Совокупность устойчивых мотивов ориентирующих деятельность личности: Направленность личности. Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуации

Содержание

Направленность личности. Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуации

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуации.

Направленность выступает как система, образующая свойства личности, определяющая ее психологический склад. Направленность влияет на все свойства личности.

Виды направленности: 1.Личная направленность, которая создается преобладанием мотивов собственного благополучия, самоутверждения. 2.Коллективистическая направленность, когда поступки человека побуждаются интересами общества, коллектива, других людей. 3.Деловая направленность. Порождается самой деятельностью, увлечением этой деятельностью (спортом, наукой).

В структуре направленности выделяют 3 группы мотивов: 1. Простые, к которым можно отнести влечения, желания и хотения. 2. Сложные: интересы, склонности и идеалы. 3. Случайные: чувства, аффекты и т.д.

Влечение это начальное неосознанное иди недостаточно осознанное проявление биологических или духовных потребностей человека в чем-либо. Желания это осознанное эмоциональное состояние, выражение актуальной потребности. Тоже недостаточно сильный мотив, но в нем уже присутствует волевой компонент. Хотение более активный, побуждающий к действию мотив.

К сложным: Интерес – это направленность личности на определенный предмет или явление, проявление положительного, эмоционально-окрашенного отношения, вызывающего стремление познать его. Интересы бывают разнообразными по содержанию (к литературе, физике), так же различаются по устойчивости, широте, влиянию на деятельность. Склонность – это направленность не только на предмет, но и на саму деятельность, жажда деятельности, стремление заниматься этим. Идеал – это высшая форма мотивации, выражающее основное направление личных устремлений человека, его конечную цель. Идеал тесно связан с мировоззрением личности. Различают моральные, эстетические, познавательные и практические идеалы. Особенность: идеалы не всегда ясно осознаются. Ценностные ориентации – это разделяемые и внутренне принятые личностью материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Убеждения – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Мировоззрение –это система взглядов, идей и представлений личности о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях: природе, обществе и человеке, об отношениях личности к окружающей действительности и ее жизненной цели.



В целом, направленность личности может быть узколичной или носить широкий общественный характер, являться неустойчивой (всецело зависеть от ситуации) или же устойчивой (длительно определять линию поведения).

Выводы:

1. Мотивационная сфера личности имеет сложную структуру, основными составляющими которой являются потребности, мотивы и цели.

2. Мотивы следует отличать от мотивировок.

3. Вершиной мотивации является потребность в самоактуализации.

4. Направленность личности выступает как система, определяющая ее психологический склад.

Рекомендуемая литература:

Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – 343 с.

Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986, Т 1., Т 2.

Шумский, П.П., Бернадская, Н.П. Изучение мотивационной сферы учащихся. – Мозырь: Белый ветер, 2997. – 22 с.

Секун, В.И. Психология активности. – Мн.: Ред. журнала «Адукацыя і выхаванне», 1996. – 280 с.

Лекция 9: Эмоциональноволевая сфера личности

2. Воля и регуляция поведения

3. Виды и роль эмоций

4. Эмоциональные состояния

5. Высшие чувства человека

_ личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий

_ — верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого является практика
(*ответ*) Истина
_ — конкретные способы и приемы исследования частных, ограниченных областей изучаемых явлений
(*ответ*) Методика
_ эксперимент – экспериментальное исследование, построенное на учете многих параметров, влияющих на объект изучения
(*ответ*) Многопараметрический
_ личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий
(*ответ*) Направленность
_ психология – отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания
(*ответ*) Педагогическая
_ анализ – совокупность разделов математики, посвященных исследованию функций методами дифференциального и интегрального исчисления
(*ответ*) Математический
_ — эффект в эксперименте, возникающий вследствие дефектов методики проведения опыта
(*ответ*) Артефакт
_ анализ – совокупность статистических методов исследования формы зависимости между переменными, когда хотя бы одна из этих переменных является случайной
(*ответ*) Регрессионный
«Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство», — писал
(*ответ*) С. Рубинштейн
 Б. Ананьев
 А Запорожец
 А. Леонтьев
«Основное позитивное содержание положения о единстве сознания и деятельности заключается в утверждении их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения», — писал
(*ответ*) С. Рубинштейн
 А. Леонтьев
 И. Павлов
 И. Сеченов
«Психические явления не могут быть поняты «вне законов земли», т.е. вне объективных законов, которым они подчиняются «роковым образом» и которые должны быть выявлены при помощи строго научных методов познания», считал
(*ответ*) И. Сеченов
 Б. Ананьев
 Б. Теплов
 В. Небылицын
«Человек не может быть объективно познан. Есть такие существенные аспекты его внутреннего опыта, которые по своей природе не могут быть объективно «схвачены», а доступны лишь интуиции, заменяющей причинное объяснение», — считал
(*ответ*) Х. Джаспер
 М. Сеченов
 Б. Ананьев
 Л. Выгодский
В понимании высших психических функций человека Р. Декарт был
(*ответ*) дуалистом
 материалистом
 идеалистом
 формалистом
В психике можно выделить познавательные психические процессы, позволяющие человеку познать окружающее. Это:
(*ответ*) ощущение
(*ответ*) восприятие
(*ответ*) память
 мотивация
 темперамент

Направленность личности — это… Что такое Направленность личности?

Направленность личности[1] — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

Виды направленности

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Качества направленности

  • Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).
  • Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.
  • Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.
  • Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.
  • Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

Связь с мотивационной сферой

В основе направленности человека лежат потребности, то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, влечения, желания, склонности, стремления, убеждения, мировоззрения.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения.

Установки

Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, то есть естественным путём. Однажды выработанная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образования и затухание установок, их подвижность разная у разных людей. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.

Установка как не осознаваемая готовность воспринимать окружающий мир под определённым углом зрения и реагировать определённым образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируется как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Установка может быть направлена на различные объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например в беседе отрицательная установка может быть направлена:

  • лично на самого собеседника;
  • на суть беседы;
  • на обстоятельства разговора и т.д.

Явлению психологической установки посвящено большое число экспериментальных исследований {источники?}, которые позволили выделить три составляющие (подструктуры) установки: когнитивную (познавательную) — образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную — комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую — готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Влечения

Влечение — недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся.

Некоторые авторы к неосознанным мотивам относят также гипнотические внушения, но они носят искусственный характер, сформированный «извне», в то время как установки и влечения формируются естественным путём в течение жизни человека. К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, желания, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.

Интерес

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые — его значением для личности (содержанием).

Склонность

Склонность — это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность.

Желание

Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.

Стремление

Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта — созданный фантазией образ желаемого; страсть — мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал — мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец.

Намерение

Намерение — это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, и средства их достижения.

Убеждения

Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание.

Мировоззрения

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности, прежде всего, отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей.

Направленность как система

Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС).

Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.

Направленность на взаимодействие

Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.

Деловая направленность

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

Личная направленность

Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.

Ссылки

Литература по основам психологии и педагогики

Примечания

  1. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск : БГУИР, 2008.

Понятие о направленности личности — Студопедия

ІІІ СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 3

Лекция 4 (25)

Тема: «Направленность и мотивационная сфера личности»

План

1. Понятие о направленности личности.

2. Потребностно-мотивационная сфера личности.

3. Психологические теории мотивации.

4. Мотивационное поведение как характеристика личности.

5. Развитие мотивационной сферы.

Понятие о направленности личности.

Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С.Прангишвили). Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психологических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений и т.д. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойством личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.



Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

влечение— принято считать, что влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

желание —это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

стремление—стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

интерес это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

· идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека.

· мировоззрение — это системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

· убеждениевысшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Тест по обществознанию Мораль 10 класс

Тест по обществознанию Мораль 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание).

Часть 1

1. Понятие «Категорического императива» было сформулировано

1) И. Кантом
2) Дж. Локком
3) Вольтером
4) К. Марксом

2. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации, называется

1) сознанием
2) направленностью личности
3) мировоззрением
4) психикой

3. Неосознанная, неустойчивая потребность личности в чем-либо — это

1) стремление
2) желание
3) влечение
4) идеал

4. Осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному называется

1) стремлением
2) желанием
3) моралью
4) идеалом

5. Философская дисциплина, изучающая мораль, называется

1) этикой
2) эстетикой
3) агностикой
4) феноменологией

6. Основными категориями морали являются понятия

1) добра и зла
2) черного и белого
3) свободы и необходимости
4) анализа и синтеза

7. Система взглядов человека на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе

1) идеал
2) мировоззрение
3) убеждение
4) интеллект

8. Высшая форма направленности — система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением

1) идеал
2) мировоззрение
3) убеждение
4) интеллект

9. Проявление человеком активности, не стимулированной извне, это

1) мировоззрение
2) убеждение
3) ответственность
4) инициатива

10. Готовность к необходимости, обязанности отдавать кому-либо отчет в своих поступках — это

1) мировоззрение
2) убеждение
3) ответственность
4) инициатива

11. Нравственный принцип, содержанием которого является любовь к Отечеству, называется

1) патриотизмом
2) национализмом
3) гражданственностью
4) моралью

12. Признаком морали как социального регулятора не является

1) носит нормативный характер
2) всегда поддерживается принудительной силой государства
3) неперсонифицированность
4) нормы морали носят обязательный характер

13. Синонимом морали является

1) нравственность
2) гражданственность
3) патриотизм
4) идеализм

14. Одним из первых мыслителей, сформулировавших «золотое правило этики»: «не делай другим того, чего не желаешь себе», был

1) Геродот
2) Конфуций
3) Ф. Ницше
4) М. Ганди

15. Система взглядов, понятий и представлений об окружаю­щем мире

1) интеллект
2) интеллигентность
3) мировоззрение
4) убеждение

Часть 2

1. Завершите категорический императив, сформулированный великим немецким философом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с ___________».

2. Вставьте пропущенное слово: «Духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий называется моральным ___________».

3. Этическая теория Эпикура, где добро определяется как то, что приносит людям наслаждение или избавление от страдания, а зло — как то, что приводит к страданию, называется ___________.

4. Установите соответствие между термином и его значением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Термин

А) аксиология
Б) эвдемонизм
В) нигилизм
Г) релятивизм

Значение

1) точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют
2) учение о ценностях
3) одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью
4) отрицание всех положительных идеалов и любых повелений морали вообще

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Часть 3

Темы для эссе

1. «Любая реформа, кроме моральной, бесполезна» (М. Кар­лейль).

2. «Мысль без морали — недомыслие, мораль без мысли — фанатизм» (В.О. Ключевский).

3. «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение» (Г. Гегель).

Ответы на тест по обществознанию Мораль 10 класс
Часть 1
1-1
2-2
3-3
4-1
5-1
6-1
7-2
8-3
9-4
10-3
11-1
12-2
13-1
14-2
15-3
Часть 2
1. Тобой
2. Выбором
3. Эпикурейством
4. 2341

Ответы на экзаменационные билеты страница 46

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек – существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса – индивидуализации.

Процесс социализации, а следовательно и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, например в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близких людей, закладываются основы личности человека. Очень часто можно встретить мнение, что основы личности закладываются в возрасте до трех лет. В этот возрастной период у человека не только происходит бурное развитие психических процессов, но он также получает первый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до конца жизни.

Следует отметить, что социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер.

В психологии принято подразделять социализацию на первичную и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответствующим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.

При рассмотрении проблемы развития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заключается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, другие же полагают, что индивидуализация личности – это негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации. В отечественной психологии социализация не рассматривается как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность чаще всего сложным и противоречивым образом.

Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Следует отметить, что процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Одновременно с социализацией протекает еще один процесс – инкультурация. Если социализация – это усвоение социального опыта, то инкультурация – это процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах.

Рассматривая проблему развития личности, авторы, как правило, стремятся определить причины, обусловливающие развитие человека. Большинство исследователей считают движущей силой личностного развития комплекс разнообразных потребностей. Среди этих потребностей важное место занимает потребность в саморазвитии.

49. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Влечение – это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы.Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности.

Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Мотивы и мотивация обеспечивают в основном активизацию и направленность поведения человека.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Читать онлайн Психология человека страница 12

Домашнее задание

1. Ответьте 20 раз письменно на вопрос «кто я?». Ответы обсудите в классе.

2. Используя приведенный ниже список качеств личности:

а) опишите одного из своих друзей;

б) разделите качества на три группы, соответствующие интра-, интер– и метауровню.

Качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаятельность, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвенность, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Дополнительная литература

Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

Грановская P.M. Элементы практической психологии. – Л., 1988.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1991.

Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ./Общ. ред. и послесл. Л.А.Петровской. – М., 1993.

Как построить свое «Я» /Под ред. В.И.Зинченко. – М., 1991.

Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.

Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителей. – М., 1991.

Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1986.

Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М., 1990.

Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пединститутов / Сост. В.В.Мироненко. – М., 1990.

Психология развивающейся личности/Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987.

Франклин В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Раздел 2
ИСТОЧНИКИ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Взрослый словарик

Влечение – психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Диспозиция – предрасположенность, готовность человека к определенным внешним или внутренним действиям.

Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Мотивировка – рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия.

Мотив достижения успеха – потребность добиваться успеха в различных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта.

Мотив избегания неудачи – более или менее устойчивые стремления человека избегать неудач в тех ситуациях в жизни, в которых результаты его деятельности оцениваются другими людьми.

Намерение – сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.

Стремление – первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту.

Тесты достижений – одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Потребности – фундамент активности личности

Евгений Рогов - Психология человека

Жизнь любого живого существа можно представить себе как непрерывный поток активности. У человека этот поток включает не только разного рода движения и действия, но и сообщения, переживания, мысли, чувства и представления. Эта активность недоступна внешнему наблюдению и не производит каких-либо непосредственных изменений во внешнем мире. Уровни активности очень разнообразны и варьируются от внутренних образов, проплывающих мимо нас в снах и грезах, до действий, произвольно осуществляемых по заранее намеченному плану.

Виды активности можно различать не только по тому, исчерпываются они внутренним переживанием или содержат также какие-то действия. Психологи выделяют, кроме того, произвольную и непроизвольную активность.

Произвольная активность характерна тем, что проявляется ровно настолько, насколько необходимо для достижения определенного результата. Человек представляет себе цели, которые преследует, и контролирует весь ход развертывающихся процессов. Произвольная активность всегда протекает на фоне более или менее отчетливых ожиданий предполагаемого результата деятельности или возможных последствий результата.

Непроизвольной можно назвать такую активность, которая связана с переживаниями типа сна или грезы. Человек предается пассивным размышлениям, как зритель во время спектакля. К непроизвольному поведению относятся также чисто рефлекторные ответы, например мигательный рефлекс и ориентировочная реакция, условные сигнальные реакции. Кроме того, следует включить сюда единицы поведения, неожиданно, наподобие инородного тела, вклинивающиеся в упорядоченную последовательность действий и иногда даже разрушающие ее. Их можно назвать ошибочными действиями, так как они происходят непредвиденно и на первый взгляд необъяснимо. Однако нельзя сказать, что подобная активность беспричинна, нецелесообразна и совсем не поддается объяснению. При более глубоком рассмотрении причину можно выделить всегда. Например, ребенок, сидя за столом, нечаянно разлил молоко. Мать видит причину в том, что он неловкий и много вертится. Но подлинная причина связана с тем, что мальчик просто не любит молоко.

В поведении человека существуют две взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, каким оно будет от начала и до конца. Психические процессы, явления и состояния: ощущение, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает регуляцию поведения.

Что же касается стимуляции, или побуждения, то последнее связано с потребностями, мотивами, мотивацией, интересом, целью, намерениями, стремлениями, т. е. со всеми внутренними и внешними факторами, которые заставляют человека вести себя определенным образом.

Из всех возможных проявлений человека главным является проявление потребности. Потребностью называют такое состояние организма, при котором он нуждается в определенных условиях, недостающих ему для нормального существования и развития. Так, человек постоянно нуждается в пище, питье, окружающих людях и различных предметах. Поэтому потребность, как состояние личности, всегда связана с наличием чувства неудовлетворенности, вызванного отсутствием того, что в данный момент требуется организму.

Проблема человеческих потребностей не является только психологической. Она изучается и другими общественными науками – экономикой, социологией, историей и др. Однако там она рассматривается прежде всего как проблема потребностей общества. В той или иной связи потребности являются также предметом внимания общей биологии, экологии, генетики и физиологии (в том числе физиологии человека) – здесь речь идет о потребностях биологических. Собственно психологический аспект данной проблемы – это изучение в первую очередь потребностей индивида как члена общества, потребностей малых групп, а также исследование законов их развития и механизмов формирования на их основе мотивов деятельности и общения личности.

Потребности имеются у всех живых существ. Этим живая природа отличается от неживой. Другое отличие – избирательность реагирования живого именно на то, что составляет содержание потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент не хватает. Потребности служат главным источником активности человека. Они стимулируют его поведение, направляют на поиск необходимого. Потребность приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока нужда не будет полностью удовлетворена. Человек обладает высшими формами отражения окружающего мира. Поэтому объекты, которые побуждают его к деятельности, могут быть отражены в разных формах: в форме образа или представления, мысли и понятия, идеи или нравственного идеала.

Еще одна отличительная особенность потребностей – их ненасыщаемость. Даже если потребность удовлетворена полностью, через какое-то время она возникает вновь и опять требует удовлетворения.

6 Мотивация к обучению | Как люди учатся II: учащиеся, контексты и культуры

различных стимулов, основанных на успеваемости в классах (например, оценки, призы), необходимо лучшее, более комплексное понимание того, как внешние награды могут повредить или принести пользу мотивации учащихся способами, которые имеют значение для достижений и производительности в ряде реальных задач. условия мира на протяжении всей жизни.

Эффекты выбора

Когда учащиеся считают, что они контролируют свою среду обучения, они с большей вероятностью будут принимать вызовы и упорствовать в выполнении сложных задач по сравнению с теми, кто считает, что у них мало контроля (Национальный исследовательский совет, 2012c).Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что возможность делать осмысленный выбор во время обучения, даже если он небольшой, может поддерживать автономию, мотивацию и, в конечном итоге, обучение и достижения (Moller et al., 2006; Patall et al., 2008, 2010). 2

Choice может быть особенно эффективным для лиц с высоким первоначальным интересом к предметной области, а также может вызвать повышенный интерес (Patall, 2013). Одна из возможных причин, по которой осуществление выбора, кажется, увеличивает мотивацию, заключается в том, что акт выбора вызывает когнитивный диссонанс: чувство дискомфорта и неуверенности в своем решении.Чтобы уменьшить это чувство, люди склонны менять свои предпочтения на особо ценные и проявлять интерес к тому, что они выбрали (Izuma et al., 2010). Знание о том, что человек сделал выбор («владение выбором»), может защитить от обескураживающего эффекта отрицательной обратной связи в процессе обучения, эффекта, который наблюдался на нейрофизиологическом уровне (Murayama et al., 2015). Восприятие выбора также может влиять на обучение, стимулируя ситуативный интерес и вовлеченность (Linnenbrink-Garcia et al., 2013).

Цели

— желаемые результаты учащегося — важны для обучения, поскольку они определяют решения о том, следует ли тратить усилия и как направить внимание, способствовать планированию, влиять на реакцию на неудачи и способствовать другим формам поведения, важным для обучения (Albaili, 1998; Dweck and Elliot , 1983; Hastings and West, 2011).

Учащиеся могут не всегда осознавать свои цели или процессы мотивации, связанные с их целями. Например, занятия, которые учащиеся считают приятными или интересными, могут способствовать вовлечению без

учащегося.

___________________

2 Исследование 2008 года было метаанализом, поэтому исследуемые популяции не описаны.В исследовании 2010 года приняли участие в общей сложности 207 (54% девочек) старшеклассников с девятого по двенадцатый класс. Большинство (55,5%) учеников в этих классах были европеоидной расы, 28 процентов — афроамериканцами, 7 процентов — азиатами, 3 процента — латиноамериканцами, 1,5 процента — коренными американцами и 5 процентов — представителями других национальностей.

,

Принципы организационного поведения Примечания — N1062

Принципы организационного поведения Примечания:

Лекция 1:
Принципы организационного поведения — 1
Форма оценки:
30% — Курсовая работа (10-12 мин. Групповая презентация — разбор деталей акушерства)
Презентация в Мастерской 6 — 12 марта
70% — Незаметный экзамен (2 часа — MCQ и короткие ответы Qs)

Результаты обучения:
Опишите психологическую динамику, лежащую в основе поведения людей в
организации
Оценить роль человека в групповых и организационных процессах

Измерение поведения:
люди
Ресурсы
Существенность

Организации — это сложные системы, и человеческая деятельность осуществляется на разных уровнях
анализ:
3 уровня дисциплины:
Индивидуальный уровень -> Уровень группы -> Уровень организационных систем
Индивидуальный = HRM
Группа = Менеджмент
Org.= Организационная структура

Организационное поведение до 1900-х годов:
Постепенное появление промышленной организации
Непрерывное производство
Дешевый труд, дешевая рабочая сила
Достижения современной техники

Модернизм

В течение 1900-1930-х годов Тейлор, Файол, Мэри Паркер Фоллет, Уильям Джубрит — все прилагали усилия.
систематизировать то, как мы понимаем работу
Рассмотрение людей как формы технологии, которую можно понять и улучшить
время
Это было сделано с помощью: Исследования времени и движения Уильяма Джубрита.
Они отслеживали каждое движение человека и разбивали его на мельчайшие этапы.
практически
Затем они провели количественную оценку и нашли наиболее эффективные способы сделать что-либо.
Такие люди, как Тейлор, взяли эту идеологию и применили ее к фабрикам, пытаясь улучшить
оперативность и прозрачность работы, выполняемой на заводе
Тейлор ввел сдельную оплату труда, при которой работникам будут платить на основе
количество, которое они могут производить ежедневно, это значительно повышает мотивацию сотрудников и
положит конец дисфункциональной системе, когда сотрудники будут стараться делать как можно меньше
поскольку им выплачивалась фиксированная заработная плата и никто не контролировал качество их работы

Принципы научного менеджмента:
Это набор экспериментов, исследований и идей о том, как повысить производительность в
рабочая сила в производственных условиях
Тейлор выступал за эффективность
Файоль отстаивал важность власти
Фолле отстаивал важность ситуационной осведомленности
Все три теории привели к современной производственной системе

.

Влияние научного менеджмента:

при возникновении эффекта (модерирующая или непредвиденная переменная)

Научный менеджмент

Наблюдение за работой
Запись входов / выходов
Анализ и эксперимент
Изоляция «первоклассных мужчин»
Обучение по принципу «один лучший»

Подход к человеческим отношениям:
Начало 20 века
Научный подход к управлению игнорировал благополучие сотрудников и был слишком сосредоточен на
повышение эффективности i.e сокращение прогулов и т. д.
Человеческие отношения подчеркивают социальные процессы и взаимодействия

Хоторнские исследования — Элтон Мэйо
Проведено в 1920-х годах на электрической компании в Хоторне.
Социальные нормы на рабочем месте влияют на индивидуальное поведение
Изменения в физической среде (эффект освещения)
Вывод:
просто обслуживая людей увеличил выпуск

Новые теории лидерства в жанрах:
Трансформационное лидерство:
Эмоциональный подход
Лидерство через вдохновение, видение, харизму
Преобразование ценности подчиненных
Транзакционное лидерство:
рациональный подход

Наблюдательные исследования:
Исследователь наблюдает за людьми и систематически записывает измерения или впечатления от них.
поведение

Качественные интервью исследования:
Корреляционные исследования:
Это метод, с помощью которого систематически измеряются две или более переменных, и
отношения между ними
Экспериментальные исследования:
Метод, при котором исследователь случайным образом назначает участников случайным условиям.
и убедитесь, что эти условия идентичны, за исключением идентичной переменной

Лекция 2:

Принципы организационного поведения: неделя 2 à Методы исследования и этика

Теория:
— Теория = организованный набор принципов, которые позволяют предсказать причинно-следственную связь между двумя или более переменными.
— Научная теория должна:
o Определить явление
o Утверждать, почему это явление существует и что на него влияет
— Гипотезы выводятся из теории
o Проверяемый ответ на научный вопрос

Элементы теории для объяснения человеческого поведения, мыслей или эмоций

Вставить изображение

Дизайн исследования действий
— Вовлекается исследователь
— Стремится решать насущные проблемы и способствовать расширению знаний
— Сосредоточен на диагностике и исследовании конкретной проблемы и внесении изменений для улучшения
— Большая часть включает в себя метод наблюдения
— Используется, чтобы помочь улучшить свои собственные методы работы — люди с таким же типом работы
будут наблюдать за вами и предлагать улучшения, чтобы сделать работу лучше
— ПРЕИМУЩЕСТВА:
o Исследования имеют отношение к бизнесу
o Может получить глубокие знания
— НЕДОСТАТКИ:
o Часто задержки в завершении
o Отсутствие возможности воспроизведения

Качественный дизайн
— Подчеркивает видение мира глазами участников
— Чаще всего подразумевает методы наблюдения и интервью.
— Типы:
o Натурализм
o Этнометодология
o Эмоциональность
o Постмодернизм
— ПРЕИМУЩЕСТВА:
o Богатые данные
o Рефлексивные ответы
— НЕДОСТАТКИ:
o Нет твердых ответов
o Кодирование данных субъективно

Как собирается информация?
— Анкеты
— Интервью
— Наблюдение
— Существующие / архивные данные

Анкеты
— Быстрый и простой способ получения информации
— Состоят из вопросов по определенной теме
o Типы вопросов:
§ Структурированный: заранее определенные вопросы и ответы
§ Неструктурированный: общие вопросы и открытые ответы
— ПРЕИМУЩЕСТВА:
o Быстро и быстро
— НЕДОСТАТКИ:
o Проблемы с точностью

Интервью:
— Вопросы задаются устно исследователем
o Структурированный v неструктурированный
o Индивидуальные и групповые
— ПРЕИМУЩЕСТВА:
o Quick and fast
— НЕДОСТАТКИ:
o Проблемы с точностью

Наблюдение:
— Наблюдать и записывать поведение участников
o Структурированное v активное участие
o Сосредоточиться на реальном поведении или последствиях поведения
— ПРЕИМУЩЕСТВА:
o Исследователь получает непосредственный опыт того, что происходит на
o Доступ к мирским событиям
— НЕДОСТАТКИ:
o Предвзятость исследователя
o Предвзятость участника

Архивные источники:
— Источник данных
— Любые данные, которые уже существуют в организованной форме
— ПРЕИМУЩЕСТВА:
o Данные легко доступны
— НЕДОСТАТКИ:
o Данные могут не включать всю необходимую информацию

Почему разорвана связь между теорией и практикой?
— Говорят, что теория и практика не связаны
— Согласно Джонсу, 1983:
o Политический и социальный контекст организации не рассматривается
o Исследование сложное и абстрактное
o Результаты исследований могут не иметь отношения к повседневным проблемам.
o Организации, применяющие хорошие и / или плохие методы, не могут быть названы
o Результаты исследований публикуются в академических журналах
o Менеджеры не используют должным образом имеющиеся знания
Устранение разрыва между исследованиями и практикой — Rynes et al.,
— Исследователи должны проводить больше времени в организации
— Организации должны заключить контракт на исследование
— Исследователи должны понимать и учитывать управленческие прихоти
o Например, управление качеством, эмоциональный интеллект

Этика:
Этика — это моральные принципы и правила поведения, которые определяют (и ограничивают) поведение исследователей

Внутренний -> предполагает участие в поведении, потому что оно приносит личное вознаграждение; по существу,
выполнение действий ради них самих, а не стремление к некоторому внешнему вознаграждению -> —

награды, оценка

Теория мотивации Герцберга:
Теория мотивации гигиены
на людей влияют факторы мотивации и гигиены

Гигиенические факторы
-> факторы, которые связаны с работой, они могут демотивировать сотрудников, если они не
настоящее время
-> Гигиенические факторы — это те рабочие факторы, которые необходимы для существования мотивации на
на рабочем месте -> они не вызывают недовольства клиентов -> они не считаются
факторы мотивации
Включает: оплату, дополнительные льготы, физические условия труда, статус, компанию и
административная политика, обеспечение занятости и межличностные отношения

Факторы мотивации
— мотивационные факторы приносят положительное удовлетворение
— Эти факторы мотивируют сотрудников на превосходную работу
— Сотрудники считают эти факторы полезными
— Включая: признание, чувство достижения, возможности роста и продвижения,
ответственность, осмысленность работы

Теории типов:
— Теории типов вращаются вокруг определения предпочтений
— Индикатор типа Майерс-Бриггс распределяет людей по категориям на основе их
предпочтений

теории черт:
— Они вращаются вокруг выявления различий с помощью различных инструментов оценки.
— Свидетельства наличия большой пятерки черт личности:
o Открытость
o Добросовестность
o Экстраверсия
o Доброжелательность
o Невротизм

Два типа теорий мотивации: теории содержания и теории процессов

Теории содержания à описывают содержание трудовой мотивации / что мотивирует?
— Примеры включают:
o Иерархия потребностей (маслоу)
o Теория потребностей (Макклелланд)
o Двухфакторная теория (Герцберг)
o Теория постановки целей (Локк)

Теории процессов à Опишите направление и процесс мотивации труда / Как это
мотивирует

  • Примеры:
    o Теория капитала (Адамс)
    o Теория ожидания (Врум)

Теории содержания:

  • Люди различаются своими потребностями, и эти различия влияют на их индивидуальное поведение
    o Потребность в достижении

      § Стремление к совершенствованию и успеху  

    o Потребность во власти

      § Стремление к более высокому положению, заставляющее других вести себя так, как они
        не вела бы себя иначе  

    o Потребность в принадлежности

      § Стремление к взаимодействию, принадлежности к социальным группам и признательности  

Теория потребностей Макклелланда (1961)
— Макклелланд сказал, что есть три основных мотиватора, и один из них будет нашим доминирующим мотивирующим драйвером
.
— Этот доминирующий мотиватор во многом зависит от нашей культуры и жизненного опыта.
— Мотиваторы включают:
— ДОСТИЖЕНИЕ:
o Имеет сильную потребность ставить сложные цели и достигать их.
o Принимает на себя просчитанные риски для достижения своих целей
o Любит получать регулярные отзывы об их прогрессе и достижениях
o Часто любит работать в одиночестве
— ПРИСОЕДИНЕНИЕ:
o Хочет принадлежать к группе

o Смена должностей: периодическое переключение сотрудника с одной задачи на другую.
o Расширение работы: увеличение количества и разнообразия задач
o Расширение вакансий: повышение степени контроля работником
планирования, выполнения и оценки работы

Сила воли (Volition)

Желание:

  • Неопределенность и сомнения относительно цели
  • Несфокусированное восприятие
  • Обращение к нескольким альтернативам
  • Часто сдается слишком рано

Завещание:

  • Чистая цель
  • Нет трудностей для запуска
  • Сосредоточьтесь на цели
  • Мобилизация дополнительной энергии для преодоления неудач

ЛЕКЦИЯ 4

Неделя 4 — ПОБХРМ: личность и интеллект

Личность и интеллект

Чем отличаются люди:
— Демография
— фоновые факторы
— Способности / Интеллект
— личность
— Отношения / Мотивации

Способности и интеллект:
способность
— Способность делать или действовать физически,
— морально, юридически, морально, материально
— Особые навыки или способности
интеллект
— Способность к обучению, рассуждению,
— понимание и подобные формы умственной деятельности

Зачем изучать интеллект?
Прогнозирует производительность на рабочем месте
— Скромная положительная связь между общим интеллектом и производительностью труда (Bertua et al.
и др., 2005; Шмидт и Хантер, 1998 г.)
— Сильная положительная связь между общим интеллектом и производительностью работы (Драсгоу,
2003)

Тестирование интеллекта:
— Истоки тестирования интеллекта (Бине и Саймон, 1905 г.)
— Интеллект можно было измерить с помощью набора вопросов
— Тесты рассчитаны на разные возрастные группы
— (3-10 лет)
— Вопросы расположены по возрастающей сложности
— Разработан набор тестов, направленных на высшие психические процессы.
o Внимание
o Память
о мышление
o Другие когнитивные процессы

тестов интеллекта:
Особенности современных тестов интеллекта
— Многочисленные задачи
— Стандартизированный (последовательный)
o Условия
o Содержание
o Инструкции
o Время

Типовые теории личности
— Описательные ярлыки для набора характеристик личности
— Используется для определения личности в определенное время
— Таксономии и подтипы типов личности
o Таксономия (темперамент) определяется телесными жидкостями (кровь,
мокроты, черная желчь и желтая желчь), которые создают паттерны личности
o Подтипы — это психологические предпочтения (Jung, 1953)
§ Чувство
§ Мышление
§ Сенсация
§ Интуиция

Типовые теории личности: Майерс-Бриггс:
— Личность основана на часовых предпочтениях (Бриггс Майерс и Майерс, 1995)
o Любимый мир: экстраверсия (E) или интроверсия (I)
o Информация: ощущение (S) или интуиция (N)
o Принятие решений: мышление (T) или чувство (F)
o Образ жизни: суждение (J) или восприятие (P)
— Комбинируйте предпочтения, чтобы получить типы e.g ISFJ, ESTP
— МБТИ на рабочем месте
o Подбор персонала
o Индивидуальное развитие
o Развитие менеджмента и лидерства
o Тимбилдинг
o Профориентация
o Консультации по вопросам взаимоотношений
Ограничения MBTI:
— Проблемы с использованием «типов»
o Черты характера носят постоянный характер
o Часто людей принуждают к типам
o Изменения исходных оценок могут повлиять на надежность шкалы
— Вопросы действительности
o Отсутствуют исследования прогнозной достоверности
o Нет исследований по возрастающей достоверности

Теории черт личности:
— Напоминает наше повседневное определение личности
o Черта: Любая постоянная характеристика (эмоциональная, поведенческая, когнитивная), которая
влияет на то, как личность проявляется относительно постоянным и последовательным образом.
— Индивидуальные различия в поведении, мыслях и эмоциях можно измерить и объяснить
личностными качествами

Комментарий [OC1]: означает классификацию

Теории свойств: Большая пятерка
Пятифакторная модель (Большая пятерка): Коста и МакКрэй (1992)
— Открытость опыту
o Любопытство
o эстетический
o инновации
— Добросовестность
o Заказать
o Послушание
o Компетентность
— Экстраверсия
o тепло
o общительный
o деятельность
— Доброжелательность
o кооператив
o Соответствие
o Прямолинейность
— невротизм
o Беспокойство
o Moody
o Самостоятельная амортизация

  • Доказательства пятифакторной модели на рабочем месте
    o Удовлетворенность работой

      § Положительное отношение к экстраверсии, но отрицательное отношение к
        невротизм (Barrick et al, 2002)  

    o Производительность

      § Положительная связь с сознательностью (Barrick & Mount, 1991)  

    o Профсоюзы

      § Отрицательная связь с экстраверсией и невротизмом (Parkes and
        Раваж, 2004)  

Ограничения пятифакторной модели:
— Как определить первый фактор:
o Несогласие по поводу содержания и воспроизводимости
— Как определить последний фактор невротизма
o Несогласие по содержанию
— Слишком упрощенно
o Положительные и отрицательные отношения
o Религиозность и духовность

Особенность —
Стиль — лидер состоит из двух моделей поведения, задач и теорий стиля.Теории стиля
когда вы общаетесь с людьми

Черты хорошего лидера:
— авторитетный
— понимание
— трудолюбивая
— патерналистский
— вдохновляющий
— мотиватор
— решающий
— Организовано
— доверие достойно
— харизматичный
— Agile
— эластичный
— Справедливая
— Уверенный
— Коммуникатор
— Честный
— Адаптируемый

Теории стиля:
— Два измерения лидерского поведения
— Рассмотрение
— Ориентированное на людей поведение
— Степень заботы руководителя о сотрудниках
— Инициирующая структура
— Ориентированное на задачу поведение
— Степень, в которой лидер определяет роли, инициирует действия и определяет, как задачи
быть законченным
— Три измерения лидерского поведения:
Ориентированный на задачу
— Важно сосредоточиться на задачах, которые необходимо выполнить.
— Планирование и составление графиков работы, координация действий и предоставление необходимых
ресурсы — типичное поведение
Ориентация на отношения:
— Сосредоточение внимания на отношениях с сотрудниками важно
— Вежливость, помощь и поддержка подчиненных — типичное поведение.
Активное лидерство
— Лидер скорее способствует, чем направляет
— Вовлечение сотрудников в процесс принятия решений — типичное поведение

теории черт:
Три шага к определению поведения
̈ Наблюдайте за поведением лидера (я)
̈ Классифицируйте поведение (я)
̈ Определите, какие модели поведения наиболее эффективны

Три основных убеждения:
Люди наследуют лидерские качества
Выявление эффективных лидерских качеств и способностей
Людей с лидерскими качествами следует продвигать к руководству
позиции

Причины использования теорий стиля лидерства:
Стиль лидерства относится к действиям, предпринимаемым лидерами для сбора информации от подчиненных,
решений, решения проблем и анализа результатов — фокусируется на том, что делают лидеры, а не на том, что
они есть
Имеет гораздо более широкий кругозор того, что делает лидера
Разделение на две теории: задачи и отношения поведения
Теория гораздо менее двусмысленна, чем теории черт
Более адаптируется к ситуациям

Причины против использования теорий стиля:
Не все модели поведения соответствуют теориям классификации
Не обращает внимания на ситуацию: в зависимости от ситуации могут потребоваться разные стили руководства.
по разным ситуациям
Не так просто проверить, сложно понять, эффективен он или нет.

Причины использования теорий черт:
Помогает определить лидера
Срок действия через годы исследований
ориентируется на индивидуальные особенности

Против использования теорий черт:
Некоторые черты характера не обязательно могут быть приобретены путем обучения — некоторые люди рождаются с этим.
и не учили
Люди могут ошибаться, полагая, что эти качества необходимы для того, чтобы стать великим лидером.
Предполагается, что существует определенный набор характеристик, которые делают лидера независимо от того,
ситуация
Очень сложный и не учитывающий человеческий труд
очень субъективно

Теории непредвиденных обстоятельств:
Оптимальный стиль руководства зависит от ситуации — сопоставьте ситуацию с подходящим
лидерские способности и поведение

Теория непредвиденных обстоятельств Фидлера (1967)
— Стабильные черты личности предопределяют стиль руководства
— Ключевая характеристика личности касается мнения лидера о наименее предпочтительном
коллега (LPC)
— Высокие баллы означают положительные взгляды (внимание)
— Низкие баллы означают негативные взгляды (структура)
— Стиль лидерства взаимодействует с ситуацией
— Благоприятные ситуации для лидера
— Отношения между лидерами и участниками
— Качество отношений между лидером и его / ее последователями
— Структура задачи

,

Способности в организационном поведении: типы способностей (объясненные)

Способности — это навыки и качества, которые позволяют достичь цели.

Это могут быть стабильные и устойчивые характеристики, которые являются генетическими и могут быть либо полностью перцептивными, либо полностью моторными, либо их комбинацией.

Сотрудники должны обладать определенными способностями, которые сделают их ценным дополнением к организации.

Что такое способности в организационном поведении?

Способности — это текущая оценка того, что можно делать.

С точки зрения менеджмента, вопрос не в том, различаются ли люди по своим способностям.

Да, конечно.

Проблема заключается в том, чтобы знать, чем люди различаются по способностям, и использовать эти знания для повышения вероятности того, что сотрудник будет хорошо выполнять свою работу.

Мы признаем, что у каждого есть сильные и слабые стороны с точки зрения способностей, которые делают его или ее относительно выше или ниже других в выполнении определенных задач или действий.

По словам Стивена П. Роббинса, «Способность — это способность человека выполнять различные задачи на работе».

По словам Кейта Дэвиса, «способность — это способность к чему-то, особенно физическая, умственная, финансовая или юридическая сила для выполнения чего-либо».

Алисса МакГонагл, профессор психологии в Государственном университете Уэйна, сказала: «Работоспособность не в том, хотят ли люди продолжать работать, а в том, чувствуют ли они, что могут продолжать работать на своей работе.

Наконец, мы можем сказать, что способность — это качество или состояние способности, способность действовать, будь то физическая, умственная, моральная, интеллектуальная, умение действовать, достаточность силы, доступные ресурсы и т. Д.

Она поддерживает и способствует развитию навыков.

Это может быть по существу перцептивное, по сути моторное или сочетание того и другого.

Существует два типа способностей, интеллектуальных и физических способностей, которые организации ищут у сотрудников в зависимости от требований к должности.

Типы способностей

В организационном поведении есть 2 типа способностей;

  1. Интеллектуальные способности.
  2. Физические способности.

Интеллектуальные способности

Интеллектуальные способности — это способность мыслить и рассуждать, а также решать проблемы.

Обычно это способность, измеряемая результатами теста интеллекта. Он также иногда используется в контексте обсуждения работы кого-либо в академической или реальной обстановке.

Семь наиболее часто упоминаемых параметров, составляющих интеллектуальные способности, — это числовое отношение, словесное понимание, скорость восприятия, индуктивное мышление, дедуктивное мышление и память.

Интеллектуальные способности имеют семь измерений.

Такие как;

Размер Описание
Number Aptitude Это способность выполнять быстрые и точные арифметические операции.
Понимание Это способность понимать то, что читают и слышат, и отношения слов друг к другу.
Скорость восприятия Это умирающая способность быстро и точно определять визуальные сходства и различия.
Индуктивное мышление Это способность определить логическую последовательность в проблеме, а затем решить ее.
Дедуктивное рассуждение Это способность видеть логику и оценивать значение аргументации искусства.
Специальная визуализация Это способность представить, как объект будет выглядеть, если его положение в пространстве изменилось.
Память Это способность сохранять и вспоминать прошлый опыт.

Преимущества

  • Высокая надежность
  • Устные рассуждения и численные тесты показали высокую пригодность для широкого круга задач.
  • Срок действия повышается с увеличением сложности задания.
  • Комбинации тестов на пригодность имеют более высокую валидность, чем отдельные тесты.
  • Его можно администрировать в групповых настройках, где одновременно можно тестировать множество кандидатов.
  • Подсчет результатов тестов может производиться компьютерным сканирующим оборудованием.
  • Более низкая стоимость, чем тесты личности.

Физические способности

Физические способности — это способность выполнять задачи, требующие выносливости, желаемых, силы и аналогичных характеристик.

Он может идентифицировать людей, которые физически способны выполнять основные функции работы, не рискуя причинить вред другим.

Исследование требований, необходимых для сотен рабочих мест, выявило девять физических способностей, связанных с выполнением физических задач.

Это -динамическая сила, статическая сила, сила туловища, взрывная сила, экстенсивная гибкость, динамическая гибкость, координация тела, равновесие и выносливость.

Фактор Описание
Динамическая сила Способность постоянно прикладывать мышечную силу с течением времени.
Сила туловища Способность напрягать мышцы с помощью мышц туловища.
Статическая сила Способность воздействовать силой на внешние объекты.
Explosive Strenght Способность увеличивать максимум энергии за одно или серию взрывных действий.
Экстент Гибкость Способность максимально двигать мышцами туловища и спины.
Динамическая гибкость Способность совершать быстрые повторяющиеся сгибательные движения.
Координация тела Умение координировать одновременные действия разных частей тела.
Баланс Способность сохранять равновесие, несмотря на силы, нарушающие равновесие.
Выносливость Способность продолжать максимальное усилие, требующее продолжительных усилий с течением времени.

Преимущества

  • Он может идентифицировать людей, которые физически неспособны выполнять основные функции работы, не рискуя травмировать себя или других.
  • Это может привести к снижению затрат, связанных с выплатами по инвалидности / медицинскому страхованию, страхованию и компенсации
  • рабочим.
  • Снижение невыходов на работу

Недостатки

  • Дорогостоящее администрирование
  • Необходимо показать, что требования связаны с должностью, посредством тщательного анализа должностей.
  • Может иметь разное влияние на старших соискателей в зависимости от возраста,

Интеллектуальные способности и физические способности

Способности — это способность человека справляться с многочисленными задачами на работе.

Организациям необходимо определить ключевые способности сотрудников, которые приведут к успеху, а сотрудники должны обладать определенными способностями, которые сделают их ценным дополнением к организации.

Человек, обладающий как интеллектуальными, так и физическими способностями, может стать восходящей звездой в организации.

Интеллектуальные способности связаны с умственными способностями, такими как отличная память, словесное понимание, рассуждение, анализ и решение проблем, которые являются важными элементами навыков работников в компаниях.

Физические способности — это способность выполнять определенную физическую активность, включая задачи, требующие таких характеристик, как сила, выносливость и т. Д.

Например, текстовый процессор должен использовать свои пальцы для ввода текста на клавиатуре для выполнения работа. Между этими способностями есть существенные различия.

Они приведены ниже:

Интеллектуальные способности Физические способности
1.Интеллектуальные способности — это способность выполнять такие действия, как мышление, рассуждение и решение проблем. 1. Физические способности — это способность выполнять задачи, требующие выносливости, желаемого, силы и подобных характеристик.
2. Интеллектуальные способности связаны с умом. 2. Физические способности связаны с телом.
3. Это показатель интеллекта, предполагающий понимание сложных концепций и критическое мышление. 3.Это способность выполнять физические упражнения, такие как гибкость, координация, базовые двигательные навыки.
4. Это связано с умственными способностями. 4. Это связано с возможностями физической структуры.
5. Он играет жизненно важную роль в сложных работах с высокими требованиями к обработке информации. 5. Это приобретает все большее значение для успешного выполнения менее квалифицированной и более стандартизированной работы.
6.Интеллектуальные способности — это способности разума, то есть насколько человек умен, интуитивен и т. Д. 6. Физические способности — это способности тела, то есть насколько человек силен, подвижен и т. Д.
7. Типами интеллектуальных способностей являются отношение к числам, словесное понимание, скорость восприятия, индуктивное мышление, дедуктивное мышление и память. 7. Типы физических способностей: динамическая сила, статическая сила, сила туловища, взрывная сила, гибкость размахов, динамическая гибкость, координация тела, равновесие и выносливость.

Каждый человек требует способности достигать цели.

Физические способности — это способность выполнять определенную физическую активность, включая задачи, требующие таких характеристик, как сила, выносливость и т. Д.

С другой стороны, интеллектуальные способности — это то, что можно делать с помощью мозга, с помощью интеллекта.

Обычно речь идет о способности, проверенной на основе теста интеллекта. Он также используется в реальном мире при измерении производительности.

В принципе, описанным выше способом мы можем различать физические и интеллектуальные способности.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.