Субъективность — Википедия. Что такое Субъективность
Субъекти́вность — это выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания.
В философии термин обычно противопоставляется объективности[1][2].
Квалиа
Субъективность может относиться к конкретной, отличной от других интерпретации любого аспекта опыта. Опыт всегда является уникальным для человека, испытывающего его, его квалиа, которые существуют только в сознании этого человека. Хотя источник опыта объективен и доступен для каждого, (как, например, каждому доступна длина волны конкретного луча света), опыт сам по себе доступен только для субъекта (качество света — его цвет).
Субъективность часто встречается в теоретических построениях, измерениях и концепциях, против воли тех, кто пытается быть объективным, и в большинстве областей целью является вопрос удаления субъективности из научных или математических утверждений и экспериментов. Во многих научных областях, таких как физика, биология, информатика, химия пытаются устранить субъективность из своей методологии, теории и результатов, и это сегодня составляет значительную часть процесса исследования в этих областях.
Несмотря на это, субъективность является единственным способом, с помощью которого мы познаём мир, математически, научными методами или иным способом. Мы разделяем субъективность на общечеловеческую и индивидуальную, и все теории и философские концепции, которые формируют наше понимание математики, науки, литературы, любое понятие, которое мы имеем о мире, основано на общечеловеческой или индивидуальной точке зрения. Субъективность внутри нас является только истиной, несмотря на предположение о субъективности «истины», которое мы делаем. Создание мировоззрения внутри нас является субъективным, наряду с существованием концепции открытия или создания идей.
Этот термин противопоставляется понятию объективности, которое используется для описания общечеловеческого представления Вселенной в том виде, как она есть, с позиции, свободной от человеческого восприятия и влияния, без общечеловеческого культурного вмешательства, прошлого опыта и независимо от ожидаемого результата.
См. также
Примечания
Литература
- Ned Block|Block, Ned; Flanagan, Owen J.; & Gzeldere, Gven (Eds.) The Nature of Consciousness: Philosophical Debates. Cambridge, MA: MIT Press. ISBN 978-0262522106
- Bowie, Andrew (1990). Aesthetics and Subjectivity : From Kant to Nietzsche. Manchester: Manchester University Press.
- Dallmayr, Winfried Reinhard (1981). Twilight of Subjectivity: Contributions to a Post-Individualist Theory Politics. Amherst, MA: University of Massachusetts Press.
- Ellis, C. & Flaherty, M. (1992). Investigating Subjectivity: Research on Lived Experience. Newbury Park, CA: Sage. ISBN 978-0803944961
- Farrell, Frank B. Farrell (1994). Subjectivity, Realism, and Postmodernism: The Recovery of the World in Recent Philosophy. Cambridge — New York: Cambridge University Press.
Субъективность — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Субъекти́вность — это выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания.
В философии термин обычно противопоставляется объективности[1][2].
Квалиа
Субъективность может относиться к конкретной, отличной от других интерпретации любого аспекта опыта. Опыт всегда является уникальным для человека, испытывающего его, его квалиа, которые существуют только в сознании этого человека. Хотя источник опыта объективен и доступен для каждого, (как, например, каждому доступна длина волны конкретного луча света), опыт сам по себе доступен только для субъекта (качество света — его цвет).
Субъективность часто встречается в теоретических построениях, измерениях и концепциях, против воли тех, кто пытается быть объективным, и в большинстве областей целью является вопрос удаления субъективности из научных или математических утверждений и экспериментов. Во многих научных областях, таких как физика, биология, информатика, химия пытаются устранить субъективность из своей методологии, теории и результатов, и это сегодня составляет значительную часть процесса исследования в этих областях.
Несмотря на это, субъективность является единственным способом, с помощью которого мы познаём мир, математически, научными методами или иным способом. Мы разделяем субъективность на общечеловеческую и индивидуальную, и все теории и философские концепции, которые формируют наше понимание математики, науки, литературы, любое понятие, которое мы имеем о мире, основано на общечеловеческой или индивидуальной точке зрения. Субъективность внутри нас является только истиной, несмотря на предположение о субъективности «истины», которое мы делаем. Создание мировоззрения внутри нас является субъективным, наряду с существованием концепции открытия или создания идей.
Этот термин противопоставляется понятию объективности, которое используется для описания общечеловеческого представления Вселенной в том виде, как она есть, с позиции, свободной от человеческого восприятия и влияния, без общечеловеческого культурного вмешательства, прошлого опыта и независимо от ожидаемого результата.
См. также
Примечания
Литература
- Ned Block|Block, Ned; Flanagan, Owen J.; & Gzeldere, Gven (Eds.) The Nature of Consciousness: Philosophical Debates. Cambridge, MA: MIT Press. ISBN 978-0262522106
- Bowie, Andrew (1990). Aesthetics and Subjectivity : From Kant to Nietzsche. Manchester: Manchester University Press.
- Dallmayr, Winfried Reinhard (1981). Twilight of Subjectivity: Contributions to a Post-Individualist Theory Politics. Amherst, MA: University of Massachusetts Press.
- Ellis, C. & Flaherty, M. (1992). Investigating Subjectivity: Research on Lived Experience. Newbury Park, CA: Sage. ISBN 978-0803944961
- Farrell, Frank B. Farrell (1994). Subjectivity, Realism, and Postmodernism: The Recovery of the World in Recent Philosophy. Cambridge — New York: Cambridge University Press.
что такое в Философской энциклопедии
Смотреть что такое СУБЪЕКТИВНОЕ в других словарях:
СУБЪЕКТИВНОЕ
– 1. Принадлежащее человеку как субъекту. В этом исходном смысле у людей все психическое объективно существует только как субъективное, т. е. как присущее индивиду. Нет ничьих ощущений, чувств и т. д. Субъективной является всякая психическая деятельность – в т. ч. и та, в ходе которой человек раскрывает объективную реальность и которая выражается в объективной истине. 2. Неадекватное объекту познания и действия, предвзятое, одностороннее и т. д. (отсюда субъективизм, субъективистское и т. д.). Психологическая наука изучает объективные закономерности субъективного в обоих этих смыслах. Каждый человек, используя субъективное в первом значении термина, стремится преодолевать субъективное во втором его значении (но, к сожалению, это не всегда удается). Вне рамок основного вопроса философии роли объективного и С. в жизни человека примерно равнозначны и неразделимы. Нет С. без объективного и наоборот. В конфликте субъективизм восприятия человеком реальности проявляется в большей степени, чем в др. сферах жизнедеятельности. Единица анализа конфликта должна включать и объективный, и С. компоненты противодействия в их неразрывном единстве. Такое единство позволяет сохранить конфликтная ситуация…. смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ
—
1) Принадлежащее человеку как субъекту. В этом исходном смысле у людей все психическое объективно существует только как субъективное, т. е. как присущее индивиду.Нет ничьих ощущений, чувств и т. д. Субъективной является всякая психическая деятельность — в том числе и та, в ходе которой человек раскрывает объективную реальность и которая выражается в объективной истине.
2) Неадекватное объекту познания и действия, предвзятое, одностороннее и т. д. (отсюда субъективизм, субъективистское и т. д.).
Психологическая наука изучает объективные закономерности субъективного в обоих этих смыслах. Каждый человек, используя субъективное в первом значении термина, стремится преодолевать субъективное во втором его значении (но, к сожалению, это не всегда удается). В науке разработана система методов, подходов, методик, процедур и т. д., призванных преодолеть субъективизм в этом втором значении (см. тренинг социально-психологический)…. смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ
корень — СУБЪЕКТ; суффикс — ИВ; суффикс — Н; окончание — ОЕ; Основа слова: СУБЪЕКТИВНВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ — СУБЪЕКТ; ∧ … смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ
СУБЪЕКТИВНОЕ, то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.<br><br><br>… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ
СУБЪЕКТИВНОЕ, то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит познаваемый объект. <br>… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ
СУБЪЕКТИВНОЕ — то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.<br>… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ
СУБЪЕКТИВНОЕ , то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект…. смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ
СУБЪЕКТИВНОЕ, то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект…. смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ
, то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит познаваемый объект…. смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ
— то, что свойственно субъекту или производно от егодеятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которыхзнание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект…. смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ
существующее в сознании, нечто связанное с чувствами, ценностями и убеждениями индивида или же проистекающее из них.
СУБЪЕКТИВНОЕ В ИСКУССТВЕ
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — чувства, идеи, раздумий художника (субъекта), то есть его индивидуальное мировосприятие, по… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ВМЕНЕНИЕ
Большой юридический словарь
СУБЪЕКТИВНОЕ ВМЕНЕНИЕ — принцип уголовного права, в соответствии с которым лицо, осуществляющее деятельность, связанную с экстремальными условиями и нервно-психическими перегрузками, может быть признано виновным только в случае, если его субъективные качества соответствовали объективным требованиям ситуации и лицо сознавало общественно опасный характер своих действий (бездействия), предвидело их последствия либо не предвидело, но могло их предвидеть и предотвратить. Этот принцип отражен в ч. 2 ст. 28 УК РФ, согласно которой деяние признается совершенным невиновно и тогда, когда лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло их предотвратить в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.<br><br><br>… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ВМЕНЕНИЕ
Большой юридический словарь
принцип уголовного права, в соответствии с которым лицо, осуществляющее деятельность, связанную с экстремальными условиями и нервно-психическими перегр… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ВМЕНЕНИЕ
Словарь юридических терминов
СУБЪЕКТИВНОЕ ВМЕНЕНИЕ — принцип уголовного права, в соответствии с которым лицо, осуществляющее деятельность, связанную с экстремальными условиями и нервно-психическими перегрузками, может быть признано виновным только в случае, если его субъективные качества соответствовали объективным требованиям ситуации и лицо сознавало общественно опасный характер своих действий (бездействия), предвидело их последствия либо не предвидело, но могло их предвидеть и предотвратить. Этот принцип отражен в ч. 2 ст. 28 УК РФ, согласно которой деяние признается совершенным невиновно и тогда, когда лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло их предотвратить в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.<br>… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Качественные методы — введение в гуманистическую социологию
в понимании М. Вебера, значение, которое деятели придают своим действиям и действиям других людей. Действие в соответствии с определенной целью придает поведению определенный смысл. Принципиальным является разделение двух видов значений, которые могут изучаться социологами: значения, которые деятели вкладывают в свои действия исходя из жизненного опыта, и типичные значения, которые приписывает исследователь гипотетическим типам деятелей. Изучение причин или мотивов поведения является центральным для субъективистской школы в социологии. … смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ НАЧАЛО
Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
субъективті бастам
СУБЪЕКТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ
Большая энциклопедия по психиатрии
– 1. любое ощущение, стимул которого исходит из источников внутри организма. Например, шум в ушах; 2. любое ощущение, поскольку оно всегда является индивидуализированным отображением неких объективно существующих стимулов…. смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ
Оксфордский толковый словарь по психологии
Вообще – любой сенсорный опыт, порожденный внутри, а не в результате воздействия физических энергий на рецепторы человека. Классический пример – шум в ушах…. смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ
Глоссарий личности и личностного роста
(Subjective knowing). Понимание того, ненавидит ли человек, любит, получает удовольствие или презирает другого человека, событие или собственный опыт. Подобное понимание может быть усовершенствовано с помощью осознания своих внутренних физических ощущений. Это способность понимать происходящее в той мере, чтобы действовать, опираясь на намеки, следовать интуиции, не используя очевидных доказательств…. смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ РИСКА
Управление рисками — Словарь по учебному пособию
наличие субъективного отношения или субъективной оценки имеющейся неопределенности.
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Иллюстрированный энциклопедический словарь
, личное право гражданина на конкретное имущество, его авторское право на собственное произведение, на получение вознаграждения за изобретение и т.п.
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Словарь исторических терминов
личное право гражданина на конкретное имущество, его авторское право на собственное произведение, получение вознаграждения и т. д.
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Политическая наука — Словарь-справочник
обеспеченная законом возможность физического или юридического лица реализовать свое право путем совершения определенных действий или требуя определенного поведения от других лиц…. смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Философия права, словарь-минимум
предусмотренная законом и обеспечиваемая государством мера возможного (дозволенного) поведения лица по реализации своих законных интересов. В отличие от объективного права, представляющего собой совокупность юридических норм, С.П. принадлежит определенному субъекту и реализуется не иначе как только по усмотрению этого лица. Предпосылкой С.П. является правоспособность, т.е. общая (абстрактная) способность иметь права.
Любое С.П. имеет определенные условия его реализации, установленные законом. Эти условия призваны предотвратить злоупотребления правом, т.е. использование его вопреки правам других лиц, интересам общества и государства.
Каждому С.П. соответствует (корреспондирует) определенная обязанность (обязанности) других субъектов (государства, граждан и т.д.). Некоторым С.П. (право на жизнь, право на собственность) корреспондирует обязанность всех других субъектов (неопределенного круга лиц) воздерживаться от совершения определенных действий, нарушающих данное право. Такие права называются абсолютными. Реализация других прав требует совершения определенным лицом (лицами) конкретных действий. Данные права именуются относительными. … смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Юридическая энциклопедия
мера возможного поведения (мера свободы) лица, состоящего в правоотношении, дающая возможность самостоятельно совершать определенные действия и требовать определенного поведения от обязанных лиц. Дробные части С.п. называются правомочиями. В случае нарушения С.п. защищается путем предъявления в суде (ином компетентном государственном органе) притязания к нарушителю С.п. Различают абстрактные С.п., вытекающие из признания индивида субъектом права, обладающим неотъемлемой свободой в обществе и государстве, и конкретные права, возникающие (приобретаемые конкретными лицами) в соответствии с нормами права. Также различаются абсолютные права и относительные права. Конкретные С.п. индивидуальных, коллективных, институциональных и других субъектов возникают в соответствии с нормами права при наступлении фактов юридических. Конкретные права по отношению к определенным лицам, позволяющие управомоченным требовать определенных действий обязанных лиц, называются относительными (например, права, возникающие из договоров, из причинения вреда и иных юридических фактов, в силу которых возникают обязательственные правоотношения между конкретными лицами). Абсолютные конкретные права означают свободу совершать собственные действия (например, приобретение определенным лицом права собственности на конкретное имущество означает свободу владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом в рамках закона) и несут в себе требование к неопределенному кругу лиц не препятствовать совершению этих действий. Абстрактные С.п. — естественные и неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина. Они существуют в правоотношении каждого индивида со всеми остальными членами общества, обязанными соблюдать эти права в соответствии с требованием: «будь лицом и уважай других в качестве лиц» (Гегель) и в правоотношении с государством, обязанность которого — признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Они определяют содержание правосубъектности (меру возможной свободы) и образуют общий правовой статус индивида, гарантированный современным международным правом и конституциями развитых государств. Они принадлежат каждому от рождения. Например, абстрактное С.п. быть собственником, абстрактная возможность осуществлять правомочия собственника существует у индивида независимо от реального приобретения правомочий собственности на конкретное имущество; абстрактное С.п. на судебную защиту нарушенных прав не возникает при нарушении прав, а существует как абстрактная возможность независимо от наличия оснований для обращения в суд; право на свободу передвижения существует у каждого, кто законно находится на территории государства, независимо от намерений и возможностей конкретных индивидов; и т.д. Права и свободы человека и гражданина конкретизируются в содержании правовых норм, в соответствии с которыми возникают (приобретаются) конкретные субъективные права. Абсолютные права человека (право на жизнь, человеческое достоинство, свободу и личную неприкосновенность, право быть собственником, избирать и быть избранным и др. личные и политические права и свободы) — это безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Они называются абсолютными не в том смысле, что они не могут быть ограничены законом, а в том смысле, что они описывают сферу свободной социальной активности индивида, в которую не вправе вмешиваться ни частные лица, ни государство, ни местное самоуправление (неопределенный круг обязанных лиц). Это права индивида, находящегося в абсолютном правоотношении с государством и всеми остальными социальными субъектами. Права человека как относительные права позволяют индивиду требовать от государства административной и судебной защиты любых субъективных прав (права на судебную защиту прав и свобод, на судебное обжалование любых государственных решений, на рассмотрение дела компетентным судом, на надлежащую судебную процедуру и др.). В отличие от этих прав большинство так называемых социально-экономических прав (притязаний на государственное перераспределение национального дохода в пользу социально слабых) суть установленные законом абстрактные возможности получения привилегий (защита от безработицы, социальное обеспечение, бесплатное или социальное жилище и т.д.), которые реализуются при наличии юридических фактов, предусмотренных законом. См. также Права человека, Право, Правовой статус. В.А. Четвернин … смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Теория государства и права
один из обязательных компонентов содержания правоотношения представляет собой вид и меру возможного поведения управомоченного субъекта. Оно включает возможности троякого порядка: а) возможность обладателя субъективного права определить свое поведение в правоотношении; б) возможность определить свои притязания к обязанному субъекту правоотношения; в) возможность обратиться в случае неудовлетворения притязаний с требованием к правоохранительному органу за оказанием соответствующей юридической поддержки. Термин субъективное право используется и для отграничения от объективного права, т.е. права, действующего в государстве. … смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Государство и право
англ. subjective law) – обеспеченная законом мера возможного поведения (мера свободы) лица, вступившего в правоотношения. В отличие от права в объективном смысле, представляющего собой систему реально существующих юридических норм, С.п. выступает как право, принадлежащее определенному субъекту и реализуемое по его усмотрению. Вместе с тем, реализуя свое С.п., участник правоотношений действует на основе и в рамках существующих правовых норм. С.п. включает как возможность самостоятельно совершить определенные действия, так и возможность требовать определенного поведения (действий или воздержания от действий) от другого лица (других лиц). Дробные части (составляющие) С.п. называются правомочиями. … смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Русско-испанский юридический словарь
(мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п., которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания) derecho subjetivo… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Экономика и право
обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленного на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов. В основе С.п. лежит правоспособность, т.е. общая (абстрактная) способность иметь права. С.п. необходимый элемент конкретного правоотношения и, следовательно, возникает на основании юридического факта. С.п. проявляется в трех разновидностях, а) в возможности положительного поведения обладателя С.п. (управомоченного) в целях удовлетворения своих интересов; б) в возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов; в) в возможности управомоченного обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав. Например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею в рамках закона самостоятельно, не прибегая к помощи других лиц, не требуя от них совершения к.-л. действий. Такие С.п. называются абсолютными, они защищаются против всякого и каждого, кто своим поведением препятствует осуществлению этих прав. По договору купли-продажи покупатель вещи вправе требовать от продавца ее передачи, т.е. совершения определенного действия (исполнение обязанности). Такое С.п. именуется относительным, поскольку требование о совершении действия (или воздержании от него) относится к определенному лицу или к нескольким определенным лицам. В случае нарушения С. п. оно защищается законом в принудительном порядке путем предъявления в суде или ином установленном законом государственном органе притязания к нарушителю С.п. Таким образом, С.п. это предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом…. смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Энциклопедический словарь экономики и права
— обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленного на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов. В основе С.п. лежит правоспособность, т.е. общая (абстрактная) способность иметь права. С.п. — необходимый элемент конкретного правоотношения и, следовательно, возникает на основании юридического факта. С.п. проявляется в трех разновидностях, а) в возможности положительного поведения обладателя С.п. (управомоченного) в целях удовлетворения своих интересов; б) в возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов; в) в возможности управомоченного обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав.Например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею в рамках закона самостоятельно, не прибегая к помощи других лиц, не требуя от них совершения к.-л. действий. Такие С.п. называются абсолютными, они защищаются против всякого и каждого, кто своим поведением препятствует осуществлению этих прав. По договору купли-продажи покупатель вещи вправе требовать от продавца ее передачи, т.е. совершения определенного действия (исполнение обязанности). Такое С.п. именуется относительным, поскольку требование о совершении действия (или воздержании от него) относится к определенному лицу или к нескольким определенным лицам. В случае нарушения С. п. оно защищается законом в принудительном порядке путем предъявления в суде или ином установленном законом государственном органе притязания к нарушителю С.п. Таким образом, С.п. — это предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом.<br>… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
обеспеченная законом возможность физического или юридического лица реализовать свое законное право путем совершения определенных действий или требуя… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Большой юридический словарь
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО — обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленная на достижение цели, связанной с удовлетворением их интересов. Предпосылкой С.п. является правоспособность, т.е. общая (абстрактная) способность иметь права. С.п. — необходимый элемент конкретного правоотношения и, следовательно, возникает на основании факта юридического. С.п. включает как возможность самостоятельно совершать определенные действия (поведение), так и возможность требовать определенного поведения (действий или воздержания от них) от другого лица (других лиц), поскольку такое поведение обусловливает осуществление С.п. С.п. защищается законом путем предъявления в суде или ином уполномоченном органе притязания к нарушителю С.п.<br><br><br>… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Большой энциклопедический словарь
— обеспеченная законом возможность физического илиюридического лица реализовать свое право путем совершения определенныхдействий или требуя определенного поведения от других лиц…. смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Большой юридический словарь
обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленная на достижение цели, связанной с удовлетворением их интересов. П… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Политология. Словарь.
Субъективное право
обеспеченная законом возможность физического или юридического лица реализовать свое право путем совершения определенных действий ил… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Энциклопедия юриста
предусмотренная законом и обеспечиваемая государством мера возможного (дозволенного) поведения лица по удовлетворению своих законных интересов. В отлич… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Словарь юридических терминов
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО — обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленная на достижение цели, связанной с удовлетворением их интересов. Предпосылкой С.п. является правоспособность, т.е. общая (абстрактная) способность иметь права. С.п. — необходимый элемент конкретного правоотношения и, следовательно, возникает на основании факта юридического. С.п. включает как возможность самостоятельно совершать определенные действия (поведение), так и возможность требовать определенного поведения (действий или воздержания от них) от другого лица (других лиц), поскольку такое поведение обусловливает осуществление С.п. С.п. защищается законом путем предъявления в суде или ином уполномоченном органе притязания к нарушителю С.п.<br>… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Русско-английский юридический словарь
(основанное на нормах общего права) legal right; subjective; (основанное на нормах права справедливости) equitable right* * *right
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Русско-английский юридический словарь
(основанное на нормах общего права) legal right; subjective; (основанное на нормах права справедливости) equitable right* * *right
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Большой Энциклопедический словарь
СУБЪЕКТИВНОЕ право — обеспеченная законом возможность физического или юридического лица реализовать свое право путем совершения определенных действий или требуя определенного поведения от других лиц.<br>… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Современная энциклопедия
СУБЪЕКТИВНОЕ право, личное право гражданина на конкретное имущество, его авторское право на собственное произведение, на получение вознаграждения за изобретение и т.п. <br>… смотреть
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Большой энциклопедический словарь
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО, обеспеченная законом возможность физического или юридического лица реализовать свое право путем совершения определенных действий или требуя определенного поведения от других лиц…. смотреть
Субъект, субъектность, субъективность (1 часть)
(маргиналии по прошлогодним обсуждениям)
На прошедшей конференции по робототехнике и ИИ одна из участниц (Елена Гаврилина) выступила против использования понятия «субъект» и за замену его понятием «агент». В качестве аргументации она использовала несколько примеров. Один из них – художественный эксперимент Марины Абрамович, в котором та осознанно выставила себя в качестве объекта, как пример исчезновения субъектности. Однако, если вдуматься, именно наличие субъектности художницы позволило ей удержать себя в качестве объекта для других. Суть остальных ее аргументов сводилась к тому, что всё в мире есть объекты, вступающие друг с другом в отношения в качестве объектов. Её доклад был сделан с позиций так называемой плоской онтологии, в которой всё в мире является агентами, инициирующими взаимодействия, однако, как мне видится, не все агенты являются субъектами.
С одной стороны, мне импонирует подобное восприятие, суть которого я могу выразить так: все равноценны, но не все равнозначны (например, мужчины и женщины равноценны, но далеко неравнозначны), все онтологически равны в своем присутствии, но – феноменально различны. Действительно, субъектность начинается с разделительной черты, с уникальности опыта каждого: даже жизненные опыты отдельных людей не-сопоставимы, их нельзя достоверно сравнить по степени совершенства, и потому они – условно равны, хотя и различны по содержанию. Здесь есть своя красота: признание равенства всех – это отказ от иерархичности при принятии идеи, что всё через всё может обретать опыт и учиться. Так Борис Гребенщиков в одной из своих песен замечательно выразил:
…Можно учиться смирению
У стертых ногами придорожных камней.
С другой стороны, если эстетически мне это по душе, то этически здесь не все так просто. Ведь, по сути, признание равенства всех субъектов/акторов/агентов для действующего в отношении мира человека расширяет действие второй формулировки категорического императива И. Канта: отныне ко всему нужно относиться не только как к средству, но и как к цели самой по себе. Но – как я могу знать цели вещей, в шкуру которых я никогда не смогу залезть и пережить их чистое бытийное достоинство? Уважать их «право» на существование я ещё могу понять в качестве морального минимума – невреждения, но…
Знаете, экологическая этика, например, уже проходила различные нон-антропоцентристские теории, утверждавшие принципиальное равенство всех биологических/экологических объектов. Возникшие при осмыслении практического воплощения равенства на практике коллизии завели в тупик: т.е. мы и микробов в своем организме не должны убивать? и плесень со стен пестовать? и никаких генных модификаций производить нельзя? (всё же имеет право на жизнь в ее естественном течении!) Именно поэтому возникла теория неоантропоцентризма, восстановившая иерархию живых существ, но признав человека максимально ответственным за то, что и как происходит с не-человеческими существами (по логике: кому больше дано, с того больше и спрашивается; наше превосходство отныне – не привелегия, а еще большая ответственность).
Думается, что агентность – это способ описания связей в системе, а субъектность и субъективность – для осмысления истоков качественного своеобразия человека.
Так вот, к чему это я. Видится мне, от понятия субъекта отказываться нельзя ни в коем случае. Он существует. И, существуя, раскрывается в двух модусах – субъектности (subjectness) и субъективности (subjectivity). О них и будет идти речь дальше.
Вообще, осмысление современного понимания субъекта, как мне видится, непременно должно не упускать из виду эти две его характеристики. Особенно, это важно в силу того, что со второй половины ХХ века философия говорит, в основном, о субъективности субъекта: классическая философия была устремлена к субъекту извне (к монаде, к чистому Я), постмодернизм посмотрел на субъективность, на способы ее наполнения и, нивелировав разницу между субъектностью и субъективностью, чем вывел некоторых мыслителей на мысль о смерти субъекта.
Субъектность человека – его атрибутивное свойство, субъективность – предикат. В качестве субъекта человек являет себя существом, чья субъектность (мышление, воля, продуктивное воображение в качестве способности производить идеи, не выведенные из эмпирического опыта, высшие чувства) опредмечивает себя в культуре.
Проблему субъектности и субъективности можно еще выразить и так: что в сознании субъекта принадлежит априорно ему (и есть ли это?), а что привнесено извне? Конечно, мир спонтанным «криком» инициирует процесс содержательного формирования сознания субъекта, но является ли оно tabula rasa ли оно изначально? И вообще, как возможно творчество? как возможно создание того, чего еще не было? как возможно продуктивное воображение? Ведь на уровне философской рефлексии и художественной практики «Я» инициирует в себе интеллектуально-волевые и чувственно-эмоциональные настройки как условия для катарсисного вхождения идеи в поле сознания, которая затем направляет и организовывает собой его активность в создании текста или произведения искусства. Другое дело, что человек не может всегда находиться в этом «чистом» мышлении или творчестве, и потому любой оказывается, помимо своей воли, втянутым миром в его культурные практики/дискурсы.
Мне видится, что декартово деление «Я» на чистое и эмпирическое актуально до сегодняшнего дня. Просто, как говорит Делёз, поменялся ракурс взгляда: раньше стремились к переживанию чистой формы Я, теперь анализируют эмпирическое Я и удивляются открытию, что вне культуры его нет. Его, и правда, нет! Эмпирическое Я – та самая субъективность, которая возникает только в культурном бытии человека (поэтому в ней нет ничего, чего не было бы в социо-культурном опыте человека). Для сегодняшнего дня знаменитый вопрос эмпириков звучит так: есть ли в нашем сознании (нашей субъективности) то, чего не было бы в социокультурной реальности, в ее практиках и дискурсах? Конечно, нет.
Субъектность же человека связана с чистым Я, которая себя ни к чему не примысливает для самочувствования, но есть сама возможность мысли, как говорит В.Н. Железняк в главе о Декрате: спонтанная, автономная – рациональная или нет, но – воля, которая предшествует эмпирическому Я.
Субъектность, как первоформа (основа единства перцепции и апперцепции), априорна в своей сути. Субъектность, говоря словами С.В. Комарова имеет структуру, а субъективность – текстуру, где первая – это способ пространственно-временного соединения частей в целое, а вторая – это индивидуальная комбинация свойств в сплетениях, спутанностях, сцеплениях, выражающих пространственно-временные взаимосвязи априорной структуры с миром; текстура – результат изменений. В этом смысле каждый человек с его субъективностью является текстом, написанным его жизнью и смертью (как постоянным модусом его бытия) в том или ином социокультурном контексте, и потому субъективность (эмпирическое Я), действительно, является становящейся, мерцающей, и ее органом является тело.
Когда говорится о том, что чувственный и иной опыт коституируют субъекта, что имеется в виду: субъектность или субъективность? Я согласна с тем, что субъективность конструируется, учреждается чувственным и социокультурным опытом, однако, субъектность вряд ли. Последняя, если и конституируется, то в том смысле, что она утверждает, манифестирует себя, актуализируясь внешним опытом. Иначе как было бы возможно единство опыта, чем оно обеспечивается?
Проблема конституирования/конструирования субъекта замечательно демонстрируется на примере эстетического опыта. Эстетический опыт – это опыт становления субъекта, эстетическое чувство сродни короткому замыканию, аффектирующему субъектность. И эта самая субъектность, в свою очередь, становится источником морального сознания, что замечательно видно на примере усложнения сознательной активности ребенка.
Однако сама возможность эстетического эффекта для человека коренится в его способности к эстетическим переживаниям, коренящимся в трансцендентальной чувственности и схематике, описанной Кантом. Ведь вряд ли камень испытывает эстетическое переживание всей ситуации. Эстетическое для человека – способ актуализации субъектности и конструирования человеческой субъективности, тогда как для нечеловеческих сущностей эстетическое не может быть опознано в качестве такового, ибо это для них – всего лишь взаимодействия-реакции, которые актуализируют их присутствие для других.
С другой стороны, под классическим субъектом и новым субъектом могут пониматься режимы наблюдения за последним. Здесь вполне может быть применим п
СУБЪЕКТИВНОЕ — Новая философская энциклопедия
СУБЪЕКТИВНОЕ – то, что характеризует субъект [СУБЪЕКТ] или же производно от субъекта и его деятельности. Исторически субъективное было понято в классической философии (начиная с Декарта) как особый внутренний мир сознания, несомненный и самодостоверный, к которому субъект имеет непосредственный доступ. В таком качестве субъективное было противопоставлено объективному миру физических вещей и событий (включая и тело субъекта) как существующему вне субъективного и как не абсолютно достоверному. Противопоставление субъективного и объективного породило ряд проблем классической философии, которые оказались для нее трудно разрешимыми: как доказать существование внешнего мира и как можно его знать; как можно знать что-либо о других субъектах и их субъективном мире?
Между тем уже Кант показал, что т.н. внутренний опыт, имеющий дело с субъективным миром, не более непосредствен, чем внешний опыт, и необходимо предполагает последний. Развитие современной философии и психологии дает основание считать, что субъективное, переживаемое нами в качестве чисто «внутреннего» и сугубо личного, не является изначально данным, а строится субъектом в коммуникативных взаимодействиях с другими людьми в рамках определенной исторически данной культуры, поэтому и сама степень переживания субъективного как «внутреннего» может быть различной в разных условиях. Субъективное не может рассматриваться как особый мир, населяемый такими «предметами», как переживания, представления, образы памяти воображения, желания и т.д., а является способом ориентации субъекта в внешнем мире (см. Я [Я], Представление [ПРЕДСТАВЛЕНИЕ]). Образования сознания вообще не могут быть чисто внутренними. Так, напр., боль кажется таким переживанием, которое лишь субъективно, принадлежит только мне и доступно только мне «изнутри» (пример Л.Витгенштейна). Между тем это переживание включено в определенного рода коммуникативный дискурс и, как правило, выражается вовне: в виде восклицаний, определенных гримас, движения и т.д. (это тоже средства коммуникации). Выражение «вовне» в данном случае не есть нечто внешнее для выражаемого и в действительности является способом его осмысления, а поэтому и способом конституирования. Конечно, я могу скрыть свое переживание боли от других, но это сокрытие является чем-то вторичным, возможным только тогда, когда переживание боли уже конституировано.
Однако и коммуникация и другие действия, будучи порождены субъектом и в этом смысле будучи субъективными, в то же время не принадлежат к субъективному миру в классическом его понимании, а относятся к сфере интерсубъективного, которая выходит за рамки противоположности субъективного и объективного.
Эта противоположность не существует и в ряде других случаев. Так, восприятие [ВОСПРИЯТИЕ] объективного мира предполагает также и самовосприятие субъекта. Поэтому субъективное и объективное являются двумя полюсами восприятия. Но самовосприятие относится в данном случае не к состояниям внутреннего мира сознания, а к восприятию тела субъекта и его места среди других объективных предметов и событий. К субъективному относятся также иллюзии восприятия и заблуждения мышления. Первые возникают как следствие применения несоответствующей перцептивной гипотезы при извлечении сенсорной информации или же искусственного окончания процесса перцептивного обследования. Заблуждения возникают обычно тогда, когда мыслительная деятельность неадекватна изучаемому объекту. В то же время субъект может точно описывать то, что ему непосредственно дано, и тем не менее заблуждаться. Таковы, напр., иллюзии движения Солнца по небу или же иллюзии в отношении самого себя, самообманы. См. ст. Я [Я] и лит. к ней.
В.А.Лекторский
Источник:
Новая философская энциклопедия
на Gufo.me
Значения в других словарях
- СУБЪЕКТИВНОЕ —
СУБЪЕКТИВНОЕ — то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.
Большой энциклопедический словарь - субъективное —
См. субъект
Толковый словарь Даля
Субъективность и объективность (новый взгляд)
Не могу не написать на тему «субъективности» и «объективности». Эти понятия широко используются в философии, причем из философии давно перешли и в обычный язык, употребляются весьма часто. «Субъективный» – со значением «собственный», «особый», «специфический»; и «объективный» со значением «действительный», «истинный», « не зависящий от восприятия». Уже здесь видна странность – явно противоположные слова не противоположны по вкладываемому значению. Дальше – больше. Если копнуть глубже – окажется что это понятия пустые, не имеющие значения и употребляемые неправомерно, с произвольным значением. Они всегда, без исключения, вносят путаницу вместо ясности. Недавний пост antonrai и комментарии к нему — хороший тому пример: http://community.livejournal.com/ru_philosophy/832976.html Разделяя общий пафос поста, попытку защитить ценность знания, обосновать притязания философов на истинность суждений, я никак не могу согласиться с определением объективного и субъективного. Собственно, мне не встречалось ни одного ясного непротиворечивого текста об этих понятиях, включая статьи Лекторского в «Философской энциклопедии» (как старой, так и новой). Вот, для примера, цитата из книги А.А. Меграбяна «Деперсонализация»: «Весь объективный материальный мир отображается в субъективном только через объективные высшие нервно-физиологические процессы, происходящие в организме и мозге. Субъективное психическое содержание сознания, в свою очередь, оказывает воздействие на внешний мир только через объективные процессы». Диалектику везде пытались впихнуть, но здесь – особенно неудачно вышло, как объективное переходит в субъективное и наоборот — загадка. Понять, что такое субъективное и объективное сложно и философу. Итак, давайте разберемся.
Субъект – деятель, объект – то, на что направлено действие, активность. Это – основа, из которой следует исходить. Но ведь действие – это процесс, оно не может быть постоянным. Значит деятель может считаться таковым только когда действует. А учитывая, что воздействию может подвергаться и он, возникает относительность действия. Нет субъекта вообще, а есть «субъект х и объект у», то есть ни один человек не является субъектом вообще. Ну к примеру, человека можно назвать «вратарь», кто такой вратарь? Человек, который стоит на воротах. Без этого уточнения будет неоднозначность. А вот что значит «стоит», когда вратарь спит — он вратарь или нет? Не вратарь. Вратарь — не тот, кто стоит на воротах вообще, вратарем мы называем человека, КОГДА он стоит на воротах. «Субъект» точно как вратарь. Субьект — тот, кто действует, так? Нет. Субъект — тот кто действует, когда он действует (в момент действия). Не стоящий сейчас на воротах — не вратарь, тот, кто в данный момент не действует — не субъект. Вывод : ни один человек не является субъектом по умолчанию, это не его качество. Любой человек может быть и субъектом, и объектом действия.
Переходим к познанию. На каком основании познание приравнивается к действию? Я не вижу оснований. Только по тому, что есть направленность? Возможно. Но направленность чего? Внимания. Причем речь здесь именно о восприятии, а не о познании. Познание есть результат обработки восприятий, представляет чисто внутриразумный акт. Если же говорить о воздействии в познании, то скорее воздействие идет на человека («субъекта»), чем наоборот. Например – при просмотре фильма. Не глаза воздействуют на экранное изображение. Если же нет действия, которое мы отмечаем, слова «субъект» и «объект» неприменимы. Направление внимания отмечать с помощью этих слов неправильно. Тут под субъектом обозначается «воспринимающий» а под объектом — «воспринимаемаемое». Далее понятия замещаются, что искажает смысл.
Если нет оснований для введения «субъект» и «объект» в процессы ощущения, восприятия, а тем более, познания, то нет и оснований для разговора об «объективном» и «субъективном». Ну ладно, примиримся (запомнив однако) с неуместностью понятий. Что будет означать «субъективность познания»? Обычно понимают особенности восприятия данного субъекта (=человека). Но это понимание не соответствует смыслу слова субъект! Возникает дополнительная путаница. Субъект — указание на воспринимающего, почему слово «субъективный» обозначает какие-то особенности? Субъективный — принадлежащий субъекту, свойственный субъекту. Это свойство может быть присуще и другим, здесь это не имеет значения. Таким образом, прилагательное образовано правильно, но значение вложено искусственно, вопреки обычному образованию значения прилагательных. Как если бы «красота» значило одно, а «красивый» – нечто не связанное с «красотой». Далее. Объект – то на что действуют. А объективный, как я уже заметил – истинный, не связанный с особенностями восприятия. Почему тогда «объективный». Принадлежащий объекту – это нечто неясное, мы не знаем что это, при чем тут истинность? Мы говорим про результат восприятия – а значит объект тут непричем (хотя, напоминаю, в познании и нет объектов). Восприятие всегда «субъективно», потому что его – по допущенной схеме – осуществляет субъект. «Объективность» просто неуместна в этом контексте.
К чему же можно приложить категории, неверно названные «субъективный» и «объективный», вносящие путаницу? Только к знанию, высказыванию. Только в процессе коммуникации знание получает оформление, и мысль/чувство получают оформление. Высказывания похожи, но они существенно различаются. Есть знание, и есть мнение. Знание говорит о действительном, мнение – о «моих» мыслях, чувствах, взглядах, оценках. Познание нельзя оторвать от человека, а вот знание, его продукт, интерсубъективно. Знания можно передать, они сформулированы на языке, с использованием логики и опорой на общий людям опыт. Именно общность есть условие знания, тем самым любой разговор о его «субъективности», то есть вмешательстве личного элемента, устраняется. Знание может быть только «объективно». В 20 веке много вреда принесло смешение точки зрения наблюдателя в теории относительности – с субъективностью. Хотя здесь как раз последовательное онаучивание , установление точки зрения описания позволяет связать её с собственной, создать полностью «объективное» описание. Знания можно передать, они «объективны», но люди, хотящие внести смуту в разум, придумывают «субъективность». Хотя та есть свойство мнения – и там полностью уместна. Если я говорю – «я люблю груши», то это именно «субъективность», моё свойство, если уж это слово вообще применимо к чему-нибудь. Смешав познание и знание, знание и мнение, дали возможность дискредитировать знание путем преувеличения момента личного восприятия. Хотя в производстве, а особенно при передаче и повторном подтверждении знания этот элемент минимизируется.
Если каждый говорил бы «субъективное» — понимание было бы невозможно. Даже мнение содержит только элемент особенностей восприятия данного человека. Обычно это не мешает его адекватно понимать. Когда человек говорит о знании и о мнении, он говорит различно. «Я вижу яблоко» – не знание. Такое высказывание нельзя оспорить – оно говорит о восприятии, а не о яблоке. «на этом столе лежит яблоко»» – уже знание, подлежащее проверке и полностью лишенное «субъективности». Ошибка, когда человек путает эти две вещи, то есть произвольно переводит «я вижу яблоко» в « яблоко лежит на столе». Но это уже проблемы точности высказываний, а не «субъективности».
Резюмирую:
1. Категории «субъект» и «объект» не могут быть привязаны к предметам.
2. При отсутствии действия выражения «субъект» и «объект» неуместны. Данные понятия не соответствуют гносеологической проблематике.
3. Субъективное – есть свойство субъекта, и не применимо ни к восприятию, ни к познанию.
4. Знание всегда независимо от специфики познающего. Тем самым не только слово «субъективное» неприменимо, но и любое понятие с тем же значением, которым бы мы захотели его заместить.
Думаю сказанного достаточно, чтобы отказаться от употребления «субъекта» и «объекта» в отношении познания и его продуктов. Тем более «субъективный» и «объективный». Прошу прощение за вынужденное многословие и за упрощение речи (адресован текст не только профессиональным философам).
Субъективность — Философская энциклопедия Рутледжа
DOI: 10.4324 / 9780415249126-V045-1
Версия: v1, опубликовано в Интернете: 2017 г.
Получено 23 августа 2020 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/subjectivity/v-1
Рассмотрим те аспекты мира, которые являются такими, какие они есть в силу того, как мы о них думаем, или как мы к ним относимся, или как мы смотрим на них. Это субъективных аспектов мира. Что делает их субъективными, можно понять с помощью понятия интенционального состояния.Ярлык «интенциональное состояние» часто используется для обозначения психических состояний, имеющих интенциональность. Эти психические состояния (включая, помимо прочего, мысли, убеждения, желания и образы восприятия) являются репрезентативными; они представляют мир определенным образом. Это ментальные состояния с «предметностью»; это около объектов, функций и / или состояний дел. Используя «интенциональное состояние» для обозначения психических состояний с интенциональностью, субъективный факт о каком-то предмете x может быть определен как факт, который возникает в силу чьих-то намеренных состояний относительно x . Объективный Факты не являются субъективными. Таким образом, объективный факт о x может быть определен как факт, который не достигается в силу чьего-либо намеренного состояния относительно x .
Субъективность часто упоминается в философии разума, потому что большая часть менталитета является субъективной, с особым видом субъективности, присутствующей в случае сознательного опыта . Всякий раз, когда у человека есть намеренное состояние, сознательно или бессознательно, возникает субъективный факт.Предположим, что у человека s есть намеренное состояние, направленное на некоторый элемент x . Тогда тот факт, что s представляет x , очевидно, является функцией намеренного состояния s относительно x , что делает тот факт, что s представляет x , субъективный факт. Предполагая также, что интенциональное состояние является сознательным, здесь присутствует дополнительный элемент субъективности. Предположим, вы визуально воспринимаете дерево, и ваше визуальное восприятие — это сознательное психическое состояние.Тогда вы не только представляете себе дерево; также кажется, что вы каким-то образом осведомлены о вашем представлении дерева. То, что этот дополнительный элемент субъективности, по-видимому, присутствует в случае сознательного опыта, является одной из причин того, почему «высшие» описания сознания так привлекательны. Счета высшего порядка улавливают интуицию о том, что если ментальное состояние является сознательным, то его хозяин осведомлен о ментальном состоянии некоторым подходящим способом (при этом добавляется, что правильного типа осознания высшего порядка также достаточно для того, чтобы целевое состояние было сознательным) .
Счет более высокого порядка, возможно, действительно отражает уникальный способ субъективности сознательного опыта. Существует субъективный, перспективный элемент, характерный для интенциональных состояний в целом, в том числе и бессознательных. И есть особая разновидность субъективности, обнаруживаемая в сознательном опыте, когда интенциональность направлена на собственные ментальные состояния. Теперь предположим, что ментальную репрезентацию можно понять чисто физически; предположим, что существует истинное и полное объяснение в чисто физических терминах того, что такое ментальное состояние, имеющее то содержание, которое оно имеет.Тогда можно подумать, что с помощью теории более высокого порядка мы сможем закрыть печально известный объяснительный разрыв между физическим и феноменальным компонентами сознания.
Некоторые, однако, отметили, что в области феноменального мы должны различать субъективный характер сознательного состояния и его качественный характер , где последний — это то, как психическое состояние ощущает , а первое — это его ощущение определенным образом для субъекта .Есть основания сомневаться в том, что какое-либо объяснение более высокого порядка может объяснить, почему ментальное состояние имеет качественный характер или вообще какой-либо качественный характер. Тем не менее, даже если объяснения более высокого порядка не смогут решить трудную проблему сознания , не сумев закрыть объяснительный разрыв между физическим и качественным аспектами сознания, возникает соблазн думать, что с помощью объяснения более высокого порядка мы могли бы уметь закрыть объяснительный разрыв между его физическим и субъективным характером.
Цитирование статьи:
Francescotti, Robert. Субъективность, 2017, DOI: 10.4324 / 9780415249126-V045-1. Энциклопедия философии Рутледж, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/subjectivity/v-1.
Авторские права © 1998-2020 Routledge.
.
Предмет (философия)
Не путать с subiectum или hypokeimenon в аристотелизме.
В философии субъект — это существо, которое имеет субъективные переживания, субъективное сознание или отношения с другой сущностью (или «объектом»). Субъект — это наблюдатель, а объект — это наблюдаемая вещь. Эта концепция особенно важна в континентальной философии, где «Субъект» является центральным термином в дебатах о человеческой автономии и природе личности.
Резкое различие между субъектом и объектом соответствует различию в философии Рене Декарта между мыслью и протяженностью. Декарт считал, что мысль (субъективность) — это сущность разума, а протяженность (занятие пространства) — сущность материи.
В современной континентальной традиции, которая, как можно с уверенностью сказать, восходит к Декарту, дебаты о природе Субъекта играют роль, сравнимую с дебатами о личности в рамках отдельной англо-американской традиции аналитической философии.
В критической теории и психологии субъективность — это также действия или дискурсы, которые производят индивидов или «Я» — «Я» — это субъект .
Предмет немецкого идеализма
Тема как ключевой термин в размышлениях о человеческом сознании начала свою карьеру с немецкими идеалистами в ответ на радикальный скептицизм Дэвида Юма. Отправной точкой идеалистов был вывод Юма о том, что в самом «я» нет ничего, кроме большого, мимолетного пучка восприятий.Следующим шагом был вопрос, как этот недифференцированный пучок воспринимается как единое целое — как единый субъект . Хьюм предложил следующее предложение:
- « … воображение должно с течением времени овладеть тем же методом мышления и пробегать по частям пространства и времени в представлении своих объектов.
Кант, Гегель и их последователи стремились конкретизировать процесс конституирования субъекта из потока чувственных впечатлений.Гегель, например, заявил в своем «Предисловии к феноменологии духа», что субъект конституируется «процессом рефлексивного опосредствования самого себя».
Гегель начинает свое определение предмета с точки зрения, основанной на аристотелевской физике: «неподвижное, которое также является самодвижущимся » (Предисловие, стр. 22). То есть то, что не движется внешней силой, а движется само, имеет prima facie аргументов в пользу субъективности. Однако следующий шаг Гегеля состоит в том, чтобы идентифицировать эту способность двигаться, это беспокойство, которое является предметом, как чистой отрицательности .Субъективное самодвижение, по Гегелю, исходит не из какого-то чистого или простого ядра подлинной индивидуальности, а, скорее, из
- «… раздвоение простого; это удвоение, которое создает оппозицию, а затем снова отрицание этого безразличного разнообразия и его антитезиса» (Предисловие, стр. 18).
modus operandi гегелевского субъекта, следовательно, сокращает, разделяет и вводит различия, вводя отрицание в поток чувственных восприятий.Субъективность, таким образом, является своего рода структурным эффектом: то, что происходит, когда Природа распространяется, преломляется вокруг поля негативности и «единства субъекта» для Гегеля, на самом деле является эффектом второго порядка, «отрицанием отрицания». Субъект воспринимает себя как единство только путем целенаправленного отрицания самого разнообразия, которое он сам произвел. Следовательно, гегелевский субъект может быть охарактеризован либо как «самовосстанавливающееся тождество», либо как «отражение в инаковости внутри себя» (там же). Короче говоря, субъект в гегелевском смысле подвергается подчинению.
Постмодернистские сюжеты
Мышление Маркса и Фрейда послужило отправной точкой для сомнения в концепции унитарного, автономного Субъекта, который для многих мыслителей континентальной традиции рассматривается как основа либеральной теории общественного договора. Эти мыслители открыли путь к деконструкции предмета как ключевой концепции метафизики.
Исследования Зигмунда Фрейда бессознательного привели к полному обвинению представлений Просвещения о субъективности.
Одним из наиболее радикальных переосмысителей человеческого самосознания был Хайдеггер, чья концепция Dasein или «Бытие-там» полностью вытесняет традиционные представления о личном субъекте.
Жак Лакан, вдохновленный Хайдеггером и Соссюром, построил на психоаналитической модели субъекта Фрейда, в которой «расщепленный субъект» образован двойной связью: отчужденный от jouissance, когда он или она покидает Реальное, входит в Воображаемое (во время стадия зеркала) и отделяется от Другого, когда он или она входит в сферу языка, различий и требований в Символическом или Имени Отца.
Такие мыслители, как Альтюссер, Фуко или Бурдье, рассматривают этот предмет как социальную конструкцию. Согласно Альтюссеру, «субъект» — это идеологическая конструкция (точнее, построенная «идеологическими аппаратами государства»). Субъективность существует «всегда уже» и раскрывается в процессе интерпелляции. Идеология делает человека субъектом.
Согласно Фуко, это «эффект» власти и «дисциплины» ( См. «Дисциплина и наказание» : построение субъекта как ученика, солдата, «преступника» и т. Д.).).
Субъективность в аналитической философии
В современной аналитической философии проблема субъекта — а точнее «точка зрения» субъекта или «субъективность» — привлекла внимание как одна из основных неразрешимых проблем в философии разума (связанный с этим вопрос проблема разума и тела). В эссе Каково быть летучей мышью? , Томас Нагель, как известно, утверждал, что объяснение субъективного опыта — «каково это» быть чем-то — в настоящее время вне досягаемости научного исследования, поскольку научное понимание по определению требует объективной перспективы, которая, по мнению Нагеля, диаметрально противоположна. с субъективной точки зрения от первого лица.Эти дополнительные особенности субъективного опыта часто называют квалиа (см. Комнату Фрэнка Кэмерона Джексона и Мэри).
См. Также
Философы
Примечания
.
Красота и субъективность | Философский разговор
Вот два трюизма о красоте:
Красота — это только кожа насквозь
Красота в глазах смотрящего
Относительно первого я могу сказать только: «Слава Богу». Идея состоит в том, что красота — это поверхностная характеристика, которая не дает убедительного доказательства характера, личности, остроумия, интеллекта и других подобных достоинств. Как один из представителей нашего вида, которым бросают вызов красоте, я бы действительно возмутился, если бы красота была хорошим показателем этих вещей.Хватит значит хватит. Пусть для меня богатые и красивые будут скучными и глупыми.
Это вторая истина, которую я хочу немного обсудить. Что, черт возьми, значит сказать, что красота в глазах смотрящего? И почему кто-то сказал это?
Мы могли бы придать этому смысл грамотно звучащий глянец, сказав, что это означает «красота субъективна». Но тогда что это значит?
Субъективное теперь противопоставлено объективному. Как ни странно, «объективный» изначально означал «в уме», поскольку объект желаний, надежд, страхов и тому подобное находится в разуме, даже если он не выходит за рамки их реальности.Мой родстер Porsche, объект одного из моих желаний, имеет объективную реальность, но не формальную реальность, учитывая использование этих терминов Декартом. Он утверждал, что, учитывая природу объективной реальности Бога (то есть, на что похоже мое представление о Боге), мы можем сделать вывод о его формальной реальности (то есть, что действительно существует что-то, что воплощает все формы или свойства, требуемые для Бог, который в значительной степени состоит из хороших и ни одного из плохих.)
Итак, «объективный» обычно имеет отношение к фактам о физическом, материальном мире.Субъективность означает «в сознании субъекта». «Субъект» — это мыслитель мыслей, обладатель опыта. Объективные истины истинны отдельно от того, что происходит с любым субъектом, который думает об истине. Большинство философов согласны с тем, что истины об этом материальном мире или, по крайней мере, о многих из них, такие. В конце концов, материальный мир существовал долгое время, прежде чем появилось хоть какое-то мнение о нем. Некоторые считают, что истина о числах также объективна, в то время как другие считают, что они лучше подходят для следующей категории, которую мы обсудим.
Это истины о явлениях, которые в некотором роде зависят от наличия разума, то есть мышления, восприятия, субъектов. Такие истины зависят от субъективности, от наличия разумов, способных воспринимать и обдумывать мысли о вещах, о которых идет речь.
Галилей, Декарт, Бойль и Локк — всех впечатлила разница между «первичными» и «вторичными» качествами. Первичные качества были объективными в том смысле, который мы теперь приписываем этому слову. Объекты будут иметь форму, размер и движение, независимо от того, есть ли поблизости разум, который их воспринимает.Но, по крайней мере, этим мыслителям казалось, что у предметов не было бы вторичных качеств, то есть цветов, звуков, запахов и вкусов, если бы не было разума, который мог бы их видеть, слышать, обонять и пробовать. Идея состоит в том, что вторичные качества связаны с воздействием объектов на сознание. Ни умов, ни второстепенных качеств. Итак, вторичные качества субъективны. Они находятся в глазу (ухе, носу или языке) смотрящего.
Однако есть более слабая степень объективности, чем у вторичных качеств.Хотя они могут не существовать без умов, существующие умы соглашаются с ними, по крайней мере, в благоприятных условиях. Если у вас нормальное зрение, а у меня нормальное зрение, и мы оба находимся в благоприятных условиях освещения, мы должны договориться, какие объекты красные, какие зеленые и так далее.
А как насчет того, что вам нравится зеленый цвет, а мне нет; Я люблю красный; но ты это ненавидишь? Как насчет того, что я ненавижу фасоль, а другим (как мне сказали) нравится их вкус? То, как какой-то предмет поражает нас, вызывает ли он удовольствие или нечто большее, похожее на боль, когда мы его видим, обоняем, слышим или пробуем на вкус, кажется вдвойне субъективным.Прежде всего, наше восприятие будет включать второстепенные качества, а значит, зависит от существования мыслящих, воспринимающих предметов. Во-вторых, сочетание качеств, которые мы воспринимаем, может показаться отдельным испытуемым приятным или неприятным. По второму вопросу мы не ожидаем межсубъективного согласия. Вкусы разнятся; каждому свое и тому подобное.
Где уместна красота? Является ли это объективным, независимым от разума свойством вещей? Я уверен, что некоторые философы так думали, но это не кажется очень правдоподобным.Множество красивых объектов, таких как горы, леса и озера, могут существовать без разума. Но они не были бы действительно красивыми, не так ли, если бы вокруг не было умов, чтобы получать удовольствие от наблюдения за ними?
Является ли красота вторичным качеством, независимым от разума, но интерсубъективным? То есть, если люди находятся в правильных условиях, согласятся ли они, что красиво, а что нет? Какие были бы подходящие условия? Не только хорошее освещение, но и, может быть, правильное воспитание, натренированный глаз, ухо или нёбо.Я немного симпатизирую этой идее. Мне кажется, что должно быть межсубъективное согласие в том, что поп-музыка шестидесятых лучше, чем, например, дремучих восьмидесятых, и у любого, кто не согласен, вероятно, повредили уши плееры, которые высокое или чрезмерное употребление наркотиков. Однако, если подумать, кажется вероятным, что это всего лишь моя предвзятость из-за того, что я достиг совершеннолетия в пятидесятые и шестидесятые годы.
Таким образом, красота остается в третьей категории, вдвойне субъективной, не только зависящей от разума в своем существовании, но даже не о чем-то, с чем можно ожидать согласия даже при благоприятных обстоятельствах.Мона Лиза, Давид Микеланджело, Крайслер-билдинг — как вкус лимской фасоли или пчелы, кому-то они нравятся, кому-то нет.
Можем ли мы действительно признать, что в красоте нет ничего, кроме этого? Что будет с классами Art Appreciation? Чтобы ценить великую литературу? И, Эгад, в чем разница, безусловно, объективная, между философией качества и мерзостью? Возможно, нам нужно еще несколько категорий, еще несколько аналогий и еще несколько моделей, чтобы подумать об этом. Посмотрим, что происходит, когда мы обсуждаем красоту на Philosophy Talk.
.