Семейная социограмма эйдемиллер: Методика Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис)

Методика «Семейная социограмма» | Psylist.net

«Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э.Г., Черемисин О. В., 1990; Эйдемиллер Э.Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:

  1. число членов семьи, попавших в площадь круга;
  2. величина кружков;
  3. расположение кружков относительно друг друга;
  4. дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:

2.2. Семейная социограмма (э.Г. Эйдемиллер, в. Юстицкис)1

Назначение
методики

Тест «Семейная
социограмма» позволяет выявить положение
субъекта в системе межличностных
отношений и, кроме того, определить
характер коммуникаций в семье – прямой
или опосредованный.

Тест «Семейная
социограмма» относится к рисуночным
проективным методикам. Для проведения
обследования испытуемым выдают бланки:
на каждом бланке нарисован круг диаметром
110 мм.

Члены семьи
выполняют задание индивидуально.

Инструкция:
«Перед Вами на листе изображен круг.
Нарисуйте в нем самого себя, членов
семьи в форме кружков и подпишите их
имена».

Интерпретация
результатов.

Авторами
предложены критерии,
по которым производится оценка результатов
тестирования:

____________________

1.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология
и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство
«Питер», 1999. С. 301 – 304.

1) число членов
семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение
кружков относительно друг друга;

дистанция между
ними.

Оценивая
результат по первому критерию,
исследователь сопоставляет число членов
семьи, изображенных испытуемым, с
реальным. Возможно, что член семьи, с
которым испытуемый находится в конфликтных
отношениях, не попадет в большой круг,
он будет забыт. В то же время кто-то из
посторонних лиц, животных, любимых
предметов может быть изображен в качестве
члена семьи.

Далее
мы обращаем внимание на величину кружков.
Больший по сравнению с другими кружок
«Я» говорит о достаточной или завышенной
самооценке, меньший — о пониженной
самооценке. Величина кружков других
членов семьи говорит об их значимости
в глазах испытуемого.

Следует
обратить внимание на расположение
кружков в площади тесто поля круга и по
отношению друг к другу (третий критерий).
Расположение
испытуемым
своего кружка в центре круга может
говорить об эгоцентрической направленности
личности, а помещение себя внизу, в
стороне от кружков, символизирующих
других членов семьи, может указывать
на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые
члены семьи изображаются испытуемым в
виде больших по размеру кружочков в
центре или в верхней части тестового
поля.

Наконец,
большую информацию можно получить,
проанализировав расстояния между
кружками (четвертый критерий). Удаленность
одного кружка от других может говорить
о конфликтных отношениях в семье,
эмоциональном отвержении испытуемого.
Своеобразное «слипание», когда кружки
наслаиваются один на другой, соприкасаются
или находятся друг в друге, говорит о
недифференцированности «Я» у членов
семьи, наличии симбиотических связей.
В качестве примера можно привести тест
матери девочки (рис. № 1), больной
шизофренией (примерно в 3% случаев
тестирования здоровых социально
адаптируемых родителей встречается
такой результат, который условно
называется авторами «матрешкой»).

Рис.
№ 1
Лена —
дочь, Петр — отец, Я — мать девочки

Другой пример
иллюстрирует динамику семейных
взаимоотношений в процессе семейной
психотерапии.

В
начале психотерапии мать изобразила
себя, сына и своих родителей в
одну «линию»
(с мужем она в разводе). Интерпретируя
результаты тестирования, можно сказать,
что у испытуемой недостаточно
дифференцированное отношение к членам
семьи и опосредованное (через бабушку)
отношение к отцу (рис. № 2):

Рис. № 2

При
завершении семейной психотерапии мать
мальчика сказала, что у нее «есть своя
семья — это я и мой сын. К вам, родители,
у меня есть уважение, но мои семейные
дела для меня важней». Заключительная
социограмма имела вид, приведенный на
рис. № 3.

Рис. № 3

Использование теста «семейной социограммы»
позволяет в считанные минуты в ситуации
«здесь-и-теперь», до сеанса семейной
психотерапии или во время сеанса,
наглядно представить себе взаимоотношения
в семье, а затем, показав свои бланки,
обсудить, что получилось.

Проективная
методика «Семейная социограмма» может
использоваться в семейной психотерапии
исемейном консультировании «для
экстернализации неосознаваемого
контекста взаимоотношений между членами
семьи». Существует мнение, согласно
которому использование данного теста
в качестве методики научного исследования
затруднительно (С.И. Чаева, 1994).

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Бланк теста «Семейная социограмма». Психология и психотерапия семьи

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Бланк теста «Семейная социограмма»

Вариант № 1 «Реальная семья»

Инструкция. Перед Вами на листе круг. Нарисуйте в нем себя самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их.

Ф. И.____________________Возраст ____________________

Вариант № 2 «Идеальная семья»

Инструкция. Перед Вами на листе круг. Нарисуйте в нем себя самого и желаемых членов своей идеальной семьи в форме кружков и надпишите их.

