Свойства внимания в психологии: Свойства внимания в психологии

Содержание

Свойства внимания в психологии

свойства внимания в психологии

Внимание объединяет интеллектуальные и сенсорные процессы мозга, способствующие концентрации и изучению какого-либо объекта или явления. В психологии виды и основные свойства внимания широко используются для повышения обучаемости и восприятия информации у детей и взрослых.

Основные свойства внимания в психологии

Свойства внимания и их характеристика относятся к одной из важных тем изучения психических и интеллектуальных способностей человека. От этих качеств во многом зависит деятельность и работоспособность каждого из нас.

Свойства внимания в психологии являются одним из инструментов понимания поведенческих и психических факторов, которые влияют на процесс и способность получения и восприятия различной информации. К свойствам внимания относятся такие характеристики:

  1. Устойчивость внимания – это индивидуальная особенность человеческой психики, которая характеризуется способностью определенное время сосредотачиваться на одно объекте. У каждого человека это свойство различно, но его можно тренировать, чтобы добиться более высоких результатов в изучении предметов и достижении цели.
  2. Концентрация – способность не только долгое время удерживать внимание на одном предмете, но и максимально отключаться от посторонних объектов (звуков, движения, помех). Противоположным качеством концентрации является рассеянность.
  3. Сосредоточенность – логическое продолжение концентрации. Это сознательный процесс, при котором человек целенаправленно вникает в изучение того или иного объекта. Этот фактор имеет большое значение в интеллектуальной и творческой работе человека.
  4. Распределение – субъективная способность человека удерживать одновременно некоторое количество объектов одновременно. Наиболее показательно проявляется в общении, когда человек может слышать сразу нескольких собеседников и удерживать под контролем диалог с каждым из них.
  5. Переключаемость – индивидуальная возможность личности переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Скорость переключения и способность быстро перестраивать внимание, например, с чтения на диалог с преподавателем является важным инструментом обучаемости и в дальнейшем в рабочих моментах.
  6. Объем – способность человека направлять и удерживать определенное количество объектов в минимальный период времени. С помощью специальной аппаратуры было доказано, что в одну долю секунды человек может удерживать во внимании конкретное число (4-6) субъектов.

Внимание может быть произвольным (преднамеренным) и непроизвольным (сенсорным, моторным). Первый тип относится к осознанной интеллектуальной работе мозга, когда человек целенаправленно концентрируется на изучении материала, восприятии информации и сосредоточении на определенном вопросе или предмете. Непроизвольное внимание – это сенсорный механизм, обоснованный на восприятии и ощущениях, когда заинтересованность больше связана с эмоциональной сферой.

к свойствам внимания относятся

 

32. Свойства внимания. Шпаргалка по общей психологии

32. Свойства внимания

Внимание характеризуется следующими свойствами: а) объемом; б) распределением; в) концентрацией; г) устойчивостью; д) переключением.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. У взрослого человека объем внимания равен 4–6 объектам, не связанным между собой.

Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Обычно в процессе деятельности внимание сосредоточивается на каком-то одном объекте. Физиологически это объясняется существованием только одного очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга. Но реальные условия деятельности всегда требуют постоянного распределения внимания.

Способность распределять внимание воспитывается в деятельности и постепенно становится существенной чертой личности.

Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте – концентрация, или интенсивность, внимания. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Концентрация тесно связана с объемом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации. Наибольшей силы концентрация достигает, когда внимание направлено на один объект или на один вид деятельности.

Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек.

Устойчивость внимания физиологически связана с продолжительной концентрацией возбуждения в одной группе нервных клеток. Способность нервных клеток продолжительное время выдерживать процесс возбуждения является показателем силы нервных процессов. Поэтому в устойчивости внимания при прочих равных условиях проявляется общий тип нервной деятельности человека.

Переключение внимания – это преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Свойства внимания — Психологос

​​​​​​​Свойства внимания:

Противоположностью концентрации внимания является рассеянность, то есть состояние, когда человек ни на чем не может сосредоточиться. Такое состояние возникает при сильном утомлении, при наличии слишком многих значимых раздражителей или, наоборот, тогда, когда ни один из раздражителей не является для человека значимым. Включение (иногда с помощью волевых усилий) в определенную деятельность, как правило, вызывает все больший интерес к ней и устраняет рассеянность. Часто рассеянностью называют такое углубление в работу, при котором внимание концентрируется на чем-то одном. Иногда подобная концентрация внимания необходима для наиболее успешного выполнения работы. Однако это может препятствовать коллективной деятельности, когда выполнение собственной работы связано с работой других.

Объем внимания — количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты с достаточной для их различения степенью ясности. Объем внимания зависит от свойств самих воспринимаемых предметов, а также от задачи и характера деятельности воспринимающего их человека. Если объекты восприятия не связаны друг с другом, то количество воспринятых элементов обычно невелико: от 3 до 5, редко до 6. Если же отдельные элементы можно связать друг с другом, то количество различаемых элементов значительно возрастает. Слово может быть воспринято (в десятую долю секунды) даже в том случае, если в нем 12—14 букв. Важную особенность внимания составляет возможность его распределения между двумя или несколькими одновременно выполняемыми действиями. Распределение внимания возможно при некоторой автоматизации выполнения одной деятельности и известном знакомстве со второй.

  • Устойчивость (прыгает или стабильно)

Существенным качеством внимания является его устойчивость — длительное удерживание его на чем-либо подчиненном одной общей задаче. Объекты действия и сами действия могут при этом меняться, но общее направление деятельности должно оставаться постоянным. Условие устойчивости внимания — разнообразие получаемых впечатлений или выполняемых действий. Для того чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо стремиться вскрывать в нем все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные, хотя и подчиненные общей цели, действия. Состояние, противоположное устойчивости внимания, — отвлекаемость. Легко отвлекающими внимание являются посторонние эмоциональные, а также неожиданные раздражители. Когда мы стремимся на чем-то сосредоточиться, желательно, чтобы отвлекающих раздражителей не было. Такое, однако, далеко не всегда возможно, поэтому следует культивировать в себе способность работать и в трудных условиях, преодолевая отвлечение.

  • Переключаемость. Способность легко при необходимость переключиться с одного дела на другое.

От отвлекаемости внимания надо отличать переключение внимания как намеренный переход от одной деятельности к другой, подчиненной новой задаче. Быстрота и успешность переключения зависят от интенсивности внимания по отношению к предыдущей деятельности и от характера новой деятельности (от того, насколько она может привлечь внимание). Частое переключение внимания нежелательно, так как требует затраты усилий, а постоянный переход от одной деятельности к другой может сильно затруднить ее исполнение. Но при наступлении утомления от выполняемой работы (особенно однообразной) переключение внимания является полезным, а во многих случаях и необходимым; оно иногда может заменить собой отдых.

  • Способность к параллельным процессам (умение делать несколько дел одновременно, распределяя внимание параллельно).
  • Направленность внимания

Основные направленности внимания: внутрь себя (у интроверта) либо внаружу (на себя, или на другого, или на дело) — у экстраверта. Привычка направлять внимание на себя более характерна для с душевными проблемами — и эти же проблемы провоцирует. Полезнее вырабатывать привычку «быть вовне», вниманием быть обращенным к делам, людям, жизни. У экстравертов также есть две важные направленности внимания — на себя или на другого, в зависимости чьи заботы вам важнее. У людей заботливых заботы другого важнее и интереснее своих, у людей эгоистичных, занятых собой — впереди заботы (и разговоры) о себе. См.→

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Внимание и его свойства, развитие внимания — Студопедия

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволяет «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность или сосредоточенность такой деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Таким образом, внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Без внимания восприятие невозможно.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.

Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.

При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели (например, реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета). Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.



Все три вида внимания – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.


Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами.

Концентрация внимания – свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.

При наличии такой сосредоточенности человек практически не воспринимает посторонние факторы. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.

Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.

Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможны выполнения двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются, хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения. У человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Внимание и его психологические особенности — Студопедия

В предисловии к «Хрестоматии по вниманию» ее редакторы А.А.Пузырей и В.Я.Романов пишут: «Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии, как понятие внимания. Трудно найти другое понятие, история которого изобиловала бы столь резкими «взлетами» и «падениями», столь крутыми поворотами в трактовке его содержания, а также его места и значения в ряду других психологических понятий, когда оно то на время ставилось в самый центр системы психологии, то вдруг, напротив, объявлялось «фикцией» и источником псевдопроблем и полностью устранялось из психологии»58.

Можно указать на еще один момент, связанный с понятием внимания, но относящийся уже к педагогической практике. Трудно найти другое психологическое понятие, столь же часто используемое педагогами для объяснения особенностей учебной и познавательной деятельности школьников. Пожалуй, лишь понятие «интерес» употребляется в школе так же часто, как и понятие «внимание». Нередко они понимаются как синонимы, что психологически вполне объяснимо.

В чем причина такого отношения психологов и педагогов к проблеме внимания и к самому понятию «внимание»? Ответ на первую часть дает П.Я.Гальперин. Анализ трудностей проблемы внимания привел его к заключению, что «в основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта:

1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности



58 Хрестоматия по вниманию / Подред. А.Н.Леонтьева, А А.Пузырея и В.Я.Романова М.,1976 С.3.

313

2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции. У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности»59. То, что внимание не выступает как самостоятельный процесс и не имеет отдельного продукта, легко проиллюстрировать на примере исследованных выше познавательных процессов.


Все известные нам процессы познания – восприятие, мышление, воображение – направлены на тот или иной объект, который в них воспроизводится: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то воображаем. Когда же мы хотим подчеркнуть особое качество каждого из этих процессов, то мы говорим о внимательном восприятии (слушании, смотрении, всматривании и т.п.), о сосредоточенном размышлении, о напряженной мысли и т.п. Действительно, внимание не имеет своего особого содержания; оно оказывается внутренним свойством восприятия, мышления, воображения. Внимание это внутренний акцент познавательных процессов, особое свойство сознания.

Внимание – это, в первую очередь, энерго-динамическая характеристика протекания познавательной деятельности. Внимание это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектами внимания могут быть предметы, явления, их свойства и отношения, действия, мысли и чувства других людей, а также свой собственный внутренний мир во всей его полноте.

Вместе с тем внимание нельзя ограничивать лишь рамками познавательной деятельности. Субъект может внимательно – сосредоточенно и напряженно – осуществлять практическую деятельность; он может быть внимательным к собеседнику и т.п. Поэтому внимание определяется как избирательная направленность и сосредоточенность субъекта на самых разных явлениях внутреннего и внешнего мира.

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. В желаниях, эмоциях и чувствах проявляется определенное отношение человека к миру, к другому человеку. Это отношение находит свое выражение во внимании. Предметы и

59Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С.221.

явления действительности, отвечающие потребностям и интересам субъекта, вызывают его внимание. Изменение отношения субъекта к объекту вызывает изменение внимания, выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточено сознание субъекта.

Следовательно, внимание выражает взаимоотношения субъекта и объекта (человека и мира). С одной стороны, внимание направляется субъектом на объект, с другой – объект привлекает внимание субъекта. «Причины внимания к этому, а не другому объекту, – писал С.Л.Рубинштейн, – не только в субъекте, они и в объекте, и даже прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, – они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту»60. Из этого положения становится понятным распространенность среди педагогов понятий «внимание» и «интерес» – они родственны по психологическому происхождению. В сфере желаний и чувств лежат истоки направленности в сосредоточенности сознания на тех или иных объектах.

Направленность в психологии понимается как поиск, выбор определенного объекта. Выделение в сознании каких-либо объектов обусловлено их объективными характеристиками или субъективными особенностями их восприятия. Направленность внимания проявляется вготовности к действию.

Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует. Это – состояние поглощенности субъекта определенным предметом, отвлечение от побочных, не относящихся к предмету условий и объектов.

Внимание является необходимым условием качественного выполнения любой деятельности. В деятельности человека оно выполняет функцию контроля. Действие контроля также не представляет собой отдельного процесса: оно как бы включено в протекание других процессов либо надстроено над ними. Экспериментальные исследования внимания показали возможность его целенаправленного формирования 61.

60 Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С.230-231

61 Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внима
ния. М., 1974.

Виды внимания. Непроизвольное внимание возникает в зависимости от характера самого объекта. К причинам, вызывающим пассивное внимание, относят интенсивность и экстенсивность раздражителя, длительность и прерывистость, зримые изменения объекта. Громкий звук, яркий свет, начало и прекращение движения привлекают внимание помимо нашей воли.

Однако решающую роль в возникновении внимания имеет не абсолютная, а относительная сила раздражителя. Начинающий педагог нередко повышает голос, стараясь привлечь внимание класса, но эта мера вскоре перестает оказывать действие. В то же время уже легкое повышение голоса более опытного его коллеги обостряет внимание учеников. Непроизвольное внимание вызывают динамические особенности – мерцающий свет, прерывистые звуки и т.п. Из педагогической практики известно, как трудно слушать однообразную, монотонную речь; выразительную речь можно слушать, не уставая.

Сильным побудителем непроизвольного внимания является необычность, новизна предметов и явлении. Пока не исчерпан элемент новизны, внимание можно удерживать достаточно долго. Однако самое необычное, оригинальное, новое становится со временем обыденным и привычным.

Произвольное внимание связано с сознательно поставленными целями, с волевыми усилиями. Мы заставляем себя направить наше внимание на то, что нам надо, на то, что мы должны выполнить. Произвольное внимание есть акт нашей воли; оно предполагает сознание цели и планирование наших действий.

Произвольное внимание есть результат сознательной активности субъекта. Оно вызывается и определяется особенностями потребностей, интересов, желаний и чувств субъекта. Иерархия мотивов и целей во многом объясняет и особенности произвольного внимания. Описанные выше приемы волевого регулирования поведения являются также приемами управления произвольным вниманием.

Основные свойства внимания. К свойствам внимания, к его характеристикам, относят концентрацию, объем, распределение, переключение, устойчивость.

Концентрация внимания это сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом. Концен-трированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана сознательная деятельность человека. Концентрация составляет центральную характеристику внимания, его интенсивность.

Объем внимания – количество однородных предметов (как правило, не превышающее 7-9), которое охватывает внимание одномоментно. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно его связывать и структурировать.

Распределение внимания это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение. Распределение внимания очень важно для педагога, которому по сути деятельности необходимо одновременно излагать материал, контролировать ход его усвоения школьниками, следить за индивидуальными особенностями восприятия учебного материала.

Переключаемость внимания заключается в способности намеренного переноса внимания с одного объекта на другой. Быстрая или медленная переключаемость зависит от целого ряда условий. Она зависит от содержания предшествующей и последующей деятельности: если последняя более интересна, то переключение осуществляется легко. Огромную роль здесь играет темперамент индивида: существуют различия в динамике переключения у представителей различных темпераментов. У утомленного человека переключение внимания замедлено.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Устойчивость внимания зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, отношения к нему субъекта. Важным условием поддержания устойчивости внимания являются чередования напряжения и расслабления, а также возможность снятия чрезмерного напряжения.

Тема 6. Психологическая характеристика внимания и памяти.

6.1. Понятие и виды внимания.

Внимание
— это сосредоточенность сознания на
определенном объекте при одновременном
отключении от всего остального.

В соответствии со
степенью участия воли при сосредоточении
внимания принято различать 3 вида
внимания: непроизвольное, произвольное
и послепроизвольное.

Непроизвольное
внимание – это направленность и
сосредоточенность психической
деятельности, когда мы не ставим перед
собой цели быть внимательным, оно
возникает непреднамеренно, без каких-либо
специальных усилий.

Причины,
вызывающие непроизвольное внимание
человека, кроются в особенностях внешних
воздействий – раздражителей. По своему
происхождению непроизвольное внимание
ближе всего связано с «ориентировочными
рефлексами», которые возникают при
каждом новом, неожиданном раздражении
и вызывает такие приспособительные
движения, которые обеспечивают наиболее
полное и отчетливое отражение раздражителя.
Причинами непроизвольного внимания
являются: сила, величина, внезапность
раздражителя. Их движение, изменение
вообще. Особенное значение имеет
контрастность раздражителей, их отношение
друг от друга.

Объекты,
связанные с потребностями, чувствами
и желаниями, переживаемыми человеком
в данный момент, вызывают непроизвольное
внимание. Оно зависит от знаний человека,
мировоззрения, устойчивых интересов и
настроений, от всего богатства прошлого
опыта.


Произвольное внимание – это сознательно
регулируемое сосредоточение на объекте,
направляемое требованиями деятельности.

Произвольное
внимание – обязательное условие труда,
учебных занятий, работы вообще. Причиной,
вызывающей и поддерживающей произвольное
внимание, является осознание значения
объекта внимания для выполнения данной
деятельности, удовлетворения потребностей,
тогда как при непроизвольном внимании
значение объекта может и не осознаваться.

Психологическое
содержание произвольного внимания
связано с постановкой цели деятельности
и волевым усилием. Включаясь в трудовую
деятельность, человек независимо от
его отношения к работе имеет цель,
которую необходимо осуществить (например:
шофер ведет машину, бухгалтер считает;
если они не сосредоточатся, то не получат
положительных результатов).

Волевое
усилие переживается как напряжение,
мобилизация сил на решение поставленной
цели. Оно помогает удерживать внимание
на объекте, не отвлекаться, не ошибаться
в действиях.

Послепроизвольное
внимание
возникает после того, как было вызвано
произвольное внимание. Происходит
переход от произвольного внимания к
послепроизвольному. Последний вид
внимания связан с сознательными задачами
и целями, т.е. вызываются преднамеренно,
поэтому его нельзя отождествлять с
непроизвольным вниманием. С другой
стороны, это внимание не сходно и с
произвольным, т.к. здесь уже не требуется
волевых усилий для поддержания внимания.
С этим видом внимания связывают наиболее
интенсивную и плодотворную умственную
деятельность.

6.2.Свойства внимания.

Вниманию
присущ ряд свойств, среди которых
важнейшими являются: объем, устойчивость,
переключение, распределение и концентрация.

Объем
внимания — это то количество объектов,
которое может воспринять человек
одномоментно за 1/ 10 секунды.

Объем
внимания зависит от возраста. У взрослого
человека оно определяется количеством
от 5 до 9 единиц информации. Объем внимания
зависит от осмысленности воспринимаемых
объектов и возможности их группировки
в смысловые блоки.

Устойчивость
внимания — это степень и длительность
сосредоточенности сознания на объекте.

Ее
показателем является отсутствие
значительных колебаний (временных
ослаблений сосредоточенности) внимания.
Физиологически устойчивость внимания
объясняется, прежде всего, торможением
действия побочных раздражителей.
Устойчивость внимания зависит от
содержательности, трудности выполняемой
деятельности, от осознания ее значения.
Устойчивость внимания необходима
человеку в любой деятельности.


Переключение внимания — это преднамеренный
переход от одного объекта внимания, к
другому, который в данный момент теснее
связан с потребностями, привычками
человека, с требованиями, предъявляемыми
ему условиями общественной жизни.

Переключение
внимания следует отличать от отвлечения
внимания, где изменение направленности
сознания происходит непреднамеренно.
Оно может проявляться в переходе либо
от одного объекта определенной
деятельности к другому, либо от одной
операции к другой. В этом случае
переключение происходит внутри одной
деятельности. Слишком частое переключение
может приводить к быстрому утомлению
и поэтому необходимо выбрать оптимальный
вариант.

В
отличие от сознательного переключения
внимания, отвлечение — это непроизвольное
отклонение внимания от основной
деятельности на посторонние объекты.
Отвлечение отрицательно сказывается
на выполнении работы.

Способность
противостоять отвлекающим воздействиям
называется помехоустойчивостью. В
развитии этой способности у людей
наблюдаются значительные индивидуальные
различия, обусловленные как различиями
нервной систем, так и социальной
тренировкой, направленной на повышение
помехоустойчивости


Распределение внимания – это такая
организация внимания, когда возможно
выполнение двух или нескольких
деятельностей одновременно.

Это
свойство внимания чрезвычайно важно в
жизни. Уровень распределения внимания
зависит от характера совмещаемых видов
деятельности, от их сложности, от степени
знакомства и их привычности. Чем сложнее
совмещаемые виды деятельности, тем
труднее распределить внимание.
Распределение внимания возможно в том
случае, если каждый из выполняемых видов
деятельности знаком человеку, причем
один — до некоторой степени привычен.
Чем менее автоматизирован один из
совмещаемых видов деятельности, тем
слабее распределение внимания. Если
один из видов деятельности полностью
автоматизирован и для ее успешного
выполнения требуется лишь периодический
контроль сознания, отмечается сложная
форма внимания — сочетание переключения
и распределения.

Концентрация
внимания – это степень (интенсивность)
сосредоточения на объекте.

Показателем
концентрации внимания является
«помехоустойчивость», невозможность
отвлечь внимание от предмета деятельности
посторонними раздражителями.

Концентрация тесно
связана с объемом и распределением. Чем
меньше объектов внимания, чем меньше
видов деятельностей, тем больше
возможность концентрации.

Устойчивость внимания — это … Понятие внимания в психологии. Основные свойства и виды внимания

Устойчивость внимания — одно из свойств, характеризующих способность в течение длительного периода времени концентрироваться на одном и том же процессе или явлении.

Что такое внимание

Внимание — это (в психологии) целенаправленное восприятие определенного объекта или явления. Важно понимать, что это довольно изменчивое явление, в котором могут присутствовать как внутренние, так и внешние факторы.

Внимание — это в психологии своеобразное отношение человека к объекту, с которым он взаимодействует. На него могут влиять не только психические и психологические особенности, но и интерес человека к работе с определенными предметами.

Можно сказать, что устойчивость внимания — одно из важнейших условий успешной деятельности в любой сфере. Благодаря этой категории определяется четкость восприятия человеком окружающего мира и тех процессов, которые в нем происходят.Несмотря на то, что при концентрации на основном объекте все остальные как бы уходят на второй план, внимание может постоянно переключаться.

Ученые уделяют исследованиям достаточно много времени, их нельзя считать самодостаточным психологическим явлением или процессом. Он неразрывно связан со многими другими явлениями и рассматривается только в тесной связи с другими сопутствующими процессами, являясь одним из их многих свойств.

Типы и формы внимания

Можно сказать, что внимания достаточно сложное и многогранное явление.Он может различаться в зависимости от первичного или вторичного восприятия информации. Итак, можно выделить произвольное и непроизвольное внимание.

Если человек неосознанно концентрируется на другом объекте или процессе, то такой вид внимания называется непроизвольным. Это относится к бессознательным установкам, которые могут быть вызваны сильным внезапным воздействием раздражителя. Такой взгляд часто перерастает в сознательное произвольное внимание. Также пассивная концентрация часто вызывается прошлыми впечатлениями, которые в некоторой степени повторяются в настоящем.

Таким образом, если мы su

.

границ | Внимание в психологии, нейробиологии и машинном обучении

1. Введение

Внимание — это тема, широко обсуждаемая публично и широко изучаемая с научной точки зрения. У него есть множество определений в различных областях, включая психологию, нейробиологию и, в последнее время, машинное обучение (Chun et al., 2011; Cho et al., 2015). Как писал Уильям Джеймс на заре экспериментальной психологии: «Все знают, что такое внимание. Это овладение разумом в ясной и яркой форме одним из того, что кажется несколькими одновременно возможными объектами или последовательностями мыслей.С тех пор как Джеймс написал это, было предпринято множество попыток более точно определить и количественно оценить этот процесс, а также определить лежащие в основе ментальные и нейронные архитектуры, которые его порождают. Однако избыток различных экспериментальных подходов и концептуализаций для изучения того, о чем говорят как о единой концепции, вызвал некоторую обратную реакцию среди исследователей. Как было заявлено в заголовке недавней статьи, аргументирующей идею более основанного на эволюции подхода к концепции: «Никто не знает, что такое внимание» (Hommel et al., 2019).

Внимание, конечно, далеко от четкой или единой концепции. Тем не менее, несмотря на многочисленные, расплывчатые, а иногда и противоречивые определения, есть основное качество внимания, которое имеет большое значение для обработки информации в мозге и, все чаще, в искусственных системах. Внимание — гибкий контроль ограниченных вычислительных ресурсов. Почему эти ресурсы ограничены и как ими лучше всего управлять, зависит от сценария использования, но способность динамически изменять и направлять поток информации имеет явные преимущества для адаптивности любой системы.

Осознание того, что внимание играет в мозгу множество ролей, делает его добавление к искусственным нейронным сетям неудивительным. Искусственные нейронные сети — это системы параллельной обработки, состоящие из отдельных блоков, предназначенных для имитации основной функции ввода-вывода нейронов. Эти модели в настоящее время доминируют в литературе по машинному обучению и искусственному интеллекту (ИИ). Первоначально построенные без внимания, теперь были добавлены различные механизмы для динамического перенастройки представлений или структур этих сетей.

В следующем разделе, разделе 2, будут широко рассмотрены различные варианты использования слова «внимание» в нейробиологии и психологии, а также его связь с другими общими нейробиологическими темами. Повсюду будет освещаться концептуализация внимания как способа управления ограниченными ресурсами. Поведенческие исследования будут использоваться для демонстрации способностей и ограничений внимания, в то время как нейронные механизмы указывают на физические средства, с помощью которых проявляются эти поведенческие эффекты.В разделе 3 будут суммированы исследования состояния внимания в области машинного обучения, и будут указаны взаимосвязи между искусственным и биологическим вниманием там, где они существуют. А в разделе 4 будут представлены дополнительные способы, которыми результаты биологического внимания могут повлиять на его искусственный аналог.

Основная цель этого обзора — дать исследователям в области искусственного интеллекта или машинного обучения понимание того, как внимание концептуализируется и изучается в нейробиологии и психологии, чтобы способствовать дальнейшему вдохновению, когда это будет плодотворно.Вторая цель — проинформировать тех, кто изучает биологическое внимание, как эти процессы реализуются в искусственных системах, поскольку это может повлиять на размышления о функциональных последствиях биологических открытий.

2. Внимание в неврологии и психологии

Научное изучение внимания началось в психологии, где тщательные поведенческие эксперименты могут привести к точным демонстрациям тенденций и способностей внимания в различных обстоятельствах.Когнитивная наука и когнитивная психология стремятся превратить эти наблюдения в модели того, как психические процессы могут создавать такие поведенческие модели. Было создано множество моделей слов и вычислительных моделей, которые постулируют различные основные механизмы (Driver, 2001; Borji and Itti, 2012).

Влияние одноклеточной нейрофизиологии на нечеловеческих приматов наряду с неинвазивными средствами мониторинга активности человеческого мозга, такими как ЭЭГ, фМРТ и МЭГ, сделало возможным прямое наблюдение основных нейронных процессов.На основе этого были построены вычислительные модели нейронных цепей, которые могут воспроизводить определенные особенности нейронных реакций, связанных с вниманием (Shipp, 2004).

В следующих подразделах будут обсуждаться поведенческие и нейронные данные нескольких различных широких классов внимания.

2.1. Внимание как возбуждение, настороженность или бдительность

В самом общем виде внимание можно описать просто как общий уровень бдительности или способности взаимодействовать с окружением.Таким образом, он взаимодействует с возбуждением и спектром сна-бодрствования. Бдительность в психологии относится к способности удерживать внимание и, следовательно, тоже связана. Обратите внимание: хотя использование этих слов объединяет одни и те же значения, они иногда используются более конкретно в разной нишевой литературе (Oken et al., 2006).

Изучение субъектов в различных фазах цикла сна-бодрствования, недосыпания или приема седативных препаратов позволяет увидеть, как эта форма внимания может варьироваться и каковы поведенческие последствия.Давая испытуемым повторяющиеся задачи, требующие определенного уровня постоянного внимания — например, удерживание мяча в определенной области экрана — исследователи наблюдали длительные периоды плохой работы у сонных пациентов, которые коррелируют с изменениями сигналов ЭЭГ (Makeig et al., 2000). Тем не менее, есть способы сделать задачи более интересными, что может привести к более высокой производительности даже в сонном или седативном состоянии. Это включает в себя увеличение обещания вознаграждения за выполнение задания, добавление новизны или нестандартности или создание стресса (Oken et al., 2006). Следовательно, общее внимание, похоже, имеет ограниченные резервы, которые не будут задействованы в случае повседневной или недостаточно полезной задачи, но могут быть привлечены для более многообещающей или интересной работы.

Интересно, что большее возбуждение не всегда полезно. Кривая Йеркса-Додсона (рис. 1B) представляет собой перевернутую букву U, которая представляет производительность как функцию бдительности при выполнении достаточно сложных задач: при низких уровнях бдительности производительность низкая, на средних — хорошо, а на высоких — становится плохой. очередной раз.В первоначальном исследовании мышей применяли электрошок для изменения уровня бдительности, но результаты были повторены с другими измерениями (Diamond, 2005). Это может объяснить, почему психостимуляторы, такие как аддералл или кофеин, в одних дозах повышают концентрацию внимания у одних людей, но наносят ущерб другим (Wood et al., 2014).

www.frontiersin.org

Рисунок 1 . Общее внимание и бдительность (A) Клетки голубого пятна выделяют норэпинефрин (также известный как норадреналин) во многие части мозга с различными функциями, в том числе в другие нейромодулирующие системы.Это способствует общему возбуждению (Samuels and Szabadi, 2008). Цвета здесь представляют различные отделы мозга: передний мозг (зеленый), промежуточный мозг (желтый) и ствол мозга (синий). (B) Кривая Йеркса-Додсона описывает нелинейную взаимосвязь между возбуждением и выполнением сложных задач.

Нейронные цепи, лежащие в основе цикла сна и бодрствования, находятся в основном в стволе мозга (Coenen, 1998). Эти цепи контролируют поток информации в таламус, а затем в кору.Кроме того, нейромодуляторные системы играют большую роль в управлении общим вниманием. Считается, что норэпинефрин, ацетилхолин и дофамин влияют на бдительность, ориентацию на важную информацию и исполнительный контроль внимания соответственно (Posner, 2008). Анатомия нейромодуляторов также соответствует их функциям. Например, нейроны, которые выделяют норэпинефрин, имеют свои клеточные тела в стволе мозга, но очень широко проецируются через мозг, что позволяет им широко контролировать обработку информации (рис. 1A).

2.2. Сенсорное внимание

В дополнение к общим уровням возбуждения и бдительности внимание также может выборочно задействоваться бодрствующим человеком в зависимости от определенных сенсорных входов. Изучение внимания в контексте определенной сенсорной системы позволяет жестко контролировать как стимулы, так и локус внимания. Как правило, чтобы добиться такого внимания, задача должна быть довольно сложной. Например, в задаче обнаружения изменений обнаруживаемая разница между двумя стимулами может быть очень незначительной.В более общем смысле, сложность задачи может быть достигнута путем предъявления стимула только в течение очень короткого периода времени или только очень слабого.

Большая часть исследований внимания в системной нейробиологии и психологии сосредоточена, в частности, на визуальном внимании (Kanwisher and Wojciulik, 2000). Это может отражать общую тенденцию в этих областях делать упор на изучение обработки изображений по сравнению с другими сенсорными системами (Hutmacher, 2019), наряду с доминирующей ролью, которую зрение играет в мозге приматов.Кроме того, визуальные стимулы часто используются в исследованиях, предназначенных также для изучения более общих когнитивных аспектов внимания.

Визуальное внимание можно в общих чертах разделить на пространственное внимание и внимание, основанное на особенностях.

2.2.1. Визуальное пространственное внимание

Саккады — это небольшие быстрые движения глаз, совершаемые несколько раз в секунду. Поскольку фовеа обеспечивает самое высокое визуальное разрешение на сетчатке, выбор места для ее размещения по сути является выбором того, где развернуть ограниченные вычислительные ресурсы.Таким образом, движения глаз указывают на локус внимания. Поскольку этот сдвиг внимания внешне виден, он известен как открытое визуальное внимание.

Отслеживая движения глаз при представлении испытуемым различных изображений, исследователи определили шаблоны изображений, которые автоматически привлекают внимание. Такие паттерны определяются ориентированными краями, пространственной частотой, цветовым контрастом, интенсивностью или движением (Itti and Koch, 2001). Области изображения, привлекающие внимание, считаются «заметными» и рассчитываются «снизу вверх».То есть они не требуют сознательной или сложной обработки для идентификации и, вероятно, являются результатом встроенных детекторов признаков в визуальной системе. Таким образом, заметность можно вычислить очень быстро. Более того, разные субъекты склонны соглашаться в том, какие регионы наиболее заметны, особенно те, которые идентифицированы в первых нескольких саккад (Tatler et al., 2005).

Существенные области можно изучать в ситуациях «свободного просмотра», то есть когда субъекту не дается никаких конкретных инструкций о том, как рассматривать изображение.Когда назначается конкретная задача, становится очевидным взаимодействие между вниманием снизу вверх и вниманием сверху вниз. Например, получив команду саккадировать на конкретную визуальную цель из массива, субъекты могут вместо этого неправильно саккадировать на особенно заметный отвлекающий фактор (van Zoest and Donk, 2005). В более общем плане инструкции по выполнению задач могут иметь значительное влияние на паттерн саккад, генерируемых, когда испытуемые рассматривают сложный естественный образ и получают задания высокого уровня (например, просят оценить возраст человека или угадать его социально-экономический статус).Более того, естественный паттерн движений глаз, когда испытуемые выполняют реальные задачи, такие как приготовление сэндвичей, может дать представление о лежащих в основе когнитивных процессах (Hayhoe and Ballard, 2005).

Когда испытуемым нужно совершить несколько саккад подряд, они, как правило, не возвращаются в места, которые они недавно посещали, и могут медленно реагировать, если там происходит что-то значимое. Этот феномен известен как торможение возвращения (Itti and Koch, 2001). Такое поведение подталкивает зрительную систему не только к использованию областей изображения, которые изначально считались наиболее заметными, но и к исследованию других областей.Это также означает, что система генерирования саккад должна иметь форму памяти; Считается, что это достигается за счет кратковременного запрета на отображение недавно посещенных мест.

Хотя движения глаз являются эффективным средством контроля зрительного внимания, они не единственный вариант. «Скрытое» пространственное внимание — это способ подчеркнуть обработку различных пространственных местоположений без явного изменения местоположения ямки. Как правило, при изучении скрытого пространственного внимания испытуемые должны сосредотачиваться на центральной точке на протяжении всего задания.Им приказывают тайно следить за тем местом в их периферическом зрении, где, вероятно, появятся стимулы, относящиеся к их визуальной задаче. Например, в задаче распознавания ориентации после предоставления пространственной подсказки ориентированная решетка будет мигать в указанном месте, и субъект должен будет указать свою ориентацию. В испытаниях с неверно указанными сигналами (когда стимул появляется в неподготовленном месте) испытуемые работают хуже, чем в испытаниях с действительными указаниями (или без них) (Anton-Erxleben and Carrasco, 2013).Это указывает на то, что скрытое пространственное внимание — это ограниченный ресурс, который можно гибко использовать и который помогает в обработке визуальной информации.

Скрытое пространственное внимание избирательно в том смысле, что одни области выбираются для дальнейшей обработки за счет других. Это было названо «центром внимания». Важно отметить, что для скрытого — в отличие от открытого — внимания вход в зрительную систему может быть идентичным, в то время как обработка этого входа гибко избирательна.

Скрытое пространственное внимание также может зависеть от восходящей заметности. Если нерелевантный, но заметный объект вспыхивает в месте, которое затем получает релевантный для задачи стимул, экзогенное пространственное внимание, привлекаемое нерелевантным стимулом, может быть применено к релевантному для задачи стимулу, что, возможно, обеспечивает повышение производительности. Однако если он мигает в несоответствующем месте, это не поможет и может нанести вред производительности (Berger et al., 2005). Восходящее / экзогенное внимание имеет быстрый временной ход, воздействуя на скрытое внимание в течение 80–130 мс после появления дистрактора (Anton-Erxleben and Carrasco, 2013).

В некоторых теориях внимания существует скрытое пространственное внимание, которое помогает направлять открытое внимание. В частности, домоторная теория внимания утверждает, что одни и те же нейронные цепи планируют саккады и контролируют скрытое пространственное внимание (Rizzolatti et al., 1987). Фронтальное поле глаза (FEF), как известно, участвует в управлении движениями глаз. Было показано, что стимуляция нейронов в FEF на слишком низких уровнях, чтобы вызывать движения глаз, создает эффекты, аналогичные скрытому вниманию (Moore et al., 2003). Таким образом, скрытое внимание может быть средством решения, куда открыто смотреть. Способность незаметно присутствовать на занятиях может также быть полезной для социальных видов, поскольку движения глаз передают информацию о знаниях и намерениях, которые лучше всего держать в секрете (Klein et al., 2009).

Чтобы изучить нейронные корреляты скрытого пространственного внимания, исследователи определяют, какие аспекты нейронной активности различаются, основываясь только на различиях в сигнале внимания (а не на различиях в восходящих характеристиках стимулов).В испытаниях, в которых внимание направлено на рецептивное поле зарегистрированного нейрона, наблюдались многие изменения нейронной активности (Noudoost et al., 2010; Maunsell, 2015). Обычно сообщается о повышении частоты возгорания, как правило, на 20–30% (Mitchell et al., 2007). Однако точная величина изменения зависит от исследуемой области коры, причем более поздние области демонстрируют более сильные изменения (Luck et al., 1997; Noudoost et al., 2010). Также известно, что внимание влияет на вариабельность нейронной активации.В частности, это снижает вариабельность между испытаниями, измеряемую с помощью фактора Фано, и уменьшает корреляцию шума между парами нейронов. Было даже обнаружено, что внимание влияет на электрофизиологические свойства нейронов таким образом, что снижает их вероятность возникновения взрывов, а также снижает высоту индивидуальных потенциалов действия (Anderson et al., 2013).

В целом, изменения, связанные с вниманием, как полагают, увеличивают отношение сигнал / шум нейронов, которые представляют собой стимулируемый стимул, однако они также могут влиять на связь между областями мозга.Для этого важно влияние внимания на нейросинхронизацию. Было показано, что в пределах визуальной области внимание увеличивает когерентность пиков в гамма-диапазоне, то есть на частотах от 30 до 70 Гц (Fries et al., 2008). Когда группа нейронов срабатывает синхронно, их способность влиять на общие нижележащие области увеличивается. Кроме того, внимание может быть направлено на прямую координацию коммуникации между областями. Синхронная активность между двумя визуальными областями может быть признаком повышенной коммуникации, и было показано, что внимание увеличивает синхронность между нейронами, которые представляют собой наблюдаемый стимул, например, в областях V1 и V4 (Bosman et al., 2012). Контроль этой поперечной синхронизации, по-видимому, осуществляется пульвинаром (Saalmann et al., 2012).

В дополнение к изучению того, как внимание влияет на нейроны в зрительных путях, исследования также искали источник внимания сверху вниз (Noudoost et al., 2010; Miller and Buschman, 2014). Обработка восходящего внимания, по-видимому, завершается построением карты значимости в латеральной интрапариетальной области (LIP). Клетки здесь реагируют, когда в их рецептивном поле находятся важные стимулы, включая не относящиеся к задаче, но заметные отвлекающие факторы.С другой стороны, префронтальные области, такие как FEF, по-видимому, содержат сигналы, необходимые для контроля пространственного внимания сверху вниз, и менее восприимчивы к отвлекающим факторам.

В то время как большая часть работы над нейронными коррелятами сенсорного внимания сосредоточена на коре головного мозга, подкорковые области, по-видимому, также играют сильную роль в улучшении контроля и производительности внимания. В частности, верхний бугорок способствует как скрытому, так и явному пространственному вниманию, а инактивация этой области может ухудшить внимание (Krauzlis et al., 2013). И, как упоминалось выше, пульвинар играет роль во внимании, особенно в отношении стробирующих эффектов на кору (Zhou et al., 2016).

2.2.2. Визуальная особенность Внимание

Особое внимание — еще одна форма скрытого избирательного внимания. При изучении внимания к особенностям, вместо того, чтобы направлять внимание на конкретное место, испытуемым при каждом испытании дают указание уделить внимание определенной визуальной особенности, такой как определенный цвет, конкретная форма или определенная ориентация.Целью задачи может быть обнаружение того, присутствует ли на экране указанная функция, или считывание другого из ее качеств (например, ответ «какого цвета квадрат?» Должен привести к тому, что внимание сначала будет обращено на квадраты). Действительная подсказка об обслуживаемой функции повышает производительность. Например, когда внимание было направлено на определенную ориентацию, испытуемые лучше могли обнаружить слабые решетки этой ориентации, чем любой другой ориентации (Росси и Парадизо, 1995). Хотя общая задача (т.е.g., обнаружение ориентированной решетки) остается прежним, конкретные инструкции (обнаружение решетки 90 ° против 60 ° против 30 °) будут указываться при каждом отдельном испытании или, возможно, по блокам. Успешные пробные подсказки показывают, что эту форму внимания можно гибко развернуть в короткие сроки.

Считается, что задачи визуального поиска также активируют внимание, основанное на особенностях (рис. 2). В этих задачах на экране появляется массив стимулов, и испытуемые должны указывать — часто движением глаз — местоположение стимула, на который указывает указатель.Поскольку испытуемым обычно разрешают совершать саккады на протяжении всего задания, когда они ищут нужный стимул, это задание сочетает скрытое внимание, основанное на особенностях, с открытым вниманием. Фактически, сигналы нисходящего внимания, основанного на особенностях, были обнаружены в FEF, области, участвующей в выборе саккады (Zhou and Desimone, 2011). Поскольку определенные функции могут создавать эффект всплывающего окна — например, одна красная фигура среди нескольких черных сразу привлекает внимание — задачи визуального поиска также привлекают внимание снизу вверх, которое, в зависимости от задачи, может потребоваться подавить (Вулф и Горовиц, 2004).

www.frontiersin.org

Рисунок 2 . Задачи визуального поиска привлекают множество форм визуального внимания. В верхней строке отображается прогресс задачи визуального поиска. Сначала метка указывает цель визуального поиска, в данном случае синий крестик. Затем появляется массив поиска со многими нецелевыми объектами. Сверху вниз обратите внимание на ячейки, которые представляют синий цвет, и форма X увеличит их стрельбу по всему полю зрения, но стрельба будет наиболее сильной там, где на самом деле есть синий или крестики.Эти нейронные реакции будут играть роль в создании карты скрытого пространственного внимания, которую можно использовать для исследования визуального пространства перед саккадированием. После переключения открытого внимания с помощью первой саккады карта скрытого внимания воссоздается. Наконец, цель находится и успешно саккадируется. Если визуальный массив содержал всплывающий стимул (например, зеленую букву O), он мог привлечь скрытое пространственное внимание восходящим способом и привести к дополнительной неправильной саккаде.

Нейронные эффекты внимания, основанного на особенностях, в зрительной системе в целом аналогичны эффектам пространственного внимания.Например, нейроны, которые представляют собой наблюдаемую функцию, имеют повышенную частоту активации, а те, которые представляют очень разные функции, подавляют ее (Treue and Trujillo, 1999). Однако, в отличие от пространственного внимания, внимание, основанное на особенностях, является пространственно-глобальным. Это означает, что при развертывании внимания к определенному признаку активность нейронов, которые представляют эту особенность в любом месте зрительного пространства, модулируется (Saenz et al., 2002). Еще одно различие между пространственным вниманием и вниманием к особенностям заключается в том, как источники нисходящего внимания нацелены на правильные нейроны зрительной системы.Ретинотопная карта, в которой соседние клетки представляют близлежащие пространственные местоположения, упрощает пространственное нацеливание, но клетки не так четко организованы в соответствии с предпочтительными визуальными особенностями.

Эффекты пространственного и особенного внимания кажутся аддитивными (Hayden and Gallant, 2009). Более того, как особенность, так и пространственное внимание, как полагают, создают свои эффекты, воздействуя на локальные нейронные цепи, которые реализуют разделительную нормализацию в зрительной коре (Reynolds and Heeger, 2009).Моделирование показало, что многие нейронные эффекты избирательного внимания можно уловить, если предположить, что нисходящие связи обеспечивают целевые синаптические входы для клеток в этих цепях (Lindsay et al., 2019). Однако модели, основанные на эффектах нейромодулятора ацетилхолина, также могут воспроизводить нейронные корреляты внимания (Sajedin et al., 2019).

Потенциальные источники нисходящего внимания, основанного на особенностях, были обнаружены в префронтальной коре головного мозга, где устойчивая активность кодирует наблюдаемые признаки (Bichot et al., 2015; Панери и Грегориу, 2017). Инактивация вентральной пред дугообразной области снижает производительность поисковых задач. Считается, что из префронтальных областей сигналы внимания распространяются обратным иерархическим путем, при этом более высокие визуальные области посылают входные данные тем, которые находятся ниже них (Ahissar and Hochstein, 2000).

Объектное внимание — это тема, тесно связанная с особенностями внимания. Здесь внимание не направляется на абстрактную особенность перед визуальным стимулом, а скорее на конкретный объект в визуальной сцене (Chen, 2012).Первоначальный прямой проход активности через визуальную иерархию может с предварительным вниманием отделить объекты от их фона параллельно по полю зрения, при условии, что эти объекты имеют резкие и заметные отличия от фона. В более загруженных или сложных визуальных сценах требуется периодическая и последовательная обработка для идентификации различных объектов (Lamme and Roelfsema, 2000). Последовательная обработка включает перемещение ограниченных ресурсов внимания из одного места изображения в другое; оно может принимать форму скрытого или открытого пространственного внимания (Buschman and Miller, 2009).Повторяющиеся связи в зрительной системе — то есть обе горизонтальные связи от соседних нейронов в sa

.

Внимание | психология | Британника

Внимание , в психологии — концентрация внимания на каком-то явлении с исключением других стимулов.

Внимание — это осознание того, что здесь и сейчас, фокусным и проницательным образом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество сознательного опыта. В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания и больше — моделям поведения, по которым внимание могло быть распознано в других.Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного контроля над этим направлением. Например, бывают случаи, когда человеку трудно сосредоточить внимание на задаче, разговоре или наборе событий. В других случаях внимание человека «захватывается» неожиданным событием, а не направляется на него добровольно.

Внимание имеет отношение к непосредственному опыту человека; это состояние текущего осознания.Конечно, в мире все время происходит бесчисленное множество событий, каждое из которых затрагивает органы чувств. В теле также происходят события, влияющие на внимание, точно так же, как есть репрезентации прошлых событий, которые хранятся в памяти, но доступны для осознания при соответствующих обстоятельствах.

Хотя можно было ожидать, что текущая осведомленность — это совокупность всех этих событий в любой данный момент, очевидно, что это не так. В этом обширном поле потенциального опыта человек сосредотачивается или уделяет внимание некоторому ограниченному подмножеству целого.Это подмножество составляет субъективное поле осведомленности. Причину этого ограничения можно определить. Контроль и координация множества входных данных и накопленного опыта, а также организация соответствующих паттернов реакции являются прерогативой мозга. Мозг имеет впечатляющие возможности обработки, но его возможности ограничены. Человек не может сознательно переживать все события и информацию, доступную одновременно. Точно так же невозможно инициировать одновременно неограниченное количество различных действий.Вопрос заключается в том, как выбрать подходящее подмножество входов, промежуточных процессов и выходов, чтобы привлечь внимание и задействовать доступные ресурсы.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Внимание, таким образом, можно понимать как состояние избирательного осознавания, которое определяет степень и качество взаимодействия человека с окружающей средой. Он не обязательно находится под добровольным контролем. Некоторые факты из истории внимания и методов, с помощью которых психологи и другие специалисты пришли к его характеристике и пониманию, представлены в следующем обсуждении.

Ранние взгляды на внимание

Корни XIX века

Психологи начали изучать внимание во второй половине XIX века. До этого философы обычно рассматривали внимание в контексте апперцепции (механизма, с помощью которого новые идеи связывались с существующими идеями). Таким образом, Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что потеря осознания непрерывного звука водопада иллюстрирует, как события могут перестать восприниматься (то есть представляться в сознании) без особого внимания.Он предположил, что внимание определяет, что будет воспринято, а что нет. Термин апперцепция все еще использовался в XIX веке Вильгельмом Вундтом, одним из основоположников современной психологии. Вундт, однако, был одним из первых, кто указал на различие между центральными и более общими чертами человеческого сознания. Он писал о широком поле зрения (которое он назвал Blickfeld ), внутри которого находится более ограниченный фокус внимания ( Blickpunkt ).Он предположил, что ассортимент Blickpunkt составляет около шести предметов или групп. Он также предположил, что внимание — это функция лобных долей мозга.

Одним из самых влиятельных психологов на рубеже веков был Уильям Джеймс. В своей основной работе The Principles of Psychology (1890) он говорит:

Все знают, что такое внимание. Это овладение разумом в ясной и яркой форме одним из того, что кажется несколькими одновременно возможными объектами или последовательностями мыслей.Фокусировка, концентрация сознания — вот его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими.

Джеймс считал, что внимание заставляет людей более эффективно воспринимать, понимать, различать и запоминать и ускоряет их реакцию.

В 1906 году другой видный психолог, У.Б. Пиллсбери предложил три метода измерения внимания. Первая основывалась на тестах, которые измеряли внимание через выполнение задачи, которая, как считается, требует высокой степени внимания; во втором измерялось снижение внимания из-за снижения производительности; а третий измерял силу внимания по уровню стимула, необходимого для отвлечения человека.

По мере развития 20-го века психология и изучение поведения подвергались новым влияниям, которые имели далеко идущие последствия для представлений о внимании. Одна из таких сфер влияния возникла в работах русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который сообщил о том, что сейчас принято называть ориентировочной реакцией. У собак и других животных это включает в себя такие признаки внимания, как встревоженные уши, повернутая в сторону раздражителя голова, повышенное мышечное напряжение и физиологические изменения, обнаруживаемые с помощью инструментов.Дальнейшее влияние оказала работа по рефлексотерапии одного из конкурентов Павлова, россиянина Владимира М. Бехтерева. Многие психологи стали рассматривать условный рефлекс (непроизвольный ответ, обусловленный вознаграждением) как основной строительный блок всего человеческого обучения.

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о