Средства и методы это: Лекция 4. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Методы и средства обучения — Студопедия

Профессиональное владение теорией методов обучения способствует уверенному прогнозированию результатов, безошибочному решению задач, достижению поставленной цели разностороннего развития личности.

Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленный на решение комплекса образовательных задач. Метод обучения реализуется в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и учащихся, их активном движении к уяснению знаний, овладению умениями и навыками. Прием, деталь представляет собой часть, элемент метода. В педагогической практике методический прием используется в целях активизации восприятия учащимися учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.

Объективной основой для научного обоснования метода обучения являются методы познания людьми реальной действительности, а также способы обмена информацией, их общение в процессе познавательной деятельности. Существует три общественных источника, которые являются основой для разработки, творческого создания методов обучения: научное познание, обыденное познание, способы обмена информацией. Особенность педагогических методов обучения в том, что они синтезируют, включают в себя в обобщенном виде способы познания всех трех источников.

Методы обучения могут быть представлены в различных видах классификаций с учетом их практических функций и возможностей в организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Современным подходам к классификации методов обучения предшествует глубокий и всесторонний их анализ известными педагогами.



Так, Б. Всесвятский предложил рассмотрение двух групп методов: передачи готовых знаний и исследовательские; А. Пинкевич – пассивные и активные. К.П. Ягодовский рассматривал четыре группы методов: догматические и иллюстративные, эвристические, исследовательские. Различать методы по источникам информации: словесные, наглядные и практические – предложили Е.И. Перовский и Е.Л. Голант.

М.А. Данилов и другие дидакты обратили внимание на необходимость учета логического аспекта, а Н.М. Верзилин предложил сочетать источниковый и логический подходы к классификации методов обучения. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять общедидактических методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический и исследовательский. В.А. Сухомлинский объединил методы обучения в две большие группы: первичного восприятия знаний, умений и навыков и осмысления, развития и углубления знаний, умений и навыков.


Классификации методов обучения, будучи глобальными или локальными, обобщенными или частными, логически взаимосвязаны и соподчинены. Методы, представленные в различных группах, выполняют одновременно несколько функций.

Наиболее распространенной в современной дидактике считается классификация по способам организации взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений качеств личности, необходимых для успешного выполнения учебных и других задач.

Ю.К. Бабанский выделяет три группы методов обучения:

— организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;

— стимулирования учебно-познавательных процессов;

— контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности.

Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методы обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала, упражнения, выполнение практических заданий и так далее.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании учащихся яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение – это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» – нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы с опорой на знания учащихся. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику – индивидуальная беседа или учащимся всего класса – фронтальная беседа.

Дискуссия основана на обмене взглядами по определенной проблеме. Она имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах, вузах, техникумах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учащимися учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Обзорные лекции проводятся по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем учащиеся все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них: конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление справки, составление формально-логической модели, составление тематического тезауруса, составление матрицы идей.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ учащимся плоскостных и объемных наглядных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, схем, муляжей и прочего.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и других.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют: воспроизводящие, тренировочные, комментированные упражнения.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений – сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем – на воспроизведение – применение ранее усвоенного – на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации – на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные работыэто проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, то есть это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, например, за ростом растений и развитием животных, за погодой.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, поэтому носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами учебного заведения (например, измерения на местности), в компьютерном классе.

Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй – методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.

Методами стимулирования интереса к учению можно назвать познавательные игры, научно-познавательные споры, анализ жизненных ситуаций. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе, обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов: разъяснения учащимся общественной и личностной значимости учения; предъявления требований; приучения их к выполнению требований и тому подобное.

Группа методов контроля и самоконтроля в обучении включает методы устного и письменного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учащимся несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.

Методы письменного контроля в процессе обучения предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и прочее. Письменные контрольные работы могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15-20 минут, так и занимающими весь урок. В последние годы все чаще стали применять контрольные письменные работы программированного типа, решение графических задач, лабораторных работ и другие.

Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля является всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Каждый метод обучения конкретизируется комплексом приемов, способов и средств организации обучающего познания. Приемы и способы реализации метода обучения используются педагогом в зависимости от особенностей учебного материала и конкретной ситуации учебно-воспитательного процесса, его личности, степени владения элементами педагогического мастерства.

Выбор методов обучения обусловлен следующими положениями: педагогическая и психологическая целесообразность, функциональная определенность; направленность на организацию деятельности учителя и учащихся: на общение, обсуждение, применение знаний; соответствие возрастным возможностям учащихся, особенностям их мышления, памяти, эмоционального развития, жизненного опыта; соответствие возрастным возможностям, общекультурной, педагогической подготовке учителя; соответствие характеру содержания изучаемого материала; соответствие методов форме обучения; соответствие методов своеобразию возникающей ситуации в процессе обучения; взаимосвязь и взаимодействие методов между собой, включенности их друг в друга, комплексности применения.

Средства обучения – это источник получения новых знаний, формирования умений и навыков. К нимотносятся наглядные пособия, научная и художественная литература, кинематограф, ТСО, аудио и видеоаппаратура, компьютерные классы, реальные объекты, производство и т.п. Основные функции средств обучения – информационная, дидактическая и контрольная. Условно все дидактические средства можно разделить на простые и сложные по нарастанию возможности заменять действия педагога и автоматизировать действия ученика.

Простые средства:

а) учебники, хрестоматии, раздаточные материалы;

б) визуальные средства – картины, карты, модели, реальные объекты и пр.

Сложные средства:

а) механические визуальные приборы – эпидиаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.;

б) аудиальные средства – магнитофон, радио, проигрыватель;

в) аудиовизуальные – ТВ, видео, кинофильм;

г) автоматизирующие процесс обучения – лингафонные кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети.

Научное постижение природы методов и средств обучения помогает правильно понять источники научно-методического творчества, стимулировать создание новых, более интенсивных, новаторских способов обучающего взаимодействия педагога с учащимися. На этой теоретической основе современные учителя-новаторы создают не только отдельные новые методы, но и конструируют цельные методические системы. С.Н. Лысенкова включает комментированное управление, работу по схемам-опорам, которые широко используются в жизненном обучающем взаимодействии детей и взрослых.

Методическая система учителя труда И.П. Волкова включает широкое использование на уроке межпредметных связей, связи теории с практикой, поэлементного обучения, чередования изучаемых вопросов и видов труда, периодического многократного повторения по-разному организованного изучаемого материала, вовлечения в работу в течение урока всех учащихся, обучения творчеству.

Учитель В.Ф. Шаталов, широко используя известные методы и средства обучения, разработал целостную методическую систему, в центре которой задействованы опорные сигналы.

Методически раскрепощенный учитель Е.Н. Ильин смело опирается на приемы и способы обыденного общения, импровизирует, педагогически переосмысливает их и превращает в оригинальную и эффективную методическую систему вовлечения учащихся в познавательно-воспитательное общение.

Таким образом, методы обучения, как совокупность приемов, способов и средств научно-педагогически преобразуются на основе предъявляемых к ним общих требований и являются важнейшим механизмом осуществления творческого процесса обучающего взаимодействия учителя и учащихся.

Всю систему методов обучения и воспитания необходимо понимать и использовать как триединство, обеспечивающее одновременно передачу знаний, умений, навыков, развивающее умственные силы и пробуждающее внутренние стимулы к познанию, оказывающее воспитательное воздействие на воспитуемого. Готовясь к уроку, организации общественно полезных дел, учитель, воспитатель, тщательно продумывает свою педагогическую позицию, те методы преподавания и воспитательного взаимодействия в единой системе, которыми он будет пользоваться в отношениях с учениками. При этом необходимо добиваться, чтобы методы обучения, их система превращалась для каждого учащегося в систему методов самообучения, развития самостоятельной способности приобретения, переработки, анализа фактов, их обобщения, реализации непрерывного образования.

Педагог, какую бы работу он не проводил с учащимися, постоянно контролирует обучающе-воспитательное действие методов обучения и воспитания. Это необходимо потому, что превращение педагогических методов во внутренние способы организации поведения и деятельности самих учащихся – один из важнейших каналов формирования личности. Чем более четко работают эти каналы самовоспитания, тем более ученик (студент) предрасположен к восприятию педагогического воздействия. И чем менее ученик (студент) присваивает педагогические методы, переносит их в арсенал собственных способов поведения и общения, тем более он подвержен случайным влияниям.

Методическая разработка: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА

Процесс обучения – это социальный процесс, который зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта

Процесс обучения – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности, учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию, творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов, и убеждений

Чтобы формировать потребность в учении, интерес к овладению знаниями учитель должен обладать эрудицией и мастерством преподавания

Также способствует доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним

Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности обучающих и обучающихся направляемых на решения учебных задач.

Классификация методов обучения

От чего зависит метод обучения

1) Предмет, его содержание.

2) Конкретные темы изучения.

3) Уровень развития.

4) Реальные условия.

5) Склонность преподавателя.

1. По источнику получения знаний

– словесные методы (рассказ, лекция (систематическое изложение материала), беседа (подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы.), дискуссия (обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем), семинар)

Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося.

Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность. (рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар)

– наглядные (наблюдение, демонстрация, иллюстрация)

Источником знаний является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов.

Функции наглядных методов: обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представление о нем; — создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами.

– практические (упражнение (многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков), лабораторная работа, практическая работа)

Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию.

Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными.

– работа с книгой

2. по характеру познавательной деятельности

– объяснительно-наглядный (репродуктивный) (беседа, упражнения, лабораторные).

состоит в том, что учитель сообщает знания, а ученик воспринимает, осознает, запоминает. Ему соответствует репродуктивный метод, который состоит в том, что учитель организует формирование умений на основе знания, а ученик воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения.

– проблемное изложение (рассказ, объяснение).

заключается в том, что учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику решения.

– частично-поисковый (эвристический)

включает учеников в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах.

– исследовательский (книга, архивы, наблюдения, опытно – практическая работа).

предполагает, что ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.

3. По дидактической цели

— методы изучения новых знаний

— методы закрепления знаний

— методы контроля.

4. По месту в структуре деятельности

Ю.К. Бабанский предложил классифицировать методы, исходя из структуры деятельности. В ней выделены элементы организации, регулирования, контроля. Соответственно, по мнению Ю. Бабанского, должны быть три группы методов по их месту в структуре обучения:

1. методы организации и осуществления учебной деятельности,

2. методы ее стимулирования и мотивации,

3. методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.

Средства обучения — это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения — это информационная, дидактическая, контрольная. В науке нет строгой классификации дидактических средств. Можно воспользоваться классификацией польского дидакта В.Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.

Простые средства

1. Словесные: учебники и другие тексты.

2. Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.

Сложные средства

3. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.

4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио.

5. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.

6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА

МЕТОДЫ
И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
И ХАРАКТЕРИСТИКА

Процесс
обучения

– это соц.процесс, кот.зародился с
возникновением общества и совершенствуется
в соответствии с развитием общества.
Процесс обучения можно рассматривать
как процесс передачи опыта

Процесс
обучения

– это целенаправленный педагогический
процесс организауии и стимулирования
активной учебно-познавательной
деятельности учащихся по овладению
научными заниями, умениями и навыками,
развитию, творческих способностей,
мировоззрения и нравственно-эстетических
взглядов и убеждений

Чтобы
формировать потребность в учении,
интерес к овладению знаниями учитель
должен обладать эрудицией и мастерством
преподавания

Также
способствует доброжелательное отношение
учителя к учащимся, основанное на
уважении и требовательности к ним

Методы
обучения

– система последовательных взаимосвязанных
действий учителя и ученика, обеспечивающих
усвоение содержания образования.

Методы
обучения

– способы взаимосвязной деятельности
обучающих и обучающихся направляемых
на решения учебных задач.

Классификация
методов обучения

От
чего зависит метод обучения

1) Предмет,
его содержание.

2) Конкретные
темы изучения.

3) Уровень
развития.

4) Реальные
условия.

5) Склонность
преподавателя.

1.
По источнику получения знаний

словесные
методы

(рассказ, лекция (систематическое
изложение материала), беседа (подача
информации в виде диалога учителя с
учеником по комплексу вопросов темы.),
дискуссия (обсуждение проблемы в виде
высказываний учащихся, руководимое
учителем), семинар)

Источником
знания является слово в виде речи учителя
или печатного пособия (учебника). В
практике это основной источник информации
для учащегося.

Достоинства
словесных методов: в сжатые сроки можно
сообщить большой объем информации;
формируют речь, словесно-логическое
мышление; в беседе, дискуссии формируется
самостоятельность, познавательная
активность. Недостатки: вербализм —
засилие слова, опасность отрыва учения
от жизни, практики.

(рассказ,
лекция, беседа, диспут, семинар)

наглядные
(наблюдение, демонстрация, иллюстрация)

Источником
знаний является образ, наглядное
представление объекта изучения в виде
схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов.

Функции
наглядных методов: обеспечить восприятие
предмета изучения; сформировать
представление о нем; — создать условия
для освоения существенных характеристик
наблюдаемого явления, не ограничиваясь
внешними, несущественными чертами.

практические
( упражнение (многократное выполнение
учебных действий с целью отработки
умений и навыков), лабораторная работа,
практическая работа)

Источником
знания является практическая деятельность
учащихся. Она обеспечивает не только
закрепление и применение знаний, но
формирует опыт, умения, служит
интеллектуальному, физическому и
нравственному развитию.

Практические
методы применяются в сочетании с
наглядными и словесными.

работа
с книгой

2.
по характеру познавательной деятельности

объяснительно-наглядный
(репродуктивный)

(беседа, упражнения, лабораторные).

состоит
в том, что учитель сообщает знания, а
ученик воспринимает, осознает, запоминает.
Ему соответствует репродуктивный метод,
который состоит в том, что учитель
организует формирование умений на
основе знания, а ученик воспроизводит,
повторяет, отрабатывает умения.

проблемное
изложение
(лекция,
рассказ, объяснение).

заключается
в том, что учитель ставит проблему,
показывает путь ее решения, а ученик
усваивает логику решения.

частично-поисковый
(эвристический)

включает
учеников в решение проблемы, поставленной
учителем, на отдельных этапах.

исследовательский
(книга,
архивы, наблюдения, опытно – практическая
работа).

предполагает,
что ученики под руководством учителя
решают проблемы, организуют эксперимент
и используют другие средства учебного
поиска.

3.
По дидактической цели


методы изучения новых знаний


методы закрепления знаний


методы контроля.

4.
По месту в структуре деятельности

Ю.К.Бабанский
предложил классифицировать методы,
исходя из структуры деятельности. В ней
выделены элементы организации,
регулирования, контроля. Соответственно,
по мнению Ю.Бабанского, должны быть три
группы методов по их месту в структуре
обучения:

1.
методы организации и осуществления
учебной деятельности,

2.
методы ее стимулирования и мотивации,

3.
методы контроля и самоконтроля за
учебной деятельностью.

Средства
обучения

— это источник получения знаний,
формирования умений. К ним относятся
наглядные пособия, учебники, дидактические
материалы, технические средства (ТСО),
оборудование, станки, учебные кабинеты,
лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства
массовой коммуникации. В качестве
средств обучения могут выступать
реальные объекты, производство,
сооружения. Дидактические средства,
как и методы, являются частью педагогической
системы и выполняют в ней свое назначение.
Выбор средств обучения зависит от
дидактической концепции, целей,
содержания, методов и условий учебного
процесса. Основные функции средств
обучения — это информационная,
дидактическая, контрольная. В науке нет
строгой классификации дидактических
средств. Можно воспользоваться
классификацией польского дидакта
В.Оконя, в которой средства расположены
по нарастанию возможности заменять
действия учителя и автоматизировать
действия ученика.

Простые
средства

1.
Словесные: учебники и другие тексты.

2.
Простые визуальные средства: реальные
предметы, модели, картины и пр.

Сложные
средства

3.
Механические визуальные приборы:
диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.

4.
Аудиальные средства: проигрыватель,
магнитофон, радио.

5.
Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ,
видео.

6.
Средства, автоматизирующие процесс
обучения: лингвистические кабинеты,
компьютеры, информационные системы,
телекоммуникационные сети.

Сергеев_Методы и средства.indd

%PDF-1.3 %
1 0 obj >]/Pages 3 0 R/Type/Catalog/ViewerPreferences>>> endobj 2 0 obj >stream
2017-11-01T13:23:41+05:002017-11-01T13:23:49+05:002017-11-01T13:23:49+05:00Adobe InDesign CS6 (Windows)uuid:403cc59b-9ded-4d7e-81ee-d4e75a96c07fxmp.did:BF81B306D74DE411B24FB20E6B9967A1xmp.id:AFDE7BACDDBEE711A5DFC334C7D1A610proof:pdf1xmp.iid:D221B157DCBEE711A5DFC334C7D1A610xmp.did:E3B0011FA439E5118436ED2ED37270DDxmp.did:BF81B306D74DE411B24FB20E6B9967A1default

  • convertedfrom application/x-indesign to application/pdfAdobe InDesign CS6 (Windows)/2017-11-01T13:23:41+05:00
  • application/pdf

  • Сергеев_Методы и средства.indd
  • Adobe PDF Library 10.0.1FalsePDF/X-1:2001PDF/X-1:2001PDF/X-1a:2001
    endstream endobj 3 0 obj > endobj 6 0 obj > endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > endobj 11 0 obj > endobj 37 0 obj > endobj 38 0 obj > endobj 39 0 obj > endobj 40 0 obj > endobj 41 0 obj > endobj 62 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 411.024 566.929]/Type/Page>> endobj 63 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 411.024 566.929]/Type/Page>> endobj 64 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 411.024 566.929]/Type/Page>> endobj 65 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 411.024 566.929]/Type/Page>> endobj 66 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 411.024 566.929]/Type/Page>> endobj 67 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 411.024 566.929]/Type/Page>> endobj 68 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/TrimBox[0.0 0.0 411.024 566.929]/Type/Page>> endobj 80 0 obj >stream
    HVKoDlj~ڎ !qZ0BB ka»_mL»E]

    Понятие о методах, приемах и средствах обучения

    Методы обучения

    Результативность и эффективность обучения зависят от методов. Методы определяют творчество педагога, уровень его работы, усвоение знаний и формирование личностных качеств обучаемого. Реализация задач умственного и нравственного, трудового и эстетического, физического развития зависит именно от методов обучения. Методы обучения формируются под влиянием понимания закономерностей познания индивидом окружающего мира, имеют философское обоснование и являются результатом правильного понимания противоречивости процесса обучения, его сущности и принципов. Методы обучения представляют собой форму теоретического и практического освоения учебных дисциплин, которые исходят из задач образования, воспитания и развития личности обучаемых.

    Педагог выступает посредником между знаниями, запечатленными в опыте поколений, и сознанием ребенка, не имеющим этих знаний. Учитель обозначает путь познания для ученика, для освоения им определенных сторон человеческого опыта. Методы обучения находятся в зависимости от целей и содержания образования. Методы обучения несут психологическое обоснование. Возраст оказывает огромное влияние на способы преподавания. Понимание мыслительной деятельности обучаемых и личностных свойств позволяет определить эффективные способы обучения. Методы обучения зависят от анатомо-физиологических, биологических особенностей развивающегося человека. От этих особенностей зависят работоспособность, творческое состояние, физическое здоровье. На методы обучения влияют сформировавшиеся традиции преподавания. Педагогика обобщает передовой педагогический опыт, раскрывает научные положения традиционного обучения, помогает поиску современных, эффективных методов. Системность методов обучения определяет степень их эффективности.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Понятие приемов обучения

    В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием представляет собой деталь метода, операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний. У приема нет отдельной учебной задачи, он подчинен задаче, выполняемой данным методом. Одни и те же приемы обучения используются в разных методах и наоборот.

    Классификация методов обучения

    Метод включает в себя приемы, но при этом не является совокупностью приемов обучения. Методы обучения подчинены определенной цели и выполняют определенную задачу, ведут к усвоению содержания, приводят к требуемому результату. Классификация методов обучения основывается на внутренней характеристике мыслительной деятельности учеников:

    • объяснительно-иллюстративный метод;
    • проблемный метод;
    • частично поисковый метод;
    • исследовательский метод.

    В педагогике применяется еще одна классификация методов:

    • словесный,
    • наглядный,
    • практический.

    В основе такого разделения лежит характер учебной познавательной деятельности в зависимости от источника получения знаний.

    Если источником учебной информации является слово без использования наглядных пособий и практической работы, то способы такого обучения похожи. Методы при таком способе обучения называются словесными. Они включают: рассказ, беседу, объяснение, самостоятельное изучение с помощью учебной литературы, учебных телепередач и радиопрограмм.

    Понятие о методах, приемах и средствах обучения

    Рис.1

    При целостном подходе к обучению можно выделить три группы методов обучения:

    • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
    • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
    • методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

    Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности включают:

    • словесные, наглядные и практические методы;
    • индуктивные и дедуктивные;
    • репродуктивные и проблемно-поисковые методы;
    • методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
    • методы стимулирования и мотивации.

    Определение

    Метод обучения — это форма теоретического и практического усвоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности обучаемых.

    Средства обучения

    Средства обучения в педагогике представлены материалами, которые используются педагогом для осуществления учебного процесса. Они являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы. Выступая в такой роли, средства обучения оказывают влияние на другие компоненты, например, на методы, формы, содержание, цели.

    Рис. 2

    Средства обучения в педагогике классифицируются на:

    • идеальные,
    • материальные.

    Идеальные средства состоят из ранее полученных умений и знаний, используемых для получения и освоения новых знаний. Материальные средства – это физические объекты, которые используются для детализированного обучения. Средства обучения можно разделить на:

    • средства учения,
    • средства преподавания.

    Материальные средства обучения составляют систему, которая является производной от общей системы учебного предмета и строится по следующим принципам:

    • оборудование должно соотносится с предъявленными педагогическими требованиями;
    • средства обучения количественно должны обеспечивать материальные потребности процесса обучения;
    • средства обучения должны соответствовать потребностям обучаемых и условиям обучения.

    Каждый учебный предмет нуждается в специфических средствах обучения.

    Средства и методы ▷ Traduction En Français

    Мойены и методы (34)

    les moyens et procédés (7)

    .

    means and methods — Перевод на испанский — примеры английский


    Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.


    Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

    У нас есть средств и методов Чтобы опротестовать законы, с которыми мы не согласны.

    средств и методов победы над противником не безграничны.

    Как свидетельствует статья 35 Дополнительного протокола I, средств и методов ведения войны не безграничны.

    Como pone de manifestiesto el artículo 35 del Protocolo I los medios y los métodos de hacer la guerra no son ilimitados.

    ∙ Поощрять использование средств и методов для мирного урегулирования споров между государствами

    Fomentar el recurso a los medios y los métodos de solución pacífica de controversias entre los Estados;

    Он также рассмотрел различных средств и методов принуждения или соблюдения.

    También ha excinado diversos medios y métodos para lograr el cumplimiento o la observancia.

    Поэтому необходимо, чтобы поиск более адекватных средств и методов продолжался.

    Por consiguiente es imperativo proseguir la búsqueda de medios y métodos más adecuados.

    Как общественная деятельность, традиции управляют средствами и методами научного поиска истины.

    Como actividad comunal, las tradiciones reglamentan los medios y métodos de búsqueda científica de la verdad.

    Б. Продвижение средств и методов мирного урегулирования

    Они содержат специальные тексты, касающиеся запрещения средств и методов, унижающих человеческое достоинство.

    Contienen textos especiales relativos a la prohibición de medios y métodos humillantes.

    Другие противозачаточные средства и методы не подпадают под действие правил страхования по болезни.

    Los demás medios y métodos anticonceptivos no se toman en cuenta en los estatutos del seguro médico.

    Координатор, тем не менее, напомнил, что средств и способов ведения войны не безграничны.

    Нет постоянного, la Coordinadora recordó que los medios y métodos de combate no eran ilimitados.

    Каждый член несет ответственность за средств и методов, которые он использует для этой цели.

    Хотя его средства и методы очень ограничены, Комитет отлично работает.

    Aunque sus medios y métodos son muy limitados, el Comité desarrolla una excelente labour.

    Туркменистан придает первостепенное значение урегулированию любой ситуации мирными средствами и методами .

    Turkmenistan asigna la máxima importancia a la solución de cualquier situación por medios y métodos pacíficos.

    Физические лица все чаще прибегают к преступным средствам и методам .

    Поэтому он ищет средств и методов для поддержки человека в приближающихся процессах.

    Por tanto, siempre está a la búsqueda de medios y métodos para apoyar al ser humano en su processso de aproximación.

    проверка законности нового оружия, средств и способов ведения войны.

    Польша приняла ряд мер по реализации принципов международного гуманитарного права в отношении всех видов средств и методов ведения войны, включая суббоеприпасы.

    Polonia имеет серию средств массовой информации для aplicar los Principios del derecho internacional humanitario en relación con todos los tipos de medios y métodos de guerra, включая las subcommuniciones.

    49 слайдов, посвященных проблемам Гааги — средства и методы

    Поэтому с женщинами, посещающими женские консультации, проводят консультации по этому вопросу и знакомят с средствами и методами контрацепции .

    Por consiguiente, se consulta en ese sentido a las mujeres que acuden a las clínicas de atención a la mujer y se les presentan medios y métodos anticonceptivos..

    means and methods — Перевод на китайский — примеры английский


    Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.


    Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

    Координатор, тем не менее, напомнил, что средств и способов ведения войны не безграничны.

    尽管如此 , 协调员 回顾 , 战争 的 手段 和 方法 不是 无限制 的。

    49 слайдов, посвященных проблемам Гааги — средства и методы

    Другие противозачаточные средства и методы не подпадают под действие правил страхования по болезни.

    Выбор средств и методов добычи, обеспечивающих соблюдение принципа достаточности;

    Дисциплина, которая воплощает в себе принципы, средства и методы для преобразования данных, чтобы скрыть их информационное содержание, предотвратить их необнаруженную модификацию или предотвратить их несанкционированное использование.

    包含 转化 数据 以便 隐藏 其 信息 内容 、 未 探测 到 的 修改 或 防止 未经 授权 而 使用 的 原理 、 手段 和 方式 的 学科。

    Состав, средств и методов контроля и порядок их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    俄罗斯 联邦政府 根据 我国 法律 规定 了 管制 的 内容 、 手段 和 方式 及其 实施 程序。

    Хотя его средства и методы очень ограничены, Комитет отлично работает.

    虽然 委员会 的 手段 和 方法 十分 有限 , 但 它 还是 作出 了 卓越 的 成绩。

    Применение запрещенных средств и способов ведения войны

    Продвигать и развивать технологию средств и методов информационной безопасности

    Комитет ожидает, что любая такая попытка будет полностью учитывать извлеченные уроки, возможности и средств и методов, используемых в полевых организациях.

    委员会 期望 所有 这类 努力 都 充分 考虑 到 已 取得 的 经验 、 能力 以及 实地 各 组织 的 手段 和 方法

    Необходимо приложить все усилия, чтобы найти жизнеспособных средств и методов достижения этой цели.

    做出 一切 努力 , 寻求 的 手段 和 方法 来 达到 这一 目的。

    При рассмотрении нового оружия, средств и способов ведения войны Великобритания учитывает следующие критерии:

    在 审查 新 武器 、 作战 手段 和 方法 时 , 联合王国 考虑 以下 标准 :

    Информационно-пропагандистская программа также продолжит разработку инновационных средств и методов , с помощью которых можно будет реализовать ее мандат по дальнейшему сохранению памяти о Холокосте.

    宣传 方案 还将 继续 设计 创新 手段 和 方法 , 完成 进一步 开展 大 屠杀 纪念活动 的 任务。

    Обеспечить соблюдение принципа надлежащего использования средств и методов , используемых в войне;

    Каждый член несет ответственность за средств и методов, которые он использует для этой цели.

    Стороны в вооруженном конфликте не имеют неограниченного права выбора средств и методов ведения войны.

    武装冲突 的 各方 选择 作战 手段 和 方法 的 权利 并非 不受限制。

    Являются ли средства и методы законными при обстоятельствах, действующих во время нападения / действия?

    攻击 / 行动 时 的 主要 形势 所 采用 的 手段 和 方法 是否 合法?

    средств и методов победы над противником не безграничны.

    Новые формы вооруженного конфликта и новые средства и методы ведения войны делают все более трудным обеспечение соблюдения этих правил.

    武装冲突 的 新 形式 和 新 的 战争 手段 和 方法 使得 确保 遵守 这些 规则 愈加 困难。

    Применение средств и методов ведения войны, которые можно рассматривать как причинение чрезмерных повреждений или неизбирательные последствия;

    (1) 使用 可 被 认为 造成 过度 伤害 或 有 滥 伤 作用 的 作战 手段 和 方法

    .

    means and methods — Перевод на французский — примеры английский


    Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.


    Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

    средства и методы для различения фиброза и цирроза

    средства и методы для модификации экспрессии генов с использованием неполиаденилированной РНК

    Транспортное средство, которое можно легко приспособить для управления обычными средствами и способами .

    Le véhicule peut être aisément Adaptor для функций moyens и procédés Conventionnels.

    Описаны соответствующие средства и способы в отношении медицинских применений этих соединений.

    L’invention porte également sur des moyens et procédés корреспондентов, отвечающих за использование медикаментов для композитных материалов.

    Предлагаются средств и методов для нанесения косметического вещества на желаемую цель.

    В частности, описаны средства и способы для диагностики осложнений процедур, таких как ангиография или ангиопластика, у субъекта.

    Спецификация, более мойенов и процедур для диагностики осложнений протоколов, связанных с ангиографией или ангиопластикой.

    В частности, раскрыты средства и способы для диагностики острого повреждения почек, связанного с серьезным хирургическим вмешательством, на основе биомаркера sFlt-1.

    Plus précisément, l’invention Concerne des moyens et des procédés permettant de diagnostiquer une blessure aiguë du rein associée à une хирургического вмешательства на базе биомаркера SFLt-1.

    Кроме того, настоящее изобретение относится к средствам и способам для наблюдения за серьезной операцией.

    Плюс, предварительное изобретение касается мойенов и процессов постоянных действий при хирургическом вмешательстве.

    Он предоставляет средств и методов для идентификации соединений, вызывающих или индуцирующих холестаз.

    Изобретение относится к мойенам и процессам для идентификации составных частей, вызывающих индукцию холестаза.

    Изобретение обеспечивает средств и способов продуцирования одной или нескольких Ig-подобных молекул в одной клетке-хозяине.

    L’invention Concerne des moyens et des procédés de production d’une ou de plusieurs molécules de type Ig dans une cellule hôte unique.

    Изобретение также предоставляет средств и методов для категоризации информационных артефактов, таких как финансовые транзакции.

    Par ailleurs, l’invention Concerne des moyens et des procédés permettant de catégoriser les artfacts d’informations, в том числе par example les transaction Financières.

    Настоящее изобретение также предлагает средств и способов использования этих результатов в терапевтических и иммуногенных композициях.

    Настоящее изобретение обеспечивает мойенов и процессов для использования терапевтических композиций и иммуногенов.

    Он предоставляет средств и методов для прогнозирования вероятности развития лучевого поражения у субъекта после лучевой терапии.

    Elle Concerne des moyens et des procédés pour predire si un sujet risque de développer unlesion из-за радиации для первой радиотерапии.

    Предлагаются средств и методов для получения эмбриоидных тел (ЭТ) из мульти- или плюрипотентных клеток.

    Изобретение относится к мойенам и процессам постоянных производных корпусов эмбрионов (EB) с множественными или плюрипотентными клетками.

    средства и методы диагностики и лечения черепно-лицевых пороков развития

    средства и методы для определения активности эндогликозидазы

    средства и методы для разрыва нековалентных связывающих взаимодействий между молекулами

    средства и методы противодействия агрегации белков

    средство и метод для определения нагрузки атеросклероза с использованием биомаркера plgf

    средства и методы условного нокдауна генов, опосредованного shrna

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *