Психический процесс — это… Что такое Психический процесс?
- Психический процесс
Психи́ческие проце́ссы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки. В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Виды психических процессов
Познавательные
Эмоционально-мотивационные
Личностные характеристики
Литература
- Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; отв. ред. А. А. Крылов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2005. С. 214—217
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation.
2010.
- Психические вирусы
- Психическое
Смотреть что такое «Психический процесс» в других словарях:
ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — Трудно определить значение этого термина, избежав тавтологии. Процесс – это систематический ряд происходящих действий или событий, если это происходит в сознании, то это психический просе. Например, обработка информации … Толковый словарь по психологии
Психический процесс — психическое явление (наряду с психическим состоянием и психическими свойствами). Понимание психического как процесса разработано С. Л. Рубинштейном и его учениками (А. В. Брушлинский и др.) в развитие теории И. М. Сеченова и раскрывает основной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
психический процесс Ясперса — см. Ясперса психический процесс … Большой медицинский словарь
ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ВЫСШИЙ — В значительной степени устаревший термин, используемый для характеристики всех форм мышления, особенно как противопоставление более примитивным процессам ощущения и восприятия … Толковый словарь по психологии
Ясперса психический процесс — (К. Jaspers, 1883 1969, нем. философ и психиатр) общее название психопатологических расстройств, не Хвыводимых из личности больного и ее развития, а представляющих собой нечто качественно новое, в корне видоизменяющее психический склад больного… … Большой медицинский словарь
Ясперса психический процесс — (Jaspers К., 1913). Форма течения психических расстройств, характеризующаяся прогредиентностью и образованием психического дефекта. Психопатологические расстройства не вытекают из особенностей личности больного, не являются их развитием. Это… … Толковый словарь психиатрических терминов
Ясперса психический процесс — – прогредиентное течение заболевания, симптоматика которого не связана с преморбидными личностными качествами … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
процесс — а, м. procès m. нем. Prozess <, лат. processus движение вперед. 1. Разбор судебного дела; само судебное дело. Процесс о наследстве. Бракоразводный процесс. БАС 1. И потом кинувшись к Сент Жону, статскому секретарию, хотел таким же образом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Психический материал развития — Психическим материалом знаний являются образы объектов или действий. Психическим материалом развития являются психические операции. Эти операции осуществляются в психических процессах. Поэтому психическое развитие учащихся предполагает… … Энциклопедия педагогических технологий
ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ — – представление, способствующее пониманию психической деятельности человека. Вводя в лексикон психоанализа понятие «психический аппарат», З. Фрейд имел в виду представление о неизвестном аппарате, предназначенном для психического… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Книги
- Лексическая репрезентация фрейма Внимание семантический аспект Монография, Прохорова О., Чекулай И., Багана Ж., Куприева И.. Настоящая монография посвящена проблеме выявления специфики вербализации экстралингвистического феномена «внимание» глаголами и глагольно-именными словосочетаниями современного английского… Подробнее Купить за 345 руб
- Лексическая репрезентация фрейма «внимание» . Семантический аспект, О. Н. Прохорова, И. В. Чекулай, Ж. Багана, И. А. Куприева. Настоящая монография посвящена проблеме выявления специфики вербализации экстралингвистического феномена «внимание» глаголами и глагольно-именными словосочетаниями современного английского… Подробнее Купить за 325 руб
- Стройность. Медитации и раскрашивание мандал с помощью волшебных синих очков, Рушель Блаво. Многие считают, что процесс похудения касается только их физического тела. Однако большинство ученых сходятся во мнении, что понятие тела включает еще один — психический. Эти два компонента… Подробнее Купить за 73 руб
Другие книги по запросу «Психический процесс» >>
Психические процессы — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Психи́ческие проце́ссы — одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.
Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:
- психические процессы;
- психические состояния;
- психические свойства.
Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических явлений имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.
В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Виды психических процессов
Познавательные
Эмоциональные
Волевые
Литература
- Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; отв. ред. А. А. Крылов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2005. С. 214—217
См. также
Ссылки
Психологические процессы
Человеческая психика вещь загадочная и сложная, до конца её возможности до сих пор не выяснены. Поэтому психологические процессы, свойства и состояния личности подвергаются постоянному изучению. Особенно сложны для классификации процессы, так как они очень краткосрочны, являясь актуальной реакцией на события.
Основные виды психологических процессов
В отечественной психологии принято подразделять психологические процессы на два основных вида – познавательные (специфические) и универсальные (неспецифические). В первую группу входят ощущение, мышление и восприятие, а ко второй относят память, воображение и внимание.
- Ощущения – составная часть процесса познания, являющаяся отражением каких-либо свойств предметов, непосредственно влияющих на органы чувств. Также ощущения отражают и внутреннее состояние человека благодаря наличию внутренних рецепторов. Данный процесс необходим для нормального функционирования психики, в состоянии сенсорной изоляции наблюдаются нарушения мышления, галлюцинации, патологии самовосприятия. Долгое время говорили только о 5 чувствах и лишь в 19 веке стали появляться новые виды – кинестетические, вестибулярные, вибрационные.
- Восприятие – объединение отдельных ощущений для формирования целостного представления о предмете или явлении. Интересно, что мнение составляется на основании наиболее характерных свойств, при этом могут использоваться данные, полученные из прошлого опыта. Поэтому процесс восприятия всегда субъективен, находясь в зависимости от индивидуальных особенностей человека.
- Мышление – высшая ступень обработки информации, по другому мнению это моделирование устойчивых отношений между предметами и явлениями на основании аксиом. Этот процесс позволяет человеку получать информацию, которая не может быть добыта непосредственно из окружающего мира. Благодаря непрерывному пополнению запаса понятий происходит формирование новых умозаключений.
- Память – включает в себя запоминание, хранение и дальнейшее воспроизведение полученной информации. Роль памяти переоценить сложно, так как ни одно действие не может быть совершено без её участия, поэтому процесс считают обеспечивающим единство личности.
- Воображение – преобразование результатов восприятия в мысленные образы. Этот процесс, также как и память, опирается на прошлый опыт, но не является точным воспроизведением произошедшего. Образы воображения могут дополняться деталями из других событий, принимать иную эмоциональную окраску и масштабность.
- Внимание — одна из сторон человеческого сознания. Любая деятельность в большей или меньшей степени нуждается в этом процессе. При высокой степени внимания улучшает продуктивность, активность и организованность действий.
Несмотря на наличие такой классификации, необходимо отметить, что разделение процессов постепенно теряет свою ценность благодаря развитию интегративных подходов к психике.
Познавательные процессы в психологии личности: это что такое, кратко
Чтобы определить уровень развития человека, нужно рассмотреть степень эффективности его познавательных процессов. Благодаря им он регулярно получает новую информацию извне, проводит ее обработку, анализирует, запоминает нужные данные. Познавательные процессы в психологии делятся на несколько видов, выполняют ряд функций, имеют определенную структуру.
Понятие и суть
Если воспринимать человеческую психику как внутренний мир человека — это сложная структура, которая состоит из 3 составляющих:
- психических процессов;
- свойств;
- психических состояний.
Подобное деление является условным. Несмотря на то что психические явления взаимосвязаны, их можно разделить на сферы, одна из которых — познавательная. Она отвечает за получение новой информации, ее усвоение, анализ данных. Познание в психологии занимает важнейшую роль, поскольку без него развитие личности полностью остановится.
История открытия и изучения
Активное изучение началось в 18 веке. Тогда люди начали познавать науки, творческие направления. Огромный вклад развитие этого направления внесли — Выготский и Рубинштейн.
Функции и структура
Функции:
- Прием, обработка сенсорной информации, которая поступает из внешнего мира.
- Грубая обработка первичных данных, составление общего представления о конкретной теме.
- Сохранение полученной информации, распределение ее по разным блокам памяти.
- Создание абстрактных понятий.
- Установление взаимосвязей между блоками информации.
- Создание перспективных задач.
- Формирование стратегий под разные виды деятельности.
Одна из функций, за которую отвечают познавательные процессы — прогностическая. С ее помощью человек вычисляет какой результат будет после выполнения определенного вида деятельности.
Структура познавательных процессов:
- Получения информации.
- Обработки данных на первичном уровне.
- Обобщения, синтеза, анализа, сравнения.
- Сохранения информации.
- Создания новых образов, понятий, знаний.
- Проведения сложных операций с усвоенной информацией.
Человеческое познание имеет иерархию, которая состоит из сложных, простых уровней когнитивных процессов.
Классификация и закономерности
Познавательные процессы делятся на две больших группы:
- специфические;
- неспецифические.
Каждая группа включает несколько процессов.
Специфические
Это познавательные процессы, принцип работы которых невозможно точно описать, охарактеризовать.
Ощущения
Ощущения – сенсорные процессы, которые отвечают за отражение отдельных свойств разных предметов — вкус, цвет, характер поверхности, температура. Ощущения исчезают, когда заканчивается контакт с внешним объектом. Они делятся на три группы зависимо от расположения рецепторов:
- Интероцептивные — расположены внутри организма, считывают информацию с работы внутренних органов.
- Экстероцептивные — к ним относятся пять основных видов ощущений, о которых знает любой человек. Расположены на поверхности тела.
- Проприоцептивные — расположены внутри мышечных волокон, связок.
Несмотря на важность ощущений, человек не осознает их полностью.
Восприятие
Второе название — перцепция. Восприятия помогает отражать мир в целостных образах, но они сиюминутны. Например, человек точно представляет машину, пока смотрит на нее. Если от нее отвернутся, изображение сохранится в памяти, а прямое восприятие прекратится.
Виды восприятия:
- слуховое;
- обонятельное;
- зрительное;
- вкусовое;
- осязательное;
- восприятие пространства, движения, времени.
Восприятие строится на аналитико-синтетической деятельности головного мозга.
Мышление
Мышление — процесс отражения действительности. С его помощью человек обрабатывает поступающую информацию. Мышление представляет собой сложную деятельность, которая организуется, управляется сознательно.
Мыслительные операции:
- Анализ — обработка полученной информации, выделение из нее главных элементов, качеств.
- Сравнение полученных данных, отдельных моментов.
- Обобщение образов.
- Синтез — распределение информации по отдельным блокам для формирования новых теоретических знаний.
Мышление бывает абстрактно-логическим, наглядно-образным, наглядно-действительным.
Неспецифические
Представляют собой познавательные процессы, которые полностью осознает и может охарактеризовать человек.
Память
Память позволяет преобразовывать сохраненную информацию для активной работы мышления, но ее нельзя назвать самостоятельным психическим процессом, поскольку она не существует в чистом виде.
Опыт, которые накапливает человек в течение жизни является памятью. Если человек ее утратит, он потеряет опыт, собственную личность. Память состоит из 4 процессов:
- забывания;
- запоминания;
- воспроизведения;
- сохранения информации.
Внимание
Внимание — концентрация сознания на внешних объектах. Чтобы правильно выполнять работу правильно, нужно на ней сконцентрироваться. При этом окружающие факторы уходят за грани визуального восприятия. Виды внимания:
- Произвольное — осознанная деятельность, при которой индивид концентрирует внимание на малоинтересном.
- Непроизвольное — внимание концентрируется на объекте под воздействием различных раздражителей.
Психологи рассматриваются внимание как направляющую мышления.
Воображение
Воображение отвечает за рождение новых образов. Это человеческая форма познания окружающего мира. Элементарное мышление присуще высшим животным, но воображение им недоступно.
Воображение можно назвать сложным психическим процессом, во время задействования которого комбинируются различные элементы из прежнего опыта и создаются новые образы.
Воля
Воля — умение человека, позволяющее контролировать желания, поведение, деятельность зависимо от поставленных задач. С помощью воли индивид может преодолевать сложности, выстраивать продуктивную целенаправленную деятельность.
Способы исследования
Чтобы оценить развитие познавательных процессов, используются тесты на определение:
- общего развития;
- способностей в области механики;
- возможностей пространственного воображения;
- психомоторных способностей.
Полученная информация анализируется. При наличии отклонений психолог разрабатывает методику исправления дефектов.
Проблематика
Если познавательные процессы слабо развиты, замедлится общее развитие человека. Подобные проблемы чаще связаны с воздействием окружающих факторов:
- неправильным воспитанием;
- плохими условиями для жизни;
- неправильно подобранной методикой обучения в садике, школе.
Проблемы с познанием могут быть обусловлены психическими или физическими заболеваниями.
Методы развития
Если после проведения тестов психолог определил дефекты познания, он разрабатывает методики для их исправления. Методики для развития памяти:
- Упражнение по запоминанию слов. Нужно составить список из произвольных слов, читать его 30 секунд, а потом попробовать в точности воспроизвести прочитанное. Список нужно постепенно расширять.
- Упражнение — вчерашний день. Нужно положить перед собой лист бумаги, написать на нем дела, которые производились вчера. Чем больше описано точностей, нюансов — тем лучше.
Методики для развития внимания:
- Упражнение — тест Струпа. Перед человеком кладут лист бумаги, на котором разным цветом написаны отдельные слова. Каждое слово обозначает противоположный цвет тому, каким оно выделено. Индивид должен назвать цвета как можно быстрее, не обращая внимания на цвет.
- Упражнение — радио. Послушать песню со словами на большой громкости. Постепенно снизить звук до минимума, на котором при концентрации слуха можно различать отдельные слова, попробовать послушать песню еще раз.
Методики для развития мышления:
- Упражнение — мозговой ящик. Для начала выполнения методики нужно выбрать три темы. После этого нужно начать размышление на каждую из них в течение 5 минут.
- Упражнение — найти причину. Его выполняют в компании других людей. Один участник выполняет нехарактерную манипуляцию. Другие должны предложить причину совершения действия.
Методики для развития воображения:
- Упражнение — случайные слова. Нужно взять первую попавшуюся книгу или журнал, выбрать 10–15 произвольных слов, попытаться составить из них рассказ.
- Упражнение — идеи из хаоса. На чистом листе бумаги поставить несколько точек в произвольных местах. Соединить их линиями. Подумать, что обозначает получившаяся фигура, варианты записать внизу листа.
Познавательные процессы нужны человеку, чтобы получать новую информацию из окружающего мира, анализировать ее, разбивать на логические блоки, сохранять в качестве опыта. Если развитие замедляется, психологи проводят тесты для определения эффективности познания. Проблемы исправляются практическими методиками, которые должен подбирать опытный психолог.
Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применение
Когнитивные процессы – это способность человека отметить события, которые происходят, припомнить о том, что необходимо сделать или купить, выслушать собеседника, когда он хочет что-то рассказать.
Когнитивные процессы
В тексте, приведенном ниже, будет рассказано о том, какие бывают процессы когнитивного характера, какую роль они играют в человеческом учении, каким образом процессы умственного направления можно сделать лучше, и о многом другом.
Что такое когнитивные или умственные процессы
Мозг человека изо дня в день призван решать довольно много задач разного направления. Когнитивные психические процессы – это те, которые отвечают за информационную обработку сведений, которые человек получает из окружающего его мира. Другими словами, когнитивность – это познание среды, человека окружающей.
Умственные психологические процессы должны гармонично взаимодействовать. Это необходимо для того, чтобы действительность была адекватно человеком оценена, тогда реакция в ответ будет правильной. Именно поэтому можно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
Процессы умственного плана призваны друг с другом взаимодействовать, однако иногда они происходят отдельно. Например, некоторые люди, речь у которых нарушена, или память не выполняет своих функций, с легкостью решают задачи по математике, слышат более чутко. То есть, если происходит отключение одной функции, другая – продолжает работать.
Что такое когнитивные процессы
Какие науки изучают эти процессы
Наук, которые подвергают изучению когнитивные процессы в психологии, достаточно много. В этот список входят неврология, философия, социология, антропология и лингвистика. По этому вопросу написано большое количество трудов, курсовых и дипломных работ.
Ученые из разных научных отраслей еще более пятидесяти лет назад своими исследованиями способствовали тому, что произошла революция в вопросе когнитивных исследований. Из-за этого умственные процессы стали изучаться еще более углубленно.
К сведению. В современные дни когнитивные процессы поддаются очень глобальному изучению, а те знания, которые удается добыть, с успехом применяются в маркетинге и психотерапии.
Виды когнитивных процессов
Низшие или базовые
Ощущение и восприятие
Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.
Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует. Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.
Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.
О памяти
Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:
- Память краткая или кратковременная;
- Память сенсорного типа;
- Память семантического вида;
- Память рабочего характера;
- Память автобиографического направления и другие.
Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.
Внимание и память
Процессы сложные и высшие
Интеллект или ум
Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.
На заметку. Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана.
Мышление
Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.
Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.
Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.
Речь
Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.
Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.
Мышление и речь
Функциональная схема познавательного процесса
Такая схема применяются для спецификации познавательного процесса и состоит из следующих блоков:
- Первоначальный информационный анализ, то есть область рецепторов;
- То, что касается восприятия: слух, зрение, обоняние, вкус и так далее;
- Память, как хранилище, которое довольно сложно устроено. В нем находятся знания и информация;
- Область репрезентации. Здесь происходит синтез восприятия.
Применение когнитивных процессов в образовании
При получении образования на занятиях человек все время сталкивается с деятельностью, которая проверяет знания и способности. Теорий обучения существует достаточное количество, но почти все принимают во внимание именно процессы умственного характера.
При чтении человек распознает буквы, припоминает слова и сопоставляет их с тем, что он уже знает. Он может обработать полученную информацию разными способами. Это зависит от того, что необходимо получить в итоге: подготовиться к экзамену, просто отыскать отрывок и так далее.
При написании происходит примерно то же самое. Нужно не отвлекаться на посторонние раздражители, обращать внимание на качество написанного, не пренебрегать орфографией и т.д.
Улучшение умственных процессов
Способы улучшения
Когнитивное развитие можно улучшать и тренировать всю жизнь. Для этого необходимо:
- Заботиться о здоровье, которое очень много значит и напрямую связано с когнитивными процессами;
- Использовать технологические достижения, такие как игры на интеллект. Они позволяют производить мозговое тестирование;
- Отмечать свои успехи;
- Развивать мышление критического плана;
- Читать.
Все описанные процессы действительно можно существенно улучшить, достигнуть этого не слишком сложно при должном внимании и занятиях.
Видео
Психическое отражение | Блог 4brain
Психическое отражение – это субъективное представление о мире. Все, что попадает в сознание человека при помощи органов чувств, подвергается специфической обработке на основе имеющегося опыта.
Есть объективная реальность, которая существует вне зависимости от сознания человека. А есть психическое отражение, которое зависит от особенностей органов чувств, эмоций, интересов и уровня мышления индивида. Психика интерпретирует объективную реальность, основываясь на этих фильтрах. Таким образом, психическое отражение представляет собой «субъективный образ объективного мира».
Когда человек переосмысливает свою действительность, он образовывает мировоззрение, исходя из:
- уже произошедших событий;
- актуальной реальности настоящего;
- действий и событий, которые должны произойти.
Каждый человек имеет собственный субъективный опыт, он прочно оседает в психике и влияет на настоящее. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии психики человека. В то время как будущее направлено на реализацию задач, целей, намерений – все это отображается в его фантазиях, мечтах и снах. Можно сказать, что человек находится в этих трех состояниях одновременно, независимо от того, о чем думает в данный момент.
Психическое отражение имеет ряд особенностей и характеристик:
- Психический (ментальный) образ формируется в процессе активной деятельности человека.
- Дает возможность правильно отражать действительность.
- Носит упреждающий характер.
- Преломляется через индивидуальность человека.
- Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.
- Само психическое отражение углубляется и совершенствуется.
Отсюда вытекает основная функция психического отражения: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности человека в целях выживания.
Уровни психического отражения
Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Советский психолог Борис Ломов выделял три уровня психического отражения:
- Сенсорно-перцептивный. Считается базовым уровнем, на котором строятся психические образы, которые в процессе развития возникают в первую очередь, но при этом не теряют актуальности впоследствии. Человек основывается на информации, которая поступает при помощи его органов чувств и выстраивает соответствующую стратегию поведения. То есть, стимул вызывает реакцию: то, что произошло в реальном времени, влияет на поведение человека.
- Уровень представлений. Для того, чтобы у человека возник образ, вовсе необязательно его присутствие здесь и сейчас и его стимуляция при помощи органов чувств. Для этого существуют образное мышление, память и воображение. Человек может вызвать представление объекта в том случае, если он несколько раз до этого возникал в поле его зрения: в этом случае запоминаются главные особенности, второстепенные же отбрасываются. Главные функции этого уровня: контроль и коррекция действий во внутреннем плане, планирование, составление эталонов.
- Вербально-логическое мышление и речемыслительный уровень. Этот уровень еще меньше связан с настоящим временем, его можно даже назвать безвременным. Человек может оперировать логическими приемами и понятиями, что сложились в его сознании и сознании человечества за его историю. Он способен абстрагироваться от первого уровня, то есть не осознавать свои ощущения и при этом полностью концентрироваться, опираясь на опыте человечества.
Несмотря на то, что зачастую три уровня функционируют как бы по себе, на самом деле они плавно и незаметно перетекают друг в друга, формируя психическое отражение человека.
Формы психического отражения
Элементарными формами отражения являются: механическое, физическое и химическое. Основной формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмам.
При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:
- Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность). Ощущения – это элементарная форма психического отражения.
- Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
- Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей. Это высшая форма психического отражения.
Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности.
Является ли наше психическое отражение незыблемым или же мы можем на него повлиять? Можем, но при условии того, что развиваем саморегуляцию, с помощью которой способны менять восприятие и даже ощущения.
Саморегуляция
Саморегуляция – это способность человека несмотря на обстоятельства, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне.
Человек, который не умеет управлять своим психическим состоянием, последовательно проходит через следующие этапы:
- Ситуация: последовательность начинается с ситуации (реальной или воображаемой), которая эмоционально релевантна.
- Внимание: внимание направлено на эмоциональную ситуацию.
- Оценка: эмоциональная ситуация оценивается и интерпретируется.
- Ответ: генерируется эмоциональный отклик, приводящий к слабо скоординированным изменениям в экспериментальных, поведенческих и физиологических системах ответа.
Если человек обладает развитой силой воли, он может изменить эту модель поведения. В таком случае модель будет выглядеть следующим образом:
- Выбор ситуации: человек сам решает, нужна ли в его жизни эта ситуация и стоит ли эмоционально сближаться с ней, если она неизбежна. Например, выбирает, идти ли ему на встречу, концерт или вечеринку.
- Изменение ситуации: если ситуация неизбежна, тогда человек предпринимает сознательные усилия для того, чтобы изменить ее воздействие. Например, применяет чувство юмора или физически отходит от неприятного ему объекта или человека.
- Внимательное развертывание: включает в себя направление внимания к эмоциональной ситуации или от нее. Для этого используются отвлечение внимания, размышления и подавление мыслей.
- Когнитивные изменения: модификация того, как оценивать ситуацию, чтобы изменить ее эмоциональный смысл. Человек использует такие стратегии как переоценка, дистанция, юмор.
- Модуляция ответа: попытки прямого влияния на системы экспериментального, поведенческого и физиологического реагирования. Стратегии: выразительное подавление эмоций, физические упражнения, сон.
Если же говорить о конкретных практических методиках, то выделяют следующие:
- Нервно-мышечная релаксация. Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Это позволяет снять напряжение с отдельных частей тела, либо со всего тела.
- Идеомоторная тренировка. Это последовательное напряжение и расслабление мышц тела, но упражнения выполняются не реально, а мысленно.
- Сенсорная репродукция образов. Это расслабление с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом.
- Аутогенная тренировка. Это обучение возможностям самовнушения или аутосуггестии. Основное упражнение – проговаривание аффирмаций.
Как видим, человек может принять решение о том, как ему относиться к той или иной ситуации. Однако, учитывая, что воля – ресурс исчерпываемый, необходимо получать энергию при помощи сна, отдыха, физических упражнений, правильного питания, а также конкретных методик.
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Какие психологические процессы задействованы в преднамеренных
Введение
Каждый день мы сталкиваемся с множеством решений, которые в значительной степени определяют исход нашей жизни. Будь мы богатые или бедные, счастливые или грустные, хорошие или плохие — все зависит от решений, которые мы принимаем. Поэтому логично предположить, что человеческие существа стали экспертами в принятии решений. На протяжении десятилетий экономисты, психологи и философы пытались ответить на этот вопрос, концептуализировав способ принятия решений людьми и предлагая модели, объясняющие суждения и принятие решений (Gigerenzer and Selten, 2002).За последние несколько столетий модели рациональности постоянно менялись и развивались. В 1654 году Блез Паскаль и Пьер Ферма провели длительную дискуссию о человеческом обосновании игровых сценариев, положив начало теории рационального выбора (Hacking, 1975). Его основное предположение состоит в том, что люди принимают во внимание каждую доступную информацию, затраты и выгоды, связанные с решением, и переходят к выбору наилучшего выбора среди всех доступных альтернатив — того, который максимизирует ожидаемую полезность.Однако эта модель по своей сути ошибочна, поскольку игнорирует такие элементы, как когнитивные искажения и умственные сокращения (также известные как эвристика ), которые могут привести к отклонениям от предположения о совершенно рациональных решениях (Kahneman, 2003a). В ответ на ограничения теории рационального выбора Герберт Саймон предложил понятие ограниченной рациональности, чтобы компенсировать недостатки человеческого мышления и учитывать ограничения окружающей среды при принятии решения (Simon, 1955).Ограниченная рациональность предполагает, что люди действуют как удовлетворяющие, а не максимизирующие, нацеленные на поиск решения, которое достаточно хорошее, с учетом количества информации и времени, которые были доступны для принятия решения (Simon, 1956). Эта структура применяется к любому процессу принятия решений, включая поведение потребителей. Таким образом, в этом эссе будет доказано, что потребители не являются абсолютно рациональными агентами, стремящимися максимизировать ожидаемую полезность каждой транзакции. Скорее, у людей есть врожденные ограничения их способностей к обработке информации, ведущие к развитию когнитивных предубеждений и эвристики, которые помогают им принимать решения быстрее и эффективнее.Однако эта способность достигается за счет принятия неоптимального решения. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, а также сравнить и противопоставить обе модели рациональности, мы будем использовать практический пример покупки автомобиля на протяжении всего эссе. Наконец, будут изучены дополнительные факторы, как внутренние, так и внешние, которые, как было показано, влияют на покупательское поведение.
Совершенная рациональность — экономический человек
Традиционно теория рационального выбора предполагает, что все действия в основе своей рациональны, и предполагает, что люди рассчитывают потенциальные затраты и выгоды от любого действия, прежде чем решить, что им делать.Он рассматривает людей как «максимизаторов», которые стремятся принимать решения, которые максимизируют их собственные интересы и удовлетворение. Теория рационального выбора отвергает предположение, что действия мотивированы чем-то другим, кроме рациональности, разума и простого удовлетворения потребности (Scott, 2000). Считается, что люди мотивированы потребностями и стремлениями, которые полностью отражают их личные предпочтения. Они действуют в рамках определенных ограничений и на основе имеющейся у них информации. Рациональные люди выбирают те альтернативы, которые, скорее всего, принесут им наибольшее удовлетворение (Carling, 1992).Таким образом, человеческое поведение можно рассматривать как предсказуемое и предопределенное, поскольку оно определяется вознаграждениями и наказаниями. Люди в основе своей мотивированы делать только то, что приводит к вознаграждению, и избегать того, что ведет к наказанию — процесс, называемый обусловливанием (Scott, 2000). Из этого следует, что принятие решений и поведение потребителей можно изучать исключительно с внешней точки зрения, без необходимости вовлечения внутренних состояний или личных характеристик. В контексте экономических действий, таких как обмен товарами и услугами, можно ожидать совершенно предсказуемого и рационального покупательского поведения.Давайте рассмотрим стандартный сценарий покупки, когда потребитель, Карл, хочет купить автомобиль с бюджетом в 10 000 евро. Согласно теории рационального выбора, Карл будет искать оптимальную альтернативу, которая максимизирует ожидаемую полезность (ЕС). Карл должен обладать полными знаниями и обширной информацией об автомобильном рынке, производителях автомобилей, характеристиках автомобилей, ценах и т. Д. Затем он приступит к построению модели принятия решений, которая максимизирует ожидаемую полезность (ЕС):
EUmax = Xmarket + Xmanufacturer + Xpricing + Xattributes… + Xn
Карл тогда сможет проанализировать всю информацию и синтезировать ее в действенное решение.Однако исследования показали, что это в высшей степени идеалистично и неприменимо, что указывает на значительное отклонение от рациональности (Kahneman and Tversky, 1982). В литературе по исследованию потребителей много внимания уделяется покупке нового автомобиля. Из-за высокой закупочной цены нового автомобиля можно ожидать значительных временных затрат на сбор внешней информации и сложные процессы принятия решений. Удивительно, но исследования поведения потребителей показывают, что поисковая активность перед покупкой сильно ограничена (Beatty and Smith, 1987), что противоречит концепции теории рационального выбора.Бихевиористы утверждают, что концепция рациональности глубоко ошибочна, подчеркивая многочисленные проблемы, связанные с лежащими в ее основе предположениями (Tversky and Kahneman, 1974). Во-первых, предполагается, что совершенно рациональный человек обладает знаниями обо всех важных аспектах своего окружения, которые, если не полностью, то по крайней мере поразительно всеобъемлющи. Предполагается, что он имеет идеально согласованную систему предпочтений и выдающиеся вычислительные способности, позволяющие ему выбирать действие из целого множества, которое «позволит ему достичь наивысшей достижимой точки на его шкале предпочтений» (Simon, 1955).Это очень проблематично, поскольку ни один человек не обладает всеми знаниями и информацией, полезными для принятия решения. Кроме того, из-за ограниченной способности когнитивных процессов в отношении вычислительных и прогностических функций подлинная человеческая рациональность в лучшем случае может быть «чрезвычайно грубым и упрощенным приближением» предполагаемой совершенной рациональности (Simon, 1955). Существует существенная нехватка доказательств того, что сложные вычисления могут выполняться в реальном процессе принятия решений. Поэтому кажется вполне разумным исследовать возможность того, что процесс принятия решений сильно отличается от того, что изображает теория рационального выбора (Simon, 1955).Таким образом, мы можем с высокой степенью уверенности заключить, что теория рационального выбора — не самая полезная основа для описания процесса принятия решений, и покупателей не следует рассматривать как полностью рациональных агентов, направленных на максимизацию ожидаемой полезности.
Ограниченная рациональность
На самом деле люди совсем другие. Их познавательные возможности ограничены. Полная рациональность требует неограниченных когнитивных возможностей, что противоречит структуре нашего мозга.По этой причине поведение людей при принятии решений не может соответствовать идеалу полной рациональности (Gigerenzer and Selten, 2002). Герберт Саймон (1955) представил новую концепцию, которая бросила вызов предыдущей модели человеческой рациональности в понимании теории рационального выбора. Он придумал ограниченную рациональность. По его словам, рациональность ограничена, поскольку всегда есть пределы времени, нашей способности мышления и доступной информации (Simon, 1982). Он предлагает альтернативную основу для изучения процесса принятия решений, которая охватывает границы обработки информации человеком (Mueller and de Haan, 2009).
«В широком смысле, задача состоит в том, чтобы заменить глобальную рациональность экономического человека на вид рационального поведения, совместимого с доступом к информации и вычислительными возможностями, которыми на самом деле обладают организмы, включая человека, в различных средах. в которых существуют такие организмы » (Simon, 1955).
Реальность такова, что в большей части нашей повседневной жизни у нас нет полной информации, доступной нам, чтобы сделать полностью осознанный рациональный выбор максимизации.Мы живем в мире, который становится все более сложным, с ошибками и недостатками информации. Мир, наполненный множеством ограничений. Согласно Герберту Саймону (1955), вместо поиска альтернативы, которая максимизирует ожидаемую полезность, люди используют другую стратегию для компенсации ограничений нашего мозга и ограничений окружающей среды. Саймон назвал эту стратегию «удовлетворительной» (сочетание удовлетворения и достаточности). В этой стратегии процесс поиска продолжается до тех пор, пока не будет найдена удовлетворительная альтернатива, которая достигает или превосходит априори установленный уровень стремления по конкретной целевой переменной, а затем берется эта альтернатива.Хорошие решения считаются таковыми с точки зрения затрат и связанных с этим ограничений (Johnson, 2012). Лица, принимающие решения в этой парадигме, выступают в роли удовлетворяющих, которые могут только искать удовлетворительное решение, не имея возможностей и ресурсов для достижения оптимального. Вместо того, чтобы делать все уравнения и решать все, прежде чем сделать выбор, люди полагаются на эвристику (Tversky and Kahneman, 1974). Исследования предоставили убедительные доказательства того, что на принятие решений влияет эвристика, а не аналитические логические рассуждения (Kahneman, 2003a).Таким образом, суждения и решения зависят от скудного количества данных, на которые сильно влияют бессознательные психические предубеждения (Tversky and Kahneman, 1974). Давайте еще раз рассмотрим случай Карла, который хочет купить автомобиль с бюджетом в 10 000 евро — на этот раз с точки зрения ограниченной рациональности. Из этого следует, что Карл не будет стремиться к максимальному увеличению ожидаемой полезности (ЕС). Вместо этого он будет искать доступные альтернативы до тех пор, пока не будет достигнут определенный приемлемый порог, то есть он найдет «достаточно хорошую» альтернативу, которая удовлетворяла бы его критериям, с учетом имеющихся у него информации, времени и когнитивных ресурсов.Карл будет искать скорее удовлетворительное решение, чем максимальное. Поскольку его информация и время ограничены, мы можем предположить, что Карл ограничит свои критерии покупки автомобиля, включив только самые важные компоненты: цену, надежность, безопасность и мощность. Основываясь на своих предпочтениях, он устанавливал предопределенное значение отсечки для каждого компонента и начинал исследовать информацию в современных автомобильных журналах. Затем он будет искать альтернативу Удовлетворительно (S), принимая во внимание количество затраченного времени ( раз, ) и объем изученной информации (, информация, ).Затем Карл переходит к выбору первой альтернативы, которая удовлетворяет всем его заранее определенным пороговым значениям.
[…]
.
Психологические науки
Психология актуальна практически для любой человеческой деятельности, что означает, что степень по психологии или некоторые дополнительные психологические исследования актуальны не только для профессий в области традиционной психологии, но и для широкого спектра профессий. Например, есть психологи, проектирующие кабины для НАСА, интерфейсы компьютерного программного обеспечения, системы отбора персонала или игрушки, соответствующие возрасту; психологи разрабатывают стратегии исследования рынка или обучают людей различным условиям.
Традиционные карьеры в психологии:
- Клинический психолог — оценивает, диагностирует и лечит психические расстройства; разработать и оценить лечебные вмешательства; участвовать в исследованиях, обучении и супервизии; способствовать психологическому здоровью
- Клинический нейропсихолог — обследует и лечит людей с широким спектром черепно-мозговых травм или заболеваний; разработать и оценить лечебные вмешательства; участвовать в исследованиях, обучении и супервизии; способствовать здоровью мозга
- Промышленный и организационный психолог — набор и подбор персонала; разрабатывать и оценивать программы обучения поведению; развивать лидерские и управленческие навыки; оптимизировать дизайн работы, производительность и культуру рабочего места; способствовать благополучию сотрудников и балансу между работой и личной жизнью
- Психолог по вопросам образования и развития, Школьный психолог — оценивает трудности развития, обучения и поведения; разработать и оценить вмешательства; способствовать позитивному развитию
- Спортивный психолог — работа со спортсменами и командами по широкому кругу психологических факторов, связанных со спортивными достижениями (например,g., нацеленность, построение команды, управление стрессом, коммуникативные навыки)
- Психолог здоровья — оценивает проблемы здоровья населения; разрабатывать, осуществлять и оценивать программы общественного здравоохранения и изменения поведения; способствовать здоровому образу жизни
- Судебный психолог — проводить судебно-медицинские допросы; дать психологическую оценку; давать показания в суде
Пожалуйста, обратите внимание, что эти традиционные карьерные пути часто требуют последипломного образования и регистрации в качестве психолога.
Нетрадиционные профессии в психологии:
Государственный сектор
- Государственные учреждения
- CSIRO
- Австралийское статистическое бюро
- Силы федеральной полиции и полиции штата
Некоммерческий сектор
- Услуги по поддержке психического здоровья, наркомании и инвалидности
- Социальные и социальные услуги
- Услуги для детей, молодежи и родителей
- Благотворительность
Частный сектор
- Корпоративный бизнес
- Банки и поставщики финансовых услуг
- Фирмы по оказанию профессиональных услуг
- Фирмы, занимающиеся исследованиями рынка, маркетингом, связями с общественностью и рекламой; ТНП
- Услуги по трудоустройству и производственные отношения
- Сектор образования
- Школы и университеты
.