Социальная ситуация в младенческом возрасте. Социальная ситуация развития младенца. Микропериоды младенческого возраста
С первого взгляда легко может показаться, что младенец совершенно или почти асоциальное существо. Он лишен еще основного средства социального общения — человеческой речи. Его жизнедеятельность исчерпывается в значительной степени удовлетворением простейших жизненных потребностей. Он в гораздо большей степени является объектом, чем субъектом, т. е. активным участником социальных отношений. Отсюда легко возникает впечатление, что младенчество представляет собой период асоциального развития ребенка, что младенец есть чисто биологическое существо, лишенное еще специфических человеческих свойств, и в первую очередь самого основного из них — социальности. Именно это мнение лежит в основе ряда ошибочных теорий младенческого возраста, к рассмотрению которых мы обратимся ниже.
Проще говоря, социально-эмоциональное развитие имеет какое-то отношение к развитию способности человека осваивать свои эмоции и способность относиться к другим. Это так называемые годы становления, поэтому родители и другие воспитатели на этом этапе развития человека играют важную роль в развитии младенцев и детей младшего возраста. Для здорового социально-эмоционального развития младенец должен установить устойчивую эмоциональную связь, характеризующуюся тенденцией искать и поддерживать близость к определенной фигуре, особенно во время стрессовой ситуации. Это социальный феномен привязанности. Согласно доктору Джону Боули, отцу теории привязанности, начало привязанности происходит в течение первых 6 месяцев жизни ребенка с помощью множества встроенных сигналов, которые ребенок использует для того, чтобы держать своего попечителя. Ребенок плачет, смотрит в глаза матери, улыбается и т.д. в ближайшие несколько месяцев ребенок развивается в своей степени привязанности к своим родителям. Она улыбается им более свободно, чем любой незнакомец, которого она редко видит. Ключом к хорошему старту в социальном развитии ребенка является много гибкого взаимодействия с ребенком. Младенцы преуспевают в социальном взаимодействии, когда это происходит в ответ на их социальные ставки. Младенцы, кажется, сообщают нам, когда они хотят взаимодействовать или нет. Важное значение имеет время реагирования воспитателя на ребенка. Младенцы присоединяются к нескольким опекунам, и они одновременно развивают эмоциональные отношения с несколькими опекунами. Даже когда дети занимаются уходом за детьми более 30 часов в неделю, семья вносит больший вклад в социальное и познавательное благополучие ребенка, чем организация по уходу за детьми. Родители имеют значение, и дети привязаны к родителям, даже когда дети находятся на попечении. Родители и воспитатели помогают детям регулировать свои эмоции, работая с ними и выступая в качестве своих моделей. Другим фактором социально-эмоционального развития ребенка является темперамент. Каждый ребенок выражает черты характера, которые мы называем темпераментом. Как ребенок эмоционально реагирует на объекты, события и людей, является отражением его индивидуального темперамента. Исследователи Томас, Шахматы и Берч описали девять различных категорий темперамента: Воспитание младенцев-малышах в раннем возрасте. Чтобы определить темперамент ребенка, сделайте следующие замечания: Уровень активности. Некоторые дети спокойны или неактивны. Другие младенцы трясут много, и, как малыши, всегда в движении. На этом этапе они должны тщательно следить. Некоторые дети очень смайливы и веселы. Хотя они надежно прикреплены к своим учителям, у других есть сдержанное настроение и они выглядят более торжественными или несчастными. Порог ребенка для бедствия. Некоторые дети очень чувствительны. Они очень расстраиваются при стрессе. Другие дети могут с комфортом ждать, когда им нужно кормить или немного внимания. Некоторые дети голодают или сонные на довольно регулярной и предсказуемой основе. Другие дети спят в разное время, мочится или двигаются кишечника в непредсказуемое время, и голодают в разное время. Их трудно надеть «график». Интенсивность ответа у каждого ребенка. Когда порог ребенка для бедствия достигнут, некоторые дети действуют неугомонно. Другое действие немного расстроено или раздражительно. Некоторые младенцы очень осторожны. Они опасаются и боятся новых учителей, помещаются в другую кроватку или попадают в новую обстановку. Другие младенцы подходят к новым людям, новым видам деятельности или новым возможностям игры с изюминкой и наслаждением. Некоторые дети могут сосредоточиться на игрушке независимо от окружающей суеты или шума в комнате. Некоторые дети реагируют на странные или сложные ситуации с бедствием, но восстанавливаются довольно быстро. Другие приспосабливаются к новым ситуациям с трудом или после очень длительного периода. У некоторых детей длительный период внимания. Они продолжают свою деятельность довольно долгое время. Это не потому, что они плохие дети. Это просто потому, чт
Вопрос 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте.
метки: Ранний, Действие, Предметный, Взрослый, Предмет, Деятельность, Развитие, Детство
Лекция 5
Тема «Психологические особенности раннего детства»
Вопросы:
1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте;
2. Общение со взрослым и развитие речи в раннем детстве;
3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте;
4. Формирование личности в раннем детстве;
5. Кризис трех лет.
К очникам не переносить!
Вопрос 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте.
Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды.
Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок— предмет— взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.
Взрослый для ребенка раннего возраста — это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Кроме того, взрослый выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.
Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является предметно-манипулятивная или орудийно-предметная деятельность. Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия.
Орудийно-предметные действия — это действия с предметом — орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. Примеры орудийных действий — пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко.
6 стр., 2535 слов
Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, воспитания детей раннего и дошкольного возраста
… и в случае с формированием предметных действий, помощь взрослого, при воспитании ребенка раннего возраста, необходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий образный … только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Взрослым, при воспитании ребенка раннего возраста, надо помнить, что представление о себе, первая …
Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве — это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Игра рождается внутри предметной деятельности. Сначала ребенок манипулирует предметами так, как показал взрослый, причем требует тот же самый предмет (ту самую ручку, ту самую книгу, которую держит в руках мама).
Следующие этапы в развитии предметных действий, которые приводят к обособлению игры: перенос показанного действия на другие предметы (замещение), использование предметов-заместителей; воспроизведение увиденного на игрушках.
Одна из ранних форм игры детей раннего возраста — предметная игра — представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций («значений») предмета в реальном практическом действии.
Другой новый вид деятельности, складывающийся на основе предметной, — рисование, изобразительная деятельность. Рождаясь как «действие черкания» карандашом, рисование в раннем детстве проходит несколько стадий:
1. каракули;
2. узнавание предмета в случайном сочетании линий;
3. изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (собственно изобразительная деятельность).
Рисование — это знаковая, символическая деятельность, поскольку любое, самое несовершенное изображение представляет собой знак предмета. Требуются руководство и помощь со стороны взрослых, чтобы стимулировать переход от черкания как орудийного действия карандашом к изображению.
Вопрос 2. Общение со взрослым и развитие речи в раннем детстве.
Раннее детство — сенситивный период для усвоения речи. Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие организации взаимодействия, делового сотрудничества.
В раннем детстве продолжается совершенствование понимания речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи ребенка. На начальных этапах понимание словесных сообщений относится к ситуации в целом.
2 стр., 919 слов
Особенности воспитания и развития слепого ребенка в период раннего детства
… 1. Особенности воспитания и развития слепого ребенка в период раннего детства Развитие зрячего ребенка при сформировавшемся зрительном восприятии … . В этом возрасте такой деятельностью является предметная деятельность, в процессе которой развиваются … речи, ограниченном понимании слов, в менее развитых и скоординированных движениях и слабой ориентировке в пространстве. В психическом развитии ребенка …
Вопросы взрослых: «Где мама (огонек, часы, собачка)?», просьбы выполнить то или иное действие организуют поведение ребенка. Сначала ребенок способен воспринять, понять инструкцию только по ходу действия. Затем словесные указания могут быть даны заранее, для руководства ориентировочной деятельностью ребенка.
Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребенка и взрослого. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития.
Переходная фаза от доречевого этапа к собственно речевому занимает обычно около 6 месяцев — от конца первого развития детей 1 года жизни»>года жизни ребенка до достижения им полутора лет. В случае замедленного речевого развития этот период может растянуться на год — полтора.
В конце первого года жизни характерна автономная речь, исходящая из аморфных слов-корней. Активный словарь ребенка 11—12 месяцев включает обычно от 4—5 до 30—40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляется изредка. После полутора лет речевое поведение ребенка резко изменяется, становится значительно более активным. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200-1500 слов.
Вопрос 3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте.
Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это объясняется тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и др.
5 стр., 2056 слов
Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни (Н. М. Аксарина, Т.В. Пантюхина).
… года, 2 года 6 месяцев, 3 года. Именно в данном возрасте оцениваются достижения ребенка в развитии. Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей второго года жизни … ребенка в раннем возрасте От 1 года до 3 лет). Данные ниже показатели развития ребенка выявлены в ходе изучения закономерностей развития детей … Литература по теме для специалистов, работающих с детьми раннего возраста:
Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Этим объясняется удивительная особенность восприятия полуторагодовалых — двухлетних детей. Они способны иногда узнавать близких на фотографиях, где те в другом возрасте, в незнакомом окружении, и, напротив, испугаться, впервые увидев дома маму в новой шляпе.
Следующая ступень — зрительное соотнесение свойств предметов (зрительная ориентировка).
Становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу — сначала по форме, величине, потом по цвету. Накапливается запас представлений о свойствах предметов (образы восприятия).
Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
В раннем возрасте начинается формирование сенсорных эталонов — вначале предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Таким образом, сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т. д.).
Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.
Вопрос 4. Формирование личности в раннем детстве.
Отличительная особенность психики ребенка раннего возраста — единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно — каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен. Наглядная ситуация часто «руководит» и восприятием, и поведением ребенка.
Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.
4 стр., 1705 слов
Психическое развитие детей от года до 3 лет
Воспитывая ребенка от года до 3 лет, надо иметь знания по следующим направлениям: ¦ прямохождение и его роль в развитии ребенка; ¦ мышечное чувство как результат совместной функции зрения, кинестезии и осязания; ¦ ориентация в пространстве; ¦ орудийные действия, сензитивность развития речи; ¦ внешние и внутренние ориентировочные действия; ¦ наглядно–действенное мышление; ¦ знаковая функция …
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются прежде всего тем, что непосредственно окружает ребенка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить — дать взамен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.
Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение ребенка более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации, создает основу для развития речевой регуляции поведения, т. е. выполнения действий, направленных на словесно обозначенные цели.
Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрослых. Уже в младенчестве у детей начинают формироваться любовь, симпатия к близким людям — матери, отцу, воспитательнице в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремится получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи пострадавшему ребенку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками.
Ребенок легко заражается чувствами других людей. Так, в яслях, когда один-два ребенка начинают плакать, этот плач подхватывают и другие, и он нередко распространяется на всю группу.
Начиная с полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.
Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок начинает испытывать чувство стыда, в случаях если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребенку становится стыдно, если он неправильно произносит слова, ошибается, рассказывая стишок, и т.п. Но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослыми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его.
4 стр., 1963 слов
Дидактические игры как средство обогащения словаря детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи 3 уровня
016 Д Дидактические игры как средство обогащения словаря детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи 3 уровня Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития словаря детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи 3 уровня посредством дидактических игр 8 1.1 Особенности развития словаря пятого года жизни с общим недоразвитием речи 3 уровня 8 1.2 Возможности использования …
В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя отличает ребенка от других и одновременно указывает на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам).
Ребенок узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Ребенок отстаивает право на свое имя и протестует, если его называют другим именем.
Ребенок начинает знакомиться с собой с конца второго года жизни. Это знакомство относится сначала к внешнему облику, а потом к внутреннему миру. На втором году жизни дети обычно не узнают себя в зеркале, на фотографии или в кино, сосредоточивая внимание на изображениях других людей, которых они знают. Узнавание возникает при помощи взрослых. Оно очень занимает ребенка, и он как бы упражняется в запоминании своего облика.
Узнавание себя на фотографии и в кинофильме затрудняет детей больше, чем узнавание в зеркале. В два года они хорошо узнают других людей и обстановку, в которой производилась съемка, но себя начинают узнавать только с середины третьего года жизни, причем в течение некоторого времени ребенок говорит о своем изображении в кино так, как будто это второй он («тот Саша»).
В этом проявляется трудность осознания неизменности самого себя в разной обстановке.
Осознание себя как постоянного источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей, происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ребенок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разнообразные предметные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Я бегаю»; «Дай мне куклу»; «Возьми меня с собой».
13 стр., 6430 слов
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание
… и требованиям современного общества. Для большинства детей пятого года жизни характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку … связи с этим развитие музыкально-творческих способностей детей, начиная с младшего дошкольного возраста, рассматривается сейчас в … компонентом музыкального слуха”. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном …
Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей, в свою очередь, приводят к появлению нового отношения ребенка к взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет быть таким, как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью, что приводит к возникновению очередного кризиса.
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младенца — Студопедия
Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов.
Во-первых, младенец даже биологически — беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности. Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого. Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом — его отношение к действительностиизначально социально.
Во-вторых, будучи вплетенным в социальное, ребенок лишен основного средства общения — речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное — бессловесное.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорождённости. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и знаменуется выделением взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности.
Первая специфическая форма реагирования именно на человека (на его лицо или голос) появляется к 2—3 месяцу. В психологии она получила название «комплекса оживления».
Первоначально необходимость связи младенца со взрослым приводит (при отсутствии речи) к появлению особых, неречевых форм их общения. Первой формой такого общения являетсяэмоциональная реакция ребенка на взрослого в «комплексе оживления» (начало младенчества). Она создает основу для возникновения и развития других форм общения, в частности для возникновения подражания звукам ипонимания речи окружающих взрослых.
Сложившаяся положительная реакция переносится на предметы, поэтому предметы, находящиеся в руках «приятного» взрослого, приобретают притягательный характер и начинают сами по себе вызывать у ребенка положительные реакции. Эмоциональная притягательность предметов для младенцев является вторичной, так как возникает через взрослого,
В младенческом возрасте большинство эмоциональных реакций ребенка на взрослого условно можно именовать пассивными реакциями общения — они вызываются активностью самих взрослых, а не ребенка. Во втором полугодии появляются первые обратные реакции: ребенок начинает делать попытки привлечь к себе взрослого, «заигрывает» с ним, тянет ручки к подошедшему, кричит или хнычет, если на него не обращают внимания. Появление этих первых реакций свидетельствует о возрастающей к концу младенческого возраста потребности в общении со взрослым
Согласно данным М.И. Лисиной, к 2,5 мес у детей можно констатировать оформление потребности в общении. Для того чтобы любая потребность развивалась, она должна стимулироваться мотивами.
Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка, М.И. Лисина назвала ситуативно-личностным. Оно появляется, когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера. В развитом виде ситуативно-личностное общение обнаруживается в комплексе оживления. Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность этого возраста.
Ситуативно-личностное общение имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Доброжелательность и внимание взрослого вызывают положительные переживания, которые повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в «социальной сфере», эти приобретения начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к прогрессу в когнитивном развитии ребенка.
С развитием хватания, манипулирования предметами ситуативно-личностное общение начинает изживать себя. Умеющий действовать с предметами ребенок занимает новую позицию в системеребенок-взрослый. От 6 мес до 2 лет формируется ситуативно-деловой вид общения, протекающий на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого. О нем мы поговорим при анализе раннего детства.
Если в этом возрасте ребенок будет лишен общения и внимания или ограничен в контактах со взрослыми, то развивается глубокая физическая и психическая отсталость, именуемая госпитализмом. Его проявлениями являются: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т.п.).
Выявлено, что причиной госпитализма является неудовлетворение базовых социально-психических потребностей: в разнообразии стимуляции, в познании, в первичных социально-эмоциональных связях. Госпитализм возникает не только как результат изоляции или сепарации ребенка, но и в ситуациях эмоционального равнодушия к нему, отсутствия доброжелательного внимания со стороны близких взрослых.
Пример социальной ситуации развития ребенка. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте
Ранний возраст — это период жизни человека с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной.
В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». На первых порах прямохождение, ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходимы поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребёнка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребёнку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определённая самостоятельность.
Основная потребность ребёнка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребёнок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать.
Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок — ПРЕДМЕТ — взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Ребёнку всё хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребёнка с взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Средства общения — это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использования предметов по назначению, совместные игры.
Взрослый для ребенка раннего возраста — это, прежде всего, соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребёнка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов.
На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д.Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним. Взрослый становиться для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий. И хотя на протяжении всего раннего возраста форма общения со взрослым по прежнему остается ситуативно-деловой, характер делового общения существенно меняется. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов.
Теперь необходимы соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ре
9. Социальная ситуация развития и основные новообразования младенческого возраста
Социальная
ситуация неразрывного единства ребенка
и взрослого содержит в себе противоречие:
ребенок максимально нуждается во
взрослом и в то же время не имеет
специфических средств воздействия на
него. Это противоречие решается на
протяжении всего периода младенчества.
Социальная
ситуация общей жизни ребенка с матерью
приводит к возникновению нового типа
деятельности – непосредственного
эмоционального общения ребенка и
матери. Специфическая
особенность этого
типа деятельности состоит в том,
что предмет
этой деятельности – другой человек.
Но если предмет деятельности – другой
человек, то эта деятельность суть
общение. Со стороны взрослого ребенок
становится предметом деятельности. Со
стороны ребенка можно наблюдать
возникновение первых форм воздействия
на взрослого. Так, очень скоро голосовые
реакции ребенка приобретают характер
эмоционально активного призыва, хныканье
превращается в поведенческий акт,
направленный на взрослого человека.
Общение
в этот период должно
носить эмоционально-положительный
характер.
Тем самым у ребенка создается
эмоционально-положительный характер,
эмоционально-положительный тонус, что
служит признаком физического и
психического здоровья.
Социальная
ситуация психического развития ребенка
младенческого возраста – ситуация
неразрывного единства ребенка и
взрослого,
социальная ситуация комфорта.
К
девяти месяцам ребенок становится на
ножки, начинает ходить. Главное в акте
ходьбы не только то, что расширяется
пространство ребенка, но и то, что ребенок
отделяет себя от взрослого. Впервые
происходит раздробление единой социальной
ситуации «мы», теперь не мама ведет
ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба
– первое основное новообразование младенческого
возраста, знаменующее собой разрыв
старой ситуации развития.
Второе
основное новообразование этого
возраста – появление
первого слова.
Особенность первых слов в том, что они
носят характер указательных жестов.
Ходьба и обогащение предметных действий
требуют речи, которая бы удовлетворяла
общение по поводу предметов. Речь, как
и все новообразования возраста, носит
переходный характер. Это автономная,
ситуативная, эмоционально окрашенная
речь, понятная только близким. Это речь
специфическая по своей структуре,
состоящая из обрывков слов. Но какой бы
ни была эта речь, она представляет собой
новое качество, которое может служить
критерием того, что старая социальная
ситуация развития ребенка распалась.
Там, где было единство, стало двое:
взрослый и ребенок. Между ними выросло
новое содержание – предметная
деятельность.
10.характеристика
кризиса 1 года
Этот
кризис является переходным периодом
между младенчеством и ранним
детством.
Ребенок
начинает активно ходить, ползать,
происходит освоение окружающего
пространства. Поскольку не все желания
ребенка выполнимы, ему часто приходится
слышать слово «нельзя», которое может
вызывать сильную эмоциональную реакцию,
протест. В этом заключаются негативные
проявления кризиса. Задача родителей
в этот период – дать ребенку некоторую
долю самостоятельности, быть более
терпеливыми и выдержанными, а самое
главное последовательными – постараться
исключить ситуации, когда сегодня что-то
нельзя, а завтра можно и т.д.
Основным
новообразованием является детская или
автономная речь. Эта речь отличается
от взрослой по звучанию и по смыслу и
часто бывает понятна только самым
близким людям, находящимися с ребенком
постоянно.
11.
психическое развитие ребенка в раннем
детстве
В
раннем детстве развитие идет максимально
быстрыми темпами, как ни в каком другом
возрасте. Происходит наиболее интенсивное
становление и развитие всех особенностей,
свойственных человеку: осваиваются
основные движения и действия с предметами,
закладываются основы для психических
процессов и личности;
Скачкообразность
и неравномерность психического развития
в этом периоде выражена ярче, чем в
другом возрасте. Медленное накопление
тех или иных особенностей стремительно
сменяется наиболее быстрыми преобразованиями
в психике. Причем темп и значение разных
линий психического развития на разных
возрастных этапах жизни ребенка
неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3
мес. ведущей линией развития психики
является формирование зрительных и
слуховых ориентировочных реакций. С 3
до 5-6 мес. на основе развития зрительного
сосредоточения совершенствуются
движения руки, формируется хватание,
ребенок начинает манипулировать с
предметами: Устанавливаются зрительные,
слуховые, тактильные и двигательные
взаимосвязи.
Ребенок,
в отличие от детенышей животного,
рождается с минимальным количеством
врожденных рефлексов, но с богатым
потенциалом жизненного развития.
Практически все многообразие форм
поведения, как положительных, так и
отрицательных, складывается в процессе
взаимодействия с социальной средой. И
даже само время возникновения определенных
психических реакций может быть ускорено
соответствующим влиянием взрослого.
Например, если он проявляет к ребенку
добро желательное внимание и заботу,
ласково разговаривает, то улыбка у
малыша появляется раньше.
Существенной
особенностью раннего детства является
взаимосвязь физического и нервно-психического
развития. Психическое развитие во многом
определяется состоянием здоровья
малыша. Незначительное ухудшение
здоровья влияет на эмоциональное
самочувствие ребенка, болезнь может
разрушить сформированные формы поведения.
И наоборот, положительные эмоции ускоряют
выздоровление.
Психическое
и физическое состояние ребенка в этом
возрасте очень неустойчиво. Наблюдается
большая физическая и психическая
ранимость. Дети быстро заболевают, легко
утомляются, их настроение часто
меняется.
Для
детей раннего возраста характерна
высокая пластичность всего организма,
и в первую очередь психической и высшей
нервной деятельности. Данная особенность
создает, с одной стороны, огромные
возможности для воспитания и обучения,
а с другой — дает возможность компенсировать
нарушенную функцию с помощью других
функций и систем организма. Несмотря
на богатые возможности развития,
формирующиеся умения и навыки малыша
неустойчивы, незавершены и при
неблагоприятных условиях легко
разубираются. Так, у детей, посещающих
ясли, после нескольких дней отдыха;
проведенных дома, приходится снова
закреплять навык мытья рук. То есть в
раннем возрасте складываются не столько
семи умения и навыки, сколько предпосылки
для их дальнейшего усовершенствования.
У
нормального здорового ребенка в первые
три года жизни ярко выражены ориентировочные
реакции. Они стимулируют развитие
сенсомоторных потребностей в движениях
и впечатления. Сенсорные потребности
побуждают ребенка к двигательной
активности. И в свою очередь движения
способствуют интеллектуальному развитию
малыша. Если же дети ограничены в
получении информации, то их психическое
развитие значительно задерживается.
Особое
значение в психическом развитии имеет
эмоциональное состояние ребенка и его
отношение к окружающему. Положительные
эмоции создают благоприятные условия
не только для режимных процессов, но и
для формирования поведения. Они влияют
на установление социальных связей
сначала со взрослыми, а затем со
сверстниками, формирование предпосылок
личности, поддержание и развитие интереса
к окружающему. К тому же маленький
ребенок легко заражается эмоциональным
состоянием, настроением воспитывающего
его взрослого.
Ведущая
роль в психическом развитии ребенка
раннего возраста принадлежит взрослому.
Он обеспечивает малышу оптимальные
условия не только для выживания, хорошего
состояния здоровья и физического
развития, но заботится и о психическом
развитии. Он не только ухаживает за
малышом, но и знакомит его с окружающим,
направляет и формирует его активность.
А в ответ на заинтересованное,
доброжелательное отношение взрослого
у ребенка очень рано формируется
потребность в о6щение с ним.
12.сущность
и поведенческие реакции кризиса 3 лет
Кризис
3 лет — граница между ранним и дошкольным
детством — один из наиболее трудных
моментов в жизни ребенка.
Л.С.
Выготский, описывает характеристики
кризиса 3 лет.
1)
Первая из них — негативизм. Ребенок дает
негативную реакцию не на само действие,
которое он отказывается выполнять, а
на требование или просьбу взрослого.
Он не делает что-то только потому, что
это предложил ему определенный взрослый
человек (ребенок игнорирует требования
одного члена семьи или одной воспитательницы,
а с другими достаточно послушен. Главный
мотив действия — сделать наоборот, т.е.
прямо противоположное тому, что ему
сказано). Но это не непослушание.
2)
Вторая характеристика кризиса 3 лет —
упрямство. Это реакция ребенка,
который настаивает на чем-то не потому,
что ему этого очень хочется, а потому,
что он сам об этом сказал взрослым и
требует, чтобы с его мнением считались.
Упрямство — не настойчивость, с которой
ребенок добивается желаемого. Упрямый
ребенок продолжает настаивать на том,
чего ему не так уж сильно хочется, или
совсем не хочется, или давно расхотелось.
3)
Третья характеристика кризиса 3 лет,
которая будет присуща всем последующим
переходным периодам — обесценивание.
Обесценивается то, что было привычно,
интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок
может начать ругаться (обесцениваются
старые правила поведения), отбросить
или даже сломать любимую игрушку,
предложенную не вовремя (обесцениваются
старые привязанности к вещам) и т.п.
13Социальная
ситуация развития.
Ведущий вид деятельности и новообразованиям
дошкольного возраста
.
Социальная
ситуация развития –познание
мира человеческих отношений и их
имитация. Впервые
ребенок выходит за пределы своего
семейного мира и устанавливает отношения
с миром взрослых людей, а также пытается
эти отношения воспроизвести в игре.
Ведущий
вид деятельности–
игра – это особая форма освоения
действительности путем её моделирования. Игра
возникает тогда, когда появляются
нереализуемые непосредственно тенденции
ребенка действовать как взрослый и
вместе с тем сохраняется характерная
для раннего детства тенденция к
немедленной реализации желаний. Сущность
игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том,
что она есть исполнение обобщенных
желаний ребенка, основным содержанием
которых является система отношений со
взрослыми.
Характерная
черта игры состоит
в том, что она
позволяет ребенку выполнять действие
при отсутствии условий реального
достижения его результатов,
поскольку мотив его заключен не в
получении, результата, а в самом процессе
выполнения действия.
«Лошадка», заменяется палочкой, и ребенок
«едет» на ней потому, что ему важно
ехать, а не доехать.
К
новообразованиям дошкольного возраста
Д.Б. Эльконин отнес следующие.
1. Возникновение
первого схематичного абриса цельного
детского мировоззрения. Ребенок
не может жить в беспорядке, ему надо все
привести в порядок, увидеть закономерности
отношений. Для того чтобы объяснить
явления природы, дети используют
моральные, анимистические и артификалистские
причины. Это подтверждают высказывания
детей, например: «Солнце движется, чтобы
всем было тепло и светло». Это происходит
потому, что ребенок считает, будто в
центре всего (начиная с того, что окружает
человека и до явлений природы) находится
человек, что было доказано Ж. Пиаже,
который показал, что у ребенка в дошкольном
возрасте отмечается артификалистическое
мировоззрение.
В
возрасте пяти лет ребенок превращается
в «маленького философа». Он рассуждает
по поводу происхождения луны, солнца,
звезд, основываясь на просмотренных
телепередачах о космонавтах, луноходах,
ракетах, спутниках и т. д.
В
определенный момент дошкольного возраста
у ребенка появляется повышенный
познавательный интерес, он начинает
всех мучить вопросами. Такова особенность
его развития, поэтому взрослым следует
понимать это и не раздражаться, не
отмахиваться от ребенка, а по возможности
отвечать на все вопросы. Наступление
«возраста почемучек» свидетельствует
о том, что ребенок готов к обучению в
школе.
2. Возникновение
первичных этических инстанций. Ребенок
пытается понять, что хорошо, а что плохо.
Одновременно с усвоением этических
норм идет эстетическое развитие
(«Красивое не может быть плохим»).
3. Появление
соподчинения мотивов. В
этом возрасте обдуманные действия
превалируют над импульсивными. Формируются
настойчивость, умение преодолевать
трудности, возникает чувство долга
перед товарищами.
4. Поведение
становится произвольным. Произвольным
называют поведение, опосредованное
определенным представлением. Д.Б.
Эльконин говорил, что в дошкольном
возрасте ориентирующий поведение образ
сначала существует в конкретной наглядной
форме, но затем становится все более
обобщенным, выступающим в форме правил
или норм. У ребенка появляется стремление
управлять собой и своими поступками.
5. Возникновение
личного сознания. Ребенок
стремится занять определенное место в
системе межличностных отношений, в
общественно-значимой и общественно-оцениваемой
деятельности.
6. Появление
внутренней позиции школьника. У
ребенка формируется сильная познавательная
потребность, кроме того, он стремится
попасть в мир взрослых, начав заниматься
другой деятельностью. Эти две потребности
ведут к тому, что у ребенка возникает
внутренняя позиция школьника. Л.И.
Божович считала, что данная позиция
может свидетельствовать о готовности
ребенка учиться в школе.
3. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте
С первого взгляда
легко может показаться, что младенец
совершенно или почти асоциальное
существо. Он лишен еще основного средства
социального общения — человеческой
речи. Его жизнедеятельность исчерпывается
в значительной степени удовлетворением
простейших жизненных потребностей. Он
в гораздо большей степени является
объектом, чем субъектом, т. е. активным
участником социальных отношений. Отсюда
легко возникает впечатление, что
младенчество представляет собой период
асоциального развития ребенка, что
младенец есть чисто биологическое
существо, лишенное еще специфических
человеческих свойств, и в первую очередь
самого основного из них — социальности.
Именно это мнение лежит в основе ряда
ошибочных теорий младенческого возраста,
к рассмотрению которых мы обратимся
ниже.
На самом деле и
это впечатление, и основанное на нем
мнение об асоциальное™ младенца являются
глубоким заблуждением. Внимательное
исследование показывает, что мы
встречаемся в младенческом возрасте с
совершенно специфической, глубоко
своеобразной социальностью ребенка,
которая вытекает из единственной и
неповторимой социальной ситуации
развития, своеобразие которой определяется
двумя основными моментами. Первый из
них заключается в бросающейся с первого
взгляда совокупности особенностей
младенца, которая характеризуется
обычно как его полная биологическая
беспомощность. Младенец не в состоянии
сам удовлетворить ни одной жизненной
потребности. Самые элементарные и
основные жизненные потребности младенца
могут быть удовлетворены не иначе как
с помощью
280
МЛАДЕНЧЕСКИЙ
ВОЗРАСТ
взрослых, ухаживающих
за ним. Питание и перемещение младенца,
даже переворачивание его с боку на бок
осуществляются не иначе, как в
сотрудничестве со взрослыми. Путь через
других, через взрослых—основной путь
деятельности рЪбенка в этом возрасте.
Решительно все в поведении младенца
вплетено и воткано в социальное. Такова
объективная ситуация его развития. Нам
остается только вскрыть, что соответствует
этой объективной ситуации в сознании
самого субъекта развития,т. е. младенца.
Что бы ни происходило
с младенцем, он всегда находит себя в
ситуации, связанной с ухаживающими за
ним взрослыми. Благодаря этому возникает
совершенно своеобразная форма социальных
отношений между ребенком и окружающими
его взрослыми людьми. Именно благодаря
незрелости биологических функций все
то, что впоследствии будет относиться
к сфере индивидуальных приспособлений
ребенка и выполняться им самостоятельно,
сейчас может быть выполнено не иначе,
как через других, не иначе, как в ситуации
сотрудничества. Таким образом, первый
контакт ребенка с действительностью
(даже при выполнении самых элементарных
биологических функций) оказывается
целиком и полностью социально
опосредованным.
Предметы появляются
и исчезают из поля зрения ребенка всегда
благодаря участию взрослых. Ребенок
передвигается в пространстве всегда
на чужих руках. Изменение его положения,
даже простое переворачивание, снова
оказывается вплетенным в социальную
ситуацию. Устранение мешающих ребенку
раздражений, удовлетворение его основных
потребностей всегда совершается (тем
же путем) через других. Благодаря всему
этому и возникает такая единственная
и неповторимая зависимость ребенка от
взрослых, которая пропитывает и
пронизывает собой, как уже сказано,
самые, казалось бы, индивидуальные
биологические нужды и потребности
младенца. Зависимость младенца от
взрослых создает совершенно своеобразный
характер отношения ребенка к
действительности (и к самому себе): эти
отношения всегда оказываются
опосредованными другими, всегда
преломляются через призму отношений с
другим человеком.
Таким образом,
отношение ребенка к действительности
с самого начала социальное отношение.
В этом смысле младенца можно назвать
максимально социальным существом.
Всякое, даже наипростейшее, отношение
ребенка к внешнему миру оказывается
всегда отношением, преломленным через
отношение к другому человеку. Вся жизнь
младенца организована таким образом,
что во всякой ситуации зримо или незримо
присутствует другой человек. Это можно
выразить по-другому, сказав, что всякое
отношение ребенка к вещам есть отношение,
осуществляемое с помощью или через
другого человека.
Вторая особенность,
характеризующая социальную ситуацию
развития в младенческом возрасте, та,
что при максимальной зависимости от
взрослых, при полной вплетенности и
вотканности всего поведения младенца
в социальное, ребенок лишен еще
281
Л. С. ВЫГОТСКИЙ
основных средств
социального общения в виде человеческой
речи. Именно эта вторая черта в соединении
с первой и придает своеобразие социальной
ситуации, в которой мы находим младенца.
Всей организацией жизни он принужден
к максимальному общению со взрослыми.
Но это общение есть общение бессловесное,
часто безмолвное, общение совершенно
своеобразного рода. В противоречии
между максимальной социальностью
младенца (ситуации, в которой находится
младенец) и минимальными возможностями
общения и заложена основа всего развития
ребенка в младенческом возрасте.
1. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в младенчестве и раннем детстве
2. Возрастные
новообразования и психическое развитие
младенца
3. Характеристика
социальной ситуации развития и ведущей
деятельности в раннем детстве
4. Психическое
развитие ребенка в раннем детстве.
Кризис 3ех лет.
1. Характеристика
социальной ситуации развития и ведущей
деятельности в младенчестве и раннем
детстве
Младенчество —
период жизни от рождения до года.
Некоторые авторы разбивают этот период
на новорожденность — от рождения до 2ух
месяцев, с 2ух месяцев до года — младенчество.
Социальную ситуацию
развития в данный возрастной период
определяют:
1) биологическая
беспомощность младенца, полная зависимость
его жизни от взрослого чела;
2) младенец лишен
основного средства социального общения
— речи.
Данное противоречие
социальной ситуации развития разрешается
в ведущем виде деятельности непосредственно
в эмоциональном общении.
Коспитализм —
ребенок замыкается в себе, может развиться
шизофрения.
Ведущий вид
деятельности — непосредственно
эмоциональное общение — это ведущий вид
деятельности в младенческом возрасте,
характеризующийся установлением тесной
эмоциональной связи между матерью и
ребенком, необходимо ответить что
потребность в общении не является
врожденной потребностью. Для ее
возникновения необходимо учитывать 2
условия:
1) объективная
нужда ребенка в выживании
2) поведение
взрослого инициирующего общение
До 6 месяцев
инициатором общения является взрослый,
то к концу возрастного периода инициативу
общения берет на себя ребенок.
Развитие речи
младенца проходит несколько этапов:
1) хныканье — период
новорожденности
2) появление
гуления, лепета — 3,4 мес
3) 5,6.5 мес — начинает
понимать значение слова
4) 8 — 9 мес — активное
развитие речи
5) 1 год — появление
автономной речи
Автономная речь
— 1 из новообразований младенческого
возраста, появляющаяся к концу млоденчества
и характеризующаяся эмоциональностью,
ситуативностью, детской логикой, которую
могут понимать только близкие люди.
2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
Познавательное
развитие младенца. В младенческом
возрасте ведущими познавательными
процессами являются ощущения восприятия.
На 2ом месяце четко проявляется и
совершенствуется зрительное и слуховое
сосредоточение. Ребенок уже может
следить за движущимися предметами. Со
2ого месяца отмечается способность к
различию простейших цветов.
На 3 — 4 месяце
наблюдается восприятие формы предметов
и активно развивается пространственное
восприятие.
Внимание в
младенческом возрасте первоначально
выступает как реакция сосредоточения,
ведущим видом внимания является
непроизвольное (когда есть резкий
контрастный раздражитель).
Память уже
проявляется ко 2ому — 3ему месяцу жизни,
ее развитие можно определить по комплексу
оживления, комплекс оживления означает,
что ребенок способен узнавать лицо
близкого чела. Если в 2 месяца это
проявляется в виде замирания и улыбки
младенца, то к 3-4 месяцам еще добавляется
двигательная реакция — активность.
Новообразования
возраста приводят к появлению в возрастном
развитии кризиса 1ого года. Этот кризис
связан с новыми возможностями ребенка
(ходьба, речь) и ведет за собой возникновения
новой социальной ситуации развития.
Ребенок может противиться и пытаться
сделать действия сам.
4 ВМЕШАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ | Насилие в семье: оценка программ профилактики и лечения
сексуального насилия над детьми, в будущих исследованиях потребуется проверить взаимосвязь между получением знаний, изменением отношения и поведением, которое может уменьшить или предотвратить насилие.
Вмешательство в жестокое обращение с пожилыми людьми
Жестокое обращение с пожилыми людьми в последнее время стало предметом интереса исследователей и поставщиков услуг. Теория и факторы риска предлагают широкий спектр профилактических подходов, включая программы, способствующие хорошему психическому здоровью (уменьшению депрессии), независимости и социальным контактам; буферные стрессовые жизненные события; и разрешать конфликты без насилия.Группы поддержки и обучение, которые подчеркивают права пожилых людей и их защиту, информационно-пропагандистские усилия по информированию сообществ меньшинств, программы финансового управления и учебные занятия по управлению поведением для лиц, осуществляющих уход за пациентами с болезнью Альцгеймера, были предложены в качестве способов снижения вероятности жестокого обращения или пренебрежения. Большинство программ проводились в небольшом масштабе без указания критериев результатов и без процедур или ресурсов, необходимых для хорошей оценки.
Меры по борьбе с жестоким обращением с пожилыми людьми отражают опыт жестокого обращения с детьми и домашнего насилия.Программы социальных услуг, разработанные для предотвращения жестокого обращения с пожилыми людьми, включают агентства по защите взрослых, работу с конкретными и терапевтическими услугами, индивидуальные программы обслуживания, обучение лиц, осуществляющих уход, услуги по защите интересов, семейные консультации и услуги по трудоустройству вне дома.
В следующих разделах описаны три мероприятия: (1) услуги по защите взрослых, (2) обучение лиц, осуществляющих уход, и (3) услуги по защите интересов пожилых людей. Есть несколько оценок в этой области, которые соответствуют критериям включения в комитет.Поэтому некоторая информация, представленная в разделах ниже, основана на описательной информации о существующих программах. Разделы привязаны к таблицам приложений, которые появляются в конце главы.
4C-1: Служба защиты взрослых
Во всех 50 штатах есть программа службы защиты взрослых в той или иной форме для расследования случаев жестокого обращения с пожилыми людьми или отсутствия заботы о них, хотя такие программы в некоторых регионах появились сравнительно недавно (Byers et al., 1993; Куинн, 1985; Татара, 1995). Если оказывается, что уязвимый взрослый не может дать согласие на службу, агентства часто имеют право инициировать процедуру опеки. Эти агентства предназначены для оказания краткосрочных, ориентированных на кризис интервенций, обычно продолжительностью не более 90 дней (Fredriksen, 1989).
В дополнение к расследованию и ведению дел, многие государственные агентства могут предоставлять конкретные услуги, такие как поддержка дохода или материальная помощь, размещение в учреждениях, психиатрические услуги, медицинские услуги на дому, надзор, образование, транспорт, жилье, медицинские услуги, юридические услуги. услуги, помощь на дому,
.
PPT — Глава 9: Эмоциональное и социальное развитие в течение первого года Презентация в PowerPoint
Глава 9: Эмоциональное и социальное развитие в течение первого года Раздел 1: Эмоциональное развитие в течение первого года (страница 266)
Задачи: • Распознавать признаки эмоционального развития младенцев. • Объясните, как забота о ребенке влияет на эмоциональное развитие. • Опишите, как меняются эмоции в младенчестве.
Введение… • В течение первого года физическое развитие младенца происходит быстро и впечатляюще.Для здоровых младенцев эмоциональное и социальное развитие также впечатляют, но эти важные виды развития труднее наблюдать и измерять.
Различие между эмоциональным и социальным развитием… • Эмоциональное развитие: процесс обучения распознаванию и выражению своих чувств и обучение установлению личности и индивидуальности. • Здоровое эмоциональное развитие детей важно, потому что в результате взрослый приобретает уверенность в себе, может справляться со стрессовыми ситуациями и проявляет сочувствие к другим.
Различие между эмоциональным и социальным развитием… • Социальное развитие: процесс обучения взаимодействию с другими и самовыражения другим. • В результате здорового социального развития взрослый человек проявляет терпимость по отношению к другим и способен мирно взаимодействовать с другими. • Социально здоровый взрослый человек выслушивает все точки зрения, прежде чем действовать, точно общается с другими и относится как к себе, так и к другим людям с уважением и достоинством.
Различие между эмоциональным и социальным развитием… • Наблюдение и понимание чувств ребенка и его взаимоотношений с другими людьми являются важными задачами для родителей и других опекунов. • Успешное выполнение этих задач требует способности распознавать возраст и зрелость каждого ребенка и реагировать на них. Также важно помнить, что эмоциональное и социальное развитие тесно взаимосвязаны; Чувства ребенка к себе и поведение ребенка по отношению к другим зависят друг от друга.
Понимание эмоционального развития… • Эмоциональное развитие начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. • Как и физическое развитие, эмоциональное развитие следует предсказуемым шаблонам, но прогрессирует в соответствии с индивидуальным ритмом каждого ребенка.
Понимание эмоционального развития… • Каждый ребенок справляется с жизнью по-своему. Это потому, что каждый ребенок привносит в ситуацию свою индивидуальность. • Например, все младенцы реагируют на внезапное сотрясение поверхности, на которой они лежат.Однако один ребенок может ответить криком, а другой ребенок может просто немного поерзать и быстро успокоиться.
Понимание эмоционального развития… • Эмоциональное развитие зависит от других факторов, помимо индивидуальности ребенка. • Тип ухода за ребенком и атмосфера в доме — два важных фактора, влияющих на его эмоциональное развитие.
Укрепление доверия через заботу… • Отношение новорожденных к своему миру зависит от того, насколько хорошо удовлетворяются их потребности.• Например, если новорожденного содержат в тепле и сухости, кормят, когда он голоден, успокаивают, когда суетлива, и с ним разговаривают, когда он бодрствует, младенец начинает чувствовать, что этот мир — удобное место, и развивает чувство безопасности.
Укрепление доверия через заботу… • С другой стороны, если новорожденного заставляют подчиняться жесткому графику кормления, а плач не приносит утешения или реакции взрослого, ребенок узнает, что этот мир не очень дружелюбное место. • Если расписание меняется часто, или если родители и опекуны иногда мягкие и любящие, а иногда резкие и нетерпеливые, ребенку трудно завоевать доверие.
Укрепление доверия через заботу… • Укрепление доверия в младенчестве важно для эмоционального и социального развития человека. Ребенок, который научится доверять родителям и опекунам, вырастет в ребенка, который может доверять себе или себе, и во взрослого, который сможет установить и поддерживать заботливые отношения с другими.
Эмоциональный климат дома… • В каждой семье есть свои обычные взлеты и падения, и ребенок к ним приспосабливается. • Однако важно, чтобы ребенок чувствовал, что искренняя, сердечная привязанность и забота являются основой взаимоотношений в семье.• Продолжающаяся горечь и недоверие могут помешать здоровому развитию ребенка.
Плач и утешение… • Самый очевидный признак эмоций младенца — это плач. • Новорожденные сильно различаются по интенсивности и интенсивности плача.
Плач и утешение… • Плачущий ребенок нуждается во внимании и заботе. • Спросите себя: • Голоден ли ребенок? • Нужно ли ребенку сменить подгузник? • Если младенцу слишком холодно или слишком жарко? • Нужна ли ребенку отрыжка? • Если ни одно из этих действий не требуется, вы можете предположить, что ребенку нужно что-то еще, например: • Ваша компания.• Объятия. • Утешение
Плач и утешение… • Некоторые действия, которые нужно предпринять, чтобы успокоить ребенка: • Прижимайтесь к ребенку в кресле-качалке. • Переместите ребенка в новое положение. • Мягко поговорите с младенцем или пойте ему. • Предложите игрушку, чтобы заинтересовать и отвлечь ребенка. • Положите ребенка лицом вниз себе на ноги, когда вы сидите на прочном стуле.
Эмоции в младенчестве… • При рождении диапазон эмоций ограничен удовольствием или удовлетворением, в течение которых ребенок спит, а боль или дискомфорт заставляют ребенка плакать.• Вот почему плач не обязательно указывает на боль у новорожденного; это может указывать на скуку или другую форму дискомфорта. • Однако ко второму месяцу жизни младенцы издают разные крики, чтобы выразить разные чувства. • Эти более конкретные реакции продолжают развиваться по мере того, как младенцы связывают свои чувства с внутренними ощущениями или внешними переживаниями.
Эмоциональный климат дома… • Привязанность и гармония между родителями, опекунами и всеми членами семьи являются основой успешной семейной жизни.• Если члены семьи и опекуны также любят и понимают каждого ребенка как личность, условия идеальны для эмоционального и социального развития.
Глава 9: Эмоциональное и социальное развитие в течение первых года Раздел 2: Социальное развитие и личность (страница 276)
Цели: • Распознавать признаки развития общества у младенцев. • Объясните важность привязанности к эмоциональному и социальному развитию.• Опишите, как изучается поведение. • Определите личность и опишите, как она развивается. • Распознавать разные типы личности у младенцев.
Введение… • Социальное развитие ребенка тесно связано с его или ее физическим развитием и эмоциональным развитием. (Развитие взаимосвязано). • Даже новорожденный реагирует на других людей таким образом, чтобы побуждать этих людей удовлетворять физические и эмоциональные потребности ребенка. По мере физического развития ребенка он или она становится более способным к участию и взаимодействию с другими людьми.По мере эмоционального развития ребенка его или ее чувства к себе становятся неотъемлемой частью взаимоотношений ребенка с другими людьми.
Признаки социального развития в младенчестве… • Подобно физическому и эмоциональному развитию, социальное развитие следует предсказуемой схеме. (Развитие одинаково для всех.) • Следующие ниже временные рамки, в которых обсуждается социальное развитие младенцев, являются показателем типичного развития. Его следует считать общим руководством, а не контрольным списком, чтобы помочь воспитателям понять каждого ребенка…
Признаки социального развития в младенчестве… • Первые дни жизни… • С рождения младенцы реагируют на человеческие голоса.Тихий, успокаивающий голос успокоит ребенка; резкий или громкий голос расстроит ребенка.
Признаки социального развития в младенчестве… • Один месяц… • Большинство младенцев перестают плакать, когда их поднимают или трогают. • Лицо ребенка светлеет, когда он или она видит знакомого человека — обычно родителя.
Признаки социального развития в младенчестве… • Два месяца… • Младенцы начинают улыбаться людям. Теперь их глаза могут следить за движущимися объектами, и им особенно нравится наблюдать, как люди двигаются по комнате.
Признаки социального развития в младенчестве… • Три месяца… • Младенцы поворачивают голову в ответ на голос. • Теперь им нужны дружеские отношения, а также физическая помощь.
Признаки социального развития в младенчестве… • Четыре месяца… • Младенцы громко смеются. • Они ищут развлечения в других людях.
Признаки социального развития в младенчестве… • Пять месяцев… • Младенцы проявляют повышенный интерес к членам семьи, помимо родителей.• Они могут плакать, когда их оставляют одних в комнате. • В этом возрасте младенцы лепечут свои игрушки, куклы, мягкие игрушки или про себя.
Признаки социального развития в младенчестве… • Полгода… • Младенцы любят компанию и внимание. • Им нравится играть в такие игры, как прятки.
Признаки социального развития в младенчестве… • Семь месяцев… • Младенцы предпочитают своих родителей другим членам семьи или незнакомцам.
Признаки социального развития в младенчестве… • Восемь месяцев.• Младенцы предпочитают находиться в одной комнате с другими людьми. • Многие младенцы в этом возрасте могут переходить из комнаты в комнату в поисках компании.
Признаки социального развития в младенчестве… • Девять и десять месяцев… • Младенцы весьма социально вовлечены. • Они крадутся за своими родителями и часто оказываются у них под ногами. • В этом возрасте младенцы любят внимание. • Им нравится, когда за ними гонятся; им нравится бросать игрушки снова и снова, и каждый раз их поднимает кто-то другой.
Признаки социального развития в младенчестве… • Одиннадцать и двенадцать месяцев… • В этом возрасте младенцы чаще всего дружелюбны и счастливы.• Они также чувствительны к эмоциям других людей. • Они знают, как влиять на эмоции окружающих их людей и приспосабливаться к ним. • В год младенцы любят быть в центре внимания. • Они любят играть в игры с другими членами семьи и обычно терпимы к незнакомцам.
Приложение… • Примерно в возрасте шести месяцев ребенок начинает понимать, что он или она — отдельный человек. • Затем ребенок начинает развивать привязанность, особую прочную связь между двумя людьми, родителями и другими важными опекунами.• Эта привязанность представляет собой сильную эмоциональную связь; он также представляет собой первые настоящие социальные отношения ребенка.
Приложение… • Исследователи обнаружили, что физический контакт является важным фактором в этом приложении. • Гарри Харлоу, американский психолог-экспериментатор, использовал заменители «матерей» в форме обезьян в проволочной сетке или мягкой ткани, чтобы вырастить детенышей обезьян. • Все обезьянки цеплялись за мягких «мамочек», независимо от того, какая мать держала их бутылочки для кормления.• Ясно, что обезьянам требовалось чувство физической близости в дополнение к питанию во время еды.
Приспособление… • Однако прикрепление требует большего, чем физический контакт. Когда обезьянки выросли, стало ясно, что эксперимент Харлоу оказал огромное влияние. • Эти обезьяны не знали, как относиться к другим обезьянам; у них не сложились нормальные социальные отношения. • Харлоу полагал, что это было вызвано отсутствием взаимодействия между младенцами и их «матерями».”
Приложение… • Человеческие младенцы, конечно, сильно отличаются от обезьян, но такие исследования могут дать нам ключ к пониманию процесса человеческого социального развития. • Взаимодействие со взрослыми также имеет решающее значение для человеческого развития.
Приложение… • Всем младенцам нужно много любви. Даже очень маленькие дети могут испытывать одиночество. • Если ребенка оставляют одного большую часть времени, за исключением физического ухода, он начинает не реагировать на людей и предметы.
Приложение… • Эта проблема, скорее всего, будет развиваться в определенных типах учреждений, где младенцы могут получать физическую помощь, но не получают эмоциональной поддержки или социальной практики. • Однако проблема может развиться и в семьях, если у родителей или опекунов постоянно не хватает времени, энергии или способности эмоционально и социально вовлечься в жизнь ребенка. • Когда нормальные требовательные младенцы получают так мало внимания и поддержки со стороны родителей или опекунов, их крики ослабевают, их улыбки исчезают, а дети становятся замкнутыми и безразличными.
Приложение… • Для некоторых младенцев недостаток любви и внимания может привести к нарушению нормального развития, состоянию, при котором ребенок не растет и не развивается должным образом. • Неспособность развиваться может быть вызвана физическими проблемами, такими как сердечные заболевания или отсутствие надлежащего питания. • Однако неспособность к развитию может быть также физическим признаком плохой эмоциональной и социальной заботы. В этих случаях родители и опекуны должны получить инструкции и поддержку, чтобы они могли помочь ребенку выздороветь и расти.Если этим младенцам не помочь, они теряют привязанность. На протяжении всего взросления они не смогут развивать заботливые и содержательные отношения с другими людьми.
Приложение… • Большинство родителей и опекунов могут определить признаки того, что ребенок крепко привязывается по мере взросления. • Младенцы, которые плачут, чтобы сообщить о различных потребностях, смотрят в глаза родителям или опекунам, отслеживают движения родителей или опекунов глазами, прижимаются, обнимаются и успокаиваются, когда их утешают, демонстрируют положительные признаки растущей привязанности.
Приложение… • По мере того, как младенцы созревают и их привязанности продолжают развиваться, они голосят вместе со своими родителями или опекунами, обнимают родителей или опекунов и в конечном итоге ползут или идут к родителям или опекунам.
Беспокойство незнакомца… • Родители и опекуны могут распознавать признаки социального развития ребенка и наслаждаться ими. Малышка ярко улыбается знакомому лицу. Ребенок поднимается, чтобы его поднять. Младенец смеется, когда она снова роняет мяч и с нетерпением ждет6, когда ее старший брат снова подберет его.
Беспокойство незнакомца… • Еще один важный признак социального развития — не сразу трогательный, но, тем не менее, важный этап для каждого ребенка. • Во второй половине первого года, часто в возрасте около восьми месяцев, у младенцев появляется тревога незнакомца, страх перед незнакомыми людьми, обычно выражаемый плачем. • В этот период ребенок, который раньше весело сидел у кого-то на коленях, внезапно кричит и разрыдывается, когда приближается незнакомый человек.
Беспокойство незнакомца… • Беспокойство незнакомца является индикатором улучшения памяти ребенка. В этом возрасте ребенок лучше запоминает лица родителей и любимых опекунов; это люди, которые обеспечивают комфорт и безопасность. Большинство других лиц внезапно кажутся странными и вызывают у ребенка страх.
Беспокойство незнакомца… • Вы можете помочь ребенку пройти этот этап, напомнив новым людям медленно приближаться к нему и дать ему время приспособиться.• Вы также можете сделать так, чтобы распорядок дня ребенка был как можно более регулярным; если вы можете этого избежать, сейчас не время для резких изменений в занятиях или уходе. • Если вас беспокоит беспокойство ребенка о незнакомце, вы можете убедить себя, что это всего лишь этап для ребенка — и он указывает на здоровое социальное развитие.
Как изучается поведение… • Младенец учится вести себя определенным образом в своих отношениях с другими людьми. Какому поведению ребенок научится, зависит, прежде всего, от отношения и ожиданий родителей ребенка и других опекунов.• Младенцы учатся поведению в повседневной жизни. Проточная вода может сигнализировать о времени принятия ванны; дребезжание ключей может означать поездку в машине. Ребенок начинает реагировать на эти подсказки предсказуемым поведением.
Как изучают поведение… • По мере взросления младенцы узнают, что определенные виды поведения вознаграждаются положительными отзывами, такими как улыбки, объятия или похвала. • Поскольку для них очень важна любовь, они начинают повторять поведение, которое приносит одобрение.• Младенцы также учатся избегать поведения, которое вызывает негативную реакцию, например хмуриться или ругать.
Как усваивается поведение… • Младенцы более чувствительны к отношению, чем к словам. • Например, если мать говорит «нет», когда ее десятимесячный ребенок разносит еду по подносу для кормления, но при этом смеется, ребенок думает, что она одобряет. • Такое смешанное сообщение может сбивать с толку.
Как изучается поведение… • Чтобы помочь ребенку понять, какое поведение ожидается, родители и опекуны должны обеспечивать последовательность, неоднократно действуя одинаково.• Их ответы, как вербальные, так и невербальные, должны быть последовательными и передавать одно и то же значение. • Ребенок будет сбит с толку, если одно и то же поведение вызовет положительный ответ один раз и отрицательный ответ в следующий раз, или если он или она постоянно получает смешанные сообщения.
Загрузить еще ….