Школа зверей проективная методика интерпретация: Материал (1 класс) на тему: Диагностика 1 класс методика «Школа зверей»

Содержание

Методика «Школа зверей» | Социальная сеть работников образования

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.
При диагностике этого явления психолог, прежде всего, сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция:

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А  теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

Дети выполняют задание.

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Проективная методика «Школа зверей»




проективная методика «Школа зверей».

Психодиагностика психолога в школе — Диагностика процесса адаптации ребенка к школе

Для диагностики процесса адаптации ребенка к школе можно использовать методику Нежновой «Беседа о школе» и проективная методика «Школа зверей».

Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них –

«Школа зверей».

Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции.

Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте – при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями. Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

Дети выполняют задание.

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.

Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий – все это защита от окружающих. Агрессивная – если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой – если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим – о проявлении тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, – глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Зубы – признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Статья: Анализ проективных методик,используемых в диагностике дошкольников и младших школьников.

«Анализ проективных методик, используемых в диагностике детей дошкольного и младшего школьного возраста»

  1. Методики, используемые в работе с дошкольниками.

Проективные методики исследования личности широко используются во многих областях психологической практики, они ориентированы на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации и в этом своем качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. [1]

Перечислим некоторые проективные методы при изучении эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста.

«Дом — Дерево — Человек» Оценка агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения, таких как конфликтность, негативизм, враждебность.

«Кактус». Графическая методика для детей с 4-х лет. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

«Мои праздники». Методика предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики.

Психогеометрический тест С.Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой). Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%! Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

«Рисунок человека». Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

Особенностью  периода младшего школьного возраста при нормальном развитии изобразительной функции  является то, что ребенок овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию, с опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках.

При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.

  1. Методики, используемые в работе с младшими школьниками.

«Рисунок школы». Проективная методика, предназначена для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

«Руки» (Hand test). Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Цель методики — определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Физиономический тест Кунина. Применяется для экспресс-диагностики настроения. Особую ценность он представляет для психологов, обследующих

большие коллективы (например, трудовые) с целью определения «уровня настроения» в текущей ситуации. Допустимо использовать его многократно на том же стимульном материале.

Тест «Домик» разработан на основе авторской модели эмоций в структуре личности и факте предпочтения эмоций как потребности и предназначен для детей в возрасте от 6  лет. Эмоции представлены ребенку в виде “жильцов” домиков, которые ребенок раскрашивает, подбирая подходящий цвет.

Для изучения личности младшего школьного возраста используется несколько методик, среди которых основными считаются:

Методика «Времена года», позволяющая производить диагностику уровня развития образно-логического мышления. Эта методика нужна для работы с детьми в возрасте от 3 до 4-х лет.

Кинетический рисунок семьи (КРС) направлена на выявление специфики восприятия ребёнком семейной ситуации, своего места в семье, его отношение к членам семьи.

Методика Рене Жиля нужна для исследования сферы межличностных отношений ребёнка и его восприятия внутрисемейных отношений. Основная цель методики сводится к изучению социальной приспособленности ребёнка, его взаимоотношений с окружающим миром.

Методика «Несуществующее животное» — проективный метод личности, основанный на использовании теоретических норм оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами [10].

Тест «Рисунки животных» позволяет анализировать культурного и интеллектуального уровня испытуемого, оригинальности (или стандартности) мышления, потребностей, мотивов, установок и отношений, наличия и характера внутренних и внешних психологических конфликтов, механизмов психологической защиты. Некоторые детерминанты, выявленные в тексте испытуемого, позволяют сделать вывод о наличии и степени выраженности в личности таких факторов, как «невротизм» и «психотизм».

Проективными методиками при изучении личности младших школьников также служат методика «Рисунок школы», «Руки», «Сказки Дюсса», последняя из которых применяется для исследования межличностных отношений между детьми в семье. Эта методика позволяет определить наличие либо отсутствие конкуренции между братьями и сёстрами. Методика не применяется для утверждения окончательного диагноза, она может являться и компонентом «диагностической батареи».

Выводы

В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал. 
Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка. Однако использование рисуночных методик — дело непростое.
Для того, чтобы научиться понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств. 
Интерпретация рисунков позволяет получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным аспектам жизни. К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью.
       В целом, проективные методы основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников.

Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста, что связано с некоторой свободой в его интерпретациях. Поэтому для таких методик значение опыт и профессионализма, беспристрастности сложно переоценить.

Проекционные методики

«Дом — Дерево — Человек» Оценка агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения таких как конфликтность, негативизм, враждебность.

  • «Кактус»
  • . Графическая методика для детей с 4-х лет. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

  • Кинетический рисунок семьи (КРС)
  • . Цель — выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

  • «Маски» (Т.Д. Марцинковская)
  • . Методика является модификацией метода «Социометрия». Предназначена для определения статусного места ребенка 5 лет и старше в группе.

  • Методика Дембо — Рубинштейн
  • . Простая в использовании, методика — в соединении с беседой и другими методиками — помогает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самооценки испытуемого.

  • Методика Мира-и-Лопеца
  • . Методика миокинетической психодиагностики предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве для изучения характеристик личности.

  • Методика Рене Жиля
  • . Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

  • «Мои праздники»
  • . Методика предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики.

  • «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви)
  • . Включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным.

  • «Несуществующее животное»
  • . Проективный метод исследования личности. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

  • Психогеометрический тест С.Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)
  • . Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%! Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

  • «Рисунки животных»
  • . С помощью теста анализируются культурный и интеллектуальный уровень испытуемого, оригинальность/стандартность мышления, потребности, мотивы, установки и отношения, наличие и характер внутренних и внешних психологических конфликтов, механизмы психологической защиты. Некоторые детерминанты, выявленные в тексте испытуемого, позволяют сделать вывод о наличии и степени выраженности в личности таких факторов, как «невротизм» и «психотизм».

  • «Рисунок человека»
  • . Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

  • «Рисунок школы»
  • . Проективная методика, предназначена для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

  • «Руки» (Hand test)
  • . Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.

  • Сказки Дюсса (Десперт)
  • . Для исследования межличностных отношений между детьми в семье. Данная методика помогает установить наличие/отсутствие соперничества между братьями и сестрами. Методика не может использоваться для утверждения окончательного диагноза, она должна составлять часть «диагностической батареи».

  • Социометрическая проба «День рождения» (методика Панфиловой М.А.)
  • . Тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для исследования отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении.

  • Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
  • . Цель методики — Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

  • «Три дерева» (Э. Клессманн)
  • . Данный проективный тест позволяет выявить особенности внутрисемейных отношений. Важно, что в тесте изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах. Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти «цензуру», препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание.

  • Физиономический тест Кунина
  • . Применяется для экспресс-диагностики настроения. Особую ценность он представляет для психологов, обследующих большие коллективы (например, трудовые) с целью определения «уровня настроения» в текущей ситуации. Допустимо использовать его многократно на том же стимульном материале.

  • «Цветовой тест отношений» (ЦТО)
  • . Методика представляет детский вариант и предназначена для диагностики отношения ребенка к нравственным нормам.

  • «Человек, который срывает яблоко»
  • . C помощью методики можно судить о доминирующих способах достижения целей или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стилевой тип принятия решений.

  • «Человек под дождем»
  • . Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

  • «Школа зверей»
  • . Методика позволяет выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.

    Проективная рисуночная методика «Моя учительница»

    Проективная
    рисуночная методика «Моя учительница»

    (М.
    Р. Битянова)

    Цель:
    определение уровня тревожности и
    выявление удовлетворенности школьной
    жизнью, взаимопонимания в коллективе,
    защищенности членов коллектива.

    Целевая
    аудитория:
    1–4
    класс.

    Время
    проведения:

    декабрь.

    Методика
    предназначена для выявления особенности
    отношения к потенциально стрессогенным
    объектам и ситуациям, в частности
    определить уровень школьной тревожности
    в отношениях с учителем.

    Исследование
    может проводиться как индивидуально,
    так и в групповой форме. по завершении
    рисования необходим пострисуночный
    опрос, позволяющий уточнить сюжет
    рисунка и отношения учащегося к его
    отдельным элементам.

    Необходимые
    материалы:
    бумага
    формата А4, простые и цветные карандаши,
    ластик.

    Инструкция:

    «На
    этом листе бумаги нарисуйте, пожалуйста,
    свою учительницу. Я знаю, что многие из
    вас скажут, что не умеют хорошо рисовать.
    Это не беда. В данном случае важно, чтобы
    вы нарисовали вашу учительницу такой,
    какой вы ее видите. Все мы очень разные».

    В
    пострисуночном опросе необходимо
    уточнить:

    Обработка
    результатов:

    Анализ
    полученных результатов предлагает
    качественную обработку данных. Оценивается
    наличие или отсутствие признаков
    тревожности в рисунке, на основании
    чего делается заключение об уровне
    школьной тревожности учащегося и
    целесообразности включения его в группу
    риска. Для интерпретации рисунка
    используются следующие уровни анализа:
    1) формально-графический; 2) цветовой; 3)
    уровень общепринятых интерпретаций;
    4) уровень интегрированности рисунка;
    5) символический; 6) сюжетный.

    Самые
    обобщенные признаки, указывающие на
    проявление школьной тревожности (как
    общей, так и ситуативно-специфической),
    представлены в таблице.

    Оценочные
    шкалы

    Критерии
    оценки

    Общая
    школьная тревожность

    Штриховка,
    слишком сильный или слабый нажим.
    Изображение очевидно неприятных
    ситуаций. Многократные стирания.

    Тревога
    в отношениях с учителями

    Отсутствие
    фигуры учителя. Акцентирование фигуры
    учителя (размер, цвет), тщательная
    прорисовка ее элементов. Изображение
    очевидно неприятных ситуаций
    взаимодействия с учителем. Отделение
    собственного изображения от учителя
    линиями и другими барьерами. Штриховка,
    слишком сильный или слабый нажим,
    стирания при изображении учителя

    Тревога
    в отношениях с одноклассниками

    Отсутствие
    изображений одноклассников. Отделение
    собственного изображения от
    одноклассников линиями и другими
    барьерами. Акцентирование изображения
    одноклассников, тщательная прорисовка
    его элементов. Изображение очевидно
    неприятных ситуаций взаимодействия
    с одноклассниками. Штриховка, слишком
    сильный или слабый нажим, стирания
    при изображении одноклассников

    Эмоциональный
    фон отношения к школе (негативный)

    Негативные
    эмоциональные состояния персонажей
    рисунка. Дисгармоничная цветовая
    гамма. Нарушение целостности изображения.

    Самооценочная
    школьная тревожность

    Штриховка,
    слишком сильный или слабый нажим,
    стирания при изображении учеников.
    Маленький размер фигур учеников (по
    сравнению с учителем). маленький размер
    собственного изображения (по сравнению
    с одноклассниками). Изображение
    ситуаций негативного оценивания

    Перспективная методика «школа зверей» (диагностика адаптации учащихся в школе)

    скачать

    ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ШКОЛА ЗВЕРЕЙ»

    (диагностика адаптации учащихся в школе)

    Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.

    При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

    Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.

    Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

    Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

    Предварительная подготовка

    Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

    Инструкция

    Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

    Дети выполняют задание.

    Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».

    Интерпретация

    1. Положение рисунка на листе.

    Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.

    Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.

    Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

    2. Контуры фигур.

    Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

    3. Нажим.

    При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

    4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.

    Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

    5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

    Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

    6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

    Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

    7. Изображение учебной деятельности.

    В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

    8. Цветовая гамма.

    Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

    Наиболее типичные рисунки

    На первом рисунке отсутствуют негативные ассоциации, связанные со школой, его размещение и использование цветовой гаммы также говорит о принятии ребенком школы.

    На втором рисунке негативных ассоциаций нет, цветовая гамма яркая. Однако отделение учеников линиями друг от друга может свидетельствовать о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Очень высока оценка учителя. Ребенок заинтересован в общении, но один заяц не имеет рта, что косвенно может подтвердить затруднения в налаживании контактов.

    Третий рисунок не закончен. Звери не разукрашены. Нет четкого различия между учителем и учениками. Возможно, что учителя вообще нет. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша. Лист помят. Можно предположить наличие у ребенка тревожности, возможно связанной со школой. В этом случае необходима дополнительная работа с ребенком для прояснения ситуации.

    Четвертый рисунок показывает присутствие внутренней агрессии, так как у зверей уши и грива имеют острые углы. Кроме того, можно говорить о тревожности (стирания). Вероятно, школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Возможно, ребенка беспокоят головные боли.

    Пятый рисунок свидетельствует о наличии негативных ассоциаций (учитель — крокодил, ребенок — заяц). Ощущение агрессии в классе (зубы, когти у учителя, иглы и зубы у учеников). Четкое отделение себя от учителя и других учеников. Проговор рисунка показал, что ребенок чувствует себя в классе неуютно. Возможно, существуют трудности и в общении с одноклассниками.

    Проведенные впоследствии наблюдения, беседы, анкетирование на степень адаптации к школе полностью подтвердили данные методики «Школы зверей». На их основе были разработаны и проведены тренинговые занятия, адаптационный курс для первоклассников. В результате проведенной работы многие проблемы детей были устранены.

    Таким образом, проективная методика «Школа зверей» помогает выявить трудности, возникшие у детей на раннем этапе обучения, и вовремя устранить их.

    скачать

    English ESL Animals PowerPoint презентаций

    Грамматика Прилагательные Прилагательные для описания чувств / настроения / тона Прилагательные для описания личности и характера Прилагательные с –ed или -ing Прилагательные: Градируемые / не градуируемые прилагательные Прилагательные: Несравнимые прилагательные место Наречия времени Наречия: Интенсификаторы Наречия: Порядок наречийграмм. WILL / WOULD) BE (вспомогательный глагол) BE + инфинитивные конструкции (например, он должен был стать знаменитым) BE ABLE TOBE: WAS или WERECANCAN или BE ABLE TOCAN или COULD Обозначение противопоставления (например, хотя, пока) Предложения цели (например, для того, чтобы , так что, чтобы) Пункты причины (например, потому что, из-за, из-за, как, поскольку) Пункты результата (например, так) Расщепленные предложения (например, мы ищем Джоуи) Команды (императивы) Сравнение ( Сравнительная и превосходная) Сравнение: Сравнительные прилагательные и структуры Сравнение: Превосходные прилагательные и структуры Сравнение: AS или THAN Условный 0 (ноль) Условный 1 (первый условный) Условный 2 (второй условный) — wouldConditional 3 (третий условный) Условные Условия — Я хочу / Если только Условные — Смешанные условные выражения Условные выражения: условные фразы (например,грамм. если, при условии, что, пока) Союзы (также известные как связки, например, и, но, или, так, тогда) Согласные и гласные, Контракции (сокращенные формы, например, не, не и т. д.) Координация Счисляемые и несчетные существительные Определители (слова которые могут стоять перед существительными) Маркеры дискурсаDO или DOES Эллипсис (пропуск слов) ExclamationsFEW или A FEW, LITTLE или A LITTLE Образцы речи, метафоры, метонимы Формальный и неформальный английский (вежливость или разговорный язык) Будущее непрерывное время: (будет V + ing) Future perfect продолжительное (прогрессивное) время Future perfect простое и непрерывное (прогрессивное) время Future perfect simple tense Будущие фразы (напр.грамм. be about to, bound to, вероятно, из-за, установлен в + INF) Будущее простое время, выраженное с помощью WILLFuture simple vs future continuous

    .

    Впечатляющие проективные методы, Теоретико-методологические аспекты цветовой психодиагностики

    Впечатляющие проективные методы

    Впечатляющая проективная психодиагностика основана на системе предпочтений испытуемых одного стимула перед другими в рамках определенного поля альтернатив. Как правило, объект Стимулятора в статистически значимом большинстве случаев выбирают люди, принадлежащие к определенному типу личности. Поэтому личностные характеристики этого типа переносятся на испытуемого.

    Наиболее распространенными типами проективного впечатления являются цветовой анализ, анализ судьбы, психогеометрические и другие подобные процедуры оценки.

    Важной особенностью этого типа проективной технологии является то, что в процессе диагностики субъект абстрагируется от любой стороны стимула. Например, в рамках цветовой диагностики не учитывается форма стимула, в психогеометрии наоборот подчеркивается внимание на форме при удалении других атрибутов и т. Д.

    Второй характерной чертой впечатляющей проекции является то, что испытуемый не отвергает все раздражители. Он выстраивает определенную систему предпочтений, определенную реальность человека.

    Третья особенность впечатления — это субъективизм, который сопровождает большинство методов как при интерпретации стимулов, так и при выборе стимулов испытуемыми. Хотя эти методы применимы к техникам, которые претендуют на оценку глубины человека, на них большое влияние оказывает процесс восприятия, состояние и состояние объекта.

    Четвертая характеристика впечатления — относительная независимость от этнических и культурно-социальных аспектов жизни испытуемых, основанная на том факте, что структура влечений, лежащая в основе человеческого восприятия, универсальна.

    Наконец, важной положительной чертой этого типа проективных методов является возможность быстро и качественно выставить психологический диагноз (разумеется, в сочетании с другими тестами). Поэтому впечатляющие проективные методы получили широкое распространение в мировой психологической практике.Несмотря на то, что эти методы часто критикуются, они остаются в центре внимания психиатров, учителей, психологов и других специалистов, занимающихся индивидуализацией образовательного процесса, семейным консультированием, профориентацией и трудоустройством.

    Теоретические и методические аспекты цветовой психодиагностики

    В последнее время в качестве инструмента для выявления эмоционально-характерной основы личности и тонких нюансов ее реального состояния широкое распространение получил тест М. Люшера по выбору цвета с использованием восьмицветной серии.Применяется при подборе кадров, комплектовании производственных бригад, в этнографических, геронтологических исследованиях, при проведении психологической диагностики в педагогических и медицинских учреждениях. Тест Люшера — это категория проективных методов. Он основан на предположении, что предпочтения некоторых цветов по-другому связаны со стабильными личностными характеристиками человека и особенностями его переживания реальной ситуации. В теории проективной психологии существует несколько подходов к интерпретации выбора цвета испытуемыми (таблица 3.3).

    Таблица 3.3

    Значения, относящиеся к проективным цветовым реакциям испытуемых

    Цвет

    Lowenfeld

    Люшер

    De Zieuw

    Шай и Хейсс

    Хан

    Пиотровский

    Красный

    Бодрость, веселье, злость

    Жизненная сила, привод

    Повышение уровня жизни личности

    Импульсивный

    эффект

    Агрессия, ярость, сильные эмоции

    Эмоциональная реакция

    Оранжевый

    Спонтанное аффективное отношение к внешнему миру

    Экстраверсия, экстернализация аффекта

    Меньше агрессивности, ярости

    Желтый

    Веселый

    Безудержная экспансия, расслабление

    Умственное расширение, экстра-интенсивность

    Стабильное, целенаправленное проявление аффекта

    Беспокойство, устойчивость к терапии

    Действие

    Зеленый

    нейтральный

    Легко расслабляющееся напряжение, контроль

    Регулирование (не вытеснение) аффективных тенденций

    Регуляторный гомеостатический аспект эмоциональности

    Веселое настроение

    Контролируемые эмоции

    Синий

    Спокойствие, холод

    Невозмутимость, Чувствительность

    Эмоциональная апатия

    Хорошо контролируемые эмоции

    Веселое настроение

    Контролируемые эмоции

    Пурпурный / Пурпурный

    Идентификационный номер

    Внутренняя эмоциональная и аффективная стимуляция

    Интернализация аффекта.Беспокойство, стресс

    Внешняя уверенность в себе, преодоление беспокойства

    Коричневый

    Чувствительность, безопасность

    Фиксация,

    Жесткость

    Сильный

    Примитивный

    импульса,

    Управляемый

    негативистский

    реакции

    Печаль, которая не перерастает

    в депрессию

    Вина

    Белый

    Пассивность, пустота, обезличивание

    Разрушение

    Пустота, потеря связи с реальностью

    Выход из депрессии

    Серый

    Неучастие

    Эмоциональный нейтралитет

    Функция

    нейтрализация,

    Wipe out,

    Уход

    Свидетельство

    антагонизм

    Черный

    Депрессия

    Неудача, подавление, накопление чувств

    Рабочий объем,

    Подавление,

    Накопление

    чувств

    замедление,

    блокировка,

    Неадекватность

    Депрессия,

    амортизация

    в собственности

    добродетели

    Поездка на мероприятие

    К основным преимуществам цветовой техники можно отнести: скорость тестирования; простота поставленной перед предметом задачи; полная изоляция от тестируемого психологического содержания, закрепленная методикой; возможность повторного тестирования; Независимость теста является результатом точности самооценки испытуемого и его способности вербализовать свои условия.

    Практика исследований показала, что использование теста на селективность цвета в комплексной группе методик повышает надежность полученных результатов. Однако ни М. Люшер, ни авторы последующих модификаций его теста не подтвердили правильность процедур валидации и не проверили надежность методик. Поэтому не рекомендуется в результате диагностики основывать заключение по предмету только на интерпретации проведенного цветового теста, особенно если есть расхождения между его результатами и результатами других психодиагностических методик.

    Полный тест Люшера состоит из трех подтестов. В первом субъект определяет свое отношение к оттенкам серого, во втором — к четырем основным и четырем дополнительным цветам, а в третьем — к четырем основным цветам, а также их оттенкам.

    В психодиагностической практике чаще всего используется второй субтест, в котором оптимально сочетаются простота, скорость процедуры тестирования и степень информативности полученных результатов.

    М.Люшер предложил различать по объективному и субъективному значению цвета. Под первым он понимал физические характеристики и символическое значение цвета, общие для всех людей, независимо от пола, возраста, социального статуса, индивидуальных предпочтений и т. Д. Субъективное отношение конкретного субъекта к определенному цвету подчеркивало наличие определенного отклонения от нормы населения.

    Цвет и его объективное значение — это своего рода структура.Структура как объективная ценность цвета, как и внешний вид цвета, постоянна для каждого человека. Субъективное отношение к цвету, например симпатия, безразличие, антипатия, называется функцией.

    Происхождение цветовой структуры М. Люшер объяснил тем, что на протяжении тысячелетий своей истории человек не контролировал окружающие цвета. Цвет для него оставался внешним фактором, который соответствовал явлениям природы и требовал определенной реакции.Синий цвет сигнализировал о наступлении ночи и ассоциировался с покоем, миром и безопасностью. Желтый цвет восходящего солнца сравнивали с пробуждением, интересом к новому дню, надеждой. Красный цвет крови вызвал необходимость мобилизации сил для атаки или защиты. Подсознательно ассоциативные связи между цветом и типичной жизнью si

    .

    Проективные психологические методы и технологии в качественном исследовании, Конструктивные проективные методы

    Проективные психологические методы и технологии в качественных исследованиях

    В результате усвоения материала главы студенты должны:

    знаю

    • нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик, структуре исследовательского процесса, принципам психологического исследования и интерпретации данных;

    • основные источники и возможности появления ошибок и искажений, присущие методам исследования личности, деятельности, группы, организации, системы управления; способы и способы их предотвращения и компенсации;

    может

    • Ориентирован на современные научные концепции описательной и экспериментальной психологии личности и группы; самостоятельно анализировать свои методологические и теоретические основы с целью выявления и выбора подходящих методов для конкретного психологического исследования проблемы;

    • учитывать влияние факторов, влияющих на вариативность эмпирических данных и их интерпретацию;

    собственные навыки

    • Оценка степени применимости конкретных методик, выбор наиболее подходящих методов анализа и решения психологических проблем;

    • Разработка психологически обоснованных рекомендаций для персонала и руководителей команд и организаций.

    Конструктивные проективные методы

    Подкласс конститутивных проективных методов предполагает, что субъект, включенный в структуру диагностической процедуры, формализует неопределенные стимулы и придает им некоторый смысл. Тест на пятно чернил, созданный швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 году, является одним из самых популярных проективных методов этого типа с уникальной и драматической историей. Возникнув как экспериментальный метод диагностики шизофрении и дискредитировавшийся в 1960-х годах, сегодня этот метод является одним из самых информативных методов психологической диагностики.Чернильные пятна неопределенной формы использовались в клинике и до Роршаха. При интерпретации результатов акцент был сделан на анализе содержания ответов ассоциаций испытуемых. В отличие от своих предшественников, Г. Роршах предложил совершенно новую концепцию, которая впоследствии определила уникальные диагностические возможности его теста. Его суть сводилась к тому, что основное внимание уделялось не ассоциациям испытуемого, а процессам узнавания определенных объектов при восприятии стимулов.Проявления нарушения восприятия, отраженные в ответах душевнобольных, были критерием их отличия от здоровых. Причем особенности восприятия проявлялись в содержании ответа и формальных характеристиках, которые включали локализацию объекта, названного в субъекте в стимуле, а также в характеристиках самих стимулов. Г. Роршах выявил такие особенности раздражителей, как форма или контуры пятна, цвет пятна, а также некоторые их необычные особенности, которые побуждали испытуемых формулировать ответы на основе распознавания в них движений человека.

    Стимулы, созданные г-ном Роршахом, обладали необычным свойством — они не были полностью аморфными. Некоторые участки пятен были более конкретными по контурам, так что напоминали совершенно определенные объекты. Это дало основание полагать, что если психически больные искаженно воспринимают известные предметы, они также дадут совершенно разные ответы при выявлении участков пятна, имеющих более четкие контуры. Эти особенности стимулов впоследствии стали основой концептуального обоснования психодиагностической природы теста Роршаха.К сожалению, сам Г. Роршах не смог сам развить свои идеи, так как внезапно скончался от перитонита в 1922 году, через семь месяцев после публикации теста.

    Ф. Роршах был одним из первых, кто заметил значительную связь между фантастическими продуктами и личными характеристиками. Сравнивая клинические характеристики и характеристики ответов пациентов, он выделил моторный (b-тип) и цвет (7% -ный тип) типы восприятия.В рамках первого типа субъекты склонны воспринимать пятна в движении, в создаваемых ими изображениях прежде всего подчеркивается динамический аспект. Для второго типа характерна фиксация в ответах цветового аспекта. Тип восприятия (или переживания) характеризует, соответственно, интравертные или сверхинтенсивные личностные тенденции (типология К. Янга). Однако Роршах считал, что экстра- и интравертность — это не взаимоисключающие свойства человека, а качества, более или менее присущие любому человеку как механизмы индивидуальной адаптации.Отсутствие или гиперразвитие одного из них приводит к акцентуации или патологии.

    В дополнение к интровертированным или сверхинтенсивным типам личности Роршах выделил суженных, , для которых небольшое количество ответов, связанных с движением и цветом или их полным отсутствием, и неоднозначных , связанных с большим, но равное количество цветов », и двигатель отвечает. Эти типы связаны с определенными компонентами интеллекта, аффекта, чертами характера и разновидностями психической патологии.

    Роршах разработал основные принципы анализа и интерпретации ответов, уточнил значения некоторых показателей, разработал способы кодирования, поиска патогномоничных показателей, а также теоретическое обоснование методологии. В наиболее популярной версии метода Роршаха, сформированной под влиянием исследования «Эго-психология» и экспериментов New Look, , ответ респондента рассматривается как результат взаимодействия объективных свойств стимула — на с одной стороны, а субъективные потребности и механизмы их регулирования — с другой.В свете такого подхода тест направлен, прежде всего, на исследование экспрессивного аспекта поведения или присущей индивидуальному стилю личности.

    Данные теста Роршаха интерпретируются в соответствии с теоретическими рекомендациями исследователя. Есть два направления развития инженерии Роршаха. Первая (швейцарская и французская клинические школы (М. Лузли-Устери, Э. Бом и др.)) Основана на постулатах ортодоксального психоанализа и видит в этом методе средство выявления различных инстинктивных влечений и их символического выражения.Второй (Б. Клопфер, А. Рапапорт) — основан на психологии «Эго», экспериментальных исследованиях New Look, , где когнитивный стиль личности соответствует

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *