Тест Векслера/Детский вариант/Обработка и интерпретация данных — Psylab.info
Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики
Обработка и интерпретация данных
Правила численной обработки данных тестирования.
- Определение исходных оценок по субтестам. По окончании тестирования следует по правилам, изложенным выше, численно оценить ответы испытуемого. Исходной оценкой субтеста является сумма оценок, полученных испытуемым за ответы данного субтеста. Исходные оценки вписываются в графу «Исходная оценка» таблицы, расположенной на лицевой стороне регистрационного листа.
- Отнесение испытуемого к возрастной группе. Для использования таблиц перевода исходных оценок в шкальные, необходимо отнести испытуемого к какой-либо из возрастных групп, условно выделенных Д. Векслером. Для этого, исходя из даты рождения испытуемого и даты проведения тестирования, вычисляется возраст испытуемого в виде количества полных лет и полных месяцев на момент исследования. Так, если возраст испытуемого равен 9 годам 11 месяцам и 25 дням на момент обследования, то его возраст принимается условно равным 9 годам и 11 месяцам (см. приложение 4). Соответственно преобразование исходных оценок в шкальные должно проводиться по таблицам возрастной группы «9 лет 8 месяцев – 9 лет 11 месяцев».
- Определение шкальных оценок по субтестам. В таблицах перевода исходных оценок в шкальные оценки (см. Нормативные таблицы) для краткости изложения вербальные и невербальные субтесты обозначены своими порядковыми номерами. Эти номера вместе с названиями субтестов указаны в регистрационном листе к методике диагностики интеллекта. Шкальные оценки (от 0 до 20 баллов) на вертикальных сторонах таблиц. Исходные оценки по субтестам расположены столбиком непосредственно под номером субтеста. Обратимся к примеру из приложения 4. Открыв таблицы перевода оценок возрастной группы «9 лет 8 месяцев – 9 лет 11 месяцев», увидим, что исходная оценка в 13 баллов по субтесту № 1 (Осведомленность) соответствует шкальной оценке в 11 баллов. Исходная оценка по субтесту № 2 (Понятливость), равная 11 баллам, соответствует шкальной оценке в 10 баллов. Аналогичным образом определяются шкальные оценки по всем субтестам, предъявлявшимся испытуемому. Эти оценки заносятся в графу «Шкальная оценка» таблицы, расположенной на лицевой стороне регистрационного листа.
- Построение профиля шкальных оценок. Шкальные оценки испытуемого наносятся кружками в левую таблицу на лицевой стороне регистрационного листа. После соединения кружков соединительными линиями образуется условная ломаная линия, называемая профилем шкальных оценок или профилем интеллектуального развития. Общий уровень (высота расположения) интеллекта, ведущие и «западающие» у испытуемого интеллектуальные функции профиль выражает в наглядной форме, удобной для интерпретации.
- Определение сумм вербальных и невербальных оценок. С целью установления итоговых показателей методики предварительно вычисляются суммы шкальных оценок по вербальным субтестам. При вычислении этих сумм следует иметь в виду, что, как указывалось выше, таблицы определения итоговых показателей составлены для случая, когда при тестировании использовались основные субтесты (№№ 1-5 в вербальном наборе и 7-11 в невербальном). Т.е. результаты тестирования испытуемого следует в случае необходимости сначала свести к форме тестирования основными субтестами. В таблице перевода суммарных оценок в стандартную (из пяти субтестов) форму приняты следующие обозначения:
- «Сумма шкальных оценок» – сумма оценок, набранная испытуемым за вербальные и невербальные субтесты.
- «Шесть субтестов» — «истинная» сумма шкальных оценок, начисляемая испытуемому, который тестировался по всем шести вербальным или невербальным субтестам.
- «Четыре субтеста» – «истинная» сумма шкальных оценок, начисляемая испытуемому, которому в связи с какими-то исключительными обстоятельствами предъявлялись только четыре из шести вербальных или невербальных субтестов.
- Определение итоговых показателей методики. Для определения итоговых показателей используются только стандартизованные («истинные») суммы шкальных оценок. Таблица вычисления итоговых показателей (см. Таблица вычисления итоговых показателей) предполагает раздельное определение вербального, невербального и общего IQ. В графах «Сумма оценок» обозначены стандартизованные суммы шкальных оценок испытуемого. Для вычисления общего показателя IQ используется сумма вербальных и невербальных оценок. Для примера из приложения 7 сумма оценок для вербального показателя равна 53 баллам, для невербального – 51 баллу, для общего – 53+51 = 104 баллам. Этим суммам соответствуют итоговые показатели в 104, 101 и 103 балла, вписываемые в правую таблицу на лицевой стороне регистрационного листа.
Как указывает автор русскоязычной адаптации методики исследования интеллекта, при обследовании умственно отсталых испытуемых суммы вербальных и невербальных оценок оказываются настолько низкими, что уже не могут быть оценены таблицами итоговых показателей, предложенных Д. Векслером. Для устранения подобных ситуаций А.Ю. Панасюк разработал алгоритм перевода суммарных оценок в баллы итоговых показателей, в соответствии с которыми им предложено дополнение к таблицам Векслера:
Сумма оценок | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вербальный IQ Невербальный IQ Общий IQ | 38 32 27 | 40 33 28 | 41 34 29 | 42 36 30 | 43 37 30 | 39 31 | 40 32 | 41 32 | 43 33 |
34 |
35 |
35 |
36 |
Сумма оценок | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общий IQ | 37 | 38 | 38 | 39 | 40 | 40 | 41 | 42 | 43 | 43 | 44 | 45 |
Психологическая характеристика субтестов
Порядок и правила анализа результатов тестирования едины для взрослого (WAIS) и детского (WISC) вариантов методики исследования интеллекта. Исключение составляет лишь субтест 12 «Лабиринты», отсутствующий во взрослом варианте.
Общий показатель IQ методики является индикатором общего интеллекта (фактор «g»), т.е. сложноинтегрированного качества психики, обеспечивающего индивиду успешность поведения в различных ситуациях и эффективность различных видов деятельности.
За оценкой вербального показателя стоит вербальный интеллект как интегральное образование и одновременно подструктура общего интеллекта, функционирование которой осуществляется в вербально-логической форме с преимущественной опорой на знания. Уровень и структура вербального интеллекта теснейшим образом связаны с полученным образованием, многообразием индивидуального жизненного опыта, всей совокупностью условий социализации человека. В структуре вербального интеллекта Д. Векслер полагает важным выявить и измерить следующие характеристики:
- 1) уровень интеллектуальных функций в настоящем, обеспечивающих нормальное протекание интеллектуальной деятельности;
- 2) состояние этих функций в прошлом, в процессе созревания и становления индивидуального интеллекта.
Вербальные субтесты в целом наиболее тесно коррелируют с критериями общей культуры и академической успеваемостью. Их результаты очень чувствительны к национальным различиям в языковой культуре испытуемого, в связи с чем тестирование лиц иной национальности представляется не полностью корректным.
Невербальный показатель методики WISC отражает состояние невербального интеллекта, т.е. интегрального образования и подструктуры общего интеллекта, деятельность которого связана не столько со знаниями, сколько со сформировавшимися на их основе умениями индивида и особенностями его психофизических, сенсомоторных, перцептивных характеристик.
- Субтест № 1 «Осведомленность». Направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательных процессов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления). Успешность выполнения субтеста напрямую зависит от образования испытуемого, его общей культуры. Оценка за «Осведомленность» характеризует испытуемого с точки зрения его образованности и является особенно прогностичной в отношении вербального и общего IQ.
- Субтест № 2 «Понятливость». Включает в себя ряд вопросов из различных областей социального поведения человека и направлен на выявление умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, в котором, по мнению Д. Векслера, взаимодействуют и интеллектуальные и эмоциональные факторы. В отличие от субтеста № 1 в «Понятливости» находит свое выражение актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельность и социальная зрелость суждений.
- Субтест № 3 «Арифметический». Требует от испытуемого продемонстрировать высокую концентрированность произвольного внимания, сообразительность, четкость оперирования числовым материалом. Задачи такого типа имеются во всех интеллектуальных тестах.
- Субтест № 4 «Сходство». Направлен на выявление и измерение способностей к логическому обобщению и степени развития этих способностей. Фактически «Сходство» является упрощенным вариантом методики сравнения понятий, в котором задача испытуемого ограничивается лишь установлением сходства. Отыскание общих существенных признаков понятий требует высокой степени абстрагирования, способностей к классификации, сравнению и упорядочиванию развитого понятийного мышления. Оценки по «Сходству» информативны в отношении вербального и невербального интеллекта.
- Субтест № 5 «Словарный». Предполагает свободное оперирование словами родного языка. Успешность ответов зависит от образования и культуры мышления испытуемого и предполагает достаточно большой словесный запас, хорошее чувство меры и адекватность при определении необходимого и достаточного при раскрытии смысла слова. По характеру актуализируемых интеллектуальных процессов этот субтест наиболее близок к «Осведомленности».
- Субтест № 6 «Повторение цифр». Обнаруживает качество оперативной памяти и активного внимания. Субтест является классическим тестом на определение объема памяти. По сравнению с другими субтестами «Повторение цифр» наиболее слабо коррелирует с общим IQ. По мнению Д. Векслера, неспособность воспроизвести в прямом порядке 4 цифры однозначно свидетельствует о слабоумии.
- Субтест № 7 «Недостающие детали». Направлен на выявление и измерение перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах. Успешность выполнения заданий субтеста зависит от объема перцептивного внимания, наблюдательности и сосредоточенности испытуемого.
- Субтест № 8 «Последовательные картинки». Требует умения организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль играют здесь перцептивное внимание и зрительное «схватывание» материала и предвосхищение событий. Участие моторики в данном субтесте несущественно. Дополнительным параметром, выявленным субтестом, служит чувство юмора испытуемого, умение видеть забавные стороны событий.
- Субтест № 9 «Кубики Косса». Наиболее информативен в структуре невербального интеллекта. Задания субтеста направлены на выявление аналитико-синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуальных потенций. Успешность выполнения определяется способностью анализировать целое через составляющие его части, пространственным воображением.
- Субтест № 10 «Складывание фигур». По аналогии с «Кубиками Косса» обнаруживает умение соотнести части и целое. Решение субтеста связано с формированием идеального эталона. Однако идеальный образ фигуры не является достаточным для успеха. Образ необходимо воссоздать практически, адекватно соотнося отдельные части в структуре целого. В выполнение субтеста включены эвристические компоненты мышления.
- Субтест № 11 «Шифровка». По числу включенных в него интеллектуальных функций является наиболее комплексным. Успешность работы с субтестом зависит от свойств внимания (концентрация, распределение, переключение), восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов.
Психологическую характеристику субтеста «Лабиринты» можно извлечь из матриц субтестов корреляций, составленных Д. Векслером. В соответствии с изложенными там данными «Лабиринты» взаимосвязаны прежде всего с двумя вербальными («Осведомленность» и «Сходство») и двумя невербальными («Кубики Косса» и «Последовательные картинки») субтестами. Причем характерно, что в диапазоне от 7 до 13 лет обусловленность оценки за выполнение «Лабиринтов» вербальными субтестами увеличивается, а невербальными сокращается.
- Субтест № 12 «Лабиринты». Предположительно выделяет аналитико-синтетические способности ребенка; его умение последовательно решать перцептивные задачи, удерживая свои действия в рамках указанных экспериментатором ограничений; меру устойчивости и произвольности внимания; эффективность работы оперативной памяти. Наличие связи выполнения «Лабиринтов» с оценками за вербальные тесты показывает, что определенную роль здесь играют также навыки словесного формулирования стратегии действий испытуемым.
При анализе показателей IQ целесообразно специальное внимание уделять развитию у ребенка невербальных составляющих интеллекта. Выполнение невербальных заданий не столь сильно зависит от наличия у ребенка определенного запаса знаний, и может поэтому фиксировать «зону ближайшего развития», «потенциальные возможности интеллекта» в целом. По мнению Н. Дубровиной невербальные субтесты гораздо богаче в своих диагностических возможностях, поскольку невербальный интеллект играет определяющую роль в общей структуре интеллекта. Причем эта роль постепенно увеличивает свое значение после 5-8-летнего возраста.
Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального развития испытуемого должно делаться исключительно корректно. В детском возрасте тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Кроме этого, стандартизованная тестовая методика в принципе не способна полно отразить индивидуальные особенности интеллекта. Она, как правило, «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития. Как справедливо подчеркивается, высокие оценки IQ не являются существенными признаками гениальности. Зачастую случается так, что люди с такими оценками незаметно для окружающих проводят дни своей жизни, а люди со средним значением IQ добиваются в своей профессии выдающихся успехов. Все дело в том, что успешность (в обучении и конкретной деятельности) зависит от специфических интеллектуальных способностей, оригинальности, целеустремленности и т.д. По этим причинам сколько-нибудь категорическое экспертное заключение по тестовым данным об интеллектуальном потенциале, «потолке» развития ребенка является в моральном плане недопустимым, в научном – необоснованном.
Методика Векслера: детский вариант
Тест Векслера (Методика Векслера) был разработан в 1939 году американским психологом и психиатром Дэвидом Векслером. С ее помощью можно измерить интеллектуальное развитие и уровни его составляющих – вербальные/невербальные интеллекты. Так же методика позволяет оценить готовность ребенка к школе, его когнитивные способности. Можно выявить нарушения в различных интеллектуальных сферах, что позволит начать своевременную и эффективную психолого-педагогическую коррекцию.
Общие правила проведения тестирования
Несмотря на активное развитие исследований интеллекта в 20 веке, вплоть до 1930-х годов не было хорошо стандартизированных методов оценки интеллекта для взрослых. Это и послужило толчком Векслеру к созданию собственных шкал. Психолог разработал тест как «бальную шкалу», которая включала в себя вербальные, и невербальные составляющие.
Изначально тест Векслера предназначался для лиц старше 16 лет. Позже для обследования детей в возрасте 6,5 – 16,5 лет был создан специальный вариант, стандартизированный и адаптированный в 1973 году А.Ю. Панасюком. Он состоит из 11 субтестов, которые соответствуют взрослому варианту, но представлены в более облегченной форме + двенадцатый «Лабиринты» (во взрослом варианте его нет).
Тест помогает решать педагогические и психологические задачи:
- Выявлять не только уровень развития умственных способностей, но и эрудиции;
- Оценка памяти, типа мышления;
- Определение причин плохой успеваемости ребенка;
- Профилактика трудностей при обучении, определение проблемных зон;
- Возможность обнаружить нарушения психического развития.
Вербальные показатели связаны с критериями общей культуры и успеваемостью. Тем самым результаты могут быть чувствительны к национальным различиям. Отражают способность к умозаключениям и обобщениям, словарный запас, осведомленность, объем памяти.
Субтесты для определения уровня вербального интеллекта:
- «Общая осведомленность» — диагностирует уровень общей образованности.
- «Понятливость» — определяет способность моделировать поведение в социуме. Могут выявляться признаки социальной дезадаптации, конформности.
- «Арифметический» — оценивает легкость оперирования цифрами.
- «Сходство» — определяет, на каком уровне развития находится абстрактно-логическое мышление.
- «Словарный» — определяет уровень культуры речи и мышления. Может указывать на особенность личностных черт (например, импульсивность).
- «Повторение цифр» — оцениваются особенности внимания.
Невербальные показатели отражают уровень общего интеллекта, связанный с различными навыками, а также с сенсомоторными, психофизическими и перцептивными особенностями и характеристиками.
Субтесты для определения уровня невербального интеллекта:
- «Недостающие детали» — отражает уровень зрительной внимательности/наблюдательности и умения выделять основные признаки, что отражает уровень развития мышления.
- «Последовательные картинки» — выявляет умение планировать и понимать социальные действия. Определяет уровень социальной активности и адаптации.
- «Кубики Косса» — определяет уровень пространственного анализа и синтеза.
- «Складывание фигур» — показывает способность составлять целое из частей.
- «Шифровка» — диагностируется зрительная и моторная скорость.
- «Лабиринт».
В СССР Метод Векслера был адаптирован научными работниками Ленинградского психо-неврологического института им. В.М. Бехтерева.
Правила проведения тестирования
- Убедиться в желании испытуемого выполнять задания. Замотивировать, вызвать интерес.
- Не должно создаваться ощущение, что испытуемого проверяют. Для ребенка важно почувствовать, как будто с ним хотят поиграть.
- Точная формулировка при постановке вопроса.
- Ответ, если он не отрицательный, следует поощрять, подбадривая ребенка словами: «правильно», «молодец» и т.п.
- Когда испытуемый говорит «не знаю», необходимо поддержать.
- В случае, когда ребенок молчит, нужно мотивировать к ответу. Важно не подсказывать и не подталкивать к определенному ответу.
- Не давать следующее задание, если не выполнено предыдущее.
- Если дается 2 непротиворечивых ответа, выбрать наиболее подходящий из них.
- Если противоречивых, то подтолкнуть ребенка к выбору одного из вариантов.
- Если на вопрос не получен ответ в течение 10-15 секунд, повторить в первоначальном виде (кроме 6 и 3 субтестов).
- Дополнительные ответы учитываются, когда не получается оценить первоначальный вариант в 0 или 1 балл.
- Если ответ оказывается между 1 и 2 баллами, то ставится 1 балл.
- При неправильно выполненном задании, если установленное время еще не истекло, экспериментатору следует притвориться, что он ничего не заметил.
- С основными определениями приводятся альтернативные выражения или слова, представленные в скобках, которые оцениваются в тот же балл.
- Ответ после цифры «0» считается неудовлетворительным.
- После знака «?» необходим дополнительный вопрос. Если качество ответа не меняется, то ставится «0» баллов.
Обработка и интерпретация данных
Обработка результатов тестирования происходит вручную: сумма баллов переводится в стандартезированные единицы при помощи специально разработанных таблиц.
IQ-показатели по Векслеру:
130 – очень высокие показатели IQ
120-129 – высокие показатели IQ
110-119 – IQ в норме
90-109 – средние показатели IQ
80-89 – низкие показатели IQ
70-79 – очень низкие показатели IQ
> 69 – дефект интеллектуального развития
Вместо заключения
Заключение про уровень интеллектуального развития конкретного ребенка необходимо делать корректно. Полученные данные по невербальному интеллекту могут указывать на зону ближайшего развития или возможности интеллекта в целом. В детском возрасте показатели весьма изменчивы в связи с условиями жизни, обучения и воспитания ребенка.
Важно осознавать, что стандартизированная методика не может максимально полно оценивать индивидуальные особенности интеллектуального развития. Высокие баллы IQ не всегда являются определяющими признаками гениальности. Успешность во многом зависит от таких составляющих, как целеустремленность, внимательность, креативность, усидчивость и т.д.
№ | Задания и контрольные ответы | Оценка |
---|---|---|
1 | Что ты будешь делать, если порежешь себе палец? | |
2: Помажу йодом. Забинтую. Заклею пластырем. Вымою водой с мылом. | ||
1: Скажу маме. Пойду к врачу. | ||
0: Плакать. Пойду домой. Ничего. | ||
2 | Что ты будешь делать, если потеряешь мячик, который тебе дали поиграть? (куклу, книгу – в зависимости от возраста, пола). | |
2: Куплю новый. Отдам свой (или такой же, или другой). Заплачу. | ||
1: Извинюсь. Скажу маме. | ||
0: Плакать. Скажу ему, что потерял. | ||
?: Искать пока не найду. (?: А если не найдешь?»). | ||
3 | Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба в магазине не оказалось? | |
2: Пойду в другой магазин. Куплю булку. | ||
1: Спрошу у мамы, что делать. | ||
0: Пойду домой. Отдам деньги. | ||
4 | Что ты будешь делать, если маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться? (для девочек – «девчонка»). | |
2: Успокою (или займу чем-нибудь, или остановлю, или утихомирю) его. Объясню (или внушу) ему, что так нельзя. Переведу на шутку. | ||
1: Попрошу кого-нибудь остановить его. Скажу маме. Поставлю в угол. | ||
0: Повалю и буду держать. Оттолкну. Дам сдачи. | ||
?: Ничего. Отойду. | ||
5 | Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам? | |
2: Попытаюсь остановить поезд. Встану на рельсы и буду делать знаки. Буду махать чем-нибудь (или красным платком). | ||
1: Скажу стрелочнику (или кому-нибудь). | ||
0: Отойду. Убегу. Посмотрю. | ||
?: Закричу. | ||
6 | Почему лучше строить дом из кирпича, чем из дерева? | |
Прочнее (или крепче). Не гниет (или долговечнее, или меньше подвержен коррозии). Кирпич не горит. Из кирпичей можно строить многоэтажные дома. | ||
0: Удобнее (или легче) строить. Лучше изоляция. Красивее. Теплее. Дешевле. В дерево молния ударит, а в камень нет. | ||
?: Выгоднее. Безопаснее. Практичнее. | ||
7 | Почему преступников сажают в тюрьму? | |
Для изоляции от общества (или могут совершить другое преступление). Для исправления (или перевоспитания). Для наказания. | ||
0: чтобы не сбежали. Для других урок. Чтобы отбыли срок наказания. Законы нельзя нарушать. | ||
?: Они преступники (или совершили преступление). (?: «Верно. Так почему их сажают в тюрьму?»). | ||
8 | Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей? | |
Женщины слабые (или мужчины сильнее женщин). Женщины более необходимы для ухода за детьми. Дети дольше будут жить. | ||
0: Они не умеют плавать. Так принято. Чтобы не было паники. | ||
?: Женщины – слабый пол. | ||
9 | Почему выгоднее хранить деньги в сберкассе, а не дома? | |
Уберечься от соблазна истратить. Безопаснее (или дома могут украсть или сгореть при пожаре). Идут проценты. Выгодно государству, оно использует эти деньги. | ||
0: Дома можно потерять. | ||
?: Выгодно. Удобно. Надежно. Сохранение. Накопление. Польза государству. | ||
10 | Чем выгодны пункты проката? | |
Если вещь нужна только на короткое время (или на один раз, или на сезон). Не каждую вещь человек в состоянии купить. | ||
11 | Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены? | |
Отобрать (или выявить) знающих (или подготовленных, или сильнейших). Отсеять не знающих (или не подготовленных). Отобрать (или выявить) талантливых (или способных). Проверить способность учиться в институте (или отсеять «тупых»). Чтобы для всех были равные условия (или чтобы не поступали нечестным путем). Конкурс (или желающих много, а мест мало). | ||
0: Узнать, хорошо ли все знают. Пополнить (или вспомнить) свои знания. | ||
?: Проверить знания (или что ты знаешь, или на что способен). Иметь представление о поступающих (или знаниях, или способностях). Нельзя принимать всех подряд. («Верно. Так почему надо сдавать экзамены, чтобы поступить?). | ||
12 | Почему для производства детских игрушек чаще используют пластмассу, чем дерево? | |
Она легче. Легко делать (или обрабатывать). Гигиеничнее. Занозы не будет. Дешевле. Экономия древесины. Легко штамповать. | ||
0: Прочнее. Красиво (или эстетично). | ||
?: Удобно. Выгодно. Практично. | ||
13 | Почему мы выбираем депутатов парламента? | |
Отбор достойных (или лучших). Не все могут управлять. Потому что каждый из нас имеет право голоса (или выбора). В этом – проявление демократии (или народной власти). У нас власть осуществляется через представителей народа (или депутаты – представители народа). Власть основана на выборности. | ||
0: | ||
?: У нас демократия (или народная власть). Депутаты отражают (отстаивают или защищают) интересы народа. | ||
14 | Почему нужно выполнять обещания? | |
Подведешь другого. Тебе не будут верить (или будут считать лгуном). Для пользы дела. | ||
0: Так принято. Это нехорошо. Это не честно. | ||
?: Это дело чести. Вопрос морали. |
Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 6. Повторение цифр — Psylab.info
Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики
Субтест 6. Повторение цифр
Общие правила.
- Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 секунду (в ритме стартового отсчета времени).
- В период от окончания счета экспериментатором и до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков, команду к воспроизведению подавать жестом.
- Один и тот же ряд дважды не повторять.
- Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.
- Предложить 1 ряд 1 серии. При удаче дать следующий ряд этой серии. При неудачном воспроизведении какого-либо ряда 1 серии дать аналогичный по длине ряд 2 серии. В случае правильного его воспроизведения предложить следующий ряд первой серии. При неправильном воспроизведении 2-х одинаковых по величине рядов 1 и 2 серий при прямом счете – перейти к обратному, при обратном – прекратить.
- Оценка за каждый вид счета (прямой или обратный) равна количеству цифр в максимальном ряду, воспроизведенном правильно. Общая оценка субтеста равняется сумме оценок за прямой и обратный счет.
Прямой счет.
Инструкция: «Сейчас я скажу тебе несколько цифр, а ты как только я кончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай, попробуем. Внимание…»
Первая серия | Вторая серия | Оценка | |
---|---|---|---|
3-8-6 | 6-1-2 | 3 | |
3-4-1-7 | 6-1-5-8 | 4 | |
8-4-2-3-9 | 5-2-1-8-6 | 5 | |
3-8-9-1-7-4 | 7-9-6-4-8-3 | 6 | |
5-1-7-4-2-3-8 | 9-8-5-2-1-6-3 | 7 | |
1-6-4-5-9-7-6-3 | 2-9-7-6-3-1-5-4 | 8 | |
5-3-8-7-1-2-4-6-9 | 4-2-6-9-1-7-8-3-5 | 9 |
Обратный счет.
Инструкция: «Сейчас я тебе скажу еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только ты будешь начинать с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю «один-два» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь «два-один» (опять показать рукой на эти места, но в обратном порядке). Понял? Ну, давай попробуем. Внимание…»
Первая серия | Вторая серия | Оценка | |
---|---|---|---|
2-5 | 6-3 | 2 | |
5-7-4 | 2-5-9 | 3 | |
7-2-9-6 | 8-4-9-3 | 4 | |
4-1-3-5-7 | 9-7-8-5-2 | 5 | |
1-6-5-2-9-8 | 3-6-7-1-9-4 | 6 | |
8-5-9-2-3-4-2 | 4-5-7-9-2-8-1 | 7 | |
6-9-1-6-3-2-5-8 | 3-1-7-9-5-4-8-2 | 8 |
Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты «Повторения» очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации).
Перечень феноменов:
- ритм повторения — испытуемый повторяет цифры в прямом порядке в таком же ритме, каком произносил экспериментатор. Чтобы избежать этого феномен, экспериментатор должен ровным голосом произносить ряд цифр;
- просьба повторить ряд — встречается у лиц о слабой концентрацией внимания. Обычно повторяют нижний ряд из группы цифр;
- неверно повторена первая цифра при прямом повторении — чаще указывает на слабость концентрации внимания у невротиков;
- замена места — испытуемый меняет цифры местами при повторении, также встречается при неврозе;
- сравнение повторения цифр в прямом порядке с повторением цифр в обратном. Если разница между ними больше двух, то это является признаком снижения концентрации внимания по психоорганическому типу;
- невозможность повторения 4 цифр в прямом порядке — грубейшая психоорганика.
Количественный анализ результатов:
- если оценка «Повторения» значительно ниже «Словарного» – указание на наличие тревоги;
- если оценка «Повторения» выше «Словарного» — выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов;
- высокие оценки «Повторения» могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом;
- низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутрненнем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться;
- сочетание снижения в субтестах «Повторения», «Сходства» и конструктивных пробах невербального интеллекта — все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга.
См. также
Тест Векслера
Тест Векслера/Детский вариант
Тест Векслера — диагностика в детском неврологическом центре «Доктрина»
Принцип тестирования.
Тест состоит из 12 субтестов. Он делится на две шкалы: вербальную и невербальную. В ходе тестирования оцениваются различные стороны интеллекта ребенка. В вербальную шкалу входят:
- Осведомленность – отражает объем общих знаний, приобретаемых ребенком в ходе его развития
- Понятливость – способность усваивать социальные правила и ориентироваться в социальных нормах, рассуждать на социальные темы
- Арифметический тест – оценка уровня развития арифметических навыков, концентрации внимания, способности оперировать задачами в уме
- Сходство – способность обнаруживать сходства и различия, группировать объекты по общим признакам или разделять их.
- Словарный запас – ребенок определяет понятия и объясняет значение слов.
- Повторение цифр – ребенок должен воспринимать их на слух и воспроизводить в обратном порядке разное количество чисел.
Ответы на эти вопросы характеризуют интеллигентность испытуемого, уровень его образования и способность к обучению. Они отражают врожденные характеристики интеллекта.
Невербальная шкала включает субтесты:
- Недостающие детали – оценивает гибкость мышления ребенка, его зрительную наблюдательность, объем непроизвольного внимания.
- Последовательные картинки – задание проверяет способность к формированию причинно-следственных связей
- Кубики Косса – тест исследует предметное мышление и способность к визуальному синтезу.
- Складывание фигур – нужно собрать целое из частей. Определяет не только способности, но и опыт практической деятельности.
- Шифрование – ребенку предлагается преобразовать сообщение в кодированную форму за фиксированное время.
- Лабиринты – определяет уровень развития графомоторных навыков, координации, внимания.
В каждом из субтестов ребенку предлагается от 4 до 40 усложняющихся заданий. Исходя из ответов, выставляется определенное количество баллов. При оценке результатов учитывается общий показатель IQ, его отдельные составляющие, а также соотношение вербального и невербального компонентов интеллекта. Родителям объясняют, какие стороны развития ребенка «проседают», и за счет его можно компенсировать общий IQ.
Кому необходим тест?
Тест проводится с диагностической целью. Он позволяет оценить уровень интеллекта нормально развивающегося ребенка или констатировать задержку в интеллектуальном развитии. В комплексе с другими методами, тест Векслера позволяет выявить неврологические и психические заболевания, включая олигофрению.
Проверка интеллекта необходима, если:
- вы заметили, что ребенок отстает в интеллектуальном развитии от сверстников;
- у малыша обнаружены заболевания центральной нервной системы, которые могут повлечь за собой снижение интеллекта или отдельных его качеств;
- ребенок стал плохо учиться в школе.
Некоторые родители проверяют интеллект своих детей даже при отсутствии у них признаков какой-либо патологии. Они это делают, чтобы спланировать будущее ребенка, адекватно оценивая его способности.
Где сделать тест Векслера?
Чтобы пройти тест Векслера, вы можете обратиться в медицинский центр «Доктрина». Наши преимущества:
- тестирование проводит квалифицированный клинический психолог, который способен найти подход даже к самым трудным детям;
- вашему ребенку будет комфортно в нашей клинике благодаря хорошим условиям и доброжелательному отношению со стороны специалистов центра;
- при необходимости есть возможность проведения дополнительных тестов или диагностических процедур для определения причин снижения интеллекта;
- если выявляется отставание в интеллектуальном развитии, в нашем медицинском центре ребенок может пройти курс терапии или реабилитации.
Свяжитесь с нами, чтобы записаться на проверку интеллекта своего ребенка при помощи шкалы Векслера.
Тест Векслера/Детский вариант/Таблица перевода суммарных оценок в стандартную форму
Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики
Таблица перевода суммарных оценок в стандартную (из пяти субтестов) форму
Сумма шкальных оценок | Шесть субтестов | Четыре субтеста | Сумма шкальных оценок | Шесть субтестов | Четыре субтеста |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | 1 | 61 | 52 | 78 |
2 | 2 | 3 | 62 | 53 | 79 |
3 | 3 | 4 | 63 | 53 | 80 |
4 | 3 | 5 | 64 | 54 | 81 |
5 | 4 | 6 | 65 | 55 | 83 |
6 | 5 | 8 | 66 | 56 | 84 |
7 | 6 | 9 | 67 | 57 | 85 |
8 | 7 | 10 | 68 | 58 | 86 |
9 | 8 | 11 | 69 | 58 | 88 |
10 | 8 | 13 | 70 | 59 | 89 |
11 | 9 | 14 | 71 | 60 | 90 |
12 | 10 | 15 | 72 | 61 | 91 |
13 | 11 | 16 | 73 | 62 | 93 |
14 | 12 | 18 | 74 | 63 | 94 |
15 | 13 | 19 | 75 | 63 | 95 |
16 | 13 | 20 | 76 | 64 | 96 |
17 | 14 | 21 | 77 | 65 | 98 |
18 | 15 | 23 | 78 | 66 | 99 |
19 | 16 | 24 | 79 | 67 | 100 |
20 | 17 | 25 | 80 | 68 | 101 |
21 | 18 | 26 | 81 | 68 | 103 |
22 | 18 | 28 | 82 | 69 | 104 |
23 | 19 | 29 | 83 | 70 | 105 |
24 | 20 | 30 | 84 | 71 | 106 |
25 | 21 | 31 | 85 | 72 | 108 |
26 | 22 | 33 | 86 | 73 | 109 |
27 | 23 | 34 | 87 | 73 | 110 |
28 | 23 | 35 | 88 | 74 | 111 |
29 | 24 | 36 | 89 | 75 | 113 |
30 | 25 | 38 | 90 | 76 | 114 |
31 | 26 | 39 | 91 | 77 | 115 |
32 | 27 | 40 | 92 | 78 | 116 |
33 | 28 | 41 | 93 | 78 | 118 |
34 | 28 | 43 | 94 | 79 | 119 |
35 | 29 | 44 | 95 | 80 | 120 |
36 | 30 | 45 | 96 | 81 | 121 |
37 | 31 | 46 | 97 | 82 | 123 |
38 | 32 | 48 | 98 | 83 | 124 |
39 | 33 | 49 | 99 | 83 | 125 |
40 | 33 | 50 | 100 | 84 | 126 |
41 | 34 | 51 | 101 | 85 | 128 |
42 | 35 | 53 | 102 | 86 | 129 |
43 | 36 | 54 | 103 | 87 | 130 |
44 | 37 | 55 | 104 | 88 | 131 |
45 | 38 | 56 | 105 | 88 | 133 |
46 | 38 | 58 | 106 | 89 | 134 |
47 | 39 | 59 | 107 | 90 | 135 |
48 | 40 | 60 | 108 | 91 | 136 |
49 | 41 | 61 | 109 | 92 | 138 |
50 | 42 | 63 | 110 | 93 | 139 |
51 | 43 | 63 | 111 | 93 | 140 |
52 | 43 | 65 | 112 | 94 | 141 |
53 | 44 | 66 | 113 | 95 | 143 |
54 | 45 | 68 | 114 | 96 | 144 |
55 | 46 | 69 | 115 | 97 | 145 |
56 | 47 | 70 | 116 | 98 | 146 |
57 | 48 | 71 | 117 | 98 | 148 |
58 | 48 | 73 | 118 | 99 | 149 |
59 | 49 | 74 | 119 | 100 | 150 |
60 | 50 | 75 | 120 |
См. также
Тест Векслера
Тест Векслера/Детский вариант
бесплатных практических тестов SAT (2020) [2000+ вопросов и ответов]
Домой
Тесты
Поиск
Рекомендуемые продукты
- Назад
Курсы подготовки к ACT
Курсы BAR Prep
CFA Stu
.
SAT письменный и языковой практический тест 1
Домой
Тесты
Поиск
Рекомендуемые продукты
- Назад
ACT Prep Cour
.
Завершите официальные практические тесты SAT, бесплатные ссылки
Официальные тесты SAT, выпущенные Советом колледжей, являются абсолютным золотым стандартом для практических вопросов SAT. Каждый официальный практический тест содержит реальные вопросы, задаваемые фактическим студентам на предыдущих этапах SAT.
В этой статье я покажу вам, где можно найти в Интернете все официальные практические тесты SAT. Это подробное руководство дает вам доступ к большему количеству практических тестов, чем любое другое руководство. Большинство этих тестов бесплатны и являются отличной практикой для начала подготовки к SAT. Мы также обсудим, как использовать эти практические тесты, чтобы помочь вам добиться от них максимального улучшения.
Краткое знакомство с практическими тестами SAT
Я разделил источники практических тестов SAT на несколько категорий в зависимости от того, какой версии SAT следуют тесты. Есть три базовых версии:
- SAT (с 2016 г. по настоящее время, из 1600)
- Старый SAT (до 2016 г., из 2400)
- Очень старый SAT (до 2005 г., из 1600)
Все бесплатные тесты публикуются Советом колледжей и доступны для скачивания без нарушения авторских прав.
Тесты основаны на
.Диагностический тест
SAT: каковы ваши результаты по SAT? — Magoosh Blog
Инструкции
Приведенный ниже отрывок сопровождается рядом вопросов. Прочитав отрывок, выберите лучший ответ на каждый вопрос, основываясь на том, что заявлено или подразумевается в отрывке или отрывках, а также на сопроводительной графике (например, в таблице или графике).
Этот отрывок адаптирован из книги Джона Раскина, The Seven Lamps of Architecture , первоначально опубликованной в 1849 году.Здесь Раскин описывает первый принцип архитектуры.
Архитектура — это искусство, которое настолько украшает строения, возведенные человеком для любых целей, что их вид способствует его психическому здоровью, силе и удовольствию. В самом начале любого исследования очень важно четко различать архитектуру и строительство.
Строить — это, по общему мнению, собирать и настраивать несколько частей любой конструкции значительного размера.Люди, которые исповедуют это искусство, являются строителями, но строительство не становится архитектурой только благодаря устойчивости того, что оно возводит.
Итак, давайте сразу же ограничим название архитектуры тем искусством, которое запечатлевает в своей форме некоторых почтенных или красивых персонажей, но в остальном ненужных. Таким образом, полагаю, никто не назовет законы архитектурными, которые определяют высоту дверной коробки или сорт дерева в балке. Но если к каменной облицовке дверной коробки добавить ненужную деталь, например, трос, , то — это архитектура.Если выступающие массы будут вырезаны снизу в округлых формах, что бесполезно, и если заголовки интервалов будут выгнуты и выгравированы, что бесполезно, , что — это архитектура. Эта бесполезная природа воплощает в себе первый принцип архитектуры: жертвенность.
Может быть, не всегда легко провести черту так резко и просто, потому что есть несколько зданий, которые не имеют какой-либо претензии или цвета, чтобы быть архитектурными; также не может быть никакой архитектуры, не основанной на здании, ни хорошей архитектуры, не основанной на хорошем здании.Тем не менее, совершенно легко и очень необходимо сохранять идеи отдельно и полностью понимать, что Архитектура занимается только теми персонажами структуры, которые выходят за рамки ее полезности.
Дух жертвоприношения в архитектуре побуждает нас приносить в жертву драгоценности только потому, что они драгоценны, а не потому, что они полезны или необходимы. Это, например, дух, который из двух одинаково красивых сортов мрамора, применимых и прочных, выбрал бы более дорогостоящий, потому что это было так.Из двух одинаково эффективных видов декора этот дух жертвенности выбрал бы более сложный, потому что так оно и было. Таким образом, он является наиболее необоснованным и восторженным, и, возможно, его лучше всего определить как противоположность преобладающему в наше время ощущению, которое стремится к достижению наибольших результатов при наименьших затратах.
У этого духа самопожертвования есть две различные формы: первая, желание проявлять самоотречение просто ради самодисциплины, желание, исполняемое посредством отказа от вещей, которые нравятся или желаемы, без прямого призыва или цель получить ответ таким образом; а во-вторых, желание почтить или доставить удовольствие кому-то дорогою жертвой.
Почти вся старая работа была тяжелой, жертвенной. Это может быть тяжелый труд детей, варваров или деревенских жителей; но это всегда их максимум. Наша работа выглядит так, как будто мы остановились везде и всегда. Имеет вид ленивого соблюдения невысоких условий; никогда о справедливом проявлении нашей силы. Давайте сразу же покончим с этой работой. Избавься от всякого искушения!
Не позволяйте нам добровольно унижаться, а затем бормотать и оплакивать наши недостатки.Дело даже не в том, сколько и нам нужно сделать, а в том, как это сделать; вопрос не в том, чтобы делать больше, а в том, чтобы добиться большего. Если у нас есть только так много средств, которые можно потратить на украшение, давайте пойдем к мастеру, кем бы он ни был, и предложим ему вырезать для нас одну статую или столицу, или столько, сколько мы можем себе позволить, заставив его выполнить одно условие , что они будут лучшим, что он может сделать. Разместите их там, где они будут наиболее ценными, и будьте довольны. Другие наши столицы могут быть простыми блоками, а другие наши ниши — пустыми.Не важно. Лучше незавершенная работа, чем все плохое. Это более честно и непривлекательно.
1.
Что Рескин определяет как разницу между зданием и архитектурой?
.