Психологический опрос: Опрос в психологии: методы, виды, требования, особенности

Содержание

Опрос в психологии: методы, виды, требования, особенности

Фото 2176Существуют разные способы сбора информации о человеке. Опрос в психологии — результативный метод исследования. С помощью опросников можно изучить интересующую область углубленно или затронуть несколько тем одновременно. Методика имеет ряд преимуществ и недостатков, которые нужно изучить перед ее применением.

Сущность

Опросные методы в психологии — популярный способ получения интересующей информации. Специалист изучает данные, которые человек предоставляет при ответе на письменные вопросы.

Задачи и сферы применения

Главная задача — получить информацию о человеке, его интересах, отношении к работе, особенностях характера. Сферы применения методики:

  1. Маркетинг. Необходима для выявления тенденций по развитию, отсеиванию некачественной продукции.
  2. Управление персоналом. Чтобы набрать подходящих сотрудников, нужно получить информацию о кандидатах на должность.
  3. Медицина. Применяется для получения данных о самочувствии пациента.
  4. Педагогика. Преподаватели опрашивают детей для определения уровня знаний учащихся, выявления их интересов, сильных сторон.
  5. Журналистика. Применяется для получения информации о знаменитостях, ученых.

Фото 2177Опрос активно применяется в психологии. Он позволяет узнать особенности психики человека, выявить скрытые страхи, психологические барьеры.

Виды

Виды:

  1. Экспертный. Применяется для определения мнения специалистов.
  2. Проблемный. Изучается конкретная ситуация или проблема, происходит поиск решений.
  3. Ситуационный. Исследование нужно для выявления мнения большой аудитории в конкретный промежуток времени или отдельный момент.
  4. Панельный. Специалисты обращаются к одной аудитории несколько раз. Первый раз задаются общие вопросы, второй раз — углубленные.

Зависимо от способа взаимодействия, опросы делятся на две группы — дистанционные и личные. Личные проводятся напрямую с респондентом, дистанционные через видеосвязь, социальные сети или письма.

Требования

Чтобы при проведения опроса получить точную информацию, нужно соблюдать определенные требования. Они касаются проведения процедуры, составления вопросов, анализа полученных данных.

К процедуре

Фото 2178Исследование нужно проводить в спокойных условиях. Опрашиваемому должно быть удобно, его не должен никто отвлекать, сбивать с мысли, внушать собственное мнение, которое может повлиять на ответы.

Также нужно уделить внимание самочувствию опрашиваемого. Человек должен быть здоров. В день проведения исследования индивид не должен нервничать, ссориться. Если в ближайшие дни предстоит важное событие, лучше перенести процедуру на другую неделю.

К вопросам

От составления опросника зависит качество полученной информации. Вопросы должны быть:

  1. Отдельными, логичными.
  2. Простыми. Не допускается использование узкоспециализированных терминов.
  3. Без подсказок, двусмысленности.
  4. Конкретными.
  5. На языке, которым владеет опрашиваемый.

Должны присутствовать адекватные варианты ответа.

Фото 2179Нет смысла спрашивать человека о неизвестных ему темах. Психологи советуют заранее провести беседу с опрашиваемыми людьми, изучить их биографию. Так будет проще подготовить ряд интересующих вопросов.

Виды:

  1. Субъективные. При их выборе учитывается мнение респондента.
  2. Открытые. Применяются для выявления личного мнения респондента. При их обработке могут возникать некоторые сложности.
  3. Закрытые. Это могут быть односложные или многосложные вопросы с несколькими вариантами ответа. Ответы легко обрабатываются, но часто полученная информация является неточной.

Отдельная группа — проективные вопросы. В них спрашивается о третьем лице.

К анализу полученных данных

Анализ данных должен выполняться непредвзято. Лучше, чтобы его проводил человек, который не общался с респондентами.

Для создания статистики, сравнительного анализа можно использовать только достоверные данные из проводимых раньше исследований.

Методы

Методы:

  • анкетирование;
  • интервью;
  • тесты.

Фото 2180Анкета — составленный заранее список вопросов, которые могут быть односложными или многосложными. Виды анкетирования:

  • аудиторное;
  • групповое;
  • индивидуальное;
  • массовое.

Зависимо от типа контакта специалиста и респондента анкетирование может быть очным или заочным.

Интервью — опрос, объединенный с беседой. Главное отличие от анкетирования — вопросы задаются устно, без заполнения письменных бланков. Виды:

  1. Стандартизированное. Вопросы и их последовательность выбирается заранее.
  2. Ненаправленное. Психолог заранее составляет план проведения интервью, но действует зависимо от ситуации.
  3. Полустандартизированное. Комбинация ненаправленного и стандартизированного интервью.

Тест — исследование, которое проводится для получения точной характеристики об объекте исследования. Виды:

  1. Ситуационные. Нужны для оценки поведения личности.
  2. Объективные. Проводятся для оценки действий, поведения в определенной ситуации.
  3. Личностные. Необходимы для определения личности человека.
  4. Проективные. С их помощью можно оценить реакцию человека на раздражители.

Преимущества и недостатки

Положительные стороны:

  1. Полученные данные можно обрабатывать с помощью компьютерных программ, сравнивать их со статистической информацией, чтобы делать соответствующие выводы.
  2. Допустимо проводить углубленный анализ данных.
  3. Готовый опросник можно отправить человеку по почте, чтобы он заполнил его дистанционно.
  4. Фото 2181Если опрос проводится среди группы людей, темы одинаковые.
  5. Можно получать информацию на выбор. Можно углубиться только в одну тему или охватить несколько.
  6. Одновременный опрос нескольких людей.

При проведении дистанционного исследования психолог не может задавать уточняющие вопросы, что делает невозможным получение раскрытого ответа.

Подготовка

Подготовка:

  1. Концептуализация. Исследователи должны назначить цель для проведения процедуры, уточнить понятия, выдвинуть гипотезы.
  2. Схематизация. Поиск побочных методик, которые будут дополнять опрос, выбор подходящих практик.
  3. Подготовка инструментария. Специалисты должны подготовить бланки.
  4. Планирование. На этом этапе исследователи должны решить материально-технические, организационные, финансовые и административные проблемы.
  5. Выбор респондентов для одной группы.

Проведение процедуры

Процедура проведения опроса состоит из нескольких этапов:

  1. Проведение инструктажа между респондентами. Психолог должен объяснить, как будет проходить процедура, ответить на интересующие моменты. Инструктор выдает респондентам инструменты для проведения опроса.
  2. Фото 2182Предварительное тестирование. Необязательный этап, который позволяет сократить количество ошибок при работе с опросником. Психолог объясняет, как правильно заполнять опросник. Может показать выполнение теста на примере.
  3. Начало опроса. При проведении процедуры специалисты должны отслеживать, как она продвигается, помогать в спорных ситуациях, следить, чтобы участники не переговаривались.
  4. Контрольная проверка. Психолог разговаривает с каждым участником опроса по отдельности, собирает анкеты.

Когда процедура подойдет к концу, психологи собирают информацию, отправляют ее на анализ.

Анализ данных

После окончания опроса, нужно собрать полученные данные, приступить к их анализу. С помощью опросников получить точную информацию получается не всегда. Причины:

  1. Неправильно сформулированные вопросы.
  2. Предвзятое отношение к опрашиваемому.
  3. Неправильный выбор людей для группы.

Психологический опрос — метод получения интересующей информации. Может проводиться как отдельное исследование, но лучше использовать их в комплексе с другими методами. Это поможет получить точные данные, исключить недостатки опросников.

Характеристика метода опроса в психологии

В психологии существуют различные способы получения информации, материала для исследования. Одним из таких методов является опрос. Он популярен в различных областях. Есть у метода опроса в психологии и плюсы, и минусы, о которых рассказано ниже.

Что это такое?

Опрос — это один из методов проведения психологического исследования. Его особенность состоит в том, что человек получает информацию за счет ответов на вопросы. Метод опроса в психологии используют в следующих случаях:

  • Когда некоторые факторы с трудом поддаются контролю со стороны.
  • Если для учета некоторых факторов нужно длительное и тщательное исследование.

Метод опроса в психологии основывается на задавании людям специально составленных вопросов. Полученные ответы позволяют узнать нужную информацию и проанализировать ее. Характерной особенностью является его массовость, потому что психологу нужно получить сведения о группе людей, а не одного индивида. Ниже представлена краткая характеристика метода опроса в психологии.

Существует несколько разновидностей данного метода:

  1. Стандартизированные — имеют определенные рамки, которые позволяют получить общие сведения об исследуемом предмете.
  2. Нестандартизированные — не имеют строгих ограничений, есть возможность варьирования вопросов в зависимости от ответов респондента.

После обработки данных специалист сообщает респонденту о результатах исследования на понятном ему языке.

человек выбирает

Преимущества и недостатки

К достоинствам метода опроса в психологии можно отнести следующие:

  1. Стандартизация — участникам исследования задают одинаковые вопросы.
  2. Простота — опросники можно отправить по почте, не используя различные технические средства.
  3. Возможность проведения тщательного анализа.
  4. Возможность использования статистических методов и обработки данных на компьютере.

Но кроме перечисленных плюсов, есть и один существенный недостаток — это субъективность в анализе данных. Это может получиться за счет социально-психологического взаимодействия специалиста и респондента.

Разновидности

Существует несколько видов метода опроса в психологии:

  • анкетирование;
  • метод лестницы — используется для маркетинговых исследований;
  • свободный;
  • устный;
  • письменный;
  • стандартизированный;
  • интервью.

У каждого из них имеются свои особенности, которые нужно учитывать при выборе определенной разновидности.

Также метод опроса в психологии классифицируют по способу взаимодействия с респондентом:

  • опрос личный — вопросы задают при прямом контакте;
  • дистанционный — участие исследователя необязательно.

Все более популярным становится интернет-опрос — это позволяет провести исследование с большим количеством людей с минимальными затратами.

групповой опрос

Анкетирование

Одной из разновидностей метода опроса в социальной психологии является анкетирование. Для получения информации используют анкету — это специально составленный список вопросов. Общение с психологом — минимальное.

Это один из наиболее эффективных способов получить информацию о большом количестве числа респондентов. Этот метод опроса позволяет узнать мнение большого количества людей за короткий промежуток времени. Анкетирование по числу респондентов может быть:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • аудиторное;
  • массовое.

По типу контакта со специалистом:

  • очное;
  • заочное.

Большой популярностью пользуется онлайн-анкетирование: на многих сайтах можно найти самые разнообразные анкеты.

интернет-опрос

Интервью

Оно относится как к методу опроса в социальной психологии, так и к методу беседы. Вопросы составляют по типу анкетирования, которые задают в ходе разговора. Психолог во время интервью не вступает в активное взаимодействие с интервьюируемым, не высказывает своего мнения и не дает личной оценки.

Главная задача специалиста при использовании метода беседы в опросе и интервью в психологии — это сведение своего внимания к минимуму и создание благоприятной расслабленной атмосферы. Существует нескольких разновидностей интервью:

  • Стандартизированное — вопросы задают в составленной формулировке и определенной последовательности.
  • Ненаправленное — специалист составляет лишь общий план, задавая вопросы, ориентируясь на ситуацию. Благодаря этому психолог устанавливает контакт с респондентом.
  • Полустандартизированное — совмещает в себе особенности стандартного и ненаправленного интервью.

Также оно может быть:

  • предварительным — используется на стадии подготовки к исследованию;
  • основным — используется для сбора основной информации;
  • контрольным — используют для проверки спорных результатов.

Интервью делят по количеству участников:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • массовое.

Интервью является распространенным методом опроса в психологии.

беседа между людьми

Требования к проведению беседы

Важно создать подходящие условия для проведения беседы. Специалист должен позаботиться о создании благоприятной атмосферы.

  1. Нужно определить цель беседы, но о ней не нужно говорить собеседнику.
  2. Определить главные вопросы — интервьюер должен распределить вопросы по степени их значимости и правильности и точности формулировок.
  3. Составить вопросы для поддержания беседы исходя из индивидуальных особенностей собеседника.
  4. Создание благоприятной атмосферы.

Все это позволяет раскрыться собеседнику, чтобы интервью получилось удачным.

Тесты

Одной из разновидностей опроса являются тесты. Они позволяют получить точную характеристику объекта исследования. Существуют следующие разновидности тестирования:

  • личностные — позволяют оценить личность человека;
  • шкалы установок и стандартизированные анкеты — позволяют дать оценку интересам респондента;
  • объективные тесты — позволяют создать ситуацию для оценки действий и поведения респондента;
  • ситуационные — направлены на оценку поведения человека;
  • проективные тесты — позволяют оценить реакцию человека на стимульный материал.

Тесты позволяют получить более объективные и точные данные о человеке. В некоторых подразумевается наличие одного ответа, в других — допустимо более двух вариантов ответа. Тестирование также является одним из способов сразу охватить большую группу людей, а его результаты достаточно просто обработать. Поэтому оно является одним из популярных разновидностей опроса.

беседа с психологом

Другие разновидности

Для опроса используют и социометрические методы, и балльную систему — их применяют для решения задач, характерных для определенной группы людей. Для обработки берут статистические методы.

Устный опрос позволяет наблюдать за реакцией человека на вопрос. Но для успешного проведения нужна специальная подготовка. Письменный вариант используют тогда, когда нужно охватить большую группу людей. Но это не дает возможности проанализировать реакцию человека на вопросы. Свободный опрос не ограничен строгими рамками, что позволяет наличие вариативности ответов.

Как правильно составлять вопросы?

Успешность использования метода опроса зависит от того, насколько правильно составлены вопросы.

  1. Они должны быть логичными и отдельными.
  2. В них не должно быть узкоспециализированных терминов, малораспространенных слов.
  3. Они должны быть заданы в краткой форме.
  4. Если к вопросу должно быть дано пояснение, то оно должно быть лаконичным.
  5. Вопросы должны быть конкретными.
  6. В вопросах не должно содержаться подсказок.
  7. Вопрос должен быть составлен так, чтобы респондент не давал шаблонные ответы.
  8. Язык, на котором составлен вопрос, не должен быть слишком экспрессивным.

Если все эти рекомендации соблюдены, то метод опроса позволяет получить нужную информацию.

человек заполняет анкету

Какие бывают вопросы?

Вопросы различаются в зависимости от поставленных задач:

  1. Закрытые (структурированные) — ответ выбирают из списка. Они могут быть как односложными, так и предлагать более 2 вариантов ответа. Ответы на такие вопросы легко обработать. Но высока вероятность получения неточных ответов.
  2. Открытые (неструктурированные) — их задают на подготовительной стадии исследования. Они позволяют отследить динамику мнений респондентов. Но их немного труднее обработать.
  3. Субъективные — учитывается личное мнение респондента.
  4. Проективные — в них спрашивают о третьем лице, не учитывая респондента.

От правильно выбранных и составленных ответов зависит точность опроса.

Причины неточности в исследовании

Метод опроса не является способом получения точной информации. Из-за некоторых ошибок и неточностей результаты могут быть не совсем точными.

  1. Неполучение ответов — это делает выборку ответов более предвзятой.
  2. Ошибки в ответах — это может быть из-за недостаточно точной формулировки вопроса. Некоторые респонденты могут давать другие ответы, чтобы изменить результат опроса. Это повышает субъективность анализа полученной информации.
  3. Неточная формулировка вопроса.
  4. Неправильный подбор группы людей для исследования.

Перечисленные факторы влияют на результат обработки информации, из-за чего метод опроса не стоит считать полностью объективным как в психологии, так и в социологии.

Области использования

Применение метода опроса в психологии довольно распространено, особенно в социальной. Его используют на подготовительной стадии исследования для сбора нужной информации. Опрос также позволяет уточнить и расширить данные для исследования.

Но в отличие от социологии, в социальной психологии метод опроса не является основным инструментом в работе. Его также применяют, чтобы выяснить о взаимодействии между представителями различных групп людей. Опрос помогает узнать мнение общества по каком-либо важному вопросу и ценностные ориентиры людей.

психолог беседует с человеком

Все это позволяет определить возможные пути развития общества и предложить варианты решения каких-либо задач. Но опрос не является полностью объективным методом, поэтому в особо важных исследованиях используют и другие методы для получения и обработки информации для исследования.

Для его проведения не нужен большой штат специалистов, что является одним из его преимуществ. Несмотря на все достоинства и недостатки метода опроса в психологии, он является одним из самых популярных. Все сильнее развивается такое направление, как интернет-анкетирование. Это позволяет быстрее получить и обработать нужную информацию для исследования. Успех применения опроса зависит от того, какая была выбрана разновидность и как вел себя специалист. Важно соблюдать рекомендации по составлению вопросов, чтобы результаты опроса получились наиболее точными.

Метод опроса — Психологос

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюирумемы посредством получения от субъекта ответов на зараенее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

Вопросы

Правила составления вопросов
  • Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
  • Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
  • Вопросы должны быть краткими.
  • Вопросы должны быть конкретными.
  • Вопросы не должны содержать подсказку.
  • Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  • Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
  • Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
  • Закрытые — открытые

Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.

Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

  • Субъективные — проективные

Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

Литература

  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. ISBN 5-9268-0140-0

Ссылки

Метод опроса в психологии

Контрольная работа по Психологии

Тема «Метод опроса в психологии»

Объем — 14 страниц

Год защиты — 2015

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДА ОПРОСА

2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ

ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

ШЕСТНАДЦАТИФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (16PF) КЕТТЕЛА

МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (MMPI)

3. ДОСТОИНТСВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДА ОПРОСА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения.
Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.
Рассмотрим в данной работе метод опроса.


1. Общее описание метода опроса

Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности. Цель опроса — выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами, что позволяет существенно снизить исходный субъективизм полученных данных, а также повысить валидность и надежность применяемых опросников.
Различают три вида инструментального обеспечения метода опроса :
а) интервью,
б) опросники-анкеты
в) личностные опросники.
Интервью — представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы. Метод интервью столь же древний, как и метод наблюдение. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследовании личности, в профессиональных и образовательных целях и т.д. Различают интервью свободное, т.е. не регламентированное формой (а иногда и темой) в ходе которого интервьюер создает для респондента комфортную коммуникативную обстановку, поощряя говорить свободно и непринужденно, и структурированное (или стандартизованное), по форме похожее на устно предъявляемый опросник и подчиненное определенной теме.
Интервью дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий, их оценке, описании сопутствующих обстоятельств и т.п. Интервью нередко применяют и для установления тесного личного контакта с собеседником, чтобы обеспечить последующую работу с ним.
Опросники-анкеты берут начало в разработанных Ф. Гальтоном, К. Пирсоном и Дж. Кэттелом стандартизированных анкетах и шкалах порядка. Их разработки стали использовать другие исследователи при составлении самых разнообразных опросников-анкет, а также личностных тестов. Опросники-анкеты предназначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Таковы, например, биографические анкеты-опросники, опросники интересов, опросники установок и т.д.
Биографическая анкета-опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека, и ее применяют, когда нелегко провести интервью. Психологи-экспериментаторы используют тщательно разработанные биографические опросники для самых разнообразных целей, например для формирования относительно однородных подгрупп, классификации субъектов на основании их прошлого опыта, выявления групп со сходными интересами и т.п .
Опросники интересов предназначены для выявления профессиональных и образовательных потребностей испытуемых, а также задач профессионального отбора. При разработке опросников интересов пользуются косвенными методами, т.е. не формулируют прямых вопросов. Опыт показал, что ответы на прямые вопросы об интересах часто ненадежны, поверхностны и нереальны. Это происходит потому, что большинство людей недостаточно информированы о различных профессиях и видах деятельности, а кроме того, им мешают распространенные стереотипы о некоторых профессиях и их привлекательности.
Личностные опросники предназначены для исследования и измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъектов. Их прототипом считают «бланк личностных данных» В. Вудвортса, разработанный им в годы Первой мировой войны (1919 г.) и предназначенный для выявления людей, страдающих неврозами и непригодных к военной службе. Методический подход Вудвортса был использован впоследствии многими исследователями для построения опросников, направленных на измерение черт личности, ее мотивов, ценностей, установок и т.п .
К настоящему моменту существует несколько сотен разнообразных личностных опросников, получивших широкое распространение в диагностических исследованиях во всем мире. Наиболее известные среди них — личностный опросник Г. Айзенка, шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела (16PF), Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) и др.


2. Основные методики


Личностный опросник Айзенка

Личностный опросник Айзенка предназначен для исследования эмоциональной устойчивости и степени общительности субъекта. При разработке опросника Г. Айзенк опирался на допущение, что психические расстройства являются как бы продолжениями индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Так, например, нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) при очень высоких показателях может свидетельствовать о развитии невроза (нервно-психического расстройства, в основе которого лежит нарушение значимых жизненных отношений человека). Экстраверсия характеризует общительность субъекта, стремление к широкому кругу знакомств, легкость, импульсивность, оптимизм, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Интроверсия, напротив, характеризуется спокойствием, самоуглубленностью, застенчивостью, любовью к порядку, высоким самоконтролем .


Шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF) Кеттела

Шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF) Кеттела был впервые опубликован в 1950 г. Далее постоянно совершенствовался и сейчас существует в двух эквивалентных формах (А и В). Опросник содержит 187 утверждений и предназначен для людей от 16 лет и старше. Имеются также варианты опросников для детей и подростков. Особенность подхода Р. Кеттела к разработке опросника в том, что он собрал все имеющиеся в языке описания личностных черт человека и далее с помощью специального статистического метода (факторного анализа) свел их к серии из 16 факторов, каждый из которых построен на биполярной основе и измеряется с помощью шкалы порядка в интервале от 1 до 10 (баллов). Четыре фактора второго порядка являются генеральными и вычисляются на основе шестнадцати факторов первого порядка.


Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI)

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) — один из самых известных и употребляемых личностных опросников. Был разработан С. Хатуэем и Дж. Маккинли (1940) и состоит из 550 утверждений, отвечая на которые испытуемый решает, «верно» или «не верно» каждое утверждение опросника по отношению к нему. Основанием для классификации исследуемых личностных свойств послужила классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелиным. Для определения нормативных показателей опросник предъявлялся большой группе здоровых людей. Затем эти показатели сопоставлялись с показателями, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно различали здоровых и каждую из изученных групп больных людей. Эти утверждения объединили в 10 шкал, назвав их в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована. К примеру: шкала ипохондрии отражает отношение обследуемого к своему здоровью, шкала депрессии определяет степень субъективной депрессии и душевного дискомфорта, шкала истерии определяет симптомы, присущие лицам с истерическими расстройствами, когда, например, используются симптомы физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций (я часто ощущаю «комок» в горле; считаю, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах; я никогда не падал(а) в обморок и т.п.). Шкала психопатии определяет симптомы поведения, нарушающего социально приемлемые нормы и т.д .
Спецификой MMPI является наличие трех шкал контроля, представляющих собой способ проверки небрежности, непонимания, фальсификации ответов, а также отношения к опроснику.
Такова, например, шкала «лжи», которая выявляет установку испытуемого представить себя в более благоприятном свете, т.е. оценивает искренность субъекта. Если данные, полученные по этой шкале, превышают определенную величину, то обследование считается недостоверным.
Кроме десяти основных клинических шкал, на основе MMPI создано около 400 дополнительных шкал, например академических способностей, лидерства, социальной ответственности, впечатлительности, способности к достижению цели и т.д.
Относительная простота применения опросников и легкость обработки полученных данных создают иллюзию, что исследователь всегда получает объективные и достоверные знания о личности. Однако это далеко не так, и нередко результаты получаются фальсифицированными. Некоторые испытуемые стремятся дать о себе неверные сведения. Например, обнаруживают иногда но тенденцию выбирать социально одобряемые варианты ответов, чтобы выглядеть приемлемыми для окружающих.
Обычно результаты обследования бывают более достоверными, когда испытуемый заинтересован в получении объективной диагностической информации и когда он доверяет экспериментатору.


3. Достоинтсва и недостатки метода опроса

Достоинства.
— возможность получения информации непосредственно от участников события
— опрос позволяет получать информацию по широкому спектру тем (практически неограниченному)
— опрос позволяет собирать информацию от любого количества респондентов (неограниченное число информантов)
Недостатки.
— сбор информации вне «естественной» ситуации (Парадокс Лапьера – люди не всегда делают то, что говорят),
— любая информация, получаемая в ходе опроса, не лишена субъективизма, связыванного с давлением социальной одобряемости .
— провоцирует на высказывание ответа, даже ели респондент не компетентен в том или ином аспекте

Преимущества и ограничения основных методик

1. Личное интервью.
Достоинства.
— Высокая достижимость запланированной выборки респондентов
— Возможность использования сложных вопросов (схемы, таблицы, разные блоки для разных респондентов)
— Возможность варьирования последовательностью вопросов
— Интервьюер может давать пояснения, комментарии, добиваться ответов на большинство вопросов
— Можно использовать наглядные материалы (карточки, образцы продукции)
— Интервьюер позволяет дольше удерживать внимание респондента
— Относительно высокая скорость сбора данных
— Возможность наблюдения за респондентом
Недостатки.
— Относительно более дорогой
— Возможны искажения из-за эффекта интервьюера (например, влияние социально-демографических характеристик интервьюера на получаемый результат. Например, средний доход у нестарых мужчин находится в прямой зависимости от размеров сисек интервьюера)
— Отсутствие возможности личного контроля интервьюера
2. Телефонный опрос
Достоинства.
— Высокая оперативность получения результатов (короткий полевой этап)
— Высокий контроль за работой интервьюера
— Меньшее влияние интервьюера
— Высокий уровень телефонизации => широкий географический охват
— Относительно низкая стоимость
— Возможность одновременной обработки данных (моментальная компьютеризация и формирование массива данных)
Недостатки
— Ограничение на длительность
— Необходимость максимально простых вопросов
— Невозможность демонстрации респонденту наглядных материалов
— Опасность смещений выборки из-за низкого уровня телефонизации (или, например, из-за большого количества незарегистрированных в справочниках номеров)
3. Почтовый опрос
Достоинства.
— Респондент может выбирать удобное для него время
— Отсутствие влияния интервьюера
— Широкий географический охват
— Легкость формирования выборки
— Относительно низкая стоимость сбора данных
— Более высокая анонимность
Недостатки.
— Низкая достижимость (около 5-10%)
— Длительный полевой этап
— Невозможность пояснений в ходе опроса
— Необходимость простоты формулировки вопросов и заполнения
— Отсутствие контроля за порядком заполнения и за процессом заполнения (например, анкета-кентавр: заполняют разные люди или коллегиально)
— Ограничение на объем анкеты (не более 30 вопросов)
— Невозможность получения дополнительных данных о респонденте в ходе наблюдения
— Смещение выборки (в сторону хорошо образованных людей, умеющих «ручку в руках держать»
4. Прессовый опрос
Достоинства.
— Четкая переадресация анкеты определенной аудитории
— Отсутствие влияния интервьюера
— Низкая стоимость полевого этапа исследования
— Чрезвычайно широкий первоначальный охват аудитории
Недостатки.
— Те же, что и в почтовом опросе
— Максимальная краткость анкеты (не более 5-7 вопросов)
— Необходимость стимулирования ответов
— Невозможность потенциального обращения к конкретному респонденту
— Невозможность реализации какой-либо выборки, кроме стихийной
5. Интернет-опрос
Делится на on-line (на сайте вывешивается вопросная форма) и off-line (в виде файла высылается на адрес потенциального респондента).
Достоинства.
— Возможность использования самых разнообразных наглядных материалов
— Возможность охвата специфических аудиторий
— Моментальная обработка собираемых данных
— Низкие затраты на полевой этап и обработку данных
Недостатки.
— Вынужденная краткость анкеты
— Невозможность проверить искренность получаемых ответов
— Смещение выборки, которое сложно оценить
6. Самостоятельное заполнение
Во многом сходно с почтовым опросом.
Достоинства (помимо тех, что в почтовом)
— Большой контроль возврата анкет
— Относительно дешевле, чем личный опрос
— Довольно быстрый сбор информации
— Как правило высокий возврат


Заключение

Опрос – именно такой метод в настоящее время является одним из превалирующих в области психологии. Именно так специалисту проще всего получить конкретную информацию для анализа. Опрос, как правило, заключается в процессе получения ответов на список важных вопросов из той области, в которой проводится исследование. Как правило, опросы решают массовые задачи, ведь специфика их проведения позволяет в короткие сроки получить сведения не от одного индивида, а от группы людей.
Методы опроса по виду делятся на стандартизированные и нестандартизированные. Первые позволяют получить только самые общие впечатления о каком-либо деле, когда как в последних отсутствуют какие бы то ни было точные рамки, и в данном случае исследователь способен менять ход опроса непосредственно в процессе, в зависимости от реакции респондента. В этом отношении опрос как метод психологического исследования может быть использован в самых разных целях и позволяет производить анализ всевозможных аспектов человеческой психики.
Важная характеристика метода опроса заключается в том, что специалист должен составить такие программные вопросы, которые соответствуют основной задаче, но при этом для понимания доступны только специалистам. Эти вопросы в дальнейшем формируются на простом языке.

Список литературы
1. Маклаков А. Г.Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.

2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001.

3. Общая психология. Учебник / под редакцией Карпова А.В. — М.: Гардарики, 2002. с 43

4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в психологию.- М.: ИНФРА-ДАНА, 2003. – С. 108

5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001. с 32

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 125

Опросы — Психология PRO

Хочется о себе рассказать все, и быть не осужденным, а понятым?

  • Да, интересно. (71%, 176 Голос.)
  • Не вижу смысла. (17%, 43 Голос.)
  • Уже. И этому рад(а). (8%, 20 Голос.)
  • Уже. И об этом жалею. (4%, 9 Голос.)

Голосовавших: 248

Начало опроса: 15.06.2018 в 10:50
Окончание опроса: Бессрочно

Как вам новый дизайн?

  • Пойдет (72%, 123 Голос.)
  • Прежний нравился больше (28%, 47 Голос.)

Голосовавших: 170

Начало опроса: 16.03.2018 в 18:15
Окончание опроса: 16.04.2018 в 18:15

У вас когда-нибудь получалось без сексуальной подоплеки просто дружить с лицом противоположного пола?

  • Да (62%, 322 Голос.)
  • Нет, но теоретически это возможно. (22%, 112 Голос.)
  • Нет и это невозможно. (16%, 85 Голос.)

Голосовавших: 519

Начало опроса: 15.09.2017 в 07:17
Окончание опроса: 15.11.2017 в 07:17

Вы любите дождь и пасмурную погоду?

  • Нет (50%, 9 Голос.)
  • Да (44%, 8 Голос.)
  • Нейтрально воспринимаю (6%, 1 Голос.)

Голосовавших: 18

Начало опроса: 13.09.2017 в 07:58
Окончание опроса: 14.10.2017 в 07:58

Что хочется больше: новый роман, или новых статей?

  • Статей (76%, 146 Голос.)
  • Роман (24%, 47 Голос.)

Голосовавших: 193

Начало опроса: 25.06.2017 в 12:54
Окончание опроса: 25.08.2017 в 12:54

Что вам ближе?

  • Правда, какой бы она ни была безжалостной. (63%, 258 Голос.)
  • Что-то усредненное. (32%, 131 Голос.)
  • Идеалы и мораль, какими бы насильственными над личностью они ни были. (5%, 22 Голос.)

Голосовавших: 411

Начало опроса: 12.01.2017 в 16:17
Окончание опроса: 12.03.2017 в 16:17

У вас сильная воля силы?

  • Вольная сила, силая вольна (36%, 50 Голос.)
  • Слабая воля, но сила вольная! (24%, 34 Голос.)
  • Сила слабая, но воля сильная (20%, 28 Голос.)
  • Очень! (12%, 17 Голос.)
  • Сильная1 (8%, 11 Голос.)

Голосовавших: 136

Начало опроса: 21.12.2016 в 16:13
Окончание опроса: 21.01.2017 в 16:13

Вы практикуете медитацию?

  • Нет (35%, 77 Голос.)
  • Изредка (27%, 59 Голос.)
  • Пару раз пробовал(а) (21%, 46 Голос.)
  • Да, ежедневно (17%, 38 Голос.)

Голосовавших: 220

Начало опроса: 27.10.2016 в 21:23
Окончание опроса: 27.11.2016 в 21:23

В «Механическом Боге» лекций –

  • в самый раз. (83%, 52 Голос.)
  • умеренно, но можно поменьше. (13%, 8 Голос.)
  • слишком много. Хотелось побольше сюжета. (4%, 3 Голос.)

Голосовавших: 63

Начало опроса: 28.08.2016 в 19:56
Окончание опроса: 28.09.2016 в 19:56

Вы готовы признать, что бываете в себе неуверенны?

  • Да (94%, 335 Голос.)
  • Не уверен в ответе (4%, 14 Голос.)
  • Нет (2%, 8 Голос.)

Голосовавших: 357

Начало опроса: 12.07.2016 в 13:26
Окончание опроса: 12.08.2016 в 13:26

А вы поете в душе?

  • Нет (44%, 79 Голос.)
  • Да (35%, 63 Голос.)
  • Редко (21%, 38 Голос.)

Голосовавших: 180

Начало опроса: 24.06.2016 в 11:55
Окончание опроса: 24.07.2016 в 11:55

Вы читаете комментарии под статьями на этом сайте?

  • Нет (63%, 211 Голос.)
  • Да (37%, 125 Голос.)

Голосовавших: 336

Начало опроса: 24.02.2016 в 00:12
Окончание опроса: 24.03.2016 в 00:12

Есть ли в жизни смысл, «вообще»?

  • Нет (63%, 346 Голос.)
  • Да (37%, 205 Голос.)

Голосовавших: 551

Начало опроса: 28.01.2016 в 21:25
Окончание опроса: 28.02.2016 в 21:25

К чему вы ближе?

  • Цинизм, прагматика (60%, 321 Голос.)
  • Романтика, идеализация (40%, 214 Голос.)

Голосовавших: 534

Начало опроса: 03.12.2015 в 17:26
Окончание опроса: 03.01.2016 в 17:26

Статьи в аудио формате

  • Не особо. Люблю читать (52%, 116 Голос.)
  • Хотелось бы (48%, 107 Голос.)

Голосовавших: 223

Начало опроса: 10.03.2015 в 12:51
Окончание опроса: 10.04.2015 в 12:53

О чем вы хотели бы почитать на progressman.ru (1-3 варианта)

  • Осознанность в общении (17%, 275 Голос.)
  • Неуверенность в себе (17%, 272 Голос.)
  • Что мы, вообще, знаем о жизни? (13%, 217 Голос.)
  • Ценность духовного опыта (10%, 172 Голос.)
  • Еще про медитацию (8%, 138 Голос.)
  • Погоня за впечатлениями (8%, 126 Голос.)
  • Еще про мотивацию (7%, 122 Голос.)
  • Материальное обогащение (7%, 114 Голос.)
  • О ревности (7%, 111 Голос.)
  • Про жалость (6%, 92 Голос.)

Голосовавших: 872

Начало опроса: 30.12.2014 в 20:25
Окончание опроса: 30.06.2015 в 20:30

Обязаны ли мы быть сострадательными и любить окружающих?

  • Нет (58%, 163 Голос.)
  • Да (42%, 117 Голос.)

Голосовавших: 280

Начало опроса: 27.09.2014 в 15:03
Окончание опроса: 27.10.2014 в 15:03

Есть мысль сделать на форуме раздел знакомств для единомышленников. Интересно? (Решает количество «да»).

  • Да (78%, 119 Голос.)
  • Нет (22%, 33 Голос.)

Голосовавших: 152

Начало опроса: 04.09.2014 в 14:31
Окончание опроса: 04.10.2014 в 14:31

А вы верите гадалкам и астрологам?

  • Нет (49%, 152 Голос.)
  • Частично (40%, 123 Голос.)
  • Да (11%, 35 Голос.)

Голосовавших: 310

Начало опроса: 12.07.2014 в 22:11
Окончание опроса: 12.08.2014 в 22:12

Ждете продолжения «Механического бога»?

  • Да. (36%, 180 Голос.)
  • Не знаю, что это. (34%, 166 Голос.)
  • Лучше больше новых статей. (23%, 112 Голос.)
  • Не хочу продолжения. Хочу новый. (7%, 36 Голос.)

Голосовавших: 494

Начало опроса: 06.03.2014 в 22:38
Окончание опроса: 06.06.2014 в 22:38

А вы верите в сказку (в отношениях, дружбе и пр.)?

  • 50/50 (48%, 140 Голос.)
  • Да, я идеалист, а в мире много светлых душевных людей. (38%, 111 Голос.)
  • Нет, я — циник, а все люди — практичные эгоисты. (14%, 38 Голос.)

Голосовавших: 289

Начало опроса: 28.11.2013 в 16:31
Окончание опроса: 15.12.2013 в 16:31

В чем вы (по-честному) находите свое счастье? (1-5 вариантов)

  • Чувствовать себя нужным (11%, 384 Голос.)
  • Мечты, цели и надежды (10%, 359 Голос.)
  • В комфорте и покое (9%, 325 Голос.)
  • Путешествия, новые места (9%, 314 Голос.)
  • Осознанность и созерцательность (8%, 288 Голос.)
  • Дети (7%, 228 Голос.)
  • Друзья (6%, 221 Голос.)
  • Партнер (6%, 218 Голос.)
  • Хобби, субкультуры, учения (5%, 176 Голос.)
  • Движение и спорт (5%, 172 Голос.)
  • Любить людей (4%, 148 Голос.)
  • Единомышленники (4%, 140 Голос.)
  • Работа (4%, 126 Голос.)
  • Кино, игры, развлечения (3%, 116 Голос.)
  • Превосходить других (3%, 113 Голос.)
  • Нахожу во всем (2%, 80 Голос.)
  • Ни в чем не нахожу (2%, 61 Голос.)
  • Унижать других (0%, 16 Голос.)

Голосовавших: 1 124

Начало опроса: 29.06.2013 в 11:35
Окончание опроса: 01.08.2013 в 11:35

?

  • 22 (32%, 23 Голос.)
  • 11 (32%, 23 Голос.)
  • 99 (19%, 14 Голос.)
  • Другой вариант (17%, 13 Голос.)

Голосовавших: 73

Начало опроса: 24.06.2013 в 18:44
Окончание опроса: 24.07.2013 в 18:44

Вы верите в Бога?

  • Да (74%, 473 Голос.)
  • Нет (26%, 164 Голос.)

Голосовавших: 637

Начало опроса: 08.05.2013 в 20:26
Окончание опроса: 08.06.2013 в 20:26

Признаете ли вы за собой наличие невротичных качеств?

  • Да (90%, 450 Голос.)
  • Нет (10%, 51 Голос.)

Голосовавших: 501

Начало опроса: 10.04.2013 в 00:27
Окончание опроса: 10.05.2013 в 00:27

Кто вы?

  • Между попугаем и совой (23%, 151 Голос.)
  • Созерцательная сова (17%, 107 Голос.)
  • Наивный птенец (16%, 104 Голос.)
  • Свободолюбивый ворон (12%, 77 Голос.)
  • Между совой и вороном (12%, 77 Голос.)
  • Между птенцом и попугаем (10%, 68 Голос.)
  • Самолюбивый попугай (10%, 64 Голос.)

Голосовавших: 648

Начало опроса: 22.03.2013 в 18:13
Окончание опроса: 22.04.2013 в 18:13

Жизнь это —

  • чудо (83%, 350 Голос.)
  • серость (17%, 70 Голос.)

Голосовавших: 420

Начало опроса: 05.03.2013 в 19:37
Окончание опроса: 05.04.2013 в 19:37

Перед вами волшебная кнопка, нажав на которую, вы окажетесь в чистой нирване, где обретете свободу от всего хорошего и плохого. Там — только пустотное чистое сознание и больше — ничего. Нажмете?

  • Да (48%, 411 Голос.)
  • Нет (39%, 338 Голос.)
  • Не знаю (13%, 108 Голос.)

Голосовавших: 856

Начало опроса: 30.01.2013 в 11:06
Окончание опроса: 02.03.2013 в 11:06

Что вы думаете о не случившемся 21.12.12 конце света? (1-3 варианта ответов)

  • Я рад! (27%, 306 Голос.)
  • Какой еще… (17%, 186 Голос.)
  • Делаю вид, что мне все равно (12%, 132 Голос.)
  • Он случился! Разлепите веки слепцы! (10%, 116 Голос.)
  • Разочарован. (10%, 108 Голос.)
  • Это ужасно! Придется снова идти на работу.. (9%, 100 Голос.)
  • Он случится в 2013 г. А если не в нем, то еще через два года.. или потом.. (6%, 67 Голос.)
  • Ничего, скоро я устрою свой.. (5%, 51 Голос.)
  • Больше никогда не поверю лжепророкам! 🙁 (3%, 37 Голос.)
  • Супер! Закупленных консерв хватит на годы безделья в отстроенном бункере.. (1%, 15 Голос.)

Голосовавших: 979

Начало опроса: 22.12.2012 в 09:30
Окончание опроса: 03.01.2013 в 17:24

Вы верите в «конец света» 21 декабря?

  • Нет (75%, 550 Голос.)
  • Скорее нет, чем да (16%, 120 Голос.)
  • Да (5%, 37 Голос.)
  • Скорее да, чем нет (4%, 29 Голос.)

Голосовавших: 736

Начало опроса: 30.11.2012 в 06:42
Окончание опроса: 22.12.2012 в 00:00

Метод опроса в психологии — Студопедия

Вопрос

Опрос — метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.



Опрос может проводиться в различной форме: анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.

Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.

Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.

Беседа — предусматривает прямое или косвенное, устное или письминное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная, интервью, вопросники, психологические анкеты.


Методы социометрии и полярных балов — это тоже методы вопросного типа, но с их помощью решается ограниченный круг задач, характеризующих особенности групповой деятельности. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.

Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Устный опрос применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определленными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей итепретацией. Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Вопрос

Тесты

Тесты (в переводе с английского — «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных ответов не существует.

Тесты можно расклассифицировать, выделить несколько подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию.

Метод опроса в психологии

Если в психологии появляются вопросы, на которых нет или недостаточно ответов, специалисты прибегают к целому ряду исследований для их получения.

Опрос самый распространенный прием психологического исследования, который заключается в выявлении мнений, взглядов, предпочтений и убеждений респондентов относительно исследуемых фактов, явлений, процессов или событий.

Этому методу отдают предпочтение ввиду его различных преимуществ.

  • Стандартизированные опросы предоставляют данные практически без ошибок.
  • Являются экономичным и эффективным способом получения большого количества информации от большой выборки людей.
  • Могут проводиться удаленно через интернет, мобильные устройства и охватывать большую область географии.
  • Дают количественные данные, которые могут быть полезны для поддержания и развития гипотез. Однако этот метод также имеет недостатки и слабые стороны, которые необходимо учитывать.
  • Опрос зависит от желания, честности и памяти респондента. Ответы не всегда могут быть точным отражением истинного мнения отвечающего.
  • Нечетко сформулированные вопросы могут подорвать хорошо спланированное исследование.

Инструментами опроса могут быть анкеты, интервью, а так же их комбинации в целях устранения возможных случайных или ложных ответов.


Читайте также: психологические методы изучения.


Интервью

Интервью подразумевают социальное взаимодействие. Это психологическая беседа с человеком, объектом исследования, когда хотят получить информацию о нем от него самого или с несколькими людьми для изучения фактов, мнений, ориентаций данного сообщества, что позволит выбрать сведения, повторяющиеся у всех, и те, которые есть у каждого отдельно. Во время беседы интервьюер может разъяснять вопросы, если они являются сложными для понимания ответчика; стимулировать заинтересованность и успокоить относительно конфиденциальности. В ходе беседы очень важно установить контакт с человеком и наблюдать за его поведением и реакциями.

Интервью могут забирать много времени, ресурсоемкие, довольно трудно контролировать качество процесса опроса (интервьюер может повлиять на ответы респондента, что исказит результаты и сделает их недействительными). Следует также отметить, что интервью может быть не лучшим способом для исследования деликатных тем (например, сексуальные отношения.) так как человек более комфортно может чувствовать себя при заполнении анкеты в частном порядке.

Анкеты

Метод опроса

Анкета — это форма с вопросами. Вопросы анкеты конкретные, строгие и одно проблемные, чаще всего закрытые, обеспеченные набором всех ответов. Опрашиваемый самостоятельно заполняет специально подготовленный вопросник, поэтому присутствие анкетера необязательно. У респондента есть возможность заполнить анкету в любое удобное для него время, тщательно обдумывать вопросы, ссылаться на записи или проконсультироваться с другими. Однако есть вероятность того, что исследуемый может соврать из-за социальной желательности.

Большинство людей хотят представить свой образ наиболее положительно. В настоящее время все большую популярность приобретают анкетирования в интернет – среде. Отличительная их особенность — автоматизм. Однако есть и основные недостатки. Не все имеют доступ к интернету, что может затруднить осуществление опроса определённой (например, пожилых) группы лиц, а также отсутствует возможность прямого контакта.

Метод опроса состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. Поэтому должен осуществляться шаг за шагом, следуя точности процедуры, только тогда результаты будут точными и истинными.

Психологическое исследование Карлсона | Системы оценки SIGMA

Лучшее для

  • Консультанты, которые проводят оценку правонарушителей или лиц, вовлеченных в систему уголовного правосудия или нуждающихся в других формах социальной помощи
  • Исправительные учреждения, требующие судебно-медицинской экспертизы при подготовке к суду или тюремному заключению
  • Психологи ищут краткий скрининговый тест для определения антиобщественных тенденций, злоупотребления психоактивными веществами, самоуничижения и нарушения мышления
  • Администрирование программного обеспечения с кратким отчетом, включая рекомендации

Что такое CPS?

Психологическое исследование Карлсона (CPS) — это инструмент для оценки и классификации уголовных преступников, лиц, обвиняемых в совершении преступлений, и других лиц, которые привлекли внимание системы уголовного правосудия или нуждаются в других формах социальной помощи.CPS был разработан, чтобы отразить уникальные ситуации этих людей, а также нетипичные причины для направления. В более общем плане, это весьма полезно для любых людей, у которых есть проблемы с поведением или злоупотреблением психоактивными веществами.

Почему мне следует использовать CPS?

ОБЩИЙ ОТЧЕТ . Результаты CPS представлены в виде графиков, чисел, описаний шкал и важных элементов, которые были одобрены.

КЛАССИФИКАЦИЯ . CPS предоставляет информацию для классификации респондентов.Используя современные методы многомерной статистики, автор этого теста выделил 18 типов преступников. Каждый тип подробно описан в техническом руководстве. Включены описательные сводки, отчеты о предварительных заключениях, примеры историй болезни и психологические и психиатрические отчеты, а также данные о поведении в учреждениях и адаптации после освобождения за четыре года.

УДОБНО. CPS занимает 15 минут. Результаты доступны сразу же с помощью программного обеспечения SIGMA для Windows.

НАДЕЖНЫЙ. Внутренняя согласованность (коэффициент альфа) для четырех шкал содержания варьировалась от 0,67 до 0,82, полученная из двух выборок, каждая из 206 мужчин-заключенных. Надежность повторного тестирования за две недели варьировалась от 0,87 до 0,92, а в выборке рецидивистов через восемь лет коэффициенты варьировались от 0,10 до 0,43.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО . В руководстве представлены данные нескольких исследований, связанных с правомерностью CPS. Приводятся рейтинги желательности предметов, фальшивые исследования, корреляция с MMPI, использование CPS с другими популяциями, а также чувствительность CPS к эффектам лечения и различиям между различными группами заключенных.

Подробнее

Стоимость

Обзор начальных затрат для каждого метода администрирования представлен ниже. Подробный прайс-лист доступен по ссылке внизу страницы.

Затраты на запуск CPS
Цена в США Цены в Канаде
Оценка программного обеспечения

  • Включает: программное обеспечение SigmaSoft, 10 купонов, техническое руководство и руководство по программному обеспечению
$ 191 $ 215
Подсчет очков по почте

  • Включает: техническое руководство и расширенные отчеты 10 CPS
$ 118 $ 138
Ручной подсчет

  • Включает: техническое руководство, 5 буклетов с вопросами / ответами CPS, 5 листов оценки CPS и 5 листов профиля CPS
$ 105 $ 120

Щелкните здесь, чтобы увидеть полный список всех наших продуктов CPS и цен.

Нужна дополнительная информация? Щелкните здесь, чтобы запросить ценовое предложение.

,Поддержка психологического исследования

от DragonShadowCouncil на DeviantArt

Всем привет! Это Torkos Arcflame!

Послушайте, я работаю над проектом для своего класса психологии, где мы должны собирать данные из той или иной формы социальных сетей. Поскольку единственная социальная сеть, которую я регулярно использую, это DeviantArt, я подумал, почему бы не получить помощь отсюда?

В любом случае мой проект прост. В Огайо, США (где я сейчас живу), очень нестабильная и темпераментная погода. Он меняется очень часто, от солнца до снега за пару часов.Поэтому я подумал, что было бы интересно спросить разных студентов, какую температуру наружного воздуха (в отличие от погоды) они бы предпочли. Мой профессор сказала, что ей нужна большая группа, чем я сейчас спрашиваю … «Более региональная», — сказала она. Так почему бы не расширить его до США и их различных часовых поясов. Итак, вот что я здесь сделал.

Тем не менее, у нас есть люди со всего мира здесь, в DA, ​​и было бы несправедливо исключать и тех из других стран. Итак, я провел два опроса (я бы сделал только один, но веб-сайт не позволяет опросить более 10 вопросов).У меня есть один опрос для тех, кто живет в Северной Америке, и второй опрос для всех остальных континентов, поэтому я могу включить в него абсолютно всех, кто только возможно. Все, что вам нужно, — это выбрать одну из пяти средних температур в вашем районе проживания и отправить ее. (И небольшое примечание: если есть какая-то путаница относительно того, какое из различных мест вам следует выбрать по какой-либо причине, скажем, вы живете на острове или в другом месте, которое считается частью «Северной Америки» [поскольку я не включил все страны в Северная Америка, только три основных] просто выбирайте то, что вам ближе, или ваше предпочтение).

Северная Америка: www.surveymonkey.com/r/B3FBKYH
Европа, Азия, Африка, Австралия, Южная Америка и Антарктика: www.surveymonkey.com/r/BGh4SZQ

Я знаю, что опрос немного неудобный, но я был немного ограничен в том, что мог делать.

Ой! И последнее! Как только я соберу данные, которые мне нужны для проекта, и, возможно, сдам их, я перейду и оценим данные, которые я собрал, для … забавы, я думаю. Не знаю, думаю, будет интересно посмотреть, и я подумывал опубликовать это здесь, в DA, ​​чтобы вы все тоже увидели.Дай мне знать.

PS: Опрос полностью анонимный, что мне нужно для проекта, так как при этом я нарушу определенное предположение, и мои данные станут непригодными для использования.

Ага, думаю это все! Спасибо всем за помощь!

.

Поддержка психологического опроса DragonsofDeviantART на DeviantArt

Всем привет! Это Torkos Arcflame!

Послушайте, я работаю над проектом для своего класса психологии, где мы должны собирать данные из той или иной формы социальных сетей. Поскольку единственная социальная сеть, которую я регулярно использую, это DeviantArt, я подумал, почему бы не получить помощь отсюда?

В любом случае мой проект прост. В Огайо, США (где я сейчас живу), очень нестабильная и темпераментная погода. Он меняется очень часто, от солнца до снега за пару часов.Поэтому я подумал, что было бы интересно спросить разных студентов, какую температуру наружного воздуха (в отличие от погоды) они бы предпочли. Мой профессор сказала, что ей нужна большая группа, чем я сейчас спрашиваю … «Более региональная», — сказала она. Так почему бы не расширить его до США и их различных часовых поясов. Итак, вот что я здесь сделал.

Тем не менее, у нас есть люди со всего мира здесь, в DA, ​​и было бы несправедливо исключать и тех из других стран. Итак, я провел два опроса (я бы сделал только один, но веб-сайт не позволяет опросить более 10 вопросов).У меня есть один опрос для тех, кто живет в Северной Америке, и второй опрос для всех остальных континентов, поэтому я могу включить в него абсолютно всех, кто только возможно. Все, что вам нужно, — это выбрать одну из пяти средних температур в вашем районе проживания и отправить ее. (И небольшое примечание: если есть какая-то путаница относительно того, какое из различных мест вам следует выбрать по какой-либо причине, скажем, вы живете на острове или в другом месте, которое считается частью «Северной Америки» [поскольку я не включил все страны в Северная Америка, только три основных] просто выбирайте то, что вам ближе, или ваше предпочтение).

Северная Америка: www.surveymonkey.com/r/B3FBKYH
Европа, Азия, Африка, Австралия, Южная Америка и Антарктика: www.surveymonkey.com/r/BGh4SZQ

Я знаю, что опрос немного неудобный, но я был немного ограничен в том, что мог делать.

Ой! И последнее! Как только я соберу данные, которые мне нужны для проекта, и, возможно, сдам их, я перейду и оценим данные, которые я собрал, для … забавы, я думаю. Не знаю, думаю, будет интересно посмотреть, и я подумывал опубликовать это здесь, в DA, ​​чтобы вы все тоже увидели.Дай мне знать.

PS: Опрос полностью анонимный, что мне нужно для проекта, так как при этом я нарушу определенное предположение, и мои данные станут непригодными для использования.

Ага, думаю это все! Спасибо всем за помощь!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *