Как написать обзор литературы: Написание обзора литературы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

Содержание

Введение ★ Обзор литературы

Во введении должна быть обоснована актуальность исследования и наглядно продемонстрирована проблемная ситуация, также формулируется проблема исследования, исследовательский вопрос
(он же КВ в критериях оценивания), цель и задачи, объект и предмет.

Для актуальности исследования подойдет обращение к научно-популярным статьям, медийным материалам. Инфоповоды с широким общественным резонансом подчеркнут необходимость проведения исследования по выбранной теме.
Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием того, как объект живет и функционирует с целью развития.
Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации. Проблема выражает объективное отображение проблемной ситуации, указывает на некоторое противоречие между здравым смыслом и реальным поведением людей. Пример: товары Гиффена (при повышении цены на которые, спрос также повышается, хотя по закону рыночного спроса должен был снизиться) — в Ирландии при повышении цены на картошку жители стали покупать больше картошки.
Плохая проблема: «Актуальна ли проблема репрезентации женщин в современном голливудском кино?». Во-первых, доказать актуальность проблемы вы должны до того, как браться за ее решение, и, во-вторых, очевидно, что «актуальность проблемы» проблемой быть не может. В-третьих, проблема сформулирована в виде вопроса – но об этом сразу после примеров.
Хорошая проблема: «Ностальгическое потребление товаров «советского» производства современной молодежью». Противоречие в том, что современная молодежь родилась, когда союз уже развалился, и ностальгии как таковой они испытывать не могут, а конфеты «Аленка» все равно любят всей душой, хоть они и невкусные – конфликт налицо.

Исследовательский вопрос (КВ) — знание, которое мы хотим получить в результате исследования, сформулированное в вопросительной форме.
Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, цель исследования логически диктует структуру его основных задач.
Задачи — элементы комплексной цели, то есть описание того, из каких аналитических составляющих состоит достижение цели. Необходимо отличать исследовательские задачи от практических процедур по достижению цели (например, «составить анкету», «найти литературу» и т.д., и т.п. — ИХ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В СПИСКЕ ЗАДАЧ).
Объект — фрагмент социальной реальности, на который направлено изучение.
Предмет — различные стороны нашего объекта.
Во введении достаточно ёмких формулировок, поскольку эта же информация имеется в главе
с методологией исследования. В конце введения стоит кратко описать структуру работы (в первой главе представлен обзор литературы, во второй — программа исследования, в третьей — анализ данных, в заключении даны выводы по результатам исследования).

примеры написания для дипломной работы, диссертации, исследования и статьи

Научная работа — это создание нового знания. Новое всегда актуально и социально значимо, но правильное составление и оформление обзора литературы — пример кропотливого и тяжелого труда. Еще до того момента, когда появится повод применить ГОСТ, методические указания кафедры или рекомендации ученого совета для списка источников, нужно знать что собрать, как собрать и в какой последовательности применить. Новизна, актуальность, социальная значимость и реальная полезность — это все приращения к тому, что уже есть. В чем именно состоит это приращение пространства знания, важно правильно показать.

Две стороны цитирования

Обзор литературы по теме исследования — пример Двуликого Януса на актуальной практике. По-латыни — это дверь, по смыслу — дверь между прошлым и будущим. Источники — важная составляющая не только научной работы.

Еще в школе ученики декларируют свои знания, цитируя учебники или «правила» родителей, приводят иные основания для сделанных выводов или принятых решений. Каждый человек создает новое личное знание на базе уже имеющегося у него и делает это в двойном контексте:

  • систематизация знания — умение использовать спектр источников;
  • оформление знания — умение правильно разложить источники по полочкам.

Первое расставляет приоритеты над тем, что сказала мама, а что сказал дедушка или школьный друг, знания которого еще под вопросом. Иногда далеко не нулевое значение будет иметь мнение соседки по этажу или прохожего на улице. Знание может дать школьное событие или наблюдение за природными явлениями.

Наука сложнее и многограннее жизни. Здесь есть творчество, здесь «вовсе нет логики», здесь совершенно «нет закона», но есть интуиция и особый стиль познания действительности, который только авторы называют логичным и обоснованным.

Новое знание

В научном мире объем информации велик и катастрофически быстро растет.

Второй аспект (оформление) абсолютно ясен: сложились и стали фундаментом ГОСТы, методические указания и обычай, как делать обзор литературы на примере структуры списка, системы иерархии или реляционной модели.

Первый аспект (систематизация) — это личное, авторское, само по себе творческое действие. Знания автора укладывают источники в систему, как кирпичики в фундамент здания нового знания, часто подсознательно. Обзор литературы по теме исследования — пример задачи, которая будет решена каждым человеком по-своему именно в таком контексте, но не всегда сознательно.

Простые, но обязательные представления знания

Самый простой вариант (А) — статья (доклад, просто «листок» рукописного текста), совсем необязательно правильно оформленная информация в части источников. Автору абсолютно безразлично, как обозначить свои знания и представления предшественников, но декларация нового видна автору только на фоне старого. Здесь обзор литературы — пример семантики, а не синтаксиса.

Иной листок, рожденный в средней школе, пока что неизвестным художником, дороже и значительнее многолетнего и многотомного диссертационного труда.

Рукописный труд

Научная статья — это выход в мир представлений коллег через редакцию научного журнала. Здесь сложившееся знание будет противиться новому, а редакторы сначала прошерстят источники по критерию соответствия правилам, а потом приложат максимум усилий, чтобы увидеть что-то интересное, новое и актуальное в авторской статье, а чаще, наоборот, найдут к чему придраться.

Дипломная работа — это обязанность продемонстрировать знания, умение решать задачи и формулировать результаты. Это первый «выход в люди» вчерашнего студента. Процент дипломников, уходящих в магистратуру или в научную работу, всегда низок, иначе некому было бы просто работать.

Зачем обществу 100 % творцов и ученых по каждому учебному заведению? В области первичного высшего образования критический обзор литературы — пример лояльности. Важно просто оценить факт получения знаний и проверить их на практике. Ошибки в цитировании недопустимы, но приоритет здесь в другом.

Выступление на конференции — это доклад, и к научной статье его не отнести, но оргкомитет конференции обычно требует письменное изложение сути выступления, а следовательно, потребуется обозначить источники. Оргкомитету конференции все равно кто выступает: ученый, студент или школьник. Взять за основу пример обзора школьной литературы или методы среднего образования не получится даже на первом курсе: потребуется все делать по-взрослому.

Обязательные представления знания

Простой вариант (Я) — статья, совершенно (подсознательно) неправильно оформленная, но источники автор всегда выбирает осмысленно. Допустимы ошибки в синтаксисе ссылок, но здесь смысл уже далек от логики: заработало творчество. Уже не школьник, пока что студент, но уже реально будущий ученый. Обзор литературы — пример самостоятельного «компота» знаний, который исследуется с целью критиковать, уничтожать и создавать свое.

Магистерский уровень — это не кандидатская и не докторская диссертация, но уже научное произведение, созданное с целью квалификации. Здесь библиографический обзор литературы — пример жесткого подхода как со стороны кафедры, ученого совета или Высшей аттестационной комиссии, так и самого автора. Именно автору принципиально важно исключительно правильно выполнить цитирование как в плане систематизации знаний, так и оформления источников.

Докторская диссертация

Научно-исследовательская работа — это отчеты, постановки задач, статьи, книги, диссертации. Для правильного обзора литературы в исследовательской работе примеры подобных работ важны — они часто становятся источниками, но требуют адаптивного применения. Развитие науки не стоит на месте. Если оформительский момент (собственно ссылки) мало меняется, то систематизации источников знаний свойственна не только динамика, но и «обратный ход».

(А) и (Я) — от простого к сложному

Начинающий автор (А) и уверенно уходящий в науку студент (Я) обязаны всегда следовать правилам применения знаний и выполнения цитирования. В обоих случаях общие ГОСТы и правила учебного заведения одни, а уровни обязанности соблюдать правила и нормы разные.

На то, как делать анализ области исследований и обзор литературы, примеров можно найти предостаточно в собственном учебном заведении. Использовать интернет допустимо со скидкой на время публикации: далеко не каждый веб-ресурс считает своим долгом фиксировать дату появления информации, которую он счел существенной. Авторский вариант предпочтительнее.

На начальном этапе своего научного пути у автора (А) еще нет амбиций, на определенном этапе развития представлений о ситуации в области исследований, изученных научных работ и иных источников, но собственное (Я) становится самодостаточным и самоуверенным мнением.

Стиль цитирования

Дисбаланс восприятия автором реальности, заметный по обзору литературы в исследовательской работе, на примере объективных фактов этой реальности, по мнению рецензента (читатель, научный руководитель, кафедра, ученый совет), очевиден.

Автор может продолжать придерживаться своей точки зрения, но гораздо лучше, если он свое (Я), в незаметное для окружающих время, сместит в начало диапазона умений анализировать, систематизировать и представлять знания, например, на позицию (Ж) — жизнь, (И) — исследования или (Н) — наука.

Стиль цитирования

В научной работе при написании статьи, диссертации или просто отчета по НИР важен объем информации, исследованной в качестве источников. Но объем знаний, извлеченных из источников, всегда значительно меньше. Логика использования исходного материала важна так же, как и стиль ее анализа и представления.

  1. Ученый работал всю свою жизнь, выступал, писал статьи, книги, защитил две диссертации, издал монографию и стал академиком, а простой студент извлечет из авторитетного наследия только одну фразу. Хорошо еще, если сочтет ее стоящей, а ведь с легкостью может написать: «Окунев С. Я., автоматизация документооборота на языке PL/1 — нет результата». При этом сошлется сразу на несколько статей и монографию академика без указания страниц и причин категоричного вывода.
  2. Другой студент подойдет более ответственно: «Ершов А. П. занимался автоматизацией на C/C++ производства программ, разработал методики и технологии разработки программного обеспечения, делал попытки использовать системы продукций и язык Пролог. Работы оказались тщетными и трудоемкими, не нашли никакого применения. В создании экспертных систем Пролог показал абсолютную недостижимость положительного результата». При этом будут процитированы как Ершов, так и Эшли, Поспелов, Иванов и Петров. Здесь много разных источников от разных авторов, но цитирование их свело к одному выводу и наиболее значимому результату.
  3. Третий студент потратит еще больше времени, прочитает не только книги, авторитетных профессоров, просмотрит сотни статей и материалов конференций, но также выполнит собственноручно парсинг на просторах интернета. Здесь объем сузится до одной фразы: «Теория объектно-ориентированного программирования и облачные технологии в осмысленной и полноценной реализации — это 1991 год [1], а не 2005-2006, как утверждает [компания Amazon], и не 1960 год, когда Д. Ликлайдер озвучил мысль об облачных вычислениях, поскольку 1960 году не только интернета не было, но и о смартфоне никто не мечтал. Хотя мысль виртуализировать данные и приложения стара как мир, даже для уборщицы из любой скромной компании начала 80-х годов прошлого века».

В последнем пункте использовано цитирование:

  • [1] — ссылка на издание «Объектно-ориентированное программирование: состояние и перспективы / Слава Чип; Науч.-техн. фирма «ПРИНТ», Исслед. лаб. С. Чип. — Минск: Б. и., 1991. — 58 с.».
  • [компания Amazon] — ссылка на компанию, которую считают основным родоначальником продукции облачного назначения. Это принципиально, потому что: как, когда и кем было создано облако никто не знает и не узнает. Современное облачное понятие столь же размыто, как и сама облачная идея.

Цитирование «Д. Ликлайдер» из серии «такие вот фамилии запомнились и упоминались». Как правило, по 60-м годам можно придумать и безопасно обозначить множество фамилий и по программированию, и по виртуализации, и по лечению раковых заболеваний — трудно проверить достоверность.

Акценты в цитировании и авторство

Использование образной ссылки «уборщица» — характерный способ акцентировать неправильное развитие мысли. Чем быстрее и объективнее идет вперед будущий ученый в своих исследованиях, тем критичнее он анализирует чужие знания и жестче свои, тем более емко автор старается расставлять акценты. Обидно это или не обидно, но даже у монстров Oracle или Microsoft есть работы, которые можно было бы не делать, и решения, которые лучше было бы не принимать.

Стиль цитирования и авторство

Обоснованно придраться можно к чему угодно, но в области научного творчества и научно-исследовательской работы аналитический обзор литературы — пример того, как имеющийся факт или знание препарируется определенным образом под скальпелем достигаемой цели.

Наука и научно-технический прогресс — это не личное, а общественное. Как только автор «разродился» идеей, и она была признана общественным сознанием, социуму абсолютно не интересен сам автор. У последнего остается только законом установленное право отстаивать собственное авторство и идти дальше. Но общество всегда запоминает и свято чтит запомнившихся ему ученых, исследователей и специалистов.

Насколько подробно следует выполнять цитирование — вопрос несложный. Фамилии следует употреблять, только если они реально известны и с ними что-то реально связано. В противном случае только результат и ссылка на источник: [13] — так короче. Если речь идет об изделии, исследовании или событии — важно указать именно это, а не приводить авторский текст — это всегда много.

Объемы цитирования

Различные учебные заведения, научные руководители, а в целом научная практика рекомендуют тратить 30-40 % от всего объема работы на аналитический обзор литературы. Пример — не объективной логики, но так принято.

Самое простое решение по вопросу объема литературы, которую следует просмотреть и представить — максимум по первой части, минимум по второй. Чем больше будет выполнено аналитической работы — тем достовернее выводы. Чем более кратко и точно она будет представлена — тем лучше.

Любая статья, диссертация или научно-исследовательская работа имеет тему, которая определяет цель и задачи по ее достижению. Еще более жесткий подход, чем в юриспруденции, определяет научное творчество — ничего за гранью исследования, актуальны только тема работы и решаемые задачи.

Существенно соотношение объема цитирования собственных работ и других авторов. Приоритет у последних. Собственные работы — это важно только в контексте их развития в текущей работе, но в любом случае идет речь о том, что достигается, а не о том, какие заслуги уже признаны и опубликованы.

Пример обзора литературы для научной статьи

Тема «Файлы, папки и блокчейн: логика развития представлений».

Актуальность статьи и цель. Мир благодарен большим Советским Вычислительным Машинам и серии IBM 360/370. Информационные «археологи» по сей день разбираются, что лучше: БЭСМ, «Урал» или «Минск», почему ЕС ЭВМ так похожи на IBM и стоила ли игра свеч. Но файлы и папки существуют по сей день в первозданном виде, и блокчейн собирается идти той же дорожкой.

Поскольку мир уже признал термин «блокчейн» и его смысл стал очевиден как минимум для разработчиков и продвинутых пользователей, то тему можно раскрыть следующим образом. Здесь обзор литературы — пример требования предельно жестокого анализа огромного количества книг и специальных изданий по файловой системе.

По данным «Википедии», разработано и успешно эксплуатируется несколько десятков файловых систем.

Файлы и папки

Прикладные программы часто делали попытки придать смысл файлам. Некоторые программисты понимали, что всякая папка пользователем воспринимается как объект, содержащий контент по определенной теме, но по сей день существуют только файлы и папки.

Проблема существующих файловых систем состоит в том, что на самом деле нет ни файлов, ни папок, а есть реальные документы, созданные в конкретное время по конкретной причине. Да, есть понимание, чем отличается *.docx от *.xlsx, но суть даже не в том, что векторные форматы содержат «осмысленное» понимание изображения, а не растровое. Вектор — это масштабируемость. Растр — это точка. Совокупность точек никогда не растянуть на желаемый размер, поскольку их придется увеличить, а это — туман, размытое изображение. Вектор растягивается так, как определил разработчик конкретного графического редактора, но не более и не менее.

База данных — файл, при любом раскладе, но только программист знает, какой смысл в ней заключен и именно какие отношения в ней увязаны в одно целое.

Фундаментальный вывод: как только файл или папка были созданы — теряется семантика. Автор забывает, что он сделал, когда, по какой причине, как использовал. Чисто психологические особенности интеллекта человека могут ему позволить что-то помнить, но файл или папка — это не знания, которые в голове, они вне системы. Они ушли в «самостоятельное плавание», а в океане информации у них нет ни курса, ни алгоритма движения.

Блокчейн — это встроенная по правилам цепочка связанных данных. Местом рождения блокчейна стала сфера криптовалют. Опыт реализации механизма транзакций, благодаря развитию технологий баз данных, велик. По сути, образовалось сочетание идеи семантически нагруженной последовательности данных и точных транзакций в них, прежде всего, время, действие и особенности каждого конкретного действия.

Безусловно, развитие файловых систем и блокчейна еще продолжается, старое и новое востребовано и используется продуктивно, но факт остается фактом, и, скорее всего, революция в этой области не за горами. Файлы и папки станут более «сознательными и самостоятельными», к ним можно будет обращаться, а они будут отвечать, предоставляя нужную информацию.

Анализ и логика обзора: «файлы+папки» и «блокчейн»

В предложенном варианте выполнен обзор литературы, как в библиотеке, как пример работы большого шагового экскаватора (огромная машина для извлечения больших объемов породы, которая может работать на мягком грунте).

Такие механизмы изготавливаются под заказчика и собираются на месте выполнения работ. В этом случае порода уже лежит — она накопилась с того момента, как появились файлы и папки. Файловые системы совершенствовались стремительно. В технологическом плане оборудование и программы для создания и обработки данных совершенны в пределах современного знания.

Именно на этом простом основании в предложенном примере обзора литературы по теме «Файлы, папки и блокчейн: логика развития представлений» нет ни одного автора, ни одной ссылки. Научно-исследовательская работа (НИР) в данной области только началась, причем в уникально массовом масштабе. Смысла ссылаться в данной теме пока нет, да и не на кого. Можно упомянуть Сатоси Накамото как создателя «биткоина» но сам он использовал термин «цент». Кроме того, криптовалюты и блокчейны уже ушли в далекое плавание и стали предметом исследований огромного количества компаний и специалистов.

Здесь конкретный обзор литературы к НИР и примеры реальных систем не могут быть построены. Суть проблемы: «файлы+папки» и «блокчейн» — никто так ситуацию не рассматривает. Все работают с первым по старинке, а со вторым — как получается и как разрабатывается.

Категоричность и точность

Предложенный обзор литературы, пример того, как нельзя поступать. В заключительной части, прежде всего, нельзя однозначно утверждать точное знание, в то время как его точность нечем обосновать.

Действительно, если поговорить с любым пользователем, то в большинстве случаев можно обнаружить полноценное применение файловой системы на его компьютере.

Образованный пользователь разложит папки по полочкам, а файлы по папочкам и назовет все свое информационное имущество правильно и понятно. Все по-русски, по-английски или по-китайски — в любой стране мира на родном языке.

Категоричность и точность

Блокчейн с рождения получил уникальную формулу, которую ни с чем не спутаешь: встроенная по правилам цепочка связанных данных. Распределенная она или нет по множеству компьютеров — не суть важно. Важно лишь то, что здесь появляется «смысл» и в этом «смысле» стереть ни одну транзакцию в цепочке — не дозволено. Важны правила, связность, цель и время, собственно, действие и его значение.

В таком контексте сам обзор научной литературы (как примеры различного отношения к данным) представляет собой частное мнение автора по формирующейся новой системе знаний. Но допускать собственную уникальность автор не имеет права.

Всегда и во всех случаях от автора не убудет, если он допустит существования аналогичного мнения или понимания ситуации, или уже выполненную работу по исследуемой теме.

Успех исследования знания

По обзору литературы и примеру формулировки темы можно определить суть работы и ожидаемые результаты. Логика научного познания такова, что умение использовать спектр источников и правильно разложить источники по полочкам определяется сквозь фильтр выполняемого исследования.

Если пишется статья, есть краткое понимание одной-двух позиций, приращение знания по которым требует обоснования. В дипломной работе нужно показать полученные знания и умения. В диссертации требуется обосновать новизну и актуальность по положениям, выносимым на защиту. В научно-исследовательской работе нужно описать то новое, ради чего заказчик тратит деньги.

В каждом формате применения авторской логики есть смысл, и не исключено, что смысл состоит в том, чтобы показать несостоятельность избранного пути. Но твердое убеждение, что обратный ход все же необходим, что все нужно начинать сначала — тоже результат.

Достижение цели или убеждение в том, что цель нужно было поставить иначе — и то и другое — это тоже результат и тоже несомненный успех.

Обзор литературы для диссертации | Простая Инструкция к написанию

  1. Обзор литературы: Структурные элементы
  2. Нормативы оформления
  3. Объем, количество источников и % заимствований 
  4. Полезные рекомендации
  5. Выводы

Индикатором компетентности автора диссертации в затронутой им проблематике является обзор литературы. Его объем и глубина зависят от темы исследования. Высокая степень проработанности позволяет донести авторские мысли лицам, которые не являются специалистами, но намерены разобраться в данном вопросе.

Правильному литературному обзору диссертации присущи три раздела:

  1. Изложение объективного анализа исследования. В этой части автором конкретизируются глобальные задачи и актуальные проблемы по выбранному научному направлению, отражается систематизация полученных данных, описывается достигнутый результат.

Если исследовательским трудом охватывается территория одной страны, важно отразить анализ вклада ученых в решение рассматриваемой задачи и объективно охарактеризовать потенциал и значимость выбранного направления.

  1. Описание ситуации с научными школами. В этом разделе производится группировка выбранных источников по их принадлежности к определенной школе, описываются основные характеристики таких школ и их значимые наработки в рассматриваемом векторе. Следующий элемент схемы – установление лидеров и их публикаций по выбранному вектору.
  2. Формулирование значимых результатов использованных источников. Раздел представляет собой оценку результатов исследования с конкретизацией основных способов и методов их достижения.

2. Нормативы оформления

Обзор литературы для диссертации строго оценивается и по содержанию, и по правильности оформления. Этот аспект нельзя игнорировать. Любой исследовательский труд, в том числе научная статья как промежуточное звено диссертации, должен соответствовать определенным стандартам:

  • шрифт Times New Roman;
  • полуторный интервал;
  • структуризация на подразделы со своими подзаголовками;
  • нумерация по принципу многоуровневых списков.

Главным ориентиром для оформления работы есть НАКАЗ Міністерства освіти і науки Україні №40 от 12.01.2017 року.

Требования к оформлению списка литературы изложены в ДСТУ 8302:2015. Согласно данного документа возможно использовать два формата. Первый – полноценно указывать год работы и идентифицирующие данные автора. Второй – применять внутритекстовую (затекстованную) версию ссылок, в которых каждый источник имеет числовое обозначение и помещается скобках разных видов (круглые, квадратные).

Совет! Затекстованные ссылки существенно сокращают объем работы. Этот лайфхак отчасти можно применять в диссертациях, совмещая оба варианта. Но в литературном обзоре такой подход нежелателен – буквенные ссылки в этой части расцениваются негативно.

3. Объем, количество источников и процент заимствований

Будущие кандидаты наук должны выделить в своей диссертации для обзора 20-40 страниц. Это приблизительно шестая часть общего объема работы. Докторантам рекомендуется посвятить обзору источников 70-80 страниц из общего материала в 300-350 страниц.

  • Диссертации нацелены на изучение узкого вопроса. Этим определяется специфика подготовки первого теоретического раздела. Выбираются источники, максимально соответствующие специфике выбранной проблематики. То есть применяется узкоспециализированная, актуальная, достоверная информация.
  • Содержание обзора, по сути, представляет собой тезисы, непосредственно соотносящиеся с задачами и целями исследования.
  • ВАК не конкретизирует объем обзора литературы, но отклонение от общепринятой рекомендуемой нормы может расцениваться как недоработка.
  • Главным источником ценной информации являются тематические, авторитетные информационные издания с новыми публикациями в различных научных отраслях. 
  • Рекомендованное количество источников в кандидатской диссертации – до 200 позиций. Гуманитарные науки предполагают использование большего объема литературы, в то время как для технических тематик допускается объем в 120-150 источников. Преобладающее количество ссылок содержится именно в литературном обзоре.
  • Процентное соотношение заимствований из цитат в обзоре максимально составляет 10% общего текста. Следует избегать чрезмерной водности текста и неполезной информации, не имеющей конкретного отношения к тематике.

На основе аналитической оценки литературного обзора формируются обоснования выбранной тематики и теоретико-методологические выводы всей диссертации. При защите исследования обращается внимание на отражение в обзоре противоречивых суждений и недостаточно изученных аспектов. Материал должен отвечать критериям новаторства и практической полезности

Полезные рекомендации

Качественному написанию способствует соблюдение следующих советов:

  1. Поиск тематических статей для исследования важно начинать еще в статусе аспиранта. Самый простой и действенный способ сохранения информации – скачивание материала и перемещение на надежный носитель. Лучшего альтернативного пути, чтоб не потерять интересную информацию, нет.
  2. Целесообразно составлять краткие аннотации к каждой изученной и подходящей статье по теме с собственным подбором ключевых слов и изложением оценки материала с ракурса исследуемого вопроса.
  3. Регулярно вести библиографические записи с помощью специализированных программ. Такие вспомогательные инструменты как JabRef адаптируют материал под современные требования. Форматируют ссылки и выполняют другие полезные функции.
  4. Полнота этой части исследования достигается за счет поиска и скачивания тематического материала, который в свою очередь уже имеет собственный список литературы и обзор. Каждая позиция должна быть изучена и проанализирована.

Поиск новых источников приостанавливается, если после проработки и анализа множества статей в последующих материалах не встречаются новые публикации и фамилии. Следующим этапом становится выстраивание содержательной части, распределение по концепциям и авторским школам.

Обратите внимание! Обзор литературы для диссертации должен соответствовать критериям грамотности и соблюдения условий Антиплагиата. Простонародная и жаргонная лексика недопустимы, как и чрезмерное перенасыщение специальными терминами. Формат – четкая, выдержанная в стиле диссертации и доступная для восприятия информация.

Выводы

Правильный обзор – это материал, прочтение которого помогает выстроить предположения об используемых методах и причинах выбора исследуемого объекта. Суть диссертационного научного труда и его результаты должны быть понятны неспециалисту, особенно если рассматриваются диссертации из области естественных или технических наук.

В компании Дегри Сервис вы можете заказать обзор литературы.  Грамотность, доступная для понимания форма, сжатость и емкость информации, а также полное соответствие всей диссертации гарантированы. Мы охватываем обширный спектр разноплановых источников, включая фундаментальные знания, отраслевую периодику, академические журналы, протоколы тематических конференций.

В нашей команде работают специалисты с научными степенями, которые знают, как должен выглядеть научно-исследовательский труд и с практического, и с теоретического ракурса. Обеспечивается консультационная и практическая поддержка до защиты. Мы ценим ваше время, оправдываем доверие и дорожим репутацией!

Если вас интересуют другие задачи и виды работ, то Вы можете детельнее посмотреть цены и услуги компании dgs org ua.

Скорая помощь аспиранту · 4. Как писать литературный обзор

Как писать литературный обзор

Обычно всем советуют начинать работу над диссертацией с плана-проспекта. Те, кто хоть раз так делал, знают, что следовать плану-проспекту невозможно. А всё потому, что диссертация – работа творческая. Творить по плану ни у кого не получится. Совет начать с введения – довольно бредовый. Пока вы не написали тело диссертации, вы не сможете написать к нему введение. То же самое касается заключения и обзора литературы. Повезло тем, у кого очень дальновидный руководитель, который составляет выполнимые планы, и ставит достижимые цели. Но так везет не многим.

Что касается литературного обзора, то слова о том, что он должен быть полным, могут принадлежать только деятелям, застрявшим в своем развитии где-то между инфузорией и рыбой. Потому что сразу же возникает естественный вопрос: а как в этой полноте можно объективно убедиться?

Поиском статей вы будете развлекаться с первых своих дней в аспирантуре. Если после просмотра статьи по диагонали вы убедились, что она по вашей теме – сохраните ее на диск. Проставьте название файла так, чтобы оно соответствовало названию статьи и фамилии автора. Это правило существенно вам сократит время при подготовке финального текста литературного обзора.

Имейте в виду: отдельные статьи могут пропасть из бесплатного доступа в интернете! Причины: передача прав на статью издательству, закрытие сайта автора, выпадение статьи из индекса поисковых служб, да что угодно. Произойти это может за несколько лет, то есть за срок, сравнимый со сроком обучения в аспирантуре.

Сразу сделайте аннотацию статьи. Статьи скачиваются в начале обучения в аспирантуре, а литературный обзор пишется в конце. От момента, когда вы скачали статью, до момента ее включения в литературный обзор, может пройти несколько лет.

Ни в коем случае не используйте при конспектировании абстракты статьи или аннотацию к статье независимого рецензента. У вас конкретная тема диссертации, и вы должны писать аннотацию для своих нужд, глядя со своей колокольни. Также сами выделяйте те ключевые слова из статьи, которые важны лично вам при работе над вашим собственным литературным обзором.

Есть замечательная бесплатная программа для ведения библиографических записей. Она называется JabRef. Основное ее предназначение – ведение базы данных библиографических записей. База данных хранится в формате bib, в котором описывается список литературы для системы LaTeX. Тем, кто использует LaTeX для оформления диссертации, рекомендую установить JabRef.

Программа JabRef абсолютно бесплатна, ее можно скачать отсюда http://jabref.sourceforge.net. В то же время, для удобства я разместил ее на диске. Кроме того, на диске есть моя собственная база данных asper.bib, в которой есть примеры правильных ссылок на русские источники (как известно, у многих программ есть проблемы с пониманием русского языка).

Да, обзор литературы должен быть полным. Полнота обзора литературы достигается с помощью научного руководителя, который называет из головы наиболее значимые работы в исследуемой области. Но это возможно только для тех, для кого аспирантура – это сказка.

Теперь я поделюсь своим секретом, как сделать современный и полный обзор литературы. Весь секрет в том, что никакого секрета тут нет – нужно педантично скачивать и читать статьи. Для затравки вам хватит и двух-трех статей, найденных случайным поиском. После этого:

  1. Из списка литературы, который есть в каждой статье, выписываем интересные для вас ссылки. Кратко фиксируем, чем именно они интересны.
  2. Ищем статьи по ссылкам в сети Интернет и с ними повторяем п. 1.

Число статей будет расти как снежный ком! Вы быстро достигнете «насыщения» – перестанут появляться и новые статьи, и новые фамилии. Главным признаком, что пора остановиться, является возможность выстроить статьи в иерархию. Сначала по авторам, потом авторов распределить по научным школам.

Вам не нужно искать абсолютно все статьи, на которые вы хотите сослаться в своем литературном обзоре. Если, конечно, вы не хотите состариться, не выходя из этого процесса. К примеру, когда вы видите в чьей-то работе примерно такую фразу: «Это понятие было впервые введено в работе [1]», то статью [1] можно в интернете не искать, потому что вы уже знаете, каким образом можно на нее сослаться, и даже можете заочно составить аннотацию для своей библиографической базы данных.

При копировании ссылок всегда возникает необходимость их переформатирования согласно действующему ГОСТу. На диске есть программа, которая автоматически переформатирует ссылки. Для этого в одно поле вы вставляете ссылку, программа ее распознает и формирует новую ссылку, которую вы уже копируете себе.
Разумеется, программа написана на Java и является кроссплатформенной.

Вы обязательно столкнетесь с такой ситуацией, когда полный текст статьи находится в платном доступе. Не отчаивайтесь, есть выход.

Попробуйте найти эту статью через Гугл по запросу, содержащему название статьи в кавычках. Ваша цель – персональный сайт автора, на котором обычно выкладываются все статьи бесплатно. У меня так получалось примерно в 20% случаев.

Второй способ – написать автору напрямую. Не забывайте про стиль, особенно если пишите на английском языке.

На диске есть примеры нескольких подобных писем-обращений на русском и английском языках.

Работать с литературой вам придется от момента поступления в аспирантуру до момента защиты. Если вы будете следовать моим советам, то сэкономите массу сил и времени. Самый главный секрет состоит в том, чтобы поверить в себя и вдохновенно перелопатить весь объем литературы. Прочитать все статьи по своей теме лишь кажется невыполнимой миссией. Дерзайте, и все Супермены и Росомахи нашего мира будут вам завидовать зеленой завистью.

(C) 2014 Егор Цветков. Перепечатка в любой форме запрещена.

Это всего лишь краткое изложение соответствующей части курса “Секреты аспирантуры”. Вы можете бесплатно подписаться на полный курс. Если вы еще не знаете, интересен ли будет вам мой курс, прочитайте рекламный проспект на главной странице сайта.

Обзор ⚠️ литературы в дипломе: как написать, пример

Бывает, что научные руководители просят студентов написать аналитический обзор использованной при написании диплома литературы. При этом наставники редко поясняют, что именно они хотят увидеть и зачем это нужно. В данном материале мы постараемся объяснить, какую роль играет обзор источников и как его писать.

Книги

Источник: sm-news.ru

Что такое литературный обзор в дипломной работе

Обзор использованной литературы — это раздел введения к дипломной работе, в котором студент обязан продемонстрировать, насколько глубоко он ознакомился с существующей научно-теоретической базой по теме исследования.

Проще говоря, в этой части необходимо дать краткую характеристику и, по возможности, проанализировать научные труды, которые вы используете в качестве теоретической основы вашей собственной работы.

Важно понимать, что обзор источников является обязательной частью исследовательской работы (если научный руководитель и кафедра, на которой вы будете защищать свою дипломную работу, не вводят другие требования).

Как писать обзор литературы

Первый шаг к написанию обзора источников — подбор самих источников. Это не значит, что к моменту написания обзора вам необходимо иметь завершенный список использованных источников, так как в обзоре, как правило, акцент делается на наиболее значимые работы известных авторов. Иными словами, если вы знаете, какие труды и авторы пользуются большим доверием и считаются основополагающими в сфере вашего исследования, то их будет достаточно для написания обзора литературы.

Подбор источников для обзора не должен быть случайным — литература должна четко соответствовать теме исследования.

Что конкретно нужно писать об источниках — это вопрос индивидуальный, все зависит от темы исследования, хронологических рамок, цели, предмета и объекта. Приведем список того, на что рекомендовано обращать внимание во время написания аналитического обзора литературы:

  • значение работы для развития области знаний;
  • степень раскрытия в работе выбранной вами проблематики;
  • дата публикации работы и ее актуальность;
  • степень доверия научного сообщества к автору и его работам.

Плюсом будет, если вы не только опишете несколько источников, но также сравните некоторые из них между собой и выделите в них ключевые для вашего исследования идеи. Так вы продемонстрируете, что в действительности владеете теоретической базой и в курсе того, что было сделано в конкретной области знаний до вас.

Как правильно оформить обзор литературы

Объем аналитического обзора источников зависит от типа исследовательской работы: в курсовой он может занимать всего два-три абзаца, в то время как для ВКР характерны обзоры на несколько страниц. При этом, несмотря на то что литобзор, как правило, включают в введение к исследовательской работе, для него можно выделить отдельную главу. Однако в этом случае следует подойти к изучению источников более ответственно и включить в обзор подробное описание основных тезисов, содержащихся в работах.

Чтение

Источник: eksmo.ru 

После того как вы решили, каким образом будете включать обзор литературы в исследование, необходимо определить последовательность, в которой вы будете описывать источники. Обычно сначала пишут либо об авторах, чьи работы внесли наиболее значительный вклад в развитие выбранной вами проблематики, либо о работах, являющихся наиболее важными в контексте вашего исследования.

Описываемые работы можно группировать по различным критериям: по содержанию, времени написания, позиции авторов и прочим.

В обзоре литературы обязательно делайте сноски независимо от того, цитируете ли вы автора или нет. Во-первых, у вас есть возможность дать полное библиографическое описание источника во введении, чтобы в основной части работы пользоваться сокращенным описанием. Во-вторых, если введение кажется вам недостаточно объемным, за счет сносок вы искусственно увеличите количество страниц (метод сомнительный, но работает).

Примеры обзора использованных источников

Вы можете ознакомиться с образцами обзора литературы по социологии, истории и маркетингу.

Как вы можете заметить, обзор источников является достаточно трудоемкой задачей ввиду необходимости досконально изучать те работы, которые вы точно планируете включить в список использованной литературы. Более того, при написании обзора от студента требуется качественная аналитика и навыки реферирования (выделения и пересказа основных положений работы). Мы настоятельно призываем не игнорировать данный раздел исследовательской работы и не оставлять его подготовку на последний день перед сдачей диплома.

В данной статье мы постарались подробно разобрать принципы и правила написания аналитического обзора источников, использованных при написании дипломной работы. Если у вас остались вопросы, ответы на которые вы не нашли в предложенном материале, обратись к специалистам сервиса Феникс.Хелп, они всегда готовы оказать информационную поддержку.

как это сделать + примеры *

Написание дипломного проекта – обязанность каждого выпускника, желающего получить диплом об образовании. Важно не просто грамотно выполнить его, но и достойно представить на защите.

Формирование дипломной работы просто немыслимо без изучения источников информации и их обработки. При этом студенту предстоит не просто копировать нужные фрагменты, а умело скомпоновать материалы, создать список литературы, а также дать ей емкую и четкую характеристику, написав литературный обзор, который кратко и емко даст четкие представления об информационной базе исследования.

Работа с источниками информации и литературойИзучение источников информации

Данный раздел позволяет оценить, как знания, компетентность выпускника, так и наличие у него конкретных навыков по работе с большим объемом информации, умения искать и пользоваться материалами, грамотно их использовать в собственных целях и пр. Помимо этого, он позволяет определить достоверность суждений автора, эффективность предлагаемых мер, подчеркнуть новизну ВКР и ее значимость.

Что такое литературный обзор в ВКР?

Литературный обзор – это составная часть введения. Его анализ позволит сделать определенные выводы о глубине погружения в тему исследования, качестве материала и дипломной работы в целом, направлении «следования» автора и пр.

Что такое литературный обзор?Суть литературного обзора

Литературный обзор в дипломной работе – это один из важнейших разделов, который наглядно демонстрирует научному руководителю и экзаменаторам степень мастерства, профессионализма и уровень знаний выпускника, его отношение к исследованию.

Данный подпункт введения отражается не только в ВКР, но и курсовых, научных работах, научно-исследовательских проектах. Сам по себе раздел занимает буквально 1-2 абзаца (в диссертациях объем возрастает до нескольких страниц).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что такое литературный обзор?

Как писать литературный обзор в дипломном проекте?

Чаще всего литобзор источников информации является завершающей стадией введения. Он отражается после методологии исследования путем перечисления наиболее важных трудов, которые легли в основу проекта, или фамилий и инициалов их авторов.

Как писать литературный обзор?Правила написания литературного обзора в дипломной работе

Обратите внимание, что литературный обзор и список литературы в дипломе – это два разных раздела, которые оформляются совершенно по-разному. В библиографическом перечне приводятся все материалы и данные о них, которые использовались в ходе выполнения ВКР. Притом представлены они в виде списка, перечисления. В литературном обзоре же важно выделить, как труд конкретного автора сказался на развитии науки/отрасли и помог исследователю при написании материала.

В литературном обзоре дипломной работы важно отметить лишь основополагающие источники информации, акцентировав, почему выбор пал именно на них, где и как представлена та или иная схема, теория, методика и пр.

В литературном обзоре фактически приводится обоснование каждого информационного ресурса: на что опирался автор при его поиске и подборе, как использовал полученные данные, к чему они его «привели» и как помогли решить намеченные задачи, достичь цель.

Не стоит писать целую эпопею о том, как Вы упорно искали, и что нашли, как использовали в дальнейшем. Выделите только самые яркие и важные труды, кратко охарактеризуйте их в 1-2 предложениях.

Обратите внимание, что чаще всего в литобзоре ВКР отмечают до 3-5 основных источников информации. Это значит, что остальные 20-30 и более материалов лишь разбавляли тему, дополняли их конкретными аргументами и фактами.

Как должен выглядеть литературный обзор дипломной работы?

Чтобы получить качественный обзор источников информации, нужно составить небольшой план действий. Он будет включать в себя ответы на следующие вопросы:

  • Что изучал автор (тема, конкретное направление или проблема) и в каких трудах эти моменты раскрыты наиболее полно?
  • Кто является автором наиболее важных работ?
  • Насколько актуальны данные в источниках информации?

Таким образом, при формировании литературного обзора во введении достаточно определить 3-5 источника информации, которые максимально подробно отражают актуальность темы, подчеркивают наличие проблемы, исследуют ее и предлагают методы решения. На основе этого подпункта можно определить эффективность и результативность решений, предлагаемых выпускником, их оригинальность.

Допустимо краткое сравнение выбранных источников между собой, чтобы подчеркнуть важность и уникальность каждого из них.

Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь в формировании литературного обзора не только к дипломным работам, но и диссертациям, научным статьям и пр. Наши специалисты грамотно и ярко подчеркнут основополагающие источники информации, дадут их краткую характеристику и умело впишут в любой контекст. Высокое качество услуг, индивидуальный подход, соблюдение всех требований и пожеланий заказчика – закон для исполнителя. Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем портале.

Примеры литературного обзора в дипломной работе

Пример №1

Пример 1 Образец написания литературного обзора

Пример №2

Пример 2Как нужно писать литературный обзор?

Как писать литературный обзор: пошаговая инструкция для студентов

Некоторые студенты полагают, что для выполнения литературного обзора не нужно прикладывать каких-либо усилий, достаточно лишь прочесть книгу и составить о ней своё личное мнение. Это очень распространенное заблуждение! Важно не только понимать, как писать литературный обзор, но и каким критериям он должен соответствовать.

Итак, для правильного составления и написания литературного обзора необходимо проделать несколько важных шагов.

Подготовительный этап

Шаг 1: задание

При получении задания на написание литературного обзора в первую очередь стоит уточнить под какие критерии и требования он должен подходить. Для этого стоит получить ответы на вопросы:

  1. какое количество источников необходимо включать в обзор?
  2. в обзоре должно присутствовать обычное подведение итогов или полный критический анализ?
  3. нужна ли справочная информация в обзоре?

Шаг 2: уточнение темы

Для того чтобы написание обзора не превратилось в рождение нового многотомного труда, желательно максимально сузить количество используемых источников. Для этого конкретизируется тема, по которой будет писаться обзор.

«Для создания обзора по технической тематике лучше всего использовать современные источники, так как в них информация по теме будет максимально приближена к современному состоянию проблемы. Для гуманитарных же наук можно практически не беспокоиться о датах издания источников».

Шаг 3: основная мысль

Литературный обзор — это не обычный сбор информации из источников и её суммирование, в первую очередь это

  • понимание того, что связывает между собой все источники,
  • в чем состоят отличия,
  • в чем их общность.

Необязательно детально углубляться в каждый источник обзора, главное понять то,

  • какой точки зрения они придерживаются,
  • какую теорию отстаивают.

Шаг 4: оценка источников

При работе над обзором важно убедиться в компетентности выбранных источников. Конечно, жизненное и яркое повествования способно убедить самого скептически настроенного преподавателя в правильности изложенных мыслей, но если используемые источники не признаны хотя бы на нескольких уровнях, то от самого качественного обзора при детальной проверке может не остаться камня на камне.

Написание обзора

Шаг 5: вступление

Первое впечатление — это важная составляющая любой дискуссии. Без отклонений от основной темы стоит дать понять читателю, что ждет его в основной части обзора, при этом впечатление от вступления должно предвосхищать ожидания от прочтения всего труда.

Шаг 6: основная часть

Если вы приступили к основной части работы, то важно понимать, что в первую очередь литературный обзор — это

  • пример работы мысли,
  • а не простое собирание доказательств и фактов.

В основной части автор обзора ни в чем не ограничен, большие возможности при работе предоставляют разные источники, выбранные заранее.

«Как писать литературный обзор, если мнения по теме меняются со временем? В таком случае стоит разбить работу на хронологические отрезки, в течение которых менялось мнение, используя при этом соответствующие подзаголовки».

Шаг 7: вывод

Чтобы читатель смог в полной мере осмыслить проделанный труд, в заключении литературного обзора должен быть ясный и описывающий весь процесс исследования вывод.

После работы

Шаг 8: проверка

Итак, работа выполнена, а обзор написан. Вроде бы можно сдавать его, но для начала нужно полностью проверить всё исследование:

  1. все ли предъявленные требования к обзору были выполнены во время исследования?
  2. полностью ли раскрыта тема обзора?
  3. логично ли повествование и переходы между абзацами?

Шаг 9: корректировка

Любой автор верит в непогрешимость своей работы, но для того чтобы работа действительно нашла своё признание, стоит всё-таки еще раз взглянуть на собственное творение глазами стороннего читателя.

«Зачастую литературный обзор — это всего лишь часть огромной работы, в том числе и исследовательской. Его цель состоит в разрешении противоречий, поэтому правильно написанный обзор придаст новый импульс дальнейшим исследованиям».

Видео: Андрей Синицын: «Обзор литературы»

Как написать обзор литературы

Как написать обзор литературы: правила и советы

Что такое обзор литературы?

Обзор литературы — это краткое изложение и описание информации по определенной теме, содержащейся в книгах и журналах. В университете студенты сталкиваются с двумя основными видами обзоров литературы: 1. отдельное задание по курсу, обычно как часть обучения для приобретения исследовательских навыков; 2.часть введения к диссертации, исследовательской работе или другой серьезной работе. Как правило, обзор литературы — это список авторов и их работ, которые ранее изучали проблемы, и прямо или косвенно относятся к предмету исследования.

В какой бы области науки вы ни работали, рано или поздно вам придется писать обзор научной литературы. Необходимость этой работы объясняется постоянно растущим количеством новых научных разработок и исследований.Учитывая скорость и объем появления новых данных, ученые просто не могут физически изучать каждую новую статью в своей и смежных областях. Помимо знаний и усердия, для написания обзора литературы требуется значительный опыт. Первые два качества полностью на вашей совести, и для получения опыта нужна практика. Мы поделимся с вами 10 + 1 советами, синтезированными из опыта ведущих ученых. Прочитав эту статью, вы узнаете, как написать хороший и информативный обзор литературы.

1: Четко определите тему обзора литературы и ее аудиторию

Как выбрать хорошую тему для написания обзора литературы? В любой сфере есть немыслимое количество интересных проблем для исследования. Вот несколько советов по выбору темы :

  • Тема должна быть интересна лично вам . В идеале, если сразу вспомнить десять последних публикаций, которые уместно было бы критически проанализировать.
  • Тема должна быть актуальной. Это, безусловно, предоставит вам больше материала, и ваш обзор привлечет внимание широкого круга читателей.
  • В обзоре следует рассмотреть четко обозначенную проблему . Нет смысла разбирать ту или иную область «в целом», рассмотрите узкую тему.
  • Определите вашу целевую аудиторию. Специалисты в какой области прочитают ваш отзыв, где вы собираетесь его писать? Будет ли тема интересна только вашему учителю или ученикам? Зная уровень своего читателя, вы легко определите уровень детализации рассмотрения того или иного вопроса.

2: Поиск литературы

Вероятность того, что вы напишете хороший обзор, увеличивается, если вы уже это сделали (даже если по другой теме). В этом случае вы можете использовать предыдущую публикацию как основу, на которую вы можете «натянуть» новые данные. Вот несколько советов для по поиску информации :

  • Используйте более одной поисковой системы по научной литературе. Таким образом, вы не пропустите ни одну действительно стоящую публикацию для ознакомления.Около 99% всех научных исследований проводится через эти системы: DBLP, Google Scholar, JSTOR Search, ISI Proceedings, Web of Science, Medline, Scopus.
  • Храните все статьи в одной папке. Организаторы (Endnote, Mendeley) помогут вам быстро найти нужный источник. Всегда дублируйте информацию на нескольких независимых устройствах.
  • Заранее определите критерии для подходящих статей (например, импакт-факторы логов, комбинации ключевых слов и т. Д.). Эти критерии должны позволить вам быстро выбрать только то, что потенциально может быть использовано для обзора литературы.
  • Просмотрите не только экспериментальные статьи по теме, но и предыдущие обзоры — это позволит вам не тратить время на описание того, что уже было описано, а также даст пищу для размышлений. На такие обзоры желательно ссылаться, делая акцент на появившихся новых данных.
  • Обратите внимание, кто и где цитировал последние отзывы. Посмотрите, как их новые данные дополняют или опровергают опубликованные ранее.

3: Полевые заметки

Если вы только начали писать обзор литературы и впервые читаете выбранные статьи, совершенно необходимо запоминать новую информацию, впечатления от прочитанного, новые мысли и ассоциации.Желательно все это сразу записывать, чтобы потом было легче связать новые мысли с имеющимися результатами и своими личными идеями. Вы можете писать прямо на полях или наклеивать стикеры (если вы используете распечатки статей) или делать заметки прямо на компьютере или планшете: практически все современные программы-каталогизаторы электронной библиотеки позволяют оставлять заметки. Запишите цитаты, на которые вы планируете ссылаться в обзоре. При написании черновика постарайтесь перефразировать эти цитаты своими словами.

Очень важно быть осторожным и выписывать ссылки уже на этом этапе, чтобы в дальнейшем не терять время на попытки вспомнить, где найти данные. Таким образом, пока вы читаете выбранную литературу, проект обзора литературы появится сам по себе. Конечно, этот проект придется много раз переписывать, перестраивать и перефразировать, чтобы получить законченный текст с внятной логикой и острыми аргументами. Пусть это вас не пугает. Просто начните делать заметки, даже если у вас нет никакой системы, по мере вашего продвижения план обследования будет постепенно вычерчиваться, и чем дальше, тем яснее он будет.

4: Определите тип обзора литературы

Если делать записи во время чтения литературы, в конце этого процесса у вас будет приблизительный объем будущего обзора литературы. Это, наверное, самое подходящее время, чтобы решить, куда идти. Существует два типа обзорных жанров:

  • мини-обзор (в основном ориентирован на публикации последних лет, с ограниченным количеством слов и цитат. Мини-обзор не означает неполноценность — это скорее лаконичная и емкая статья, концентрат современных идей, привлекающая внимание занятых читателей своим небольшим объемом.Мини-обзоры литературы обычно используются как часть более обширной работы, например диссертации. Недостатком мини-обзоров является то, что иногда некоторые проблемы из-за ограничений объема представлены в упрощенной форме.)
  • полноразмерный обзор (вы можете привести больше данных и остановиться на тех деталях, которые считаете важными или интересными. Такие обзоры обычно представляют собой отдельное задание по разным предметам.)

Также отзывы можно классифицировать как:

  • описательный (акцент на методологии, поиске и интерпретации каждого исследования — это добросовестное обобщение текущих данных.Авторы тех же концептуальных обзоров выдвигают новые идеи и концепции, вытекающие из всего массива опубликованных материалов.)
  • концептуальный (для написания хорошего концептуального обзора необходимы глубокие знания в данной области).

Описательные обзоры, как правило, занимают гораздо меньше времени и сил.

5: Рассмотрите проблему под разными углами

Независимо от того, какой обзор вы планируете написать, сосредоточьтесь на конкретной проблеме. Однако при анализе полезно использовать данные из соседних территорий.Например, если вы пишете обзор литературы по иммунологии, включите также материалы по эпидемиологам, цитологам и биохимикам. Рассмотрение механизмов той или иной проблемы на разных уровнях — от молекул до популяций — позволит более четко и широко представить материал. Такая работа будет интересна гораздо большему количеству читателей.

6: Будьте критичны и последовательны

Хороший обзор — это не только обобщение литературы, но и критический анализ, который помогает выявить методологические проблемы и указать на пробелы в исследованиях.Прочитав ваш обзор, умный читатель должен получить представление о следующем:

  • Каковы основные достижения в описываемой области;
  • Каковы основные спорные вопросы проблемы;
  • Назовите основные научные проблемы и перспективы их решения.

Помимо критического мышления, обзор литературы требует хороших навыков письма и грамматики. Не забудьте попросить коллег прочитать окончательную версию перед публикацией.

7: Мыслить структурно

Хороший обзор актуален, систематичен, легко читается, хорошо структурирован и критичен. В обзорах редко используется структура экспериментальных статей (введение, методы, результаты, обсуждение). Вместо этого автор каждый раз выбирает свою логику повествования, которая может быть продиктована самой темой обзора. Хотя единого формата нет, в целом работу следует разделить на несколько логических разделов:

  • краткое введение , затрагивающее рассматриваемую проблему;
  • корпус обзора обычно разбит на блоки, имеет рубрики / подзаголовки.Здесь автор рассматривает и оценивает существующие знания по проблеме. Здесь вы отмечаете наиболее важные подтемы, тенденции и результаты, по которым ученые (авторы) согласны или не согласны. Если обзор является частью вашей диссертации или исследовательской работы, его основная цель — привести аргумент, который оправдывает предлагаемое вами исследование. Следовательно, вам нужно обсуждать только то конкретное исследование, которое непосредственно ведет к вашей диссертации;
  • заключение , в котором резюмируются основные моменты обзора и повторяются основные идеи.

Как организовать поток основного текста в обзоре, чтобы читатель не потерялся в нем и понимал смысл написанного? Для этого полезно принести концептуальные схемы, позволяющие держать перед глазами логику повествования. Хорошо выполненные иллюстрации дают возможность понять основную идею даже без подробного прочтения.

8: Примите во внимание отзывы рецензентов

При написании обзора профессиональной литературы учитывайте отзывы рецензентов.Литературные обзоры обычно рецензируются так же строго, как и исследовательские статьи. Как правило, учет мнения ваших рецензентов значительно улучшает исходную версию обзора. Внимательно прочитав обзор, рецензенты по-новому взглянут на те неточности, несоответствия или нераскрытые проблемы, которых вы не заметили. Кстати, внимательно прочитайте всю рецензию перед ее отправкой — отсутствие опечаток и запутанных предложений позволит рецензентам (преподавателю) сосредоточить внимание на сути статьи, а не на стиле или ошибках.

Рекомендации рецензентов очень важны, поэтому вам следует постараться получить отзывы от специалистов из разных областей науки. С одной стороны, это может привести к противоречивым взглядам на достоинства обзора и непоследовательным советам по улучшению текста. С другой стороны, такая ситуация лучше, чем полное отсутствие обратной связи. Разнообразные комментарии помогут определить, в чем сходятся мнения экспертов, а где есть спорные моменты.

9: Включите в обзор свое собственное исследование, но будьте объективны

Как правило, авторы обзоров добиваются успеха в описываемой области и сами публикуют экспериментальные работы по теме.Это может создать конфликт интересов — сложно объективно судить о своей работе. Ученые могут несколько переоценить то, что сделали сами. И, тем не менее, не будьте слишком скромными — если вас просят написать отзыв, это уже означает, что ваша работа чего-то стоит. Постарайтесь объективно соотнести свои данные с данными коллег. В обзорах, написанных несколькими авторами, объективность достигается легче, так как каждый соавтор редактирует текст и имеет возможность более реалистично взглянуть на достижения коллег.

10: Используйте свежие данные, но не забывайте о классике

Учитывая быстрый рост количества научных работ, обзоры литературы во многих областях быстро устаревают и теряют актуальность. Однако не стоит этого бояться — действительно хороший анализ будет актуален достаточно долго. Каждая экспериментальная статья охватывает лишь узкую область широкого фронта науки. Обобщение, рассмотрение и отображение общего вектора развития одного направления — основная задача обзора.

11: Практика

Невозможно стать опытным писателем, читая советы о том, как стать писателем. Невозможно стать художником, посмотрев курс рисования по телевизору. Без практики невозможно написать хороший обзор литературы. Пока вы всего лишь студент или молодой ученый, а научные журналы не балуют вас «заказами» на рецензии, напишите их сами. Если вы можете написать обзор литературы, которая, по вашему мнению, отражает последние тенденции в вашей отрасли на достойном научном уровне — попробуйте.

,

Как написать обзор литературы · Справка и инструкции · Библиотека Университета Конкордия

Что такое обзор литературы

Обзор литературы представляет собой письменный обзор основных работ и других источников по выбранной теме. Источники, рассматриваемые в обзоре, могут включать статьи из научных журналов, книги, правительственные отчеты, веб-сайты и т. Д. Обзор литературы содержит описание, краткое изложение и оценку каждого источника. Обычно он представлен как отдельный раздел дипломной работы или диссертации.

Back to top

Цель обзора литературы

Цель обзора литературы — предоставить критический письменный отчет о текущем состоянии исследований по выбранной теме:

  • Обозначает области получения стипендии
  • Помещает каждый источник в контекст его вклада в понимание конкретной проблемы, области исследования или рассматриваемой теории.
  • Описывает отношение каждого источника к другим, которые вы выбрали
  • Определяет новые способы интерпретации и проливает свет на любые пробелы в предыдущих исследованиях
  • Указывает путь для дальнейших исследований.

Back to top

Составные части обзора литературы

Обзор литературы должен включать следующее:

  • Цель обзора литературы
  • Обзор рассматриваемого предмета.
  • Четкая категоризация источников, отобранных на тех, которые поддерживают вашу позицию
  • , противников и тех, кто предлагает совершенно разные аргументы.
  • Обсуждение отличительных черт каждого источника и его сходства с другими.

Back to top

Этапы процесса обзора литературы

Подготовка обзора литературы можно разделить на четыре этапа:

  1. Определите тему и объем обзора.
  2. Выполните поиск в каталоге библиотеки, тематических базах данных и других средствах поиска, чтобы найти источники, которые имеют отношение к вашей теме.
  3. Прочтите и оцените источники и определите их пригодность для понимания рассматриваемой темы (см. Раздел «Оценка источников»).
  4. Проанализируйте, интерпретируйте и обсудите результаты и выводы выбранных вами источников.

Back to top

Оценка источников

При оценке каждого источника следует учитывать:

  • Какова квалификация автора в данной области обучения?
  • Подтверждены ли аргументы автора эмпирическими данными (например, количественными / качественными исследованиями)?
  • Точка зрения автора слишком смещена в одном направлении или же учитываются противоположные исследования и точки зрения?
  • Способствует ли выбранный источник более глубокому пониманию предмета?

Back to top

Примеры опубликованного обзора литературы

Обзоры литературы часто публикуются в виде научных статей, книг и отчетов.Вот пример недавнего обзора литературы, опубликованного в виде статьи в научном журнале:

Ledesma, M. C., & Calderón, D. (2015). Теория критических рас в образовании: обзор литературы прошлого и взгляд в будущее. Качественный запрос, 21 (3), 206-222. Ссылка на статью

Back to top

Дополнительные источники по написанию обзоров литературы

Дополнительную информацию о процессе обзора литературы можно найти ниже:

  • Бут, А., Папайоанну Д. и Саттон А. (2012). Систематические подходы к успешному обзору литературы
  • Финк А. (2010). Проведение обзоров исследовательской литературы: От Интернета к статье
  • Галвин, Дж. (2006). Написание обзоров литературы: Руководство для студентов, изучающих социальные и поведенческие науки
  • Мачи, Л. А., и МакЭвой, Б. Т. (2012). Обзор литературы: шесть шагов к успеху

Адаптировано с разрешения и благодарности из книги «Как писать обзор литературы», первоначально созданной Кеннетом Лайонсом, Библиотека МакГенри, Калифорнийский университет, Санта-Крус.

Back to top

,

Обзор литературы — Руководство для учащихся

Общие комментарии:

Обзор литературы не является последовательным списком статей. Он организован по концепциям, темам, идеям. Ниже мы приводим краткое обсуждение с примерами, чтобы показать, чем он ОЧЕНЬ отличается от аннотированной библиографии. На самом деле обзор литературы по заявке ОТЛИЧАЕТСЯ от окончательного обзора литературы по диссертации.

Обзор литературы часто является ПОСЛЕДНИМ, что написано в диссертации, даже если это обычно первая или вторая глава.Причина в том, что обзор литературы БЛИЗКО связан с завершенным исследованием, поэтому его нельзя написать, пока не будет доступен полный набор результатов исследования. В предложении об исследовании не должно быть обзора литературы; литературу можно обсудить в процессе объяснения предлагаемого исследования. Также можно дать отдельный освещенный обзор — это вопрос стиля и выбора. Литературный обзор предложения имеет иную цель, чем Литературный обзор диссертации.Мы постараемся объяснить эти проблемы, приведя несколько примеров ниже.

Заключительный обзор литературы по диссертации имеет несколько иную структуру и цели. Это описано ЗДЕСЬ. Пример обзора литературы для журнальной статьи приведен ЗДЕСЬ — он отличается от обзора ПРЕДЛОЖЕНИЯ, а также от ЭТОГО обзора.

Написание Lit Review для ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Как написать ВВЕДЕНИЕ исследовательского предложения уже было описано.Во втором разделе часто делается обзор литературы. В заявке на исследование мы должны рассматривать ТОЛЬКО литературу, ПРЯМО относящуюся к теме исследования. В ПРЕДЛОЖЕНИИ есть ТРИ цели освещенного обзора:

  1. Описать исходную информацию, НЕОБХОДИМУЮ для понимания планируемого исследования. Это включает в себя описание методологии, наборов данных, методов, которые планируется использовать в исследовании — статьи, в которых используются методы, лежащие в основе нашего исследования, должны быть тщательно освещены.
  2. Чтобы прояснить / продемонстрировать, что в литературе существует пробел, который не известен, не изучался и не обсуждался в предыдущей литературе.
  3. Установить ВАЖНОСТЬ проводимых исследований с теоретической или прикладной точки зрения.

Любой элемент, который не имеет прямого отношения к предлагаемому исследованию и не соответствует хотя бы одному из трех

.

Как написать обзор литературы

Краткое руководство по написанию обзора литературы

Когда вы впервые слышите слово «обзор литературы», то, что приходит на ум при его определении, может быть «обзор литературного произведения». Однако вместо этого обзор литературы на самом деле представляет собой обобщенное резюме и анализ ряда литературных источников, опубликованных по определенной теме.

При написании обзора литературы ключ кроется в нескольких моментах вашей работы, а именно в выборе темы, изложения тезиса и, как следствие, в выборе литературных произведений, которые следует включить, обобщении информации и ее упорядочении.Остальное, то есть превращение вашей работы в полностью презентабельную статью, полностью зависит от ваших навыков спонтанного письма.

При выборе темы не используйте общую категорию из одного слова, такую ​​как «лекарства». Постарайтесь сузить его до максимально возможного числа, найдя подкатегории (например, «лекарственные травы») и конкретные вопросы в этой категории (например, «использование лекарств на травах»). В конечном итоге это поможет вам получить первое представление о том, какие книги (или другие литературные произведения) искать, и значительно сократит время, необходимое для работы над проектом.

Поиск и указание вашей темы приведет вас к созданию тезиса. В отличие от отчета об исследовании или курсовой работы, тезис литературного обзора не содержит мнения, которое вы составляете самостоятельно, а скорее содержит окончательный взгляд на материалы литературного обзора.

Следующий этап — это, конечно, поиск материалов. Они составляют основу вашего литературного обзора, поэтому на этом этапе приложите дополнительные усилия, будь то проверка имеющихся у вас материалов (книг / статей) или поиск более информативных материалов.Не забудьте отметить актуальность любого потенциального материала, его логическую структуру аргументов и его общую достоверность. Надеюсь, вы уже поняли важность указания личности материала, например автора, года печати и т. Д.

Когда придет время проанализировать собранные вами материалы (их, особенно их содержание, нужно проанализировать в обзоре литературы), сделайте это объективно и найдите суть аргументации автора и ее вспомогательные элементы.Сделайте сравнение нескольких материалов, составив заранее заданный список вопросов и подвергнув каждый материал ему. Найдите и еще раз проанализируйте их сильные и слабые стороны.

После того, как все вышеперечисленное будет завершено и принято к сведению, пора составить план обзора. Помните, что базовое «введение — содержание — заключение» все еще применимо. В этом случае есть несколько альтернатив в порядке представления материалов. Некоторые из них расположены в хронологическом порядке, в порядке значимости, в классификации по публикациям и т. Д.В конце концов, поэкспериментируйте со всеми способами, пока не найдете наиболее полезный для утверждения вашего тезиса.

Наконец, пора составить обзор литературы. Хотя это в основном зависит от ваших навыков письма и опыта, вы можете помнить несколько вещей, которые помогут вам. Во-первых, не забывайте сохранять «голос», то есть постоянно связывать исходные материалы с конкретными данными и предоставлять свои заключения и аргументы. Вы также можете попытаться свести к минимуму появление цитат и вместо этого пересказать часть материала своими словами.Не забывайте также, что каждая часть обзора должна быть последовательной и релевантной друг другу, так как это помогает читателям переходить от одной части к другой. Также помните о важности цитирования.

После того, как вы закончите в целом, не забудьте отредактировать (как и в любом письменном проекте).

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *