Психологическое занятие для 5 класса: Психологическое занятия в 5 классе. «Учимся строить отношения»

Содержание

Психологические занятия для обучающихся 5-7 классов

Оценить себя со стороны труднее,

чем заглянуть в собственную душу.

И.Н. Шевелев

Цели: содействие в формировании гармоничной Я-концепции, развитие навыка самоанализа, принятия себя.

Приветствие

Упражнение «Здравствуй, добрый человек». Участникам необходимо подойти друг к другу, взяться за руки, посмотреть друг к другу в глаза и сказать: «Здравствуй, добрый человек». Необходимо таким образом поздороваться с каждым участником.

Правила нашей группы.

Участникам предлагаются правила общения в тренинге, а затем предлагается выработать правила данной группы.

  1. Добровольность.

  2. Доверительный стиль общения.

  3. Общение по принципу «здесь и теперь».

  4. Персонификация высказываний.

  5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

  6. Искренность в общении

  7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

  8. Как можно больше контактов и общения с различными людьми.

  9. Активное участие в происходящем.

  10. Уважение к говорящему.

Упражнение-знакомство: «Автобиография»

Каждому участнику тренер предлагает взять рулон бумаги и оторвать кусок такой длины, какой ему захочется. (Все участники выполняют это задание). Затем каждому участнику по кругу предлагается рассказывать о себе, наматывая бумагу на кисть руки: один моток = одному факту из биографии участника.

Упражнение «Кто Я?»

На отдельных листах в течение 10 минут ребята отвечают на вопрос «Кто Я?», использую для этого 10 слов или словосочетаний. Ответы следует записывать так, как они приходят в голову, не стараясь отобрать удачные или неудачные, важные или неважные характеристики.

По окончании работы ребята анализируют свои ответы. Знак «+» ставят напротив ответов, обозначающих качества и роли, которые им в себе нравятся; знак «-» напротив тех, которые не нравятся, а в случае, если не могут определиться, — знак «?».

Обсуждение. Ребята по желанию могут зачитать свои ответы вслух. Все делятся своими впечатлениями от выполнения задания.

Записи выполняются в тетрадях ребят.

Анализ притчи «Ворона и павлин (Нассрата Пезешкеяна)»

В парке дворца на ветку апельсинового дерева села ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: «Кто помог такой нелепой птице появиться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной! Взгляните только, какие у нее безобразные ноги, а ее оперение – что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не стала носить. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица». Ворона замолчала, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, так что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом же деле, я – все что угодно, только не гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, потому-то я и поднимаю так высоко головы, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня не красиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего и нравится людям…».

Обсуждение. В чем смысл этой притчи для каждого из учащихся. Какое толкование ей можно дать.

Упражнение «Мой герб»

Ведущий рассказывает о том, что в старину был обычай — изображать на щите рыцаря, а также на воротах его замка родовой герб, в образе которого была заключена главная идея или цель деятельности владельца. Задача учащихся – нарисовать свой герб. В нем необходимо отразить то, что символизирует каждого из них, сообщает какую-то важную информацию.

Если кто-то из учеников смущается или говорит, что не умеет рисовать, его надо поддержать, пояснив, что на занятиях не оцениваются способности к рисованию, а важно просто участие (достаточно изобразить контур и какие-то условные знаки). Главное, начать, и тогда все обязательно получится.

На отдельном листе бумаги каждый учащийся рисует свой герб. После завершения рисунков организуется их выставка. Каждый из рисунков получает свой номер. Рисунки раскладываются (или вывешиваются на доске) так, чтобы всех их было видно. Учащиеся рассматривают нарисованные гербы, пытаясь угадать, где чей рисунок. Их догадки нужно фиксировать на бумаге, записывать номер герба и имя участника, которому, по их мнению, он принадлежит.

После обсуждения и сбора мнений, выявляется самый проницательный участник, который смог правильно назвать большинство авторов рисунков.

Изображения гербов вкладываются в папки ребят.

Прощание.

Дети встают в круг, держаться за руки. По очереди каждый поворачивается к соседу слева, называет его имя и говорит ему: «Мне сегодня было приятно общаться с тобой».

Моя собственное «Я» должно быть

таким же объектом моей любви,

как и другой человек.

Э.Фромм

Душа человека – величайшее

чудо мира.

А. Данте

Цели: содействие процессу формирования уважения и принятия учащимися самих себя, повышению их самооценки посредством предоставления обратной связи.

Приветствие.

Упражнение «Ассоциация»

Участники встают в круг, кладут руки друг другу на плечи, приветливо смотрят друг на друга. Им необходимо еще раз поздороваться друг с другом и при этом добавить еще одно – свои ассоциации с яркими личностями, например с политическими деятелями, киноактерами, историческими личностями или литературными персонажами. Например: «Привет, Светлана, ты напоминаешь мне Красную Шапочку».

Любой из участников вправе спросить, почему именно с этим лицом, или героем его ассоциируют.

Упражнение «Скажи о себе что-то хорошее»

Учащиеся по очереди вытаскивают карточку, на которой написано, какое-то одно незаконченное предложение. Его надо закончить вслух.

Мне нравится, что я…

У меня есть хорошее качество…

Я уважаю себя за то, что …

Я совершил вот такой хороший поступок…

Я люблю себя каждое утро за то, что…

Когда я ложусь спать, я хвалю себя за то, что…

Самое хорошее во мне …

Я способен на …

Я могу похвалить себя за то, что вчера я …

Сегодня мне нравится во мне…

Завтра, я думаю, что у меня будет повод гордиться собой за …

Завтра обязательно сделаю что-нибудь хорошее, например…

Упражнение «Пять добрых слов»

Учащиеся разбиваются на группы по пять человек. Каждый обводит свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Потом этот листок передается соседу справа, а учащийся получает рисунок соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного рисунка ученик пишет какое-нибудь привлекательное, на его взгляд, качество ее обладателя (например: «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.) Другой учащийся делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все записи будут сделаны, ведущий собирает рисунки и зачитывает «комплименты», а ребята угадывают, кому они предназначаются.

Ведущему необходимо следить за тем, чтобы учащиеся писали только добрые слова, а если кто-то затрудняется, то помочь этому ученику. Если в какой-то группе получилось меньше пяти человек, то тогда вместо недостающего ученика сам ведущий отмечает положительную черту.

Обсуждение. Какие чувства ребята испытывали, когда читали надписи на своей руке? Все ли достоинства, о которых написали другие, были им самим известны?

В конце упражнения учащиеся забирают листы и складывают в свою папку как памятку на «черный день». Ведущий говорит ребятам, что в случае плохого настроения они могут доставать и перечитывать список достоинств, для того, чтобы вернуть веру в себя.

Упражнение «Я — уникальный»

Ведущий обращается к группе с вопросами

— Какие самые-самые приятные слова слышали о себе самом за всю свою жизнь? Говорил ли кто-нибудь каждому из вас что-то вроде «Ты уникальный человек и неповторимая личность?» Правильно ли будет сказать кому-либо – «Ты уникальный человек!»? Как можно доказать уникальность и неповторимость каждого человека.

Далее он предлагает ребятам отправиться в путешествие. Включается релаксационная музыка.

— Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Постарайтесь расслабиться.

Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий, во время которого вы услышите много прекрасных и приятных слов в свой адрес.

Вы знаете о том, что в самой-самой глубине каждого из человека скрывается неповторимая и чудесная звезда? Она любого из нас делает непохожим на всех остальных людей. Ведь у каждого – звезда собственная. Звезды различаются между собой по цвету, по величине, по форме… неся в своей душе свою звезду, человек обретает уникальность. Давайте разыщем для всех вашу звезду. Я буду обращаться ко всем вам одновременно, при этом все мои слова будут звучать для каждого из вас в отдельности.

Отправимся на поиски. Может быть, эта особенная звезда находится в твоей голове. Возможно, она скрывается в твоем сердце, в животе или где-то еще. Как только ты обнаружишь свою чудесную звезду, тихонько подними руку. (Необходимо дождаться, когда дети подадут сигнал о том, что наши свою чудесную звезду).

Прекрасно! Ты нашел свою звезду. Посмотри на нее повнимательнее. Какого она цвета? Какого размера? А теперь представь себе, какое счастливое и довольное лицо у твоей звезды. Ты видишь широкую улыбку на всем ее лице? А может быть, ее улыбка тихая и маленькая? Когда ты разглядишь улыбку на лице твоей звезды, снова тихонько подними руку. (Дети снова должны подать этот сигнал).

Твоя звезда смеется или улыбается, потому что она знает одну большую и важную тайну (Голос ведущего становится тихим и проникновенным). Осторожно-осторожно возьми свою звезду на руки, поднеси ее к уху и внимательно послушай то, что она произнесет. Пусть она расскажет тебе, благодаря чему ты такой уникальный и неповторимый человек. После того как ты внимательно выслушаешь все, что скажет тебе твоя звезда, снова тихонько подними руку. (Ребята подают сигнал).

Теперь ты знаешь, почему ты такой уникальный и неповторимый человек. Аккуратно погрузи свою звезду глубоко-глубоко на дно твоей души, туда, где ты ее и разыскал. Теперь она всегда будет напоминать тебе о твоей неповторимости и особенности. Тихо-тихо скажи самому себе: «Я — уникальный и неповторимый человек!»

Сейчас ты можешь потянуться, поочередно напрягая и расслабляя все мышцы твоего тела, попрощайся со своей звездой и открой глаза.

Обсуждение. Где вы нашли свою особую звезду, есть ли у нее имя? Как вы себя сейчас чувствуете? Каковы были слова ваших звезд? Хотелось бы вам время от времени слышать от других людей о том, что вы уникальные, особенные люди?

Ведущий предлагает ребятам памятку о себе.

Прощание.

Психологическое занятие с 5-6 классами «Познай самого себя».

Тема 2. ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Игра «Закончи предложение».

– Перед тобой – начало предложений. Давай попробуем закончить их, но так, чтобы получилось законченное по смыслу высказывание.

Сначала потренируемся.

Начало предложения – Каждое утро…

Его можно закончить так: «я делаю зарядку», или «солнце поднимается над горизонтом», или «я боюсь опоздать в школу».

Придумай свой вариант предложения: «________________________

__________________________________________________________».

А вот и другие предложения, из которых получится твой рассказ о себе, твоих близких, людях и вещах, которые тебя окружают. Старайся не повторяться, когда придумываешь ответ.

1. Я думаю, что людей больше…

2. Ребенок в семье…

3. Мы любим маму, а…

4. Когда я играю с ребятами, то …

5. Мой брат (сестра)…

6. Я достаточно ловкий, чтобы…

7. Отцы иногда…

8. Ребята, с которыми я дружу…

9. Чтобы наш папа…

10. Мои близкие думают обо мне, что я…

11. Если бы мой брат (сестра)…

12. Мои друзья меня часто…

13. Я хочу, чтобы у меня не было…

14. Больной ребенок…

15. Я думаю, что мама чаще всего…

16. Если бы не было школы…

17. Я весь трясусь, когда…

18. Когда я думаю о школе…

19. Если бы все ребята знали, как я боюсь…

20. Был бы очень счастлив, если бы я…

21. Я самый слабый…

22. Когда я буду взрослым…

23. Мой учитель (учителя)…

24. Всегда мечтаю…

2. Игра в волшебника.

Часть 1. Давай поиграем в волшебника!

Нравятся тебе сказки? Мне – очень. Особенно, когда в эту сказку попадаешь на правах автора. Итак, представь, что у тебя появляются фантастические возможности и ты отправляешься в галактическое путешествие. Ты оказался на другой планете, где все не так, как на Земле.

  • Нарисуй эту планету и ее обитателей – зверей, растения, жителей.

  • Придумай ей название.

  • Ответь на следующие вопросы:

1) Кем бы ты хотел стать на этой планете? Почему?

2) А кем бы ты не хотел быть на этой планете? Почему?

Часть 2. Теперь представь себе, что ты – очень сильный волшебник (фея). С помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло. И ты возвращаешься на Землю.

 Что бы ты сделал:

 для мамы;

 для папы;

 для школы;

 для одноклассников;

– для учителя;

– для себя?

 Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

Часть 3. Сейчас – самое захватывающее превращение. Давай превратимся в какое-нибудь животное или птицу.

  • Отметь тех животных, в которых ты бы хотел превратиться, знаком «+», а тех, которые тебе не нравятся, знаком «»:

1. Кошка

10. Заяц

2. Лев

11. Собака

3. Козленочек

12. Синица

4. Змея

13. Черепаха

5. Орел

14. Слон

6. Мышка

15. Червяк

7. Обезьяна

16. Волк

8. Тигр

17. Крокодил

9. Олень

18. Жираф

Часть 4. А теперь нарисуй такое животное, которое могло бы жить только на твоей волшебной планете. На Земле оно точно не существует.

 Назови его.

 Последнее, что можешь ты сделать как великий чародей, – это загадать три самых главных своих желания и постараться, чтобы они исполнились уже не в сказочной игре, а по-настоящему.

3. Моя будущая профессия.

– Так хочется, чтобы ты в жизни выбрал профессию, которая позволит тебе творить чудеса.

 Как ты думаешь, чему тебе для этого необходимо научиться?

Уметь поддерживать свое здоровье *____________________

Логически мыслить *____________________

Излагать свое мнение *____________________

Иметь чувство юмора *____________________

Уметь легко и просто общаться
с людьми *____________________

Быть внимательным и наблю-

дательным *____________________

Иметь хорошую память *____________________

Хорошо владеть родным
и иностранным языками *____________________

Добавь то, что ты считаешь нужным: ____________________

 Звездочкой (*) отмечены твои сегодняшние умения и навыки. Отметь, пожалуйста, в каждой строчке красным цветом, на сколько бы ты хотел продвинуться во всех перечисленных умениях в этом году; на будущий год – зеленым цветом, к окончанию школы – синим.

 Как ты думаешь, от кого и от чего зависит выполнение этой твоей программы?

1) Перечисли людей, события и действия, которые могут этому помочь.

2) А кто и что может помешать выполнению твоих планов?

4. Житейские ситуации.

– Современный мир – это мир коммуникаций, мир людей, управляющих машинами, людей, общающихся между собой. И от того, насколько хорошо они понимают друг друга, очень часто зависит вся наша жизнь.

Предлагаю потренироваться в самом обычном понимании житейских ситуаций.

 Подбери правильное слово к каждому эпизоду школьной жизни.

hello_html_m7d87b792.png

5. Загадки времени.

– Время – величайшая загадка для людей. Оно может быть очень разным.

 Вспомни, когда, по-твоему, оно тянется бесконечно долго – когда ты ждешь чего-то или кого-то, когда тебе нечем заняться, когда тебе просто скучно. А бывает, что оно несется с невероятной скоростью, и кажется, что просто невозможно все успеть, всюду попасть, никуда не опоздать.

 Давай попытаемся выяснить, как ты расходуешь свое время.

Перед тобой – таблица твоего времени. Заполнять ее надо очень аккуратно, не пропуская ничего важного, что произошло с тобой в течение дня. И делать это в течение целой недели. Главный твой помощник в этом – часы. Хорошо, если они все время будут с тобой.

Уроки:

Русский язык

Математика

Литература

Иностранный язык

История

Другие предметы

Нахожусь в школе

Занимаюсь в кружке, секции и т. д.

Помогаю по дому

Гуляю

Играю

Смотрю телевизор

Ничего не делаю

Ем

Сплю

Другое

 Когда таблица будет заполнена, выясни, на что у тебя уходит больше всего времени, на что ты тратишь его слишком мало.

– Уверена, ты найдешь огромный резерв, который можно потратить на то, что ты больше всего любишь делать.

6. Исследуем самооценку.

– Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер.

 К каждому качеству из таблицы по 10-балльной шкале поставь оценку, насколько качество выражено у тебя в настоящий момент, и как бы ты хотел, чтобы это качество было у тебя развито в будущем.

Настоящий момент

Будущее

Здоровье

Ум

Характер

Авторитет сверстников

Умелые руки

Внешность

Уверенность в себе

7. Логическая гимнастика.

– Итак, следующая игра – для любителей загадок. Игра называется «Простые аналогии». Тебе нужно найти сходство между разными понятиями.

Пример:

Лошадь

Жеребенок

Корова

Пастбище. Рога. Молоко. Теленок. Бык

 Посмотри, здесь написано два слова: сверху «лошадь», снизу – «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же: сверху одно слово – «корова», а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову «корова», как «жеребенок» к «лошади», то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это «теленок». Значит, нужно сначала установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа и подчеркнуть правильное слово. Итак, удачи!

Психологическое занятие для учащихся 5-х классов «Куда нам плыть?»

Занятие для учащихся 5-х классов

Куда нам плыть?

Педагог-психолог

МБОУ «СОШ № 8»

М.С. Толькова

Цель: осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях.

Задачи:

  1. Способствовать расширению представления ребят о том, что существуют разные способы в достижении целей;

  2. Способствовать развитию умения лучше понимать себя и других людей;

  3. Познакомить с приемом по сохранению спокойствия в стрессовой ситуации.

Оборудование:

-Релаксационная музыка.

-Мультфильмы «День рождения Иа», «Винни-Пух идет в гости».

-Таблица «Какое настроение у меня сегодня?» или «Сколько я вешу сегодня?».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть.

Упр.-активатор «Разожми кулак»

Содержание: Вам необходимо разделиться на пары, один в паре сожмет кулак, а второй попытается за минуту его разжать, но по моей команде. Договоритесь, кто будет первым сжимать кулак. Разжимать кулак можно разными способами, это ваше право, но не причиняя боль партнеру.

Теперь поменяйтесь ролями.

— Всем удалось разжать кулак партнера?

— Каким способом пользовались, что вам помогло (силой, просьбой, легкими поглаживаниями, просьбой, убеждением и т.д.)?

Послушайте коротенькую притчу: «Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ».

— Всегда ли можно добиться своего силой?

— Как это можно сделать по-другому? (убеждением, просьбой, доказать примером и т.д.)

Основная часть.

Упр. «Представление героев»

Цель: развитие умения понимать себя и других людей.

Содержание: Вспомните мультфильм детства про Вини-Пуха. Что вы можете сказать о героях данного мультфильма: Пятачок, Кролик, Ослик Иа? Какие они по характеру?

— Давайте посмотрим отрывок из мультфильма, чтобы характеристики героев были полнее.

ПЯТАЧОК – зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию окружающих, простодушный, искренний простачок.

КРОЛИК – активно навязывает другим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчинения.

ОСЛИК Иа – не верит в собственные силы, ожидает неудачи, пессимистично смотрит на мир.

Упр. «Проблемы героев»

Цель: развитие навыка справляться с проблемами поведения.

Содержание: Подумайте, ребята, что нужно изменить в себе Пятачку, Кролику и Иа?

Пятачку необходимо научиться говорить «нет» и отстаивать свою точку зрения. Кролику необходимо научиться просить и принимать отказ, учиться слышать другого, понимать его чувства. Ослику необходимо поверить в свои собственные силы, научиться разрешать ситуации.

Упр. «Уши-нос»

Цель: познакомить участников с приемом по сохранению спокойствия в стрессовой ситуации.

Содержание: Ребята, согласитесь ли со мной, что важно сохранять спокойствие в ситуации, когда в адрес человека кто-то кричит, обвиняет, оскорбляет, насколько полезно порой не заразиться чужой агрессией и не ответить криком на крик?

— Вспомните ситуации, когда вы заражались чужой агрессией в конфликтах.

— Что из этого получалось?

Чтобы конфликты не перешли во вражду, необходимо уметь внутренне отстраниться от стрессовой ситуации и настроиться на конструктивное разрешение. В этом мы сейчас потренируемся.

Разбейтесь на пары. Один будет Кроликом, другой в паре – Пятачком. Кролик нападающий, он кричит, обвиняет Пятачка, который в свою очередь очень боится, ему нужно научиться держать удар. Задача Пятачка – не слушать Кролика, а наблюдать за движениями кончиков его ушей или носа и запоминать свои мысли и чувства, возникающие в это время.

Работаем в течение 2-х минут.

— Получилось выполнить упражнение?

— Какие чувства испытывали вы в ролях?

— Какие трудности возникли при выполнении упражнении?

— Запомните этот способ реагирования в подобных ситуациях. Он вам поможет сохранить спокойствие, не сорваться на человека, не заразиться его агрессией.

Заключительная часть

Упр. «Маяк»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Содержание: Устройтесь удобно, расслабьтесь и прислушайтесь к музыке. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, а теперь выдох. Постарайтесь представить то, о чем я буде вам говорить.

Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине скалы – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящем на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. А сейчас сделайте глубоки вдох и выдох. Вернитесь в здесь и сейчас. Откройте глаза.

— Наше занятие подошло к концу. Мы завершаем его, как обычно, заполняя таблицу «Какое настроение у меня сегодня?» или «Сколько я вешу сегодня?», если вы находитесь в подавленном, неважном настроении, то ваш вес будет большой (тонны), если вы в отличном настроении, то весить вы будете гораздо меньше (кг, граммы).

Ритуал прощания

Вспомните, как мы прощались с вами на прошлом занятии. Повторим. Все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга. Это можно повторить несколько раз.

Толькова Мария Сергеевна, МБОУ «СОШ № 8»

Методическая разработка по психологии (5 класс) по теме: Коррекционно-развивающее занятие для 5-х классов «Пещера страхов»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Республики Алтай

Бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Коррекционно-развивающее занятие

с обучающимися 5-х классов:

«Необитаемый остров. Пещера страхов»

Автор-составитель:

Медведева Оксана Михайловна

Методист, педагог-психолог

Стаж работы по специальности 4,5 года

г.Горно-Алтайск

2009

Занятие в рамках Недели психологии в образовательных учреждениях Республики Алтай

«Необитаемый остров. Пещера страхов»

(для обучающихся 5-х классов)

Автор-составитель: Медведева О.М., педагог-психолог, методист

г. Горно-Алтайск

2009

Пояснительная записка

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становиться неуверенным в себе. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены ил сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильного поведения родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличие у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг – предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов. В связи с этим в рамках проводимой в Центре психолого-медико-социального сопровождения Недели психологии было решено провести занятие на коррекцию страхов у детей. По разным возрастным категориям. Мне выпала возможность подготовить материал для обучающихся 5-х классов. Занятие прошло очень интересно, детям не хотелось уходить, сплотилась группа, возникли доверительные отношения между ребятами. В связи с тем что данное занятие прошло с успехом, хотелось бы поделиться разработкой с другими педагогами, педагогами-психологами, возможно, кто-то проведет и посмотрит результат. Удачи, коллеги!

Занятие  «Необитаемый остров. Пещера страхов»

Цели:

  1. Развить навыки группового и межличностного взаимодействия;
  2. Научить детей распознавать свои страхи, помочь найти способы их преодоления;
  3. получить обратную связь о результативности занятия.

Материалы:

—        ватман, фломастеры, карандаши простые и цветные, кисти, краски, стаканчики с водой, листы бумаги А4, ножницы.

Ход занятия

Приветствие:

Упражнение «Волна»

Ведущий предлагает детям:

  1. встать в круг, взяться за руки, сосредоточиться друг на друге и пожать руку соседу справа по кругу «Волна»;
  2. пожать руки соседу слева;
  3. «запустить волну» по сигналу ведущего от любого ребенка.

Ребята, у нас в центре проходит неделя психологии под названием «Морское путешествие».

Каждый день наш корабль отплывает от одного острова к другому и берет на борт новых пассажиров. Вот и сегодня на борт нашего корабля мы взяли вас и продолжаем путешествовать.

Упражнение «Кораблик»

Ведущий объясняет, дети выполняют движения:

«Представьте себе, что вся наша группа оказалась на большом океанском  корабле, совершающем рейс через Атлантику. Наше путешествие было приятным и интересным. Однако в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире, прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу влево – прижмите к полу правую ногу. Правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились! Качнуло в правую сторону – прижимаем левую ногу. Напряжена левая нога, правая нога расслаблена.

Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох!

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!»

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Ведущий обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

Наше положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему судну. К счастью, со шлюпкой проблем не было.

Шторм продолжался всю ночь, и стих только к утру. Ваши шлюпки разбились о рифы. Вы устали, замерзли, намучились. Но на горизонте увидели землю. Обрадованные вы устремились к берегу.

 

Упражнение «Переправа»

Ребята, вам необходимо выбрать себе попутчика, держаться с помощью «плашек-щепок» и доплыть, до острова. Вам нужно перебраться на другую сторону с помощью вот этих «плашек-щепок» (листы бумаги А4 пополам, по 2 шт. каждому ребенку).

Добравшись, вы должны проверить всех своих товарищей, чтобы никто не потерялся.

Теперь вы идете осматривать остров, на который вы попали.

Дети делятся на 2 группы.

Упражнение «Остров»

1-я группа идет рисовать на ватмане рисунок острова, на который они попали (каждый из детей должен приложить свои усилия – что-то нарисовать на общем рисунке).

2-я группа строят остров – обустраиваются, строят пещеру.

Через некоторое время группы меняются местами. Для того чтобы каждый мог поучаствовать и в одном и в другом мероприятии.

После того как задание выполнено. Ведущий показывает всем ребятам их совместный рисунок острова.

(остров строиться из мягких модулей, кресел и других предметов, которые имеются в тренинговом зале).

Упражнение «Рисуем страхи»

После чего дети рассаживаются на воображаемом острове (на ковре) по кругу, представляя себе в центре костер (если имеется светильник в виде огня, то можно использовать его). Наступает ночь (выключить свет, включить светомузыку или огоньки). Задача ребят по кругу сидя у костра рассказать о своих страхах. Кто чего боится, если нет страха своего, пусть назовет чужой страх.

После того, как все дети выскажутся, наступает день. Детям предлагается нарисовать свои страхи на бумаге. Это будет первый шаг к победе над страхом.

Пока рисунки сохнут, вновь наступает ночь. Детям предлагается поиграть в игру – «Маленькие приведения».

Упражнение «Маленькое привидение»

 «Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (предложить участникам группы продемонстрировать как они будут пугать остальных. Например, приподнимать со гнутые в локтях руки, растопырить  пальцы и т.д.),  и произносить страшным голосом звук “У”. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить “У”, если я буду громко хлопать, вы будете пу гать громко. Но помните, что мы добрые приви дения и хотим только слегка пошутить». В это время включить светомузыку.

Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

 

Упражнение «Ритуал уничтожения страхов»

Второй шаг к победе над страхом – это его уничтожение.

Детям предлагается порвать рисунки на мелкие кусочки, разрезать ножницами, смять, растоптать или даже разукрасить страх и т.д.

После ритуала дети вновь собираются на ковре, берутся за руки, произносят слова позитивной установки, например: «Мы можем победить свои страхи!»

Упражнение «Возвращение»

Ребята мы жили с вами на острове какое-то время, прошел месяц. Чему мы научились на острове, что в нас самих изменилось?

Но все это время мы не отчаивались, постоянно ждали, что проплывет какой–нибудь корабль и заберет нас домой. И вот кто-то из нас вдруг видит, что на горизонте появился корабль. Это ваш шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание.

Необходимо взять одного ребенка за руку и отвести в другую половину зала- он капитан этого корабля. Его задача: плыть по морю и смотреть вокруг. Вдруг он замечает на острове какие-то движущиеся точки, подплывает поближе и видит ребят. Педагог спрашивает: кто из детей был заметнее остальных. Капитан должен назвать детей по именам, проверить, все ли на месте, не потерялся ли кто, и взять на свой корабль.

Упражнение «Золотая рыбка»

В руках у ведущего игрушка «золотая рыбка».

Ведущий. На борт нашего нового корабля волной принесло золотую рыбку, которая может исполнять желания.

Ведущий передает рыбку по кругу и предлагает каждому участнику загадать заветное желание: одно или несколько, которые можно произнести вслух или не называть, а только задумать и при этом тихонько рассказать (прошептать) рыбке. Теперь капитан корабля должен отпустить рыбку в море, чтобы желания обязательно сбылись.

Обсуждение итогов занятия

Обязательно обсудите чувства участников группы. Пусть они скажут о том, что им понравилось, что удивило, обра довало на занятии, что получилось, чем довольны, что запомнилось.

Прощание

Литература:

  1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка».  – СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. – 448 с.; ил.
  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160 с. (В помощь психологу.).
  3. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с. (Развитие и воспитание).
  4. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практичекие рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 128 с. (Серия «Практичекая психология»).
  5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003. – 176 с.: илл. – (Психологическая работа с детьми).

Материал по психологии (5 класс) на тему: Конспект тренингового занятия для обучающихся 5 классов. «Мое настроение».

Конспект тренингового занятия для обучающихся 5 классов.

«Мое настроение».

Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного отношения и открытого общения детей друг с другом; профилактика дезадаптации в средней школе.

Задачи:

  1. Образовательная: создать условия для сплочения коллектива; смоделировать ситуацию сотрудничества и взаимной поддержки для проживания ее школьниками.
  2. Развивающая: развитие умений и навыков самоанализа, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
  3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, взаимопомощь в детях.

Методы: беседа, наглядный.

Форма работы: игровая

Технология занятия: тренинг.

Оборудование: плакат с рисунком корабля, солнце, цветные человечки, фломастеры, листы А4 – все по количеству детей, ручки.

Ведущий: педагог-психолог.

Психолог: 

-Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на этом удивительном корабле.

-Все трюмы заполнены провизией, приборы исправны, но посмотрите, кого не хватает на корабле?

Ответы детей: пассажиров, людей, капитана, матросов и т.д.

Психолог: 

-Да, молодцы! Действительно не хватает команды.

— Вот ими мы и будем. Прошу всех на борт! (прикрепляем человечков)

-Ой, я вижу, что мы все разные. Я грустная, потому что мне было одиноко, и я не знала, кто со мной отправиться в путешествие.

Ответы детей:

Психолог:

-Ребята, вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии ….

Ответы детей:

Психолог:

-Как вы думаете, что такое настроение?

Ответы детей:

Психолог:

— Да, я согласна с вашими ответами, что настроение – это душевное состояние человека.

-Какова роль настроения в нашей жизни?

Ответы детей:

Психолог:

— Молодцы!

— Оно может быть разным: грустным, сердитым.

— Каким еще может быть настроение?

Ответы детей:

Психолог:

— Умнички!

— Когда человеку грустно можно ли изменить его настроение? Как это можно сделать?

Ответы детей:

Психолог:

— Да какие вы молодцы. Я вам предлагаю поиграть. Собираемся в круг на палубе. Внимательно слушаете песню и делаете все, о чем в ней поется:

Мы с тобою – одна семья

Я, ты, он, она.

Потрогай нос – соседу справа,

Потрогай нос – соседу слева.

Мы с тобой друзья.

Мы с тобой — одна семья.

Я, ты, он, она.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева,

Мы с тобой друзья.

Мы с тобой — одна семья.

Я, ты, он, она.

Ущипни соседа справа,

Ущипни соседа слева.

Мы с тобой друзья.

— Вы молодцы, зарядились позитивной энергией.

— Каково настроение?

Ответы и жесты детей:

Психолог:

— А теперь я предлагаю вам подумать и написать, что вы можете сделать для друга, чтобы у него настроение улучшилось. Для этого вокруг круга изобразите лучики, вдоль которых напишите,что вы можете сделать для других.  Надо постараться, чтобы лучиков было как можно больше (включить музыку).

(зачитали и подытожили).

Ответы детей:

Психолог:

— Да! Добрые дела всегда поднимают настроение. А давайте вспомним, какими способами мы сегодня определили наше настроение. Например:

— Когда поднимаешься на борт корабля ….

Ответы детей:

Психолог:

— Когда поиграли…

Ответы детей:

Психолог:

-А какими способами еще можно выразить настроение?

Ответы детей:

Психолог:

— Сейчас мы это проверим. Подойдите к столу , выберите две ладошки и прикрепите их на солнышко.

— Посмотрите на солнышко. Можно сказать, что настроение стало ярче?

Ответы детей:

Рефлексия:

Психолог:

-Ребята, что мы узнали нового сегодня?

Ответы детей:

Психолог:

— Чем понравилось занятие?

Ответы детей:

План-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему: Развивающее занятие по психологии “Я в мире людей” для обучающихся 5 классов

Развивающее занятие по психологии “Я в мире людей”

для обучающихся 5 классов

педагог-психолог Милютина М.В.

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • совершенствовать умение работать в группе;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений;
  • вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ритуал приветствия

Цель: создание атмосферы группового доверия и принятия, позволяющие сплачивать детей.

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

Упражнение “Поменяйтесь местами те …”

Дети сидят на стульях в кругу. Выбирается ведущий, которые говорит: “Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы”. Те, у кого светлые волосы меняются местами друг с другом. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим.

Упражнение “Передай другому”

Участники занятия сидят в кругу и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.

Обсуждение.

  • Легко или трудно было передавать предмет?
  • Кому легко?
  • А в чем были трудности?
  • Легко или трудно было отгадывать предмет?
  • Кому было легко?
  • А в чем заключались трудности?

Упражнение “Слепой и поводырь”

Дети разбиваются на пары. Одному завязывают глаза. Его задача пройти определённый путь, на котором встречаются преграды. Остальные участники делятся на “плохих” и “хороших”. Которые подсказывают “слепому” путь. “Хорошие” говорят верно, “плохие” пытаются навести “слепого” на преграды. “Слепой” должен сам определить кто “хороший”, а кто “плохой”.

Затем меняется участник “слепой”.

Обсуждение

Упражнение “Спина к спине”

Участники (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5минут. Остальные участники играют роль молчаливых зрителей.

Обсуждение. Дети делятся своими ощущениями.

Упражнение “Продолжи рисунок”

Детям выдаются листы бумаги и фломастеры.

По сигналу “начали” дети начинают рисовать на своём листке. По сигналу “поменялись” дети меняются листами по часовой стрелке и продолжают начатый рисунок другим ребёнком. По следующему сигналу меняются листами. Игра продолжается пока рисунок не возвратиться к хозяину.

Обсуждение.

— Легко ли было выполнить задание?

Завершающий этап

Упражнение “Подарок”

Детям предлагается подарить любой воображаемый предмет. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук. Тот, кому подарили подарок, должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и подарить свой подарок следующему.

Рефлексия

Цель: эмоциональная и смысловая оценка занятия детьми, обратная связь друг с другом и психологом.

Понравилось ли вам наше занятие? Чем?

Что больше всего запомнилось на занятии?

Что вы чувствуете по окончании занятия?

Высказывается каждый.

Прощание

Скажем друг другу: “Спасибо за хорошую работу”.

Рабочая программа по психологии (5, 6 класс): Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 — 6 классов «Азбука психологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                 «Средняя общеобразовательная школа №2»

                                   

Рассмотрено на МО                                                                                                               Утверждено на МС

Протокол №                                                                                                                            Протокол №        

от «____»______2011                                                                                                       от «___»________2015г.        

Руководитель МО:                                                                                                                  Директор:

_________________                                                                                                           ____________________

Зам.директора по УВР:

_________________

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОГО КУРСА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ  

«АЗБУКА ПСИХОЛОГИИ»

направление «социально-психологическое»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 — 6 КЛАССОВ

                                                                                       

                                                                               Составитель:

                                                                                    Синкина

                                                                               Ирина Борисовна,  

                                                              педагог-психолог

                                                               высшей категории

2015год

г,Междуреченск

Пояснительная записка

Младший подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе. Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны — выполнение основных задач развития. Данная программа включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).

Рабочая программа курса «Азбука психологии» разработана на основе следующих нормативных документов: 

— Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

— Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

— письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

— Основной образовательной программы ОУ.

— В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

                                                   

   

Цель программы:

Цель изучения программы курса «Азбука психологии»  — решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер ребенка.

Задачи программы:

Обучающие: 

— научить положительному самоотношению и принятию других людей;

— научить рефлексивным умениям;

— формировать потребность в саморазвитии.

Воспитательные:

— воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;

— сохранять и поддерживать психологическое здоровье ребенка;

— воспитывать нравственные качества обучающихся.

Развивающие:

-создавать условия для развития личности каждого ребёнка;

— развивать положительные эмоции и волевые качества;

— развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.

Общая характеристика программы курса «Азбука психологии»

Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так и индивидуальные формы работы, а также работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей обучающихся, позволяет осуществлять познание себя  активно и деятельностно.

Основополагающими принципами построения программы курса «Азбука психологии» являются:

— доступность;

— практико-ориентированность;

— метапредметность.

Описание места курса «Азбука психологии» в учебном плане

Программа курса «Азбука психологии» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС).

Направленность: социально — психологическая.

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.

В основе курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

— ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

— учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

— обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

— разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

— гарантированность достижения планируемых результатов освоения программы  курса «Азбука психологии»,  что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Методы и приемы, используемые при изучении программы курса:

1. Интеллектуальные игры – задания, дающиеся в начале занятия в качестве разогревающих, настраивающих на работу, организующих ее. Такого рода игры являются достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и быстро включить в дискуссию даже закрытых подростков. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.

2. Ролевые методы – предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.

3. Коммуникативные игры – игры, направленные на формирование у подростков умения увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения и обучающие умению сотрудничать.

4. Игры, направленные на развитие вербального и невербального мышления.

5. Использование терапевтических метафор (тематические сказки) с целью поиска и нахождения ресурсов внутри себя.

6. Методы формирования «эмоциональной грамотности» — предполагают обучение распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умение принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

7. Дискуссионные методы — позволяют реализовать принцип субъект – субъектного взаимодействия, выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему.

Формы проведения занятий:

-индивидуальная работа;

-работа в паре;

-групповая работа;

-коллективная работа.

Содержание программы внеурочного курса «Азбука психологии» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность курса «Азбука психологии» заключается в том, что полученные знания о себе, своих личностных особенностях, а также работа со своим эмоциональным состоянием будут способствовать успешному усвоению школьной программы.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника;
  • ответственного отношения к учению;
  • готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-

исследовательской, творческой и других видов деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметными результатами освоения программы являются следующие знания и умения:

  • знание индивидуальных и эмоциональных особенностей своих собственных и других людей;
  • знание правил работы в тренинговой группе;
  • знание способов разрешения конфликтных ситуаций;
  • умения вести конструктивный диалог;
  • умение определять жизненные цели и задачи.

Обучающиеся получат возможность научиться: 

  • понимать себя, свои желания, мечты, ценности;
  • вести конструктивную беседу;
  • учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;
  • бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми.

 Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время занятия (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также выставка тетрадей по саморазвитию.

Требования и результаты к уровню подготовки обучающихся

обучающиеся должны знать:

  • что такое «психология», каково её место в системе наук;
  • об уникальности внутреннего мира каждого;
  • о способах ведения конструктивного диалога;
  • о мотивах выбора друзей.
  • о способах поведения в трудных ситуациях;

обучающиеся смогут научиться:

  • анализировать поведение героев притч и сказок, выявлять в них скрытый подтекст;
  • анализировать собственные потребности и цели.
  • анализировать поступки других людей и свои собственные.

Содержание программы (34 часа)

Содержание программы отражает основные направления  работы и включает следующие разделы:

п/п

Содержание курса

Количество часов

Перечень УУД обучающихся

1

Раздел 1. 

Введение в мир психологии. Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться лучше понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.

2

Познакомиться с понятием «психология», узнать, каково её место в системе наук, познакомиться с целями изучения курса (П)

2

Раздел 2.Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

Разные чувства. Как можно выразить свои чувства? Мимика, жесты, прикосновения – способы выражения чувств.

4

Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха, гнева и др. (П)

3

Раздел 3. Мои силы, мои возможности.

Как правильно оценить себя? Какой Я – большой или маленький?  Что я умею и чем горжусь?

Мои способности. Что такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие».

4

Учиться исследовать свои качества и свои особенности  (П),

анализировать собственные потребности и цели. (Р)

Уметь работать в парах (К)

4

Раздел 4. Я и мой внутренний мир. Мой внутренний мир ценен и уникален. Каждый видит мир и чувствует по-своему Я в ответе за свои мысли и чувства. Я могу впустить в свой внутренний мир только человека, которому доверяю.

4

Уметь адекватно выражать свои чувства (Р)

Познакомиться со способами поведения в трудных ситуациях (К)

5

Раздел 5. Я расту, я изменяюсь. Моё детство.

Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю?

Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас  такими, какие мы есть.

Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что  знаю сейчас.  

 Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?

4

Учиться выполнять разные роли. При работе в парах и группе учитывать мнение товарищей (К)

Планировать цели и пути самоизменения (Р)

Учиться вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми людьми (К)

6

Раздел 6. Моё будущее. 

Кем я хочу стать в будущем?

Как заглянуть во взрослый мир?

Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас.

4

Учиться определять свои жизненные цели и задачи (Р)

Познакомиться с наиболее популярными профессиями (П)

7

Раздел 7. Я и мои друзья. Каким должен быть настоящий друг.

Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?

Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?

Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?

Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?

Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?

7

Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей (Р)

Овладевать способами разрешения конфликтных ситуаций (К)

Обогатить своё представление о культуре общения (П)

8

Раздел 8. Что такое сотрудничество?

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений: из умения понять другого; из умения договориться; из умения уступить, если это нужно для дела; из умения правильно распределить обязанности во время работы.

4

Осознавать, что свобода не может быть безграничной (Р)

Оценивать правильность выполнения действий и корректировать их при необходимости (Р)

Расширить своё представление о понятии «сотрудничество» (П)

9.

Итоговое занятие. 

Заключительная диагностика эмоционально-волевой сферы, игры и упражнения по выбору

1

Учебно-тематическое планирование занятий

    №

п/п                                                                                                                    

Тема занятия

Кол-во часов

Примерное содержание занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Раздел 1. Введение в мир психологии

1

Вводное занятие

1

Введение в тему. Диагностика эмоционально-волевой сферы детей

2

Зачем человеку занятия психологией?

1

Беседа «Что такое «психология?» Упр. «Счастье – это…», рисунок счастливого человека. дискуссия на тему «счастье»

Раздел 2. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

3

Чувства бывают разные

2

Разминка «Закончи предложение», игры-упражнения «Изобрази чувство», «Испорченный телефон», работа со сказкой.

4

Что такое страх  и как с ним справиться

1

Разминка «Закончи предложение», игры-упражнения «Отгадай чувство», «Детские страхи и страхи пятиклассников»,

5

Имею ли я право сердиться и обижаться

1

Разминка «Найди лишнее слово», «Обида». Психологические этюды.

Раздел 3. Кто Я? Мои силы, мои возможности

6

Кто я, какой я?

1

Разминка «Угадай, чей голос».Анкета «Вот я какой!». Игры-упражнения «Кого загадал ведущий», «Нарисуй свою роль».

7

Я и мои способности

1

Разминка «Угадай, чьи ладони». Тест «Мои способности», Игры-упражнения «Угадай профессию», «Я могу, я умею», работа в подгруппах

8

Я мечтаю!

1

Разминка «Я – невидимка». Игры-упражнения «Зачем мечтают люди», «Закончи предложения», «Заветное желание», работа с рисунками «Мой автопортрет».

9

Я – это мои цели.

1

Разминка «Эпиграф», «Ассоциации». Тест на уровень притязаний. Упр. «Символ моей веры в себя». терапевтические метафоры

Раздел 4. Я и мой внутренний мир.

10

Каждый видит мир и чувствует по -разному

1

Разминка «Найди слово», «Мысленная картинка». «Психологические загадки», работа со сказкой.

11

Мой внутренний мир ценен и уникален

1

Разминка «Найди отличия», «Мысленная картинка». Упр.«Психологические загадки», «Я внутри и снаружи», «Сны», «Маленький принц».

12

Чему могут научить трудные ситуации

1

Разминка «Самое длинное», «Объясни значение». Упр. «Плюсы и минусы», «Копилка трудных ситуаций», терапевтические метафоры.

13

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя

1

Разминка «Самое длинное», «Что лишнее».Упр. «Прикоснись к своим соседям», «Внутренняя сила». Работа со сказкой.

Раздел 5. Я расту, я изменяюсь

14

Я и моё детство

1

Разминка «Маленькое имя»,  « Раньше и сейчас». «Психологические загадки».Упр. «Любимая игрушка». Психологические этюды.

15

Нужно ли человеку меняться

1

Разминка «Что изменилось», игры-упражнения «Мои важные изменения», «Любимый сказочный герой»

16

Я расту, я изменяюсь

2

Разминка «Неопределённые картинки», беседа «Качества человека и его поведение», упр. «Чаша доброты».

Раздел 6. Я и моё будущее

17

Моё будущее

1

Разминка «Заглянуть во взрослый мир», «Объясни значение».Упр. «Если человек…», «Я в будущем», терапевтические метафоры.

18

Кем бы я хотел стать

1

Разминка «Что изменилось», игра-упражнение «Моя будущая профессия», рисование «Я в настоящем, прошлом и будущем»

19

Хочу вырасти здоровым человеком

2

Разминка «Самое главное», игра-упражнение «Рюкзак пожеланий», беседа о взаимосвязи физического и психического здоровья

Раздел 7. Я и мои друзья

20

Настоящий друг. Умею ли я дружить?

2

Разминка «Добрые дела и отношения»,тест «Умею ли я дружить?»,«Психологические загадки».Упр. «Красивые поступки», «Любимая фотография». Беседа «Качества настоящего друга». Психологические этюды.

21

Трудности в отношениях с друзьями. Мои «колючки». Мои «магнитики»

2

Разминка «Самое короткое», «Объясни значение».Упр. «Если человек…», «Качества моего друга», «Мои колючки», «Мои магнитики»,терапевтические метафоры.

22

Ссора и драка

1

Разминка «Из пяти слов», «Объясни значение».Упр. «Покажи ситуацию», психологические этюды «Ссора друзей», «Жадина», «Эгоист».

23

Что такое одиночество

2

Разминка «Запиши наоборот», «Объясни значение». Дискуссия «Какого человека можно назвать одиноким», упр. «Одиночество в классе», работа с литературными текстами.

Раздел 8. Что такое сотрудничество

24

Я умею понимать другого

2

Разминка «Какого человека можно назвать…», «Что лишнее».Упр. «Изобрази ситуацию»,этюды « На детской площадке», «Конфета»

25

Я умею договариваться с людьми

1

Разминка «Умей сказать приятные слова».»Передай чувство». Упр. «Извини меня». Этюды «Кто лишний?», «Я умею договариваться».

26

Мы умеем действовать сообща

1

Разминка   «Мы  умеем…»,         «Рыба, птица, зверь». Упр. «Изобрази ситуацию», сказка «Чтобы тебя любили», коллективный рисунок.

27

Итоговое занятие

1

Заключительная диагностика эмоционально-волевой сферы, игры и упражнения по выбору

Разминка «Самое главное», игра-упражнение «Рюкзак пожеланий»,тренинг «Наш дружный коллектив».

Учебно — методическое обеспечение программы

Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями:

1.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011.

2.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.

Список литературы

1. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 1998.

2. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

3. Игры, ребусы, загадки для дошкольников: пособие для родителей / сост. Т.И. Линго. — Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.

4. Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. — М.: «ACT-Пресс», 1999.

5. Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 2003.

6. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. — М.: РОСМЭН, 2003.

7. Милосердов, И.В. Сборник диктантов для начальной школы / И.В. Милосердов. — М.: «Школа XXI век».

8. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. — М.: «Творческий центр», 2001.

9. Вергелис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во «Союз», 2000.

10. Корнеева, Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. / Е.Н. Корнеева. — Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999.

11. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. — М.: Ось-89, 1999.

12. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. — М.: Совершенство, 1998.

13. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. — М.: Творческий центр, 2003.

14. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8 / Е.Е. Кравцова. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.

15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я/О..Хухлаева.-генезис, М.2012г.

для учащихся:

1. Гин, С. Мир логики / С. Гин. — М.: Вита-пресс, 2001.

2. Гин, С. Мир фантазии / С. Гин. — М.: Вита-пресс, 2001.

3. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л. Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.

4. Аверина, И. С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина // Вопросы психологии. — № 5. — 1991; № 4. — 1994.

Примеры уроков чтения и математики


Образцы детских садов
Детский сад: алгебра Детский сад: Геометрия
Исследуйте простые живописные, ритмические и символические линейные узоры на Параде пингвинов. Играйте в раскраску с Иззи и исследуйте 2D-формы.
Детский сад: номера и операции Детский сад: фонематическая осведомленность
Исследуйте сложение и вычитание вместе с Генриеттой в отеле Hippo. Создайте рэп-песню в классе мисс Шарп и научитесь рифмовать.
Детский сад: акустика Детский сад: прицельные слова
Практикуйтесь в чтении слов, оканчивающихся на звук «x» и начинающихся на звук «y», вместе с Червем Вилли. Практикуйтесь в чтении слов с листа с Ребой Кроликом.

Образцы 1 степени

Оценка 1: измерение 1 класс: понимание прочитанного
Узнайте с Натальей о деньгах в зоомагазине. Узнайте о секвенировании с Карлосом и Джули, когда они узнают о жизненном цикле американской лягушки-быка.

Образцы 2 степени

Оценка 2: основные слова Класс 2: геометрия
Сыграйте в игру Power Up и попрактикуйтесь в словах с Бо и Галексисом. Попрактикуйтесь в объединении и разделении 2D-форм вместе с мисс Бетти и Саймоном.
2 класс: словарь 2 класс: понимание прочитанного
Приходите поиграть в парке с Новой и Саймоном, пока они узнают об омофонах. Прочитайте историю с Бо и решите, являются ли утверждения фактами или мнениями.

Образцы 3 степени

Оценка 3: анализ данных Класс 3: геометрия
Создайте линейный график для анализа результатов игры. Исследуйте места на сетке вместе с Мэнди и Марио.
Оценка 3: числа и операции Уровень 3: акустика
Исследуйте фракции вместе с Мичико на заводе воздушных змеев. Вернитесь в прошлое вместе с доктором Кумаром, чтобы узнать о слогах.

Образцы 4 класса

Класс 4: геометрия 4 класс: понимание прочитанного
Сыграйте в настольную игру с сеткой вместе с Джермейном и исследуйте трансформации. Изучите элементы истории вместе с Дензелом в Movie Club.
4 класс: понимание прочитанного 4 класс: алгебра
Исследуйте элементы истории «пропавшее мороженое» вместе с Дензелом в Кинотеатре. Найдите правило и исследуйте закономерности, отношения и функции.

Образцы 5 класса

5 класс: алгебра Класс 5: геометрия
Помогите выполнить заказы на заводе Power Pack Factory и исследуйте математические взаимосвязи с помощью уравнений. Помогите Рэли найти затерянный храм, нанеся упорядоченные пары на сетку.

Правописание

Демо: K5 Spelling
Ознакомьтесь с программой K5 Spelling, расширенной словарной программой, которая улучшает языковые навыки по одному слову за раз. Включено в K5 Learning.

.

Подробный план урока для 5 класса

2019 НОВОЕ ОБНОВЛЕНИЕ DLP! В этой статье вы найдете составленный нами план ежедневных уроков для 5-го класса (DLP 2019) . Мы в DepEd Tambayan стремимся собрать все 2019 DLP и сделать их доступными для наших коллег-учителей. Пусть эти ресурсы помогут вам и облегчат ваше бремя, чтобы ваши усилия были направлены на сам процесс обучения. Также, чтобы у вас было больше времени с семьей и другими важными делами.
Теперь вы можете загрузить план ежедневных уроков для 5 класса (2019 DLP) , используя ссылки для скачивания, указанные ниже. Также, если у вас есть время, вы можете прочитать статью внизу этой страницы, чтобы узнать больше об учебной программе K-12 от Министерства образования Филиппин.

Что такое подробный план урока?

Согласно Reference.com
Подробный план урока — это подробное описание инструкций учителя для конкретного класса. Учитель обычно составляет ежедневный план урока, чтобы провести определенный курс инструкций.
Единственная цель подробного плана урока — изложить программу урока в простых деталях, которые будут включать цель урока, способ ее достижения и способ проверки того, насколько хорошо ученики восприняли эту задачу. . Если учитель планирует провести более одного урока в одном классе, он или она может разделить материал на несколько планов уроков. Настоятельно рекомендуется придерживаться стандартного формата, чтобы убедиться, что охватываются все аспекты урока.

Информация на этой странице скоро будет обновлена!

Скачать подробный план урока 5 GRADE

3 КВАРТАЛ
  • ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПЛАН УРОКА 5 КЛАССА — Квартал 3: АРАЛИНГ ПАНЛИПУНАН — СКАЧАТЬ
  • ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПЛАН УРОКА 5 КЛАССА — Квартал 3: ГРАФИК

    0 LESS ДЕНЬ — Квартал 3: АНГЛИЙСКИЙ — СКАЧАТЬ

  • ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПЛАН УРОКА 5 КЛАССА — Квартал 3: EPP — ЗАГРУЗИТЬ
  • УРОВЕНЬ 5000 ЕЖЕДНЕВНЫЙ УРОК КВАРТИРА — ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПЛАН ESP
  • ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПЛАН УРОКА 5 КЛАССА — 3 квартал: FILIPINO — СКАЧАТЬ
  • ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПЛАН УРОКА 5 КЛАССА — 3 квартал: 000 ПЛАН ГОДА 9004 5 МАТЕМАТИКА 5 — Квартал 3: МУЗЫКА — СКАЧАТЬ
  • ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПЛАН УРОКА 5 УРОВНЯ — Квартал 3: НАУКА — 900 03 СКАЧАТЬ
КВАРТАЛ 4

ВНИМАНИЕ!

  • Не волнуйтесь! Мы постоянно загружаем новые файлы.
  • Для получения дополнительных обновлений и необъявленных загрузок, пожалуйста, посещайте эту страницу время от времени.
    Поставьте нам лайк на Facebook , чтобы получать МГНОВЕННЫЕ ОБНОВЛЕНИЯ. НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ
  • Вы также можете ЗАКЛАДКА на этой странице в своем веб-браузере, нажав Ctrl + D на клавиатуре для более быстрого доступа в будущем. Благодарю вас, учителя.

Мы в DepEd Tambayan всегда благодарны всем нашим авторам и авторам файлов.Благодарим всех тех, кто на протяжении многих лет оставался верным своему призванию и продолжает оказывать влияние на образование в нашей любимой стране. Мы также благодарны всем нашим редакторам, технической команде, нашему хостинг-провайдеру, системному администратору и, в том числе, всем нашим коллегам-учителям за помощь и предоставление такого рода услуг.

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Все материалы, представленные на этом веб-сайте, предназначены только для информационных целей. Мы, участники, включая администратора, не претендуем на владение всем показанным контентом.По любым законным претензиям и запросам на удаление, пожалуйста, свяжитесь с нами .

.

самостоятельных онлайн-уроков естествознания для студентов

Online Self-Paced Lessons from HelpTeaching.com

Наша коллекция уроков естествознания предназначена для изучения ключевых понятий и навыков в областях астрономии, биологии, химии, физики, наук о Земле и научных практик.

Наши уроки для учащихся средних и старших классов предназначены для самостоятельного онлайн-обучения. Многие из наших уроков содержат краткое введение, за которым следует встроенное видео, созданное командой Help Teaching или полученное с разрешения из таких источников, как Khan Academy, Educator.com и Bozeman Science, а также ссылки на другие бесплатные онлайн-ресурсы, которые помогут студентам разобраться в теме. Уроки без отмеченного видеоисточника основаны на тексте и изображениях, аналогично тому, что учащиеся найдут в учебнике. Все уроки также включают практические вопросы, которые можно использовать для предварительной оценки и практики, а также ссылки на более длинные и формальные тесты и рабочие листы для оценки того, что учащиеся усвоили.

Назначение уроков простое и не требует от студентов наличия учетных записей.Подписчики Help Teaching могут назначать уроки учащимся, выбрав значок «Назначить урок», и отслеживать прогресс учащихся в нашей онлайн-платформе тестирования, Test Room.

уроков с пометкой
использовать
Помощь в обучении оригинальные видео
и доступны только для подписчиков Pro.
Стать профессиональным подписчиком
чтобы получить доступ к этим урокам
и сотни согласованных со стандартами рабочих листов.

Источники видео:

help teaching Помощь в обучении

khan academy Ханская академия

educator Воспитатель.com

Другой
(может содержать неподконтрольную нам рекламу)

Астрономия

Биология

Химия

Науки о Земле

Физика

Научные методы и приложения

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *