Системное социальное качество приобретаемое индивидом. Личность – системное социальное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Понятие личности. Основные теории личности
Важнейшей предпосылкой обоснования теории управления является представление объектов управления социально-психологического управления, людей, как членов человеческого общества. Это подразумевает, что отдельно взятый человек должен рассматриваться как личность.
Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
Как следует из факта несовпадения, нетождественности понятий «индивид» и «личность», последняя может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей «сверхчувственны». Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но к ним несводимы. Они образуют особое качество самой групповой деятельности, которое опосредствует эти личностные проявления, определяющие особую позицию каждого индивида в системе межиндивидных связей и шире — в системе общественных отношений.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность — это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Подобно тому как понятие «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, ловкость и решительность, задумчивость, привычка грызть ногти, смешливость и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые а наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.
Природные, органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) н социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.
В структуру личности, таким образом, в первую очередь входит системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности. Таким образом, выделяется первая составляющая структуры личности — ее внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема.
Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть закл
Личность – системное социальное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении
Тема 2.7. Личность и ее социализация.
План
1. Понятие личности. Основные теории личности.
2. Структура личности. Самосознание личности. Формирование личности.
3. Социализация и ее основные характеристики.
4. Понятие социального поведения. Просоциальное и асоциальное поведение. Агрессия и регуляция социального поведения
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. –– М.: Наука, 1980.–– С. 113-185, 210-259.
2. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. –– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. –– 89 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник. –– М.: Издательство МГУ, 1990. –– С. 7-363.
4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. –– 2-е изд., перераб. –– М.: Международная педагогическая академия, 1995 – С. 5-20.
5. Бодалев А.А. Психология о личности. –– М.: Изд-во МГУ, 1988. –– С. 5-11, 37-59.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –– М.: Просвещение, 1982. –– С. 39-123.
7. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. –– М.: Изд-во МГУ, 1982.–– С. 6-97.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –– М.: Наука, 1982. –– С. 86-135.
9. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. –– Пермь: Изд-во ун-та, 1990. –– С.81-108.
10. Oрлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. //Вопросы психологии. –– 1995. –– № 2. –– C. 5 — 19.
11. Психология индивидуальных различий. Тексты.–– М: Педагогика, 1982.–– С. 179-218.
12. Психология личности. Тексты. –– М: Педагогика, 1982.–– С. 11-19, 39-41.
13. Психология развивающейся личности/ Под ред. А.В. Петровского. –– М.: Педагогика ,1987.–– С. 10-105.
Понятие личности. Основные теории личности.
Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.
Личность – системное социальное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но они взаимосвязаны:
• человек — наиболее общее, интегративное понятие. Означает существо, воплощающее высшую степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но, неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид;
• индивид — конкретный человек как представитель рода Ноmo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития;
• индивидуальность — неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.
В понятии личности на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека.
Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности — ее потребностно-мотивационная сфера – это — направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям.
Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической организации человека заложены возможности его психического развития.
Человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.
В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализаиии (осознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).
С другими людьми личность взаимодействует на основе «Я-концепции«, личностной рефлексии — своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости.
Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания.
Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития.
Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать в качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека.
Во второй пол. 20 века сложилось много подходов и теорий личности.
Структурные теории личности направлены на выявление структуры личности, ее типологии, составных элементов, черт личности. Наиболее крупными представителями структурных теорий личности являются Г. Олпорт, К. Роджерс, Д. Кеттелл, Г. Айзенк.
Гордон Уиллард Олпорт (1897 — 1967), американский психолог, один из основоположников современного системного подхода к изучению психологии личности, считал, что у любой личности имеется устойчивый набор черт. (Его теория так и называется — «теорией черт личности».) Олпорт исследовал иерархию ценностных ориентации личности и типологизировал личности по этому основанию («Личность: психологическая интерпретация», 1938).
Другой американский психолог Карл Рэнсом Роджерс (1902 — 1987), один из лидеров так называемой гуманистической психологии, считал, что ядром личности является ее Я-концепция. Формируясь в социальной среде, она и является основным интегративным механизмом саморегуляции личности. Я-концепция постоянно сопоставляется с идеальным Я, вызывает попытки ограждения Я-концепции от дезинтеграции: индивид постоянно стремится к самооправданию своего поведения, использует разнообразные механизмы психологической защиты (вплоть до перцептивных искажений — искажений восприятия, и игнорирования неугодных ему объектов). Роджерс разработал особую (интерактивную) систему психотерапии, основанную на доверительном отношении к пациенту («Центрированная на клиенте терапия», 1954).
В XX веке в изучении психологии личности начинается широкое использование экспериментально-математических методов. Американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860 — 1944) выступил зачинателем тестологического движения в психологии. Он впервые применил в психологическом исследовании личности сложный метод современной статистики — факторный анализ, сводящий к минимуму множество различных показателей и оценок личности и позволяющий выявить 16 базовых черт характера личности (16-факторный личностный опросник Кеттелла).
Опросник Кеттелла выявляет такие базовые качества личности, как разумность, скрытность, эмоциональная устойчивость, доминирование, серьезность (легкомысленность), добросовестность, осторожность, чувствительность, доверчивость (подозрительность), консерватизм, конформность, управляемость, напряженность.
В опроснике Кеттелла более 100 вопросов, ответы на которые (утвердительные или отрицательные) группируются в соответствии с «ключом» — определенным способом обработки результатов, после чего определяется выраженность того или иного фактора.
Методы математического анализа результатов наблюдений и опросов, документальных данных были разработаны также Г. Айзенком. Его концепция черт личности связана с ее двумя взаимосвязанными базовыми качествами: 1) экстраверсия-интроверсия; 2) стабильность-нестабильность (невротизм, тревожность).
Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная психология (от лат. соgnitio — познание), которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Дж. Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзенк), психология личности (Дж. Келли). В связи с развитием кибернетики и актуализацией проблемы управления сложными системами возникает повышенный интерес к структуре человеческого.
Недостатком структурных теорий личности было то, что на основе знания личностных черт невозможно предсказать поведение человека, т.к. оно зависит еще и от самой ситуации.
Как альтернатива этой теории – возникла теория социального научения.Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок, или серия поступков. Влияние на поведение человека оказывают другие люди, поддержка или осуждение поступков с их стороны. Человек поступает так или иначе, исходя из своего жизненного опыта, который приобретается в результате взаимодействия с другими людьми. Формы поведения приобретаются путем подражания (викарное научение). Поведение человека и его личностные характеристики зависят от частоты возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций» и от оценок поведения в этих ситуациях, полученных от других людей.
Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная психология (от лат. соgnitio — познание), которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Дж. Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзенк), психология личности (Дж. Келли). В связи с развитием кибернетики и актуализацией проблемы управления сложными системами возникает повышенный интерес к структуре человеческого.
Свой подход к психологии личности предложили и сторонники гуманистичекой психологии(Маслоу, Роджерс). Основное внимание представителей данного направления было обращено на описание внутреннего мира личности. Основная потребность человека, согласно этой теории – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.
Системное качество – это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов.
Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.
Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?
Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.
Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.
Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.
Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.
Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.
При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.
Основные понятия системного подхода:
Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов.
Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.
Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно.
Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.
Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
С точки зрения сторонников системного подхода к анализу общества – общество это не суммативная, а целостная система. На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество.
Системное качество – это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов.
Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный, надличностный характер, то есть общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.
Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, включающие в себя координацию и субординацию элементов.
Координация –это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы.
Субординация –это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.
Итак, общество – это целостная система с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности.
Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.
На каких принципах происходит организация элементов общества, какой характер связей устанавливается между элементами?
При ответе на эти вопросы системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским подходами.
Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической. Каждую из них можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти системы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи,то есть системы находятся в причинно – следственной зависимости.
В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.
Общество – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.
Наряду с экономическим детерминизмом существуют школы и течения в социологии, развивающие политический и культурный детерминизм.
Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение власти, авторитета.
Примером политического детерминизма является концепция общества американского социолога Эдварда Шилза. Он вычленяет ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество.
1. Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.
2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
3. Оно пополняетсяпреимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.
4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью.
5. Оно обладает собственной системой правления.
6. У него собственное название и собственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.
7. У него имеется своя собственная культура.
Э. Шилз осознаёт, что многие из этих признаков могут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества: «Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ, кроме того, она должна иметь свою собственную культуру». Упоминанием о культуре как дополнительном факторе, определяющим существование общества, является важным в концепции Э. Шилза. Он подчёркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией,обозначенной границами,поддерживает и насаждает более или менее общую культуру».
Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистским. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путём установления между ними причинно следственных связей, а на основе функциональной зависимости.
Функциональная зависимость – это то, что придаёт системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.
Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласовано действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которых обеспечивается необходимым набором функций. Общество как система складывается при переходе от органической к целостной системе.
Развитие органической системы состоит в саморасчленении, дифференциации, которые можно охарактеризовать как процесс формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной системе формирование новых функций происходит на основе разделения труда. Движущей силой этого являются общественные потребности.
Производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей Маркс и Энгельс назвали первой предпосылкой человеческого существования. На основе этого развития потребностей и способов их удовлетворения общество порождает известные функции, без которых оно не сможет обойтись. Люди приобретают особые интересы. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфические функции.
Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г. Спенсером (1820 — 1903) в его трёхтомном труде «Основание социологии» и развиты американскими социологами А. Радклиф – Брауном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом.
Основные принципы функционального подхода:
1.Также как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.
2. Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.
3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.
4. Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности этой части, то чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушение функции.
В наиболее развитой и последовательной форме функционализм развит в социологической системе Т.Парсонса. Парсонс сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:
1. Оно должно обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.
2. Оно должно быть целеориентированным, способным к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения
3. Оно должно обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.
4. Оно должно иметь способность к воспроизводствуструктуры и снятию напряженностив системе.
До сих пор, подходя к обществу как к системе контроля, индивид и общество рассматривались как две противостоящие друг другу сущности.
Если эту картину оставить без изменения, то складывается ошибочное представление о реальных отношениях между индивидом и обществом, словно речь идет всего лишь о толпах взнузданных и управляемых властями людей, побуждаемых к повиновению постоянным страхом того, что может случиться с ними, если они выйдут из повиновения. Однако большинству из нас ярмо общества не слишком трет шею. Почему же мы не страдаем от власти общества?
Это возможно не потому, что власть общества меньше, а потому, что она даже больше, чем мы до сих пор утверждали.
Общество детерминирует не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть.
Социальное положение затрагивает и наше бытие, и наше поведение в обществе.
Для того чтобы объяснить этот принципиальный момент социологического подхода, рассмотрим еще три области социологических исследований – теорию ролей, социологического знания и теорию референтных групп.
Ролевая теория почти всецело является достижением американской мысли. Основоположниками ее были американские мыслители Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид.
Обычный индивид в разных ситуациях сталкивается с весьма различными ожиданиями, в свою очередь, ситуации, продуцирующие эти ожидания, подразделяются на две определенные группы.
Студент может посещать два курса у двух разных профессоров на двух разных факультетах и столкнуться с различными вариантами ожиданий – скажем формальным и неформальным отношением между преподавателем и студентами.
Тем не менее, обе ситуации будут иметь существенное сходство между собой и с ситуациями во всех других аудиториях, занятия в которых он посещал раньше. Иначе говоря, прошлый опыт позволит ему в обоих случаях, с незначительными изменениями, играть роль студента.
Итак, роль можно определить как типичную реакцию на типичное ожидание.
Роль задает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени жестко требуют от актера точного следования прилагаемым инструкциям.
Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, тогда как врачам, священникам и офицерам приходится приобретать особые манеры, речевые и моторные навыки: военную выправку, елейный голос, доброе лицо у постели больного. Профессор, изображающий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди. Солдат слышит в своей душе зов Марса, надев военную форму.
Однако во многих случаях есть все основания полагать, что в сознании актеров не было абсолютно ничего, что могло бы предвосхитить выполнение ими их ролей.
Другими словами, умными становятся после назначения на преподавательскую должность, верующими – выполняя обряды, готовыми к бою – маршируя в строю.
За каждой социальной ролью закреплена определенная идентичность.
У тех профессий, которые не требуют от занимающихся ими индивидов существенно изменить себя: сборщику мусора нетрудно перейти в сторожа; сложнее священнослужителю перейти в офицеры; крайне трудно сменить роль негра на роль белого и почти невозможно – роль мужчины на роль женщины. Эта различная степень легкости смены ролей не должна скрыть от нас того факта, что даже та идентичность, которая считается неотъемлемой частью нашего «Я», приписывается обществом.
Сказать «я – мужчина», значит сделать такую же заявку на роль, как если сказать «я – полковник американкой армии». Рекламируя вклад ролевой теории, можно сказать, что с социологической точки зрения общество жалует нас идентичностью, поддерживает ее и трансформирует. Это неоднократно подтверждали многочисленные исследования так называемой социологии – процесса, в ходе которого ребенок учится быть активным членом общества.
Случаи радикального лишения признания со стороны общества могут многое поведать нам о социальном характере идентификации.
Например, если человек за одну ночь превращается из свободного гражданина в осужденного, то его недавние представления о себе моментально подвергаются массированной атаке.
Он может отчаянно держаться за свое недавнее прошлое, но если в его непосредственном окружении ни окажется никого, кто будет подтверждать его прежнюю самоидентификацию, то он обнаружит, что поддерживать ее лишь в собственном воображении почти невозможно.
Экстремальные случаи, когда с индивида срывают внешние атрибуты самоидентификации, лишь более наглядно иллюстрируют процессы, которые происходят в обыденной жизни.
Мы работаем лучше, когда ощущаем одобрение начальства. Нам кажется почти невозможным достичь мастерства там, где (как мы уверены) люди считают нас неуклюжими.
Мы становимся остряками, когда от нас ждут шутки, и интересными собеседниками, зная, что подобная репутация уже закрепилась за нами.
Можно сказать, что индивид находит себе место в обществе в рамках систем социального контроля, и каждая из этих систем имеет собственный аппарат порождения самоидентификаций.
Самое страшное, что может сделать с человеком предвзятое отношение, — это заставить его самого стремиться соответствовать сложившимся предвзятым мнениям.
Такие же отношения между обществом и идентичностью можно наблюдать в тех случаях, когда по какой-то причине индивид круто меняет самоидентификацию.
Этот процесс имеет место и там, где нужно «сломить» целую группу индивидов и заставить их признать новое самоопределение.
Веками подобные вещи проделывались над монастырскими послушниками.
В последнее время эта техника доведена до научной точности в методах «промывания мозгов», которые применяет тайная полиция в тоталитарных странах.
С социологической точки зрения, насильственный характер подобных процедур по сравнению с общепринятыми в обществе ритуалами, может быть объяснен чрезвычайно высокой степенью радикальности изменений самоидентификации, а также функциональной необходимостью в таких случаях обеспечить стопроцентную защиту достигнутых результатов от дальнейшей «изменчивости».
Ролевая теория, доведенная до логического завершения, дает нам нечто большее, чем удобный инструмент для стенографического отчета о различных видах социальной деятельности.
Она дает нам социологическую антропологию, т. е. видение человека, базирующееся на его существовании в обществе.
Большинство людей чистосердечны, поскольку в психологическом плане так жить легче. Это означает: они верят в то, что делают, ради удобства забывая о том, что делали раньше, и счастливо идут по жизни в полной уверенности, что с положенным приличием преодолеют все испытания.
Всякая социальная структура подбирает себе тех людей, в которых она нуждается для своего функционирования, и исключает тем и другим способом тех, кто ей не подходит. Если под рукой нет подходящих людей, их непременно произведут в соответствии с требуемыми спецификациями. Свирепые воины находятся потому, что есть готовые к походу армии; в Бога начинают верить тогда, когда собираются строить церкви; потому появляются мыслители, что университету нужно заполнить штат, а убийцами становятся потому, что кого-то надо убить. Неверно, что каждое общество имеет тех людей, которых оно заслуживает. Скорее, общество производит тех людей, которые ему нужны.
Если ролевая теория позволяет нам воочию увидеть присутствие общества в человеке, то так называемая социология знания может привести нас к сходным озарениям совершенно иной отправной точки.
Социология знания больше, чем какая-либо другая отрасль социологии, стремится выяснить не только «что говорят», но и «кто говорит».
Приведём пример. Представим, что в некотором примитивном обществе необходимую пищу можно добыть только в том месте, где она растёт, и только преодолев коварные, кишащие акулами океанские воды. Дважды в год мужчины племени садятся в свои утлые каноэ и отправляются в путь. Теперь предположим, что в религиозных верованиях этого племени имеется пункт, который гласит: каждый, кто пропускает такую ходку, теряет мужскую силу, за исключением жрецов, чьё мужество поддерживается их каждодневными жертвоприношениями богам. Это верование задаёт мотивацию всем отправляющимся в опасное путешествие и одновременно оправдывает, узаконивает поведение жрецов, регулярно остающихся дома. Нужно ли говорить, что в данном случае прежде всего именно жрецы будут печься о поддержании упомянутого пункта верований. Иными словами, мы можем заключить, что имеем здесь дело со жреческой идеологией. Однако это не значит, что последняя лишена функциональности для общества в целом: ведь, в конце концов, кто-то же должен плавать через океан, иначе племя умрёт с голоду.
В связи с этим ещё раз подчеркнём: подобные пропозиции люди обычно выдвигают совершенно искренне. Моральные усилия, которые нужно затратить на преднамеренную фабрикацию лжи, не под силу большинству людей. Гораздо легче обмануть самого себя.
Лжец по определению знает, что он лжёт, идеолог – нет.
Хотя анализ идеологий очень чётко выявляет значение социального положения и значения людей, он слишком узок для осознания всей важности социология знания. Эта дисциплина не ограничивается только теми идеями, которые служат чьим-то интересам и искажают реальность, а, напротив, рассматривает царство мысли как свою область исследований.
Любое общество можно рассматривать с точки зрения его социальной структуры и социально-психологических механизмов, а, кроме того, и с точки зрения картины мира, общей для всех его членов.
Индивид, таким образом, черпает своё мировоззрение из общества точно также, как он получает социальные роли и самоидентификацию.
Общество заранее готовит нам исходный символический аппарат, с помощью которого мы постигаем мир, упорядочиваем свой опыт и интерпретируем собственное существование. Точно также общество «предоставляет» нам ценности, логику и запас информации (как, кстати говоря, и дезинформации), которые составляют наше «знание». Кратко это положение социологии знания можно выразить так: реальность конструируется обществом и открывает взору социолога зыбкость социальной реальности.
Ролевая теория и социология знания представляют собой очень разные направления социологической мысли, которая слишком сложна для обсуждения.
Оба подхода были объединены в теории референтной группы.
Впервые, понятие референтной группы было введено Гербертом Хайменом в 40-х годах XX века и в дальнейшем развивалась в работах целого ряда американских социологов.
Различаются референтные группы, в которые индивид непосредственно входит, и те, на которые индивид ориентируется в своём поведении.
Референтная группа – есть общность людей, чьи мнения, убеждения способы действий являются решающими при формировании наших собственных мнений, убеждений и способов действий.Референтная группа даёт нам образец для подражания и сравнения.
Теория референтной группы показывает, что установление социальных связей или разрыв их естественно несут с собой особые когнитивные установки. Присоединяясь к определённой группе, индивид «знает», что мир такой-то и такой-то. Переходя из одной группы в другую, он должен «знать», что ранее заблуждался. Каждая группа смотрит на мир «с собственной колокольни».
Некоторые эксперименты, проведённые социальными психологами, с целью выяснения влияния групповых мнений на восприятие физических объектов, дают нам возможность осознания этой потребности.
Ключевой термин, который используют социологи для обозначения обсуждаемых явлений – «интериоризация».
Тот же самый процесс, менее интенсивный по качеству, происходит каждый раз, когда взрослого человека принимают в новый социальный контекст, или в новую социальную группу.
Таким образом, общество находится не только «вне», но и «внутри» нас – как часть нашего внутреннего бытия.
Общество не просто контролирует наши движения, оно придаёт форму нашей самоидентичности, нашим мыслям и нашим чувствам.
Таким образом, в объяснении вопроса, что собой представляет общество, каковы механизмы образования и функционирования, социология располагает рядом методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречия. Однако все концепции общества придают важнейшее значение в формировании его как целостной системы, роли, культуры.
В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения.
Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия,помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.
Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях.
Каждое конкретное сообщество создаёт на протяжении многих веков свою суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передаётся из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур.
Перед социологами встаёт проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или существуют культурные универсалии.
Американский социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные отношения, обычаи дарить подарки, спорт, нательные украшения и т.д.
Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.
Первоосновой любой культуры является тот понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа, сформулированный в определённых понятиях, представленный и зафиксированный в языке.
Язык –это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.
Коротко язык можно определить как систему знаков и символов, наделённых определённым значением. Индивиды усваивают знание языка в процессе социализации.
Таким образом, первым базисным элементом культуры является смысловой знаково-символический элемент.
Не менее важным элементом культуры являются убеждения, верования, знания.
Убеждения и верования – это субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Они представляют собой духовное состояние индивида, для которого характерно изначальная слитность интеллектуального, рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Личность – системное социальное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность – системное социальное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении Системное социальное качество приобретаемое индивидо
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.
Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец — уже человек по сумме своих возможностей — отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии “индивид” воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.
Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.
Личность каждого человек наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Подобно тому, как понятия “индивид” и “личность” не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро “в уме” складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необх
Системное социальное качество пр… ОТВЕТ НА ВОПРОС
1.
системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, обозначается понятием
Перейти к вопросу
2.
Системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, обозначается понятием …
Перейти к вопросу
3.
Соотнесите начало и окончание фразы:
1) системное свойство, которое можно рассматривать как сумму соответствующих свойств компонентов системы, называется…
2) системное свойство, возникающее в результате взаимодействия компонентов системы, отличное от свойств отдельных частей и присущее только системе как целому, называется …
3) системное свойство, которое проявляется в том, что каждая система есть элемент другой системы с более высоким уровнем организации и новыми свойствами, называется …
Перейти к вопросу
4.
Психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности, называется…
Перейти к вопросу
Системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее
Решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе — это _ качества личности
(*ответ*) характерологические (вторичные)
вспомогательные
ценностные (третичные)
первичные, или базовые, волевые
Роль в консультировании, когда консультант выслушивает рассказ клиента, как священник исповедь, и от него не требуется каких-либо конструктивных шагов, называется
(*ответ*) «исповедник»
«простак»
«терапевт»
«старший товарищ»
Роль, которая навязывается сотруднику телефонного доверия теми пациентами, у которых изначально очень высок авторитет ТД и которые добиваются конкретных советов, называется
(*ответ*) «генерал»
«простак»
«старший товарищ»
«информатор»
Самонаблюдение, самопроверка, самоанализ, самооценка, самокритичность входят в группу действий по самовоспитанию, которая называется
(*ответ*) самопознанием
проверкой
изучением
наблюдением
Самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости — это
(*ответ*) индивидуализация
ресоциализация
реадаптация
социализация
Своеобразный внутренний психологический климат, с которым школьник вовлекается в работу, общается с друзьями, взрослыми, — это
(*ответ*) психическое состояние
смысловой барьер
уравновешенность
комфорт
Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от _ лет
(*ответ*) 2-3 до 9-10
14 до 18
10 до 12
5 до 15
Сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка — это _ качества личности
(*ответ*) первичные, или базовые, волевые
вспомогательные
ценностные (третичные)
характерологические (вторичные)
Система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности — это
(*ответ*) мировоззрение
мотивация
мотивы
ценности
Система обучения приемам самовоспитания должна включать последовательную выработку в первую очередь
(*ответ*) волевых качеств
интеллекта
памяти
мышления
Система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая системой смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению, — это
(*ответ*) направленность личности
желание
мотивация
характер
Системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивид — это
(*ответ*) личность
нравственность
индивидуальность
человек
Что такое системное качество? — politizm
Что отличает человека от обычного животного? Правильно, то, что человек живет в социуме (в обществе) и является не только биологическим, но и социальным существом. Одно дело — один человек и совсем другое дело — группа людей, коллектив. Один в поле не воин, как говорится. Вот здесь социологи применяют такое понятие, как системное качество. Что же это такое?
Не зря говорят также, что одна голова — хорошо, а две — еще лучше. А три головы тогда вообще супер! Суть понятия «системное качество» заключается в том, что объединив определенное количество людей, можно получить значительно более поразительный результат, чем если каждый из этих людей будет действовать по отдельности. Допустим, одно дело, когда человек поет соло, и совсем другое дело слышать мощный и слаженный хор. Некоторые хористы в определенных местах могут фальшивить, но это никак не влияет на общее звучание. И вообще, объединившись, люди могут добиться многого!
К сожалению, не только в хорошем смысле слова. Ведь энергия многих людей может быть направлена в откровенно деструктивное русло. Здесь можно применить такое понятие, как синергия, когда два плюс два не равно четыре, а гораздо большее число. Ведь разъяренный поражением своего любимого футбольного клуба фанат вряд ли сможет в одиночку перевернуть трамвай, автобус или автомобиль. А в компании с такими же злющими фанами — запросто. Или, к примеру, один человек никогда не сможет захватить административное здание. А группа людей, еще к тому же и вооружённых — очень даже. Многое также зависит от того, насколько сильной харизмой обладает тот или иной человек, чтобы повести за собой толпу. И насколько внушаемы могут быть люди. Если вбить в голову человеку те или иные идеи, он очень даже может в них поверить, какими бы бредовыми они не были. Разрушительная (как, впрочем, и созидательная) сила этого всего может быть просто фантастической. Синергия и внушаемость, как видим, часто, если не всегда, идут рядом.
За примерами системного качества далеко бегать не надо. Знаменитая женская поп-группа «Spice Girls» была в свое время мегапопулярной. Но в отдельности ни Джерри Холлиуэлл, ни Мелани Браун, ни Мелани Чисхольм, ни Виктория Бекхэм (Адамс), ни Эмма Бантон не смогли добиться успеха в сольной карьере. А вот Бейонсе, которая в своей группе «Destiny`s child» была лишь одной из, сделала головокружительную сольную карьеру. Бывает, что в бандитских группировках состоят вполне себе умные и образованные люди, а не только люмпены. Ну вот просто нельзя быть некоторым людям вместе и все тут! А из индивидуально сильных игроков не всегда можно слепить классную команду. И наоборот: из игроков средней руки часто получаются хорошие боеспособные коллективы. Одним словом, один человек — это одно дело, а несколько — совсем другое. И два плюс два могут очень даже равняться … пяти!
Что такое системная практика?
Фото: d_v_a / fotolia
Эта статья состоит из отрывков из руководства по общественной заботе, информирующего детей о системной практике, написанного Лиз Бернс, семейным и системным психотерапевтом. Полное руководство охватывает использование генограмм и экокарт для более подробного изучения семейных отношений и включает практические примеры, которые показывают, как социальные работники могут применять системный подход к своей практике. Подписчики могут прочитать руководство «Информируйте детей».
Что такое системный подход?
Это способ действовать, думать и смотреть на мир, который фокусируется на отношениях и признает, что люди всегда включены в свой социальный контекст.
Со временем паттерны взаимоотношений как позволяют, так и ограничивают процессы развития и изменений. На практике это означает, что проблемы в семьях всегда являются частью более крупных процессов. Это означает, что люди не могут действовать полностью самостоятельно, ни к лучшему, ни к худшему.Можно ожидать, что изменение в одной части модели отношений или системы приведет к корректировке всей семьи и непосредственного контекста.
Образцы убеждений и поведения, которые могут вызвать проблемы в повседневной жизни, здесь и сейчас, также можно проследить из поколения в поколение. Эти закономерности очень важны, особенно если они не распознаются. Они также могут быть источником силы и устойчивости.
Иногда эффективное решение из прошлого само по себе может стать проблемой при изменении обстоятельств.Все это означает, что обвинение обычно бесполезно, особенно в поисках решений перед лицом жизненных проблем.
Отражающее и отражающее
Систематически обоснованная практика, ориентированная на проблемы в их социальном и родственном контексте, также учитывает усилия, прилагаемые профессионалами, чтобы помочь семьям и отдельным лицам добиться перемен. Эти паттерны взаимоотношений, изначально предназначенные для поддержки или защиты, могут стать повторяющимися и даже антипатичными по отношению к позитивным изменениям.Иногда эти повторяющиеся процессы выражаются в рассказах или историях, которые могут определять наше собственное поведение и то, как мы понимаем поведение других.
Когда наша работа — помогать другим искать решения проблем, может быть особенно трудно распознать роль, которую профессионалы могут сыграть в создании или поддержании проблем.
Вот почему системный подход должен быть рефлексивным (с учетом роли, которую играют профессионалы). Через обучение и наблюдение практикующих поощряют осознавать последствия своих действий и убеждений.Это требует активной приверженности и достаточного времени и места, чтобы отразить (проанализировать, используя все имеющиеся в нашем распоряжении инструменты, включая мысли, чувства, идеи, ответы) о процессах полезных изменений.
Основные инструменты для системной работы
- Соответствующие люди разговаривают и слушают друг друга в пространстве (или последовательности пространств), посвященном задаче. Это означает, что может потребоваться довольно много предварительных размышлений о , прежде чем состоится какое-либо собрание, чтобы убедиться, что это максимально эффективно.Создание эффективного начального пространства, вероятно, будет ролью социального работника или специалиста, получившего направление.
- Инструменты для понимания истории на данный момент , такие как генограмма, временная шкала или экокарта.
- Инструменты для понимания или работы по согласованию того, что необходимо сделать и временные рамки для этого. Могут существовать ограничения для принятия решений, такие как юридические процессы, потребности заинтересованных лиц и доказательная база для возможных вмешательств (Stratton, 2011; 2016).
- Выделенное пространство для анализа процесса и обеспечения надлежащей поддержки положительных изменений.
.
Систематическое неравенство — Центр американского прогресса
Введение и резюме
Богатство — мера финансового состояния отдельного человека или семьи — предоставляет американским семьям всевозможные возможности. Богатство позволяет людям легко переходить с одной работы на другую, переезжать в новые районы и реагировать в чрезвычайных ситуациях. Это позволяет родителям оплачивать или помогать оплачивать образование своих детей и позволяет работникам добиться экономической устойчивости после выхода на пенсию.Важно отметить, что это наиболее полный показатель экономического благополучия семьи в будущем. В конце концов, семьи полагаются на свое богатство для оплаты счетов, если их регулярный доход пропадает во время периода безработицы или, например, после выхода на пенсию.
Получите последние новости о расе и этнической принадлежности
К сожалению, богатство в этой стране неравномерно распределяется по расе — особенно между белыми и черными семьями. Афро-американские семьи имеют небольшую долю благосостояния белых семей, что делает их более экономически незащищенными и с гораздо меньшими возможностями для экономической мобильности.Как документально подтверждается в этом отчете, даже с учетом таких положительных факторов, как повышение уровня образования, афроамериканцы имеют меньше богатства, чем белые. Меньшее богатство приводит к меньшим возможностям восходящей мобильности и усугубляется более низким уровнем доходов и меньшими шансами накопить богатство или передать накопленное богатство будущим поколениям.
Несколько ключевых факторов усугубляют этот порочный круг неравенства в благосостоянии. Чернокожие домохозяйства, например, имеют гораздо меньший доступ к льготным с точки зрения налогообложения формам сбережений, отчасти из-за долгой истории дискриминации при приеме на работу и других дискриминационных практик.Хорошо задокументированная история дискриминации на ипотечном рынке означает, что чернокожие значительно реже становятся домовладельцами, чем белые, а это означает, что у них меньше доступа к сбережениям и налоговым льготам, которые дает владение домом. Постоянная дискриминация и сегрегация на рынке труда также вынуждают чернокожих пользоваться меньшими и менее выгодными возможностями трудоустройства, чем их белыми коллегами. Таким образом, у афроамериканцев меньше доступа к стабильной работе, хорошей заработной плате и пенсионным пособиям на работе — всем ключевым факторам, благодаря которым американские семьи получают доступ к сбережениям.Кроме того, в соответствии с действующим налоговым кодексом семьи с более высокими доходами получают повышенные налоговые льготы, связанные как с жилищными, так и с пенсионными сбережениями. Поскольку афроамериканцы, как правило, имеют более низкие доходы, они неизбежно получают меньше налоговых льгот, даже если они домовладельцы или имеют пенсионные сберегательные счета. Суть в том, что постоянная дискриминация и сегрегация на рынке жилья и труда усугубляют разрушительный цикл неравенства в благосостоянии.
Хотя в этом отчете основное внимание уделяется неравенству в уровне благосостояния между чернокожими и белыми домохозяйствами, важно отметить, что благосостояние латиноамериканцев и некоторых домохозяйств азиатских американцев и жителей островов Тихого океана (AAPI) также намного ниже, чем у их белых собратьев.Действительно, у испаноязычных семей лишь немного больше богатства, чем у чернокожих. В 2016 году среднее благосостояние чернокожих и латиноамериканских семей составляло 17 600 и 20 700 долларов соответственно, по сравнению со средним богатством белых семей в 171 000 долларов. Различие между богатством белых и AAPI часто упускается из виду, потому что в совокупности их среднее и медианное богатство сравнимо с богатством белых. Однако среди домохозяйств AAPI существует значительное неравенство в уровне благосостояния. В этом отчете предлагаются решения конкретных проблем, которые усугубляют разрыв в уровне благосостояния черных и белых.
Насколько велика разница в богатстве между черными и белыми? Согласно данным Федеральной резервной системы за 2016 год, приведенным в этом отчете, существует несколько ключевых факторов, способствующих сохранению значительного разрыва в уровне благосостояния между белыми и черными американцами:
- Афроамериканцы владеют примерно одной десятой богатства белых американцев. В 2016 году медианное благосостояние не пенсионеров чернокожих домохозяйств в возрасте 25 лет и старше составляло менее одной десятой от благосостояния белых домохозяйств, находящихся в аналогичном положении.
- Разрыв в богатстве между черными и белыми не восстановился после Великой рецессии. В 2007 году, непосредственно перед Великой рецессией, среднее благосостояние чернокожих составляло почти 14 процентов от богатства белых. Хотя в 2016 году благосостояние чернокожих росло быстрее, чем благосостояние белых, в среднем черным по-прежнему принадлежало менее 10 процентов благосостояния белых.
- У чернокожих домохозяйств меньше и они больше нуждаются в личных сбережениях, чем их белые коллеги. По разным причинам чернокожие с большей вероятностью испытают отрицательный шок дохода, но менее вероятно, что они будут иметь доступ к чрезвычайным сбережениям.Как следствие, чернокожие с большей вероятностью задерживают свои счета и влезают в долги во время чрезвычайных ситуаций.
- афроамериканцев сталкиваются с систематическими проблемами в сокращении разрыва в уровне благосостояния с белыми. Разрыв в уровне благосостояния сохраняется независимо от уровня образования, семейного положения, возраста или дохода домохозяйства. Например, медиана благосостояния чернокожих домохозяйств с высшим образованием составляет около 70 процентов от медианного богатства белых домохозяйств без высшего образования. Разрыв увеличивается по мере старения домохозяйств.В 2016 году чернокожие в возрасте от 50 до 65 лет и близкие к пенсионному возрасту имели лишь около 10 процентов благосостояния белых в той же возрастной группе. Это меньше по сравнению с примерно 24-процентным разрывом в 1998 году, когда тем же группам людей было от 32 до 47 лет.
- афроамериканцев меньше активов, чем у белых, и они с меньшей вероятностью будут домовладельцами, иметь собственный бизнес и иметь пенсионный счет. Последние доступные данные за 2016 год показывают, что, когда черные владели такими активами, они стоили значительно меньше, чем активы, принадлежащие белым.
- У чернокожих домохозяйств более дорогие долги. В 2016 году чернокожие с долгами обычно составляли 35 560 долларов — менее 40 процентов от 93 000 долларов долга белых. Однако из-за того, что чернокожие задолжали большие суммы долга под высокие проценты — например, рассрочку, студенческие ссуды и ссуды на покупку автомобиля — долг, который они обычно имели, был более дорогим. Например, у чернокожих больше остатков на кредитных картах, чем у белых.
У
Сохраняющийся разрыв в расовом богатстве оставляет афроамериканцев в экономически опасной ситуации и создает порочный круг экономической борьбы.Отсутствие достаточного богатства означает, что чернокожие менее экономически мобильны и, следовательно, не могут со временем увеличивать свое состояние. Политические рычаги, такие как улучшение доступа к высшему образованию сами по себе, хоть и важны, но недостаточны для создания равных возможностей с точки зрения создания благосостояния для всех. Только широкое и постоянное внимание политики к созданию богатства может решить эту вопиющую несправедливость.
Богатство афроамериканцев и его накопление
Богатство — чистая финансовая стоимость отдельного человека или семьи — может служить отправной точкой для поколений, которую передают старшие поколения, а будущие поколения извлекают из нее и наращивают со временем.Однако на протяжении большей части американской истории эта важная ступенька была недоступна афроамериканцам для всех намерений и целей. Для чернокожих американский опыт начался с рабства, которое позволяло белым получать прибыль от тел и крови порабощенных людей, которые по закону не могли жить свободно, не говоря уже о том, чтобы создавать богатство для передачи будущим поколениям. Спустя более полутора веков после отмены рабства Америка еще не до конца поняла, как искупить этот первородный грех.Несоответствия, существующие между черными и белыми сегодня, можно проследить до государственной политики, как скрытой, так и явной: от рабства до Джима Кроу, от красной черты до школьной сегрегации и от массовых тюремных заключений до экологического расизма, политика постоянно препятствовала или мешала афроамериканцам имея доступ к возможностям реализовать американскую мечту. Необходимо предпринять прямые действия, чтобы изменить американскую систему, основанную на подавлении, угнетении и концентрации власти и богатства.
Десятилетие за десятилетием чернокожие американцы изо всех сил старались не отставать от своих белых коллег и, несмотря на огромные усилия, постоянно оказывались на несколько шагов позади. Данные ясны: даже когда афроамериканцы получают высшее образование, покупают дом или получают хорошую работу, они все равно отстают от своих белых коллег с точки зрения богатства. Более того, различия между белыми и черными американцами почти всегда можно проследить до политики, которая явно или неявно дискриминирует чернокожих американцев.По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, например, темнокожие матери и дети умирают несоразмерно чаще, чем их белые сверстники, независимо от уровня их доходов. Исследователи предположили, что расизм, который привел к обособленным районам с меньшим количеством больниц, более высоким уровнем хронических заболеваний и неравным доступом к медицинскому обслуживанию, является главным виновником.
Для большинства афроамериканцев американцы обещают, что преподобный доктор Мартин Лютер Кинг-младшийо котором он говорил в своей знаменитой речи 1963 года «У меня есть мечта», в которой «всем мужчинам, да, черным, а также белым людям будут гарантированы неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью», не было полностью реализовано. Действительно, более чем полвека спустя стало ясно, что Америка не выполнила своих обещаний цветным гражданам. Что большинство людей забывает об этой речи, так это то, что доктор Кинг также говорил о «безотлагательности настоящего» и о том, что сейчас не время «принимать успокаивающее лекарство постепенности».«Через пятьдесят лет после его убийства мы находимся в похожем моменте. Требуются смелые действия.
Теория целевого универсализма, разработанная Джоном А. Пауэллом в Институте Хааса Калифорнийского университета в Беркли, фокусируется на реализации целевых стратегий для достижения универсальных целей. Эта нация больше не может одинаково относиться к людям, находящимся в другом положении, в своих политических ответах. Теория утверждает, что универсальные подходы сами по себе не принесут изменений и во многих случаях усугубят существующий разрыв.Например, в Законе о федеральной помощи о автомагистралях 1956 года использовались федеральные доллары для строительства автомагистралей по всей стране и создания пригородов. Этот акт, считающийся универсально полезным, еще больше укрепил расово изолированных городских жителей из вновь образованных, преимущественно белых пригородов. Точно так же после Второй мировой войны Министерство по делам ветеранов США (VA) помогло миллионам американских ветеранов приобрести дома и получить образование. Эта политика была разработана с учетом расы и пола, но на практике несоразмерно помогала белым мужчинам.Более того, эта политика осуществлялась штатами, многие из которых чаще выдавали ссуды белым мужчинам, что приводило к уменьшению ссуд для женщин и чернокожих ветеранов. Кроме того, учебные пособия для чернокожих ветеранов были доступны только для ограниченного числа колледжей для чернокожих — во многих случаях это единственные высшие учебные заведения, открытые для чернокожих, — что привело к переполненности этих школ.
При рассмотрении политических рекомендаций по сокращению разрыва в расовом богатстве следует признать одну вещь: бедные чернокожие и бедные белые не имеют одинакового положения, поскольку государственные учреждения обращались и продолжают относиться к белым более благосклонно, чем к черным.Целевой универсализм обеспечивает основу для преодоления разрыва в расовом богатстве, поскольку, как отмечает Пауэлл, он «учитывает потребности как доминирующих, так и маргинальных групп, но уделяет особое внимание положению маргинальной группы». Кроме того, важно, чтобы мы приняли на себя полную ответственность за историю нашей страны и существующие системы, если цель состоит в том, чтобы двигаться вперед и сократить разрыв в уровне благосостояния между белыми и черными американцами. В будущем директивным органам следует использовать целевую основу универсализма для разработки и продвижения политики, обеспечивающей равенство.
Сравнение неравенства благосостояния с неравенством доходов
В последнее время много говорилось о растущем неравенстве доходов и концентрации доходов среди самых богатых домохозяйств Америки. Хотя неравенство доходов, безусловно, остается актуальной политической проблемой, неравенство благосостояния усугубляется и заслуживает более пристального внимания.
Доходы и богатство различны и требуют особого рассмотрения. Доход, с одной стороны, включает заработок от работы, пособия по социальному обеспечению и пенсионные выплаты, а также проценты и дивиденды, которые домохозяйства используют для удовлетворения своих текущих потребностей в расходах.С другой стороны, богатство состоит из любой формы сбережений, включая стоимость домов и машин за вычетом долга. Другими словами, богатство — это сумма денег, которую люди могут потратить в будущем. Сочетание дохода и богатства многое говорит о нынешней и будущей экономической безопасности семьи. Этот отчет сосредоточен исключительно на богатстве, которое в большей степени сосредоточено среди самых богатых домохозяйств Америки, чем в доходе, и, таким образом, оставляет многие домохозяйства — особенно домохозяйства чернокожих — экономически незащищенными.
Богатство сконцентрировано больше, чем доход
Богатство — важнейший инструмент для семейного финансирования и достижения экономической мобильности. Это позволяет людям менять работу, получать образование и открывать собственное дело. Это также помогает людям оплачивать свои счета во время чрезвычайной экономической ситуации, такой как увольнение или непредвиденная ситуация со здоровьем. Тем не менее, богатство в значительной степени и все больше концентрируется среди самых богатых домохозяйств. На Рисунке 1 показаны доли богатства и доходов среди чернокожих и белых 20 процентов самых богатых получателей доходов.
Следует отметить несколько важных моментов. Как упоминалось ранее, богатство более сконцентрировано, чем доход. Это означает, что у многих домохозяйств мало или совсем нет денег, сэкономленных для использования во время чрезвычайной ситуации. Например, в 2016 году 20% самых богатых чернокожих владели 64,9% всего богатства чернокожих, но получали только 52,6% всех доходов черных. Более того, с 1995 года богатство становится все более концентрированным как для черных, так и для белых. В 1990-х годах 20% самых богатых чернокожих владели 51.5 процентов всего богатства чернокожих по сравнению с 64,9 процентами в 2016 году. Разница между уровнем богатства и концентрацией доходов примерно одинакова для черных и белых. Коэффициент доли полученного богатства
т.
Как бизнес может решать социальные вопросы
В нашем отчете FTSE 100 «Корпоративные пожертвования» за 2016 год показано, как крупнейшие британские компании критически относятся к своим бюджетам на благотворительность и смещают свою поддержку в сторону неденежных и натуральных пожертвований. Стратегический взгляд на то, где вы можете реально повлиять на социальную жизнь в качестве участника системы, может быть путем к достижению большей социальной и деловой ценности.
Где лежит ответственность за глобальные проблемы?
Решение таких проблем, как глобальная бедность, общественное здоровье, неравенство, хорошее старение и образование, вероятно, потребует растущих объемов инвестиций и более изощренного подхода.Может ли ответственность за столь важное начинание лежать исключительно на правительстве? Растет консенсус в отношении того, что бизнесу, в частности, необходимо активизироваться и занять более заметную роль.
Как совместный подход может повысить влияние?
Конечно, даже с самыми лучшими намерениями бизнес тоже не может сделать все в одиночку. Решение социальных изменений требует тщательного обдумывания для определения социально полезной роли — назовем ее социальной целью.
Возьмем, к примеру, серьезную проблему общественного здравоохранения, такую как ожирение.Бизнес, безусловно, играет свою роль в побуждении граждан к здоровому образу жизни, но не менее важны педагоги, службы здравоохранения, транспортная инфраструктура и средства массовой информации. Другими словами, все мы существуем в «системе» различных субъектов и влияний в обществе. Во многом так же, как мы думаем об экосистемах в природе, мы должны смотреть на всю систему, чтобы понять, как лучше всего изменить поведение. Составление карты и анализ того, как каждая часть системы может использовать свои ресурсы для достижения положительных социальных изменений, может выявить возможности для достижения гораздо большего воздействия и даже социальных инноваций.
Почему системные социальные инновации полезны для бизнеса?
Хотя вы, вероятно, уже признаете долгосрочную важность создания устойчивой деловой среды, у бизнеса есть более непосредственные стимулы для рассмотрения своей роли в системных социальных инновациях. По нашему опыту, это «экономическое обоснование» обычно включает:
- Изучение новых и будущих рынков — использование социальных инноваций как возможность исследовать социальные потребности будущего и взглянуть на новые клиентские базы, например, на развивающихся рынках, или посредством определения рынков по-новому.
- Привлечение и удержание талантов — социальные инновации отвечают ожиданиям поколения миллениалов, делая рабочее место полезным и значимым, особенно в условиях высокого давления в сфере профессиональных услуг.
- Убеждать потребителей и инвесторов в том, что бизнес работает на устойчивой основе — ожидается, что бизнес будет все больше приносить общественную пользу и демонстрировать свою ценность для общества, а не только для инвесторов. Узнайте больше о корпоративной социальной ответственности и устойчивости здесь.
Какие есть примеры такой работы?
Некоторые компании быстро осознали необходимость адаптации к этому изменяющемуся контексту, и мы уже видим прекрасные примеры системных социальных инноваций.
Наша работа с Warburtons в рамках их партнерства с parkrun начинает демонстрировать системное мышление на местном уровне. Может ли совокупный эффект применения такого стратегического подхода всеми британскими предприятиями стать мощной силой социальных изменений?
Многие глобальные компании подписали Соглашение ООН об устойчивом развитии, и ожидается, что частный сектор будет играть гораздо более важную роль в достижении Целей устойчивого развития ООН.Это ожидание обусловлено именно тем, что бизнес может привнести новые знания, перспективы и активы для решения глобальных задач.
Мы думаем, что у компаний есть прекрасная возможность добиться воздействия, применяя более стратегический подход, определяя их ценный вклад в системном контексте, сочетая социальные цели с устойчивой ценностью бизнеса.
Для получения дополнительной информации о нашей работе в этой области, пожалуйста, свяжитесь с нами.
.
Что такое системный расизм? — WorldAtlas
Марк Овуор Отиено, 14 ноября 2017 г., Общество
Система правосудия США способствует систематическому расизму в отношении афроамериканцев.
Социолог Джо Фейгин в своей книге «Расистская Америка: корни, текущие реалии и будущие репарации» разработал теорию системного расизма и суммировал ее как расизм во всех социальных, политических и экономических институтах, структурах и социальных отношениях внутри страны. общество.Такие ученые, как Оливер Кокс, Фредерик Дуглас, Анна Джулия Купер, W.E.B. Дюбуа и Кваме Тюре поддержали исследования и развитие этой теории. Фейгин провел всестороннее исследование и анализ, которые привели к его заключению, что основы общества, особенно американского общества, имеют расистский характер и проявляются в институтах, методах, политике, идеях и поведении, которые благоприятствуют большинству белого населения за счет другие расы. Хотя эта теория основана на расистской истории США, она также объясняет, как расизм и другие формы этнической маргинализации действуют во всем мире.
Цена системного расизма в США
Поскольку белые люди обладают политической, социальной, экономической и культурной властью, у них есть определенные привилегии, недоступные для цветных людей (POC) как. Большинство белого населения также выступает против американских программ разнообразия в сфере образования и занятости и часто заявляет, что это обратный расизм. Такие лозунги, как «Жизнь черных имеет значение», не остаются без ответа, поскольку некоторые представители белого населения обычно отвечают лозунгами типа «все жизни имеют значение» или «голубые жизни имеют значение» без каких-либо оснований для лозунгов.Системный расизм имеет последствия для POC, особенно для чернокожих, которые включают; более короткая продолжительность жизни, меньшие доходы и богатство, ограниченный доступ к качественному образованию, ограниченное участие в политической жизни, комплекс неполноценности и санкционированные государством убийства, совершаемые органами безопасности среди прочего. Что еще хуже, белые по-прежнему ожидают, что на ОНК возьмут на себя бремя доказывания расизма, хотя белые вносят наибольший вклад в порок. После предоставления доказательств POC все равно придется нести на себе еще больше обвинений и отговорок.
Примеры системного расизма в системе правосудия США
Несмотря на то, что это политически противоречивая тема, есть неопровержимые факты, подтверждающие мнение о том, что система правосудия США является расистской, особенно с учетом нападений и наказаний афроамериканцев.Если посмотреть на данные о прекращении действия полиции, стрельбе, арестах за наркотики, освобождении под залог, юридическом представительстве, судебном разбирательстве, вынесении приговора, выборе присяжных, свободе и условно-досрочном освобождении, появляется тенденция предвзятости. Что касается употребления наркотиков, афроамериканцы составляют 13% населения и 14% потребителей наркотиков, но 37% арестованных, связанных с наркотиками, и 56% заключенных, совершивших преступления, связанные с наркотиками. В Нью-Йорке цветные люди составляют 50% населения, но латиноамериканцы и черные составляют более 80% остановок полиции Нью-Йорка. Фактически, в большинстве городов США вероятность ареста черных в три раза выше, чем для белых.Во время судебного разбирательства афроамериканцы с большей вероятностью окажутся в тюрьме, ожидая суда, чем белые, и поскольку большинство из них не могут позволить себе нанять адвокатов, малооплачиваемые и недостаточно мотивированные государственные защитники с большей вероятностью будут защищать такие дела. Данные из Алабамы также указывают на то, что в жюри присяжных больше представлены белые, особенно в случаях, связанных со смертной казнью, тогда как Комиссия по вынесению приговоров США сообщила, что чернокожие, как правило, получают на 10% более длительные приговоры, чем белые, за то же преступление. Бюро юстиции и статистики США указало, что 32% (каждый третий) чернокожих, 17% латиноамериканцев и 6% белых имеют шанс быть арестованными.При том, что среди чернокожих подростков 16%, на них приходится 28% арестованных и 37% заключенных.
.