Ситуативно-личностное общение — это… Суть понятия, виды и средства
В понимании взрослого человека общение – это выражение собственных мыслей с целью достижения какого-либо результата. С точки зрения общей концепции этого явления само явление коммуникации также считается действием. Об этом писал ученый А. Н. Леонтьев. Также он предложил свое объяснение относительно истоков этого явления.
Ситуативно-личностное общение – это…
Процесс развития человека многогранен и непрерывен. Каждый период играет важную роль в формировании целостной личности. С этой точки зрения особый интерес ученых вызывают первые полгода жизни. В это время общение строится исключительно на эмоциях. Круг лиц ограничен в основном матерью, реже отцом и другими членами семьи. Общение не имеет предмета и содержания.
Ситуативно-личностная форма общения в этом случае носит непосредственный характер, целью коммуникации является простая передача своего отношения к другому человеку. Обычно это отношение является абсолютно бескорыстным и ничем не обусловленным. Хотя, если следовать логическому порядку вещей, все могло быть иначе: первые месяцы со дня рождения малыша требуют от матери постоянного участия и бдительности. Отношение матери также отличается бескорыстностью. Она не требует от малыша какой-либо ответной реакции за ее заботу, любит его и радуется самому факту его присутствия. Считается, что именно в такой форме отношения любовь проявляется в чистом виде.
Другие формы общения
Формой общения считается способ коммуникации, применяемый в возрасте от 0 до 7 лет. У каждой формы общения есть свои черты, по которым принято классифицировать их для исследования и изучения.
- Средства общения, применяемые детьми. Например, если речь идет о малышах до 1 года, то для них актуален беспредметный тип общения – общение ситуативно-деловое, внеситуативное, личностное.
- Ведущие мотивы общения.
- Потребности, которые малыш стремится удовлетворить с помощью общения.
- Место, где происходит коммуникация.
- Время возникновения умения пользоваться именно данным видом общения.
Каждая форма сменяет другую, базируясь на полученных навыках в период предыдущего этапа. В этой цепочке ситуативно-личностное общение младенца со взрослым является начальной формой. На практике это проявляется как общая деятельность: взрослый что-то произносит – ребенок обращает внимание; ему что-то дают – он рассматривает предмет, исследует его и так далее.
Виды общения по возрастам
Навыки общения с другими людьми, способность выражать свои чувства и эмоции берут начало своего развития с первых дней жизни малыша. С этой точки зрения ситуативно-личностное общение — это форма изучения мира с 2,5 до 6 месяцев.
На всех этапах главенствующую роль играют взрослые, которые окружают малыша. Что интересно, ребенок реагирует на все типы сигналов одинаково доброжелательно, будь это грубость или сердитый голос. Согласно постулатам психологии, в этот период у человека формируются самые глубинные основы личности. Поэтому внимание и постоянный эмоциональный контакт с взрослыми, в частности с матерью, очень важен.
Ситуативно-деловое общение
Как уже упоминалось, ситуативно-личностное общение — это период, в течение которого закладывается база для развития других видов общения. К концу этого периода у малыша начинают развиваться хватательные способности. После того как данный этап будет освоен, сразу начинается иной этап – развитие ситуативно-делового общения.
Здесь уже появляются предметы общения, вокруг которых малыш пытается выстроить контакт с другими людьми. На практике это выражается тем, что малыш учится держать в руках игрушки, если кто-то ему симпатизирует, то протягивает ему свои игрушки или руку. Точно так же, если что-то привлекает его внимание, то он пытается потрогать или взять в руки.
Однако новые интересы и способности не отменяют потребность в эмоциональном контакте с окружающими, она остается на прежнем уровне. Что интересно, он не различает взрослых по тем или иным признакам: по полу, внешности, от того, как к нему относятся. Малышу важен сам факт присутствия взрослого человека рядом. Особенностью развития малыша в этот период является его стремление к налаживанию абсолютно бескорыстного контакта с взрослыми.
Вокализация
В этот период ребенок учится воспроизводить короткие звуки, выражающие его эмоции. Фундамент этого навыка был заложен в 2-4 месяца. Если внимательно прислушиваться, то можно отчетливо услышать, что малыш составляет звуки из одного типа букв. Обычно это звуки «а», «о», «у», «и», «ы» или их комбинация. Положительные эмоции выражаются визгом или вскриком. Если его что-то беспокоит, то можно услышать что-то типа «аггггуу» или «угууу». Иногда воспроизводимые звуки имеют сходство с короткими словами.
Целью всех коммуникаций, инициатором которых является сам ребенок, является стремление показать привязанность к взрослому человеку. С этого этапа зависит уровень самооценки в будущем. Если взрослые дают понять, что также его любят и готовы с ним взаимодействовать, то в нем формируется глубокая убежденность в его необходимости в этом мире. Также в этот период развиваются познавательные способности.
Формирование речи
Если ситуативно-личностное общение — это форма общения без слов, то ближе к двум годам у малыша есть все условия для того, чтобы начать произносить отдельные слова. Если есть пробелы в развитии речевых способностей, то этот процесс может затянуть еще на 1-2 года.
Сначала малыш произносит лепет – отдельные слоги. Обычно этот период длится до 1,5-2 лет. Он понимает, что, скомбинировав несколько звуков, которые ему хорошо знакомы, можно добиться очень многого: получить еду, позвать маму, обратить на себя внимание и т. д.
На этом этапе очень важно, чтобы взрослые принимали активное участие в общении. Если не общаться с ребенком, то активная речь будет сильно отставать. То есть малыш будет понимать слова и теоретически будет готов их произносить, но если взрослые на этом не настаивают, то ребенок может начать говорить только через 1-2 года.
Эксперимент М. И. Лисиной
Ситуативно-личностное общение — это не только фундамент для дальнейшего развития, но и основа формирования отношения к окружающим предметам. Чтобы выявить конкретный уровень влияния данного периода на эмоциональные взаимоотношения малыша с взрослыми, был проведен эксперимент. Инициатором была психолог М. И. Лисина.
Были отобраны две группы младенцев: контрольная и экспериментальная. Участниками эксперимента в обеих группах выступали дети из дома малютки в возрасте 2-4 месяцев. Как известно, такие дети катастрофически страдают от недостатка внимания.
Эксперимент заключался в том, чтобы с представителями одной группы должно было осуществляться ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым, а в другой – нет. Задача взрослого заключалась в том, чтобы обеспечить младенцам первой группы максимальный уровень положительных эмоций. Вторая группа детей была лишена этого.
После эксперимента измерялось изменение в эмоциональном состоянии младенцев, особое внимание было обращено на уровень интереса к игрушкам и длительности общей активности. Как показали результаты, у детей из первой группы все показатели были на порядок выше.
Из этого следует, что ситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым в течение первых 6 месяцев жизни играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка. В частности, этот фактор влияет на развитие хватательных способностей и формирование взаимоотношения с миром предметов, который берет начало с 5-6 месяцев.
Важным моментом является возраст ситуативно-личностного общения – не позже 2,5 месяцев. По мере развития малыша потребность в эмоциональном участии взрослого постепенно снижается. Но во всех случаях организующим звеном и главным инициатором этих взаимоотношений остается взрослый человек.
И наоборот, отсутствие тесного эмоционального контакта со взрослым человеком способствует тому, что ребенок вырастет пассивным, и не будет проявлять особого интереса к окружающей среде. Этим объясняется особенность детдомовской среды, где каждый ребенок растет буквально с критическим недостатком внимания со стороны взрослых.
Механизм дальнейшего развития
Выше упоминалось о том, что следующий этап развития – развитие хватательных способностей — берет начало с предыдущего. Здесь логично задаваться вопросом о том, как это происходит и как ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение связаны с активным действием, направленным на предмет? Психологи разных времен имели свои взгляды и объяснения.
Одна из теорий предполагает, что навык формируется вследствие случайных прикосновений к материальным предметам. Иными словами, игрушка или погремушка, повешенные на кроватке на расстоянии вытянутой руки малыша, случайным образом соприкасается с руками малыша. Через некоторое время он начинает понимать, что своими руками может приводить в движение предметы в любое время. Уже через некоторое время он будет сознательно притрагиваться к игрушкам и погремушкам. В этом процессе роль взрослого человека косвенная – создание условий. Сам процесс развития происходит естественным образом.
Другое объяснение
Согласно другой теории предполагается, что общение со взрослым позволяет развиваться сенсорной системе малыша. Взрослый для малыша является самым информативным объектом. Именно эта информативность порождает развитие перцептивной и сенсорной систем. Когда они достигают определенного уровня развития, то малыш переносит свои умения на предметы окружающей среды.
Теперь эти предметы становятся объектом исследования ребенка, он получает от процесса новые впечатления. Этим объясняется интерес к ярким и крупным предметам.
Третье объяснение
Третье объяснение указывает, что решающую роль имеет взрослый человек и его отношение к предметам. Обычно взрослый выделяет подходящие предметы и пытается привлечь к ним внимание малыша. Так возникает синхронизация предмета, формируется некая привлекательность вещей и пробуждается интерес малыша к ним.
Какой из вариантов является достоверным? Ответ на этот вопрос интересен не только с точки зрения науки, но и с точки зрения общественности. От правильно определенной версии зависит выбор стратегии поведения взрослых.
Заключение
В целях выявления подлинных механизмов развития коммуникативных навыков у детей до 7 лет работало много ученых. Примечательным является эксперимент, проведенный Е. О. Смирновым. Малышам давали несколько видов предметов, не наделенных особой привлекательностью для детей (маленькие размеры и размытые цвета). На кульминационной части в процесс включался взрослый: он рассматривал один тип предметов, показывал малышу какие-то детали и активно исследовал. Затем эти же предметы предоставлялись малышу через день, через неделю и через две. Результаты поразили ученых: дети стремились выбрать тот предмет, с которым больше взаимодействовал взрослый.
Однако специалисты считают, рано делать окончательные выводы, так как большое количество ученых занимается вопросами формирования тех или иных способностей человека и их зависимости от роли взрослого. Как только будут известны новые, достоверные подробности, возможно, теоретическая часть психологии будет значительно обогащена.
Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца
- Первое полугодие жизни
- Ситуативно-личностное общение
Первое полугодие жизни — совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. Этот возраст можно назвать периодом эмоционального общения ребенка с матерью.
В это время их общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов и никаких содержаний между ними нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным содержанием этого общения является выражение отношения к другому. Причем это отношение является абсолютно положительным и бескорыстным. Хотя уход за ребенком связан с многочисленными трудностями и заботами, эта бытовая сторона не включена в отношения ребенка и матери: он радуется ей не потому, что она за ним ухаживает, а совершенно бескорыстно. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается и со стороны матери: она еще ничего не требует от него, не оценивает его способности, ничему не учит и радуется самому факту его существования. И пусть уход за младенцем приносит множество хлопот и неприятностей — бессонные ночи, бесконечные испачканные вещи, крики по непонятным причинам, — нормальной матери не придет в голову осуждать, ругать, а тем более наказывать своего малютку. Любовь, которую можно определить как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире» и в которой происходит утверждение бытия человека, осуществляется здесь в наиболее чистом виде. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме присутствия и внимания. Единственное, против чего он выражает протест, — это против своей «незамеченное™». Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение, которое выражает мимикой, вокализациями, движениями, то есть средствами комплекса оживления (других у него еще нет).
В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений взрослых. В первом полугодии младенцы еще не различают положительных и отрицательных воздействий взрослых: на все их слова и интонации (даже гневные и грубые) они отвечают яркими положительными эмоциями. Главная потребность в этом возрасте — это потребность во внимании взрослого.
Очень важно, что взрослый нужен ребенку сам по себе, независимо от своих предметных атрибутов, своей компетенции или социальной. Младенца совершенно не интересуют внешний вид взрослого, наличие предметов у него в руках, его материальное или социальное положение — для него просто не существует всех этих вещей. Он выделяет прежде всего целостную личность взрослого, обращенную к нему и не сводимую к каким-либо частичным, предметным свойствам. Именно личностные мотивы побуждают его к общению. Поэтому эту форму общения называют ситуативно-личностной.
Таким образом, первой формой общения ребенка со взрослым является «ситуативно-личностная» или «непосредственно-эмоциональная», д ля которой характерны потребность во внимании взрослого, личностные мотивы общения и экспрессивно-мимические средства.
Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и примитивность, первая форма общения играет исключительно важную и даже ключевую роль для дальнейшего развития ребенка. В этот период закладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания личности. Одно из них — выделенность самого себя как начальная форма самосознания.
Эта первичная форма самосознания заключается в отделении себя от окружающего мира и проявляется в стремлении и способности младенца воспринимать окружающее и относиться к нему. Именно эмоциональное, заинтересованное отношение к окружающим людям и предметам говорит о том, что малыш выделяет себя из внешнего мира, что он воспринимает этот мир как нечто иное, не совпадающее с ним самим. Положительное эмоциональное самоощущение младенца, а значит его нормальное психическое развитие, отражается в ярких положительных эмоциях, в стремлении привлечь к себе взрослого, в его общей активности.
Однако самоощущение младенца зависит от качества общения взрослого. Чем более чутко и внимательно взрослый относится к ребенку, тем раньше и яснее он выделяет самого себя PI активнее он действует. Глядя на мать и выделяя ее действия, обращенные к нему, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. Он чувствует себя как самое любимое и уникальное существо, с которым общаются и к которому обращаются взрослые. Его присутствие в этом мире становится очевидным через обращенность к нему близкого человека. Он чувствует себя как то, на что направлены взгляд, улыбка, слова взрослого. Поэтому его самоощущение неразрывно связано со взрослым и с его отношением. Его самоощущение отражает отношение взрослого. Взрослый является тем зеркалом, в котором младенец впервые видит и узнает себя. Это становится возможным в силу того, что взрослый относится к ребенку как к абсолютно самоценной и уникальной личности и отвечает на каждое проявление младенца: его крик, его движения, его мимику.
Одно из важнейших психологических новообразований данного возраста — появление привязанности к близкому взрослому. Это новообразование называют аффективно-личностными связями, которые способствуют тому, чтобы у младенца формировались чувство уверенности в себе, активная позиция к окружающему миру и к самому себе.
Ситуативно-личностное общение оказывает также решающее влияние на формирование познавательной активности младенца и на его отношение к предметному миру. Этот факт был доказан в исследовании М. И. Лисиной. Задача работы состояла в том, чтобы установить, какие сдвиги в познавательной активности младенца происходят в результате эмоционального общения. Эксперименты проводились с детьми из дома ребенка, которые, как известно, испытывают дефицит индивидуального, эмоционального общения со взрослым.
Младенцы двух и четырех месяцев были разделены на две группы — экспериментальную и контрольную. С детьми экспериментальной группы проводились индивидуальные «занятия», на которых взрослый осуществлял ситуативно-личностное общение. Он как бы давал им «дополнительную порцию» внимания и положительного эмоционального отношения. Дети контрольной группы такой «добавки» не получали.
До и после «занятий» проводились замеры познавательной активности младенцев: выяснялось количество и эмоциональная насыщенность обследования игрушек, участие в обследовании глаза и руки, количество эмоциональных проявлений в ответ па игрушку, общая продолжительность интереса к игрушке и пр.
Оказалось, что после занятий все эти показатели у детей экспериментальной группы резко опережали аналогичные проявления у детей контрольной.
Основной вывод из этого исследования состоит в том, что систематическое эмоциональное общение вызывает у детей первого полугодия жизни значительное повышение познавательной активности. Причем это влияние оказывается гораздо большим, если «занятия» начинаются уже в 2,5 месяца. С возрастом развивающее влияние эмоционального общения несколько снижается.
Ситуативно-личностное общение младенца с взрослым в первом полугодии оказывает решающее влияние на появление хватательных движений и предметных действий ребенка. В 4- 5 месяцев у большинства детей возникают первые целенаправленные хватательные движения — акт хватания. Эти движения первоначально организуются взрослым и рождаются как совместная деятельность ребенка со взрослым, хотя сами взрослые этого обычно не замечают.
Результаты работ, приведенные выше, убедительно показывают, что предметные действия младенца возникают и развиваются под прямым влиянием ситуативно-личностного общения со взрослым: «добавка» такого общения приводит к существенному возрастанию интереса к предметам и к повышению познавательной и двигательной активности детей, направленной на предмет. Недостаток эмоционального, личностного общения, который обычно наблюдается у младенцев в доме ребенка, напротив, вызывает общую пассивность детей и отсутствие познавательных интересов.
Ситуативно-деловое общение — это… Что такое Ситуативно-деловое общение?
- Ситуативно-деловое общение
- [лат. situatio — положение] — согласно концепции М.И. Лисиной, вторая по времени появления в онтогенезе форма общения ребенка со взрослым. Зарождается приблизительно в 6 мес. и совершенствуется на протяжении раннего возраста. Формируется на основе предшествующей ситуативно-личностной форы общения. Главная особенность С-д. о. — его развертывание на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого, непосредственная связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Основной потребностью ребенка на стадии С-д. о. является потребность в сотрудничестве взрослого, т.е. в его соучастии, совместном выполнении какихлибо действий. Преобладающий мотив С-д. о. —деловой. При этом потребность ребенка в личностном взаимодействии со взрослым, составляющая стержень предыдущей, ситуативно-личностной формы общения, сохраняет свое значение, вплетаясь в более сложную предметную деятельность. Средства С-д. о. — это предметные действия, позы, локомоции, вокализации, речь. Значение С-д. о. для психического развития детей определяется тем, что в совместной деятельности со взрослым ребенок овладевает культурными действиями с предметами, познает их свойства и отношения. В ходе такого общения возникает активная речь, формируются разнообразные способы взаимодействия с другими людьми. Л. Н. Галигузова
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
- Ситуативная стрессовая реакция
- Ситуативное воздействие
Смотреть что такое «Ситуативно-деловое общение» в других словарях:
Ситуативно-деловое общение — здесь: общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие … Психология человека: словарь терминов
Общение: онтогенез — дошкольное детство — При характеристике развития ребенка в первый год жизни в кач. ведущей деятельности называют непосредственно эмоциональное. О. со взрослым. Благодаря близкому эмоциональному контакту в процессе О. формируются новообразования младенческого возраста … Психология общения. Энциклопедический словарь
ранний возраст — Категория. Стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет. Специфика. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:… … Большая психологическая энциклопедия
Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова — Предназначена для определения уровня развития О. со взрослым у детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Методика разработана в контексте концепции генезиса О. ребенка со взрослыми М. И. Лисиной. На втором третьем году жизни происходит развитие как… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни — С. Ю. Мещерякова. Предназначена для выявления уровня развития О. ребенка со взрослым в младенческом возрасте (в первом и втором полугодии жизни) и входит в комплект методик, направленных на диагностику психич. развития ребенка от рождения до 3… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Генезиса коммуникативной деятельности концепция — [греч. genesis происхождение; лат. communicStio сообщение, передача] теория о возникновении и развитии общения, его значении в жизнедеятельности детей в первые семь лет их жизни, разработанная М.И. Лисиной. Общение в контексте данной концепции… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
возраст ранний — стадия развития психического ребенка от одного года до трех лет, характерная качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий мозга головного. На ней стадии происходят следующие события индивидуального развития: 1) формируется… … Большая психологическая энциклопедия
Обучение говорению — активное владение языком, беседа, вводный курс устный, владение языком активное, высказывание, выступление, говорение, диалог, диалогическая речь, диалогический текст, диалогическое единство, дикция, дискурс, дискурсивная компетенция, дискуссия,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Ситуативно-личностное общение. Суть понятия, виды и средства
В понимании взрослого человека общение – это выражение собственных мыслей с целью достижения какого-либо результата. С точки зрения общей концепции этого явления само явление коммуникации также считается действием. Об этом писал ученый А. Н. Леонтьев. Также он предложил свое объяснение относительно истоков этого явления.
Ситуативно-личностное общение – это…
Процесс развития человека многогранен и непрерывен. Каждый период играет важную роль в формировании целостной личности. С этой точки зрения особый интерес ученых вызывают первые полгода жизни. В это время общение строится исключительно на эмоциях. Круг лиц ограничен в основном матерью, реже отцом и другими членами семьи. Общение не имеет предмета и содержания.
Ситуативно-личностная форма общения в этом случае носит непосредственный характер, целью коммуникации является простая передача своего отношения к другому человеку. Обычно это отношение является абсолютно бескорыстным и ничем не обусловленным. Хотя, если следовать логическому порядку вещей, все могло быть иначе: первые месяцы со дня рождения малыша требуют от матери постоянного участия и бдительности. Отношение матери также отличается бескорыстностью. Она не требует от малыша какой-либо ответной реакции за ее заботу, любит его и радуется самому факту его присутствия. Считается, что именно в такой форме отношения любовь проявляется в чистом виде.
Другие формы общения
Формой общения считается способ коммуникации, применяемый в возрасте от 0 до 7 лет. У каждой формы общения есть свои черты, по которым принято классифицировать их для исследования и изучения.
- Средства общения, применяемые детьми. Например, если речь идет о малышах до 1 года, то для них актуален беспредметный тип общения – общение ситуативно-деловое, внеситуативное, личностное.
- Ведущие мотивы общения.
- Потребности, которые малыш стремится удовлетворить с помощью общения.
- Место, где происходит коммуникация.
- Время возникновения умения пользоваться именно данным видом общения.
Каждая форма сменяет другую, базируясь на полученных навыках в период предыдущего этапа. В этой цепочке ситуативно-личностное общение младенца со взрослым является начальной формой. На практике это проявляется как общая деятельность: взрослый что-то произносит – ребенок обращает внимание; ему что-то дают – он рассматривает предмет, исследует его и так далее.
Виды общения по возрастам
Навыки общения с другими людьми, способность выражать свои чувства и эмоции берут начало своего развития с первых дней жизни малыша. С этой точки зрения ситуативно-личностное общение — это форма изучения мира с 2,5 до 6 месяцев.
На всех этапах главенствующую роль играют взрослые, которые окружают малыша. Что интересно, ребенок реагирует на все типы сигналов одинаково доброжелательно, будь это грубость или сердитый голос. Согласно постулатам психологии, в этот период у человека формируются самые глубинные основы личности. Поэтому внимание и постоянный эмоциональный контакт с взрослыми, в частности с матерью, очень важен.
Ситуативно-деловое общение
Как уже упоминалось, ситуативно-личностное общение — это период, в течение которого закладывается база для развития других видов общения. К концу этого периода у малыша начинают развиваться хватательные способности. После того как данный этап будет освоен, сразу начинается иной этап – развитие ситуативно-делового общения.
Здесь уже появляются предметы общения, вокруг которых малыш пытается выстроить контакт с другими людьми. На практике это выражается тем, что малыш учится держать в руках игрушки, если кто-то ему симпатизирует, то протягивает ему свои игрушки или руку. Точно так же, если что-то привлекает его внимание, то он пытается потрогать или взять в руки.
Однако новые интересы и способности не отменяют потребность в эмоциональном контакте с окружающими, она остается на прежнем уровне. Что интересно, он не различает взрослых по тем или иным признакам: по полу, внешности, от того, как к нему относятся. Малышу важен сам факт присутствия взрослого человека рядом. Особенностью развития малыша в этот период является его стремление к налаживанию абсолютно бескорыстного контакта с взрослыми.
Вокализация
В этот период ребенок учится воспроизводить короткие звуки, выражающие его эмоции. Фундамент этого навыка был заложен в 2-4 месяца. Если внимательно прислушиваться, то можно отчетливо услышать, что малыш составляет звуки из одного типа букв. Обычно это звуки «а», «о», «у», «и», «ы» или их комбинация. Положительные эмоции выражаются визгом или вскриком. Если его что-то беспокоит, то можно услышать что-то типа «аггггуу» или «угууу». Иногда воспроизводимые звуки имеют сходство с короткими словами.
Целью всех коммуникаций, инициатором которых является сам ребенок, является стремление показать привязанность к взрослому человеку. С этого этапа зависит уровень самооценки в будущем. Если взрослые дают понять, что также его любят и готовы с ним взаимодействовать, то в нем формируется глубокая убежденность в его необходимости в этом мире. Также в этот период развиваются познавательные способности.
Формирование речи
Если ситуативно-личностное общение — это форма общения без слов, то ближе к двум годам у малыша есть все условия для того, чтобы начать произносить отдельные слова. Если есть пробелы в развитии речевых способностей, то этот процесс может затянуть еще на 1-2 года.
Сначала малыш произносит лепет – отдельные слоги. Обычно этот период длится до 1,5-2 лет. Он понимает, что, скомбинировав несколько звуков, которые ему хорошо знакомы, можно добиться очень многого: получить еду, позвать маму, обратить на себя внимание и т. д.
На этом этапе очень важно, чтобы взрослые принимали активное участие в общении. Если не общаться с ребенком, то активная речь будет сильно отставать. То есть малыш будет понимать слова и теоретически будет готов их произносить, но если взрослые на этом не настаивают, то ребенок может начать говорить только через 1-2 года.
Эксперимент М. И. Лисиной
Ситуативно-личностное общение — это не только фундамент для дальнейшего развития, но и основа формирования отношения к окружающим предметам. Чтобы выявить конкретный уровень влияния данного периода на эмоциональные взаимоотношения малыша с взрослыми, был проведен эксперимент. Инициатором была психолог М. И. Лисина.
Были отобраны две группы младенцев: контрольная и экспериментальная. Участниками эксперимента в обеих группах выступали дети из дома малютки в возрасте 2-4 месяцев. Как известно, такие дети катастрофически страдают от недостатка внимания.
Эксперимент заключался в том, чтобы с представителями одной группы должно было осуществляться ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым, а в другой – нет. Задача взрослого заключалась в том, чтобы обеспечить младенцам первой группы максимальный уровень положительных эмоций. Вторая группа детей была лишена этого.
После эксперимента измерялось изменение в эмоциональном состоянии младенцев, особое внимание было обращено на уровень интереса к игрушкам и длительности общей активности. Как показали результаты, у детей из первой группы все показатели были на порядок выше.
Из этого следует, что ситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым в течение первых 6 месяцев жизни играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка. В частности, этот фактор влияет на развитие хватательных способностей и формирование взаимоотношения с миром предметов, который берет начало с 5-6 месяцев.
Важным моментом является возраст ситуативно-личностного общения – не позже 2,5 месяцев. По мере развития малыша потребность в эмоциональном участии взрослого постепенно снижается. Но во всех случаях организующим звеном и главным инициатором этих взаимоотношений остается взрослый человек.
И наоборот, отсутствие тесного эмоционального контакта со взрослым человеком способствует тому, что ребенок вырастет пассивным, и не будет проявлять особого интереса к окружающей среде. Этим объясняется особенность детдомовской среды, где каждый ребенок растет буквально с критическим недостатком внимания со стороны взрослых.
Механизм дальнейшего развития
Выше упоминалось о том, что следующий этап развития – развитие хватательных способностей — берет начало с предыдущего. Здесь логично задаваться вопросом о том, как это происходит и как ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение связаны с активным действием, направленным на предмет? Психологи разных времен имели свои взгляды и объяснения.
Одна из теорий предполагает, что навык формируется вследствие случайных прикосновений к материальным предметам. Иными словами, игрушка или погремушка, повешенные на кроватке на расстоянии вытянутой руки малыша, случайным образом соприкасается с руками малыша. Через некоторое время он начинает понимать, что своими руками может приводить в движение предметы в любое время. Уже через некоторое время он будет сознательно притрагиваться к игрушкам и погремушкам. В этом процессе роль взрослого человека косвенная – создание условий. Сам процесс развития происходит естественным образом.
Другое объяснение
Согласно другой теории предполагается, что общение со взрослым позволяет развиваться сенсорной системе малыша. Взрослый для малыша является самым информативным объектом. Именно эта информативность порождает развитие перцептивной и сенсорной систем. Когда они достигают определенного уровня развития, то малыш переносит свои умения на предметы окружающей среды.
Теперь эти предметы становятся объектом исследования ребенка, он получает от процесса новые впечатления. Этим объясняется интерес к ярким и крупным предметам.
Третье объяснение
Третье объяснение указывает, что решающую роль имеет взрослый человек и его отношение к предметам. Обычно взрослый выделяет подходящие предметы и пытается привлечь к ним внимание малыша. Так возникает синхронизация предмета, формируется некая привлекательность вещей и пробуждается интерес малыша к ним.
Какой из вариантов является достоверным? Ответ на этот вопрос интересен не только с точки зрения науки, но и с точки зрения общественности. От правильно определенной версии зависит выбор стратегии поведения взрослых.
Заключение
В целях выявления подлинных механизмов развития коммуникативных навыков у детей до 7 лет работало много ученых. Примечательным является эксперимент, проведенный Е. О. Смирновым. Малышам давали несколько видов предметов, не наделенных особой привлекательностью для детей (маленькие размеры и размытые цвета). На кульминационной части в процесс включался взрослый: он рассматривал один тип предметов, показывал малышу какие-то детали и активно исследовал. Затем эти же предметы предоставлялись малышу через день, через неделю и через две. Результаты поразили ученых: дети стремились выбрать тот предмет, с которым больше взаимодействовал взрослый.
Однако специалисты считают, рано делать окончательные выводы, так как большое количество ученых занимается вопросами формирования тех или иных способностей человека и их зависимости от роли взрослого. Как только будут известны новые, достоверные подробности, возможно, теоретическая часть психологии будет значительно обогащена.
Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым
- Основные средствами общения ребенка
- Формировании привязанности
Во втором полугодии жизни младенец, уже умеющий действовать с предметами, становится в новую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, ситуативно-личностное, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в его поведении. Если взять 7-8-месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, он решительно отодвинет лицо взрослого и будет трогать все доступные и недоступные для манипулирования предметы -tволосы, воротник, серьги и т. д. Малыш хоть и любит ласки взрослого, но все чаще стремится переключить его внимание на окружающие предметы. Он с большим удовольствием будет наблюдать за тем, как взрослый играет с игрушкой, чем слушать обращенные к нему ласковые речи. Постепенно малыш все настойчивее уклоняется от эмоционального общения и переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с движениями, например «в козу» (Идет коза Рогатая…) или «по ровненькой дорожке… В яму бух!». От этих игр дети 7-10 месяцев приходят в восторг. Но простого «сюсюканья» ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать вместе со взрослым. Это означает, что, общаясь со взрослым, мла денец второго полугодия стремится удовлетворить уже потребность не только в доброжелательном внимании, но прежде всего в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым. Среди мотивов общения на первое место выдвигаются деловые мотивы: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умений действовать с предметами. Теперь взрослый выступает для ребенка не только как любящий и заботящийся человек, но и как партнер по совместным действиям.
Основными средствами общения ребенка, помимо экспрессивномических, становятся предметные действия и локомоции: позы и жесты, используемые для целей общения (приближение или удаление, вручение или протягивание предметов, изображение требуемых действий, бросание игрушек и пр.).
Таким образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым, которая получила название ситуативноделовой. Такое общение происходит на фоне совместных действий ребенка с предметами. Для этой формы характерна потребность в сотрудничестве со взрослым, деловые мотивы общения и предметно-действенные средства. Появление у детей потребности в сотрудничестве не следует автоматически из развития манипуляций с предметами, хотя они и являются необходимым условием формирования этой потребности. Одним из важных условий возникновения потребности в сотрудничестве является достаточное удовлетворение ранней, более примитивной потребности во внимании взрослого. Это достигается на этапе ситуативно-личностного общения. Дефицит такого общения приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия.
Другим, также необходимым условием является организация взрослым реального взаимодействия с предметами. Исследования показали, что усвоение предметных действий и формирование потребности в сотрудничестве протекают успешнее, если происходят в условиях личностного контакта с ребенком на фоне предметной деятельности.
Характер общения взрослого с ребенком играет большую роль в формировании привязанности. В одной экспериментальной работе изучалось влияние общения с младенцем на его отношение к взрослому. В этом исследовании взрослый предлагал детям первого и второго полугодия жизни различные варианты общения:
- ситуативно-личностное — ласковое обращение и разговор;
- ситуативно-деловое — демонстрация новых игрушек и действий с ними;
- речевое, познавательное общение — чтение детских книжек.
Оказалось, что младенцев первого полугодия одинаково радовали все три варианта общения. Их потребность в доброжелательном внимании удовлетворялась ласковым, спокойным голосом взрослого и индивидуальной обращенностью к нему. К концу первого года дети явно предпочитали ситуативноделовое общение со взрослым.
Результаты данной работы позволяют говорить о том, что основой привязанности ко взрослому является степень удовлетворения потребности в общении, соответствующей возрасту ребенка.
Ситуативно-личностное общение — это… Суть понятия, виды и средства
Самосовершенствование
1 мая 2018
В понимании взрослого человека общение – это выражение собственных мыслей с целью достижения какого-либо результата. С точки зрения общей концепции этого явления само явление коммуникации также считается действием. Об этом писал ученый А. Н. Леонтьев. Также он предложил свое объяснение относительно истоков этого явления.
Ситуативно-личностное общение – это…
Процесс развития человека многогранен и непрерывен. Каждый период играет важную роль в формировании целостной личности. С этой точки зрения особый интерес ученых вызывают первые полгода жизни. В это время общение строится исключительно на эмоциях. Круг лиц ограничен в основном матерью, реже отцом и другими членами семьи. Общение не имеет предмета и содержания.
Ситуативно-личностная форма общения в этом случае носит непосредственный характер, целью коммуникации является простая передача своего отношения к другому человеку. Обычно это отношение является абсолютно бескорыстным и ничем не обусловленным. Хотя, если следовать логическому порядку вещей, все могло быть иначе: первые месяцы со дня рождения малыша требуют от матери постоянного участия и бдительности. Отношение матери также отличается бескорыстностью. Она не требует от малыша какой-либо ответной реакции за ее заботу, любит его и радуется самому факту его присутствия. Считается, что именно в такой форме отношения любовь проявляется в чистом виде.
Другие формы общения
Формой общения считается способ коммуникации, применяемый в возрасте от 0 до 7 лет. У каждой формы общения есть свои черты, по которым принято классифицировать их для исследования и изучения.
- Средства общения, применяемые детьми. Например, если речь идет о малышах до 1 года, то для них актуален беспредметный тип общения – общение ситуативно-деловое, внеситуативное, личностное.
- Ведущие мотивы общения.
- Потребности, которые малыш стремится удовлетворить с помощью общения.
- Место, где происходит коммуникация.
- Время возникновения умения пользоваться именно данным видом общения.
Каждая форма сменяет другую, базируясь на полученных навыках в период предыдущего этапа. В этой цепочке ситуативно-личностное общение младенца со взрослым является начальной формой. На практике это проявляется как общая деятельность: взрослый что-то произносит – ребенок обращает внимание; ему что-то дают – он рассматривает предмет, исследует его и так далее.
Виды общения по возрастам
Навыки общения с другими людьми, способность выражать свои чувства и эмоции берут начало своего развития с первых дней жизни малыша. С этой точки зрения ситуативно-личностное общение — это форма изучения мира с 2,5 до 6 месяцев.
На всех этапах главенствующую роль играют взрослые, которые окружают малыша. Что интересно, ребенок реагирует на все типы сигналов одинаково доброжелательно, будь это грубость или сердитый голос. Согласно постулатам психологии, в этот период у человека формируются самые глубинные основы личности. Поэтому внимание и постоянный эмоциональный контакт с взрослыми, в частности с матерью, очень важен.
Ситуативно-деловое общение
Как уже упоминалось, ситуативно-личностное общение — это период, в течение которого закладывается база для развития других видов общения. К концу этого периода у малыша начинают развиваться хватательные способности. После того как данный этап будет освоен, сразу начинается иной этап – развитие ситуативно-делового общения.
Здесь уже появляются предметы общения, вокруг которых малыш пытается выстроить контакт с другими людьми. На практике это выражается тем, что малыш учится держать в руках игрушки, если кто-то ему симпатизирует, то протягивает ему свои игрушки или руку. Точно так же, если что-то привлекает его внимание, то он пытается потрогать или взять в руки.
Однако новые интересы и способности не отменяют потребность в эмоциональном контакте с окружающими, она остается на прежнем уровне. Что интересно, он не различает взрослых по тем или иным признакам: по полу, внешности, от того, как к нему относятся. Малышу важен сам факт присутствия взрослого человека рядом. Особенностью развития малыша в этот период является его стремление к налаживанию абсолютно бескорыстного контакта с взрослыми.
Вокализация
В этот период ребенок учится воспроизводить короткие звуки, выражающие его эмоции. Фундамент этого навыка был заложен в 2-4 месяца. Если внимательно прислушиваться, то можно отчетливо услышать, что малыш составляет звуки из одного типа букв. Обычно это звуки «а», «о», «у», «и», «ы» или их комбинация. Положительные эмоции выражаются визгом или вскриком. Если его что-то беспокоит, то можно услышать что-то типа «аггггуу» или «угууу». Иногда воспроизводимые звуки имеют сходство с короткими словами.
Целью всех коммуникаций, инициатором которых является сам ребенок, является стремление показать привязанность к взрослому человеку. С этого этапа зависит уровень самооценки в будущем. Если взрослые дают понять, что также его любят и готовы с ним взаимодействовать, то в нем формируется глубокая убежденность в его необходимости в этом мире. Также в этот период развиваются познавательные способности.
Формирование речи
Если ситуативно-личностное общение — это форма общения без слов, то ближе к двум годам у малыша есть все условия для того, чтобы начать произносить отдельные слова. Если есть пробелы в развитии речевых способностей, то этот процесс может затянуть еще на 1-2 года.
Сначала малыш произносит лепет – отдельные слоги. Обычно этот период длится до 1,5-2 лет. Он понимает, что, скомбинировав несколько звуков, которые ему хорошо знакомы, можно добиться очень многого: получить еду, позвать маму, обратить на себя внимание и т. д.
На этом этапе очень важно, чтобы взрослые принимали активное участие в общении. Если не общаться с ребенком, то активная речь будет сильно отставать. То есть малыш будет понимать слова и теоретически будет готов их произносить, но если взрослые на этом не настаивают, то ребенок может начать говорить только через 1-2 года.
Эксперимент М. И. Лисиной
Ситуативно-личностное общение — это не только фундамент для дальнейшего развития, но и основа формирования отношения к окружающим предметам. Чтобы выявить конкретный уровень влияния данного периода на эмоциональные взаимоотношения малыша с взрослыми, был проведен эксперимент. Инициатором была психолог М. И. Лисина.
Были отобраны две группы младенцев: контрольная и экспериментальная. Участниками эксперимента в обеих группах выступали дети из дома малютки в возрасте 2-4 месяцев. Как известно, такие дети катастрофически страдают от недостатка внимания.
Эксперимент заключался в том, чтобы с представителями одной группы должно было осуществляться ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым, а в другой – нет. Задача взрослого заключалась в том, чтобы обеспечить младенцам первой группы максимальный уровень положительных эмоций. Вторая группа детей была лишена этого.
После эксперимента измерялось изменение в эмоциональном состоянии младенцев, особое внимание было обращено на уровень интереса к игрушкам и длительности общей активности. Как показали результаты, у детей из первой группы все показатели были на порядок выше.
Из этого следует, что ситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым в течение первых 6 месяцев жизни играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка. В частности, этот фактор влияет на развитие хватательных способностей и формирование взаимоотношения с миром предметов, который берет начало с 5-6 месяцев.
Важным моментом является возраст ситуативно-личностного общения – не позже 2,5 месяцев. По мере развития малыша потребность в эмоциональном участии взрослого постепенно снижается. Но во всех случаях организующим звеном и главным инициатором этих взаимоотношений остается взрослый человек.
И наоборот, отсутствие тесного эмоционального контакта со взрослым человеком способствует тому, что ребенок вырастет пассивным, и не будет проявлять особого интереса к окружающей среде. Этим объясняется особенность детдомовской среды, где каждый ребенок растет буквально с критическим недостатком внимания со стороны взрослых.
Механизм дальнейшего развития
Выше упоминалось о том, что следующий этап развития – развитие хватательных способностей — берет начало с предыдущего. Здесь логично задаваться вопросом о том, как это происходит и как ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение связаны с активным действием, направленным на предмет? Психологи разных времен имели свои взгляды и объяснения.
Одна из теорий предполагает, что навык формируется вследствие случайных прикосновений к материальным предметам. Иными словами, игрушка или погремушка, повешенные на кроватке на расстоянии вытянутой руки малыша, случайным образом соприкасается с руками малыша. Через некоторое время он начинает понимать, что своими руками может приводить в движение предметы в любое время. Уже через некоторое время он будет сознательно притрагиваться к игрушкам и погремушкам. В этом процессе роль взрослого человека косвенная – создание условий. Сам процесс развития происходит естественным образом.
Другое объяснение
Согласно другой теории предполагается, что общение со взрослым позволяет развиваться сенсорной системе малыша. Взрослый для малыша является самым информативным объектом. Именно эта информативность порождает развитие перцептивной и сенсорной систем. Когда они достигают определенного уровня развития, то малыш переносит свои умения на предметы окружающей среды.
Теперь эти предметы становятся объектом исследования ребенка, он получает от процесса новые впечатления. Этим объясняется интерес к ярким и крупным предметам.
Третье объяснение
Третье объяснение указывает, что решающую роль имеет взрослый человек и его отношение к предметам. Обычно взрослый выделяет подходящие предметы и пытается привлечь к ним внимание малыша. Так возникает синхронизация предмета, формируется некая привлекательность вещей и пробуждается интерес малыша к ним.
Какой из вариантов является достоверным? Ответ на этот вопрос интересен не только с точки зрения науки, но и с точки зрения общественности. От правильно определенной версии зависит выбор стратегии поведения взрослых.
Заключение
В целях выявления подлинных механизмов развития коммуникативных навыков у детей до 7 лет работало много ученых. Примечательным является эксперимент, проведенный Е. О. Смирновым. Малышам давали несколько видов предметов, не наделенных особой привлекательностью для детей (маленькие размеры и размытые цвета). На кульминационной части в процесс включался взрослый: он рассматривал один тип предметов, показывал малышу какие-то детали и активно исследовал. Затем эти же предметы предоставлялись малышу через день, через неделю и через две. Результаты поразили ученых: дети стремились выбрать тот предмет, с которым больше взаимодействовал взрослый.
Однако специалисты считают, рано делать окончательные выводы, так как большое количество ученых занимается вопросами формирования тех или иных способностей человека и их зависимости от роли взрослого. Как только будут известны новые, достоверные подробности, возможно, теоретическая часть психологии будет значительно обогащена.
Источник: fb.ru
Ситуативно-деловое общение — это… Что такое Ситуативно-деловое общение?
- Ситуативно-деловое общение
- — здесь: общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие.
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.
Под общей редакцией А.А. Реана.
2002.
- Синтетическая деятельность полушарий
- Склероз
Смотреть что такое «Ситуативно-деловое общение» в других словарях:
Ситуативно-деловое общение — [лат. situatio положение] согласно концепции М.И. Лисиной, вторая по времени появления в онтогенезе форма общения ребенка со взрослым. Зарождается приблизительно в 6 мес. и совершенствуется на протяжении раннего возраста. Формируется на основе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Общение: онтогенез — дошкольное детство — При характеристике развития ребенка в первый год жизни в кач. ведущей деятельности называют непосредственно эмоциональное. О. со взрослым. Благодаря близкому эмоциональному контакту в процессе О. формируются новообразования младенческого возраста … Психология общения. Энциклопедический словарь
ранний возраст — Категория. Стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет. Специфика. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:… … Большая психологическая энциклопедия
Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова — Предназначена для определения уровня развития О. со взрослым у детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Методика разработана в контексте концепции генезиса О. ребенка со взрослыми М. И. Лисиной. На втором третьем году жизни происходит развитие как… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни — С. Ю. Мещерякова. Предназначена для выявления уровня развития О. ребенка со взрослым в младенческом возрасте (в первом и втором полугодии жизни) и входит в комплект методик, направленных на диагностику психич. развития ребенка от рождения до 3… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Генезиса коммуникативной деятельности концепция — [греч. genesis происхождение; лат. communicStio сообщение, передача] теория о возникновении и развитии общения, его значении в жизнедеятельности детей в первые семь лет их жизни, разработанная М.И. Лисиной. Общение в контексте данной концепции… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
возраст ранний — стадия развития психического ребенка от одного года до трех лет, характерная качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий мозга головного. На ней стадии происходят следующие события индивидуального развития: 1) формируется… … Большая психологическая энциклопедия
Обучение говорению — активное владение языком, беседа, вводный курс устный, владение языком активное, высказывание, выступление, говорение, диалог, диалогическая речь, диалогический текст, диалогическое единство, дикция, дискурс, дискурсивная компетенция, дискуссия,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Межличностное и ситуативное общение®
Между межличностным общением и ситуационным общением существует фундаментальное различие ® . Последнее — это то, чем лидеры занимаются ежедневно, и для достижения желаемых результатов требуются знания, опыт и навыки, чтобы овладеть искусством ситуационной коммуникации ® .
Межличностное общение — это то же самое, что и ситуативное общение ® ?
Одним словом, «НЕТ».
Что такое межличностное общение?
Мы все можем согласиться с тем, что любое общение с участием двух или более людей является некоторой формой межличностного общения . Правильно? Но давайте попробуем определить его немного дальше…
Межличностное общение — это процесс, при котором люди обмениваются идеями, чувствами и мыслями с помощью вербального и невербального массажа. Люди обычно участвуют в межличностном общении для выработки общих смыслов и достижения социальных целей.Как правило, это личное общение, поскольку для общения используются как устная речь, так и язык тела.
Взгляните на следующую таблицу. Обратите внимание, что межличностное общение может происходить в деловой или личной обстановке и обычно считается более социальным по своей природе (и обычно не касается деловых или профессиональных вопросов). Другими словами, он имеет тенденцию быть более спонтанным и неформальным — без учета запланированной отдачи. Думайте об этом как о вдумчивом мероприятии, которое чаще всего проходит без усилий.
Что такое ситуационная коммуникация ® ?
Ситуационное общение ® принципиально отличается от межличностного общения. Это четкая, краткая и целенаправленная стратегия коммуникации и взаимодействия, которая позволяет максимально сократить время для достижения успешных результатов и эффективных отношений. Хотя он часто используется в личных целях, ситуационное общение ® в основном зарезервировано для деловых и профессиональных взаимодействий (особенно тех, которые являются сложными, когда точки зрения, интересы или предпочтительные решения коммуникаторов различны или противоречат друг другу).Ситуационная коммуникация ® — это именно тот вид коммуникационных лидеров, которые должны уметь планировать и выполнять, чтобы быть успешными и эффективными.
Эти взаимодействия сильно отличаются от обычных межличностных взаимодействий, которые обычно проходят без усилий и представляют собой вдумчивые взаимодействия. Ситуационная коммуникация ® представляет собой продуманное взаимодействие — с целью . В этом случае есть запланированная выплата.Эти типы взаимодействия более формальные, структурированные и хорошо спланированные, требующие значительной энергии и внимания.
Закон Парето
Ситуационная коммуникация ® — это закон Парето в действии. 80% ваших наиболее важных управленческих взаимодействий происходят из 20% ситуаций, в которых вы оказались. И эти ситуации представляют собой сложные сценарии с высоким риском, в которых чрезвычайно важны как ваши результаты, так и вовлеченные отношения.
.
Кто стоит за ситуационной коммуникацией®
Может быть, вас интересует наш продукт, а может вам просто интересно узнать о компании. Но прежде чем мы погрузимся прямо в этот блог и начнем предоставлять вам всевозможную бесценную информацию об успешном / эффективном лидерстве в этом блоге, я подумал, что расскажу вам немного о себе, чтобы вы могли обозначить имя (и личность) тому, что вы читайте в дни, недели, месяцы и годы вперед.
Я Дон Макрей, основатель, президент и генеральный директор (когда вы владеете компанией, вы получаете титулы) Lachlan Enterprises Incorporated (Группа Лахлан).Но это не единственные мои названия … Я также рад сообщить, что я автор и страстный лидер ситуационной коммуникации ® (которая включает в себя все книги, семинары, материалы, веб-сайт, веб-семинар и блог).
Раньше я был радио- и телеведущим, профессором колледжа, соавтором учебников, ведущим образовательной телевизионной программы, консультантом по менеджменту, мотивационным спикером, обозревателем BusinessWeek Online, а также любителем фолк-гитары и банджоистом мятлика (хотя последний «Title» действует и сегодня).
В настоящее время я гольфист с высокими физическими и физическими недостатками, любитель односолодового виски, отец, дед и счастливый муж Джуди, моего лучшего друга и партнера в бизнесе и жизни, ведущий семинаров / вебинаров, спикер конференций и блоггер.
Путешествие продолжается…
Как началось ситуационное общение ®
Ситуационная коммуникация ® действительно начала обретать форму, когда моя докторская диссертация, MacRae, D L.(1979) Опубликованы «Разработка и полевые испытания модели эффективного коммуникатора » (докторская диссертация, Университет Торонто, Торонто, Онтарио, Канада). Моя цель состояла в том, чтобы предоставить модель успешного / эффективного лидерского взаимодействия в сфере бизнеса и профессиональных услуг — модель, которая описывала четкую, лаконичную и целенаправленную коммуникацию, переговоры и процесс взаимодействия, который дал бы лидерам наилучшие шансы достичь своих результатов с , не за счет их отношений.
Эффективный коммуникатор Модель представляет собой систематический, развивающий, ситуативный процесс. Это предоставило лидерам наилучшие возможности для достижения успеха и эффективности, особенно в сложных ситуациях, которые могут сделать карьеру или сломать ее.
Теория, концепции и навыки эффективного коммуникатора модели были впервые опубликованы на международном уровне в 1980 году в качестве программы развития лидерских и управленческих навыков под названием The Relating Styles Program .Программа и Модель развивались в течение 5 лет, и после многих лет бесценной обратной связи с семинаров в 1986 году я изменил название на Ситуационная коммуникация (с субтитрами Relating Styles ) и написал первое английское издание книги, Ситуационная связь. Сообщение: Relating Styles ® , опубликованное Trillium Woods Publishing Limited. И последнее, но не менее важное: в 2012 году вышла цифровая версия, которая держит меня в напряжении, пока я работаю над навигацией и освоением онлайн-рынка.
Другими словами, ситуационная коммуникация ® была моей страстью на протяжении последних 35 лет!
Почему?
- Потому что работает
- Потому что мне нравится постоянное обучение и обратная связь от деловых и профессиональных лидеров, чтобы сделать его лучше, и
- Потому что это помогло десяткам тысяч лидеров достичь результатов во взаимоотношениях
Развитие интереса к коммуникациям
Меня почему-то всегда тянуло к процессу общения.Один на один, публичные выступления, или стояние за микрофоном или перед камерой в СМИ — это не имеет значения. И именно этот сильный интерес сильно повлиял на мой выбор образования и карьерный рост.
Вот небольшой график…
1964: окончил Государственный университет Уэйна в Детройте, штат Мичиган
— степень бакалавра речи и коммуникации
1964 — 1965: Диктор радио и диктор
1965–1967: телеведущий, телеведущий, интервьюер, ведущий детских программ и продюсер.
Работа на радио и телевидении была для меня неинтересной, и я был достаточно молод, чтобы заработать на статусе знаменитости, каким бы низкооплачиваемым он ни был.Но вскоре я понял, что это было недостаточно лично (или финансово).
Затем началась моя 12-летняя карьера профессора колледжа, преподающего речь, телевидение, межличностное общение и
.
Отношения + Напряжение = Риск
Прежде чем вы сможете определить, с чего вам следует начать свою коммуникационную и установочную стратегию в рамках Системы, вам необходимо проанализировать ситуацию, чтобы определить, как ваши отношения и потенциальная напряженность во взаимодействии влияют на уровень риска для вашего успеха и эффективности.
Вопрос: Как уровень риска влияет на вашу стратегию коммуникации и отношений в важных и / или сложных взаимодействиях?
Читая мои предыдущие блоги, вы узнали, что успешные / эффективные лидеры используют четырехэтапный процесс коммуникации, который я называю Система , чтобы положительно влиять на коммуникационные взаимодействия с целью достижения Результатов во взаимоотношениях .Другими словами, Система помогает им прийти к взаимоприемлемому выводу.
Вы также узнали, что четыре стиля отношений (раппорт, инициирование, раскрытие и утверждение) используются для достижения целей Системы:
- RS 1 — стиль раппорта развивает раппорт к устанавливает климат
- RS 2 — Стиль инициации развивает взаимность до ввести тему
- RS 3 — Стиль раскрытия информации развивает ландшафтное видение, чтобы раскрыть соответствующую информацию
- RS 4 — Стиль утверждения развивает беспроигрышный подход к отстаивать интересы и предпочтения
Фиг.1
Важнейший вопрос
Вопрос …
В конкретной ситуации, как узнать, с какого момента в системе вам нужно начать?
В целях планирования всегда начинайте с , заканчивая . Поймите свои интересы и предпочтительные решения, а затем работайте в обратном направлении. Но чтобы решить, как вы будете реализовывать свою стратегию, другими словами, где вы начнете взаимодействие в отношении Системы, вы должны провести быстрый ситуационный анализ.
Что такое ситуационный анализ?
Ситуационный анализ состоит из двух факторов:
- Тип коммуникационных отношений (от закрытых до открытых), которыми вы делитесь с другим человеком, который основан на уровнях доверия, уверенности и опыта.
- Ситуационная напряженность, которая относится к уровню напряженности в ситуации, основанной на потенциальной угрозе удовлетворению потребности (й) каждой стороны.
Основываясь только на факторе взаимосвязи, каждое коммуникационное отношение указывает, с чего начать.Например, закрытые коммуникационные отношения указывают на высокий риск , потому что они характеризуются низким уровнем доверия, уверенности и опыта. Это могут быть люди, которых вы не знаете или не любите. Открытые коммуникационные отношения указывают на низкий риск , потому что существует высокий уровень доверия, уверенности и опыта. Это люди, с которыми у вас сложились честные, откровенные отношения.
Закрытые коммуникационные отношения указывают на то, что вы должны начать с RS 1 (Rapport).Итак, сначала установите климат.
С другой стороны, открытые коммуникативные отношения указывают на то, что вы должны прежде всего разделять свои интересы и предпочтения (рис. 2).
Помните, что это только первый из двух факторов, которые необходимо учитывать.
Фиг.2
Итак, мы знаем, что каждое коммуникационное отношение указывает, с чего начать, и точно так же каждый уровень ситуационного напряжения также указывает, с чего начать, основываясь только на факторе уровня напряжения.Если ситуационная напряженность высока из-за предполагаемой угрозы удовлетворению потребности (й) одной или обеих сторон, уровень риска считается высоким . Если ситуационная напряженность низкая, верно обратное.
Если вы решите, что ситуационная напряженность высокая, тогда показание должно начинаться с RS 1 (раппорт), тогда как если ситуационная напряженность низкая, то показание
.
11 основных ситуационных вопросов и ответов на собеседование
Эти ситуационные вопросы интервью
просят определить реальную пригодность кандидата для работы
возможность.
Будьте хорошо подготовлены, прочитав эти часто задаваемые вопросы
помогают ситуационные вопросы с отличным ответом на собеседование.
Ситуационное интервью — это интервью, на котором кандидата просят
оцените конкретную ситуацию и обсудите, как он или она справятся с ней.
Ситуационные вопросы предназначены для изучения компетенции или
поведение, необходимое для успешного выполнения конкретной работы
возможность.
Хотя ситуационные вопросы интервью часто задают в
гипотетический формат лучше всего ответить конкретными примерами того, как
ранее вы сталкивались с подобными ситуациями. Это обеспечивает
интервьюер с вескими доказательствами ваших навыков и способностей.
Компетенции, которые являются ключом к успеху почти в каждой работе, включают:
- общение
навыки - навыки межличностного общения
- способность принимать обоснованные решения
Ожидайте ситуационных вопросов собеседования, которые оценивают эти компетенции.
Навыки общения
1. Как бы вы справились с ситуацией, когда вам приходилось полагаться на информацию, данную вам только на словах, для выполнения сложной задачи?
Здесь в центре внимания ваше умение слушать. Ваш ситуационный ответ на интервью должен включать следующее:
- способность активно слушать
- задавать вопросы для уточнения
- перефразировать информацию обратно отправителю, чтобы обеспечить точность и успешное выполнение задачи
2.Приведите мне пример сложного процесса или задачи, которые вам пришлось объяснить другому человеку или группе людей.
Умеете ли вы эффективно выражать свои мысли устно? Включите способность:
- адаптировать свой уровень общения (слова и терминологию) к целевой аудитории
- активно выслушивать вопросы и запросы для получения дополнительной информации
- проверять понимание, запрашивая отзывы
3. Скажите мне о сложном письменном задании или важном отчете, который вам нужно было подготовить недавно.
Ваш ситуативный или поведенческий пример должен демонстрировать способность ясно выражать свои идеи в письменной форме. Включите, как вы можете собирать, систематизировать и представлять данные логичным и кратким образом в стиле, соответствующем целевой аудитории.
Дополнительные вопросы на собеседовании по навыкам общения
Навыки межличностного общения
Большинство рабочих мест требует взаимодействия с другими людьми — коллегами,
клиенты, менеджеры. Подготовьтесь к ситуационным вопросам интервью, которые
исследуйте свою межличностную эффективность.
4. У нас есть
всем приходилось работать с кем-то, с кем трудно ладить. имеет
это случилось с вами и как вы с этим справились?
Насколько вы чувствительны, отзывчивы и гибки? Ваш пример должен показать, как вы можете:
- выбрать правильный подход к ситуации или отдельному человеку
- признать различия и проявить сочувствие к другим
- сосредоточиться на ситуации, а не на человеке
- предвидеть реакции и готовиться с ними справляться
5.Как бы вы справились с ситуацией, когда коллега менее склонен к сотрудничеству, чем вам нужно или хотелось бы?
Обеспечить
ответ на ситуационные вопросы интервью вроде этого
демонстрирует использование вами соответствующего стиля межличностного общения, чтобы получить
приверженность, просить о помощи и поощрять участие. Покажи, как ты
используйте открытое общение и повышайте самооценку, чтобы добиться сотрудничества.
6. Подскажите
о двух ваших коллегах / клиентах, которые очень разные
друг другу.Как вы взаимодействуете с каждым из них?
Продемонстрировать
ваша способность адаптировать свое поведение к требованиям каждого
физическое лицо. Как вы можете определить лучший подход к каждому
физическое лицо?
7. Опишите ситуацию, когда вам недавно пришлось уговаривать кого-то принять идею / план.
Это фокусируется на вашей убедительности и способности устанавливать взаимопонимание с другими.
- как вы выбрали правильный подход к ситуации?
- как вам удалось установить взаимопонимание с другими?
- как вы продемонстрировали преимущества своей идеи или плана и показали, что это для них значит?
Принятие решений
Каждый сотрудник обязан принимать решения в рамках своей работы.Ситуационные вопросы собеседования исследуют вашу способность использовать
суждение, чтобы принимать правильные решения.
8. Расскажите о хорошем решении, которое вы недавно приняли на работе.
Ваш
пример должен показать, как вы собираете всю необходимую информацию для
принять решение. Как вы считаете доступные ресурсы и возможные
результаты до принятия решения.
9. Расскажите мне о недавней проблеме, с которой вы столкнулись на работе, и о том, как вы нашли лучшее решение.
Как
Вы проанализировали проблему, прежде чем рассматривать возможные
решения.Опишите, как вы взвесили плюсы и минусы каждого варианта.
прежде чем выбрать лучшее решение.
10. Что бы вы сделали с серьезной ошибкой на работе?
The
способность распознавать и признавать свои ошибки — признак
зрелость и саморазвитие. Ваш ответ должен продемонстрировать:
- , как вы используете
ваше мнение, чтобы рассмотреть ситуацию и оценить информацию, чтобы
определить, почему это произошло - какие меры вы принимаете, чтобы предотвратить
от повторного появления
11.Какие недавние изменения в вашей работе привели к положительным результатам?
Основное внимание уделяется тому, как вы использовали свою инициативу для генерации идей по улучшению и разработки новых подходов.
- как вы оценили, что необходимо изменить
- как вы решили, какие изменения внести и как их реализовать
Просмотрите ситуационные или поведенческие вопросы интервью с образцами ответов для других основных компетенций, нажав на ссылки ниже ,
Примеры вопросов и ответов на ситуационное интервью
Ситуационные вопросы для собеседования на разные должности
Контрольные вопросы ситуационного собеседования
Ситуационные вопросы для интервью по продажам
Ситуационные вопросы для интервью с менеджером
Ситуационные вопросы для обслуживания клиентов
Вопросы для собеседования на основе компетенций
Вопросы собеседования, основанные на компетенциях, задаются, чтобы узнать, как вы выполняли и демонстрировали конкретную компетенцию в предыдущих рабочих ситуациях.
Вопросы и ответы на собеседовании на основе компетенций
Вопросы, которых следует ожидать на собеседовании …
Ожидайте ситуационных вопросов собеседования, которые оценивают 12 основных компетенций, определенных как критические для успешной работы.
Собеседование> Поведенческое интервью> Ситуационное интервью
К началу страницы
,