Социальная фасилитация социальная ингибиция: Эффекты социальной фасилитации и ингибиции

Содержание

Социальная фасилитация и ингибиция — КиберПедия

 

Эффект социальной фасилитации– явление, в соответствии с которым в присутствии других людей активность человека по­вышается, и он лучше справляется с заданием в сравнении с си­туацией, когда он находится один.

Эффектом социальной ингибицииназывается явление, которое выражается в торможении активности человека в присутствии дру­гих людей.

 

По своей сути эти явления противоположны друг другу, но, тем не менее, могут в одинаковой степени проявляться у людей.

Объяснения эффектов социальной фасилитации и ингибиции могут быть разными. Одно из них предложил американский социальный пси­холог Р. Зайенс. Его объяснение носит психофизиологический характер и апеллирует к понятию доминирующей реакции. Суть этого объяснения заключается в следующем. Усиление общего уровня возбуждения чело­века в присутствии других людей, прежде всего, влияет на доминирую­щую реакцию. Если этой реакцией является активизация, то наблюдает­ся эффект социальной фасилитации; если же в качестве такой реакции выступает торможение, следствием будет эффект социальной ингибиции.

Можно, однако, и по-другому объяснить эти феномены, вспомнив известный из общей психологии закон Йеркса-Додсона. Согласно это­му закону, для каждого человека существует оптимум эмоционального возбуждения, обеспечивающий максимальный уровень активности. При приближении к этому оптимуму активность усиливается, а при удале­нии от него –уменьшается. В связи с этим можно предположить, что у людей, проявляющих эффект социальной фасилитации, повыше­ние уровня эмоционального возбуждения приближает его к оптимуму, а у людей, демонстрирующих эффект социальной ингибиции, напро­тив, усиление общего уровня эмоционального возбуждения приводит его к отклонению от оптимума.

Дальнейшие исследования эффектов социальной фасилитации и ин­гибиции привели ученых к выводу о том, что их проявление зависит от силы психологического давления на данного человека, которое в дан­ной ситуации оказывают на него присутствующие люди.

Выделены и описаны шесть различных ситуаций «присутствия» дру­гих людей и, соответственно, оказания психологического влияния на человека.

1. Человек находится совершенно один. Вокруг него в данный мо­мент времени нет других людей, и сам он полностью уверен в том, что то, чем он сейчас занимается, никогда и ни при каких условиях не станет известно другим людям (ситуация фактического отсут­ствия других и, следовательно, эффектов социальной фасилита­ции или социальной ингибиции).


2. Человек находится один, и в данный момент времени рядом с ним никого нет. Однако он сам полностью не уверен в том, что то, чем он сейчас занимается, не станет когда-либо известно другим людям (ситуация минимально выраженного присутствия других и, сле­довательно, очень слабого проявления эффектов социальной фа­силитации или социальной ингибиции).

3. Человек находится в окружении незнакомых ему людей, которые на него не обращают никакого внимания (ситуация слабого при­сутствия других и, следовательно, очень слабого проявления эф­фектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).

4. Человек находится в окружении знакомых людей, которые обра­щают на него внимание, но не оценивают его, и сам человек от этих людей практически не зависит (ситуация «среднего» присутствия других и, соответственно, среднего проявления эффектов социаль­ной фасилитации или социальной ингибиции).

5. Человек окружен людьми, которые оценивают его, и от предлагае­мых ими оценок в какой-то мере зависит судьба данного человека (ситуация сильно выраженного присутствия других и, следователь­но, заметного проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).

6. Человек что-то делает публично, в окружении людей, от которых он полностью зависит, и эти люди оценивают его и определяют его дальнейшую судьбу (ситуация очень сильно выраженного присут­ствия других и, соответственно, очень сильного проявления эф­фектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).

Анализ вышесказанного показывает, что эффекты социальной фаси­литации или социальной ингибиции нельзя рассматривать в отвлече­нии от изучения социальных ситуаций, в которых они проявляются.

 

Деиндивидуализация личности

Ряд явлений, касающихся взаимодействия личности и группы, возни­кает в больших социальных группах. На эти феномены ученые обра­тили внимание еще в начале XX века, исследуя социально-психологи­ческие явления, связанные с толпой и касающиеся воздействия ее на психологию находящихся в ней людей. В частности, французский уче­ный Г. Лебон считал, что такие изменения личности являются след­ствием оказания массой, толпой людей сильного психологического давления на человека, невольно ставшего участником событий, в ко­торые оказалась вовлеченной толпа. Это проявляется в снижении уров­ня разумности поведения данного человека, в утрате им самоконтроля, в преобладании эмоций над разумом, в импульсивности его поведения, в понижении степени ответственности за свои действия и поступки, со­вершенные вместе с другими участниками массы, толпы.


 

Явление, связанное с влиянием толпы (массы людей) на чело­века, получило название деиндивидуализация(деперсона­лизация). Сущность ее в том, что человек временно теряет те психологические свойства, которые характеризуют его как уни­кальную, своеобразную личность. При этом у него сохраняются те черты, которые являются общими с окружающими его в тол­пе людьми.

 

Одновременно с понятием «деиндивидуализация» («деперсонали­зация») в научный оборот вошло словосочетание «деиндивидуализированные личности», с помощью которого стали обозначать лю­дей, которые мало чем отличаются по своей психологии и поведению от окружающих, и о них как о личностях почти ничего конкретного сказать нельзя. Так называемые деиндивидуализированные личнос­ти более расторможены, менее склонны сдерживать себя в своих ре­акциях на окружающие события и в своем социальном поведении, меньше контролируют себя и меньше, чем другие люди, задумыва­ются о последствиях своих действий и поступков. Основной причи­ной этого, по мнению ученых, является то, что на таких людей окру­жающие почти не обращают внимания, а если происходит какое-либо событие, то ответственность за него в минимальной степени припи­сывается именно таким личностям.

Психологические явления и поведенческие реакции, характерные для деиндивидуализации (и деиндивидуализированных личностей), очень сходны с теми, которые наблюдаются у людей под влиянием сильно действующих психотропных веществ, например алкоголя или наркотиков. Отсюда можно сделать вывод о том, что деиндивидуали­зация возникает и проявляется в условиях, порождающих изменен­ные состояния сознания человека.

Ф. Зимбардо высказал предположение, что деиндивидуализация как явление может проявляться в любой большой социальной группе, а не только той, которая называется толпой. В частности, феномен деинди­видуализации может характеризовать поведение человека в большом городе, в любом массовом скоплении людей, которое, строго говоря, нельзя назвать толпой в том ее понимании, которое сложилось еще в на­чале XX века.

 

Проявление в групповой деятельности эффектов социальной фасилитации


Проявление в групповой деятельности эффектов социальной фасилитации, ингибиции и лености

 

Социальная психология давно занята исследованием взаимодействия индивида и социальной группы, которое связано, с одной стороны, с изучением группового давления, а с другой стороны — с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение.

Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов индивида и его поведение. Результатом этих и других исследований было открытие эффектов социальной фасилитации, ингибиции и лености, которые разъясняют каким именно образом группа и аудитория влияют на психологию поведения личности. Социальная фасилитация — это повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Противоположным эффектом является социальная ингибиция, подразумевающая снижение продуктивности и качества деятельности индивида. Установлено, что присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Следует отметить, что выраженность социально-психологического феномена «фасилитация — ингибиция» во многом зависит от половозрастных, статусно-ролевых и целого ряда других социальных и социально-психологических характеристик личности.

История феномена социальной фасилитации началась более ста лет назад, когда психолог Норман Триплетт, интересовавшийся велосипедными гонками, заметил, что спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда «соревнуются с секундомером», а когда участвуют в коллективных заездах. Прежде чем предать гласности догадку о том, что в присутствии других людей человек работает более производительно, Триплетт провел лабораторный эксперимент. Дети, которым было велено наматывать леску на катушку удочки с максимально возможной скоростью, в присутствии соисполнителей справлялись с этим заданием быстрее, чем поодиночке. В результате множества экспериментов, проводившихся в разных странах, было зафиксировано, что в присутствии других повышается скорость и точность, с которой люди выполняют простые примеры.

Однако последующие исследования показали, что не всегда присутсвие других стимулирует индивида на более эффективную деятельность. Было отмечено, что в ряде случаев присутствие других людей отрицательно воздействует на личность, и соответственно, на эффективность выполнения каких-либо действий с ее стороны. Противоречивость результатов первых исследований феномена «фасилитация-ингибиция» привела к тому, что эксперименты в этой области практически прекратились на довольно длительный период.

Новый толчок эти исследования получили благодаря работам социального психолога Р. Зайенса. Он был первым, кто выдвинул предположение о том, что эффект фасилитации имеет место в случае простой механической деятельности, а ингибиции — в ситуации интеллектуально сложной. При выдвижении этой идеи, он опирался на хорошо известный принцип, согласно которому возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию. Усиление возбуждения благоприятствует решению простых задач, для которых наиболее вероятной, «доминирующей», реакцией является правильное решение. Люди быстрее разгадывают простые анаграммы, когда возбуждены. Когда же речь идет о выполнении сложных заданий, в которых правильный ответ не столь очевиден, а потому не является доминирующей тенденцией, чрезмерное возбуждение повышает вероятность неправильного решения. С решением более сложных анаграмм возбужденные люди справляются хуже, чем те, кто находится в спокойном состоянии.

Способен ли этот принцип раскрыть тайну социальной фасилитации? Или разумнее согласиться с тем, что подтверждается многими данными, а именно: присутствие других возбуждает людей и делает их более энергичными? Если социальное возбуждение усиливает доминирующие реакции, оно должно благоприятствовать выполнению легких заданий и мешать выполнению сложных. В этом случае известные экспериментальные данные уже не кажутся противоречащими друг другу. Наматывание лески, решение простых примеров на умножение, как и выполнение заданий, связанных с едой, — все это простые действия, реакции на которые или хорошо усвоены, или даны нам от рождения (т. е. доминируют). Естественно, нет ничего удивительного в том, что присутствие посторонних «подстегивает» нас при выполнении хорошо знакомых и усвоенных действий. Усвоение нового материала, прохождение лабиринта или решение сложных математических задач — более трудные задания, правильные реакции на которые с самого начала совсем не так очевидны. В подобных ситуациях присутствие посторонних приводит к увеличению числа неверных ответов. В обоих случаях «работает» одно и то же общее правило: возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям.

Идея о том, что присутствие других людей усиливает «доминирующую», т.е. наиболее вероятную для данного индивида реакцию, была настолько очевидной, что ученые того времени просто удивлялись, как не додумались до этого сами и намного раньше Зайенса. В подтверждение данного вывода было проведено почти 300 исследований, в которых в качестве испытуемых в общей сложности приняли участие более 25 000 добровольцев. Несколько экспериментов, в которых Зайенс и его помощники создавали произвольную доминирующую реакцию, подтвердили, что присутствие наблюдателей усиливает ее. В одном из этих экспериментов исследователи просили испытуемых произносить (от 1 до 16 раз) различные, лишенные смысла слова. Затем они говорили им, что эти слова появятся на экране, одно за другим, и каждый раз им нужно будет догадаться, какое именно слово появилось. На самом же деле испытуемым показывали в течение сотых долей секунды только случайные черные линии, но они «видели» преимущественно те слова, которые произносили большее число раз. Эти слова стали доминирующими реакциями. Испытуемые, которые проходили аналогичный тест в присутствии двух других испытуемых, были еще более склонны к тому, чтобы «видеть» именно эти слова. Авторы более поздних исследований подтвердили вывод о том, что социальное возбуждение облегчает доминирующую реакцию, независимо от того, верная она или нет. Питер Хант и Джозеф Хиллери обнаружили: в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с легким лабиринтом и дольше — с трудным. По данным Джеймса Майклза и его сотрудников, хорошие игроки в бильярд из Студенческого союза в присутствии 4 наблюдателей показывали еще более высокий результат — 80% попаданий в лузу. Плохие игроки (количество результативных ударов не превышает 36%) начинали играть еще хуже, когда возле стола появлялись посторонние (количество попаданий в лузу сокращалось до 25%). Спортсмены демонстрируют хорошо усвоенные навыки, что объясняет, почему они наилучшим образом выступают тогда, когда их подбадривает толпа болельщиков. Результаты изучения «послужных списков» более 80 000 любительских и профессиональных команд Канады, Англии и США позволяют говорить о том, что «дома» они выигрывают примерно 6 игр из 10, причем для бейсбола и футбола этот показатель несколько ниже, а для баскетбола и соккера — несколько выше. Возможно, что преимущества положения «хозяев поля» связаны также и с тем, что игрокам не нужно проходить акклиматизацию, совершать утомительные перелеты; кроме того, они контролируют территорию, что дает им ощущение доминирования, а подбадривающие крики болельщиков усиливают чувство принадлежности к команде.

Следует отметить, что в последние годы, наряду с теорией Р. Зайенса, получили распространение и другие точки зрения на природу и сущность феномена «фасилитация — ингибиция». Одной из них является так называемая модель отвлечения внимания/конфликта. В основе данной модели лежит представление о том, что присутствие других людей всегда привлекает к себе наше внимание, в результате чего возникает внутренний конфликт между двумя основными тенденциями, проявляющимися практически в любой ситуации публичной деятельности: 1) уделять внимание аудитории и 2) уделять внимание самой задаче. Данный конфликт способен увеличить возбуждение, которое в дальнейшем помогает или препятствует выполнению задачи в зависимости от того, связано ли ее правильное решение с доминирующей реакцией или нет. Кроме того, такой конфликт может вызвать когнитивную перегрузку, если усилия, необходимые для того, чтобы непременно уделять внимание сложной задаче и другим людям, превышают уровень познавательных способностей индивида.

Более того, проявление и степень выраженности феномена «фасилитация — ингибиция» зависит от целого ряда факторов. С собственно социально-психологической точки зрения, особый интерес в этой связи представляет влияние уровня группового развития. Как показывает практика, в группах высокого уровня социально-психологического типа развития, присутствие других и взаимодействие с ними оказывает отчетливо выраженное фасилитирующее влияние в процессе их сложной интеллектуальной деятельности. Особенно ярко это проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и «единственно верного» решения и требующими креативного подхода. Более того, как показывают последние исследования в области психологии менеджмента, в современных условиях наличие полноценной команды является не только полезным, но часто и совершенно необходимым условием поиска эффективных решений такого рода задач.

Итак, согласно основным принципам социальной психологии и психологии групп, очевидно, что мы реагируем на присутствие других людей. Но действительно ли их присутствие возбуждает нас и каковы его последствия? Если человеку тяжело на душе и его терзают печальные мысли, друг, оказавшийся рядом в эту минуту, может выслушать и помочь утешить волнение и боль. Однако в присутствии посторонних людей, человек, переживающий стресс, больше потеет, нервничает, и напрягается. Даже доброжелательная аудитория может стать причиной плохого исполнения обязанностей, требующих от человека полной отдачи. Во многих случаях многочисленные зрители и волнение, вызванное их присутствием, приводят к проблемам реализации даже таких автоматизированных навыков, как речь. Испытывая экстремальное давление, мы очень легко можем начать заикаться, забывать слова, путать предложения, и т.д. Каждый из нас сможет припомнить подобный случай из своей практики, когда нужно было выступить перед большой аудиторией, а по причине волнения забывалось многое из того, что хотелось сказать. Именно поэтому многие публичные люди заранее готовят себе мини-конспекты, чтоб в случае чего, подглядеть и вспомнить о чем планировалось говорить.

До сих пор говорилось о том, что если вы владеете какими-либо навыками, то присутствие зрителей «подстегнет» вас продемонстрировать свои умения или же, если вы перевозбуждены и слишком озабочены тем, как и что вы делаете, наоборот, уменьшить эффективность ваших действий. Однако то, что в повседневной жизни и так дается вам с трудом, в подобных обстоятельствах может оказаться вообще невыполнимым. Почему же присутствие посторонних возбуждает нас и приводит к таким последствиям? Возможны три причины, и каждая из них имеет экспериментальное подтверждение.

1. Боязнь оценки.

По мнению Николаса Коттрелла, наблюдатели вселяют в нас тревогу, потому что нам не все равно, как они нас оценивают. Чтобы проверить свою гипотезу и доказать существование боязни оценки, он вместе со своими коллегами повторил в Кентском университете эксперименты Зайенса и Сэйлза с бессмысленными слогами, дополнив их третьим условием: наблюдателями. В одном случае наблюдателям завязывали глаза якобы для того, чтобы подготовить их к эксперименту по изучению восприятия, в то время как другие просто сидели и смотрели на испытуемых. В результате этого эксперимента выяснилось, что в отличие от «зрячей» аудитории, наблюдатели с завязанными глазами не повлияли на действия испытуемых.

Выводы Коттрелла были подтверждены и другими исследователями: усиление доминирующих реакций максимально, когда люди думают, что их оценивают. В одном из экспериментов, проведенных на беговой дорожке в Санта-Барбаре, бегуны трусцой из Калифорнийского университета, пробегая мимо сидевшей на траве женщины, прибавляли скорость, если она смотрела на них, и не делали этого, если она сидела к ним спиной. Боязнь оценки помогает также объяснить, почему:

— люди работают лучше, если соисполнители немного превосходят их;

—возбуждение уменьшается, когда группа, в которую входят люди, обладающие высоким статусом, «разбавляется» теми, чьим мнением мы не дорожим;

— наблюдатели оказывают наибольшее влияние на тех, кто более других озабочен их мнением;

— эффект социальной фасилитации наиболее заметен тогда, когда мы незнакомы с наблюдателями и нам трудно уследить за ними.

Смущение, которое мы испытываем, когда нас оценивают, тоже может помешать нам справиться с тем, что мы лучше всего делаем автоматически, не задумываясь. Например, если во время выполнения решающих свободных бросков баскетболисты будут думать о том, как они выглядят со стороны, и анализировать все свои движения, они, скорее всего, промахнутся.

2. Отвлечение внимания

Гленн Сандерс, Роберт Бэрон и Дэнни Мур развили мысль о боязни оценки и пошли немного дальше. Они предположили: если люди задумываются о том, как работают их соисполнители, или о том, как реагирует аудитория, их внимание рассеивается. Конфликт между невозможностью отвлечься от окружающих и необходимостью сосредоточиться на выполняемой работе, будучи слишком тяжелой ношей для когнитивной системы, вызывает возбуждение. Свидетельства в пользу того, что люди на самом деле возбуждаются из-за рассеивания внимания, получены из экспериментов, в которых доказано: социальная фасилитация может быть следствием присутствия не только другого человека, но и неодушевленных предметов, например вспышек света.

3. Факт присутствия наблюдателя.

Зайенс полагает, что даже и без боязни оценки, и без отвлечения внимания сам факт присутствия наблюдателя способен стать причиной возбуждения. Например, в ходе одного из экспериментов, испытуемые более определенно называли свои любимые цвета в присутствии наблюдателей. При выполнении подобных заданий нет ни «верных», ни «неверных» ответов, которые могли бы оценить наблюдатели, а потому нет никаких оснований беспокоиться о том, какое мнение у них сложится. Тем не менее, присутствие посторонних людей «электризует».

Можно сделать вывод, что люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно, и факторами, определяющими степень реакции, являются следующие:

1. Количество окружающих людей.

Воздействие других людей на индивида и его деятельность возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей. Массовидность повышает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию;

2. Взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы.

Нахождение личности в кругу людей, которые ей симпатичны, или же наоборот, не симпатичны, по своему влияет на степень ее возбуждения и на эффективность ее деятельности. Естественно, при взаимодействии с людьми, которые друг другу симпатичны, эффективность и результативность их взаимодействия намного выше, нежели в группах со взаимоотношениями антипатии.

3. Значимость окружающих людей для человека.

Социальное возбуждение и степень социальной фасилитации и/или ингибиции напрямую зависит от значимости окружающих людей – чем они значимее, тем степень возбуждения и волнения сильнее, и наоборот.

4.Степень пространственной близости между людьми.

Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Помимо рассмотренных выше эффектов социальной фасилитации и ингибиции существует еще и третий – социальная леность. Социальная леность объясняется тенденцией людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Действует тот же принцип: когда наблюдение увеличивает боязнь оценки, результатом будет социальная фасилитация или ингибиция; когда же затерянность в толпе уменьшает боязнь оценки, результатом будет социальная леность.

Почти сто лет назад французский инженер Макс Рингельманн обнаружил, что коллективные усилия не превышают даже половины суммы максимально возможных индивидуальных усилий. Вопреки расхожему мнению, что «в единстве — сила», из этого следует, что члены группы, выполняя коллективное задание, на самом деле могут быть менее мотивированы.

Не исключено, конечно, что низкая продуктивность является следствием плохой координации общих действий. Однако, группа ученых из Массачусетса под руководством Алана Ингама провела эксперимент, во время которого она хитроумно разъяснила данный вопрос — испытуемые думали, что другие тянут канат вместе с ними, а на самом деле трудились в одиночестве. Когда испытуемые знали, что тянут в одиночестве, они развивали усилие на 18 % больше, чем когда думали, что сзади им помогают от двух до пяти человек.

В Государственном институте Огайо исследователи Бибб Латане, Киплинг Уильямc и Стивен Харкинс старались найти другие методы изучения этого феномена, который они назвали социальной леностью. Они заметили, что шум, создаваемый шестью участниками эксперимента, когда их просили «аплодировать и кричать как можно громче», лишь в два с небольшим раза превосходил потенциально максимальный шум, создаваемый одним человеком. В данном случае, как и в случае перетягивания каната, также встал вопрос того, что эффективность при создании шума могла падать из-за плохой скоординированности действий, а не из-за эффекта социальной лености. Поэтому Латане с коллегами последовал примеру Ингама, заставив испытуемых поверить, что они шумят и хлопают вместе с другими, хотя на самом деле они делали это в одиночку.

Политолог Джон Суини, заинтересовавшись политическими последствиями социальной лености, получил сходные экспериментальные результаты в Техасском университете. Он обнаружил, что студенты крутили педали велотренажера интенсивнее (судя по выходной электрической мощности), если думали, что экспериментаторы за каждым из них наблюдают индивидуально, а не просто суммируют мощность, развиваемую всеми «велосипедистами». В результате был сделан вывод о том, что в условиях групповых действий люди обычно склонны увиливать от работы.

В этих и еще примерно в 160 других экспериментах прослеживается проявление одной из психологических сил, вызывающих социальную фасилитацию, — боязнь оценки. В экспериментах по социальной лености люди, как правило, уверены, что их оценивают только тогда, когда они действуют в одиночку. При групповых действиях (перетягивание каната, овации и т. п.) боязнь оценки уменьшается. Когда люди не отвечают за конечный результат и не могут оценить свой собственный вклад, ответственность распределяется между всеми членами группы. Напротив, в экспериментах по социальной фасилитации люди в большей степени подвергаются оценке со стороны. Оказавшись в центре внимания, они добросовестно контролируют свое поведение.

Таким образом, действует один и тот же принцип: когда наблюдение усиливает боязнь оценки, результатом будет социальная фасилитация; когда же затерянность в толпе снижает боязнь оценки, результатом будет социальная леность.

Но, разумеется, коллективность усилий не всегда приводит к их ослаблению. Иногда цель настолько значима и так важно, чтобы каждый прилагал максимум усилий, что командный дух вызывает и поддерживает настоящее рвение. Ряд свидетельств убеждают нас в том, что это и в самом деле так. Люди в группе меньше бездельничают, если задача вызывающе сложна, притягательна и увлекательна. Коллективно решая трудную и интересную задачу, люди могут воспринимать собственный вклад как незаменимый. Группы намного меньше бездельничают, если их члены — друзья, а не чужие друг другу люди. Следовательно, можно четко выделить следующие факторы социальной лености:

  1. наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;

  2. групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;

  3. численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;

  4. кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;

  5. гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Итак, хотя социальная леность действительно то и дело проявляется, когда люди работают вместе и не несут при этом индивидуальной ответственности, все же нельзя говорить, что всегда чем больше рук, тем меньше сделанной работы.

В заключении следует отметить, что на сегодняшний день, феномены социальной фасилитации, ингибиции и лености являются актуальными, важными и необходимыми для изучения и познания темами не только со стороны психологов, но и людей других профессий. Знание особенностей и тонкостей этих феноменов может помочь многим найти рычаги контроля как своего поведения, так и поведения других людей, и подстегнуть в нужный момент к достижению максимально продуктивных результатов.

Социальная фасилитация социальная ингибиция. Понятия фасилитация и ингибиция

Социальная фасилитация социальная ингибиция. Понятия фасилитация и ингибиция

Определение 1

Социальная фасилитация / ингибиция – это усиление/снижение активности деятельности личности в присутствии посторонних людей.

Фасилитацию первый раз зафиксировали в конце XIX века в опытах, поставленных французским физиологом У.Фере. Позже это явление подробно описали Ф. Олпорт, В. Меде, В.М. Бехтерев и др.

Выявить феномен социальной фасилитации позволил факт, отмеченный наблюдателями гонок – на велосипедном треке перед трибунами со зрителями спортсмены ускоряются.

Эксперименты, проводившиеся и в других странах, тоже фиксировали тот факт, что скорость людей, выполнявших какие-либо действия, увеличивается в присутствии других людей. Подобный феномен фиксируется и в экспериментах с животными, например, птицы быстрее склевывают зерно, если рядом есть их сородичи.

На уровне социума и отдельно взятой личности появляется необходимость в эффективных инструментах помощи и влияния, и одним из таких инструментов является социальная фасилитация, дающая возможность справиться с поставленными задачами и достичь цели.

В психологии социальная фасилитация – это есть влияние оценки социума на производительность.

Безусловно, данное явление вызвало большой интерес в научных кругах и привело к тому, что начатые Н. Триплеттом, исследования, были продолжены. Позже было выяснено, если вокруг исполнителя находятся пассивные наблюдатели, то эффективность выполнения определенной задачи значительно снижается. Эти два феномена завели общую теорию фасилитации в тупик.

Замечание 2

Что касается социальной ингибиции, то она, подразумевает снижение продуктивности выполняемой деятельности, уменьшение её скорости и качества в присутствии посторонних людей, даже если они воображаемые.

Социальная ингибиция зафиксирована не только у людей, но и у животных.

Таким образом, фасилитация и ингибиция противоположны друг другу, но могут появляться в одинаковой степени.

Изучая этот феномен, Ф.Олпорт и Н. Трипплет подсчитали, какое количество людей обладает этими свойствами – около 40% проявляют эффект социальной фасилитации, 20% – эффект социальной ингибиции и 40% людей никак не реагируют на присутствие посторонних во время своей работы (их показатели не ухудшаются и не улучшаются).

В условиях интеллектуально сложной и простой, почти механической работы, феномен «фасилитация-ингибиция» проявляется принципиально по-разному. Интеллектуально сложная деятельность при наблюдателях ухудшается, а простая — активизируется.

Замечание 3

Феномен «фасилитация-ингибиция» зависит от социальных и социально-психологических характеристик личности.

Ингибиция в психологии это. Определение термина «ингибиция» в психологии

В повседневной жизни нам случается слышать множество слов, значение коих нам непонятно. Одним из таких сложных заимствованных слов является пришедшая из латыни «ингибиция». Что же значит это редкое слово, которое подчеркивает, ибо не знает, даже текстовый редактор?

Значение термина «ингибиция»

Данное слово происходит от латинского «inhibere», что означает «сдерживать, останавливать, подавлять». Итак, ингибицией, согласно толковому словарю, называется замедление и/или окончательное прекращение какой-либо трудовой или творческой деятельности под воздействием определённых факторов. Чаще всего подобным стоп-фактором является… появление зрителей.

Рекомендуем: Десенсибилизация — что это в психологии?

Известнее всего такое явление, как социальная ингибиция (хотя данный термин может применяться и в медицине, например в эмбриологии).

Ингибицию можно назвать серьёзной психологической проблемой у взрослых и у детей.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Наблюдается данное явление в те моменты, когда, например, ребёнку сложно сосредоточиться в присутствии посторонних. Или неопытный танцор, у которого всё прекрасно получалось на индивидуальном занятии или в составе маленькой группы, забывает все движения, выходя на сцену. К сожалению, эффект социальной ингибиции часто связан с психологической травмой в раннем детстве или младенчестве.

Для такого человека «окружающие» могут быть как настоящими — зрители, учитель, родители, так и воображаемыми. Человеку достаточно подумать, что на него кто-то смотрит, и его разум сразу же отказывается думать над решением, а ноги и руки становятся ватными… Подобная психосоматика способна серьёзно усложнить жизнь человеку и сделать его непригодным для какой-либо деятельности.

Ингибиция в медицине. Inhibition and Progressive Inhibition of Neuromusculoskeletal Structures

Ингибиция или торможение, как это определено в остеопатической терминологии, это термин, который описывает постоянное давление на мягкие ткани с целью вызвать релаксационный эффект и нормализовать рефлекторную деятельность. Это использование сдавления мягких тканей, пожалуй, одна из самых ранних методик мануальной терапии. Могут использоваться и другие имена, но метод практически тот же самый. Ингибирование чаще всего выполняется нажатием пальца или другой части тела, при постоянной от легкой до умеренной силе на регион спазма или гипертоническогой мышцы.

Пациент может сообщить о повышении чувствительности или болезненности. Но если сила поддерживается при постоянном давлении в течении от нескольких секунд до нескольких минут, чувствительность постепенно уменьшается, а структура расслабляется.

Эндрю Тейлор Стилл в молодости испытывал хронические головные боли. Он вылечил себя петлей веревки. Он опустил веревку, чтобы она провисала на несколько сантиметров над землей, перекинул через нее одеяло, и затем расположил его на шеи, на основании черепа. Впоследствии он заснул, а когда проснулся то чувствовал себя свежим и без болей. Этот метод можно представить как ингибирование и позиционирование одновременно.

Прогрессивное торможение нервно-мышечных структур (PINS) является вариантом «торможения».Врач должен, отслеживая в течении процедуры, обратить внимание на изменения в мягких тканях, вызванные дисфункцией. Бывают случаи, когда остеопат лечит заметную, явную дисфункцию с помощью разных методов, но проблема остается. Одна часть проблемы может быть более заметна для обеих и пациента и врача, потому что она более симптоматична, болезненна в то время как другая, менее заметная может быть инициатором или поддерживать дисфункцию. Эти факторы, могут затруднять обследование или лечение. В остеопатии это известно, как «ключевое поражение». В теории, его лечение позволит разгадать картину дисфункции.

PINS это систематический подход с использованием ингибиции направленный на поиск и лечение якоря, ключа нарушения. В качестве более концентрированного подхода он используется для определения паттернов, обычных проявлений дисфункции. Теоретически это не только местные нарушения функции, но они представляют собой серию или поток компонентов, которые поддерживают друг друга.

Эффект социальной фасилитации проявляется чаще в. Социальная фасилитация

Социа́льная фасилита́ция  — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объёма и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего вида, наблюдается не только у людей, но и у животных. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями. При выполнении сложных задач присутствие других особей может оказывать обратный эффект, который в социальной психологии получил название социальной ингибиции .

При труде в коллективе и отсутствии оценки индивидуального труда каждого участника проявляется противоположный эффект — социальная леность .

Социальная фасилитация социальная ингибиция. Понятия фасилитация и ингибиция

Эффект социальной фасилитации, тогда ещё не получившей такого названия, был впервые выявлен в 1898 году психологом Норманом Триплеттом. Он заметил, что во время велосипедных гонок спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда соревнуются с секундомером , а когда участвуют в коллективных заездах.
Чтобы проверить наблюдение, Триплетт провёл один из первых в истории социальной психологии лабораторный эксперимент , в котором детей просили как можно быстрее наматывать леску на катушку удочки. Результаты показали, что в присутствии соисполнителей дети справлялись с заданием быстрее, чем поодиночке.
Дальнейшие эксперименты ( Г. Олпорт , 1920, Dashiell, 1930, Travis, 1925) показали, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые задачи, такие, как примеры на умножение или вычёркивание из текста определённых букв.
Однако вскоре был выявлен обратный эффект (см. ниже), и поскольку данные разных экспериментов противоречили друг другу, учёные на некоторое время перестали заниматься этой проблемой.

В 1930-х годах были получены экспериментальные подтверждения того, что в некоторых случаях присутствие других людей мешает выполнению задач. Этот обратный эффект позже получил в социальной психологии название социальной ингибиции . Так, при действиях, не доведённых до автоматизма (например, заучивание бессмысленных слогов, прохождение лабиринтов, решение сложных арифметических задач) присутствие других людей снижало скорость их выполнения.
В 1966 году Роберт Зайонц попытался найти теоретическое обоснование для противоречащих друг другу данных. Он трактовал результаты с помощью общеизвестного в экспериментальной психологии правила: «возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям». Иначе говоря, социальное возбуждение, вызываемое присутствием другого человека, усиливает реакции, но снижает осторожность, вот почему простые действия, в которых маловероятна ошибка, выполняются успешнее, тогда как в сложных действиях, требующих сосредоточения, растёт количество ошибок, из-за чего они выполняются менее успешно.

Около 300 исследований на 25 000 добровольцах подтвердили гипотезу Зайонца. Позднее было выявлено, например, что в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с лёгкими лабиринтами и труднее — со сложными, а хорошие игроки в бильярд показывают ещё более высокие результаты по количеству попаданий в лузу, тогда как плохие начинают играть ещё хуже.

Эффект социальной фасилитации неоднократно наблюдался и у животных: в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее рыли песок, цыплята поедали больше зёрен, а спаривающиеся крысы проявляли большую сексуальную активность в присутствии других пар. У животных также наблюдалась и так называемая социальная ингибиция: тараканы, длиннохвостые попугаи и зелёные зяблики медленнее осваивали прохождение лабиринтов в присутствии особей своего вида.

Фасилитация примеры. Фасилитация — что это такое?

Феномен фасилитации охватывает сферой влияния как групповые динамики, так и личностные. Фасилитация — это (от англ. facilitate — помогать, направлять, облегчать) недирективная технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.

Фасилитатор — кто это?

Личность фасилитатора уже сама по себе мощный инструмент влияния. Фасилитатор — это тренер, специально обученный технологиям эффективной коммуникации и ведущий процесс фасилитации. Международная ассоциация фасилитаторов была образована в 1989 г. и включает в себя ≈ 1300 человек из 63 стран – все это специалисты высочайшего уровня, облегчающие переговоры и сотрудничество в разных областях. Тони Манн — ведущий эксперт по фасилитации, наделяет личность фасилитатора следующими навыками:

  • умеет направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
  • отличает удачные решения от кажущихся, на первый взгляд успешных, но со скрытыми «подводными камнями» решений;
  • берет на себя риски, не боится выйти из зоны комфорта для создания новой техники и адаптации ее к текущей подходящей ситуации;
  • умеет управлять разного рода группами;
  • ориентируется во всех форматах бесед и встреч;
  • комбинирует различные инструменты и техники для нахождения решений;
  • быстро реагирует на затруднения, возникшие среди участников и запускает процесс по преодолению;
  • обладает стрессоустойчивостью ;
  • всегда открыт для людей и личностных изменений.

Социальная фасилитация социальная ингибиция. Понятия фасилитация и ингибиция 01

Повышение эффективности деятельности, а также скорости ее выполнения. ) Работоспособность организма. Режимы труда и отдыха.

В процессе трудовой деятельности функциональное состояние человека и его работоспособность изменяются, что объясняется расходованием энергии нервными и мышечными клетками.

Работоспособность – величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определённое время.

При использовании организмом определённого количества энергии наступает «предел работоспособности», а затем при продолжении работы временное её снижение, связанное с развивающимся утомлением.

Утомление – временное снижение работоспособности в результате интенсивной или длительной работы, выражающейся в снижении количества и качества выполняемой работы и ухудшением координации движений.

Различают 3 основных фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности:

I – фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека. Этот период длится от нескольких минут до 1,5 часа, а при умственном, творческом труде до 2–2,5 часов.

II – Фаза высокой устойчивости работоспособности для неё характерно сочетание высоких показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением физиологических функций; продолжительность фазы 2–2,5 часа и более в зависимости от тяжести и напряжения труда.

III – Фаза снижения работоспособности, характеризуется снижением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождается чувством усталости.

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна человека. В течение суток организм по-разному реагирует на физические и нервно – психические нагрузки.

В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12 часов) и дневные (с 14 до 17 часов) часы. В дневное время наименьшая работоспособность отмечается в период с 12 до 14 часов, в ночное время с 3 до 4 часов, достигая своего минимума. С учётом закономерности определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон.

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели регулируется с учетом динамики работоспособности. Наивысшая – на 2, 3, 4 день работы, в последние дни она снижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

В течение смены различают 2 формы чередования периодов труда и отдыха на производстве :

1. Введение обеденного перерыва в середине рабочего дня

2. Кратковременные регламентированные перерывы

Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учётом удалённости от рабочих мест санитарно – бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи.

Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учёта тяжести и напряжённости труда. При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуется более редкие, но продолжительные 10 – 12 минутные перерывы. При выполнении особо тяжёлых работ (металлурги, кузницы и др.) следует сочетать работу в течение 15 – 20 мин. с отдыхом такой продолжительности.

При работах требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук, целесообразны боле частые, но короткие 5 – 10 мин перерывы.

Также существуют микропаузы – перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Они обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9 – 10% рабочего времени.

Чёткий режим труда и отдыха снижает затраты энергии, утомляемость, профессиональную заболеваемость, травматизм, потери рабочего времени и повышает производительность труда и его безопасность.

Эффект социальной фасилитации проявляется чаще в группах. Проявление в групповой деятельности эффектов социальной фасилитации

Проявление в групповой деятельности эффектов социальной фасилитации, ингибиции и лености

 

Социальная психология давно занята исследованием взаимодействия индивида и социальной группы, которое связано, с одной стороны, с изучением группового давления, а с другой стороны — с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение.

Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов индивида и его поведение. Результатом этих и других исследований было открытие эффектов социальной фасилитации, ингибиции и лености, которые разъясняют каким именно образом группа и аудитория влияют на психологию поведения личности. Социальная фасилитация — это повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Противоположным эффектом является социальная ингибиция, подразумевающая снижение продуктивности и качества деятельности индивида. Установлено, что присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Следует отметить, что выраженность социально-психологического феномена «фасилитация — ингибиция» во многом зависит от половозрастных, статусно-ролевых и целого ряда других социальных и социально-психологических характеристик личности.

эффект, это в психологии, примеры, что предполагает

Человек – это существо высокой социальной организованности, поэтому каждое его действие или бездействие подчиняется правилам, описываемых в психологии. Каждый может выделить в себе поведенческие особенности. Например, эффект социальной ингибиции или фасилитации, оказывающих прямое влияние на результативность труда, его интенсивность.

Cоциальная ингибиция

Что такое социальная ингибиция

Слово ингибиция происходит от латинского inhibere, что означает сдерживать или останавливать. Термин используется для описания поведения людей и животных.

Социальная ингибиция – это процесс снижения активности человека, возникающий при нахождении рядом с ним других. Сторонние наблюдатели могут быть реальными либо воображаемыми.

На социальную ингибицию, ее проявление и силу влияют:

  • боязнь перед получение оценки, приводящая к чувству тревоги в присутствии наблюдателей;
  • рассеянность, возникающая при страхе на реакцию окружения. Это влечет снижение внимательности и правильности выполнения поставленной задачи;
  • количество зрителей. Не только факт присутствия наблюдателя провоцирует приступ ингибиции. Иногда катализатором служит количество зрителей.

Ингибиция и фасилитация

При изучении ингибиции ученые говорят о фасилитации. Это эффект, полностью противоположного действия. Фасилитация – улучшение трудоспособности и активности при групповой работе. Она отражает влияние оценки социума на деятельность, приводящее к повышению производительности.

Практические исследования процессов, проводимые учеными на рубеже 19-20 столетий доказали:

  • существования обоих явлений;
  • 40% людей испытывают социальную фасилитацию;
  • 20% сталкиваются с ингибицией;
  • 40% индифферентны к присутствию или отсутствию группы.

Исследования феномена: существующие теории

На протяжении изучения явления ингибиции и фасилитации ученые пытались выявить причину, чтобы объяснить природу различных поведенческих особенностей.

Одно из объяснений было предложено американским психологом Робертом Зайонцем.

Он считал, что в основе этой пары явлений лежит психофизиология и они непосредственно связаны с доминирующей реакцией. При повышении общего уровня возбуждения субъекта в присутствии наблюдателей происходит формирование определенной по ситуации доминирующей реакции. Если она выражается в активизации, тогда итогом становится социальная фасилитация. Если доминантой выступает торможение, то речь идет о ингибиции.

Ученый обратил внимание, что более ярко социальная ингибиция проявляется при решении сложных интеллектуальных задач. Присутствие зрителей при поиске ответа на вопросы, не имеющие очевидного ответа, приводит к увеличению шанса ошибки.

Другое объяснение сути явление может быть выведено на основе психологического закона Йеркса-Додсона. Человек имеет свой оптимум эмоционального состояния для обеспечения максимальной степени активности.

Приближение к оптимуму приводит к увеличению активности, удаление влечет притормаживание. Ингибиция через призму этого утверждения – это отдаление от оптимального состояния эмоционального возбуждения.

Еще одной теорией, которая относится к альтернативным, является гипотеза отвлечения внимания и возникновения внутреннего конфликта.

Процесс наблюдения за деятельностью индивида приводит к распылению внимания субъекта между наблюдателями и выполняемой работой. Наблюдается усиление эмоционального состояния, которое может вылиться в повышение или снижение производительности.

Ученые, проводившие исследования в области социальной психологии считают, что данные проявления состоят в прямой связи с уровнем психологического давления на индивида. Это позволило дифференцировать степень давления и выявить типичные ситуации психологического воздействия:

  1. Человек находится в одиночестве. Отсутствие других приводит к повышению уверенности в собственных силах, укрепляет мысль, что о проводимой работе не узнают окружающие. Ситуация лишена проявлении давления.
  2. Человек один в текущий момент времени. Отсутствие окружающих не вселяет уверенности, что о деятельности никто не узнает. Минимальные проявления ингибиции.
  3. Субъекта окружают незнакомые люди. Ситуация слабого влияния окружающих приводит к возникновению давления в ослабленном виде.
  4. Индивида окружают знакомые люди, но они его не оценивают. Он практически не зависит от окружающих, поскольку их присутствие характеризуется средней степенью влияния. Средняя степень ингибиции и фасилитации.
  5. Человек в окружении оценивающих его людей. Наблюдается ситуация, при которой выставляемые оценки влияют на судьбу индивида. Присутствует ярко выраженное присутствие и сильная степень проявления психического давления.
  6. Человек совершает публичные действия и полностью зависит от окружающих. Наблюдатели выносят оценочное суждение действиям субъекта, что сказывается на его судьбе. Возникает сверхсильное проявление ингибиции или фасилитации.

Ингибиция в управлении коллективом

Одной из сложных задач, которая ставится перед социальной психологией – это контроль эффектов ингибиции и фасилитации при управлении коллективом. Наибольшую важность здесь приобретает уровень эмоционального развития самой группы.

Если коллектив состоит из хорошо развитых в социальном и психологическом плане индивидов, то наблюдение за их работой приведет к положительной динамике производительности.

Создание «рабочей» группы помогает при решении сложных задач, имеющих несколько исходов.

Рассмотрение эффектов психологического и социального давления на индивида требует тщательного рассмотрения ситуации, при которых проявляются данные явления.

Социальная Ингибиция — это… Что такое Социальная Ингибиция?



Социальная Ингибиция
Социальная ингибиция (от лат. socialis — общественный и inhibere — сдерживать) — социально — психологический феномен. Снижение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей. Может проявляться даже тогда, когда другие присутствуют не реально, а лишь в воображении.

Психологический словарь.
2000.

  • Социальная Желательность
  • Социальная Перцепция

Смотреть что такое «Социальная Ингибиция» в других словарях:

  • социальная ингибиция — Этимология. Происходит от лат. socialis общественный и inhibere сдерживать. Категория. Социально психологический феномен. Специфика. Снижение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ингибиция социальная — (от лат. inhibere сдерживать, останавливать) ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых. Свойство И. с. противоположно фасилитации… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Социальная фасилитация — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объема и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего… …   Википедия

  • Ингибиция социальная — (от лат. inhibere сдерживать, останавливать     ухудшение результатов деятельности, если человек начинает ее осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. Зачастую ребенок хуже, чем обычно, выполняет задание, когда …   Педагогический терминологический словарь

  • ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — (от лат. inhibere сдерживать, останавливать) тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы. Данный феномен возникает обычно в условиях негативного отношения друг к… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Ингибиция (социальная) — (лат. «удерживание, останавливание») – ухудшение продуктивности, скорости, качества деятельности индивида в присутствии посторонних лиц наблюдателей. Ср.: Зато против него сидел пожилой, изможденный [игрок]… И когда кто нибудь становился сзади за …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ингибиция социальная — (от лат. inhibere – сдерживать, останавливать) – ухудшение продуктивности выполненяемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Ингибиция социальная — ухудшение результатов деятельности, если человек начинает её осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так ивоображаемых …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — (от лат. inhibere сдерживать, останавливать) ухудшение результатов деятельности, если человек начинает ее осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. Зачастую ребенок хуже, чем обычно, выполняет задание, когда… …   Педагогический словарь

  • Ингибиция социальная — [лат. inhibere сдерживать, останавливать] ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых. Свойство И. с. противоположно фасилитации… …   Психологический лексикон

Социальная поддержка, социальное подавление и социальное безделье

Социальная поддержка и социальное подавление

Социальное содействие означает повышенное выполнение индивидуальных задач, а социальное торможение. означает снижение выполнения индивидуальных задач, оба из которых происходят в присутствии других (Crisp & Turner, 2010; Fiske, 2010; Hogg & Cooper, 2007; Klehe, Anderson, & Hoefnagels, 2007; Wagstaff et al., 2008). Социальное содействие и торможение было задокументировано у насекомых (Baumeister & Finkel, 2010), животных, детей (Arteberry, Cain, & Chopko, 2007) и взрослых (самцов и самок).Существует больше, чем несколько теорий, объясняющих, казалось бы, противоположные явления. Однако важно отметить, что нет единого мнения о том, что какая-то одна теория лучше другой. У каждой теории есть исследовательская поддержка. Поэтому было высказано предположение, что элементы этих теорий не исключают друг друга, что делает вероятным, что элементы каждой из них могут иметь место в любой конкретной ситуации / контексте.

Теория влечения утверждает, что простое присутствие других усиливает физиологическое возбуждение, тем самым усиливая доминирующую (автоматическую) реакцию (Crisp & Turner, 2010; Hogg & Cooper, 2007).Если преобладающим ответом является хорошо усвоенная простая задача, производительность повышается. Если же, с другой стороны, преобладающим ответом является выполнение сложных, новых или иным образом незнакомых задач, производительность тормозится (Baumeister & Finkel, 2010). Точно так же опасения по поводу оценки утверждают, что физиологическое возбуждение действительно происходит, но происходит в ответ на присутствие или компонент оценки (Fiske, 2010). «Люди знают по опыту, что большинство наблюдателей оценивают качество своей работы, и поэтому присутствие аудитории увеличивает чувство опасения по поводу оценки.Как следствие, люди, которые демонстрируют негативную ориентацию на социальные ситуации, как правило, демонстрируют снижение производительности в социальных условиях, тогда как люди с более позитивной ориентацией демонстрируют повышение производительности »(Baumeister & Finkel, 2010, p. 515).

Когнитивная теория, отвлекающий конфликт , постулирует, что это не просто присутствие других людей, приводящее к улучшению или снижению производительности, но разделение когнитивного внимания или фокуса (Crisp & Turner, 2010).Следовательно, если задача требует тех же когнитивных ресурсов, что и внимание к присутствию другого человека (наблюдателя, аудитории, участника, соучастника), то производительность обязательно будет снижена, в отличие от задачи, требующей автоматизированных двигательных навыков, позволяющих улучшить физиологический процесс. производительность. Потенциальные доказательства в поддержку этого подхода были обнаружены в неврологических исследованиях (Wagstaff et al., 2008). Например, согласно одному исследованию, чрезмерная нагрузка на исполнительные функции рабочей памяти может снизить производительность при выполнении задачи.Хотя различные задачи могут напрямую влиять на рабочую память и / или когнитивную нагрузку, с точки зрения этих исследователей, «группы людей, особенно незнакомцы, могут восприниматься как потенциальный источник угрозы; если исполнительная и фронтальная системы активируются, находясь в группе, можно предсказать, что исполнительная или связанная с ним фронтальная задача будет менее хорошо выполняться в групповой ситуации »(Wagstaff et al., 2008, p. 830). Этот когнитивный подход хорошо согласуется с данными исследований, демонстрирующих, что «социальное торможение чаще всего возникает, когда задачи сложные, включают новые стимулы, требуют подавления доминирующих ответов и требуют обнаружения и исправления ошибок, тогда как социальное содействие происходит, когда существуют противоположные условия »(Wagstaff et al., 2008, с. 830).

Еще одна переменная, добавленная к этой смеси, — это самоэффективность. , известная как «вера в свои способности организовывать и выполнять действия, необходимые для достижения заданных достижений [и] является допустимым предиктором производительности» (Klehe et al., 2007 , с. 225). Таким образом, уверенность в своей способности выполнить задачу может очень хорошо повысить производительность в этой задаче, и наоборот. Другая возможность состоит в том, что человек может чувствовать уверенность в своих способностях к выполнению задач, но не в своих межличностных или социальных способностях, тем самым усиливая сдержанность и снижая производительность.

Социальное безделье

Социальное безделье — это еще одно явление, которое происходит в группах, но только тогда, когда индивидуальные усилия объединяются вместе, в результате чего получается совместный конечный продукт (Crisp & Turner, 2010; Hogg & Cooper, 2007). В частности, в группах с коллективными усилиями, производящими совместный конечный продукт, наблюдается явное снижение индивидуальных усилий в отличие от прямого ожидаемого суммарного результата 1: 1. Опять же, существует ряд теорий, пытающихся объяснить это явление.Например, теория социального воздействия предполагает, что сокращение индивидуальных усилий является результатом распределения ответственности между членами всей группы (Crisp & Turner, 2010; Hogg & Cooper, 2007). Теория драйва предполагает, что люди менее мотивированы в присутствии коллег (cotargets) по сравнению с кофакторами или оценщиками (Hogg & Cooper, 2007). Теория оценки предполагает, что, поскольку человек не чувствует, что его оценивают, он прекращает свои усилия (Hogg & Cooper, 2007.

Видеовиньетка

Социальное обеспечение . Три из работ в виньетке продемонстрировали социальное фасилитационное поведение — Гэвин и Кэти. Об их положительной работе свидетельствуют активные предложения и участие в мозговом штурме. Поведение Кена свидетельствует о том, что он взял на себя ведущую роль на собрании, содействовал собранию, задавал вопросы, оказывал положительное подкрепление и поддержку. Возможно, его поведение улучшается в результате участия в группе, что дает ему возможность проявить свои лидерские качества.Трудно быть уверенным в свете ограниченного объема предоставленной информации.

Социальное подавление . Аманда продемонстрировала социальную сдержанность. Как отметили Гэвин и Кэти, она значительно менее заинтересована, более нервна и тревожна. Ее мысли указывают на проблемы с самоэффективностью. Ее поведение указывает на опасения. Одним из возможных модераторов Аманды может быть предоставление положительных отзывов о ее работе, помогая ей улучшить ее убеждения в отношении самоэффективности, что, в свою очередь, улучшит ее производительность.

Социальное безделье . Брайан явно является социальным бездельником в группе, о чем свидетельствует его сдержанность в участии и заинтересованность в помощи с любой из идей проекта. Как уже обсуждалось ранее, есть несколько возможных причин поведения Брайана. Он мог поверить, что его усилия в группе потрачены впустую, потому что у других есть все. Он также мог чувствовать, что, поскольку его индивидуальные усилия не будут оценены, ему не нужно работать так усердно, или нет смысла работать усерднее, не получив должного признания.Предложения по изменению поведения и участия Брайана включают введение индивидуального компонента оценки, обеспечение положительного подтверждения того, что вклад каждого человека является ценным для группы и текущего проекта, а также минимизация размера группы, чтобы обеспечить положительную обратную связь для каждого члена (Baumeister & Finkel, 2010) .

Список литературы

Артеберри, М. Э., Каин, К. М., и Чопко, С. А. (2007). Совместное решение проблем у пятилетних детей: доказательства социальной поддержки и социальной лености. Психология образования , 27 (5), 577-596. http://dx.doi.org/http://dx.doi.og/10.1080/01443410701308755

Баумейстер, Р. Ф., и Финкель, Э. Дж. (2010). Продвинутая социальная психология: состояние науки . [Разжечь издание]. Получено с http://www.amazon.com

Крисп Р. Дж. И Тернер Р. Н. (2010). Основы социальной психологии (2-е изд.). Лос-Анджелес, Калифорния: Сейдж.

Фиске, С. Т. (2010). Социальные существа: основные мотивы социальной психологии (2-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Уайли.

Фиске, С. Т., Гилберт, Д. Т., и Линдзи, Г. (ред.). (2010). Справочник по социальной психологии (Том 1, 5 изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Уайли.

Hogg, M. A., & Cooper, J. (Eds.). (2007). Мудрец Справочник по социальной психологии (краткое студенческое издание, изд.). Лос-Анджелес, Калифорния: Сейдж.

Klehe, U., Anderson, N., & Hoefnagels, E.A. ( 20 07). Социальное содействие и сдерживание во время максимальных и типичных ситуаций производительности. Возможности человека , 20 (3), 223-239. http://dx.doi.org/10.1080/08959280701333040

Вагстафф, Г.Ф., Уиткрофт, Дж., Коул, Дж. К., Брунас-Вагстафф, Дж., Блэкмор, В., и Пилкингтон, А. ( 20 08). Некоторые когнитивные и нейропсихологические аспекты социального торможения и фасилитации. Европейский журнал когнитивной психологии , 20 (4), 828-846. http://dx.doi.org/http://dx.doi.org/10.1080/09541440701469749

Нравится:

Нравится Загрузка…

Связанные

.

PPT — Презентация PowerPoint по социальному содействию / запрету, скачать бесплатно

  • Социальное содействие / запрет • Способствует ли присутствие других (таких как аудитория, посетители и т. Д.) Работе? • Аудитория или присутствие других, кажется, способствует реализации хорошо усвоенных навыков, но препятствует освоению новых навыков. • Значение для обучения / коучинга • Минимизируйте количество посетителей во время обучения или держите их вне поля зрения • Поощряйте посетителей / наблюдателей во время выступления / после обучения • Влияние посетителей на обучение, когда их присутствие стало обычным явлением, неизвестно.

  • Эксперимент Рингельмана (1913) Подавление мотивации Командное перетягивание каната — измерение силы, вносимой отдельными людьми Фактор притяжения (умноженное на суммирование только суммы) 1 1 2 1,9 3 2.5. . . . . . 8 4 Этот эффект также известен как «социальное безделье».

  • Объяснения социальной лености • Потеря координации — не все тянут одновременно • Потеря мотивации — внимание сосредоточено на группе, а не на отдельном человеке • Эффект присоски — люди сокращают свои усилия, потому что это делают другие, это означает, что любой, кто этого не делает, делает больше, чем полагается.• Эффект безбилетника — люди сокращают усилия, потому что они видят, что дополнительные усилия не нужны для успеха группы. • Недостаток сплоченности группы — люди сокращают усилия, потому что не чувствуют привязанности к группе.

  • Значение для преподавания / обучения • Попытки совместного обучения могут привести к НИЖНЕМУ индивидуальным усилиям, если эти проблемы не будут решены. • Обращайте внимание на индивидуальную мотивацию, даже когда имеете дело с группой или коллективными усилиями.• Убедитесь, что группа действительно является группой, а не искусственным набором индивидуумов

  • Возбуждение против производительности • Возбуждение от производительности

  • Значение для обучения и коучинга • Работа учителя или наставника — помогать исполнителю достичь оптимального уровня, не обязательно максимального уровня возбуждения. • Обсудите: какие техники можно использовать для увеличения возбуждения? Что можно использовать для его уменьшения? Как узнать, слишком ли высокое или слишком низкое возбуждение?

  • Подробнее о возбуждении • На возбуждение влияет социальный контекст работы.Его увеличивают: • Присутствие и размер аудитории • Конкуренция • Реакция других • Эффект овцы — Реакция ребенка на падение зависит от реакции родителей • Политики используют это все время

  • Социальные эффекты в постановке групповых целей • Конкретные, хотя и достижимые цели обычно приводят к большей результативности, чем расплывчатые цели, такие как «сделать все возможное». • Группы, как правило, работают над созданием поляризации. То есть заставить людей двигать отца в том направлении, в котором они хотят идти индивидуально.• Например, люди с консервативными (осторожными) целями становятся более активными в группе. • Также относится к политическим / социальным вопросам. Таким образом, это фундаментальная причина для поощрения свободы слова, какой бы крайней степени она ни была. Свободный обмен идеями приводит к МЕНЬШЕЙ поляризации.

  • Выгорание и отсталость • Особенно на соревнованиях на уровне возрастных групп, спортсмены с большим талантом иногда устаревают или теряют интерес к своему виду спорта. Почему это? Что с этим можно сделать? • Выгорание также случается с учителями и тренерами.Что с этим можно сделать?

  • Социальная идентичность • Определение: как люди видят себя с точки зрения членства в группе. • Существует человеческая тенденция делить мир на две группы, называемые «мы» и «они». • Некоторые общие особенности поведения / факты относительно выбора членства в группе: • Самовосприятие связано со статусом членства в группе. Мы стремимся присоединиться к наиболее статусным группам. • Мы стремимся получить статус, объединяясь с группами. • Иногда наша связь с группой может даже полностью находиться в нашем сознании.Например. фанаты Cowboys

  • подробнее • Мы склонны рассматривать нашу собственную группу как «лучшую». • Мы стремимся защищать свою группу посредством рационализации. • «Мы выиграли игру. Рефери поступил несправедливо ». • Мы склонны сохранять свою групповую идентичность, когда это нам выгодно, но отрицаем членство в группе, когда это не так. • «Мы выиграли. Они проиграли »• Мы стремимся в значительной степени корректировать свое поведение, чтобы сохранить нашу групповую идентичность. (Эксперимент Эша)

  • Ментальная практика / Ментальные образы • Ментальная практика — мысленная репетиция навыка без физической практики.• Футболист может мысленно пройти игру. • Гимнаст может мысленно отработать распорядок игры. • Ментальные образы — мысленно визуализировать выступление или его результат, часто сосредотачиваясь на том, что такое успешное выступление. • Футболист может визуализировать захват паса для приземления. Гимнастка может визуализировать приземление или получение золотой медали.

  • Теория, лежащая в основе ментальной практики и образов, состоит в том, что ментальная репетиция навыка использует те же когнитивные участки мозга, что и его физическая репетиция.• Также визуализация успеха может служить источником мотивации. • Исследования показывают: • Психологическая практика лучше, чем ее отсутствие • Психологическая практика не так эффективна, как физическая практика • Физическая практика лучше, чем физическая и умственная, если общее время для обоих остается постоянным. • Исследования мысленных образов в основном неубедительны.

  • Практика наблюдения • Def: практика или обучение, наблюдая за другими • Эффективно, если обратная связь не критична для производительности • Или, если производительность включает ранее приобретенный навык в новых условиях • Не так эффективен для навыков, требующих обратной связи или совершенно новых навыки и умения.

  • .

    PPT — Присутствие других: социальное содействие и подавление Презентация PowerPoint

  • Присутствие других: социальное содействие и запрет Дополнительные примечания для группового поведения, команд и конфликтов. Подготовлено: SitiRokiahSiwok [email protected]

  • Социальное содействие • Социальное содействие (SF) предполагает положительное влияние присутствия других на поведение человека. • Социальное торможение (СИ) предполагает отрицательный эффект присутствия других.• На SF и SI дополнительно влияют эффект аудитории и взаимодействие

  • Эффекты аудитории • Эффекты аудитории имеют место, когда группа людей пассивно наблюдает за человеком (например, спортивное мероприятие) • Сильные стороны эффектов аудитории является функцией трех (3) факторов: размера аудитории, физической близости и статуса. • Другие факторы, такие как личность, играют роль (экстраверты против интровертов)

  • Социальная поддержка / запрет • Теории социальной поддержки и социального подавления объясняют повышение или снижение производительности в присутствии других людей, наблюдая за ним или работая с ним /ей.

  • Coaction • Влияние на поведение, когда два или более человека выполняют одну и ту же задачу в присутствии друг друга, называется совместным действием. • Примеры: два бегуна соревнуются друг с другом без зрителей; два парня едут друг против друга; поход по магазинам; есть

  • Объяснение эффектов социальной поддержки / торможения • Эффективность не всегда повышается в присутствии других. Существуют и другие условия, например: Производительность повышается, когда задача проста или хорошо усвоена, и наоборот.Существует четыре возможных объяснения вышеизложенного:

  • Объяснение эффектов социальной поддержки / торможения • Простое присутствие других людей естественным образом вызывает возбуждение и, таким образом, увеличивает энергию, помогает людям выполнять хорошо усвоенные задачи. Но для плохо усвоенных задач присутствие других мешает.

  • Объяснение эффектов социальной поддержки / подавления • 2. Предоставляет средства для сравнения. • На некоторых должностях этот эффект сравнения увеличивает конкуренцию и производительность, тогда как в некоторых случаях эффекты сравнения могут вызывать замедление работы сотрудников (снижение производительности)

  • Объяснение эффектов социальной поддержки / торможения • 3.Создает опасения оценки. Суждения других вызывают дифференциальные эффекты (Cottrel, 1972 в Aamodt 2010). Заинтересованный человек осознает, что присутствие других может быть вознаграждением или наказанием. Для хорошо усвоенных задач, зная, что он / она обычно выполняет хорошо, и, следовательно, ожидая полезного опыта в присутствии других.

  • Эффекты социального облегчения / торможения: оценка опасения • Если задача плохо усвоена, человек может полагать, что он / она не будет выполнять хорошо, и будет смущен, поэтому в присутствии других будет хуже .

  • Объяснение эффектов социальной поддержки / сдерживания • 4. Присутствие других людей может отвлекать. • Для хорошо усвоенного задания отвлечение внимания может не быть причиной для беспокойства, поскольку задание выполняется «автоматически». • Тем не менее, для новой задачи или задачи, которую не удалось хорошо усвоить, присутствие других людей является источником отвлечения и, таким образом, мешает человеку сосредоточиться на задаче.

  • Социальное безделье • Теория социального безделья объясняет влияние на индивидуальную производительность, когда люди работают вместе над задачей.• Впервые исследован Ринглеманом (сообщение Moede, 1927) в исследовании «натягивания веревки». • Более поздние исследования подтверждают теорию и показали, что социальное безделье возникает при выполнении многих задач. • Социальное безделье чаще встречается у плохих исполнителей (Hardy and Crace, 1991), причины не ясны. Некоторые возможные объяснения (следующий слайд):

  • Феномен социального бездельничанья • Объяснение: • Вера в то, что индивидуальные усилия не замечаются, никакие шансы не вознаграждаются. • Теория безбилетника (Керр и Бруун, 1983).Когда понимает, что все идет хорошо, он / она думает, что в его / ее усилиях нет необходимости, и поэтому не работает так много, как если бы он / она был / она был бы один. Если это правда, то безбилетник • Эффект присоски (Керр, 1983)

  • Социальное бездельничанье: эффект присоски • Это происходит, когда один член группы замечает, что другие члены группы не работают, и, таким образом, «играют с ним» для лоха ». Чтобы избежать этой ситуации, человек снижает свою производительность до уровня других.Однако эта теория не объясняет бездельничанья других участников.

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.