Слуховое внимание и его значение в жизни человека
Автор Клинова М.Ю. На чтение 5 мин. Просмотров 379 Опубликовано Обновлено
В развитии навыка писать и читать большое значение имеет слух. У человека есть 3 вида слуха.
Первый – это физический. Благодаря ему мы можем различить шум дождя и листьев, гул самолета в небе и гром и др.
Второй вид – музыкальный слух, с помощью которого мы воспринимаем мелодии.
Третья разновидность – речевой слух. У человека может хорошо быть развит музыкальный слух и очень плохо – речевой.
Что такое слуховое внимание
Под слуховым вниманием понимают умение сосредоточиться на звуке. Без этого умения нет возможности слышать и понимать то, что произносит человек, смысл интонации, с которой произносятся слова.
Для чего нужно слуховое внимание человеку в жизни
Ребенка необходимо научить слышать и понимать обращенную к нему речь. Если у него есть нарушения речевого слуха, он будет испытывать трудности во время обучения письма и чтения.
Это случается потому, что ребенок не знает, какой звук обозначает определенная буква, путает схожие созвучия, а обращенную к нему речь воспринимает искаженно. Очень вредно, когда радио или телевизор работают непрерывно.
Тестирование на слуховое внимание
Воспитатель в дошкольном учреждении, логопед и родитель могут определить насколько развито слуховое внимание у ребенка, проведя диагносту.
Возможные задания для теста:
- Разделить лист на 4 квадрата с помощью карандаша и линейке. Выполнить то, что говорит взрослый:
- в левом верхнем квадрате нарисовать в левом верхнем углу солнце, посредине этого квадрата нарисовать елку.
- в правом нижнем квадрате нарисовать два дома.
- в правом нижнем квадрате нарисовать в левом верхнем углу 3 гриба, в нижней части – 2 красных яблока.
- в правом верхнем квадрате на его середине нарисовать 1 длинную палочку зеленого цвета, 2 коротких палочки синего цвета, в правом нижнем углу – красный круг, в левом верхнем углу – зеленый овал.
- Из ряда слов выделить лишнее и объяснить свой выбор: руки, ноги, голова, стол; глаза, уши, нос, пальцы; яблоко, огурец, груша, абрикос; кошка, корова, волк, коза.
- Решить задачу: девочка собрала на огороде 4 свеклы, 3 моркови и 2 яблока. Сколько овощей всего собрала девочка?
- Когда взрослый назовет живое и маленькое, нужно хлопнуть в ладоши: стол, божья коровка, слон, комод, полка, муравей, булавка, квартира, гусеница, ноутбук, пчела, клавиатура, игла, жук, дверь, море, муха.
- Повторить ритм, который хлопает взрослый.
- Повторить предложение: Маша проснулась, встала с кровати, умылась, позавтракала, взяла портфель, пошла в школу.
Упражнения для развития слухового внимания
Для того, чтобы развить слуховое внимание, используются упражнения разного рода и сложности, игры с изображениями. В процессе таких занятий ребенок:
- учится сопоставлять слово, которое произносит, с изображением или предметом;
- верно произносит слова сначала с 1 или 2 слогами, затем 3-х или четырехсложные слова;
- отвечает на вопросы;
- воспроизводит звуки с разным уровнем громкости.
Разучивание с дошкольником стишков, потешек, поговорок и т.п. развивает внимание, речь и слуховую память. Во время чтения взрослым необходимо обращать внимание на то, как они произносят слова, ведь это – образец речи.
Родители должны показать правильное произношение, а ребенок должен понять свои ошибки, поняв разницу в звучании слов. Полезное влияние на развитие слухового внимания оказывает прослушивание музыкальных композиций, детских радиопередач. Ребенку важно научиться различать звуки.
Для того, чтобы занятия не утомляли и не надоедали малышу, их рекомендуется проводить в игровой форме.
Заниматься можно в любое время: во время прогулки, при выполнении домашних обязанностей и т.д. Когда у ребенка возникнет привыкание к занятиям, и поймет, что это интересно, занятия проводятся систематически. Их длительность при этом не должна превышать 15-20 минут.
Для начала, повторяются известные малышу слова и фразы, а только потом вводятся новые. Когда он научится хорошо произносить отдельные слова и кроткие предложения, можно перейти к рассказу того, что изображено на картинке, читать детские книги.
Предлагаем следующие упражнения для развития слухового внимания и памяти:
- В банку положить мячик, в коробку из-под спичек – скрепки. Потрясите коробку и банку, разорвите бумагу, стучите карандашом о стакан, и т.п. Затем завяжите ребенку глаза, повторите действия. Он на слух должен определить, что вы делаете.
- Показать малышу музыкальные инструменты на ваш выбор. Назовите их, ребенок должен повторить их название. Когда он уже запомнил их название, продемонстрируйте звучание предметов. Затем завяжите ребенку глаза, снова продемонстрируйте звучание музыкальных инструментов. Спросите: «Что звучит?». После ответа измените порядок звучания.
- Подобрать и воспроизводить слова, которые имеют близкое звучание. Ребенок должен научиться их различать и объяснять, что они означают.
- Произнести слова, а малыш определяет какой звук есть во всех произнесенных словах.
- Ребенок называет свое имя. После этого он должен сказать, на какую букву оно начинается. Затем таким же образом он перечисляет всех родственников и друзей. Можно работать с картинками: ребенок называет, что изображено, потом говорит, с какого звука начинается слово. Усложнить задание можно, если попросить малыша назвать последний звук в слове.
Статья (старшая группа) по теме: Слуховое внимание
Слуховое внимание
Почему же это так важно?
Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.
Слуховое внимание — это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.
Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.
Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Речь является средством общения людей и формой человеческого общения. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.
Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Родителям необходимо обращать внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
Одним из направлений речевого развития детей является — воспитание у малыша речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.
Чтобы ваши дети научились чисто и ясно произносить звуки родного языка, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), надо учить малышей напрягать слух, улавливать и различать звуки («Это игрушки: мишка рычит: «р-р-р», куколка плачет: о – о – о»).
Для развития у ребенка слухового внимания и слуховой памяти, мы предлагаем родителям выполнять с малышами определённые действия с игрушками, предметами: покачать куклу, покатать мяч, поплясать мишутке и т.д.
Такие упражнения способствуют обогащению словарного запаса у ребенка, активируют их интерес к речи, положительно влияют на формирование мотивации общения.
Также слуховое восприятие нужно развивать в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам: Например: «Найди мишку» (ребёнок ищет спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала. Чем громче сигнал, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.).
В качестве упражнений для развития голосового аппарата и речевого слуха можно использовать отрывки из стихотворений, потешек, считалок, чистоговорок , скороговорок ,насыщенных определённым звуком. Так ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных птиц и людей. Соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Эти игры позволяют значительно улучшить слуховое восприятие речи, что способствует максимальной адаптации его фонематического слуха к реальному общению.
Также учите детей различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки), акустическим свойствам (громкость, высота, длительность), количеству звучаний, направлению появлению звука. Упражнения по развитию неречевого звука подготовит ребенка к восприятию речевых звуков.
-Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш, звенит бубен и т.д.)Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит так, чтобы ребенок не видел.
Звуки должны быть ясные и контрастные.
-Игра «О чём говорит улица?»
Во время прогулки по улице, попробуйте назвать максимальное количество звуков (кто больше?)
-Игра «Разговор шёпотом»
Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.
-Игра «Послушай, повтори»
Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.
-Игра «Где позвонили?»
Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой направление.
-Игра «Дятел»
Отстукивание простого ритма (например: тук, тук-тук) ребенок должен повторить, потом упражнение идет с усложнением.
Консультация по логопедии: Игры на развитие слухового внимания
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
«Где позвонили?»
Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.
Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).
Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
«Скажи, что ты слышишь».
Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
«Тихо – громко!»
Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.
Оборудование. Бубен, тамбурин.
Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
«Кто что услышит?»
Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.
Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
«Продавец и покупатель».
Цель. Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.
Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.
Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
«Найди игрушку».
Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.
Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.
Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.
«Часовой».
Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование. Повязки для глаз.
Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!». Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.
«Где звенит?»
Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование. Колокольчик или погремушка.
Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.
«Где постучали?»
Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.
Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.
«Жмурки с колокольчиком».
Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование. Колокольчик, повязки.
Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.
Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти и дотронуться до ребенка с колокольчиком, который теперь старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.
Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит им. Дети с завязанными глазами должны его поймать.
«Жмурки с голосом».
Цель. Развитие слухового внимания. Найти ребенка по голосу и определить направление звука в пространстве.
Оборудование. Повязки
Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат, петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.
«Встречайте гостей!»
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.)
Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка — шапочку с длинными ушками, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает детей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка — с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, дети становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.
«Ветер и птицы».
Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.
Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).
Описание игры. Педагог делит детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер, и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.
Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.
«Скажи, что звучит».
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
«Солнце или дождик».
Цель. Развитие слухового внимания, координации и темпа движений.
Оборудование. Тамбурин или бубен.
Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».
Педагог проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.
«Угадай, что делать».
Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.
Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.
Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
«Угадай по звуку».
Цель. Развитие слухового внимания и фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).
Описание игры. Играющие сидят спиной к ведущему, Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.
Тот, кто больше отгадает звуков, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.
«ЧТО ЗВУЧАЛО?».
Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.
«ЧЕТЫРЕ СТИХИИ».
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
«ПОСЛУШАЙ И ВОСПРОИЗВЕДИ».
Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.
Консультация: Консультация «Развиваем слуховое внимание у детей»
Консультация для родителей «Развиваем слуховое внимание у детей»
С момента рождения человека окружает множество звуков: шум дождя, шелест листьев, музыка, речь людей. Но новорожденный ребенок не способен еще их различить и оценить их разнообразие. Все это происходит постепенно, и со временем он начинает их различать. Развитие слухового внимания – это главное, необходимое условие развития разговорной речи у ребенка, умения общаться и в дальнейшем полной его социализации.
Этапы развития слухового внимания
1 месяц
Развитие слухового внимания у ребенка в возрасте 1 месяца необходимо для того, чтобы понять — определяет он наличие звуков или нет. На расстоянии полуметра позвоните колокольчиком и посмотрите, реагирует ли на этот звук ваш малыш. Родители должны определить, понимает ли ребенок, откуда происходит звучание. В этом возрасте развивать слуховое внимание поможет колокольчик с тонким звуком.
2 месяца
В возрасте двух месяцев можно не просто акцентировать внимание ребенка на источнике звука, но и менять его направление. Возьмите колокольчик и позвоните, после этого переместите на противоположную сторону и проверьте, повернет ли он за ним голову. Кроме колокольчика используйте игрушки, которые издают высокие звуки. Также очень важен голос матери и его интонация. В этом возрасте необходимо сосредоточиться на развитие слухового внимания не речевых звуков, хлопках, возгласах и др. Постепенно он начинает отыскивать источник звука, устремляя взгляд в соответствующую сторону, а в дальнейшем выделять голос матери, реагировать на интонации.
4-5 месяцев
Это возраст, когда следует дать понять малышу, что не только окружающие, но и он сам может издавать звуки. Наденьте на его запястье колокольчик и потрясите ручкой, чтобы малыш понял, что его движения способствуют возникновению звуков. Можно подобрать музыкальные игрушки на кроватку. Игры учат детей услышать, ощутить, почувствовать окружающий мир.
6-7 месяцев
Ребенку уже пора понять, что звукам можно подражать. Хорошо играть в игру «Где звучит игрушка?». Покажите малышу бубен. Затем постучите по нему рукой, напевая: «Ля-ля-ля». Потом возьмите за руку малыша, побуждая его постучать по бубну, продолжая нараспев четко произносить: «Ля-ля-ля», таким образом привлекая внимание ребенка к звукоподражанию. Игра повторяется 3-4 раза.
Аналогично игра может проводиться с другими звучащими игрушками: погремушкой (тук-тук), колокольчиком (динь-динь), барабаном (та-та-та).
1 год
В возрасте 1 года необходимо вырабатывать у ребенка умение не только определять звуки, но и четко их воспроизводить, например, начинать следует с гласных «А, О, У». Произнесите их и попросите малыша повторить. Также учите определять, что звучит или кто говорит. Каждый раз, когда издается громкий звук, называйте его источник. Например, свист чайника, скрип двери, сигнал машины, мяуканье кошки.
По мере роста и развития ребенка будет увеличиваться объем слухового внимания, его устойчивость, начнет развиваться его произвольность.
1,5 года – словарный запас содержит около 15 слов. Копирует голоса животных. Откликается на обращение к нему (без повышенного голоса и жестикуляции).
2 года – словарный запас расширяется до 150 слов. Слышит, когда к нему обращаются с расстояния 5 метров. Не видя источника, определяет, что издает звук.
3 года – начинает говорить сложными предложениями. Может отличить похожие мелодии. Совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечает различие между правильным и неправильным произношением.
4 года — в норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.
5 лет — завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.
6-7 лет — наступает осознание звуковой стороны слова.
В домашних условиях можно и нужно развить слуховое внимание!
Как проводить игры на развитие слухового внимания?
Этапы работы:
1. Учимся находить и узнавать источник звука.
2. Учимся различать звучание слуховых сигналов (например, музыкальных инструментов и игрушек).
Чему учим?
Различать звуки!
— по продолжительности: длинные — короткие
— по высоте (высокие — низкие)
— по громкости (громкие — тихие)
Что важно учитывать при проведении игр на развитие слухового внимания с детьми?
- Обязательна опора на наглядный материал! Подойдут яркие игрушки или картинки, как образы звучания инструментов.
- Постепенно переходите от простого к сложному.
- Проводите игры регулярно.
- Повторяя игру, каждый раз вносите в неё что-то новое.
- Обязательно действенное участие ребёнка — поиграть на инструменте, потрогать, потопать, похлопать, спеть и т.д. Дайте ребёнку выполнить какие-то действия с предметом, который обозначается новым словом.
- Следите за интересом и инициативой ребёнка! Если ребёнок не повторяет за Вами, повторите его действия. Покажите, что Вам нравится такая игра по очереди. Постепенно Вы сможете поменяться ролями, и он будет повторять.
Консультация: Игры на развитие слухового внимания
Слуховое внимание- это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.
Способность запоминать звуки развивается у малыша на основе слухового внимания. Без достаточного развития слухового внимания и памяти ребёнку будет трудно различать звуки речи, ритмы, ритмические рисунки слов и фраз. Развивать слуховое внимание очень важно с раннего детства.
Хорошо помогает развивать слуховое внимание музыка. Музыка развивает не только внимание, но и музыкальный слух, память, ритм, чувства, эмоции, воспитывает усидчивость, трудолюбие, силу воли, развивает математические способности, координацию. Развивая мелкую моторику пальцев, способствует развитию мыслительных способностей и развитию речи.
Каждый звук головной мозг воспринимает в виде импульсов. И чем больше будет толчков, тем активнее происходят мыслительные процессы.
Взрослые, у которых хорошо развит слух, отличаются стойким восприятием, аналитическим складом ума, замечательной памятью и нестандартным мышлением.
Слуховое внимание также помогает дифференцировать звуки и обучаться грамоте.
Для развития слухового внимания можно использовать игры, в которые можно играть не только со специалистом, но и родителям в домашних условиях.
«Будь внимателен»
Дети стоят в два ряда напротив друг друга. Обучающий (держа, например, мяч) спрашивает одного из них: «Петя, что у меня в руке?» Стоящий напротив Пети должен быстро поднять руку или хлопнуть в ладоши, а затем ответить на вопрос.
«Подвигаемся»
Взрослый читает стихотворение, под которое можно ручками похлопать, ножками потопать («Барабанщик», «Идёт коза …»).
«Остановись»
Дети произносят много раз какое-либо простое слово или слог, но после команды «стоп!» все замолкают. Кто не смог вовремя замолчать- проигрывает.
«Тихо- громко»
Под тихое звучание музыки дети идут на носочках; «музыка» становится громче- ребята идут полным шагом; музыка звучит громко- малыши бегут.
«Узнай по голосу»
Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот , чей голос он узнает , становится водящим.
«Найди игрушку»
Определение силы звучания.
Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении- тише.
«Все или один»
Дети внимательно вслушиваются в слова обучающего, который тихим, спокойным голосом, с одинаковой интонацией произносит короткие указания для всех детей, чередуя их во избежание подражания друг другу с указанием отдельному ребёнку: «Встаньте все ровно, тихо садитесь»; «Оля, подвинь стул ближе к столу»; «Таня , открой дверь»; «Витя, подай игрушку». (Жесты со стороны обучающего исключаются).
«Угадай по звуку»
Определение предмета по характеру звука.
На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.
Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов).
«Сделай так же»
Определение предмета по характеру звука.
На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.
Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.
«Короб- коробок, подай голосок»
Различение близких звучаний, шумов.
На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются. Обучающий встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем переставляет их местами. Дети производят те же действия, после чего показывают на образец (картинку).
«Что ты слышишь?»
Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др.
Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
«Где раздаётся звук?»
Закрепление слуховой ориентации.
Один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами: а) показывают рукой или поворотом головы направление источника звука, затем открывают глаза для контроля;
б) водящий после воспроизведения звучания становится рядом с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.
а) дети, получив по звучащей игрушке, встают в разных местах комнаты, а ребёнок с завязанными глазами подходит к одному из них, касается его и называет звучащую игрушку, затем ребята меняются ролями; б) дети встают рядом, определение направления звучания должно быть очень точным.
«Пограничник»
Определение направления шороха.
Один из детей- «пограничник». Он стоит в центре комнаты с завязанными глазами; мимо него на носочках осторожно пробираются по очереди с разных сторон дети- «враги». «Пограничник» на слух определяет направление движения «врага» и загораживает ему дорогу рукой.
«Кто так кричит»?
Узнавание голосов животных.
Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных или имитирует их сам. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.
Как развить слуховое внимание — MOZGOTREN
Чаще всего, развитием слухового внимания обеспокоены родители, чьи дети в дошкольном или младшем школьном возрасте имеют трудности с восприятием информации на слух и ее качественным усвоением. Такой процесс является обязательным в общей системе образования и подразумевает способность детей к обработке фонетического сигнала и трансформации его в образ. Как развивать данное умение, не зависимо от возраста и способностей, мы и рассмотрим в данной статье.
Целостность понятия «внимание»
Хотя в разговорной речи и многих экземплярах литературы можно встретить четкое распределение концентрационной способности по типам, в зависимости от сенсорной системы задействованной в получении информации, все же психология, как наука, выделяет только целостное понятие внимания, состоящее из всех рецепторных органов и систем. А также анализаторов (соответствующих областей головного мозга), отвечающих за первичную и последующую обработку сигнала. Другими словами, в науке есть понятие «внимание», которое сложное само по себе и состоит из множества процессов, однако оно неразделимо, из чего следует, что при проблеме с каким-либо типом восприятия информации, зрительной, слуховой или другой, нужна тренировка внимания в целом, а не только отдельный ее тип.
Без сомнения, могут иметь место трудности восприятия связанные с неполной или нарушенной функциональностью определенного типа рецепторов, однако это совсем не вопрос психологии и тренажеров внимания, а соответствующий диагноз, требующий вмешательства специалистов.
В остальных случаях недостаток внимания – лишь неспособность анализатора (головного мозга) к слаженной и концентрированной работе, быстрое уставание или рассеянность, которые можно и нужно устранять занятиями на тренажерах внимания и специальными упражнениями.
Особенности слухового внимания
Данный вид концентрации основан на умении человека сконцентрироваться на определенном звуке или их наборе, дифференцировать фонетическую информацию, выделять важную, анализировать и преобразовывать в образ, с которым можно работать в памяти.
Данная способность заложена в человеке изначально и развивается с самого рождения, так мы видим на примере детей, что концентрация на звуках и их распознавание отлично тренируется.
Важнейшую роль слуховое внимание играет в постановке естественной речи человека и восприятии собеседника. От этого во многом зависит процесс коммуникации и социальной атмосферы субъекта. Данное умение, также, влияет на возможности в изучении иностранных языков и легкости коммуникации. Правильно развитая система слуховых анализаторов дает возможность проводить постой слуховой анализ, распознавать слоги и фонемы, отделять неречевые звуки, различать слова близкие по звучанию или значению, определять силу голоса, его тембр и высоту, эмоциональный окрас услышанного.
В ораторском искусстве, это, прежде всего, умение распознавать и использовать интонацию для придания необходимого окраса речи, дальнейшее развитие слуховых способностей необходимы для овладения музыкальным инструментом или при занятии пением.
Тренировать слуховое внимание лучше всего в дошкольном и младшем школьном возрасте, после чего этот процесс продолжается естественным образом во время образовательных занятий. Эффективность упражнений на слуховую концентрацию не снижается и в более зрелом возрасте, однако более эффективным способом станет комплексная тренировка внимания, которая показывает отличные результаты в адаптации к любому из типов восприятия раздражителя.
Упражнения на развитие слухового внимания у детей
Звуковая ориентация в пространстве – упражнение на концентрацию, которое помогает ребенку определить направление и источник звука. Его суть заключается в том, чтобы тренируемый с завязанными глазами смог угадать с какой стороны от него исходит определенный звук и показать направление рукой. Такое упражнение не возможно сымитировать в онлайн тренажере, так как оно требует перемещение в пространстве источника звука (это может быть игрушка, колокольчик и др.).
Разговор шепотом с малышом – это отличный способ повысить его концентрацию на звуковой информации, такое упражнение тренирует не только внимание, но и слуховые рецепторы, приучая их к тихим и не выразительным звукам.
Различение источников звука – простая игра для самых маленьких, которая поможет запомнить и дифференцировать звуки по их происхождению. Для этого нужно показать ребенку несколько предметом и то, как они звучат (барабан, кулек, игрушка, флейта…), после этого, он должен отвернуться и угадывать что прозвучало.
Недостающее слово – игра для более взрослых детей, которая отлично развивает фонематический слух и память, она состоит в том, чтобы много раз прочитав определенный стих или отрывок ребенку, вы упустили последнее слово и попросили его вспомнить и добавить.
Умение изъясняться – также превосходное упражнение, которое с самого детства научит малыша строить предложения и грамотно излагать свою мысль. Для этого попросите любимому герою ребенка объяснить значение какого-то слова (уже известного ребенку). В таком занятии развивается не только внимание, но и активно задействован мыслительный процесс вместе с памятью.
Звуковой анализ – более сложное задание, направленное не только на восприятие и различение звуков, но и обработку услышанной информации. Для этого нужно задать определенный слог, который нужно будет найти в определенном слове и вычислить где он стоит (в начале, посредине или в конце). Это полноценная тренировка внимания и мышления, и хотя она построена только на слуховых анализаторах, нагрузка равномерно распределена между разными центрами анализа.
Фонетический анализ на глаз – возможность совместить работу зрительной и слуховой системы. Данное задание требует хорошей концентрации и усилий, оно показало хороший результат в комплексном развитии внимания у детей разного возраста. Для этого нужно задать определенный слог или звук (группу звуков), после чего попросите назвать те предметы в комнате, где такой слог присутствует. Усложнить это задание можно уточнениями, например, звук должен находиться в конце слова.
Произношение слов наоборот – не только веселая игра, но и отличный тренажер слухового внимания, требующий хорошей концентрации и фонетической памяти.
Материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Игры на развитие слухового внимания
Игры на развитие слухового внимания.
Актуальность. Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание — это очень важная особенность в развитии, без этой особенности невозможно слушать и понимать речь.
Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
Но важно не только слышать звуки, но также различать и анализировать их. Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух — это умение сосредотачиваться на звуке, различать и анализировать его. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель игровых упражнений — научить слушать и слышать звуки.
Игра «АУ-АУ».
Программное содержание. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.
Материалы. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).
Игровая задача. Определить направление звука.
Игровое правило. Ребенок с закрытыми глазами определяет и указывает направление звука.
Методические указания. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Дети должны как можно тише передавать звоночек (колокольчик, дудочку и т.п.).
Ход игры.
Дети совместно с педагогом встают в круг. Выбирается водящий который встает в центр круга. Педагог дает колокольчик детям, дети по кругу передают колокольчик друг другу стараясь не звонить. По сигналу воспитателя, ребенок в чьих руках оказался колокольчик, звонит в него. Водящий, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доносится звук. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы водящий не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Игра «Угадай кто кричит».
Программное содержание. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Материалы. Игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др. не более 4 -5.
Игровая задача. Отгадать, какое животное кричит.
Игровое правило. С закрытыми глазами отгадать, какое животное издает звук, открыв глаза назвать его и подать голос изображая его.
Методические указания. Следить, чтобы дети, когда изображают животных, говорили громко, а не кричали.
Ход игры.
Для удобства игра проводится на стульчиках. Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости поиграть. Затем воспитатель выбирает водящего. Водящему необходимо закрыть глаза и отвернуться. Воспитатель вызывает к себе любого другого играющего ребенка показывает ему животное. Ребенок подает голос, подражая одному из животных, а водящий повернувшись и открыв глаза угадывает, кто это.
Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали, не подсказывали. Активизировать вопросами всех детей.
Игра «Пошуршим, постучим».
Программное содержание. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Материалы. Можно использовать музыкальные инструменты, а так же любые шумовые предметы. Для начала необходимо использовать не более 5-6 предметов, постепенно их можно увеличивать.
Игровая задача. Отгадать, что за предмет издает шум или звук.
Игровое правило. С закрытыми глазами отгадать, какой предмет или инструмент производит шум, открыв глаза назвать этот предмет.
Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. Игру можно повторять до тех пор, пока каждый ребенок не станет ведущим. Активизировать вопросами всех детей.
Ход игры.
Дети садятся в кружок на стульчики. Перед игрой воспитатель достает приготовленные игрушки, музыкальные инструменты или просто предметы. Совместно с детьми, они обследуют их. Воспитатель поочередно демонстрирует звучание предметов, дети внимательно слушают, обсуждают услышанные звуки. Если есть желающие, можно разрешить детям самостоятельно подойти к столу и произвести разные шумы и звуки лежащими предметами. Затем дети садятся на свои места, и воспитатель выбирает водящего, который встает спиной к воспитателю и закрывает глаза. В это время воспитатель издает звук, каким либо предметом. Дети, сидящие на стульчиках не должны подсказывать водящему. Водящий открывает глаза, поворачивается и называет предмет, звук которого он слышал.
Методические указания. Воспитатель следит, чтобы дети не подсказывали водящему, можно шуметь несколько раз одним предметом, для того. Игру можно продолжать пока все дети не будут водящими.
Игра «Часовой».
Программное содержание. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Материалы. Повязки для глаз.
Игровая задача. Поймать как можно больше детей.
Игровое правило. С завязанными глазами ориентируясь на шорох, поймать как можно больше детей.
Методические указания. Педагог следит, чтобы дети перемещались как можно тише, не толкались.
Ход игры.
Посредине площадки чертят круг. В середине круга встает ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети, по сигналу воспитателя, должны тихонько перебежать с одного конца площадки на другой конец площадки через круг. Часовой стоит в центре и слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!». Все дети останавливаются. Часовой с завязанными глазами идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Пойманный ребенок выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.
Заключение.
Важно, чтобы ребенок слушал не только на занятиях, но и в течение всего дня: дома и на улице. Ребенок быстрее научается различать и узнавать окружающие неречевые звуки, чем речь. Это умение развивает у ребенка слуховое внимание, способность ориентироваться в окружающей обстановке, подготавливает его к развитию восприятия речи на слух. А главное, формирует у него спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать, и, значит, позже правильно говорить!
Литература:
Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия.- Санкт-Петербург, КАРО, 2008.-196с.
Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – Санкт-Петербург, КАРО, 2009.-752с.
Королева И.В. Развитие слухоречевого восприятия у глухих школьников и взрослых после кохлеарной имплантации.-Санкт-Петербург, 2008.-207с.
Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.-64с.
Что такое слуховое внимание? (с картинками)
Слуховое внимание — это способность сосредотачиваться на определенных звуках и обрабатывать их для извлечения смысла. Он играет важную роль в различных мероприятиях, от обучения до безопасного вождения автомобиля. Люди, у которых проблемы со слуховым вниманием, могут испытывать трудности с выполнением обычных задач. Доступна терапия для оказания помощи пациентам с такими состояниями, как расстройство обработки слуха (APD), которое затрудняет интерпретацию и применение звуков, которые они слышат.
Некоторым детям с потерей слуха трудно понять своих учителей.
Многие виды обладают острыми навыками слухового внимания, поскольку они обеспечивают явные эволюционные преимущества. Люди способны распознавать речь в широком диапазоне условий и отделять ее от других шумов.Слуховое внимание также позволяет людям избирательно относиться к шуму, который они слышат, например, сосредотачиваться на одном говорящем в толпе или отключать фоновый беспорядок, чтобы сосредоточиться на конкретной задаче. Различные когнитивные процессы участвуют в том, как люди улавливают звуки, интерпретируют их и решают, что с ними делать.
Слуховая обработка происходит через слуховые пути.
Первый аспект слухового внимания — привлечение внимания. Затем человеку нужно оставаться сосредоточенным достаточно долго, чтобы обработать звук, как учитель, читающий лекцию в классе, или уведомление о безопасности на борту самолета. Наконец, люди высвобождают внимание, чтобы перейти к другим задачам. Некоторые задачи на слуховое внимание можно разделить, чтобы люди могли одновременно слушать и выполнять другие действия.Другие требуют сосредоточенного внимания, без отвлекающих факторов.
Слуховое внимание чрезвычайно важно при вождении.
Иногда те, у кого проблемы со слуховым вниманием, могут казаться ленивыми, несосредоточенными или рассеянными.В классе детей иногда предупреждают о ненадлежащем поведении или неспособности сосредоточиться учителя, которые могут не осознавать, что их неспособность уделять внимание не является добровольной. Пациентам с нарушениями обработки информации трудно сосредоточиться на конкретных стимулах и правильно их прочитать. Скрининг на нетрудоспособность может выявить расстройство слуховой обработки и другие состояния у детей, которым кажется, что у них проблемы с концентрацией внимания в классе.
Лечение расстройств слухового внимания может варьироваться в зависимости от происхождения проблемы.Иногда, например, материал может быть представлен в более доступном формате, например, раздаточный материал для студентов. Другим людям могут быть полезны сеансы терапии, на которых они могут развить навыки, которые помогут им выбрать ключевую слуховую информацию. В некоторых случаях людям трудно обращать внимание из-за плохого слуха, и в этом случае лечение может включать слуховые аппараты или обучение языку жестов, чтобы предоставить альтернативный метод общения, который может заставить пациента чувствовать себя более комфортно.
Неспособность ученика уделять внимание не всегда бывает добровольной..
Слуховое пространственное внимание — Повторная публикация в Википедии // WIKI 2
Слуховое пространственное внимание — это особая форма внимания, включающая сосредоточение слухового восприятия на определенном месте в пространстве.
Хотя свойства зрительно-пространственного внимания были предметом детального изучения, относительно меньше работы было сделано для выяснения механизмов аудиопространственного внимания. Спенс и Драйвер [1] отмечают, что хотя ранние исследователи, исследующие слуховое пространственное внимание, не смогли найти типы эффектов, наблюдаемых в других модальностях, таких как зрение, эти нулевые эффекты могут быть связаны с адаптацией зрительных парадигм к слуховой области, которая снизилась пространственная острота зрения.
Недавние исследования нейровизуализации предоставили понимание процессов, лежащих в основе аудиопространственного внимания, предполагая функциональное перекрытие с частями мозга, которые, как ранее было показано, ответственны за визуальное внимание. [2] [3]
Энциклопедия YouTube
1/3
Просмотры:
69 336
6 578
19 090
✪ Теории избирательного внимания | Обработка окружающей среды | MCAT | Хан Академия
✪ Играть в игру обработки слуха внимания
✪ PY2025 — Лекция 03 — Внимание
Содержание
Поведенческие доказательства
В нескольких исследованиях изучались свойства зрительно-пространственного внимания с использованием поведенческих инструментов когнитивной науки, либо изолированно, либо как часть более крупного исследования нейровизуализации.
Rhodes [4] стремился определить, было ли аудиопространственное внимание представлено аналогично, то есть если ментальное представление слухового пространства организовано таким же образом, как и физическое пространство. Если это так, то время перемещения фокуса слухового внимания должно быть связано с расстоянием, которое необходимо переместить в физическом пространстве. Роудс отмечает, что предыдущая работа Познера, [5] среди других, не обнаружила поведенческих различий в задаче со слуховым вниманием, которая просто требует обнаружения стимула, возможно, из-за того, что слуховые рецепторы низкого уровня отображаются тонотопически, а не пространственно, как при зрении. .По этой причине Роудс использовал задачу слуховой локализации, обнаружив, что время для переключения внимания увеличивается с увеличением углового расстояния между вниманием и целью, хотя этот эффект достигал асимптоты в точках более чем на 90 ° от прямого направления.
Spence and Driver, [1] , отмечая, что предыдущие результаты аудиопространственных эффектов внимания, включая вышеупомянутое исследование Родса, можно было спутать с праймингом ответа, вместо этого в течение 8 экспериментов использовалось несколько парадигм сигналов, как экзогенных, так и эндогенных. .И эндогенные (информативные), и экзогенные (неинформативные) сигналы повышали производительность в задаче слуховой пространственной локализации, что согласуется с результатами, ранее обнаруженными Родсом. Однако только эндогенные пространственные реплики улучшали выполнение задачи распознавания слухового тона; экзогенные пространственные реплики не влияли на выполнение этой непространственной оценки высоты звука. В свете этих открытий Спенс и Драйвер предполагают, что экзогенная и эндогенная аудиопространственная ориентация может включать разные механизмы, при этом холмики, возможно, играют роль как в слуховой, так и в визуальной экзогенной ориентации, а лобная и теменная кора играют аналогичную роль в эндогенной ориентации.Отмечено, что отсутствие эффектов ориентации для стимулов высоты тона для экзогенной пространственной привязки может быть связано с связностью этих структур, Спенс и Драйвер отмечают, что, хотя лобные и теменные области коры имеют входные данные от клеток, кодирующих местоположение как высоты звука, так и звука, колликулус является Считается, что они чувствительны только к тонам выше 10 кГц, что значительно выше тонов ~ 350 Гц, используемых в их исследовании.
Diaconescu et al. [6] обнаружил, что участники их эксперимента по кросс-модальному сигналу быстрее реагируют на пространственные (расположение зрительного или слухового стимула), а не на непространственные (форма / высота) свойства целевых стимулов.Хотя это произошло как для визуальных, так и для слуховых целей, эффект был больше для целей в визуальной области, что, по мнению исследователей, может отражать подчинение аудиопространственных систем визуально-пространственного внимания.
Нейронная основа
Нейровизуальные инструменты современной когнитивной нейробиологии, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) и методы связанного с событиями потенциала (ERP), предоставили дальнейшее понимание функциональной формы аудиопространственного внимания помимо поведенческих исследований.Текущие исследования показывают, что слуховое пространственное внимание функционально перекрывается со многими областями, которые ранее были связаны с визуальным вниманием.
Несмотря на то, что существуют значительные нейровизуализационные исследования внимания в визуальной области, сравнительно меньше исследований изучали процессы внимания в слуховой области. Для исследования слуха с использованием фМРТ необходимо предпринять дополнительные шаги для уменьшения и / или предотвращения воздействия шума сканера на слуховые стимулы. [7] Часто для уменьшения воздействия шума сканера используется разреженная временная выборка сканирования, используя преимущество гемодинамической задержки и сканирование только после предъявления стимулов. [8]
Что и где пути на прослушивании
По аналогии с потоками «что» (вентральный) и «где» (дорсальный) визуальной обработки (см. Гипотезу о двух потоках) есть свидетельства того, что слух также разделяется на пути идентификации и локализации.
Alain et al. [9] использовал отложенное совпадение с заданием-образцом, в котором участники сохраняли начальный тон в памяти, сравнивая его со вторым тональным сигналом, представленным через 500 мс. Хотя набор тонов стимулов оставался неизменным на протяжении всего эксперимента, блоки задач чередовались между высотой звука и пространственным сравнением.Например, во время блоков сравнения высоты тона участникам было поручено сообщить, был ли второй стимул выше, ниже или равен по высоте звука относительно первого звука, независимо от пространственного расположения двух тонов. И наоборот, во время блоков пространственного сравнения участникам было поручено сообщить, был ли второй тон левым, правым или равным в пространстве относительно первого тона, независимо от высоты тона. Эта задача использовалась в двух экспериментах, один с использованием фМРТ и один ERP, чтобы измерить пространственные и временные свойства, соответственно, звуковой обработки «что» и «где».Сравнение высоты звука и пространственных суждений выявило повышенную активацию первичной слуховой коры и правой нижней лобной извилины во время задания на высоту звука и повышенную активацию в двусторонних задних височных областях, а также нижней и верхней теменных кортиках во время пространственной задачи. Результаты ERP выявили расхождение между задачами по высоте тона и пространственными заданиями через 300-500 мс после начала действия первого стимула в виде повышенной позитивности в нижних лобно-височных областях при выполнении задания по высоте тона и повышенной позитивности в центрально-теменных областях во время выполнения пространственной задачи.Это предполагает, что, подобно тому, что, как считается, происходит в зрении, элементы слуховой сцены разделяются на отдельные пути «что» (вентральный) и «где» (дорсальный), однако было неясно, является ли это сходство результатом надрамодальное разделение признаков и пространственных процессов.
Дальнейшие доказательства специфичности модальности путей «что» и «где» были предоставлены в недавнем исследовании Diaconescu et al., [6] , которые предполагают, что в то время как процессы «какие» имеют отдельные пути для зрения и прослушивание, путь «где» может быть надмодальным, общим для обеих модальностей.В экспериментах с произвольным чередованием участников просили реагировать либо на особенности, либо на пространственные элементы стимулов, которые варьировались между слуховой и зрительной областями в заданных блоках. Между двумя экспериментами менялась также модальность реплики; в первом эксперименте использовались слуховые подсказки относительно того, на какой элемент (характерный или пространственный) стимула реагировать, в то время как во втором эксперименте использовались визуальные подсказки. В течение периода между сигналом и целью, когда участники предположительно обращали внимание на признак, который должен быть представлен, как слуховые, так и зрительные пространственные условия внимания вызвали большую позитивность в исходном пространстве из центрально-медиального местоположения через 600-1200 мс после начала сигнала, что Авторы исследования предполагают, что это может быть результатом надмодального пути передачи пространственной информации.И наоборот, пространственная активность источника для внимания к особенностям не была согласована между модальностями: внимание слуховых особенностей ассоциировалось с большей позитивностью на правом слуховом лучевом диполе около 300-600 мс, а внимание пространственных особенностей ассоциировалось с большей негативностью в левом зрительном центре-нижнем. диполь на 700-1050 мс, предложенный в качестве доказательства отдельных функций или путей «что» для зрения и слуха.
Аудиопространственная сеть внимания
Несколько исследований, исследующих функциональные структуры аудиопространственного внимания, выявили функциональные области, которые перекрываются с зрительно-пространственным вниманием, предполагая существование надмодальной пространственной сети внимания.
Smith et al. [2] сравнил активацию коры во время аудиопространственного внимания с визуально-пространственным вниманием и вниманием слуховых особенностей в двух отдельных экспериментах.
В первом эксперименте использовалась парадигма эндогенных или ортогональных указателей сверху вниз для исследования кортикальных областей, участвующих в аудиопространственном внимании по сравнению с зрительно-пространственным вниманием. Парадигма ортогональных указателей относится к информации, предоставляемой сигнальными стимулами; Участников попросили оценить пространственную высоту вверх / вниз по стимулам, которые могут появляться либо по центру, либо сбоку с левой / правой стороны.Хотя подсказки давали информацию о латерализации цели, которая должна была быть представлена, они не содержали информации относительно правильного определения высоты. Такая процедура использовалась для отделения функциональных эффектов пространственного внимания от эффектов прайминга моторных ответов. То же задание использовалось для визуальных и слуховых целей в чередующихся блоках. Важно отметить, что основное внимание в анализе уделялось «испытаниям улова», в которых цели с указанием не представлены. Это позволило исследовать функциональную активацию, связанную с посещением определенного места, свободного от загрязнения от деятельности, связанной с целевым стимулом.В слуховой области сравнение активации периферических правых и левых сигналов с центральными сигналами показало значительную активацию в задней теменной коре (PPC), лобных полях глаза (FEF) и дополнительной моторной области (SMA). Эти области перекрывают те, которые были значительно выше. активен в состоянии зрительно-пространственного внимания; сравнение активации в условиях слухового и визуального пространственного внимания не обнаружило существенной разницы между ними.
Во время второго эксперимента участникам была предъявлена пара различимых слуховых стимулов.Хотя пара стимулов была идентична на протяжении всего эксперимента, разные блоки задания требовали, чтобы участники реагировали либо на временной порядок (какой звук появился первым), либо на пространственное положение (какой звук был дальше от средней линии) стимулов. Участников проинструктировали, на какую функцию следует обратить внимание в начале каждого блока, что позволило сравнить активацию, обусловленную слуховым пространственным вниманием и слуховым непространственным вниманием к одному и тому же набору стимулов. Сравнение задачи пространственного расположения с задачей временного порядка показало большую активацию в областях, которые ранее были связаны с вниманием в визуальной области, включая двустороннее височное теменное соединение, двусторонние верхние лобные области около FEF, двустороннюю интрапериетальную борозду и двустороннюю затылочную височное соединение, предполагающее сеть внимания, которая действует сверхмодально через зрение и слух.
Исполнительное управление
Анатомический локус исполнительного контроля эндогенного аудиопространственного внимания был исследован с помощью фМРТ Wu et al. . [3] Участники получали слуховые подсказки, которые они указывали слева или справа, в ожидании слухового стимула. Третий сигнал, инструктирующий участников не обращать внимания ни на правую, ни на левую сторону, служил контрольным непространственным условием. Сравнение активации в пространственных и непространственных условиях внимания показало повышенную активацию в нескольких областях, участвующих в исполнительном контроле зрительного внимания, включая префронтальную кору, FEF, переднюю поясную кору (ACC) и верхнюю теменную долю, снова подтверждая это понятие. этих структур как надмодальные области внимания.Сравнение пространственного внимания с контролем далее выявило повышенную активность в слуховой коре, увеличение, которое было противоположно аудиопространственному вниманию, что может отражать смещение сверху вниз в ранних сенсорных областях, как это было замечено с визуальным вниманием.
Wu et al. Кроме того, наблюдалось, что аудиопространственное внимание было связано с повышенной активностью в областях, которые, как считается, обрабатывают визуальную информацию, а именно, клинья и язычная извилина, несмотря на то, что участники выполняли задание с закрытыми глазами.Поскольку эта активность не была противоположна локусу внимания, авторы утверждают, что эффект, скорее всего, не является пространственно специфичным, предполагая, что вместо этого он может отражать общее распространение активности внимания, возможно, играя роль во многомодальной сенсорной интеграции.
Направления будущего
Хотя существует сравнительно меньше исследований функциональных основ аудиопространственного внимания по сравнению с зрительно-пространственным вниманием, в настоящее время предполагается, что многие из анатомических структур, участвующих в зрительно-пространственном внимании, функционируют надмодально, а также вовлечены в аудиопространственное внимание. Alain, C .; Arnott, S.R .; Hevenor, S .; Graham, S .; Грейди, К. (2001). « Что и , где в слуховой системе человека». Труды Национальной академии наук . 98 (21): 12301–12306. Bibcode: 2001PNAS … 9812301A. DOI: 10.1073 / pnas.211209098. PMC 59809. PMID 11572938.
Эта страница последний раз была отредактирована 25 августа 2020 в 14:52
.
PPT — АУДИТОРИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ Презентация PowerPoint, скачать бесплатно
АУДИТОРСКОЕ ВНИМАНИЕ
АУДИТОРИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ Инновационная система диагностики и обучения слухового внимания, основанная на методе 9000 9000 9000, изобретенном профессором 9000. голос может воспроизводить только те гармоники, которые может воспринимать ухо ». Проф. Альфред Томатис Метод ТОМАТИС был основан в 1950-х годах Альфредом Томатисом (1 января 1920 — 25 декабря 2001), французским отоларингологом.Этот метод повышает эффективность работы мозга за счет фильтрации звука. Он улучшает навыки слушания и общения, моторную координацию, активизирует и регулирует состояние бдительности и внимания мозга, укрепляя отношения, существующие между слухом и голосом. Это идеальное решение для студентов с особыми образовательными потребностями и повышения общих навыков изучения языка.
АУДИТОРИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ АУДИТОРСКОЕ ВНИМАНИЕ — это многофункциональный продукт, состоящий из современного мультимедийного оборудования в сочетании с совместимым программным обеспечением, которое позволяет терапевту проводить эффективную диагностику и терапию.Оборудование АУДИТОРИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ соответствует требованиям Европейской директивы по медицинскому оборудованию 93/42 / EEC (польский эквивалент ISO 13485) и как медицинское устройство гарантирует безопасность. Продукт сертифицирован Польским акционерным обществом «Центр испытаний и сертификации» (Polskie Centrum Badań i Certyfikacji S.A.). Оборудование AUDITORY ATTENTION предлагает технологический прогресс, превосходную эргономику в сочетании с постоянной профессиональной поддержкой терапевта. Комбинация стационарных и мобильных устройств, предлагаемая продуктом, облегчает работу терапевта и полезна для пациента.Индивидуальная программа обучения, входящая в состав продукта, основана на проверенной и эффективной методике профессора Альфреда Томатиса. Программа обучения обеспечивает безопасное использование как дома, так и в клинике, что делает продукт AUDITORY ATTENTION лидером на рынке метода Tomatis при использовании в домашних условиях. АУДИТОРИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ оказалось самым инновационным и мобильным решением на рынке, обеспечивающим прибыль. Эффект Томатиса с полным частотным спектром без сжатия и с очень высоким уровнем производительности.
АУДИТОРСКОЕ ВНИМАНИЕ для детей с: • Дислексия • Нарушения обучаемости • Голосовые расстройства (охриплость) • СДВГ • Аутизм • Проблемы со слухом • Нарушение сенсорной интеграции • Речевые и языковые расстройства
АУДИТОРСКОЕ ВНИМАНИЕ для взрослых с: • Речевые и языковые расстройства (заикание) • Голосовые расстройства • Стресс, депрессия • А также: • Изучение иностранных языков • Использование своего голоса в профессиональных целях (актеры, певцы) * Источник: Эвридика: Специальные образовательные меры для развития всех форм одаренности в школа в Европе, 2008.** Источник: Закон об информации о потребностях в специальном образовании, анализ, 2011 г. 6
Наушники с воздушными костями В этой интегрированной гарнитуре воздушная проводимость доставляется к правому и левому уху через стандартные наушники. Костная проводимость осуществляется с помощью вибратора, который находится на верхней части головы пациента. Таким образом, звук распространяется двумя путями: наружным (воздух) и внутренним (кость). Костный проводник подвижен и может быть прикреплен с помощью специальной ленты для проверки внутреннего слухового внимания.
Электронное ухо AfredTomat обнаружил, что недостающие частоты могут быть восстановлены на земле с помощью устройства, называемого электронным ухом. Электронное ухо синхронизируется с компьютером. Компьютерная программа позволяет терапевту устанавливать параметры в соответствии с диагностическими требованиями. Вы можете управлять такими функциями, как стробирование, приоритет, задержка, баланс и фильтрация верхних частот. Все эти функции работают вместе, создавая эффект Томатиса. Электронное ухо позволяет тренировать аккомодационные механизмы в середине жизни, позволяя органу слуха «открываться» в определенных, ранее недоступных диапазонах частот.
Обращение терапевта — профиль студента
Обращение терапевта — студенты других терапевтов
Анкета терапевта — анкеты
000 анкеты терапевта 9007
Обращение терапевта — осмотр воздушной проводимости 125 — 8000 Гц
Обращение терапевта — осмотр костной проводимости 250 — 6000 Гц
Обращение терапевта 9007
Обращение терапевта 00 9000 000
Оценка аудирования
Музыкальная библиотека
Терапия — готовые программы терапевтического обучения
Терапия — создание индивидуального программа дождя
Терапия — изменение параметров программ обучения
Терапия — 4 разные программы для 4 студентов одновременно
Терапия на мобильном аппарате —
на мобильном аппарате
Терапия на мобильном аппарате — на прогулке
Терапия на мобильном аппарате — в отпуске
Thankyou
.
Сортировать по: Важности | Уровень | Код | Род занятий |
---|---|---|---|
72 | 57 | 51-8092,00 | Операторы газового завода |
72 | 55 | 49-9063,00 | Ремонтники и настройщики музыкальных инструментов |
69 | 59 | 27-2041.01 | Музыкальные директора |
69 | 57 | 27-2042.02 | Музыканты, инструментальная музыка |
66 | 57 | 53-4011,00 | Машинисты локомотивов Зеленый |
66 | 57 | 27-4013.00 | Радисты |
66 | 55 | 53-5011,00 | Моряки и нефтяники |
66 | 54 | 51-8093,00 | Операторы систем нефтяных насосов, операторы нефтеперерабатывающих заводов и измерители |
66 | 52 | 19-4051.01 | Специалисты по эксплуатации ядерного оборудования |
66 | 50 | 53-4041,00 | Операторы метро и трамвая |
63 | 59 | 53-7032,00 | Операторы экскаваторно-погрузочной машины и драглайна Bright Outlook |
63 | 57 | 51-4011.00 | Операторы станков с компьютерным управлением, металло- и пластмассовые |
63 | 57 | 47-5011,00 | Операторы вышки, нефть и газ |
63 | 55 | 53-2021,00 | Диспетчеры воздушного движения |
63 | 48 | 53-5022.00 | Операторы моторных лодок |
60 | 55 | 53-2011.00 | Пилоты, вторые пилоты и бортинженеры авиакомпаний |
60 |
.