Определение диалектика в философии: ДИАЛЕКТИКА — Новая философская энциклопедия

Диалектика — Гуманитарный портал




1. Понятие диалектики

Диалектика — это логико-философский метод рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания. Диалектика подразумевает философскую концептуализацию развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и — соответственно — конституирующаяся в философской традиции (см. Философия) как в качестве теории (см. Теория), так и в качестве метода (см. Метод). Первоначально, в Античности, под диалектикой понималось учение об искусстве вести беседу посредством рассуждения, вопросов и ответов — диалог, противостоящий риторике и софистике. Термин «диалектика» впервые использован Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины (см. Истина) в процессе диалога путём столкновения противоборствующих мнений.

Центральную роль в диалектике играет понятие о диалектическом противоречии. Последнее является источником изменения и развития объекта, источником его «самодвижения». В самом общем смысле диалектическое противоречие можно определить как единство противоположных характеристик, принадлежащих объектам. Эти характеристики одновременно исключают и предполагают друг друга, находясь во взаимодействии, тем самым обеспечивают «самодвижение» объекта. Применение законов диалектики опирается на ряд принципов: принцип отражения и творческой активности субъекта, принцип историзма, принцип конкретности истины, принцип определяющей роли практики и ряд других. В марксизме некоторые идеи диалектики были догматизированы, что с неизбежностью вело к отрыву теории от практики. Современная философия выявляет наличие как диалектической культуры мышления, так и существование в ней достаточно жёсткой оппозиции диалектике, и не только со стороны «плоской» формально-логической культуры мышления, но и не менее глубокой, чем диалектическая, метафизической культуры, наиболее ярко и заметно представленной в феноменологии, экзистенциализме, структурализме.

2. Диалектика как теоретическая деятельность и продуктивный диалог

Первые дошедшие до настоящего времени содержательные формы теоретической деятельности традиционно принято делить на два вида.

Первый вид — это представления о началах бытия, сохранившие надреальные по содержанию и мифологические по традиционной форме принципы их осознания, потому и наделяющие творящей силой всеобщие искусственные, идеально-реальные средства меры, выделения, определения и объяснения всеобщих смыслов бытия (понятия, символы, знаки, числа, геометрические фигуры, имена и так далее), например Пифагор и пифагорейцы. При этом обычно приходится относить к первому разряду и отдельные, но тоже претендующие на определения начал (архэ) бытия образы духовного истока, порядка и меры даже у натурфилософов-ионийцев (демоны Фалеса, логос Гераклита и другие), антропоморфные их определения у Анаксагора (нус), Эмпедокла (дружба и вражда), идеи и благо у Платона и так далее.

Второй вид — это ионийцы, известные как натурфилософы, которые первыми увидели в природных явлениях, веществах и силах творящую основу бытия. Этой мнимой направленности на φυσις отдали дань Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Аристотель, Архимед, Гиппократ и другие.

При всей видимой справедливости вывода о разных подходах к онтологии суждений о бытии первых теоретиков, следует заметить и иное: все первые теоретики, не случайно заслужившие славу философов, единственным предметом своих рассуждений (предметом преображающего понимания) имели не что иное, как интеллигибельные средства, способы и формы умозрительного выделения, определения, меры и их органичной смысловой связи со всеми другими смыслами речи о переживаемой целостности бытия и о любом его фрагменте. Предметом творческого осмысления для них были внутренне двуединые логические формы (категории) содержательного мышления. Вода (Фалес), воздух (Анаксимен), даже нечто неопределённое и беспредельное, но собой порождающее всю целостность бытия и каждое его явление απειρον (апейрон Анаксимандра), огонь (Гераклит) и изначальная неделимость первоосновы — атомы (Демокрит), как и все четыре стихии первоматерии — вода, воздух, земля и огонь, а также дружба и вражда (Эмпедокл), бытие и небытие (элейцы), идеи (Платон) и так далее — все эти находки равно претендовали на абстрактно-всеобщий смысл порождающих начал, из которых мысленным выведением можно получить все истинные суждения о воспринимаемом и осмысливаемом бытии. Сам Аристотель называл слова, обозначающие начала бытия, категориями (κἁτἑγοριαε — то, что сказывается о… — см. Категория), справедливо замечая, что о них самих уже ничего не сказывается. Скажем, качество не принадлежит ни человеку, ни какой-либо вещи как их собственное свойство, так же и количество, мера, причинение, претерпевание и другие категории Аристотеля. Каждое слово, имеющее статус категории, обозначает мысленный логический приём организации мыслимого для понимания. Например, качество — самая общая и самая первая логическая форма определения отличия мыслимого по любым его отмеченным мыслью признакам; его формула — это не то, что другое. Количество — логическая форма мысленного определения различия величин у качественно в данном отношении не различаемых предметов мысли, его формула — этого больше (меньше), это ближе (дальше), быстрее (медленнее), выше (ниже) и так далее. Мера — качественно определяемое количество и так далее.

Категории, как логические формы содержательного мышления, своей исходной для мышления всеобщностью сразу же стали претендовать на постулаты теоретического мышления вообще — теории, точно так же, как прямая и кривые линии, как фигуры, мысленно из них образованные, как всеобщность понятий величины и числа уже выполнили роль постулатов для математики, а всеобщность понятий «тело», «вес», «объём», «сила» и другие постулировали, то есть определяли общее пространство (означили его пределы) содержания всех сказываний о φυσις, чем и закладывали основание для выведения всех дальнейших общих принципов мышления о физической реальности мира. Власть всеобщего смысла этих понятий над отдельным и преходящим заставляла искать в них самих первопричину происходящего в мире, а, следовательно, признать, что физическая реальность болезней и смерти, реальность плавания по воде предметов тяжелее её, реальность резкого уменьшения силы, прикладываемой к предмету через рычаг или ворот, и тому подобные эмпирические осмысления всего действительно реального в этом мире оказываются в зависимости от скрытой в них силы, причиняющей им данные свойства. (Аристотель: мы ценим тех, кто умело обжигает на огне глиняные сосуды, превращает руду в полезные предметы из металла и так далее, но прежде и больше мы ценим тех, кто знает, почему огонь способен превратить сырую глину в твёрдый и прочный сосуд, руда — стать железом и так далее). Знание причин зависит от проникновения в первопричины бытия, в его начала. Для древних греков было ясно: ни на чём не основанный разброд в суждениях о какой угодно реальности и бесполезные споры ждут тех, кто в мышлении своём не согласует всё многообразие реального с его единым началом, с его единой формой — с космосом и его одним словом обозначенной сутью (упорядоченный хаос, гармоничный порядок, логос, благо, Бог или вечная и никем не сотворённая природа).

Осмысление такого понимания начала возможно лишь в поиске исходного смыслового единства для контрарных противоположностей, как внутренний их диалог. Ведь любой диалог — процесс поиска, одновременного опровержения различных позиций находкой новой идеи, содержанием своим объясняющей возможность появле

Диалектика Википедия

Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική «искусство спорить, вести рассуждение» от διά «через; раздельно» + λέγω «говорить, излагать») — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующие противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления[1]. В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями. Начиная с Гегеля, диалектика противопоставляется метафизике как способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга[2].

В истории философии основные мыслители определяли диалектику как:

  • учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит)[3];
  • искусство диалога, понимаемого как постижение истины путём постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ)[4];
  • метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон)[3];
  • науку, касающуюся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, — общих мест (Аристотель)[5];
  • учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно)[3];
  • способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант)[3];
  • всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель)[3];
  • учение и метод, принимаемые за основу познания действительности и её революционного преобразования (марксизм-ленинизм)[3].

Диалектика что такое dialektika значение слова, Философский словарь

Skip navigation

Toggle navigation

  • Философский словарь

    • Автомобильный словарь
    • Архитектурный словарь
    • Астрономический словарь
    • Библейская энциклопедия
    • Бизнес словарь
    • Биографический словарь
    • Большой бухгалтерский словарь
    • Джинсовый словарь
    • Исторический словарь
    • Кулинарный словарь
    • Медицинский словарь
    • Морской словарь
    • Полиграфический словарь
    • Политический словарь
    • Психологический словарь
    • Религиозный словарь
    • Сексологический словарь
    • Словарь воровского жаргона
    • Словарь географических названий
    • Словарь Даля
    • Словарь Ефремовой
    • Словарь имён
    • Словарь иностранных слов
    • Словарь компьютерного жаргона
    • Словарь курортов
    • Словарь лекарственных растений
    • Словарь логики
    • Словарь мер
    • Словарь моды
    • Словарь молодёжного слэнга
    • Словарь наркотического сленга
    • С

3. Категории диалектики, их классификация

  1. Диалектика как
    наука и метод познания. Основные принципы
    диалектики

Диалектика
— это наука о развитии и всеобщей связи,
наука о наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления.

Термин
«диалектика» в школе Сократа-Платона
означал умение вести беседу так, чтобы
вскрыть противоречия в суждениях
противника и найти таким путем истину.
Уже в таком подходе содержался зародыш
современного понимания диалектики как
учения, рассматривающего материальный
мир и мир идей в движении, противоречиях,
развитии.

Диалектика
включает в себя учение о всеобщей связи
явлений и их развития, о противоречиях
бытия и мышления, переходе количественных
изменений в качественные, перерывах
постепенности, скачках, отрицании
отрицания и т. д. Как философская наука,
она имеет длительную историю, уходя
корнями во времена античности, но как
бы заново открывая в идеалистической
форме в трудах представителей немецкой
классической философии Канта и Гегеля.

Диалектика
включает в себя объективную и субъективную
диалектику. Объективная диалектика —
это диалектика реального мира, природы
и общества, она выражает беспрерывное
развитие и изменение, возникновение и
уничтожение явлений природы и общества.
Субъективная — это отражение объективной
диалектики, диалектики бытия в голове
человека, в его сознании. Иными словами,
объективная диалектика царит во всей
природе, а субъективная диалектика,
диалектическое мышление есть только
отражение господствующего во всей
природе движения путем противоположностей.
Значит, зависимость здесь такова:
диалектика вещей определяет диалектику
идей.

Диалектика
как учение о развитии рассматривает
три круга проблем: особенности, отличающие
развитие от всяких других типов изменений,
вопрос об источнике развития и его
формах.

В
средние века, когда философия почти на
тысячу лет превратилась в служанку
богословия, активное начало в мире
предписывалось богу, поэтому проблемы
развития природы практически не
рассматривались, не анализировались.
И только в эпоху Возрождения, в учениях
Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея вновь
становится вопрос о бесконечности
природы, ее развитии, движении,
бесчисленности миров, связи всех явлений
и предметов друг с другом.

Однако
в наиболее полной, систематизированной
форме диалектика была развита в учении
немецкого философа Гегеля, который,
теоретически подытожив историю
диалектики, пошел гораздо дальше своих
предшественников. Он разработал на
идеалистической основе систему
диалектического миропонимания,
диалектический метод и диалектическую
логику, открыл основные законы диалектики.

В
основе диалектики Гегеля лежит
идеалистическое представление о том,
что источник всякого развития заключен
в саморазвитии понятия, а значит, имеет
духовную природу. По Гегелю, «только
в понятии истина обладает стихией своего
существования» и поэтому диалектика
понятий определяет собой диалектику
вещей. Последняя есть лишь отраженная,
отчужденная форма подлинной диалектики,
диалектики понятий.

2. Законы диалектики, их
взаимосвязь

    • Закон единства и
      борьбы противоположностей

    • Закон перехода
      количественных изменений в качественные

    • Закон отрицания
      отрицания

    Закон,
    по определению Гегеля, есть отношение
    между сущностями. Следовательно, не
    всякая связь явлений есть закон. Она
    должна носить необходимый, устойчивый,
    повторяющийся характер, для того чтобы
    быть законом.

    Таким
    образом, закон — это устойчивая, общая,
    существенная, необходимая, повторяющаяся
    связь явлений природы и общества.

    Законы
    различаются по степени общности: всеобщие
    — это законы диалектики, общие — законы,
    характерные для большего круга явлений
    (закон сохранения энергии), частные
    законы — законы, отражающие связи
    определенного круга явлений — биологические,
    химические, социальные и др.

    Законы
    различают также по форме проявления в
    зависимости от типа детерминации и по
    этому признаку выделяют динамические
    и статистические законы.

    Динамические
    законы выражают более простую, однозначную
    связь. Это такая форма связи, при которой
    начальное состояние системы однозначно
    определяет все последующие. Зная первое,
    можно с большей степенью точности
    предвидеть вторые. Эти законы действуют
    в каждом явлении, представляющем ту или
    иную форму движения материи: закон
    тяготения, инерции. Классическая механика
    изучала динамические законы движения
    тел и планет Солнечной системы, разработала
    способы предсказания небесных явлений,
    (например, затмений Солнца). Эти законы
    абстрагируются от случайности,
    необходимость действует здесь в
    относительно чистом виде.

    Действие
    статистических законов характерно для
    больших групп явлений, где велика роль
    случайности. Иными словами, это законы
    средних чисел, которым подчиняется
    масса случайностей. Причинность здесь
    проявляется иначе, чем в динамических
    законах. Начальное состояние системы
    лишь с некоторой вероятностью определяет
    последующие в форме средних, случайных
    тенденций. Например, закон Бойля-Мариотта,
    закон естественного отбора Дарвина,
    законы истории в своем большинстве
    носят статистический характер.

    Кроме
    того, различают законы развития и
    функционирования. Первые характеризуют
    переходы от одного состояния к другому,
    превращение систем в друг друга и т. д.
    Это законы диалектики, биологические
    законы развития популяций. Законы
    второго вида отражают способ существования
    систем в определенном качестве,
    воспроизводят тип структурных отношений
    в результате влияния на систему условий
    ее существования, других систем, а также
    взаимовлияния собственных элементов
    (закон спроса и предложения, ценообразования).

    1.1
    Закон единства и борьбы противоположностей

    — играет особую роль в структуре
    диалектики, так как раскрывает источник
    развития и движения. Поэтому В. И. Ленин
    называл его сутью, ядром диалектики.

    Важнейшие
    категории, которыми мы оперируем,
    рассматривая данный закон: тождество,
    различие, противоположности, противоречия.

    Всем
    предметам и явлениям окружающего мира
    свойственна относительная устойчивость,
    определенность, иначе они просто не
    существовали бы. Этот момент постоянства,
    устойчивости, единства, многообразия
    и непрерывности отражается в категории
    тождество.

    С
    точки зрения диалектики в реальной
    жизни нет абсолютного различия, как нет
    и абсолютной текучести. Эти понятия
    существуют только в мышлении, как,
    например, понятие абсолютно черного
    тела. В действительности тождество и
    различие взаимосвязаны и переплетаются,
    поэтому в реальности каждая вещь не
    только равна, т. е. тождественна самой
    себе, но и различна одновременно.
    Например, любой растительный или животный
    организм каждое мгновение меняется,
    во-первых, потому, что он непрерывно
    усваивает одни и выделяет другие
    вещества, во-вторых, из-за того, что
    происходящие в нем физиологические
    процессы существенно изменяют внутренние
    характеристики самого организма. В
    неорганической природе все также
    пребывает в состоянии непрестанных
    механических, электрических, химических
    изменений, начиная от минералов, кончая
    всей Землей. Таким образом, любой объект,
    сохраняя до поры до времени ряд своих
    характеристик ( в этом отношении он
    тождествен с самим собой), в то же время
    утрачивает ряд других характеристик и
    приобретает новые ( в этом проявляется
    его отличие от самого себя).

    1.2
    Закон взаимного перехода количественных
    и качественных изменений
    показывает
    внутренний механизм движения и развития
    вещей, с чего начинается их изменение
    и во что выливается. Этот закон раскрывает
    характер процесса развития, пути и формы
    перехода от старого к новому через
    категории «качество», «количество»,
    «мера».

    Каждый
    предмет обладает своей спецификой,
    особенностями, отличается от других
    предметов. Эти отличия могут быть либо
    количественными, либо качественными.

    Качество-Это
    совокупность свойств, признаков, которые
    принадлежат вещам, явлениям, выражают
    относительную устойчивость предмета,
    его отличие от других предметов. Это
    то, что делает вещь именно данной вещью.
    Качество отграничивает одну вещь от
    другой, один класс вещей от других.
    Гегель определил качество как внутреннюю
    определенность вещи, тождественную
    своему бытию.

    Качества
    объективны, т. е. существуют независимо
    от нашего сознания, они объективно
    присущи предметам и явлениям.

    Противоположна
    качеству категория количество. Количество
    определенность вещи, безразличная к
    своему бытию, внешняя определенность,
    как говорил Гегель. Это значит, что
    количественные характеристики, меняясь
    до определенных пределов, не меняют
    бытия вещи.

    Количество
    как выражение однородности вещей,
    сходства их и подобия характеризует
    величину, степень развития данного
    качества. Количество выражается числом,
    объемом, величиной, отражает интенсивность
    протекания процесса и т. д.

    Количество
    является важнейшей характеристикой
    предметов и явлений, что особенно ярко
    видно из Периодической системы химических
    элементов Менделеева, где количественная
    характеристика химических элементов
    (число протонов в атомном ядре) является
    важнейшей в определении места элемента
    в системе и его ключевых характеристик.

    Качество
    и количество диалектически связаны
    между собой как две противоположные
    стороны предмета. Как любые диалектические
    противоположности, они одновременно
    взаимоисключают и обусловливают друг
    друга. Качественная определенность
    вещи не существует без количественной
    и наоборот. Это единство нашло свое
    отражение в понятии меры, которое ввел
    Гегель. Он пришел к выводу, что непрерывные
    количественные изменения, достигая
    определенного предела, т. е. границы
    меры, вызывают перерыв, скачок, в
    результате которых существующий до
    этого предмет исчезает и возникает
    новый, на смену качеству приходит новое.

    Скачок
    — это форма перехода к новому качеству,
    перерыв линии количественных изменений.
    Он подготавливается всем предшествующим
    ходом развития и представляет собой
    закономерную и всеобщую форму превращения
    одного качества в другое. Например,
    переход от одной формы движения к другой;
    появление жизни на Земле, становление
    человека и т. д.

    1.3
    Рассмотренные
    выше два закона органически связаны с
    третьим законом
    отрицания отрицания
    ,
    который раскрывает направление и
    преемственность в развитии.

    Понимание
    процесса развития предполагает и ответ
    на вопросы: существует ли связь между
    тем, что существовало ранее, и тем, что
    вновь возникло? Что представляет собой
    эта связь? Имеется ли какая-либо
    направленность в бесконечном числе
    изменений мира?

    На
    эти вопросы и отвечает закон отрицания
    отрицания, выражая существенные,
    необходимые связи и отношения между
    прошлым и настоящим, настоящим и будущим,
    между этапами развития предмета.

    Содержание
    закона раскрывается через понятия
    «отрицание», «диалектическое
    отрицание», «отрицание отрицания».

    Термин
    «отрицание» употребляется не только
    в философии, но и в других науках, а также
    в повседневной жизни, означая опровержение,
    а в более общем смысле — уничтожение.

    Любая
    вещь, явление рано или поздно подвергаются
    уничтожению, т. е. отрицанию, которое
    носит всеобщий характер. Этот момент
    признается всеми философскими школами.
    Однако далее мнения диалектиков и
    метафизиков расходятся. Диалектика
    считает, что основным содержанием
    отрицания являются два взаимосвязанных
    момента: 1) уничтожение, отмирание
    старого, отжившего или не отвечающего
    новым условиям и 2) в то же время сохранение
    того ценного, положительного, что было
    в предмете. Оба процесса идут одновременно,
    обусловливая связь в развитии, с одной
    стороны, и самоотрицание вещи — с другой.
    В качестве примера можно рассмотреть
    эволюцию форм отражения.

    Сохранение
    старого в новом в «снятом», т. е.
    преобразованном виде выражается через
    категорию «преемственность»
    (преемственность в развитии научных
    теорий, например).

    В
    противоположность диалектике метафизика
    понимает отрицание как простое уничтожение
    по принципу «или» — «или».

    В
    окружающем нас мире, конечно, есть и
    простое уничтожение, и регресс, и
    круговорот. Однако, говоря о диалектическом
    отрицании, мы отмечаем, что оно дает
    качественно более высокую ступень в
    развитии, отрицание старого создает
    предпосылки для утверждения нового.

    Уже
    простое наблюдение приводит нас к
    убеждению, что в действительности
    развитие не ограничивается одним
    отрицанием, а представляет собой целую
    цепочку отрицаний. Так, новое явление,
    которое подвергло отрицанию старое, с
    течением времени тоже устаревает и в
    свою очередь отрицается. Вновь возникающее
    явление как бы повторяет ту или иную
    уже ранее пройденную ступень. Зародыш
    человека, например, в своем развитии
    как бы заново проходит основные вехи
    истории животного мира.

    Механизм
    перехода от первого отрицания ко второму
    и т. д. в общем один и тот же и заключается
    в его внутренней противоречивости.
    Результатом последовательной смены
    диалектических отрицаний является
    поступательное развитие, т. е. обогащение
    содержания развивающегося явления
    новыми качествами. Повторение пройденного
    входе отрицания одних предметов другими
    — не случайное явление, а всеобщий закон
    развития. Развитие, как бы повторяющее
    пройденные уже ступени, но повторяющее
    их иначе, на более высокой базе (отрицание
    отрицания), развитие, так сказать, по
    спирали, а не по прямой.

    Именно
    спираль есть наиболее адекватная,
    наглядная модель прогрессивного
    развития. Она отличается от наложения
    друг на друга кругов тем, что соединяет
    в себе движение по кругу с движением
    поступательным.

    Таким
    образом, суть закона состоит в том, что
    на высшей ступени развития происходит
    как бы возврат к старому, повторение
    известных черт, свойств предмета, но
    уже в измененном виде.

    Завершая
    анализ закона отрицания отрицания,
    следует отметить один важный момент.
    Диалектическое отрицание есть предпосылка
    действия закона, но не он сам. Отрицание
    есть во всяком процессе превращения
    старого качества в новое, даже там, где
    этот закон не действует. Например,
    превращение воды в пар и пара в воду.
    Здесь два отрицания, но возврат в
    первоначальное состояние не выводит
    явление на более высокий уровень
    развития, даже если мы десятки раз
    проведем эти циклы. Спирали в этом
    процессе нет. То же самое при превращении
    фотонов в пару электрон — позитрон и
    обратно. Следовательно, цепочка отрицаний
    еще не означает действие закона. Сущность
    закона в переходе к более высокой основе,
    возвращение назад, повторение пройденного,
    но на новой ступени, т. е. как бы по
    спирали.

    Таким
    образом
    ,
    исходя из вышеизложенного, можно сделать
    вывод, что диалектика является не только
    учением о всеобщей, универсальной связи
    и развитии, но и научным методом познания,
    позволяющим вскрывать сущность явлений
    и процессов.

    3.1 Единичное, особенное, общее.

    Рассмотрение
    данной темы следует начать с определения
    понятия отдельного, без которого трудно
    разобраться в соотношении единого и
    общего.

    Отдельно
    — относительно обособленное образование
    — тело, вещь, явление, процесс, событие.
    Единичное
    — это индивидуальные, неповторимые
    черты, свойства, присущие отдельному.
    Общее
    — существенно сходные, одинаковые,
    повторяющиеся черты и свойства,
    принадлежащие всем отдельным явлениям
    определенной группы. Из сказанного
    становится ясной ошибочность иногда
    встречающегося в учебной литературе
    отождествления единичного и отдельного,
    рассмотрение единичного как предмета.
    вещи, если она одна. Отдельное и единичное
    не одно и то же. Отдельное
    — это вещь в целом, и именно ему принадлежат
    как единичные, так и общие черты. Оно
    выступает единством общего и единичного.
    Единичное и общее составляют моменты,
    стороны отдельного. Отдельное же есть
    целое.

    Так,
    скажем, каждое дерево береза есть
    отдельное. Ей свойственны единичные
    черты и признаки, присущие только ей и
    отличающие ее от всех других берез.
    Вместе с тем каждая отдельная береза
    имеет и такие черты, которые есть и у
    всех других берез, т. е. она обладает и
    общими чертами. Поскольку единичное и
    общее представляют в единстве различные
    стороны, свойства отдельного, то эти
    категории есть противоположности
    диалектически взаимосвязанные между
    собой. Всякое единичное так или иначе
    есть и общее. Оно множеством переходов
    связано с другого рода единичным.
    Например, Иван — человек. Иван уникален,
    неповторим, хотя бы по отпечаткам своих
    пальцев. Но он носитель тех черт, которые
    присущи всем людям, в частности,
    конкретному Петру. С другой стороны,
    всякое общее есть частичка, сторона
    единичного. Понятие береза отражает и
    то, что присуща каждой березе (цвет коры,
    узоры листьев, генетический год и т. д.
    ). Общее так же объективно, как и единичное.

    Категория
    общее может охватывать более или менее
    широкий класс предметов, явлений, поэтому
    имеет различную степень общности.
    Например, Иван есть русский, славянин,
    человек, млекопитающее, животное, живое
    существо, материальное образование.

    Предельно
    широкое общее называется всеобщим. Из
    сказанного можно установить, что
    единичное всегда выступает в одном
    качестве — как единичное. А общее может
    выступать в двух качествах. А именно
    оно выступает в своем качестве, как
    общее, по отношению к меньшей общности
    и в то же время проявляет себя как
    единичное по отношению к более широкой
    общности. Для обозначения этой диалектики
    перехода единичного в общее и общего в
    единичное вводится категория особенной.
    Таким образом особенное отражает
    взаимосвязь между единичным и общим и
    их взаимный переход друг в друга. Так,
    понятие русский является общим по
    отношению к понятию Иван, но в то же
    время понятие русский есть единичное
    по отношению к понятию славянин. Здесь
    понятие русский, есть особенное.

    Следует
    подчеркнуть, что особенное указывает
    на сходство, когда выступает в качестве
    общего и на различие, когда оно проявляет
    себя как единичное. Поэтому всякое
    единичное — есть и особенное, но всеобщее
    не может быть особенным.

    Рассматриваемые
    выше категории помогают понять процессы
    и явления реальной действительности и
    познания, в частности, проблемы, связанные
    с соотношением общих и специфических
    законов, общих законов и особенностей
    их действия в различных условиях.
    Примером этого является вопрос о
    соотношении общих для всех стран законов
    рыночной экономики и их конкретного
    проявления и особенности применения в
    разных странах. Общие законы имеют
    главное, решающее значение для становления
    нового общественного строя, но действуют
    они в разных странах с определенными
    особенностями, в специфических формах,
    так как общественно-исторические условия
    в разных странах различны. Без использования
    общих законов рыночная экономика не
    сложится. Но при этом необходимо вскрывать
    и учитывать особенности каждой страны,
    без чего неизбежны серьезные ошибки
    как догматического, так и волюнтаристского
    характера.

    Из
    сказанного выше следует, что рассматриваемые
    категории играют большую методологическую
    роль в процессе познания. А именно,
    действительное познание заключается
    в том, что мы в мыслях поднимаемся от
    единичного к особенному, а от него к
    общему. Это так называемый индуктивный
    путь. Но познав общее, мы его экстраполируем
    снова на единичное, т. е. переходим к
    дедукции. В единстве индукции и дедукции
    проявляется диалектика процесса
    познания.

    20 Диалектика как наука

     Диалектика
    от греческого слова dialektike переводится
    как искусство вести беседу, спор.

    Диалектика
    представляет теорию и метод познания
    явлений действительности в их развитии
    и самодвижении.

    Диалектика
    — наука о наиболее общих законах развития
    природы, общества и мышления.

    Следует
    отметить, что диалектика противоположна
    метафизике.

    Метафизика
    (от греч. Meta ta phiysika — «после физики») —
    противоположный диалектике философский
    метод, рассматривающий явления в их
    неизменности и независимости друг от
    друга. Отрицает внутренние противоречия,
    как источник развития явлений.

    А
    теперь, дадим определение диалектики,
    как одного из методов познания явлений.

    Диалектика
    — такое понимание мира и такой способ
    мышления, при котором различные явления
    рассматриваются в многообразии их
    связей, взаимодействии противоположных
    сил, тенденций, в процессах изменения,
    развития.

    Умение
    схватить связь разнообразных моментов
    — черта диалектического метода мышления,
    отличающая его от мышления догматического.
    Диалектика предстает как учение о
    связях.

    Диалектическому
    мышлению присущ постоянный поиск новых
    способов постижения мира.

    Диалектика
    включает в себя учение о всеобщей связи
    явлений и их развития, о противоречиях
    бытия и мышления, переходе количественных
    изменений в качественные, перерывах
    постепенности, скачках, отрицании
    отрицания и т.д.

    Как
    философская наука, диалектика имеет
    длительную историю, уходя корнями во
    времена античности, но как бы заново
    открывая в идеалистической форме в
    трудах представителей немецкой
    классической философии Канта и Гегеля.

    Термин
    «диалектика» в школе Сократа-Платона
    означал умение вести беседу так, чтобы
    вскрыть противоречия в суждениях
    противника и найти таким путем истину.
    Уже в таком подходе содержался зародыш
    современного понимания диалектики как
    учения, рассматривающего материальный
    мир и мир идей в движении, противоречиях,
    развитии. Итак, что же такое диалектика?

    Диалектика
    — это наука о развитии и всеобщей связи,
    наука о наиболее общих законах развития
    природы, общества и мышления. Диалектика
    включает в себя объективную
    и
    субъективную
    диалектику.

    Объективная
    диалектика

    — это диалектика реального мира, природы
    и общества, она выражает беспрерывное
    развитие и изменение, возникновение и
    уничтожение явлений природы и общества.

    Субъективная
    диалектика

    — это отражение объективной диалектики,
    диалектики бытия в голове человека, в
    его сознании. Иными словами, объективная
    диалектика царит во всей природе, а
    субъективная диалектика, диалектическое
    мышление есть только отражение
    господствующего во всей природе движения
    путем противоположностей. Значит,
    зависимость
    здесь такова
    :
    диалектика вещей определяет диалектику
    идей.

    Диалектика
    как учение о развитии рассматривает
    три круга проблем: особенности, отличающие
    развитие от всяких других типов изменений,
    вопрос об источнике развития и его
    формах. Говоря об истории диалектики,
    следует отметить, что гениальные догадки
    о всеобщей изменчивости, движении и
    развитии мира высказывались уже
    древнегреческими философами. До наших
    дней дошло крылатое выражение Гераклита
    о том, что «нельзя дважды войти в одну
    и ту же реку». Уже этим Гераклит подчеркнул
    изменчивость и текучесть мира.

    Однако
    в наиболее полной, систематизированной
    форме диалектика была развита в учении
    немецкого философа Гегеля, который,
    теоретически подытожив историю
    диалектики, пошел гораздо дальше своих
    предшественников. Он разработал на
    идеалистической основе систему
    диалектического миропонимания,
    диалектический метод и диалектическую
    логику, открыл основные законы диалектики.
    Собственно говоря, диалектика
    Гегеля

    — это первая систематическая критика
    того способа мышления, который сейчас
    определяется как метафизический. В
    основе диалектики Гегеля лежит
    идеалистическое представление о том,
    что источник всякого развития заключен
    в саморазвитии понятия, а значит, имеет
    духовную природу.

    С
    точки зрения диалектики, вещи не просто
    сосуществуют между собой, а воздействуют
    друг на друга, причем в процессе
    взаимодействия проявляются их свойства.
    Только определенная система взаимодействия
    данной вещи с другими вещами делает ее
    тем, чем она является. Изменение системы
    взаимодействий изменяет и саму вещь.

    Диалектика
    как наука о связях включает в себя
    принцип детерминизма, т.е. признание
    объективной закономерной взаимосвязи
    и взаимообусловленности явлений мира.
    Ядром данного принципа служит понятие
    причинности, т.е. такой связи, в которой
    одно явление (причина) при определенных
    условиях с необходимостью порождает
    другое (следствие).

    Категории
    диалектики — это ступени, узловые пункты
    познания мира, в которых отражаются
    взаимосвязь, взаимопереходы и
    противоречивость предметов и явлений
    природы, общества и мышления.

    К
    ним относятся также понятия, такие как:

    ·
    причина и следствие;

    ·
    сущность и явление:

    ·
    необходимость и случайность;

    ·
    и ряд других.

    определение диалектизма по The Free Dictionary

    di · a · lec · tic

    (dī′ə-lĕk′tĭk) n.

    1. Искусство или практика достижения истины путем обмена логическими аргументами.

    2. Процесс достижения истины, особенно связанный с Гегелем, путем изложения тезиса, развития противоречивого антитезиса, объединения и разрешения их в связный синтез.

    3. часто диалектика (употребляется с син.или пл. глагол) Марксистский процесс изменения через конфликт противоборствующих сил, при котором данное противоречие характеризуется первичным и вторичным аспектами, вторичное уступает первичному, которое затем трансформируется в аспект нового противоречия.

    4. диалектика (используется с одинарным глаголом) Метод аргументации или изложения, который систематически взвешивает противоречивые факты или идеи с целью разрешения их реальных или кажущихся противоречий.

    5. Противоречие между двумя конфликтующими силами рассматривается как определяющий фактор в их продолжающемся взаимодействии.


    [среднеанглийский dialetik, от древнефранцузского dialetique, от латинского dialectica, логика , от греческого dialektikē (техне), (искусство) дискуссии , женский род dialektikos, от dialektos, речь, разговор ; см. диалект .]


    диа · лектикал , диа · лектик прил.

    диа · леки · кал ·ли нар.

    di • a • lec • tic

    (ˌdaɪ əˈlɛk tɪk)

    прил. Также диалектический.

    1. имеет отношение к природе логической аргументации.

    н.

    3. искусство или практика дискуссии или беседы, с помощью которой логически достигается истинность теории или мнения.

    4. логическая аргументация.

    6. диалектика, ( часто используется с синтаксисом. V. ) аргументы или основы диалектического материализма, включая возвышение материи над разумом и постоянно меняющуюся реальность с материальной основой.

    7. сопоставление или взаимодействие конфликтующих идей, сил и т. Д.

    [1350–1400; ( dialectica dialektik (téchnē) аргументативный (искусство), женский род dialektikós. См. Диалект, -ic]

    di`a • lec′ti • cal • ly, нареч.

    .

    определение философии The Free Dictionary

    Philosophy

    философская доктрина, которая утверждает, что события могут происходить или происходят без причины. — аварийник, н.

    доктрина, что вся реальность одушевлена, находится в движении или в процессе. — актуалист, н. актуальное, прил.

    раздел философии, посвященный красоте и прекрасному. — эстет, эстет, н., прил. эстетический, прил.

    рассуждения дедуктивно, от обобщения к частным событиям.

    изучение добродетели.

    философия Аристотеля, особенно акцент на формальной дедуктивной логике, на концепции, что реальность — это сочетание формы и материи, и на исследовании конкретного и частного. — Аристотелев, n., Прил.

    теория, согласно которой мелкие, дискретные, конечные и неделимые элементы являются основными составляющими всей материи.Также называется атомная теория . — атомщик, н. атомистический, атомистический, прил.

    философия Аверроэса, в основном аристотелизм с оттенком неоплатонизма, утверждающий единство активного и божественного интеллекта, общего для всех, и отрицание личного бессмертия. — Аверройст, Аверроист, н. Averroistic, Averrhoistic, прил.

    философская теория Джереми Бентама, согласно которой мораль действий оценивается и определяется их полезностью, и что удовольствие и боль являются одновременно высшим стандартом правильного и неправильного и фундаментальными мотивами, влияющими на человеческие действия и желания.- бентамит, н. Benthamic, прил.

    философия Анри Бергсона, подчеркивающая время или длительность как центральный акт опыта и утверждающая существование élan vital как изначальной жизненной силы, управляющей всеми органическими процессами таким образом, который может быть объяснен только интуицией, не научным анализом. — Bergsonian, n., Прил.

    философия и убеждения Джорджа Беркли, отрицающие существование реального мира.- Berkeleian, n., Прил.

    философия Рене Декарта и его последователей, особенно ее упор на логический анализ, механистическая интерпретация физической природы и ее дуалистическое различие между мыслью (разумом) и протяженностью (материей). — декартово, n., Прил.

    принципы и практики универсальной причинности.

    наивный реализм.

    позитивизм, деф. 1.

    учение о том, что универсалии существуют только в уме. Ср. идеализм. концептуалист, н. концептуалистический, прил.

    личная философия Кваме Нкрумы (1909-72), президента Ганы (1960-66), разработанная и названная им.

    раздел философии, изучающий происхождение, эволюцию и структуру Вселенной, особенно такие характеристики, как пространство, время, причинность и свободу. — космолог, н. космологический, космологический, прил.

    — греческая философия 4 века до нашей эры. отстаивание доктрин о том, что добродетель — это единственное благо, что суть добродетели — это самоконтроль и индивидуальная свобода и что подчинение любому внешнему влиянию ниже достоинства человека. — Циник, н. Циничный, прил.

    принципы школы философа Аристиппа Киренского. — Cyrenaic, n. Киреней, Кирений, прил.

    доктрины философской школы, подчеркивающие эмпиризм и позитивизм. Ср. трансцендентализма. потомок, н. потомственный, десценденталистский, прил.

    1. доктрина, согласно которой все действия и события являются результатом действия естественных законов.
    2. доктрина, согласно которой все события, включая человеческий выбор и решения, обязательно определяются мотивами, которые рассматриваются как внешние силы, действующие на волю.Также называется предопределенность . Ср. фатализм. детерминист, н. детерминированный, прил.

    сборник отрывков из древнегреческих философов с редакционными комментариями. — доксограф, н. доксографические, прил.

    1. любая теория в любой области философского исследования, которая сводит разнообразие своего предмета к двум несводимым принципам: добро / зло или естественное / сверхъестественное.
    2. Метафизика. любая система, которая сводит всю вселенную к двум принципам, как Платонические Идеи и Материя. Ср. монизм, плюрализм. дуалист, н. дуалистический, прил.

    любая из различных теорий или философских систем, которые стремятся объяснить природные явления действием и взаимодействием сил, как механизм или лейбницианство. Ср. витализм. динамист, н. динамический, прил.

    доктрина, отрицающая существование конечной причины или цели в жизни или природе. Ср. телеология. врач-дистелеолог, н. дистелеологический, прил.

    1. использование или пропаганда метода, включающего выбор доктрин из различных систем и их объединение в единую систему идей.
    2. такая система. — эклектика, н., прил.

    школа философии, основанная Парменидом, и ее доктрины, особенно те, которые внесены Зеноном (Элейским), утверждающим нереальность движения или изменения. — Eleatic, прил.

    теория происхождения мира серией эманаций Божества. Также называется эманатизм . — эманационист, н. эманационный, прил.

    1. доктрина, согласно которой все идеи и категории происходят из чувственного опыта и что знание не может выходить за рамки опыта, включая наблюдение, эксперимент и индукцию.
    2. эмпирический метод или практика. — эмпирик, н. эмпирический, прил.

    Витализм. жизненно важный агент или сила, направляющая рост и жизнь. Ср. телеология. энтелехиальный, прил.

    философская система Эпикура, утверждающая, что мир природы представляет собой серию случайных комбинаций атомов и что высшее благо — это свобода от беспокойства и боли.Также Эпикуризм. Эпикурейский, n., Прил.

    учение о том, что сознание — всего лишь вспомогательный элемент и сопровождение физиологических процессов и не может повлиять на эти процессы. — эпифеноменалист, н. эпифеноменальный, прил.

    отрасль философии, изучающая происхождение, природу, методы, обоснованность и пределы человеческого знания. — эпистемолог, н. эпистемологический, эпистемологический, прил.

    1. философская теория, утверждающая, что метафизические сущности реальны и интуитивно доступны.
    2. философская теория, отдающая приоритет внутренней природе, истинной сущности или конституции чего-либо над его существованием. Ср. экзистенциализм. эссенциалист, н. эссенциальный, прил.

    убеждение, что нет оснований для установления моральной или этической философии. Ср. нигилизм .

    убеждение, что мораль связана с обществом, в котором она существует, и что ее критика и оценка неуместны. Ср. Релятивизм .

    раздел философии, рассматривающий добро, моральные принципы и правильные действия. — специалист по этике, н. этический, прил.

    наука о причинно-следственной связи. — этиологический, этиологический, этиологический, этиологический, прил.

    1. учение о том, что человек формирует свою сущность в течение жизни в результате его личного выбора.
    2. акцент на создании человеком своей собственной природы, а также важность личной свободы, решения и обязательств. Также называется философский экзистенциализм . Ср. эссенциализм. экзистенциалист, n., Прил.

    философская теория, утверждающая, что опыт является источником всех знаний. — экспериментатор, п. экспериментальный, прил.

    учение о том, что все вещи подвержены судьбе или неизбежному предопределению и что человек в конечном итоге неспособен предотвратить неизбежности. Ср. детерминизм. фаталист, н. фаталистический, прил.

    теории и верования Я. Г. Фихте, немецкого философа и социального мыслителя, предшественника социализма. — Fichtean, n., Прил.

    доктрины любой из различных дуалистических сект среди евреев и ранних христиан, которые утверждали, что обладают высшим духовным знанием, объясняли создание мира эманационным способом и осуждали материю как зло.- Gnostic, n., Прил.

    теория, утверждающая, что два, казалось бы, противоречащих друг другу понятия не радикально противоположны, а являются частью постепенно меняющейся непрерывности. — градуалист, п., Прил. постепенный, прил.

    теории и доктрины Эрнста Геккеля, немецкого биолога и философа, особенно понятие «онтогенез повторяет филогенез». — Haeckelian, прил.

    метод интерпретации, первоначально использовавшийся для соотнесения определенных сущностей или событий с абсолютной идеей, в котором утверждаемому утверждению (тезис) обязательно противопоставляется его кажущееся противоречие (антитезис), , и оба согласовываются на более высоком уровне истины по третьему предложению (синтез) .Также называется гегелевской триадой .

    философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и его последователей, характеризующаяся использованием особой диалектики как аналитического и интерпретирующего метода. См. Также гегелевскую диалектику. гегельянский, n., Прил.

    1. идеи или верования, изложенные в трудах Гермеса Трисмегиста.
    2. приверженность этим идеям и убеждениям.

    философские убеждения Томаса Гоббса, который утверждал, что человек имеет право на самосохранение и стремление к счастью.- Hobbist, n. Hobbesian, прил.

    теория о том, что целые сущности, как фундаментальные компоненты реальности, существуют не как простая сумма их частей. Ср. органицизм. холист, н. целостный, прил.

    1. Этика. доктрина о том, что человеческие обязанности полностью связаны с благополучием всего человечества.
    2. Богословие. учение о том, что человек может достичь совершенства без божественного помощника. — гуманитарный, н., Прил.

    1. материалистические теории ранних ионических философов. — hylicist, n.
    2. доктрины, касающиеся низших из трех гностических категорий человечества, материальных или плотских, непригодных как сыновья дьявола. Ср. пневматизм, психизм.
    3. теория, которая рассматривает материю как принцип зла, как в дуалистической теологии или философии.- hylic, прил.

    теория, полученная от Аристотеля, согласно которой каждый физический объект состоит из двух принципов: неизменной первичной материи и формы, лишенной актуальности при каждом существенном изменении объекта. — гиломорфист, н. гиломорфный, прил.

    существенная сущность или лежащий в основе характер или принцип вещи. — гипостатический, гипостатический, прил.

    1. принцип или утверждение, которые предполагаются ради аргумента или считаются само собой разумеющимися для перехода к доказательству рассматриваемого вопроса.
    2. система или теория, созданная для объяснения чего-то непонятного. — гипотетик, гипотетик, н. гипотетический, гипотетический, прил.

    любая система или теория, которая утверждает, что реальность имеет природу мысли или что объект внешнего восприятия состоит из идей. Ср. реализм. идеалист, н. идеалистический, прил.

    теория или доктрина, согласно которой материальный мир полностью или почти полностью является иллюзией. — иллюзионист, н. иллюзионистический, прил.

    вера в то, что материальные вещи не имеют объективного существования, а существуют только как ментальные восприятия. — имматериалист, н. несущественно, прил.

    точка зрения, которая не допускает реальной разницы между истиной и ложью в религии или философии; форма агностицизма. См. Также отношения. — индифферентист, н.

    прагматическая философия, утверждающая, что функция мысли — быть средством контроля над окружающей средой и что ценность и правдивость идей определяется их полезностью для человеческого опыта или прогресса. — инструменталист, н., Прил.

    1. теория о том, что нерациональные силы управляют Вселенной.
    2. любое отношение или набор убеждений, имеющих нерациональную основу, как нигилизм. — иррационалист, п., Прил. иррационалистический, прил.

    философия Эммануэля Канта, утверждающая, что природа ума делает его неспособным немедленно познать реальность, что разум интерпретирует данные, представленные ему как явления в пространстве и времени, и что причину, чтобы найти значимое основание для опыта или для существования этического поведения, может постулировать вещи, которые он не знает, как существование души.- Кантист, н. Кантианский, прил.

    точка зрения школы римско-католических казуистов, которые утверждали, что любой шанс на свободу, даже небольшой, должен быть соблюден. — лаксист, н.

    философия Готфида Вильгельма фон Лейбница и его последователей, особенно монадизм и теория предустановленной гармонии, теория о том, что это лучший из всех возможных миров, потому что Бог избрал его (высмеянный Вольтером в Кандид ), и предложения по научному языку и методу символьных вычислений.- Leib-nizian, Leibnitzian, n., Прил.

    1. тот, кто защищает свободу, особенно в отношении мысли или поведения.
    2. философское учение о свободе воли. Ср. эдитаризм, детерминизм, фатализм. либертарианец, n., Прил.

    позитивизм, деф. 2.

    философская система, в которой большое внимание уделяется логике.

    теория, которая рассматривает материю и ее различные формы как составляющие вселенной, а все явления, включая явления разума, вызваны материальными факторами.- материалист, п., Прил. материалистический, прил.

    1. теория о том, что все во Вселенной создается материей в процессе, которую можно объяснить законами химии и физики.
    2. теория, согласно которой естественный процесс подобен машине или может быть объяснен с точки зрения ньютоновской механики. — механист, н. механистический, прил.

    учение о том, что мир имеет тенденцию становиться лучше сам по себе или что он может улучшаться быстрее при надлежащей человеческой помощи. Ср. оптимизм, пессимизм. мелиорист, н. мелиористический, прил.

    доктрина, согласно которой объекты знания не существуют, кроме как в сознании воспринимающего, как в берклианстве. — менталист, н. менталистический, прил.

    изучение способов достижения счастья.

    раздел философии, связанный с основами этики и особенно с определением этических терминов и природы морального дискурса.

    учение о том, что познание Абсолюта доступно человеку, но через высшее религиозное сознание, а не посредством логических процессов. — метагностика, прил.

    отрасль философии, связанная с бытием, основными принципами и часто включающая аспекты космологии и эпистемологии. — метафизик, н. метафизический, прил.

    концепция, которая считается выходящей за рамки, но связана с эмпирически полученными данными.Также метемпириков.

    философия пессимизма.

    доктрины Мо-Цзы, китайского мудреца V века до нашей эры, который защищал правление абсолютного монарха и всеобщую любовь. — Mohist, n., Прил.

    1. доктрина Лейбница о монадах как непротяженных, неделимых и неразрушимых сущностях, которые являются конечной составляющей вселенной и ее микрокосмом. Также называется монадология .
    2. учение Джордано Бруно о монадах как основных и несводимых метафизических единицах, которые индивидуализированы психически и пространственно. — монадистический, прил.

    1. Метафизика. теория, согласно которой только одна основная субстанция или принцип существует как основа реальности. Ср. дуализм, плюрализм.
    2. Метафизика. теория о том, что реальность состоит из единственного элемента. Ср. плюрализм.
    3. Эпистемология. теория, согласно которой объект и чувственные данные познания идентичны. — монист, н. монистический, монистический, прил.

    философская доктрина, утверждающая, что душа смертна. — смертник, н.

    теория о том, что мир воспринимается именно таким, какой он есть. Также называется естественный реализм, реализм здравого смысла . Ср. идеализм, реализм.

    убеждение, что человеческий мозг способен к спонтанным или врожденным идеям. Смотрите также иностранцы. — нативист, н. нативистский, прил.

    наивный реализм.

    доктрина детерминизма воли предшествующими причинами в противоположность доктрине свободы воли. Также называется необходимостью . Ср. детерминизм, фатализм, либертарианство. по необходимости, n., Прил.

    любая система мышления, противоположная позитивизму; доктрины, основанные на сомнениях и скептицизме.- негативист, н., Прил. негативистский, прил.

    философская система, зародившаяся в Александрии в III веке нашей эры, основанная на доктрине Платона, аристотелизме и восточном мистицизме, с более поздним влиянием христианства. — Неоплатоник, н. Неоплатоническая, прил.

    Нео-схоластическая философия тесно связана с учением Фомы Аквинского. — neo-Thomist, n.

    философия Ницше, особенно ее упор на волю к власти как на главную движущую силу как личности, так и общества. Также называется ницшеанство . — Ницшеан, n., Прил.

    вера в то, что существование нереально и что не может быть объективной основы истины, форма крайнего скептицизма. Ср. этический нигилизм. — нигилист, п., Прил.

    Средневековая философия. доктрина, согласно которой абстрактные слова или универсалии не представляют объективно существующие сущности, и что универсалии — это только имена, применяемые к отдельным физическим частностям, которые одни существуют объективно.- номиналист, н., Прил. номинально, прил.

    любая из нескольких философских концепций, касающихся ноумена. — нуменалист, п., Прил.

    1. то, что может быть объектом только чисто интеллектуальной, бессмысленной интуиции, вещь в себе ( Ding an Sich ).
    2. непознаваемый объект (как Бог), существование которого не может быть доказано. — нуменал, прил.

    1. любая из различных философских теорий, подчеркивающих внешние или объективные элементы познания.
    2. Этика. любая теория, утверждающая, что моральное благо объективно и не зависит от человеческих чувств. — объективист, н., Прил.

    картезианская философская доктрина, согласно которой разум и материя неспособны влиять друг на друга и что их взаимное действие должно происходить благодаря вмешательству Бога.- окказионалист, н. случайный, прил.

    Принцип олигархии. — олигархист, н.

    философское исследование природы самого бытия, раздел метафизики. — онтолог, н. онтологические, онтологические, онтологистические, прил.

    идея о том, что концепции, используемые в неаналитических научных утверждениях, должны быть дефинируемыми по отношению к идентифицируемым операциям.- операционист, н. оперативный, прил.

    1. вера в то, что добро в конечном итоге побеждает зло в мире.
    2. доктрина Лейбница о том, что это лучший из всех возможных миров.
    3. вера в то, что добро пронизывает реальность. Ср. мелиоризм, пессимизм. Оптимист, н. оптимистичный, прил.

    теория, согласно которой жизнедеятельность проистекает не из какой-либо отдельной части организма, а из его автономного состава. Ср. холизм, механизм, витализм. органист, н. органических, прил.

    метод или средство для передачи знаний или для философского исследования.

    доктрины, разработанные или приписываемые христианскому богослову 3-го века Оригену, в особенности попытка разработать христианскую философию, сочетающую платонизм и Священное Писание. — Оригенист, н. Оригенистический, прил.

    учение о том, что материальная природа является источником всех явлений. — памфизика, прил.

    теория, согласно которой вся материя обладает некоторым сознанием.

    солипсизм.

    1. доктрина о том, что вселенная — это реализация или действие Логоса.
    2. гегелевское учение о том, что логос или разум сообщает абсолютную или абсолютную реальность. — панлогист, н. панлогический, панлогистический, панлогистический, прил.

    доктрина, согласно которой каждый объект во вселенной имеет разум или бессознательную психику и что все физические явления связаны с психикой. — панпсихолог, н. панпсихистический, прил.

    философская теория Артура Шопенгауэра, который утверждал, что конечной реальностью вселенной является воля.

    теория, согласно которой разум и материя сопровождают друг друга, но не связаны причинно.

    учение о воздействии на разум удовольствия и боли.

    1. философия Аристотеля, который учил во время ходьбы.
    2. последователи Аристотеля и его философской школы. — Peripatetic, n., Прил.

    1. учение о том, что все вещи естественно склонны ко злу.
    2. учение о том, что это наихудший из всех возможных миров. Ср. Leibnizianism.
    3. учение о том, что зло и боль в мире перевешивают добро и счастье, и что мир в своей основе является злом. Ср. мелиоризм, оптимизм. пессимист, н. пессимистический, прил.

    мысленный образ или представление реального человека или предмета. См. Также призраки; восприятие.

    учение о том, что феномены являются единственными объектами знания или единственной формой реальности. — феноменалист, н. феноменалистический, прил.

    1. изучение явлений.
    2. философская система Эдмунда Гуссерля и его последователей, особенно тщательное описание явлений во всех областях опыта.- феноменолог, н. феноменологический, феноменологический, прил.

    ложный философский аргумент. — философ, п., Прил.

    доктрина, относящаяся к логическому позитивизму, что все значимые утверждения, за исключением необходимых утверждений логики и математики, должны относиться прямо или косвенно к наблюдаемым свойствам темпорального. — физикалист, н., прил.

    философия Платона и его последователей, особенно учение о том, что физические объекты являются несовершенными и непостоянными представлениями неизменных идей, и что знание — это ментальное постижение этих идей или универсалий. — Платоник, п., Прил. Платонизм, прил.

    1. теория, постулирующая более чем один принцип или базовую субстанцию ​​как основу реальности. Ср. Дуализм, монизм .
    2. теория, согласно которой реальность состоит не из органического целого, а из двух или более независимых материальных или духовных сущностей. — плюралист, н. плюралистический, прил.

    доктрины, касающиеся высших из трех гностических категорий человечества, тех, кто получил духовные дары и, следовательно, по своей природе способен к спасению. Ср. хилицизм, психизм.

    1. философская система, разработанная Огюстом Контом, связанная с положительными фактами и явлениями, первая проверенная методами эмпирических наук, вторая объяснимая научными законами.Также называется Comtism .
    2. современное философское движение, подчеркивающее задачу философии как критику и анализ науки и отрицание всей трансцендентальной метафизики. Также называется логическим позитивизмом . — позитивист, н. позитивист., прил.

    философская система, подчеркивающая практические последствия и ценности как стандарты, с помощью которых должна определяться действительность концепций.- прагматик, н., Прил. прагматичный, прил.

    прагматическая философия Ч. С. Пирса, особенно его работы по логике и проблемам языка. — прагматик, н.

    детерминизм.

    доктрина, введенная скептиками и оказавшая влияние на науку и общественные науки в модифицированной форме, что определенность невозможна и что вероятность достаточна для управления верой и действием. — вероятностный, п. вероятностный, прил.

    философское учение, являющееся разумным.

    Редко. лживый, притворный или глупый философ.

    доктрины, касающиеся второго из трех гностических категорий человечества, одаренных душой и свободной волей, которые можно спасти через правильное использование последних. Ср. гилицизм, пневматизм .

    любая из различных теорий природы или поведения животных и человека, основанная на телеологических доктринах.- хозяйственник, н.

    1. Скептические доктрины Пиррона и его последователей, особенно утверждение о том, что, поскольку все восприятия имеют тенденцию быть ошибочными, мудрый человек будет считать внешние обстоятельства жизни неважными и, таким образом, сохранять спокойствие.
    2. крайний или абсолютный скептицизм. Ср. Скептицизм. Пирронист, н. Pyrrhonic, Pyrrhonic, n., Прил.

    сущность или качество чего-то, что отличает его от других вещей и устанавливает его идентичность.- квиддитативный, прил.

    Античная и средневековая философия. пятая сущность, из которой, как считалось, были созданы небесные тела, отличная от четырех элементов: уры, воздуха, воды и земли; следовательно, наиболее чистая сущность или наиболее совершенное воплощение вещи или существа. — типичное, прил.

    хороший или тонкий момент, как в аргументе; тонкость. — quodlibetal, прил.

    человек, который любит обсуждать или оспаривать мелкие вопросы или quodlibets.

    доктрины Пьера де ла Раме (Рамуса), выступавшего против схоластики и диалектики Аристотеля. — Ramist, n., Прил.

    1. учение о том, что знание приобретается только через разум, способность не зависит от опыта.
    2. доктрина о том, что все знания выражаются в самоочевидных предложениях или их следствиях. — рационалист, н. рационалистический, прил.

    1. доктрина, согласно которой универсалии имеют реальное объективное существование. Ср. идеализм.
    2. доктрина, согласно которой объекты чувственного восприятия существуют независимо от акта восприятия. — реалист, н.

    1. доктрина, утверждающая существование отношений как сущностей.
    2. теория, поддерживающая обусловленность любой идеологической точки зрения или системы ее социокультурным контекстом.- реляционист, н.

    любая теория, утверждающая, что критерии суждения меняются в зависимости от людей и их среды; relationism. Ср. этический релятивизм. релятивист, н. релятивистский, прил.

    философия, которая выступает за ограничения и сдержанность, как в торговых сделках. — рестрикционист, н., Прил.

    опекунство.

    философия Антонио Росмини-Сербати, итальянского философа и священнослужителя XIX века, который учил, что идея истинного бытия является врожденной и что через нее истинное знание становится потенциальным.- Rosminian, n., Прил.

    философия идеализма, изложенная Ф. В. Дж. Фон Шеллингом.

    схематическое представление определенной систематической структуры или конкретной концепции. — схемотехник, н.

    руководитель школы, особенно глава одной из древнеафинских философских школ.

    учения школьников; система теологического и философского обучения средневековья, основанная главным образом на авторитете отцов церкви, а также на Аристотеле и его комментаторах.- Scholastic, n., Прил.

    философия Джона Дунса Скота, средневекового схоластика, особенно его предложение о том, чтобы философия и теология были отдельными дисциплинами. — Scotist, н. Scotistic, Scotistical, прил.

    1. доктрина, согласно которой все идеи происходят от чувственных восприятий и по существу сводятся к ним. Также называется сенсуизм .
    2. Этика. учение о том, что добро должно оцениваться только путем удовлетворения чувств.Также называется сенсуализм . См. Также этику; литературный стиль; СМИ. — сенатор, н. сенсационный, прил.

    сенсационность, деф. 2.

    сенсационность, опр. 1.

    любая философия, которая выводит вселенную из одного принципа.

    доктрины или мнения философских скептиков, особенно учение о том, что истинное познание вещей невозможно или что все знания недостоверны. Ср.Пирронизм. Skeptic, Skeptic, n.

    некоторые аспекты философии Сократа.

    теория, согласно которой существует или может быть доказано существование только «я». Также называется панегоизм . — солипсист, н. солипсический, прил.

    1. учения и способы обучения древнегреческих софистов.
    2. тонкое, внешне правдоподобное, но на самом деле кажущееся или ошибочное рассуждение, которое иногда использовали софисты.

    состояние или качество кажущегося большего или большего, чем должно быть обнаружено при внимательном рассмотрении, как аргумент, который имеет видимость достоинств, но не выдерживает внимательного рассмотрения. — скор., прил.

    философия Баруха Спинозы, который утверждал, что только мысль и расширение могут быть постигнуты человеческим разумом. — Спинозист, н. Спинозистик, прил.

    философская школа, основанная Зеноном (из Citium), который утверждал, что люди должны быть свободны от страстей, не тронуты радостью или горем и без жалоб подчиняться неизбежной необходимости.- Stoic, n., Прил.

    1. Эпистемология. учение о том, что все знания ограничиваются личным опытом и что все трансцендентное знание невозможно.
    2. Этика. теория, согласно которой определенные состояния чувств или мыслей являются высшим благом.
    3. Этика. учение о том, что добро и право можно отличить только по индивидуальному ощущению. — субъективист, н. субъективистский, прил.

    попытка примирения различных или противоположных принципов, практик или сторон, например, в философии или религии. — синкретический, синкретический, синкретический, синкретистический, прил.

    процесс дедуктивного мышления, от причины к следствию, от простых элементов до сложного целого и т. Д. См. Также соединение. — синтезатор, н. синтетический, синтетический прил.

    принципы или практика синтеза или синтетические методы или техники.

    человек, практикующий синтетические методы или принципы или верящий в них.

    1. учение о существовании конечных причин (целей).
    2. исследование доказательств намерения или цели в природе.
    3. такой дизайн или цель.
    4. вера в то, что цель и замысел являются частью или очевидны по своей природе.
    5. Витализм. учение о том, что явлениями управляют как механические силы, так и цели самореализации. Ср. энтелехия. телеолог, н. телеология, телеологическая, прил.

    философская доктрина, которая подчеркивает конечную реальность времени вместо сведения времени к проявлению вечного. — temporalist, n. темпоралистический, прил.

    вера в то, что Бог установил срок для испытания людей, в течение которого им предлагается благодать.- терминист, н.

    теологические и философские доктрины св. Фомы Аквинского и его последователей. — Томист, н. Thomistic, прил.

    1. любая философия, основанная на доктрине, согласно которой принципы реальности могут быть открыты только через анализ мыслительных процессов, как кантианство.
    2. философия, подчеркивающая интуитивное и духовное выше эмпирического, как философия Эмерсона. Ср. descendentalism. трансценденталист, н. трансценденталистический, прил.

    Казуистика. , позиция в вероятностном противоречии XVI и XVII веков, утверждающая, что при отсутствии моральной уверенности следует принимать только самые строгие из возможных этических действий. Также называется ригоризм . — воспитатель, н.

    философские постулаты, сформулированные Джоном Стюартом Миллем, основанные на принципе «величайшее благо для наибольшего числа» и считающие, что критерий добродетели заключается в ее полезности.- утилитарная, н., Прил.

    1. доктрина, согласно которой явления лишь частично контролируются механическими силами и в некоторой степени самоопределяются. Ср. механизм, органицизм.
    2. доктрина, которая приписывает функции живого организма жизненному принципу (как élan vital) , отличному от физических или химических сил. Ср. динамизм. vitalist, n., Прил. виталистический, прил.

    любая теория, которая рассматривает волю, а не интеллект как фундаментальный фактор или принцип в человеческой деятельности и опыте, как ницшеизм. — волюнтарист, н. волюнтаристский, прил.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *