Материал (5 класс) на тему: Социометрия
Слайд 1
СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ классного коллектива
Слайд 2
Дата проведения:18.10.2014 г.
Слайд 3
Интерпретация кругов (зон) Внутренний круг – это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. Второй круг – зона предпочитаемых , в которую входят лица, набравшие выборов, в количестве выше среднего показателя или равном среднему показателю. Третий круг – зона пренебрегаемых , в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. Четвертый круг – зона изолированных, в которую входят лица, которые не получили ни одного выбора.
Слайд 4
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОЦИОМАТРИЦЫ Полный взаимный выбор Белканова Снежана – Никитина Людмила; Капранова Антонина – Белканова Снежана ; Бойко Дарья – Вертушкова Диана; Золотов Андрей – Швейкин Андрей; Никитина Людмила — Капранова Антонина; Кустова Алёна – Михалёва Яна; Статенин Андрей – Царапкин Сергей.
Слайд 5
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОЦИОМАТРИЦЫ Неполный взаимный выбор Михалёва Яна – Абрамова Ирина; Бойко Дарья – Михалёва Яна; Михалёва Яна – Вертушкова Диана; Вертушкова Диана – Никитина Людмила; Золотов Андрей – Пыхов Игорь; Кириллов Денис – Полозов Матвей; Швейкин Андрей – Кириллов Денис; Кириллюк Андрей — Швейкин Андрей; Лебедев Данила – Статенин Андрей; Пыхов Игорь – Лебедев Данила ; Лебедев Данила – Полозов Матвей; Статенин Андрей — Швейкин Андрей; Никитина Людмила – Ткаченко Ольга .
Слайд 6
Анкета «Мой любимый учитель» Дата проведения: 18 .10.2014 г. Класс: 5 А Количество учащихся: 19 Классный руководитель: Путилова Е.С.
Слайд 7
Результаты анкетирования Вопрос 1. Доволен ли ты отношением к себе учителей ? Да – 19; Нет — 0. Вопрос 2. Почему к некоторым учителям ты относишься лучше, чем к другим? — Потому что они добрее — 5; — Они ласковее – 2; — Я ко всем учителям отношусь хорошо – 6; — Я их больше люблю! – 1; — Потому что некоторые учителя лучше – 1; — Потому они не кричат на нас – 2; — Они не такие строгие, как другие – 4; — Потому что они интереснее – 1; Потому что я очень люблю математику!- 1 .
Слайд 8
Вопрос 3. Кто твой любимый учитель? * Путилова Евгения Сергеевна – 13; * Глазков Андрей Леонидович – 3; * Борисова Валентина Викторовна – 1; * Киселёва Мирослава Александровна – 1; * Учитель по природоведению! — 1 .
Слайд 9
Вопрос 4. Какие его качества ты особенно ценишь?. Путилова Евгения Сергеевна: Доброту – 11; Красоту – 8; Ум – 4; Любящая нас – 2; Отзывчивость Хорошо объясняет тему; Не кричит; Все её качества!
Слайд 11
Вопрос 4. Какие его качества ты особенно ценишь?. Глазков Андрей Леонидович Добрый — 2; Поможет в трудную минуту; Сильный ; Он хороший учитель! Борисова Валентина Викторовна Добрая ! Киселёва Мирослава Александровна Добрая ! Учитель по природоведению! Добрая; Ласковая .
Слайд 12
Вопрос 5. Оказывает ли тебе какую – либо помощь твой любимый учитель ? Да –16; Довольно часто -2; Иногда -1; Нет-1. Вопрос 6.В чем заключается эта помощь ? * Помогает с заданиями и правилами — 2; * Ко всем относится одинаково; * Помогает понять новую тему — 2; * Объясняет как писать домашнюю работу; * Евгения Сергеевна взаимопонимающая ! * Помощь в учёбе; *Всегда подскажет, как правильно написать слово!
Слайд 13
Вопрос 7. Что интересного и полезного ты вынес из общения со своим любимым учителем? Кузнецова Е.Н. Знания по русскому языку и литературе — 2; Что учитель добрый, не кричит и все понимает; Я стал лучше читать и писать; Я стал спокойным, как Екатерина Николаевна; Учитель хороший, мне он нравится; Я стал более внимательный; Екатерина Николаевна «влюбила» меня в русский язык! Глазков А.Л. Я понял, что в спорте нужно трудиться и я стал получать медали. Кобылова Е.А. Учитель очень хорошо объясняет и я все понимаю. Шипулин Г.Л. Я узнал как работать с инструментами (которые не музыкальные).
Слайд 14
Благодарю за внимание
Классный час (5 класс) на тему: Социометрия
Слайд 1
СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ классного коллектива
Слайд 2
Дата проведения:18.10.2014 г.
Слайд 3
Интерпретация кругов (зон) Внутренний круг – это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. Второй круг – зона предпочитаемых , в которую входят лица, набравшие выборов, в количестве выше среднего показателя или равном среднему показателю. Третий круг – зона пренебрегаемых , в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. Четвертый круг – зона изолированных, в которую входят лица, которые не получили ни одного выбора.
Слайд 4
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОЦИОМАТРИЦЫ Полный взаимный выбор Белканова Снежана – Никитина Людмила; Капранова Антонина – Белканова Снежана ; Бойко Дарья – Вертушкова Диана; Золотов Андрей – Швейкин Андрей; Никитина Людмила — Капранова Антонина; Кустова Алёна – Михалёва Яна; Статенин Андрей – Царапкин Сергей.
Слайд 5
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОЦИОМАТРИЦЫ Неполный взаимный выбор Михалёва Яна – Абрамова Ирина; Бойко Дарья – Михалёва Яна; Михалёва Яна – Вертушкова Диана; Вертушкова Диана – Никитина Людмила; Золотов Андрей – Пыхов Игорь; Кириллов Денис – Полозов Матвей; Швейкин Андрей – Кириллов Денис; Кириллюк Андрей — Швейкин Андрей; Лебедев Данила – Статенин Андрей; Пыхов Игорь – Лебедев Данила ; Лебедев Данила – Полозов Матвей; Статенин Андрей — Швейкин Андрей; Никитина Людмила – Ткаченко Ольга .
Слайд 6
Анкета «Мой любимый учитель» Дата проведения: 18 .10.2014 г. Класс: 5 А Количество учащихся: 19 Классный руководитель: Путилова Е.С.
Слайд 7
Результаты анкетирования Вопрос 1. Доволен ли ты отношением к себе учителей ? Да – 19; Нет — 0. Вопрос 2. Почему к некоторым учителям ты относишься лучше, чем к другим? — Потому что они добрее — 5; — Они ласковее – 2; — Я ко всем учителям отношусь хорошо – 6; — Я их больше люблю! – 1; — Потому что некоторые учителя лучше – 1; — Потому они не кричат на нас – 2; — Они не такие строгие, как другие – 4; — Потому что они интереснее – 1; Потому что я очень люблю математику!- 1 .
Слайд 8
Вопрос 3. Кто твой любимый учитель? * Путилова Евгения Сергеевна – 13; * Глазков Андрей Леонидович – 3; * Борисова Валентина Викторовна – 1; * Киселёва Мирослава Александровна – 1; * Учитель по природоведению! — 1 .
Слайд 9
Вопрос 4. Какие его качества ты особенно ценишь?. Путилова Евгения Сергеевна: Доброту – 11; Красоту – 8; Ум – 4; Любящая нас – 2; Отзывчивость Хорошо объясняет тему; Не кричит; Все её качества!
Слайд 11
Вопрос 4. Какие его качества ты особенно ценишь?. Глазков Андрей Леонидович Добрый — 2; Поможет в трудную минуту; Сильный ; Он хороший учитель! Борисова Валентина Викторовна Добрая ! Киселёва Мирослава Александровна Добрая ! Учитель по природоведению! Добрая; Ласковая .
Слайд 12
Вопрос 5. Оказывает ли тебе какую – либо помощь твой любимый учитель ? Да –16; Довольно часто -2; Иногда -1; Нет-1. Вопрос 6.В чем заключается эта помощь ? * Помогает с заданиями и правилами — 2; * Ко всем относится одинаково; * Помогает понять новую тему — 2; * Объясняет как писать домашнюю работу; * Евгения Сергеевна взаимопонимающая ! * Помощь в учёбе; *Всегда подскажет, как правильно написать слово!
Слайд 13
Вопрос 7. Что интересного и полезного ты вынес из общения со своим любимым учителем? Кузнецова Е.Н. Знания по русскому языку и литературе — 2; Что учитель добрый, не кричит и все понимает; Я стал лучше читать и писать; Я стал спокойным, как Екатерина Николаевна; Учитель хороший, мне он нравится; Я стал более внимательный; Екатерина Николаевна «влюбила» меня в русский язык! Глазков А.Л. Я понял, что в спорте нужно трудиться и я стал получать медали. Кобылова Е.А. Учитель очень хорошо объясняет и я все понимаю. Шипулин Г.Л. Я узнал как работать с инструментами (которые не музыкальные).
Слайд 14
Благодарю за внимание
Консультация по психологии (5 класс) на тему: Результаты диагностики социометрии в 5 классах
Социометрия – 5-е классы
Объект исследования – 5-е классы 2013/2014 учебного года.
Цель исследования – оценить взаимоотношения учеников классов 5А, 5Б, 5В, 5Г.
Задачи исследования:
- Оценить взаимоотношения учеников в учебной деятельности.
- Оценить взаимоотношения учеников в досуговой деятельности.
- Оценить доверительные взаимоотношения учеников.
Процедура социометрии параметрическая – ограничение выборов до 3-х человек.
Вывод.
Взаимоотношения в 5 «» классе.
В учебной деятельности статус звезды (наиболее привлекательный одноклассник для совместной работы на уроках) получили И-я И, К-ва А. и Ш-ва А. Статус отвергаемго ученика (большинство одноклассников не хотят с ним выполнять учебные задания на уроках) получил Ш-о Е.
В досуговой деятельности большинство ребят получили малое число выборов и являются принятыми (1-2 выбора). В статусе звезд (более 5 выборов) оказались И-я И.и Ш-ва А.. Большинство одноклассников не желают общаться после уроков с Ш-о Е. и Сй А., получивших статус отвергаемых. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия досуговых взаимоотношений в классе, который можно расценить как средний.
Исследование доверительных взаимоотношений показало следующее: статус звезды (наиболее привлекательный одноклассник, кому доверяет большинство детей) получила К-а П.. В статусе предпочитаемых (3-5 выборов) оказались К-ва А.., Л-а Е., И-я И., К-а К., Ш-а А., П-н И.. К категории отвергаемого (получил только отклонения) относится Ш-о Е. . Такой статус обусловлен недоверием Ш-о Е. к своим одноклассникам, которое отражено в анкете отсутствием выборов среди них тех, кому он доверяет.
Взаимоотношения в 5 «» классе.
В учебной деятельности половина класса получила статус предпочитаемых (3-5 выборов). Ближе всех из них к статусу звезды А-а Д.. В статусе принятых находятся Б-в В., Г-в А., К-в Д., П-в А., Г-а К., Л-а А., Ф-о И.. Статус отвергаемго ученика (большинство одноклассников не хотят с ним выполнять учебные задания на уроках) получила М-а Я. Следует отметить, что Г-а К. получила столько же отклонений, сколько и М-а Я. (10). Но отданные выборы в ее пользу со стороны А-й Д. и М-о Е. не позволяют присвоить статус отвергаемого ученика в классе.
В досуговой деятельности по итогам выборов ребят в классе есть две звезды. Среди девочек статус звезды (ученик, с кем большинство ребят хотят общаться вне учебной деятельности в первую очередь) у П-й А., а у мальчиков – Н-й С.. Семь человек находятся в благоприятном статусе предпочитаемых. За исключением Б-а В., М-й К., К-а Д., Л-й А., П-а А. и Ф-о И., получивших по 1-2 выбора и соответствующий статус принятых. В статусе отвергаемого (одни отклонения) – М-а Я.. Так как большинство детей группы оказалось в благоприятных статусных категориях, то уровень благополучия взаимоотношений в досуговой деятельности определяется как высокий.
В плане доверительные взаимоотношений в классе сложилась следующая картина. Статус звезды у П-й А. (большинство одноклассников доверили бы ей свой секрет). М-а Я. и М-я К. оказались в статусе отвергаемых (тех, кому не доверили бы свой секрет в первую очередь). Так же следует отметить, что максимальное количество отклонений было получено Г-й К. (десять отклонений, в отличие от девяти отклонений М-й Я. и четырех – М-й К.). Только выбор со стороны М-о Е. не позволяет присоединить Г-у К. к группе отвергаемых. Много ребят в статусе предпочитаемых (среднее число выборов): А-а Д., К-к П., Б-а М., Н-й С., М-о Е., М-а М. Остальные ребята получили статус принятых. В целом такое распределение голосов по данному критерию говорит о необходимости улучшения эмоционального благополучия в плане развития и установления более доверительных взаимоотношений у большинства детей со сверстниками в классе.
Педагог – психолог
НОУ Школа «Ника» Лис Л.В.
Социометрические методики для начальной школы
Социометрические методики для начальной школы
Первые годы школьной жизни – важный период в становлении личности ребенка: он не просто получает начальные знания, постигает тонкости чтения, письма, делает свои первые математические операции, но и начинает знакомство с жизнью как таковой. Младший школьник определяется со своими интересами, находит друзей и, конечно, учится общению со взрослыми и ровесниками. Очень важно помочь ему в этом непростом деле, поэтому многие школы активно используют основы социометрии.
Социометрия — представляет собой тесты социальной психологии, направленные на установление специфики взаимоотношений членов коллектива (класса). Основу методики положил Дж. Морено, которому принадлежит идея о зависимости благополучия конкретной личности от неформальных отношений в ее ближайшем окружении. Сейчас методика, применяемая как в отношении взрослых, так и в отношении детей, сводится к тому, чтобы путем анализа места конкретного человека в группе помочь ему в решении проблем. Применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
Сложность подобных эмоциональных ситуаций в начальной школе вызвана тем, что в этот период у детей отсутствует совместная деятельность. Они просто учатся вместе, сидят за партой. Общение чаще всего ситуативное, то есть зависит от конкретной ситуации. Ученикам сложно выбрать лидера в коллективе, но определить свои предпочтения всё-таки под силу. Именно поэтому социометрия в начальной школе помогает выявить целый ряд эмоциональных проблем внутри группы сверстников.
Дети начальных классов чаще всего оценивают сверстников именно с позиции успешности в учёбе и отношений учителя. Свой выбор ученики нередко объясняют отношением педагога. Высказывания «Его часто хвалит учитель», «Она всегда делает домашнюю работу хорошо», «Он самый прилежный ученик» и тому подобные утверждения характеризуют симпатии и антипатии преподавателя, а не самого ребёнка. Поэтому результаты социометрии помогут учителю ещё и пересмотреть своё поведение в классе, выстроив его правильно по отношению ко всем детям.
Социометрия — широко используемая адаптированная для разного возраста методика. Для того чтобы осуществлять грамотную коррекцию в классном коллективе, нужно проводить исследование 2–3 раза в год и на основе анализа результатов планировать воспитательную и образовательную деятельность.
Подготовительный этап перед исследованием
Перед проведением мониторинга нужно дать её критериальное обоснование. Оно должно быть значимым и понятным всем участникам. В социометрических методиках применяются два типа критериев:
- Коммуникативный — отражает предпочтение участника («Кого бы ты выбрал?»).
- Гностический – определяет осознание участников своего положения в группе («Кто выбрал бы тебя?»).Важным компонентом для планирования социометрии является также её цель. Если тест проводится для составления рейтинга и выявления лидера, то достаточно одинарного критерия. Например: «Кого бы ты выбрал командиром класса?», «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?». Этот вариант удобен для назначения старосты класса, командира детского отряда и так далее.Если целью является определение партнёрских отношений, то рекомендуются двойные критерии. Например: «С кем бы ты хотел пойти в поход? А с кем бы ты не пошёл?». Такой подход применяется для определения эмоционального благополучия внутри классного коллектива. Социометрия в этом случае поможет не только определить предпочитаемых детей, но и выявить случаи отвержения на том этапе, когда эту проблему ещё возможно исправить. Ещё одним важным моментом является параметрический критерий, определяющий количество выборов: от одного до полного отсутствия ограничений (можно выбрать всех). Определив критериальную основу социометрии, приступают к разработке анкет. Исследование может проводиться письменно и устно. При первом варианте психолог лично беседует с каждым ребёнком, фиксируя его ответы по рейтингу: выбор 1, выбор 2, антивыбор 1 и так далее. Здесь важны два компонента:
- кто выбирает;
- кого выбирает.Для письменного опроса разрабатывается анкета, в которой обязательным является указание своего имени, вопрос, понятный для ребёнка, и строчки с результатами ответов (выборов). Проведение социометрии среди младших школьниковАнкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно.Детям даётся инструкция: «Мы все хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».На бланке анкеты нужно написать (напечатать) вопросы (критерии) и определить место для ответов. Для учеников начальной школы лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся.Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора — ценной для ребёнка. Например:
- Кого ты хочешь (не хочешь) пригласить на свой день рождения?
- С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
- С кем бы ты хотел делать домашние задания?
- С кем бы ты хотел дружить?
- Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой? Таблицы: Примеры анкет для мониторингаВариант 1.
Фамилия и имя ученика ________________________________
Вопрос 1: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
Ответ:
Выбор 1._______________________________________________
Выбор 2._______________________________________________
Выбор N _______________________________________________
Вариант 2.
Фамилия и имя ученика __________________________________
Вопрос 1: С кем бы ты хотел дружить?
Ответ:
Фамилия ребёнка
Номер выбора
1.
2.
3.
4.
5.
Цветовая проективная социометрия
Такой вариант социометрии проводится индивидуально. Для него потребуется специальное оборудование, а именно цветовое поле в виде шахматной доски: 5Х5 рядов из 13 цветовых и 12 белых квадратов. Сама методика предполагает сложную систему выборов через фишки и цветовую доску. Однако такой способ сложен для младших школьников, поэтому рекомендуется использовать упрощённую методику.
Упрощённая проективная цветовая методика
Детям даётся список учащихся класса, цветные карандаши (карточки). Перед ребёнком раскладываются несколько цветов и предлагается выбрать самый приятный, а затем ученик должен совместить этот оттенок с кем-то из одноклассников. Это позволяет определить эмоциональное отношение к выбору.
Таблица: Значение выбранных цветов
Цвет
Значение при выборе
Синий
Стремление к избеганию конфликта с человеком. Привлекательны совместные игры и интересы. В отношениях может быть дистанция.
Жёлтый
Авторитетный, значимый ученик. Стремление быть ближе к нему, быть похожим на него.
Зелёный
Ощущение спокойствия и удовлетворённости от этого человека.
Серый
Признание достоинства сверстника с одновременным недовольством характерными особенностями: мелочностью, занудливостью, излишней опекой. Ребёнок привлекает и одновременно отталкивает.
Чёрный
Притягивает недосказанностью, таинственностью. Возможно, манит как противоположное.
Оранжевый
Удивляется некоторым действиям этого лица. Неопределённое отношение. Ожидание благоприятных связей, ощущение перспектив.
Фиолетовый
Состояние, близкое к игнорированию человека. Скорее всего, терпение.
Коричневый
Инертное (равнодушное) отношение к ученику.
Розовый
Проявляет интерес. Находит удовлетворение в процессе общения.
Цветовая непроективная методика
Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора. Варианты интерпретации цвета записываются на доске, отдельной карточке или самом бланке в виде инструкции.
Толкования цветового анализа:
- красный — «нравится»;
- розовый — «симпатичен»;
- оранжевый — «с ним интересно»;
- жёлтый — «общаюсь»;
- зелёный — «в принципе, я рад за его успехи»;
- синий — «безразличен»;
- серый — «не нравится»;
- чёрный — «я ненавижу этого человека (он мне неприятен)».Задачей ребёнка является раскрасить клеточку напротив каждой фамилии в зависимости от интерпретации цвета.Устный вариант тестаСуть этого метода близка к анкетному варианту, но проводится тест устно. Для этого ребёнку предлагается список детей с фотографиями, чтобы ребёнок не забыл о каком-то однокласснике и результаты социометрии были достоверными. Затем задаются вопросы и фиксируются варианты ответов в специальном протоколе. Обработка результатов и их интерпретация (выводы)Пример социограммы, составленной после проведения тестаПосле первичной обработки протоколов и анкет составляется матрица — таблица с нумерованным списком детей по вертикали и горизонтали и полученными результатами. После её анализа формируется социограмма, позволяющая наглядно оценить результаты проведённого исследования.
- Внутренний круг фиксирует «звёзд» — детей с самым большим числом выборов.
- Второй круг — предпочитаемых (вторые по уровню показатели).
- Третий круг — игнорируемых (оттеснённых) детей;
- Четвёртый круг — изолированных одиночек (учеников, не набравших ни одного очка).Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов. Педагогу нужно обратить на это внимание.
Тест на тему: Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.
Анкета №3
Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.
Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем
ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”. Такие вопросы называются критериями выбора.
Порядок проведения исследования.
Каждый член группы (класса) должен назвать фамилии тех, кого он выбирает. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.
Так, для школьников 4-5-6 классов можно предположить следующий вариант
вопросов:
1. С кем бы ты хотел учить уроки, готовиться к контрольным работам?
2. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
3. Кто тебе больше всех нравится в классе?
4. Кого бы ты хотел иметь соседом по двору, подъезду?
5.С кем бы ты предпочел пойти в поход, выполнять ответственные поручения?
6.Если бы у тебя были коллекционные картинки, марки, наклейки, значки,
кому бы ты мог их подарить?
Обработка полученных данных.
На основе ответов школьников составляют матрицу (таблицу), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в классе в системе межличностных отношений.
Образец матрицы
Знаком “+” обозначен выбор
№ Кого выбирают? п/п Кто выбирает? | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 Карпухин | + | |||
2 Павликова | + | |||
3 Соболев | + | |||
4 Орлов | + | |||
Количество полученных выборов: | 0 | 1 | 2 | 1 |
Количество взаимных выборов: | 0 | 0 | 1 | 1 |
Чтобы нагляднее представить положение каждого ученика в группе, на основе таблицы (матрицы) составляется карта групповой дифференциации. она состоит из четырех концентрически расположенных окружностей.
Примечание: На данной карте не все связи, чтобы не загромождать ее условными обозначениями.
В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором — получившие более половины или половину максимального числа выборов; в третьем — менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора.
На карте все обозначения условны: так, мальчики отмечены треугольниками,
а девочки кружками. В каждом треугольнике или кружочке ставится число, соответствующее номеру, под которым школьник значится в матрице.
Треугольники или кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны.
Неустойчивый взаимный выбор (ученики выбрали один-другого по 1-2 позициям) на карте обозначается штриховой линией со стрелками в обе стороны.
Неустойчивый невзаимный выбор на карте обозначается штриховой линией
со стрелкой в сторону выбираемого ученика.
Рис. 1
Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество поло жительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитае мых» (имеющих среднее количество выборов), в тре тий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше сред него), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплош ной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей на глядности или при большом количестве учащихся в клас се указанные линии целесообразно вычерчивать различ ными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т. п.)
Рис. 1
Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество поло жительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитае мых» (имеющих среднее количество выборов), в тре тий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше сред него), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплош ной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей на глядности или при большом количестве учащихся в клас се указанные линии целесообразно вычерчивать различ ными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т. п.)
Таким образом, в социальной психологии принято обозначать положение
личности в группе в следующих категориях:
“Звезда” — член группы, получившей наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Он популярен. Однако, “звезд” в группе немного — 1-2, реже — 3-4 человека.
“Предпочитаемый” — член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.
“Оттесненный” — термин, обозначающий члена группы, получающего менее
половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).
“Изолированный” — лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его помещают в IV зоне.
В дальнейшем следует выяснить следующее:
1. Какие качества личности “Звезды”, “Предпочитаемого” наиболее ценимы
членами группы?
2. Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?
Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, “Звезда” умеет устанавливать контакт с одноклассниками. “Популярные” часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние
своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.
В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.
Причин непопулярности также может быть немало.
В одних случаях — это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих
одноклассников. В других — бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.
Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется
проводить два — три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.
Тест по теме: Социометрия. | Социальная сеть работников образования
Социометрия. Начальная школа.
- Напиши свои имя и фамилию.__________________________________________
- Кого из класса ты хотел бы пригласить в гости (напиши три фамилии)
1.
2.
3.
3. Если бы вы с классом поехали в поход, то кого бы ты выбрал командиром вашей группы?
1.
2.
3.
4.Если бы ваш класс участвовал в спортивных соревнованиях, то кого бы ты выбрал командиром вашей команды?
1.
2.
3.
5. С кем бы хотел сидеть за одной партой?
1.
2.
3.
6. С каким настроением ты ходишь в школу? Ответ обведи.
1. Плохим, не люблю школу.
2. Нормальным, обычное настроение.
3.Хорошим, мне нравится в школе.
7. Хотел бы ты, чтобы в вашем классе был другой учитель? Ответ подчеркни. ДА. НЕТ.
Результаты
Ф | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 |
0 | 0 | 0 | 0 | 3 | Нет | |
5 | 2 | 1 | 4 | 3 | Нет | |
0 | 0 | 0 | 0 | 3 | Нет | |
2 | 3 | 4 | 2 | 3 | Нет | |
1 | 2 | 3 | 3 | 3 | Нет | |
5 | 3 | 8 | 4 | 2 | Нет | |
2 | 1 | 1 | 1 | 3 | Нет | |
1 | 0 | 1 | 1 | |||
6 | 3 | 5 | 6 | 3 | Нет | |
5 | 3 | 4 | 4 | 3 | Нет | |
0 | 3 | 2 | 1 | 3 | Нет | |
3 | 4 | 3 | 3 | 2 | Нет | |
5 | 10 | 7 | 6 | 3 | Нет | |
1 | 2 | 0 | 3 | 3 | Нет | |
3 | 0 | 2 | 2 | 2 | Нет | |
1 | 1 | 1 | 1 | 3 | Нет | |
3 | 1 | 1 | 4 | 2 | Нет | |
4 | 4 | 1 | 3 | 3 | Нет | |
3 | 1 | 3 | 3 | 3 | Нет | |
2 | 7 | 4 | 3 | 3 | Нет | |
2 | 2 | 2 | 0 | 3 | Нет | |
7 | 8 | 10 | 4 | |||
3 | 2 | 0 | 3 | 2 | Нет | |
2 | 1 | 1 | 3 | 2 | Нет |
Тест по теме: Психологический тест: «Цветовая социометрия»
Психолого — педагогическая диагностика проводилась с детьми начального звена ( 1,2,3 кл.) в специальной ( коррекционной ) школе-интернате №11 8 вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Советского р-на, г.Казани.
Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:
– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
– 4-й – как второй;
– 5-й – как первый.
Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.
Инструкция (дается по ходу выполнения задания).
1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.
2. Выбери или подари цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.
4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».
Фамилия, имя ребенка: Марьина Ксюша 3 кл.
Возраст 10 лет ( Диагноз: F 70.1 .)
Выбор цвета | Имя (кто обозначен) | Результат | |
Отношение к себе | красный | Веселая, целеустремленная, склонна к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства | |
.Явно предпочтительное | розовый | Татьяна Николаевна | Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним |
розовый | Райля Имамутдиновна | Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним | |
розовый | Тамара Степановна | Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним | |
сиреневый | Саша Машин | Инертный человек, не желающий каких-либо перемен в отношениях с ребенком | |
Предпочтительное | сиреневый | Татьяна Александровна | Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей |
синий | завучи | Привлекательны интересы этого лица. Дистанция в межличностных отношениях | |
оранжевый | директор | Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе | |
белый | Давид | Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям | |
Антипатии | сиреневый | Клюшин Коля | Чувство обиды, злости. Проявления безразличия, жестокости по отношению к окружающим |
синий | Годящев Артем | Почтительно-негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства | |
оранжевый | Гоша Дыньков | Излишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность | |
серый | Тамжов Коля | Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный. Ранимый |
Фамилия, имя ребенка Годящев Артем 3 кл.
Возраст 9 лет ( Диагноз: F 70.09)
Выбор цвета | Имя (кто обозначен) | Результат | |
Отношение к себе | зеленый | Желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Склонность к депрессии | |
Явно предпочтительное | синий | Татьяна Николаевна | Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы |
синий | Райля Имамутдиновна | Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы | |
розовый | Ксюша | Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним | |
красный | Полина | Олицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка | |
Предпочтительное | сиреневый | Давид | Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей |
желтый | Коля Т. | Признание талантов и особенных, положительных черт характера | |
коричневый | Коля К. | Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке | |
серый | Марат | Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. Изворотливость | |
Антипатии | черный | Петя Зайцев | Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность |
оранжевый | Алеша Крапивин | Излишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность | |
фиолетовый | Саша Машин | Некритическое отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение |
Фамилия, имя ребенка Белозеров Давид. 2 кл.
Возраст 9 лет ( Диагноз:F 70.1)
Выбор цвета | Имя (кто обозначен) | Результат | |
Отношение к себе | синий | Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный | |
Явно предпочтительное | розовый | Гузеля Радифовна | Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним |
розовый | Тамара Степановна | Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним | |
желтый | Олег | Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним | |
красный | Ильяз | Хитрый, независимый человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам | |
Предпочтительное | зеленый | Тамара Степановна | Мечтательный человек, переоценивающий значимость отношения к себе со стороны окружающих |
серый | Наталья Федотовна | Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. Изворотливость | |
коричневый | Райля Имамутдиновна | Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке | |
розовый | Татьяна Николаевна | Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссцизм» | |
Антипатии | оранжевый | Андрей Надысин | Излишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность |
синий | Ярослав Г. | Почтительно-негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства | |
черный | Ильяз Т. | Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность | |
белый | Татьяна Николаевна | Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия |
Фамилия, имя ребенка Гайдуков Ярослав 2 кл.
Возраст 9 лет ( Диагноз: F 70.18)
Выбор цвета | Имя (кто обозначен) | Результат | |
Отношение к себе | красный | Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства | |
Явно предпочтительное | розовый | Гузеля Радифовна | Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним |
сиреневый | Райля Имамутдиновна | Инертный человек, не желающий каких-либо перемен в отношениях с ребенком | |
желтый | Татьяна Николаевна | Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним | |
малиновый | Тамара Степановна | Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность | |
Предпочтительное | сиреневый | Давид | Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей |
оранжевый | Ильяз | Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе | |
розовый | Олег | Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссцизм» | |
фиолетовый | Артем Г. | Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часть является причиной страданий ребенка | |
Антипатии | коричневый | Терочкин | Нетерпим к окружающим, предъявляет высокую требовательность к людям, часто злобу |
коричневый | Андрей Надысин | Нетерпим к окружающим, предъявляет высокую требовательность к людям, часто злобу | |
черный | Валера Трусов | Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность | |
белый | Петя Зайцев | Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия |
Фамилия, имя ребенка Щербич Полина 1 кл.
Возраст 8 лет ( Диагноз: F 70)
Особенность: ставит цвета на поле и потом отвечает кому.
Выбор цвета | Имя (кто обозначен) | Результат | |
Отношение к себе | сиреневый | Взбалмошная, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление | |
Явно предпочтительное | синий | мама | Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы |
синий | Райля Имамутдиновна | Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы | |
синий | Тамара Степановна | Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы | |
фиолетовый | одногрупники | Состояние, близкое к игнорированию данного человека: «Терплю, потому что нуждаюсь» | |
Предпочтительное | серый | папа | Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. Изворотливость |
красный | бабуля | Хитрый, независимый человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам | |
оранжевый | учителя | Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе | |
фиолетовый | Гузеля Радифовна | Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часть является причиной страданий ребенка | |
Антипатии | черный | Гоша | Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность |
коричневый | Коля К. | Нетерпим к окружающим, предъявляет высокую требовательность к людям, часто злобу | |
сиреневый | Марат | Чувство обиды, злости. Проявления безразличия, жестокости по отношению к окружающим | |
розовый | Ярослав | Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими |
Фамилия, имя ребенка Маслов Олег 3 кл.
Возраст 10 лет ( Диагноз: F 70)
Выбор цвета | Имя (кто обозначен) | Результат | ||
Отношение к себе | сиреневый | Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление | ||
Явно предпочтительное | оранжевый | бабуля | Удивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по играм и забавам | |
серый | дедуля | Признание достоинств человека, одновременно недовольство характерными особенностями: занудливостью, мелочностью, излишней опекой | ||
зеленый | Кока-т.Таня | Ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от этого человека | ||
фиолетовый | Райля Имамутдиновна | Состояние, близкое к игнорированию данного человека: «Терплю, потому что нуждаюсь» | ||
Предпочтительное | розовый | Давид | Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссцизм» | |
белый | Ксюша | Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям | ||
серый | мама | Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. Изворотливость | ||
коричневый | Ильяз | Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке | ||
Антипатии | черный | Ильяз | Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность | |
розовый | Коля К. | Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими | ||
желтый | Гоша | Зависть по отношению к данному человеку и/или легко попадает под его влияние, увлекают интересные идеи | ||
малиновый | Ярослав | Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные приключения | ||
Фамилия, имя ребенка Теряев Ильяз 3 кл.
Возраст 10 лет ( Диагноз: F 70.)
Выбор цвета | Имя (кто обозначен) | Результат | |
Отношение к себе | синий | Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный | |
Явно предпочтительное | оранжевый | Гузеля Радифовна | Удивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по играм и забавам |
черный | Татьяна Николаевна | Контролирует и прячет свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет | |
черный | мама | Контролирует и прячет свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет | |
коричневый | директор | Немного флегматичен, предпочитает покой. Стремится избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действовать | |
Предпочтительное | розовый | Олег | Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссцизм» |
оранжевый | Давид | Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе | |
сиреневый | Ярослав | Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей | |
коричневый | Артем Г. | Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке | |
Антипатии | черный | Давид | Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность |
оранжевый | Терочкин | Излишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность | |
желтый | Коля К. | Зависть по отношению к данному человеку и/или легко попадает под его влияние, увлекают интересные идеи |
Фамилия, имя ребенка Клюшин Коля
Возраст 9лет ( Диагноз: F 70.8)
Выбор цвета | Имя (кто обозначен) | Результат | |
Отношение к себе | синий | Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный | |
Явно предпочтительное | желтый | Тамара Степановна | Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним |
малиновый | Татьяна Николаевна | Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность | |
оранжевый | Райля Имамутдиновна | Удивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по играм и забавам | |
зеленый | Елена Алексеевна | Ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от этого человека | |
Предпочтительное | коричневый | Ярослав | Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке |
оранжевый | Ильяз | Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе | |
желтый | Олег | Признание талантов и особенных, положительных черт характера | |
оранжевый | Давид | Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе | |
Антипатии | черный | Артем | Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность |
синий | Ксюша | Почтительно-негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства | |
серый | Полина | Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный. Ранимый | |
зеленый | Коля Тамжов | Наличие страха, который служит причиной частого уединения в коллективе; неоправданные ожидания. Энергичный |
Фамилия, имя ребенка Тамжов 1 кл.
Возраст 7лет ( Диагноз: F 70)
Выбор цвета | Имя (кто обозначен) | Результат | |
Отношение к себе | фиолетовый | Стремление к спокойствию, скорее к уединению; пониманию со стороны окружающих. Не защищен от неблагоприятных эмоциональных влияний. Неустойчивое настроение | |
Явно предпочтительное | синий | Артем | Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы |
красный | Давид | Олицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка | |
синий | Ярослав | Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы | |
оранжевый | Олег | Удивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по играм и забавам | |
Предпочтительное | синий | Елена Алексеевна | Привлекательны интересы этого лица. Дистанция в межличностных отношениях |
красный | Гузеля Радифовна | Хитрый, независимый человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам | |
сиреневый | Тамара Степановна | Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей | |
розовый | Татьяна Николаевна | Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссцизм» | |
Антипатии | серый | Ильяз | Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный. Ранимый |
фиолетовый | Коля К. | Некритическое отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение |
Вывод.
I Отношение к себе.
Из 9 детей трое отдают предпочтение синему цвету, они мечтательны, склонны к фантазированию. В группе детей — миролюбивы, неконфликтны.
У детей, которые выбрали сиреневый цвет неустойчивые интересы, не могут отстоять свое мнение.
У детей, которые выбрали красный цвет веселые, целеустремленные, присутствует некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства.
Ребенок, выбрав зеленый цвет, желает самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремится к реальному удовлетворению потребностей.
Ребенок, выбрав фиолетовый цвет подвержен влиянию и мнению других детей. В группе сверстников свое мнение не могут отстоять
В результате полученных данных большее количество детей неконфликтны, миролюбивы и принимают активное участие в делах группы.
II. Отношение явно предпочтительное.
Дети явное предпочтение отдают розовому и синему цветам, т.е.они проявляют интерес ко взрослым и сверстникам, находят удовлетворение в процессе общения с ними.
Трое детей, выбрав желтый цвет, выделили для себя значимых людей (авторитет), на которых они хотели бы быть похожими.
Двое детей выбрали зеленый цвет, в общений с окружающими людьми находят удовлетворение и спокойствие.
Четверо выбрав оранжевый цвет, ожидают новых благоприятных отношений с окружающими.
Двое детей выбрали фиолетовый цвет- состояние, близкое к игнорированию данного человека: «Терплю, потому что нуждаюсь».
Трое детей выбрав сиреневый цвет не хотят перемен в отношений как со взрослыми так и со сверстниками.
Дети, выбрав красный цвет, в лице взрослых видят, олицетворение человека, действия которого воплощают в жизнь идеи увлекающие ребенка.
Выбрав серый цвет ребенок признает достоинства человека – близкого родственника ( дедули ).
Выбрав черный цвет, ребенок контролирует и прячет свои чувства.
Выбрав коричневый цвет, ребенок стремится избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действовать.
Выбрав малиновый цвет, ребенок выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность.
Из протоколов видно, что дети проявляют интерес в основном к взрослым. Поскольку воспитанники постоянно находятся в школе-интернате и общаются с одними теми же взрослыми, то отношения с педагогами и сверстниками складываются по-разному.
III. Отношение предпочтительное.
Двое детей, выбрав синий цвет, считают этих людей интересными, но все же держат дистанцию в межличностных отношениях.
Пятеро, выбрав коричневый цвет, стремятся к четкому контролю над собой.
Пятеро, выбрав сиреневый цвет, испытывают психологическую не самостоятельность. Идеализируют близких людей.
Пятеро, выбрав розовый цвет, любят, чтобы ими восхищались.
Двое детей, выбрав красный цвет, стремятся к независимости. Восхищаются теми людьми, которые нравятся независимо, что их недостатки приносят им определенные страдания.
Двое детей, выбрав белый цвет, желают самых близких контактов.
Двое детей, отмечают фиолетовый цвет и считают, тех людей, которых они выбрали болтливыми, необязательными, что доставляет страдания ребенку.
Двое детей, выбрав желтый цвет, признают таланты и положительные черты характера выбранных субъектов.
Выбрав зеленый цвет, ребенок переоценивает значимость отношения к себе со стороны окружающих.
Четверо детей, выбрав серый цвет, считают что люди, выбранные ими незаурядны, способны к плодотворной деятельности – это привлекает, но их непостоянство отталкивает.
Шестеро, выбрав оранжевый цвет, испытывают неопределенное отношение с окружающими.
Большинство детей считают взрослых авторитетом принимая их со всеми достоинствами и недостатками. Желают самых близких контактов с ними, идеализируя их.
IV. Отношение-антипатия.
Трое детей, выбрав синий цвет, испытывают внутреннее беспокойство и почтительно-негативное отношение к окружающим.
Двое детей, выбрав желтый цвет, легко попадают под влияние окружающих.
Ребенок, выбрав зеленый цвет, испытывает чувство страха, который служит причиной частого уединения в коллективе.
Трое детей, выбрав серый цвет, имеют демонстративные поведение, которое угнетающе действует на окружающих.
Семь детей, выбрав черный цвет, имеют высокую степень агрессивности и тревожности.
У четверых детей, выбравших оранжевый цвет, отмечается излишняя импульсивность и несобранность.
У двоих детей, выбравших фиолетовый цвет, некритическое отношение к себе, которая мешает адекватно оценить собственное поведение.
Трое детей, выбрав коричневый цвет, испытывают нетерпимость к окружающим. Они предъявляют высокую требовательность к людям, выражая при этом злобу.
Двое детей, выбрав сиреневый цвет, проявляют злость, безразличие, жестокость по отношению к окружающим.
Двое детей, выбрав розовый цвет, болезненно воспринимают контакты с окружающими.
Двое детей, выбрав белый цвет, стремятся избавиться от излишней опеки и эмоционального воздействия.
Таким образом, отмечается некритическое отношение к себе, которое мешает адекватно оценить собственное поведение и поведение других людей.
В отношениях с окружающими дети испытывают беспокойство и тревогу.
Предъявляют высокую требовательность к людям и завышенную самооценку к себе
Заключение.
В результате полученных данных большее количество детей, не конфликтны, миролюбивы и общительны.
В основном дети проявляют интерес к взрослым. Так как дети постоянно находятся в школе-интернате и общаются с определенным кругом людей, то и отношения с ними складываются по-разному.
Большинство детей считают взрослых авторитетом, принимая их со всеми достоинствами и недостатками. Желают самых близких контактов с ними, идеализируя их.
Но при этом отмечается некритическое отношение к себе, которое мешает адекватно оценить собственное поведение и поведение других людей.
В отношениях с окружающими дети испытывают беспокойство и тревогу.
Предъявляют высокую требовательность к людям и завышенную самооценку к себе.
I Отношение к себе.
II. Отношение явно предпочтительное.
III. Отношение предпочтительное.
IV. Отношение-антипатия.
Длина | Пример | |
Преобразование дюймов, футов и ярдов | 8 ярдов = ___ дюйм | |
Преобразование миль, футов и ярдов | 23 миль = ___ ярд | |
Преобразование между мм, см, м и км | 857 км = ___ м | |
Преобразование между мм, см, м и км (десятичные знаки) | 4.033 м = ___ мм | |
Преобразование длины: обычная / метрическая | 57 дюймов = ___ мм | |
Преобразование большей длины: обычная / метрическая | 84 км = ___ ярд | |
Вес | ||
Преобразование между унциями, фунтами и тоннами | 25 т = ____ фунтов | |
Преобразование метрической массы (г / кг) | 9.7 кг = ___ г | |
Преобразование веса между обычным и метрическим | 45 фунтов = ___ гм | |
Емкости (объемы) | ||
Перевести стаканы, пинты, кварты и галлоны | 290 квартеров = ___ галлонов | |
Перевести в унции, чашки, пинты, кварты и галлоны | 8 кварт = ___ балл | |
Преобразование объемов с десятичными знаками | 2.5 кварт = ___ балл | |
Преобразовать метрическую вместимость (мл и л) | 0,89 л = ___ мл | |
Преобразование обычных и метрических объемов | 30 галлонов = ___ л | |
Смешанная тренировка (длина, вес, вместимость) | ||
Традиционные единицы — смешанная практика | 296 унций = ___ галлон | |
Обычные единицы — более тяжелая практика | 38 фунтов = ____ т | |
Метрические единицы — смешанная практика | 9.995 кг = ___ г | |
Смешанные обычные метрические преобразования | 46 футов = ___ см | |
Проблемы со словами измерения | ||
Проблемы с длиной слова | Проблемы со словами | |
Задачи массы / веса | Проблемы со словами | |
Проблемы с объемом / емкостью | Проблемы со словами |
.
Изучение социально-экономических и политических процессов
Социометрия
Социометрия — это довольно распространенная в США и других странах методология социологических исследований экономических, политических и других явлений и созданная на ее основе теоретическая концепция,
Укажите микроэлементы этого взаимодействия: «тело» — «простейшая единица чувства», передаваемая от одного человека к другому; социальный атом — совокупность чувств, исходящих от одного человека к другому («поток чувств»), «ядро отношений вокруг каждого индивидуума», «мельчайшая социальная структура в коллективе».
В нем много таких построек. Каждый из них представляет собой совокупность «побуждений и отвращений», исходящих от данного человека к другим и от них к нему. Связями всех этих структур являются так называемые психологические сети , отражающие полноту психических взаимодействий в данном коллективе, его внутреннюю микроструктуру. Все это — предмет исследования социометриста.
Также указывается на макроструктуре . Коллектив, посредством которого внешние по отношению к их сознанию, взаимоотношения членов данного коллектива.
Морено назвал их макроотношениями и свел к «чисто пространственным группировкам людей», сформированным в ходе их деятельности (производственной, политической и т. Д.).
Обращается внимание на то, что между микро- и макроструктурой коллектива могут существовать отношения соответствия и противоречивости. В связи с этим возникает проблема поиска вариантов их наиболее полного соответствия с целью создания условий для оптимального функционирования этого коллектива.Но для начала нужно гармонизировать внутренние психологические отношения в коллективе, что является основой его стабильности. Используются разные методы решения этой задачи: — методика исследования, — изучение организации группы; диагностическая процедура, классифицирующая положение индивидов в группе и положение групп в коллективе; терапевтических и политических процедур, направленных на то, чтобы помочь человеку или группе лучше адаптироваться к коллективу; полная социометрическая процедура — синтез предыдущих операций.
Утопический характер плана Морено найти с помощью социометрического экспериментального анализа, как достичь гармонии в различных коллективах вплоть до общества в целом, определяется прежде всего тем, что он свел исследование деятельности коллективов к анализу его деятельности. субъективное психологическое содержание и, по сути, игнорирование анализа его объективных факторов. Однако только глубокий диалектический анализ взаимодействия объективных и субъективных факторов деятельности любых коллективов (малых и больших) поможет выработать научные представления об их функционировании и адекватные практические рекомендации по их дальнейшему совершенствованию.
,
Инфогалактика: ядро планетарного знания
Социометрия — это количественный метод измерения социальных отношений. Он был разработан психотерапевтом Джейкобом Л. Морено в его исследованиях взаимосвязи между социальными структурами и психологическим благополучием.
Определение
Термин «социометрия» относится к его латинской этимологии: socius означает «компаньон» и metrum означает меру. Якоб Морено определил социометрию как «исследование эволюции и организации групп и положения индивидов в них».Он продолжает писать: «Как … наука групповой организации, она решает проблему не из внешней структуры группы, поверхности группы, но из внутренней структуры. «Социометрические исследования выявляют скрытые структуры, придающие группе ее форму: союзы, подгруппы, скрытые убеждения, запретные программы, идеологические соглашения,« звезды »шоу».
Он разработал социометрию в рамках новых наук, хотя ее конечная цель — трансцендентность, а не наука.«Делая выбор на основе критериев, явных и энергичных, Морено надеялся, что отдельные люди будут более спонтанными, а структуры организаций и групп станут свежими, ясными и живыми».
Одним из нововведений Морено в социометрии стала разработка социограммы , систематического метода графического представления людей в виде точек / узлов и взаимосвязей между ними в виде линий / дуг. [1] Морено, который много писал о своих размышлениях, приложениях и открытиях, также основал журнал под названием Социометрия.
- Социограммы Морено
В социологии социометрия имеет два основных направления: исследовательская социометрия и прикладная социометрия. Исследовательская социометрия — это исследование действий с группами, изучающими социально-эмоциональные сети отношений с использованием определенных критериев. E.грамм. Кого из этой группы вы хотите сесть рядом с собой на работе? К кому в группе вы обращаетесь за советом по работе? Кто в группе, по вашему мнению, будет обеспечивать удовлетворительное лидерство в ожидаемом проекте? Исследовательская социометрия, которую иногда называют сетевыми исследованиями, касается паттернов взаимоотношений в небольших (индивидуальные и небольшие группы) и более крупных группах населения, таких как организации и районы. Социометристы-прикладники используют ряд методов, чтобы помочь людям и группам пересмотреть, расширить и развить существующие психосоциальные сети отношений.Обе области социометрии существуют для того, чтобы посредством их применения вызывать большую спонтанность и творческий потенциал как отдельных людей, так и групп.
Критерии Морено для социометрических тестов
В статье «Социометрия, экспериментальный метод и наука об обществе: подход к новой политической ориентации » Морено описывает глубину, на которую группа должна пойти, чтобы метод был «социометрическим». Термин для него имел качественное значение и не применялся, если не выполнялись некоторые критерии группового процесса.Одним из них является признание разницы между динамикой процесса и явным содержанием. Цитируя Морено: «существует глубокое расхождение между официальным и секретным поведением членов». Морено утверждает, что перед тем, как предлагать какую-либо «социальную программу», социометрист должен «принять во внимание фактический состав группы».
Другими критериями являются: Правило адекватной мотивации: «Каждый участник должен относиться к эксперименту как к его (или ее) собственным делам., , что это возможность для него (или нее) стать активным действующим лицом в вопросах, касающихся его (или ее) жизненной ситуации »и Правило« постепенного »включения всех посторонних критериев. Морено говорит здесь о« медленном диалектическом процессе. социометрического эксперимента ». [2]
Антропологические приложения социометрии
Учитывая, что социометрия связана с групповой принадлежностью и расколом, неудивительно, что социометрические методы использовались для изучения этнических отношений и того, как люди идентифицируют себя с этническими группами. [3] Например, используя социометрические исследования, Джоан Крисвелл исследовала отношения между черными и белыми в школах США, [4] Габриэль Вейманн исследовал этнические отношения в Израиле, [5] и Джеймс Пейдж исследовали внутриэтнические и межэтнические отношения. межэтническая идентификация в пределах Тихого океана. [6]
Другие подходы и программное обеспечение
В последние десятилетия были разработаны и другие подходы, такие как Анализ социальных сетей или Социографирование. Бесплатное, а также коммерческое программное обеспечение было разработано для анализа групп и их структуры, например Gephi, Pajek, Keyhubs или InFlow.Все эти подходы во многом разделяют свои основные принципы с социометрией. Facebook — это социальная сеть и веб-сайт, которые в значительной степени основаны на социометрии своих пользователей.
См. Также
Список литературы
- ↑ Морено (1934), Кто выживет?
- ↑ Морено, Дж. Л. 1951. Социометрия, экспериментальный метод и наука об обществе. Подход к новой политической ориентации . Бикон-хаус, Бикон, Нью-Йорк.
- ↑ Дженнингс, Х.H. 1987. Социометрия в групповых отношениях . 2-е изд. Вестпорт: Гринвуд.
- ↑ Criswell, J. 1937. Расовые расколы в негро-белых группах. Социометрия . 1 (1): 87-89; и 1939 г. «Социометрическое исследование расового раскола в классе» Серия архивов психологии, № 235. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.
- ↑ Weimann, G. 1983. Не такой уж маленький мир: этническая принадлежность и сети знакомств в Израиле. Социальные сети . 5 (3): 289-302.
- ↑ Пейдж, Дж.1988/9. Образование и аккультурация на Малаите: этнография внутриэтнического и межэтнического сходства. Журнал межкультурных исследований . 15/16: 74-81. Интернет: http://eprints.qut.edu.au/3566/
Внешние ссылки
Для получения дополнительной информации о последних разработках в области социометрии обратитесь к International Sociometry Training Network (Ann E. Hale) на Sociometry.net
,
Wikizero — Социометрия
Социометрия — это количественный метод измерения социальных отношений. Он был разработан психотерапевтом Джейкобом Л. Морено и Хелен Холл Дженнингс в их исследованиях взаимосвязи между социальными структурами и психологическим благополучием и использовался во время Лечебного обучения.
Определение [править]
Термин «социометрия» связан с его латинской этимологией: socius означает «компаньон» и metrum означает меру.Якоб Морено определил социометрию как «исследование эволюции и организации групп и положения индивидов в них». Далее он пишет: «Как … наука групповой организации, она атакует проблему не из внешней структуры группы, поверхности группы, а из внутренней структуры» [1] . «Социометрические исследования выявляют скрытые структуры, придающие группе ее форму: союзы, подгруппы, скрытые убеждения, запретные программы, идеологические соглашения,« звезды »шоу. [2] «
Морено разработал социометрию как одну из недавно развивающихся социальных наук. Он заявляет:« Главной методологической задачей социометрии был пересмотр экспериментального метода, чтобы его можно было эффективно применять к социальным явлениям ». (Moreno, 2012: 39) [3]
Практика метода была сосредоточена на результатах, установленных участниками «Делая выбор на основе критериев, явных и энергичных, Морено надеялся, что люди будут более спонтанными, структуры организаций и групп станут свежими, ясными и живыми.’
Одним из нововведений Морено в социометрии стала разработка социограммы , систематического метода графического представления людей в виде точек / узлов и взаимосвязей между ними в виде линий / дуг. [4] Морено, который много писал о своих размышлениях, приложениях и открытиях, также основал журнал под названием Социометрия.
- Социограммы Морено
В социологии социометрия имеет два основных направления: исследовательская социометрия и прикладная социометрия.Исследовательская социометрия — это исследование действий с группами, изучающими социально-эмоциональные сети отношений с использованием определенных критериев, например Кого из этой группы вы хотите сесть рядом с собой на работе? К кому в группе вы обращаетесь за советом по работе? Кто в группе, по вашему мнению, будет обеспечивать удовлетворительное лидерство в ожидаемом проекте? Исследовательская социометрия, которую иногда называют сетевыми исследованиями, касается паттернов взаимоотношений в небольших (индивидуальные и небольшие группы) и более крупных группах населения, таких как организации и районы.Социометристы-прикладники используют ряд методов, чтобы помочь людям и группам пересмотреть, расширить и развить существующие психосоциальные сети отношений. Обе области социометрии существуют для того, чтобы посредством их применения вызывать большую спонтанность и творческий потенциал как отдельных людей, так и групп.
Критерии Морено для социометрических тестов [править]
В «Социометрия, экспериментальный метод и наука об обществе: подход к новой политической ориентации» (1951) Морено описывает глубину, до которой группа должна подойти к методу быть «социометрическим».Термин для него имел качественное значение и не применялся, если не выполнялись некоторые критерии группового процесса. Одним из них является признание разницы между динамикой процесса и явным содержанием. Цитируя Морено: «существует глубокое расхождение между официальным и секретным поведением членов». [5] : 39 Морено утверждает, что перед тем, как предлагать какую-либо «социальную программу», социометрист должен «принять во внимание фактическое устройство группы.» [5] : 39
Другие критерии включают правило адекватной мотивации:» Каждый участник должен думать об эксперименте, что он является его (или ее) собственным делом … что это возможность для него (или ее) стать активным агентом в вопросах, касающихся его (или ее) жизненной ситуации »и Правило« постепенного »включения всех посторонних критериев. [5] : 116
Антропологические приложения [править]
Учитывая, что социометрия связана с групповой принадлежностью и разделением, неудивительно, что социометрические методы использовались для изучения этнических отношений и того, как люди идентифицируют себя с этническими группами. [6] Например, используя социометрические исследования, Джоан Крисвелл исследовала отношения между черными и белыми в классах США, [7] Габриэль Вейманн исследовал этнические отношения в Израиле, [8] и Джеймс Пейдж исследовали внутриэтнические и межэтнические отношения. межэтническая идентификация в пределах Тихого океана. [9]
Другие подходы и программное обеспечение [править]
В последние десятилетия были разработаны другие подходы, такие как анализ социальных сетей или социокартирование. Пейдж, J. 1988/9. Образование и аккультурация на Малаите: этнография внутриэтнического и межэтнического сходства. Журнал межкультурных исследований . 15/16: 74-81. Онлайн: http://eprints.qut.edu.au/3566/
Внешние ссылки [править]
- Sometics, коммерческое программное обеспечение, используемое для создания социограмм.
- cliq, веб-инструмент для создания, проведения, оценки и управления социометрическими опросами.
.