Рис. 1. Социограмма Андрея Р., 17 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 2. Семейные социограммы Сергея Ч., 39 лет, реальная семья (А) с отсутствием в круге кружка самого Сергея; идеальная семья (Б)

Рис. 3. Социограмма Александра К., 16 лет, реальная семья (А) с отсутствием кружка самого Александра; идеальная семья (Б)

Рис. 4. Социограмма Антона К., 16 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 5. Социограмма Александра К., 14 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 6. Социограмма Дмитрия В., 35 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 7. Социограмма Олега Д., 40 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)


Рис. 8. Социограмма Максима К., 15 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 9. Социограмма Евгения И., 38 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 10. Социограмма Павла Ш., 40 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 11. Социограмма Владимира Г., 40 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 12. Социограмма Сергея П., 40 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 13. Социограмма Сергея Ш., 16 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 14. Социограмма Федора К., 15 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 15. Социограмма Александра Ч., 38 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 16. Социограмма Дмитрия А., 31 год, реальная семья (А), идеальная семья (Б)

Рис. 17. Социограмма Романа Ш., 15 лет, реальная семья (А) состоит из матери, отца, брата, который не изображен в круге, идеальная семья (Б)







Данный текст является ознакомительным фрагментом.




Продолжение на ЛитРес








Новые варианты методики «Семейная социограмма» — Студопедия.Нет

Используя классический вариант методики в диагностике и консультировании семьи, И. М. Никольская разработала но­вые варианты семейных социограмм [Эйдемиллер Э. Г., Николь­ская И. М., 2003; Пушина В. В., Никольская И. М., 2008]. В про­цессе работы с клиентами она предлагает им последовательно нарисовать несколько вариантов семейных социограмм.

• Классический вариант, на которой кружками изображены сам испытуемый и другие члены его семьи. Инструкция: «Нарисуй в этом круге себя и других членов своей семьи в виде маленьких кружков. Подпиши, где кто». Если на сделанном рисунке присутствуют члены семьи, которые

· к ней номинально не принадлежат (например, умерший родственник), или, напротив, кто-то из реально прожива­ющих вместе отсутствует, испытуемого просят также на­рисовать социограмму членов семьи, которые сейчас про­живают вместе. Варианты инструкций: «А теперь нарисуй в другом круге себя и членов семьи, с которыми ты живешь вместе», «Пожалуйста, нарисуй свою семью сейчас, в на­стоящем». Нарисованные социограммы сравниваются.

· -Социограммы, на которых могут отсутствовать определен­ные члены семьи («Когда кого-то дома нет»). Инструкция: «В этом круге нарисуй семью, когда: „мамы нет, она ушла на работу»; „папа уехал в командировку»; „ты ушел в шко­лу»; „бабушка гостит у подруги» и пр.». В этом случае ис­пытуемый последовательно рисует несколько социограмм, где отсутствуют те или иные члены семьи (в том числе и он сам). Затем эти варианты сравниваются с классическим ва­риантом социограммы и между собой.

· -Социограммы с людьми, которые к семье номинально не принадлежат. Инструкция: «Нарисуй, что происходит (происходило) в семье, когда: „тебя приходят навестить ба­бушка и дедушка»; „старшая дочь жила в вашей семье вме­сте со своим молодым человеком»; „приехал внебрачный сын вашего мужа»; „в гости пришла твоя подруга» и пр.». Нарисованные варианты сравнивают с классическим ва­риантом и между собой.

· -Социограммы, относящиеся к разным этапам жизненного цикла семьи. Инструкция: «Сейчас нарисуйте, что было: „когда ваши дети были подростками», „до рождения второ­го ребенка», „когда детей у вас еще не было и вы с мужем жили вдвоем» и др.» Нарисованные варианты сравнивают с классическим вариантом и между собой.

· -Социограммы, отражающие динамику изменений семьи на определенном этапе ее жизнедеятельности в связи с тем, что произошло какое-то значимое событие, ненорматив­ный кризис. Инструкция: «Нарисуйте, что было, когда: „вы еще не работали», „ваш муж еще не ушел из семьи, жил с вами и дочерью»; „дедушка был жив»; „сын был здоров»

· и пр.». Нарисованные варианты сравнивают с классиче­ским вариантом.

·-Социограммы реальной семьи и родительской семьи кли­ента (клиентов). Инструкция: «Вы нарисовали свою на­стоящую семью. А сейчас, пожалуйста, нарисуйте свою родительскую семью, семью, когда вы были ребенком (подростком и т. д.) и жили с родителями». Нарисованные варианты сравнивают с классическим вариантом и между собой.

· -Социограммы с точки зрения других членов семьи. Ин­струкция: «А сейчас вообразите, как бы изобразил(а) се­мью: ваша мать, муж, сын. Сделайте такой рисунок». На­рисованные варианты сравнивают между собой.

· -Социограмму идеальной семьи. Инструкция: «А сейчас на­рисуйте идеальную семью, в которой вы бы хотели жить». Рисунки реальной и идеальной семьи сравниваются.



· -Социограммы семьи и социограммы: рабочего коллекти­ва учебной группы, круга общения и пр. Инструкция: «Вы нарисовали в круге себя и других членов семьи. Сейчас представьте себя на работе (в студенческой группе, в кругу близких друзей и пр.) и тоже изобразите это». Социограм­мы сравниваются.

Специальные бланки для выполнения заданий в этом слу­чае можно не использовать. Экспериментатор, исходя из кон­текста, произвольно рисует столько кругов, сколько ему необхо­димо для того, чтобы собрать всю необходимую информацию.

Перечисленные выше варианты социограммы дают воз­можность прояснить особенности взаимоотношений клиента в различном семейном и социальном контекстах, выявить их динамику и различия, а также определить оптимальную, с точ­ки зрения испытуемого, реальную и идеальную систему взаи­моотношений. Критерии оценки семейных взаимоотношений, которые используются при анализе новых вариантов социо­грамм, такие же, как в классическом варианте.

В процессе психологического консультирования и психо­терапии различные варианты семейных социограмм использу­ют на этапах сбора информации о контексте; формулированияu проверки гипотез, оказания психологического воздействия на клиента. Конкретные задания {варианты рисунков) клиенту даются, исходя из сформулированного им запроса и анамнеза. Сравнение, а в ряде случаев совместный анализ и интерпрета­ция полученных рисунков специалистом и клиентом позволя­ют рассмотреть проблему с разных сторон. Это способствует постановке семейного диагноза, лучшему осознанию трудной ситуации и нахождению вариантов выхода из нее.

Как же происходит проверка гипотез и оказание психоло­гического воздействия на клиента?

Анализируя сделанные рисунки и выявляя важные для по­нимания обозначенной проблемы особенности семейного функ­ционирования, специалист озвучивает свои гипотезы в виде вопросов клиенту. Например: «Правильно ли я понимаю, что в своей семье вы ближе всего к матери?», «В вашей родительской семье доминирующей фигурой была бабушка, все остальные должны были ей подчиняться. Это так?», «Можно ли предпо­ложить, что, когда детей дома нет, у вас с мужем более близкие и партнерские взаимоотношения?», «По-видимому, когда ваша подруга приезжает к вам погостить, ваш муж сразу становится более значимой фигурой и занимает в семье центральное по­ложение?», «В идеале, по-видимому, вы хотите иметь в семье больше власти, чем ваш сын?», «Похоже, что в своей семье вы чувствуете себя одинокой и незначимой. А на работе все по-дру­гому, вы в центре внимания сотрудников. Это так?»

Клиент может подтвердить эти гипотезы или опровергнуть их. Как правило, ряд гипотез он подтверждает, и тогда можно быстро перейти к более подробному обсуждению важных, с точки зрения клиента и специалиста, особенностей семейных взаимоотношений.

С целью оказания влияния на клиента специалист ис­пользует обычные техники консультирования, разработанные для решения подобной задачи (они были подробно описаны в первой главе). Это акцентирование противоречий, выявление условной выгодности симптомов, взгляд на ситуацию со сторо­ны (глазами другого человека), уточнение временной перспек­тивы и др. Как правило, они формулируются в виде вопросов клиенту, однако можно использовать и более четкие утверждения. Приведем несколько примеров.

      1.Акцентирование противоречий: «Вы утверждаете, что ваш муж не хочет заниматься дочерью, и на социограмме семьи поместили их маленькие кружки на большом расстоянии друг от друга, расположив свой большой кружок посередине между ними. Но посмотрите: как только вас дома нет, их кружки не только становятся ближе друг к другу, но даже соприкасаются и увеличиваются по размеру. Могу ли я предположить, что на самом деле вы нередко мешаете их общению, акцентируя свою значимость и заставляя общаться опосредованно, через вас?»

      2.Условная выгодность симптома: «На социограмме сво­ей семьи вы занимаете центральное положение, и жена, и дети крутятся вокруг вас. То же самое было в вашей родительской се­мье, где мать, отец и сестры всегда занимались вашими делами. Могу я предположить, что такое центральное положение вам привычно и даже выгодно? Оно позволяет вам заставить других родственников вам служить и не дает им возможности выйти из-под вашего контроля? Может быть, это и есть основная при­чина отчуждения между вами и другими членами семьи?»

       3.Взгляд на ситуации со стороны, глазами другого челове­ка: «Вы нарисовали семью на разных этапах ее развития: когда ваши дети были дошкольниками, младшими школьниками, под­ростками. И каждый раз их большие кружки сверху, над вами, а ваши с мужем маленькие кружки снизу, под ними. Если бы это была не ваша семья, а семья ваших знакомых, как бы вы оценили такое распределение власти, когда дети доминируют и управляют родителями, а родители им подчиняются?»

       4.Уточнение временной перспективы: «На первой социо­грамме, до рождения дочери, у вас с мужем и сыном были близ­кие отношения. Теперь, когда родилась дочка, она, похоже, заня­ла место сына, а он сам уменьшился по размеру и переместился в нижнюю часть круга. Как вы думаете, что произойдет с само­чувствием и настроением вашего сына, если он и дальше будет занимать в семье такое обособленное и незначимое место?»

       5.Прямое утверждение: «Похоже, что, изобразив семью по­сле развода в виде двух отдельных рисунков, вы уже определились,что для вашего сына важнее жить не с вами, а с отцом. Посмо­трите, до развода, когда вы с мужем и сыном жили вместе, ваш сын обозначен маленьким кружком, тесно с вами связан, далек от отца, занимает подчиненное положение в семье. После разво­да, находясь с отцом, он на одном с ним уровне, увеличился по размеру, стал более автономным. Вы же сами говорите о том, что сыну давно пора становиться взрослым и мужественным».

Здесь следует отметить, что техники озвучивания гипотез и совместной интерпретации рисунков консультантом и клиен­том применяются далеко не всегда. Это делается только тогда, когда это прямо направлено на решение проблем клиента, а сам он обладает достаточными интеллектуальными и личностными ресурсами для такой работы. В других случаях консультант ис­пользует полученную благодаря социограммам информацию для формирования собственного видения ситуации, построения стра­тегии и выбора тактик последующей работы. Простым примером этому служит консультативная работа с маленькими детьми, ко­торые просто не могут в силу возраста осознать той информации, которую консультант собрал на основе взаимодействия с ними.

Методика «Семейная социограмма» и ее использование в практике работы с семьями — FINDOUT.SU

«Семейная социограмма» также относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э. Г., Черемисин О. В., 1990; Эйдемиллер Э. Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье — прямой или опосредованный.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм

Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший — о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи — на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированное™ «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

В качестве примера приводим семейную социограмму, выполненную матерью девочки Лены, больной шизофренией (рис. 2.10). Отметим, что подобный результат, условно названный нами «матрешкой», встречается примерно в 3% случаев тестирования здоровых и соціально адаптированных родителей.

Использование «семейной социограммы» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» во время консультации или сеанса семейной психотерапии наглядно представить взаимоотношения членов семьи, а затем, рассмотрев бланки, обсудить, что получилось.

Методика «Конструктивная ссора» («Конструктивный спор») С. Кратохвила.

Сущность методики состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную или гипотетическую (согласно предложенному психологом исходному сценарию) конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оценить эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации.

В качестве исходных сценариев можно предложить, например, следующие ситуации [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 461-463]:

Ситуация № 1

Роль супруги:

Вам больше 30 лет. По профессии вы инженер. Характер работы бюрократический, не требующий особых профессиональных знаний. Заработок низкий, нерегулярный. Привычный, годами сложившийся коллектив. Рутина. Вы давно замужем. С мужем познакомились в институте. Есть ребенок, который сейчас находится у бабушки. Вам кажется, что с момента создания семьи муж занял позицию иждивенца, стороннего наблюдателя. «Настоящий, увлеченный, активный он там — на работе, с сослуживцами, друзьями». Дома предпочитает ни во что не вмешиваться.

Летний день… Один из многих в вашей жизни. Сегодня с утра было холодно, поэтому вы оделись в теплое шерстяное платье. Днем потеплело. Вы возвращаетесь домой после работы, едете в душном транспорте. В каждой руке у вас по тяжелой сумке с продуктами. Приходите домой и видите, что муж лежит на диване с книгой в руках. То ли читает, то ли спит. В кухне, куда вы зашли, ворох грязной посуды в мойке, грязь на полу…

Вы испытываете очень сильное чувство… Такое чувство, что… Многие мысли промелькнули в голове… Вы начинаете действовать в соответствии с этим вашим состоянием…

Роль супруга:

Вам за 30. Вы инженер одного из НИИ, занимаетесь научной и конструкторской работой. Вас это захватывает. Подчас задерживаетесь на работе, так как вам хочется обсудить свои идеи с коллегами, доделать то, что не успели. В коллективе вас уважают как специалиста, хотя вы и не сделали карьеры. Заработок низкий, он вас не удовлетворяет, но сам характер работы «все искупает». Общественной работы вы сторонитесь. У вас семья, с женой познакомились в институте. Один ребенок, сейчас у бабушки.

Дома в последние годы частые конфликты с женой. Она все время чем-то недовольна. Ей кажется, что вы уделяете семье мало внимания. Действительно, работа отнимает у вас много сил. Дома хочется отдохнуть, расслабиться, что-то обдумать. В конфликтах с женой стараетесь ее понять, иногда уступаете ей, но не всегда это получается.

Сегодня вы вернулись домой, пообедали. На кухне оставили все так, как есть, решив, что уборку сделаете позже. Нужно было во что бы то ни стало дочитать книгу, которую вам дали на несколько дней.

Сегодня жена пришла чуть позже обычного. Правда, вы так увлеклись книгой, что не обратили внимания на ее приход. Но когда вы услышали ее голос, пришлось отложить книгу…

Ситуация № 2

Роль супруга:

Мне и жене по 25 лет. Сколько лет женат? Подождите, подождите… Ах да! Ведь нашей Светке 2 года, значит — 3.

Когда жил с родителями, то все шло по привычному руслу: школа, работа, друзья, пивишко, мотоцикл. Сейчас? То же самое… У нас квартира, но живем то у ее родителей, то у моих. А кто за Светкой будет ухаживать? Я, что ли?

Зря жена говорит, что мои родители все время ее учат. Ну и правильно, а кто еще жену научит? «Жена, знай свое место!» А меня, между прочим, ее родители тоже учат. Я считаю, что иногда жене надо дать урок. А то забудет, кто командир в доме. Вчера принимали гостей у себя. Ну, подсказывал жене, что делать. Чтоб шустрила, опять же мужу уважение…

А она мне потом вдруг заявляет…

Роль супруги:

Мне и моему мужу по 25. Три года состоим в браке. У нас есть собственная квартира. Но так уж получается, что живем то у его родителей, то у моих. Мы оба работаем. Нашей Свете 2 года. Столько хлопот… Хорошо еще, что родители, конечно, мои в первую очередь, помогали. Магазины, поликлиники, стирка, уборка — все это моя мама. Ну и я, конечно. Да, забыла сказать, летом отдыхаем на их даче, т. е. на даче родителей мужа.

Когда живем с моей мамой, мне легко, хорошо. Могу общаться с подругами, ходить в гости, смотреть видак. Когда живем там, то меня постоянно учат. К подругам лишний раз не позвонишь: «Подруги дороже дочери…» А муж? Друзья, пиво, мотоцикл… Это нормально?!

Вчера на нашей квартире праздновали день рождения дочери. Я — хозяйка! Пришлось покрутиться… Правда, многое из угощений привезла моя мама.

А муж… Вспомнил, что он муж. Видели бы его позу, жесты. «Принеси, унеси… Я сказал…» Гордый поворот головы. «Видели, как у меня… Жена на цырлах!»

Полчаса, час… А потом я ему сказала…

После того как супруги проиграют ссору, им предлагают заполнить специальный оценочный формуляр (см. табл. 2).

С помощью этого формуляра можно получить следующие интегральные показатели относительно качества взаимодействия в период ссоры: стиль ссоры, результаты ссоры, окончательный результат.

По замыслу С. Кратохвила [1991, с. 209], оценку стиля ссоры производят оба ее участника. За каждый раздел можно получить -1, 0 или +1 балл; таким образом, окончательный результат может находиться в диапазоне от -4 до +4 баллов.

При оценке результатов ссоры проводится подсчет очков для каждого из участников отдельно. Можно получить профиль ссоры, занося в колонки отметки разным цветом.

Таблица 2. Оценочный формуляр для методики «Конструктивная ссора»

Стиль ссоры:

Параметр оценки ссоры II. Конструктивное поведение + - III. Деструктивное поведение
Конкретность Атака или защита направлены на определенные и конкретные поступки в настоящее время     Разговор неконкретный, поведение можно назвать типичным; говорят о прежних поступках или о вещах, не имеющих отношения к решаемой проблеме
Включенность супругов во взаимодействие Оба партнера активно включаются во взаимодействие, «бьют и получают сдачи»     Один из участников не включается в ссору, уклоняется от нее, обижается и раньше времени ее заканчивает
IV. Стиль общения Ясные и открытые сообщения, каждый говорит за себя, обдумывает свои слова; другой его понимает и отвечает     Излишне частое повторение своего, плохо слушают друг друга, скрытые намеки и неясности, укрываются за высказываниями и словами других лиц
«Честная игра» Не используются удары «ниже пояса», принимается во внимание, что может вы-нести партнер     Аргументы не относятся к предмету ссоры, но больно бьют партнера по его слабым местам

Результаты ссоры

Информативность взаимодействия Что-либо узнал или понял, научился чему-то новому + - Не узнал ничего, о чем не слышал бы раньше Насколько супруги смогли отреагировать накопившиеся у них эмоции Уменьшилась напряженность, высказывались жалобы, претензии, дан выход эмоциям, снизилось раздражение     Разговор не привел к уменьшению напряженности, она осталась или даже повысилась Несколько супруги сблизились в результате взаимодействия Ссора привела к взаимопониманию и сближению, супруги чувствуют, что зависят друг от друга, и правильно себя оценивают     Супруги еще более отдалились друг от друга, не понимают друг друга или чувствуют какую-то несправедливость Привело ли взаимодействие к улучшению ситуации Ссора привела к решению проблемы, выходу из конфликтной ситуации, к пониманию и взаимным уступкам; обдумано и обсуждено дальнейшее поведение     Решение не найдено, партнер не старался улучшить ситуацию или не поддерживал такое стремление у другого, не идет на уступки и не желает в себе что-либо изменить

Окончательный результат получается суммированием баллов по всему формуляру и может достигать значения от-8 до+8.

После заполнения оценочного формуляра целесообразно обсудить с супругами, что они могли бы сделать, чтобы повысить результативность своего взаимодействия, и предложить им проиграть новую конфликтную ситуацию с большей эффективностью.

Другой известной методикой для выработки у супругов навыков согласования и приспособления в конфликтной ситуации является методика «Супружеский договор» [см., напр., Кратох-вил, 1991, с. 197-201] или, как ее порой называют, «Техника списка».

Семейная социограмма». Методика для диагностики семейных взаимоотношений

Семейную социограмму принято относить к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э.Г., Черемисин О.В., 1990; Эйдемиллер Э.Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Данная методика также привлекла нас в качестве одной из наиболее эффективных для проводимого исследования. Согласно самой тематике исследования, данный тест является основным и ведущим, по причине того, что именно он способен точно показать, в каком состоянии детско-родительские отношения каждого учащегося экспериментальной группы. Целью, выбранной нами методики является положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье: прямой или опосредованный.

Раздаточный материал для проведения теста предельно простой. Каждому учащемуся выдается лист бумаги, на котором изображен круг диаметром 12 см. От ученика требуется внутри круга изобразить всех членов своей семьи — нарисовать также небольшой кружок, в котором будет написано, кем ему приходится тот или иной член семьи: мать, отец, дедушка, бабушка и так далее.

При обработке результатов тестов следует обращать внимание на следующие аспекты. Первым делом, необходимо определить, кого школьник изображает в самом центре круга. Согласно проводимой методике, считается, что именно этот человек является авторитетом в семье. Далее следует обратить предельное внимание, где учащийся изображает самого себя. Именно это укажет в ходе эксперимента, на котором месте ребенок ощущает себя в структуре семейных отношений. Если младший школьник изображает себя в самом центре круга — он считает себя самым важным членом семьи, он не обделен вниманием, окружен заботой и действительно считает себя значительной частью семьи. Если же ребенок изображает кружок с подписью «Я» ближе к краям диаметра круга социограммы, значит на уровне ощущений ребенок занимает в семье второстепенную роль, где все взаимоотношения полностью зависят от авторитетного члена семьи, который в свою очередь обязательно будет изображен в самом центре круга.

Также не рекомендуется о том, кого ребенок изображает ближе всего к себе. Это будет означать, с кем у ребенка в семье наиболее доверительные отношения. Дистанция между членами семьи в целом играет важную роль и характеризует не только их отношения непосредственно к самому школьнику, но и может раскрыть взаимоотношения между всеми остальными членами семьи.

Перед проведением методики необходимо узнать состав семьи ребенка, с которым будет проводиться тест. Это нужно для того, чтобы обратить свое внимание на то, всех ли членов семьи изображает ребенок, нет ли такого человека, который входит в состав семьи, но школьник его не изображает. В таком случае, следует отметить, что именно с этим человеком взаимоотношения ребенка или не складываются, или содержат ту или иную проблему, которая требует своего решения.

Кроме того, внимание нужно уделить не только составу семьи, расположению фигур членов семьи в социограмме, но и на размер самих фигур. Наиболее крупные фигуры будут означать наибольшую значимость для ребенка. Самые маленькие фигуры — противоположное значение [32].

Для экспериментальной группы данный тест оказался одним из самых простых среди тех, которые были проведены. Единственным вопросом, который возник в ходе объяснения задания — это уточнение, нужно ли написать, кем приходится член семьи или необходимо просто его изобразить в виде рисунка.

Данная методика актуальна и эффективна тем, что именно она показывает отношение ребенка не только к каждому члену семьи, но и свое место в семье. Именно по этому критерию в ходе обработки результатов теста без труда можно вычислить, какие детско-родительские отношения у каждого учащегося [22].

пресеченIE: примеры семейной социограммы эйдемиллера

6,19 Mb. страница5/34Дата конвертации29.09.2011Размер6,19 Mb. Анализ рисунка семьи Насти К., 16 лет, ученицы 10-го кл. (рис. 2.8) Диагноз: распространенный нейродермит. / На рисунке изображены все члены семьи: Настя, мама, папа и брат Петя. Вначале Настя нарисовала всех членов семьи отдельно, но затем рисунок исправила: от себя протянула руку к маме и как бы взяла маму под руку, а от мамы протянула руку к папе, так что изображенная мама тоже как бы взяла папу под руку. Рассказ по рисунку: «Я держу маму под руку, когда гуляю. Мамочка держит за руку папу (гуляет). Братик Петя идет рядом (независимый). У меня настроение’хорошее, у мамы хорошее, у папы среднее. У Пети хорошее». Настя идентифицированный пациент. Она стала болеть вскоре после того, как брат начал открыто конфликтовать со злоупотребляющим алкоголем отцом и даже избил его. Заболев, Настя переключила внимание членов семьи на себя, и конфликты отца с сыном стали возникать реже. Из рисунка видно, что Настя как бы оттягивает маму, а мама, соответственно, папу, подальше от Пети, так что Петя теперь «независимый». Свой контур Настя обвела несколько раз по-видимому, ее болезнь вызывает у нее большую внутреннюю тревогу. Кроме того, выделены рука Насти, которая тянется к маме, и рука мамы, которая тянется к папе, что указывает на субъективную значимость напряженного «сцепления дочери с родителями». Однако в отличие от других изображенных членов семьи, у девочки на рисун- Рис. 2.8. Рисунок семьи Насти К. ке нет глаз, и это означает, что она запрещает себе просить о помощи. Просьбу о помощи выражают большие круглые глаза матери, которая и привела дочь на консультацию. Себе Настя нарисовала самые большие ступни ног, кроме того, если мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног, то окажется, что Настя приписывает себе чувство наибольшей «опоры в реальности». Она полагает, что спасти семью, разрешить конфликт между Петей и папой ее долг. Методика «Рисунок семьи» удобна в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта, доступна лицам со сниженным интеллектом. Особенно продуктивно ее использование в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда у детей нередко имеют место трудности вербализации. Вместе с тем эту технику и правила ее интерпретации можно с успехом применять и в работе со взрослыми. Методика обладает значимостью не только для диагностики межличностных отношений в семье, но также для выбора тактики психологической коррекции и психотерапии нарушенных семейных отношений. В главе «Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии» об этом будет сказано более подробно. 2.2. Семейная социограмма «Семейная социограмма» также относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э. Г., Черемисин О. В., 1990; Эйдемиллер Э. Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье прямой или опосредованный. Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм (рис. 2.9). Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший о занижен- 49 ной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого. Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля. Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированное «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей. Семейные социограммы Жени Т., 8 лет, и его мамы (рис. 2.11) По

Э. Г. Эйдемиллер И. В. Добряков И. М. Никольская 2 чел. помогло.

Э. Г. Эйдемиллер И. В. Добряков И. М. Никольская — страница 5

Этнокультурные различия в ролевом функционировании семейной системы

Аннотация

Это исследование проводилось в 2010-2012 гг. С целью изучения роли этнических и культурных различий в функционировании семьи и ее взаимосвязи с субъективной удовлетворенностью семейными отношениями супругов. Объекты исследования семьи казахов и русских. Размер выборки — 40 семей с разным опытом совместной жизни. Методологической основой исследования стал системно-интегративный подход, отражающий целостный и субъективный характер объекта и предмета исследования.В качестве метода организации исследования был использован сравнительный анализ. Методы исследования — комплексные социально-психологические методики для изучения различных аспектов ролевого функционирования семейной системы: анкеты, анкета «Диагностика семейной адаптации и сплоченности», методика «Ролевые ожидания и амбиции в браке», анкета «Семейная удовлетворенность», социограмма Эйдемиллера. . Для обработки данных использовались математические методы анализа и обработки: двухфакторный дисперсионный анализ, критерий Фишера, коэффициент ранговой корреляции Пирсона.

Выводы

Структура ролевого функционирования русских и казахских семей различается степенью традиционного эгалитаризма (казахские семьи играют более традиционные роли, чем российские семьи), хотя имеется тенденция к паритету между супругами из-за интегративных процессов, происходящих в пересечение традиционной (коллективистской) и индивидуалистической культур в мультикультурном пространстве СНГ, включая Казахстан.

И в российской и казахской семьях важные семейные решения в большинстве случаев принимаются не только главой семьи (хотя оба они определили наличие традиционной концепции главы семьи), а совместно обоими супругами.В этой роли функционируют пары казахов в силу этнокультурных особенностей.

Рассматривая русских и казахов в континууме индивидуализма-коллективизма, русская культура, чем казахская, более индивидуалистична, а казахи — более коллективистична. Различие ориентации на себя и окружение в представлении модели поведения обуславливает поведение русских и казахов в целом и семейные отношения в частности.

Ключевые слова

семейная система

этнические и культурные характеристики

удовлетворенность браком

семейные роли.

Рекомендуемые статьиЦитирующие статьи (0)

Copyright © 2013 Авторы. Опубликовано Elsevier Ltd.

Рекомендуемые статьи

Ссылки на статьи

Гендерная социализация студентов с ограниченными возможностями: практика Украины

Аннотация.СЕМЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЕ: ВКЛАД В ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В наше время исследования благополучия и качества жизни стали играть центральную роль в дискурсах и практиках профессионалов, работающих с людьми с психосоциальной слабостью.В научной литературе подчеркивается обширность этого направления исследований, которое также стало заметным в исследованиях семей детей и молодых людей с особыми образовательными потребностями (SEN), в частности, влияние социальной поддержки (формальной и неформальной) в связанных измерениях. для здоровья и благополучия лиц, осуществляющих уход. Динер (2009) дает определение субъективного благополучия как оценочную реакцию индивидов на свою собственную жизнь с точки зрения удовлетворения (когнитивный элемент оценки), с точки зрения аффективности (стабильный эмоциональный элемент).Применяя инклюзивный подход и в соответствии с национальными и международными руководящими принципами, мы признаем роль родителей в защите интересов детей и лиц, принимающих решения в области образования, участвующих в образовательном процессе, поэтому укрепление здоровья и благополучия является ключевыми областями. в контексте образовательного и терапевтического вмешательства. Это исследование направлено на сравнительный анализ родителей детей с особыми образовательными потребностями и без них в отношении социальной поддержки (размер социальной сети и удовлетворенность поддержкой) и родительского благополучия (удовлетворенность жизнью).Выборка исследования состоит из 152 и 149 опекунов, соответственно, родителей детей с SEN и без них. Статистический анализ показывает, что две группы родителей имеют значительные различия в благополучии и частично в социальной поддержке (удовлетворенность поддержкой). Что касается подгрупп родителей детей с SEN (когнитивные, моторные расстройства и расстройства аутистического спектра), мы наблюдали статистические различия; родители детей с аутизмом показали значительно более высокие значения социальной поддержки (наличие поддержки и удовлетворенность поддержкой) и удовлетворенности жизнью.Ключевые слова: инклюзивное образование, удовлетворенность жизнью, благополучие родителей, социальная поддержка психосоциальный. A literatura científica acentua a vastidão desta linha de estudo, квалификационный também tem ganho visibilidade no âmbito da investigação sobre as famílias de crianças e jovens com Necessidades Educativas Especiais (NEE), в частности, влиятельная социальная информация nas sizesões relacionadas com a saúde eo bem-estar dos cuidadores.Diener (2009) apresenta uma Definição de bem-estar subjetivo como sendo uma resposta avaliativa das pessoas relativamente à sua própria vida, quer em termos deisfação (elementoognitivo da avaliaçãoional), quer em termos. Нет quadro de uma abordagem inclusiva e, em convergência com as orientações nacionais e internacionais, reconhecemos o papel dos pais na defesa dos interesses Educativos dos filhos e decisores membersantes no processo Educativo, pelo que a Promoção da sua-saúaris constance e bem нет контекста да intervenção Educativa e terapêutica.O presente estudo tem como propósito fazer uma análise Compartiva dos pais de crianças com e sem needsidades Educativas especiais, no que Concerne ao suporte social (sizesão da rede social eisfação com o apoio) e ao bem-estar parental (удовлетворительно) . Amostra é constituída por 152 и 149 cuidadores, respetivamente, pais de crianças com e sem NEE. As análises estatísticas revelam que os dois grupos de pais apresentam diferençasignativas no bem-estar e, parcialmente, no suporte social (isfação com o suporte).Relativamente aos subgrupos de pais de crianças com NEE (проблемы когнитивных, моторесурсов и Perturbações do Espectro do Autismo) observamos diferenças estatísticas; os progenitores das crianças com autismo revelam valores сигнициатива mais elevados no suporte social (disponibilidade do suporte e удовлетворительно ком о поддержке) и на удовлетворительном уровне. , Needidades Educativas especiais

% PDF-1.4
%
1 0 объект
>>>
эндобдж
2 0 obj
> поток
UUID: 900c31d5-5f9e-4d05-a74b-26e52c011c4eadobe: DocId: INDD: 317efc48-710b-11e5-81be-c9f87f8cd27bxmp.id: 2650F777E9D4E511A08CAE183F7B6647proof: pdfxmp.iid: 2550F777E9D4E511A08CAE183F7B6647xmp.did: 6052FB626CCBE5119E6E82760EF9DA0Cadobe: DocId: INDD: 317efc48-710b-11e5- 81be-c9f87f8cd27bdefault

  • преобразован из application / x-indesign в application / pdf Adobe InDesign CS6 (Windows) / 2016-02-16T23: 11: 41 + 03: 00
  • 2016-02-16T23: 11: 41 + 03: 002016-02-16T23: 11: 58 + 03: 002016-02-16T23: 11: 58 + 03: 00 Приложение Adobe InDesign CS6 (Windows) / pdf Библиотека Adobe PDF 10.0,1 Ложь
    конечный поток
    эндобдж
    3 0 obj
    >
    эндобдж
    5 0 obj
    >
    эндобдж
    6 0 obj
    >
    эндобдж
    7 0 объект
    >
    эндобдж
    8 0 объект
    >
    эндобдж
    9 0 объект
    >
    эндобдж
    10 0 obj
    >
    эндобдж
    36 0 объект
    >
    эндобдж
    37 0 объект
    >
    эндобдж
    38 0 объект
    >
    эндобдж
    39 0 объект
    >
    эндобдж
    40 0 объект
    >
    эндобдж
    41 0 объект
    >
    эндобдж
    42 0 объект
    >
    эндобдж
    73 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0.0 581.102 822.047] / Тип / Страница >>
    эндобдж
    74 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0.0 581.102 822.047] / Type / Page >>
    эндобдж
    75 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0.0 581.102 822.047] / Type / Page >>
    эндобдж
    76 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0.0 581.102 822.047] / Type / Page >>
    эндобдж
    77 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0.0 581.102 822.047] / Тип / Страница >>
    эндобдж
    78 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0.0 581.102 822.047] / Type / Page >>
    эндобдж
    79 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0.0 581.102 822.047] / Type / Page >>
    эндобдж
    80 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0.0 581.102 822.047] / Type / Page >>
    эндобдж
    81 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.w | o | e / = {} obJ) ͲRt ܅ j54Ws7XV16aw) Jd /%A.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *