Групповая сплочённость — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Групповая сплочённость — в социальной психологии степень приверженности к группе её членов. Групповая сплочённость является одним из процессов групповой динамики[1].
Подходы к изучению
Групповая сплочённость рассматривается с трёх различных позиций[1]:
- Взаимное отношение членов группы друг к другу. Групповая сплочённость в этом случае определяется суммой симпатии друг к другу всех участников группы.
- Привлекательность группы для каждого из её членов. Групповая сплочённость в этом случае определяется суммарной силой факторов, которые удерживают индивидуума в группе.
- Ценностно-ориентационное единство. Групповая сплочённость в этом случае определяется степенью совпадения оценок членов группы внешних по отношению к группе предметов и явлений.
С другой стороны, групповую сплочённость можно разделить на четыре основные составляющие[2]:
- социальные отношения;
- деловые (целевые) отношения;
- чувство единения;
- эмоциональное восприятие.
Показатели групповой сплочённости
Высокая степень групповой сплочённости означает, что члены группы разделяют общие цели и интегрированы наилучшим образом. Наиболее важными в этом случае становятся высшие уровни совместимости: психологический и социально-психологический. Они выражаются в следующих обобщённых показателях, рост которых соответствует повышению групповой сплочённости[1]:
- частота положительного выбора членами группы друг друга;
- прочность коммуникативных связей;
- степень привлекательности группы для её членов;
- участие в жизни группы;
- влияние группы на своих членов;
- ориентация на значимые ценности;
- предметно-ценностное единство.
Согласно докладу State of the English Cities, выпущенному правительственной комиссией Великобритании, для групповой сплочённости важную роль играют следующие показатели:
Примечания
4.5. Групповая сплоченность
Групповая
сплоченность также является предметом
пристального внимания со стороны
отечественных и зарубежных специалистов,
не пришедших к единой дефиниции этого
явления. Чаще используется следующее
определение.
Групповая
сплоченность
есть системное качество группы как
единого целого и определяется процессами
взаимного тяготения членов группы друг
к другу, их стремлением к общей цели,
атмосферой близости и доверия, повышением
значимости для участников групповой
деятельности и вырабатыванием групповых
ценностей, представляет собой синтез
единства членов группы в эмоциональной,
поведенческой и ценностной сферах.
Выделены
следующие линии ведущихся в этой области
исследований.
Сплоченность
как ценностно-ориентационное единство,
являясь как бы антитезой двум предыдущим
подходам, развивается А. В. Петровским
(1982).
Обобщение
имеющихся исследований (А.А. Александров,
1997; К. Рудестам, 1997 и др.) позволяет
выделить следующие факторы, способствующие
групповой сплоченности:
достаточный
уровень гомогенности состава групп;атмосфера
психологической безопасности,
доброжелательности, принятия;активная,
эмоционально насыщенная совместная
деятельность, направленная на достижение
цели, значимой для всех участников;тип
выполняемого задания. Чем выше уровень
взаимодействия, требуемый заданием,
тем выше потенциальная сплоченность
группы.групповая
история успеха в выполнении прошлых
заданий. Чем больше было таких успехов,
тем выше сплоченность.некоторые
характеристики самой группы также
ведут к групповой сплоченности.
Например, наличие у членов группы
какой-то общей цели, совпадение
интересов, взглядов, ценностей и
ориентаций участников группы ведут к
большей сплоченности, чем ее отсутствие.личностные
характеристики членов группы. Люди
больше любят тех из своих знакомых,
чьи взгляды ближе к их собственным.
Чем больше в группе таких людей, тем
она сплоченнее.
Теоретический
анализ работ зарубежных и отечественных
психологов показывает, что основой
формирования сплоченности как системного
качества группы выступает единство
участников в синтезе его различных
аспектов.
А.В.
Петровский (1982) считает, что формирование
групповой сплоченности достигается
через формирование единства участников
группы на различных уровнях межличностных
отношений: эмоциональном, ценностном,
поведенческом.
Эмоциональная
составляющая является первичным
компонентом группового единства,
поскольку эмоциональная реакция есть
непосредственная форма реагирования
человека на значимые ситуации, возникающие
при групповом взаимодействии. С другой
стороны, эмоциональная составляющая
нестабильна, носит ситуативный характер.
Формирование данной составляющей
происходит, прежде всего, на первой
стадии развития группы, однако в этот
период является поверхностной, складываясь
на основе стихийно возникающих
симпатий–антипатий.
Поведенческая
составляющая группового единства
складывается на стадии конфронтации,
проявляясь в согласованности действий
участников, возникающей в процессе
преодоления группового конфликта.
Однако в поведении членов группы нет
согласованности поступков как формы
нравственного проявления человека,
предполагающей ценностно-ориентационное
единство.
Ценностная
составляющая единства является наименее
лабильной и складывается постепенно,
на протяжении всех этапов группового
развития. Скачкообразное изменение в
сфере ценностного единства происходит
в латентной стадии развития группы, где
проявляется действие «кумулятивного
эффекта». Формой проявления
ценностно-ориентационного единства
выступает согласованность поступков
членов группы, основанных на осознанном
выборе.
Процесс
формирования групповой сплоченности
можно представить в виде следующей
схемы, которая включает составляющие
группового единства, формы психологического
проявления единства, стадии групповой
динамики (С, Кратохвил, И. Ялом, К. Хек,
А.С. Слуцкий, Б.Д. Карвасарский) (табл.
6).
Таблица
6
Процесс
формирования групповой сплоченности
Составляющие группового | Формы появления | Стадии групповой |
Эмоциональная | Ситуативно | Ориентации |
Поведенческая | Действия | Конфронтации |
Ценностная | Поступки | Латентная |
Интегральное | Конструктивная | Групповая |
Развившись,
групповая сплоченность может оказывать
значительное влияние на будущее группы.
Выделяют следующие последствия групповой
сплоченности:
члены
группы проводят больше времени в общении
друг с другом, таким образом, возрастает
и количество, и качество группового
взаимодействия. В результате складывается
благоприятный психологический климат
группы;сплоченная
группа оказывает большое влияние на
отдельных своих членов. Это может
проявляться как в стабильном составе
группы, так и в нормативном давлении
на инакомыслящих;в
сплоченной группе ее члены получают
большее удовлетворение работой, что
имеет очень большое значение. Данное
последствие связано с тем, что в
сплоченной группе удовлетворяется
потребность в эмоциональных межличностных
контактах;групповая
сплоченность тесно связана с
производительностью. Члены более
сплоченной группы будут в большей
степени придерживаться групповых
установок, касающихся производительности,
чем члены менее сплоченной группы. При
этом следует помнить, что групповые
нормы могут способствовать как повышению,
так и понижению производительности.
Понятие «групповой сплоченности». Процесс сплочения малой группы
Среди многообразия
аспектов исследования малых групп
проблема групповой сплоченности в
социальной психологии занимает одно
из центральных мест. Интерес к данной
проблеме не случаен и объясняется,
прежде всего, её большой практической
значимостью: именно сплоченность
обеспечивает жизнеспособность и
эффективность функционирования малых
групп в разнообразных ситуациях и при
выполнении сложных видов деятельности.
Понятие «групповая
сплоченность» не имеет однозначного
определения. В зарубежной и отечественной
социальной психологии существуют
разноплановые исследовательские подходы
к изучению групповой сплоченности.
В
Сплоченность групповая — сумма
всех сил,
действующих на членов группы, чтобы
удержать их в группе.
теории групповой динамики,
разработанной К.Левиным, сплоченность
является ключевым понятием.
К.Левин определял
сплоченность
как «тотальное поле сил,
заставляющее участников оставаться в
группе». В основе
сплоченности, по его мнению, лежит
возможность группы удовлетворять
потребности людей в эмоционально
насыщенных межличностных связях.
Результатом групповой сплоченности
является жесткий групповой контроль
над взглядами и поступками ее членов,
строгое соблюдение групповых норм,
высокая степень
принятия
людьми групповых
ценностей, устанавливается атмосфера
внимательного отношения и взаимной
поддержки, формируется чувство групповой
принадлежности, что способствует
стабильности и устойчивости взаимоотношений
в группе в стрессовых ситуациях.
Фестингер Леон (1919 — 1989г.) — американский
психолог. С 1945 г. совместно с К.Левиным
занимался исследованиями групповой
динамики в Массачусетском технологическом
институте, затем в Мичиганском
университете(США). Разработал теорию
социальных сравнений, в рамках которой
утверждается, что при отсутствии
объективного стандарта люди будут
оценивать себя, сравнивая с другими
людьми. Разработал теорию когнитивного
диссонанса. Когнитивный диссонанс
представляет собой состояние напряжения,
которое возникает тогда, когда у человека
одновременно возникают две когниции
(идеи, мнения), которые психологически
противоречат друг другу, т.е. одна
отрицает другую.
Начало систематического
изучения проблемы групповой сплоченности
в зарубежной и отечественной психологии
было положено в 40-х годах.
Первые крупные
исследования проводились в Мичиганском
университете (США) под руководством
Л.Фестингера.
Согласно Л.Фестингеру,
сплоченность
определяется
как сумма
всех сил, действующих на членов группы,
чтобы удержать их в группе.
Дж.Морено (1892
–1974) основатель социометрического
направления
в изучении
малых групп связывал сплоченность с
таким уровнем развития межличностных
отношений, когда в них высок процент
выборов, основанных на взаимной симпатии.
В методе социометрии
используется специальный «индекс
групповой сплоченности», который
вычислялся как отношение числа
положительных взаимных выборов к общему
числу возможных выборов:
∑r (+)
Сгр
=1/2 N
(N-1)
Где С — сплоченность,
r(+)-
положительный выбор, N-
число членов группы. «Индекс групповой
сплоченности» является формальной
характеристикой малой группы.
Процессу сплочения
малой группы способствуют факторы:
Эмоциональная
привлекательность членов группы. Без
взаимных симпатий людей очень сложно
создать сплоченную группу.Сходство членов
группы между собой (гомогенность
участников группы).
Сходство участников может проявляться,
например, в близости по возрасту,
взглядам, профессиональной принадлежности.
Человек больше стремится быть в той
группе, где разделяются ценности и
взгляды близкие ему, где он находит
поддержку.Принимаемый в
группе и разделяемый участниками способ
взаимодействия. Сплочению
группы и ее эффективной деятельности
способствует мотив кооперации и
сотрудничества. Взаимодействие,
основанное на конкуренции, увеличивают
число внутри групповых конфликтов и
снижают сплоченность группы.Единство в
достижении групповых целей.
Цель является эффективным регулятором
групповой активности. Достижение цели
возможно лишь при постоянном объединении
и координации индивидуальных усилий.Наличие другой
группы,
которая может рассматриваться как
соперничающая в каком-то отношении.Присутствие в
группе человека, способного противопоставить
себя группе,
резко отличающегося от большинства
участников (как показывает опыт, люди
особенно быстро сплачиваются не в
борьбе за что-то, а в борьбе против
кого-то).Привлекательность
руководителя
как образца, модели оптимально
функционирующего члена группы.
Недостатки
сплоченной группы:
Снижение
критичности.
Участники так хорошо относятся друг к
другу, что склонны слишком быстро
приходить к общему решению, соглашаясь
во мнениях и не считаясь с вероятностью
ошибки.Частота и глубина
контактов гораздо больше, чем в
разобщенной группе.
С течением времени это приводит к тому,
что участники слишком хорошо узнают
своих партнеров. Они перестают быть
источником новизны, информации, Известны
их привычки, взгляды, характерные
выражения лиц, способы реагирования в
разных ситуациях, даже речевые обороты.
Информационный обмен уменьшается, если
не пропадает вообще, а вместе с этим
исчезает и общность. Главные способы
борьбы с информационной истощаемостью
в группе — наращивание личной
содержательности каждого из ее членов,
постоянный приток информации. Это могут
быть новые впечатления, идеи, переживания,
новые виды деятельности, новые люди.
Причинами
снижения групповой сплоченности могут
выступить:
Возникновение
в группе мелких подгрупп.Неумелое
управление со стороны руководителя,
которое может привести к излишнему
напряжению, конфликтам или даже развалу
группы.Отсутствие
единой цели,
увлекающей и объединяющей членов
группы, и совместной
деятельности,
организованной руководителем.
Групповая сплоченность — Студопедия
Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л Фестингер
208_________________________________________________Глава 4
(1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер, L968). Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего — эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л.Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.
В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны ее членов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе. Несколько иной методический подход к оценке групповой сплоченности сложился в рачках социометрического направления. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии со взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отношений, то есть пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микроструктурой*, определяемой результатами социометрического исследования.
Другой теоретический подход к проблеме групповой сплоченности был предложен Т Нькжомом, который связал определение групповой сплоченности с понятием «групповоесогласие» (1965). Последнее Т. Нькжом определял как сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям. Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами. Близким к данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А-В-Пет-
Психология малых групп__________________________________________209
ровским и В.В.Шпалинским (1978), под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. В исследовании А.И.Дон-цова {1984) в качестве основного показателя сплоченности рассматривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Результаты исследования показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется прежде всего в процессе совместной трудовой деятельности.
Феномен совместной трудовой деятельности исследуется в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. В результате исследований была разработана модель группы как субъекта совместной деятельности. Основными параметрами, характеризующими уровень целостности (интегри-рованности) группы выступают плотность функциональных связей между ее членами, уровень функциональной взаимосвязанности и тип целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами группы. В рамках системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива (А Л.Журавлев и др., 1988) сформулировано положение о множественности (или многообразии) связей и отношений в трудовом коллективе, который должен рассматриваться одновременно как субъект совместной деятельности, общения и межличностных отношений. С этих позиций процесс психологической интеграции трудового коллектива может осуществляться по различным основаниям. Развитие коллектива представляет собой определенное соотношение (сочетание) процессов дифференциации и интеграции, причем один из этих процессов является ведущим на каждой конкретной стадии развития коллектива. В процессе развития коллектива происходит последовательная смена оснований процессов дифференциации и интеграции, которая определяет, как правило, и смену стадии развития коллектива.
Групповая сплочённость — Википедия. Что такое Групповая сплочённость
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Групповая сплочённость — в социальной психологии степень приверженности к группе её членов. Групповая сплочённость является одним из процессов групповой динамики[1].
Подходы к изучению
Групповая сплочённость рассматривается с трёх различных позиций[1]:
- Взаимное отношение членов группы друг к другу. Групповая сплочённость в этом случае определяется суммой симпатии друг к другу всех участников группы.
- Привлекательность группы для каждого из её членов. Групповая сплочённость в этом случае определяется суммарной силой факторов, которые удерживают индивидуума в группе.
- Ценностно-ориентационное единство. Групповая сплочённость в этом случае определяется степенью совпадения оценок членов группы внешних по отношению к группе предметов и явлений.
С другой стороны, групповую сплочённость можно разделить на четыре основные составляющие[2]:
- социальные отношения;
- деловые (целевые) отношения;
- чувство единения;
- эмоциональное восприятие.
Показатели групповой сплочённости
Высокая степень групповой сплочённости означает, что члены группы разделяют общие цели и интегрированы наилучшим образом. Наиболее важными в этом случае становятся высшие уровни совместимости: психологический и социально-психологический. Они выражаются в следующих обобщённых показателях, рост которых соответствует повышению групповой сплочённости[1]:
- частота положительного выбора членами группы друг друга;
- прочность коммуникативных связей;
- степень привлекательности группы для её членов;
- участие в жизни группы;
- влияние группы на своих членов;
- ориентация на значимые ценности;
- предметно-ценностное единство.
Согласно докладу State of the English Cities, выпущенному правительственной комиссией Великобритании, для групповой сплочённости важную роль играют следующие показатели:
Примечания
Исследования групповой сплоченности — Студопедия
Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л.Фестингер (1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы, с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер, 1968). Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего — эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л.Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.
65) Лидерство. Авторитарный, демократический, либеральный типы лидерства.
Лидерство рассматривается в социальной психологии как групповой процесс, связанный с социальной властью в группе. Власть несет в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.( формальный лидер, психологическй лидер)
Одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория лидерства К. Левина (1938 г.).
Она выделяет три стиля лидерства:
• авторитарный стиль лидерства — характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;
• демократический стиль лидерства — опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;
• либеральный стиль лидерства — отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.
66) Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений.
Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Прежде всего, это феномен внешне-групповой враждебности.
Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристальность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки
Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерности отношении между группами, был У. Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г работе «Народные обычаи» феномен этноцентризма. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим.
У. Самнер рассматривал этноцентризм как универсальным механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам является необходимым условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного этноса.
Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношении, можно условно объединить в рамках основных подходов. Так, уже в поздних работах 3. Фрейда излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждебности.
Внешнегрупповая враждебность и агрессивность, как способ разрешения внутриличностных конфликтов, используется в качестве объяснительной схемы в целом ряде исследований: авторитарной или этноцентрической личности (Т. Адорно, 1950), генерализации агрессии, возникающей в результате фрустрируюшего воздействия на личность (Л. Берковитц, 1972), роли этнических стереотипов в регуляции отношений между представителями различных этносов и рас (Г. Олпорт, 1954, Т. Петтигрю, 1958, Л. Берковитц, 1962).
И. Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости.
С принципиально иных теоретических позиций подходит к проблеме межгрупповых конфликтов М. Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном конфликте целей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации конкурентного взаимодействия представителей этих групп (М. Шериф, К. Шериф, 1953, М. Шериф, 1961,1966).
Полевые эксперименты М. Шерифа положили начало экспериментальному направлению в исследовании психологии межгрупповых отношений. В них впервые была сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях межгруппового взаимодействия и в динамике их развития в зависимости от этих условий. Наконец, в исследованиях М. Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).
Экспериментальные исследования и теоретическое осмысление этих феноменов (эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации) послужили основой создания оригинальной теории межгрупповых отношений Г. Тэджфела и Дж. Тернера. Г. Тэджфел, его сотрудники и последователи (М. Биллиг, Дж. Тернер и др.) провели серию лабораторных экспериментов, получивших в социальной психологии название «эксперименты с матрицами Тэджфела» или «эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации. Теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера объясняет феномены внутри группового фаворитизма и внешне-групповой дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп.
Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются заключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».
С. Уорчел (1979) считает, что для улучшения межгрупповых отношений важна не просто смена конкурентного взаимодействия на кооперативное, но устранение или уменьшение воспринимаемых различий между группами и максимизация сходства между представителями разных групп, позволяющего им воспринимать себя как членов одной группы.
Теория социальной (групповой) идентичности позволяет более конструктивно подойти к проблеме межгрупповой дифференциации и внутригрупповой интеграции в условиях социально-экономических изменений, связанных с появлением новых социальных групп и изменениями в социальной стратификации. Она предполагает возможность несоответствия реальной, объективной принадлежности индивида к той или иной социальной группе и субъективного осознания своего группового членства. При этом возможны ситуации кризиса социальной идентичности, когда индивид затрудняется определить свою групповую идентичность (принадлежность к конкретной социальной категории) и свое отношение к представителям своей и других групп .
Вывод: В итоге анализа состояния проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии, можно сказать, что в ней накоплен большой опыт исследований, выражающих различные теоретические и методические подходы. Они позволяют с разных точек зрения подойти к анализу теоретических проблем и наметить различные подходы к разрешению практических задач. Вместе с тем в западной социальной психологии проблема межгрупповых отношений в значительной степени ставится и решается именно как проблема межгрупповой враждебности.
67) Межгрупповая дифференциация и интеграция.
Все межгрупповые отношения в обществе могут быть рассмотрены на макроуровне, мезоуровне и микроуровне социальной жизни.
На макроуровне складываются отношения между большими социальными группами в рамках всего общества или даже между обществами (государствами, странами, этносами, расами, национальностями и т. д.).
На мезоуровне возникают отношения между первичными группами в рамках определенной общности, как, например, отношения школьных классов в школе или студенческих групп в вузе.
На микроуровне отношения существуют между микрогруппами, которые образуются уже в самой первичной группе. Это могут быть диады, триады или более крупные микрогруппы.
Даже семья может быть рассмотрена с точки зрения особых межгрупповых отношений микрогрупп. Например, мать и сын образуют одну микрогруппу, бабушка с внучкой – другую и т. д. Межгрупповая дифференциация зависит от многих причин, которые исследуются как в рамках социальной психологии, так и в пределах наиболее близких для нее дисциплин: социологии и психологии.
Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях являются основными тенденциями, определяющими не только сами эти отношения, но и условия существования социальных групп.
Эти две тенденции лежат в основе формирования соответствующих им типов отношений:
а) отношения, обусловленные процессами дифференциации,
б) отношения, обусловленные процессами интеграции.
Если дифференциация определяется различиями и ведет к обособленности групп, то интеграция, напротив, содержит в себе то общее, что способствует развитию тенденции к объединению в том или ином аспекте.
Эти две тенденции сосуществуют, и их динамка определяет жизнедеятельность социальной группы. Преобладание какой-либо одной тенденции может привести к негативным социально-психологическим результатам.
Так, преобладание дифференциации приводит к такой обособленности группы от социальной жизни, которая разрывает социальные связи, блокирует поступление новой информации и, в конечном счете, останавливает развитие группы, приводя ее к стагнации (застою).
С другой стороны – группа, в которой доминируют тенденции интеграции, настолько открыта социальной жизни, что не умеет защищать свои интересы. Такая группа также быстро утрачивает свою жизнеспособность, поскольку позволяет другим группам чрезмерно влиять на внутригрупповые процессы, в результате чего и теряет собственную социальную устойчивость.
Видимо, баланс интеграции и дифференциации выступает важнейшим условием жизнеспособности и развития социальной группы.
Проблема межгрупповых отношений исследуется в социальной психологии относительно недавно по сравнению с изучением проблем внутригрупповых отношений. Она тесно связана с чисто психологическими и социологическими исследованиями.
Можно выделить четыре основных направления в изучении межгрупповых отношений в социальной психологии исмежных с ней дисциплин.
Первое направление связано с изучением отношений между большими социальными группами в рамках всего общества на уровне социальной стратификации.
Второе – определяется изучением межгрупповых отношений в условиях, когда одна группа выступает в качестве лидера, а другая (или другие) следуют за ней.
Третье направление связано с исследованием отношений между малыми группами.
Четвертое – изучает влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы. Эти направления исследований лишь с известной долей условности можно четко разделить, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
68) Межгрупповой конфликт, внешнегрупповая враждебность, внутригрупповой фаворитизм.
Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Внешнегрупповая враждебность и агрессивность как способ разрешения внутриличностных конфликтов и фрустраций используется в качестве объяснительной схемы.
Внутригрупповой фаворитизм.Предпочтение собственной группы, стремление каким-либо образом благоприятствовать ей и ее членам при сравнении с другими релевантными группами и их представителями.
69) Процесс формирования внутригруппового предпочтения и процесс межгруппового сопоставления и сравнения.
Объединение людей в общности, протекающее как процесс обособления и противопоставления внешнему социальному окружению с одновременным уподоблением и единением общности внутри, является универсальным социально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между социальными группами – то есть общественные отношения.
Социальная группа — любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.
Понятием «межгрупповая дифференциация» обозначаются социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами.
Межгрупповое общение имеет специфические механизмы:
1. Процессы социальное стереотипизации( образ человека строится на базе стереотипов, существующих в данной группе)
2. Процесс атрибуции (приписывание социальным объектам характеристик, которыми они не обладают).
Негативным последствием отсутствия взаимопонимания при общении, как между индивидуумами, так и между группами людей, является конфликт. Конфликты различают по значению и способам разрешения на: конструктивный(заканчивается правильным решением), деструктивный(наносит урон чему-либо) и стабилизирующий( закрепление признаков устоявшейся нормы).
Групповая сплоченность и срабатываемость — Студопедия
Сплоченность – это устойчивость структуры группы, ее способность оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей.
– это удовлетворенность от взаимодействия и идентификация с группой
Американский психолог Т.Ньюком для анализа групповой сплоченности использует понятие «согласие» (consensus). Уровень сплоченности наряду с согласием характеризуется срабатываемостью членов группы.
Срабатываемость – это совместимость в деятельности и взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров
Феномен совместимости может обнаруживаться разный психологических уровнях: психофизиологическом, собственно психологическом и социально-психологическом.
Факторы групповой динамики:
Ø способность членов группы к развитию организационной структуры;
Ø степень свободы, с которой личность может функционировать в группе;
Ø насыщение, или информационную перегрузку, испытываемую членами группы;
Ø уровень развития группы, способный в ряде случаев существенным образом влиять на взаимосвязь рассматриваемых переменных.
Межличностная психологическая совместимость – это сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей.
Различают структурную и функционально-ролевую совместимость.
Структурная совместимость — совместимость темперамента, характера и личностных качеств партнеров, причем полагают, что в отношении темперамента и характера действует принцип взаимной дополняемости, а в отношении личностных качеств – принцип сходства и близости.
Функционально-ролевая совместимость – это соответствие представлений партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать в процессе общения.
Выделяются четыре уровня совместимости: психофизиологический, психологический, социально-психологический и социологический.
Сплоченность группы – мера единения его членов, вызванного осознанием ими общности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества и взаимопомощи.
Лекция 15. Групповые эффекты
Групповые эффекты – это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.
Что такое социальная сплоченность? (с иллюстрациями)
Термин «социальная сплоченность» относится к связям или «клею», которые скрепляют общество, часто посредством общих ценностей, убеждений и поведения. Сильные узы указывают на более высокий уровень социальной сплоченности, о чем свидетельствует большой процент населения, который следует правилам общества и проявляет терпимость друг к другу. Это также подтверждается сотрудничеством различных групп внутри сообщества, особенно когда они работают над тем, что принесет пользу обществу в целом.В сплоченном обществе люди склонны рассматривать себя как часть большего целого и действовать таким образом, чтобы поддерживать общепринятые ценности общества, даже если они лично не согласны.
Томас Гоббс писал о «социальном контракте», который представляет собой набор неписаных правил и ожиданий, которым должны подчиняться члены общества.
Когда в обществе присутствует социальная сплоченность, граждане часто разделяют общие убеждения и ценности, которые отражаются в их действиях. Это не означает, что люди должны разделять одни и те же убеждения; вместо этого у них есть по крайней мере несколько общих черт, и они иногда действуют аналогичным образом. Например, что касается религии, это может означать, что люди могут поклоняться так, как они хотят, а не все члены общества, принадлежащие к одной вере. Часто существует так называемый «общественный договор», который представляет собой набор неписаных правил и ожиданий, которые должны соблюдаться членами общества.Примеры включают голосование, уплату налогов и проявление терпимости по отношению к другим.
Бойскауты — хороший пример социальной сплоченности, поскольку это группа людей, объединившихся для достижения целей, которые принесут пользу обществу в целом.
Когда между членами общества существуют прочные узы общности, уровень социальной сплоченности считается высоким. Об этом свидетельствует то, что значительная часть общества следует правилам и действует так, как от них ожидают. Такой тип поведения также называют «игрой по правилам». Люди могут продемонстрировать это во многих сферах своей жизни, например, оправдывая ожидания общества в отношении посещения школы, получения работы, вступления в брак и создания семьи.Другими словами, социальная сплоченность проявляется в группах, когда они, как правило, живут одинаково.
Сообщества с высокой социальной сплоченностью побуждают людей выходить и заводить новых друзей.
Другой способ демонстрации социальной сплоченности — это объединение групп людей для общего дела, обычно для достижения цели, которая принесет пользу обществу в целом.Примером этого может быть, когда члены различных общественных групп, таких как бойскауты и церковная молодежная группа, работают вместе, чтобы собрать деньги на строительство парка; это также известно как сплоченность сообщества. Часто при наличии высокого уровня социальной сплоченности граждане склонны рассматривать себя как часть большего целого и готовы действовать для «большего блага» сообщества. Это также демонстрируется, когда люди ведут себя социально приемлемым образом, даже если это означает, что их действия не всегда отражают их личные убеждения.
Социальная сплоченность легко возникает в группах людей, разделяющих одну веру.
Помощь друг другу часто помогает создать социальную сплоченность.
Расизм может нарушить социальную сплоченность в обществе.
Социальная сплоченность часто строится на установившихся отношениях.
Молодежные программы могут способствовать социальной сплоченности.
,
PsyD в области клинической психологии — степени и карьера
О магистратуре в области клинической психологии
Тип степени:
Доктор психологических наук
Расположение:
Интернет, аудитория и гибрид
Продолжительность:
Минимум 3 года плюс стажировка
Всего кредитов:
Обычно от 70 до 80, но сильно варьируется
Право на помощь:
Да, для аккредитованных программ
Для работы в области клинической психологии или самостоятельной практики и получения юридической лицензии психолога почти в каждом штате требуется, чтобы у вас была докторская степень .Есть несколько вариантов получения докторской степени по психологии, и один из самых популярных — это степень PsyD. Как вы получите эту степень и что вы сможете делать после ее окончания? Найдите ответы на эти и другие вопросы в приведенном ниже руководстве.
Что такое PsyD в клинической психологии?
Психолог по клинической психологии позволяет вам работать на одном из самых высоких уровней области. Эта степень впервые появилась в 1970-х годах как как альтернатива для докторантов, которые были больше заинтересованы в предоставлении эмпирически обоснованных услуг непосредственно клиентам, чем в проведении психологических исследований .
Как упоминалось ранее, докторская степень или докторская степень почти всегда необходима, если вы хотите получить лицензию на психологию. После получения степени от вас потребуется пройти определенное количество клинических часов под наблюдением врача. Последний шаг к получению лицензии — это сдать экзамен на профессиональную практику в области психологии (EPPP). Многие лицензионные советы также требуют наличия собственного экзамена для штата.
PsyD и докторские степени
Среди других докторских степеней по психологии доктор философии (PhD), несомненно, является наиболее распространенной.Согласно Американской психологической ассоциации (APA), степени доктора наук: « предназначены для студентов, заинтересованных в получении новых знаний посредством научных исследований и / или приобретения опыта преподавания».
Студенты этих программ обучаются практическому применению принципов психологии с пациентами, но также получают углубленное обучение методам исследования и статистике с целью получения новых знаний. Аспирантам почти необходимо подготовить и защитить диссертацию, чтобы продемонстрировать свои исследовательские способности, что не всегда происходит в программах PsyD.
Независимо от того, какую степень вы выберете, вы будете готовы получить лицензию и работать во многих из тех же ролей в рамках клинической психологии. Тем не менее, , если вы точно знаете, что хотите проводить исследования или преподавать психологию в аспирантуре, доктор философии может лучше подготовить вас к этим ролям .
Еще одно различие между PsyD и PhD — это процент приема программ. Программы докторантуры, как правило, очень избирательны, многие принимают не более 10 студентов в год.По стране эти программы принимают в среднем всего 13%.
Программы
PsyD часто рассчитаны на большее количество учащихся, иногда до 100, хотя это количество сильно варьируется в зависимости от школы. При наличии большего количества мест для каждой программы это дает средней степени принятия около 40%. Однако важно отметить, что это не означает, что получить степень PsyD легче. Психиатрических программ предлагают гораздо меньше школ, чем докторов наук, поэтому, хотя индивидуальная программа может иметь более высокий процент приема, в целом доступно меньше мест.
Кому следует подумать о получении PsyD?
PsyD по клинической психологии обычно предназначены для студентов, которые уже получили степень магистра в той же или родственной области. Эти степени предназначены для обучения студентов широкому спектру теорий, инструментов и методов вмешательства, которые используются для лечения психических заболеваний, поведенческих проблем и эмоциональных расстройств.
Какие академические требования должны быть выполнены перед началом программы PsyD?
Большинство студентов PsyD поступают на программу со степенью магистра в той же или тесно связанной области.Вероятно, вам понадобится средний балл не ниже 3,0, хотя для многих программ требуется именно 3,5. Вам также необходимо будет предоставить личные эссе и рекомендательные письма и, вероятно, пройти личное собеседование.
Можно ли поступить без степени магистра?
Несмотря на то, что существуют программы PsyD, которые позволяют вам поступать только со степенью бакалавра, ваше образование будет включать в себя работу над степенью магистра на пути к получению докторской степени. Обычно известные как программы совместных или двойных дипломов, , они позволяют студентам сократить общее время, которое они тратят на получение 2 степени , так как кредиты магистратуры часто могут быть применены к PsyD.
Можете ли вы подать заявку на получение степени магистра?
Если вы получили степень магистра в области клинической психологии или в смежной области, вы, возможно, прошли курсы, которые покрывают часть кредитов вашей программы PsyD. Это во многом зависит от того, чего требует выбранная вами программа и что они готовы принять. Применение предыдущих кредитов — еще один способ сократить время, необходимое для получения степени.
Сможете ли вы поступить, если ваш магистр не по психологии?
Для поступления на программу клинической психиатрии PsyD всегда требуются определенные предварительные условия, хотя они могут различаться в зависимости от вашей школы.Хотя вполне возможно поступить со степенью в другой области, , возможно, вам сначала потребуется пройти курсы повышения квалификации или сдать экзамен, чтобы доказать, что у вас есть необходимые знания .
Вам нужно сдавать GRE или другие стандартные тесты?
В большинстве случаев вам нужно получить хорошие баллы по GRE, чтобы поступить в докторантуру. Не существует стандарта того, что считается хорошим. Тем не менее, высшие школы психологии сообщают в среднем около 160 из 170 по вербальному и количественному разделам и примерно 5 из 6 по аналитическому письму.
В вашей школе могут потребоваться дополнительные тесты или другой экзамен, который заменяет GRE, поэтому обратитесь в приемную комиссию департамента
Сколько времени нужно, чтобы получить PsyD?
Чтобы получить лицензию, во многих штатах требуется, чтобы программа, которую вы посещаете, была аккредитована Американской психологической ассоциацией. Чтобы получить аккредитацию, программа должна состоять как минимум из 3 академических лет с полной занятостью и 1-летней стажировки, что делает путь к получению степени PsyD не короче 4 лет .
Поскольку PsyD уделяет меньше внимания интенсивным исследованиям, количество времени, которое вы потратите на свою программу, скорее всего, будет меньше, чем если бы вы работали над докторской степенью.
Программа PsyD в области клинической психологии
Ваш PsyD подготовит вас к использованию различных теорий и техник, чтобы помочь вашим клиентам практиковаться в клинических условиях.
Какие курсы задействованы?
Курсы, которые вы посещаете, зависят от вашей конкретной программы, однако вы можете ожидать некоторые варианты из следующих:
- Психологическая оценка
- Психодинамическая психотерапия
- Теории разума
- Поведенческие и когнитивные методы лечения
- Продолжительность жизни
- Этика в психологии
- Статистика и исследования