Психологическое просвещение учителей | Социальная сеть работников образования
Астахова Любовь Леонидовна
педагог-психолог
ГБОУ ЦПМСС «Бутово»
Давидюк Светлана Валерьевна
педагог-психолог
ГБОУ ЦПМСС «Бутово»
Психологическое просвещение учителей
(опыт работы ГБОУ ЦПМСС «Бутово» с педагогическими коллективами образовательных учреждений)
Психологическое просвещение — одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы — общего направления практической деятельности педагога-психолога. Оно направлено на повышение психологической культуры людей, с целью развития интереса к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в межличностных отношениях.
По мнению И.В. Дубровиной, психологическая культура складывается из двух компонентов — психологических знаний и общей культуры человека.
Н.Н. Обозов в понятие «психологическая культура» включает 3 компонента:
— понимание и знание себя и других людей;
— адекватная самооценка и оценка других людей;
— саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений c другими людьми.
В соответствии с этим, повышение профессиональной психологической культуры учителей, на наш взгляд, включает:
- изучение индивидуальных психологических особенностей и их учёт в педагогической деятельности;
- осознание профессиональной роли и своей позиции во внутришкольном взаимодействии;
- формирование ценностного отношения ко всем участникам образовательного процесса;
- овладение психологическими технологиями, повышающими эффективность обучения;
- обеспечение социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания и общения;
- обеспечение эффективности саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными:
- лекции и беседы,
- семинары и тренинги,
- оформление стендов и выставок научно-популярной литературой.
В ГБОУ ЦПМСС «Бутово» организованы различные способы и формы работы с педагогами и специалистами образования:
- Для педагогических коллективов образовательных учреждений – семинарские занятия цикла «Педагогические аспекты в работе учителя».
- Для молодых специалистов образования – клубные тематические встречи. Занятия проводятся еженедельно. Темы для обсуждения предлагаются самими молодыми педагогами.
- Для педагогов-психологов и социальных педагогов – «Педагогическая мастерская по освоению психологическими технологиями в образовании». Регулярность встреч – 2 раза в месяц. Тематика предлагается самими участниками мастерской и в её рамках идёт освоение определенных технологий и обмен опытом.
Работа с педагогами школ и ДОУ осуществляется по запросам администрации образовательного учреждения в соответствии с договорными обязательствами сторон. Разработана тематика занятий, соответствующая цели повышения профессиональной психологической культуры педагогов. Количество занятий уточняется с администрацией образовательного учреждения. Опыт нашей работы показал, что оптимальным является цикл из 16 занятий (не более 10 тем).
№№ | Тема занятия | Кол-во |
Учёт личностных и возрастных особенностей ребёнка в учебно-воспитательном процессе | 2 | |
Обучение детей с учётом психофизиологии | 1 | |
Решение проблем поведения во время урока | 2 | |
Навыки конструктивного общения | 2 | |
Бесконфликтное образовательное пространство | 2 | |
Защита от психологического воздействия (давления, уничижения, манипуляции) | 2 | |
Профилактика эмоционального выгорания -стрессоустойчивость | 2 | |
Построение психологически комфортного образовательного пространства | 1 | |
Самосознание учителя | 1 | |
Профессиональное взаимодействие | 1 | |
Итого: | 16 |
Продолжительность занятия – 1,5 часа (2 академических часа). Частота занятий – 2 раза в месяц
Темы занятий можно использовать модульно в соответствии с актуальными запросами администрации школ и по мотивационной готовности аудитории.
Для эффективного освоения знаний все занятия имеют практико-ориентированное направление, теоретические знания «накладываются» на актуальные запросы педагогов. Это, в свою очередь, способствует заинтересованности в заявленной теме, повышает активность слушателей и мотивирует их к самостоятельному поиску недостающих психологических знаний.
Ниже приводится краткое описание семинарских занятий и разработки некоторых из них, предлагаемых для психологического просвещения педагогов.
Краткое описание семинарских занятий цикла
«Психологические аспекты в работе учителя»
1 занятие. Знакомство.
Цель: Выявление ожиданий от работы с группой психологов. Установление эмоционального контакта. Выявление актуальных потребностей участников группы. Адаптация участников к учебному процессу.
2 занятие. Индивидуальные психологические особенности.
Цель: Овладение навыками соционической диагностики. Учёт психологических особенностей для эффективного построения образовательного процесса.
3 занятие. Эмоциональная устойчивость.
Цель: Повышение психологической устойчивости, управление собственным эмоциональным состоянием. Формирование навыков эффективного реагирования.
4 занятие. Саморегуляция.
Цель: Формирование навыков саморегуляции и совладания с тревожными эмоциональными состояниями, обучение техникам быстрого реагирования на напряженные ситуации
5 занятие. Конструктивное взаимодействие.
Цель: Формирование партнерского отношения ко всем субъектам образования. Овладение навыками конструктивного взаимодействия.
6 занятие. Особенности восприятия.
Цель: Освоение навыков самоподачи, учёт особенностей восприятия в педагогическом пространстве.
7 занятие. Профессиональное самоопределение.
Цель: Формирование профессиональной, позитивной идентичности.
8 занятие. Ученик и Учитель.
Цель: Формирование навыков решения проблемных случаев в работе с детьми.
9 занятие. Конфликт.
Цель: Ознакомление с закономерностями протекания конфликтов, способы предупреждения и выхода из конфликтной ситуации
10 занятие. Завершение «Школа — единая команда»
Цель: Построение будущих перспектив развития школьного коллектива. Умение работать в команде. Выработка единого ресурса участников образовательного процесса.
Образцы планов занятий цикла «Психологические аспекты работы учителя».
1 занятие. Знакомство.
1. Приветствие, представление ведущих. Озвучивание темы семинара, целей и задач.
Вводная часть. Введение правил. Знакомство с тематическим планированием занятий. Обсуждение, корректировка, утверждение. Информирование участников о возможностях получения психологической помощи (телефоны, адреса).
Тема семинара «Психологические аспекты в работе учителя».
Важно выявить тот психологический аспект, который наиболее актуален для слушателей в данный момент.
Цель: Выявить актуальные потребности участников группы.
2. Задание «Закончи фразу»
— «От сегодняшней работы с психологом я жду…»
— «Работая с психологом, я для себя хотел бы узнать…»
3. Прояснение отношения учителя к школе и создание группового портрета
Задание: Ответьте на вопросы:
1. Что для вас самое главное в школе? (Цель) — розовый цвет
2. Что для вас самое трудное? (Проблема, преграда) — красный цвет
3. Самое интересное? (Мотивация – что движет) — розовый цвет
4. Самое неприятное? (Эмоциональное состояние) — синий цвет
Ответы записываются на отдельных листочках разного цвета и раскладывается по категориям, соответствующим разным сторонам учебной деятельности.
Анализ коллективных ответов, индивидуальные высказывания
4. Создание скульптуры «Школа моей мечты» (работа в малых группах)
5. Подведение итогов занятия, обсуждение полученных результатов.
«Для меня сегодня было важным…»
2 занятие. Саморегуляция.
Цель: Формирование навыков саморегуляции и совладание с тревожными эмоциональными состояниями, обучение техникам быстрого реагирования на напряженные ситуации.
1. Задание «Сенквэй» Цель: Актуализация представлений участников группы о заявленной теме занятия.
Предлагается написать ассоциации на слово «саморегуляция»: 3 существительных, 3 прилагательных, 3 глагола, 1 фразу.
Обсуждение в группах, написание группового «сенквэя» на данное понятие.
2. Интерактивная беседа и дискуссия «Саморегуляция – скорая помощь в стрессовых ситуациях». Выявление личных особенностей реагирования на стрессовые ситуации. Уточнение индивидуальных стрессовых реакций участников.
Техники саморегуляции – «скорая помощь» в стрессовых ситуациях.
Алгоритм действий:
1. Произвольное изменение параметров физиологических функций
2. Направление мыслей в оптимальное созидательное русло.
- Самомониторинг.
Выявление – задаём себе вопросы | Устранение – произвольные действия |
Какова в данный момент моя мимика? | Приём «внутренняя улыбка» |
Напряжены ли мышцы? Где ощущается напряжение? | Отпускание тела. |
Как я дышу? | Нормализация дыхания |
Какая у меня поза? | Регуляция позы |
Какие ощущения (телесные) я испытываю? | Поиск комфортных ощущений |
2. Психофизиологические техники.
- дыхательная релаксация
Произвольно меняем дыхание → меняем режим своей психической деятельности → новый уровень функционирования
Современная модификация медитативного дыхания:
- Делаем глубокий вдох (вначале немного выпячиваем живот, затем поднимаем грудь) не менее 2-х секунд.
- Задерживаем дыхание на 1-2 секунды.
- Выдыхаем медленно и плавно в течение не менее 3-х секунд (выдох должен быть длиннее вдоха).
- Затем снова глубокий вдох без паузы, т.е. повторяем цикл.
- Повторяем 2-3 цикла (предел – до 5 циклов). Выполняется в момент возбуждения, в состоянии напряженности, на пике переживания, при учащённом сердцебиении, для уменьшения усталости → даёт внутреннее равновесие.
- мышечная релаксация
Основные техники:
1. прогрессирующая мышечная релаксация → дать дополнительную нагрузку с последующим расслаблением.
2. метод «Ключ» → «отпускание тела», доверие ему.
- активизирующие техники – повышение общего тонуса организма
1.При помощи дыхания.
Например:
— глубокий вдох (не менее 3-х сек.), резкий, форсированный выдох со звуком «у» с затруднением (за счёт напряжения мышц языка и гортани) через нос (за один подход повторить 5-6 раз).
— лёжа на спине, колени согнуты, пятки на полу. Поднимаем резко корпус с вытянутыми вперёд руками: ладони вниз – 5 раз на вдох, ладони вверх – 5 раз на выдох.
— резкое дыхание через нос с одновременной работой рук согнутых в локте, кисти сжаты в кулак, перекрёстное движение перед грудью.
2.Динамические движения
Например:
— натяжение носков ног на себя
— похлопывание тела расслабленной кистью руки
— потягивание, зевота и т.п.
3.Массаж: — ушные раковины,
— «пиление» верхней части шеи
— пальсинг и т.п.
4.Символы, жесты: — потирание рук, — щелчок пальцами и т.п.
3. Когнитивные техники – переключение внимания с мышления на восприятие.
1. Торможение мыслей — заполняя сознание восприятием, мы тормозим процесс мышления и наоборот («безоценочное созерцание»). Объектом восприятия может быть дыхание. В течение 5-10 минут наблюдаем за следующими параметрами:
— движение грудной клетки;
— прохождение воздуха;
— звук дыхания и т.п.
2. Остановка мыслей – например, можно использовать следующие техники:
— сосредоточьтесь на потоке мыслей, осознайте его. Мысленно, довольно жестко скажите «стоп» и остановите поток мыслей.
— перенос фокуса внимания вовне, перечисление всего: «Я вижу…», «Я слышу…», «Я ощущаю…»
— перенос внимания на какой-либо объект и подробное описание его безоценочными высказываниями (можно не вслух)
3.Реализм мысли — оптимальное действие.
Мысленная подготовка к негативной ситуации = моделирование + проработка:
— Что именно меня пугает?
— Что может произойти в худшем случае?
3. Отработка различных техник саморегуляции (дыхательные техники, техники переключения внимания, децентрации, телесно-ориентированные техники, когнитивные техники и т.п.).
4. Упражнение Ключ – естественная саморегуляция организма.
5. Коллективная саморегуляция (соединение группового ресурса с индивидуальным).
В конце занятия необходимо создать ситуацию мотивации на 3 день.
6. Подведение итогов занятия, обсуждение полученных результатов, обмен чувствами, впечатлениями.
3 занятие. Эмоциональная устойчивость.
Цель: Повышение психологической устойчивости, управление собственным эмоциональным состоянием. Формирование навыков эффективного реагирования.
Упражнение 1. «Поделись эмоциональным состоянием».
Цель: обратить внимание участников на свои ощущения и чувства, «примерить» настроение других участников группы и тем самым снять напряжение («разогрев» для работы).
Упражнение 2. Дискуссия на тему занятия (Интерактивная беседа).
Цель: Дать представление участникам группы об эмоциональной устойчивости учителя, её значении для эффективности учебного процесса. Помочь участникам группы осознать и сформулировать для себя основные факторы, способствующие эмоциональной устойчивости.
По теме занятия (кратко). Эмоциональная устойчивость учителя – свойство психики, благодаря которому учитель способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях. Эмоциональный фактор играет важную роль в обучении. Его наличие существенно повышает эффективность и притягательность учебного процесса. Выделяют три положительных эмоции (радость, интерес, удивление), социализация которых создаёт подлинное богатство эмоциональных переживаний, необходимых для развития личности ребёнка (Митина, 1994).
Участникам тренинга предлагается рассмотреть следующую схему:
Учител
Какие чувства переживает Какие чувства переживает
учитель на уроке? ученик на уроке?
Что мешает испытывать радость, интерес удивление на уроке?
Что помогает испытывать радость, интерес, удивление на уроке?
Обсуждение и анализ ответов, уточнение индивидуальной степени эмоциональной устойчивости учителя на уроке.
Упражнение 3. «Мой личный атом»
Цель: Помочь участникам группы осознать степень своей эмоциональной включенности в зависимости от значимости ситуации.
Упражнение 4 «Пошли за мной»
Цель: показать участникам неосознаваемый выбор переживания негативного опыта.
6. Подведение итогов занятия, обсуждение полученных результатов. «Для меня сегодня было важным…»
Использование семинарских занятий в интерактивной форме для просвещения педагогов позволяет повысить психологическую культуру педагогов образования. Именно в ходе дискуссий, диспутов, проектной деятельности, тренинга, деловых и ролевых игр создаются реальные условия для того, чтобы обучающиеся могли максимально предъявить свой собственный опыт, свою позицию, аргументировать те и или иные решения, сопоставить их с другими точками зрения. Именно в интерактивном обучении атмосфера взаимного уважения, личной психологической безопасности при высокой внутренней ответственности и на фоне групповой поддержки позволяет взрослому человеку максимально использовать свои ресурсы, одновременно вовлекая интеллектуальные ресурсы других членов группы в свой образовательный опыт.
Мы полагаем, что работа по просвещению учителей сегодня является важнейшей составляющей деятельности психолога образования.
Литература
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2000.
- Митина Л.М Психология профессионального развития учителя. М.,1998.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие педагога и психолога в учебном процессе. — Ярославль, 2001.
- Семенова Е. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. М., 2002.
«Психологическое просвещение педагогов и родителей в ДОУ»
«Психологическое просвещение педагогов и родителей в ДОУ»
Под психологическим просвещением понимается повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Педагоги ДОУ и родители должны понять, что, по выражению доктора педагогических наук, профессора Б.З.Вульфова, «педагогика без психологии – это то же самое, что врач без лекарств: знает, что и как делать, но без них все равно не может обойтись», хотя часто кажется ,что педагогика и психология говорят на разных языках.
Психолог в детском саду — знающий и глубоко понимающий ребенка человек. Будучи специалистом по детской психологии, он должен ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.
Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор психологической литературы, организация деловых игр, семинаров- практикумов, круглых столов, дискуссий, курсов повышения квалификации.
Необходимо разъяснить педагогам и родителям, что детская психология не является отраслью медицины – она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка. Это позволит сразу снять негативную или неадекватную установку по отношению к психологу и наладить партнерские отношения со взрослыми участниками воспитательного процесса. Необходимо убедить всех участников воспитательного процесса в том, что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых – сделать эту жизнь более счастливой. Но это вовсе не значит, что надо всегда и во всем потакать детям.
Хочу предложить примерный перечень тем, которые можно порекомендовать для ДОУ:
1. Роль природных свойств ребенка, условий жизни и воспитания в психическом развитии.
2.Психологические особенности детей разных возрастных групп.
3. Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению.
4.Развивающее значение разных видов детской деятельности – игры, рисования, конструирование и др.
5.Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка.
6. Создание условий для эмоционального благополучия ребенка.
7.Особенности подхода к «трудным детям».
8. Адаптация ребенка к ДОУ.
В нашем ДОУ на протяжении учебного года проводятся обучающие семинары, которые являются продуктивной формой повышения квалификации. По окончании семинаров проводятся выставки игр и пособий, изготовленные педагогами по данным темам. Еще одной формой повышения квалификации являются педагогические тренинги. Они преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы, работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи, проведение деловой игры, создание методических рекомендаций. Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и ,что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.
В свое время советский психолог Л.С.Выготский говорил, что обучение в дошкольном возрасте отличается от школьного обучения тем, что ребенок учится по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. Искусство психолога как раз и заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому – вовлечение ребенка в доступные интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.
Очень важна помощь психолога воспитателям в осуществлении индивидуального подхода к детям. Проводимые обследования детских групп и отдельных детей дают богатейший материал для понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослого. Конечно, воспитатели будут, прежде всего, обращаться к психологу по поводу
детей, затрудняющих работу с группой . Однако психолог должен обратить внимание воспитателей и на таких воспитанников, которые не являются помехой, но отличающиеся личностным неблагополучием – застенчивых, робких, одиноких, неуспешных. Меры по преодолению их эмоционального неблагополучия психолог и воспитатель вырабатывают совместно в каждом конкретном случае. При этом психологу следует иметь в виду, что нередко одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого воспитателя вследствие непонимания подлинных
причин, вызывающих те или иные неблагоприятные особенности поведения ребенка.
Основной повод обращения к психологам – недисциплинированность. Чаще всего, необходим совет специалиста о том, как справляться и какие принимать меры для таких детей. Не во всех случаях очень просто определяется «диагноз», подбирается тот или иной «рецепт». Особенности подхода к таким детям, конкретные меры, осуществляемые по отношению к сложному ребенку, должны выбираться в каждом случае совместно. Постоянная и углубленная работа психолога с воспитателем поможет кардинально изменить установленные ранее педагогические правила и установки в отношении не только к отдельным детям, но и в целом к группе.
Кардинальные изменения принесут пользу и много положительных моментов и в отношении к дошкольникам, и в отношении к воспитателям, т.к. это повысит самооценку и поможет развить свой творческий потенциал.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы с педагогическим коллективом по психологическому просвещению позволяет отработать содержание и методы психологического сопровождения развития детей, педагогов и родителей; овладеть проектной деятельностью по моделированию и корректированию процесса комплексного сопровождения развития ребенка; отработать приемы, направленные на сплочение педколлектива и сформировать у воспитателей личностные установки, связанные с совместным решением проблемных ситуаций при обсуждении с родителями и специалистами ДОУ.
При организации работы психолога по психологическому просвещению родителей эффективность напрямую зависит от уровня их педагогической культуры, поскольку разный уровень развития педагогического сознания родителей по-разному определяет цели, принципы, содержание, методы, средства, формы, условия осуществления педагогической деятельности.
У психологов есть известная аксиома «Проблема маленьких детей – это проблемы родителей». И это на самом деле так. При внимательном рассмотрении причины всех детских трудностей находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватного стиля воспитания. Поэтому зачастую получается так, что для решения проблемы ребенка достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации. Психолог на консультации поможет увидеть себя со стороны, объективно оценить свои методы воспитания, выявить причины возникающих трудностей. Хороший психолог никогда не будет судит или упрекать родителей за то, что бы то ни было. Он просто даст родителям новые, более эффективные инструменты воспитания, расскажет больше о возрастных особенностях малыша. Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной работы с самим ребенком.
Особенный акцент делается на том, что психолог в первую очередь выступает, как координатор взаимодействия семьи и детского сада, основной задачей которого является охрана прав ребенка и создание оптимальных условий для развития личности детей, их гармоничного воспитания и обучения.
Психология — наука,
Непростая, братцы, штука.
Без психолога в наш век
Жить не может человек!
Консультация по психологии: Психологическое просвещение для педагогов и воспитателей «Буллинг в школе»
Для классных руководителей и воспитателей
БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ – ЭТО ОПАСНО!
Буллинг (травля) – это вид группового эмоционального и/или физического насилия. Подвергая человека травле, над ним смеются, издеваются, его подчеркнуто игнорируют, оскорбляют, унижают, толкают, бьют, удерживают силой, отнимают, прячут и портят вещи и т.д. Всё это делается систематически, группой или агрессором при поддержке группы.
Травлю нельзя путать с непопулярностью, школьным конфликтом или агрессивным поведением конкретного ребенка.
ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВЛИ
— трудности в учебе;
— постоянные пропуски занятий;
— устойчиво сниженная самооценка;
— депрессия и тревожные расстройства;
-суицидальные мысли.
От травли страдает не только тот, кому не повезло оказаться жертвой. Свидетели травли получают травматический опыт, поскольку испытывают чувство вины. Зачинщики, наоборот, еще более убеждаются в собственной безнаказанности, снижая, таким образом, шансы в будущем самореализоваться.
ПРИЧИНЫ ТРАВЛИ
Травля – групповое явление, одна из форм поведения группы.
Объектом травли может стать любой ученик! Дети в предподростковом и подростковом возрасте проходят стадию освоения принадлежности к группе: в начальной и средней школе детям важнее быть принятыми в «своей стае», полностью ощущать принадлежность. Это возраст групповой лояльности и групповой сплоченности. Однако не стоит забывать, что класс – это группа, созданная искусственно, «сверху», дети в ней не объединены общей целью. Следовательно, рано или поздно наступает момент, когда возникает потребность объединиться, но нет достойного повода для сплочения. И в этот момент травля возникает очень легко, поскольку проще всего дружить «против» кого-то, издеваться над ним.
Травлю может спровоцировать педагог!
Нередко случается, когда учитель сам провоцирует травлю, например намеренно выделяя одного из учеников. Такой вариант становится “хорошим” способом управления классным коллективом.
НАМ, взрослым, важно понимать, что именно МЫ отвечаем за психологическую обстановку в детском коллективе.
ЧЕГО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАЧАЛАСЬ ТРАВЛЯ
Взрослые в условиях начавшейся травли зачастую совершают типичные ошибки. В результате, издевательства продолжаются, ситуация травли только усугубляется. Лучше уберечь себя от неправильных действий.
Ждать, что само пройдет. Начавшаяся ситуация постоянных унижений и издевательств в классе по отношению к одному ученику сама не проходит. В подростковом коллектив – точно. Детям в возрасте до 12 лет трудно опираться на собственные моральные ориентиры и идти против давления группы. Травля сама не проходит!
Искать причины и объяснения. Причин у травли всегда много, и зачастую они столь глобальны, что устранить их невозможно. Бесконечные рассуждения о том, какие дети, какие родители, какое общество и прочее решению проблемы травли это не помогают. Нет задачи устранить причины, есть задача обеспечить безопасность каждого ученика в школе.
Путать травлю с непопулярностью, школьным конфликтом или агрессивным поведением ребенка. Непопулярность возникает, когда у ребенка в классе нет друзей, его неохотно принимают в игру. При этом нет насилия по отношению к «непопулярному» ученику. Когда дети поругались или даже подрались, – это школьный конфликт. Сегодня один ударил другого, завтра наоборот: дети взаимодействуют на равных. При травле такого не происходит: при травле одни всегда нападают, другие всегда страдают.
Агрессивное поведение конкретного ребенка возникает, когда один кого-то обижает, но другие члены группы его не поддерживают и даже осуждают. Возможно, что класс сплачивается против агрессора, если тот буквально терроризирует остальных. Это травлей не считается.
Считать травлю проблемой только жертвы. От травли страдают все участники:
жертва, которая получает опыт унижения; свидетели, которые получают опыт бессилия перед властью толпы; зачинщики (преследователи), которые получают опыт безнаказанности, иллюзию своей силы и правоты.
Считать травлю проблемой личности, а не группы. Нельзя пытаться решить проблему травли, решая личностные проблемы участников. Сначала надо прекратить травмирующее действие, а потом уже начинать работать отдельно с каждым.
Суть травли – не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли – насилие!
6. Давить на жалость. Попытки объяснить агрессору, что жертве плохо, взывать к сочувствию, чаще всего не приносят результата. Зачинщики только укрепляются в позиции сильных, вершителей судеб: хотят казнят, а хотят милуют.
7. Принимать правила игры. Пожалуй, это самое важное. Ситуация травли сдвигает «точку нормы». Постепенно начинает казаться, что так и надо, что здесь нет ничего аморального и неправильного: «таких» и надо травить, ведь они «такие». Если воспринимать идею травли как нормальное поведение, ничего не получится.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТРАВЛЯ НАЧАЛАСЬ
1. Присвоить проблему. Ответственность за решение проблемы начавшейся травли лежит на учителе/классном руководителе. Травля – это болезнь группы, значит, бороться с ней может только тот, кто общается с этой группой, хорошо знает всех ее членов. Нередко в школах перекладывают проблему травли на плечи штатных психологов. Однако психолог не работает с классом в целом, он работает с каждым учеником индивидуально, значит, не может бороться с проблемами, возникающими внутри класса. Психолог не решает проблему травли!
Назвать явление. Неназванную проблему решать невозможно. До тех пор пока явлению не будет дано его имя, ничего сделать не получится. Крайне важно обозначитьявление, то есть травлю, самим детям. Ученики зачастую могут даже не понимать до конца суть происходящего: ребята называют это «игрой» или даже «шуткой». Дети должны услышать от взрослого: то, что вы делаете, когда издеваетесь над одноклассником, не забава, не игра и не шутка. Это травля! Это насилие!
3. Дать однозначную оценку травле. Травля недопустима, других мнений быть не может. Это важно донести до учеников. Люди могут быть очень разными, но это не повод травить друг друга. Подростки прислушаются к учителю, только если сам взрослый искренне так считает, иначе школьники почувствуют фальшь, и все останется, как было.
Педагог сам должен быть терпимым к окружающим, чтобы дети поверили ему!
4. Обсуждать травлю как проблему группы. Не стоит искать виноватого, спорить с детьми, выясняя, кто первый начал. Смысла в этом нет. Необходимо четко обозначить свою позицию: вы не намерены мириться с тем, что происходит. Затем определить травлю как болезнь всего класса. И чтобы «вылечиться» необходимо действовать вместе,
только тогда класс снова станет «здоровым».
5. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор. Не получится добиться стойкого результата, если дети не прочувствуют, что травля – это аморально. Подростки только молча выслушают требования и заявления учителя. Задача педагога – вывести детей из «стойкого» азарта, когда они начинают получать удовольствие от насилия над одним. Важно перевести такое состояние в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего.
6. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт. Важно не упустить момент, когда прежняя групповая динамика прервана: это наиболее подходящее время для установления новых правил. Причем, здесь снова делается акцент на том, что запускать позитивную динамику необходимо всем вместе.
Поддержка позитивных изменений. Важно, чтобы педагог, который начал решать проблему травли, не бросил начатое на полпути. Взрослый должен постоянно интересоваться, как обстоят дела, с какими трудностями приходится сталкиваться. Существует много способов, как подогревать интерес подростков. Можно ставить спектакли, сочинять сказки и делать коллажи про «хронику выздоровления», завести график «температуры», сделать «счетчик травли» и т.п.
Гармонизировать иерархию. Стоит акцентировать внимание на популярности каждого ученика. Праздники, смотры талантов, походы, экспедиции, командные игры – подойдет всё. Так все смогут показать, в чем они лучшие. Чем дольше группе (классу) предстоит прожить в этом составе, тем этот этап важнее.
Прекратить травлю – реально! Если коллектив школы решает, что травля неприемлема, он обязательно с ней справится!
-Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области: г. Иваново, ул.
Театральная, д. 16, каб. 13, 14, 21. Тел.: (4932) 32-75-99, 32-97-49, 32-47-60,
e-mail: [email protected];
— Департамент образования Ивановской области: г. Иваново, пл. Революции, д. 2/1,
тел.: +7 (4932) 32-67-60;
общероссийская программа «ТравлиNET»: https://травлинет.рф.
Статья на тему: Психологическое просвещение педагогического коллектива
Психологическое просвещение педагогов – традиционная составляющая практической работы психолога в учреждениях образования.
У воспитателей и специалистов ДОУ существует огромный дефицит психологических знаний и навыков. Даже те, кто работает с детьми не один год, располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностей своих воспитанников.
Психологическое просвещение направленно на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимые для них сведения. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:
- Организовывать эффективный воспитательно-образовательный процесс и с содержательной, и с методической точек зрения;
- Построить взаимоотношения с воспитанниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
- Осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками педагогических взаимодействий.
Исходя из этого, в ходе психологического просвещения психолог должен решать следующие задачи:
- Знакомить педагогов с основами возрастной, педагогической и социальной психологии;
- Популяризовать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
- Формировать у педагогов потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития.
Учитывая сложную психологическую структуру задержки психического развития в дошкольном возрасте, полиморфный состав воспитанников, педагоги должны быть подготовлены к творческой деятельности, предполагающей изучение специальной литературы, готовность к экспериментированию, выбору наиболее адекватных методов работы с детьми. С целью психологического просвещения и облегчения труда педагогического коллектива, работающего с детьми с ЗПР, психолог проводит семинары: «Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР», «Дети с проблемами поведения», «Гиперактивные дети» (конспекты прилагаются). Работая на семинарах, психолог совместно с педагогическим коллективом видят достаточно широкие перспективы в плане разработки проблем воспитания и обучения детей с ЗПР и общими усилиями пытаются их решить.
Большой популярностью у воспитателей пользуются консультации, где они совместно с психологом разбирают практические задания, которые помогают создавать условия для развития воображения, память и мышление. Цель таких консультаций – указать пути психолого-педагогической профилактики, выработать систему предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки, формировать у педагогов желание использовать психологические знания в работе с детьми.
Индивидуальная работа с воспитателями по их запросам направлена прежде всего на поиск наиболее эффективных подходов к сложным детям, на анализ затруднений, возникающих в работе с детьми, родителями
Два рада в год проводится групповые психологические занятия, которые позволяют не только повысить профессиональную компетенцию педагогов в целом, развить приемы и навыки, необходимые в реализации личностно-ориентированного подхода к ребенку, но и снимать психологическое напряжение, к сожалению довольно часто сопровождающее работу педагога. Судя по отзывам, обратной связи, полученной после посещения таких групп, эффект проделанной работы благотворно влияет как на личность педагога, так и на взаимодействие с окружающими.
Статья на тему: Психологическое просвещение в ДОУ
Психологическое просвещение в ДОУ
Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у воспитателей и родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ. Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Полезно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы —знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; — популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований; — формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; — достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду. Формы просветительской работы могут быть вербального и не вербального характера. К вербальным относятся: —беседы, лекции, круглые столы, семинары с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями. — сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей. — выступления на родительских собраниях, организация родительских клубов. — выступления на методических совещаниях, деловые игры. Темы для просветительской работы могут выбираться как самим психологом, так и формироваться по запросу родителей или педагогов. Варианты тем для психологического просвещения педагогов: — Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы; — Закономерности развития детского коллектива; — Стили педагогического общения; — Психологические основы работы с семьей; У родителей можно выделить несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся в практике психолога детского сада.
Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Родители наблюдают за ходом психического развития ребенка, беспокоятся по поводу возможных отклонений и задержек в развитии и дают свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка. При таких запросах у родителей, с одной стороны, преобладает желание удостовериться, что ребёнок развивается нормально, а с другой стороны, желание родителей определить уровень развития их детей связано с необходимостью дополнительной подготовки к обучению в школе с более сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в такую школу. Здесь основная работа психолога связана с диагностическим обследованием детей. Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и творческих способностей у ребенка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одаренных детей, контролировании их развития, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий.
Так же многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, нервность). Одним из способов освещения всех этих вопросов является родительское собрание. Как же правильно организовать и провести родительское собрание? Одна из задач общения педагога-психолога с родителями — раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения психолога с родителями. Педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание. Именно на собраниях у педагога-психолога есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на информационную часть. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От психолога требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Важно знать и помнить о таком важном моменте, как культура речи педагога. Речь педагога-психолога должна быть: — доступной — адекватной — профессиональной От этого, во многом зависит качество общения и взаимопонимания между родителями и специалистом. Родительские собрания в ДОУ могут проводиться в таких формах, как психологический тренинг, мастер класс, совместное занятие детей с родителями, день открытых дверей и др.
Подготовка родительского собрания. 1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания. К не вербальным (наглядным) формам просветительской работы относятся: — стендовая информация; — памятки для родителей, сайт педагога; Как оформить стенд «Рекомендации психолога «: — Определите цель создания психологического стенда. Это может быть информационная или просветительская работа с воспитанниками или педагогами. — Укажите психологические службы, в которые могут при желании обратиться родители с детьми. — Продумайте информацию, которая должна быть размещена на стенде, исходя из возлагаемых на него функций. — На стенде указателе обязательно должна присутствовать информация о часах работы специалиста, его фамилия, имя и отчество, номер кабинета. Приветствуется наличие фотографии. — Хорошо определить и обозначить виды психологической помощи, возможные темы консультирования. Таким стендом психолог обозначит свою деятельность в ДОУ, пригласит к себе нуждающихся в помощи и желающих проконсультироваться. В пластиковые кармашки (формат А4) информационной доски можно поместить листовки, памятки или визитки.
Информационно-просветительский стенд оформляйте, исходя из темы. Это может быть: — помощь в общении родителей и детей, — тревожный ребенок, — способы преодоления застенчивости, — советы по саморегуляции; Темы стенда могут разрабатываться педагогическим советом, подбираться по инициативе психолога или создаваться исходя из вопросов родителей и детей. Как правило, тематика обновляется в соответствии с актуальными запросами и потребностями детей.
Статья на тему: Психологическое просвещение педагогов «Развитие познавательной активности» (с презентацией)
Развитие познавательной активности
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.
Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.
Мы рассмотрим данное понятие как педагогическое явление – двусторонний взаимосвязанный процесс, при котором конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную.
При Репродуктивно-подражательной активности уровень собственной активности личности недостаточен, при этом Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов. Имея уровень так называемой Воспроизводящей активности, ученик должен запомнить и воспроизвести полученные знания, овладеть способами применения знаний по образцу.
При Поисково-исполнительской активности имеет место большая степень самостоятельности. Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения. Интерпретирующая активность предполагает выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях.
На самом высоком уровне — Творческой активности задача может ставиться самим школьником, и пути ее решения избираются новые, нестандартные. Это не просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ.
Степень проявления активности обучающегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель.
Психолого-педагогические особенности каждого уровня проанализированы. Попробуем определить основные направления работы по активизации познавательной деятельности обучающихся разных групп.
При низкой познавательной активности ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Эпизодически могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами. Удержать внимание таких учеников можно вопросами, которые задают сами дети. Несложное задание – в конце урока ученики должны задать 5 – 6 вопросов по теме – помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока. При торопливости в ответах будет полезно воспользоваться планом ответа, рисунком-подсказкой, таблицей, опорным сигналом или алгоритмом учебного действия (Естественно, если учитель научит им пользоваться)
Детей со средним уровнем познавательной активности одни называют «зубрилками», за усидчивость и прилежание; другим кажется, что учеба дается им слишком легко. Такая кажущаяся легкость – результат более ранних усилии ученика (умения сосредоточится, внимательно знакомиться с условиями задания, актуализировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант). Эти ученики постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи (особенно если учитель часто ориентируется на более слабых), тогда они уже больше не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Основными стимулирующими приемами можно назвать все проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации. Но когда это трудно, можно предложить особые ролевые ситуации.
Педагогическая работа с обучающимися творческого уровня строится на специальных приемах, стимулирующих творческую деятельность в целом. Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Творчество не возможно без развития образного мышления и воображения.Начнем рассмотрение способов развития этих процессов с оригинальной методики отечественного исследователя Г.С.Альтшуллера.
- Кроме решения чисто инженерных задач ТРИЗ используют в разных профессиональных сферах для разных возрастных категорий. Методикам ТРИЗ можно успешно обучать детей любого возраста – от дошколят до старшеклассников.
- В качестве творческого тренинга можно предлагать школьникам «Три слова»: за пять минут нужно придумать не менее пяти предметов и явлений, которым бы были свойственны все три определения.
- В заданной проблеме участникам предлагается выделить все возможные достоинства (плюсы), недостатки (минусы), и особенности, не подходящие к двум первым категориям (интересно).
- А здесь с помощью ассоциаций зашифрованы названия химических элементов. Нужно определить, каких именно. Для этого не нужны специальные познания в химии – достаточно представлений, которыми владеет человек, живущий в наше время. Подобных приемов множество. Главное – что они направлены на развитие у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества.
И в заключении, несколько слов о том, как выстраивать урок с учетом уровней познавательной активности. Структура подобных занятий предусматривает не менее четырех основных моделей, где главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения обучающихся на уровне их потенциальных возможностей.
Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, к слову, как и взрослый. Поэтому не надо делить детей на талантливых и остальных. Лучше творите с детьми сами!
Педагог-психолог А.В.Савенкова
Психологическое просвещение | Социальная сеть работников образования
К 7 годам ребенок должен знать и уметь:
Окружающий мир.
— знать своё имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес и телефон, название своего города, название своей страны,
— знать название основных профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий,
— называть группы предметов обобщающим словом,
— знать основные правила дорожного движения,
— знать последовательность времен года, частей суток,
— различать и называть деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты и т.д.,
— знать о сезонных изменениях в природе,
Математика.
— уметь считать в пределах 100,
— правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,
— сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше (меньше) другого,
— уравнивать неровное число предметов двумя способами,
— сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты, и понимать соотношения между ними,
— различать форму предметов,
— выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам,
— ориентироваться на листе бумаги.
Развитие речи.
— правильно произносить все звуки,
— употреблять в речи простые и сложные предложения,
— пользоваться прямой и косвенной речью,
— поддерживать непринужденную беседу,
— составлять небольшие рассказы о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым,
— уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения,
— уметь определять место нужного звука в слове,
Внимание.
— выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут,
— находить 7-10 различий между предметами,
— удерживать в поле зрения 8-10 предметов,
— выполнить самостоятельно задания по предложенному образцу,
— копировать в точности узор или движение,
— уметь находить одинаковые предметы,
Память.
— уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов,
— уметь запоминать и рассказывать стихотворения, загадки,
— пересказывать близко к тексту рассказы или сказки,
— запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов,
— рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки,
— запоминать ряды цифр (от 4 до шести) зрительно и на слух,
— рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности,
Мышление.
— классифицировать предметы в группы по определенным признакам,
— находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам,
— уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам,
— решать простые логические задачи,
— выстраивать логический ряд из фигур,
— самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой,
— подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу
Мелкая моторика.
— свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования,
— изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием,
— штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры,
— ориентироваться в тетради в клетку или в линию,
— передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей,
— уметь копировать простейшие рисунки
Личностное развитие
— позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе, желание ходить в школу, принятие новой социальной позиции школьника
— произвольное управление своим поведением
— умение подчиняться правилам и нормам, умение действовать совместно, согласовывать свои действия
— эмоциональная устойчивость, умение ограничивать эмоциональные порывы, умение систематически выполнять задания, умение доводить начатое до конца
Как стать учителем психологии | Образование и зарплата
Если вам нравится человеческое поведение и вам нравится работать с молодыми людьми, вы можете подумать о том, чтобы стать учителем психологии.
Учителя психологии обучают студентов основным понятиям, почему люди действуют именно так.Наука психология изучает поведение человека на основе наблюдательного анализа, научного метода и психологических теорий. Студенты узнают о различных типах психологических подходов к пониманию человеческих действий и управлению ими.
Большинство учителей психологии работают в средних школах и высших учебных заведениях. Большинство учителей в первую очередь сосредоточены на обучении, но те, кто работают в колледжах или университетах, могут также быть профессиональными психологами. Преподаватели колледжа могут работать консультантами, клиническими психологами и исследователями.
Кратко
> Кто может стать хорошим учителем психологии?
Преподавание на разных уровнях
> Средняя школа
> Высшее образование / колледж
Смежные вакансии
> Работа помимо обучения
Лучшее из Интернета
> Сайты и Twitter, на которые можно подписаться
Кратко: учителя психологии
Средняя школа | Высшее образование | |
---|---|---|
Образование | Степень магистра / предпочтительная и государственная аттестация | Степень магистра / желательно докторантура |
Стандартное время обучения | 4-5 лет | 6-9 лет |
Средняя заработная плата | 57 200 долл. США | $ 72 470 |
Перспективы роста занятости | + 6% | + 13% |
Источник: U.S. Бюро статистики труда
Кто может стать хорошим учителем психологии?
Хороших учителей психологии должно быть:
- Пациент
- Постоянный
- Организовано
- Разговорный
- Умеет мотивировать
- По специальности
- Сильные коммуникаторы
- Практические и теоретические знания в области психологии
Должность учителя психологии
Если вы работаете учителем психологии, вы, вероятно, закончите инструктажем в средней школе или колледже.Условия работы будут отличаться в зависимости от уровня обучения и конкретной школы.
По данным Бюро статистики труда США (BLS), большинство учителей средних школ работают в государственных или частных школах. Учителя средней школы могут рассчитывать на работу в неурочное время, оценивая работы и тесты, но обычно не работают в летние месяцы.
У профессоров психологии совсем другая рабочая среда. Те, кто преподает психологию на уровне колледжа, могут работать в университетах, колледжах, общественных колледжах и профессиональных школах в часы, установленные учреждением.Время вне класса часто посвящается психологическим исследованиям или клинической работе.
Если вы решите работать учителем психологии, вы можете рассчитывать на то, что большую часть дня будете проводить, работая со студентами. Учителя должны рассчитывать на то, что они будут проводить время, читая лекции, помогая студентам в занятиях, отвечая на вопросы и вовлекая студентов в психологические эксперименты. Конкретный характер занятий будет зависеть от уровня обучения и типа, изучаемого в классе студентами-психологами.
Обучение на разных уровнях
Учителя психологии средней школы
Учителя психологии средней школы разрабатывают курсы, знакомящие учащихся с основами психологии. Курсы предоставляют обзор ведущих теоретиков в области психологии и описывают текущие знания о работе человеческого разума. Студенты могут узнать об общих психологических расстройствах и узнать, откуда берется интеллект.
Продолжите чтение, чтобы узнать больше об учителях психологии средней школы
Чем занимаются учителя психологии средней школы
Основы рабочего дня учителя психологии средней школы такие же, как у большинства учителей средней школы:
- Читатели
- Выбор классных проектов
- Предоставление и выставление оценок
- Оценочные работы
- Управление классом
- Делаем домашние задания
- Проведение родительско-педагогических собраний
На уроках психологии в старших классах изучается, как работает человеческий разум.В классе учителя могут задавать такие вопросы, как:
- Вы лучше концентрируетесь, если жуете жвачку?
- Часто ли пользователи Facebook более или менее одиноки, чем другие люди?
- Что более разрушительно — разговоры по мобильному телефону или обычные разговоры?
Поскольку многие программы бакалавриата требуют от студентов прохождения вводного курса психологии, уроки психологии в средней школе являются отличным выбором для студентов, поступающих в колледж. Учителя психологии в старших классах должны помнить об этих учениках при разработке курсов.
Образовательные и сертификационные требования
Учителя психологии средней школы должны иметь степень бакалавра. Во многих случаях от них требуется степень магистра педагогики или психологии.
Однако учителя средней школы также должны иметь опыт преподавания и государственную аттестацию. Для получения сертификата может также потребоваться экзамен.
Прогнозы заработной платы и занятости
Сайты, ориентированные на карьеру, предлагают следующие оценки годовой заработной платы учителя средней школы:
- BLS: 57 200 долларов США (медиана)
- PayScale.com: $ 45 889 (в среднем)
- Glassdoor.com: 50 000 долларов (в среднем)
Прогнозируемый рост рабочих мест для учителей средней школы составляет 6 процентов.
Плюсы и минусы работы учителем психологии в средней школе
Плюсы
- У вас летние каникулы.
- Вы помогаете молодым людям понять работу их умов и личностей.
- Вы можете планировать экскурсии и классные проекты.
Минусы
- У студентов других культур могут быть разные взгляды на психологию.
- Для эффективного преподавания вам может потребоваться двуязычный или трехъязычный.
- Студенты могут скептически относиться к психологическим теориям.
Учителя психологии дополнительного образования
Учителя психологии высшего образования работают в колледжах и университетах. Помимо преподавания разнообразных курсов по психологии, они также могут проводить исследования и наставлять студентов
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о преподавателях компьютерной психологии для послесредних школ / колледжей
Чем занимаются учителя психологии высшего образования?
Преподаватели психологии высшего образования помогают студентам получить степени бакалавра, магистра и доктора психологии.Основные обязанности включают:
- Разработка планов уроков
- Выбор учебников и мультимедиа
- Проведение лекций
- Оценочные тесты и работы
- Консультирование аспирантов
- Сохранение рабочего времени для всех студентов
- Проведение исследований в кампусе и на местах
- Написание статей для научных журналов
- Кураторский класс проектов
Образовательные и сертификационные требования
Учителям психологии высшего образования обычно требуется степень магистра или доктора.Им также может потребоваться опыт преподавания и сертификат государственного совета.
Прогнозы заработной платы и занятости
По оценкам BLS, учителя среднего образования получают среднюю годовую зарплату в 72 470 долларов. Вот две оценки заработной платы учителей психологии высшего образования:
- PayScale.com: $ 49 393 (медиана)
- Glassdoor.com: от 60 000 до 70 000 долларов (диапазон)
BLS прогнозирует 13-процентный рост рабочих мест для учителей высших учебных заведений.
Плюсы и минусы работы учителем психологии высшего образования
Плюсы
- У вас есть много вариантов в карьере.
- Вы обучаете серьезных студентов, которые собираются получить ученую степень.
- Вы можете сотрудничать с лучшими психологами.
Минусы
- Трудно занять надежную позицию, требующую сохранения владения.
- Вы можете не получить отпуск летом.
- По мере того, как вы приближаетесь к докторской степени, ваша работа становится более теоретической.
Повышение квалификации
Дополнительное образование
Продолжение образования зависит от ваших интересов.Вы хотите, чтобы ваш карьерный путь привел к администрации школы, или вы хотели бы перейти на работу школьным психологом? Или вы хотите провести исследование? Вы хотите перейти в другую область психологии, например, в клиническую психологию, психологию развития или детскую психологию?
Вы также захотите спросить себя, является ли докторская степень практичной или актуальной в вашей школе. Помогает ли это вам в достижении ваших жизненных целей?
Профессиональные ассоциации
Родственные вакансии
Работа помимо обучения
- Директор, заместитель директора или районный администратор
- Школьный психолог
- Маркетинговый стратег
- Исследователь
Лучшее из Интернета
Психологические сайты и блоги
Учителя психологии в Твиттере
Готовы исследовать программы на получение степени?
Узнать больше: нажмите, чтобы просмотреть связанные ресурсы.
Присоединяйтесь к Resilient EducatorПодпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать контент, доставляемый в ваш почтовый ящик. Щелкните или коснитесь кнопки ниже. |
Вы также можете прочитать
Теги: Средняя школа (классы: 9–12), Математика и естественные науки, Высшее образование (высшее образование)
.
Наиболее важные психологические концепции, которые учителя могут применять в классе — ScienceDaily
В новом отчете Американской психологической ассоциации, стремящемся помочь учителям обучать своих учеников, выделяются 20 наиболее важных психологических концепций, которые могут улучшить начальное и среднее обучение и обучения и предлагает советы о том, как применять их в классе.
«Психологическая наука может внести большой вклад в улучшение преподавания и обучения в классе, — сказала Джоан Лукариелло, доктор философии, председатель Коалиции психологии в школах и образовании и соавтор отчета.«Преподавание и обучение неразрывно связаны с социальными и поведенческими факторами человеческого развития, включая познание, мотивацию, социальное взаимодействие и общение».
Например, один из принципов, изложенных в отчете, ясно показывает, что ожидания учителей в отношении своих учеников могут повлиять на мотивацию учеников и результаты обучения. Ожидания большинства учителей основаны на прошлой успеваемости учащихся и могут быть точным представлением. Однако в некоторых случаях, если преподаватель неверно воспринимает способности ученика и сообщает о более низких ожиданиях (вербально или невербально), это может привести к тому, что ученик будет действовать таким образом, чтобы подтвердить ошибочные ожидания и отрицательно повлиять на успеваемость ученика.Чтобы противодействовать этому эффекту, в отчете рекомендуется, чтобы учителя поддерживали высокие ожидания всех учеников и регулярно проверяли себя, чтобы убедиться, что они не относятся к ученикам по-разному, исходя из своих ожиданий.
«Вероятно, лучшее противоядие от негативного эффекта ожидания — никогда не отказываться от ученика», — говорится в отчете «20 главных принципов психологии для преподавания и обучения в PreK – 12».
Отчет является результатом работы, проделанной Коалицией за психологию в школах и образовании, разнородной группой психологов при поддержке АПА, имеющих опыт применения психологии в образовании, включая раннее детство, начальное, среднее или специальное образование.
Члены коалиции участвовали в серии мероприятий, подобных консенсусной группе Национального института здоровья, для выявления конструктов из психологии, которые считаются наиболее важными для содействия успешному преподаванию и обучению в классе. Первоначальный список из 45 принципов был затем сужен до верхних 20.
В отчете назван и описан каждый принцип, представлена вспомогательная литература и обсуждается его актуальность для класса. Принципы разделены на пять областей психологического функционирования:
• Как ученики думают и учатся? • Что мотивирует студентов? • Почему социальный контекст, межличностные отношения и эмоциональное благополучие важны для обучения студентов? • Как лучше всего управлять классом? • Как учителя могут оценивать успеваемость учеников?
«Психология является неотъемлемой частью образования, и предпрофессиональные учителя часто не получают достаточной подготовки по психологии», — сказал Лукариелло.«В лучшем случае программы подготовки учителей предлагают один или два курса по психологии. Как правило, они не связаны в учебной программе с клиническим опытом кандидата и могут быть скорее теоретическими, чем прикладными. Находясь на местах, учителям, работающим на местах, не хватает удобных психологических знаний, которые может помочь.»
«Мы ожидаем, что отчет вызовет дискуссии среди преподавателей и заставит школы задуматься о том, внедряют ли они эти принципы в свою повседневную практику», — сказала она, отметив, что отчет предназначен не только для учителей, но и для всей школы. , включая администраторов, тренеров и консультантов.
История Источник:
Материалы предоставлены Американской психологической ассоциацией (APA) . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.
.