Социальные качества людей
Социальные качества людей — в широком смысле — вся совокупность черт их психологического, духовного облика, формирующихся под воздействием небиологической природы человеческого существа, а социальных факторов, общественной среды и проявляющихся в их социально значимом поведении, в образе жизни. В том числе в качестве таковых выступают и приобретающие «социальную окраску» проявления человеческой жизнедеятельности, порождаемые в своей основе природными, биологическими факторами. Например, следование людей принятым в обществе (вообще и в конкретном обществе) способам приема пищи, удовлетворения сексуальных потребностей, приверженность к соответствующей обычаям и моде одежде, типам жилища и др. Но большая часть социальных качеств в полной мере, без всяких биологических предпосылок формируется под воздействием совместной жизнедеятельности людей, влиянием общественной среды и различных социальных институтов.
Совокупность С.к.л. можно представить в виде следующей системы (не претендуя на исчерпывающее их перечисление).
- Интеллектуальные: образованность, т.е. владение в той или иной степени научными знаниями своего времени, приобщенность к иным достижениям духовной культуры, умение обучаться, анализировать и осмысливать явления объективной действительности, способность предвидеть последствия своих поступков и т.д.
- Мировоззренческие: общие представления о началах, лежащих в основе мироздания и миропорядка, о месте в нем человека и смысле его жизни, чувства веры и надежды и т.п.
- Нравственные: осознание требований общественной морали — как общих, так и относящихся к отдельным сферам жизнедеятельности (труду, быту, межличностному общению, взаимоотношениям с природой и др.), способность руководствоваться им в своем реальном поведении, чувство долга, социальная ответственность, законопослушность, дисциплинированность, верность данному слову, обязательность.
- Гражданско-политические: неравнодушие, заинтересованное отношение к проблемам жизни общества, стремление активно участвовать в решении этих проблем (общественная активность), патриотизм, интерес к политической жизни и конкретные политические и идеологические пристрастия, толерантность (терпимость) к новым взглядам, уважительное отношение к представителям других социальных слоев и другим народам, этническим группам.
- Эстетические: способность эстетически осваивать действительность воспринимать проявление красоты в ней и в искусстве, пристрастия к определенным видам искусства и направлениям в нем.
- Социально-хозяйственные: трудолюбие, бережливость, хозяйственная предприимчивость, новаторство.
- Социально-бытовые: коммуникабельность, общительность, чувство долга перед семьей, забота о ней, о ее крепости и благополучии, тактичность в отношениях с людьми.
Есть еще группа С.к.л., которые можно назвать побудительно-поведенческими и которые частично пересекаются с вышеперечисленными, но в значительной мере имеют и самостоятельную значимость: побуждающие людей к деятельности потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, традиционалистские или авангардистские ориентации в эстетических и бытовых пристрастиях, следование требованиям моды и др.
У конкретных людей степень развитости С.к.л. — как отдельных из них, так и всей их совокупности — различна: от высокого уровня до недостаточного и низкого, вплоть до практически полного отсутствия некоторых из них. При этом духовный облик человека нередко бывает внутренне противоречивым: одни С.к.л. у него развиты более или менее сильно, в то время как другие — слабо или вообще отсутствуют.
Слабое развитие или отсутствие некоторых из С.к.л. у значительной массы членов общества, например, эстетических чувств и пристрастий, ориентации на моду, коммуникабельности и т.п., придает определенную «окраску» жизни социума (в рамках общества в целом или какого-то менее масштабного человеческого сообщества), но существенного негативного влияния на эту жизнь не оказывает. Но большинство С.к.л. (уровень образования и культуры, нравственные и гражданско-политические качества и др.) через формирование образа жизни людей оказывают большое воздействие на нее. Поэтому, если у значительных масс людей они оказываются слабо развитыми, это весьма негативно сказывается на функционировании и развитии общества. Тем более, что очень слабое развитие и отсутствие того или иного из этих качеств, имеющих большую социальную значимость, черт духовного облика и поведения человека оборачивается ее противоположностью, что придает соответствующему проявлению жизнедеятельности личности асоциальный и даже антисоциальный характер. Отсутствие интереса к политике и политической активности оборачивается аполитичностью, отсутствие законопослушности — противоправным, вплоть до преступного поведением, слабые нравственные устои — безнравственностью, непорядочностью, толерантности — расовой, национальной, религиозной нетерпимостью и т.д.
С.к.л. формируются всем укладом общественной жизни, ходом объективных процессов функционирования и развития общества, семейным воспитанием и влиянием среды ближайшего социального окружения. Вместе с тем в их формировании и развитии большую роль играет целенаправленная деятельность различных социальных институтов — государство, общественно-политических организаций, образовательных учреждений, СМИ. Формирование и развитие С.к. людей образует особый комплекс задач социальной политики, даже если в конкретных социально-политических обстоятельствах соответствующие задачи не формируются в документах, определяющих содержание социальной политики. Это вытекает из фундаментальных теоретических представлений о ее сущности. Главное назначение этого направления политики — обеспечивать решение социальных проблем. А к ним относятся не только негативные явления в условиях жизни людей (на преодоление чего в большей мере оказывается направленной социальная политика), но и в образе их жизни, т.е. в содержании жизнедеятельности, что непосредственно детерминируется тем, каков характер присущих массам членов общества С.к.л.
Социальная политика может воздействовать на формирование и развитие С.к.л., непосредственно используя механизмы социального управления, следующими способами. Она задает ориентиры воспитательной работе, осуществляемой различными социальными институтами. Эту роль осуществляет социальная политика не только государства, но и различных партий и других негосударственных общественно-политических организаций. Поэтому ориентиры задаются в чем-то различающиеся между собой, поскольку различной является идеология этих организаций. И направленность государственной социальной политики также может зависеть от идеологии, если ею руководствуется государственная власть.
Социальная политика обеспечивает создание условий, которые способствуют формированию тех или иных С.к.л., условия для получения людьми образования, для их культурного развития, упрочения здорового образа жизни в быту и т.д.
В рамках реализации социальной политики используются такие механизмы социального управления, как «образцы поведения» (patterns), ориентируя на которые оказывается возможным формировать у людей полезные для жизни общества С.к.л. Например, если социальными институтами культивируются как достойные всемерного общественного признания и подражания образы людей, социально и политически активных, патриотов, высокообразованных, преисполненных чувства долга, ведущих здоровый образ жизни и т.д., это способствует формированию у многих людей соответствующих С.к.л.
Социальные качества личности
Личность-явление социальное. Она тесно связана со временем и выражает все, что есть в человеке исторического.
Личность
— это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.
Личность
— это человеческий индивид, выступающий как субъект сознательной деятельности и отношений. Можно сказать, что личность — это целостность, интегрирующая все психические процессы, свойства и состояния. Психические особенности личности проявляются и формируются в поведении, действиях и поступках личности, т.е. личностью становятся.
Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.
Исследование социальных качеств личности имеет весьма солидную традицию, как в общей, так и в социальной психологии. Начиная c перечисления различных социальных качеств личности через описание их структуры, социальная психология пришла к выводу o необходимости понимания системы качеств личности. Но принципы построения такой системы до сих пор не вполне разработаны. B общем плане решение содержится, в частности, в работах А.Н. Леонтьева. Рассматривая саму личность как системное качество, он полагал, что такой подход должен диктовать психологии и новое измерение для исследования личности, «это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им?» Можно, очевидно, построить систему качеств личности, расположив их в соответствии с этими основаниями. Но более подробный ответ на вопрос можно дать, только изучив проявления личности в тех реальных группах, в которых и организуется ее деятельность.
Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.
Социальные качества людей — это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей.
Философская энциклопедия так трактует понятие социальные качества — это концентрация человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. Социальные качества содержатся в бытии людей, в их способностях, потребностях, умениях, знаниях, присущих им формах поведения и взаимодействия. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов, экономических и прочих взаимодействий между социальными общностями. Выступая в роли посредников между различными социальными качествами, они сами входят в состав этих качеств, становятся формами реализации их бытия. Иначе говоря, социальные качества «оживают» и «живут» только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей, в динамике воспроизводства и обновления социального бытия.
Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самому себе. Она считает, что в совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания. Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе.
Н.И. Монахов выделил социальные качества, которые могут быть сформированы у младших школьников.
- 1. Товарищество — близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах; отношения между людьми, основанные на общности их интересов, проявляющиеся во взаимной помощи и солидарности, уважении и доверии, доброжелательстве и симпатии.
- 2. Уважение к старшим — почтительное отношение, основанное на признании их достоинств. Уважение — одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в с
Тема 4. Личность
1.Социальные
качества личности, социальный статус
и социальная роль.
2. Социализация личности
1. Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль
Понятие
личность
употребляется для того, чтобы сделать
акцент на социальной сути человека и
индивида. Личностью не рождаются, а
становятся в обществе в ходе взаимодействий
с другими людьми посредством приобретения
различных социальных качеств. Таким
образом, личность – это социальная
характеристика человека и индивида,
которая базируется и взаимосвязана с
его биологическими и генетическими
задатками.
Личность
можно определить как относительно
устойчивую систему социальных качеств,
приобретаемых и развиваемых в процессе
взаимодействия с другими людьми в
обществе.
Важнейшие
социальные
качества
личности: самосознание, самооценка,
социальная идентификация, активность,
интересы, убеждения, цели жизни.
Самосознание — свойственная только
человеку способность осознавать себя
в системе общественных отношений.
Социальная идентификация — результат
сознательного и эмоционального
самоотождествления себя с другими
людьми с другой общностью; активность
— способность производить социально
значимые действия, проявляющиеся во
взаимодействии с другими людьми; интересы
— постоянный источник деятельности,
основанный на потребностях; убеждения
— социально-психологические оценки и
восприятия окружающего мира, они бывают
нравственные, идеологические, научные,
религиозные и т.д. Наличие целей жизни
и стремление их реализовать — это
важнейшая характеристика сформировавшейся
личности. Цели жизни дифференцируются
на четыре основные группы: 1) материальные
блага; 2) знания и творчество; 3) власть,
престиж, авторитет; 4) духовное совершенство.
Личность
может быть рассмотрена как результат
от множества моделей поведения, которые
свойственны любому индивиду в той или
иной социальной группе и обществе в
целом. Модель поведения, называемая
социальная
роль, присуща
тому или иному индивиду в соответствии
с его социальным
статусом,
т.е. положением в обществе, социальной
группе. Все социальные статусы можно
подразделить на два основных типа: те,
которые
предписываются индивиду
обществом или группой независимо от
его способностей и усилий, и те, которые
личность достигает
своими собственными усилиями.
Каждый
человек в социальной системе занимает
несколько позиций. Поэтому социологи
используют понятие – статусный
набор, т.е.
совокупность всех социальных статусов
данной личности. Но чаще всего только
один статус определяет положение в
обществе. Этот статус называется
главным,
или интегральным. Часто бывает так, что
главный (интегральный) статус обусловлен
должностью (например, ректор, экономист
и т.д.). Совокупность ролей, вытекающих
из данного статусного набора, называется
ролевым
набором.
Социальная
роль содержит в себе два основных
элемента: ролевые
ожидания
— то,
что ждут от той, или иной роли, и ролевое
поведение
— то,
что человек реально выполняет в
рамках своей роли. Любая социальная
роль, по мнению Толкотта
Парсонса,
может быть описана с помощью пяти
основных характеристик: эмоциональность,
способ получения, масштаб, формализация
и мотивация.
Социологи
отмечают ту принципиальную роль, которую
играют в поведении личности интересы.
В свою очередь интересы личности основаны
на потребностях. Потребность
можно определить как нужду, необходимость
человека в чем-либо. Основные проблемы
анализа потребностей состоят в
установлении их полного состава,
иерархии, границ, уровней и возможностей
удовлетворения. В настоящее время в
науке существует множество классификации
потребностей. В классификации К.
Альдерфера
выделяется три группы потребностей:
существования, связи и роста. Д.
Макклелланд
выделяет потребности достижения,
соучастия и власти. Эти потребности
не имеют иерархической структуры, они
взаимодействуют в зависимости от
индивидуальной психологии человека.
Например, потребность в достижении,
согласно Макклелланду, обозначает
состязание с некоторыми эталонами
совершенства, стремление превзойти
их.
Наиболее
известной является классификация,
предложенная Абрахамом
Маслоу.
Он выделял пять групп потребностей:
1) физиологические
(жизнедеятельности),
2) безопасности,
3) причастности
и принадлежности
(к коллективу, обществу), 4) признания
(уважения и любви), 5) самоактуализации
( самореализации, самовыражения). По
мнению Маслоу, потребности первых двух
групп врожденные, т.е. биологические, а
с – третьей группы начинаются потребности
приобретенные, т.е. социальные. Поведением
человека движет не сама потребность,
а, прежде всего, степень ее неудовлетворенности.
Истинной сути человека, глубинному
смыслу его жизни в наибольшей степени
соответствуют социальные потребности,
основная среди которых – потребность
в самореализации. Важным аспектом
анализа потребностей является их
иерархия. Она объективно предопределена,
прежде всего, тем, что условием
возникновения интеллектуальных и
духовных потребностей является
функционирование физиологических
систем человеческого организма.
Когда потребности определенной группы
удовлетворены, они перестают быть
актуальными и направлять активность
человека и мотивируется переход к
следующей более высокой группе
потребностей. Однако эту зависимость
не следует абсолютизировать. Не всегда
потребности в творчестве и самореализации
могут появиться только после полного
удовлетворения всех остальных
потребностей, о чем свидетельствуют
биографии многих выдающихся людей.
Хотя некоторая последовательность в
удовлетворении потребностей, несомненно,
существует, однако ее нельзя считать
одинаковой для всех.
Можно
выделить три основных уровня удовлетворения
потребностей существования: 1) минимальный,
2) нормальный,
3) уровень
роскоши.
Минимальный уровень удовлетворения
потребностей существования обеспечивает
выживание человека. Нормальный уровень
обеспечивает возможность появления
значимых интеллектуальных и духовных
потребностей. Уровнем роскоши предлагается
считать такой, при котором удовлетворение
потребностей существования становится
самоцелью и (или) средством демонстрации
высокого социального статуса. После
достижения нормального
(базового) уровня удовлетворения
потребностей существования формируются
потребности достижения целей жизни.
В зависимости от индивидуальных
склонностей, способностей и притязаний
у одних людей после удовлетворения
базовых потребностей будет доминировать
стремление к максимизации потребления
материальных благ; у других — к духовному
совершенствованию и т.д. Структура
потребностей может меняться у одного
и того же человека на протяжении различных
периодов его жизни.
Основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной России
Основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной России
1.1. Понятие личности. Ее свойства и характеристики
Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования. В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу разработки новых технологий воспитания, способных инициировать процесс саморазвития, самоорганизации и самореализации личности.
В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре философского, психологического, социологического знания; ею занимается этика, педагогика, и другие науки. В этих науках существуют различные подходы к определению личности.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности1.
Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, или общности. И.С. Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты2.
В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире3.
Д.А. Белухин дает следующее определение: личность есть устойчивая система индивидуальных социально-значимых черт человека. Он считает, что ключевым словом в определении является социальная значимость черт человека. Это подразумевает практически постоянное включение человека в сообщества ему подобных, где люди не являются свободными друг от друга. Человек влияет на других людей, и они влияют на него. Каждый человек напрямую зависим от общества, в котором он живет. Таким образом, социально-значимые черты — это черты, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем4.
Л.И. Божович считала, что человек, являющийся личностью способен управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. У такого человека все психические процессы и функции, все качества и свойства приобретают определенную структуру. Центром этой структуры является мотивационная сфера, в которой имеется иерархия в одном определенном смысле, а именно, если человек способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, значит субъект способен к опосредованному поведению. Ведущие мотивы — социально-значимые, то есть они социальны по своему происхождению и смыслу. Они заданы обществом, воспитаны в человеке. Совокупность устойчивых мотивов, организующих деятельность личности в целом, можно назвать направленностью личности, которая характеризуется, в конечном счете, мировоззрением человека5.
Определяя личность, С.Л. Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяют те, которые обуславливают общественно значимое поведение человека. Основное место, поэтому, в нем занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть, те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности»6
А.В. Петровский пишет, что, появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Индивид, личность, индивидуальность. Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность7
Личность — это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и деятельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других — эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом8.
К социально-значимым качествам, по мнению С.Л. Рубинштейна, можно отнести систему мотивов и задач (направленность), которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности.
В педагогических исследованиях социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (И.О. Гапонов, Т.А. Бурцева, Н.Б. Русских и др.).
Социально-значимые качества формируются и развиваются, таким образом, в обществе и обусловлены этим обществом.
Таким образом, можно сделать вывод, что человеческой личности посвящено множество научных теорий, и с каждым днем она привлекает к себе все больше новых специалистов и исследователей. В социологии важнейшей проблемой является вопрос о месте и роли человека в обществе, в возникновении, воспроизводстве и изменении его как личности, т. е. как субъекта социального действия. Несомненно, образование в школах, должно давать ребенку развиваться как личности, выдвигать свои теории и идеи, а роль преподавателя направлять и подсказывать как необходимо поступать или какое решение принять. Итак, все вышесказанное позволяет заключить, что среди людей столько неповторимых существ, столько «личностей», сколько неповторимых внешних обликов. Слово «личность» несет в себе как бы следующий тезис: индивидуальность человека, его неповторимость связана с его индивидуальным внешним ликом, обликом9.
Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Эти отношения выражаются, прежде всего, в том, в какие общности, в силу каких объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид. В конечном счете, его личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от его принадлежности к определенному классу, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье, от образования в школе (и средней, и высшей) определенного типа; членства в общественных и политических организациях.
Необходимо ответить, что не последнюю роль, а может быть одну из первых в формировании и становлении человека как личности играет школа.
Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования.
1 Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998
2 Кон И. С. Личность
3 Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев.
4 Д.А. Белухин Педагогическая этика: желаемое и действительное. / Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики
5 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. 2008
7 Петровский А.В. Общая психология 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение
8 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политическая литература
9 Ключевский, В. О. История сословий в России.
Что такое социально значимые качества человека. Личность
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях
.
Совокупность свойств личности — темперамент, способности, характер
Совокупность психических свойств образует психический склад личности
. Структура психических свойств личности
В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить:
1) динамику
ее психических процессов — темперамент;
Темперамент — совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в динамике его психических процессов: в быстроте и силе его реакций, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности
.
Различные комбинации этих свойств образуют следующие четыре типа высшей нервной деятельности:
I. Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения сбалансирован с процессом торможения), подвижный (процессы возбуждения и торможения легко сменяют друг друга). Этому типу высшей нервной деятельности соответствует сангвинический темперамент
.
II. Сильный, неуравновешенный (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения), подвижный. Этому типу высшей нервной деятельности соответствует холерический темперамент.
III. Сильный, уравновешенный, инертный (процессы возбуждения и торможения мало подвижны). Этому типу высшей нервной деятельности соответствует флегматический темперамент
.
IV. Слабый (нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки), неуравновешенный, инертный. Этому типу высшей неврной деятельности соответствует меланхолический темперамент
.
Наряду с совокупностью свойств нервной деятельности, обусловливающих тот или иной темперамент, можно выделить следующие психические особенности, которые в различных комбинациях входят в соответствующий темперамент.
1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическая активность.
2. Преимущественная подчиненность поведения внешним впечатлениям — экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям — интроверсия.
3. Приспособляемость, пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов. (Пониженная приспособляемость, негибкость — ригидность).
4. Чувствительность, сензитивность, эмоциональная возбудимость и сила эмоций, эмоциональная устойчивость.
Виды темперамента:
Сангвинический темперамент
. Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимися условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются. У сангвиника быстро образуются временные связи, его стереотипы достаточно подвижны. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.
Холерический темперамент
. Для холерика характерна повышенная эмоциональная реактивость, быстрый темп и резкость в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.
При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.
Флегматический темперамент
. Реакции флегматика несколько замедлены, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процесс возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.
Меланхолический темперамент
. Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям даже по поводу незначительных событий. Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности и реактивности.
Таким образом, темперамент является индивидуально-своеобразной совокупностью природно-обусловленных психически
Значимые качества личности | Жизнь отрасли «Образование»
Граждански значимые качества личности возможно определить лишь через социально-значимые качества, для чего изначально необходимо дать определение самому понятию «личность». И.С.Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида, как члена общества, обобщает интегрированные в нем социальные черты [Кон 1984].
Д.А.Белухин определяет личность как устойчивую систему индивидуальных социально-значимых черт человека, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем [Белухин 2006].
К социально-значимым качествам, по мнению С.Л.Рубинштейна, можно отнести систему мотивов и задач (направленность), которые ставит себе человек, свойства характера, обуславливающие поступки людей (действия, реализующие или выражающие отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности [Рубинштейн 1997].
Социолог М.А.Мечников отмечает, что личность в эмпирическом исследовании необходимо рассматривать с точки зрения проявления в ней социально-значимых черт, свойств, относящихся к сущности общества в целом, а также конкретной социальной группы, в которую включена данная личность и которая определяет основные социальные функции личности [цит. по: Костюченко 2010: 10].
В педагогических исследованиях социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (И.О.Гапонов, Т.А.Бурцева, Н.Б.Русских). Социально-значимые качества формируются и развиваются, таким образом, в обществе и обусловлены этим обществом.
Нас более всего интересует работа Костюченко А.А., в которой социально-значимые качества личности определяются как качества, способствующие решению общественно значимых задач и становлению личности как гражданина [там же: 10].
В связи с этим рассматриваются процессы воспитания у учащихся самостоятельности, активности, ассертивности (Т. А. Бурцева, Н. Б. Русских), ответственности, социальной активности, направленности самореализации в деятельности, склонности к сотрудничеству (М.И.Бобнева, Т.А.Бурцева), социальной ответственности (Е.Н.Бобкова, С.В.Васильев, И.А.Гладышева), субъектности (И.А.Гусева, Л.М.Митина, Н.Б.Тарасова), рефлексии, эмпатии, идентификации, динамизма, эмоциональной устойчивости (К.В.Вербова, Г.В.Пар).
Проведенный анализ социально-философской, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований свидетельствует о том, что объем понятия «социально-значимые качества личности» и понятия «граждански значимые качества личности» не совпадают.
Особенность граждански значимых качеств заключается в том, что каждое из них интегративно, так как объединяет множество более узких, конкретных показателей (социально-значимых качеств), через которые проявляется, и комплексно, так как охватывает разные процессы сферы деятельности и характеризуется многоуровневой структурой, то есть вбирает в себя знания о данном качестве, способах проявления, умения демонстрировать способность как потенциальную возможность быть таковым. При этом граждански значимое качество — категория более педагогическая, а социально-значимое качество личности — более психологическая категория. Сказанное выше можно проиллюстрировать следующей таблицей:
Мы видим, что граждански значимые качества находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность, единство. Формирование и развитие граждански значимых качеств личности — процесс сложный, многоаспектный, многофакторный и достаточно длительный. Личностной зрелости человек достигает лишь будучи взрослым. Однако эти качества начинают формироваться очень рано, представляя собой на каждом возрастном этапе особое качественное своеобразие. Становление граждански значимых качеств происходит путем усвоения и присвоения индивидом общественно выработанного опыта. То есть у человека происходит присвоение норм и ценностей, формируется гражданская направленность личности, складывается определенное поведение, отношение к себе, людям, миру.
Скачать работу
Социально-психологические качества личности
Каждый день человеку приходится общаться с окружающими, проявляя свои коммуникативные навыки и социально-психологические качества личности.
Сам по себе термин «личность» являет собой уже некое качество. Ведь личность в себе человек должен воспитывать. На это формирование влияет множество качеств: начиная от воспитания, завершая влиянием окружающей обстановки на развитие человека. Социально-психологические качества формируются под воздействием взаимодействия с другими личностями, в результате этого проявляется наличие сформировавшихся взглядов, социальных установок по отношению к самому себе, другим людям, обществу в целом. Социальные и психологические качества личности формируются под условиями взаимодействиями с социальными группами, с которыми личность проводит коммуникативную деятельность.
Социальные качества личности отражают одни из основных ее характеристик, позволяющие человеку занимать определенные роли общественные роли. Благодаря определенным качествам, человек соответствующее положение среди других людей.
Социальные качества в личностной структуре подразделяют людей на три вида:
- Атлетики. Такие люди обладают качествами социально активной личности, которая стремится быть в центре внимания. Атлетик стремится завоевать доверие других, занять доминирующую позицию в обществе. Такие люди очень экспрессивны.
- Пикники. Люди этого типа быстро адаптируются к новой среде. Они строят отношения с другими людьми в обществе таким образом, что могут свободно отстаивать собственные принципы и интересы, не создавая конфликтные ситуации.
- Астеники. Люди малообщительные, интроверты, не стремятся обзаводиться всяческими связями, заводить новые знакомства.
Стоит отметить, что социально-психологические качества личности определяются:
- Содержанием мировоззрения человека.
- Степенью целостности этого мировоззрения, а также личностных убеждений.
- Уровнем осознанности личностью своего предназначения в обществе.
- Интересами, потребностями. Степенью мгновенной переключаемости с одного на другое или же их устойчивостью. Малым содержанием потребностей и интересов или наоборот.
- Специфическим проявлением совокупности различных качеств.
Итак, человеку для успешной жизнедеятельности необходимо постоянно развивать в себе социально-психологические качества. Ведь их уровень влияет на эффективность его деятельности.
Полный список черт личности (600 различных черт характера)
Если бы кто-то попросил вас описать вашу личность , вы бы смогли это сделать?
Трудно по-настоящему взглянуть на свои личные качества и то, как вы выражаете их в мире.
Если вы никогда не проходили личностный тест или много не читали о своем типе личности, вы, вероятно, полагаетесь на отзывы, которые вы слышали о себе от других о ваших личностных качествах.
«Он действительно общительный».
«Она умеет спорить».
«Он всегда нервничает».
«У нее такое спокойное поведение».
Мы берем эти описания и используем их, чтобы помочь нам создать то, что мы считаем своей «личностью».
Кроме того, со временем мы узнаем кое-что о себе — наши предпочтения, как мы ведем себя в определенных ситуациях и как мы взаимодействуем с другими.
Если мы будем обращать внимание на наши слова и действия, мы можем ассимилировать и распознать больше черт, составляющих нашу личность.
В целом личность состоит из повторяющихся шаблонов мыслей, эмоций, характеристик и поведения, которые делают человека уникальным.
Он возникает внутри каждого человека и остается довольно постоянным и постоянным на протяжении всей жизни.
Исследования показывают, что типы личности также находятся под влиянием биологических процессов и потребностей.
Существует ряд теорий о том, как развивается наша личность, включая теории типов личности (например, тип Майерса Бриггса) и теории личностных черт.
Теория личностных черт предполагает, что отдельные личности складываются из широких предрасположенностей, и многие современные исследователи считают, что существует пять основных черт личности.
Примечание. Исследования показывают, что люди зарабатывают больше, когда повышают свою уверенность в себе. Уверенность — это навык, который можно улучшить. Чтобы узнать больше, пройдите этот курс, который поможет вам повысить уверенность в себе на работе и дома.
Каковы 5 основных черт личности?
Включая такие качества личности, как возбудимость, общительность, разговорчивость, напористость и высокая эмоциональная выразительность.
Доброжелательность
Такие атрибуты, как доверие, альтруизм, доброта, привязанность и другие просоциальные формы поведения.
Склонность к состраданию и сотрудничеству, а не к подозрительности и враждебности по отношению к другим.
Добросовестность Свойство личности
Высокий уровень вдумчивости, хороший контроль над импульсами и целенаправленное поведение.
Люди с высокой сознательностью, как правило, организованы и внимательны к деталям, а также действуют послушно, стремятся к достижениям и предпочитают спланированное, а не спонтанное поведение.
Невротизм Характеристика личности
Склонность к эмоциональной нестабильности, беспокойству, капризности, раздражительности и грусти, а также низкая толерантность к стрессу.
Открытость Свойство личности
Такие качества личности, как воображение и проницательность, а также широкий круг интересов, а также интеллектуальное любопытство, креативность и предпочтение новизны и разнообразия.
Более глубокое понимание собственной личности может помочь нам в отношениях с близкими нам людьми и помочь им лучше понять нас.
Это также может улучшить то, как мы работаем и учимся, поскольку мы больше знаем о наших природных качествах и о том, как мы можем работать с ними, а не против них.
Список из 600 личностных качеств
Узнайте больше о своей личности и характеристиках, которые ее составляют, с помощью нашего списка ниже.
Положительные качества личности
Доступный Активный Приспосабливаемый Восхитительный Приключенческий Приятный Предупреждающий Дружелюбный Предвосхищающий Признательный Сформулированный Стремительный Атлетичный Привлекательный Сбалансированный Доброжелательный Блестящий Спокойный Способный к заботливому Очаровательный | Либеральный Логический Симпатичный Верный Лирический Великодушный Многогранный Мужественный Зрелый 900 81 Методичный Дотошный Умеренный Скромный Многоуровневый Аккуратный Цель Наблюдательный Открытый Оптимистичный Упорядоченный Организованный Оригинальный Кропотливый Страстный Пациент Патриотический Миролюбивый Проницательный Перфекционист Персонажный Уверенный Популярный Практичный Точный Принципиальный Глубокий Protean Защитный Провидительный Благоразумный Пунктуальный Целеустремленный Рациональный Реалистичный Отражающий Расслабленный Надежный Находчивый Уважительный Ответственный Ответственный Умный Уважительный Ответственный Смелый Уважаемый Научный Толерантный |
Рассеянный Агрессивный Честолюбивый Забавный Искусный Аскетический Авторитарный Большой мыслительный Мальчишеский Бризи Деловой Занят Повседневный Церебральный Общительный Окружающий Соревновательный Сложный консервативный Контрастный Сложный Контрастный Симпатичный Идиосинкразический | Мягкий Современный Моральный Мистический Нейтральный l Неконкурентоспособный Неконкурентоспособный Послушный Старомодный Обычный Откровенный Патерналистский Физический Спокойный Политический Предсказуемый Занятый Частный Прогрессивный Гордый Чистый Допрос Тихий Сдержанный Религиозный Сдержанный Религиозный Сдержанный Религиозный Сдержанный Сдержанный Чувственный Скептический Гладкий Мягкий Торжественный Одинокий Суровый Строгий Упрямый Стильный Субъективный Удивительный Мягкий Жесткий Неагрессивный Непритязательный Бесцеремонный Неизменный Неизменный Невозможный Невозмутимый Невозмутимый Невозмутимый Непредсказуемый Несентиментальный Причудливый |
Отрицательные черты личности
Абразивный Резкий Агонизирующий Агрессивный Бесцельный Отстраненный Аморальный Злой Тревожный Апатичный Произвольный Аргументативный Высокомерный Искусственный Асоциальный Бездонный Бездонный Сложный Сложный Сложный Сложный Бездомный Бесчувственный Чуткий Беспечный Бесстрашный Детский Неуклюжий Грубый Холодный Бесцветный Самодовольный Жалобный Компульсивный Самонадеянный Осужденный Конформист Смущенный Презренный Безумный Жестокий Жестокий Трусливый Жестокий Трусливый Жестокий Циничный Нерешительный Снисходительный Инертный Затрудненный Небесный ure Бесчувственный Неискренний Оскорбительный Нетерпимый Беспокойный | Нерациональный Безответственный Раздражительный Ленивый Вредоносный Бессмысленный Механический Вредоносный Меланхоличный Мрачный Мрачный Маловажный Маловажный Маловажный Маловажный Мрачный Маловажный Болезненный Параноик |
Какой у вас тип личности? Пройдите тест, чтобы узнать свой тип личности.
Другие статьи по теме:
Какой тип личности самый интровертный?
Почему личности ENFP и INFJ хорошо сочетаются
Сходства и различия между INTP и INTJ
Как вы будете использовать эти черты личности?
Теперь, когда вы просмотрели этот список личностных качеств, вы лучше понимаете свою личность?
Можете ли вы распознать положительные и отрицательные черты характера и то, как они влияют на вашу жизнь, отношения и успех в карьере?
Вы можете использовать свои новые знания о своих личностных качествах в своих интересах следующими способами:
- Вы сможете лучше понять других людей и почему они ведут себя именно так.
- Вы лучше поймете, что вам нравится, а что нет, и почему они у вас есть.
- Вы будете знать, как использовать свои сильные стороны и управлять своими слабостями.
- Вы будете лучше осведомлены о типе карьеры, который лучше всего подходит для вашей личности.
Найдите время, чтобы обдумать свои личные качества и то, что они значат для вас и вашего счастья в жизни.
Даже небольшие изменения, поддерживающие эти качества, могут иметь большое значение для вашего благополучия.
,
черт личности | Noba
Личностные черты отражают характерные для людей модели мыслей, чувств и поведения. Черты характера предполагают последовательность и стабильность — от человека, получившего высокие баллы по определенному признаку, например по экстраверсии, ожидается, что он будет общительным в различных ситуациях и с течением времени. Таким образом, психология черт основана на идее, что люди отличаются друг от друга с точки зрения их положения по набору основных параметров черт, которые сохраняются во времени и в разных ситуациях.Наиболее широко используемая система признаков называется пятифакторной моделью. Эта система включает пять общих черт, которые можно запомнить с помощью аббревиатуры ОКЕАН: открытость, сознательность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Каждую из основных черт Большой пятерки можно разделить на грани, чтобы дать более точный анализ чьей-либо личности. Кроме того, некоторые теоретики свойств утверждают, что есть и другие черты, которые нельзя полностью уловить с помощью пятифакторной модели. Критики концепции черт характера утверждают, что люди не действуют последовательно от одной ситуации к другой и что на людей очень влияют ситуативные силы.Таким образом, одна из основных дискуссий в этой области касается относительной силы черт людей по сравнению с ситуациями, в которых они оказываются, как предикторы своего поведения.
Когда мы наблюдаем за людьми вокруг нас, первое, что поражает нас, — это то, насколько люди отличаются друг от друга. Некоторые люди очень разговорчивы, а другие очень тихи. Некоторые из них активны, тогда как другие бездельничают. Некоторые очень переживают, другие почти никогда не беспокоятся. Каждый раз, когда мы используем одно из этих слов, таких как «разговорчивый», «тихий», «активный» или «тревожный», чтобы описать окружающих, мы говорим о личности человека — , характерных чертах, которыми люди отличаются друг от друга.Психологи личности пытаются описать и понять эти различия.
«Вы интроверт»? В популярной культуре принято говорить об интровертах или экстравертах, как если бы это были точные описания, которые означают одно и то же для всех. Но исследования показывают, что эти и другие черты весьма различны у разных людей. [Изображение: Нгуен Хунг Ву, https://goo.gl/qKJUAC, CC BY 2.0, https://goo.gl/BRvSA7]
Хотя есть много способов думать о личности людей, Гордон Олпорт и другие «Персонологи» утверждали, что лучше всего мы можем понять различия между людьми, понимая их личностные черты.Черты личности отражают основные аспекты, по которым люди различаются (Matthews, Deary, & Whiteman, 2003). По словам психологов-психологов, существует ограниченное количество этих параметров (таких как экстраверсия, сознательность или доброжелательность), и каждый человек попадает где-то в каждое измерение, что означает, что они могут быть низкими, средними или высокими по любой конкретной черте.
Важной особенностью черт личности является то, что они отражают непрерывное распределение, а не отдельные типы личности.Это означает, что, когда психологи говорят об интровертах и экстравертах, они на самом деле не говорят о двух разных типах людей, которые полностью и качественно отличаются друг от друга. Вместо этого они говорят о людях с относительно низкими или относительно высокими баллами при непрерывном распределении. Фактически, когда личностные психологи измеряют такие черты, как экстраверсия, они обычно обнаруживают, что большинство людей набирают где-то посередине, а меньшие числа показывают более экстремальные уровни.На рисунке ниже показано распределение оценок экстраверсии по результатам опроса тысяч людей. Как видите, большинство людей сообщают о том, что они умеренно, но не чрезмерно экстравертированы, и меньше людей сообщают об очень высоких или очень низких оценках.
Рис. 1. Распределение оценок экстраверсии в выборке Более высокие столбцы означают, что больше людей имеют оценки этого уровня. Этот рисунок показывает, что большинство людей набирают средние баллы по шкале экстраверсии, и меньше людей являются экстравертными или сильно интровертированными.
Есть три критерия, которые характеризуют черты личности: (1) постоянство, (2) стабильность и (3) индивидуальный di
.
Каковы наиболее общие черты характера?
Обновлено 6 мая 2020 г.
Медицинское заключение: Рашонда Дутит, LCSW
Вы, наверное, уже поняли, что у вас много разных черт характера. Некоторые ученые подсчитали, что всего существуют тысячи черт личности. Разные ученые разбили эти тысячи черт на свои системы, которые включают некоторые из наиболее распространенных черт личности.
Нужна помощь, чтобы свести к минимуму влияние отрицательных черт личности?
Поговорите с профессионалом — зарегистрируйтесь сегодня
Источник: pixabay.com
Что такое личные качества?
Хорошее определение черт личности начинается с представления о том, что черта личности относительно стабильна на протяжении всей жизни. Черты личности — это ваши определяющие характеристики, качества, темперамент, эмоции, способности, таланты и привычные модели поведения, мышления и эмоций.Черты характера признаны во всем мире. Например, в испанском языке характерные черты личности — это rasgos de la personalidad.
Большая пятерка личностных черт, классификация
За годы, прошедшие с начала исследования личности, многие психологи использовали структуру личностных черт, известную как «Большая пятерка». Каждый из пяти факторов — это категория личностных качеств, которые, по мнению этих ученых, содержат основные характеристики, отличающие людей друг от друга.Каждый фактор содержит две противоположные стороны, например экстраверсию и интроверсию. Внутри каждого фактора есть много индивидуальных черт.
Фактор I: экстраверсия (экстраверсия)
Фактор один был назван либо экстраверсией, либо экстраверсией. Это черты личности, которые связаны с тем, как вы стремитесь взаимодействовать в социальных ситуациях и черпаете ли вы энергию из общения с людьми или одиночества. Если вы относитесь к экстраверсии, вы:
- Дружелюбный
- Уверенный в себе
- Общительный
- Напористый
- Исходящий
- Энергетик
- Разговорчивый
- Сочлененный
- Ласковая
- веселый
- Склонен к действию
- Общительный
Если вы сторонник интроверсии, вы:
- Тихий
- Самоанализ
- Зарезервировано
- Задумчивый
- Бесшумный
- Пассивный
Фактор II: Приятность (приятность)
Доброжелательность — это способ ладить и взаимодействовать с другими в большинстве ситуаций.У приятного человека почти нет врагов. Их обычно уважают, ими восхищаются и любят большинство людей. Если вы находитесь на приятной стороне этого спектра, вы:
- Альтруистический
- Доверяя
- Скромный
- скромный
- Пациент
- Тактичный
- Вежливый
- Умеренная
- Верный
- вид
- Полезный
- Бескорыстный
- Чувствителен к нуждам других
- Любезный
- Внимательный
- Веселый
- Ласковая
- теплый
- С пониманием относится к окружающим, в том числе к посторонним
- Доброжелательный
- Традиционный
- в соответствии с
- Благодарный
- Прощение
С людьми из неблагополучной части спектра сложно ужиться в социальных ситуациях.Обычно это:
Источник: pixabay.com
- тупой
- Грубый
- Бесчувственный
- Саркастический
- Антагонистический
- Жестокие
- Абразивный
- Враждебный
- эгоистичный
- Недоверчивый
Фактор III: Добросовестность (надежность)
Добросовестность как категория черт включает способности и модели поведения, связанные с контролем над импульсами, действиями социально приемлемыми и приемлемыми способами и участием в поведении, направленном на достижение цели.Если вы добросовестны, вы отлично умеете откладывать вознаграждение, планировать, организовывать и работать в рамках правил. Сознательных людей обычно бывает:
- Планировщики
- Постоянный
- Самодисциплинированный
- Надежный
- Находчивый
- Трудолюбивые
- Энергетик
- Настойчивый
- Предсказуемо
- Тщательно
- амбициозный
- Последовательный
- Контролируемый
- Целенаправленный
- Определено
- Организовано
Те, кто ниже по шкале добросовестности, как правило, имеют плохие рабочие привычки, например:
Нужна помощь, чтобы свести к минимуму влияние отрицательных черт личности?
Поговорите с профессионалом — зарегистрируйтесь сегодня
Источник: pixabay.com
- Откладывание на потом
- Быть импульсивным
- Непостоянство
- Быть стремительным
- Беспечность
- Небрежность
- Быть ненадежным
Фактор IV: эмоциональная устойчивость (невротизм)
Эмоциональная стабильность — важная шкала, поскольку она говорит о том, насколько хорошо вы действуете в жизни в целом. Эмоционально устойчивые люди чувствуют себя комфортно с собой.Их:
- Уверенный в себе
- Уверенный в себе
- Приключенческий
Другая сторона этого спектра — невротизм. Людей, занимающих высокие места в этой категории, могут быть:
- Эмоционально нестабильно
- Чрезмерно чувствительный
- Легко злится
- застенчивый
- Низкая самооценка
- Небезопасный
- Самокритичный
- Осторожно
- Робкий
- Страшный
- Нервный
- ревнивый
- Moody
- Тревожный
- Пессимистический
- неловко
- Темпераментный
Фактор V: Культура (открытость)
Фактор пятый известен под разными именами.Это было названо культурой, открытостью опыту, интеллекту и воображению. Это включает вашу готовность мыслить иначе, чем другие, пробовать новое и быть уязвимым. Людей, открытых для опыта, обычно:
- Творческий
- Образное
- проницательный
- Интересуются самыми разными предметами
- Оригинал
- Умный
- любопытный
- Проницательный
- Интеллектуальный
- Глубокие мыслители
- Дерзкий
Люди с низким уровнем открытости обычно:
Источник: pixabay.com
- Придерживайтесь установленных процедур
- Предпочитать то, что они уже знают, чему они не знакомы
- Наслаждайтесь менее абстрактным искусством и развлечениями
- Мелководность
- Невидимость
Использование большой пятерки в кадрах
Несколько ученых предложили практические способы использования результатов исследований личности. Льюис Р. Голдберг рекомендовал использовать систему личностных качеств Большой пятерки для прогнозирования производительности труда.Идея заключается в том, что, если вы знаете чьи-то черты личности, вы знаете больше о том, как они могут вести себя на своей работе. Исследователи Баррик и Маунт пришли к естественному выводу, что добросовестность — это фактор большой пятерки, который предсказывает успех в работе во всех типах работы и сферах карьеры. Другой исследователь (Тетт) обнаружил, что второй фактор — доброжелательность — лучший показатель эффективности работы. Хотя среди ученых все еще существуют разногласия по поводу того, как следует использовать «большую пятерку», многие работодатели знают о «большой пятерке» и принимают их во внимание при принятии решений о найме.
Критика большой пятерки
Большая пятерка — не единственная система классификации личностных качеств. Были и другие системы с большим или меньшим количеством распознаваемых признаков. Некоторые ученые считают, что существует гораздо больше важных черт, чем просто пять. Другие считают, что существует менее пяти различных категорий.
Тесты на личностные качества
За прошедшие годы было разработано несколько тестов на личностные качества. Некоторые из них использовались в основном для проведения исследований, а другие имели более практическое применение.Некоторые из них являются результатом многолетних научных исследований, в то время как многие тесты личностных качеств, которые вы можете найти бесплатно в Интернете, собираются на лету без какой-либо научной основы. Следующие четыре теста являются важными и широко используемыми тестами на личностные качества.
Опросник Айзенка
Опросник Айзенка — это короткий тест из 48 пунктов, который измеряет ваш уровень экстраверсии и невротизма. Через несколько версий после этой первой Айзенк разработал EPQ-BV, тест из 24 пунктов, который оказался очень последовательным, достоверным и надежным.
Опись многофазной личности, Миннесота
Миннесотский многофазный опросник личности (MMPI) был разработан в 1940-х годах и до сих пор используется во всем мире. В MMPI есть несколько различных шкал, которые измеряют не только личностные черты, но и отношение к ответным реакциям, психические симптомы и особые проблемы, с которыми может столкнуться человек.
MMPI часто используется для пациентов, поступающих в стационар психиатрического учреждения. Он также иногда используется для людей, начинающих терапию, или для аспирантов, изучающих клиническую психологию.Люди с травмами головного мозга иногда проходят тест, чтобы определить степень их травм.
NEO PI-R
Тест на личностные черты, разработанный для измерения «большой пятерки», — это NEO PI-R. В этом тесте используются пять измерений эмоционального, межличностного, эмпирического, установочного и мотивационного стилей. Тестируемый отвечает на 240 вопросов по 5-балльной шкале. Затем тест используется специалистами в области психического здоровья, врачами и педагогами. NEO PI-R считается надежным и действующим.
Индикатор типа Майерс-Бриггс
Возможно, самый популярный тест на определение личностных качеств — это индикатор типа Майерса-Бриггса (MBTI). MBTI — это тест, который определяет ваш тип личности на основе четырех пар противоположностей:
- Интроверсия экстраверсия
- Интуитивное зондирование
- Думая Чувство
- Судя по восприятию
Многие люди сдают MBTI, когда готовятся начать или изменить свою карьеру.Тест может помочь вам определить свои сильные и слабые стороны, чтобы понять, какую работу вы могли бы выполнять наиболее успешно. Вы можете пройти тест самостоятельно или через Фонд Майерс-Бриггс.
Списки личностных качеств
В Интернете, а также в книгах и журналах можно найти множество списков личностных качеств. Некоторые используются для написания заданий. Часто список лучших личностных качеств поступает из образовательного учреждения, например, из Массачусетского технологического института.Эти списки интересны и также могут быть полезны в различных контекстах.
Генератор черт личности
Люди создают персонажей по разным причинам. Некоторые пишут рассказ, книгу или пьесу. Другие придумывают персонажей для ролевых игр. Если вы заинтересованы в создании персонажа, вы можете использовать генератор черт личности, чтобы придать персонажу случайные черты.
Что вы можете сделать со своими личностными качествами?
Как упоминалось ранее, ваши личностные качества относительно стабильны на протяжении всей жизни.Значит ли это, что с ними ничего не поделать? Нет, это не так. Хотя вы, возможно, не сможете изменить свои черты личности, есть несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы максимально использовать свои положительные черты и минимизировать влияние отрицательных черт, как только вы узнаете, какие из них описывают вас.
Источник: pixabay.com
Использование ваших положительных качеств
Когда вы поймете свои положительные качества, вы сможете выбрать карьеру, в которой сможете проявить себя как личность.Если вы открыты для переживания черт, вы можете преуспеть в творческой или интеллектуальной карьере. Если вы обладаете высокими качествами сознательности, из вас, скорее всего, получится отличный лидер. Выбирая карьеру, совместимую с вашей личностью, вы увеличиваете вероятность того, что добьетесь успеха.
Работа со своими отрицательными качествами
С негативными чертами может быть труднее справиться, но их распознавание может помочь вам принять более правильные решения. Например, если ваша шкала экстраверсии находится на низком уровне, вы можете настроить себя на провал, если выберете работу продавца.Если у вас низкий уровень согласия, возможно, вам лучше не пытаться устроиться на работу в качестве посла.
Вы также можете научиться сводить к минимуму свои отрицательные черты и максимизировать положительные, изучая различные способы мышления и поведения. Один из способов сделать это — когнитивно-поведенческая терапия. В КПТ консультант направляет вас, когда вы исследуете свои мысли и решаете, достаточно ли они полезны, чтобы удержать их, или настолько бесполезны, что вы хотите их изменить. Ваша личность в целом может не измениться, но то, как вы на это реагируете, может.Консультант также может дать вам возможность пройти тест и объяснить результаты.
Источник: pexels.com
Если вам нужна помощь в решении личных проблем или других проблем с психическим здоровьем, вы можете поговорить с лицензированным консультантом на сайте BetterHelp.com. После краткого опроса вас подберет подходящий консультант. Затем вы можете выбрать сеанс психотерапии по своему расписанию.
Ваши личные качества — большая часть того, кто вы есть. Они отличают вас от других по-разному.Вам не обязательно жить своей жизнью, основываясь на том, что о вас говорит тест на личные качества. Вы можете использовать такой тест в качестве руководства, чтобы максимально использовать свои личные качества и жить более полноценной и успешной жизнью.
,
Что такое социальный тип личности? — Черты характера и возможные занятия
Люди, принадлежащие к социальному типу личности, являются преданными лидерами, гуманистическими, ответственными и благосклонными. Для работы с людьми они используют чувства, слова и идеи, а не физическую активность. Им нравится близость, общение, группы, неструктурированная деятельность и ответственность.
Социальный тип личности решает проблемы с помощью чувств
Эти люди дружелюбны и умеют говорить и решать проблемы с помощью чувств.Тип социальной личности любит информировать, помогать, обучать, развивать и лечить людей в их работе. Их сочувствие и чувствительность к эмоциональным сигналам помогают им решать проблемы людей, иногда до того, как другие узнают о них. Эти люди могут объединять людей и генерировать положительную энергию для доброго дела.
Социальный тип личности фокусируется на людях и их проблемах
Люди и их проблемы являются центром социального типа личности. Эти люди чувствительны к настроениям и чувствам людей и легко заводят друзей.Иногда они сосредотачиваются на заботах людей, исключая все остальное. Социальный тип личности может показаться непрактичным, особенно реалистичным типам. Пройдите бесплатный личностный тест, чтобы узнать больше о своих рабочих предпочтениях, и тест личности .
Возможные профессии, соответствующие социальному типу личности
Их профессия часто предполагает работу с людьми, общение с ними и / или обучение. Эти занятия часто включают помощь или оказание услуг другим.Вот некоторые из профессиональных областей, которые соответствуют социальному типу личности :
Социальная / Художественная | Помогать людям, быть полезными в сочетании с творчеством, творчеством и проектированием. | ||||||||||||||||
Типичные занятия |
| Помогать людям, быть готовым к обслуживанию, в сочетании с организацией, организацией, точностью и надежностью. Типичные занятия Социальные / Предприимчивые | Помогать людям, быть полезными, в сочетании с предпринимательством и влиянием. Типичные занятия Социальные / Следственные | Помогать людям, быть полезными, совмещать с исследованиями, решениями и специализацией. Типичные профессии Социальные / Реалистичные | Помощь людям, обслуживаемость, совмещенная с работой на открытом воздухе, с животными, работой с механизмами, работой руками, путешествиями, выполнением работы. Типичные профессии |
Узнайте больше о своих рабочих предпочтениях, пройдя бесплатный личностный тест
Наш личностный тест основан на Кодексах Голландии, разработанных психологом Джоном Л. Холландом. Социальный тип личности — один из шести типов личности в этой модели. У вас также могут быть характеристики других типов личности. Узнайте больше о своих предпочтениях в работе и типе личности и пройдите бесплатный тест карьеры на основе кодов Голландии прямо сейчас.
.