Стреляу темперамент: Методика диагностики темперамента Стреляу — Psylab.info

Содержание

Методика диагностики темперамента Стреляу/Текст опросника — Psylab.info

Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики

< Методика диагностики темперамента Стреляу

  1. Легко ли Вы сходитесь с людьми?
  2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до тех пор, пока не получите соответствующего распоряжения?
  3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?
  4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?
  5. Воздерживаетесь ли Вы во время спора от неделовых, эмоциональ­ных аргументов?
  6. Легко ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после отпуска или каникул?
  7. Забываете ли об усталости, если работа Вас полностью «поглощает»?
  8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, тер­пеливо ждать ее окончания?
  9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?
  10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят?
  11. Легко ли Вы возвращаетесь к работе, которой не занимались не­сколько недель или месяцев?
  12. Умеете ли Вы терпеливо объяснять?
  13. Любите ли Вы работу, требующую умственного напряжения?
  14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?
  15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?
  16. Способны ли Вы, когда требуется, воздержаться от проявления своего превосходства?
  17. Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение?
  18. Ведете ли Вы себя естественно в присутствии незнакомых людей?
  19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?
  20. Умеете ли Вы, когда требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?
  21. Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу?
  22. Влияет ли обычно окружение на Ваше настроение?
  23. Способны ли Вы стойко переносить поражения?
  24. Разговариваете ли Вы в присутствии кого-то, чьим мнением осо­бенно дорожите, столь же свободно, как обычно?
  25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в Вашем распорядке дня?
  26. Есть ли у Вас на все готовые ответы?
  27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важного для себя решения (например, результат экзамена, поездка за границу)?
  28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул и т. п.?
  29. Обладаете ли Вы так называемой «быстрой реакцией»?
  30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных?
  31. Быстро ли Вы засыпаете?
  32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?
  33. Легко ли Вам испортить настроение?
  34. Трудно ли Вам оторваться от работы?
  35. Умеете ли Вы воздержаться от работы, если это мешает другим?
  36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?
  37. Легко ли Вы срабатываетесь с людьми?
  38. Всегда ли Вы, когда Вам предстоит что-нибудь важное, обдумыва­ете свои поступки?
  39. В состоянии ли Вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора?
  40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?
  41. Воздерживаетесь ли Вы от ненужного спора с человеком, который не прав?
  42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?
  43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мне­ние других?
  44. Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы?
  45. Можете ли Вы работать ночью, если работали днем?
  46. Быстро ли Вы читаете беллетристику?
  47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?
  48. Умеете ли Вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятель­ства?
  49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?
  50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной реакции?
  51. Трудно ли Вам работать при шуме?
  52. Умеете ли Вы, когда необходимо, воздержаться от того, чтобы «резать правду-матку»?
  53. Успешно ли Вы справляетесь с волнением перед экзаменом, встречей с начальником?
  54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?
  55. Любите ли Вы частые перемены?
  56. Восстанавливает ли Вам силы ночной отдых, после того как Вы тяжело работали весь день?
  57. Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжи­тельный срок разнородных действий?
  58. Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с трудностями?
  59. Перебиваете ли Вы собеседников?
  60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего?
  61. В состоянии ли Вы напряженно работать (заниматься)?
  62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний?
  63. Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т.п.?
  64. Легко ли Вы переходите от одного занятия к другому?
  65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять – важное решение?
  66. Легко ли Вы преодолеваете препятствия?
  67. Не заглядываете ли Вы в чужие письма, вещи?
  68. Скучно ли Вам во время всегда одинаково протекающих действий, занятий?
  69. Соблюдаете ли Вы правила поведения в общественных местах?
  70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или отве­та на вопросы от лишних движений и жестикуляций?
  71. Любите ли Вы оживленную обстановку?
  72. Любите ли Вы деятельность, требующую определенных усилий?
  73. В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи?
  74. Любите ли Вы занятия (работу), требующую быстрых движений?
  75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?
  76. Встаете ли Вы, если нужно, сразу после того, как проснулись?
  77. Способны ли Вы, если требуется, закончив порученную Вам рабо­ту, терпеливо ждать, пока не окончат свою работу другие?
  78. В состоянии ли Вы, после того как увидите что-либо неприятное, действовать столь же четко, как обычно?
  79. Быстро ли Вы просматриваете ежедневные газеты?
  80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?
  81. Можете ли Вы, не выспавшись, нормально работать?
  82. В состоянии ли Вы работать длительное время без перерыва?
  83. В состоянии ли Вы работать, если у Вас болит голова, зуб и т.п.?
  84. В состоянии ли Вы, если это необходимо, спокойно кончить рабо­ту, зная, что Ваши товарищи развлекаются или ждут Вас?
  85. Отвечаете ли Вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы?
  86. Говорите ли Вы обычно быстро?
  87. Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей?
  88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием убедительных ар­гументов?
  89. Терпеливы ли Вы?
  90. Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медленного человека?
  91. Умеете ли Вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять несколько совместных действий?
  92. Может ли веселая компания изменить Ваше подавленное настроение?
  93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий од­новременно?
  94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свиде­телем несчастного случая на улице?
  95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных мани­пуляций?
  96. Сохраняете ли Вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близ­ких Вам людей?
  97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных ситуациях?
  98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или незнакомой компа­нии?
  99. Можете ли Вы сразу же прервать разговор, если это требуется?
  100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других?
  101. Любите ли Вы часто менять род работы?
  102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее?
  103. Воздерживаетесь ли Вы от неуместных улыбок?
  104. Начинаете ли Вы сразу работать интенсивно?
  105. Решаетесь ли Вы выступить против общественного мнения, если Вам кажется, что Вы правы?
  106. В состоянии ли Вы преодолеть временную депрессию?
  107. Засыпаете ли Вы с трудом, сильно устав от умственного труда?
  108. В состоянии ли Вы спокойно ждать, например, в очереди?
  109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?
  110. В состоянии ли Вы спокойно аргументировать во время резкого разговора?
  111. В состоянии ли Вы мгновенно реагировать в сложных положениях?
  112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят?
  113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болез­ненные врачебные процедуры?
  114. Умеете ли Вы интенсивно работать?
  115. Охотно ли Вы меняете места развлечений и отдыха?
  116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?
  117. Спешите ли Вы на помощь в несчастных случаях?
  118. Воздерживаетесь ли Вы от нежелательных выкриков и жестов на спортивных матчах, в цирке и т.п.?
  119. Любите ли Вы работу (занятия), требующую частых разговоров с разными людьми?
  120. Владеете ли Вы своей мимикой?
  121. Любите ли Вы работу, требующую частых энергичных движений?
  122. Считаете ли Вы себя смелым?
  123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации?
  124. Умеете ли Вы преодолевать уныние, вызванное неудачей?
  125. Если Вас об этом просят, в состоянии ли Вы длительное время стоять (сидеть) спокойно?
  126. В состоянии ли Вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?
  127. Легко ли Вы переходите от печали к радости?
  128. Легко ли Вас вывести из себя?
  129. Соблюдаете ли Вы без труда обязывающие в вашей среде правила поведения?
  130. Любители Вы выступать публично?
  131. Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без длительной под­готовки?
  132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?
  133. Энергичны ли Вы в движениях?
  134. Охотно ли Вы выполняете ответственную работу?

Определение типов темперамента по Я.Стреляу — Студопедия

В последние годы к основным составляющим темперамента от­носят две характеристики пове-дения — энергетический уровень и вре­менные параметры. Первая описывается через активность и ре­активность, вторая — через подвижность, темп и ритмичность реакций. Реактивность человека тем выше, чем слабее раздражитель, способ­ный вызывать реакцию. Она показывает, насколько силь-но разные люди реагируют на одинаковые стимулы: высокореактивные — сильно возбудимы, но об-ладают низкой выносливостью при воздействии силь­ных или часто повторяющихся раздражителей. Соотношение реак­тивности и активности показывает, что сильнее воздействует на чело­века: случайные факторы (события, настроение и т. д.) или постоян­ные и долгосрочные цели. Согласно концепции Я. Стреляу, ак­тивность и реактивность находятся в обратной зависимости: высоко­реактивные люди, сильно реагирующие на раздражители, обычно об­ладают пониженной активнос-тью и малой интенсивностью действий, их физиологические процессы как бы усиливают стимуля-цию, и она быстрее становится для них чрезмерной. Низкореактивные — более активны, реагируя слабее, чем высокореактивные, они могут дольше поддерживать большую интенсивность действий, так как их физиоло­гические процессы скорее подавляют стимуляцию. Таким образом, для высокореактивных людей при прочих равных условиях всегда больше стимулов чрезмерных и сверхсильных, среди которых могут быть и вредные, в частности вызывающие реакцию страха.



Принимая во внимание накапливающиеся факты, психологи склоняются к представлению, что при классификации темперамента нужно учитывать также и индивидуальную склонность реагировать на ситуацию преимущественно одной из врожденных эмоций. Как показали исследования, человек со слабым типом нервной систе­мы (меланхолик) особо склонен к реакции страха; с сильным (хо­лерик) — к гневу и ярости, сангвиник — к положительным эмоци­ям, а флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к эмоциям положительным. Стреляу описывает основные типы тем­перамента с учетом склонности к определенной эмоциональной ре­акции следующим образом.

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо и с боль­шим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. У него живая мимика и выразительные движения. По незначитель­ному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может силь­но его рассердить. По его лицу легко угадать, каково его настрое-ние, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувстви­тельности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладает повышенной активностью. Это человек очень энергичный и работоспособный, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточить свое внимание, дисциплинирован. Его мож-но научить сдерживать проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.


Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, на­строений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с но­выми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстанов­ке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъек­тивные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительнос­тью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, не­сдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инер­тен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в пере­ключении внимания, скорее экстраверт.

Флегматик. Это человек с высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью. Он обладает малой чув­ствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невоз­мутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обыч­но у него бедная мимика, движения невыразительны, медленный темп движений и речи. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание, приспосаблива-ется к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспосо-бен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатле­ния, интроверт.

Меланхолик. Этот человек с высокой чувствительностью и ма­лой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может выз­вать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бед­ны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставля­ет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических про­цессов. Среди меланхоликов большинство — интроверты.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер — но о характере речь пойдет в следующей нашей лекции). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения че­ловека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Темперамент. Общая характеристика. Типы темперамента и их психологическая характеристика по Я. Стреляу

Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой» (Теплов Б. М., 1985). Таким образом, темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность.

Является биологической обусловленной структурой личности. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.(Я Стреляу выделял их же)

Холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.


Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.

Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом. Если взять, например, крупнейших русских писателей, то у А. С. Пушкина мы можем отметить яркие черты холерического темперамента, у А. И. Герцена — сангвинического, у И. В. Гоголя и В. А. Жуковского — меланхолического, у И. А. Крылова и И. А Гончарова — флегматического. Два великих русских полководца — А. В. Суворов и М. И. Кутузов — с точки зрения темперамента образуют резкую противоположность. Суворов был типичным холериком, а у Кутузова наблюдались черты, характерные для флегматического темперамента, например медлительность движений, спокойствие, хладнокровие. Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.



Регулятивная (регулирующая) Теория Темперамента Яна Стреляу была разработана в 1974 на основе концепции Павлова о том, что темперамент играет важную роль в адаптации индивида к окружающей среде, а также на основе понятия оптимального уровня возбуждения, разработанного Д. Хеббом. Ян Стреляу определил, что свойства нервной системы Павлова могут использоваться для описания таких показателей темперамента, как экстраверсия — интроверсия, стабильность — нейротизм. Согласно Теории Яна Стреляу в структуре темперамента выделяются реактивность (чувствительность и выносливость) и активность (объем и охват целенаправленных действий) при заданной величине стимуляции. Положения теории темперамента Яна Стреляу: Существуют относительно стабильные индивидуальные различия в интенсивности (силе) и времени (быстроте) по отношению к формальным характеристикам поведения; Темперамент имеет место как у животных, так и у человека; Характеристики темперамента это продукт биологической эволюции и генетическая основа определяет индивидуальные различия в темпераменте.

Концепция темперамента Я.Стреляу



ВВЕДЕНИЕ

 

Первые исследования Яна Стреляу были в основном связаны с Павловской типологией нервной системы. Используя различные раздражители (условные и безусловные) и ориентируясь на разные показатели (например, электроэнцефалограммы), он смог продемонстрировать, что определение свойств нервной системы зависит от специфических свойств раздражителя (степени возбуждения и подавления, подвижности и сбалансированности нервных процессов).

Начиная с 1960-х Стреляу с коллегами опубликовал результаты ряда исследований, указывающие на важное значение темперамента в регуляции стимулирующей ценности окружающей среды, а также подчеркивающие роль индивидуального поведения в определении потребности в подобной стимуляции. Результаты лабораторных исследований показали, что темперамент играет важную роль в ежедневной жизни человека, особенно в области обучения и профессиональной деятельности.

Основываясь на павловской и неопавловской типологии, он создал теорию действия и концепцию оптимального уровня активации, на базе которых им вместе с коллегами позднее была разработана концепция темперамента, известная как регулирующая теория темперамента. Смысл этой концепции заключается в том, что темперамент играет важную роль в регуляции взаимоотношений между людьми и окружающей средой. Особенное внимание в этой теории уделяется двум основным свойствам, определяющим энергетику поведения, а именно, реактивности и активности.

 

 

1.      Основные положения концепции темперамента Я.Стреляу

 

Исходя из положения И.П.Павлова о роли темперамента в адаптации человека к окружающей среде и основываясь на понятии Д.Хебба об оптимальном уровне возбуждения, Я. Стреляу разработал свою концепцию (теорию) темперамента.

Фундаментальными характеристиками темперамента Я.Стреляу считает реактивность (понимаемую как величину ответных реакций человеческого организма на воздействия, чувствительность и выносливость, или способность к работе) и активность (описывающую  интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий) при данной величине стимуляции[7,с.3].

В  теории Я.Стреляу можно говорить об относительно стабильных индивидуальных различиях по отношению к формальным характеристикам поведения – интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).

Кроме того, у Я. Стрелчу темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и млекопитающих в целом. И темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетический базис, который и определяет, наряду со средовыми влияниями, индивидуальные проявления темперамента.

Кроме того, Я. Стреляу и его сотрудники в течение ряда лет изучали связь между реактивностью как свойством темперамента и индивидуальным стилем деятельности. Среди человеческих действий Я. Стреляу выделяет главные, непосредственно ведущие к достижению результата, и вспомогательные, влияющие на протекание главных действий; непрерывные и дискретные; разнородные и однородные действия и т.д.[1,с.34].

В результате экспериментального исследования выяснилось, что между высокореактивными и низкореактивными индивидами наблюдаются статистически значимые различия в структуре организации деятельности в массовых профессиях (различия в успешности выполнения отсутствуют).

У высокореактивных лиц вспомогательные действия преобладают над главными; в ситуациях, требующих продолжительной деятельности, они проявляют тенденцию к организации таких действий, которые можно прерывать и выполнять деятельность разными способами.

У низкореактивных индивидов отмечается равновесие между главными и второстепенными действиями или даже преобладание главных действий; в ситуациях, требующих продолжительной деятельности, они предпочитают как дискретные, так и непрерывные действия; у них наблюдается либо доминирование однородных действий, либо равное распределение однородных и разнородных действий[3,с.67-68].

Ян Стреляу в своих исследованиях исходил из типологии нервной системы Павлова, и смог доказать, что определение свойств нервной системы зависит от специфических свойств раздражителя (степени возбуждения и подавления, подвижности и сбалансированности нервных процессов), при этом он создал свою классификацию темпераментов.

 

 

 

 

 

 

2.      Активность-реактивность в концепции темперамента Я.Стреляу

 

Я. Стреляу, занимающийся изучением индивидуальных различий людей, выразил свое понимание силы нервной системы, ее чувствительности, реактивности, возбуждения и их взаимосвязи. Он исходит из положения В.Д. Небылицына о том, что эффективность физически одного и того же стимула для слабой (высокочувствительной) нервной системы является выше, чем для сильной (низкочувствительной), и считает, что процесс возбуждения, вызываемый любым стимулом, будет тем сильнее, чем слабее, т. е. чувствительнее, данная нервная система[7,с.4].

Наиболее глубоко Я. Стреляу с сотрудниками разработаны два свойства энергетического уровня как одного из параметров высшей нервной деятельности человека, точнее — темперамента: реактивность и активность.

Реактивность, которую он трактует как очень близкую к понятию силы процесса возбуждения, характеризуется интенсивностью индивидуальных реакций на стимулы определенной величины и является относительно постоянным и специфическим свойством данного индивида. Реактивность индивида тем сильнее, чем выше возбудимость и чем слабее раздражитель, вызывающий реакцию определенной силы. Высокореактивные индивиды являются сильновозбудимыми, но обладают низкой работоспособностью или выносливостью, т. е. низкой способностью адекватно реагировать на сильные или часто повторяющиеся раздражители[1,с.42].

Активность в концепции темперамента Я. Стреляу рассматривается как проявление энергетического уровня поведения. С активностью как свойством темперамента наиболее часто положительно коррелируют свойства нервной системы: сила и активированность, измеряемые с помощью ЭЭГ-методик.

 

Согласно концепции Я. Стреляу, активность и реактивность находятся в обратной зависимости: высокореактивные люди, сильно реагирующие на раздражители, обычно обладают пониженной активностью и малой интенсивностью действий, их физиологические процессы как бы усиливают стимуляцию, и она быстрее становится для них чрезмерной. Низкореактивные – более активны, реагируя слабее, чем высокореактивные, они могут дольше поддерживать большую интенсивность действий, так как их физиологические процессы скорее подавляют стимуляцию. Таким образом, для высокореактивных людей при прочих равных условиях всегда больше стимулов чрезмерных и сверхсильных, среди которых могут быть и вредные, в частности вызывающие реакцию страха[3,с.98].

Я. Стреляу дал модельное представление характеристик интенсивностей реакций у индивидов, различающихся уровнем реактивности (а следовательно, и возбудимости) на раздражители возрастающей силы. Показана возбудимость и работоспособность (выносливость — способность адекватно, без нарушения закона силы, реагировать на сильные, продолжительные или часто повторяющиеся раздражители) у высокореактивных, среднереактивных и низкореактивных индивидов.

Чем более реактивен (и более, возбудим) индивид, тем он менее работоспособен (вынослив), так как у него тем раньше перестает действовать закон силы, т. е. чем слабее раздражитель, при котором этот закон нарушается. Видно, что у высокореактивных индивидов адекватная реакция нарушается раньше (на раздражитель S3), чем у среднереактивных (на раздражитель S4) при сохранении еще адекватной реакции (сохранении закона силы — увеличении интенсивности реакции при возрастании раздражителей) у низкореактивных индивидов[7,с.4].

Я. Стреляу даже исследовал роль реактивности в формировании индивидуального стиля литейщиков и водителей такси. Его интересовало использование литейщиками вспомогательных и побочных действий в зависимости от степени выраженности у них реактивности. Выяснилось, что высокореактивные испытуемые выполняют почти вдвое больше вспомогательных действий (у них вдвое больше побочных действий), чем низкореактивные. По производительности труда между высоко- и низкореактивными испытуемыми различий не обнаружено. Высокореактивные водители такси чаще проводят необязательные техосмотры машин, чем низкореактивные. Ночные простои высокореактивных водителей вдвое выше дневных. У низкореактивных водителей ночных простоев только на 11 % больше, чем дневных[1,с.49].

Таким образом, среди человеческих действий Я. Стреляу выделяет главные, непосредственно ведущие к достижению результата, и вспомогательные, влияющие на протекание главных действий; непрерывные и дискретные; разнородные и однородные действия и т.д. В результате экспериментального исследования выяснилось, что между высокореактивными и низкореактивными индивидами наблюдаются статистически значимые различия в структуре организации деятельности в массовых профессиях (различия в успешности выполнения отсутствуют).

У высокореактивных лиц вспомогательные действия преобладают над главными; в ситуациях, требующих продолжительной деятельности, они проявляют тенденцию к организации таких действий, которые можно прерывать и выполнять деятельность разными способами.

У низкореактивных индивидов отмечается равновесие между главными и второстепенными действиями или даже преобладание главных действий; в ситуациях, требующих продолжительной деятельности, они предпочитают как дискретные, так и непрерывные действия[2,с.145].

3. Свойства, типы темперамента в концепции Я.Стреляу

 

Несколько иначе, чем американские исследователи, трактует свойства темперамента польский психолог Я. Стреляу. Он согласен с тем, что критериями для выделения свойств темперамента должны быть, во-первых, формальный характер этих свойств (несвязанность темперамента с содержанием деятельности) и, во-вторых, их устойчивость, сохранность на протяжении длительных периодов времени. Кроме этого, в качестве самостоятельных критериев Я. Стреляу выделяет связь свойств темперамента с энергетикой организма и с временными параметрами деятельности.

Соответственно этим критериям Я.Стреляу называет две характеристики темперамента, связанные с энергетическом уровнем обеспечения жизнедеятельности, – активность и реактивность и пять характеристик, связанных с протеканием реакций во времени. К последним относятся скорость реакции (время, проходящее с момента появления стимула до начала ответной реакции, и скорость выполнения сложных последовательностей действий), подвижность (способность переключаться с одной деятельности на другую), последействие реакции (время продолжения реакции после того, как действие стимула прекратилось), темп реакций (количество реакций в единицу времени) и ритмичность (регулярность) реакций[5,с.37].

Так, выделяемая Я. Стреляу реактивность может проявляться в разных сферах, в частности, в силе и интенсивности эмоциональных реакций. Активность, связанная с поддержанием определенного уровня возбуждения, может проявляться в сфере общения, как социабельность. Я. Стреляу в большей степени, чем авторы описанных ранее концепций темперамента, подчеркивает роль темперамента как механизма, определяющего разные поведенческие особенности, и поэтому при выделении характеристик темперамента он большее внимание уделяет особенностям функционирования этого механизма и меньшее – тем сферам, в которых это функционирование проявляется. Что же касается его конкретных исследований, то в них Я.Стреляу интересует проявление свойств темперамента и в эмоциональности, и в общении, и, что крайне редко встречается в работах американских и западно-европейских психологов, в особенностях интеллектуальной деятельности[2,с.166].

Четыре основных типа темперамента — это четыре типа поведения. При этом темперамент ни в какой мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы). Содержательная сторона личности связана с характером. Темперамент — это совокупность формальных, динамических характеристик поведения. При этом имеют в виду прежде всего энергетический уровень поведения: его интенсивность, скорость, темп, а также эмоциональные особенности поведения[6,с.123].

С учётом склонности к определённой эмоциональной реакции Я. Стреляу описывает основные типы темперамента следующим образом:

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. У него живая мимика и выразительные движения. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладает повышенной активностью.

Это человек очень энергичный и работоспособный, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточить свое внимание, дисциплинирован. Его можно научить сдерживать проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.

Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, скорее экстраверт.

Флегматик. Это человек с высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью. Он обладает малой чувствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны, медленный темп движений и речи. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу — Студопедия

Близка к взглядам на темперамент российских психологов регуляторная теория темперамента польского психолога Я. Стреляу (1982, и др. работы). В ней он попытался синтезировать подходы школ И. П. Павлова, Б. М. Теплова и В. С. Мерлина, а также концепцию Д. Хебба (D. Hеbb, 1955) об оптимальном уровне возбуждения и регуляции стимуляции.

Я. Стреляу понимает темперамент как совокупность стабильных свойств, определяемых особенностями врожденных нервных и эндокринных механизмов (J. Strеlаu, 1983; J. Strеlаu, R. Рlоmin, 1992). Он выделяет две основные характеристики темперамента: реактивность и активность. Реактивность проявляется в интенсивности реакции на стимул. Высокореактивные люди предпочитают низкий уровень внешней стимуляции. Слабореактивные люди, напротив, предпочитают сильную внешнюю стимуляцию для того, чтобы достигнуть оптимального уровня активации. Реактивность влияет на регуляцию поведения, определяя порог чувствительности и работоспособность (выносливость). Активность проявляется в количестве и разнообразии действий человека. Обе эти характеристики находятся в реципрокных (обратно пропорциональных) отношениях.

Первоначально в своем опроснике темперамента Я. Стреляу выделил шесть шкал. Три из них связаны с энергетическими характеристиками поведения: сенсорная чувствительность, выносливость и активность; три – с временными характеристиками: подвижность, устойчивость и живость; седьмой фактор – эмоциональная реактивность. Затем он вместе с Б. Завадским (J. Strеlаu, В. Zаwаdzкi, 1995) оставил в опроснике только шесть шкал, включив подвижность (быструю переключаемость с одного вида деятельности на другой) в шкалу «живость», которая кроме этого характеризуется тенденцией к быстрому реагированию и высоким темпом деятельности.



Опираясь на данные американского ученого Г. Фримена о том, что наблюдается известное предпочтение в способах разрядки энергии (напряжения): у одних людей она происходит прежде всего в двигательных реакциях, у других преобладают интеллектуальные реакции, у третьих – висцеральные (вегетативные) реакции, Я. Стреляу утверждает, что, стремясь распознать особенности темперамента индивида, необходимо наблюдать различные его реакции. Может оказаться, что, например, ученик, характеризующийся малой активностью и низкой энергетикой на уроке физкультуры, обнаружит большую активность в речевых реакциях или вообще в умственных действиях. И совсем иное описание темперамента индивида можно получить, наблюдая его эмоциональные реакции.


Изучение типов связано в первую очередь с задачей прогностичности поведения в медицине и педагогике (при воспитании и обучении). И здесь, впрочем, так же как и в науке, любому исследователю приходится сталкиваться с парадоксом «отрицания очевидного». Отнесение человека к типу, с одной стороны, помогает лучше понять его особенности. Но, с другой стороны, такое «приклеивание ярлыков» может – и это часто случается – стереотипизировать, сужать представления о возможном поведенческом репертуаре, что неизбежно снижает уровень понимания индивидуальных особенностей субъекта. Поэтому многие, избавляя себя от трудоемкой задачи разведения уровней оцениваемого явления, начинают отрицать значение наиболее очевидных человеческих особенностей, определяющих тип, и… попадают в ловушку «бесконечного эмпирического разнообразия», окончательно теряя почву под ногами. Нам кажется, что дело не в реальности или вымышленности типологий (речь идет, разумеется, о научно сконструированных моделях типологических различий), а в умении использующего их человека применять шкалу простоты – сложности для определения номотетическо-идеографической границы в каждом отдельном случае (А. В. Либин, 2000, с. 368).

Стреляу Ян

(Strelau, Jan)

 

Родился: 1931, Гданьск, Польша.

Интересы: психология личности и
социальная психология, психофизиология
и сравнительная психология, дифференциальная
психология.

Образование: магистр. Варшавский
университет, 1958; доктор, Варшавский
университет. 1963.

Профессиональная деятельность:
первый секретарь Польской психологически
ассоциации, 1964,1967; заслуженный доктор
Варшавского университета 1967; президент
Комитета психологических наук Польской
академии наук, 1981-; профессор психологии
и декан факультета психологии
индивидуальных различий Варшавского
университета, 1983-; президент Европейской
ассоциации личностной психологии,
1983-; Совет директоров Международного
общества за изучение индивидуальных
различий, 1983; стипендия Нидерландского
института прогрессивных исследований
социальных и гуманитарных наук, 1983-4;
главный редактор Polish psychological Bulletin,
1972; член редколлегий: Personality and Individual
Differences, Studia Psychologica,
1976-.

 

Темперамента тест-опросник
Стреляу.

Первые исследования Яна Стреляу были
в основном связаны с Павловской типологией
нервной системы. Используя различные
раздражители (условные и безусловные)
и ориентируясь на разные показатели
(например, электроэнцефалограммы), он
смог продемонстрировать, что определение
свойств нервной системы зависит от
специфических свойств раздражителя
(степени возбуждения и подавления,
подвижности и сбалансированности
нервных процессов). Вследствие этого
им была создана «классификация
темпераментов» Стреляу, переведенная
с польского на несколько языков. На
основе данных, полученных с помощью
своего теста, Стреле установил, что
Павловские свойства нервной системы
приложимы для описания личностных
темпераментных показателей, таких как
экстраверсия-интроверсия, невротизм,
тревожность.

Основываясь на павловской и неопавловской
типологии, он создал теорию действия и
концепцию оптимального уровня активации,
на базе которых им вместе с коллегами
позднее была разработана концепция
темперамента
, известная как регулирующая
теория темперамента (RTT). Смысл RTT
заключается в том, что темперамент
играет важную роль в регуляции
взаимоотношений между людьми и окружающей
средой. Особенное внимание в этой теории
уделяется двум основным свойствам,
определяющим энергетику поведения, а
именно, реактивности и активности.

Начиная с 1960-х Стреляу с коллегами
опубликовал результаты ряда исследований,
указывающие на важное значение
темперамента в регуляции стимулирующей
ценности окружающей среды, а также
подчеркивающие роль индивидуального
поведения в определении потребности в
подобной стимуляции. Результаты
лабораторных исследований показали,
что темперамент играет важную роль в
ежедневной жизни человека, особенно в
области обучения и профессиональной
деятельности. Взяв в качестве точки
отсчета представление о темпераменте
как о продукте биологической эволюции,
а о личности — как о плоде социоисторических
предпосылок, Стреляу вместе с коллегами
провел ряд исследований, которые
продемонстрировали взаимозависимость
между этими двумя явлениями.

Темперамент | Вики Сообщества

The Outer Worlds Wiki

Войти в систему

    Справка

      Выйти

      Переключить навигацию

      Fextralife

      • Вики-сайт
        • Вики-дом
        • Вики-форумы
        • Вики To-Do
        • Магазин вики
        • Игровые новости
        • Игровые вики
      • Общая информация
        • Общая информация
        • О внешних мирах
        • Режимы сложности
        • DLC
          • Опасность для Горгоны
        • Описание обновления

        • Органы управления
        • Бой
          • Тактическое замедление времени
        • Часто задаваемые вопросы
      • Информация о персонаже
        • Информация о персонаже
        • Создание персонажа
        • Атрибуты
        • Перки
        • Навыки
        • Недостатки
        • Aptitude
        • Товарищи
          • SAM
          • Элли
          • Феликс
          • Ниока
          • Парвати
          • Vicar Max
        • Ненадежный
        • Строит
        • Репутация
      • Снаряжение и ремесла
        • Снаряжение и ремесла
        • Верстак (Ремесло)
        • Оружие
          • Уникальное оружие
          • Научное оружие
          • Пистолеты
          • Длинные пистолеты
          • Одноручное оружие ближнего боя
          • Двуручное оружие ближнего боя
          • Тяжелое оружие
        • Броня
        • шт.

        .

        определение темперамента по The Free Dictionary

        Как и во всем истинном искусстве, общее поведение корабля и его управление в отдельных случаях было связано с техникой, которую могли обсуждать с восторгом и удовольствием люди, которые находили в своей работе не только хлеб, но и проявление особенностей своего темперамента. Получать лучший и самый точный эффект от бесконечно меняющихся настроений неба и моря, не в живописном, а в духе их призвания, было их призванием, всем и каждому; и они осознавали это с такой же искренностью и черпали в этой реальности столько же вдохновения, сколько и любой человек, который когда-либо рисовал кистью на холсте.Сочувствую артистическому темпераменту; Я помню, ты иногда намекнул мне, что считал мой темперамент слишком артистичным. Властелины жизни, владыки жизни, — я видел, как они проходили, В их собственном обличье, Подобных и непохожих, Пышных и мрачных, Использующих и Удивление, Поверхность и Мечта, Быстрая преемственность и призрачная Неправильность, Темперамент без языка, И изобретатель игры Вездесущий без имени; — Некоторых увидеть, некоторых угадать, Они шли с востока на запад: Маленький человек, меньше всего всего, Среди ног своих высоких стражей, Бродил озадаченный взгляд: — Его за руку взяла дорогая Природа; Дорогая природа, сильная и добрая, прошептала: «Милый, ничего! По темпераменту он был менее китайцем, чем большинство его современников.Произведение искусства — это уникальный результат неповторимого темперамента. Его красота заключается в том, что автор — это то, что он есть. Но разница в темпераментах, неизменный темперамент является источником ненависти. Левин вспомнил, что когда Николай был в стадии набожности, в период постов, монахов и церковных служб. Когда он искал в религии опоры и обуздания для своего страстного темперамента, все, отнюдь не поощряя его, глумились над ним, и он тоже с другими. При всех ее дарах и возможностях это была меланхолическая жизнь. — меланхолия по поводу чего-то, что полностью не объясняется несколько пессимистической философией, изложенной в Журнале, или склонностью к чахотке физического состояния Амиэля, заставляя его с самого раннего возраста быть очень озабоченным попытками примириться с перспективой смерти, и усиление далекого от сангвиника темперамента интеллектуально также политринера.Его сангвинический темперамент проявился в глубоком цвете его щек. «В конце концов, у вас есть только мудрость вашего темперамента, а мудрость моего темперамента так же безупречна, как и ваш». Я должен сказать вам это, поскольку мы покинули Англию он занялся рисованием маленьких картинок, и у него плохой артистический темперамент. Всем известно, что Англия — мир людей, делающих ставки, которые принадлежат к более высокому классу, чем простые игроки; Сделать ставку на английский темперамент. Не только члены Реформы, но и широкая общественность делали большие ставки за или против Филеаса Фогга, который значился в букмекерских конторах, как если бы он был скаковым конем..

        темперамент — Викисловарь

        английский [править]

        Этимология [править]

        Заимствовано из среднефранцузского tempérament , из латинского temperamentum .

        Произношение [править]

        • IPA (ключ) : / ˈtɛmpəɹəmənt /, / ˈtɛmpɹəmənt /, / ˈtɛmpəɹmənt / [1] [2]

        Существительное [редактировать]

        темперамент ( счетное и бесчисленное , множественное число темперамента )

        1. (устаревшее) Умеренная и пропорциональная смесь элементов или ингредиентов в составе; состояние, в котором элементы смешиваются в их правильных пропорциях.
        2. (устаревшее) Любое состояние или состояние, определяемое пропорцией ингредиентов или способом их смешивания; консистенция, состав; смесь.
        3. Обычный образ мышления, поведения или реакции человека.
        4. Склонность к раздражительности или гневу.
        5. (музыка) Изменение определенных интервалов от их правильных значений для улучшения перехода от клавиши к клавише.
        6. (психология) Индивидуальные различия в поведении, которые имеют биологическую основу и относительно не зависят от обучения, системы ценностей и отношений.
        Переводы [править]

        нормальный образ мышления, поведения или реакции человека

        склонность к раздражительности или гневу

        изменение определенных интервалов от их правильных значений для улучшения перехода от ключа к ключу

        Ссылки [править]

        Этимология [править]

        Заимствовано из среднефранцузского tempérament , из латинского temperamentum .

        Произношение [править]

        • Расстановка переносов: tem‧pe‧rament

        Существительное [править]

        темперамент n ( множественное число temperamenten , уменьшительное temperamentje n )

        1. (психология) обычное настроение человека или типичный образ мышления, поведения и действий; темперамент, темперамент, настроение
          Oorspronkelijk waren in de Griekse oudheid de temperamenten de naam voor vier persoonlijkheidstypen: het sanguïnische, flegmatische, cholerische en melancholische temperament . [1]

          Первоначально, в греческой древности, темпераментов были названиями четырех типов личности: сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика темпераментов .
        2. темперамент: склонность к раздражительности или гневу, вспыльчивость
        3. (музыка) темперамент: особая система высоты звука музыкального инструмента

        Норвежский букмол [править]

        Этимология [править]

        От латинского temperamentum

        Существительное [править]

        темперамент n ( определенное единственное число temperamentet , неопределенное множественное число темперамент или темперамент , определенное множественное число темперамент 34 определенное множественное число temperamenta

        1. темперамент
        2. темпераментный характер
        Производные термины [править]

        Ссылки [править]


        Норвежский нюнорск [править]

        Этимология [править]

        От латинского temperamentum

        Существительное [править]

        темперамент n ( определенное единственное число temperamentet , неопределенное множественное число темперамент , определенное множественное число temperamenta )

        1. темперамент
        2. темпераментный характер
        Производные термины [править]

        Ссылки [править]


        сербохорватский [править]

        Этимология [править]

        Заимствовано из немецкого Temperament , из латинского temperamentum .

        Произношение [править]

        • IPA (ключ) : / temperǎment /
        • Расстановка переносов: tem‧pe‧rament

        Существительное [править]

        темперамент м ( кириллица темпера̀мент )

        1. (психология) темперамент
        Cклонение [править]

        Склонение темперамент

        Ссылки [править]

        .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *