Снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения относят к: 15. Искажение процесса обобщения. Нарушение динамики мышления

Содержание

15. Искажение процесса обобщения. Нарушение динамики мышления

15. Искажение процесса обобщения. Нарушение динамики мышления

Больные с искажением процесса обобщения, какпра-вило, руководствуются чрезмерно обобщенными признаками. У таких больных преобладают случайные ассоциации.

Например: больной относит к одной группе ботинок и карандаш, потому что «они оставляют следы».

Искажение процесса обобщения встречается у больных шизофренией.

Главное отличие искажения процесса обобщения от снижения его уровня наиболее четко описала Б. В. Зейгарник. Она отметила, что если для больных со сниженным уровнем обобщения составление пиктограмм представляет трудность из-за того, что они не в состоянии отвлечься от каких-то определенных значений слова, то больные с искажением процесса обобщения легко выполняют это задание, так как могут образовать любую ассоциацию, не связанную с поставленной перед ними задачей.

Например: больной для запоминания словосочетаний «веселый праздник» и «теплый ветер» рисует два кружка и два треугольника соответственно, а для запоминания слова «разлука» – лук.

Рассмотрим, как выполняет задание «классификация предметов» больной с искажением процесса обобщения (при шизофрении):

1) объединяет в одну группу шкаф и кастрюлю, так как «у обоих предметов есть отверстие»;

2) выделяет группу предметов «свинья, коза, бабочка», потому что «они волосатые»;

3) автомобиль, ложку и телегу относит к одной группе «по принципу движения (ложку тоже двигают ко рту)»;

4) объединяет в одну группу часы и велосипед, потому что «часы измеряют время, а когда едут на велосипеде, измеряется пространство»;

5) лопату и жука относит к одной группе, так как «лопатой роют землю, жук тоже роется в земле»;

6) объединяет в одну группу цветок, лопату и ложку, потому что «это предметы, вытянутые в длину».

Нарушение динамики мышления встречается достаточно часто.

Выделяют несколько видов нарушения динамики мышления.

1. Непоследовательность суждений.

2. Лабильность мышления.

3. Инертность мышления.

Исследование динамики мышления проводится с помощью методик, используемых для изучения нарушений операциональной стороны мышления. Но при данном виде нарушений необходимо прежде всего обращать внимание на:

1) особенности переключения испытуемого с одного вида деятельности на другой;

2) чрезмерную обстоятельность суждений;

3) склонность к детализации;

4) неспособность сохранять целенаправленность суждений.

Основные феномены нарушений мышления при шизофрении

ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

1. Снижение уровня доступных обобщений
Это неспособность к сравнению, анализу и обобщению при работе со сложными понятиями. Все, что касается снижения уровня доступных обобщений, достаточно легко поддается диагностике. Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях.

Оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментальных заданий больные не в состоянии отобрать те из признаков, которые наиболее полно раскрывают обсуждаемые понятия. Здесь важно помнить о том, что для больных шизофренией в принципе не характерно снижение уровня доступных обобщений (особенно на начальных стадиях развития дефекта). Соответственно, признаки снижения уровня доступных обобщений чаще всего будут проявляться либо у больных шизофренией в случае приема нейролептиков, либо у пациентов с олигофреническим типом расстройства.

При применении вышеописанных методик снижение уровня доступных обобщений будет проявляться в следующем:

  • методика «классификация предметов»: Формируя группы карточек, больные ориентируются на более простые признаки. Есть проблемы с формированием групп по абстрактным признакам. В тяжелых случаях больные не могут усвоить инструкцию к заданию. Пациенты со снижением уровня доступных обобщений будут испытывать сложности с называнием сформированных групп;
  • методика «исключение предметов»: Исключение предметов по странным и несущественным признакам («потому что здесь нет стекла»). Справляются только с простыми карточками (напр. Где изображены 3 растения и кот). Проблемы с называнием групп;
  • методика пиктограмм: Всюду будет превалировать конкретика, а в грубом варианте будут проявляться конкретно-ситуационные сочетания, когда в качестве группы воспроизводится какой-то индивидуальный опыт («пришел я с работы, снял обувь, поставил в шкаф, потом пошел на кухню и взял кастрюлю, положил туда морковь, потом лег на диван, достал книжку… »). Чем более лаконичен и абстрактен рисунок, тем ниже вероятность наличия у пациента сниженного уровня доступных обобщений – и наоборот.

2. Искажение процесса обобщения
В некоторых учебниках Зейгарник встречается фраза о том, что искажение процесса обобщения – это антипод снижения обобщений. На самом деле, это не вполне так – это не антиподы, а скорее характеристики разного класса явлений. Все что касается снижения уровня обобщений – это скорее количественные характеристики, тогда как искажение процесса обобщения предполагает качественные характеристики. В самом общем виде больные с «чистыми» признаками искажения процесса обобщения не испытывают когнитивных сложностей при решении задач – они с легкостью оперируют сложными признаками. Как правило, для больных с признаками искажения процесса обобщения не характерны признаки снижения уровня доступных обобщений, а основные мыслительные операции им доступны, однако осуществляются они качественно иначе, нежели в норме. При построении обобщений такие больные опираются не на существенные, а на латентные признаки предметов и явлений.

ЛАТЕНТНЫЙ ПРИЗНАК – это признак, который, несомненно, присущ данному предмету или явлению, но при этом не раскрывает его предметную сущность.

В отличие от конкретных признаков, отличающихся простотой, латентные часто представляются вычурными. Пример использования латентного признака: даем больному карточку «птица-бабочка-жук-самолет», а тот исключает жука и объясняет это тем, что это – единственная ч/б картинка на данной карточке. Более мягкие варианты: образование групп по принципу «летает-не летает», «съедобное-несъедобное». Есть нюансы при применении методики пиктограмм: здесь для решения задачи субъект должен обладать способностью соотносить смысловую зону понятия, которое мы просим его запомнить, со смысловой зоной понятия, которое выбирается им в качестве опосредующего символа. Легко решаемой эта задача будет тогда, когда смысловые зоны этих двух понятий будут максимально близкими.

Однако в случае с абстрактными понятиями задача ощутимо усложняется (как изобразить понятие «развитие»? Без метафор – да никак). К категории латентных признаков всегда относятся признаки по фонетическому созвучию, которые хорошо проявляются при применении методики пиктограмм (для запоминания слова «печаль» рисуют печать, для запоминания слова «сомнение» изображают сома, а для запоминания слова «мука» – мешок муки).

ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Этот аспект пока пропускаем, т. К. Его нарушения не характерны для шизофрении. Такие нарушения встречаются у больных эпилепсией и пациентов с диффузными органическими поражениями центральной нервной системы. Этот аспект будет разобран чуть позже, применимо к рассмотрению «органики». Вообще говоря, и инертность, и лабильность мышления, и ускорение ассоциативного процесса могут встречаться у больных шизофренией – однако это не будет специфическим проявлением особенностей мышления по шизофреническому типу. Иными словами, нарушения динамического аспекта мышления для больных шизофренией в целом неспецифичны: они могут иметь место, но на основании их наличия не делают никаких диагностических выводов.

МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ
Ситуация диагностики в клинике должна однозначно интерпретироваться пациентом как ситуация экспертизы – он должен быть заинтересован в своей судьбе. Если мы этого не наблюдаем, то это можно считать признаком определенных мотивационных проблем или проблем с целеполаганием. При шизофрении эта специфическая окраска отсутствует, что является проявлением апато-абулических расстройств. В грубых случаях у больных наблюдается апатия как бесчувствие, в более мягких вариантах – апатия как нарушение мотивации. На патопсихологическую экспертизу обычно отправляют вторых, потому как с первыми и без экспертов все ясно. При исследовании мышления апато-абулические нюансы проявляются как разноплановость суждений, резонерство и нарушения критичности к себе и своей деятельности.

1. Разноплановость суждений
Суждения больного становятся внутренне противоречивыми, а сам больной нечувствителен к наличию этих логических противоречий. Это происходит потому, что при построении своих суждений такой больной исходит одновременно из нескольких целей. Таким образом, за разноплановостью всегда стоит дефект целеполагания. Отсюда и само слово «разноплановость» – у больного одновременно существуют несколько планов решения одной и той же задачи, причем отдельные из этих планов оказываются совершенно не связанными друг с другом. В норме эти планы упорядочены и соподчинены друг другу, а здоровый человек при классификации предметов опирается на признаки, раскрывающие их предметную сущность. В идеале это должны быть признаки одного уровня. А при разноплановости всего этого нет, вместо этого – чехарда решений. Зачастую даже обладая очень высоким уровнем доступных обобщений и проявляя креативность, такие больные испытывают затруднения с реализацией простых бытовых решений, что логично выражается в их непродуктивности в обыденной жизни.

Разноплановость суждений может иметь разную степень выраженности. Наиболее грубо разноплановость проявляется в виде «разорванности мышления», когда речь пациента может приобретать чуть ли не вид «словесного салата» (e.g. Начало фразы про одно, середина про другое, конец про третье). «Классическую» разноплановость в речи пациента просто так не увидеть – нужно специальное исследование, направленное на разворачивание мыслительного процесса во времени. Нельзя делать выводы по тому, как пациент решает одну конкретную задачу – для точного выявления нарушений мотивации нужно проанализировать то, как он справляется с несколькими задачами. В этой связи лучше всего выявлять разноплановость посредством сопоставления результатов применения разных методик и того, насколько качественно больной выполнил разные задания.

При этом надо учитывать и динамический аспект в части возможных колебаний работоспособности больного. Если этот фактор учтен, а результаты выполнения заданий все равно «плавают» – можно говорить о нарушении целеполагания. Совсем легкая форма разноплановости известна как «соскальзывание на побочные ассоциации». О наличии «соскал

Нарушения операционных и мотивационных сторон мышления


1. Нарушение операционной стороны мышления:

А) снижение уровня обобщения;

Б) искажение уровня обобщения.

2. Нарушение мотивационного компонента мышления.

На основании экспериментально-психологических исследований мышления обычно можно выделить три основных вида нарушений мышления (Б.В. Зейгарник, 1962): 1) нарушения операциональной стороны мышления; 2) нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления; 3) нарушения динамики мыслительной деятельности. Возможны также различные сочетания этих нарушений.

1. Нарушения операциональной стороны мышления — у больных нарушается и теряется возможность пользоваться основными операциями мышления. Чаще всего это относится к операциям обобщения и отвлечения (абстрагирования). Обобщение как психический процесс мышления является формой отражения общих признаков и свойств предметов и явлений в сознании человека. Простейшее обобщение заключается в объединении, группировании объектов на основе случайного признака. Более высокие его уровни требуют отвлечения от конкретных деталей и объединения объектов не по случайным признакам, а по определенным основаниям.

Нарушения операциональной стороны мышления обычно сводятся к двум крайним вариантам:

а) Снижение уровня обобщения — в суждениях больных доминируют конкретные, непосредственные представления о предметах и явлениях, а более высокие уровни обобщения, где требуется абстрагирование, больному труднодоступны. При ярко выраженном снижении уровня обобщения больные не могут объединить по общим признакам разные предметы или создают много мелких групп на основании чрезвычайно конкретной предметной связи между ними (например — ключ и замок, перо и ручка). Затруднена также умственная операция объединения и противопоставления (исключение лишнего из 4 предъявленных предметов), недоступным становится толкование и понимание переносного смысла пословиц.

Все проявления мышления неизбежно сводятся к суждениям и умозаключениям, по которым мы судим и об интеллекте человека. Слабость собственно интеллекта проявляется в том, что мышление конкретно-образное выступает на первый план, а отвлеченное (понятийно-абстрактное) мышление становится малодоступным для больного.

Характерно также обеднение речи.

б) Искажение процесса обобщения — существенные свойства предметов, явлений и существующие связи между ними вовсе не принимаются больными во внимание при операции обобщения. При этом нельзя сказать, что больной не может их выделить путем абстрагирования, напротив, — в основу обобщения им берутся чрезвычайно общие признаки и связи, но они носят случайный, ненаправленный и неадекватный характер.

2. Нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления — проявляются в нарушениях регулирующей, мотивационной функции мышления, его критичности с феноменами: 1) актуализации латентных свойств понятий, 2) «разноплановости» мышления и 3) «разорванности» мышления.

Мышление является сложной саморегулирующейся формой деятельности, оно всегда определяется целью, т.е. поставленной задачей. Утеря целенаправленности приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к утрате мышлением регулирующих поведение функций, поскольку не существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений и чувств человека, его личности в целом.

Для личности значимым и существенным всегда является то, что приобрело для нее личностный смысл. Явление, предмет или событие могут в разных жизненных ситуациях приобретать разный смысл, хотя знания о них остаются прежними. Конечно, сильные эмоции могут и у здорового человека привести к тому, что предметы и их свойства начнут выступать для него в каком-то измененном значении.

Однако в экспериментальной ситуации, как бы она ни была значима для человека, объекты понимаются однозначно — посуда всегда понимается как посуда, а мебель как мебель. Признаки предметов, на основании которых проводится классификация, для здорового человека носят устойчивый характер. Эта устойчивость объективного значения вещей часто нарушается у больных шизофренией, что в экспериментальной ситуации приводит к актуализации латентных, т.е. скрытых, понятных и интересных лишь самому больному, признаков и свойств предметов.

Эти «латентные» знания основаны на каких-то личных вкусах и предпочтениях и приобрели смысл для него лишь благодаря болезненно измененным мотивам и установкам (Зейгарник Б.В., 1986) или актуализированы из памяти на основании прошлого жизненного опыта (Поляков Ю.Ф., 1969). Например, больной в одну группу объединяет солнце, свечу и керосиновую лампу и исключает электролампу. При этом он говорит, что «электролампа слишком пахнет цивилизацией, которая убила все, что ос

14. Снижение уровня обобщения. Клиническая психология

14. Снижение уровня обобщения

При снижении уровня обобщения у больных преобладают непосредственные представления о предметах и явлениях, т. е. вместо выделения общих признаков больные устанавливают конкретно-ситуационные связи между предметами и явлениями. Они с трудом абстрагируются от конкретных деталей.

Б. В. Зейгарник приводит примеры выполнения задания «классификация предметов» больными со сниженным уровнем обобщения: «…один из описываемых больных отказывается объединить в одну группу козу с волком, „потому что они враждуют“; другой больной не объединяет кошку и жука, потому что „кошка живет в доме, а жук летает“. Частные признаки „живет в лесу“, „летает“ больше определяют суждения больных, чем общий признак „животные“. При ярко выраженном снижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на классификацию; для испытуемых предметы оказываются по своим конкретным свойствам настолько различными, что не могут быть объединены. Даже стол и стул нельзя отнести к одной группе, так как „на стуле сидят, а на столе работают и кушают…“.

Приведем примеры ответов больных со сниженным уровнем обобщения в эксперименте «исключение предметов». Больным предъявляют картинки «лампа керосиновая», «свеча», «лампочка электрическая», «солнце» и спрашивают, что нужно удалить. Экспериментатор получает следующие ответы.

1. «Надо удалить свечу. Она не нужна, есть лампочка».

2. «Не надо свечи, она быстро сгорает, она невыгодна, и потом уснуть можно, может загореться».

3. «Не нужна лампа керосиновая, сейчас повсюду есть электричество».

4. «Если днем, то нужно удалить солнце – и без него светло». Предъявляются картинки «весы», «часы», «термометр», «очки»:

1) больной удаляет градусник, объясняя, что «он только в больнице нужен»;

2) больной удаляет весы, так как «они нужны в магазине, когда надо завешивать»;

3) больной не может ничего исключить: говорит, что часы нужны «для времени», а градусник – «измерять температуру»; очки он не может удалить, потому что «если человек близорукий, то они нужны ему», а весы «не всегда нужны, но тоже полезны в хозяйстве».

Итак, мы видим, что часто больные подходят к предъявляемым предметам с точки зрения их пригодности в жизни. Они не понимают условности, которая скрыта в поставленной перед ними задаче.

Искажение процесса обобщения. | Академия исследования лжи

Сегодня мы немного затронем тему обобщения, сравнения и искажения мыслительных процессов, но не у обычных людей, а у больных шизофренией.
Прежде чем перейти к теме предлагаю определиться с тем, что такое шизофрения.

Шизофрения (от др.-греч. «расщеплять», «раскалывать + «ум, мышление, мысль»), ранее — деменция прекокс (от лат. dеmentia praecox — «раннее слабоумие») – это психическое расстройство (или группа расстройств), для которого характерны нарушения процессов мышления, восприятия, самовосприятия, эмоций и поведения.

Так вот, у больных шизофренией обычно наблюдается феномен искажения мыслительных процессов. При решении данной (мыслительной) задачи предполагается, что человек будет выделять существенные признаки, производить анализ, объединять по существенным общим признакам, и т.д. И вот, что происходит. Больные шизофренией могут и выделять общий признак, и абстрагировать, но делают они отлично от условно здоровых людей. Но признак, по которому больные определяют общее среди имеющегося, не является существенным. В данном случае он не опирается на общечеловеческий опыт. Данный феномен отхода от общечеловеческих критериев называется искажением.
Существует методика «исключение предметов» (или «4й лишний»), где происходит оценка вербально-логического мышления. Данная методика выявляет признаки искажения мыслительных процессов. Чаще всего методика представляется испытуемому в виде черно-белых карточек, на которых изображены четыре предмета, эти карточки могут быть и помечены по сложности и предоставляться о легких к сложным. Также, это могут быть не карточки с картинками, а слова, написанные по четыре слова в строчке. Итак, испытуемому предоставляют первые четыре карточки, при этом три из них имеют прямой общий признак, их можно назвать одни словом, а четвертое изображение к ним не подходит. Испытуемый выбирает один предмет (изображение), которое исключает, однако, он должен еще объяснить свой выбор, прокомментировать его. То есть, ему человеку необходимо синтезировать (найти) общее понятие среди трех предметов (изображений), и исключить один предмет (изображение), которое не будет подходить под общее.

Теперь предлагаю перейти к практическому опыту, приведу пример проработки данной методики с больным шизофренией. На карточках представлены дерево, этажерка, метла и вилка. Больной исключает вилку, оставляя дерево, этажерку и метлу. При этом объединяет три оставшиеся предмета не потому, что они все могут быть деревянными, а потому, что вилка занимает горизонтальное положение, а остальные – вертикальное. Это хороший пример того, как больной обобщает по латентному признаку, то есть по несущественному. Другой больной шизофренией исключил этажерку, объясняя тем, что что все остальные предметы имеют стержень. Давайте рассмотрим еще один пример. На карточках изображены самолет, пчела, вентилятор, гвоздь. (какой предмет вы бы исключили и по какому признаку объединили оставшиеся?) Больной шизофренией выбрал гвоздь на основании того, что он является односложным (монолитным), а все оставшиеся предметы состоят из частей. Что мы видим. Мы видим, что нахождение общего и исключение лишнего (абстрагирование и синтез) сохранены, но это только формально. Другими словами, общий признак найден, но какой… Вот в этом игнорировании стереотипов практики и проявляется феномен искажения мыслительных операций.

Данный вид нарушения диагностируется с помощью еще одной методики – «Сравнение понятий». Человек должен назвать сходство и различия между двумя парами, предложенными специалистом, при этом могут быть несравнимые пары. Сначала определить нужно сходство, а затем отличие. Например, специалист предлагает пары: «снег» и «дождь», «слон» и «муха», «сани» и «телега», «ветер» и «соль», «луна» и «чернильница». Две последние пары понятий являются несравнимыми.
Чаще всего больные шизофренией отвечают таким образом: при сравнении «воробей – соловей», больной опирается на одинаковый цвет или схожее оперение, но не выделяет существенный признак того, что это птицы. Точно также пациенты не выделяют существенные различия, говоря, что «воробьев чаще бьют» или «характер разный», но не говорят, что соловей – птица певчая, а воробей – нет. Ответы пациентов ни коем образом не зависят от сложности задачи. Ошибки возникают при разборе даже самый простых пар. Например, сравнивая пару «мышь» и «кошку», пациент видит сходство в том, что «обе поддаются дрессировке» или «видят в темноте», или «используются в научных целях», но больное не говорит, что это животные. В данном случае можно увидеть, что мыслительная операция, как таковая, не осуществляется в должном виде. И признак, на которые опирается больной является не прямым, а латентным и малозначимым.

В заключении замечу, что приведенные выше примеры как методик, так и примеров из практики являются частными случаями. При этом, каждый, читающий данную статью, конечно может найти в интернете эти методики, пройти их сам или протестировать на ком-то из знакомых. Важно помнить, что только специалист имеет право ставить диагноз и корректно использовать методики в работе. В истории, где вы пробуете протестировать знакомых – это, скорее всего, будет простой тест, где вы сможете «проиграть» и посмотреть как другой человек находит общее или исключает предмет, но не более.

В курсах МАИЛ мы затрагиваем общую информацию в патопсихологии, чтобы вы могли анализировать условно здоровых людей и понимали, что находиться «за гранью» условной нормы. Записаться или проконсультироваться по курсу или курсам Академии очень просто. Оставьте заявку здесь.

Total

0

Поделиться

28. Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях

Мышление является деятельностью, которая опирается на систему понятий, подчинена цели, учитывает условия, в которых осуществляется. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение
действительности выступает как усвоение и использование знаний. Усвоение происходит не в виде накопления фактов, а в виде процесса синтезирования, обобщения, применения новых интеллектуальных
операций.

 

Обобщение –есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явлениями и объектами. Оно означает иное отношение к объекту, способность установления иных связей между
объектами, способность установления связей между самими понятиями. Установленные и обобщенные в прежнем опыте системы связей на аннулируются. Образование обобщения идет не только путем заново
совершаемого обобщения единичных предметов, а путем обобщения прежних обобщений.

Нарушение операциональной стороны мышления:

  • Снижение уровня обобщения.

    • Доминирует непосредственное представление о предметах
    • В суждениях оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами (больной отказывается объединить кошку и собаку в одну группу, «так как
      они враждуют», частный признак «вражда» определяет суждение больного, а не общий «животные»)
    • При ярко выраженной степени снижения уровня обобщения больные вообще не способны к классификации (стол и стул нельзя объединить в одну группу, так как на стуле сидят, а за столом
      кушают)
    • Конкретно-ситуационные сочетания – объединение предметов как элементов какого-нибудь сюжета, но классификация не проводится (ложка, ботинок, яйцо – он пришел домой, снял ботинки и
      ложкой съел яйцо)
    • Затрудненное понимание переносного смысла пословиц («куй железо, пока горячо»=железо нельзя ковать, когда оно холодное)

Особенно четко непонимание условности выступает в опыте на опосредованное запоминание (метод пиктограмм) – на рисунке нужно отразить ту ассоциацию, которая может «встать» на место слова, это
возможно лишь при достаточном уровне обобщения

Методы:

1)   классификации предметов

2)   метод исключения

3)   метод объяснения пословиц

4)   метод пиктограмм

 

 у больных эпилепсией, энцефалитом  и олигофренией нарушение процесса обобщения носит конкретно-ситуационный характер суждений, непонимания переноса, условности

 

 

 

 

  • Искажение процесса обобщения.

    • в своих суждениях больные отражают лишь случайную сторону явлений(выполняя задание на классификацию, руководствуются чисто случайными признаками, неадекватными реальным отношениям
      между предметами) – вилку, ложку, стол и лопату относят к одной группе по принципу твердости. Чаще всего встречается у больных шизофренией с галлюцинаторно-параноидной формой течения
      и  психопатов.  
    • Могут беседовать на общие темы но не могу ответить на конкретный вопрос 
    • Речь вычурна (говорят о друге, которого характеризуют как доброго человека и тут же переходят к рассуждения о добре и зле)
    • Классификация либо на основании чрезмерно общих признаков, либо на основании чисто внешних, несущественных признаков
    • При выполнении задания на составление пиктограммы могут образовать любую связь («веселый ужин» — 2 кружочка)
    • Формальные, случайные ассоциации («лечение — течение» — созвучие, «колесо-колесница» — по типу эхолалий)
    • Резонерство – бесплодное мудрствование (обнаруживается при описании сюжетных картинок: «женщина колит дрова» — это ее судьба, объяснении пословиц)
    • Если для больных со снижением уровня обобщения характерен скудный ряд ассоциаций, то для больных с искажением процесса обобщения, напротив, чрезмерно большой ряд ассоциаций.

 

 

Классификация нарушений мышления в патопсихологии.

Уровни:

1. Операциональный компонент мышления:

  • Снижение уровня обобщения. В суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Оперирование общими признаками заменяется конкретными связями между предметами. Не доступна классификация или создают большое количество мелких групп на основании конкретного смысла между ними. Не могут усвоить смысла задания. Больные часто подходят к данным заданиям изображения предмета с позиции жизненной пригодности. Эпилепсия, органические поражения головного мозга, олигофрения.
  • Искажение процесса обобщения. Суждения больных отражают лишь случайную сторону явлений, а не существенные отношения между предметами. Появляется феномен резонерства, который еще называют бесплодное мудрствование. Больные уходят от содержательной стороны явления, а оперируют их латентными признаками. В экспериментах Больные сближают признаки, которые не соответствуют в реальности. Шизофрения.

2. Динамический компонент мышления:

  • Непоследовательность суждений. Неусточивость способа выполнения задания. Происходит сбой, а затем опять приходит в норму. Невнимательность из-за колебания работоспособности. Логические связи подменяются случайными. Образование одноименных групп. Органические поражения головного мозга, МДП, черепно-мозговые травмы.
  • Лабильность мышления. Скачка идей. Стойкий характер нарушений. При указании на ошибку могут ее исправить. Возникающие ассоциации носят хаотический характер и не оттормаживаются. При ассоциативном эксперименте Больного просят написать 60 слов. Напишет очень быстро. Если просят ответить на слово ассоциацией, они будут не верны. Больному тяжело выполнить инструкции. Скачка идей поверхностна и смысл присутствует. Маниакальные состояния.
  • Откликаемость. Утрированная форма неустойчивости способа выполнения работ. Легкая отвлекаемость Больного, неспособность удерживать ход мышления в установленном направлении. Реагируют на любой раздражитель. После того как отвлекся тяжело вернуться к предыдущему заданию. «Полевое» поведение. Теряется целенаправленность Деятельности. Мыслительные операции доступны. Сосудистые заболевания, черепно-мозговые травмы.
  • Инертность мышления. Заключается в инертности связей прошлого опыта и выражается в том, что Больные не могут менять выбранного способа работы, менять свои суждения. Не могут переключаться с одного вида Деятельности на др. Стремление отразить все сразу. Тяжело спровоцировать изменить свое мнение и не видят возможности др. Эпилепсия, органические поражения головного мозга.
  • Соскальзывание. Больной неожиданно сбиваются с правильной мысли на ложную ассоциацию, а затем Больной вновь способен на правильный ход рассуждений, не повторяя допущенную ошибку, но и не исправляя ее. Сосудистые больные.

3. Мотивационный компонент мышления:

  • Разноплановость мышления. Суждения Больного о предмете протекают в разных плоскостях, происходит переплетение, одновременное сосуществование разных аспектов суждения Больного. В результате выводы Больного не направлены на правильное представление о явлении или предмете. Больной не удерживает цель разговора или задания. Имеются случайные ассоциации, элементы воспоминаний, желаний. Шизофрения.
  • Разорванность мышления. Не старается донести какую-либо информацию. Предложения не имеют смысла, хотя правильно грамматически оформлены. Суждения теряют связанный характер, Больной говорит независимо от присутствия кого-либо. 1) В длительных высказываниях Больного отсутствуют рассуждения. Больные произносят ряд фраз, но там нет содержательной части. 2) Отсутствие определенного объекта мыслей Больного. 3) Больные не заинтересованы во внимании собеседника, они не выражают в своей речи отношения к другим людям, отсутствует функция общения речи. Ослабление ассоциаций. Характер речи нестандартный, паралогичный. При отсутствии смыслового компонента грамматическая сторона речи не нарушается. Шизофрения.
  • Резонерство. Склонность к бесплодному рассуждательству, мудрствованию. Заключается в потере предмета рассуждения, использовании побочных признаков для выведения умозаключения. Абстрактный характер всей речи Больного. Стремление подвести любое явление под какую-нибудь концепцию. При шизофрении – учит жить других. Моралист. Компенсирует какой-либо неуспех. Органические поражения головного мозга – компенсация при несправлении с какой-либо ситуацией. Внесение в план громкой речи всех совершаемых интеллектуальных действий. Эпилепсия – вязнет в деталях.

4. Нарушение критичности.

Критичность у Больных исчезает. Следствие выпадения контроля за своими действиями. Больные могут бездумно соглашаться с абсурдными суждениями, соглашаются с суждениями другого человека. Больные часто не замечают своих ошибок, а при указании на ошибки их не исправляет.

Искажение процесса обобщения

Искажение процесса обобщения

Нарушение процесса мышления, которое мы обозначили как искажение процесса обобщения, является как бы антиподом только что описанного.

Если суждения описанных выше пациентов не выходят за пределы частных, единичных связей, то пациенты, о которых мы сейчас будем говорить, отход от конкретных связей выражается в крайне преувеличенной форме.Пациенты в своих суждениях отражают только случайную сторону явлений, сущностные отношения между объектами не учитываются, часто не учитывается содержательное содержание вещей и явлений. Итак, при выполнении задачи классификации объектов они руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между объектами. Например, больной М. совмещает вилку, стол и лопату по принципу «твердости»; гриб, лошадь и карандаш он объединяет в одну группу по «принципу соединения органического с неорганическим».

Подобные задачи описываются как пустые или выхолощенные. Из таблицы 7 видно, что они чаще всего встречаются у больных шизофренией (у 67,1% обследованных), преимущественно при галлюцинаторно-параноидальной форме течения болезни, и у психопатов (33,3%).

Таблица 7

Ошибки формы формальных, бессмысленных сочетаний в задаче «Классификация объектов»

Диагностика

Количество обследованных

Количество пациентов, ошибочно выполнивших задание

Шизофрения

155

107 (67.1) *

Эпилепсия

50

2 (4,0)

Сосудистые болезни головного мозга

125

Травмы

170

4 (2,4)

Олигофрения

40

Энцефалит

30

6 (20.0)

Прогрессирующий паралич

30

Маниакально-депрессивный психоз

15

Психопатия

30

10 (33,3)

* Количество ошибочных решений в скобках — %.

Такие пациенты живут в мире своих бредовых переживаний, не очень интересуются реальной ситуацией, они пытаются подойти к незначительным повседневным явлениям с «теоретических позиций». В беседе они могут затронуть вопросы общего характера, но часто не могут ответить просто на конкретный вопрос. Речь пациентов претенциозна. Так, например, говоря о кабинете, один из таких пациентов называет его «ограниченной частью пространства», говоря о другом, которого он охарактеризовал как доброго человека, замечает: «Что есть добро и зло?»

Это определение относительно, положительное и отрицательное, как и вопрос об электронах и Вселенной.Плохая — это качественная сторона, поэтому вам нужна хорошая. Но плохое может уйти навсегда, противоположностей не бывает

в табл. 8 показаны наиболее показательные примеры того, как такие пациенты выполняют задачу классификации предметов. Они его проводят либо на основе таких общих признаков (твердость, движение), выходящих за рамки содержательной стороны явлений, либо на основе чисто внешних, несущественных признаков (дыра).

Таблица 8

Примеры задания задания классификации объектов по типу формальных, бессмысленных связей

Товаров, сгруппированных в одну группу

Пациенты

Пояснение

Шкаф, кастрюля

М.(шизофрения, параноидальная форма)

Оба предмета имеют отверстие

Машинка, ложка, тележка

г (шизофрения, парано

.

Глава 7. Расширенное моделирование отношений сущностей

Содержание

Цели

В конце этой главы вы должны уметь:

  • Опишите концепции специализации / обобщения, агрегации и композиции.

  • Проиллюстрируйте, как специализация / обобщение, агрегирование и состав представлены на диаграммах ER.

  • Сопоставьте отношения специализации / обобщения с таблицами, подходящими для реализации реляционной базы данных.

Введение

Параллельно с этой главой вам следует прочитать главу 12 Томаса Коннолли и Кэролайн Бегг, «Системы баз данных — практический подход к проектированию, реализации и управлению», (5-е изд.).

Эта глава основывается на предыдущей главе, в которой рассматривались основные концепции моделирования сущностно-взаимосвязи (ER). В главе обсуждались концепции сущности, участия, рекурсивных отношений, слабых и сильных сущностей.Он также проиллюстрировал, как эти концепции могут быть представлены на диаграммах ER. В последние годы повышение скорости компьютера и увеличения объема памяти привело к разработке сложных программных приложений, таких как географические информационные системы (ГИС). Базовых возможностей ER-моделирования недостаточно, чтобы представить все концепции в таких приложениях. Чтобы удовлетворить эти потребности, было предложено множество различных семантических моделей данных, и некоторые из наиболее важных семантических концепций были успешно включены в исходную модель ER.В этой главе обсуждаются и иллюстрируются передовые концепции моделирования ER, а именно специализация / обобщение, агрегирование и композиция.

Контекст

В этой главе продолжается рассмотрение концепций нисходящего проектирования баз данных. Как и предыдущие главы, он тесно связан с другими главами по проектированию баз данных, нормализации и другим темам проектирования. Эта глава также имеет большое значение для материала модуля по настройке производительности, такого как глава об индексировании, поскольку решения, принимаемые во время проектирования базы данных, имеют большое влияние на производительность приложения.

Обзор предыдущих концепций

В предыдущей главе мы обсудили основные концепции моделирования ER. В этом разделе мы вновь возвращаемся к некоторым важным концепциям.

Объекты

Сущность может представлять категорию людей, вещей, событий, мест или концепций в пределах рассматриваемой области. Сущность может иметь один или несколько атрибутов или характеристик. Распространены две нотации для представления сущности: прямоугольная нотация и нотация, в которой используются эллипсы для представления атрибутов, принадлежащих объекту.

Рисунок 7.1

Рисунок 7.2

Типы отношений

Они выражают количество объектов, с которыми другой объект может быть связан посредством отношения. Отношения, существующие между двумя объектами, можно разделить на следующие категории:

• индивидуально

Рисунок 7.3

• один ко многим

Рисунок 7.4

• многие ко многим

Рисунок 7.5

Участие в отношениях

Условие участия определяет, является ли для объекта обязательным или необязательным участие в отношениях.Это также известно как класс принадлежности отношения.

Есть два вида условий участия: обязательные и необязательные. Большинство сущностей участвуют в бинарных отношениях, из чего следует, что существует четыре основных типа отношений членства:

  1. Обязательно для обоих субъектов

Рисунок 7.6

  1. Обязательно для одного объекта, необязательно для другого

Рисунок 7.7

  1. Необязательно для одного объекта, обязательно для другого

Рисунок 7.8

  1. Необязательно для обоих объектов

Рисунок 7.9

Примечание. Для иллюстрации участия мы использовали тип отношения «один ко многим». Обратитесь к предыдущей главе для получения более подробной информации о том, как моделировать участие для других типов отношений.

Специализация / обобщение

Мы обсудили различные типы отношений, которые могут возникать между сущностями. У некоторых сущностей есть отношения, образующие иерархию. Например, судоходная компания может иметь разные типы судов для своего бизнеса.Связь, существующая между концепцией корабля и конкретными типами кораблей, образует иерархию. Корабль называется суперклассом. Конкретные типы кораблей называются подклассами.

Суперкласс: Тип сущности, представляющий общую концепцию на высоком уровне.

Подкласс: Тип сущности, представляющий конкретную концепцию на более низких уровнях.

Считается, что подкласс наследуется от суперкласса. Подкласс может наследовать от многих суперклассов в иерархии.Когда подкласс наследуется от одного или нескольких суперклассов, он наследует все их атрибуты. Помимо унаследованных атрибутов, подкласс также может определять свои собственные специфические атрибуты. Подкласс также наследует участие в наборах отношений, в которых участвует его суперкласс (объект более высокого уровня).

Процесс создания суперкласса из группы подклассов называется обобщением. Процесс создания подклассов из общей концепции называется специализацией.

Специализация: Средство идентификации подгрупп в наборе объектов, у которых есть атрибуты, которые не являются общими для всех объектов (сверху вниз).

Обобщение: Несколько наборов сущностей синтезируются в набор сущностей более высокого уровня на основе общих характеристик (снизу вверх).

Представление специализации / обобщения в ER-диаграммах

Ромбовидная нотация — это обычное представление отношений специализации / обобщения в диаграммах ER.

Рисунок 7.10

В качестве примера рассмотрим следующий сценарий:

Африка хранит множество исторических артефактов в разных местах.Каждый артефакт хранится в определенном месте. Местоположение может быть точкой, провинцией, страной или субрегионом Африки.

Сценарий имеет отношение специализации между местоположением и различными конкретными типами местоположений (например, точка, провинция, страна и субрегион). Эти отношения специализации представлены на диаграмме ER ниже.

Рисунок 7.11

Чтобы продемонстрировать обобщение, давайте представим, что Артефакт — это один из примеров предметов африканской культуры.Другой тип культурного объекта — Художник. Понятно, что предмет культуры — это надкласс артефакта и художника. Это обобщающее отношение может быть представлено на диаграмме ER, как показано ниже.

Рисунок 7.12

Ограничения на специализацию / обобщение

Есть три ограничения, которые могут применяться к специализации / обобщению: ограничения членства, непересекающиеся ограничения и ограничения полноты.

  • Ограничения по членству

    Определено условие: Членство в отношениях специализация / обобщение может быть определено как условие в требованиях e.грамм. танкер — судно, на котором груз = «нефть»

    Определяется пользователем: Иногда разработчик может определить отношение суперкласс-подкласс. Это можно сделать, чтобы упростить модель проекта или представить сложные отношения, существующие между сущностями.

  • Непересекающиеся ограничения

    Disjoint: Ограничение disjoint применяется только в том случае, если суперкласс имеет более одного подкласса. Если подклассы не пересекаются, то вхождение объекта может быть членом только одного из подклассов, например.грамм. аспирант или бакалавр — нельзя быть и тем, и другим. Чтобы представить непересекающиеся отношения суперкласс / подкласс, используется «Или».

Рисунок 7.13

Перекрытие: Это применяется, когда экземпляр объекта может быть членом более чем одного подкласса, например студент и преподаватель — некоторые люди и то и другое. «And» используется для представления перекрывающихся отношений специализации / обобщения на диаграмме ER.

Рисунок 7.14

  • Ограничения полноты

    Всего: Каждый суперкласс (сущность более высокого уровня) должен принадлежать подклассам (наборам сущностей более низкого уровня), e.грамм. студент должен быть аспирантом или бакалавром. Для обозначения полноты отношений специализации / обобщения используется ключевое слово «Обязательный».

    Рисунок 7.15

    Частично: Некоторые суперклассы могут не принадлежать подклассам (наборы сущностей нижнего уровня), например некоторые люди в UCT не являются ни студентами, ни сотрудниками. Ключевое слово «необязательный» используется для обозначения отношения частичной специализации / обобщения.

    Рисунок 7.16

На диаграмме ER мы можем показать как ограничения непересечения, так и ограничения полноты.Следуя нашим примерам, мы можем комбинировать ограничения непересекаемости и полноты.

Рисунок 7.17

Некоторые сотрудники университета одновременно являются студентами и преподавателями. Не все сотрудники университета являются сотрудниками и студентами.

Рисунок 7.18

Студент университета должен быть студентом или аспирантом, но не одновременно.

Отображение специализации / обобщения в реляционные таблицы

Связь специализация / обобщение может быть отображена в реляционные таблицы тремя способами.Чтобы продемонстрировать методы, мы возьмем отношения студентов, аспирантов и студентов. У студента в университете есть регистрационный номер и имя. Кураторы есть только у аспирантов. Бакалавриат накапливает баллы в ходе своей курсовой работы.

Рисунок 7.19

Метод 1

Все сущности во взаимосвязи отображаются в отдельные таблицы.

Студент ( Regno , имя)

PosGrad ( Regno , руководитель)

UnderGrad ( Regno , баллы)

Метод 2

В таблицы отображаются только подклассы.Атрибуты суперкласса дублируются во всех подклассах.

PosGrad ( Regno , Ф.И.О., руководитель)

UnderGrad ( Regno , название, баллы)

Этот метод наиболее предпочтителен, когда наследование является несвязным и полным, например каждый студент является либо PosGrad, либо UnderGrad, и никто одновременно.

Метод 3

Таблице отображается только суперкласс. Атрибуты в подклассах переносятся в суперкласс.

Студент ( Regno , имя, руководитель, баллы)

Этот метод вводит нулевые значения. Когда мы вставляем в таблицу студенческую запись, значение столбца супервизора будет нулевым. Таким же образом, когда мы вставляем запись об аспирантуре в таблицу, значение баллов будет нулевым.

Повторный вопрос 1

Обсудите взаимосвязь специализации / обобщения в моделировании электронной отчетности.

Повторный вопрос 2

Объясните три ограничения, которые могут применяться к отношениям специализация / обобщение.

Агрегация

Агрегация представляет собой отношение «имеет» между типами сущностей, где один представляет «целое», а другой — «часть».

Примером агрегирования являются сущности «Автомобиль» и «Двигатель». Автомобиль состоит из двигателя. Автомобиль — это целое, а двигатель — это его часть. Агрегация не означает сильного владения. Это означает, что часть может существовать сама по себе без целого. Между автомобилем и двигателем нет более сильной собственности. Двигатель одного автомобиля можно перенести на другой автомобиль.

Представление агрегации в диаграммах ER

Линия с ромбиком на конце используется для обозначения агрегирования.

Рисунок 7.20

«Целая» часть должна быть помещена на конце ромба. Например, связь «Автомобиль-Двигатель» будет представлена, как показано ниже:

Рисунок 7.21

Композиция

Состав — это форма агрегирования, которая представляет собой связь между объектами, при которой существует сильная собственность между «целым» и «частью».Например, дерево и ветвь связаны композиционными отношениями. Ветка — это «часть» «целого» дерева — мы не можем разрезать ветку и добавить ее к другому дереву.

Представление состава в диаграммах ER

Линия с закрашенным ромбом на конце используется для обозначения композиции.

Рисунок 7.22

Пример взаимосвязи «дерево-ветвь» можно представить, как показано ниже:

Рисунок 7.23

Повторный вопрос 3

На примере объясните концепции агрегирования и композиции.

Упражнение 1

Нарисуйте ER-диаграмму для небольшой базы данных для книжного магазина. В базе данных будет храниться информация о выставленных на продажу книгах. У каждой книги есть ISBN, название, цена и краткое описание. Каждая книга издается издателем в определенный год выпуска. Для каждого издателя в базе данных хранятся имя, адрес и номер телефона.

Каждая книга написана одним или несколькими авторами. Для каждого автора в базе данных хранятся его / ее идентификатор, имя и краткое введение.Каждая книга хранится ровно на одном складе с определенным количеством. Для каждого склада в базе данных хранятся название склада, местонахождение и номер телефона. У каждой книги есть один или несколько продавцов, которыми могут быть компании (корпоративные поставщики) или частные лица (отдельные продавцы).

Для каждой компании в базе данных хранятся название компании, ее адрес, номера телефонов (может быть несколько номеров телефонов, каждый с номером и описанием) и контактное лицо.Для каждого отдельного поставщика в базе данных хранятся имя, номер телефона и адрес электронной почты. Контактное лицо, чья компания продает книгу, не может одновременно продавать ту же книгу, что и отдельный продавец (он / она может продавать другие книги как индивидуальный продавец).

Дополнительный контент — XML ​​

Что такое XML?

В предыдущих главах мы рассказали о технологии баз данных и о том, как ее используют предприятия для хранения данных в структурированном формате. XML (расширяемый язык разметки) стал стандартом для обмена структурированными данными между предприятиями.Он был официально ратифицирован Консорциумом World Wide Web (W3C) в 1998 году. XML использует разметку для форматирования простого текста. Разметка относится к вспомогательной информации (тегам) в тексте, которые придают структуру и значение.

Мы продемонстрировали, как использовать реляционные таблицы для представления сущностей и их атрибутов. XML также поддерживает представление сущностей и атрибутов.

В этом разделе мы познакомимся с XML. Студентам предлагается изучить подробные книги для получения дополнительной информации.Один полезный веб-сайт для изучения XML — http://www.w3schools.com/xml/default.asp.

Элемент

Элемент — это строительный блок XML-документа.

Представление элемента показано ниже:

<Элемент>….

XML-документ может содержать много элементов, но один должен быть корневым элементом. Корневой элемент — это родительский элемент для всех остальных элементов.

Рисунок 7.24

Атрибут

Элементы могут иметь атрибуты.Атрибуты задаются парами name = value внутри начального тега элемента:

..

Все значения атрибутов заключены в двойные кавычки.

Элемент может иметь несколько атрибутов, но каждое имя атрибута может встречаться только один раз.

<Элемент attribute1 = «value1» attribute2 = «value2»>

Пример представления записей реляционной таблицы в XML

Чтобы продемонстрировать XML, представим, что у нас есть таблица клиентов, в которой хранится информация о клиентах.

Рисунок 7.25

Мы можем представить информацию в XML следующим образом:

Рисунок 7.26

Пояснение

  • : — это пролог XML. Пролог используется для указания версии XML и используемой кодировки. Это необязательно, но если оно появляется в документе, это должна быть первая строка в документе.

  • Элемент «Клиенты»: «Клиенты» — это корневой элемент.

  • Элемент «Клиент»: Элемент «Клиент» представляет собой кортеж в таблице «Клиенты». В таблице есть три атрибута: CUSTOMER_ID, NAME и LOCATION. В нашем XML CUSTOMER_ID представлен как атрибут элемента Customer. NAME и LOCATION представлены как дочерние элементы элемента Customer. Обратите внимание, что мы повторили элемент «Клиент» три раза, чтобы захватить три записи в таблице «Клиент».

Определение типа документа

Технология XML определяет синтаксис для написания правильно сформированных документов, но не навязывает структуру документа.Создатели XML-документов могут свободно структурировать XML-документ по своему усмотрению. Это может быть проблематично при проверке документа. Сколько элементов может содержать документ? Какие элементы должен иметь документ? На эти вопросы трудно ответить, если мы также не укажем структуру документа. Определение типа документа (DTD) используется для определения структуры XML-документа.

DTD определяет следующее:

  • Какие стихии могут возникнуть.

  • Какие атрибуты может / должен иметь элемент.

  • Какие подэлементы могут / должны встречаться внутри каждого элемента и сколько раз.

Синтаксис элемента DTD:

Синтаксис атрибута DTD:

DTD для XML, который мы определили выше, можно определить, как показано ниже:

Рисунок 7.27

Пояснение

  • ! DOCTYPE: Определяет, что элемент Customers является корневым элементом документа.

  • : Определяет элемент XML. Первым определяемым элементом является элемент «Клиенты». У элемента Customers есть один дочерний элемент, Customer, указанный в скобках. Символ + означает, что элемент «Клиент» может появляться один или несколько раз под элементом «Клиенты». У клиента есть два подэлемента: Имя и Местоположение. Элементы Name и Location имеют символьные данные в качестве дочерних элементов.

  • : Определяет атрибут.Элемент Customers имеет один атрибут, customerID, типа символьных данных.

Пространства имен

XML-данные должны обмениваться между организациями. Одно и то же имя элемента может иметь разное значение в разных организациях, вызывая путаницу при обмене документами.

Указание уникальной строки в качестве имени элемента позволяет избежать путаницы. Лучшее решение — использовать уникальное имя, за которым следует имя элемента.

уникальное-имя: имя-элемента

Добавление уникального имени ко всем именам элементов может быть обременительным для длинных документов.Чтобы избежать использования длинных уникальных имен по всему документу, мы можем использовать пространства имен XML.

Рисунок 7.28

Пространство имен FB было объявлено и инициализировано как «http://www.FancyBoats.com». Пространства имен — это URI. URI — это общие идентификаторы, такие как URL-адреса.

XQuery

XQuery — это язык для поиска и извлечения элементов и атрибутов из XML-документов. Как SQL относится к реляционным базам данных, XQuery — это язык запросов для XML-документов. Например, чтобы отобразить все имена клиентов в приведенном выше XML, наш XQuery будет выглядеть следующим образом:

за x долларов / Заказчики / Заказчики

возврат $ x / Имя

Упражнение 2

В главе 3 «Введение в SQL» мы представили таблицу EMP.Представьте записи в таблице в XML.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *