Свойства памяти в психологии кратко: Свойства памяти

Содержание

Свойства памяти

Личностное развитие предполагает накопление индивидуумом экзистенциального опыта, что требует актуализации человеком всех мыслительных процессов, включая процессы запоминания. Принимая во внимание многоаспектность памяти как психологического феномена, дать однозначную дефиницию психологического свойства достаточно проблематично.

Определение 1

В наиболее общем виде под памятью понимают психическое свойство личности, ее способность к накоплению, хранению и воспроизведению информации и опыта; способность к воспоминанию и воспроизведению отдельных переживаний прошлого, осознавая не только само переживание, но и его место в индивидуальной истории личности.

Основные свойства памяти как психологического феномена

Как познавательный процесс память характеризуется следующими свойствами:

  1. Объем – способность сохранять значительные объемы информационных данных;
  2. Точность – указанное свойство проявляется в запоминании не только общего содержания информации, но и отдельных фактов и событий;
  3. Готовность к воспроизведению – способность оперативно воспроизводить в сознании личности информационные данные. Указанное свойство памяти позволяет человеку эффективно использовать накопленный раннее экзистенциональный опыт;
  4. Скорость запоминания – индивидуальная характеристика памяти, которая находит свое отражение в оперативности запоминания информации;
  5. Длительность – способность личности на протяжении длительного времени сохранять пережитый опыт. Следует отметить, что данное качество индивидуально, имеет выборочный характер;
  6. Помехоустойчивость – свойство памяти, обеспечивающее возможность личности противостоять звуковому фону, помехам, концентрироваться на главной информации, которую необходимо сохранить в памяти для последующего воспроизведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды памяти

На основании критерия психической активности выделяют следующие виды памяти:

  1. Образная память представляет собой свойство личности запоминать образы, сформированные при помощи процессов восприятия через сенсорные системы и воспроизводимые в виде представлений. В структуре образной памяти выделяют зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильные виды запоминания;
  2. Двигательная память находит свое отражение в способности запоминать, сохранять и воспроизводить двигательные операции. Указанный вид памяти формирует основу любых двигательных актов и трудовых навыков;
  3. Эмоциональная память – запоминание чувств, эмоций;
  4. Семантическая, словесно-логическая память – запоминание мыслей, идей, концепций, выраженных в вербальной форме.

На основании критерия участия мышления в процессе запоминания информационных данных выделяют логическую и механическую память.

Определение 2

Под механической памятью понимается процесс запоминания и сохранения, основанный на многократном повторении информации без глубокого ее осмысления.

Определение 3

Логическая память основывается на использовании семантических взаимосвязей между запоминаемыми предметами, объектами, явлениями, процессами.

Психологические процессы в структуре памяти

Возможности запоминания и последующего воспроизведения информации обеспечиваются следующими психологическими операциями:

  1. Запоминание – процесс памяти, обеспечивающий закрепление нового материала. Различают произвольное и непроизвольное, смысловое и механическое, опосредованное и непосредственное запоминание;
  2. Сохранение – процесс, обеспечивающий удержание результатов запоминания на протяжении длительного времени;
  3. Воспроизведение – поэтапный процесс, включающий стадию узнавания объекта, на которой осуществляется сравнение прошлого опыта с актуальным образом; стадию припоминания – активного поиска и добывания необходимого материала из долговременной памяти; на третьей стадии осуществляется репродукция человеком эмоционально-наполненного образа, полное определение образа объекта по всем параметрам;
  4. Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости, уменьшению объемов закрепленного в памяти материала. Данный процесс предупреждает перезагрузку памяти.

Таким образом, память представляет собой психический процесс, обеспечивающий запоминание и сохранение информационных материалов, способствующий личностному развитию, накоплению экзистенциального опыта.

ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ. ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА ПАМЯТИ.ВИДЫ ПАМЯТИ. — Студопедия

Память– психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Функции памяти:

1. Узнавание -воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.

2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.

3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Свойства памяти:

1. Запоминать (новую информацию)

2. Вспоминать (информацию)

3. Припоминать

4. Воспроизводить

5. Узнавать (ранее сохраненную информацию)

6. Сохранять (информацию)     

 Виды памяти

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без

специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с

помощью специальных приемов).

3. Кратковременная память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память

4.Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.)



5.Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация и из КП и ДП.

6.Промежуточная память — в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

7.Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти.

8.Механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.

 

ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ.

Основные процессы памяти — это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Память нужно развивать и тренировать. Для этого используют:

-различные методы укрепления;

-улучшения;

-специальные тренировки.

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

-осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

-выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;

-выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление -материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;

-содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;

-эмоционально- эстетическая насыщенность материала;

-возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

-установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;

-материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

 

Свойства памяти

свойства памяти

Как бы странно не звучало, но память является ненадежным хранилищем данных. Некоторые события нашей жизни задерживаются в памяти, а некоторые быстро проходят сквозь ячейки и забываются. Наш мозг и не обязан хранить всякий мусор, его главная задача — отделять нужное от ненужного.

Свойства памяти в психологии

  1. Объем. Наша память может хранить очень большой объем информации. Было доказано, что среднестатистический человек задействует всего 5% памяти, в то время, как мог бы использовать ее на 100%.
  2. Точность. Память способна запоминать даже мельчайшие детали фактов или событий, например, исторические даты, пароли, номера телефонов или другие детальные подробности.
  3. Воспроизведение. Люди могут очень быстро вспоминать информацию и озвучивать ее. Эта возможность позволяет нам эффективно использовать полученный ранее опыт.
  4. Скорость запоминания. Это свойство памяти человека проявляется по-разному. Кто-то запоминает информацию гораздо быстрее остальных. Правда, быстроту запоминания можно развить. Вместе с ней у вас появится проницательность, а интуиция будет работать лучше.
  5. Длительность. Пережитый опыт храниться в памяти очень долго, но не у всех. Один человек через 20 лет может помнить имена бывших знакомых, другой забудет их спустя два года. Эту характеристику также можно развить и укрепить.
  6. Помехоустойчивость. Данное свойство человеческой памяти способно противостоять звуковому фону и концентрироваться на главной информации, которую необходимо запомнить и воспроизвести впоследствии.

Как улучшить память?

  1. Научитесь воображать. Если вам необходимо запомнить конкретные факты, поиграйте в ассоциации. К примеру, восьмерку можно представить змеей, двойку -морским коньком и т.д.
  2. Занимайтесь спортом. Старайтесь больше двигаться. Запишитесь на танцы или в бассейн. Кровообращение активизирует психические процессы, которые отвечают за восприятие, переработку и воспроизведение.
  3. Тренируйтесь. Если вы что-то забыли, не нужно сразуосновные свойства памяти доставать листочек или лезть в интернет. Попытайтесь вспомнить события самостоятельно. Читайте литературу и запоминайте имена персонажей и их особенности.
  4. Учите иностранные языки. Психологи уже давно доказали, что изучение различных языков является хорошей профилактикой слабоумия.
  5. Питайтесь качественно. Память улучшают такие продукты, как рыба, злаки, овощи, яйца и растительное масло. Иногда уставший мозг можно подкрепить кусочком шоколада.
  6. Забудьте о лени. Если вы не работаете над собой и не развиваетесь, хорошая память вам не светит. Распланируйте ваш день и научитесь выполнять намеченное.

Мы перечислили основные свойства памяти. Регулярные тренировки помогут вам держать такие свойства вашей памяти в тонусе и улучшать их. Теперь вы знаете, что она способна на большее.

 

24. Память, виды и свойства.

Память – это процесс
воспроизведения, запоминания, сохранения
образов, движений, эмоций, мыслей
человеком.

Память
– когнитивный процесс, состоящий в
запоминании, сохранении, воспроизведении
и забывании приобретённого опыта.

Память – это тот
психический процесс, с помощью которого
человек осуществляет планирование
своего развития и обучения, управляет
своим поведением и деятельностью.

Классификация
видов памяти
.

  1. По критерию
    длительности сохранения материала
    :
    долговременная, оперативная,
    кратковременная. Долговременная память
    — это наиболее сложная и важная система
    памяти человека, ее объем практически
    неограничен. Весь опыт человека и его
    знания сохраняются в долговременной
    памяти. Оперативная память – это
    запоминание и воспроизведение оперативной
    информации, необходимой в данный момент.
    Кратковременная память – это быстрое
    запоминание материала, воспроизведение
    его и непродолжительное хранение.

  2. По характеру
    приобретения информации
    :
    прижизненная, генетическая. Прижизненный
    вид памяти хранит индивидуальный опыт
    человека. Генетический вид памяти
    хранит видовую информацию.

  3. По характеру
    психической активности
    :
    образная (вкусовая, зрительная,
    обонятельная, слуховая, осязательная),
    двигательная, словесно-логическая,
    эмоциональная. Образная помогает
    сохранять и использовать предметы
    восприятия. Двигательный вид памяти –
    это способность к запоминанию и
    воспроизведению двигательных операций.
    Словесно-логический вид (семантическая
    или вербальная) – это продукт культуры,
    она включает основные грамматические
    правила языка, формы мышления, способы
    анализа и познания. Эмоциональный вид
    – это способность запоминать пережитые
    человеком эмоциональные состояния и
    чувства. если человек пережил какое-то
    яркое событие, то при напоминании о нем
    возникает тоже чувство.

  4. По критерию
    произвольности
    :
    произвольная и непроизвольная. Если
    человек ставит перед собой задачу
    что-либо запомнить и прикладывает к
    этому необходимые усилия, то это
    произвольная память. При непроизвольной
    памяти не ставится задача запоминания
    чего-либо, это происходит само собой.

  5. По способу
    запоминания
    :
    смысловая, образная, механическая,
    мнемотехническая.

Свойства памяти:

Емкость
— пространственная характеристика
памяти, определяемая предельно возможным
количеством информации, сохраняемой
памятью. Единицами измерения выступают
единицы памяти, соответствующие элементам
перцептивной информации (единицам
восприятия), поступившим при запоминании.

Скорость запоминания
— это временная характеристика памяти,
заключающаяся в быстроте усвоения и
закрепления в памяти поступающей
информации. Измеряется временем,
затрачиваемым на закрепление информации,
с учетом числа повторений. Эффективность
запоминания проверяется через
воспроизведение воспринятой и усвоенной
информации.

Длительность
хранения

это временная характеристика памяти,
определяемая периодом от поступления
информации в память до ее исчезновения
или значительного искажения, изменяющего
суть соответствующих сведений. На время
сохранности мнемического материала
обратное влияние оказывают процессы
забывания.

Точность
воспроизведения

— это информационная характеристика
памяти, отражающая степень безошибочности
воспроизведения информации и
характеризуемая степенью различия
между исходно поступившей в память
информацией (на «входе») и ее аналогом
при воспроизведении (на «выходе»).

Скорость
воспроизведения

— это временная характеристика памяти,
обусловленная быстротой извлечения
нужной информации из памяти. Измеряется
временем, затрачиваемым на репродукцию
требуемых сведений.

Помехоустойчивость
— это энергетическая характеристика
памяти, заключающаяся в способности
памяти противостоять воздействиям,
побочным по отношению к ее работе с
актуально значимым мнемическим материалом
и препятствующим его полноценному
запоминанию, хранению или воспроизведению.
Помехоустойчивость тем выше, чем большее
число и большую интенсивность помех
(шумов) может игнорировать память.

Психологическая характеристика памяти — Студопедия

Памятьиграет важную роль в жизни человека и его професси­ональной деятельности. Она лежит в основе любого психическо­го явления и обеспечивает единство и целостность личности. Память называют цементом личности. При нарушении памяти нарушается психическое здоровье человека и личность как цело­стная система распадается, разрушается.

Память — это одна из форм психического отражения, состоя­щая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведе­нии в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдель­ных элементов.

Память характеризуется тремя основными процессами: запоми­нание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Организация запоминания влияет на сохране­ние. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Запоминание первичный процесс. От него во многом зависят сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе за­поминания участвуют многие нервные центры и связи. Чем боль­ше их затронуто, участвует в этом процессе, тем запоминание надежнее. Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) запоминание. Первое характеризуется сознатель­но поставленной целью запомнить что-либо полно, точно, быст­ро. Второе совершается как бы само собой. Произвольное запоминание наиболее продуктивно. На него в основном и опираются при обучении и воспитании.

По особенностям образующихся в процессе запоминания свя­зей принято различать механическое и смысловое запоминание. При механическом запоминании образуются преимущественно ассо­циации по смежности, т.е. то или иное событие запоминается потому, что идет тут же за другим или находится рядом с ним. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются. Поэтому для прочного запоминания требуются мно­гократные повторения.



Сохранение непассивный процесс удержания информации. Особую роль в сохранении информа­ции, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Исследования показали, что все, что, влияя на органы чувств человека, поступает в его мозг, запечатлевается там.

Воспроизведение процесс извлечения из памяти сохраненно­го материала. Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания, когда ус­танавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти.

Забывание про­цесс, обратный запоминанию. Подобно запоминанию забыва­ние — избирательный процесс. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в дея­тельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.

Качества памяти определяются через скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти) и скорость забывания (время, в течение которого за­помнившееся хранится в памяти). Оба параметра (время и количе­ство повторений) изменяются по шкале «быстро—медленно» и получают четыре сочетания, описывающих особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо­вую, двигательную. Уровень их развития у индивидов неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном типе памяти и о зрительном, слуховом, двигательном видах памяти, преобладающих у того или иного человека. Знание сильных и сла­бых сторон своей памяти помогает человеку правильно организо­вать процесс усвоения знаний.

Большинство людей имеют комбинированный тип памяти — зрительно-слуховой.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную и эмоциональную. Когнитивная память — это про­цесс сохранения знаний. Эмоциональная память — это сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пе­режитое — непременное условие развития способности к сочув­ствию и состраданию. В зависимости от установки на длительность сохранения (по­мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па­мять. Различие этих видов памяти подтверждается различными следами, хранящими информацию. Краткосрочную память связы­вают с биоэлектрическими контурами колебаний в нервной си­стеме, долгосрочную — с изменением структуры белка рибонуклеиновых кислот. От краткосрочной памяти отличают оперативную. Оперативная память непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент свершения действий, краткосрочное удержание в памяти образа и всей ситуации, а также их изме­нений.

Понятие, свойства и виды памяти человека

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Психологические свойства памяти
  2. Виды памяти

Заключение

Список используемых источников

Введение

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы: как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии, и как они влияют на протекание познавательных процессов человека. В раздел психологии памяти включается также описание различных форм процессов памяти, начиная с простейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, кончая сложными формами мнемической деятельности, которые позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыт, применяя ряд специальных приёмов, существенно расширять объём удерживаемой информации и сроки её хранения.

Изучение памяти было одним из разделов психологической науки, где был применён экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются.

Чем сильнее интерес к деятельности, тем больше она увлекает человека, тем длительнее интенсивное сосредоточивание. Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания. Одной из динамических особенностей внимания являются колебания (флуктуации) внимания. Под колебаниями понимают периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания, периодическое непроизвольное его усиление или ослабление. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаём его замечать. Эти смены протекают скачкообразно, в краткие промежутки времени. Колебания внимания легко прослеживаются при восприятии так называемых двойственных изображений. Если в течение нескольких минут смотреть на изображение усечённой пирамиды, она может казаться то обращённой вершиной к нам, как бы выступая вперёд, то обращённой вершиной как бы уходящей вглубь…

1. Психологические свойства памяти

Память — это в психологии форма психологического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений их последующего использования.



ПАМЯТЬ

слуховая

осязательная

обонятельная

зрительная

комбинированная

Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т.д.) Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Различают основные процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. Главный среди них запоминание, которое определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Основные 

Условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает оно в форме непроизвольного или произвольного процесса.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного». Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Память считалась одним из самых разработанных отделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти опять сделало её узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далёких от психологии, областей знаний (техники в первую очередь).

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта предполагает удержание объекта.

То есть необходимо удержание каждого объекта для сцепления его с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорождённого». Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Память считалась одним из самых разработанных отделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти опять сделало её узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далёких от психологии, областей знаний.

В современных исследованиях памяти центральной выступает проблема её механизмов. Те или иные представления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти.



 Запоминание

Процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путём связывания его с приобретённым ранее.

 Забывание

Явление целесообразное. Может быть более или менее глубоким.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта предполагает удержание объекта.

То есть необходимо удержание каждого объекта для сцепления его с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорождённого». Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Память считалась одним из самых разработанных отделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти опять сделало её узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далёких от психологии, областей знаний.

В современных исследованиях памяти центральной выступает проблема её механизмов. Те или иные представления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти.

Объем памяти:(7+-2)-количественный показатель сохраняющегося в памяти или воспроизведенного материала.

Расстройства памяти:

1.Амнезия-отсутствие памяти;

2.Гипермнезия-усиление памяти;

3.Гипомнезия-ослабление памяти;

4.Парамнезия-обманы памяти.

Пересказ (сплетня):

-уменьшается объем, сокращается информация;

-изменяются названия, количества;

-суть сохраняется, но обрастает новыми подробностями;

-иначе интерпретируется новая терминология;

-слушатель подстраивает материал под знакомую ему культуру;

-учитывается известный социальный фон.



 Запоминание

Процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путём связывания его с приобретённым ранее.

 Забывание

Явление целесообразное. Может быть более или менее глубоким.

Память-форма психологического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений их последующего использования.

Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т.д.) Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Различают основные процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. Главный среди них запоминание, которое определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Основные 

Условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает оно в форме непроизвольного или произвольного процесса.

Постепенно усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно.

Определение личности

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используются индивидом в его дальнейшем поведении.






Свойства памяти

Характеристика

Запоминание

Накопление индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности.

Сохранение

Зависит от частоты использования.

Последующее воспроизведение

Использование в дальнейшем того, что запомнилось.

забывание

Выпадение определенного материала из деятельности.

2. Виды памяти

В зависимости от анализатора, который принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого, выделяют память:

-зрительную;

-слуховую;

-осязательную;

-обонятельную;

-комбинированную (разные модальности одновременно).

Хранение информации:

  1. сенсорная память (до 1,5 сек) –для узнавания;
  2. кратковременная память (до 30 сек) –текущая информация;
  3. долговременная память — постоянное хранение.

Память индивидуальна, зависит от особенностей функционирования нервной системы.

Информация лучше запоминается:

1) при повторении;

2) при медленной диктовке;

3) при разбивании материала на части;

4) при положительном эмоциональном настрое;

5) значимая информация;

6) понятная информация;

7) незавершенное действие;

последняя информация (кратковременная память),первая информация (долговременная память), затем припоминается середина (наложение информации).

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать жизненный личный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приёмы могут позволить расширить объём запечатлённого материала.

Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы: как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии, и как они влияют на протекание познавательных процессов человека. В раздел психологии памяти включается также описание различных форм процессов памяти, начиная с простейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, кончая сложными формами мнемической деятельности, которые позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыт, применяя ряд специальных приёмов, существенно расширять объём удерживаемой информации и сроки её хранения.

Изучение памяти было одним из разделов психологической науки, где был применён экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. 

Поскольку память включена во все многообразно жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы. это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти выступает у человека как особенности.




двигательная

эмоциональная

образная

1

2

3

зрительной

слуховой

осязательной

Двигательная память это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их система. Эмоциональная память это память на чувстве. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.

Образная память это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельной и вкусовую память в известном смысле.

Заключение

Таким образом, память – это в психологии сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать жизненный личный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приёмы могут позволить расширить объём запечатлённого материала.

Список используемых источников

  1. Годфруа Ж. Что такое психология, М. — Мир, 1992.
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982.
  3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. М., 1975.
  4. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психологтя личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  5. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация, М., 1999.
  6. Щекин Г.В. Основы психологических знаний, Киев — МАУП, 1996.

Свойства памяти — Психология Дома Солнца

С другой стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то мозг, в конце концов, уже не смог бы отделять главное от второстепенного и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память — это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

Различают три уровня памяти: непосредственную, кратковременную и долговременную. В непосредственной памяти следы сохраняются очень недолго — около 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли эта информация внимание высших отделов мозга. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются, и непосредственная память заполняется новыми сигналами. В том случае, если информация привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует. Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд; за это время сохраняется очень немного информации, например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв. В случае, если информация не вводится повторно или не “прокручивается” в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.

Исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее, от 30 до 70 лет, может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться.

Классическим является исследование психолога Германа Эббингауза. Он установил, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или названиями семи предметов. Он доказал, что основной процент забывания материала приходится на первые два часа после заучивания. Помните житейский совет учить стихи на ночь, поскольку так они лучше запоминаются? Эббингауз и его последователи объясняли этот факт тем, что в этом случае между забыванием и воспроизведением нет «тормозящей» деятельности, и поэтому во время сна информация лучше сохраняется.

Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно, в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны, но они зависят от некоторых факторов. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается. В качестве примера можно привести дорогу, по которой мы идем каждое утро, таблицу умножения, все то, что было выучено в детстве или в течение жизни. Так, первые песенки и стихи, которые мы выучили в школе, запоминаются нами навсегда. Точно так же можно объяснить и удивительную точность некоторых воспоминаний пожилых людей. На самом же деле то, что они рассказывают, это какие-то замечательные события, с очень глубоким эмоциональным подтекстом. Такие события столько раз пересказываются самим человеком или его близкими, что навсегда врезаются в память.

Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само событие. То, что сохраняется в памяти, всегда тесно связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Как часто запах духов, рисунок на одежде, музыка заставляют нас вспомнить человека или событие, с которыми они эмоционально связаны. Иллюстрацией может служить отрывок из романа “Невыносимая легкость бытия” М.Кундеры: “Томаш появляется в ресторане, и в то же время звучит музыка Бетховена. Зарождающаяся любовь, однако, обострила в ней чувство красоты, и этой музыки она уже никогда не забудет. Всякий раз, услышав ее, она растрогается. Все, что будет происходить в эту минуту вокруг нее, озарится этой музыкой и станет прекрасным”.

Были описаны случаи с больными, которые при помощи гипноза были приведены в состояние, пережитое ими при наркозе, и смогли теперь вспомнить слова, произнесенные врачом в то время, когда они были погружены в глубокий сон. Это явление было подтверждено многочисленными экспериментами. Гудвин и его коллеги давали 48 пьяным испытуемым запоминать бессмысленные слоги. Они заметили, что испытуемым было очень трудно вспомнить эти слоги, когда они были в трезвом состоянии, но когда их снова напаивали, вспоминание шло очень хорошо. Другие исследователи сравнили две группы людей, обучавшихся распознавать геометрические фигуры: первая — после приема амфетаминов, вторая — после приема барбитуратов. Оказалось, что впоследствии испытуемые были способны хорошо вспомнить фигуры только тогда, когда они находились под воздействием того же препарата, который они принимали перед запоминанием. Ученые сравнивают такие состояния сознания с портами, в каждом из которых живет женщина, которую любит капитан дальнего плавания. Каждая из этих женщин не подозревает о существовании других, и каждая начинает существовать для моряка лишь в момент его выхода на берег.

Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если они в дальнейшем не повторяются.

Мы всегда лучше запоминаем то, что хотим выучить, чем такие вещи, которые для нас не представляют никакого интереса. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения.

Однако не существует никаких “трюков” для выработки хорошей памяти. Лучший способ усовершенствовать ее — это научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания.

Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие-нибудь списки слов или цифр, подробное содержание главы какой-то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать подобную информацию. Для этого были разработаны мнемотехнические приемы — от песенок до очень сложных методик.

Номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать цифры такого номера в более крупные блоки. Например, группу цифр 1258936788, лучше разбить на пять: 12, 58, 93, 67 и 88. То же самое касается списка необходимых покупок. Так, если мы идем в продовольственный магазин, то для запоминания лучше разделить покупки на овощи, фрукты и мясные изделия или же на продукты, необходимые для завтрака, для обеда и для ужина.

Метод рифм и ритма лежит в основе считалок, например: “Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять”. На химии, помню, запоминали валентность химических элементов с помощью такого шедевра: “Калий, магний, серебро с водородом заодно”. Этот же метод часто используется в рекламе, для лучшего закрепления рекламных образов в сознании: “Лэйз — удача. Стань богаче”, “Кнорр вкусен и скор”, “Молоко вдвойне вкусней, если это Милки Вэй”, “Жилетт. Лучше для мужчины нет” и т.д.

Очень распространен метод акронимов. Он заключается в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Этот метод используют в названиях множества организаций: ООН, СЭВ, НАТО и т.д.

Метод акростихов, т.е. стихов, первые буквы каждой строки которых (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или даже фразу. Так, для запоминания по порядку черепно-мозговых нервов в медицинских институтах используют, казалось бы, бессмысленный стишок: “Об орясину осел топорище точит, а факир, выгнав гостей, выть акулой хочет”. Первые буквы этих слов и соответствуют, по порядку, латинским названиям черепно-мозговых нервов. Моя учительница по русскому языку использовала для фиксирования в памяти падежей такую фразу: “Иван рубил дрова, Варвара топила печь”. Каждый ребенок знает, как запомнить все цвета радуги: “Каждый охотник желает знать где сидит фазан”.

Цепной метод, более сложный, заключается в том, что элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары звеньев. Представьте себе, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине: кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите из первого образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна, этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин: ни одну из ваших покупок вы не забудете.

При подготовке своих речей древние греческие и римские ораторы использовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они ежедневно ходили в городе. Затем к каждому из этих мест они “привязывали” тезис или аргумент речи. Скажем, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второй — урне на углу улицы, третий — фонтану на площади. Когда же они произносили свою речь, они мысленно проходили по этой дороге и “забирали” в каждом месте соответствующий элемент. Можно использовать этот прием и для решения более приземленных задач, например, для запоминания того же списка продуктов. Для этого можно мысленно пройти по дому и “разместить” в каждой комнате один из продуктов: хлеб в кухне, цыпленка в гостиной, ветчину в ванной, капусту на кровати в спальне и т.д.

В методе парных ассоциаций используются одновременно рифмы и мысленные образы. Сначала нужно срифмовать 10 (или 20) чисел с какими-то словами, например: один — магазин, два — трава, три — пузыри, четыре — в квартире, пять — кровать, шесть — жесть, семь — тень, восемь — осень, девять — деверь, десять — месяц. Теперь вернемся опять к списку продуктов и постараемся связать каждый из них с одной из этих опорных точек, представляя себе тот образ, который получается при таком соединении. Так, в магазине будет лежать капуста, по траве будет бегать цыпленок, пузыри будут получаться из кипящего масла и т.д. Потом будет достаточно вспомнить по порядку все эти образы, чтобы восстановить необходимый список.

Метод ассоциаций хорош и для изучения иностранного языка, в частности для запоминания слов. Учительница немецкого языка в школе рекомендовала нам так запоминать трудные слова: malen — рисовать, spielen — играть, schreiben- писать. Malen, говорила она, очень похоже на русское “малевать”, “маляр”, spielen на “шпильки”, а schreiben можно было ассоциировать с именем героя тогдашних немецких учебников репортера Шрайбикуса.

Моя мама, работая на почте, легко запоминала номера телефонов по фамилиям клиентов, живущих в квартирах с такими же номерами. Например, телефон 356-12-82 звучал для нее как — Мельников, Кузнецов, Радченко. В фильме «Визит к минотавру» скрипач запоминал номера телефонов, переводя их на музыкальный язык — ноты, и запоминал уже мелодию.

Постарайтесь “привязать” безликие цифры к какой-либо важной для вас дате — дню рождения, своему или ребенка, номеру дома или автобуса, историческому событию и т.д. Стихи хорошо запоминаются под музыку, помните старенький фильм “Я вас любил”, где герой, пытаясь запомнить “Евгения Онегина”, начал напевать на мотив танго: “Мой дядя самых, самых-самых честных правил, когда не в шутку, ох не в шутку занемог…”

Даже в том случае, если усилия, потраченные на составление мнемотехнических схем, покажутся вам чрезмерными по сравнению с достигаемыми результатами, помните, что такая игра все равно стоит свеч: требуя от вас постоянной мобилизации воображения, она будет развивать ваши творческие способности.

Та-ак… Остановка автобуса — три уровня памяти, написала; вход в метро — факторы, способствующие запоминанию, есть; и семь типов мнемотехнических приемов — автостоянка, коммерческая палатка, поликлиника, фонарь, урна, детская площадка и магазин… Уф-ф, кажется, все!

Теории памяти — Библиография

  1. добавлено 2020-07-29

    Воспоминания наблюдателя и перспективный разум. О воспоминаниях извне Кристофера МакКэрролла. [ОБЗОР] Марина Тракас — 2020 — Análisis Filosófico 40: 123-138.details

  2. добавлено 2020-07-24

    Filosofia da Memória: Problemas e Debates Acerca da Memória Episódica.Glaupy Fontana Ribas — 2020 — Kínesis — Revista de Estudos Dos Pós-Graduandos Em Filosofia 12 (31): 77-106.подробнее

  3. добавлено 2020-06-09

    Феноменология запоминания — это эпистемическое чувство Денис Перрен, Куркен Михаэлиан, Сант и Андре Анна — готовится к печати — Frontiers in Psychology .details

  4. добавлено 2020-06-03

    Экстернализм и память: Джейн Хил. Джейн Хил — 1998 — Дополнение к Трудам Аристотелевского общества 72 (1): 95-110.details

  5. добавлено 2020-05-07

    Нечистая феноменология эпизодической памяти.Alexandria Boyle — готовится к печати — Mind and Language .details

  6. добавлено 2020-05-07

    Эпизодическая память не застрахована от ошибок из-за неправильной идентификации: против Фернандеса. Куркена Михаэлиана — готовится к печати — Synthese : 1-19.details

  7. добавлено 2020-05-07

    Мысленное путешествие во времени: эпизодическая память и наше знание личного прошлого Бен Спрингетт — готовится к печати — Философская психология : 1-4.details

  8. добавлено 2020-05-07

    Предсказание прошлого по минимальным следам: эпизодическая память и ее отличие от воображения и сохранения.Маркус Вернинг — 2020 — Обзор философии и психологии 11 (2): 301-333. Подробности

  9. добавлен 2020-05-07

    СИНГУЛЯРИЗМ об эпизодической памяти. Николай Андоновский — 2020 — Обзор философии и психологии 11 (2): 335-365. подробности

  10. добавлено 2020-05-07

    Симуляционизм и функция (и) эпизодической памяти. Ари Шварц — 2020 — Обзор философии и психологии 11 (2): 487-505.details

  11. добавлено 2020-05-07

    Афантазия, SDAM и эпизодическая память.Лайош Бронс — 2019 — Анналы Японской ассоциации философии науки 28: 9-32. Подробности

  12. добавлено 2020-05-07

    Уроки прошлого: эпистемическая генеративность и функция эпизодической памяти А. Бойл — 2019 — Журнал исследований сознания 26 (5-6): 242-251. подробности

  13. добавлено 2020-05-07

    Мысленное путешествие во времени: эпизодическая память и наше знание личного прошлого, Куркен Микаэлиан: MIT Press, 2016, стр. Xx + 291, 43 доллара США.[ОБЗОР] Доротея Дебус — 2018 — Австралийский философский журнал 96 (2): 404-407.details

  14. добавлено 2020-05-07

    Визуальные перспективы в эпизодической памяти и самоощущение. Ин-Дун Линь — 2018 — Психологические границы 9. подробности

  15. добавлено 2020-05-07

    Почему мы помним? Коммуникативная функция эпизодической памяти. Йоханнес Б. Мар и Гергей Чибра — 2018 — Поведенческие исследования и науки о мозге 41. подробности

  16. добавлено 2020-05-07

    Чандракирти о сниженной эпизодической памяти: ответ на вызов Энделя Тулвинга.Сонам ​​Такчое — 2017 — Австралазийский философский обзор 1 (4): 432-438.details

  17. добавлено 2020-05-07

    Элементы эпизодической памяти у животных. С. Клейтон, Д. П. Гриффитс, Н. Дж. Эмери и А. Дикенсон — 2001 — В книге Алана Баддели, Джона Агглтона и Мартина Конвея (ред.), Эпизодическая память: новые направления исследований . Oxford University Press. Подробности

  18. добавлено 2020-04-18

    Почему мы помним? Коммуникативная функция эпизодической памяти.B. Mahr Johannes & Gergely Csibra — 2018 — Поведенческие исследования и исследования мозга 1 (41). Подробности

  19. добавлено 2020-04-07

    Резенха де Критическое введение в эпистемологию памяти. [ОБЗОР] Глаупи Фонтана Рибас и Урсула Лид — 2019 — Cognitio 20 (1): 456-460.details

  20. добавлено 2020-04-03

    Неудачное запоминание: вызов реляционному взгляду на память. Андре Сант’Анна — готовится к печати — Эркеннтнис : 1-24.details

  21. добавлено 2020-03-28

    Эпизодическая память, о проблеме котемпоралидаде, е о сенсо комум.César Schirmer Dos Santos — готовится к печати — In Gerson Albuquerque de Araújo Neto & Giovanni Rolla (ред.), Ciência e Conhecimento . Teresina: Editora da Universidade Federal do Piauí. стр. 101-123. подробности

  22. добавлено 2020-02-12

    Знание, восприятие и память Дон Локк — 1976 — Philosophical Quarterly 26 (104): 279-280.details

.

Типы и типы памяти

Типы и типы памяти

Человеческая память связана с разными системами организма, разными анализаторами и включена в различные виды деятельности. С учетом всех этих факторов существует сложная классификация типов и типов памяти по разным причинам.

• Чувствительная, краткосрочная и долгосрочная память выделяется на время хранения информации.

Сенсорная , или мгновенная , память реализована на уровне рецептора и сохраняет физические характеристики стимулов от 0.От 25 до 2 секунд. Необходимым условием перевода информации из сенсорной памяти в краткосрочную является нацеленность на нее внимания испытуемого. Если информация не оценивается как значимая, следы стираются.

Кратковременная память различает хранение информации до 30 секунд. Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти в виде воспоминаний о чем-либо. Эта информация обрабатывается и интерпретируется мозгом, после чего принимается решение стереть след или передать его в долговременную память.В кратковременной памяти может храниться ограниченное количество элементов, т.е. E. он имеет определенную емкость или объем.

Объем краткосрочной памяти — это способность одновременно хранить определенное количество разрозненных фрагментов информации.

Американский психолог Дж. А. Миллер измерил объем памяти с помощью различных стимулирующих материалов. Оказалось, что объем памяти составляет 7 ± 2 элемента независимо от характера материала памяти. Это могут быть цифры, буквы или названия предметов.Миллер назвал число 7 «волшебным», сравнив его со многими сторонами жизни человека и особенностями его психики: семью чудесами света, семью смертными грехами, семью днями недели.

Если вам нужно хранить информацию в течение короткого времени, которая включает более семи элементов, человек сознательно или автоматически группирует элементы так, чтобы количество групп не превышало семи.

Кратковременная память как ее подвид также включает RAM . Время хранения информации в ней определяется конкретной задачей, операцией операции и может быть несколько больше, чем в кратковременной памяти.Таким образом, человек-оператор сохраняет информацию, поступающую с панели управления, прежде чем принять соответствующее решение, а затем забывает его.

Долговременная память характеризуется практически неограниченным временем хранения материала и неограниченным объемом. В нем хранятся все знания, полученные человеком, сформированные навыки и умения, разнообразные впечатления, все, что составляет прошлый опыт. Не вся информация, хранящаяся в долговременной памяти, доступна для воспроизведения. Его доступность определяется условиями запоминания материала, его значимостью для изучаемого, структурой ассоциативных связей, организацией процессов воспроизведения.

Запоминание может осуществляться в ходе различных действий для достижения разных целей. В соответствии с характером цели существует непроизвольных и произвольных запоминаний. Непроизвольное запоминание происходит без особой цели запоминания. Человек может заниматься какой-то деятельностью: читать, строить дом, играть в шахматы или просто гулять, совершенно не задумываясь о том, чтобы что-то вспомнить, тем не менее, он запоминает определенную информацию.В других случаях человек сознательно, намеренно ставит цель запомнить что-то, например, учебный материал, текст доклада и т. Д. Эта цель называется мнемика (от греч. Мнема — память), а запоминание — произвольное.

Произвольное запоминание — это особая человеческая форма памяти, в которой запоминание отводится специальной мнемонической деятельности. Для его реализации человеку нужно приложить усилия.

Пример

В психологии накоплен большой экспериментальный материал относительно условий успешного запоминания.Советский психолог А.А. Смирнов (1894-1980) изучал факторы, влияющие на непроизвольное запоминание. Его интересовало, что его сотрудники вспоминают по дороге из дома на работу. О таком опросе заранее никого не предупреждали. Обобщая полученные данные, Смирнов пришел к выводу, что для него значимы новые, необычные, яркие события, так или иначе связанные с человеческими интересами.

В опытах П.И. Зинченко (1903-1969) испытуемым предлагалось 15 карточек с изображением предмета и написанными на них числами.Если испытуемым предлагалось разделить карточки на группы по содержанию изображений, они запоминали предметы и почти не запоминали фигуры. Если задача требовала от них работы с числами, они запоминали числа, а не предметы. Таким образом, было показано, что непроизвольно человек лучше запоминает то, что относится к целям и содержанию его деятельности.

Людям часто приходится беспорядочно запоминать тот или иной материал. Актеру необходимо запомнить текст роли, адвокату — соответствующие статьи уголовного или гражданского кодекса.Без запоминания невозможно обучение. Но у некоторых людей произвольное запоминание вызывает затруднения. Потратив много времени на запоминание материала, они не могут воспроизвести его в нужный момент.

А. Н. Леонтьев писал: «Чтобы видеть, надо смотреть, чтобы слышать, нужно слушать, а чтобы помнить, нужно помнить».

Приемы, улучшающие случайное запоминание делятся на две группы. Первые основаны на выявлении внутренних ссылок, существующих в наиболее запоминающихся материалах.Они связаны с его пониманием и логическим анализом.

Пример

А.А. Смирнов показал, что понимание и понимание материала, выделение основной идеи, разделение на смысловые части, в том числе в структуре ассоциаций, повышают продуктивность произвольного запоминания.

Вторая группа техник основана на применении искусственных связей с материалом или мнемонических техник, например, группирование или «метод посредничества».

Пример

Итак, телефон 836-12-83 легче запомнить, представив его как 83-612-83. Метод посредников часто используется студентами для запоминания сложного материала. Например, число i = 3,1416 … запоминается с помощью фразы «Что я знаю о кругах» (но количество букв в каждом слове). Понимание материала и применение мнемотехнических приемов может сделать Процесс запоминания управляем и значительно расширяет возможности человеческой памяти.

• Л.С. Выготский разделил все психические процессы на два типа: естественные, и культурные. Естественные процессы проходят без использования специальных средств. Использование различных средств свойственно только человеку и характеризует опосредованные процессы. По этому критерию выделяются прямых и опосредованная память . С древних времен и до наших дней люди использовали как средство запоминания узелок на память, насечки, заметки, позднее письмо и другие внешние средства.Овладение речью позволило превратить внешние средства запоминания во внутренние. В качестве внутреннего средства люди стали использовать логические операции.

Логическое запоминание осуществляется путем установления смысловых связей нового материала с уже известным материалом.

Если у человека нет внутренних средств для запоминания материала, он запомнит его механически.

Механическое запоминание достигается только многократным повторением, что отражено в поговорке «повторение — мать обучения».«

Повторение — важный и эффективный способ запоминания, но только если он основан на понимании и семантической обработке повторяемого материала.

Пример

Например, школьнику очень сложно запомнить и воспроизвести определение сложной научной концепции. Если он понял суть описываемого им процесса или явления, соотнесенного с его личным опытом, по сравнению с другими процессами, т.е.е. осмыслил запоминающийся материал, результат запоминания будет намного лучше.

Ф. Эббингауз, используя свой метод «бессмысленных слогов», показал, что объем памяти при запоминании бессмысленного материала в несколько раз меньше осмысленного. Иногда человеку приходится что-то запоминать механически. Это могут быть отдельные фрагменты учебного материала, например таблица умножения, но в основе преподавания лежит логическая содержательная

.

Какие бывают типы памяти?

Память — это способность мозга вспоминать прошлый опыт или информацию. В этой способности ума информация кодируется, хранится и извлекается. В самом широком смысле существует три типа памяти: сенсорная память, кратковременная память и долговременная память.

Обычно, когда мы думаем о слове «память», мы имеем в виду долгосрочную память, например, вспоминая квотербека New York Giants. Но наш разум также обладает сенсорной и кратковременной памятью.Не все воспоминания одинаковы; разные типы действуют по-разному.

Сенсорная память

Сенсорная память — это самая короткая форма памяти. Это очень мимолетно — не более чем вспышка. Сенсорная память действует как буфер для стимулов, полученных через пять органов чувств. Эти изображения точно сохраняются, но только на короткий момент времени, обычно менее полсекунды.

Вы когда-нибудь махали бенгальским огнем в воздухе и видели за ним след света? Это сенсорная память: образ, запах, звук.Как бы то ни было, сенсорная память работает с нашими чувствами, чтобы быстро вспомнить какую-то вспышку информации.

Существует три основных подкатегории сенсорной памяти. Давайте взглянем.

Iconic Memory

Это относится к непосредственным визуальным воспоминаниям. Иконическая память также очень и очень мимолетна. Так мозг запоминает изображение, которое вы только что видели. Скажите, что на экране вашего компьютера промелькнуло что-то менее секунды. Ваш мозг очень быстро «запомнит» то, что он видел, даже после того, как изображение исчезнет.За пределами 0,5 секунды все, что вы «помните», сохраняется в кратковременной памяти.

Эхо-память

Эхо-память, которую иногда называют слуховой сенсорной памятью, относится к звуковой памяти. В целом, эхо-воспоминания хранятся немного дольше, чем знаковые: около четырех секунд. Если вы слышите несколько нот мелодии, вы можете напевать ее сразу же после ее окончания. Однако если через несколько минут вас снова попросят мелодию, вы не сможете ее вспомнить, если она не будет перенесена в кратковременную память.

Тактильная память

Это относится к воспоминаниям, связанным с осязанием. Как и в случае с иконической и эховой памятью, тактильная память одинаково мимолетна. Если вы проведете рукой по шероховатой поверхности, вы запомните точное ощущение, которое вы почувствовали на несколько секунд. После этого память необходимо закодировать в кратковременную память для последующего вызова.

Другие сенсорные воспоминания

А как насчет двух других органов чувств: обоняния (запаха) и вкуса (вкуса)? Несмотря на то, что мы часто слышим, что обоняние — наша самая сильная связь с прошлым, по иронии судьбы, вышеупомянутые три подкатегории более широко изучаются в контексте сенсорной памяти.

Независимо от того, имеете ли вы дело со зрением, запахом или вкусом, помните, что сенсорные воспоминания мимолетны. Это не что иное, как вспышка — вспышка бенгальского огня или изображение, мелькающее на экране.

Если вы ищете советы и рекомендации, которые помогут улучшить память, прочтите статью «Как улучшить память».

Кратковременная память

Краткосрочные воспоминания немного менее мимолетны, чем сенсорные, но они все равно исчезают через несколько минут. Этикетка вполне удачная, учитывая их функцию.Кратковременная память — это часть нашего мозга, которая хранит информацию до тех пор, пока нам не понадобится ее вспомнить. Если мы составим мысленный список до того, как побежим к Target, то именно наша кратковременная память поможет нам вспомнить кондиционер для белья или складной стул.

Кратковременная память, часто заменяемая термином «рабочая память», является очень временной. Он имеет небольшую емкость, так как обрабатываемая информация будет либо быстро удалена, либо занесена в наш банк долговременной памяти. Это своего рода предшественник долговременной памяти, которая имеет множество различных аспектов с различной функциональностью.

Это причина, по которой вы можете постоянно повторять номер телефона, подходя к телефону; вы храните это число в своей кратковременной памяти.

Пример кратковременной памяти

Лилли припарковалась в гараже на Мейн-стрит. Чтобы заплатить за парковку, ей нужно было запомнить номер своего парковочного места, когда она подошла, чтобы положить деньги в счетчик. Получив билет, она повесила его на лобовое стекло и перешла улицу, чтобы встретить своих друзей за ужином.

Если бы вы спросили ее, какой у нее номер парковочного места на полпути к десерту, она могла бы не сказать вам.

Долговременная память

Долговременная память — это система мозга для хранения, управления и вызова информации. Он очень сложный с разным функционалом. Поскольку сенсорные воспоминания мерцают менее секунды, а краткосрочные воспоминания длятся всего минуту или две, долгосрочные воспоминания включают в себя все, от события, произошедшего пять минут назад, до события, произошедшего 20 лет назад.

Есть много разных форм долговременной памяти. Иногда они сознательны, требуя от нас активно думать, чтобы вспомнить часть информации.В других случаях они без сознания, просто появляются без активной попытки вспомнить, например, вспоминая дорогу от дома до работы, не задумываясь об этом.

Давайте взглянем на некоторые из наиболее распространенных форм долговременной памяти.

Явная память

Иногда называемая сознательной памятью, это преднамеренное вспоминание информации.

Например: каждый раз, когда Кэти заполняет заявление в колледж, она должна сознательно вспомнить свой полный адрес, номер телефона и номер социального страхования.

Декларативная память

Вариант явной памяти, который включает в себя сохранение и напоминание важных фактов, таких как даты, события и информация.

Например: Когда наступает Август, Кэти понимает, что пора купить поздравительную открытку для своей лучшей подруги Сары. 30 августа — день рождения Сары.

Эпизодическая память

Форма декларативной памяти, которая включает в себя способность вспоминать из первых рук события из вашей жизни.

Например: мама Кэти звонит, чтобы спросить, чем она занималась на выходных.Кэти должна вспомнить субботний турнир по фрисби и церковное собрание, которое она посетила в воскресенье, чтобы рассказать о них своей матери.

Семантическая память

Семантическая память, также являющаяся формой декларативной памяти, относится к хранилищу словаря, ключевых фактов, имен и общих знаний.

Например: мама Кэти любит NY Giants, но никогда не может вспомнить имя квотербека. Джули постоянно приходится напоминать ей, что его зовут Эли Мэннинг.

Неявная память

Неявная память, которую иногда называют «бессознательной памятью», включает в себя сохранение информации из момента времени, которую нельзя специально вызвать. Вы знаете, как некоторые вещи просто «звонят в колокольчик»?

Например: Родители Саши взяли ее на семейный отдых на берег Джерси, когда ей было восемь лет. Гораздо позже, во время весенних каникул в колледже, Саша вернулась на берег Джерси со своими сестрами из женского общества и точно вспомнила, как добраться до променада.

Процедурная память

Форма неявной памяти, процедурная память — это способность вспоминать, как что-то делать, от езды на велосипеде до вождения автомобиля.

Например: Саша обычно садилась в свою машину и проходила серию проверок безопасности перед вождением. Правильно ли расположены ее зеркала? Ее ремень безопасности пристегнут? Теперь она просто входит и автоматически выполняет рутинные проверки, даже не задумываясь о них.

Слуховая память

Слуховая память помогает нам сохранять информацию на основе звуков, которые мы слышим.Когда ребенок узнает звуки, которые издают буквы, именно его слуховая память позволяет ему помнить, что буква «B» издает звук, который мы слышим в слове «мяч».

Итак, когда ребенок заучивает буквы, в книге может быть одна страница, на которой изображена буква B. Родитель или учитель моделирует звук, который издает буква. Затем на следующей странице они могут найти слово «мяч». Чтобы ребенок добился успеха, ему необходимо запомнить звук «Б» с предыдущей страницы.

Зрительно-пространственная память

Между тем визуально-пространственная память — это то, что помогает ребенку ассоциировать изображение баскетбольного мяча со словом «мяч». Способность ребенка обозначить этот круглый оранжевый объект как баскетбольный мяч будет зависеть от полученных им визуальных сигналов.

Все в голове

Разве разум — не сказочное исследование? Он выполняет множество функций. Он работает секретарем в форме сенсорной памяти, допускающей вспышки в уме. Он действует как судья и присяжные, решая, какие факты быстро входят и выходят из банка краткосрочной памяти или переходят в долговременную память.

Разум хранит информацию, которую мы можем найти и схватить, намеренно ли мы помещаем ее туда или даже не осознаем, что она там находится. В следующий раз, когда что-то «зазвонит» для вас, похлопайте ваш разум по спине. Чтобы лучше понять, как работает наша память, попробуйте эти шесть способов пополнить свой словарный запас. Сильная память имеет первостепенное значение для крепкого словарного запаса.

Какие бывают типы памяти? ,

Определение памяти и типы памяти

Чтобы вспомнить события, факты или процессы, мы должны зафиксировать их в памяти. Процесс формирования памяти включает в себя кодирование, хранение, сохранение и последующее воспроизведение информации и прошлого опыта.

Когнитивный психолог Маргарет В. Матлин описала память как «процесс сохранения информации во времени». Другие определили это как способность использовать наш прошлый опыт для определения нашего будущего пути.

Когда их просят определить память, большинство людей думают о том, чтобы подготовиться к тесту или вспомнить, куда мы кладем ключи от машины.Однако память важна в нашей повседневной жизни. Мы не смогли бы функционировать в настоящем или двигаться вперед, не полагаясь на нашу память.

Как мы формируем воспоминания

Процесс кодирования памяти начинается, когда мы рождаемся, и происходит непрерывно. Чтобы что-то стало воспоминанием, оно должно быть уловлено одним или несколькими нашими чувствами. Память начинается с краткосрочного хранения. Например, мы учимся завязывать шнурки. Как только мы завершаем процесс, он сохраняется в нашей долговременной памяти, и мы можем делать это, не задумываясь о необходимых этапах.

Важные воспоминания обычно перемещаются из кратковременной памяти в долговременную. Перенос информации в долговременную память для более постоянного хранения может происходить в несколько этапов. Информация может быть сохранена в долговременной памяти посредством повторения — например, подготовка к экзамену или многократное выполнение шагов, пока ходьба не станет возможной, не задумываясь — или связав ее с другими ранее приобретенными знаниями, например, вспоминая новую знакомую миссис Эмералд, связывая ее имя с изображением зеленого драгоценного камня.

Мотивация также является важным аспектом, поскольку информация, относящаяся к тому, что вас интересует, с большей вероятностью будет сохранена в вашей долговременной памяти. Вот почему кто-то может вспомнить статистику любимого бейсболиста спустя годы после того, как он ушел на пенсию или где была куплена пара любимой обуви.

Обычно мы не знаем, что находится в нашей памяти, пока нам не понадобится использовать этот бит информации. Затем мы используем процесс поиска, чтобы вывести его на первый план, когда нам нужно его использовать.Опять же, большая часть этого воспоминания происходит без концентрации на нем — особенно с обычными задачами, такими как завязывание обуви — но есть и другие типы воспоминаний, которые требуют больше усилий, чтобы вывести их на первый план.

Потеря памяти часто связана со старением, но есть ряд факторов, которые могут вызвать кратковременную и долговременную потерю памяти, включая травмы, лекарства и наблюдение за травмирующим событием.

Типы памяти

Хотя у экспертов есть разные определения кратковременной памяти, обычно ее описывают как воспоминание о вещах, которые произошли непосредственно в течение нескольких дней.Обычно считается, что от пяти до девяти элементов можно сохранить в активной краткосрочной памяти и легко вызвать из памяти. Пациенты, страдающие кратковременной потерей памяти, не могут вспомнить, кто заходил в комнату пять минут назад, но могут вспомнить своего друга детства 50 лет назад.

Неявная память иногда называется бессознательной или автоматической памятью. Неявная память использует прошлый опыт, чтобы запоминать вещи, не думая о них. Говорят, что музыканты и профессиональные спортсмены обладают превосходной способностью формировать процедурные воспоминания.

Процедурная память, которая является подмножеством неявной памяти, является частью долговременной памяти, отвечающей за умение делать вещи, также известной как двигательные навыки. Вам не нужно копаться в памяти, чтобы вспоминать, как ходить, каждый раз, когда вы делаете шаг.

Некоторые примеры процедурной памяти:

  • Игра на фортепиано
  • Катание на коньках
  • Игра в теннис
  • Плавание
  • Подъем по лестнице

В то время как имплицитная память практически не требует усилий для вызова, явная память — иногда называемая декларативной память — требует более согласованных усилий, чтобы вывести на поверхность.Декларативная память включает в себя как семантическую, так и эпизодическую память.

В то время как большинство людей могут отсчитывать дни недели от времени, когда они учатся в начальной школе (что является неявной памятью), требуется явная память, чтобы помнить, что день рождения вашей матери будет в следующую среду.

Семантическая память не связана с личным опытом. Семантическая память включает в себя общеизвестные вещи, такие как названия государств, звуки букв, столицы стран и другие основные факты, которые не подвергаются сомнению.Вот некоторые примеры семантической памяти:

  • Знание о голубом небе
  • Умение пользоваться ножом и вилкой
  • Вспоминание о собаке
  • Вспоминая, что президент Кеннеди был убит 22 ноября 1963 г.

Эпизодический Память — это уникальные воспоминания человека об определенном событии или эпизоде. Люди обычно способны связать определенные детали с эпизодическими воспоминаниями, например, как они себя чувствовали, время и место и другие подробности.Неясно, почему одни воспоминания о событиях нашей жизни сохраняются в памяти, а другие не записываются, но исследователи считают, что эмоции играют решающую роль в том, что мы помним.

Некоторые примеры эпизодической памяти:

  • Где вы были и с кем были, когда узнали о катастрофе космического челнока «Челленджер»
  • Ваш пляжный отдых прошлым летом
  • Ваш первый полет на самолете
  • Ваш первый день на новой работе
  • Ресторан, в котором вы пошли на первое свидание с супругом

Родственное :

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *