Социограмма семьи методика: Методика Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис)

Содержание

Мастер-класс «Рисуночная проективная методика «Семейная социограмма»

Рисуночная проективная методика

«Семейная социограмма»

Назначение методики

«Семейная социограмма» позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

Тест «Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным методикам. Для проведения обследования испытуемым выдают бланки: на каждом бланке нарисован круг диаметром 110 мм.

Члены семьи выполняют задание индивидуально.

Инструкция: «Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя, членов семьи в форме кружков и подпишите их имена»

hello_html_a21d6b4.jpg.

Методика «Семейная социограмма» позволяет за короткое время (в ситуации «здесь и сейчас»), в процессе консультации или семейной психотерапии, наглядно представить взаимоотношения членов семьи, а затем, проанализировав бланки, обсудить результаты.

К примеру, на консультации мать и сын выполняют задание по тесту «Семейная социограмма», которые отражают их субъективное видение взаимоотношений в семье. В процессе интерпретации «Семейная социограмма» каждого – сравниваются; выявляются их сходные взгляды и различия на семейные взаимоотношения. Обсуждение социограмм позволяет за короткое время выявить, где именно кроются проблемные зоны семейного мироустройства.        

Интерпретация семейной социограммы осуществляется по следующим критериям:

1.числоо членов семьи, попавших в площадь круга;

2. величина кружков;

3. расположение кружков относительно друг друга;  

4. дистанция между кружками.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

hello_html_10b59668.jpg

Далее принципиальное значение имеет размер кружков. Больший, по сравнению другими, кружок «Я» говорит о высокой самооценке, меньший — о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

В интерпретации важное значение имеет и расположение кружков в площади большого круга (тестового поля), а также по отношению друг к другу. Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи — на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о тесном эмоциональном контакте этих людей друг с другом.

Методика «Семейная социограмма» и ее интерпретация также используется для оценки изменения семейных отношений в процессе психотерапии. Это позволяет выявить эффективность терапии и наглядно проанализировать, что именно поменялось в мировоззрении клиентов.

 hello_html_m25268431.jpg

Данную методику можно применить в более усложненном варианте. Так, испытуемому предлагается нарисовать последовательно несколько вариантов «Семейной социограммы» — стандартную социограмму, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи; социограмму, на которой могут отсутствовать некоторые члены семьи и/или присутствовать объекты и люди, которые к семье  не принадлежат; а также, социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи. Такой подход дает возможность прояснить особенности взаимоотношений в разном семейном контексте, а также определить оптимальную, с точки зрения испытуемого, и реальную систему взаимоотношений. Сравнение и совместная интерпретация полученных результатов позволяет специалисту и клиенту увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует лучшему осознанию трудной ситуации и эффективному поиску вариантов выхода из нее.   

Кроме этого, методика «Семейная социограмма» дает возможность выявления неосознанных аспектов взаимоотношений между членами семьи, что делает ее эффективным инструментом семейной диагностики, консультирования и психотерапии.

Приложение

Тест «Семейная социограмма»

Авторы: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.

Цель: выявление положения субъекта в системе межличностных отношений, определение характера коммуникаций в семье – прямой или опосредованный

Инструкция.

Перед Вами на листе — круг. Нарисуйте себя в нем и членов вашей семьи в форме кружков и подпишите их.hello_html_1daa6d1b.jpg

 

Интерпретация результатов.
Авторами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположение кружков относительно друг друга; 4)дистанция между кружками

Семейная социограмма — 7irinka_club — LiveJournal

?

LiveJournal

  • Find more

    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help

Login

  • Login
  • CREATE BLOG

    Join

  • English

    (en)

    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Бланк теста «Семейная социограмма». Психология и психотерапия семьи

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Бланк теста «Семейная социограмма»

Вариант № 1 «Реальная семья»

Инструкция. Перед Вами на листе круг. Нарисуйте в нем себя самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их.

Ф. И.____________________Возраст ____________________

Вариант № 2 «Идеальная семья»

Инструкция. Перед Вами на листе круг. Нарисуйте в нем себя самого и желаемых членов своей идеальной семьи в форме кружков и надпишите их.

Рис. 1. Социограмма Андрея Р., 17 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 2. Семейные социограммы Сергея Ч., 39 лет, реальная семья (А) с отсутствием в круге кружка самого Сергея; идеальная семья (Б)

Рис. 3. Социограмма Александра К., 16 лет, реальная семья (А) с отсутствием кружка самого Александра; идеальная семья (Б)

Рис. 4. Социограмма Антона К., 16 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 5. Социограмма Александра К., 14 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 6. Социограмма Дмитрия В., 35 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 7. Социограмма Олега Д., 40 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 8. Социограмма Максима К., 15 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 9. Социограмма Евгения И., 38 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 10. Социограмма Павла Ш., 40 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 11. Социограмма Владимира Г., 40 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 12. Социограмма Сергея П., 40 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 13. Социограмма Сергея Ш., 16 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 14. Социограмма Федора К., 15 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 15. Социограмма Александра Ч., 38 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 16. Социограмма Дмитрия А., 31 год, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 17. Социограмма Романа Ш., 15 лет, реальная семья (А) состоит из матери, отца, брата, который не изображен в круге, идеальная семья (Б)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Социограмма в вариантах реальной и идеальной семьи — Студопедия.Нет

В. В. Пушина в своей научно-практической работе приме­няет социограмму в вариантах реальной и идеальной семьи, раз­работав для этого специальные критерии оценки [Пушина В. В., 2007; Пушина В. В., Никольская И. М., 2008]. С помощью сопо­ставления графических образов реальной и идеальной семьи проводится анализ удовлетворенности своим образом «Я» и меж­личностными семейными отношениями. Этот вариант семей­ной социограммы также используется для сравнения реальной и идеальной самооценок испытуемого. Сопоставление реально­го и идеального положения исследуемого в межличностных от­ношениях в семье предоставляет информацию о принятии или непринятии им своего образа «Я», о наличии внутриличностного конфликта. Сопоставление представлений о реальных и идеаль­ных взаимоотношениях членов семьи показывает удовлетворен­ность ими или желание их изменить.

Процедура применения проективной методики «Семей­ная социограмма в вариантах реальной и идеальной семьи» следующая.

Вначале испытуемому дают стандартный бланк с нарисо­ванным кругом диаметром 110 мм (рис. 2.2А). Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем себя и чле­нов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами».

 

 

 

Рис. 2.2А. Бланк проективной методики «Семейная социограмма в вариантах реальной и идеальной семьи» (вариант № 1 «Реальная семья»)

После того как первый рисунок сделан, испытуемому пре­доставляют еще один бланк и предлагают нарисовать вообра­жаемую, идеальную семью — ту, в которой исследуемый хотел бы жить. Инструкция: «Перед вами на листе еще один круг. Нарисуйте в нем воображаемую идеальную семью — ту, в ко­торой вы хотели бы жить. Желаемых членов идеальной семьи и самого себя также рисуйте в форме кружочков и надпишите их именами» (рис. 2.2Б).


Критерии, по которым можно более подробно проводить оценку личностных особенностей членов семьи и особенно­стей внутрисемейных отношений, следующие.

1. Число членов семьи, не попавших в площадь реальной или идеальной семьи. Критерий указывает на наличие бессо­знательных негативных чувств к этим членам семьи, отсутствие

 

Рис. 2.2Б. Бланк проективной методики «Семейная социограмма в вариантах реальной и идеальной семьи» (вариант № 2 «Идеальная семья»)

эмоционального контакта с ними (они как бы отсутствуют во внутреннем мире исследуемого), на конфликтные отношения. В некоторых случаях эти члены семьи могут быть нарисованы в реальной семье очень тоненькой, дрожащей линией, но от­сутствовать в идеальной.

       2.Отсутствие в круге реальной семьи самого испытуемого может указывать на трудности его самовыражения в отноше­ниях с близкими людьми в результате чувства неполноценно­сти, безразличия к родным. Появление этого члена семьи в иде­альной семье предполагает стремление занять свое место, быть вовлеченным в процессы семейных взаимоотношений.

3.Величина кружков, обозначающих членов семьи и самого испытуемого в реальном и идеальном пространствах семьи, со­общает нам о достаточной самооценке автора рисунка, если кру­жок, обозначающий его «Я», не меньше кружков других близких людей и одинакового размера в обоих вариантах социограмм. Если кружок, обозначающий «Я», по сравнению с кружками других членов семьи меньшего размера в реальной социограмме и отличается большей величиной в ее идеальном варианте, то у испытуемого предполагается низкая самооценка, непринятие своего образа «Я». Это может говорить о присутствии внутриличностного конфликта, повышающего уровень невротизации.



      4.Изображение в социограмме персонажа, который к реальной семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, подруги или друга, сказочного персонажа и пр.), говорит нам о неудовлетворенных потребностях по от­ношению к данному лицу. Можно предполагать, что субъект реализует нереализованные желания в своей фантазии, в вооб­ражаемом общении с этим персонажем, что может отображать и в варианте социограммы идеальной семьи.

       5.Расположение кружков относительно друг друга указывает на особенности психологической дистанции. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изобража­ет ближе к себе пространственно, располагает напротив себя. Кружки, которые непосредственно соприкасаются друг с дру­гом, говорят о тесном психологическом контакте этих членов семьи, другие таким контактом не обладают. Удаленность одно­го кружка от других может говорить о конфликтных отношени­ях в семье, эмоциональном отторжении испытуемого, пережи­вании эмоциональной отверженности. Изменение дистанции между кружками в реальной и идеальной семьях предполагает наличие потребности в более близких или более отдаленных отношениях.

       6.Пространство круга — это аналог жизненного простран­ства. Как и в реальной жизни, в плоскости круга каждый че­ловек бессознательно стремится занять собой столько места, сколько, по его мнению, он заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире; напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно и занимают достаточную часть круга. Удо­влетворенность своим жизненным пространством испытуемый нам сообщает, занимая одинаковое пространство в реальной и идеальной семье. Если пространство по объему разное в раз­ных вариантах социограмм, то это может говорить нам о неудо­влетворенности человека своим жизненным пространством.

       7.Эгоцентрическая направленность личности предполага­ет изображение своего кружка в центре круга и большим по размеру, чем у других членов семьи. Это положение прослежи­вается и в реальной семье, и идеальной.

        8.Наличие симбиотической связи изображается наслоен и ем кружков один на другой и свидетельствует о недифференцированности «Я» у членов семьи, как в реальной, так и идеальной семи»,

             9.Если члены семьи в виде маленьких кружков изображены внизу круга, это указывает на сочетание низкой самоо­ценки с низким уровнем притязаний. Если маленький по раз­меру кружок помещен наверху круга, а большая часть крут пустая, то низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний. Изменения месторасположения кружков в реаль­ной и идеальной семье говорят о желании исследуемого повы­сить или понизить самооценку и уровень притязаний.

        10.Конфликтность как трудноразрешимое противоречие, возникающее между испытуемым и всеми членами семьи и свя­занное с несовместимостью их взглядов, интересов, целей и по­требностей, диагностируется при изображении только одного своего кружка в варианте идеальной семьи. Рядом с собой мо­жет быть помещено изображение в качестве члена семьи кого- то из посторонних лиц, животных, любимых предметов. В ва­рианте реальной семьи пациент свой кружок может вообще не нарисовать или изобразить его в стороне от всех членов семьи.

        11.Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего в круге расположен кружок члена семьи, обладающего, по мне­нию испытуемого, наибольшей властью в семье (хотя его кружок может быть самым маленьким по размеру). Ниже всех располо­жен тот, чья власть в семье минимальна. В идеальном варианте семейной социограммы может прослеживаться желание члена семьи перераспределить, передать или сохранить власть в семье.

         12.Член семьи, вызывающий у субъекта наибольшую тре­вогу, изображается в виде сильно заштрихованного кружка, либо его контур обведен несколько раз. Изображение членов семьи в идеальной социограмме в виде ровных, незаштрихованных кругов, сообщает о желании исследуемого улучшить взаимоотношения в семье и избавиться от тревоги.

….. 13.Изображение членов полной семьи (родители и дети) или неполной семьи, состоящей из одного родителя и несовер­шеннолетних детей, в реальном варианте семейной социограм­мы в одну линию говорит о недостаточно дифференцированных отношениях к членам семьи. Изменения в идеальном варианте содержащие однопоколенные семейные подсистемы, сообщают об осознании неудовлетворительных отношений и желании их поправить.

14. Если члены семьи в круге изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по само­му нижнему кружку. Опору в реальности, по мнению автора рисунка, имеют те члены семьи, которые «стоят» на этой ли­нии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению исследуемого члена семьи, самостоятельной опоры в жизни не имеют, п идеальном варианте прослеживается возможность принятия самостоятельности членами семьи, если их кружки поставлены п.I линию. Если же они снова остаются в «воздухе», то, по мне­нию исследуемого, они не желают принимать ответственность п проявлять самостоятельность.

Использование семейной социограммы в вариантах реаль­ной и идеальной семьи в ситуации психологического консуль­тирования позволяет специалисту за несколько минут наглядно представить картину семейных отношений. И на этой основе начать выдвигать и проверять гипотезы о том, насколько клиен­ты удовлетворены характером взаимоотношений, своей значи­мостью и значимостью других членов семьи, какие личностные и семейные ресурсы они считают возможными использовать для восстановления гармонии в семье.

Методика «Семейная социограмма» — Студопедия

(Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин)

«Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным методикам. Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер (прямой или опосредствованный) коммуникаций в семье. Организация исследования. Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: на листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг

Анализ и интерпретация результатов Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:

1 число членов семьи, попавших в площадь круга;

2 величина кружков;

3 расположение кружков относительно друг друга;

4 дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он вытеснен из сознания субъекта. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

 

Рис. 2. Лена — дочь Рис. 3. Петр — отец Рис. 4. Я — мать девочки

 

Далее обращается внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о высокой (возможно, завышенной) самооценке человека, меньший – о низкой (возможно, заниженной) самооценке. Величина кружков других членов семьи указывает на их значимость для испытуемого. Следует обратить внимание на расположение кружков в площади поля рисунка и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части поля рисунка.



Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание» кружков, когда они наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.


Существуют различные варианты проведения данной методики. Так, например, И. М. Никольская в процессе семейной диагностики предлагает испыту­емому последовательно нарисовать несколько вариантов семейной социограммы (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003):

1.Стандартная социограмма, на которой изображены сам испытуемый и
все члены его семьи.

2. Социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены се­мьи или присутствовать люди и объекты, которые к семье номиналь­но не принадлежат.

3. Социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла
семьи.

Это позволяет прояснить особенности взаимоотношений в разном семей­ном контексте, а также определить оптимальные, с точки зрения членов се­мьи, и реальную системы взаимоотношений. Сравнение и совместный анализ полученных социограмм позволяет психологу и членам семьи увидеть пробле­му с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке более точно­го диагноза и поиску эффективного способа выхода из сложной ситуации.

Бланк теста «Семейная сопрограмма» состоит из инструкции и круга диаметром 110 мм.

Бланк теста «Семейная социограмма»

Инструкция:

Перед Вами на листе круг. Нарисуйте в нем в форме кружков себя самого и членов вашей семьи и подпишите их.

 

2. Методика Геносоциограмма

Методика «Геносоциограмма» разработана и описана А. А. Шутценбергер. Слово «Геносоциограмма» происходит от слов «генеалогия» и «социометрия». Методика «Геносоциограмма» базируется на методике «Генограмма» и также используется для анализа семейной истории, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих тому или иному кризису семьи. Ее отличие состоит в фокусировке на мегасистемном уровне функционирования семейной системы. При работе с данной методи­кой психотерапевт обращает особое внимание на ситуацию в социуме в то вре­мя, когда в семье происходили те или иные события. В ходе работы над геносоциограммой отмечаются такие социальные катаклизмы, как война, голод, спад производства, изменение политического строя, гонения на отдельные народы и национальности и др. Цель методики — получение полной и целост­ной картины функционирования семьи на всех уровнях: индивидуальном, мик­ро- макро- и мегасистемном.

Помимо генеалогической картины, дополненной перечнем важных жиз­ненных событий семьи, геносоциограмма, базирующаяся на социометричес­кой концепции Я. Морено, отражает также социометрические связи, эмоцио­нальные отношения, взаимные симпатии и антипатии членов семьи, что позволяет глубоко проанализировать макросистемный уровень функционирования семьи.

 

Методика

 «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)

Представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры.

Шкала семейной адаптации и сплоченности представляет собой стандартизированный опросник, цель которого – оценка семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д. Х. Олсон, Дж. Портнер, Р. Белл (Olson, Portner, Bell, 1982), в 1985 г. появился новый вариант теста FACES III (Olson, Portner, Lavee, 1985). В настоящей Программе используется русскоязычный вариант шкалы, адаптированный и нормированный Э. Г. Эйдемиллером, А. Г. Лидерсом, М. Ю. Городновой (2007).

Цель этой методики: включает в себя три важнейших параметра семейного поведения сплоченность, адаптация и коммуникация. FACES-3 является третьим вариантом серий шкал FACES, разработанным для оценки двух основных параметров структуры семьи, представленных графически в «циркулярной модели», – семейной сплоченности и семейной адаптации.

Материалы: бланк, ручка.

Методика стандартизирована на выборке 1100 беспроблемных семей (молодые супружеские пары, родители и подростки, родители на других стадиях жизненного цикла). В дальнейшем были проведены дополнительные исследования на семьях больных неврозами, шизофренией, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.

Семейная сплоченность – это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они взаимозависимы, при минимальной – автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы и отдых».

Шкала «Семейная сплоченность» показывает степень эмоциональной близости, наличие или отсутствие душевных, теплых эмоциональных отношений.

В «циркулярной модели» различают четыре уровня семейной сплоченности – от экстремально низкого до экстремально высокого. Они обозначаются следующим образом: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Представим краткую характеристику каждого из уровней.

Разобщенный уровень – члены семьи крайне эмоционально разделены, мало привязаны друг к другу и ведут себя не согласованно, не способны оказывать поддержку друг другу и совместно решать жизненные проблемы. Изолируясь друг от друга, подчеркивая свою независимость, они скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения. При сближении с другими у них возрастает чувство тревоги.

Разделенный уровень характеризуется умеренной сплоченностью семьи. В эмоциональных отношениях в семье присутствует некоторая раздельность, однако она не является такой крайней, как в разобщенной семье. Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья являются обычно разными, но существует и область, общая с другими членами семьи.

Связанный уровень характеризуется высокой степенью эмоциональной близости членов семьи, лояльностью во взаимоотношениях и определенной зависимостью членов семьи друг от друга. Члены семьи часто проводят время вместе. Это время для них важнее, чем время, посвященное индивидуальным друзьям и интересам. Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия.

Сцепленный уровень, для которого характерна чрезмерная эмоциональная близость (слияние) и лояльность, отсутствие личного пространства, независимости у членов семьи. Такие семьи и их члены являются слабо дифференцированными.

Сбалансированными уровнями семейной сплоченности являются разделенный и связанный.

Семейная адаптация – характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно семейная система приспосабливается или изменяется при воздействии на нее стрессоров, а также способность семьи решать жизненные задачи, возникающие перед ней при движении по стадиям жизненного цикла. Для диагностики адаптации используются параметры: «лидерство», «дисциплина», «правила и роли в семье».

Шкала «Семейная адаптация» выявляет уровень семейной адаптации: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный. Кратко охарактеризуем каждый из уровней.

Ригидный уровень семейной адаптации свидетельствует о низкой гибкости и адаптивности семьи. Такая семья не способна решать встающие перед ней жизненные задачи. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение, смерть членов семьи, взросление детей и отделение их от семьи, изменения в карьере, месте жительства и т. д.). Система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована, когда один из членов семьи полностью определяет ее жизнь, контролирует все в ней происходящее. Обсуждение важных вопросов в такой семье ограничено, большинство решений принимается лидером. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными. Незначительность изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов.

Структурированный уровень семейной адаптации характеризуется умеренной гибкостью. Здесь присутствует некоторая степень демократического руководства, предполагающая обсуждение проблем членами семьи, учитываются мнения всех членов, включая детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, имеется возможность их обсуждения. Члены семьи должны соблюдать дисциплину.

Гибкий уровень семейной адаптации характеризуется умеренной гибкостью, демократическим стилем руководства. Решение проблем ведется открыто и активно, в них участвуют все члены семьи, включая детей. Роли могут выполняться разными членами семьи и меняться, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи. Иногда, правда, семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом.

Хаотичный уровень семейной адаптации характеризуется высокой степенью непредсказуемости. Такое состояние система часто приобретает в момент кризиса, например, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т. д. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое и ограниченное руководство и испытывает недостаток лидерства. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена к другому.

В качестве сбалансированных рассматриваются структурированный и гибкий уровни.

Тестовые материалы

 

Методика состоит из списка утверждений. Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:

• почти никогда – 1 балл,

• редко – 2 балла,

• время от времени – 3 балла,

• часто – 4 балла,

• почти всегда – 5 баллов.

В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функционирование, во втором – идеальное, т. е. такое, каким бы хотелось его видеть.

Тестовые материалы

Вариант А

Инструкция: Опишите, пожалуйста, вашу реальную семью (супруг(а), дети). Прочитайте написанные ниже высказывания и оцените, насколько часто в вашей семье используются такие формы поведения. Если они не используются или почти не используются, поставьте значок «+» под цифрой 1 («Почти никогда»). Если используются редко – под цифрой 2 («Редко). Если иногда используются, а иногда – нет, поставьте значок «+» под цифрой 3 («Время от времени»). Если форма поведения применяется часто, поставьте значок «+» под цифрой 4 («Часто»). Если форма поведения характерна для вашей семьи и применяется практически постоянно, поставьте значок «+» под цифрой 5 («Почти всегда»)

Бланк ответов

 

Шифр кандидата ____________________ Пол ____________________

Образование ____________________

высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее, начальное

Семейное положение ____________________

состою в браке, разведен(а), вдова (вдовец), незарегистрированный брак, не состою в браке

Возраст ______ Дата _________

Инструкция: А теперь, пожалуйста, таким же образом опишите идеальную семью, ту, о какой вы мечтали.

б) теперь оцените все высказывания с точки зрения идеальной семьи, такой, о которой вы мечтайте.

Проективный тест «Семейная социограмма» | Социальная сеть работников образования

Проективный тест «Семейная социограмма».

Проектный тест «Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным тестам.

Тест «Семейная соцнограмма» позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, характер коммуникаций в семье — прямой или опосредованный (взаишотношения в семье).

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: «Перед вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.
Нами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположение кружков относительно друг друга;
4) дистанция между ними.

1. Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях не попадает в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов, могут быть изображены в качестве членов семьи.
2. Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Большой, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о пониженной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
3. Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля крута и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытемым своего кружка в центре крута может говорить оо эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков, в центре или в верхней части тестового поля.
4. Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях всемье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированносгн «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей. В качестве примера приводим тест матери девочки, больной шизофренией. (Лена — дочь, Петр — отец, Я — мать девочки).

Примерно в 3% случаев тестирования здоровых социально адаптированных родителей встречается такой результат, который мы условно назвали «матрешкой».

Другой пример иллюстрирует динамику семейных вззаимоотношеий в процессе семейной психотерапии. В начале психотерапии мать изобразила себя, сына и своих родигелей в «линию» (с мужем мать в разводе). Интерпретируя результаты тестирования, можно сказать, что у испытуемой недостаточно днфференцированное отношение к членам семьи и опосредованное (через бабушку) отношение к отцу.

При завершении семейной психотерапии мать мальчика сказала, что у меня есть своя семья — это я и мой сын. К вам, родители, у меня есть уважение, но мои семейные дела для меня важнее. Заключительная социограмма имела вид:

Использование теста «семейной социограммы» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь — и — теперь» до сеанса семенной психотерапии или во время сеанса визуализировать свои представления о взаимоотношениях в семье, а затем, показав свои бланки, обсудить, что получилось.

 

Методика «Семейная социограмма» | Psylist.net

Методика относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э.Г., Черемисин О.В., 1990; Эйдемиллер Э.Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:

  1. число членов семьи, попавших в площадь круга;
  2. величина кружков;
  3. расположение кружков относительно друг друга;
  4. дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:

PPT — Семейная социограмма PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • Семейные социограммы Линда Циммерман, Oakton Community College

  • Объяснение социограммы Социограммы: • представляют общие закономерности взаимоотношений и подгруппы в группе • представляют

  • Представления социограммы Не нравится DABEC

  • Представления социограммы Нравится Не нравится DAB • Можете ли вы идентифицировать? • Изолятор • Лидер • Любые союзы • Сплоченность (высокая, средняя или низкая) EC

  • Представления социограммы Не нравится DAB • Изолировать = D • Лидер = A • Союзы = A & B, C и E • Сплоченность (высокий, средний или низкий) EC

  • Создайте социограмму Нарисуйте свою семейную социограмму.• Начните с того, что поместите кружок где-нибудь на бумаге, чтобы представить каждого члена вашей семьи. • Дайте каждому кружку имя (мама, папа, Боб, Салли, бабушка и т. Д.)

  • Создание социограммы Каковы связи между людьми в этой семье? Нарисуйте стрелки, чтобы указать, кто хочет быть рядом с кем? Какого человека больше всего нравится каждому из людей? С кем они не ладят? Используйте цвет, чтобы обозначить неприязнь. Нарисуйте стрелки с точки зрения каждого человека.Какие бывают союзы?

  • ОЦЕНКА СОЦИОГРАММЫ Ответьте на следующие вопросы: • Какие круги вы нарисовали первыми? • Как соотносятся размеры кругов друг с другом? Кто больше, а кто меньше? Как вы думаете, почему вы их так нарисовали? • Как круги расположены по отношению друг к другу (близко, далеко, сверху, снизу или рядом друг с другом)? • Вы стирали или меняли что-нибудь, почему?

  • ОЦЕНКА СОЦИОГРАММЫ 5. Держите рисунок на расстоянии вытянутой руки, прищуривайте глаза и смотрите на него.Есть ли что-нибудь существенное, о чем вы не упоминали ранее, но теперь замечаете? 6. Кто самый популярный (лидер)? 7. Кто наименее популярен (изолируйте)? Изолят также может быть козлом отпущения в семье. 8. Каковы основные союзы? (Кто вместе?) 9. Есть ли в семье какие-либо подгруппы? 10. Сплоченность этой семьи высокая, средняя или низкая? 11. Как вы относитесь к социограмме своей семьи? 12. Чему вы научились?

  • Дополнительное домашнее задание • Попросите членов вашей семьи нарисовать свою собственную версию социограммы, не видя сначала вашей.• Совместимы ли версии других людей с вашей? Зачем? Почему нет? • Что вы узнали? Напишите один абзац.

  • .

    Социограмма

    Определение Социограмма

    Социограмма — это графическое изображение межличностных отношений внутри постоянной группы. То есть социограмма показывает, как участники этой группы (например, в рабочих группах, школьных классах, семинарских группах и т. Д.) Находятся во взаимоотношениях друг с другом. Таким образом, можно визуализировать и нанести на карту положительные и отрицательные отношения, а также преобладающие симпатии и антипатии между членами группы.

    Таким образом, социограмма делает структуры внутри этой группы измеримыми и является одним из наиболее важных методов представления социометрии, метода эмпирических социальных исследований.

    Происхождение / история социограммы

    Социограмма была разработана более 100 лет назад Якобом Леви Морено. Он использовал этот метод, работая врачом в лагере беженцев недалеко от Вены в 1916 году. Было много тирольских фермеров, бежавших от итальянской армии.Они жили в ужасных условиях из-за тесноты, что также создавало многие социальные трудности. Морено заметил, что многие социальные проблемы были вызваны конфликтами между разными национальностями и людьми с разными политическими взглядами. Он посоветовал правительству перестроить лагерь с помощью социометрических данных и получил на это разрешение. В результате он сформировал новые живые и рабочие группы, основанные на взаимной симпатии. Затем он получил результаты опросов проживающих там беженцев.Его эксперимент увенчался успехом: хотя тяжелые условия жизни остались, социальная реструктуризация разрешила самые тяжелые проблемы. Позже Морено использовал знания, полученные в Америке, когда он изменил структуру групп в тюрьме, чтобы заключенные могли лично развиваться дальше. Сам Морено описывает свою «идею социометрии как способ переустройства общества». Помимо социограммы, работы Морено также включают психодраму и групповую психотерапию.

    Применение социограмм

    Сегодня социограмма зарекомендовала себя прежде всего в школьных классах.Учителя используют его для графического представления взаимодействий и конфликтов учеников, а затем для использования полученных знаний для руководства групповым процессом в классе. В области семинаров социограмма также может помочь визуализировать групповую динамику и отношения между людьми. Социограммы используются в компаниях для анализа взаимоотношений между отдельными отделами и сферами. Это может служить основой для развития компании, для командного коучинга и — в измененной форме — также для индивидуального коучинга.

    Как создать социограмму?

    В социограмме всех членов группы просят прокомментировать свою привязанность или отвращение к другим членам на индивидуальной основе. Обычно это определяется конкретными вопросами. Все участники показаны на графике, а значения симпатии или антипатии нарисованы с помощью стрелок и символов. Зарекомендовала себя следующая процедура:

    • Во-первых, следует прояснить некоторые вопросы: кто участвует? Кто принадлежит к этой группе? Кого нужно учитывать?
    • Каждый член группы отвечает на несколько вопросов, связанных с их отношениями с другими членами (например, привязанность, отторжение, доверие и т. Д.))
    • Для каждого участника на листе бумаги символически нарисован круг. Эти символы расположены равномерно (обычно по кругу). Впоследствии результаты вопросов обозначаются стрелками и / или символами на графике.

    Создание социограммы — пошаговое объяснение:

    1. Определите людей, которые будут задействованы

    Во-первых, вы должны решить, какие люди должны быть включены в социограмму. Должны ли это быть только члены существующей рабочей группы / группы или могут быть включены члены другой сотрудничающей команды? Это зависит от того, какое беспокойство будет преследовать социограмма:

    .

    Чтобы подвести итоги и задокументировать групповой процесс в группах или школьных классах, имеет смысл ограничиться существующей группой.Это также полезно для обнаружения конфликтов, союзов или небольших групп.

    Однако для кросс-групповых проектов количество участников может быть расширено и на других лиц. Вот два примера: Для проекта ограниченной продолжительности в компании необходимо сформировать проектную команду (например, организация выставки / разработка новых стратегий лояльности клиентов и т. Д.). Члены могут работать в разных командах, то есть состоять из различных существующих команд. Здесь имеет смысл включить в социограмму всех потенциально вовлеченных лиц.Это также имеет смысл для школьных классов, например, когда приближается школьное мероприятие и команды должны быть собраны во всех классах (например, для розыгрыша лотереи, для организации соревнований, продажи тортов и т. Д.).

    2. Задавайте вопросы

    Затем каждой группе / члену команды задают вопросы, например, следующие:

    • С кем бы я хотел поговорить лично?
    • Кому я могу доверить секрет?
    • Кого я хотел бы присоединить ко мне в рабочей группе?
    • С кем бы я хотел работать над проектом XY?
    • На кого я могу положиться в сложной командной ситуации (например, если группа нападет на меня)?

    Для школьных классов:

    • С кем я хотел бы сесть рядом?
    • С кем я хотел бы снять комнату в школьной поездке?

    Соответствующие вопросы должны быть адаптированы к интересам группы и сформулированы соответствующим образом.Также возможна отрицательная формулировка вопросов:

    • С кем бы я не хотел вести личный разговор при любых обстоятельствах?
    • Кому бы я не открыл секрет?
    • Кого бы я не хотел иметь в своей рабочей группе?
    • С кем бы я ни в коем случае не хотел работать над проектом XY?
    • На кого я не мог положиться в сложной командной ситуации? Или: Кто бы мог заподозрить, что нападет на меня в сложной командной ситуации?

    Для школьных классов:

    • С кем бы я не хотел сидеть рядом?
    • С кем я хочу снимать комнату во время классной поездки?

    Вопросы должны быть четко сформулированы, чтобы можно было ясно выразить симпатию или отвращение.К отрицательным вопросам также следует относиться с осторожностью, их также можно не учитывать. Информативная ценность одной социограммы, которая изначально является всего лишь снимком, меньше, чем значимость нескольких социограмм, которые воссоздаются через некоторое время. Только тогда можно будет учесть развитие внутри группы. (См. Также критику социограммы).

    3. Оценка

    Для оценки создается шаблон социограммы, в котором все вовлеченные лица представлены в форме круга или овала.Их можно расположить по кругу. Результаты вопросов обозначены символами, например, стрелками. Таким образом, например, могут использоваться разные цвета стрелок и / или разные формы, чем для положительного и отрицательного выбора.

    Пример простой социограммы шести человек.

    NLP Refraiming

    В показанном выше примере есть, например, взаимная привязанность между людьми A и C, а также между E и D. Человек C также получает значения симпатии от трех участников.Между C и D также существует взаимная антипатия. На этом снимке человек D получает самые отрицательные значения.

    Для оценки важно, чтобы выводы делались не только на основе представлений. Часто варианты ответов заранее ограничены (например, «С какими двумя людьми вы хотели бы поговорить лично?»). Таким образом, участники, которые были бы благосклонно выбраны, когда выбор неограничен, могут ошибочно считаться непопулярными. ,Поэтому дальнейшие собеседования следует проводить после или наблюдать за взаимодействием членов. Конечно, требуется высокий уровень такта, чтобы не происходило маргинализации.

    Для больших групп (например, школьных классов) выполнение всего вручную может занять довольно много времени. Сейчас существует множество простых программ, которые можно использовать для создания социограмм, некоторые из которых бесплатны. Недостатком является то, что такие программы часто не позволяют использовать множество возможных средств индивидуальной оценки.

    Шаблон социограммы: варианты символов и представления

    Социограмма может получить информацию об отношениях между людьми с помощью специальных символов или выбранных цветов. Вот несколько предложений Морено:

    Представление влечения / отвержения / безразличия (Морено)

    NLP Refraiming

    Эти линии отношений являются предложениями. Их можно создавать индивидуально и при необходимости дополнять. Кроме того, Морено предлагает включить больше деталей в конструкцию соединительных линий.Так, например, индивидуальная реакция одного человека на другого члена группы определяется цветовым оформлением линий или их узоров. Например, пунктирная или пунктирная линия представляет «страх» перед другим человеком, тонкая линия означает «раздражение», а толстая черная линия — «доминирование» над другим.

    Морено указывает здесь (ниже) пол человека с помощью различных символов, а также разные цвета кожи с цветами.

    Представительство отдельных членов (Морено)

    NLP Refraiming

    Этот символизм служит только предположением.Между тем, широкое распространение получает множество других значимых символов. Таким образом, отношения можно быстро и четко обозначить смайликами (смайлик, хмурый взгляд, сердце, персонажи социальных сетей и т. Д.) В любое время. Например, конфликты дополнительно помечаются молнией, а близкие отношения — двойной стрелкой. Пространственное расположение членов может сделать рисунок очень значимым (например, близкие люди притягиваются ближе друг к другу).

    Пример возможных представлений

    NLP Refraiming

    Другие формы оценки социограммы

    Помимо представленного выше представления, в котором все элементы расположены по кругу, также доступны другие подходы.Таким образом, оценка также может производиться в соответствии с рангом вовлеченных лиц: тот, кто получил наибольшее сочувствие в выборках, указан в шкале выше, лица с незначительной симпатией, соответственно, значительно ниже. В качестве альтернативы, очень популярные члены группы могут отображаться централизованно, что также графически иллюстрирует их положение в группе.

    Рейтинг: B получает больше всего симпатий

    Человек D с наибольшим количеством симпатий представлен централизованно.(Другие рейтинги сюда не включены.)

    Критика социограммы / основные инструкции по применению

    Социограмма — это моментальный снимок ситуации в группе или команде, и ее следует рассматривать как таковую. Уже на следующий день все могло выглядеть иначе. Даже текущие конфликты или предыдущий спор могут привести к неправильному толкованию. Это следует учитывать, особенно для школьных классов с их быстро меняющейся дружбой и симпатиями. Поэтому социограмма всегда должна соответствовать наблюдениям тренера или учителя.При работе в командном коучинге рекомендуется проводить дополнительные открытые собеседования, чтобы получить информацию, которую нельзя охватить заданными вопросами.

    Социограмма ни при каких обстоятельствах не должна использоваться для маргинализации членов. Поэтому возникает вопрос, кто может увидеть результаты? Когда показывается социограмма группы, команды или руководителя, всегда существует опасность того, что отдельные члены будут подвергнуты стигматизации из-за того, что в то время они могли получить меньше очков сочувствия.Эта мгновенная инвентаризация — показанная графически — быстро оценивается как неопровержимый факт без какой-либо дополнительной информации. Это может привести к исключению членов группы или, в худшем случае, к издевательствам или моббингу.

    Следовательно, социограммы никогда не должны использоваться в качестве одноразового социометрического метода, их следует повторять и корректировать через регулярные промежутки времени, чтобы они могли показать более значимый результат.

    Применение в коучинге

    В первую очередь социограмма подходит для работы с группами, т.е.g., на семинаре, в обучении или обучении. Однако, как диагностический инструмент социометрии, социограмма также может служить основой для коучинга, развития команды и компании. Их использование в индивидуальном коучинге вполне возможно и полезно. В этом случае другие лица не опрашиваются. Вместо этого клиенту предлагается описать свои отношения со своими коллегами (и коллегами между собой) с его точки зрения. Это часто приводит к ценным открытиям. В отличие от организационной схемы, которая показывает структуры и иерархическую структуру внутри компании, социограмма направляет внимание на отношения между сотрудниками.

    Пример использования в индивидуальном коучинге

    Начиная с себя, г-н К. должен описать свои отношения со своими коллегами и руководителями. Для этого он располагается посередине, а другие сотрудники — вокруг него. Он также документирует отношения между коллегами, насколько он может судить о них или когда они влияют на него. Этот набросок служит основой для дальнейшего обсуждения наставничества.

    NLP Refraiming

    Из этого рисунка становится ясно: Mr.У К. конфликт со своим начальником и со стажером, который его родственник. У него хорошие взаимоотношения с секретарем и руководителем проекта. Он не записал отношений с другими участниками.

    Дополнительные вопросы могут быть, например:

    • Как вы оцениваете ситуацию на основе этого представления?
    • Что вы из этого можете сделать?
    • Что вы чувствуете, когда смотрите на это? Что это вызывает у вас?
    • Какие решения вы можете придумать?
    • Что вам нужно в нынешней конфликтной ситуации?
    • и т. Д.

    Опять же, эта диаграмма представляет собой снимок. Набросанные конфликты могут относиться к текущей проблеме, которую можно быстро решить. Они также могут обозначать и без того длительные, плохие и конфликтные отношения.

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *