Структура личности адлер: Структура личности по Адлеру

Структура личности по Адлеру

Индивидуальная психология А. Адлера

Альфред Адлер является одним из учеников и продолжателей идей З. Фрейда. Восприняв многие положения психоанализа, например, о ведущей роли детского возраста в формировании психики, Адлер создал свою, весьма отличную теорию личности. Отвергая идею о детерминировании активности человека силами бессознательного в виде инстинктов или архетипов и комплексов, Адлер противопоставляет ей мысль о влиянии социального окружения, как на формирование личности, так и на мотивацию ее поведения.

Адлер одним из первых обратил внимание на тесные связи человека и социума, с его точки зрения личность социальна от рождения и вне социума не может сформироваться, быть полноценной. Вместе с тем, человек не является безвольной игрушкой в руках окружения, другим не менее важным фактором развития личности называется стремление к сохранению ее цельности, осознанию собственной индивидуальности.

Замечание 1

В понимании Адлера личность представляет собой цельное, не делимое на составные части психическое образование.

Любую поведенческую или психическую активность личности невозможно рассматривать никак иначе, кроме как в тесной связи с пониманием личности в целом, соотнося со всеми ее качествами и свойствами. Эго в концепции Адлера рассматривается не как механизм для удовлетворения бессознательных желаний, а как самостоятельное и творческое начало, способное ставить перед собой цели и использовать их как источники мотивации.

Ключевые принципы

Постулируя цельность и неделимость личности, Адлер выделяет ряд основополагающих принципов и концепций, с помощью которых объясняет механизмы развития личности, ее основные движущие силы и условия формирования путей ее адаптации к реальности.

  • Общественный интерес
  • Чувство неполноценности
  • Стремление к превосходству
  • Стиль жизни
  • Фиктивный финализм
  • Творческое Я

Общественный интерес, чувство неполноценности и стремление к превосходству представляют собой три врожденных бессознательных чувства, обуславливающих динамику структуры Я. Общественный интерес или чувство общности выражается через стремление человека к взаимодействию с другими людьми, его ориентация на социум, просоциальное поведение, интересы и потребности общества. Общественный интерес, как и другие бессознательные чувства, хотя и носит врожденный характер, не появляется у ребенка в конечном виде с рождения и требует прикладывания значительных усилий для его развития, прежде всего от ближайшего окружения ребенка – его родителей.

Уровень развитости чувства общности во многом определяют направленность и формы реализации других чувств и жизненного стиля. При развитом общественном интересе личность стремится реализовать свои потребности социально-приемлемым образом, достичь не только своих эгоистичных целей, но и создать общественно-полезный продукт, материальный или духовный. В тоже время при неразвитости чувства общности поведение личности можно охарактеризовать как асоциальное, она эгоцентрична, склонна к неврозам и создает себе препятствия в развитии.

Чувство неполноценности формируется главным образом из трех основных источников – это физическая неполноценность, избалованность или эмоциональное отвержение родителей. В случае избалованности у ребенка формируется комплекс беспомощности, так как он привык к тому, что все делают за него и не может сделать что-либо самостоятельно, т.е. не уверен в своих возможностях. При эмоциональном отвержении ребенок не уверен в собственной ценности, в том, что он кому-либо может быть нужен и интересен.

Чувство неполноценности , а точнее стремление компенсировать собственные недостатки выступает одним из факторов мотивации личности, может задавать направление ее развития, например, усиленное внимание формированию умственных способностей, при физической слабости. Сопутствующим мотивом выступает стремление к превосходству, которое усиливает деятельность личности по компенсации неполноценности, ставит перед ней цели высоких достижений, опровергания собственных слабостей.

Стиль жизни представляет собой то уникальное сочетание привычек, способностей, направленности личности, ее знаний, навыков и способов взаимодействия с окружающим миром, который образует индивидуальность. Стиль жизни складывается главным образом до пяти лет, в дальнейшем по мнению Адлера, он лишь совершенствуется, обрастает новыми приемами, но сохраняет свою направленность.

Фиктивный финализм представляет собой концепцию, согласно которой поведение личности детерминируется целями и идеалами, которые она намечает для себя в будущем. При этом данные цели могут быть объективно недостижимыми, в таком случае их называют фиктивными. Развиваясь личность может освободиться от фиктивных надежд и построить реалистичный образ собственного будущего, в то время как невротическая личность продолжит истязать себя невыполнимыми требованиями.

Творческое Я – это принцип, согласно которому каждая личность предстает активным субъектом, творцом своего жизненного стиля и несет полную ответственность за результаты развития и собственной деятельности.

Порядок рождения

Замечание 2

Порядок рождения выступает одной из мощных социальных детерминант развития врожденных чувств и формирования жизненного стиля личности. Даже в рамках одной семьи дети находятся в различных социальных условиях, в зависимости от опыта старшего-младшего ребенка и особенностей родительского поведения.

Всего Адлер выделяет 4 позиции порядка рождения:

  • Первенец
  • Единственный ребенок
  • Второй (средний) ребенок
  • Последний ребенок

Позиция первенца характеризуется наличием двух четких этапов становления ребенка. До тех пор, пока он остается единственным ребенком в семье, он пользуется невероятной любовью и вниманием родителей. Однако после рождения младшего ребенка, фокус внимания последних перетекает к нему, и первенец чувствует себя «сброшенным с трона». После этого начинается этап борьбы за возвращение старого положения, в которой у ребенка нет шансов на победу, так как прежний уровень взаимодействия с родителями недостижим в принципе. Как результат первенец приобретает опыт самостоятельной жизни, решения проблем, независимости.

Позиция единственного ребенка представляет собой пролонгированный на всю жизнь первый этап позиции первенца. Единственный ребенок не имеет опыта конкуренции с братьями и сестрами, ему сложнее обрести независимость и научиться взаимодействовать с другими людьми.

Второй ребенок находится в позиции догоняющего. С самого рождения он ориентируется на старшего брата/сестру и стремится догнать его, доказать свое превосходство. В результате темы развития второго ребенка, как правило, значительно выше чем у первенца.

Последний ребенок с одной стороны, как правило, опекаем всеми членами семьи, включая старших братьев и сестер, с другой гораздо сильнее, чем кто-либо ощущает свою неполноценность, так как все могут навязывать ему свои условия.

Структура Личности Альфреда Адлера


Подборка по базе: Саморазвитие и самообразование личности.docx, Есина Т. Структура волшебной сказки.docx, вид критерии структура еееее рок!!!!!!!!!!!!.pptx, Виды ВИЧ, структура , репродукция.pptx, Кришталь Е. Гармоничное развитие личности детей младшего школьно, ФИО_ Психология личности и деятельности.docx, Информатизация и её влияние на формирование личности.doc, Теоретическая и консультативная психология личности_утв. каф..pd, 1107 Технология монтажа строительных конструкций — состав и стру, Основы работы в штабах. Структура, состав и обязанности штаба..d


Структура Личности Альфреда Адлера
Альфред Адлер стал основателем, социально-психологического подхода к исследованию психики человека, получившего название индивидуальной психологии. Именно в развитии этих новых идей своей концепции он и разошелся с Зигмундом Фрейдом.
Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека. В то время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд же в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности.
Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и основана на нескольких положениях, объясняющих пути развития личности человека. Эти основные положения таковы:
1). Фиктивный финализм.

2). Стремление к превосходству.

3). Чувство неполноценности и компенсации.

4). Общественный интерес.

5). Стиль жизни.

6). Творческое Я.
Рассмотрим кратко данные положения:
1). Фиктивный финализм.
Адлер развил мысль о том, что наши основные цели представляют собой фиктивные цели, соотнесённость которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить.
Например — некоторые люди, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряжённая работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение – просто фикция, потому что многие, кто напряжённо работают, не получают ничего из того, что заслуживают.
Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие: «Честность – лучшая политика», «Все люди созданы равными» и т.д.
Фиктивные цели часто помогают нам более эффективно решать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует изменить, или отбросить.

2). Стремление к превосходству.
Стремление к превосходству, по мнению Адлера, является фундаментальным законом человеческой жизни — это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить».
Данное стремление является врождённым. Тем не менее, это чувство надо развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. От рождения оно присутствует в виде теоретической возможности, а не реальной.
Адлер полагал, что жизненная цель начинает формироваться на 5-ом году жизни. Эта цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл.
3). Чувство неполноценности и компенсации.
Этот принцип возник в одной из ранних работ Адлера, в котором он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает больше, чем другие. Он предположил, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит.
Неполноценность может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека [например: Ник Вуйчич – Лишенный рук и ног, он ведет активный образ жизни, пишет книги и читает лекции, которые помогают тысячам людей принять свои недостатки]. Но, так же может возникнуть чувство собственной неполноценности, если усилия не приводят к желаемому результату.
Согласно Адлеру, фактически всё, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности.
4). Общественный интерес.
Люди – это социальные создания, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми. Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врождёнными. Подобно другим врождённым склонностям, социальный интерес не возникает автоматически и требует, чтобы его осознанно развивали.
Социальный интерес развивается в социальном окружении. Прежде всего, мать, контакт с которой является первым в жизни ребёнка, оказывает на него наибольшее влияние. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она избегает детей и общества, её дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми.

5). Стиль жизни.
Стиль жизни включает в себя уникальное соединение способов поведения и привычек, которые, определяют картину существования человека.
Стиль жизни основан на наших усилиях, направленных на преодоление чувства неполноценности. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте 4-ёх или 5-ти лет, что впоследствии почти не поддаётся тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, является только совершенствованием и развитием основного, который был заложен в раннем детстве.
6). Творческое Я.
Эта концепция является главной в теории Адлера, а все остальные к неё в подчинении.
Творческое «я» отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и влияет на восприятие, память, фантазии и сны.

Таким образом —

Теория Адлера явилась своеобразной антитезой Фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на психотерапию и психологию личности.

ведущие элементы и тенденции в структуре личности — Студопедия

В начале своей практической и научной деятельности Альфред Адлер придерживался

психоаналитической концепции, впоследствии, он отошел от Фрейда и создал свою школу

индивидуальной психологии

Большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.

1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое

2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству

3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое

4. Социальная принадлежность индивидуума

5. Индивидуальная субъективность

Индивидуальная психология: основные концепции и принципы

В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности, в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Последние можно подразделить на семь пунктов: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое «Я»; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

Чувство неполноценности и компенсация

Комплекс неполноценности и его истоки. Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве: ребенок переживает длительный период зависимости на родителей. Это вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека.



Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.

Во-первых, у детей с какой-либо врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми.


Однако, независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперкомпенсация и, таким образом, развивается то, что Адлер назвал комплексом превосходства. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять себя; что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других.

Стремление к превосходству

Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. В его рассуждениях о конечной цели человеческой жизни было три различных этапа: быть агрессивным, быть могущественным и быть недосягаемым.

В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни. Эта «великая потребность возвыситься» от минуса до плюса. Он рассматривал стремление к превосходству (достижение наибольшего из возможного), как главный мотив в своей теории.

Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому из нас остается лишь осуществить эту возможность своим собственным путем. Адлер полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству.

Стиль жизни

Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план». Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это только совершенствование и развитие основной структуры, заложенной детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать.

Социальный интерес

Если вначале Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать, то потом он пересмотрел свои взгляды и стал считать, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные .Однако позже, гон пересмотрел свои взгляды и уточнил, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение «социальный интерес» означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности». Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство идентификации с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Однако, требует, чтобы его осознанно развивали. Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди — прежде всего мать, а затем остальные члены семьи — способствуют процессу его развития. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес как показатель психического здоровья. Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение — они поглощены своими интересами и самозащитой.

Творческое «Я»

Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Однако люди — это нечто большее, чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Поэтому в конечном счете только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.

В адлеровской концепции творческого «Я» отчетливо звучит его убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.

Порядок рождения

По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка имеет решающее значение.

Первенец (старший ребенок). Положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей, пока следующий ребенок не лишит его привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.

Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение обречено на неудачу — прежнего не вернуть. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, ему не надо ни с кем конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.

Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона» другим сиблингом и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о «борющемся младшем ребенке», как о возможном будущем революционере.

Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание «типичного» старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалось ранее, не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями, данными Адлером. Он утверждал лишь то, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем. Интерес Адлера к взаимоотношениям в контексте порядка рождения являлся, таким образом, ничем иным, чем попыткой исследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами.

Фикционный финализм

Как мы уже упоминали, по убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, отмечено нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления — достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в виде стремления к субъективно понимаемой определяющей цели.

Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели (те цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение — просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью. Эта цель сформирована собственной творческой силой индивидуума, что делает ее индивидуально-уникальной. Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, являясь субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его «история жизни» приобретает дополнительное объяснение.

Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они часто помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить. Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности. Представьте, например, ипохондрика, ведущего себя так, как если бы он был действительно болен. Итак, в понимании Адлера, на личность большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не менее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и целостности.

ведущие элементы и тенденции в структуре личности

       В начале своей практической и научной деятельности Альфред Адлер придерживался

психоаналитической концепции, впоследствии, он отошел от Фрейда и создал свою школу

индивидуальной психологии

Большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.

1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое

2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству

3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое

4. Социальная принадлежность индивидуума                

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

5. Индивидуальная субъективность

 Индивидуальная психология: основные концепции и принципы

 В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности, в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Последние можно подразделить на семь пунктов: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое «Я»; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

Чувство неполноценности и компенсация

Комплекс неполноценности и его истоки. Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве: ребенок переживает длительный период зависимости на родителей. Это вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека.

Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов,
чрезмерная опека
и отвержение со стороны родителей.

Во-первых, у детей с какой-либо врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми.

Однако, независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперкомпенсация и, таким образом, развивается то, что Адлер назвал комплексом превосходства. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять себя; что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других.

Стремление к превосходству

Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. В его рассуждениях о конечной цели человеческой жизни было три различных этапа: быть агрессивным, быть могущественным и быть недосягаемым.

В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни. Эта «великая потребность возвыситься» от минуса до плюса. Он рассматривал стремление к превосходству (достижение наибольшего из возможного), как главный мотив в своей теории.

Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому из нас остается лишь осуществить эту возможность своим собственным путем. Адлер полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству.

Стиль жизни

Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план». Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это только совершенствование и развитие основной структуры, заложенной детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать.

Социальный интерес

Если вначале Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать, то потом он пересмотрел свои взгляды и стал считать, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные .Однако позже, гон пересмотрел свои взгляды и уточнил, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение «социальный интерес» означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности». Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство идентификации с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Однако, требует, чтобы его осознанно развивали. Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди — прежде всего мать, а затем остальные члены семьи — способствуют процессу его развития. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес как показатель психического здоровья. Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение — они поглощены своими интересами и самозащитой.

Творческое «Я»

Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Однако люди — это нечто большее, чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Поэтому в конечном счете только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.

 В адлеровской концепции творческого «Я» отчетливо звучит его убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.

Порядок рождения

По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка имеет решающее значение.

Первенец (старший ребенок). Положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей, пока следующий ребенок не лишит его привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.

Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение обречено на неудачу — прежнего не вернуть. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, ему не надо ни с кем конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.

Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона» другим сиблингом и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о «борющемся младшем ребенке», как о возможном будущем революционере.

Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание «типичного» старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалось ранее, не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями, данными Адлером. Он утверждал лишь то, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем. Интерес Адлера к взаимоотношениям в контексте порядка рождения являлся, таким образом, ничем иным, чем попыткой исследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами.

Фикционный финализм

Как мы уже упоминали, по убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, отмечено нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления — достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в виде стремления к субъективно понимаемой определяющей цели.

Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели (те цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение — просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью. Эта цель сформирована собственной творческой силой индивидуума, что делает ее индивидуально-уникальной. Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, являясь субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его «история жизни» приобретает дополнительное объяснение.

Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они часто помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить. Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности. Представьте, например, ипохондрика, ведущего себя так, как если бы он был действительно болен. Итак, в  понимании Адлера, на личность большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не менее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и целостности.

      

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Структура личности в понимании а. Адлера

Личность

Чувство
неполноценности и компенсация

Неполноценность
органа

Комплекс

превосходства

Гиперкомпенсация

Стремление к
превосходству

Стиль жизни

Социальный интерес

Творческое Я

Порядок рождения

Первенец

Единственный
ребенок

Второй ребенок

Последний ребенок

Фикциональный
финализм

1

Глоссарий к теории личности а. Адлера

.Чувство неполноценности:у
каждого индивида какие-то органы слабее
других, что делает их более восприимчивыми
к болезням и поражениям именно этих
органов. Эту органическую слабость
(неполноценность органа) люди
стараютсякомпенсировать путем
тренировок и упражнений.

Чувство неполноценности берет начало
в детстве, когда ребенок переживает
период зависимости, что вызывает у него
переживания неполноценности. Что
приводит к стремлению достижения
превосходства. В случае, если ощущение
неполноценности становится чрезмерным,
появляется комплекс неполноценности
преувеличенное чувство собственной
слабости и несостоятельности. Происходит
это по трем причинам:

  • Неполноценность органов

  • Чрезмерная опека

  • Отвержение со стороны родителей.

Однако, у человека может возникнуть и
гиперкомпенсацияв ответ на
обстоятельства, приводящие к чувству
неполноценности, которая проявляется
вкомплексе превосходства –преувеличение
своих интеллектуальных, физических и
социальных возможностей.

2. Стремление к превосходству –
фундаментальный закон человеческой
жизни; движущая сила, мотив в теории
Адлера; врожденное стремление, которое
необходимо развивать и воспитывать.

3. Стиль жизни – уникальный для
индивида способ адаптации к жизни;
включает в себя уникальное соединение
черт, способов поведения и привычек,
которые, взятые в совокупности, определяют
неповторимую картину существования
индивидуума.

4. Социальный интерес– врожденный
социальный инстинкт (требует развития
в социальном окружении), который побуждает
людей к тем или иным действиям и к отказу
от эгоистичных целей.

5. Творческое Я – творческая сила,
отвечающая за цель жизни человека,
определяющая метод достижения этой
цели, способствующая развитию социального
интереса, влияющая на восприятие, память,
фантазии и сны. Адлер считал, что люди
являются хозяевами собственной судьбы.

6. Порядок рождения — основная
детерминанта установок, сопутствующая
стилю жизни:

  • Первенец (старший ребенок): получает
    безграничную любовь и заботу от
    родителей; появление второго ребенка
    является травматичным для него, что
    побуждает его к четным попыткам вернуть
    свое «превосходство».

  • Единственный ребенок-средоточие
    жизни семьи, характерны зависимость,
    эгоцентризм и трудности в общении со
    сверстниками.

  • Второй (средний ребенок) –стремится
    «побить рекорды» старшего, что часто
    приводит к более быстрому развитию,
    чем у старшего ребенка, вырастает
    соперничающим и честолюбивым.

  • Последний ребенок – окружен заботой
    родных, испытывает чувство неполноценности,
    обладает высокой мотивацией превзойти
    старших детей в семье.

7. Фикциональный финализм – идея о
том, что поведение индивидуума подчинено
им самим намеченными целями в отношении
будущего. Наши основные цели представляют
собой фиктивные цели (фикцию), соотнесенность
которых с реальность нельзя ни проверить,
ни подтвердить.

10. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА И А. АДЛЕРА. Психология: Шпаргалка

10. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА И А. АДЛЕРА

Теория К.Г. Юнга, которая получила название «аналитическая психология», нашла свое отражение на страницах его книг «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939) и т. д.

К.Г. Юнг являлся одним из подвижников Фрейда. Юнг считал либидо (энергию жизни) обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Он возражал против символической интерпретации слов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.

Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов: 1) коллективного бессознательного; 2) индивидуального бессознательного; 3) сознания.

Коллективное бессознательное – это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость.

Эго собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное восприятие собственной личности. Персона – эту часть личности мы представляем миру так, какими мы хотим быть в глазах других людей. Она включает в себя стиль поведения, одежду, способы выражения и т. д. Тень – центр личного бессознательного. Она собирает впечатления, которые были вытеснены из сознания. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Самость – центральный архетип всей личности. С точки зрения Юнга, это «архетип порядка и целостности личности».

Его теория нашла отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927) и т. д.

А. Адлер отрицал положение 3. Фрейда и К.Г. Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека. По мнению Адлера, чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – это и есть главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека.

«Я» согласно Адлеру представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая способна влиять на развитие личности, переосмысливая жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Его теория состоит из основных положений: 1) фиктивного финализма; 2) стремления к превосходству; 3) чувства неполноценности и компенсации; 4) общественного интереса; 5) стиля жизни; 6) творческого «я».

Идея фиктивного финализма состоит в том, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности играют семья человека, друзья и т. д. Стиль жизни человека связан с чувством общности – это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Представление о личности и ее развитии в индивидуальной психологии Адлер

Нормальная и аномальная личность. В теории Адлера эта нормальность определяется особенностями направленности личности.

Характеристики аномальной личности.

Доминирующая жизненная направленность – стремление к достижению превосходства. Полностью препятствует проявлению у человека чувства общности. Общая направленность – добиться определенных преимуществ по сравнению с другими людьми и при этом другие люди рассматриваются как средства достижения этих преимуществ. Такой человек находится в состоянии постоянной борьбы и конфронтации с обществом. Не может сотрудничать с другими людьми, подчиняться требованиям общества, создавать семью, воспитывать детей – все те направления, где требуется проявление чувства общности. Эти люди в детстве испытывали чувства неполноценности.

Факторы, способствующие усилению чувства неполноценности:

1. наличие органического дефекта (недоразвитие органа или функций, способностей)

2. Гиперопека \ сверхтребовательность — условия воспитания, часто у детей воспитываемых в полярных условиях – в атмосфере изнеженности и избалованности или в атмосфере эмоционального отвержения и насилия..

Последствия аномального развития личности – м. способствовать реальным достижениям человека (в науке, творчестве, власти), но чаще является предпосылкой неблагоприятных – неврозов, суицида и других психопатологий.

Адлер показал связь аномальности личности с возникновением неврозов. Невротические симптомы у таких людей следует рассматривать как черты характера, которые сформировались под влиянием целесообразных средств достижения превосходства. Т.о. невротические симптомы оказываются функциональными, отвечают на вопрос «для чего?» Невротик из своей болезни извлекает выгоду. Симптомы являются средством приспособлением к жизни.



Функции невротических симптомов в жизни невротика:

1. Бегство в болезнь. Могут служить средством для уклонения от различных обязанностей перед самим собой или в обществе. Вместо того чтоб работать, болезнь выступает как прикрытие.

2. средство самооправдания при неудачахв достижении превосходства.

3. повышают субъективную значимость достижения цели, ибо достигнуты вопреки болезни.

4. служат средством борьбы с близкими людьми за достижение над ними превосходства,за счет привлечения к себе большего внимания, или получения привилегий. (Взрослые впадают в детскость, извлекают выгоды из заболевания)


пример приведенный Фрейдом: рабочий-пролетарий, кормилец семьи, получает увечие и его увольняют, и этот человек находит выход – попрошайничать на улице. Т.о. деньги приходят, и он понимает, что так тоже жить можно – он нашел способ извлечь выгоду из своего симптома. Продолжение ситуации: если врач, предлагает ему восстановить трудоспособность и работать, то пострадавший отказывается. Пролетарий, сука, не хочет работать!

Случай Адлера (баян Адлера): один одаренный крутой мен, добился, благодаря своим манерам и понтам, достойной, типа, телки, но он предъявлял ей слишком много претензий, типа я крут и все такое. Он требовал от этой мамзели жертв и ласки, и она, дура, сначала прогибалась под него, но потом устала терпеть его претензии и послала его нафиг со словами «пошел вон, болван!» И тут-то у него и начинается «белочка», он, с*ка, бесится, топчет ногами, и нефига на ней не женится!

В чем же причина размолвки? – интересуется тов. Адлер. Оказывается, он был единственным ребенком в семье, воспитывался матерью в атмосфере подавления и принуждения. У него сформировалось стойкое чувство неполноценности, кот было перенесено на отношения к женщинам вообще. Это и послужило источником формирования желания достижения превосходства над женским полом. Такая двойственная жизненная позиция по отношению к женщинам определила его поведение. Желание превосходство проявилось во властных претензиях к ней, но, одновременно собственная неполноценность вызывала у него страх вступления к браку. И, делая все шаги к помолвке, делал все, чтоб это избежать. Т.о. причина размолвки – особенности его аномальной личности. У крутого мена оказалось недоразвитое чувство общности, неполноценность, сука, заставила его сделать все, чтоб помешать вступлению в брак.

Почему у такого реально крутого мена возник невроз? – Оказывается, невроз целесообразен для достижения цели – превосходства над женщинами. Невроз объективно удерживает этого чела от установления близких отношений с другими женщинами. Невроз помогает ему субъективно утвердиться в ощущении превосходства над женщинами, ибо они виновны в возникновении невроза.

Добавим сбоку: На этом месте, по мнению Адлера, работа психоаналитика заканчивается. Психоаналитик выявляет причину невроза, и, если человек сильно мотивирован, то он сам приложит усилия к изменению своего характера. Человек должен научиться жить сам. Возможно, пациенту проще «сидеть с шапкой на улице, чем работать».

Адлер — Краткие теории личности — Психология — ЛТУ

Все содержание было взято из книги под названием «Теории личности (Фейст, Файст и Роб …»). Подробнее

Комментарии

  • Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии .
  • Profile Picture Кортни •

    omg это спаситель

  • CGCarmina Louis •

    СПАСИБО !! Вы делаете мою жизнь проще!: ((Gbu !!

  • Jayanthi •

    Полезно.Спасибо

Предварительный текст

Альфред из Individual Individual представляет оптимистичный взгляд на людей, в то же время сильно опираясь на социальное Социальное чувство единства со всем различием между Фрейдом и Адлером, которое сделало их отношения полностью мотивированными на секс и без выбора в формировании поведения обусловлены мотивированные социальные влияния, стремление к превосходству или ответственность за то, кем они являются. Поведение формируется в будущем здоровые люди — вот что они делают Родился 7 февраля 1870 года в Рудольфсхайме, деревне недалеко от Его матери Полины, домохозяйки занимается своими 7 детьми.Леопольд, еврейский торговец зерном из Адлера, был болезненным мальчиком и чуть не умер от пневмонии в возрасте Несчастливое соперничество со своим старшим братом Зигмундом, который хорошо учился в гимназии при подготовке к медицинской школе, так плохо учился. что его отстранили от школы и взяли в ученики. Будучи студентом-медиком, он снова закончил работу без особых отличий, вероятно, интерес к уходу за пациентами вступил в противоречие с его интересом к точной практике окулиста, но отказался от этой специализации и обратился к генералу. Поздней осенью 1902 года Фрейд пригласил Адлера и трех других венских врачей к себе домой, чтобы обсудить психологию и невропатологию.Эта группа была психологической средой. Не разделяла теплых личных отношений с Фрейдом, даже когда он участвовал в опубликованном исследовании неполноценности органов и его психической компенсации, в котором предполагалось, что физические недостатки, а не пол, лежат в основе человеческого разногласия с точкой зрения на инфантильную сексуальность. и в 1911 году Адлер, который тогда был членом Венского психоаналитического общества, представил свои взгляды на то, что стремление к более основному мотиву, чем в октябре 1911 года, Адлер отказался от своего президентства и членства в Сформированном обществе бесплатного психоаналитического исследования с 9 другими бывшими члены группы «А», которая раздражала вражду, подразумевая, что фрейдистский психоанализ является свободным выражением идей.Позже Адлер изменил название своей организации на общество. Женился на очень независимой русской женщине, Раисе Эпштейн в декабре среди его пациентов был высокий процент людей из низшего и среднего классов, психиатры его умерли 28 мая 1937 года из-за Сердцем человека Три (3) причины, по которым Адлер менее известен, чем Фрейд или Карл Адлер, не создали плотно управляемую организацию, чтобы увековечить его талантливого писателя, и большинство его книг были составлены серией редакторов, разбросавших многие его взгляды были включены в книги таких более поздних теоретиков, как и другие, и, таким образом, больше не связаны с То Адлером, люди рождаются со слабыми, неполноценными телами, состоянием, которое приводит к чувствам и, как следствие, зависимости от других людей.Таким образом, людям присуще чувство единства (социальный интерес), и это высший стандарт психологических шести (6) принципов Адлера. Одна динамическая сила, лежащая в основе поведения, — это стремление к превосходству по своей природе, обладают врожденной тенденцией к завершению, цель обеспечивает руководящие принципы для мотивации, формирование психологического, придавая ей значение. В своей окончательной теории Адлер выделил два (2) общих направления стремления: и «Стремление к личному» в социальном плане мало или совсем не проявляет заботу о целях, является личным, и стремления мотивируются в основном личной неполноценностью, или наличие неполноценности Стремление к достижению включает в себя общественный интерес и направлено на успех совершенствования для психологически здоровых людей, у которых есть мотивированные социальные интересы, и все, кто связан с целями, выходящими за рамки, способны помогать другим или ожидать личного успеха, который не достигается за счет других, но это естественный шаг к завершению или может поддерживать чувство собственного достоинства и видеть дай Проблемы с точки зрения скорее сугубо личной точки зрения, манера, в которой люди стремятся, определяется не реальностью, а их субъективным восприятием, то есть их вымыслами или ожиданиями нашей субъективной, вымышленной цели, которые определяют наш стиль жизни, придают единство Наша философия, основанная на книге Ганса, была основана на том, что Адлер настаивал на том, что у всего человечества есть органы, физические недостатки не имеют большого значения или не имеют никакого значения, но становятся значимыми, когда субъективное чувство неполноценности, которое служит стимулом, Адлер подчеркивает, что физические недостатки сами по себе не вызывают особого стиль, они просто обеспечивают настоящую мотивацию для достижения будущего, и Адлер выбрал термин индивидуальная психология, потому что он хотел подчеркнуть свою уникальную веру, а мысли, чувства и действия направлены на единую цель и служат единому органу. часть тела не может быть рассмотрена в его воздействиях через диалект органов, органы говорят на языке, который обычно и раскрывает мнение индивида более ясно, чем сознательное, и существует гармония между сознанием, и Адлер определяет бессознательное как ту часть цели, которая не полностью понятна сознание понимается и рассматривается индивид как полезный для бессознательного, а не Социальное Чувство единства со всемиКаждый человек наделен свободой создавать свой собственный стиль жизни, людей такими, какие они есть и как они. Творчество дает им контроль над своей жизнью, ответственным за их окончательный метод стремления. поскольку эта цель и способствует развитию, является динамической концепцией, подразумевающей движение, и это движение представляет собой большую часть творческой силы, наделяющей человека в определенных пределах свободой быть здоровым, или единственным фактором, лежащим в основе всех типов дезадаптации, является неразвитость социальных ставить свои цели слишком жить в одиночестве, придерживаться жесткого и догматического стиля, люди становятся неудачниками в жизни, потому что слишком Забота о себе и заботе. страна врага, боятся поражения больше, чем они хотят, убеждены в том, что серьезные проблемы могут быть решены только с помощью изнеженного стиля лжи, лежащего в основе большинства изнеженных людей; слабый общественный интерес, но сильное желание сохранить паразитические отношения, которые у них изначально были с одним или обоими ожидает, что другие будут заботиться о них, чрезмерно защищать их и удовлетворять характерные для них крайнее разочарование, нерешительность, чрезмерную чувствительность, преувеличенные эмоции, особенно они считают себя имеющими право быть первыми в не получили слишком много любви, скорее, они чувствуют, что дети пренебрегают стилем кто чувствует себя нелюбимым и нежеланным, скорее всего, займёт большие деньги Из-за того, что в создании пренебрегаемого стиля пренебрегают, это относительное пренебрежение, мало верят в себя и, как правило, связаны с большим недоверием к другим людям и неспособны сотрудничать для общего общества как вражеская страна, чувствуют себя отчужденными от всех других людей и сильными Зависть к успеху Безнадзорных детей имеют многие характеристики изнеженных детей, они более подозрительны и с большей вероятностью могут быть опасны для защитных устройств, которые позволяют людям скрывать свои надутые и сохранять стиль, можно сравнить с некоторыми людьми, которые неосознанно убегают проблемы b установление дистанции и те, которые движутся, чтобы защитить вымышленную цель превосходства, к более безопасному периоду, чтобы вызвать сочувствие, пагубное отношение, предложенное так щедро Стоять на отступление, но в целом это не то, что кто стоит на месте, просто делает не двигаться ни в какую, таким образом, они обязаны обезопасить себя от любой угрозы их вымышленным устремлениям, потому что они никогда не могут они не могут выполнить свое бездействие, люди защищают и защищают прокрастинацию в качестве оправдания, которое слишком поздно полагало, что наиболее компульсивное поведение — это попытки тратить зря, оставляя работу незавершенной, разрушая работу, которая уже колеблется, может показаться, что это позволяет сохранить их раздутое чувство Построение серьезного ухода за охраняющими людьми создает препятствия, которые они могут преодолеть, преодолевая защиту своего и своего престижа.Если им не удается преодолеть, всегда прибегают к термину для обозначения невротических и ошибочных убеждений, которых придерживались некоторые мужчины и женщины, которые, по мнению Адлера, считали, что психическая жизнь женщин по существу такая же, как и у мужчин, и что доминирующее общество не является естественным, а скорее естественным. искусственный продукт в соответствии с Адлером, социальные и культурные практики, а не анатомия, влияют на многих мужчин и женщин. Важность индивидуальности. Семья. Взгляд на некоторые возможные черты, рождение чувств, потому что всегда быть правым, в то время как другие — стиль, чтобы преуспеть в чувствах. чувства стиля Раннего периода, хотя Адлер считал, что воспоминания дают ключи к пониманию стиля жизни, он не считал эти воспоминания причинно-следственными, полагал, что теплое, заботливое отношение терапевта поощряет пациентов их социальный интерес к каждому из трех (3) проблемы жизни: любовь, и изобретенный уникальный метод лечения проблемных детей, лечение их в аудитории, которая считала, что эта процедура поможет. Если социальное обеспечение позволяло им почувствовать, что они принадлежат к сообществу, было осторожно, чтобы не обвинять родителей в плохом поведении, чтобы завоевать доверие и их отношение к внутреннему миру.

Адлерских оценочных мер | АдлерПедия

Теория Адлера, или индивидуальная психология, — это теория, которая рассматривает человека как неделимого, и та, которая считается агентом изменений, прокладывающих путь к тому, как они ориентируются в жизни. Каждый человек считается целостным существом, которое необходимо понимать, используя все аспекты личности, чтобы получить точное представление о том, как они ориентируются в жизни и взаимодействуют с окружающим миром, как они взаимодействуют с другими и как они воспринимают самих себя.В связи с этим важно иметь инструменты оценки и тестирования, отражающие эту теорию. Поэтому многие выдающиеся ученые, исследователи, клиницисты и студенты разработали множество различных методов оценки личности на основе теории адлерианской психологии. Это привело к измерениям, которые рассматривают стиль жизни человека, жизненные задачи, предложенные Адлером, типологии личности, различные конструкции личности, такие как порядок рождения и чувство неполноценности, социальный интерес, то, как человек взаимодействует с другими, меры, используемые в отношение к воспитанию детей и организационные инструменты в отношении бизнеса и управления.

Ниже приводится список критериев оценки Адлера, используемых в исследовательских, организационных и клинических целях:

1. Опись жизненных задач Адлера — Меры, предназначенные для измерения жизненных задач человека в отношении сотрудничества, уважения и ответственности, а также развития характера человека.

2. Adlerian Parenting Education Knowledge Measure — Измерение, разработанное для изучения восприятия родителями навыков адлерского воспитания и их применения к своим детям, а также для определения того, насколько хорошо они относятся к своим детям.Этот показатель был создан с двумя сопутствующими субшкалами для изучения процесса приобретения знаний на основе программы STEP, а именно: Семейные ценности — Родительская версия и Семейные ценности — Подростковая версия.

3. Адлеровская шкала социальных интересов — романтические отношения (ASIS-RR) — Эта мера была создана, чтобы посмотреть на конструкцию социального интереса, поскольку она применима конкретно к жизненной задаче любви, а также их интересу к принадлежности к обществу.

4. BASIS-A — Этот показатель был создан как способ взглянуть на стиль жизни человека, а также на текущее психологическое функционирование на основе его воспоминаний о раннем детстве.

5. Индекс сравнительного ощущения неполноценности (CFII) — CFII — это показатель, который рассматривает чувство неполноценности, основанное на представлениях, которые они имеют о себе, а также по отношению к другим. Эта мера хороша для получения эмпирических выводов, поскольку она касается врожденного чувства неполноценности, основанного на детском опыте, для подтверждения субъективных данных о человеке.

6. Рейтинговая шкала ранних воспоминаний (ERRS) — ERRS была разработана как способ объективного измерения личностных черт и переменных, извлеченных из ранних воспоминаний.Его также можно использовать как способ взглянуть на индивидуальные убеждения и представления человека, основанные на его образе жизни.

7. Five Factor Wellness Inventory (5F-Wel) — 5F-Wel — это показатель, который был разработан для использования консультантами для определения и отслеживания общего состояния благополучия. Эта мера основана на построении жизненных задач, предложенных Адлером, и используется частично, чтобы помочь в выявлении ухудшения самочувствия, а также возможного выгорания среди консультантов, проходящих обучение.

8. Шкала стиля жизни Kern — Эта мера была разработана как способ быстрого и эффективного сбора информации. Он рассматривает информацию об образе жизни на основе пяти шкал, связанных с типологиями Адлера.

9. Перечень приоритетов личности Лангенфельда (LIPP) — Этот инструмент был разработан как способ взглянуть на образ жизни с другой точки зрения. В частности, LIPP рассматривает образ жизни через личные приоритеты, которые человек либо принимает, либо избегает.

10. Инвентарь самооценки жизненных задач — Инвентарь самооценки жизненных задач был разработан как мера для оценки самооценки на основе трех основных жизненных задач Адлера: общения, работы и любви.

11. Инвентаризация образа жизни (LSPI) — LSPI — это эмпирически управляемый инструмент, который изучает личность человека на основе данных, которые могут быть получены из реестра образа жизни. Сама мера является мерой, которая основана на стабильности личности в молодом возрасте и с самого начала была адаптирована для формирования BASIS-A.

12. Манастер-Перриман Руководство по оценке содержания манифеста ранних воспоминаний (MPERSM) — Это руководство было разработано как способ оценить и получить более глубокое описание ранних воспоминаний, вызванных человеком эмпирическим путем.

13. Инструмент оценки брака — Инструмент оценки брака был разработан и предназначен для использования при консультировании пар по вопросам брака на основе Опросника образа жизни и используется, чтобы помочь понять характер отношений между парами и как лучше всего подход к терапии.

14. Инструмент анализа образа жизни в организации (OLSA) — OLSA — это показатель, основанный на концепции образа жизни и используемый в деловых и организационных целях, чтобы понять, как и работает ли бизнес / организация так, как был предназначен. Это инструмент, который используется для понимания истинной структуры и системы убеждений организации в целом.

15. Шкала воспитания положительной дисциплины — Шкала воспитания положительной дисциплины была разработана и предназначена для использования в качестве меры, оценивающей эффективность программы воспитания положительной дисциплины, а также ее влияние на родителей, принимающих программу, и их общий стиль воспитания.

16. Индекс социального интереса (SII) — Индекс социального интереса — это показатель, предназначенный для оценки уровня социального интереса, достигнутого на основе жизненных задач, таких как работа, любовь, дружба и самооценка.

17. Индекс социального интереса, краткая форма (SII-SF) — SII-SF — это сокращенная версия SII, разработанная с целью взглянуть на социальный интерес с более надежными и достоверными результатами. Эта версия SII рассматривает глобальный уровень социальных интересов человека.

18. Шкала социального интереса (SIS) — SIS была разработана как способ взглянуть на социальный интерес на основе конкретных личностных черт и переменных, которыми обладает человек. Это также используется как способ посмотреть на интерес человека к благополучию или благополучию других.

19. Шкала социального интереса Саллимана (SSSI) — Эта шкала была разработана, чтобы посмотреть на уровень социального интереса, который человек имеет на основе его нынешних представлений и убеждений.SSSI был связан с определением возможности наличия патологии у человека.

20. Анкета жизненных задач — Эта анкета была разработана как способ измерения трех основных жизненных задач (то есть любви, работы и дружбы) индивидуума. В частности, он создан, чтобы получить представление об их уровне участия и вовлеченности в каждую из жизненных задач.

21. Опись психологического порядка рождения Уайт-Кэмпбелла — Опись психологического порядка рождения Уайт-Кэмпбелла — это мера, которая была разработана как способ определения и анализа своего места в структуре семьи на основе психологической очередности рождения.Сама по себе мера является хорошим предиктором психологического порядка, поскольку она относится к восприятию и способу управления жизнью, основанным на четырех категориях: единственный ребенок, первенец, средний ребенок и младший ребенок.

* Чтобы получить более подробное описание мер, щелкните связанные файлы ниже с описанием меры и ссылками на информацию о каждой.

Подробнее

.

теорий личности Адлер Глава 3 © 2009 McGraw-Hill Companies, Inc. Все права защищены © McGraw-Hill.

Презентация на тему: «Теории личности Адлера, Глава 3 © 2009 McGraw-Hill Companies, Inc. Все права защищены © McGraw-Hill.» — стенограмма презентации:

1

Теории личности Адлера Глава 3 © 2009 McGraw-Hill Companies, Inc.Все права защищены © McGraw-Hill

Theories of Personality Adler Chapter 3 © 2009 by The McGraw-Hill Companies, Inc.

2

Краткий обзор индивидуальной психологии Биография Адлера Стремление к успеху или превосходству Субъективное восприятие Единство и самосогласованность личности Социальный интерес Стиль жизни Продолжение © McGraw-Hill

Outline Overview of Individual Psychology Biography of Adler Striving for Success or Superiority Subjective Perceptions Unity and Self-Consistency of Personality Social Interest Style of Life Cont’d © McGraw-Hill

3

Краткое описание аномального развития творческой силы Приложения исследований, связанных с индивидуальной психологией Критика концепции человечества Адлера © McGraw-Hill

Outline Creative Power Abnormal Development Applications of Individual Psychology Related Research Critique of Adler Concept of Humanity © McGraw-Hill

4

Обзор индивидуальной психологии Оптимистичный и подчеркнутый социальный интерес отличался от Фрейда четырьмя способами — люди, мотивированные социальным влиянием Стремление к превосходству или успеху — люди, ответственные за то, кем они являются — поведение, сформированное взглядом на будущее — важна сознательность © McGraw-Hill

Overview of Individual Psychology Optimistic and Emphasized Social Interest Differed from Freud in Four Ways –People motivated by social influences Striving for superiority or success –People responsible for who they are –Behavior shaped by view of future –Consciousness important © McGraw-Hill

5

Биография Адлера Родился в пригороде Вены в 1870 г. Второй сын еврейских родителей из среднего класса Получил медицинскую степень в 1895 г. Опубликованное исследование неполноценности органов и его психической компенсации в 1907 г. Член устава организации Фрейда Соперничество с Фрейдом привело к его уходу из группы Основана Общество индивидуальной психологии умерло в Шотландии в 1937 году © McGraw-Hill

Biography of Adler Born in a Viennese suburb in 1870 Second son of middle class Jewish parents Received his medical degree in 1895 Published Study of Organ Inferiority and Its Psychical Compensation in 1907 Charter member of Freud’s organization Rivalry with Freud led to his departure from the group Founded the Society for Individual Psychology Died in Scotland in 1937 © McGraw-Hill

6

Введение в теорию Адлера Принципы индивидуальной психологии — Стремление к успеху — это сила, стоящая за поведением — Субъективное восприятие формирует поведение — Личность едина и непротиворечива — Ценность любой деятельности с точки зрения социальных интересов — Структура личности становится стилем жизни человека — Стиль жизни сформированы творческой силой © McGraw-Hill

Introduction to Adlerian Theory Tenets of Individual Psychology –Striving for success is force behind behavior –Subjective perceptions shape behavior –Personality is unified and self-consistent –Value of all activity from social interest perspective –Personality structure becomes one’s style of life –Style of life molded by creative power © McGraw-Hill

7

Стремление к успеху или превосходству Стремление: стремление: –Конечная цель поведения –Компенсация –Для личного превосходства –Для успеха © McGraw-Hill

8

Субъективное восприятие Художественная литература — Конечная цель (которая является фикцией): направляет наш стиль жизни. Придает единство нашей личности. Делает наше поведение целенаправленным. — Физические неполноценности — Все люди, рожденные физически неполноценными. Нужны фикции силы для преодоления этих недостатков. — Служить стимулом к совершенство © McGraw-Hill

9

Диалект органа единства личности — Недостаточный орган выражает направление индивидуальной цели Сознательное и бессознательное — Единая личность — это функция гармонии между сознательными и бессознательными процессами, направленная на достижение единой цели © McGraw-Hill

10

Социальный интерес Социальный интерес: сила, объединяющая общество Истоки социального интереса — Потенциальность проявляется в каждом — В отношениях матери и ребенка — Поддерживается социальной средой Важность социального интереса — Измерение психологического здоровья и зрелости — «Единственный критерий человеческие ценности »и« барометр нормальности »© McGraw-Hill

11

Стиль жизни «Стиль жизни» — это термин, который Адлер использовал для обозначения вкуса жизни человека. Включает личную цель, самооценку, сочувствие и отношение к миру. Продукт наследственности, окружающей среды и творческой силы. к 4 или 5 годам — ​​здоровые люди выражают это через действия и борьбу за решение проблем любви к ближнему, сексуальной любви и занятия © McGraw-Hill

12

Творческая сила Творческая сила — это термин Адлера для обозначения внутренней свободы, которая дает каждому человеку возможность создавать свой собственный стиль жизни — дает возможность контролировать свою жизнь — отвечает за свою конечную цель — определяет метод стремления — способствует достижению цели развитие социальных интересов Важность не в одаренности, а в том, как использовать эту силу © McGraw-Hill

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *