Развитие в психологии это: Урок 5. Психология развития и возрастная психология

Содержание

Что такое Психология развития? Психология развития — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Психология развития — это раздел общей психологии, изучающий развитие психики человека на протяжении всей его жизни. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста и геронтология. Психология развития исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие

Официальным годом рождения психологии развития принято считать 1882 г. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии. Однако официально термин «психология развития» утвердился в научном сообществе лишь в 60 — 70-е годы ХХ века.

Психология развития в России

Долгое время в нашей стране психология развития охватывала только период жизни человека от рождения до 18 лет и носила название возрастной психологии. Были описаны характеристики каждого из возрастов, основные новообразования и трудности на каждом этапе. Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Каждый возраст характеризуется:

  • своей социальной ситуацией развития;
  • ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;
  • возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития.

Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространённая в отечественной психологии. При этом выделяются следующие собственно возрастные этапы формирования личности:

  • ранний детский (преддошкольный) возраст (0–3),
  • дошкольное детство (3–7),
  • младший школьный возраст (7–11),
  • средний школьный возраст (11–15),
  • старший школьный возраст (15–18).

Западный подход к психологии развития

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определённое качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определённом возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнётся с серьёзной жизненной неудачей.

Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

  • Первая фаза — младенчество. Её главная задача — выработать у младенца бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляется чувство «базового недоверия» к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.
  • Во второй фазе — раннем детстве — у ребёнка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность — стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребёнка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, даёт ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.
  • Третья фаза — игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) — формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребёнку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
  • Главное новообразование четвёртой фазы — школьного возраста — чувство, предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребёнка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
  • Пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопредёленность. Типичная черта этой фазы развития — «ролевой мораторий» (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьёз и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.
  • Шестая фаза — молодость — характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Её альтернатива — чувство изоляции и одиночества.
  • Важнейшее приобретение седьмой фазы — взрослости — творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).
  • Последняя, восьмая фаза — зрелый возраст, или старость, характеризуется появлением чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае — отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста — отрешённость и мудрость, т. е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определённой высоты.

Психология развития охватывает жизнь человека как непрерывный процесс изменения личности. Данный раздел психологии позволяет отследить закономерности развития личности, помочь преодолеть основные возрастные кризисы и найти нужный вектор для дальнейшего движения вперед.

Психология развития — это… Что такое Психология развития?

Психология развития (Возрастная психология) — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Психология развития возникла в 1882 году. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.

В 20 гг. 20 века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.

Истоки психологии развития как науки:

  1. Развитие философских теорий
  2. Открытия эволюционной биологии в 19 в.
  3. Социально-исторические изменения
  4. Развитие естественных и гуманитарных наук

60-70 гг. 20 в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним — генетическая психология).

Предмет психологии развития и возрастной психологии:

  1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
  2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Развитие различных видов деятельности (активности)
  4. Формирование качеств личности
  5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём постижения их генезиса (происхождения), поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 260 дней]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 260 дней].

Задачи[источник не указан 1262 дня] психологии развития:

  1. Раскрытие общих закономерностей развития
  2. Установление причин перехода от одной стадии к другой
  3. Периодизация возрастных периодов
  4. Психологическая картина каждой стадии
  5. Изучение ведущих факторов развития

Функции психологии развития:

  1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
  2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
  3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
  4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Теории развития[1]

Примечания

См. также

Литература

Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., «Айрисс-пресс», 2005 г., С.238. ISBN 5-8112-1353-0

Ссылки

Психология развития

Определение 1

Психология развития представляет собой отрасль психологического знания, изучающую психологические изменения личности по мере взросления; исследующую психику и изменения человеческого организма во всех возрастных периодах, на всех стадиях во всей совокупности антропологических, биологических, психологических и социальных факторов, оказывающих влияние на личностные изменения.

Научное направление возникло в 1882 году в связи с выходом книги немецкого психолога и физиолога В. Прейера «Душа ребенка», посвященной изучению детской психологии. В прошлом столетии научная область оформилась как самостоятельная область психологических знаний. В 60-х годах прошлого века в мировой науке прочно утвердился термин «психология развития», «генетическая психология».

Цель и задачи психологии развития

Определение 2

Научной целью научного знания является постижение психологических феноменов путем выявления и анализа их происхождения, выявление сходств и различий функционирования личности на протяжении всего периода жизненного пути.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяют следующие задачи области научного знания:

  • исследование движущих сил, механизмов, источников психического развития на протяжении жизненного пути личности;
  • периодизация личностного психического развития;
  • исследование возрастных особенностей, закономерностей протекания психических процессов;
  • установление возрастных особенностей, возможностей, закономерностей реализации определенных видов деятельности, познавательных процессов;
  • определение возрастных норм формирования и развития психических функций, выявление творческого потенциала, внутренних психологических ресурсов личности.

Предмет и объект психологии развития

Определение 3

Объектом психологии развития выступает сложная динамическая система взаимосвязанных явлений, процессов, изменяющихся в зависимости от возрастного этапа; изменяющийся в онтогенезе, развивающийся человек.

Предмет научного направления представлен следующими аспектами:

  • условия, движущие причины онтогенеза психики личности;
  • развитие психических процессов, включая когнитивные, волевые, эмоциональные и пр.;
  • особенности развития различных видов активности, деятельности;
  • особенности формирования личностных качеств;
  • возрастные периоды личностного развития, механизмы, причины перехода личности от одного возрастного этапа к другому, закономерности возникновения определенных психических новообразований на различных этапах жизненного пути;
  • индивидуальные и возрастные психологические особенности.

Функции психологии развития

Выделяют следующие функции научного направления:

  1. Дескриптивная – описание особенностей развития личности на различных возрастных периодах с позиций внешнего поведения, внутренних переживаний;
  2. Объяснение закономерностей, особенностей возрастного развития, выявление причин, факторов, условий изменений реализации поведенческих стратегий, переживаний личности в различных возрастных периодах;
  3. Прогнозирование возможных изменений, появление психических новообразований, обусловленное переходом на новую ступень возрастного развития;
  4. Коррекция психического развития, создание максимально оптимальных условий для личностного развития.

Структура психологии развития

В рамках области научного знания выделают следующие разделы:

  • психология младенца;
  • психология раннего возраста;
  • психология дошкольника;
  • психология младшего школьного возраста;
  • психология подросткового возраста;
  • психология юности, молодости;
  • психология среднего возраста;
  • геронтопсихология, психология старости.

Замечание 1

Таким образом, психология развития представляет собой область научного знания, обогащающую научное знание пониманием особенностей, закономерностей, механизмов личностного развития в онтологическом аспекте.

Психология развития — Википедия с видео // WIKI 2

Три возраста и смертьГанс Бальдунг, 1540—1543музей Прадо, Мадрид

Психология развития — отрасль психологии включает в себя целый ряд областей, таких как педагогическая психология, детская психопатология[en], судебная психология, психология развития ребёнка, когнитивная психология, экологическая психология и культурная психология[en]. Среди влиятельных психологов развития XX века — Ури Бронфенбреннер, Эрик Эриксон, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Барбара Рогофф и Лев Выготский.

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5

    Просмотров:

    35 095

    10 059

    18 344

    77 120

    1 189

  • ✪ «Психология развития и возрастная психология» л.№1

  • ✪ «Психология развития»

  • ✪ «Психология развития и возрастная психология» л.№2

  • ✪ Семинар для мужчин от Вадима Куркина. Мужская психология развития и женская психология для мужчин

  • ✪ Особенности возрастной психологии

Содержание

История

В качестве основателей современной психологии развития обычно называются Жан-Жак Руссо и Джон Б. Уотсон[1]. В середине XVIII века Жан-Жак Руссо описал три стадии развития: младенцы (младенчество), пуэр (детство) и юность в книге Эмиль или о Воспитании[en]. В то время идеи Руссо были активно восприняты педагогами.

В 1882 году вышла в свет книга немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.

В 1920-х годах психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.

Истоки психологии развития как науки:

  1. Развитие философских теорий
  2. Открытия эволюционной биологии в XIX веке
  3. Социально-исторические изменения
  4. Развитие естественных и гуманитарных наук

60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).

Предмет, задачи и методы

Предмет психологии развития и возрастной психологии

  1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
  2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Развитие различных видов деятельности (активности)
  4. Формирование качеств личности
  5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 3099 дней]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 3099 дней].

Функции психологии развития

  1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
  2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
  3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
  4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Методы исследования

  1. Организационный метод.
    • сравнительный метод — сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
    • лонгитюдный метод — длительный, предполагает несколько методик. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.
    • комплексный — сочетание сравнительного и лонгитюдного метода
  2. Эмпирический метод.
    • метод наблюдения
    • экспериментальный метод
    • психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)
    • биографический метод
    • обсервационный метод(наблюдение и самонаблюдение)
  3. Интерпретационный метод
    • генетический метод
    • структурный метод

Теории развития[2]

  • Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
  • Теория созревания Гезелла
  • Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена
  • Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт
  • Философия образования Монтессори
  • Теория организма и сравнительная теория Вернера
  • Теория когнитивного развития Пиаже: Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал, что дети активно учатся и получают знания через практический опыт, он также выдвинул предположение, что роль взрослого заключается в том, чтобы предоставить ребёнку необходимые материалы для осуществления своей практической деятельности. Жан использовал в работе с детьми метод Майевтика, созданный Сократом, для того чтобы дети могли задуматься о собственных действиях и могли, тем самым, увидеть противоречия в своих объяснениях.[3] Пиаже считал, что интеллектуальное развитие детей имеет несколько стадий, которые он изложил в своей теории когнитивного развития. Каждый этап состоит из шагов, которые ребёнку необходимо освоить, прежде чем перейти к следующему шагу. Он считал, что каждый этап взаимосвязан друг с другом, например, каждый новый этап строится на основе предыдущего в непрерывном процессе обучения. Жан предложил несколько стадий развития интеллекта : период сенсо-моторного интеллекта (0—2 года), период подготовки и организации конкретных операций (2—11 лет), период формальных операций (11—15 лет), которые по его теории проходят строго в определённом возрастном порядке.[4]
  • Стадии нравственного развития по Колбергу
  • Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
  • Теория социального научения Бандуры
  • Культурно-историческая теория Выготского и Лурии
  • Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда
  • Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
  • Восемь стадий жизни Эриксона
  • Теория аутизма Беттельгейма
  • Теория детских переживаний Шахтеля
  • Теория зрелости Юнга
  • Теория развития на основе привязанности Ньюфелда

Примечания

См. также

Литература

на русском языке
на других языках
  • Bjorklund, D.F.; Pellegrini, A.D. Child Development and Evolutionary Psychology (неопр.) // Child Development (англ.)русск.. — 2000. — Т. 71, № 6. — С. 1687—1708. — doi:10.1111/1467-8624.00258. — PMID 11194266.
  • Bornstein, M.H. & Lamb, M.E. (2005). Developmental science: An advanced textbook. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005.
  • Johnson-Pynn, J.; Fragaszy, D.M.; Cummins-Sebree, S. Common territories in comparative and developmental psychology: The quest for shared means and meaning in behavioral investigations (англ.) // International Journal of Comparative Psychology : journal. — 2003. — Vol. 16. — P. 1—27. Архивировано 24 мая 2013 года.
  • Lerner, R.M. Concepts and theories of human development. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002.
  • Reid, V.; Striano, T. & Koops, W. Social Cognition During infancy. Psychology Press. 2007

Ссылки

Три возраста и смертьГанс Бальдунг, 1540—1543музей Прадо, Мадрид
Эта страница в последний раз была отредактирована 28 июля 2020 в 21:34.

6. Понятие о развитии в психологии.

Развитие
— закономерное качественное изменение
материальных и идеальных объектов,
характеризующегося как необратимое и
направленное.

существует
3 главных типа такого изменения.

1.
Переход объекта из качественного
состояния в другое качественное
состояние той же степени сложности;

2.
Переход объекта из качественного
состояния большей степени сложности
в другое качественное состояние, меньшей
степени сложности;

3.
Переход объекта из качественного
состояния меньшей степени сложности
в качественное состояние, большей
степени сложности.

Соц.
ситуация развития- конкретная форма
значимых отношений, в кот. ч-к находится
с окружающей его действительностью в
тот или иной период своей жизни. Ведущая
деятельность- д-ть ч-ка в рамках социальной
ситуации развития, выполнение кот.
определяет возникновение и формирование
у него основных психологических
новообразований на данной ступени
развития. Кризис развития – переломный
пункт в нормальном течении психического
развития, возникающий на стыке двух
возрастов из-за противоречий м\у
возрастающими физическими и психическими
возможностями ч-ка и ранее сложившимися
формами его взаимоотношений с окружающими
людьми и видами д-ти. Психологическое
новообразование- психические и соц.
изменения, возникающие на данной ступени
развития и определяющие сознание ч-ка,
его отношение к среде, внутреннюю и
внешнюю жизнь.

Психическое
развитие ребёнка подчиняется определённым
закономерностям. Их сформулировал
Выготский.

1.
Закон сензитивности и неравномерности
психического развития.

Сензитивность
— особая чувствительность и восприимчивость,
наибольшая благоприятность к
психолого-педагогическим воздействиям.

2.
Закон метаморфозы детского развития.

Маленький
ребёнок- это не просто маленький
взрослый.У ребёнка другая отличная
психика и его развитие- это есть цепь
качественных изменений.

3.
Закон развития высших психических
функций.

Уже
в детстве, по мнению Выготского, начинают
складываться собственно-человеческая
психика.

4.
Закон темпа психического развития.

Детское
развитие имеет сложную организацию во
времени, свой ритм, который не совпадает
с ритмом времени, свой темп, который
меняется в разные годы жизни, так год
жизни в младенчестве не равен году
жизни в отрочестве.

Основные
категории психологии развития.

Понятие
развития. Рост. Созревание. Дифференциация.
Научение. Запечатление (импритинг).
Социализация. Возраст: хронологический,
условный, биологический, психологический,
социальный, субъективный. Жизненный
путь.

Периодизация
развития. Основные этапы психического
развития.

Протяженность
развития во времени.

7. Предпосылки и условия психического развития.

Предпосылки
и условия психического развития по
Мухиной


без человеческого мозга не может
возникнуть человеческая психика,


социальная среда


социальное наследование

Определяемые
культурным развитием, исторически
обусловленные реальности существования
человека можно классифицировать
следующим образом:

1)
реальность предметного мира; То как
чел. относится к вещам определяет его
психику. На отношениях предметного
мира строится большинство общественных
норм.

2)
реальность образно-знаковых систем;
Образы и знаки формируют некие системы,
которые предшествуют каждому отдельному
человеку, образуя реальность чел. бытия.

3)
реальность социального пространства;
Общение как вид деятельности. Мимика.
Личностный смысл. Субьективное отношение
человека к тому, что он выражает с
помощью языковых знаков.

Игра
(3-7 лет). Учебная деятельность. Подростковый
возраст – общение. Взрослый возраст –
мир трудовых отношений. Пожилой возраст
– общение.

4)
природная реальность. Переломный момент
в отношениях чел. — природа произошел,
когда чел. перестал вести хаотич.
деятельность, он стал организовывать
вокруг себя среду

5)
реальность внутр. пространства. любое
событие из прошлого влияет на восприятие
остальных жизненных ситуаций. мех-м
идентификация-обособление

чел.
всегда предстает 2 эпостасях: — как
представитель общества(соц. единица)
— уникальная личность

Эти
реальности в каждый исторический момент
имеют свои константы и свои метаморфозы.
Поэтому психологию людей определенной
эпохи следует рассматривать в контексте
культуры этой эпохи, в контексте значений
и смыслов, придаваемых культурным
реальностям в конкретный исторический
момент.

К
предпосылкам относят природные свойства
организма человека. Ребенок проходит
закономерный процесс развития на базе
определенных предпосылок, созданных
предшествующим развитием его предков
на протяжении многих поколений.

Психология развития человека, статья

Этапы развития

Психология проходила длинный путь в своем развитии как наука. Со временем менялось понимание того, что такое объект, предмет и каковы цели исследования.

Психология развития человека включается в себя три этапа:

  • Душа

  • Сознание

  • Поведение

Наука о душе появилась около двух тысяч лет назад. Так давались объяснения всем непонятным явлениям, которые встречались в человеческой жизни.

Второй этап приходится на период 17 века. В этот промежуток времени развивались естественные науки. Способность мыслить и чувствовать относилась к сознанию. Изучение происходило посредством наблюдения за индивидом. Человек давал оценку самому себе, описывал факты.

На третьем этапе (в 20 веке) психология описывала поведение. Основной задачей стали эксперимент и наблюдение за вещами, которые можно было увидеть. В поле зрения попадало поведение, поступки, реакции на действия и эмоции других людей.

Что изучает психология развития человека

Психология изучает объективные закономерности. Специалисты принимают во внимание механику психики и способы ее проявления.

Наука описывает, прогнозирует и объясняет явления, а также корректирует их. В данном случае областью исследования становится психическое развитие за время жизненного цикла человека. Учитываются внешнее поведение индивида и его внутренние переживания. Большой пласт информации остается на описательном уровне.

Ученые стремятся объяснить развитие личности, выяснить, какие факторы и условия были определяющими поведение и переживания. Устанавливается причинно-следственная связь. В некоторых случаях допустимо однозначное объяснение, в других — вероятное. Рассматривается также отсутствие причин как таковых. Дополнительно представлена одинарная и множественная связь.

Задачи

В научных статьях о развитии духовной составляющей человека отдельное внимание уделяется задачам, которые стоят перед исследователем. Возрастная психология стремится к следующему:

Выявить основные закономерности в развитии человека.

Понять, каковы причины перехода от одной к другой стадии.

Определить классификацию для возрастных периодов.

Эксперты в области науки о душе создают целостную картину для каждого из периодов. В последующем они определяют наиболее весомые факторы развития.

Жизненный цикл развития человека

Если кратко, то в психологии развития жизненный цикл человека принято разделять на пять основных периодов. К ним относятся:

  • Время, проведенное в утробе матери

  • Детские годы

  • Отрочество

  • Зрелый возраст

  • Старость

В каждом из периодов есть несколько стадий. У них в свою очередь наблюдаются характерные особенности.

Когда человек переходит от одного этапа к другому, то в этот момент могут случаться критические периоды. Их называют кризисами развития. У индивида формируется новая система взаимоотношений с окружающим миром (появляется другая мотивация, ценности). Возникают психологические трудности для личности, меняется отношение внутри окружения.

Сферы развития

Сферы развития человека делятся на четыре основные группы. Главное условие счастья — развитие в гармонии с другими каждого из направлений.

К физической сфере относится здоровье человека и сопряженные с ним факторы. Это одна из самых главных сфер в жизни индивида, поскольку от нее зависят остальные области.

Социальная сфера включает в себя отношения с другими людьми и самим собой. Индивид реализуется как профессионал, коллега, друг, член семьи.

В интеллектуальной сфере обычно ставятся цели, проходит работа с эмоциональным планом, умом.

Духовная сфера чаще остальных забывается человеком. Если это происходит, то можно считать, что жизнь была прожита зря. Важно стремиться к духовному росту, служению высшим силам, уважения к живым существам, бескорыстию и доброте.

Перечисленные аспекты попадают в область изучения современной психологии развития. 


Факторы психологии развития человека

Никогда не известно, как именно будет развиваться личность. У каждого человека есть врожденные особенности, но они не всегда являются определяющим фактором в будущем. Психическое развитие строится на системе взаимоотношений с окружающим миром, ценностных ориентирах. Важно то, как к унаследованным особенностям относится сам ребенок и его родители.

Социальная среда — ближайшее окружение из социума. Оно непосредственно влияет на развитие детской психики. Также оставляют след члены семьи, друзья во дворе, учителя, информация, озвучиваемая в СМИ.

В человеческую деятельность включаются мотивы, цели и действия личности. Основу образует мотив (потребность). Деятельность — это отдельные действия, которые осознанно направляются для достижения ранее поставленных целей. Мотив деятельности и ее цель не обязательно должны совпадать.


Книги

Чтобы лучше понять сферы развития человека и их влияние на повседневную жизнь, рекомендуется дополнительно изучать полезную литературу.

1. «Психология развития». Автор — Грэйс Крайг

Пособие по личностной психологии было издано несколько лет назад (2016 год). Писатель постарался детально описать каждый из этапов жизни человека. Он анализировал весь возможный перечень факторов — психологию, физиологию и социум, которые оказывают влияние на индивида. В книге подчеркивается уникальность каждого из нас.

2. «Семь навыков высокоэффективных людей». Автор — Стивен Кови

Американский консультант в области управления хочет поделиться советами из собственного опыта с читателями. Он рассказывает, как добиться высокоэффективной жизни. Специалист обращает внимание, что нет безвыходных ситуации. Каждый может двигаться в наиболее близком для него направлении. Важно только одно — как индивид реагирует на проблему. Для этого специалист предлагает изучить 7 основополагающих принципов в поведении.

Понятие психического развития и его характеристики. Психическое развитие и обучение

После своего рождения человеческий ребенок является бессознательной, беспомощным и бессловесным существом, вполне зависимой от взрослых в выживании Психические проявления и физические реакции новорожденного являются простыми, адаптаций ия к миру только начинается результате длительной социализации ребенка и развертывания его психического развития происходит становление зрелой, автономной и аутентичной личноститі.

Психическое развитие — процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности

Таким образом, психическое развитие является процессом, так как имеет динамический характер — начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, вся жизнь человека В ходе психически ого развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личностии.

Обучение и развитие — Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в сложном взаимоотношении.

Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование, мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.



Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития.

Когда мы наблюдаем за ходом развития ребенка в школьном возрасте и за ходом его обучения, мы действительно видим, что всякий предмет обучения требует от ребенка больше, чем он может дать на сегодняшний день, т. е. ребенок в школе осуществляет деятельность, которая заставляет его подыматься выше самого себя. Это, конечно, относится к здоровому школьному обучению.

Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но н для педагогики. Каждая концепция обучения, которой руководствуется педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же каждая концепция психического развития, которой придерживается психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения.


Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Это значит: воспитание и обучение включается в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним. Задача воспитания и обучения не в том, чтобы приспосабливать педагогический процесс к будто бы независимой от него природе ребенка, а в том, чтобы формировать развитие. Личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т. д., а также различные на разных ступенях развития и у разных индивидов особенности психических процессов (восприятия, памяти и т. д.) не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка, посредством которой он под руководством учителя активно включается в жизнь коллектива, осваивая правила и овладевая знаниями, добытыми в ходе исторического развития познавательной деятельности человечества.

Педагогический процесс как деятельность учителя-воспитателя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как учитель руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее. Всякая попытка воспитателя-учителя <внести> в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка.

Формирующиеся в ходе развития, на основе задатков как предпосылок развития личностные свойства ребенка, его способности и характерологические особенности являются не только предпосылкой, но и результатом его деятельности; их развитие в холе ее не только проявляется, но и совершается.

Если школьник понимает, на доступном ему уровне, основания тех операций, которыми он овладевает, то их изучение вносит определенный вклад в фонд его развития. Если же путем немало кратных упражнений ребенок научается производить те или иные операции, не осознавая их логики, это не продвигает его в общем развитии.

Психология развития — Повторная публикация в Википедии // WIKI 2

Научное изучение психологических изменений человека в течение его жизни

Special methods are used in the psychological study of infants.

В психологическом обследовании младенцев используются специальные методы.

Piaget

Тест Пиаже на сохранение. Один из многих экспериментов, используемых для детей.

Психология развития — это научное исследование того, как и почему люди меняются в течение своей жизни.Первоначально сфера деятельности была связана с младенцами и детьми, но сейчас она расширилась и теперь включает подростковый возраст, развитие взрослых, старение и всю продолжительность жизни. Психологи, занимающиеся развитием, стремятся объяснить, как мышление, чувства и поведение меняются на протяжении жизни. Эта область исследует изменения по трем основным направлениям: физическое развитие, когнитивное развитие и социальное эмоциональное развитие. [1] [2] В этих трех измерениях находится широкий спектр тем, включая двигательные навыки, исполнительные функции, моральное понимание, овладение языком, социальные изменения, личность, эмоциональное развитие, самооценку и формирование идентичности.

Психология развития изучает влияние природы и воспитания на процесс человеческого развития и процессы изменения контекста во времени. Многие исследователи интересуются взаимодействием между личными характеристиками, поведением человека и факторами окружающей среды, включая социальный контекст и искусственную среду. Продолжающиеся дискуссии в отношении психологии развития включают биологический эссенциализм против нейропластичности и стадии развития противдинамические системы развития.

Психология развития включает в себя ряд областей, таких как педагогическая психология, детская психопатология, судебная психология развития, детское развитие, когнитивная психология, экологическая психология и культурная психология. В число влиятельных психологов 20-го века входят Ури Бронфенбреннер, Эрик Эриксон, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Барбара Рогофф, Эстер Телен и Лев Выготский.

Энциклопедия YouTube

  • 1/5

    Просмотры:

    16 664

    1279314

    49 946

    12737

    2131

  • ✪ Психология развития: физическое развитие

  • ✪ Рост знаний: ускоренный курс психологии № 18

  • ✪ Физическое развитие в подростковом возрасте | Поведение | MCAT | Хан Академия

  • ✪ Физическое развитие на разных этапах, психология для DSSSB kvs и все конкурсные экзамены

  • ✪ Психология развития — Лекция 01 (PSYC 240)

Содержание

Исторические предшественники

Жан-Жак Руссо и Джон Б.Уотсона обычно называют основоположником современной психологии развития. [3] В середине 18 века Жан Жак Руссо описал три стадии развития: младенцев, (младенчество), пуэров, (детство) и подростков, , Эмиль: Или, об образовании, . В то время идеи Руссо были сильно восприняты педагогами.

Психология развития обычно фокусируется на том, как и почему определенные изменения (когнитивные, социальные, интеллектуальные, личностные) в течение человеческой жизни происходят с течением времени.Есть много теоретиков, которые внесли глубокий вклад в эту область психологии. Один из них, Эрик Эриксон, разработал модель восьми стадий психологического развития. Он считал, что люди развиваются поэтапно на протяжении всей своей жизни, и это повлияет на их поведение. [4]

В конце 19 века психологи, знакомые с эволюционной теорией Дарвина, начали искать эволюционное описание психологического развития; [3] Видным здесь был психолог-пионер Г.Стэнли Холл, [3] , который попытался сопоставить возраст детства с предыдущими возрастами человечества. Джеймс Марк Болдуин, написавший эссе на темы, включающие Подражание: глава в естественной истории сознания и Психическое развитие ребенка и расы: методы и процессы , активно участвовал в теории психологии развития. [3] Зигмунд Фрейд, концепции которого были развивающими, существенно повлияли на общественное восприятие. [3]

Теории

Психосексуальное развитие

Зигмунд Фрейд считал, что у всех нас есть сознательный, предсознательный и бессознательный уровни. В сознании мы осознаем свой умственный процесс. Предсознательное включает информацию, которая, хотя и не находится в настоящее время в наших мыслях, может быть передана в сознание. Наконец, бессознательное включает психические процессы, о которых мы не подозреваем.

Он считал, что существует напряжение между сознательным и бессознательным, потому что сознание пытается сдержать то, что бессознательное пытается выразить.Чтобы объяснить это, он разработал три личностные структуры: ид, эго и суперэго. Ид, наиболее примитивный из трех, действует согласно принципу удовольствия: искать удовольствия и избегать боли. [5] Суперэго играет критическую и морализаторскую роль; а эго — это организованная, реалистичная часть, которая является посредником между желаниями Оно и Суперэго. [6]

На основании этого он предложил пять универсальных стадий развития, каждая из которых характеризуется эрогенной зоной, которая является источником психосексуальной энергии ребенка.Первая — это оральная стадия , которая возникает от рождения до 12 месяцев. Во время оральной стадии «либидо сосредоточено во рту ребенка». Ребенок умеет сосать. Вторая — это анальная стадия , от одного до трех лет. Во время анальной стадии ребенок испражняется из заднего прохода, и его дефекация часто вызывает восхищение. Третий — это фаллическая стадия , которая наступает от трех до пяти лет (к этому возрасту формируется большая часть личности человека).На фаллической стадии ребенок осознает свои половые органы. Четвертая стадия — это латентная стадия , которая происходит с пятилетнего возраста до полового созревания. Во время латентной стадии сексуальные интересы ребенка подавляются. Пятая стадия — генитальная стадия , которая длится от полового созревания до зрелого возраста. На стадии половых органов начинается половое созревание. [7]

Теории познавательного развития

Жан Пиаже, швейцарский теоретик, утверждал, что дети учатся, активно накапливая знания на основе практического опыта. [8] Он предположил, что роль взрослого в помощи ребенку в обучении заключалась в предоставлении соответствующих материалов, с которыми ребенок мог взаимодействовать и использовать для конструирования. Он использовал сократовские вопросы, чтобы заставить детей задуматься над тем, что они делают, и пытался заставить их видеть противоречия в своих объяснениях.

Пиаже считал, что интеллектуальное развитие проходит через серию этапов, которые он описал в своей теории когнитивного развития. Каждый этап состоит из шагов, которые ребенок должен освоить, прежде чем перейти к следующему шагу.Он считал, что эти этапы не отделены друг от друга, а, скорее, каждый этап строится на предыдущем в непрерывном процессе обучения. Он предложил четыре этапа: сенсомотор , предоперационный , конкретный рабочий и формальный рабочий . Хотя он не верил, что эти стадии происходят в каком-либо конкретном возрасте, многие исследования определили, когда эти когнитивные способности должны проявиться. [9]

Этапы нравственного развития

Пиаже утверждал, что логика и мораль развиваются через конструктивные стадии. [10] Развивая работы Пиаже, Лоуренс Кольберг определил, что процесс нравственного развития в основном связан с правосудием и продолжается на протяжении всей жизни человека. [11]

Он предложил три уровня морального мышления; доконвенциональное моральное рассуждение, традиционное моральное рассуждение и постконвенциональное моральное рассуждение. Доконвенциональные моральные рассуждения типичны для детей и характеризуются рассуждениями, основанными на поощрении и наказаниях, связанных с различными образами действий.Обычный моральный разум проявляется в позднем детстве и раннем подростковом возрасте и характеризуется рассуждением, основанным на правилах и условностях общества. Наконец, пост-конвенциональное моральное рассуждение — это этап, на котором индивид видит правила и условности общества как относительные и субъективные, а не как авторитетные. [12]

Кольберг применил дилемму Хайнца к своим стадиям нравственного развития. Дилемма Хайнца заключается в том, что жена Хайнца умирает от рака, а Хайнц сталкивается с дилеммой — спасти свою жену, украв наркотик.Доконвенциональная мораль, условная мораль и пост-конвенциональная мораль применимы к ситуации Хайнца. [13]

Этапы психосоциального развития

Немецко-американский психолог Эрик Эриксон и его коллега и жена Джоан Эриксон концептуализировали восемь стадий психосоциального развития, которые, по их предположениям, проходят здоровые люди, развиваясь от младенчества до взрослой жизни. [14] На каждом этапе человек должен решить проблему или экзистенциальную дилемму.Успешное решение дилеммы приводит к тому, что у человека укореняется положительная добродетель, но неспособность решить фундаментальную проблему на этом этапе усиливает негативное восприятие человека или мира вокруг него, и личностное развитие человека не может развиваться. Первый этап, «Доверие против недоверия», происходит в младенчестве. Положительная добродетель на первом этапе — это надежда на то, что ребенок узнает, кому доверять, и имеет надежду на то, что поддерживающая группа людей будет рядом с ним / ней.Второй этап — это «Автономия против стыда и сомнения» с позитивной добродетелью — волей. Это происходит в раннем детстве, когда ребенок учится становиться более независимым, обнаруживая, на что он способен, тогда как если ребенок находится под чрезмерным контролем, чувство неполноценности усиливается, что может привести к заниженной самооценке и сомнениям. Третий этап — «Инициатива против вины». Обретаемая добродетель — это целеустремленность. Это происходит в основном через игру. Это этап, на котором ребенку будет любопытно, и он будет много общаться с другими детьми.Они будут задавать много вопросов по мере роста их любопытства. Если присутствует слишком много вины, ребенку может быть все труднее и медленнее взаимодействовать со своим миром и другими детьми в нем. Четвертый этап — «Промышленность (компетентность) vs. неполноценность». Достоинством этого этапа является компетентность, которая является результатом раннего школьного опыта ребенка. На этом этапе ребенок будет пытаться завоевать одобрение других и понять ценность своих достижений. Пятый этап — «Идентичность и смешение ролей».Обретенная добродетель — это верность, и она проявляется в подростковом возрасте. Это когда ребенок в идеале начинает определять свое место в обществе, особенно с точки зрения своей гендерной роли. Шестой этап — это «Близость против изоляции», который случается у молодых людей, и обретаемая добродетель — это любовь. Это когда человек начинает глубоко и эмоционально делиться своей жизнью с кем-то другим. Невыполнение этого требования может усилить чувство изоляции. Седьмой этап — «Генеративность против застоя». Это происходит в зрелом возрасте, и обретенная добродетель — забота.Мы становимся стабильными и начинаем отдавать, создавая семью и участвуя в жизни общества. Восьмой этап — «Целостность эго против отчаяния». Когда человек стареет, он оглядывается на свою жизнь и размышляет о своих успехах и неудачах. Если они решат это положительно, то обретается мудрость. Это также стадия, когда можно обрести чувство замкнутости и принять смерть без сожаления и страха. [15]

Этапы на основе модели иерархической сложности

Майкл Коммонс усовершенствовал и упростил теорию развития Бербеля Инхелдера и Пиаже и предлагает стандартный метод исследования универсальной модели развития.Модель иерархической сложности (MHC) не основана на оценке информации, относящейся к предметной области, она отделяет порядок иерархической сложности задач, которые должны быть решены, от производительности этапа по этим задачам. Этап — это упорядоченная иерархическая сложность задач, которые успешно решает участник. Он расширил первоначальные восемь ступеней Пиаже (считая половину ступеней) до пятнадцати ступеней. Этапы следующие: 0 Расчетный; 1 сенсорный и моторный; 2 Круговой сенсорно-моторный; 3 Сенсорно-моторная; 4 номинальных; 5 предложений; 6 предоперационных; 7 Первичная; 8 Бетон; 9 Аннотация; 10 формальных; 11 систематический; 12 метасистематических; 13 Парадигматический; 14 Кросс-парадигматический; 15 Мета-кросс-парадигматический.Порядок иерархической сложности задач предсказывает, насколько сложна производительность с R в диапазоне от 0,9 до 0,98.

В MHC есть три основные аксиомы для выполнения приказа, чтобы задача более высокого порядка координировала следующую задачу более низкого порядка. Аксиомы — это правила, которым следуют, чтобы определить, как MHC упорядочивает действия для формирования иерархии. Эти аксиомы: a) определены в терминах задач следующего более низкого порядка иерархической сложности действия задачи; б) определяется как действие задачи более высокого порядка, которое организует два или более менее сложных действия; то есть более сложное действие определяет способ комбинирования менее сложных действий; c) определены как действия задачи более низкого порядка, которые должны выполняться произвольно.

Теория экологических систем

Теория экологических систем Бронфенбреннера

Теория экологических систем, первоначально сформулированная Ури Бронфенбреннером, определяет четыре типа вложенных экологических систем с двусторонним влиянием внутри и между системами. Четыре системы — это микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема. Каждая система содержит роли, нормы и правила, которые могут сильно повлиять на развитие. Микросистема — это непосредственная среда в нашей жизни, такой как наш дом и школа.Мезосистема — это то, как отношения связаны с микросистемой. Экзосистема — это большая социальная система, в которой ребенок не играет роли. Макросистема относится к культурным ценностям, обычаям и законам общества. [16]

Микросистема — это непосредственная среда, окружающая человека и влияющая на нее (например, школа или домашняя обстановка). Мезосистема — это комбинация двух микросистем и того, как они влияют друг на друга (пример: отношения между братьями и сестрами дома или отношения со сверстниками в школе).Экзосистема — это взаимодействие между двумя или более параметрами, которые косвенно связаны (пример: работа отца, требующая большего количества сверхурочных, в конечном итоге влияет на успеваемость его дочери в школе, потому что он больше не может помогать с ее домашним заданием). Макросистема шире и учитывает социально-экономический статус, культуру, верования, обычаи и мораль (пример: ребенок из более обеспеченной семьи считает сверстника из менее богатой семьи неполноценным по этой причине). Наконец, хроносистема относится к хронологической природе жизненных событий и к тому, как они взаимодействуют и изменяют человека и его обстоятельства в процессе перехода (пример: мать теряет свою мать из-за болезни и больше не имеет этой поддержки в своей жизни). [9]

С момента публикации в 1979 году, главное утверждение Бронфенбреннера этой теории, Экология человеческого развития [17] оказало широкое влияние на подход психологов и других специалистов к изучению людей и их сред. В результате такой концептуализации развития эти среды — от семьи до экономических и политических структур — стали рассматриваться как часть жизненного пути от детства до взрослой жизни. [18]

Зона ближайшего развития

Лев Выготский был российским теоретиком советской эпохи, который утверждал, что дети учатся на основе практического опыта и социального взаимодействия с представителями своей культуры. [19] В отличие от Пиаже, он утверждал, что своевременное и чуткое вмешательство взрослых, когда ребенок находится на грани освоения новой задачи (так называемая «зона ближайшего развития»), может помочь детям освоить новые задачи. Эту взрослую роль часто называют квалифицированным «мастером», в то время как ребенок считается обучающимся учеником в рамках образовательного процесса, который часто называют «когнитивным ученичеством». Мартин Хилл заявил, что «мир реальности неприменим к разуму ребенка. ,«Этот метод называется« строительные леса », потому что он основывается на уже имеющихся у детей знаниях, которые взрослые могут помочь ребенку в обучении. [20] Выготский уделял большое внимание роли культуры в определении модели развития ребенка. аргументируя это тем, что развитие переходит с социального уровня на индивидуальный [20] Другими словами, Выготский утверждал, что психология должна сосредоточиться на развитии человеческого сознания через взаимоотношения человека и окружающей его среды. [21] Он чувствовал, что если ученые продолжат игнорировать эту связь, то это пренебрежение будет препятствовать полному пониманию человеческого сознания. [21]

Конструктивизм

Конструктивизм — это парадигма в психологии, которая характеризует обучение как процесс активного конструирования знаний. Люди создают смысл для себя или понимают новую информацию, выбирая, систематизируя и интегрируя информацию с другими знаниями, часто в контексте социальных взаимодействий.Конструктивизм может проявляться двумя способами: индивидуальным и социальным. Индивидуальный конструктивизм — это когда человек конструирует знания посредством когнитивных процессов из своего собственного опыта, а не запоминает факты, предоставленные другими. Социальный конструктивизм — это когда люди конструируют знания посредством взаимодействия между знаниями, которые они привносят в ситуацию, и социальными или культурными обменами в рамках этого содержания. [9]

Жан Пиаже, швейцарский психолог по вопросам развития, предположил, что обучение — это активный процесс, поскольку дети учатся на собственном опыте, совершают ошибки и решают проблемы.Пиаже предположил, что обучение должно быть целостным, помогая учащимся понять, что смысл конструируется. [22]

Эволюционная психология развития

Эволюционная психология развития — это исследовательская парадигма, которая применяет основные принципы дарвиновской эволюции, в частности естественный отбор, для понимания развития человеческого поведения и познания. Он включает изучение как генетических, так и экологических механизмов, лежащих в основе развития социальных и когнитивных компетенций, а также эпигенетических (взаимодействия генов и окружающей среды) процессов, которые адаптируют эти компетенции к местным условиям. [23]

EDP рассматривает как надежно развивающиеся, типичные для вида особенности онтогенеза (адаптационные изменения), так и индивидуальные различия в поведении с эволюционной точки зрения. В то время как эволюционные взгляды склонны рассматривать большинство индивидуальных различий как результат случайного генетического шума (побочные продукты эволюции) [24] и / или идиосинкразии (например, группы сверстников, образование, соседство и случайные встречи) [25] EDP ​​утверждает, что естественный отбор может способствовать появлению индивидуальных различий через «адаптивную пластичность развития», а не продукты естественного отбора.» [23] [26] С этой точки зрения человеческое развитие следует альтернативным стратегиям жизненного цикла в ответ на изменчивость окружающей среды, а не следуя одной типичной для вида модели развития. [23]

EDP близко связаны с теоретической основой эволюционной психологии (EP), но также отличаются от EP в нескольких областях, включая акцент на исследованиях (EDP фокусируется на адаптации онтогенеза, а не на адаптации взрослой жизни) и рассмотрение ближайших онтогенетических и экологических факторов (i ,д., как происходит развитие) в дополнение к более важным факторам (то есть, почему происходит развитие), которые находятся в центре внимания основной эволюционной психологии. [27]

Теория привязанности

Теория привязанности, первоначально разработанная Джоном Боулби, фокусируется на важности открытых, близких, эмоционально значимых отношений. [28] Привязанность описывается как биологическая система или мощный импульс выживания, который эволюционировал для обеспечения выживания младенца.Ребенок, находящийся под угрозой или находящийся в стрессе, будет двигаться к опекунам, которые создают у человека чувство физической, эмоциональной и психологической безопасности. Привязанность питается телесным контактом и знакомством. Позже Мэри Эйнсворт разработала протокол странной ситуации и концепцию безопасной базы.

Теоретики предложили четыре типа стилей привязанности: [29] безопасный, избегающий тревог, устойчивый к тревоге, [12] и дезорганизованный. [29] Надежная привязанность — это здоровая привязанность между младенцем и опекуном.Для него характерно доверие. Тревожно-избегающее — это ненадежная привязанность между младенцем и опекуном. Это характеризуется безразличием младенца к опекуну. Устойчивость к тревоге — это ненадежная привязанность между младенцем и опекуном, характеризующаяся страданием младенца, когда он разлучен, и гневом, когда он воссоединяется. [12] Неорганизованный — это стиль привязанности без последовательной реакции на возвращение родителя. [29]

У ребенка может быть препятствие в его естественной склонности к формированию привязанностей.Некоторые дети растут без стимуляции и внимания обычного воспитателя или заперты в условиях жестокого обращения или крайнего пренебрежения. Возможные краткосрочные последствия этой депривации — гнев, отчаяние, отстраненность и временная задержка интеллектуального развития. Долгосрочные эффекты включают повышенную агрессию, цепляющееся поведение, непривязанность, психосоматические расстройства и повышенный риск депрессии во взрослом возрасте. [30] [ страница требуется ] [31] [ страница требуется ]

Стиль привязки может влиять на отношения между людьми.Привязанность устанавливается в раннем детстве, а привязанность продолжается во взрослой жизни. Примером надежной привязанности, продолжающейся во взрослом возрасте, может быть ситуация, когда человек чувствует себя уверенно и может удовлетворить свои собственные потребности. Примером тревожной привязанности во взрослом возрасте является выбор взрослого партнера с привязанностью, избегающей тревожности. [32]

Основные дебаты

Природа и воспитание

Важным вопросом в психологии развития является взаимосвязь между врожденностью и влиянием окружающей среды в отношении любого конкретного аспекта развития.Это часто называют «природой и воспитанием» или «нативизмом против эмпиризма». Нативистское объяснение развития утверждает, что рассматриваемые процессы являются врожденными, то есть они определены генами организма.

С точки зрения эмпирика можно утверждать, что эти процессы приобретаются во взаимодействии с окружающей средой. Сегодня психологи развития редко занимают столь поляризованные позиции в отношении большинства аспектов развития; они скорее исследуют, среди прочего, взаимосвязь между врожденным влиянием и влиянием окружающей среды.Один из способов изучения этой взаимосвязи в последние годы — это новая область эволюционной психологии развития.

Одной из областей, в которой эта дискуссия о врожденности была широко представлена, являются исследования овладения языком. Главный вопрос в этой области заключается в том, заданы ли определенные свойства человеческого языка генетически или могут быть приобретены в процессе обучения. Позиция эмпириков по вопросу овладения языком предполагает, что языковой ввод обеспечивает необходимую информацию, необходимую для изучения структуры языка, и что младенцы осваивают язык в процессе статистического обучения.С этой точки зрения язык может быть приобретен с помощью общих методов обучения, которые также применимы к другим аспектам развития, таким как перцептивное обучение.

Позиция нативистов утверждает, что входные данные от языка слишком скудны, чтобы младенцы и дети могли усвоить структуру языка. Лингвист Ноам Хомски утверждает, что, о чем свидетельствует отсутствие достаточной информации во вводимых языковых данных, существует универсальная грамматика, которая применима ко всем человеческим языкам и определена заранее.Это привело к идее, что существует специальный когнитивный модуль, подходящий для изучения языка, часто называемый устройством для овладения языком. Критика Хомским бихевиористской модели овладения языком рассматривается многими как ключевой поворотный момент в упадке авторитета теории бихевиоризма в целом. [33] Но концепция «вербального поведения» Скиннера не умерла, возможно, отчасти потому, что она получила успешное практическое применение. [33]

Непрерывность и прерывность

Некоторые теоретики полагают, что развитие — это плавный, непрерывный процесс, и люди постепенно добавляют больше однотипных навыков в течение своей жизни.Другие теоретики, однако, полагают, что развитие происходит прерывисто. Люди быстро меняются и переходят на новый уровень, а потом какое-то время меняются очень мало. С каждым новым шагом человек проявляет интерес и качественно откликается на мир.

Стабильность от изменений

Этот вопрос касается того, насколько мы становимся более старыми интерпретациями нашего раннего опыта или развиваемся ли мы во что-то отличное от того, кем мы были на более ранней стадии развития.Он учитывает степень, в которой ранний опыт (особенно младенческий) или более поздний опыт являются ключевыми детерминантами развития человека.

Большинство сторонников продолжительности жизни признают, что крайние позиции неразумны. Следовательно, ключ к всестороннему пониманию развития на любом этапе требует взаимодействия разных факторов, а не только одного.

Математические модели

Психология развития занимается не только описанием характеристик психологических изменений с течением времени, но также пытается объяснить принципы и внутренние механизмы, лежащие в основе этих изменений.Психологи пытались лучше понять эти факторы с помощью моделей. Модель должна просто учитывать средства, с помощью которых происходит процесс. Иногда это делается в отношении изменений в мозге, которые могут соответствовать изменениям в поведении в ходе развития.

Математическое моделирование полезно в психологии развития для точного и легкого для изучения применения теории, позволяя генерировать, объяснять, интегрировать и предсказывать различные явления.При разработке применяются несколько методов моделирования: символьные, коннекционистские (нейронные сети) или модели динамических систем.

Модели динамических систем иллюстрируют, сколько различных функций сложной системы могут взаимодействовать, давая новые формы поведения и способности. Нелинейная динамика была применена к человеческим системам специально для решения проблем, требующих внимания к темпоральности, таких как жизненные переходы, человеческое развитие, а также поведенческие или эмоциональные изменения с течением времени. Нелинейные динамические системы в настоящее время исследуются как способ объяснения отдельных явлений человеческого развития, таких как аффект, [34] овладение вторым языком, [35] и локомоция. [36]

Направления исследований

Когнитивное развитие

Когнитивное развитие в первую очередь связано с тем, как младенцы и дети приобретают, развивают и используют внутренние умственные способности, такие как решение проблем, память и язык. Основными темами когнитивного развития являются изучение языковых навыков и развитие перцептивных и моторных навыков. Пиаже был одним из первых влиятельных психологов, изучавших развитие когнитивных способностей.Его теория предполагает, что развитие проходит через набор стадий от младенчества до взрослой жизни и что существует конечная точка или цель.

Другие источники, такие как Лев Выготский, предполагают, что развитие не проходит через стадии, а скорее, что процесс развития, который начинается при рождении и продолжается до смерти, слишком сложен для такой структуры и окончательности. Скорее, с этой точки зрения, процессы развития протекают более непрерывно. Таким образом, развитие следует анализировать, а не рассматривать как продукт, который нужно получить.

К. Уорнер Шайе расширил изучение когнитивного развития до взрослого возраста. Вместо того чтобы оставаться стабильным с подросткового возраста, Шай считает, что взрослые прогрессируют в применении своих когнитивных способностей. [37]

Современное когнитивное развитие объединило соображения когнитивной психологии и психологии индивидуальных различий в интерпретацию и моделирование развития. [38] В частности, неопиажеские теории когнитивного развития показали, что последовательные уровни или стадии когнитивного развития связаны с повышением эффективности обработки и емкости рабочей памяти.Это увеличение объясняет различия между этапами, переход к более высоким этапам и индивидуальные различия детей одного возраста и одного класса. Однако другие теории отошли от теорий стадии Пиаже и на них повлияли описания обработки информации, зависящие от предметной области, которые постулируют, что развитие направляется врожденными механизмами обработки информации, определяемыми эволюцией и конкретным содержанием.

Социально-эмоциональное развитие

Психологи, занимающиеся вопросами развития, интересующиеся социальным развитием, исследуют, как люди развивают социальные и эмоциональные способности.Например, они изучают, как дети заводят дружбу, как они понимают эмоции и справляются с ними, и как развивается личность. Исследования в этой области могут включать изучение взаимосвязи между познанием или когнитивным развитием и социальным поведением.

Эмоциональная регуляция или ER относится к способности человека модулировать эмоциональные реакции в различных контекстах. У маленьких детей эта модуляция частично контролируется извне, родителями и другими авторитетными лицами. По мере развития дети берут на себя все большую ответственность за свое внутреннее состояние.Исследования показали, что на развитие ER влияет эмоциональная регуляция, которую дети наблюдают у родителей и опекунов, эмоциональный климат в доме и реакция родителей и опекунов на эмоции ребенка. [39]

Музыка также влияет на стимулирование и усиление чувств ребенка через самовыражение. [40]

Социальное и эмоциональное развитие ребенка может быть нарушено из-за проблем с координацией движений, о чем свидетельствует гипотеза экологического стресса.Гипотеза окружающей среды объясняет, как дети с проблемами координации и нарушениями координации развития подвергаются нескольким психосоциальным последствиям, которые действуют как вторичные стрессоры, ведущие к усилению интернализующих симптомов, таких как депрессия и тревога. [41] Проблемы с координацией движений влияют на мелкую и крупную моторику, а также на перцепционно-моторные навыки. Обычно выявляемые вторичные факторы стресса включают в себя тенденцию детей с плохой моторикой с меньшей вероятностью участвовать в организованных играх с другими детьми и с большей вероятностью чувствовать себя социально изолированными. [41]

Социальное и эмоциональное развитие сосредоточено на 5 ключевых областях: самосознание, самоуправление, социальная осведомленность, навыки взаимоотношений и принятие ответственных решений. [42]

Физическое развитие

Физическое развитие касается физического созревания тела человека, пока оно не достигнет взрослого роста. Хотя физический рост — это очень регулярный процесс, все дети сильно различаются по времени скачков роста. [43] Проводятся исследования для анализа того, как различия в этих временах влияют и связаны с другими переменными психологии развития, такими как скорость обработки информации.Традиционные методы измерения физической зрелости с использованием рентгеновских лучей в настоящее время реже используются на практике по сравнению с простыми измерениями таких частей тела, как рост, вес, окружность головы и размах рук. [43]

Несколько других исследований и практик в области психологии физического развития — это фонологические способности зрелых детей от 5 до 11 лет и противоречивые гипотезы о задержке созревания левшей по сравнению с правшами. Исследование, проведенное Итоном, Чипперфилдом, Ритчотом и Костюком в 1996 году, показало, что в трех разных выборках нет разницы между правшами и левшами. [43]

Развитие памяти

Исследователи, интересующиеся развитием памяти, смотрят на то, как наша память развивается с детства и далее. Согласно теории нечеткого следа, у нас есть два отдельных процесса памяти: дословный и суть. Эти два следа начинают развиваться в разное время и с разной скоростью. Дети в возрасте от 4 лет обладают дословной памятью, памятью на поверхностную информацию, которая увеличивается до раннего взрослого возраста, после чего начинает снижаться.С другой стороны, наша способность к сущностной памяти, к памяти на семантическую информацию, увеличивается до раннего взросления, а затем сохраняется и в пожилом возрасте. Более того, с возрастом мы все больше полагаемся на следы сущностной памяти. [44]

Методы исследования и разработки

Основные методы исследования

Психология развития использует многие методы исследования, используемые в других областях психологии. Однако младенцев и детей нельзя тестировать так же, как взрослых, s

.

Биопсихосоциальная перспектива

Биопсихосоциальная перспектива

Взаимодействие биологических, психологических и социальных аспектов психологии развития составляет суть целостной биопсихосоциальной перспективы . Биопсихосоциальная перспектива приписывает сложные явления или события множеству причин. На рисунке показана взаимосвязь областей исследования, составляющих биопсихосоциальную перспективу.В отличие от биопсихосоциальной точки зрения, это редукционистская перспектива , , которая сводит сложное явление или события к единственной причине.

Эта биопсихосоциальная модель психологии развития может быть применена к случаю Джона, подростка с депрессией, которому трудно общаться со своими сверстниками. Проблема Джона может быть результатом любой из множества причин. Например, судебных запретов, или сообщения, полученные в детстве, можно считать одной из возможных причин депрессии Джона.Судебные запреты могут включать сообщения о никчемности и стыде, искаженном восприятии, страхе быть отвергнутым и неадекватных коммуникативных и социальных навыках. Излишне критичные родители Джона воспитали в нем веру в то, что он никогда ни к чему не приведет и у него не будет друзей. Когда Джон испытывает страдания из-за своих негативных предписаний об отношениях (психологические), он «слишком старается» сделать других, как он, что заставляет его сверстников дистанцироваться от него (социальное). Со временем Джон может испытать отказ и стать более подавленным (психологическим).Браня себя (психологически), Джон может меньше беспокоиться о своей внешности и гигиене (биологической), что, в свою очередь, может заставить его сверстников избегать дальнейших контактов с ним (социальных).

По очевидным причинам психологи развития осведомлены об этих типах взаимодействующих биологических, психологических и социальных компонентов при рассмотрении событий и проблем, связанных с продолжительностью жизни. В таком случае, как случай Джона, специалист по развитию может решить концептуализировать и рассматривать свою проблему со всех трех точек зрения, а не сосредотачиваться на одной.Из-за применяемого специалистами по развитию метода изучения всех трех точек зрения Джон извлекает пользу из целостного и всестороннего подхода к своим трудностям.

,

Развитие в младенчестве и детстве

Кольберг обнаружил, что первые две стадии достигаются большинством детей, что стадии 3 и 4 достигаются детьми старшего возраста и большинством взрослых, но что стадии 6 достигаются только 20% населения.

Кэрол Гиллиган исследовала некоторые различия между нравственным развитием мужчин и женщин. Она обнаружила, что в отношении детей младшего возраста девочек больше волнует мораль, основанная на заботе, а мальчиков — мораль, основанная на справедливости.Гиллиган предположил, что это гендерное различие частично связано с отношениями детей с их матерью.

Социальное развитие. Социальное развитие начинается с рождения, когда у ребенка формируется привязанность (сильная эмоциональная связь) с основным опекуном (ами), обычно с матерью. Гарри Харлоу изучил случаев лишения привязанности на детенышах обезьян, выращенных в изоляции. Хотя их физические потребности были удовлетворены и им дали суррогатных матерей из ткани, эти обезьяны страдали серьезными патологиями поведения.Они выздоравливали, если изоляция была ограничена тремя месяцами, но более длительные периоды приводили к появлению аномальных взрослых. С этической точки зрения, исследования такого типа нельзя было проводить на людях, но были обнаружены параллели с детьми, воспитывающимися в холодной, изолированной, эмоционально лишенной среде. Считается, что эмоциональная привязанность к опекунам имеет важное значение для социального развития.

Конрад Лоренц изучал импринтинг , быстрый и относительно постоянный тип обучения, который происходит в течение ограниченного времени (так называемый критический период ) в раннем возрасте, особенно у птиц.Детские утки учатся следовать за своей матерью, если видят, как она двигается в течение первых 30 часов после их рождения. Однако, если они не видят свою мать, они могут вместо этого запечатлеть человека или даже движущийся объект и следовать за ним. Импринтинг демонстрирует, что привязанность молодого человека к родителю может произойти рано и иметь последствия на всю жизнь.

Термин гендерные стереотипы обозначает модели поведения, ожидаемые от людей в зависимости от их пола. Развитие гендерных различий является сложным.Гендерные стереотипы возникают не только из-за различий между родителями в воспитании детей каждого пола, но и из-за опыта социализации. Элеонора Маккоби заметила, что дети с совершенно разными характерами играют вместе просто потому, что они одного пола.

Развитие личности. Психологи-развивающие также изучают развитие личности у детей.

,

Психология развития ребенка | Руководство для магистров психологии

Понимание развития ребенка может быть трудным и запутанным процессом, особенно для молодых родителей. Уже с первого месяца жизни ребенок начнет изучать и применять социальные нормы, которые взрослые считают само собой разумеющимся. И родители, и опекуны могут лучше помочь детям, находящимся на их попечении, развиваться, если они знают, как формируется каждый этап жизни ребенка. Физическое развитие заметить достаточно легко — будут изменения в длине конечностей ребенка, в жесткости его костей и в длине лица.Психологические изменения гораздо сложнее точно определить и идентифицировать. К счастью, существует множество исследований, помогающих демистифицировать психологическое развитие детей.

Общее развитие

Первый год жизни ребенка в основном посвящается пониманию разницы между собой и другими людьми. Младенец будет изучать, как работает его собственное тело, и будет практиковаться в социальном взаимодействии с помощью игр и элементарного языка, такого как имя ребенка.К пяти годам ребенок способен понимать основы морали и разрабатывать более реалистичные игры со своими сверстниками. По мере того как ребенок стареет, его способность понимать и сочувствовать другим людям увеличивается, что одновременно помогает им накапливать опыт в социальных условиях. К тому времени, когда ребенок достигает половой зрелости, он начинает понимать себя как личность и ценит других как личность. Когда наступает период полового созревания, ребенок начинает исследовать менее легко различимые психические различия между детьми и взрослыми, и это понимание ментального «я» достигает своего пика в подростковом возрасте.

Развитие до младенчества

Первые три месяца жизни ребенка ребенок в первую очередь посвящает себя развитию своих чувств. Ребенок будет изучать и играть своими руками — и руками взрослых-добровольцев — чтобы понять, как они работают, и определить, где кончаются их руки и начинаются чужие руки. По мере того как ребенку исполняется четыре или пять месяцев, он может начать активно искать социальное взаимодействие, улыбаясь, смеясь или играя в простые игры.К восьми месяцам ребенок может не только отдавать предпочтение одному человеку перед другим, но и реагировать на разные эмоции и различать их. Когда ребенку исполнится год, он сможет кормить себя, активно управлять своими руками и ногами и имитировать физические действия и выражения.

Развитие в игре

Когда дети еще находятся на первом году жизни, «игру» можно считать просто общением с родителями, просмотром картинок и обращением с красочными игрушками, которые легко держать в руках.Игра на этом этапе — это способ помочь им исследовать мир. По мере взросления ребенка игра начинает играть более важную роль как способ развития социальных навыков. Игра также может способствовать развитию мозга и стимулировать новые нейронные связи, поскольку для счастливой игры с другими детьми необходимо понимать чувства и эмоциональные сигналы других.

Эмоциональное развитие

Первые несколько лет жизни ребенка уходит на выяснение эмоций: как распознать их, как с ними справиться и что означает конкретная эмоция.По мере того, как ребенок вступает в период полового созревания и в раннем подростковом возрасте, эмоции могут стать более трудными и сложными, и ребенку придется научиться справляться с более сильными эмоциями. Взаимодействие с новыми и, возможно, более старыми друзьями приведет к более тщательному изучению того, что составляет «правильно» и «неправильно». Дети станут лучше осознавать как чувства других, так и свои собственные, и, возможно, все еще будут связывать потенциальные последствия со своими действиями.

Психологическое развитие

Чувства и моторика ребенка являются основными инструментами, с помощью которых он исследует мир примерно до двух лет.Также в этом возрасте у ребенка разовьется представление о постоянстве объекта (то есть о том, что объект продолжает существовать, даже если он находится вне поля зрения). Когда ребенок начинает говорить, в возрасте двух или трех лет, следующий этап психологического развития в значительной степени связан с его непосредственным «я» и окружением. Такие понятия, как прошлое и будущее, все еще могут быть чужеродными идеями, и ребенок может еще не иметь способности активно сопереживать другим. Однако к шести или семи годам ребенок примирится с этими прежними представлениями и теперь сможет логически мыслить о причине и следствии в физическом мире.Абстрактное мышление — это следующий прогрессивный шаг, на котором ребенок может начать подвергать сомнению и исследовать сложные идеи, такие как мораль.

Об авторе: Энн Стил

Ann Steele Ann Steele Соавтором этого веб-сайта является Энн Стил, терапевт по вопросам брака и семьи из Сан-Диего, имеющая большой опыт работы с детьми и подростками. Энн Стил посещала Американскую школу психологии и онлайн-университет Аргози. Ей особенно нравится использовать музыкальную терапию для психического и эмоционального благополучия.

Посмотреть все сообщения Ann Steele

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *