Стереотипы социального восприятия
Тема данной публикации — стереотипы в восприятии человека человеком, то есть устойчивые мнения о личностных качествах групп людей, определяющие отношение к ним и поведение при взаимодействии с представителями этих групп. Примерами стереотипов являются суждения вроде «женщины более эмоциональны, чем мужчины» или «англичане сдержанны и чопорны».
Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих нас людях. Следуя стереотипу, мы упрощаем картину мира, делаем ее более понятной. Поэтому использование стереотипов — целесообразная стратегия социального познания. Проблемы возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными.
Стереотипы могут действовать как на сознательном, так и на неосознаваемом уровне. Например, негативные суждения по отношению к национальным и расовым меньшинствам, как правило, являются социально неодобряемыми, и на сознательном уровне стереотипы превосходства рас и наций не выражены. Однако это не значит, что они исчезли вовсе. Допустим, аргументируя выбор в пользу претендента на важную должность представителя своей национальности против человека другой национальности, сделавшие этот выбор, возможно, будут искренне протестовать против того, что расовые предпочтения сыграли решающую роль. Сути выбора это не изменит. Приведем примеры аналогичных экспериментов, продемонстрировавших роль стереотипов пола.
Испытуемым предъявлялись фотографии «группы, работающей над исследовательским проектом», и просили предположить, кто из участников внес наибольший вклад в работу. В однополых группах чаще выбирали того, кто сидел во главе стола; то же самое происходило и в смешанных группах, где во главе стола сидел мужчина. Однако в группе из трех женщин и двух мужчин, где во главе стола сидела женщина, каждого из мужчин выбирали втрое чаще, чем всех женщин вместе взятых.
Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны также стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.). Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип «красивый — значит, хороший». Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным — пороки и недостатки. Действие этого стереотипа отмечается уже с четырехлетнего возраста.
Феномен внутригрупповой пристрастности также можно условно отнести к стереотипам. Выражается он в более высокой оценке членов группы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой — членов других групп. Понятие «группа» в данном случае может варьироваться в очень широком диапазоне — от жильцов одного дома до жителей одной страны. Действенность данного стереотипа выражена даже тогда, когда принадлежность к той или иной группе определяется случайными факторами (школьный класс, болельщики одной команды).
Что определяет формирование того или иного стереотипа? Безусловно, в их основе лежат реально существующие различия между женщинами и мужчинами, лицами разных профессий, возрастов, национальностей. Информацию о них мы получаем из собственного опыта, от своих знакомых и близких, из средств массовой информации. Однако как мы сами, так и другие источники информации, которыми мы пользуемся, подвержены действию различного рода искажающих феноменов, снижающих точность социальной перцепции (социального восприятия). Некоторые из этих феноменов имеют самое непосредственное отношение к формированию стереотипов; к их рассмотрению мы и переходим.
Чрезмерная обобщенность стереотипов приводит к тому, что реально существующие небольшие различия очень сильно преувеличиваются. Оценивая людей, мы склонны преувеличивать сходство внутри группы и различия между группами. Так, по данным одного исследования, мужчины оказались незначительно более уверенными и доминантными, а женщины — нежными и склонными к состраданию. Однако в стереотипах мужчины и женщины эти характеристики различались примерно вдвое.
Влияние единичной яркой информации на формирование стереотипов гораздо больше, чем влияние информации более обширной и точной, но малоэмоциональной. Так, описание кровавого преступления, совершенного лицом национальности Х, будет способствовать формированию соответствующего стереотипа в большей степени, чем статистическая таблица, из которой ясно, что наибольший процент преступлений совершают лица национальности Y. Примерно такое же воздействие, как единичная яркая информация, оказывает единичная информация, полученная лично, от друзей и знакомых. Таким образом, мы с легкостью обобщаем единичные факты до закономерности и с гораздо большим трудом применяем общие закономерности к конкретным людям.
Устойчивость стереотипов обеспечивается, в частности, тем, что информация, соответствующая стереотипу, способствует его упрочению, а противоречащая — игнорируется. Более того, в одной и той же информации можно найти подтверждение противоположным стереотипам.
Группа студентов смотрела видеозапись беседы с девочкой, в ходе которой та отвечала на вопросы теста способностей. Одной группе было сказано, что девочка — дочь родителей из низших слоев общества, проживающая в бедном квартале, другой — что это дочь интеллигентов из респектабельного пригорода. Первая группа оценила способности девочки ниже среднего уровня и вспомнила, что она не ответила почти на половину вопросов теста. Вторая группа оценила уровень способностей девочки как высокий, вспомнив, что на большинство вопросов она ответила правильно.
Устойчивость стереотипов выражается в том, что единичные противоречащие им примеры могут сосуществовать со стереотипом, например, «все лица национальности Х — жулики и пройдохи, но к моему соседу, хоть он и той же национальности, это отношения не имеет». Если же примеров, противоречащих стереотипу, достаточно много, они могут быть выделены в отдельную группу, для которой будет создан свой стереотип, например, стереотип феминистки, существенно отличающийся от стереотипа просто женщины.
Как стереотипы влияют на поведение и психику? Помимо очевидных социальных последствий, стереотипы оказывают воздействие и на тех, кто оказывается их объектом. Один из главных механизмов воздействия стереотипов — феномен самоисполняющегося пророчества, основанный на том, что стереотипы меняют поведение тех, кто их разделяет, в свою очередь воздействующее на поведение их партнеров по общению в сторону соответствия стереотипу.
Белые американские испытуемые разыгрывали ситуацию собеседования при приеме на работу. Их поведение существенно различалось в зависимости от расы «претендента на должность»: если им был чернокожий, интервьюеры садились на большем расстоянии от него, реже смотрели ему в глаза, заканчивали беседу быстрее и делали больше ошибок в речи. В следующем эксперименте специально тренированные имитаторы опрашивали «претендентов» (только белых) таким образом, чтобы это походило на интервьюирование белых и чернокожих. Те, кого интервьюировали в той же манере, что и чернокожих, выглядели более нервными и менее собранными, чаще сбивались и путались, были меньше удовлетворены тем впечатлением, которое они произвели на интервьюера.
Стереотипы часто определяют атрибуцию поведения, объяснение его причин теми или иными факторами. Так, стереотип «старые люди дряхлеют и много болеют» приводит к тому, что основной причиной болезней и немощей престарелых людей как они сами, так и окружающие считают именно возраст, в то время как таковой может являться, например, изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию или переживания в связи со смертью близкого человека.
Если индивид разделяет стереотип, соответствующий его полу, возрасту, профессии и пр., то он не может не влиять на его я-концепцию и самооценку, которые, в свою очередь, определяют поведение, интерпретацию событий и т. д.
В эксперименте был продемонстрирован феномен, названный «уязвимость стереотипом». Студентам с одинаковыми способностями давали контрольную работу. Перед ее началом им говорили одно из двух: 1) мужчины и женщины обычно показывают одинаковые результаты; 2) женщины обычно уступают мужчинам. В обоих случаях результаты подтверждали «стереотип»: в первой ситуации и женщины и мужчины набирали в среднем около 15 баллов по 100-балльной шкале, во второй женщины набирали в среднем по 5 баллов, мужчины — по 25.
В заключение необходимо отметить случаи, когда стереотипы «не работают». Такое случается прежде всего в ситуации тесного и длительного общения, когда люди взаимодействуют не с представителем своего пола или национальности, а с конкретным человеком, причем, как уже отмечалось, позитивное отношение к человеку может сосуществовать с негативным стереотипом по отношению с социальной группе, которую он представляет. Однако иногда сознательно декларируемые стереотипы «не срабатывают» и в ситуации поверхностного контакта, о чем свидетельствует результат широко известного исследования, названного «Парадокс Ла-Пьера».
В 1934 году на пике антиазиатских настроений в США психолог Ла-Пьер обратился с письменным запросом в 251 ресторан и отель: «Не согласитесь ли вы принять в качестве гостей китайцев?». Ответило 128 заведений, 92% ответов были отрицательными и лишь 1% — полностью положительным. Но до этого Ла-Пьер вместе с парой своих студентов-китайцев уже объехали все эти заведения и всюду, кроме единственного случая, встретили радушный прием.
Приведенный пример неслучайно имеет четкую «привязку» во времени и пространстве. Несмотря на то, что стереотипы подразумевают «сопротивляемость изменениям», они в целом достаточно чувствительны к социальным условиям той среды, в которой возникают. Поэтому если меняется среда, то и стереотипы меняются. Для примера достаточно вспомнить многочисленные метаморфозы, которые претерпели за последние годы стереотипы «коммуниста» и «демократа». Поэтому стереотипы одной культуры (а большинство приведенных в этом разделе данных были получены в культурах США и Западной Европы) могут не подтвердиться в условиях другой культуры (например, отечественной).
Татьяна Барлас
По материалам «Elitarium»
>
Эффекты и явления социальной перцепции. Впечатления (эффекты). Стериотипизация. Предубеждения. Установки. Аттракция.
При общении возникают эффекты социальной перцепции как результат приписывание или распространение оценочного впечатление на восприятие действий, поступков, личностных черт другого человека за дефицита времени и источников информации.
Эффект ореола. Характеризуется тенденцией преувеличивать свойства личности собеседника, переносить благоприятное (неблагоприятное) впечатление об одной качество индивида на все другие. Эффект ореола проявляется в том, что общее положительное впечатление о человеке вызывает положительные оценки и не представленных качеств. Бывает и наоборот: общее неприятное впечатление порождает негативные оценки.
Стереотипизация — формирование впечатление о человеке на основе выработанных стереотипов; приписывание знакомых черт с целью ускорения или облегчения межличностного общения.
Оценочные стереотипы представляют собой совокупность качеств, которые человек приписывает другому человеку. Формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.п.) происходит незаметно для индивида. Стереотип помогает быстро и достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, легче его понимать и прогнозировать.
Стереотипы формируются обыденным сознанием, поэтому они часто бывают не только сомнительными, но и ошибочными. Проверить истинность или ложность стереотипа можно только в процессе анализа конкретной ситуации.
Аттракцияпредставляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.
Предубеждение— это негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам; она характеризуется стереотипными убеждениями; установка вытекает больше из внутренних процессов своего носителя, чем из фактической проверки свойств группы, о которой идет речь».
Социальные стереотипы | Блог 4brain
Социальный стереотип – это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – человека, группы, явления или события. Это также общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей. Например: «Итальянцы эмоциональные» или «Политики – лгуны».
Почему возникают стереотипы? Вероятно, есть две основные причины. Первая: ментальная лень. Человек не хочет предпринимать интеллектуальное усилие для того, чтобы узнать больше о событии, группе людей или человеке, поэтому искренне верит в то, о чем знал и раньше. Вторая: недостаток информации или времени. Это часто случается: у вас есть только несколько мелких фактов, на основе которых нужно быстро принять решение. Социальные стереотипы также возникают под воздействием личного опыта, убеждений и предпочтений. Стоит только понимать, что все эти три параметра являются сугубо личными, то есть субъективными.
Стереотипы могут быть:
- позитивные;
- негативные;
- точные;
- приблизительные;
- нейтральные;
- чрезмерно обобщенные;
- чрезмерно упрощенные;
Не нужно заниматься самообманом и думать, что уж вы-то точно не подвержены стереотипам. Они живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и порой способствуют неверному пониманию действительности. Интернет, телевизор, общение, личный (и при этом зачастую испорченный в силу когнитивных искажений) опыт, неверные ощущения и интуиция – все это создает в нашей психике огромное количество стереотипов.
При этом нельзя забывать и о том, что стереотипы могут иметь отношение к правде, пусть и не всегда. К примеру, водители маршруток, адвокаты, политики, актеры и представители многих других профессий подвержены профессиональной деформации.
Профессиональная деформация — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности. То есть случайно выбранный адвокат будет более похож на другого случайно выбранного адвоката, чем на водителя маршрутки. Профессия меняет человека и это нельзя отрицать. Благодаря этому и подход к представителю разный профессий может отличаться.
От стереотипов полностью избавиться невозможно, поэтому нужно хотя бы научиться с ними жить и замечать, особенно при принятии важных решений: с кем вести бизнес, куда переезжать, на какую работу устроиться.
Но для начала давайте обсудим, какие функции имеет процесс стереотипирования.
Функции и роль стереотипирования
Ранние исследования предполагали, что стереотипы использовались только жесткими и авторитарными людьми. Современные исследования утверждают, что полное понимание стереотипов требует рассмотрения их с двух дополнительных перспектив: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры и сформированных в сознании отдельного человека.
Связь между когнитивными и социальными функциями
Стереотипирование может служить когнитивным функциям на межличностном уровне и социальным функциям на межгрупповом уровне.
Когнитивные функции
Стереотипы помогают понять мир. Они представляют собой форму категоризации, которая содействует упрощению и систематизации информации. Таким образом, информацию легче идентифицировать, отозвать, предсказать или отреагировать.
Стереотипы – это категории объектов или людей. От стереотипа к стереотипу объекты или люди очень отличаются друг от друга. В рамках стереотипов объекты или люди очень похожи друг на друга.
Психолог Гордон Олпорт предложил возможные ответы на вопрос, почему людям легче понимать информацию по категориям.
- Во-первых, так они могут свериться с категорией, чтобы определить шаблон ответов.
- Во-вторых, категоризированная информация более конкретна, чем некатегоризированная, поскольку категоризация подчеркивает свойства, которые разделяются всеми членами группы.
- В-третьих, люди могут легко описать объект в категории, потому что объекты в той же категории имеют общие характеристики.
- Наконец, люди могут принимать как должное характеристики конкретной категории, потому что сама категория может быть произвольной группировкой.
Стереотипы функционируют как временные и сберегают наше время, позволяя действовать более эффективно.
Социальные функции: социальная классификация
Люди выставляют свое коллективное я (их членство в группе) в положительном свете в следующих ситуациях:
- Когда стереотипы используются для объяснения социальных событий. Возьмем, к примеру такую ситуацию. Ученый Анри Таджфель считает, что «Протокол сионских мудрецов» позволял людям объяснить социальные события и имеет смысл только потому, что у евреев есть определенные характеристики.
- Когда стереотипы используются для обоснования деятельности собственной группы другой группе. Например, стереотип о том, что индиец или китаец не сможет добиться финансового успеха без европейской помощи.
- Когда стереотипы используются для дифференциации группы как положительно отличной от внешних групп.
Социальные функции: социальное влияние и консенсус
Стереотипы являются показателем общего консенсуса. В нацистской Германии Гитлер объединил нацию благодаря ненависти к евреям. Хотя при этом между самими немцами существовало огромное количество разногласий по остальным вопросам, еврейский вопрос был настолько силен, что затмевал все остальные.
Стереотипы поведения
Эмпирически было установлено, что если человек ассоциирует себя с какой-либо группой, он начинает себя вести, как типичный ее представитель, хотя такое поведение было ему не свойственно. Например:
- На концерте музыкальной группы человек может себя вести стереотипно для фанатов этой группы.
- Когда человеку напоминают, какой он национальности, он начинает себя вести, исходя из стереотипов о своем народе.
- Человек из Лондона ведет себя как человек из Лондона, когда ему напоминают об этом.
Можно сказать, что когда человека сознательно или бессознательно посещает стереотип, он словно запускает в нем шаблонную программу поведения и мышления. В вашей власти решить, стоит ли поддаваться ему или изменить его. Как мы уже говорили – не все стереотипы плохие, некоторые из них имеют очень разумные основания.
Как избавиться от стереотипов
Знать о своих стереотипах
Чтобы избавиться от стереотипов, нужно для начала понять, каким из них вы подвержены. Их может быть такое большое количество, что это вызовет недоумение. Если так, то выберите десятку самых сильных или таковых, которые наиболее деструктивно влияют на вашу жизнь: гендерные, расовые, религиозные предрассудки.
Вы можете также негативно относиться к музыкантам, ученым, водителям, детям, представителям власти и многим другим сословиям или группам. Но если осознаете это, то сделает первый шаг в нужную сторону.
Распознайте негативные эффекты стереотипов
Этот шаг можно объединить с первым, потому что они тесно связаны. Вы должны выяснить, что же плохого вносят в вашу жизнь стереотипы. Наблюдать нужно за всеми сферами жизни, даже самыми неожиданными или таковыми, которые с первого взгляда кажутся не очень важными:
К примеру, мысли о качках как о «тупых и необразованных» может вас навсегда отвратить от посещения спортзала. Ну и кому вы сделаете этим хуже?
Может выясниться, что ваши многие ограничивающие убеждения построены на стереотипах. Например, вам 50 лет и вы не создаете свое дело, потому что считаете, что уже стары для этого. Хотя всем известны примеры, когда люди и в более солидном возрасте добивались огромных успехов в бизнесе.
Снизьте свою самооценку
Для начала снизьте свое предубеждение относительно этого совета. Собственно, разве многие стереотипы не появляются благодаря завышенной самооценке? Ведь ему все сразу ясно, кто и что из себя представляет. Это форма невежества.
Поэтому если у вас завышенная самооценка, признайтесь себе в этом. Если боитесь, что такой подход снизит качество жизни, то еще раз подумайте над вторым пунктом и тем, какие негативные последствия несут стереотипы. Вы поймете, что это небольшая цена за то, чтобы расширить свое мировоззрение, завести массу новых знакомств и социализироваться по-настоящему.
Выясните, какую пользу несет избавление от стереотипов
Составьте подробный список того, как может измениться ваше мышление, убеждения и ценности, если вы начнете рассматривать каждого встреченного вами человека как личность. Раньше, вероятно, вы наклеивали на него десятки ярлыков, а он и рот не успевал открыть. Судить о человеке с чистого листа – неужели так не интереснее?
Окружайте себя самыми разными людьми. Да, похожие на нас люди более приятны, однако так легко заржаветь в конформизме. Больше путешествуйте – хотя бы в другие города.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
что это, виды, примеры, стереотипизация в психологии, как бороться со стереотипами.
Все мы сталкивались со стереотипным мышлением, и, пожалуй, трудно найти человека, не слышавшего, что такое стереотип. Многие из нас считают, что не подвержены этому явлению, и свободны от него, однако это практически невозможно. Шаблонное мышление может проявляться в мелочах, незаметных на первый взгляд. Какие бывают стереотипы, и стоит ли с ними бороться?
Стереотипы: что это
В переводе с древнегреческого языка, слово стереотип – это «объемный отпечаток», и такое определение о многом говорит. Некогда так называлось печатное клише, применяемое в типографских машинах.
В настоящее время стереотипом называют устоявшееся представление о чем угодно, шаблонное восприятие реальности. Стереотипы закладываются глубоко в подсознание, становясь автоматическими суждениями, ведущими к автоматическим действиям.
Упомянутый феномен начинает формирование еще в детском возрасте индивида, прививаясь окружающими – сверстниками, воспитателями, учителями, семьей и так далее.
Думая определенным образом в ряде различных ситуаций, попадая в них, человек не тратит лишнюю энергию на анализ. Реакция возникает мгновенно, не нуждаясь в регуляции. Если говорить об экономии психических ресурсов, то это даже удобно. Стереотипы делают мир более последовательным и предсказуемым, и это уменьшает уровень врожденной тревожности. Это одна из редких позитивных сторон явления.
В мире регулярно происходят изменения, и временами привычное мышление ставит нас в неловкую или неоднозначную ситуацию. Пример: древние люди жили с убеждением, что человек, имеющий иной цвет кожи – чужак, представляющий опасность. С потенциальным недоброжелателем расправлялись варварским способом или брали в плен. Отголоски стереотипа существуют поныне, ведя к расизму и прочим неприятным явлениям.
Виды стереотипов
Стереотипы бывают: негативные, позитивные, нейтральные, чрезмерно упрощенные, приблизительные, чрезмерно обобщенные, точные. В психологии различают такие виды.
Этностереотипы
Шаблонные представления о собственном или чужих народах. Чаще всего вредят позитивному общению между народами, ведя к отрицательным последствиям. Когда предубеждения становятся нормой, то появляется основание для дискриминации, крайнего национализма, терроризма, расизма. Любой человек имеет типичные стереотипы о жителе другого государства.
В глазах большинства:
- типичный китаец: невысокий, болтливый, обожающий рис;
- типичный американец: самоуверенный, улыбчивый, обожающий бургеры;
- типичный француз: пижон, любвеобильный романтик, гурман;
- типичный англичанин: чопорный, завтракающий овсянкой, сдержанный.
Подобных стереотипов множество. Мы потешаемся с анекдотов про армянское радио, чукчей, хохлов, москалей. Мы шутим о медлительности эстонцев, жадности евреев. Анекдоты, строящиеся на стереотипах, кому-то могут показаться оскорбительными, но серьезной угрозы не несут. И все же этнические стереотипы сравнимы с шорами, сужающими кругозор и вредящие нам самим. Они мешают по достоинству оценить культуру другой страны, найти хороших друзей-иностранцев и многое другое.
Гендерные
Устоявшиеся представления о мужчинах или женщинах. Такие предрассудки формируются веками, беря истоки от мужчин-охотников и женщин, оберегавших очаг. Не обошлось и без античных мифов и баллад. В современном мире гендерные роли потерпели ряд изменений, но стереотипы плотно укоренились в сознании большинства. Самые распространенные: «Мужчины не плачут», «Место женщины на кухне» и прочее. Именно такого мышления придерживаются многие из нас.
Индивидуальные
Касаются отдельной личности. Подразумевается мнение отдельного индивида, которое может в некой степени совпадать с социальными стереотипами или полностью противоречить ним. Они формируются на индивидуально-личностном уровне. Также их называют социально-психологическими.
Социальные
Относятся к группе людей. Помогают нам составлять свое представление о мире. Параллельно мы отделяем «свою» группу людей от прочих. Это может, как развивать, так и угнетать. Попросту говоря социальный стереотип – это устойчивый и несколько упрощенный образ какого-то явления, группы людей, события и т.д. Пример: политики постоянно врут, итальянцы страстные и эмоциональные, рыжие – строптивые.
Социальные стереотипы редко отличаются точностью – чаще они ложные, и выполняют реакционную функцию, искажая познания людей и внося разлад в межличностные взаимоотношения. При этом они играют большую роль в оценке мира.
Стереотипизация в психологии
Стереотипизацией называют классификацию, оценку и восприятие, базой для которых служат распространенные суждения какой-либо социальной группы. В основе таких оценок лежат устойчивые стереотипы, информация о сходных характеристиках. Пример: «Все испанцы без ума от танго». Является одной из основных характеристик восприятия межличностного и межгруппового, а также отражением аффективной и схематизированной окрашенности, в целом свойственной данной форме перцепции.
В психологии этим термином называют процесс приписывания сходных характеристик членам определенной группы, без достаточного понимания различий между ними. Базируясь на простых общепсихологических механизмах, стереотипизация стала сложным социально-психологическим явлением, отвечающим за множество функций: оправдание потенциальных негативных установок по отношению к иным группам, поддержание идентификации личности и прочие.
Примеры стереотипов
Если вам не до конца понятно, что такое стереотипы, рассмотрите множество примеров:
- Мужчины руководствуются логикой, а женщины – эмоциями.
- Мужчина обязан содержать свою женщину.
- Блондинки глупые.
- Женщина может думать над несколькими темами одновременно, а мужчина – нет.
- Женщина ждет от отношений любви, а мужчина — секса.
- Все женщины мечтают выйти замуж.
- Все женщины мечтают о детях.
- Мужчины умнее женщин.
- Мальчикам нельзя носить розовые вещи.
- Ненормально, если мальчик проявляет интерес к куклам.
- Гомосексуалисты не могут достойно воспитать ребенка.
- Все женщины манипулируют мужчинами.
- Женщины склонны к моногамии, а мужчины – к полигамии.
- Мужчине постыдно заниматься домашними делами, это удел женщины.
- Женщине стыдно содержать семью, это удел мужчины.
- Нормальный мужчина не может быть застенчивым.
- Младенцами должны заниматься матери.
- Каждый китаец может смастерить телефон.
- Женщины, красиво одевающиеся, рассчитывают «привлечь самца».
- Все цыгане – аферисты.
- Женщины сами провоцируют насильников.
- Женщина не должна спорить с мужем.
- Муж должен принимать решения, а женщина аккуратно направлять его.
- У мужчин должна быть зарплата больше.
- Мужчина не плачет.
- Старики ворчливые и надоедливые.
- В России одни алкаши.
- Все мужики изменяют.
- Все подростки проходят «трудный возраст».
- Каждая хозяйка должна уметь сварить борщ.
- Женщине не место на серьезных постах.
- Индусы любят петь и танцевать.
- Все лесбиянки мужеподобные.
- Американцы в основном едят фастфуд.
- Женщины должны стремиться стать хорошими женами и матерями.
- Избил муж? Женщина спровоцировала.
- Ушла жена? От хороших мужей не уходят.
- Все нормальные женщины любят деток.
- Женщины, не родившие детей, в старости сожалеют, все они несчастны и никому не нужны.
- Родила – будет кому подать стакан воды в старости.
- Все политики – воры.
- В Сибири всегда снег.
- Честно разбогатеть невозможно.
- Не служил – не мужик.
- Женщина может быть либо умная, либо красивая.
- Женщины за рулем опасны для общества.
- Для женщины естественно уметь готовить.
- Англичане не могут прожить и дня без чая и овсянки.
- Все итальянцы любвеобильны.
- Все азиаты похожи.
- В Индии полно всякой заразы и грязи.
- В России всегда холодно.
- Для мужчины естественно разбираться в технике.
- Жена берет фамилию мужа, а не наоборот.
- Женщины склонны к меркантильности.
Стереотипы, мешающие жить, как с ними бороться
В отдельных случаях можно сказать, что стереотипы помогают жить, но чаще они мешают полноценной жизни, ограничивая мыслительную деятельность, не выпуская сознание за пределы шаблонного мировоззрения. Примером может служить стереотип: «Хорошо там, где нас нет». Руководствуясь им, человек убежден, что в его среде обитания невозможно комфортно существовать, что откладывает отпечаток на его состояние. В его восприятии: все прочие страны процветают, а люди, живущие там – намного счастливее.
Такие нелепые мысли способны быстро вогнать в депрессию. Руководствуясь стереотипом, человек не предпринимает попыток обрести счастье и гармонию, будучи убежденным, что плодов это не принесет. И все же нельзя слепо следовать за случайно услышанными шаблонными фразами. Упомянутый стереотип о призрачной прекрасной жизни «Там, где нас нет» заставляет думать, что кому-то приходится прилагать минимум усилий для качественной жизни. Возникает чувство зависти, раздражения, недовольство своей «неудавшейся» жизнью.
Основной метод борьбы со стереотипами: сомневаться в них, анализировать. Не верьте слепо шаблонным суждениям, ставьте их под сомнение, проверяйте данные, составляйте собственное мнение. Постепенно вы отбросите устоявшиеся стереотипы и проведете своеобразную профилактику появления новых предрассудков.
Поразмышляйте о том, какими стереотипами вы пользуетесь регулярно. Поищите среди них те, которые не имеют реального подтверждения фактами. Пример: «Все блондинки тупые». Начав изучать информацию, вы убедитесь, что среди женщин со светлыми волосами немало докторов наук, талантливых медиков, почетных учителей и многих других личностей, никак не характеризующихся определением «тупая».
Ищите опровержение и прочим утверждениям, не имеющим под собой основания. Пример стереотипа: «Какая цена, такой и товар». Возможно, вы удивитесь, но по низким ценам можно найти немало качественных и стильных вещей. В то же время дорогостоящие покупки могут разочаровать после первой же покупки, вызывая подозрения в браке или подделке.
Человек может долгий период руководствоваться нелепым стереотипом, омрачающим ему жизнь и даже не замечать этого. Подумайте, нет ли таких в вашем восприятии? Не получается разувериться в них – попробуйте медитацию. Она научит мыслить отдельно от социума, ближайшего окружения и делать собственные выводы. Попробуйте изучить известные стереотипы и составить о них свое мнение.
Подумайте над действиями, совершаемыми вами автоматически. Выделите немного времени на то, чтобы проанализировать их. Старайтесь обращать внимание на свои поступки, и анализировать, какие из них продиктованы стереотипами. Учитесь не зависеть от общественного мнения и вырабатывать собственные представления.
Смотреть видео
Глава 2. Социальные стереотипы, предубеждения и дискриминация
Понятия «социальный
стереотип», «предубеждение», «дискриминация»
уже не раз использовались в этой книге.
Но раньше только о социальных стереотипах
мы говорили достаточно подробно (Раздел
4). При этом социальный стереотип мы
определили как социальную установку в
отношении каких-либо групп – этнических,
гендерных, возрастных, религиозных и
т.д.
Теперь настало время
определиться с понятиями социальное
предубеждение и социальная дискриминация.
Дело в том, что все три понятия, вынесенные
в название главы, часто употребляются
как синонимы, как взаимозаменяемые
термины, но это неверно. Конечно, они
связаны между собой, но это три разных
понятия.
Социальный стереотип
выступает основой, на которой вырастают
предубеждения и дискриминация. Но сам
по себе факт наличия у человека стереотипов
не означает, что у него также имеются
предубеждения, или что он предпринимает
дискриминационные действия. Ведь
стереотипы – и мы об этом уже говорили
– могут содержать в себе и негативные,
и нейтральные, и позитивные компоненты.
Следовательно, дело заключается в том,
какие компоненты в стереотипе преобладают.
В зависимости от этого мы будем иметь
дело либо с позитивными, либо с негативными
стереотипами.
2.1. Социальные предубеждения
Негативный стереотип
– это и есть предубеждение. Будучи
отрицательной установкой в отношении
определенной социальной группы,
предубеждение содержит в себе негативные
эмоции, которые порождают нетерпимость,
несправедливость, грубость, безнравственность
и т.д., словом, враждебное поведение.
Как правило, наличие
предубеждений у себя людьми не осознается
и, соответственно, их проявления не
контролируется. Кроме того, при опросах
большинство людей вообще отказывается
признать их и у себя, и даже у представителей
своей группы (например, этнической).
Разумеется, это вовсе не означает, что
в данном случае предубеждения действительно
отсутствуют, свидетельствуя скорее о
другом – о том, что с позиции современных
социальных норм иметь предубеждения
стыдно.
Поскольку у всех нас
имеются социальные стереотипы (они
неизбежны, даже более того – необходимы
– и мы об этом уже говорили), то все мы
в той или иной мере обладаем предубеждениями.
Другое дело, что у различных людей могут
существовать предубеждения в отношении
различных групп: у одних расовые, у
других гендерные, у третьих классовые,
а у четвертых – и те, и другие, и третьи
одновременно. Поэтому если вы не
испытываете никаких отрицательных
чувств, общаясь с представителями другой
расы, то это еще не основание полагать,
будто вы свободны от предубеждений.
Лучше вспомните (если у вас, конечно,
«традиционная», т.е. нормальная сексуальная
ориентация), что вы чувствовали при виде
парочки «нетрадиционно» ориентированных
влюбленных?
Демонстрация или,
напротив, сокрытие предубеждений во
многом зависит от господствующих в
обществе норм, которые, в свою очередь
могут быть обусловлены политическими
или идеологическими реалиями. Так,
например, тоталитарные режимы даже
специально культивируют и поощряют
предубеждения в виде классовой,
национальной или расовой ненависти. Но
нетерпимость редко ограничивается
одним объектом ненависти. В коммунистическом
СССР и в фашистской Германии уголовно
преследовались и физически уничтожались
(не говоря уже о моральном уничтожении)
не только классовые или национальные
группы, но и гомосексуалисты (о
парадоксальном объяснении этого факта
с позиции психоанализа мы поговорим
немного позднее).
Но предубеждения могут
и должны контролироваться не только
обществом и властью, но и самими
индивидами, поскольку помимо объективных
существуют еще и субъективные, т.е.
коренящиеся в индивидуальной психике
причины их возникновения.
Как полагает Патрисия
Девайн (1989), в реакции предубеждения
можно выделить два компонента:
неосознанный, автоматический и осознанный,
а следовательно, поддающийся контролю.
При встрече с представителями определенной
социальной группы, в отношении которой
у человека имеются стереотипы, эти
когнитивные схемы спонтанно активизируются.
И с этим ничего не поделаешь. Но далее,
считает П. Девайн, человек в состоянии
активно сдерживать содержащиеся в
стереотипе негативные представления.
Если же этого не делать, то последует
реакция предубеждения. Поэтому процесс
избавления от предубеждений напоминает
борьбу с вредными привычками (Майерс
Д., 1997). Если ничего не делать, то они
сохранятся, но если сознательно решить
с ними покончить, то, может быть, от них
удастся избавиться.
П. Девайн убеждена
также в том, что подавление предубеждений
может ослабить и их основу – социальные
стереотипы, от которых, в конечном счете,
тоже можно избавиться. Конечно, последнее
утверждение автора вызывает большие
сомнения, т. к. исчезновение стереотипов
возможно лишь в том случае, если изменяться
сами принципы человеческой (и не только)
познавательной деятельности. Но это
уже совершенно фантастическое
предположение, поскольку других известных
науке принципов познания просто не
существует. Поэтому лучше давайте
перейдем к обсуждению причин предубеждений.
Понятия социальной установки и социального стереотипа. Их роль в социальной перцепции. (Андреева Г.М. Социальная психология.)
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 13Следующая ⇒
Подробно см. вопрос 11 (включая курсив)
Индивидуальные психологические особенности различных людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего «раскрытия» себя для восприятия другими людьми. На уровне здравого смысла эти различия фиксируются достаточно четко («он – скрытный», «он – себе на уме» и т.д.). Однако эти соображения здравого смысла мало чем могут помочь при установлении причин этого явления, а значит, и при построении прогноза успешности межличностного восприятия.
Чтобы обеспечить такое прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую область исследований, которая связана с выделением различных «эффектов», возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («гало-эффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.
Сущность «эффекта ореола» заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.
Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В одном эксперименте четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе – сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе – то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.
В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры – педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы (Стефаненко, 1987. С. 249-250).
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайно сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности восприятия человека человеком.
Рекомендуемые страницы:
Стереотипы и предубеждения — Студопедия
Стереотип — это когнитивная реакция на действия другого человека, основанная на отнесении его к какой-то категории.
Фиск (Fiske, 1993, р. 623)
Психологами Снайдером и Юрановицом (Snyder & Uranowitz, 1978) был проведен интересный эксперимент, подтверждающий идею о влиянии предварительных знаний на то, что именно люди запоминают. Участниками его стали студенты колледжа, которых разбили на две группы. Студенты обеих групп должны были прочитать одну и ту же историю о женщине по имени Бетти. Среди почерпнутых ими сведений был такой факт: Бетти иногда ходит на свидания с мужчинами. После того как студенты прочитали историю, одной группе сообщили, что Бетти стала лесбиянкой, а другой сказали, что она ведет гетеросексуальный образ жизни. Психологи хотели проверить, повлияет ли эта информация на то, что студенты запомнят о жизни Бетти. Спустя неделю всех студентов собрали вместе и попросили ответить на вопросы, касавшиеся прочитанной истории. Вопросов было множество, но важнейшим был следующий:
Бетти, учась в университете:
а) иногда встречалась с мужчинами
б) никогда не встречалась с мужчинами
в) постоянно ходила на свидания
г) об этом ничего не было сказано
Вы догадались, какими оказались результаты эксперимента? Ответ «б» в качестве правильного указали главным образом те студенты, которым сказали, что Бетти стала лесбиянкой. Их предубеждение и сложившееся мнение о лесбиянках заставило вспомнить о том, чего на самом деле не было.
В ходе эксперимента, целью которого было проверить, как стереотипные представления о тендерных ролях влияют на память (Halpern, 1985), старшеклассникам было предложено прочитать вялый и скучный рассказ о жизни героя, которым в одном случае был мужчина («Дэвид»), а в другом — женщина («Линда»). События, описанные в рассказе, были самыми непримечательными и могли происходить с равной вероятностью как с женщинами, так и с мужчинами. Девушки-старшеклассницы, прочитавшие рассказ, в котором главным действующим лицом была Линда, запомнили рассказ лучше, чем те, которые читали вариант, героем которого был Дэвид. Юноши-старшеклассники запоминали рассказ лучше тогда, когда речь в нем шла о Дэвиде. Очевидно, старшеклассники идентифицировали себя с главным героем, когда его пол совпадал с их собственным, благодаря чему им удавалось точнее запомнить подробности рассказа. Кроме того, ошибки памяти были обусловлены во многом представлениями старшеклассников о стереотипных сексуальных ролях.
Наши представления о лесбиянках, женщинах, мужчинах и других группах людей, особенно расовых и этнических, оказывают сильное влияние на то, что мы можем вспомнить о людях, к этим группам относящихся. Люди могут искренне верить, что они помнят что-то, чего в действительности не было, так как коренившиеся в их сознании представления вносят искажения в то, как они вспоминают события.
Эксперименты, подобные вышеописанным, помогают лучше разобраться в природе предубеждений. Давайте вернемся к первому из примеров и предположим, что Бетти — реально существующий человек и вы знали ее, когда учились в школе. Вы можете вспомнить множество подробностей ее жизни. Теперь вы узнали, что она — лесбиянка. Сделаем еще одно предположение: у вас сложилось стереотипное представление о лесбиянках. Вам кажется, что все они водят грузовики, сплющивают одной рукой банки из-под пива и ненавидят всех мужчин. Поскольку этот стереотип, подобно большинству других, очень далек от того, что на самом деле представляет из себя гипотетическая «средняя» лесбиянка, вы будете вынуждены либо изменить его, либо «скорректировать» свои воспоминания о Бетти. Создается впечатление, что нам легче изменить конкретные воспоминания, чем внести поправки в более абстрактную информацию, лежащую в основе наших стереотипов. Вы можете припомнить, что Бетти всегда любила играть в баскетбол, но забыть другие факты, не соответствующие вашему стереотипу, например, то, что ей также нравилось выращивать цветы и готовить. Олпорт (Allport, 1954) в своей известной книге о предубеждениях пишет: «Стереотип может жить и набирать силу вопреки всем имеющимся фактам…» (р. 189-190). Это очень важная мысль, к которой я хочу привлечь ваше внимание. Мы очень неохотно меняем свои представления; мы скорее готовы внести поправки в свою память — в то, что мы видели и слышали, — чтобы привести ее в соответствие со своими представлениями. Очень часто мы даже не сознаем того, что наши воспоминания о каком-либо событии противоречат реальности. Именно поэтому стереотипы так живучи и поэтому необходимо проследить за тем, как мы думаем и помним. Необходимость понять действие стереотипов и свести к минимуму их влияние была обобщена Фиском (Fiske, 1993, р. 621): «Без стереотипов будет намного меньше поводов для того, чтобы кого-то ненавидеть, изгонять, истреблять».
PPT — Стереотипы, предрассудки и социальное восприятие Презентация в PowerPoint
Стереотипы, предубеждения, и социальное восприятие
Майкл Эванс
Свидетельство о единственной причине • Свидетельство очевидца • Ложная идентификация • Крупнейшая причина ложного свидетельства • На него приходится больше уголовных обвинений невиновных людей, чем по всем остальным причинам вместе взятым • В очередях свидетели выбирают «наполнителей» подозреваемых примерно в 33% случаев • Из 235 дел, оправданных с помощью ДНК, 77% были осуждены частично на основании ложные показания очевидца • Среднее время между арестом и освобождением от ответственности = 12 лет
Раса влияет на точность распознавания • Дефицит распознавания кросс-гонки или эффект собственной расы • 1.В 56 раз больше вероятность ошибочного идентификатора • В 1,4 раза больше вероятность правильного идентификатора для той же расы • Детский сад • Ученики 3-го класса • Взрослые • Межкультурно • Из случаев реабилитации с участием свидетельских показаний, 40% связаны с распознаванием межрасовых
Дефицит межрасового распознавания • Контакт / знакомство • Недостаток опыта в отношении характеристик, которые фактически отличают членов чужой группы друг от друга • Но на контакт приходится только около 2% дисперсии в CRRD • Асимметрия кодирования функций для внешних групп • На основе о мотивации индивидуализировать внутреннюю группу, но не членов внешней группы • Кодируйте особенности, определяющие расы, за счет индивидуализирующих признаков
Мотивация и признание кросс-гонок Pauker et al., 2009
Расовые стереотипы и социальное познание • Стереотип: когнитивная схема, которая содержит знания, убеждения и ожидания человека о человеческой группе • Позволяет вам предвидеть поведение других • Позволяет вам понимать и интерпретировать поведение • Особенно, если он неоднозначен • Заполните пропуски • Позволяет вам организовать и структурировать ваш социальный опыт • Они выполняют эти функции, даже если они объективно неточны
Стереотипы и память • Распознавание внешней группы особенно плохо, когда цели являются в сочетании со стереотипным поведением • Например, чернокожие жертвы с большей вероятностью будут ошибочно идентифицированы как виновники враждебного или преступного поведения по сравнению с добрым или просоциальным поведением. • Люди используют стереотип, чтобы реконструировать, кто, должно быть, участвовал в поведении Sherman et al., 1998, 2000
Стереотипы и внимание • Черные лица привлекают и удерживают внимание белых наблюдателей • Особенно в той степени, в которой воспринимающие ассоциируют черных с опасностью • Так же, как пауки, змеи, сердитые лица • Даже когда лица тоже представлены Быстро быть замеченным Donders et al., 2008
Стереотипы и внимание • Тайное активирование мыслей о преступлении усиливает этот эффект • Исследование, проведенное с полицейскими • Однако большее внимание было связано с ложным распознаванием лиц, которые были более стереотипными «Черное», чем те, которые были на самом деле • Мысли о преступлении привлекли внимание к темнокожим лицам, но искажали воспоминания об этих лицах, чтобы они были стереотипными • Больше внимания не обязательно означает лучшую память, если внимание искажено стереотипными ожиданиями • Может способствовать межрасовые ошибки при опознании очевидцев Eberhardt et al., 2005
Стереотипы и конструирование • Стереотипы влияют на основные аспекты восприятия лица • Чернокожие мужчины, кажется, злятся быстрее и улыбаются медленнее, чем белые • Может влиять на кодировку и последующую память потенциальных обвиняемых Hugenberg & Bodenhausen, 2003
Стереотипы и конструктивное «Два жителя пробираются по грудь по грудь после того, как нашли хлеб и газировку в местном продуктовом магазине после урагана Катрина»
Стереотипы и конструктивное «Мародеры напали на аптеку во Французском квартале район Нового Орлеана »
Gun Tool
БЫСТРЕЕ, БОЛЕЕ ТОЧНО МЕДЛЕННО, МЕНЬШЕ ТОЧНО Payne, 2001
Стереотипы и конструктивное Eberhardt et al., 2005
Потенциальное влияние на неправильную идентификацию и ухудшение Амаду Диалло
Коррелл и др., 2002 • Субъекты, которым заплатили за точное выполнение Ложных убийств за 20 целей
Стереотипы и предложения Приговоры, вынесенные за стереотипные преступления • Нападение: латиноамериканец> европеец • Хищение: европеец> латиноамериканец • Атрибуция • Стереотипное = умышленное, вероятно повторение • Контр-стереотипное = особая ситуация, повторение маловероятно Bodenhausen & Wyer, 1985
Стереотипы и смертная казнь • Более стереотипно «черные» осужденные с большей вероятностью будут приговорены к смертной казни • Но только за убийство белых, а не чернокожих Eberhardt et al., 2006
Предубеждение усиливает все эти эффекты • Предубеждение = негативные оценки социальных групп • Не обязательно подтвержденное предубеждение • Большинство людей не признают открыто предубеждения • Иногда мы не осознаем наших собственных тонких предубеждений • Неявные меры предубеждений предотвращает преднамеренное искажение фактов и выявляет предубеждения, о которых мы можем не знать Смерть Счастье Болезнь Распад Ненависть Щенок Убить Цветок Боль Мир
Слева Правый Черный / Плохой Белый / Хорошая Радуга Ненависть Джарон Джамал Дэвид Эндрю Любовь Щенок Смерть Антуан Тайрон Убить Счастье Ричард Стивен Flower Disease Jeffrey Luther Pain Tayshaun Peace Decay Chris
GoodBad Rainbow Love Death Happiness Disease Decay Hate Puppy Kill Flower Pain Peace
Left RightBlack / Good White / Bad Rainbow Jamal Jamal Смерть щенка Антуан Тайрон Убить счастье Ричард Стивен Болезнь цветов Джеффри Лютер Пейн Тайшаун Мирный распад Крис
Скрытые предубеждения • Некоторые факты: • Подавляющее большинство (85%) не-чернокожих американцев демонстрируют предубеждения в пользу белых • О 1/3 чернокожих американцев демонстрирует сторонников белых, 1/3 показывает отсутствие предвзятости, а 1/3 демонстрирует предвзятость чернокожих.g., оценочная шкала, анкеты) • Решение проблем типа «нежелание и неспособность» • Предсказание перцептивных и поведенческих предубеждений лучше, чем предубеждение, измеренное с помощью шкал / вопросников
.
PPT — Стереотипы, предрассудки и социальное восприятие Презентация в PowerPoint
Стереотипы, предубеждения, и социальное восприятие
Майкл Эванс
Свидетельство о единственной причине • Свидетельство очевидца • Ложная идентификация • Крупнейшая причина ложного свидетельства • На него приходится больше уголовных обвинений невиновных людей, чем по всем остальным причинам вместе взятым • В очередях свидетели выбирают «наполнителей» подозреваемых примерно в 33% случаев • Из 235 дел, оправданных с помощью ДНК, 77% были осуждены частично на основании ложные показания очевидца • Среднее время между арестом и освобождением от ответственности = 12 лет
Раса влияет на точность распознавания • Дефицит распознавания кросс-гонки или эффект собственной расы • 1.В 56 раз больше вероятность ошибочного идентификатора • В 1,4 раза больше вероятность правильного идентификатора для той же расы • Детский сад • Ученики 3-го класса • Взрослые • Межкультурно • Из случаев реабилитации с участием свидетельских показаний, 40% связаны с распознаванием межрасовых
Дефицит межрасового распознавания • Контакт / знакомство • Недостаток опыта в отношении характеристик, которые фактически отличают членов чужой группы друг от друга • Но на контакт приходится только около 2% дисперсии в CRRD • Асимметрия кодирования функций для внешних групп • На основе о мотивации индивидуализировать внутреннюю группу, но не членов внешней группы • Кодируйте особенности, определяющие расы, за счет индивидуализирующих признаков
Мотивация и признание кросс-гонок Pauker et al., 2009
Расовые стереотипы и социальное познание • Стереотип: когнитивная схема, которая содержит знания, убеждения и ожидания человека о человеческой группе • Позволяет вам предвидеть поведение других • Позволяет вам понимать и интерпретировать поведение • Особенно, если он неоднозначен • Заполните пропуски • Позволяет вам организовать и структурировать ваш социальный опыт • Они выполняют эти функции, даже если они объективно неточны
Стереотипы и память • Распознавание внешней группы особенно плохо, когда цели являются в сочетании со стереотипным поведением • Например, чернокожие жертвы с большей вероятностью будут ошибочно идентифицированы как виновники враждебного или преступного поведения по сравнению с добрым или просоциальным поведением. • Люди используют стереотип, чтобы реконструировать, кто, должно быть, участвовал в поведении Sherman et al., 1998, 2000
Стереотипы и внимание • Черные лица привлекают и удерживают внимание белых наблюдателей • Особенно в той степени, в которой воспринимающие ассоциируют черных с опасностью • Так же, как пауки, змеи, сердитые лица • Даже когда лица тоже представлены Быстро быть замеченным Donders et al., 2008
Стереотипы и внимание • Тайное активирование мыслей о преступлении усиливает этот эффект • Исследование, проведенное с полицейскими • Однако большее внимание было связано с ложным распознаванием лиц, которые были более стереотипными «Черное», чем те, которые были на самом деле • Мысли о преступлении привлекли внимание к темнокожим лицам, но искажали воспоминания об этих лицах, чтобы они были стереотипными • Больше внимания не обязательно означает лучшую память, если внимание искажено стереотипными ожиданиями • Может способствовать межрасовые ошибки при опознании очевидцев Eberhardt et al., 2005
Стереотипы и конструирование • Стереотипы влияют на основные аспекты восприятия лица • Чернокожие мужчины, кажется, злятся быстрее и улыбаются медленнее, чем белые • Может влиять на кодировку и последующую память потенциальных обвиняемых Hugenberg & Bodenhausen, 2003
Стереотипы и конструктивное «Два жителя пробираются по грудь по грудь после того, как нашли хлеб и газировку в местном продуктовом магазине после урагана Катрина»
Стереотипы и конструктивное «Мародеры напали на аптеку во Французском квартале район Нового Орлеана »
Gun Tool
БЫСТРЕЕ, БОЛЕЕ ТОЧНО МЕДЛЕННО, МЕНЬШЕ ТОЧНО Payne, 2001
Стереотипы и конструктивное Eberhardt et al., 2005
Потенциальное влияние на неправильную идентификацию и ухудшение Амаду Диалло
Коррелл и др., 2002 • Субъекты, которым заплатили за точное выполнение Ложных убийств за 20 целей
Стереотипы и предложения Приговоры, вынесенные за стереотипные преступления • Нападение: латиноамериканец> европеец • Хищение: европеец> латиноамериканец • Атрибуция • Стереотипное = умышленное, вероятно повторение • Контр-стереотипное = особая ситуация, повторение маловероятно Bodenhausen & Wyer, 1985
Стереотипы и смертная казнь • Более стереотипно «черные» осужденные с большей вероятностью будут приговорены к смертной казни • Но только за убийство белых, а не чернокожих Eberhardt et al., 2006
Предубеждение усиливает все эти эффекты • Предубеждение = негативные оценки социальных групп • Не обязательно подтвержденное предубеждение • Большинство людей не признают открыто предубеждения • Иногда мы не осознаем наших собственных тонких предубеждений • Неявные меры предубеждений предотвращает преднамеренное искажение фактов и выявляет предубеждения, о которых мы можем не знать Смерть Счастье Болезнь Распад Ненависть Щенок Убить Цветок Боль Мир
Слева Правый Черный / Плохой Белый / Хорошая Радуга Ненависть Джарон Джамал Дэвид Эндрю Любовь Щенок Смерть Антуан Тайрон Убить Счастье Ричард Стивен Flower Disease Jeffrey Luther Pain Tayshaun Peace Decay Chris
GoodBad Rainbow Love Death Happiness Disease Decay Hate Puppy Kill Flower Pain Peace
Left RightBlack / Good White / Bad Rainbow Jamal Jamal Смерть щенка Антуан Тайрон Убить счастье Ричард Стивен Болезнь цветов Джеффри Лютер Пейн Тайшаун Мирный распад Крис
Скрытые предубеждения • Некоторые факты: • Подавляющее большинство (85%) не-чернокожих американцев демонстрируют предубеждения в пользу белых • О 1/3 чернокожих американцев демонстрирует сторонников белых, 1/3 показывает отсутствие предвзятости, а 1/3 демонстрирует предвзятость чернокожих.g., оценочная шкала, анкеты) • Решение проблем типа «нежелание и неспособность» • Предсказание перцептивных и поведенческих предубеждений лучше, чем предубеждение, измеренное с помощью шкал / вопросников
.
9 типов предвзятости и шокирующие способы, которыми они влияют на ваши усилия по найму
Прежде чем начать, почему бы не прочитать Понимание своего предубеждения , чтобы расширить свое мышление.
Сколько решений вы приняли сегодня? 5? 10? 15? Скорее всего, вы не сможете назвать его точной цифрой. Это потому, что мы принимаем бесчисленное количество решений каждый день, даже не осознавая этого. Даже когда вы сидите здесь и читаете это, вы принимаете решения. Решения обо мне, содержание, вопросы, которые я вам задаю.И ответы на все эти вопросы сильно зависят от того, что исследователей называют «бессознательной предвзятостью».
Что такое «бессознательная предвзятость»?
« Хорошо, что такое неосознанная предвзятость и почему она так сильно влияет на мои решения? “, я слышал, вы спросите. Проще говоря, предубеждение — это склонность или предубеждение в пользу или против одного человека или группы. Другими словами, бессознательная предвзятость — это бессознательные чувства, которые мы испытываем по отношению к другим людям — бессознательные чувства, которые играют важную роль в влиянии на наши суждения об определенных людях и группах, не будучи уравновешенными или беспристрастными, во многих различных сферах жизни.
Одна из наиболее заметных сфер жизни, где могут проявляться предубеждения, — это рабочее место. Фактически, одна из самых сильных предубеждений на рабочем месте — это гендерная предвзятость. Зачем? Что ж, наши чувства по поводу пола и стереотипы, которые мы все связываем с гендером, — это то, что мы развиваем на протяжении всей нашей жизни. Как мы выросли, где мы выросли, как мы были социализированы, наш опыт социализации, наше взаимодействие с другими социальными идентичностями и социальными группами, кем являются / были наши друзья, а также влияние средств массовой информации, Все они влияют на то, как мы думаем и чувствуем об определенных типах людей — и особенно о том, что делает мужчину мужчиной, а что делает женщину женщиной.
Однако важно отметить, что большинство стереотипов предвзятости не исходит из дурных намерений. Это просто глубоко укоренившийся бессознательный стереотип, сформировавшийся в нашем мозгу за годы различных влияний, которые мы часто не могли контролировать. Например, просто подумайте обо всех фразах, которые вы слышали на протяжении многих лет, связанных с женщинами на рабочем месте, таких как «стеклянный потолок», «материнская стена» и «гендерный разрыв в оплате труда».
Как предвзятость влияет на наши действия?
« Большинство из нас считает, что мы этичны и беспристрастны.Мы воображаем себя хорошими людьми, принимающими решения, способными объективно оценить кандидата на работу или венчурную сделку и прийти к справедливому и рациональному выводу, который в наших интересах и интересах нашей организации », — пишет исследователь из Гарвардского университета Махзарин Банаджи. в Harvard Business Review. « Но более двух десятилетий исследований подтверждают, что в действительности большинство из нас ужасно отстает от своего раздутого самовосприятия. ”
Да, на самом деле наши предубеждения влияют на нас и наши процессы принятия решений разными способами:
- Наше восприятие — как мы видим людей и воспринимаем реальность.
- Наше отношение — как мы реагируем на определенных людей.
- Наше поведение — насколько мы восприимчивы / дружелюбны по отношению к определенным людям.
- Наше внимание — каким аспектам человека мы уделяем больше всего внимания.
- Наше слушание Навыки — насколько мы активно слушаем то, что говорят определенные люди.
- Наши микроутверждения — насколько или насколько мало мы утешаем определенных людей в определенных ситуациях.
Знаем мы об этом или нет, каждая из этих вещей будет влиять на то, кого мы выберем для прохождения собеседования, как мы собеседуем с ними, кого мы нанимаем и наши причины их приема на работу. Итак, как не стать жертвой бессознательного предубеждения? Первый шаг прост — сделать бессознательное сознательным. Признавая различные типы бессознательных предубеждений, мы можем начать их устранять.
Типы предвзятости и их влияние на процесс найма
При приеме на работу очень распространены следующие типы предвзятости:
1.Ошибка соответствия
На основании известного исследования, проводившегося уже несколько десятилетий, предвзятость соответствия связана с предвзятостью, вызванной групповым давлением сверстников. В ходе исследования группу людей просят посмотреть на картинку слева и сказать, какая линия на Приложении 2 соответствует строке на Приложении 1. Одному человеку предлагается сказать, что он думает. Остальной группе предлагается дать неправильный ответ.
Мы можем видеть, что строка A Экспоната 2 соответствует строке в Приложении 1, но когда человек, который не знает, что это тест, дает правильный ответ только для того, чтобы его проинформировали о том, что остальная часть группы сказала Линию B, индивидуум решает отказаться от своего мнения в пользу мнения группы.Явление, встречающееся в 75% случаев. Только подумайте, как это может разыграться на панели, где обсуждают кандидата. Если человек чувствует, что большая часть группы склоняется к определенному кандидату или от него, он будет склоняться к мнению группы, а не высказывать собственное мнение.
2. Смещение красоты
Это точка зрения, согласно которой мы склонны думать, что самый красивый человек будет наиболее успешным. Но это также может сказаться на других физических характеристиках человека.
Например, в то время как 60% руководителей в США выше шести футов, только 15% всего населения выше шести футов. И хотя 36% руководителей США выше 6,2 футов, только 4% населения США выше 6,2 футов. Итак, опять же, это показывает некоторую предвзятость с точки зрения того, как, по нашему мнению, должен выглядеть генеральный директор.
При приеме на работу рекрутеры обычно стремятся заполнить роль кем-то, кто имеет аналогичные физические характеристики с человеком, который занимал эту роль раньше, или который, по их мнению, выглядит как человек, который должен иметь эту роль, исходя из их предвзятого предубеждения. ,
3. Смещение сходства
Это очень важно с точки зрения набора персонала! Предвзятость аффинити возникает, когда мы видим кого-то, с кем мы чувствуем близость, например. мы учились в одном колледже, выросли в одном городе, или они напоминают нам кого-то, кого мы знаем и любим.
Например, когда мы беседуем с кем-то, с кем мы чувствуем некоторую близость, наши микроутверждения проявляются немного сильнее, чем обычно с кем-то, с кем, по нашему мнению, мы не разделяем родства.Например, если они говорят нам, что немного нервничают, мы можем больше улыбаться им, предлагать больше слов поддержки и т. Д. Принимая во внимание, что если бы человек, с которым мы не разделяли никаких симпатий, сказал нам то же самое, мы не были бы так же тепло по отношению к ним, как мы были с кандидатом, с которым мы чувствовали, что разделяем связь. После собеседования вы должны были говорить о первом кандидате в гораздо более высоких выражениях и о том, насколько, по вашему мнению, он «вписывается» в него, чем второй кандидат.
4. Эффект гало
Ореол — это когда мы видим одну замечательную вещь в человеке и позволяем сиянию этой важной вещи влиять на наше мнение обо всем остальном об этом человеке.Мы трепещем перед ними по одной причине.
Например, просматривая чье-то резюме / резюме, мы можем увидеть, что он поступил в особенно уважаемый колледж, где получил определенную высокую оценку, или он прошел очень востребованную программу получения опыта работы. Увидев это, мы склонны видеть все остальное в этом человеке в окружении сияния этого достижения.
5. Эффект рожков
Эффект Horns — прямая противоположность эффекта Halo.Эффект Рога — это когда мы видим в человеке одно плохое и позволяем ему затуманивать наше мнение о других его качествах.
Например, когда мы берём интервью у кого-то, нас может оттолкнуть тот факт, что он говорит очень медленно, потому что наше подсознательное предубеждение заставило нас предположить, что тот, кто говорит медленно, не умен. Если мы предположим, что они неразумны, все, что они скажут или сделают до конца интервью, будет омрачено нашим суждением.
6. Смещение сходства
Естественно, мы хотим окружить себя людьми, которых считаем похожими на нас.В результате мы стремимся больше работать с такими же людьми, как мы.
С точки зрения приема на работу это может означать, что мы более открыты для найма людей, в которых видим части себя.
7. Эффект контраста
Это происходит регулярно при наборе персонала, особенно среди рекрутеров, которые тратят много времени на просмотр резюме за резюме или проведение собеседования за собеседованием.
Например, если мы просматриваем ряд резюме / интервью подряд, одно за другим, мы склонны сравнивать каждое резюме / интервью с предыдущим.Мы судим, справился ли человек перед нами так же хорошо, как и человек, который был перед ним. На самом деле, единственное, что мы должны сравнивать, — это навыки и атрибуты, которые есть у каждого человека, с навыками и атрибутами, необходимыми для работы, а не с навыками и качествами человека, который был непосредственно перед ними.
8. Смещение атрибуции
Это наиболее распространенная форма предвзятости в процессе найма, поскольку она влияет на то, как мы получаем доступ к другим людям. Когда мы делаем что-то хорошо, мы склонны думать, что это зависит от наших собственных заслуг и личности.Когда мы делаем что-то плохое, мы склонны считать, что наши неудачи связаны с внешними факторами, такими как другие люди, которые негативно повлияли на нас и помешали нам сделать все возможное.
Когда дело доходит до других людей, мы склонны думать наоборот. Если кто-то другой сделал что-то хорошо, мы считаем его удачливым, а если он сделал что-то плохо, мы склонны думать, что это связано с его личностью или плохим поведением.
9. Смещение подтверждения
Это тот, с которым рекрутеры должны быть очень осторожны! Когда мы судим о другом человеке, мы подсознательно ищем доказательства, подтверждающие наше собственное мнение об этом человеке.Мы делаем это, потому что хотим верить, что мы правы и правильно оценили человека.
Опасность предвзятости при приеме на работу состоит в том, что наши собственные суждения могут быть очень и очень ошибочными и могут привести к потере отличного кандидата на работу.
Теперь, когда вы знаете о различных типах предвзятости и о том, как они могут повлиять на то, как вы набираете кандидатов, пора узнать, как разработать стратегии противодействия этому в вашей организации.Вот здесь-то и появляется наша онлайн-программа обучения «Черный пояс разнообразия и инклюзивности ». Она не только помогает вам понять, что такое неосознанная предвзятость, ее влияние на процесс найма и как разрабатывать стратегии для противодействия ей, но и помогает вам:
- Поймите значение разнообразия и то, как вы можете применить его в своей организации.
- Знайте, как оценить вашу компанию на предмет культуры и разнообразия.
- Знайте передовой опыт при активном найме разных кандидатов.
- Обеспечьте реальную вовлеченность в свою организацию, создав платформу для поддержки ваших усилий по подбору персонала.
- Изучите определенные навыки поиска поставщиков, определяя пол, возраст и этническое разнообразие.
Бесплатное руководство
Руководство для менеджеров по найму по созданию культуры непредубежденных
,