Психологические механизмы восприятия: ЛЕКЦИЯ 2. Психологические механизмы восприятия. Психология общения

Содержание

Какие психологические механизмы восприятия вам известны? Раскроите их сущность.

Идентификация —это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении крута переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния.

Эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатияоснована на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и 218чувств познающего человека, но и, безусловно, как положительное отношение к партнеру.

Аттракцияпредставляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.

Рефлексия —это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Каузальная атрибуциямеханизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция — стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого ‘поведения:

· 1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;


· 2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

· 3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

12.Какие виды атрибуций вам известны? Приведите собственный пример.

Виды атрибуции

межличностная атрибуцияКаузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причиндействий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий[1].

объективная атрибуция обоснованная оценка и интерпретация чьих-либо действий и намерений в качестве агрессивных. Процесс атрибуции проходит, как считается, следующие этапы. Во-первых, устанавливается лицо, ответственное за акт предполагаемой агрессии. Во-вторых, анализируются его намерения, т.е. был ли данный акт совершен сознательно или это произошло случайно. В-третьих, выясняется отношение индивида к наступившим последствиям агрессии, а именно: стремился ли он к ним или, напротив, даже не мог их предвидеть. В-четвертых, если становится ясно, что к последствиям агрессии шли намеренно, наблюдатель решает, были ли мотивы действующего лица злонамеренными, или оно руководствовалось добрыми намерениями (Рул, Фергюсон, 1987). Характер оценок будет зависеть от стиля атрибуции, присущего конкретному наблюдателю. Если это оборонительный стиль атрибуции, то действия третьего лица будут трактоваться как скорее враждебные, нежели доброжелательные или случайные. Упомянутый стиль атрибуции определяется как «тенденция замечать угрозы и интерпретировать поведение других людей как намеренно выбранное для причинения вреда»


ситуативная атрибуциячастный случай атрибуции, нахождение причин своего или чужогоповедения в факторах ситуации (что, как правило, подразумевает их неподконтрольность человеку).

При ситуационной атрибуции наиболее часто причины наблюдаемого поведения усматриваются в случайности (для объяснения как удачи, так и неудачи), везении или невезении, сложности (самой ситуации, поставленной задачи, сопутствующих обстоятельств), во внешних воздействиях, помехах, действиях других людей и пр. Заметим особо, что ситуационность фактора не всегда означает его внешнего по отношению к субъекту характера: атрибуция причин поведения в таких, несомненно, внутренних факторах, как утомление или плохое самочувствие, представляет собой ситуационная атрибуция.

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой – это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним.

Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). Ивтомивдру-гом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека).

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».

Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психологические механизмы восприятия людьми друг друга — Студопедия

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название

имплицитная теория личности. Она пред­ставляет собой представление человека

о том, как в людях взаи­мосвязаны черты характера, внешний облик и поведение.

Импли­цитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с

людьми и становится достаточно устойчивой структу­рой, определяющей восприятие

человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека

судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее

преднастраивается на определенные формы поведения по отноше­нию к

соответствующему человеку. Имплицитная теория лично­сти формирует установку

человека по отношению к людям, име­ющим определенные особенности внешности. Она

же позволяет на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему

присуще. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о

том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то

индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать

поря­дочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами

личности может оказаться случайной).

Следующим фактом, который определенно влияет на пра­вильность восприятия и

понимания людьми друг друга, являет­ся эффект первичности. Суть его

состоит в том, что первое впе­чатление о человеке, первая по порядку личностная



информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более

сильное и достаточно устойчивое влияние на формирова­ние его образа. Иногда

соответствующее явление, обнаружива­ющееся в сфере восприятия и оценки людьми

друг друга, назы­вают эффектом ореола.

Если, например, первое впечатление о другом человеке в си­лу сложившихся

обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем

формируется положительный об­раз данного человека, который становится

своеобразным филь­тром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего

только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым

впечатлением (срабатывают законы когнитивного дис­сонанса). Если, напротив,

первое впечатление почему-то ока­залось отрицательным, то в сознание

воспринимающего попа­дает лишь та информация о воспринимаемом, которая по


пре­имуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, на первых

порах межличностного общения данных людей. По­скольку обстоятельства встречи

этих людей могут оказаться самы­ми разными, случайно зависящими от

обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое

впечатле­ние друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается)

неправильным. Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое

впечатление или первая личностная информация о человеке ока­залась

правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную

роль, способствует быстрой и эф­фективной преднастройке людей в общении друг

с другом.

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют

типичные формы восприятия и пони­мания человека человеком. Среди них

выделяются следующие:

1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности

человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и

т.п., связывается с нали­чием определенной личностной черты. О психологических

осо­бенностях человека судят на основе предварительного разложе­ния его

внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по ним судят об

отдельных присущих ему качествах лич­ности. Данный тип восприятия свойствен

художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится

зани­маться изучением внешнего облика человека (художникам — для его

воссоздания на полотне, врачам — с целью более точ­ной медицинской

диагностики).

2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества

личности на основе эмоционального отношения к не­му, причем личностная оценка

воспринимаемого определяется рассмотренными ранее механизмами эффекта

первичности, эф­фекта новизны. Такой тип межличностного восприятия неред­ко

встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола,

эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.

3. Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется исполь­зованием

суждений по аналогии при восприятии человека. При­знаки его внешнего облика и

поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека,

внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной тео­рии

личности гипотетически достраивается и формируется об­раз воспринимаемого и ему

приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности

воспринимаю­щего. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у

людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым

профессиональным и жизнен­ным опытом общения с разными людьми, например у

актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и пове­дение

различных людей. Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей,

действуют те, кому нередко приходит­ся оценивать другого человека как личность

в условиях дефи­цита информации и времени: педагоги, врачи, руководители.

4. Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оцен­ка

осуществляются на основе сложившихся социальных стерео­типов, т.е. на базе

отнесения воспринимаемого лица к опреде­ленному социальному типу. В итоге

воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был

отнесен. Как базовые социальные типы могут выступить люди разных профессий,

социального положения, мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия свойствен,

например, руководителям и поли­тикам, философам и социологам.

Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга — Студопедия

1) Идентификация – это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния.

2) Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно как положительное отношение к партнеру.

3) Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.



4) Рефлексия – это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

5) Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция – стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения: а) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку; б) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника; в) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).


При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

6) Децентрация – это противоположность эгоцентризму; возможная смена позиции и координация своей точки зрения с другими возможными точками зрения; это способность отказаться от того, чтобы принимать свое Я за точку отчета и умение переключаться на другую точку зрения. Неадекватная децентрация – когда она используется для манипуляции. Уровни децентрации: а) смена перцептивной позиции и координация своей точки зрения с точкой зрения другого. б) принятие точки зрения другого.

Темы рефератов:

1. Сравнительный анализ социально-психологических теорий и концепций общения людей.

2. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления.

3. Коммуникативная компетентность и возможности ее развития.

4. Эмоциональная сторона межличностного восприятия – феномен аттракции.

5. Деловое общение.

Рекомендуемая литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2004.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

3. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

4. Сущенко С.А. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

5. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004.

Психологические механизмы восприятия людьми друг друга

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время во всем мире все новые
ученые включаются в разработку комплекса
проблем, составляющих психологию восприятия
людьми друг друга. Каждый ученый интересуется,
как правило, отдельными и частными вопросами,
относящимися к этому большому комплексу,
но все вместе они создают предпосылки
для глубокого проникновения в существо
процесса формирования у человека знания
других людей, а также для подлинного постижения
роли этих знаний в поведении и деятельности
человека. Межличностное взаимодействие
играет в социализации индивида огромную
роль, ведь человек рождается, растет,
работает, живет в социуме.

Восприятие предметов и явлений 
материального мира, их многообразных 
свойств и отношений занимает
одно из центральных мест в психической 
деятельности человека. Восприятие составляет
основу ориентировки человека в окружающей
действительности, позволяет ему 
организовать деятельность, поведение 
в соответствии с объективными свойствами
и отношениями вещей. В процессе
поведения человек воспринимает
также свои собственные действия
и их результаты, чем обеспечиваются
обратные связи, регулирующие протекание
этого процесса.

Отсюда следует актуальность
изучения восприятия как психического
процесса, путей его становления и развития,
необходимость этих знаний для правильного
построения и организации любой деятельности.

Сейчас уже не приходится доказывать,
что межличностное общение — совершенно
необходимое условие бытия людей, без
него невозможно полноценное формирование
у человека ни одной психической функции
или психического процесса, ни одного
блока психических свойств, личности в
целом.

Актуальность выбранной проблемы состоит
еще и в том, что межличностные отношения
являются на данном этапе человеческого
развития рычагом влияния, манипулирования
одного человека над другим.

 В
нашей стране проблематику социальной
психологии личности разрабатывают такие
ученые, как А. Г. Асмолов,В. А. Богданов,
Е. В. Шорохова, В. А. Ядов, Е. П. Белинская
и др. Г. М.Андреева, один из ведущих отечественных
социальных психологов, считает: «При
определении специфики социально-психологического
подхода к исследованию личности следует
опереться на понимание личности, предложенное
А. Н. Леонтьевым»[1]. Проблема формирования
первого впечатления интенсивно разрабатывалась
в отечественной психологии в рамках социально
— перцептивного подхода, начиная с 60-70
годов XX века в работах А.А.Бодалева и В.Н.Панферова,а
затем их последователей (А.Г.Гусевой,
В.Н.Куницыной, К.Д.Шафранской,П.М.Якобсон
и многими другими). Наибольшее внимание
исследователей привлекали механизмы
и закономерности формирования первого
впечатления, детерминированность и изменчивость
феномена под воздействием разных факторов.
В конце 80-х годов в психологии невербального
поведения (В.А. Лабунская) ставятся вопросы
социально-психологической интерпретации
незнакомого человека на основе его экспрессии.
Конкретно по проблематике межличностного
восприятия наибольший вклад внесла Андреева
А.Г., большинство поздних трудов наших
исследователей, по сути, являются интерпретацией
ее разработок.

Объект – межличностное восприятие, как явление,
структура процесса межличностного восприятия.

Предмет — факторы и механизмы, влияющие на процесс
межличностного восприятия.

Цель – дать целостную характеристику процесса
межличностного восприятия, раскрыть
особенности межличностного восприятия
людьми друг друга.

Основные задачи

    • изучить процесс межличностного восприятия;
    • описать основные механизмы процесса межличностного восприятия;
    • выявить влияние установок в формировании первого впечатления;
    • проанализировать изученные эффекты восприятия.

Психологический анализ общения раскрывает
механизмы его осуществления. Общение 
выдвигается как важнейшая социальная
потребность, без реализации которой замедляется,
а иногда и прекращается формирование
личности. Психологи относят потребность
в общении к числу важнейших условий формирования
личности. В связи с этим потребность в
общении рассматривается как следствие
взаимодействия личности и социокультурной
среды, причем последняя служит одновременно
и источником формирования данной потребности.
Поскольку человек существо социальное,
он постоянно испытывает потребность
в общении с другими людьми, что определяет
потенциальную непрерывность общения
как необходимого условия жизнедеятельности.
Само общение, его внутренняя динамика
и закономерности развития выступают
специальным предметом многих исследований.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА

1.1. Восприятие
людьми друг друга как научная проблема

Среди проблем, в глубокой и всесторонней
разработке которых одинаково заинтересованы
как теоретические науки о человеке, так
и практика, важное место занимает проблема
восприятия людьми друг друга. От того, как люди воспринимают
и интерпретируют облик, поведение и оценивают
возможности друг друга, во многом зависят характер
их взаимодействия и результаты, к которым
они приходят в совместной деятельности.

Одним из главных видов деятельности,
в котором люди выступают субъектами
познания других людей, является общение.
В процессе общения достигается взаимопонимание, растет способность
прогнозировать поведение друг друга в тех
или иных обстоятельствах или, наоборот,
возникают конфликты и моральные противоречия,
разлад, проявляется неспособность предугадать
поведение партнера по общению. Достижение
положительного результата в общении,
как правило, связано с адекватным чувственным
отражением друг друга общающимися субъектами,
накоплением и правильным обобщением
ими информации друг о друге. Отрицательный
результат в общении часто оказывается
следствием неадекватного отражения общающимися
друг друга, недостаточности и неправильного
истолкования информации, которой каждый
из них располагает. Громадное значение
в интерпретации чувственных данных
отражения облика и поведения других людей
и регуляции взаимодействия с ними в общении
имеет опыт познания и общения, который
накоплен человеком в ходе жизни, а этот
опыт у каждого человека всегда индивидуально
своеобразен, и общающиеся всегда более
или менее отличаются друг от друга как
личности. Кроме того, взаимодействующие
в процессе общения индивиды могут преследовать
как одну и ту же, так и разные цели. Поэтому
общение — это и сложнейшее переплетение
отношений общающихся друг к другу, к совместной
деятельности и ее результатам, и к самим
себе, и одновременно яркий показатель
умения общающихся понять и объективно
оценить друг друга.

Сущность и роль познания человека
человеком в процессе взаимодействия
людей становится яснее, если попытаться
взглянуть на них, используя  
понятия    кибернетики.   
Норберт    Винер именно с кибернетической
точки зрения   рассматривает   
процесс взаимодействия людей, когда пишет:
«Устанавливая связь с другим лицом, я
сообщаю ему сигнал, а когда это лицо в
свою очередь устанавливает связь со мной,
оно возвращает подобный сигнал,  содержащий  информацию, 
первоначально    доступную   
для него, а не для меня. Управляя действием
другого лица, я сообщаю ему сигнал, и,
хотя сигнал дан в императивной  
форме, техника коммуникации в данном
случае не отличается от техники коммуникации
при сообщении сигнала факта. Более того,
чтобы мое управление было действенным,
я должен следить за любыми поступающими
от него сигналами, которые могут указывать,
что приказ понят и выполняется». Таким
образом, необходимым ycловием взаимодействия
между людьми является непрерывное получение информации
каждым из его участников о    различных сторонах
и компонентах процесса взаимодействия.

Информация, поступающая 
в процессе взаимодействия людей 
к каждому из его участников, слагается,
во-первых, из тех сигналов, которые человек в
ходе совместной деятельности получает непосредственно
о других участниках; во-вторых, в нее обязательно
входит информация, которую он также прямо
черпает о себе через посредство своих
экстеро-, проприо- и интерецепторов,
сигнализирующих ему о ходе его собственного
участия в деятельности, достигнутых результатах,
его состоянии и пр. В-третьих, он постоянно получает
информацию о внешних для всех участников
деятельности условиях, в которых, а может
быть, и благодаря которым эта совместная
деятельность людей развертывается. В-четвертых,
он информируется об общих итогах деятельности.

Вместе все эти виды
информации образуют сложный комплекс. В
зависимости от требований момента значимыми
оказываются то одни, то другие стороны,
которые наиболее четко в данный момент
и отражаются человеком. В свою очередь
каждая из групп сигналов, входящих в этот
сложнейший комплекс, который дает человеку
разнообразную информацию о ходе совместной
деятельности, также характеризуется многокомпонентностью.
Не рассматривая все группы сигналов информации,
проанализируем роль лишь той части информации,
которую получает человек о непосредственно
взаимодействующем с ним другом человеке.

Особенности, образующие
внешний облик и поведение 
человека, многообразны, и все они для
других людей могут выступать носителями определенной
информации и играть роль сигналов. По
одним признакам, входящим во внешний
облик человека, люди судят о его расовой и национальной принадлежности,
по другим— о поле и возрасте, по третьим
— о социальной принадлежности и уровне
культурного развития. Во внешнем облике
и поведении каждого человека имеются
признаки, наблюдая которые, люди выводят
заключение о характерологических особенностях
другого человека, его способностях,
испытываемом им состоянии. Наконец,
по определенным признакам мы судим, чем
занят человек и как он делает свое дело
сейчас и т. д.

Анализ показывает, что 
признаки-сигналы, из которых слагаются
внешний облик и поведение человека, могут
иметь для других людей осведомительное
значение и выполнять регулятивную, или
прагматическую, функцию. Будучи отраженными,
признаки-сигналы актуализируют в сознании
воспринимающего субъекта большую или
меньшую систему знаний, которую он привык
связывать с каждым из этих сигналов, и
предупреждают его о необходимости определенного
поведения по отношению к тому человеку,
которому этот признак-сигнал присущ.

Осведомительная и регулятивная функции 
сигнала тесно связаны, но полностью
не покрывают друг друга. При богатстве
связей с другим человеком и при наличии
сравнительно высокого уровня психологической и
гражданской зрелости взаимодействующий
субъект может воспринять в другом человеке
значительное число признаков-сигналов.
Но, как правило, лишь часть этих сигналов
становится регулятором поведения познающего
субъекта при взаимодействии с воспринимаемым
человеком. Остальные признаки-сигналы, отраженные
индивидуумом в этот момент, будут как бы составлять избыточную
информацию. Когда в ходе взаимодействия
людей появляются новые задачи, происходит
перераспределение ролей признаков, отражаемых
познающим субъектом. Признаки, которые
в предыдущей совместной деятельности
имели для познающего субъекта только
осведомительное значение и регулятивной нагрузки
не несли, теперь начинают выполнять прагматическую
функцию. Те же сигналы, которые ранее
имели регулятивное значение, теперь
переходят в разряд несущих по преимуществу осведомительную
информацию.

Чем ограниченнее опыт общения индивидуума,
тем меньше его способность   (возможность)  
воспринять сигналы,  которые   
несут только осведомительную, но
не регулятивную информацию о взаимодействующем 
с ним человеке.  С другой стороны, смысловая
заполненность сигнализации о другом
человеке может возрастать при отражении
его познающим субъектом в процессе совместной
деятельности, ко она может не использоваться
при организации взаимодействия с этим
человеком некоторое время или же не использоваться 
вообще.   Регулирующим  взаимодействие 
людей  такой сигнал будет в этом случае
только потенциально. И в самом деле, факты
на каждом шагу убеждают, что, например,
при нормальном течении процесса  совместной
деятельности, при реализации человеком
целей,   которые он хотел бы  
достичь,   общаясь с другим человеком, определенная
часть потока сигналов, получаемых при
отражении облика и поведения партнера
по деятельности, носит чисто осведомительный
характер. И лишь в тех случаях, когда взаимодействие
людей начинает идти не так, как хотелось
бы одному из участников деятельности,
и, стало быть, когда оказывается под угрозой
достижение желаемого им результата, указанные
сигналы из разряда только осведомляющих
индивидуума о другом человеке переходят
в разряд регулирующих его действия и,
связываясь с другими прагматическими
сигналами, более или менее перестраивают
его поведение по отношению к этому человеку.

Взаимодействие людей 
друг с другом может быть как непосредственным,
так и обусловленным и осложненным опосредствующими
звеньями.

Чтобы определенные виды совместной
деятельности протекали успешно, совершенно необходимо прямое
восприятие партнеров и их поведения. В других совместных
деятельностях людей для осуществления
их целей нет необходимости в непосредственно
получаемой информации о поведении друг друга.
В подобных ситуациях характер действий одного
участника деятельности часто определяется не результатами
восприятия поведения партнера, а результатами
действий машины, которой последний управляет,
или восприятием материальных результатов
его деятельности. В этих случаях восприятие
облика и поведения партнера по деятельности
не является регулятором поведения для
другого участника. Во многих видах совместной
деятельности на разных ее этапах поведение
человека регулируется как непосредственной
информацией о действиях партнеров, так
и информацией о материальных результатах
их деятельности. Эта информация дается
разного рода техническими устройствами
и вносит коррективы в поведение воспринимающего
субъекта.

В создании впечатления 
о воспринимаемом человеке большую 
роль играет и его речь. И устной, и письменной
речи любого человека присущ ряд индивидуальных
особенностей. К ним относятся характерная
для данного человека скорость говорения, длина
фраз, типичные для него конструкции предложений,
использование прилагательных, наклонений
глаголов, употребление метафор, грамматические
ошибки и оговорки, расстановка ударений
и пр. Стиль речи, характерный для воспринимаемого
человека, оценивается другой личностью с
точки зрения соответствия определенным
речевым эталонам, сформировавшимся у этой
личности, и сказывается на общем мнении,
которое складывается у нее о воспринимаемом
человеке.

 

1.2. Понятие
межличностного восприятия

Говоря о межличностном восприятии
(межличностной перцепции), С.Л. Рубинштейн
отметил, что люди, воспринимая друг друга,
как бы «читают» другого человека, расшифровывают
значение его внешних данных. Впечатления,
которые возникают при этом, играют важную
регулятивную роль в процессе общения
людей. Процесс восприятия одним человеком
(наблюдателем) другого (наблюдаемого)
разворачивается следующим образом. В
наблюдаемом наблюдателю доступны лишь
внешние признаки, среди которых наиболее
информативными является внешний облик
(физические качества, оформление внешности)
и поведение (совершаемые действия и экспрессивные
реакции). Воспринимая эти качества, наблюдатель
определенным образом оценивает их и делает,
часто бессознательно, некоторые умозаключения
о внутренних психологических свойствах
партнера по общению. Сумма свойств, приписываемая
наблюдаемому, в свою очередь, дает человеку
возможность сформировать определенное
отношение к нему. Это отношение чаще всего
носит эмоциональный характер и располагается
в пределах континуума «нравится — не нравится».

3. Механизмы восприятия и понимания

Основные механизмы
восприятия – стереотипизация и
индивидуализация. Они включаются
одновременно, но в зависимости от
ситуации общения, наших склонностей и
профессии у нас больше работает тот или
другой.

Стереотипизация

сопоставление образа данного человека
с имеющимися в сознании стереотипами:
образами представителей различных
социально-демографических групп,
психологическими типами, к которым, на
наш взгляд, относится этот человек.
Существуют стереотипные представления
об учителях, студентах, бизнесменах,
стариках, подростках, старых холостяках,
цыганах, американцах и т. д. Мы относим
человека к какой-то группе на основе
того общего,
что объединяет
данного человека и существующий образ.
Зная особенности поведения этой группы
людей, можно в какой-то мере предвидеть
поведение партнера.

Индивидуализация
– восприятие
человека во всей его неповторимости,
со всеми присущими ему особенностями.
При этом мы обращаем внимание на отличия
нашего
собеседника от представителей той
социальной группы, к которой он относится
или может относиться, на его психологические
особенности.

В деловом общении
важны оба механизма. Каждый человек
относится к какой-то социально-демографической
группе, психологическому типу и имеет
свои, неповторимые черты. Восприятие и
правильная оценка общего и особенного,
присущего вашему партнеру, позволяет
прогнозировать его поведение.

Общаясь с партнером,
мы, конечно, не просто наблюдаем за ним,
а вместе проживаем те минуты. В процессе
общения люди проникаются чувствами
друг друга (эмпатия),
способны рассуждать с позиции другого
человека (рефлексия),
отождествлять себя с ним (идентификация).
Понимать партнера – значит представлять,
как он рассуждает и что чувствует в
данной ситуации.

4. Предвидение поведения партнера

Слова «Я от него
этого не ожидал»,
к сожалению,
нередко можно услышать в деловом общении.
Обычно их произносят с недоумением и
обидой. Еще бы! За ними может стоять
несостоявшаяся сделка, неожиданный
переход сотрудника в другую фирму,
переговоры с конкурентами и тому подобные
неприятные сюрпризы. Между тем, если
спросить «непредсказуемого», почему
он так поступил, с его точки зрения все
окажется логичным и порядочным.
Способность взглянуть на события глазами
другого человека называется децентрацией.

Децентрация
– это
«механизм преодоления эгоцентризма и
означает преобразование собственных
образов, понятий и представлений путем
принятия в расчет возможных точек зрения
других людей». «Стать другим» на время
удается не всем. Эта способность зависит
от эмоционального склада личности, ее
склонности к сопереживанию, навыков
общения, воспитания и жизненного опыта.

Развитые эмпатия
и рефлексия помогают децентрации. А вот
отождествление себя с другим человеком
может сослужить плохую службу в том
случае, если этот человек не похож на
нас. Если мы ставим себя на место другого
человека и ждем от него таких поступков,
которые свойственны нам, в этом случае
нас может ждать глубокое (и естественное)
разочарование.

Неумение встать
на позицию другого человека может
привести к непониманию и конфликтам.
Чтобы
предвидеть поведение партнера,

нужно взглянуть
на ситуацию его глазами.

Когда поведение
партнера не удается предвидеть, мы
терзаемся вопросом: «Почему он так
поступил?» При этом мы склонны принимать
свои страхи и опасения за намерения
другой стороны. Чтобы этого не произошло,
в поисках причины поведения партнера
нужно проанализировать все, что известно
о нем, о ситуации и об условиях, в которых
он оказался, привлечь на помощь свой
жизненный опыт.

Ошибки в
прогнозировании поведения партнера в
основном вызваны следующими причинами:

1. Мы недостаточно
знаем партнера: судим о его характере
на основе одного значимого поступка
или выстраиваем его образ, представляя
лишь отдельные черты.

2. Мы ошиблись,
отнеся этого человека к определенному
стереотипу.

3. Мы не ошиблись,
отнеся этого человека к данному
стереотипу, но у нас неверное представление
о поведении или характере людей этой
группы.

4. Поведение этого
человека отличается от поведения
стереотипа в силу его индивидуальных
особенностей, а мы не учли этого.

5. Мы недостаточно
знаем ситуацию, в которой оказался
партнер.

6. Мы рассуждаем
по схеме: «Я бы на его месте поступил
так», вместо того чтобы представлять,
как поступит в этой ситуации он.

Плодотворное
наблюдение за партнером и понимание
его возможны лишь при живом интересе к
этому человеку. Мир бизнеса – это мир
деловых контактов, в котором преуспевают
наблюдательные, вдумчивые, доброжелательные
люди [8].

Лекция 4. БАРЬЕРЫ
В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

План

1. Понятие
«коммуникативный барьер».

2. Классификация
коммуникативных барьеров.

ПОНЯТИЕ
«КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР»

Каждому
человеку знакома ситуация, когда слова,
которые он произносит, «не доходят» до
его собеседника или «доходят», но
неправильно
им воспринимаются. Может даже сложиться
впечатление, что
собеседник намеренно защищается от
чужих слов, мыслей, переживаний,
ставя преграды на пути общения.

Данная
ситуация наглядно демонстрирует одну
из ключевых проблем
любого общения – проблему коммуникативных
барьеров.

Под
коммуникативным
барьером
обычно
понимается все то, что
препятствует эффективной коммуникации
и блокирует ее. Эта
про­блема
очень важна, поскольку неудачная
коммуникация может быть чревата
серьезными неприятностями для ее
участников по той про­стой
причине, что переданная информация была
принята не полностью,
в искаженном виде или не принята вовсе.

Искажения в процессе восприятия. Психологические механизмы восприятия

Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера, человек зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации о нем и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.

Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора, процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.

Важность этих верных или ложных заключений о партнерах по общению в том, что они ложатся в основу будущих взаимоотношений и могут накладывать отпечаток на взаимодействия людей.

Процесс восприятия представляет собой не механическое воспроизведение образа человека, а систему с обратной связью. Представление о том, как воспринимают его другие люди, в определенной степени определяет поведение человека. Разнообразные допущения и предположения о том, как нас воспринимают другие люди, могут способствовать неправильному пониманию между людьми.

Сложность оценки людей и формирование адекватного образа заключается в сознательном искажении сведений и контроля за информацией о себе, которую человек позволяет получить окружающим. Люди ведут себя как актеры, чтобы произвести то впечатление, которое они считают наиболее выгодным, что еще больше затрудняет процесс понимания и способствует формированию искаженного образа и партнера по общению, и самого себя.


Большое значение для взаимного понимания имеет «открытость», т.е. умение быть честным и естественным в отношении с другими. Открытость как психологический феномен непосредственным образом зависит от степени осознания своего внутреннего «Я» и восприятия себя на личностном уровне. Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры общения, ведет к игнорированию информации, чужого мнения, что в конечном итоге может привести к конфликтному поведению.

 

 

Психологические механизмы восприятия

Механизмы восприятия предполагают сложную работу головного мозга по созданию целостного образа. Они зависят от различных взаимодействий между различными ощущениями, но не сводится к их сумме.

В отличие от ощущений, где индивид приобретает знания об отдельных качествах, свойствах предмета (форма, цвет, вес), восприятие дает единую картину объектов, явлений.
Например, стол, стул мы воспринимаем как целостный предмет, а не как сумма отдельных свойств (гладкость, твердость).

В воспринимаемом объекте психологические механизмы восприятия выделяют то его свойство, которое показывает наибольшую биологическую значимость для организма. От природы этого свойства зависит, информация какого анализатора окажется приоритетной.
На основе этого выделяют зрительное, осязательное, слуховое, вкусовое и обонятельное восприятие.



К закономерностям восприятия следует отнести его субъективность. Дело в том, что различные люди одну и туже информацию воспринимаю по-разному. Происходит это по ряду причин: обладание разными психологическими наклонностями, способностями, интересами, влияние прошлого опыта и т.п.

В психологические механизмы восприятия входят также узнавание образа, его сопоставление с нашей памятью, осмысление и понимание. Все это берется из нашего прошлого опыта.
В четком и осознанном восприятии всего, что нас окружает, принимают непосредственное участие мышление и память.

 

 

8. отражение конфликтов в средствах массовых информации.

 

История обсуждения конфликта, попыток его анализа и интерпретации исчисляется тысячелетиями. Конфликт — постоянный спутник человека, по сути дела — лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом. Вспомним обычный семейный конфликт. Не кажется ли вам, что на определенном этапе мы забываем о его причинах, и желание победить в споре трансформируется в желание просто победить. Когда страсти накаляются, уже не важно, в чем причина спора — важно выиграть его. Но спор — цивилизованная форма конфликта, далеко отошедшая уже от поведения животных. А вот драки, выяснения отношений между группировками, вооруженные столкновения — это уже гораздо больше напоминает животное «стая на стаю». И чем дальше в глубь времен мы посмотрим, тем в менее завуалированной форме предстанет перед нами это животное свойство человека, этот социологизированный, но, по сути, чисто биологический механизм.

Логично поэтому заменить наше предположение о том, что конфликт — постоянный спутник человека, на предположение о том, что конфликт — постоянный спутник всего живого на земле. Однако первые обсуждения конфликтологических проблем стали возможны лишь на определенном этапе взросления человечества.Из известных сегодня материалов древнейшие исследования рассматриваемого вопроса относятся к VII-VI вв. до н. э. Все мы знаем, что конфликт лежит в основе построения философской системы Китая, в которой провозглашается постоянное противоборство присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, приводящее, в свою очередь, к конфронтации их носителей. Но гораздо раньше — в древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) содержатся уже десятки способов разрешения конфликтных ситуаций.

Позднее конфликтологические вопросы обсуждались древнегреческими философами. В их взглядах по этой проблеме не наблюдалось единства. Некоторые считали, что конфликт органически присущ всем предметам и явлениям, а потому неизбежен и в силу этого — не может получить отрицательной или положительной оценки. Такого принципа придерживались Анаксимандр (ок. 610 — 547 до н.э.), Гераклит (кон. 6 — нач. 5 вв. до н.э.). Последнему принадлежат следующие изречения:
«Следует знать, что война всеобща, и правда борьба, и что все, что происходит, через борьбу и по необходимости» «В рождающемся соединяется, из расходящегося – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу»

Отрицательно оценивали конфликты (в основном социальные, чаще — войны) философы Платон (ок. 428-348 до н.э.), Геродот (ок. 490-425 до н.э.). Последний полагал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру». Отрицательные мысли о войне высказывал Эпикур. Цицерон же (106-43 до н.э.) в трактате «О государстве» предложил разделять насилие на «справедливое» и «несправедливое» и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне».

Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345-430) в работе «О граде божьем» высказался вполне современно:
«…Те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям». Тем самым философ определил, что решающим является не сам процесс конфликта, а цель. То есть гипотетически, в случае удовлетворения всех потребностей индивида, он не должен конфликтовать.

В Средние века Фома Аквинский (1225-1274) выдвинул тезис о необходимости «авторизованной компетенции», т.е. санкции государства для ведения войны. И все же насилие для него — всегда грех. Очень содержательную попытку системного анализа конфликтов (преимущественно социальных) сделал Никколо Макиавелли (1469-1527) в трактате «Государь». Он считал конфликт универсальным признаком общества и объяснял это природной порочностью человека. Эразм Роттердамский (1469-1536) справедливо, видимо, отмечал, что «война сладка для тех, кто ее не знает» и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается и втягивает в свою орбиту все новые жертвы. Мишель Монтень в своих опытах обращался к изучению внутриличностного конфликта и указывал на важность выхода накопившейся в процессе раздражения внутренней энергии, поскольку «страсти души изливаются на воображаемые предметы, когда ей не достает настоящих».

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) впервые представил анализ системы причин социальных конфликтов. Томас Гоббс (1588-1679) в «Левиафане» обосновал концепцию «войны всех против всех» и считал, что главная причина конфликта заключается в присущем человеку чувстве конкуренции и желании как минимум равенства с остальными людьми. А это порождает соперничество, способное перерасти в открытый конфликт.

В Новое время Жан Жак Руссо (1712-1778) предложил хорошо известную вам теорию общественного договора, суть которой заключалась в предположении о том, что люди в состоянии договориться не предпринимать агрессивных действий друг против друга. Конфликт как многоуровневое социальное явление был проанализирован в работе Адама Смита (1723-1790) «Исследования о природе и причинах богатства народов». Естественно в этой работе рассматриваются социальные конфликты, причина которых, с точки зрения автора, кроется в классовой дискриминации. Эммануил Кант (1724-1804) считал, что «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние… Последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено». Георг Гегель (1770 — 1831) усматривал причину конфликта в социальной поляризации между накоплением богатства и привязанностью к труду в рамках класса. Размышления о конфликте содержатся в работах Фридриха Ницше. Его размышления о морали «Утренняя заря» проникнуты мыслью о том, что конфликт свойственен человеку и всепроникающ, что, может быть, это одна из плодотворнейших сил сегодня. Однако, в книге «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» философ представит нам другой идеал — своеобразный итог развития человеческого духа — Сверхчеловека, перешагнувшего тяготение обычных человеческих пороков и вставшего над конфликтами.

Но не только философы размышляли над проблемой конфликта. Так или иначе, эта тема запечатлелась в религиозных учениях. Рассмотрим некоторые из них. В христианстве отношение к конфликтам противоречиво, а в некоторых аспектах вовсе неразрешимо. Противоречивое отношение к насилию содержат книги Ветхого и Нового заветов. С одной стороны проповедуется ненасилие (подставь вторую щеку), с другой в книге «Исход» мы встречаем определение Бога как «мужа брани». Воззвание же к богу приносит победу в сражениях. Контент-анализ текста Библии, проведенныйАнцуповым, Калаевым и Шипиловым, показал, что из 12407 понятий и категорий 1909 отражают проблему насилия (15.39%). Наиболее часто употребляемая в группе «насилие» категория — это категория «наказание» и производные от нее (25.9%). Призывы убить, убивать составляют 20.8% группы, «насилие», ненависть и злоба — 13.3%.

Среди категорий группы «мир и согласие» наиболее часто употребляется группа слов со значением «помощь, поддержка» — 26%. Негативное отношение христианства к войнам — достаточно современное образование. Лишь в нашем веке официальная католическая церковь обратилась к идее отрицательного отношения к насилию, а в самое последнее время то же наблюдается и в православии. Причина такого противоречия кроется, очевидно, в истории этого религиозного учения. Первоначально оно сформировалось как религия рабов и должна была защищаться, лишь позднее из гонимой властями секты она перешла в государственную религию Римской империи. Необходимость агрессии исчезла, но отголоски ее, выразившиеся в идее экспансии христианства, долго еще были слышны в Европе. Достаточно вспомнить крестовые походы ХI-ХIV вв. Кроме того, не стоит забывать, что не все христиане поддерживают позиции официальной церкви. Существует множество организаций (различные братства, секты), которые подчас далеко не так миролюбивы, как мы привыкли себе представлять.

Позиция Ислама в вопросе о конфликтах также противоречива. С одной стороны, ненасилие проповедуется как идеал социальной жизни. С другой — приветствуется борьба за расширение геостратегического пространства ислама и даже борьба между единоверцами. В Коране читаем: «А если пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым. А они не перестают разноголосить.» Причина таких противоречий кроется визначальноймноговариантности, которая обусловлена волей Аллаха. Буддизм и индуизм в этом смысле более последовательны. Они не приемлют насилие. В классическом буддизме нет даже такого понятия — зло (Сатана). Только в последнее время многочисленные войны побудили приверженцев буддизма заговорить о насилии. Однако в своих оценках они по-прежнему категоричны: необходимо жить в любви к ближнему, ибо «никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но с отсутствием ненависти прекращается она».

Искусство — это «зеркало человеческой души» и, пусть не всегда прямое, но зеркало человеческой истории, также запечатлело и конфликты, и отношение к ним. Р.Льюис и Х.Райф открывают монографию «Игры и решения» словами:
«Во всей мировой литературе столкновение интересов было одной из главных тем; возможно, по вниманию, которое ей уделялось, с ней сравнима лишь тема Бога, любви и внутренней борьбы».

Отразилась проблема конфликта и в народном творчестве в форме многочисленных поговорок и фразеологизмов:
«Что за шум, а драки нет?», «Полно браниться, не пора ли мириться?», «Я тебе покажу кузькину мать!»
В русском языке с интерпретацией конфликтных ситуаций связано свыше 700 фразеологизмов. Среди них 21.2% имеют ключевое слово «согласие», а 52.7% — «драка». Последний факт указывает на то, что в разрешении проблемных ситуаций наиболее эффективными до сих пор считались методы силового воздействия. Это отражено и в пословицах:
«Чем ругаться, лучше собраться и подраться», «Больше дерутся, так смирнее живут» и т.п.
В 184 пословица прослеживается прямой призыв к драке:
«Горе горюй, а руками воюй!», «Вот тебе раз, другой бабушка даст!»

Несколько меньшее количество (157) содержит призыв к миру и согласию:
«Замахнись, да не ударь», «Зла за зло не воздавай» и т.п.

Общий анализ русских пословиц и поговорок позволил установить, что 902 из них посвящены проблеме «насилие — согласие». Приоритеты распределились так: 24.1% — одобрение насилия, 29.6% — осуждение насилия, 16.4% — призыв к насилию, 9.1% — одобрение мира, 4.5% — призыв к миру. В целом в 40.5% пословиц и поговорок насилие одобряется, а в 43.2% одобряется согласие. Опыт народа приблизительно одинаково оценивает эффективность насилия и согласия в решении конфликта.

Средства массовой информации реагируют на конфликты еще более оперативно, нежели искусство, наука, религия, философия. Более того, они не просто отражают конфликты, но и создают их, влияют на процесс их развития, а иногда и прекращают некоторые. Бытует мнение (да так оно и есть на самом деле), что все войны сегодня выигрываются информационно. Вспомним хотя бы, как по-разному освещались события в Югославии нашими корреспондентами и СМИ стран НАТО.

В последние десятилетия возросла роль СМИ как фактора, определяющего конфликтность людей. Ни для кого не секрет, что многочисленные атаки реклам (за свою жизнь среднестатистический американец видит более 7 млн. рекламных роликов), политической и экономической пропаганды не всегда соблюдают «технику психологической безопасности». Иногда повышение конфликтности закладывается в стратегию материала. Иногда агитация, противоположная по содержанию, порождает конфликты мотивов ее слушателей, зрителей, читателей.

Очень красноречиво с этой точки зрения общероссийское социологическое исследование, которое демонстрирует чувства, испытываемые зрителями при просмотре, кажется, неконфликтных информационных телевизионных передач. Самые распространенные чувства – чувства тревоги, неуверенности. Надо сказать, что воздействие СМИ на сознание человека и на повышение уровня конфликтности и тревожности общества было замечено давно. Но до сих пор программы, содержащие сцены насилия или описание трагических происшествий считаются более ценными с точки зрения повышения рейтинга. Насилие превалирует в 8 из 10 передач. За 1 час на экране появляется 5-6 эпизодов насилия. Больше всего сцен насилия содержат мультфильмы: 18 сцен насилия в час! К 12 годам среднестатистический подросток успевает увидеть 100.00 сцен насилия, и не без любопытства. Интересное исследование провели Л.Эрон и Р.Гусман.

Сначала они обнаружили стойкую зависимость между просмотром сцен насилия по телевидению и агрессивным поведением восьмилетних мальчиков; по истечении примерно одиннадцати лет они заново вернулись к исследованию 211 молодых людей из числа своих бывших испытуемых и обнаружили: те из них, кто в детстве видел больше сцен насилия на телеэкране, стали более агрессивными и предпочитали силовую модель решения конфликтов. Результаты дальнейших многочисленных исследований показали, что связь между просмотром телепередач, содержащих сцены насилия, и последующей агрессией неоспорима. Более того, просмотр таких передач ведет не только к росту агрессивности у части зрителей, но и вызывает своего рода онемение чувствительности у людей, сталкивающихся с проявлением агрессии в повседневной жизни.

СМИ оказывают мощное воздействие на формирование у всех людей установок, влияющих на их поведение в конфликтных ситуациях; влияют на понимание и оценку конфликтов самими конфликтологами, руководителями, политиками; помогают формировать у людей, начиная с детства, стереотипы конструктивного поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия.

 

 

Социально-психологические механизмы восприятия бренда, Механизм персонификации, Механизм идентификации

Социально-психологические механизмы восприятия бренда

Анализ бренда невозможен без понимания социально-психологических механизмов его формирования. Анализ социальных и психологических механизмов формирования бренда также необходим для понимания закономерностей выбора бренда, формирования лояльности и приверженности бренду.

Лояльность к бренду — это сознательное или бессознательное решение потребителя использовать этот бренд.Однако лояльность может оставаться нереализованной по разным причинам (например, из-за отсутствия денег). Приверженность бренду — это не только предпочтение этому бренду, но и постоянное его использование, то есть проявление лояльности на поведенческом уровне. Фактически, каждый производитель при разработке бренда берет на себя обязательства. Однако многие исследователи брендов используют термины лояльность и приверженность как синонимы.

Итак, среди социально-психологических механизмов восприятия бренда наиболее значимыми с точки зрения формирования приверженности являются:

Механизм персонификации

Для описания любого одушевленного или неодушевленного объекта человек обычно использует общий набор прилагательных.С древних времен человеческое мышление характеризовалось антропоморфизмом, то есть наделением неодушевленных предметов человеческими характеристиками. Этот процесс происходит и в восприятии бренда. Итак, говоря о бренде Coca-Cola, мы можем, например, описать его как модный, крутой, современный и даже определить его пол.

Чем отличается восприятие личностных характеристик человека от восприятия личности бренда? В первом случае восприятие основано на поведении человека, физических качествах, убеждениях и демографических факторах, стереотипах, мимике, жестах и ​​т. Д.Что касается восприятия индивидуальных характеристик бренда, то они формируются под влиянием любого прямого или косвенного контакта потребителя с брендом. Прямые контакты осуществляются путем сравнения личных характеристик людей, связанных с брендами, например, имиджа пользователя этого бренда. За счет этого бренд приобретает индивидуальные черты. Кроме того, они могут быть связаны с брендом косвенно — через атрибуты продукта, товарные категории, символ или логотип, стиль рекламы, цену и каналы распространения.

Таким образом, механизм персонификации — один из важнейших в восприятии бренда (Перелыгин, 2002). С его помощью покупатель может сформировать собственное представление о том или ином бренде, которое может быть подкреплено сформированной идентичностью этого бренда.

Механизм идентификации

При восприятии бренда потребитель воспринимает его личность со всеми присущими ему качествами и связывает идентичность бренда со своей собственной идентичностью. Если фирменный стиль аналогичен желаемому, потребитель предпочитает именно этот бренд.При использовании бренда идентичность бренда интегрируется в идентичность потребителя, бренд становится частью личности потребителя, что может привести к зависимости от бренда — феномен полной лояльности к бренду, который до сих пор мало изучен.

Обращаясь к самому механизму восприятия бренда — идентификации, мы можем определить его как комплексную осведомленность о характеристиках бренда, описанных выше, соотнося их с нашими собственными предпочтениями и, в случае выбора этого бренда, относя себя к желаемой группе.При выборе бренда потребитель отождествляет свои личные характеристики с характеристиками сформированной идентичности бренда.

.

эффектов и механизмов социального восприятия

Восприятие — это когнитивная функция психики, формирующая индивидуальное восприятие мира. Эта функция является отражением явления или объекта в целом с его прямым воздействием на рецепторные поверхности органов чувств. Рассмотрен один из стержневых биологических процессов психики, определяющий сложнейшую операцию получения и преобразования информации, полученной через органы чувств, которые формируют персонализированный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы посредством комплекса ощущений, вызываемых этим объектом. быть функцией восприятия.

Восприятие в психологии — это процесс непосредственного активного отображения когнитивной сферой субъекта внутренних объектов и внешних объектов или явлений. В форме сенсорного отображения объекта восприятие сочетает в себе идентификацию объекта как неотделимого, выделение в нем индивидуальных качеств, обнаружение в нем информативного содержания, соответствующего цели действия, и развитие в нем информативного содержания. чувственный образ. Восприятие — это процесс осознания стимуляции сенсорных рецепторов.

Социальное восприятие

Возникновение и дальнейшее успешное развитие межличностного коммуникативного взаимодействия возможно только при условии взаимопонимания между участниками этого процесса. Степень, в которой испытуемые отражают чувства и качества друг друга, понимают и воспринимают других, а с их помощью и свою личность, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между участниками, и методы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность.Поэтому процесс познания и понимания одним субъектом другого выступает обязательным компонентом общения. Такой компонент условно можно назвать перцептивным аспектом общения.

Социальное восприятие — одно из самых серьезных и важнейших явлений социальной психологии. Определение социального восприятия Д. Брунера было впервые введено после формирования качественно иного взгляда на восприятие субъектом предмета.

Восприятие в психологии — это действие, которое возникает во время взаимодействия индивидов друг с другом и сочетает в себе восприятие, прохождение, просветление и оценку социальных объектов индивидами.

Понятие восприятия объединяет:

  • индивидуальный процесс восприятия наблюдаемых действий;
  • интерпретация предполагаемых причин действий и ожидаемых последствий;
  • построение стратегии личного поведения;
  • эмоциональная оценка.

Социальное восприятие Восприятие — это процесс восприятия в социальном смысле социальных объектов. Это процесс, берущий начало в личном взаимодействии, основанный на естественном общении и протекающий в форме восприятия и понимания индивида индивидом.

Межличностное восприятие характеризуется зависимостью от эмоциональных реакций, отношений, установок, идей, увлечений и предрассудков. Природа межличностных отношений существенно отличается от сущности общественных отношений. Поскольку особенностью межличностного взаимодействия является наличие эмоциональной основы. Следовательно, межличностное взаимодействие следует рассматривать как причину психологического «микроклимата» коллектива. Эмоциональная основа межличностных отношений объединяет всевозможные эмоциональные реакции человека, такие как чувства, аффекты, эмоции.

Есть определенные механизмы социального восприятия. Прежде всего, они должны включать идентификацию, влечение и сочувствие.

Процессы социального восприятия имеют существенное различие в восприятии объектов несоциального характера. Это отличие состоит в том, что объекты социального характера не обладают пассивными и безразличными чертами по отношению к человеку восприятия. Кроме того, социальные модели всегда характеризуются наличием оценочных интерпретаций и смысловых суждений.В некотором смысле восприятие — это интерпретация. Однако интерпретация другого человека или группы людей всегда зависит от прошлого социального опыта воспринимающего субъекта, поведенческих реакций объекта восприятия в конкретный момент, системы ценностей воспринимающего человека и других факторов.

Существуют фундаментальные функции восприятия, которые включают: познание себя, партнера по общению, организацию коллективной деятельности на основе взаимопонимания и установление необходимых эмоциональных отношений.

Функции восприятия необходимы для лучшего понимания сути восприятия. В ходе коммуникативных действий необходимо взаимопонимание для эффективного усвоения информации. Восприятие участника общения называется перцептивной стороной коммуникативного взаимодействия. Этот процесс можно представить как внутреннюю основу коммуникативного процесса, достигшего достаточно высокого уровня развития.

Феномен социального восприятия основан на взаимопонимании предметов.Поэтому следует отметить, что существует несколько уровней понимания. Первый уровень возникает, когда система социальных смыслов и индивидуальных значений общающихся индивидов совпадает, и нет совпадения в степени взаимной оценки личностных качеств.

Примером такого уровня восприятия является профессиональное коммуникативное взаимодействие. Следующий уровень наблюдается, когда совпадают не только смысловые системы, но и степень взаимной оценки личностных качеств.Наблюдается взаимное удовлетворение испытуемых собственными эмоциями, которые возникают в отношении одного человека к другому. Третий уровень — это высокая степень взаимного доверия людей и их открытости. Общение на этом уровне предполагает отсутствие секретов друг от друга, которые существенно влияют на интересы партнера.

Как любой другой психический процесс, восприятие характеризуется своими свойствами.

К свойствам восприятия относятся объективность (восприятие объектов не как бессвязный комплекс ощущений, а как образы, составляющие определенные объекты), структурность (объект воспринимается сознанием как смоделированная структура, абстрагированная от ощущений), апперцептивность. (содержание психики влияет), постоянство (неизменность восприятия субъекта при смене стимула), осмысленность (объект воспринимается через сознание, затем мысленно вызывается и относится к классу) и избирательность (дополнительное удаление одних объектов над другими. ).Свойства восприятия развиваются в зависимости от возраста человека.

Механизмы социального восприятия

В коммуникативное взаимодействие человек входит всегда как личность, и точно так же он воспринимается товарищем по общению как личность.

Коммуникация как восприятие предполагает наличие межличностного восприятия — развитие начального впечатления и межличностного восприятия в целом. Таким образом, мы можем выделить механизмы социального восприятия, которые представляют собой специфические методы, определяющие интерпретацию, понимание и оценку человеком партнера в коммуникативном взаимодействии.Наиболее распространенные механизмы включают причинную атрибуцию, идентификацию, сочувствие, влечение, социальную рефлексию. Ниже приводится более подробное описание этих механизмов.

Причинная атрибуция — это приписывание субъекту причин поведенческой реакции. Каждый человек непреднамеренно строит свои собственные предположения о причинах действий воспринимаемого человека, почему он так себя ведет. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдатель делает это на основании сходства его поведенческих реакций либо с любым известным ему человеком, либо с известным образом личности, либо на основе анализа его собственных мотивов, которые могли проявиться в человек в подобной ситуации.

Случайная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самосознания человека, который воспринимает и оценивает другого.

Метод постижения другого, при котором гипотеза его душевного состояния строится на попытках поставить себя на место товарища в общении, называется идентификацией. Другими словами, есть сравнение себя со вторым человеком. Во время идентификации усваиваются нормы партнера, его ценности, поведенческие реакции, привычки и вкусы.Идентификация имеет особое, лично значимое значение на определенной возрастной стадии, примерно в переходном и подростковом возрасте. Поскольку на данном этапе идентификация во многом определяет характер взаимоотношений молодого человека и значимого окружения.

Коммуникация как восприятие состоит в понимании общающимися людьми друг друга и опосредуется не только наличием общей системы шифрования или дешифрования информации и совместно направляемым действием, но также и специфическими особенностями восприятия индивидом личности. .

Эмпатия — это сочувствие эмоциональной ориентации другого человека. Через эмоциональные реакции человек понимает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основана на способности правильно представлять и понимать, что происходит внутри другого человека, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Сочувствие при взаимодействии со вторым участником общения часто рассматривается как одно из самых необходимых профессиональных качеств психолога, социального работника и учителя.

Влечение переводится как влечение и может быть выражено как особая форма понимания другого предмета, основанная на развитии устойчивого положительного чувства по отношению к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает в результате формирования к нему привязанности, дружеских или более глубоких отношений интимно-личного характера.

Посредством восприятия и последующей интерпретации окружающей среды и социальной среды субъект также воспринимает, а затем интерпретирует свою собственную личность, действия и мотивы.

Социальная рефлексия относится к процессу и эффекту самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией как инструментом социального восприятия мы подразумеваем понимание человеком своих индивидуальных характеристик и того, как они выражаются во внешней реакции, а также понимание того, как это воспринимается окружающей средой.

Межличностное восприятие восприятия, как правило, контролируется всеми вышеперечисленными механизмами.

Эффекты социального восприятия

Определенные особенности, которые мешают адекватному восприятию друг друга взаимодействующими партнерами, называются эффектами социального восприятия.К ним относятся: эффект ореола, проекция, первичность, новизна, средняя ошибка.

Межличностное восприятие предполагает взаимную оценку участниками коммуникативного взаимодействия, но со временем не происходит изменений в оценочных суждениях партнеров. Это происходит по естественным причинам и называется эффектом ореола. Другими словами, однажды суждение одного участника о другом не меняется, даже если накапливается новая информация о предмете общения и появляется новый опыт.

Эффект социального восприятия может наблюдаться при формировании первого впечатления о личности, когда общее хорошее впечатление в целом приводит к положительной оценке и, наоборот, неблагоприятное впечатление провоцирует преобладание отрицательных оценок.

Такой социальный эффект тесно связан с такими эффектами, как первенство и новизна. При восприятии незнакомого человека преобладает эффект первенства. Противоположным этому эффекту является эффект новизны, заключающийся в том, что информация, полученная последней, является более значимой.Эффект новизны работает в восприятии ранее знакомого человека.

Они также различают эффект проекции, который приписывает свои преимущества приятному собеседнику, а свои недостатки неприятному, другими словами, среди собеседников наиболее четко выявляются те качества, которые четко выражаются в воспринимающем. физическое лицо. Эффект средней ошибки выражается в тенденции смягчить оценку наиболее выраженных черт партнера в сторону среднего.

Перечисленные эффекты следует рассматривать как выражение особого процесса, который сопровождает индивидуальное восприятие индивида. Такой процесс называется стереотипированием.

Таким образом, понятие восприятия — это отражение вещей и ситуаций действительности при их воздействии на органы чувств. В этом случае важную роль играет возрастной период, в котором находится воспринимающий человек.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.