Социально и профессионально обусловленные функции педагога: Социально и профессионально обусловленные функции педагога.

Содержание

Социальные и профессиональные функции учителя — Студопедия

Во все времена выдающиеся деятели науки, искусства, образования высоко отзывались о роли учителя в жизни общества. Приведем ряд высказываний.

Профессия учителя для Я.А. Коменского была «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду; с архитектором, заботливо застраивающим знаниями все уголки человеческого существа; с полководцем, энергично ведущим наступление против невежества.

К.Д. Ушинский, характеризуя общественное значение профессии учителя, подчеркивал, что его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения» (Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. — М., 1951. Т.2. — С. 32).

А.С. Макаренко считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно самая

ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей» (Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. — М., 1958.- Т. У. — С. 178).

Несмотря на то, что социальные функции профессии педагога изменяются вместе с развитием общества, в них можно выделить нечто общее и постоянное для разных исторических эпох. Во-первых, педагог – преемственное звено в неразрывной цепи поколений, связующее звено между прошлым и будущим. Во-вторых, педагог – ускоритель (катализатор) общественного прогресса, т.к. он способствует формированию специалистов, владеющих новыми прогрессивными технологиями. В-третьих, педагог – «аккумулятор» социального опыта, хранитель и носитель многообразных человеческих ценностей. Но он накапливает эти ценности в себе для того, чтобы затем передать их молодому поколению. В-четвертых, педагог – специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных взаимоотношений и поведения людей. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который, по его мнению, будет полезен для использования в учебно-воспитательном процессе. Иногда педагог выступает здесь консерватором. Вместе с тем, многие педагоги умеют выбрать прогрессивное в детской среде, внедряя его в систему общественных отношений. В-пятых, педагог- это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Он может и способен компетентно высказывать свои суждения по всем проблемам образовательной практики и педагогической науки. Главная же социальная функция педагога – формирование духовного мира молодежи в соответствии с ценностями общества.



Все эти социальные функции проявляется в комплексе и конкретизируются в профессиональных функциях педагога. Профессиональные функции педагога – это те, которые имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. Выделяют следующие профессиональные функции:


информационная функция: учитель транслирует ту или иную информацию.

развивающая функция: педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т.д.

ориентирующая функция: педагог ориентирует учащихся в многообразии информации, ценностях и т.д.

Первые три функции вместе составляют собственно воспитательную и обучающую функции, которые являются основными.

коммуникативная функция выражает сущностную характеристику педагогической профессии и педагогической деятельности. Педагогическая деятельность невозможна без общения с воспитанниками, их родителями, коллегами и др. участниками педагогического процесса.

организаторская функция: педагогическая деятельность предполагает управление деятельностью учащихся, а, значит, и ее организацию. Кроме того, педагог организует деятельность других учителей, родителей, собственную деятельность (уроки, внеклассные дела и т.д.).

исследовательская функция: умение изучать личность ученика (воспитанника), группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности, умение организовать и осуществить педагогическое исследование.

коррекционная функция: связана с предыдущей. На основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса и вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся.

конструктивная функция: учитель конструирует урок, внеклассное дело, отдельные задания учащимся и т.д.

стимулирующая (мобилизационная) функция: стимулирует (мобилизует) учащихся на выполнение заданий, упражнений, дел и т.п.

Очевидно, что все функции взаимосвязаны, дополняют, проникают друг в друга и могут быть разделены только условно.

Социальные и профессиональные функции учителя — МегаЛекции


Вопросы к итоговой аттестации по программе профессиональной переподготовки «Образование и педагогика. Теория и методика преподавания музыки»

 

1. Педагогическая профессия и личность педагога. Социальные функции педагога, требования к нему.

Педагогическая профессия возникает на определенном историческом этапе развития общества, когда образовательная деятельностьобособилась в особую социальную функцию. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с окружающими людьми, разрешение конфликтных ситуаций в учебном процессе.

Педагогическая профессия оказывает влияние на весь образ жизни педагога своим режимом, условиями труда, характером и дидактической формой общения с учащимися, а также эмоционально-волевой нагрузкой. С другой стороны, педагогическая деятельность в большей степени, чем другие профессии, окрашена личностно, и поэтому личностные качества играют значительную роль в достижении профессионального успеха.

Педагог должен хорошо знать и представлять специфику и особенности учебной деятельности учащихся, процессом развития которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человеческой и специальной.. В настоящее время педагогическая профессия охватывает широкий спектр педагогических специальностей: учитель-предметник общеобразовательной школы, классный руководитель, воспитатель дошкольного заведения, педагог-методист, тренер спортивной секции, педагог внешкольных воспитательных заведений и т. д.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции – адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с подготовкой учащихся к конкретным условиям современной социальной ситуации, а гуманистическая – с духовно-нравственным развитием его личности, творческой индивидуальности

Социальные и профессиональные функции учителя

· Образовательная, развивающую функцию (педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т. д.), ориентирующую функцию


· Коммуникативная функция-общение с воспитанниками, их родителями, коллегами и другими участниками педагогического процесса.

· Организаторская функция. организацию деятельностью учащихся

· Исследовательская функция, которая реализуется через умения изучать личность воспитанника, группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности

· Коррекционная функция связана с тем, что на основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся.

· Конструктивная функция состоит в том, что учитель создает проекты уроков, внеклассных дел, разрабатывает задания учащимся и т. д.

· Стимулирующая

· Профессионально обусловленные требования к личности педагога

· высокая гражданская ответственность и социальная активность;

· гуманистическая направленность, любовь к детям;

· духовная культура, интеллигентность;

· инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;

· физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

· потребность и готовность к постоянному самообразованию.

26 Влияние музыки на формирование личности, ее духовного саморазвития.

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.

 

2. Профессиональная компетентность педагога. Развитие личности педагога в системе педагогического образования.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Социальная миссия и профессиональные функции педагога — КиберПедия

 

Смысл и значение профессиональной деятельности для человека во многом определяется ее общественной значимостью – тем, насколько она востребована в обществе и что дает для него. Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную со­циальную функцию: в процессе ее формируется и развивается не только конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал. Прогностический характер педагогической деятельности определяет полифонизм ее целей, ориентиро­ванных не только на сегодняшние потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность выпускников не только к адаптации к условиям социальной жизни, но и к их преобразо­ванию. Ш.А.Амонашвили называет «основой трагедии воспитания» то, что учитель живет в современности, а строит будущее.

Безусловно, деятельность учителя социально обусловлена, ее успешность зависит не только от него, но и от уровня социально-экономического развития общества. Но это не дает право учителю оправдывать свою бездеятельность ссылками на объективные трудности. Школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы, иначе нельзя ожидать изменений в общественном развитии, поскольку все они – прежде всего результат изменения сознания людей. Вот почему так важно для педагога осознание не только своих уз­копрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач сво­ей педагогической деятельности. Гражданская позиция учителя – предпосылка развития педагогического творчества, роста педагогической ответственности, активности, смелости в принятии педагогических решений.

Осуществление учителем своей высокой социальной миссии невозможно без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он призван выполнять. Независимо от специфики труда каждого из представителей педагогической профессии, основное содержание и функции их деятельности составляют образование, воспитание и обучение подрастающего поколения.

Образование – процесс и результат целостного становления личности: физического, интеллектуального, духовного, осуществляемого посредством приобщения ее к культуре. Этимология (происхождение) данного понятия восходит к слову «образ». Изначальный смысл образования заключается в формировании человеком в своем сознании не только образа мира, но и своего собственного образа, возрастание к лучшему, высшему в человеке. Образование продолжается всю жизнь человека и включает в себя самообразование. Но полноценное образование человека, как правило, осуществляется в целостном процессе воспитания и обучения, которым руководят и управляют опытные наставники.


Воспитание – многозначное понятие. В наиболее широком смысле его употребляют для обозначения целенаправленного педагогического процесса, создающего условия для развития и целостного становления (образования) личности. Вместе с тем, оно имеет и более узкое значение. Ш.А.Амонашвили трактует слово «воспитание» следующим образом: в-ось-питание – питание духовной оси человека. Таким образом, сущность воспитания заключается прежде всего в формировании внутреннего, духовного мира человека: его интересов и потребностей, взглядов и убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения и качеств личности, в которых проявляется его ценностное отношение к миру и к самому себе. Именно этот результат воспитания включает в себя понятие «воспитанный человек». Воспитание осуществляется как в процессе обучения, так и посредством организации педагогом внеучебной воспитательной деятельности и создания особой воспитательной среды в учреждении образования и вне его (совместно с родителями и другими институтами социального воспитания).

Обучение рассматривается как одно из ведущих средств воспитания и образования личности. Его специфика связана с тем, что это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Осуществляя воспитание и обучение подрастающего поколения, педагог выполняет важнейшую функцию образования как специфической сферы духовного производства, которая заключается в производстве самого человека как социального существа, в социализации личности.


Социализация представляет собой процесс ирезультат вовлечения личности в систему социальных отношений, социальную практику в целом; усвоение и воспроизводство человеком социального опыта. Социализация включает в себя две взаимосвязанных составляющих: социальную адаптацию – приспособление личности к социальным условиям, и индивидуализацию (обособление) – осознание ею своей неповторимости, индивидуальности, внутренней свободы и независимости, возможности быть самим собой и реализовать свой творческий потенциал, обеспечивающую не столько ее адаптацию к социальным условиям, сколько готовность к их преобразованию. Педагог должен постоянно иметь в виду две эти взаимосвязанные грани социализации, так как успешная адаптация личности в обществе напрямую зависит от степени развития ее индивидуальности. Самоопределение, а не «приспособление» становится ведущим механизмом социализации в современных условиях. Учитель призван помочь молодому человеку самоопределиться в окружающем мире: в системе общественных норм и ценностей, в отношениях с окружающими людьми, обрести смысл своей жизни и учебной деятельности, которой он занимается, осуществить профессиональный выбор и самоопределение. Необходимость социализации личности диктует определенные требования к построению им своей педагогической деятельности, которая не должна сводиться к научению, а обеспечивать моделирование и воспроизводство в учебно-воспитательном процессе богатство всех жизненных отношений личности.

Существенной частью социализации на этапе ранней юности выступает профессионализация личности – подготовка ее к осознанному выбору профессии и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Реализация данной функции связана с направленностью педагога на решение следующих задач:

развития смысложизненных ориентаций учащихся, осознания ими своего призвания, своих возможностей;

помощи в проектировании ими своего жизненного и профессионального пути;

выявления познавательных и профессиональных возможностей. интересов и намерений школьников;

обеспечения высокого уровня их подготовки в областях знаний, лежащих в основе выбранной профессии;

формирования готовности к самоопределению в системе межличностных и деловых отношений, овладения умениями и навыками общения;

развития организаторских способностей, формирования готовности к принятию социально и профессионально ценных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности.

Таким образом, успешность социализации и профессионализации во многом зависит от ориентации педагога на развитие индивидуальности ученика, его творческого потенциала, на становление его социальной позиции.

Культурно-гуманистическая функция.Образование является главным механизмом сохранения, наследования и развития культуры общества, которая прежде всего определяет характер его цивилизационного движения вперед. Культурно-гуманистическая функция педагога заключается не только в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, но прежде всего в становлении ребенка как человека культуры, определяющего его успешное развитие и социализацию, а следовательно, качество личностного, гражданского и экономического существования.

Понятие «культура» несет в себе чрезвычайно большую смысловую нагрузку. Социологи нашли для него около 500 значений. Одним из наиболее общих является определение культуры как специфически человеческого способа жизнедеятельности, как «совокупности способов творческой деятельности человека в области материального и духовного производства, результатов этой деятельности, способов распространения и потребления материальных и духовных ценностей, достижений человека в области организации общественных отношений, способствующих прогрессивному развитию человечества» (15, с.5). Б.Пастернак рассматривал культуру как плодотворное существование человека в мире, определяя этим ее творческую суть и деятельностную природу, ее направленность на личностный рост и духовное возвышение человека. Мера приобщения к культуре общества и способность обогащать ее своим личностным вкладом определяет степень культурного развития личности.

Вот почему одна из важнейших задач педагога заключается в формировании общей культуры школьников: умственной, духовно-нравственной, эстетической, экологической, правовой, экономической, физической, технологической, культуры общения и семейных отношений и т.д. Существенными условиями реализации педагогом культурно-гуманистической функции своей профессиональной деятельности Е.В.Бондаревская видит:

в отношении к ученику как субъекту жизни, способному к культурному самоопределению и саморазвитию;

в восприятии педагогом самого себя как посредника между учеником и культурой, способного ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

в отношении к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;

в отношении к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры (16, с.48-49).

Охрана жизни, здоровья и социальная защита детей является не менее важной профессиональной функцией учителя. Педагог должен ни на минуту не забывать о том, что он имеет дело с растущим и формирующимся (физически, духовно, социально) человеком, который подчас не в состоянии противостоять тому давлению, которое оказывает на него окружающая среда. Необходимо пресекать чрезмерное стремление некоторых учителей и родителей интенсифицировать его учебные нагрузки, не учитывая возможности детского организма и индивидуальные различия, защитить от произвола взрослых, считающих себя в праве полностью распоряжаться судьбой своих детей и учеников. Учитель должен осознавать и неустанно соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, обеспечивать охрану здоровья и жизни учеников в образовательном процессе, его защиту от неблагоприятных воздействий окружающей природной и социальной среды.

Многообразие профессиональных функций позволяет рассматривать педаго­гическую деятельность как сложное единство различных видов деятельности, взаимосвязанных и взаимоопределяющих друг дру­га, обеспечивающих целостность учебно-воспитательного процесса.

 

 

Функции учителя

Социальные
функции профессии педагога изменяются
вместе с развитием общества, но в них
можно выделить нечто общее и постоянное
для разных исторических эпох (схема 1):

Все
эти социальные функции проявляются в
комплексе и конкретизируются в
профессиональных функциях педагога.
Профессиональные
функции педагога

это те, которые имеют непосредственное
отношение к педагогической деятельности.
К ним относятся:

Образовательная
(воспитательная и обучающая) функция,
которая
в свою очередь реализуется через
информационную
функцию
(учитель
транслирует ту или иную информацию),
развивающую
функцию
(педагог
развивает познавательные процессы,
речь, умения и т.д.), ориентирующую
функцию
(педагог
ориентирует учащихся в многообразии
информации, ценностях и т.д.).

Коммуникативная
функция,
выражающая
сущностную характеристику педагогической
профессии и педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность невозможна
без общения с воспитанниками, их
родителями, коллегами и другими
участниками педагогического процесса.

Организаторская
функция.
Педагогическая
деятельность предполагает управление
деятельностью учащихся, а значит, и ее
организацию. Кроме того, педагог
организует деятельность коллег,
родителей, собственную деятельность
(уроки, внеклассные дела и т.д.).

Исследовательская
функция,
которая
реализуется через умения изучать
личность воспитанника, группу учащихся,
уровень их обученности и воспитанности,
организовывать и осуществлять
педагогическое исследование.

Коррекционная
функция
связана
с тем, что на основе диагностики педагог
оценивает результаты учебно-воспитательного
процесса, вносит коррективы в свою
деятельность и деятельность учащегося.

Конструктивная
функция
состоит
в том, что учитель создает проекты
уроков, внеклассных дел, разрабатывает
задания учащимся и т.д.

Стимулирующая
(мобилизационная) функция
заключается
в том, что педагог стимулирует (мобилизует)
учащихся на выполнение задания,
упражнений, дел и т.п.

Очевидно,
что все функции взаимосвязаны, дополняют,
проникают друг в друга.

«Аккумулятор»
социального опыта, хранитель и
носитель многообразных человеческих
ценностей. Передает их молодому
поколению

Преемственное
звено в цепи поколений; связующее
звено между прошлым и будущим

Ускоритель

(катализатор)

общественного

прогресса;
способствует

формированию

специалистов,

владеющих
новыми

прогрессивными

технологиями

Социальные
функции педагога

г

г

Лицо,
уполномоченное обществом представлять
мир молодежи перед старшим поколением.
Может и способен компетентно
высказывать свои суждения по всем
проблемам

педагогической
теории и практики

Формирует
духовный мир молодежи в соответствии
с ценностями общества

Специалист,
оценивающий культуру общества, опыт
общественных взаимоотношений и
поведение людей. Выбирает тот материал,
который будет полезен для использования
в учебно-воспитательном процессе

Функции педагога — Студопедия

Педагог (учитель, преподаватель, наставник, мастер) — человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Педагогическая функция — предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Главными направлениями приложения педагогических усилий являются: обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.

Главная функция учителя — управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

1. Педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

Целеполагание. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.

Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и иного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Педагог должен в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

Прогностическая функция. Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.



Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

2. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную,
организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.


Информационная функция. Педагог — главный источник информации для обучаемых.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения.

Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

3. На завершающем этапе педагогического процесса учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела.

Кроме своих непосредственных профессиональных функций, педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

Функции и задачи учителя — Студопедия

Педагог (учитель, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.

Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

Целеполагание. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.

Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и иного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Педагог должен в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

Прогностическая функция. Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.



Проективная(проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.


Информационная функция. Педагог – главный источник информации для обучаемых.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем происходить намеченные изменения.

Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

На завершающем этапе педагогического процесса учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела.

Кроме своих непосредственных профессиональных функций, педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

Важнейшей задачей учителя является обучение учащихся умениям и навыкам рационально учиться».

Задачи учителя:

— Разработка инструкций модулей.

— Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока,

— Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.

— Уточнение модулей при практической работе с ними.

— Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.

Тема 7. Профессионализм учителя как условие успешности педагогической деятельности

Понятие о педагогической деятельности.Понятие “деятельность” — категория философская. С одной стороны, она понимается как категория научного знания , специфическая форма общественно-исторического бытия людей, с другой — как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.

Тема 6. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции.

План:

1. Понятие о педагогической деятельности.

2. Виды педагогической деятельности, их характеристика.

3. Профессиональные функции педагога.

Основные понятия:деятельность, педагогическая деятельность, виды педагогической деятельности, функции педагогической деятельности.

Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом (активным деятелем), включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Выступая как форма бытия человека и способ его существования, деятельность:

— обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение его естественных потребностей;

— является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

— она есть сфера реализации человеком себя как личности;

— деятельность — источник и критерий научного познания, самопознания и саморазвития человека;

— обусловливает преобразование окружающего мира на основе его познания [7, c. 165].

Деятельность характеризуется предметностью [2, c. 151], социальностью (она всегда носит общественный характер, побуждает людей к обмену ее продуктами, информацией, к взаимопониманию) [7, с. 166], сознательностью (в процессе деятельности сознание выполняет информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую функции) [1, c. 103 — 104].



Педагогическая деятельность — это особый вид человеческой деятельности, имеющей целенаправленный характер. Она имеет такие же характеристики, как и любой другой вид человеческой деятельности (предметность, социальность, сознательность, целеположенность), но в тоже время является особой, специфической. Ее особенность определяет основная цель, на которую направлена педагогическая деятельность — приобщение человеческих существ к жизни общества, развитие и формирование с ее помощью всесторонне и гармонично развитой личности.


Б.Т. Лихачев определяет сущность педагогической деятельности следующим образом: “Это особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями”[3, с.57].

В.А. Межириков, М.Н. Ермоленко рассматривают педагогическую деятельность как “особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе” [4,с. 71].В данном определении трудно согласиться с раскрытием сущности специальной деятельности педагога как о передачиобщественного опыта от поколений к поколению, так как педагогическую деятельность выполняет педагог; учащийся же, воспитанник не является ее субъектом. А слово “передача” предполагает наличие в педагогической деятельности двух субъектов — того, кто передает, и того, кто должен взять. Правильнее все же рассматривать педагогическую деятельность не как средство передачи общественного опыта от старшего поколения младшим, а с точки зрения создания педагогом определенных условий для эффективного усвоения воспитанниками накопленных человечеством культуры и опыта.Усвоение — это уже деятельность самой формирующейся личности, но эта деятельность не является педагогической, это непосредственная деятельность ребенка по усвоению знаний, умений и навыков, мировоззренческих идей, общественного опыта, которую организовывает учитель в педагогическом процессе.

Как личность ученик развивается в многообразной деятельности — учебно-познавательной, нравственно-этической, трудовой, общественно-полезной, художественно-технической, спортивно-оздоровительной и т.д. Он выполняет ее сам, но с “подачи” педагога, под его руководством.

Таким образом, понятия “педагогическая деятельность” и “педагогический процесс” взаимосвязаны, но не тождественны. Педагогический процесс представляет собой обучение и воспитание как в школе, так и во внешкольных учреждениях, его организовывает педагог посредством педагогической деятельности, что и определяет взаимосвязь рассматриваемых в сравнении понятий.

Обучение и воспитание (педагогический процесс) и педагогическая деятельность тесно взаимосвязаны и одновременно противоположны. Воспитание (обучение входит в него) — объективно закономерный исторический процесс. педагогическая же деятельность как субъективное отражениеэтого процесса возникает на основе воспитательной практики.

Педагогическая деятельность может отставать от требований жизни, которые неизбежно накладывают отпечаток на характер воспитания, от объективного воспитательного процесса. Она может вступать в противоречия с прогрессивными социальными тенденциями и не обеспечивать эффективности воспитания на определенных временных этапах развития общества.

Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательные влияния жизненных условий и их требования. Этим педагогика как наука вооружает педагогическую деятельность необходимыми достоверными знаниями, обусловливает ее эффективность, способствует разрешению возникающих противоречий между прогрессивными общественными явлениями, воспитанием и педагогической деятельностью.

Б.Т. Лихачев определяет следующие положения, в которых выражается общее и различное, единое и особенное в обучении и воспитании (педагогическом процессе) и педагогической деятельности:

— воспитание как общественное явление возникло одновременно с человеческим обществом, раньше сознательной и профессионально осуществляемой педагогической деятельности. Оно как объективный процесс может осуществляться без профессионально подготовленных специалистов в ходе жизненных отношений детей и взрослых. Педагогическая деятельность родилась в недрах воспитательных отношений как субъективное отражение объективных процессов,как сознательное вмешательство в формирование подрастающих поколений;

— обучение и воспитание — категории более широкие, чем педагогическая деятельность. Порождая педагогическую деятельность и находясь с ней в единстве, обучение и воспитание могут вступать с педагогической деятельностью в противоречия и несоответствия, обусловленные отставанием целенаправленной подготовки детей от требований развивающейся и изменяющейся жизни;

— назначение обучения и воспитания — удовлетворение жизненно важных потребностей общества. Цель педагогической деятельности — охват педагогическим влиянием всей детской жизни в социуме;

— воспитание имеет общественной функцией подготовку производительных сил. Педагогическая деятельность наряду с этим ставит задачу формирования определенного типа личности и развитие индивидуальности ребенка;

— в обучении и воспитании средствами влияния на детей являются вся совокупность общественных отношений и активная самодеятельность детей,что приводит к известной стихийности, непредсказуемости результатов формирования личности. Педагогическая деятельность сама является средством воспитания. При эффективном, правильном ее осуществлении педагогами преодолевается известная стихийность в личностном формировании ребенка;

— в воспитании принимают участие все: взрослые и дети, природа и среда, вещи и явления. Педагогическая деятельность осуществляется специально подготовленными специалистами, учительством, призванным реализовать общественные идеалы, организовать воспитательное влияние природы, среды и общественности на развивающуюся личность ребенка [3, с. 58 — 59].

Итак, педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть учебно-воспитательного процесса, является одной из важнейших функций общества, которую призваны выполнять специально подготовленные люди — педагоги, учителя, воспитатели.

В данном контексте мы можем говорить о тождественности понятий “педагогическая деятельность” и “педагогическая профессия”.

На прошлой лекции мы достаточно подробно рассмотрели специфику педагогической профессии (педагогической деятельности) и убедились в ее особенности, неповторимости и социальной уникальности.

3. Виды педагогической деятельности, их характеристика.Для успешного осуществления педагогической деятельности учителю необходимо детально представлять себе ее структуру, соотносить с ней систему накапливаемых теоретических профессиональных знаний и постепенно формирующихся практических умений и навыков, необходимых для выполнения работы педагога, учителя, воспитателя.

Психолого-педагогические исследования (Ф.М. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.) позволили установить, что педагогическая деятельность представляет собой многоуровневую систему, (система — это нечто целостное, состоящее из взаимосвязанных частей) и выделить ее компоненты как относительно самостоятельные функциональные виды деятельности педагога. На основе данных исследований И.Ф. Харламов выделил и детально охарактеризовал следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности:

— диагностическая;

— ориентационно-прогностическая;

— конструктивно-проектировочная;

— организаторская;

— информационно-объяснительная;

— коммуникативно-стимулирующая;

— аналитико-оценочная;

— исследовательско-творческая [9, с. 541 — 546].

Рассмотрим более подробно вышеназванные виды педагогической деятельности и требования к учителю, вытекающие из необходимости эффективного их осуществления в педагогическом процессе.

Логично, что первой в номенклатуре компонентов, рассматриваемых в системе деятельности учителя, выделена структура диагностических (греч. diagnosis — распознавание, определение) действий педагога. Ведь, как отмечал еще К.Д. Ушинский в предисловии к своей книге “Человек как предмет воспитания”, чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отношениях.

Диагностическая деятельность учителя связана с изучением индивидуально-психологических особенностей учащихся, уровней их развития, обученности и обучаемости, воспитанности и воспитуемости и т.д. Эти знания необходимы педагогу для учета их в процессе учебно-воспитательной работы с целью эффективного ее выполнения.

Чтобы психолого-педагогическая диагностика, с которой, по сути, и начинается педагогическая деятельность, была действенной, позволяла верно выстраивать отношения и работу со школьниками, учителю необходимо быть наблюдательным, внимательным, владеть разнообразными методиками психолого-педагогической диагностики (в частности, наиболее распространенными среди них являются научное педагогическое наблюдение, аналитическое изучение результатов учебной деятельности учеников, школьной документации; всевозможное анкетирование, психологические тесты и т.д.).

Ориентационно-прогностическая деятельность выражается в умении учителя определять на основе результатов психолого-педагогической диагностики цели и задачи учебно-воспитательной работы с учащимися, прогнозировать ее результаты. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, его закономерностей и принципов, а также особенностей возрастного и индивидуально-психологического развития детей. Оно выводит на правильное управление учебно-воспитательным процессом.

В плане сформированности профессионально-значимых личностных качеств этот вид деятельности требует от учителя развитого воображения, абстрактного типа мышления и высокого уровня интеллектуального развития, которое во многом определяет умения предвидеть результаты осуществляемой педагогической работы с учащимися.

Учителю также необходимо формировать специальные прогностические умения, в состав которых входят:

— формулировка диагностируемых образовательных, развивающих и воспитательных целей и задач;

— отбор методов их достижения;

— предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их предотвращения или преодоления;

— мысленная (в абстрактной, идеальной форме) проработка структуры, отдельных компонентов организуемого педагогического процесса;

— предварительная оценка затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса.

Чтобы верно спрогнозировать цели и задачи, содержание предстоящей работы, учитель должен овладеть такими методами педагогического исследования, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и т.д.

Ориентационно-прогностическая деятельность влечет за собой деятельность конструктивно-проектировочную.В частности, если педагог диагностировал недостаточно развитые коллективистские отношения между учащимися, спрогнозировал укрепление этих отношений как одно из средств, позволяющих добиться высоких результатов учебно-воспитательной работы с детьми, ему необходимо на этой основе сконструировать и спроектировать содержание воспитательной деятельности в данном направлении.

Конструкторско-проектировочные умения реализуются учителем в ходе конкретной подготовки к организации и проведению учебно-воспитательных мероприятий. Это прежде всего умения спланировать предстоящую работу и на основе планирования выстроить ее конкретное содержание.Речь идет о планировании содержания и видов деятельности участников педагогического процесса (в том числе и собственной деятельности) с учетом их потребностей, возможностей, интересов, качеств личности, средств, опыта (как своего, так и воспитанников).

Проектировочные умения включают в себя умения правильно определить и разработать конкретные формы учебно-воспитательной деятельности, отдельные этапы педагогического процесса, которые требуют тщательного отбора определенных методов и приемов работы.

Не менее важно уметь спланировать индивидуальную работу с учащимися для оказания им дифференцированной помощи в случае необходимости, для стимулирования активности учащихся и сдерживания негативных проявлений в их поведении.

Тщательного планирования на основе диагностики и прогнозирования результатов деятельности требует работа учителя с родителями школьников, с общественностью.

В процессе изучения психолого-педагогической теории и методик обучения и воспитания вы познакомитесь с разнообразными видами планирования работы учителя, научитесь составлять поурочные, календарные планы обучения школьников, планы воспитательной работы и т.д.

Организаторская деятельностьучителя связана с вовлечением учащихся в намеченную учебно-воспитательную работу. Она выражается в умении учителя советоваться с учащимися, привлекать их к разработке планов предстоящей совместной деятельности, ставить перед ними цели и задачи, распределять их для выполнения тех или иных практических заданий.

Исключительно важную роль отыгрывает в педагогической деятельности информационно-объяснительная деятельностьучителя. Ведь все обучение и воспитание в той или иной форме основывается на информационных процессах. Учитель при этом выступает как важнейший источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Поэтому от того, как учитель владеет учебным материалом, психолого-педагогической теорией, общекультурными знаниями, зависит качество его педагогической деятельности в целом.

Высокий уровень профессиональной эрудиции педагога определяет хорошее владение им практической стороной педагогической деятельности, что положительно сказывается на обучении и воспитании школьников. К сожалению приходится констатировать тот факт, что есть немало учителей, не обладающих высоким уровнем профессиональных знаний, хорошей информативной подготовкой, высокой эрудицией.

Эффективное осуществление информативно-объяснительной деятельности учителя во многом обусловлено сформированностью его педагогической речи. Педагогическая речь — это устная речь учителя на уроке и вне его, к которой помимо общекультурных требований предъявляются профессиональные, направленные на решение педагогических задач. В соответствии с общекультурными требованиями речь учителя должна отвечать нормам литературного языка, быть эрфоэпически правильной, грамотной, лексически богатой.

С точки зрения профессиональных требований учитель обязан излагать свои мысли, учебную информацию и т.д. логично и доступно для учащихся, должен уметь говорить о сложных вещах просто, эмоционально и образно. От того, насколько развиты речевые умения педагога, во многом зависят глубина и прочность усвоения учащимися сообщаемой информации, их интеллектуальное развитие, формирование сознания.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность учителяпредполагает воздействие на учеников, в результате которого у них возникает желание и потребность активно участвовать в педагогическом процессе. Она направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, педагогического общения между участниками воспитательного процесса.

Данный вид педагогической деятельности предъявляет высокие требования к тем сторонам личности учителя, которые связаны с его личным нравственным обаянием, с его умениями общаться, устанавливать с участниками педагогического процесса благожелательные отношения, не снижая требований. Большую роль здесь отыгрывают умения педагогически целесообразно проявить свою любовь к детям, душевное отношение, чуткость и заботу о них. Ведь ничто так отрицательно не сказывается на качестве профессиональной деятельности педагога, как его черствость, сухость, казенный тон в общении с ребятами.

Об этой стороне педагогической деятельности высказывали свое суждение все педагоги- классики всех времен, начиная с Я.А. Коменского. Изучая историю педагогики, вы будете постоянно сталкиваться как с основными педагогическими положениями с высказываниями всех выдающихся педагогов о том, что без подлинной любви к детям, без истинного авторитета среди воспитанников, без умелого поддержания с ними благожелательных отношений и тактичной требовательности настоящие обучение и воспитание невозможны.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность учителя связана не только с его личным обаянием, но и с огромным количеством специальных умений и навыков. Как наиболее значимые в обобщенном виде среди них выделяются умения глубоко проникать в личную суть других людей (перцептивные умения и навыки), владение умениями и навыками педагогической речи (о ее сущности, важнейших проявлениях и особенностях, о требованиях к речи учителя вы узнаете более подробно из курса основ педагогического мастерства) и устанавливать положительный эмоционально-психологический климат в процессе общения с учащимися.

В структуре деятельности учителя большое место занимает аналитико-оценочная деятельность.Она помогает учителю устанавливать так называемую обратную связь в своей работе, то есть постоянно сопоставлять то, что предполагалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся с тем, что удалось сделать в этом направлении. На основе такого сопоставительного анализа учитель может корректировать свою работу и работу школьников, искать и намечать пути совершенствования и повышения качества педагогического процесса. К сожалению, далеко не все учителя стремятся к такой аналитико-оценочной деятельности, многие избегают необходимости видеть ошибки, промахи в своей работе, отмечая только свои успехи. Это приводит к неадекватности профессиональной самооценки и отрицательно сказывается на всех вышеназванных видах педагогической деятельности и на качестве учебно-воспитательного процесса в целом.

Аналитико-оценочная деятельность требует от педагога сформированности его рефлексивности. Рефлексия в данном контексте понимается как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных учительских действий.

Рефлексия — это не просто знание и понимание учителем самого себя как профессионала, но и выяснение того, насколько и как другие участники педагогического процесса (учащиеся, их родители, коллеги-учителя, администрация и т.д.) знают, понимают и ценят его как педагога, его личностные особенности и их значимость для педагогической деятельности, эмоциональные реакции, профессиональные способности, эрудицию и т.д. Педагогу очень важно установить для себя, в какой мере полученные (положительные или отрицательные) результаты являются следствием его собственной деятельности. Только при наличии рефлексии учитель имеет возможность совершенствовать свою педагогическую деятельность, осуществлять собственный профессиональный рост.

Традиционно аналитико-оценочная деятельность педагога связана с его умениями и навыками объективно, справедливо и позитивно оценивать результаты деятельности учащихся. Сегодня требования к уровню сформированности данных умений возросли в связи с переходом школ на десятибалльную систему оценки результатов учебного труда учащихся. Значительно расширились критерии школьной оценки. Если раньше основным и практически единственным критерием был уровень сформированных зун(ов) школьника, то нынешнему учителю необходимо учитывать при оценке и его отношение к выполняемой работе, и уровень творческой активности, и сформированность общеучебных умений и навыков. Современному педагогу для того, чтобы его оценочная деятельность по отношению к учащимся стала значимой частью учебного процесса, необходимо быть не только подготовленным предметником, но и хорошим практическим педагогом-психологом.

Наконец, существенное место в труде учителя занимает исследователько-творческая деятельность.Ее сущность и содержание определяются творческим характером педагогического труда, тем, что педагогика в теоретическом и практическом планах является одновременно и наукой, и искусством. Опираясь закономерности, принципы, правила, рекомендации, разработанные в педагогической теории, учитель должен каждый раз использовать их творчески, по-своему, но с неизменно хорошим результатом. Он не может применять теоретические основы педагогической науки на практике, не сообразуя их с теми конкретными обстоятельствами, в которых находится сам и его воспитанники. Это требует от педагога сформированности его исследовательских способностей, владения методами педагогического исследования (более конкретно и подробно речь о них пойдет в курсе изучения основ современной педагогики).

Не менее важная сторона исследовательско-творческой деятельности состоит в необходимости осмысливать и развивать то новое в педагогической практике, что появляется по мере ее совершенствования и выходит за рамки уже известного и уже описанного в педагогической теории. Речь идет о педагогическом творчестве и новаторстве как уровнях педагогической деятельности, которые в разной степени проявляются в работе высокопрофессиональных педагогов (в настоящее время широко известен новаторский педагогический опыт В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой и т.д.). В работе учителей, которые являются мастерами педагогического дела, исследовательско-творческая деятельность охватывает все многообразие видов педагогического труда, что позволяет им добиваться чрезвычайно высоких результатов в обучении и воспитании школьников, полноценно реализовываться в профессии [5].

Таковы сущность и система умений и навыков по каждому из рассмотренных видов профессионального труда учителя. Их представленность в педагогической деятельности и тесная взаимосвязь между ними определяют важнейшие профессиональные функции педагога.

3. Профессиональные функции педагога.Функция в философском аспекте понимается как отношение двух групп объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого. Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных, неблагоприятных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность) или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование) [10, с.1].

В другом значении функция трактуется как обязанность, круг деятельности, назначение, роль [Словарь иностранных слов. 18-е изд. — М., 1989. — С. 557].Этот смысл наиболее соответствует понятию “профессиональные функции педагога”.

Обобщенно раскрывают их сущность В.Б. Успенский и А.П. Чернявская. Говоря о многообразии профессиональных функций учителя в связи с тем, что его деятельность, как мы уже отмечали в предыдущем параграфе, состоит из разных видов деятельности, они выделяют три основные профессиональные функции педагога — обучающую, воспитывающую, развивающую (о них мы уже вели речь в связи с раскрытием понятий “учитель”, “воспитатель” в прошлой лекции). К основным примыкают общественно-педагогическая(см. предыдущую лекцию), методическая (создание и реализация методик обучения и воспитания), самообразовательная (вопрос о сущности и значении самообразования учителя раскрыт в лекции № 4), исследовательская(она определяется наличием в структуре педагогической деятельности исследовательско-творческого компонента и необходимостью адаптации психолого-педагогической теории к практической деятельности конкретного учителя в конкретных педагогических ситуациях) [8, с. 16 — 17]..

В.А. Межириков и М.Н. Ермоленко рассматривают профессиональные функции педагога в соответствии с рассмотренными нами выше видами педагогической деятельности. Отдельно выделяют гностическую (исследовательскую)функцию. В соответствии с ней учитель выступает субъектом педагогическо-исследовательской деятельности, предусматривающей изучение:

— содержания и способов воздействия на других людей;

— возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников;

—особенностей профессионального процесса и результатов собственной деятельности в нем, ее достоинств и недостатков [4, с. 96]

Естественно, что данная функция — это производное от исследовательско-творческой деятельности педагога, которая предусматривает развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления, их связи, отношения. Все гностические (познавательные, исследовательские) действия человека (например, перцептивные, мнемические [от греч. mnemonikon — искусство запоминания, мнемоника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций], мыслительные, оценивание и др.) включаются в реализацию исследовательской функции учителя.

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. наряду с вышеобозначенными функциями указывают на гуманистическую функцию педагога, педагогической профессии. Они считают, что за педагогом исторически закрепились две важнейшие функции — адаптивная и гуманистическая (“человекообразующая”). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности. “С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам конкретного исторического момента, — отмечают ученые, — к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны. он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, уже сложившейся, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель рабтает на будущее” [6, с.11].

Анализ сущности, структуры педагогической деятельности, ее видов и функций позволяет сделать выводы об ее уникальности, огромной значимости для общественной жизни, о том, что данная профессиональная деятельность является всепроникающей.

Вопросы и задания для самоконтроля, для самостоятельной работы:

1. Что отличает педагогическую деятельность от любого другого вида деятельности человека?

2. Почему сущность педагогической деятельности нельзя осмысливать как специальную деятельность по передаче общественного опыта от поколения к поколению?

3. Докажите, что понятия “педагогическая деятельность” и педагогический процесс” (обучение и воспитание) взаимосвязаны, но не тождественны.

4. Проследите взаимосвязь педагогики (науки о развитии и формировании личности в процессе обучения и воспитания) и педагогической деятельности.

5. В каком контексте понятия “педагогическая деятельность” и “педагогическая профессия” тождественны? Может ли педагогическая деятельность осуществляться вне рамок педагогической профессии?

6. Выучите наизусть номенклатуру видов педагогической деятельности в той логической последовательности, в которой они представлены в лекции. Соотнесите виды педагогической деятельности с работой учителя на уроке, в процессе проведения воспитательной работы с учащимися. Можно ли говорить о том, что практически все виды педагогической деятельности находят свое отражение в этих моментах работы педагога?

7. Ранжируйте виды педагогической деятельности по степени сложности их выполнения на данный момент именно для вас (в письменном виде).

8. Составьте таблицу “Профессиональные функции педагога”.

Литература:

1. Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. М., 1978.

2.Давыдов В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы. — М., 1990.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 2000.

4. Межириков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М., 2002.

5. Педагогический поиск / Автор-составитель А.И. Баженова. — М., 1986.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, М.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 4-е изд. — М., 2002.

7. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М., 1992.

8. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2003.

9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1990.

10. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.

План:

1. Понятие о педагогическом профессионализме, его уровнях.

2. Сущность педагогического мастерства как высокого уровня педагогической деятельности. Структура педагогического мастерства:

а) профессиональная пригодность;

б) глубокие и прочные профессиональные знания как сущностный компонент педагогического мастерства учителя;

в) развитая профессионально-педагогическая направленность личности учителя — системообразующий компонент его профессионального мастерства;

г) качественно сформированные педагогические способности;

д) отточенная педагогическая техника.

3. Проявления профессионального мастерства учителя в современной школе.

Основные понятия:педагогическая умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, педагогическое новаторство, профессиональные знания, педагогическая техника.

1. Понятие о педагогическом профессионализме, его уровнях.Педагогическая деятельность учителя, выполнение всех ее видов в совокупности реализуются в педагогической практике на разных качественных уровнях. Вы не могли не отмечать этого, будучи еще совсем недавно школьниками. Одни учителя оставили в вашей душе значимый след не только как высокопрофессиональные преподаватели, но и как личности, люди, которые во многом определили ваше будущее. Другие даже не запомнились, так как их уроки и воспитательная работа, общение с учениками хотя и не были абсолютно непрофессиональными, выполнялись на уровне минимальных требований педагогической профессии, не отличались живостью и творчеством. И сами учителя не воспринимались вами как люди, положительному примеру которых хотелось бы подражать. К сожалению, некоторым из вас могла врезаться в память деятельность людей, которую трудно назвать педагогической, хотя она выполнялась в рамках профессиональной работы учителя.

Мы все понимаем, что непрофессионализм, серость, обыденность, недобросовестность несовместимы с педагогической деятельностью. Каждый, кто избрал своим жизненным путем профессию педагога, изначально должен ориентироваться на высокий уровень качества своей профессиональной деятельности. Бракоделы в педагогической профессии недопустимы, ибо цена непрофессионализма в работе с детьми слишком высока: ломаются судьбы людей. Учитель по определению не имеет права на педагогическую деятельность, не сформировав у себя достаточного уровня ее качества.

Ответственность учителя: развитие нравственных ценностей учащихся

Характеристики хорошего преподавания включают обязанности учителя. Хороший учитель не только является источником знаний и истины, но и способствует обучению, но и постоянно работает над формированием желаемых качеств учащихся. Обязанности и ответственность учителя заключаются в том, чтобы гарантировать, что у всех учеников развиваются следующие желательные характеристики или моральные ценности:

1. Честность

Честность и порядочность очень важны в жизни.В классе учеников нужно научить не жульничать на тестах, не копировать домашние задания одноклассников, а также не лгать учителю и другим людям. Учитель может помочь детям быть честными, подав хороший пример в классе. Инструктор всегда должен быть честным в своих отношениях с классом. Мудрый учитель также прочитает и расскажет в классе истории о честности и нечестности, а также о том, что нечестность никогда не вознаграждается.

2. Энтузиазм или страстное желание учиться

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики любили школу и стремились учиться.Нет ничего хуже, чем иметь несчастного ребенка, который не хочет учиться и приходить в класс. Чтобы вызвать энтузиазм или тягу к обучению, учитель должен быть хорошим мотиватором. Учитель может сделать это, создав очень интересную обстановку в классе и используя учебники и другие аудиовизуальные материалы, которые интересно слушать, читать и изучать. Учитель также может быть динамичным в классе в своих отношениях с учениками.

3. Амбиции и упорный труд

Томас Эдисон однажды сказал, что гений — это 10% вдохновения и 90% пота.Любой, кто хочет достичь цели, должен настроиться на нее и работать над этим. Честолюбие и упорный труд должны начинаться в школах и классах. Нельзя позволять учащимся лениться и требовать от них своевременного выполнения всех заданий. Ученики также должны работать в полную силу. Хороший учитель заставит своих учеников усердно трудиться, предлагая им награды. Эти награды будут включать в себя такие комментарии, как «отлично» или «хорошо выполнено» по тестам и заданиям. Они также будут включать признание того, что вы были номером один в классе или получили высшую оценку за тест.Учитель может сделать это, объявив самого лучшего ученика в классе или разместив его имена на доске объявлений в классе, например, как ученика месяца.

4. Любопытство и вопросы

Любопытство — желанная характеристика, которой не хватает многим ученикам. Слишком много учеников принимают все, что слышат или читают, и не сомневаются в его правдивости. Многие студенты никогда не научились задавать вопросы, чтобы узнать больше по изучаемой теме.Хороший мудрый учитель будет руководить классом, ориентированным на учащихся, и проводить индуктивное обучение. Следует использовать метод Сократа, чтобы побудить студентов задавать вопросы, чтобы получить ответы.

5. Ответственность

Ответственность учащегося — одна из самых важных желаемых характеристик. Быть ответственным и нести ответственность за свои действия — это необходимое поведение для всех членов общества. Нет лучшего места, чем класс, чтобы научиться быть ответственным. Учащиеся должны нести ответственность за то, чтобы приносить в класс свои книги и школьные принадлежности, вовремя сдавать задания, выполнять пропущенные задания и быть пунктуальными в классе.

Что касается всех желаемых характеристик, учитель показывает хороший пример, будучи пунктуальным в классе и подготовив все свои уроки. За обеспечение ответственности студентов должны быть как награды, так и наказания. Наказания могут включать в себя пребывание после занятий или выполнение дополнительных заданий.

.

Обучение студентов с особыми потребностями

Обучение студентов с особыми потребностями

У вас неизбежно будет возможность (и удовольствие) работать со студентами с особыми потребностями в вашем классе. Возможно, вам придется сделать поправки для одних и изменить другие. Удовлетворение потребностей учащихся, обучающихся по специальному образованию, несомненно, будет одной из самых серьезных проблем, с которыми вы столкнетесь как профессиональный педагог. Обратите внимание на эти советы и стратегии.

Jabberwocky

При работе со студентами с особыми потребностями вы обязательно столкнетесь с двумя терминами: , размещение и , модификация .Аккомодация — это устройство, материал или вспомогательный процесс, которые позволят студенту более эффективно выполнять задачу. Модификация относится к изменениям результатов обучения; изменение или уменьшение содержания или результата курса.

Учащиеся с нарушениями обучаемости

Учащиеся с нарушениями обучаемости — это те, кто демонстрирует значительное несоответствие, которое не является результатом какого-либо другого недостатка, между академическими достижениями и интеллектуальными способностями в одной или нескольких областях устного выражения, понимания на слух, письменной речи. выражение, базовые навыки чтения, понимание прочитанного, математические вычисления, математические рассуждения или правописание.

Ниже приводится список некоторых общих показателей учащихся с ограниченными возможностями обучения. Эти черты обычно не изолированные; скорее, они появляются в той или иной степени и в разной степени у большинства учащихся с ограниченными возможностями обучения. Студент с ограниченными возможностями обучения…

  • Имеет плохую слуховую память — как краткосрочную, так и долгосрочную.

  • Имеет низкий уровень допуска и высокий уровень разочарования.

  • Имеет слабую или низкую самооценку.

  • Его легко отвлечь.

  • Считает трудным, если не невозможным, оставаться на работе в течение длительного периода времени.

  • Самопроизвольное выражение; часто не может контролировать эмоции.

  • Легко спутать.

  • Требует устно.

  • Имеет некоторые трудности в работе с другими людьми в малых или больших группах.

  • С трудом следует сложным указаниям или запоминать указания в течение длительного периода времени.

  • Имеет проблемы с координацией как больших, так и малых групп мышц.

  • Обладает негибкостью мысли; трудно убедить иначе.

  • Плохой почерк.

  • Плохо понимает время.

Обучение молодых людей с ограниченными возможностями обучения поставит перед вами несколько уникальных и уникальных задач. Эти студенты не только потребуют от вас больше времени и терпения; им также потребуются специализированные учебные стратегии в структурированной среде, которая поддерживает и увеличивает их учебный потенциал.Важно помнить, что учащиеся с ограниченными возможностями обучения — это не инвалиды или неспособные учиться; скорее, им нужно дифференцированное обучение, адаптированное к их отличительным способностям к обучению. Используйте эти подходящие стратегии для учащихся с ограниченными возможностями обучения:

  • Обеспечьте устное обучение учащихся с ограниченными возможностями чтения. Представляйте тесты и материалы для чтения в устной форме, чтобы на оценку не повлияло ненадлежащее влияние отсутствия навыков чтения.

  • Предоставлять учащимся с ограниченными возможностями обучения частые проверки успеваемости.Сообщите им, насколько хорошо они продвигаются к индивидуальной или классовой цели.

  • Обеспечьте немедленную обратную связь с учащимися с ограниченными возможностями обучения. Им нужно быстро увидеть взаимосвязь между тем, чему их учили, и тем, что они узнали.

  • По возможности делайте упражнения краткими и краткими. Длительные, затяжные проекты особенно неприятны для ребенка с ограниченными возможностями обучения.

  • Детям с ограниченными возможностями обучения трудно усваивать абстрактные термины и понятия.По возможности предоставляйте им конкретные предметы и события — предметы, которые они могут потрогать, услышать, понюхать и т. Д.

  • Учащимся с ограниченными возможностями обучения нужно и они должны получить много конкретных похвал. Вместо того, чтобы просто говорить: «Вы хорошо поработали» или «Мне нравится ваша работа», убедитесь, что вы предоставили конкретные похвальные комментарии, которые напрямую связывают деятельность с признанием; например: «Мне особенно понравилось то, как вы организовали рок-коллекцию для Карин и Миранды».

  • При необходимости запланируйте повторение инструкций или предложите информацию как в письменной, так и в устной форме.Опять же, жизненно необходимо, чтобы дети с ограниченными возможностями в обучении использовали как можно больше своих сенсорных модальностей.

  • По возможности поощряйте совместную учебную деятельность (см. «Обучение с совместным обучением»). Предложите студентам с разными способностями работать вместе над конкретным проектом или для достижения общей цели. Создайте атмосферу, в которой поощряется и расширяется настоящее «сообщество учащихся».

Это элементарно

Предложите учащимся с ограниченными возможностями обучения мультисенсорный подход к обучению.Воспользуйтесь всеми чувствами, чтобы помочь этим ученикам получать удовольствие, ценить и учиться.

За дополнительной информацией об обучении учащихся с ограниченными возможностями обучения обращайтесь в Американскую ассоциацию обучающихся инвалидов по адресу 4156 Library Road, Pittsburgh, PA 15234; 412-341-1515; www.ldanatl.org.

Учащиеся с высокими способностями

Учащиеся с высокими способностями, которых часто называют одаренными учениками, представляют собой уникальную проблему для учителей. Часто они первыми выполняют задание или постоянно просят о более творческой и интересной работе.Им нужны увлекательные занятия и вдохновляющие проекты, предлагающие творческую учебную программу в рамках обычной школьной программы.

Характеристики одаренных учащихся

Одаренные учащиеся обладают несколькими общими характеристиками, как показано в следующем списке. Как и в случае учащихся с ограниченными возможностями обучения, одаренность обычно означает сочетание факторов в различной степени и количестве. Одаренный ученик…

  • Обладает высоким уровнем любознательности.

  • Обладает развитым воображением.

  • Часто дает необычные ответы на общие запросы.

  • Может запоминать и сохранять большой объем информации.

  • Может не только предлагать оригинальные решения общих проблем, но также может создавать оригинальные проблемы.

  • Имеет способность концентрироваться на проблеме или вопросе в течение длительного периода времени.

  • Способен понимать сложные концепции.

  • Хорошо организовано.

  • Рад узнавать новые факты и концепции.

  • Часто является самостоятельным учеником.

Обучение одаренных учеников

Если есть что-то постоянное в отношении одаренных учеников, так это то, что они полны вопросов (и полны ответов). Также они проникнуты чувством любознательности. Обеспечить их учебные потребности — непростая задача, и она, безусловно, расширит вас до всех пределов вашего собственного творчества и изобретательности.Помните о некоторых из этих учебных стратегий:

  • Разрешите одаренным ученикам разрабатывать и реализовывать собственные проекты. Пусть они задают вопросы по своему выбору.

  • Предложите одаренным ученикам множество неограниченных занятий — занятий, для которых нет правильных или неправильных ответов или каких-либо предвзятых представлений.

  • Сохраняйте акцент на дивергентном мышлении, помогая одаренным ученикам сосредоточиться на множестве возможностей, а не на каком-либо наборе заранее определенных ответов.

  • Предоставлять возможность одаренным молодым людям активно участвовать в решении проблем. Убедитесь, что поставленные задачи не те, на которые вы уже установили подходящие ответы, а скорее те, которые позволят одаренным ученикам прийти к своим собственным выводам.

  • Поощряйте одаренных учеников брать на себя руководящие роли, которые расширяют часть учебной программы (Примечание: одаренные ученики часто являются социально незрелыми.)

  • Предоставляйте одаренным ученикам многочисленные возможности подробно читать по интересующим их предметам.Работайте в тесном сотрудничестве со школьным библиотекарем и публичным библиотекарем, чтобы выбрать и предоставить торговые книги в соответствии с интересами учащихся.

  • Предоставлять многочисленные долгосрочные и расширенные мероприятия, которые позволяют одаренным ученикам участвовать в учебном проекте в течение длительного периода времени.

Чтобы получить дополнительную информацию об обучении одаренных учеников, обратитесь в Национальную ассоциацию одаренных детей по адресу 1707 L Street N.W., Suite 550, Washington, D.C. 20036; 202-785-4268; www.nagc.org.

.

обучение | Определение, история и факты

Преподавание , профессия преподавателей, особенно в начальной, средней школе или университете.

Класс обучения взрослых. Министерство образования США

По количеству сотрудников преподавание является крупнейшей профессией в мире. В конце 20 века было подсчитано, что во всем мире насчитывалось 30 миллионов учителей. Хотя их роли и функции различаются от страны к стране, различия среди учителей внутри страны обычно больше, чем между странами.Поскольку характер деятельности, составляющей обучение, больше зависит от возраста обучаемых, чем от чего-либо другого, полезно выделить три подгруппы учителей: учителя начальной или начальной школы; учителя средней школы; и преподаватели университетов. Учителя начальных школ являются наиболее многочисленными в мире, составляя почти половину всех учителей в некоторых развитых странах и три четверти или более в развивающихся странах. Учителя на университетском уровне — самая маленькая группа.

Весь педагогический корпус, где бы ни находились его члены, разделяет большинство критериев профессии, а именно (1) процесс формального обучения, (2) совокупность специальных знаний, (3) процедуру сертификации, или подтверждение членства в профессии, и (4) набор стандартов деятельности — интеллектуальных, практических и этических, — которые определяются и соблюдаются членами профессии. Обучение маленьких детей и даже подростков вряд ли можно было назвать профессией где-либо в мире до ХХ века.Напротив, это было искусство или ремесло, в котором относительно молодые и необученные женщины и мужчины, занимавшие большинство преподавательских должностей, «продолжали учебу» или «слушали уроки», потому что сами были учениками лучше среднего. Они научились этому искусству, наблюдая за своими учителями и подражая им. Только профессора университетов и, возможно, несколько учителей элитных средних школ заслуживали называться представителями профессии в том смысле, что врачи, юристы или священники были профессионалами; в некоторых странах даже сегодня учителей начальных школ можно точно назвать полупрофессиональными.Разделительная линия неточная. Поэтому полезно рассмотреть следующие вопросы: (1) Каков статус профессии? (2) Какие работы выполняются? (3) Как организована профессия?

Статус учителя

Преподавание имеет средний или высокий статус, частично в зависимости от объема обучения, необходимого для подготовки к трудоустройству. Поскольку этот период колеблется от относительно короткого промежутка времени до многих лет, уровни социального и экономического статуса охватывают широкий диапазон.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний.Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

Экономическое положение

Заработная плата учителей начальной и средней школы в целом была относительно низкой, особенно до 1955 года, когда в некоторых странах она резко выросла. В промышленно развитых странах в начале 20 века учителям этой группы платили чуть больше, чем зарплату полуквалифицированных рабочих. В Европе в эти годы они жили относительно лучше, чем в Соединенных Штатах, отчасти потому, что многие учителя начальных школ в Европе были мужчинами, и им нужно было поддерживать семьи.В целом учителя начальных школ, которые являются женщинами и имеют относительно небольшую академическую подготовку для своей работы, как правило, получают низкую заработную плату. В Бразилии в 1957 году, например, средняя годовая зарплата учителя — обычно женщины — в официальной государственной системе начальной школы составляла около 850 долларов. В муниципальных школах, финансируемых из местных источников, она была еще меньше — всего 231 доллар. Учителя могут и, как правило, должны одновременно выполнять другую работу или присматривать за своими семьями и домами. В беднейших странах зарплаты учителей начальной школы по-прежнему относительно низкие.В Индии, например, плохо подготовленным учителям в сельских школах платят лишь в десять раз меньше, чем учителям в избранных городских школах. Даже в коммерчески процветающей Японии учителям начальной школы платят примерно столько, сколько платят банковскому служащему, офисному работнику или продавцу, работающему в универмаге.

Когда зарплата слишком низкая, чтобы обеспечить то, что учителя считают необходимым, они добавляют другие рабочие места. Мужчины делают это чаще, чем женщины. В 1965–66 годах учителя-мужчины в муниципальных школах США получали 84% своего общего дохода от заработной платы учителей; 7 процентов от летней работы; и 6 процентов от «подработки» или работы на второй работе в течение учебного года.Работа на второй работе намного чаще встречается в странах, в которых учебный день составляет менее семи часов или учебная нагрузка (для учителей средней школы) менее 25 уроков в неделю. Например, в Бразилии и других странах Латинской Америки, где средняя учебная нагрузка учителя средней школы составляет около 12 уроков в неделю, многие учителя занимают две должности преподавателей на полную ставку, а некоторые вынуждены выходить за рамки этого, чтобы заработать живые.

Заработная плата преподавателей университетов и других лиц, преподающих в высших учебных заведениях, традиционно была значительно выше, чем у учителей средней школы.Это отражает тот факт, что университетские профессора, как правило, тратили больше лет на подготовку к своей работе и их выбирали более тщательно. Но за последние годы зарплаты в университетах выросли не так сильно, как у других преподавателей. Хотя зарплаты в университетах Северной Америки являются одними из самых высоких в мире, они ниже среднего дохода врачей, дантистов, юристов и инженеров. Заработная плата в высших учебных заведениях в России выше по сравнению с другими сопоставимыми профессиями, чем в США.Например, учителю в российском педагогическом институте (который готовит учителей) платят чуть больше, чем инженеру, окончившему университетский курс.

.

Кодекс профессиональной этики учителей

Учителя помогают студентам усвоить основы академической науки, но они также преподают ценные уроки жизни, подавая положительный пример. В качестве образцов для подражания учителя должны следовать профессиональному этическому кодексу. Это гарантирует, что студенты получают справедливое, честное и бескомпромиссное образование. Кодекс профессиональной этики определяет основные обязанности учителей перед учениками и определяет их роль в жизни учеников. Прежде всего, учителя должны демонстрировать честность, беспристрастность и этичное поведение в классе и в своем поведении с родителями и коллегами.

Студенты важнее всего
Учителя должны демонстрировать сильные черты характера, такие как настойчивость, честность, уважение, законность, терпение, справедливость, ответственность и единство. Как учитель, вы должны относиться к каждому ученику с добротой, равенством и уважением, не проявляя фаворитизма, предубеждений или пристрастий. Вы должны сохранять конфиденциальность, если ситуация не требует участия родителей, школьной администрации или правоохранительных органов, и никогда не использовать отношения с учениками в личных целях.

Приверженность работе
Учителя должны полностью посвятить себя профессии учителя. Ваш класс должен обеспечивать безопасность, защищенность и принятие, всегда избегая любых форм запугивания, враждебности, нечестности, пренебрежения или оскорбительного поведения. Вы должны точно описать свою квалификацию, полномочия и лицензии школьным советам или директорам, которые хотят вас нанять. Вы также должны выполнить все контракты; подчиняться школьной политике; и учитывать все имеющиеся в вашем распоряжении средства и ресурсы.Вы обязаны разработать планы уроков в соответствии с государственными стандартами и разработать всесторонний образовательный план, который понравится широкому кругу учащихся.

Продолжайте учиться
Профессиональный кодекс поведения требует внимательного отношения к требованиям непрерывного образования и развития карьеры. Вы должны исследовать новые методы обучения, посещать занятия, чтобы поддерживать свои сертификаты, консультироваться с коллегами для получения профессиональных советов, участвовать в улучшении учебной программы и быть в курсе технических достижений в классе.Ваш долг — сделать так, чтобы ваши методы обучения были свежими, актуальными и всеобъемлющими. Учителя должны участвовать в образовательных исследованиях, чтобы постоянно улучшать свои стратегии обучения.

Здоровые отношения возглавляют список
Помимо укрепления здоровых отношений с учениками, учителя должны строить прочные отношения с родителями, школьным персоналом, коллегами в сообществе, консультантами и администраторами. Вы никогда не должны обсуждать личную информацию о коллегах, если ее раскрытие не требуется по закону.Всегда избегайте сплетен, в том числе ложных или подлых комментариев о коллегах. Часть этического кодекса требует от вас сотрудничества с другими учителями, родителями и администраторами для создания атмосферы, способствующей обучению. Вас могут попросить обучить студентов-учителей, поскольку они готовятся к работе в качестве преподавателей, поэтому позитивный настрой и командный настрой могут иметь решающее значение.

Источник: http: //www.ehow.com/

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *