Понятие индивид личность индивидуальность по объему содержания находятся в отношении: индивид личность субъект деятельности индивидуальность наименее широким по содержанию являет

Содержание

индивид личность субъект деятельности индивидуальность наименее широким по содержанию являет

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

общее

1. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности»,

«индивидуальность» — наименее широким по содержанию является  

понятие: а) индивида;

2. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности»,

«индивидуальность» —наиболее широким по содержанию является  

понятие: г) индивидуальности.

3. Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности»,  

«индивидуальность» по объему содержания находятся в отношении: а) включения;

4. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать  

следующей последовательностью понятий: б) индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность;

5. Человек как типичный носитель видов человеческой активности —это: в) субъект деятельности;

6. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности  

человека как представителя рода понятие: а) индивида:

7. Человек как индивид —это человек, в обусловленности поведения  

которого не раскрываются предпосылки: г) социальные.

8. Человек как личность — это человек, раскрывающийся в обусловленности:

г) все ответы верны.

9. Человека как индивида характеризует:  г) средний рост.

10. Высший этап онтогенетического развития человека в обществе —это: г) индивидуальность.

11. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, —это: г) равнодушие.

12. Личностные качества, предопределенные, главным образом,  

социальными факторами,—это: в) ценностные ориентации;

13. В основе различных типологий личности лежат: а) субмодальности;

14. Системные проявления личности как индивидуальности —это: в) супермодальности;

15. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой

подход к развитию личности: в) биогенетический;

16. Личность формируется обществом, биологические особенности  

человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно  

подходу к развитию: б) социогенетическому;

17. Понятие «жизненный путь» в отечественную психологию введено:

а) Б.Г.Ананьевым;

18. В деятельностном подходе наиболее популярной является модель  

личности: в) четырехкомпонентная;

19. С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется:

а) А.Н. Леонтьевым;

20. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляютсж

внешние воздействия, трактует личность: б) С Л. Рубинштейн;

21. Личность—субъект и объект общественных отношений, по мнению:г) А. Г. Ковалева.

22. Одним из первых, кто осознал необходимость дифференциации  

темпераментных, характерологических и личностных признаков, был: б) П.Ф. Лесгафт;

23. Концепция личности как совокупности субъективных отношений к себе,

другим и миру была выдвинута: в) А.Ф. Лазурским;

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность индивидуальность .Соотношен

метки: Человек, Фактор, Понятие, Индивид, Влияние, Развитие, Социальный, Биологический

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «БелГУ»

Кафедра менеджмента организации

Акиншина Татьяна Андреевна

«Психология личности(соотношение понятий «человек» индивид» личность» индивидуальность).Соотношение биологических и социальных факторов в развитии личности.»

Курсовая работа

Студента дневного отделения группы 111011

специальности « Менеджмент организации »

Научный руководитель:

Оценка:_____________

Белгород 2010

Содержание

Введение. 3

1.Описание проблемы человек, индивид, личность…………… ………………………..6

1.1Человек. 6

1.2 Понятие личности. 8

1.3Индивид. 14

1.4 Индивидуальность. 16

1.5 Соотношение понятий:человек, индивид, индивидуальность, личность. .17

2.Соотношение биологических и социальных факторов в развитии личности… 20

2.1 Основные факторы развития личности. 21

2.2 Соотношение основных факторов в развитии личности. 26

Заключение. 28

Список используемой литературы.. 29

ВВЕДЕНИЕ

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Формирование личности — это, как правило, начальный этап становлення личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы [1].

7 стр., 3187 слов

Каково соотношение понятий человек , индивид , индивидуальность , личность

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек — это родовое понятие, … в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно …

Объектом исследования является человек, личность. Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических и социальных факторов.

Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности. Из темы, цели и содержания работы следуют ниже-перечисленные задачи:

o определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей.

o в ходе теоретического анализа педагогической, психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности: биологические особенности или ее социальный опыт.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.).

Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4].

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

2 стр., 786 слов

Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные особенности его поведения

Невербальные индикаторы психологического состояния личности Для проницательного человека важнейшие невербальные компоненты общения — мимика, жесты и пантомима, которые, будучи в высочайшей степени информативными, способны сообщить окружающим зачастую больше, чем сказано. Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные особенности его поведения …

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки — вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества — стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета — является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

1. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ

1.1 Человек

Человек – представитель вида Homosapiens. Многие мыслители и ученые не всегда проводят различия между понятиями “человек”, “индивид” – единичный представитель вида Homo sapiens и “личность” – соц. система, содержание нашего Я, что вполне оправдано при каких-либо частных решениях, но недопустимо при рассмотрении фундаментальных проблем человеческой экзистенции. Так, биологи и медики не обращают внимания на соц. характеристики, гуманитарии упускают из виду, что культурные особенности человека основаны на нейробиологических механизмах человеческого тела. Единство духовной и физической сторон человека может показаться тривиальным в своей очевидности, однако именно в силу своей очевидности нередко недооценивается в ряде современных концепций жизненной среды человека. Относительно развития техногенной цивилизации не делается необходимых выводов из того обстоятельства, что человек, развивая свою культуру, не перестает быть представителем вида Homo sapiens, который связан со своей средой природными и общественными связями, как этническими, экономическими, так и биологическими и физическими связями.[3].

Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Эти вопросы приобретают особую значимость в период революционного обновления нашего общества. Главное направление возрождения — это его гуманизация.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

… ; Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином «личность» употребляют понятия «индивидуальность», «индивид», «человек». Данные понятия содержательно меж собой взаимосвязаны. Человек — понятие родовое, отмечающее принадлежность существа к самой …

Рассмотрение поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия “человек”, с выяснения различия между понятиями “человек” и “личность”. Хотя данные понятия и являются однопорядковыми, они, тем не менее, не тождественны.

И в этой сфере существует одно интересное мнение, заключающееся в том, что “личность — есть общественно развитый человек”. Как мы увидим далее, вышесказанное является кратчайшим изложением практически всей философии о личности, так как почти все философы и психологи сходятся во мнении, что человек как личность — продукт общества.

По теории Пьера Тейяра де Шардена, человек не может видеть ни себя вне человечества, ни человечество — вне универсума, а феномен человека заключается в том, что он — человек — в природе есть настоящий факт, к которому приложены требования и методы науки, причем из всех фактов, с какими имеет дело наше познание, ни один не является столь необыкновенным, озаряющим. Выводом явилось высказывание, что “человек — не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции”.

1.2 Понятие личности

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, широко используются в повседневном общении наряду с другими терминами. Поэтому что бы ответить на вопрос: «Что такое личность?», необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид».

Человек — с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек — существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Недаром же, наверное, можно слышать об одном «настоящая личность!», а о другом — «нет, это не личность» [4].

Индивидуальность — это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальный и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируется как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

21 стр., 10466 слов

Понятия субъекта, личности , индивида, индивидуальности

… науке существует несколько понятий для обозначения человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность. 1. Человек как индивид. В понятии человека как индивида обычно выражаются два основных признака: 1 … становится историческим продуктом. Генезис сознания неразрывно связан со становлением человеческой личности, с выделением её из окружающего и противопоставлением ей окружающего как …

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.

Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в

определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание биологическую сущность человека? Нет, его биологическую, природную, естественную сущность игнорировать нельзя. Разумеется, соответствующие природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, что бы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека [5].

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда даже не станет подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 году были найдены две девочки, живущие в волчьей стае, младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6-7 лет, прожила более 10 лет. Печать сообщала еще о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.

15 стр., 7394 слов

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность …

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью [11].

У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывают, что человек — существо биологическое и социальное.

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность, куда входят и телесные и духовные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего “лица”, т. е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица Земли.

13 стр., 6459 слов

Понятие индивида, индивидуальности, личности

… ” (Маркс). Обратимся к рассмотрению сущности свободы человека и его ответственности. 4. Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные …

Интересно отметить, что латинский термин “homo” восходит к понятию “гумуса” (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках “man” производится от “manus” (рука).

В русском языке слово “человек” имеет корень “чело”, т. е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к Творцу. Следовательно, даже этимологически личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации [5].

Личность это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее социальное качество. Человеческий индивид — это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям [11]. Родившийся ребенок — индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая индивидуальность — это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная ф

3. Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Говоря
о марксистской концепции человека,
необходимо разобраться в таких понятиях,
как «человек», «индивид», «индивидуальность»,
«личность», «субъект». Индивид
– это отдельный представитель
человеческого рода, ему присущи все
объективные признаки человеческого
рода, т. е. он существо разумное, творческое,
социальное.

Индивидуальность
– это неповторимость, непохожесть
человека на других людей, то есть это
оригинальное, своеобразное преломление
в индивиде всей совокупности общественных
отношений.

«Человек» – понятие
родовое, обозначающее принадлежность
его к определенному виду животного
мира. Это понятие биосоциальное. С одной
стороны, человек – это продукт природы,
а с другой – он становится человеком
только в обществе, т. е. он явление
социальное, потому что обладает социальной
сущностью. Его основные сущностные
свойства – способность к труду,
общественной деятельности, общению с
себе подобными, речь и мышление –
порождены в процессе выделения человека
из мира животных. Социальная сущность
человека не передается по наследству,
т. е. человек рождается со способностью
стать человеком.

Можно выделить
общие черты, присущие человеку:

1. Умение изготовлять
орудия при помощи орудий и использовать
их как средство производства материальных
благ.

2. Знание простейших
нравственных запретов и безусловной
противоположности добра и зла.

3. Обладание
потребностями, чувственными восприятиями
и умственными навыками развившимися
исторически.

4. Невозможность
сформироваться и существовать вне
общества.

5. Его жизнедеятельность
имеет не изначально запрограммированный,
а сознательно-волевой характер, вследствие
чего у него есть способность самопринуждения,
совесть и сознание ответственности.

6. Его индивидуальные
качества и достоинства есть порождение
определенных общественных отношений.

Взаимопонимание
между народами возможно уже потому, что
все они родом из предыстории, у всех
тождественно единый опыт становления.

Субъект
– это человеческий индивид, способный
целенаправленно и целесообразно
регулировать свое собственное поведение
и развитие, воздействовать на условия
своего существования. «Субъект – это
человек для себя», – говорил Гегель.
Обособление субъекта связано с тем, что
чувства и разум, реально существуя как
чувства и разум индивида, представляют
его внутренний, личный мир. Чувства и
мысли человека являются субъективным
образом объективного, социального мира.
В то же время субъект реально проявляет
себя в деятельности, в которой он
осуществляет свои цели, причем в
конкретно-исторических определенных
условиях, являющихся объективными,
подчиненными социальным законам.

Личность
– это субъект общественных отношений,
действительность индивида как социального
феномена, реализующего себя в социальной
деятельности. Личность объективирует
себя в труде и его результатах –
материальных и духовных ценностях.

Это сформировавшийся
зрелый человек, без патологических
отклонений психики, обладающий
определенными духовными и практическими
данными, делающими его активным и
творческим, юридически и морально
ответственным перед обществом. Зрелость
человека означает определенную
стабилизацию в его социальном развитии
(социализацию). У разных людей она
достигается в разные сроки и подразумевает
завершение образования, получение и
закрепление профессиональных навыков,
выработку более или менее устойчивого
мировоззрения, получение гражданских
прав.

Понятие личности
не тождественно понятию субъекта. Гегель
не случайно отметил, что субъект – это
возможность быть лицом. Это человеческий
индивид, субъект конкретно-исторического
содержания, мерой развития которого
выступает раскрытие в нем социальной
сущности. В нашей литературе существует
до 90 различных определений личности.
Наиболее ярко сущность личности, на наш
взгляд, дана в определении П.Е. Кряжева:
«Личность есть мера присвоения индивидом
своей социальной сущности».

Итак, понятия
«человек», «субъект», «личность»,
«индивидуальность», находятся в
диалектическом единстве. Единство их
в том, что относясь к человеческому
индивиду, они отражают его социальную
сущность, а различие в том, что в них
конкретизируется эта социальная
сущность.

Раскрытие сущности
личности, т. е. выявление той основы,
которая при всех индивидуальных
особенностях огромного числа людей
присуща им как личностям, – сложная
задача, стоящая перед многими мыслителями.
В древней Греции личностью (персоной)
называли маску актера, особо выразительно
подчеркивающую его роль. На Руси слово
«лицо» обозначало значительность
человека, а «личина» – что-то внешнее,
скрывающее его действительное содержание.
Развитие понятия личности в философии
шло путем раскрытия социального
содержания человека, его социальной
сущности.

Если в понятии
«человек» подчеркивается его биосоциальная
сущность, то «личность» – понятие
социальное и конкретно-историческое.

Личность есть
общественная сущность человека,
выражаемая в индивидуальных особенностях
мыслящего и действующего человека.
«Сущность личности, – писал К. Маркс, –
есть ее социальное качество». Это
означает, что в своем развитии человек
усваивает многочисленные социальные
качества, прежде всего способность к
труду, общению, сознательность,
ответственность, убеждения, идеалы,
мировоззрение, чувство долга, коллективизма
и т. д. Другими словами, человек не
рождается личностью, а становится ею в
процессе активной социальной деятельности
и овладения опытом социальной жизни.
Содержание личности зависит от богатства
и разносторонности ее социальной
деятельности, от степени развития самих
общественных отношений.

Итак, личности
различаются мерой своей социальности.
Поэтому первоначальным качеством
личности можно назвать ее автономность,
т. е. личность – это самостоятельный
человек, в определенной степени
выступающий независимо от общества,
способный противопоставить себя
обществу.

Личная независимость
сопряжена с умением властвовать над
собой, а это предполагает наличие у
личности не просто сознания, т. е. мышления
и воли, а самосознания, т. е. самоанализа,
самооценки, самоконтроля за своим
поведением.

Самосознание
личности порождает определенную
жизненную позицию, основанную на системе
ценностей, на мировоззренческих
установках, что и воплощается в ее
практических действиях.

Развитие личности
и общества – это две стороны единого
процесса. Формирование личности в
процессе развития самого общества ведет
к тому, что личность аккумулирует в себе
социальный опыт, присваивает себе его.
Личность – это продукт и зеркало
общественных отношений.

Личность выступает
не как механический слепок окружающей
действительности, а как продукт
общественных отношений, и как активное,
преобразующее общественную жизнь,
созидающее существо. Она выступает как
объект общественных отношений и как их
субъект – преобразователь окружающей
среды, активный деятель, созидатель. И
хотя в литературе нет единого определения
личности, но ни одно из них не противоречит
марксистскому объяснению сущности
личности – личность есть объект и
субъект общественных отношений.

Иначе говоря,
общество формирует и создает личность.
Каково общество, каковы его общественные
отношения, такова и личность. То есть
личность всегда конкретно-исторична.

Во внутреннем,
духовном мире человека отражается весь
мир природы и культуры. В этом смысле и
называли древние греки человека
«микрокосмосом».

Духовность и есть
жизнь человека как биологического
индивида и как личности. Духовность
человека существует как бы в поле,
порождаемом двумя полюсами: уникальностью
человеческой индивидуальности и ее
самоценностью, с одной стороны, а с
другой – сопричастностью к универсальности,
целостности космоса (природы и культуры
социума). Именно это имел в виду Гете,
знаменитый немецкий мыслитель, когда
говорил, что «под каждой могильной
плитой лежит всемирная история».

Понимание
человеческой целостности как единства
(конечно, развивающегося) этих трех
составляющих – биологической, социальной
и духовной – позволяет ответить на
вопрос, что значит «жить по-человечески».
Это жить не просто духовно, а так, чтобы
физическое совершенство, социальная
зрелость и внутренняя духовность
постоянно взаимодополняли друг друга.
Развивающееся единство и должно стать
самоцельно в жизни человека. Духовность
как раз и служит связующим звеном
внутреннего мира с миром в целом. Но не
только самоцелью. Будучи разумным
существом, человек становится ответственным
не только за собственное благополучие,
но и за судьбы мира, за его становление
до уровня ноосферы.

Саморазвитие
человеческой целостности через реализацию
тенденций саморазвития мира, через свою
уникальность, свободу и мировую
уникальность – в этом высший смысл
человеческой жизни. Естественно,
возникают вопросы: при каких же условиях
такой смысл человеческой жизнедеятельности
может реализоваться? достаточно ли для
этого внутренней установки, желания
самого человека? На наш взгляд, решение
этой проблемы лежит в системе человек
– общество – природа. Диалектика состоит
в следующем: человек не может стать
духовным (видящим свою свободу не в
потребительстве, а в органическом
единстве с человечеством и природой)
без необходимых социальных и природных
основ.

Человечество и
природа в нынешней ситуации не могут
сохранить себя без людей с «человеческими
качествами», без человека духовного.
То есть тут мы с вами уходим в область
глобальных проблем, нового политического
мышления, гуманизма и т. д. Иначе говоря,
решение этой проблемы на современном
витке человеческой цивилизации лежит
в системе взаимоотношений человек –
общество – природа. Ясно одно: будущее
человечества за тем обществом, которое
сумеет создать лучшие условия для
проявления человеческих способностей
и духовности человека.

Литература:

1. Радугин, А.А.
Философия: курс лекций / А. А. Радугин.
1997.

2. Человек и его
бытие как проблема современной философии.
М., 1978.

3. Камю, А. Бунтующий
человек / А. А. Камю. М, 1990

4. Коган, Л.А. Жизнь
как бессмертие / Л. А. Коган // Вопросы
философии. – 1994. №12.

5. Лакс, Дж. О
множественности человеческой природы
/ Дж. Лакс. // Вопросы философии. 1992. №10.

8. Индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность

Существует много различных точек зрения
на то, как надо решать проблему изучения
человека и его психики. Один из наиболее
популярных в отечественной психологии
подходов к изучению человека был
предложен Б. Г. Ананьевым.

Б. Г. Ананьев выделял в системе
человекознания четыре основных понятия:
индивид, субъект деятельности, личностьииндивидуальность.

Понятие «индивид»имеет несколько
толкований. Прежде всего индивид – это
человек как единичное природное существо,
представитель видаHomo sapiens(рис. 4).
В данном случае подчеркивается
биологическая сущность человека. Но
иногда это понятие используют для
обозначения человека как отдельного
представителя человеческой общности,
как социальное существо, использующее
орудия труда. Однако и в этом случае не
отрицается биологическая сущность
человека.

Рис. 4.Характеристика содержания
понятия «индивид»

Человек как индивид обладает определенными
свойствами. Б. Г. Ананьев выделял первичные
и вторичные свойства индивида. К первичным
он относил индивидуально-типические
свойства – конституциональные
(общесоматические), нейродинамические
и билатеральные (особенности симметрии
организма). Совокупность первичных
свойств индивида определяет его вторичные
свойства – структуру органических
потребностей и сенсомоторную организацию,
которые также зависят от таких факторов,
как половой деморфизм и возраст.

Другое понятие, характеризующее человека
как объект реального мира, – «личность»(рис. 5). Данное понятие, как и понятие
«индивид», имеет различные варианты
толкования. В частности, под личностью
понимается индивид как субъект социальных
отношений и сознательной деятельности.
Некоторые авторы под личностью понимают
системное свойство индивида, формирующееся
в совместной деятельности и общении.
Есть и другие толкования этого понятия,
но все они сходятся в одном:понятие
«личность» характеризует человека как
социальное существо
. В рамках данного
понятия рассматриваются такие
психологические свойства личности, как
мотивация, темперамент, способности и
характер.

Рис. 5.Характеристика содержания
понятия «личность»

Следующее понятие, которое выделял Б.
Г. Ананьев при изучении человека, –
«субъект деятельности»(рис. 6).
Это понятие по своему содержанию занимает
промежуточное положение между понятиями
«индивид» и «личность». Субъект
деятельности соединяет в единое целое
биологическое начало и социальную
сущность человека. Если бы человек не
обладал способностью выступать в
качестве субъекта деятельности, то вряд
ли он мог бы рассматриваться как
социальное существо, поскольку его
эволюция и социальное развитие невозможны
без деятельности.

Главной чертой человека как субъекта,
отличающей его от остальных живых
существ, является сознание. Сознание –
это высшая форма психического развития,
присущая только человеку. Оно определяет
возможность познания объективной
реальности, формирования целенаправленного
поведения и как следствие – преобразования
окружающего мира. В свою очередь,
способность сознательной деятельности
по преобразованию окружающего мира
является еще одной чертой человека как
субъекта. Таким образом, субъект
это индивид как носитель сознания,
обладающий способностью к деятельности.

Рис. 6.Характеристика содержания
понятия «субъект деятельности»

Итак, человек может рассматриваться,
во-первых, как представитель живой
природы, биологический объект, во-вторых,
как субъект сознательной деятельности
и, в-третьих, как социальное существо.
То есть человек – это биосоциальное
существо, наделенное сознанием и
способностью к деятельности. Объединение
этих трех уровней в одно целое формирует
интегральную характеристику человека
– его индивидуальность. Индивидуальность– это совокупность психических,
физиологических и социальных особенностей
конкретного человека с точки зрения
его уникальности, своеобразия и
неповторимости.

Предпосылкой формирования человеческой
индивидуальности служат анатомо-физиологические
задатки, которые преобразуются в процессе
воспитания, имеющего общественно
обусловленный характер. Разнообразие
условий воспитания и врожденных
характеристик порождает широкую
вариативность проявлений индивидуальности.

3. Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Говоря
о марксистской концепции человека,
необходимо разобраться в таких понятиях,
как «человек», «индивид», «индивидуальность»,
«личность», «субъект». Индивид
– это отдельный представитель
человеческого рода, ему присущи все
объективные признаки человеческого
рода, т. е. он существо разумное, творческое,
социальное.

Индивидуальность
– это неповторимость, непохожесть
человека на других людей, то есть это
оригинальное, своеобразное преломление
в индивиде всей совокупности общественных
отношений.

«Человек» – понятие
родовое, обозначающее принадлежность
его к определенному виду животного
мира. Это понятие биосоциальное. С одной
стороны, человек – это продукт природы,
а с другой – он становится человеком
только в обществе, т. е. он явление
социальное, потому что обладает социальной
сущностью. Его основные сущностные
свойства – способность к труду,
общественной деятельности, общению с
себе подобными, речь и мышление –
порождены в процессе выделения человека
из мира животных. Социальная сущность
человека не передается по наследству,
т. е. человек рождается со способностью
стать человеком.

Можно выделить
общие черты, присущие человеку:

1. Умение изготовлять
орудия при помощи орудий и использовать
их как средство производства материальных
благ.

2. Знание простейших
нравственных запретов и безусловной
противоположности добра и зла.

3. Обладание
потребностями, чувственными восприятиями
и умственными навыками развившимися
исторически.

4.
Невозможность сформироваться и
существовать вне общества.

5. Его жизнедеятельность
имеет не изначально запрограммированный,
а сознательно-волевой характер, вследствие
чего у него есть способность самопринуждения,
совесть и сознание ответственности.

6. Его индивидуальные
качества и достоинства есть порождение
определенных общественных отношений.

Взаимопонимание
между народами возможно уже потому, что
все они родом из предыстории, у всех
тождественно единый опыт становления.

Субъект
– это человеческий индивид, способный
целенаправленно и целесообразно
регулировать свое собственное поведение
и развитие, воздействовать на условия
своего существования. «Субъект – это
человек для себя», – говорил Гегель.
Обособление субъекта связано с тем, что
чувства и разум, реально существуя как
чувства и разум индивида, представляют
его внутренний, личный мир. Чувства и
мысли человека являются субъективным
образом объективного, социального мира.
В то же время субъект реально проявляет
себя в деятельности, в которой он
осуществляет свои цели, причем в
конкретно-исторических определенных
условиях, являющихся объективными,
подчиненными социальным законам.

Личность
– это субъект общественных отношений,
действительность индивида как социального
феномена, реализующего себя в социальной
деятельности. Личность объективирует
себя в труде и его результатах –
материальных и духовных ценностях.

Это
сформировавшийся зрелый человек, без
патологических отклонений психики,
обладающий определенными духовными и
практическими данными, делающими его
активным и творческим, юридически и
морально ответственным перед обществом.
Зрелость человека означает определенную
стабилизацию в его социальном развитии
(социализацию). У разных людей она
достигается в разные сроки и подразумевает
завершение образования, получение и
закрепление профессиональных навыков,
выработку более или менее устойчивого
мировоззрения, получение гражданских
прав.

Понятие
личности не тождественно понятию
субъекта. Гегель не случайно отметил,
что субъект – это возможность быть
лицом. Это человеческий индивид, субъект
конкретно-исторического содержания,
мерой развития которого выступает
раскрытие в нем социальной сущности. В
нашей литературе существует до 90
различных определений личности. Наиболее
ярко сущность личности, на наш взгляд,
дана в определении П.Е. Кряжева: «Личность
есть мера присвоения индивидом своей
социальной сущности».

Итак, понятия
«человек», «субъект», «личность»,
«индивидуальность», находятся в
диалектическом единстве. Единство их
в том, что относясь к человеческому
индивиду, они отражают его социальную
сущность, а различие в том, что в них
конкретизируется эта социальная
сущность.

Раскрытие сущности
личности, т. е. выявление той основы,
которая при всех индивидуальных
особенностях огромного числа людей
присуща им как личностям, – сложная
задача, стоящая перед многими мыслителями.
В древней Греции личностью (персоной)
называли маску актера, особо выразительно
подчеркивающую его роль. На Руси слово
«лицо» обозначало значительность
человека, а «личина» – что-то внешнее,
скрывающее его действительное содержание.
Развитие понятия личности в философии
шло путем раскрытия социального
содержания человека, его социальной
сущности.

Если в понятии
«человек» подчеркивается его биосоциальная
сущность, то «личность» – понятие
социальное и конкретно-историческое.

Личность есть
общественная сущность человека,
выражаемая в индивидуальных особенностях
мыслящего и действующего человека.
«Сущность личности, – писал К. Маркс, –
есть ее социальное качество». Это
означает, что в своем развитии человек
усваивает многочисленные социальные
качества, прежде всего способность к
труду, общению, сознательность,
ответственность, убеждения, идеалы,
мировоззрение, чувство долга, коллективизма
и т. д. Другими словами, человек не
рождается личностью, а становится ею в
процессе активной социальной деятельности
и овладения опытом социальной жизни.
Содержание личности зависит от богатства
и разносторонности ее социальной
деятельности, от степени развития самих
общественных отношений.

Итак, личности
различаются мерой своей социальности.
Поэтому первоначальным качеством
личности можно назвать ее автономность,
т. е. личность – это самостоятельный
человек, в определенной степени
выступающий независимо от общества,
способный противопоставить себя
обществу.

Личная независимость
сопряжена с умением властвовать над
собой, а это предполагает наличие у
личности не просто сознания, т. е. мышления
и воли, а самосознания, т. е. самоанализа,
самооценки, самоконтроля за своим
поведением.

Самосознание
личности порождает определенную
жизненную позицию, основанную на системе
ценностей, на мировоззренческих
установках, что и воплощается в ее
практических действиях.

Развитие личности
и общества – это две стороны единого
процесса. Формирование личности в
процессе развития самого общества ведет
к тому, что личность аккумулирует в себе
социальный опыт, присваивает себе его.
Личность – это продукт и зеркало
общественных отношений.

Личность
выступает не как механический слепок
окружающей действительности, а как
продукт общественных отношений, и как
активное, преобразующее общественную
жизнь, созидающее существо. Она выступает
как объект общественных отношений и
как их субъект – преобразователь
окружающей среды, активный деятель,
созидатель. И хотя в литературе нет
единого определения личности, но ни
одно из них не противоречит марксистскому
объяснению сущности личности – личность
есть объект и субъект общественных
отношений.

Иначе говоря,
общество формирует и создает личность.
Каково общество, каковы его общественные
отношения, такова и личность. То есть
личность всегда конкретно-исторична.

Во внутреннем,
духовном мире человека отражается весь
мир природы и культуры. В этом смысле и
называли древние греки человека
«микрокосмосом».

Духовность и есть
жизнь человека как биологического
индивида и как личности. Духовность
человека существует как бы в поле,
порождаемом двумя полюсами: уникальностью
человеческой индивидуальности и ее
самоценностью, с одной стороны, а с
другой – сопричастностью к универсальности,
целостности космоса (природы и культуры
социума). Именно это имел в виду Гете,
знаменитый немецкий мыслитель, когда
говорил, что «под каждой могильной
плитой лежит всемирная история».

Понимание
человеческой целостности как единства
(конечно, развивающегося) этих трех
составляющих – биологической, социальной
и духовной – позволяет ответить на
вопрос, что значит «жить по-человечески».
Это жить не просто духовно, а так, чтобы
физическое совершенство, социальная
зрелость и внутренняя духовность
постоянно взаимодополняли друг друга.
Развивающееся единство и должно стать
самоцельно в жизни человека. Духовность
как раз и служит связующим звеном
внутреннего мира с миром в целом. Но не
только самоцелью. Будучи разумным
существом, человек становится ответственным
не только за собственное благополучие,
но и за судьбы мира, за его становление
до уровня ноосферы.

Саморазвитие
человеческой целостности через реализацию
тенденций саморазвития мира, через свою
уникальность, свободу и мировую
уникальность – в этом высший смысл
человеческой жизни. Естественно,
возникают вопросы: при каких же условиях
такой смысл человеческой жизнедеятельности
может реализоваться? достаточно ли для
этого внутренней установки, желания
самого человека? На наш взгляд, решение
этой проблемы лежит в системе человек
– общество – природа. Диалектика состоит
в следующем: человек не может стать
духовным (видящим свою свободу не в
потребительстве, а в органическом
единстве с человечеством и природой)
без необходимых социальных и природных
основ.

Человечество
и природа в нынешней ситуации не могут
сохранить себя без людей с «человеческими
качествами», без человека духовного.
То есть тут мы с вами уходим в область
глобальных проблем, нового политического
мышления, гуманизма и т. д. Иначе говоря,
решение этой проблемы на современном
витке человеческой цивилизации лежит
в системе взаимоотношений человек –
общество – природа. Ясно одно: будущее
человечества за тем обществом, которое
сумеет создать лучшие условия для
проявления человеческих способностей
и духовности человека.

Литература:

1.
Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.
А. Радугин. 1997.

2.
Человек и его бытие как проблема
современной философии. М., 1978.

3.
Камю, А. Бунтующий человек / А. А. Камю.
М, 1990

4.
Коган, Л.А. Жизнь как бессмертие / Л. А.
Коган // Вопросы философии. – 1994. №12.

5.
Лакс, Дж. О множественности человеческой
природы / Дж. Лакс. // Вопросы философии.
1992. №10.

Социализация личности, Личности в научном дискурсе

Социализация личности

Предмет социологии — это общество, состоящее из социальных институтов, организаций, групп и индивидов. Люди — объект социологического исследования. Их называют респондентами. Социологов интересуют мнения, мотивы действий, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, которые выражают личность современного человека.Представляя респондента, они говорят: «Нам интересно ваше личное мнение».

Мы видим, что сегодня человеческая личность является отправной точкой социологических исследований. Но только ли сегодня? Греческий философ Диоген 2,5 тысячи лет назад шел с фонарем по улицам Афин со словами: «Я ищу мужчину!» Как ни странно, улицы древней столицы были наводнены такими же людьми, как сегодня старики: старые и молодые, богатые и бедные, мужчины и женщины, моряки, патриции, торговцы.Каждый из них был мужчиной. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, возрастных и возрастных особенностей, статуса и профессиональных отличий: он искал человека.

Личность в научном дискурсе

Древнегреческое слово «просопон», встречающееся уже у Гомера (VIII век до н.э.), обозначало переднюю часть головы, затем — ритуальную маску, позже — маску, которую актер носил в театре, и, наконец, персонаж в трагедия и роль, которую она играет.В римском праве на место греческого prosopon приходит слово «персона», которое сначала означает, как и греческое, роль и маску актера в трагедии (per sonare буквально означает говорить через маска). В греческом, а затем и в римском театре актер появлялся на сцене в маске, в которой, чтобы его было видно из последних рядов амфитеатра, были нарисованы какие-то черты того или иного персонажа: злодей, слизняк, пророк, герой.Цвет маски обозначал набор моральных отметок человека, который играл роль, выполняющую социальную функцию (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Римская театральная маска (скульптура)

Однако позже persona было зафиксировано как имя человека. Римский гражданин определяется как юридическое и религиозное лицо, владелец предков, имени и собственности. Так формируется социальное значение слова «персона».Старые Соединенные Штаты обозначали роль , то есть , то есть своего рода социальную маску, которую человек носит, взаимодействуя и общаясь с другими людьми.

В течение XIX века. Ученые-естествоиспытатели считали, что личность существует как нечто полностью сформированное внутри яйца — вроде микроскопического гомункула. Черты личности индивидуума издавна относили исключительно к наследственности. Считалось, что семья, предки и гены твердо определяют, станет ли человек гениальным человеком, высокомерным хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем.

В первой половине XX в. накопилось столько новых фактов, что заставили пересмотреть прежние взгляды на сущность человека. Выяснилось: врожденный гений не гарантирует автоматически, что человек окажется великим человеком. Точно так же родовая травма, недуг или другое неблагоприятное стечение биологических факторов не исключает возможности для человека стать полноценным членом общества, принести огромную пользу человечеству. Решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Личность — самая загадочная и удивительная социологическая категория. Собственным его считают учителя, философы, психологи и многие другие представители гуманитарных наук. И не просто «свою», а самую главную категорию. А социологам без человека не обойтись. Как и другие науки, социология выделяет в своих проблемах свой собственный, социальный, угол зрения.

Проблемы личности в философии — в первую очередь вопрос о том, какое место в мире занимает человек, кем он является на самом деле и кем может стать, каковы пределы его свободы и социальной ответственности.Философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, которые напрямую связаны с местом человека в мире, степенью его свободы, смыслом жизни, отношением человека к обществу и природе, пониманием перспектив человеческого развития. Философы считают личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа.

Различие философского и социологического подходов иллюстрируется на примере И. Канта и Э. Дюркгейма.Для первого представления о пространстве и времени они предопределены человеку и находятся вне общества (они априори и трансцендентны), для последнего они являются глубоко социальными категориями, созданными обществом (они конструируются в процессе человеческого взаимодействия. ). Y

По Канту человек рождается естественным существом и приносит в общество то, что дала ему природа, а именно форму восприятия и познания окружающего мира — пространственно-временной континуум.

Дюркгейм человек изначально социальный. Нет априорного пространства и времени вне общества. Это социальный артефакт, созданный людьми и узаконенный культурой. Вступая в мир, человек получает социальное, а не естественное «приданое» — совокупность тех культурных и социальных форм, которые создали его предки, общество в целом. Вот почему животное, существующее вне общества, не имеет представления о времени и пространстве.

В истории под людьми понимаются выдающиеся общественные и политические деятели, возглавлявшие общественные движения, крупные реформы или революционные события, создававшие империи и сверхдержавы или прославившие себя в науке и искусстве.В связи с этим они пишут о роли личности в истории , о тех людях, которые могли радикально изменить ход исторических процессов , а также о культе личности , выражающемся в навязывании народу поклонения носителям власти, приписывая личности способность творить историю по своему желанию и произволу. Роль выдающейся личности состоит в том, что она своими решениями и организационной деятельностью помогает классу, массам успешно решать задачи общественного развития, поставленные объективным ходом истории.Таких личностей М. Вебер назвал харизматическими лидерами.

В психологии человек понимается в двух смыслах: как нечто генетически унаследованное и как социально преобразованное.

С одной стороны, в личности психологи видят комплекс устойчивых характеристик, таких как темперамент, чувствительность, мотивация, способности, установки, нравственность, определяющие ход мыслей и поведение, характерные для данного человека, когда он приспосабливается к различным условиям жизни. ситуации.Другими словами, личность выступает как интегрирующее ядро, которое связывает психические процессы человека и сообщает его поведение с необходимой последовательностью и стабильностью.

С другой стороны, личность определяется не только генетическими, но также социальными и культурными влияниями. Он включает в себя совокупность социальных качеств, которые сформировались у индивида на основе природных свойств (пол, темперамент и др.) В процессе активного взаимодействия с социальной средой (семья, школа, значимые другие) и деятельностью (игра, рабочая, познавательная).

Леонтьев А.Н. считал, что личность «представляет собой систему усвоенных ролей (роль — это программа, которая соответствует ожидаемому поведению человека, занимающего

человек.

определенное место в структуре социальной группы; это структурированный способ его участия в жизни общества). «Развитие личности осуществляется в условиях социализации человека и его воспитания. Человек как социальное существо приобретает новые качества, когда вступает в отношения с другими людьми, и эти отношения становятся решающим фактором, формирующим его личность.

Для учителей личность — центральное понятие и цель всех образовательных практик, образовательных технологий, прикладных усилий науки. Педагогические теории личности исходят из признания активной природы человека. Это означает, что в педагогическом процессе ученик является не пассивным объектом воздействия, а субъектом собственной деятельности. Развитие личности — это активный процесс самосозидания, творческого конструирования ребенка самим собой, самообразования и самосовершенствования.Под образованием понимается взаимодействие ребенка и взрослого на основе индивидуального подхода, требующего знания особенностей учащихся и выбора адекватных целей, содержания и методов работы. На основе личностного подхода создаются различные модели личностно-ориентированного обучения. За 10-12 лет обучения от сырца до педагогов, приложив невероятные усилия, необходимо сформировать целостную человеческую личность — политически грамотного гражданина, патриота своей Родины, полноценную личность.Но часто этого недостаточно: закончить построение Личности можно через высшее образование. Только выпускник вуза, как правило, обладает целым набором таких качеств и поступков, которые характеризуют социально и духовно зрелую личность.

Для социологии личность — не только предмет независимого исследования. Это также концентрация данных всех других наук, изучающих человека. Социология обобщает их и, благодаря своей коллективной методологии, дает целостную картину окружающего мира.Опираясь на определенные науки, например психологию, социология описывает глубину измерения личности, бесконечное разнообразие внутреннего мира человека. Опираясь на других, в частности на историю и антропологию, социология охватывает широты, личностного измерения. Роль личности в социальной истории, появление личности из недр лидерства и вождества позволяют социологии перейти от микросоциальной динамики к макросоциальной. Для социологии проблема индивида заключается в том, как человек через себя утверждает, что является обществом, и как человек проявляет себя в обществе.Человек совершает действия, производит какие-то жесты, произносит какие-то слова, но на самом деле он не говорит и действует, а общество — глобальное или локальное, традиционное или современное. «… Голос общества звучит в нем, так сказать, непрестанно … начиная от априорных форм созерцания и кончая самыми сокровенными решениями о смысле жизни, он находится во власти общества». Личность — понятие социальное, оно выражает все сверхъестественное, историческое в личности.

Концепция идентичности показывает, как каждый индивидуум индивидуально отражает социально значимые черты и проявляет свою сущность как совокупность всех социальных отношений.Для социологии личность — это сгусток социальных отношений, преобразованный социализацией во внутренний, индивидуальный мир. То, как эти отношения трансформируются в установки, установки или поведение человека, зависит от его пола, возраста, национальности, классовой принадлежности, профессии, религии и других чисто социологических характеристик. Самыми активными помощниками в процессе трансформации являются семья, родственники и друзья — агентов социализации. Поименованы все или основные социальные группы, в которых участвует данное лицо.И это не случайно, так как он групповое существо, и если да, то в процессе социализации для успеха

.

Индивидуальное обучение

Современный термин «индивидуализация обучения» сегодня активно используется педагогическим сообществом. При этом как часто учитель действительно использует приемы и методы индивидуализации, а главное, насколько эффективно он использует этот инструмент? Попробуем понять.

Что такое индивидуализация обучения?

Фактически, этот термин представляет собой комбинацию нескольких различных концепций.Таким образом, при индивидуальном обучении учитель работает только с одним учеником, а ученик взаимодействует только со средствами обучения. Конечно, плюсов у такой модели обучения много: наблюдается адаптация к индивидуальным особенностям ученика и темпам его работы. Кроме того, учитель знает слабые стороны ученика, пробелы в знаниях; он опирается на представление об общем уровне знаний ученика и его готовности к школьной работе. Но в обычной школе с массовым обучением эта модель используется редко.

Большинство учителей интересуются технологией индивидуального подхода. Он характеризуется тем, что педагог в учебном процессе с группой и с отдельными учениками работает индивидуально, исходя из их интеллектуальных и психологических особенностей. Такой подход используется на практике практически каждым учителем, поскольку иногда это единственное эффективное решение динамики индивидуального обучения студентов.

Подводя итог : ключевое слово в этом вопросе — человек.Учитель, взаимодействуя с учеником, опирается не только на его знания и навыки обучения, но и на его психологические особенности. Учитываются не только типичный для ученика темп работы, но и такие качества личности ученика, как уверенность в себе, коммуникабельность или асоциальность. То есть задача учителя — найти «ключик» к каждому ученику, создать в классе атмосферу доброжелательности. Хотя это кажется очевидным, добиться этого не всегда легко.

Каковы цели индивидуализации обучения?

Одним из приоритетов индивидуализации обучения является сохранение и дальнейшее развитие индивидуального интеллектуального и личностного потенциала студента. Это означает, что учащимся не нужно терять индивидуальность. Акцент делается на сохранении неповторимого внешнего вида ученика, что проявляется в учебной деятельности, социализации и саморазвитии ученика.

Следующая цель направлена ​​на обеспечение средствами индивидуального обучения — прохождение Студенческой программы. Это означает, что проводится профилактика школьной неуспеваемости учеником. Учитель определяет все моменты, которые необходимо развивать, предупреждает о возможном отставании ученика в школе.

Кроме того, учитель должен определить зону ближайшего развития ученика, которая будет направлять учителя с особенностями подготовки общеобразовательных знаний и умений.

В чем сложность такого подхода?

Определение плана работы с каждым студентом занимает много времени. Особенно сложно это молодым учителям, которые не так тонко чувствуют «душу» урока, не так быстро могут перенаправить его ход. Это действительно непросто, поэтому без подсказок работать невозможно. Если это обычный стандартный комбинированный урок, учитель в плане урока отдельно отмечает задания, которые он дает отдельным ученикам.Или он отмечает особые инструкции, этапы урока, в которых эти ученики должны быть максимально задействованы. В целом работа кропотливая для достижения результатов, преподаватель учитывает все факторы, которые могут предсказать развитие учебной ситуации, а главное, отмечает и фиксирует промежуточные результаты.

Практические советы

— Не пытайтесь объять необъятное. Пока вы используете свои педагогические идеи на одном ученике, другие будут пассивными, поэтому ваши действия должны быть компактными и обеспечивать общую активность класса;

— Проконсультируйтесь с опытными коллегами.Адаптируйте их методы к особенностям класса ваших учеников;

— Читать специализированную литературу. Специальная статья о «Плане Далтона», технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, адаптивной системе обучения и обучении на основе индивидуально ориентированного учебного плана.

Индивидуализация обучения вне стандартного урока

Приемы и приемы индивидуализации обучения могут быть использованы в различных формах учебного процесса: на экскурсиях, мероприятиях типа соревнований, в походах и т. Д.В зависимости от возраста учащихся формы уроков усложняются. В вузе популярны семинары, лекции, тренинги, они достаточно продуктивны с точки зрения индивидуализации форм обучения учебного процесса.

Не забывайте, что индивидуальный подход тесно связан с одним из основных аспектов учебы — сравнивать студента только с вами. То есть все успехи ученика должны быть сопоставлены с его прошлой успеваемостью; то же самое касается отрицательной динамики в исследовании.Это правило помогает ученику быть самокритичным и не бояться быть «хуже всех». Один такой страх быть униженным перед всем классом (а многие дети принимают такую ​​критику) может развить негативное отношение к образованию на протяжении всех школьных лет.

Таким образом, реалии сегодняшнего дня диктуют ценность индивидуальности, уникальной личности, оригинальности мышления, творчества, общения, а значит, индивидуализация обучения особенно актуальна сегодня!

.

Понятие индивидуального различия


В этой статье вы узнаете о концепции и значении индивидуальных различий, а также о значении образования в индивидуальных различиях.

Индивидуальные различия

Лица, которые отделяют их от одного человека от другого и делают его уникальным человеком, называются индивидуальными различиями.

Осборн рассматривает индивидуальные различия как несходство людей, которые отличают их друг от друга.

Характер индивидуальных различий можно резюмировать следующим образом.

1) Индивидуальные различия имеют степень, а не один вид.

Все люди имеют общие человеческие черты. Но количество и пропорции таких черт различаются от человека к человеку, что приводит к уникальности личности и поведения. Концепция индивидуальных различий относится к количественным различиям, обнаруживаемым среди людей в отношении определенных черт или различных черт.

2) Нормальное распределение признаков

Все меры признаков, которые вносят вклад в индивидуальное различие, имеют тенденцию распределяться согласно законам нормальной кривой вероятности.

3) Существуют как межиндивидуальные, так и внутрииндивидуальные различия.

Индивиды не только различаются между собой по определенному признаку, но различия также могут быть замечены внутри одного и того же индивида, когда его изучают по различным признакам.

Образовательная значимость индивидуальных различий

Вот некоторые из важных последствий индивидуальных различий в образовании:

1) Насколько это возможно, может быть принят индивидуальный метод обучения.

2) Поскольку у каждого ученика есть свои особенности, учитель должен уделять ему индивидуальное внимание.

3) Поскольку люди различаются по интересам и способностям, школа должна обеспечивать большое количество предметов обучения, чтобы у ученика был широкий выбор в выборе предмета, который он предлагает для изучения.

4) Индивидуальные различия требуют индивидуальной учебной программы, методов обучения, методов оценки и т. Д.

5) Люди сильно различаются по своим способностям, потребностям, интересам, способностям, отношению и т. Д.Поэтому очень важно принять меры для индивидуальной ориентации учеников в сфере образования и профессиональной подготовки.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.