заполняется таблица наблюдений.

2. Метод эксперимента– это изучениеобщенияидеятельностив
специально созданных условиях.

Общение– это связь между людьми,
в ходе которой возникает психологический
контакт, проявляющийся в обмене
информацией, взаимовлияний,
взаимопереживаний, взаимоотношений.

Деятельность– это внутренняя
(психическая) и внешняя (физическая)
активность, регулируемая осознаваемой
целью.

Данным методом проверяют гипотезу о
причинно-следственных связях
:

Причина– это экспериментальное
условие (независимая переменная).

Следствие– поведение испытуемых
(зависимая переменная).

! Побочные условия влияют на ход
эксперимента.

Виды:

  1. Лабораторный (все условия контролируются,
    все испытуемые знают, что участвуют в
    эксперименте).

  2. Естественный (испытуемые не знают, что
    над ними проводят эксперимент).

  3. Формирующий (применяется в педагогике
    и психологии, основа – формирующее
    условие). В данном методе есть
    контрольно-экспериментальная группа.

  4. Кроссокультурный.

  5. Патопсихологический.

  6. Мысленный (иногда проводится без
    реального эксперимента, но всегда
    обеспечивает его успешность).

Преимущества:

  1. Экономичный, быстрореализуемый метод.

  2. Позволяет получить большое количество
    данных.

  3. Его можно повторить с другими данными.

  4. Активный.

Ограничения:

  1. Результаты могут быть искусственными.

  2. Может не подходить для практики.

  3. Имеет ограниченную область применения.

5 Методы исследования возрастной психологии и их характеристики

Методами
исследования возрастной психологии
являются:

1) наблюдение;

2) опрос;

3) эксперимент;

4) моделирование.

Наблюдение
бывает внешним и внутренним. Внешнее
наблюдение осуществляется посредством
наблюдения за субъектом, а получаемые
результаты фиксируются. Внутреннее
наблюдение – это самонаблюдение, когда
психолог исследует явления, происходящие
в его собственном сознании. Подобный
метод используется вслучае возникновения
ненадежных внешних факторов, влияющих
на проведение исследования. Метод
наблюдения предполагает познание
индивидуальных особенностей психики
человека через изучение его поведения.
По объективным внешне выраженным
показателям психолог судит об
индивидуальных особенностях протекания
психических процессов, психическом
состоянии ребенка, чертах его личности,
темпераменте, характере. Характерная
особенность метода наблюдения состоит
в том, что изучение внешних проявлений
психики человека происходит в естественных
жизненных условиях. Наблюдения следует
проводить систематически и по определенному
плану, схеме или программе, что обеспечит
наблюдателю изучение именно тех вопросов
и фактов, которые он ранее наметил.

Опрос
проводят с целью изучить ответы на ряд
задаваемых вопросов. Существует несколько
разновидностей опросов: устный опрос
и письменный опрос-анкета. Применяя
тесты, получают количественный и
качественный результаты. Есть два вида
тестов – это тест-опросник и тест-задание.
В экспериментальном методе исследования
для наиболее яркого проявления тех или
иных качеств, необходимых для исследователя,
ситуации создаются искусственно (в них
и проходит эксперимент).

В
эксперименте экспериментатор проводит
опыт, осуществляет наблюдение за
психическими явлениями, процессами
испытуемого. Если при наблюдении
исследователь пассивно ждет проявления
интересующих его психических процессов,
то в эксперименте он, не дожидаясь, пока
наступят интересующие его процессы,
сам создает необходимые условия, чтобы
вызвать эти процессы у испытуемого.
Существуют две разновидности эксперимента:
естественный и лабораторный. Друг от
друга они отличаются тем, что позволяют
изучать поведение людей в условиях,
отдаленных или приближенных к
действительности. Важное преимущество
эксперимента заключается в том, что для
контроля можно многократно повторять
опыт, а также вмешиваться в протекание
психических процессов. Экспериментатор
может варьировать условия проведения
опыта и наблюдать последствия такого
изменения, что дает возможность находить
более рациональные приемы в
учебно-воспитательной работе с учащимися.

Метод
моделирования применяют в случае
недоступности проведения иных методов
исследования.

6 Понятие развития в возрастной психологии

Согласно
диалектическому пониманию развитие не
есть процесс только количественных
изменений (увеличения или уменьшения
каких-либо психических проявлений,
свойств и качеств).

Соответственно,
и психическое развитие нельзя целиком
сводить к тому, что с возрастом что-то
увеличивается (словарный запас, объем
внимания, количество запоминаемого
материала и т. д.) или уменьшается
(детская фантазия, импульсивность в
поведении и т. д.). Развитие связано
с тем, что в определенные возрастные
периоды в психике появляется нечто
качественно новое – это так называемые
новообразования.

К
таким новообразованиям относятся,
например, субъективная готовность к
школьному обучению детей семилетнего
возраста, чувство взрослости у подростков.
В возрастной психологии само понятие
«развитие» применяется относительно
психики человека. Возрастное психическое
развитие – это процесс становления
психики (ее роста, развития) ребенка от
момента рождения до созревания его как
личности, наступления его социальной
зрелости. Развитие отличается качественными
преобразованиями, различными изменениями,
возникновением совершенно иных
механизмов, структур и процессов.

Детское
развитие – это удивительный и даже
уникальный процесс. Его особенность
заключается в том, что начинается он
сверху под влиянием деятельности, а не
снизу. Эту практическую деятельность
задает уровень общественного развития.
Конкретных определенных форм детское
развитие не имеет, так же как и заданной
конечной формы.

В
социуме не существует процессов развития,
которые действуют по уже имеющемуся,
т. е. сложившемуся, образцу (за
исключением процессов развития в
онтогенезе).

Следовательно,
процесс развития человека не подчинен
биологическим законам, действующим у
животных, а подчинен законам
общественно-историческим. Рождаясь,
человек не имеет сформированных форм
поведения, они складываются с течением
времени, благодаря воздействию социума
и сложившихся в нем законов.

Возрастная
психология занимается изучением движущих
сил, условий и законов самого психического
развития.

Движущими
силами в психическом развитии выступают
те факторы, которые и обусловливают
развитие ребенка. Они заключают в себе
побуждающие источники развития и
направляют сам его процесс.

Необходимыми
условиями являются внешние и внутренние
факторы, всегда присутствующие и
воздействующие. Законами психического
развития называют закономерности. С их
помощью описывают процесс психического
развития людей и управляют им.

Тема 1.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии — Студопедия

Основные понятия: возрастная психология, развитие психики в онтогенезе, возраст, теоретические и прикладные задачи возрастной психологии, систематическое исследование процессов развития, научный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, комбинированный план, методы сбора данных в возрастной психологии.

Возрастная психология (англ. developmental psychology) – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в он­тогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому.

Развитие психики в онтогенезе (англ. development of mind) – последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики включаются в этот процесс взаимодействия в качестве одного из важных его факторов.

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать значительные индивидуальные различия в развитии психики.

Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и окружающему миру в целом.



Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей предыдущего и последующего возрастов. Хронологические рамки и специфика каждого возраста не статичны – они определяются действием общественно-исторических факторов. Человек в любом возрасте имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной его деятельности.

Задача(от греч. problema) – вопрос, ответ на который представляет теоретический или практический интерес.

Важнейшими теоретическими задачами возрастной психологии являются: исследование, описание, объяснение закономерностей и механизмов развития человека на протяжении жизненного пути. Практические задачи возрастной психологии связаны с обеспечением психологического сопровождения развития человека в онтогенезе.


Систематическое исследование процессов развития – единственный источник действенного, основанного на достоверных фактах, точного учения о развитии человека. Данное исследование основывается на принципе объективности, организуется в соответствии с алгоритмическим подходом в виде последовательности логических шагов, которые позволяют исследователю продвинуться от исходных вопросов к конечным выводам. Выделяется семь этапов исследования: 1) формулирование содержательных вопросов; 2)применение научного метода; 3) выбор условий исследования; 4) выбор экспериментального плана для изучения изменений; 5) использование подходящего метода сбора данных; 6) интерпретация полученных данных; 7) формулирование выводов и определение области их применения.

Научный метод – это общепринятые приемы, которые ученые используют для решения поставленных исследовательских целей. Выделяется четыре обязательных этапа научного исследования: постановка проблемы, формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемого явления, проверка гипотезы, формулирование выводов.

Выделяется три основных метода организации исследований развития человека.

Таблица 1

Основные методы организации исследований развития человека

Тип метода Характеристика
Метод продольных срезов (лонгитюдный план)
 
Группы испытуемых исследуются неоднократно на протяжении установленного отрезка времени; повторные измерения проводятся в разных возрастах.
Преимущества: обнаруживает связи между поведением на разных этапах жизни.
Недостатки: возможность неправильной интерпретации наблюдаемых в определенном возрасте изменений вследствие направленного уменьшения выборки испытуемых, их знакомства с методиками исследования и эффектов когорты
Метод поперечных срезов
 
Группы испытуемых разного возраста исследуются одновременно.
Преимущества: требует меньше времени и затрат, чем лонгитюдное исследование.
Недостатки: группы могут отличаться не только по возрасту; не позволяет изучать тенденции роста; эффекты когорты могут сказываться на наблюдаемых возрастных различиях
Комбинированный (когортно-последовательный) план
 
Две или более группы индивидуумов, родившихся в разное время, неоднократно исследуются на протяжении установленного периода времени.
Преимущества: допускает продольные и поперечные сравнения характеристик детей; позволяет измерять эффекты когорты.
Недостатки: на проведении данного исследования могут сказаться недостатки, присущие методам продольных и/или поперечных срезов, хотя сам по себе этот план способствует их преодолению; его реализация требует больше средств и времени

Лонгитюдный метод (метод продольных срезов) предполагает организацию исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода.

Метод поперечных срезов – метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп.

Комбинированный метод (когортно-последовательный план) предполагает объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный план, при котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на протяжении длительного периода.

Существуют различные методы сбора данных в возрастной психологии.

Наблюдениепредполагает целенаправленное и планомерное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни человека.

Тесты достижений и способностей широко распространены как форма измерения физических и когнитивных аспектов развития.

Методики самоотчета (разнообразные формы отчетов и вопросников) используются для выявления мнений и типичных форм поведения опрашиваемого.

Проективные методики используются для изучения эмоциональной, потребностно-мотивационной сферы.

Социометрические методы направлены на определение статуса личности в группе, показателей эмоциональной экспансии.

Метод эксперимента состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента – испытуемые. В зависимости от условий проведения выделяют естественный, лабораторный эксперимент.

План практического занятия

1. Актуальные задачи возрастной психологии.

2. Классификация методов возрастной психологии.

План лабораторного занятия

1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.

2. Учебная дискуссия на тему «Этика психологического исследования»

Введение в психологию развития, 3-е издание

Перейти к основному содержанию

Wiley

Корзина0

  • КТО МЫ СЛУЖИМ

    • Ученики

      • Аренда учебников

    • Инструкторы

    • Авторы книг

    • Профессионалы

    • Исследователи

    • учреждения

    • Библиотекари

    • корпорации

    • общества

    • Редакторы журналов

    • Книжные магазины

    • Правительство

  • ПРЕДМЕТЫ

    • Учет

    • сельское хозяйство

      • сельское хозяйство

      • аквакультура

    • Искусство и архитектура

      • Архитектура

      • Искусство и прикладное искусство

      • Графический дизайн

    • Управление бизнесом

      • Учет

      • реклама

      • Управление бизнесом

      • Бизнес и общество

      • Деловая этика

      • Самопомощь в бизнесе

      • Бизнес-статистика и математика

      • Бизнес-технологии

      • Развитие карьеры

      • Консалтинг

      • экономика

      • Финансы и инвестиции

      • Интеллектуальная собственность и лицензирование

      • управление

      • Маркетинговые продажи

      • Некоммерческие организации

      • Производственные операции

      • Управление проектом

      • Недвижимость и недвижимость

      • Государственное управление

      • Управление качеством

.

Справочник по психологии, Том 6, Психология развития, 2-е издание

Перейти к основному содержанию

Wiley

Корзина0

  • КТО МЫ СЛУЖИМ

    • Ученики

      • Аренда учебников

    • Инструкторы

    • Авторы книг

    • Профессионалы

    • Исследователи

    • учреждения

    • Библиотекари

    • корпорации

    • общества

    • Редакторы журналов

    • Книжные магазины

    • Правительство

  • ПРЕДМЕТЫ

    • Учет

    • сельское хозяйство

      • сельское хозяйство

      • аквакультура

    • Искусство и архитектура

      • Архитектура

      • Искусство и прикладное искусство

      • Графический дизайн

    • Управление бизнесом

      • Учет

      • реклама

      • Управление бизнесом

      • Бизнес и общество

      • Деловая этика

      • Самопомощь в бизнесе

      • Бизнес-статистика и математика

      • Бизнес-технологии

      • Развитие карьеры

      • Консалтинг

      • экономика

      • Финансы и инвестиции

      • Интеллектуальная собственность и лицензирование

      • управление

      • Маркетинговые продажи

      • Некоммерческие организации

      • Производственные операции

      • Управление проектом

      • Недвижимость и недвижимость

      • Государственное управление

      • Управление качеством

      • Малый бизнес

      • Специальные темы

      • Технология

      • Обучение и развитие персонала

    • Химия

      • Союзная химия здравоохранения

      • Аналитическая химия

      • Аккумуляторы и топливные элементы

      • биохимия

      • катализ

      • Химическая и экологическая безопасность

      • Вычислительная химия

      • электрохимия

      • Экологическая химия

      • Пищевая наука и технологии

      • Общая химия

      • История химии

      • Промышленная химия

      • Неорганическая химия

      • Математика для химии

      • Органическая химия

      • Фармацевтическая химия

      • Физическая химия

      • Подготовительная химия

      • Специальные темы

      • Устойчивая химия

    • Вычислительный

      • Компьютерная графика

      • Компьютерная наука

      • аппаратные средства

      • Интернет и WWW

      • Офисная производительность

      • Операционные системы

      • Программная инженерия

      • Специальные темы

    • Кулинария и гостеприимство

      • Учет

      • Выпечка и кондитерские изделия

      • напитки

      • Организация питания и мероприятий

      • Готовка

      • Еда, напиток

      • Операции общественного питания

      • Написание еды и справочная информация

      • Общая кулинария и гостеприимство

      • Управление гостиницей

      • маркетинг

      • Профессиональная кулинария

      • Специальные темы

      • Индустрия путешествий и туризма

      • Вина и спиртные напитки

    • Науки о Земле и космосе

      • наука о планете Земля

      • Изменение окружающей среды

      • Экологическая экономика и политика

      • Экологическая этика

      • Экологического менеджмента

      • Наука об окружающей среде

      • Экологические исследования

      • география

      • Геология и геофизика

      • океанография

    • образование

      • Оценка, методы оценки

      • Классное руководство

      • Разрешение конфликтов и посредничество

      • Учебные инструменты

      • Образование и государственная политика

      • Образовательные исследования

      • Общее образование

      • Высшее образование

      • Информация и библиотечное дело

      • Специальное образование

      • Специальные темы

      • Профессиональные технологии

    • Инженерия и материаловедение

      • Биомедицинская инженерия

      • Химическая и биохимическая инженерия

      • Гражданское строительство

      • Электротехника и электроника

      • энергии

      • Инженерия окружающей среды

      • Промышленная инженерия

      • Материаловедение

      • Инженерное дело

      • Общая инженерия

      • Нанотехнологии

    • гуманитарные науки

      • Классические исследования

      • история

      • лингвистика

      • Литература

      • философия

      • Религия и богословие

    • Закон и криминология

      • Гражданский закон

      • Уголовное право

      • Криминология

      • Общее и вводное право

      • Закон об интеллектуальной собственности

      • Международное право

      • Пенология и полицейская наука

      • Процессуальное право

      • Публичное право

      • Специальные темы

    • Естественные науки

      • Анатомия и физиология

      • Зоотехния и зоология

      • Клеточная и молекулярная биология

      • Сравнительная биология (ботаника и зоология)

      • Биология развития

      • Экология и биология организма

      • энтомология

      • эволюция

      • Криминалистика

      • Общие науки о жизни

      • Общая биология

      • генетика

      • Человеческая биология

      • Микробиология и вирусология

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *