Бихевиоризм — теоретическая база, ответвления, сторонники
Бихевиоризм происходит от английского слова behaviour, что переводится как «поведение». Сторонники этой концепции утверждают, что изучение психологии возможно только через призму поведенческих реакций индивидуума. Считается, что именно реакция человека, его поведение, может свидетельствовать о тех или иных психологических особенностях.
Основателем бихевиоризма является учёный из США Джон Бродес Уотсон. Для него было важным преобразовать психологию в более точную науку, которая опирается на некоторый спектр объективных показателей и отмечает характер поведения индивидуума.
Крупный вклад в развитие этой доктрины внёс Беррес Фредерик Скиннер. Он сопоставил поведение человека и его психологическое состояние. Этот ученый провел множество исследований и настаивал на том, чтобы изъять из психологии «ненаучные» представления, оставив только лишь те, которые можно было наблюдать объективно. Иными словами фиксировать стоит лишь внешние проявления, оставив без особого внимания «фикции», которыми Скиннер считал разного рода представления умственного характера. Ученый так же отвергал понятия морали и даже свободы воли, настаивая на том, что человеческое сообщество формируется под воздействием манипуляций поведения человека.
Любопытно, что Бихевиоризм во многом опирается на постулаты видного советского учёного Ивана Петровича Павлова, известного своими экспериментами над условными и безусловными рефлексами.
Бихевиоризм как часть психологии
Ещё на заре своего существования это направление стало поперёк «старой» школы психологии. Основатели были убеждены в том, что единственно верным является изучение не абстрактных мыслеформ человека, а весьма конкретного его поведения в социуме. Иными словами необходимо было отбросить спорную составляющую, связанную с глубинным внутренним миром человека и сделать акцент только лишь на вещах объективных, которые так или иначе можно фиксировать.
Такой подход позволяет последователям бихевиоризма использовать методики исследований, свойственные больше естественным наукам. Объективное исследование человеческой личности приводит сторонников концепции к любопытным выводам. Так они утверждают, что в своих исследованиях не находят подтверждений таких понятий как «воля», «сознание» или «воображение», а значит они должны быть исключены из описания человеческой личности.
Бихевиоризм как часть психологии, занимаясь изучением как таковых поведенческих концепций, ставит перед собой несколько иную цель. Так главной задачей является установление причинно-следственной связи между реакцией индивидуума на некоторый раздражитель и, собственно, самим раздражителем. Причем в обоих направлениях. Т.е. как по результату действия определить ситуацию, которая стала побуждающим фактором, так и наоборот, исследуя некоторое событие предсказать закономерную человеческую реакцию.
С точки зрения последователей этой теории, различные общественные связи между людьми происходили вследствие эволюционного развития и только благодаря фактору предсказуемости человеческого поведения. Иными словами, сообщество не могло бы скооперироваться и создать прочные социальные институты, если бы некоторые виды воздействия на людей не приводили к заранее предвиденным последствиям.
Бихевиористы стремятся стать чем-то на подобии лаборантов в огромной социальной лаборатории. Было установлено, что количество сложных безусловных рефлексов у новорожденного относительно невелико. И агрессивный тип поведения, чаще всего, является следствием воспитательного процесса, а не врожденных особенностей. В связи с этим сторонники бихевиоризма утверждают, что при правильном использовании стимулов и конкретном направлении развития ребёнка, он может пойти по весьма определённой стезе.
Основная схема, используемая в данной науке, состоит из двух переменных S(стимул) и R(реакция). И выражаются в простой формуле S->R. Однако Эдвард Толмен посчитал её слишком упрощённой и предложил свой вариант:
S->I->R;
В этой формуле он добавляет важную переменную I. Она представляет собой сплав воспоминаний человека, его личных установок и полученного жизненного опыта.
перейти наверх
Теоретическая база бихевиоризма
Главным недостатком психологии как науки в конце XIX века было отсутствие объективных показателей, которые можно было «замерить», что делало её наукой весьма неточной. На фоне этого теоретическая база бихевиоризма сложилась достаточно своевременно, предлагая объективные характеристики, выявленные вследствие изучения поведения индивидуума.
Хотя данная наука развивалась в США, она, во многом, опиралась на опыты и исследования русских учёных. В особенности Павлова и Бехтерева.
В крайней форме можно вывести три основных постулата бихевиоризма:
1. Поведение человека полностью зависит от стимула который находится на «входе» и приводит к реакции, которую можно фиксировать на «выходе».
2. Подобное отношение является равнозначным.
3. В переменных, находящихся между «входом» и «выходом» данная концепция не нуждается.
Вклад Бехтерева и его «коллективной рефлексологии» в дело развития бихевиоризма сложно переоценить. Именно он выдвинул важную гипотезу о том, что личность человека зарождается вследствие влияния коллектива. Причем подобного рода производная появлялась механически.
Так же важный вклад внёс Айзенк и его «факторная личностная теория» и «трёхфакторная концепция личности», которая опирается на то, что личностная черта является лишь инструментом для существования в некоторых сферах существования.
перейти наверх
Ответвления Бихевиоризма
Любая жизнеспособная концепция со временем развивается и «обрастает» новыми направлениями. Бихевиоризм не стал исключением. Он прошел долги путь с классических взглядов своих основателей (как, например, Уотсона) к взглядам более современным.
Ответвления бихевиоризма, хотя и отличаются друг от друга в некоторых особенностях восприятия, опираются на самый главный постулат, согласно которому любая поведенческая реакция человека связана, прежде всего, с объективной окружающей средой и тех воздействий (стимулов), которые она на него оказывает.
Впоследствии в классическую «формулу» S->R была добавлена новая переменная I, преобразовав её в новый вид S->I->R. Сторонники этой модели фактически согласились с тем, что не всё может быть объяснено исключительно внешними сиюминутными факторами.
Соцбихевиоризм в качестве основы ставит необходимость человека в «социализации». Иными словами, для личности очень важно достигать определённых высот в пирамиде людских взаимоотношений.
Необихевиоризм не имеет задачи воспитания человека, он скорее «программирует» его для достижения наиболее благоприятного результата. Это направление, в частности открыло, что положительные стимулы работают лучше отрицательных и приводят к лучшему результату.
Одним из главных упущений этого учения является исключение личностного фактора. Сторонники бихевиоризма не видели (или не желали видеть) того, что разные люди могут по-разному реагировать на те или иные внешние стимулы.
перейти наверх
Сторонники Бихевиоризма
Сторонники Бихевиоризма иногда расходились в некоторых своих взглядах. Основателем идеи считается ученый Джон Бродес Уотсон. Он выделил четыре типа поведенческих реакций:
1. Видимые реакции.
2. Скрытые реакции.
3. Инстинктивные реакции.
4. Наследственные акты.
Эдвард Ли Торндайк предположил, что даже проговаривая про себя некоторую фразу человек несознательно будет двигать теми мышцами лица, которые он задействовал бы, произнося слова вслух. Хотя эти телодвижения могут быть едва заметны невооруженным взглядом.
Этот учёный выдвинул свою идею, согласно которой поведение любого живого существа имеет в себе три компонента:
1. Стимулы. Внутренние и внешние, оказывающие влияние на реакцию существа.
2. Сама реакция, внутренняя или внешняя.
3. Ассоциация между ними.
У. Карл натаскивал зверей выполнять определённые задачи, потом удалял некоторые участки мозга, чтобы провести взаимосвязь между ними. Ученый пришел к выводу, что все участки коры головного мозга фактически равнозначны и успешно заменяют друг друга.
Бихевиоризм — направления, стимулы, заблуждения
В двадцатом веке на смену эмпирической приходит психология практическая. Американцы ставят науку на материалистическую основу. Вместо внутренних переживаний и сомнений на первом плане в психологии оказывается действие. Появляется новое направление, бихевиоризм, которое в переводе на русский язык означает «поведение». Сторонники нового направления полагали, что предметом изучения в психологии должны быть только те поведенческие реакции, которые можно увидеть и расценить. Наука должна быть только объективной. Когда действия человека доступны с помощью органов чувств внешнему наблюдению психолога, становится ясной мотивация исследуемой личности.
Теория бихевиоризма гласит, что поведение людей диктуется не их мыслями, а обычным механическим воздействием внешней среды. Все очень просто: появившийся стимул порождает определенную реакцию. Под реакцией в бихевиоризме подразумевается такие движения человека, которые он совершает, выполняя то или иное действие; под стимулом – раздражения, идущие из внешнего мира, доступные наблюдателю.
Поскольку между стимулами и реакциями существует закономерная связь, бихевиоризм учит, что, познав принципы такой взаимосвязи, можно добиться от человека и общества необходимого поведения в различных ситуациях. При этом вовсе нет необходимости исследовать внутренние психические переживания.
Теория бихевиоризма
Такие понятия, как «осознание» и «переживание» нового направления психологии утратили всякую значимость. Теория бихевиоризма признает только конкретное действие и не менее конкретный стимул, который виден для всех окружающих. Все внутренние эмоции считаются субъективными. Один человек переживает «за разбитую чашку», другой – считает, что подошло время замены посуды. Так или иначе, оба идут и покупают новую чашку. В этом основной принцип, лежащий в основе теории бихевиоризма, стимул порождает реакцию, все остальное является временным и наносным.
Кроме того, бихевиоризм полагает, что все стимулы должны подлежать документальному подтверждению, фиксироваться вешними объективными средствами. Полагаться на самонаблюдение психологу не следует ни в коем случае. Основоположник учения бихевиоризма Джон Уотсон вывел формулу: стимул – реакция. Только стимул побуждает человека к какому-либо действию и определяет его характер. Вывод: нужно делать как можно больше опытов с регистрацией данных и дальнейшим глубоким анализом полученной информации.
Безевиоризм, как учение о поведении, также распространяется на животный мир. Поэтому бихевиористы приветствовали учение Павлова и пользовались его результатами.
Новое направление бихевиоризма приобрело популярность, так как отличалось простотой и доступностью понимания. Но, вскоре, оказалось, что не все так просто. Некоторые стимулы вызывают не одну, а сразу несколько реакций. Учение нуждалось в обновлении.
Направления бихевиоризма
Кризис бихевиоризма был разрешен введением в классическую формулу дополнительной переменной. Теперь стало считаться, что не всё возможно зафиксировать объективными методами. Стимул срабатывает только с промежуточной переменной.
Бихевиоризм, как и всякое учение, подвергался модификациям. Так появились новые течения:
- Необихевиоризм;
- Соцбихевиоризм.
Основоположником необихевиоризма был Сканнер. Ученый полагал, что исследования, не имеющие объективного подтверждения, ненаучны, и проводить их не следует. Новый бихевиоризм не ставит задачу воспитания личности, но направляет усилия на «программирование» поведения индивидуума для достижения максимально эффективного результата для заказчика. Практика «метода пряника» в исследованиях подтвердила важность положительного стимула, при котором достигаются наилучшие результаты. Сканнер, проводя исследования, неоднократно попадал впросак, но ученый полагал, что если бихевиоризм не может найти ответа на какой-либо вопрос, то такого ответа вовсе не существует в природе.
Основное направление бихевиоризма в социальном плане изучает агрессию человека. Приверженцы соцбихевиоризма полагают, что человек прикладывает все усилия для того, чтобы добиться определенного положения в обществе. Новое слово бихевиоризм в этом течении – это механизм социализации, который предусматривает не только приобретение опыта на собственных ошибках, но и на чужих промахах. На основе этого механизма сформированы основы агрессивного и кооперативного поведения. В этом отношении примечателен опыт бихевиоризма в психологии канадского психолога Альберта Бандуры, который взял три группы детей и представил им один и тот же художественный фильм. В нем показывали, как мальчик избивает тряпичную куклу. Однако для каждой группы были сняты разные концовки:
- Положительное отношение к действиям мальчика;
- Наказание мальчика за «плохой поступок»;
- Полное безразличие к действиям главного героя.
После просмотра фильма детей приводили в комнату, где находилась точно такая же кукла. Дети, которые видели, что за избиение куклы наказывают, не тронули её. Малыши из двух других групп проявили агрессивные качества. Это доказывает, с точки зрения бихевиоризма, что на человека активно влияет общество, в котором он находится. В результате опыта Альберт Бандура предложил запретить все сцены насилия в фильмах и средствах массовой информации.
Основные заблуждения бихевиоризма
Главные ошибки приверженцев бихевиоризма заключаются в полном игнорировании личности:
- Непонимание того, что изучение любого действия невозможно без привязки к конкретной личности;
- Непонимание того, что в одинаковых условиях у разных личностей могут возникнуть несколько реакций, и выбор оптимальной всегда остается за человеком.
Как утверждают сторонники бихевиоризма в психологии, «уважение» строится исключительно на страхе. Подобное утверждение не может считаться истинным.
предшествующее влияние. История современной психологии
Наука о поведении
Во втором десятилетии XX века, менее чем через 40 лет после того, как Вильгельм Вундт формально основал психологию, наука пережила момент коренного пересмотра своих основ. Психологи больше не превозносили возможности интроспекции, сомневались в существовании психических элементов и не соглашались с тем, что психология должна оставаться чистой наукой. Психологи — функционалисты переписывали правила, используя психологию в том виде, в котором она вряд ли могла быть принята в Лейпциге или Корнелле.
Движение функционализма было не столько революционным, сколько эволюционным. Функционалисты не стремились намеренно изничтожать положения Вундта и Титченера. Вместо этого они внесли в него некоторые коррективы — что — то добавили здесь, что — то подправили там, — и вот с течением времени возникла новая форма психологии. Это была скорее тихая перестройка изнутри, а не мощная атака извне. Лидеры функционалистов были не настолько амбициозны, чтобы добиваться официального признания. Свою роль они видели не столько в разрушении прошлого, сколько в построении нового на основе старого. Поэтому переход от структурализма к функционализму в самый момент своего осуществления не был очевиден.
Такова была ситуация в области психологии в США во втором десятилетии XX века: развивался функционализм, но структурализм все еще удерживал свои сильные, хотя уже не исключительные позиции.
В 1913 году обе позиции были опротестованы. Это было намеренное и запланированное нападение, тотальная война против обеих точек зрения. Автор этой акции не хотел никаких модификаций прошлого, никаких компромиссов с ним.
Новое течение получило название бихевиоризма[74], а его лидером стал тридцатипятилетний психолог Джон Б. Уотсон. Всего за десять лет до этого Уотсон получил степень доктора философии в Чикагском университете. В те времена — в 1903 году — Чикаго был центром функциональной психологии, то есть одного из течений, которое Уотсон вознамерился сокрушить.
Основные положения бихевиоризма Уотсона были просты, смелы и прямы. Он призывал научную психологию заниматься только наблюдаемым поведением, которое можно объективно описать в терминах «стимул — реакция». Позднее психология Уотсона отвергнет все концепции и термины, касающиеся процесса мышления. Такие слова, как «образ», «разум», «сознание», которые традиционно использовались еще со времен ранней философии, — для науки о поведении потеряли всякий смысл.
Уотсон особенно упорствовал в опровержении концепции сознания. Он говорил, что еще никто и никогда «не видел, не трогал, не нюхал, не пробовал на зуб и двигал» сознания. Сознание — «это не более чем научное допущение, столь же недоступное для опытной проверки, как старое понятие «души»» (Watson & McDougall. 1929. P. 14). Методы интроспекции, которые предполагают существование сознательных процессов, оказались, таким образом, совершенно неуместными и не имеющими отношения к науке о поведении.
Основные идеи движения бихевиоризма не были порождены Уотсоном — они развивались в психологии и биологии в течение многих лет. Уотсон, как и все основатели учений, развил идеи и положения, которые соответствовали интеллектуальному <духу времени>. Здесь мы рассмотрим те основные силы, которые Уотсон столь успешно свел воедино, чтобы сформировать новую систему психологии: 1) философские традиции объективизма и механицизма; 2) зоопсихологию; 3) функциональную психологию.
Настойчивое требование Уотсона большей объективности в психологии для 1913 года не было чем — то необычным. Такой подход имел длинную предысторию, восходившую к Декарту, попытки которого объяснить функционирование организма человека на основе простых механических представлений были первыми шагами на пути к большей объективности. Наиболее важной фигурой в истории объективизма был французский философ Опост Конт (1798–1857), основатель учения, получившего название позитивизма[75] и ставившего во главу угла только позитивное знание (факты), истинность которых не вызывает сомнений. Согласно Конту, единственно истинным знанием является знание, социальное по своей природе и объективно наблюдаемое. Эти критерии совершенно исключают из рассмотрения интроспекцию, зависящую от личного, индивидуального сознания и не являющуюся объективно наблюдаемой.
В первые годы XX века «духом времени» в науке был именно позитивизм. Уотсон редко обсуждал положения позитивизма — как, впрочем, и большинство американских психологов того времени, — но все они «действовали, как позитивисты, даже если отказывались навешивать ярлыки» (Logue. 1985Ь. Р. 149) Таким образом, к тому времени, когда Уотсон начал работать над бихевиоризмом, объективистские, материалистические и механистические влияния были достаточно сильны. Их воздействие было настолько существенным, что неизбежно привело к появлению нового вида психологии, в которой не упоминалась ни душа, ни сознание, ни разум, — психологии, которая принимала во внимание только то, что можно увидеть, услышать или потрогать. Неизбежным результатом этого подхода стало появление науки о поведении, рассматривающей людей как некие машины.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
БИХЕВИОРИЗМ — Студопедия
Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не со знание. (Отсюда и название – от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.
Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней.
Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «коннексия» – связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.
Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» (эту работу И.П. Павлов считал пионерской в объективных исследованиях поведения).
Термины Торндайк употреблял традиционные – «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись новым.
После защиты диссертации Торндайк на протяжении 50 лет работал преподавателем учительского колледжа. Он опубликовал 507 работ по различным проблемам психологии.
То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.
Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайкиспользовал идею Вена о «пробах и ошибках» как регулирующем начале по ведения. Выбор этого начала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Хотя Дарвин специально не акцентировал роль «проб и ошибок», это понятие несомненно составляло од ну из предпосылок его эволюционного учения. Поскольку возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма, согласование это го поведения со средой реализуется только на вероятностной основе.
Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы). Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе путями. Невозможно было объяснить этим понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.
Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями. Итак, связь «ситуация – реакция» в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнения
Прогрессивность подхода Торндайка по сравнению с подходом Дьюи и других чикагцев очевидна, ибо сознательное стремление к цели принималось ими не за феномен, который нуждается в объяснении, а за причинное начало. Но Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде.
Итак, Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что психолога за этими пределами могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в «тайниках души».
Торндайк решительно изменил ориентацию. Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой. Прежняя психология утверждала, что связи образуются между феноменами сознания. Она называла их ассоциациями. Прежняя физиология утверждала, что связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц. Они назывались рефлексами. По Торндайку, коннексия – связь между реакцией и ситуацией. Очевидно, что это новый элемент. Говоря языком последующей психологии, коннексия – элемент поведения. Правда, термином «поведение» Торндайк не пользовался. Он говорил об интеллекте, о научении. Но ведь и Декарт не называл открытый им рефлекс рефлексом, а Гоббс, будучи родоначальником ассоциативного направления, еще не употребил словосочетание «ассоциация идей», изобретенное через полстолетия после него Локком. Понятие созревает раньше термина.
Работы Торндайка не имели бы для психологии пионерского значения, если бы не открывали новых, собственно психологических закономерностей. Но не менее отчетливо выступает у него ограниченность бихевиористских схем в плане объяснения человеческого поведения. Регуляция человеческого поведения совершается по иному типу, чем это представляли Торндайк и все последующие сторонники так называемой объективной психологии, считавшие за коны научения едиными для человека и остальных живых существ. Такой подход породил новую форму редукционизма. Присущие человеку закономерности поведения, имеющие общественно-исторические основания, сводились к биологическому уровню детерминации, и тем самым утрачивалась возможность исследовать эти закономерности в адекватных научных понятиях.
Торндайк больше чем кто бы то ни было подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовался понятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в ее традиционном понимании (в частности, понятия об испытываемых организмом состояниях удовлетворенности и дискомфорта при образовании связей между двигательными реакциями и внешними ситуациями), во-вторых, к нейрофизиологии (в частности, «закон готовности», который, согласно Торндайку, предполагает изменение способности проводить импульсы). Бихевиористская теория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим факторам.
Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.
После защиты диссертации по психологии в университете Чикаго Уотсон стал профессором университета Джона Гопкинса в Балтиморе (с 1908 года), где заведовал кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии. В 1913 году он публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу «Поведение: введение в сравнительную психологию», в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание.
Статья на тему: Бихевиоризм — как педагогическая концепция
Доклад на педагогический совет подготовленный Шоноевым Т.И.
«Бихевиоризм – как педагогическая концепция»
Бихевиоризм – это направление в психологии получившее развитие в 30-е годы 20 столетия. Главным объектом изучения бихевиоризма стало поведение человека. Это направление сразу же стало оппонирующей концепцией парадигмальной на тот период интроспективному методу изучения психических поведенческих реакций, и даже признавалось адептами интроспекции инфернальным явлением с его экстраполяциями в область зоологического, животного начала. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма (адреналин). За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения, согласно Б., фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) Б., следуя позитивистской методологии, считает не поддающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению. Основной метод Б. — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющую часть экспериментов сторонники Б. провели на животных (преимущественно на белых крысах), перенеся затем установленные на этом уровне закономерности на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, игнорируются. Идеи Б. оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форм поведения. Основное значение Б. для развития категориального аппарата психологии (см. категоризация) заключается в разработке категории действия. Б. расширил область психологии, включив в нее также внешние, телесные реакции. Вместе с тем вследствие методологических изъянов исходной концепции Б. уже в 20-х гг. ХХ в. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий (в частности, гештальтпсихологии, а затем психоанализа). Возник необихевиоризм. В настоящее время лишь немногие из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо — Б. Скиннер и его школа) продолжают защищать постулаты ортодоксального Б.
Один из прикладных аспектов поведенческой психологии все мы постоянно испытываем на себе, подвергаясь неустанному и, надо признать, весьма эффективному воздействию рекламы. Как известно, основоположник бихевиоризма Уотсон, лишившийся вследствие скандального развода всех академических должностей, нашел себя в рекламном бизнесе и немало в нем преуспел. Сегодня герои рекламных роликов, склоняющие нас к покупке того или иного товара, — это фактически солдаты армии Уотсона, стимулирующие согласно его заветам наши покупательские реакции. Можно сколько угодно ругать тупую назойливую рекламу, но ее создатели не вкладывали бы в нее бешеные деньги, будь она бесполезна.
Но самое широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая схема формирования человека, основанная на «впечатывании» (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку «правильных» реакций и устранение «неправильных». При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробование различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения. В конце концов, что есть школьная отметка, как не форма подкрепления? Правда, педагоги гуманистической ориентации гневно клеймят школьную отметку и призывают от нее отказаться в пользу исключительного поощрения реальных достижений. Но насколько это противоречит идеям бихевиоризма? Создается впечатление, что с работами бихевиористов мало кто из их критиков по-настоящему знаком. А вот, например, строки из Скиннера: «Наиболее эффективным способом контроля над поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому.
Кроме того, наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт.
В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому».
Если опустить формулировку «контроль за поведением», то даже не верится, что эти слова принадлежат «без пяти минут фашисту», которого вот уже полвека отчаянно поносят полчища гуманистически настроенных психологов, педагогов и публицистов. По сути дела, весь пафос их критики сводится к тому, что с помощью бихевиоральных методов можно вершить всяческие издевательства над людьми (примеров предостаточно). Вообще-то и скальпелем можно зарезать. Что ж — откажемся от хирургии?
Всей историей своего развития бихевиоризм продемонстрировал — значение этого научного направления и его историческая судьба сродни тем, что характерны для любой психологической школы. В свое время его рождение отвечало насущным требованиям науки и практики, всей общественной жизни, явилось позитивным шагом в развитии науки, поскольку позволило отвергнуть отжившие и малопродуктивные представления прошлого.
Однако притязания бихевиористов оказались слишком преувеличенными (разве не то же самое можно сказать про любую школу?). Попытки свести все многообразие психических явлений к поведенческим реакциям в ряде случаев, действительно, производят впечатление примитивизации. Да и аналогии с поведением животных, в известных пределах — бесспорные, за этими пределами начинают звучать абсурдом.
Бихевиоризм берется объяснить наше поведение и способствовать его формированию в наилучшем направлении. Кое в чем это удается блестяще, кое в чем — более или менее правдоподобно и успешно, однако исчерпывающего объяснения и безупречного практического инструментария он дать не в состоянии. Только вряд ли это может служить поводом для упреков — ведь никто из психологов, к какой бы школе он ни принадлежал, такого успеха пока не добился.
Бихевиористский метод в TEFL
Собака слышит звонок. Слюнотечение у собак. Условный ответ.
В самом простом случае метод Behaviorist для обучения английскому языку работает так:
учащийся приобретает привычку отвечать определенным образом на подсказки
Примечательно, что это привычка, и ученику не нужно думать или придумывать, что сказать, это просто приходит само собой.
Итак, точно так же, как ученик знает, что когда звонит звонок, урок окончен, когда учитель говорит Как дела? автоматический ответ Хорошо, спасибо, а вы?
В контексте обучения бихевиористская модель обучения основана на принципах «делай, как я говорю» и во многом ориентирована на учителя.
Бихевиористы считали язык чем-то, что можно разбить на массу привычек, и, как только каждая из них была изучена, затем и язык. Этот подход, хотя и эффективен для некоторых, каким-то образом игнорировал использование языка в реальном мире, поскольку преподаваемый язык представлен не как естественная деятельность, а как набор изолированных предложений, которые практикуются для запоминания формы. Кроме того, этот метод не подходит для одаренных учеников, которым нужно больше проблем в обучении.
Различные типы поведения
В преподавании бихевиоризма есть два основных направления.
классический кондиционер
Проще говоря, это когда нейтральный стимул требует автоматической реакции.
В TEFL это означает обучение простым фразам, которые повторяются снова и снова, пока они не станут автоматическими и не потребуют никаких размышлений. Таким образом можно развивать целые беседы.
оперантное кондиционирование
Это немного сложнее и касается использования наказания или вознаграждения за определенное поведение.
Студент не выполняет домашнее задание и его наказывают. Со временем они узнают, что невыполнение домашнего задания приведет к наказанию, поэтому они сделают свое домашнее задание. (Во всяком случае, это теория!)
С другой стороны, они также узнают, что хорошее выполнение чего-либо приведет к вознаграждению.
Истоки
Павлов и его собаки были одними из первых психологов, изучавших эту область. В течение 1890-х годов он провел ряд экспериментов на собаках, в ходе которых научил их связывать звук колокольчика с едой.Каждый раз, когда звонил звонок, у собак начинала выделяться слюна. Это была выученная реакция.
Позже американский психолог Б. Ф. Скиннер, считавшийся одним из самых влиятельных психологов 20-го века и отцом бихевиоризма, утверждал, что причина и следствие — это то, что контролирует поведение, а не разум или рассуждения.
Полезные ссылки
Методологии TEFL — обзор различных методологий
,
Чем занимаются бихевиористы? | SpecialEducationGuide.com
Руководство по специальному образованию
- Карьера в специальном образовании
- Бихевиорист
- Специалист по раннему вмешательству
- Врач-диагност
- Помощник по обучению
- Администратор специального образования
- Учитель специального образования
- Сертификат учителя
- Алабама
- Аляска
- Аризона
- Арканзас
- Калифорния
- Колорадо
- Коннектикут
- Округ Колумбия
- Делавэр
- Флорида
- Грузия
- Гавайи
- Айдахо
- Иллинойс
- Индиана
- Айова
- Канзас
- Кентукки
- Луизиана
- Мэн
- Мэриленд
- Массачусетс
- Мичиган
- Миннесота
- Миссисипи
- Миссури
- Монтана
- Небраска
- Невада
- Нью-Гэмпшир
- Нью-Джерси
- Нью-Мексико
- Нью-Йорк
- Северная Каролина
- Северная Дакота
- Огайо
- Оклахома
- Орегон
- Пенсильвания
- Род-Айленд
- Южная Каролина
- Южная Дакота
- Теннесси
- Техас
- Юта
- Вермонт
- Вирджиния
- Вашингтон
- Западная Вирджиния
- Висконсин
- Вайоминг
- Магистр программ специального образования
- Алабама
- Аляска
- Аризона
- Арканзас
- Калифорния
- Колорадо
- Коннектикут
- Делавэр
- Округ Колумбия
- Флорида
- Грузия
- Гавайи
- Айдахо
- Иллинойс
- Индиана
- Айова
- Канзас
- Кентукки
- Луизиана
- Мэн
- Мэриленд
- Массачусетс
- Мичиган
- Миннесота
- Миссисипи
- Миссури
- Монтана
- Небраска
- Невада
- Нью-Гэмпшир
- Нью-Джерси
- Нью-Мексико
- Нью-Йорк
- Северная Каролина
- Северная Дакота
- Огайо
- Оклахома
- Орегон
- Пенсильвания
- Род-Айленд
- Южная Каролина
- Южная Дакота
- Теннесси
- Техас
- Юта
- Вермонт
- Вирджиния
- Вашингтон
- Западная Вирджиния
- Висконсин
- Вайоминг
Как нас найти:
- Твиттер
- Об этом сайте
- Прочтите наш блог
,