Психологическая систематика видов спорта — Студопедия
Современный спорт многообразен. Многообразие его выражается: 1) в большом количестве видов спорта; 2) в большом числе соревновательных упражнений, входящих в отдельные виды спорта; 3) в исключительном разнообразии содержательной и процессуальной стороны спортивной деятельности (биомеханические, энергетические, средовые и психологические особенности).
Для организации психологического анализа спортивной деятельности принято группировать все виды спорта и соревновательных упражнений. Наиболее рациональна систематика видов и соревновательных упражнений в спорте, разработанная Т.Т.Джамгаровым.
Предлагая свою систематику, автор использовал следующие критерии: характер взаимодействия спортсменов в процессе соревновательной деятельности и наличие или отсутствие физического контакта.Существует две основные формы взаимодействия: 1) по отношению к противнику — противоборство; 2) по отношению к партнерам — взаимодействие.
Противоборство характеризуется наличием прямого или косвенного психологического (и физического) контакта между спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и индивидуально-психологических особенностей спортсменов-участников.
Взаимодействие партнеров протекает как сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных усилий.
Эти два критерия составили основание для систематики Т.Т.Джамгарова, в которой многообразие видов спорта сведено в девять групп (см. схему — стр. 29).
Виды спорта, отнесенные к одной группе, имеют много общего в психологическом отношении, несмотря на различия по другим показателям. Например, для видов спорта девятой группы характерна однонаправленная психическая активность. Психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трамплина на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную концентрацию внимания, настройку перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники, умение противостоять сбивающим факторам.
СХЕМА
Психологическая систематика видов спорта и соревнователъных упражнений Т.Т.Джамгарова
Психологическая систематика видов спорта — Мегаобучалка
Современный спорт многообразен. Многообразие его выражается: 1) в большом количестве видов спорта; 2) в большом числе соревновательных упражнений, входящих в отдельные виды спорта; 3) в исключительном разнообразии содержательной и процессуальной стороны спортивной деятельности (биомеханические, энергетические, средовые и психологические особенности).
Для организации психологического анализа спортивной деятельности принято группировать все виды спорта и соревновательных упражнений.
Наиболее рациональна систематика видов и соревновательных упражнений в спорте, разработанная Т.Т.Джамгаровым*.
* См.: Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц. Пуни. — М., 1979.
Предлагая свою систематику, автор использовал независимые от вида спорта положения, выражающие характер взаимодействия спортсменов в процессе соревновательной деятельности, при этом главной целью было рассмотреть взаимодействия, регламентированные соответствующими правилами соревнований. Исследования показали, что конкретные формы взаимодействия спортсменов зависят от особенностей вида спорта, и это определяет, главным образом, психологическую специфику. Существует две основные формы взаимодействия: 1) по отношению к противнику — противоборство; 2) по отношению к партнерам — взаимодействие.
Противоборство характеризуется наличием прямого или косвенного психологического (может быть, и физического) контакта между спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и индивидуально-психологических особенностей спортсменов-участников.
Взаимодействие партнеров протекает как сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных усилий.
Эффективность взаимодействия зависит от умений и навыков взаимодействия, сплоченности, психологического климата команды, совместимости и др.
Эти две основные формы взаимодействия соревнующихся спортсменов составили основание для определения критериев систематики Т.Т.Джамгарова, которые сводятся к следующему:
противоборство противников: непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при отсутствии физического контакта). Обязательное условие — наличие психического контакта;
взаимодействие партнеров: при совместно взаимосвязанных действиях, при совместно синергических действиях, при совместно-последовательных действиях и при совместно-индивидуальных действиях.
В результате разработки систематики многообразие видов спорта было сведено до девяти групп (см. схему 3). Виды спорта, отнесенные к одной группе, действительно имеют много общего в психологическом отношении, несмотря на различия по другим показателям. Например, для видов спорта девятой группы характерна однонаправленная психическая активность. Психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трамплина на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную концентрацию внимания, настройку перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники, умение противостоять сбивающим факторам.
Пользуясь данной информацией, выполните следующее задание.
Задание
Определите для каждой группы видов спорта (от 1 до 9) соответствующие формы противоборства соперников и взаимодействия партнеров, используя предлагаемую Т. Т.Джамгаровым схему.
* См.: Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А. Ц. Пуни. — М., 1979.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом изучения психологии физического воспитания?
2. Что исследует психология спорта?
3. Как вы можете объяснить педагогическую направленность психологии физического воспитания?
4. Какие этапы развития психологии спорта вы знаете?
5. В чем сущность задач психологии физического воспитания?
6. Сравните задачи, стоящие перед психологией спорта и психологией физвоспитания.
7. Какие специфические задачи физического воспитания вы можете назвать?
8. Назовите связующие черты психологии физического воспитания и психологии спорта.
9. Какая задача психологии спорта направлена на изучение психологических проблем отбора и спортивной ориентации?
10. Какие еще мероприятия относятся к этой глобальной задаче психологии спорта?
11. Чем определяются психологические особенности спортивной деятельности?
12. Какие психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельностей вы знаете?
Рекомендуемая литература
Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. — Смоленск, 1989.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.
Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. — Краснодар, 1995.
Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. — М., 1987.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М., 1987.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М., 1991.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений. В 2 кн. — М., 1994.
Психология: Учебник для ИФК / Под ред. В.М.Мельникова. — М., 1987.
Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А. Ц. Пуни. — М., 1979.
Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте.— М., 1969.
Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М., 1983.
Глава 2
1.7. Психологическая систематика видов спорта
Современный спорт многообразен. Многообразие его выражается:
- в большом количестве видов спорта;
- в большом числе соревновательных упражнений, входящих в отдельные виды спорта;
- в исключительном разнообразии содержательной и процессуальной стороны спортивной деятельности (биомеханические, энергетические, средовые и психологические особенности).
Для организации психологического анализа спортивной деятельности принято группировать все виды спорта и соревновательных упражнений.
Наиболее рациональна систематика видов и соревновательных упражнений в спорте, разработанная Т.Т. Джамгаровым (СНОСКА: См.: Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т. Джамгарова и А.Ц. Пуни. – М., 1979.).
Предлагая свою систематику, автор использовал независимые от вида спорта положения, выражающие характер взаимодействия спортсменов в процессе соревновательной деятельности, при этом главной целью было рассмотреть взаимодействия, регламентированные соответствующими правилами соревнований. Исследования показали, что конкретные формы взаимодействия спортсменов зависят от особенностей вида спорта, и это определяет, главным образом, психологическую специфику. Существует две основные формы взаимодействия:
- по отношению к противнику – противоборство;
- по отношению к партнерам – взаимодействие.
Противоборство характеризуется наличием прямого или косвенного психологического (может быть, и физического) контакта между спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и индивидуально-психологических особенностей спортсменов-участников.
Взаимодействие партнеров протекает как сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных усилий.
Эффективность взаимодействия зависит от умений и навыков взаимодействия, сплоченности, психологического климата команды, совместимости и др.
Эти две основные формы взаимодействия соревнующихся спортсменов составили основание для определения критериев систематики Т.Т. Джамгарова, которые сводятся к следующему:
- противоборство противников: непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при отсутствии физического контакта). Обязательное условие – наличие психического контакта;
- взаимодействие партнеров: при совместно взаимосвязанных действиях, при совместно синергических действиях, при совместно-последовательных действиях и при совместно-индивидуальных действиях.
В результате разработки систематики многообразие видов спорта было сведено до девяти групп. Виды спорта, отнесенные к одной группе, действительно имеют много общего в психологическом отношении, несмотря на различия по другим показателям. Например, для видов спорта девятой группы характерна однонаправленная психическая активность. Психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трамплина на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную концентрацию внимания, настройку перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники, умение противостоять сбивающим факторам.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Психология спорта:
Психологическая систематика видов спорта
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 35Следующая ⇒
Современный спорт многообразен. Многообразие его выражается: 1) в большом количестве видов спорта; 2) в большом числе соревновательных упражнений, входящих в отдельные виды спорта; 3) в исключительном разнообразии содержательной и процессуальной стороны спортивной деятельности (биомеханические, энергетические, средовые и психологические особенности).
Для организации психологического анализа спортивной деятельности принято группировать все виды спорта и соревновательных упражнений.
Наиболее рациональна систематика видов и соревновательных упражнений в спорте, разработанная Т.Т.Джамгаровым*.
* См.: Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц. Пуни. — М., 1979.
Предлагая свою систематику, автор использовал независимые от вида спорта положения, выражающие характер взаимодействия спортсменов в процессе соревновательной деятельности, при этом главной целью было рассмотреть взаимодействия, регламентированные соответствующими правилами соревнований. Исследования показали, что конкретные формы взаимодействия спортсменов зависят от особенностей вида спорта, и это определяет, главным образом, психологическую специфику. Существует две основные формы взаимодействия: 1) по отношению к противнику — противоборство; 2) по отношению к партнерам — взаимодействие.
Противоборство характеризуется наличием прямого или косвенного психологического (может быть, и физического) контакта между спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и индивидуально-психологических особенностей спортсменов-участников.
Взаимодействие партнеров протекает как сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных усилий.
Эффективность взаимодействия зависит от умений и навыков взаимодействия, сплоченности, психологического климата команды, совместимости и др.
Эти две основные формы взаимодействия соревнующихся спортсменов составили основание для определения критериев систематики Т.Т.Джамгарова, которые сводятся к следующему:
противоборство противников: непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при отсутствии физического контакта). Обязательное условие — наличие психического контакта;
взаимодействие партнеров: при совместно взаимосвязанных действиях, при совместно синергических действиях, при совместно-последовательных действиях и при совместно-индивидуальных действиях.
В результате разработки систематики многообразие видов спорта было сведено до девяти групп (см. схему 3). Виды спорта, отнесенные к одной группе, действительно имеют много общего в психологическом отношении, несмотря на различия по другим показателям. Например, для видов спорта девятой группы характерна однонаправленная психическая активность. Психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трамплина на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную концентрацию внимания, настройку перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники, умение противостоять сбивающим факторам.
Пользуясь данной информацией, выполните следующее задание.
Задание
Определите для каждой группы видов спорта (от 1 до 9) соответствующие формы противоборства соперников и взаимодействия партнеров, используя предлагаемую Т. Т.Джамгаровым схему.
* См.: Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А. Ц. Пуни. — М., 1979.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом изучения психологии физического воспитания?
2. Что исследует психология спорта?
3. Как вы можете объяснить педагогическую направленность психологии физического воспитания?
4. Какие этапы развития психологии спорта вы знаете?
5. В чем сущность задач психологии физического воспитания?
6. Сравните задачи, стоящие перед психологией спорта и психологией физвоспитания.
7. Какие специфические задачи физического воспитания вы можете назвать?
8. Назовите связующие черты психологии физического воспитания и психологии спорта.
9. Какая задача психологии спорта направлена на изучение психологических проблем отбора и спортивной ориентации?
10. Какие еще мероприятия относятся к этой глобальной задаче психологии спорта?
11. Чем определяются психологические особенности спортивной деятельности?
12. Какие психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельностей вы знаете?
Рекомендуемая литература
Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. — Смоленск, 1989.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.
Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. — Краснодар, 1995.
Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. — М., 1987.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М., 1987.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М., 1991.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений. В 2 кн. — М., 1994.
Психология: Учебник для ИФК / Под ред. В.М.Мельникова. — М., 1987.
Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А. Ц. Пуни. — М., 1979.
Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте.— М., 1969.
Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М., 1983.
Глава 2
Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений
Страница 1 из 3
Соревновательная деятельность спортсменов является основным объектом исследований в психологии спорта и практического приложения психологических рекомендаций. Эффективность научных поисков в этой области, успешность интерпретации эмпирических данных и действенность практических рекомендаций в существенной мере зависят от степени систематизированность сведений об общих и специфических психологических особенностях соревновательной деятельности в различных видах спорта.
Поэтому разработка достаточно универсальной, имеющей корректные основания психологической систематики видов спорта и соревновательных упражнений остается актуальной в научном и прикладном отношениях задачей (А. Пуни, М. Ванек, Б. Крэтти и др.). Только такая систематика может выявить цельную картину общности и различий психологического содержания соревновательной деятельности в различных видах спорта.
Разработка любой классификации или систематики предполагает, во-первых, определение ее целей, во-вторых, уточнение и, если необходимо, ограничение ее объектов, в-третьих, выбор и обоснование того признака (критерия), который будет положен в основу различения и объединения объектов.
Цель приводимой здесь систематики состояла в том, чтобы на основе установления общности и различий в некоторых заданных правилами условиях соревнований, определяющих главные психологические особенности соревновательной деятельности спортсменов (команд) в разных видах спорта, представить их в строго упорядоченной системе, отвечающей принципам и требованиям научной классификации и систематики.
При определении объектов систематики были взяты только те виды спорта, которые характеризуются активной двигательной деятельностью спортсменов с предельным проявлением физических и волевых качеств (Советская система физического воспитания. — М: ФиС, 1975. — С. 331).
Анализу не повергались виды спорта, связанные с управлением средствами передвижения, с модельно-конструкторской деятельностью, с абстрактно-логическим обыгрыванием противника, а также все виды стрельбы и различные многоборья. Все группы соревновательных упражнений были представлены в исходном перечне объектов систематики в максимально укрупненном виде. Так, например, в качестве единых объектов рассматривались все виды легкоатлетических прыжков, все виды ходьбы и бега на средние и длинные дистанции, все виды плавания независимо от дистанции и способа и т. д.
Наиболее сложным и ответственным всегда является выбор признака, по которому сравниваются, а затем и группируются изучаемые объекты. В качестве такого признака в приводимой систематике избрано взаимодействие спортсменов. Основанием для такого выбора явились следующие соображения. А. Н. Леонтьев пишет: «Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности —- среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром» (Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Госполитиздат, 1975. — С. 82).
Нетрудно догадаться, что спортивная, особенно соревновательная, деятельность протекает преимущественно именно в условиях «открытой», непосредственной коллективности. Все ее участники и творцы — спортсмены, тренеры, научные работники, спортивные руководители и организаторы, судьи, врачи, массажисты, специалисты, ответственные за материально-техническое и информационное обеспечение тренировочных занятий и соревнований, и другие — вступают между собой в определенное многоплановое взаимодействие. Психологические особенности этого взаимодействия являются одной из важнейших характеристик спортивной деятельности.
Как уже было отмечено, психологию спорта в первую очередь интересует соревновательная деятельность. По своей психологической сущности это не что иное, как сложное, многоаспектное, регламентированное правилами взаимодействие спортсменов и команд. Без этого взаимодействия (соперников или партнеров по команде) акт спортивного противоборства невозможен. Конкретные формы субъектно-объектных отношений или взаимодействий зависят от особенностей спортивной деятельности, определяющих в существенной мере психологическую специфику разных видов спорта, а отсюда и возможность их сравнения, объединения и систематизации. Предлагаемый вариант систематики соревновательных упражнений в качестве признака, как уже указывалось, имеет параметр взаимодействия спортсменов в процессе соревнований, которое выступает в двух основных формах: с противником — в форме противоборства (соперничества) и с партнерами — в форме взаимодействия (сотрудничества). Это определяет две плоскости, два аспекта рассмотрения параметров взаимодействия спортсменов.
Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений
Слайд 1
Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений Автор Шамарина Екатерина Борисовна ГБОУ СПО «Торжокский педагогический колледж им. Ф.В. Бадюлина» Торжок 2013
Слайд 2
Спортивная деятельность осуществляется в условиях открытой, непосредственной коллективности
Слайд 3
Взаимодействие спортсменов по отношению по отношению к противнику к партнерам по команде (соперничество) (сотрудничество)
Слайд 4
Противоборство или соперничество: прямой или косвенный контакт; конфликтность взаимоотношений
Слайд 5
Взаимодействие или сотрудничество: Взаимная помощь; Согласование совместных усилий;
Слайд 6
Непосредственное противоборство Жесткий физический контакт: Футбол совместно- Хоккей взаимосвязанные Регби действия Ручной мяч Баскетбол Водное поло
Слайд 7
Непосредственное противоборство Жесткий физический контакт: Бокс совместно- Борьба индивидуальные Фехтование действия
Слайд 8
Непосредственное противоборство Физический контакт Волейбол совместно- Теннис взаимосвязанные Бадминтон действия
Слайд 9
Непосредственное противоборство Физический контакт Теннис совместно Бадминтон индивидуальные действия
Слайд 10
Непосредственное противоборство Условный физический контакт Гребля совместно- Командная гонка одновременные преследования действия Батут
Слайд 11
Непосредственное противоборство Условный физический контакт Эстафеты (л\а) совместно- Эстафеты (плавание) последовательные Эстафеты (лыжи) действия
Слайд 12
Непосредственное противоборство Условный физический контакт Бег совместно- Ходьба индивидуальные Плавание действия Лыжные гонки Спринт (вело)
Слайд 13
Опосредственное противоборство Отсутствие физического контакта Акробатика совместно- Фигурное катание взаимосвязанные Спортивные танцы действия на льду
Слайд 14
Непосредственное противоборство Отсутствие физического контакта Спортивная гимнастика Акробатика совместно- (прыжки) Фигурное катание индивидуальные (одиночное) Прыжки и метания действия Тяжелая атлетика Слалом
Психологическая систематика видов спорта — Студопедия
Современный спорт многообразен. Многообразие его выражается: 1) в большом количестве видов спорта; 2) в большом числе соревновательных упражнений, входящих в отдельные виды спорта; 3) в исключительном разнообразии содержательной и процессуальной стороны спортивной деятельности (биомеханические, энергетические, средовые и психологические особенности).
Для организации психологического анализа спортивной деятельности принято группировать все виды спорта и соревновательных упражнений.
Наиболее рациональна систематика видов и соревновательных упражнений в спорте, разработанная Т.Т.Джамгаровым*.
* См.: Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц. Пуни. — М., 1979.
Предлагая свою систематику, автор использовал независимые от вида спорта положения, выражающие характер взаимодействия спортсменов в процессе соревновательной деятельности, при этом главной целью было рассмотреть взаимодействия, регламентированные соответствующими правилами соревнований. Исследования показали, что конкретные формы взаимодействия спортсменов зависят от особенностей вида спорта, и это определяет, главным образом, психологическую специфику. Существует две основные формы взаимодействия: 1) по отношению к противнику — противоборство; 2) по отношению к партнерам — взаимодействие.
Противоборство характеризуется наличием прямого или косвенного психологического (может быть, и физического) контакта между спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и индивидуально-психологических особенностей спортсменов-участников.
Взаимодействие партнеров протекает как сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных усилий.
Эффективность взаимодействия зависит от умений и навыков взаимодействия, сплоченности, психологического климата команды, совместимости и др.
Эти две основные формы взаимодействия соревнующихся спортсменов составили основание для определения критериев систематики Т.Т.Джамгарова, которые сводятся к следующему:
противоборство противников: непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при отсутствии физического контакта). Обязательное условие — наличие психического контакта;
взаимодействие партнеров: при совместно взаимосвязанных действиях, при совместно синергических действиях, при совместно-последовательных действиях и при совместно-индивидуальных действиях.
В результате разработки систематики многообразие видов спорта было сведено до девяти групп (см. схему 3). Виды спорта, отнесенные к одной группе, действительно имеют много общего в психологическом отношении, несмотря на различия по другим показателям. Например, для видов спорта девятой группы характерна однонаправленная психическая активность. Психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трамплина на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную концентрацию внимания, настройку перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники, умение противостоять сбивающим факторам.
Пользуясь данной информацией, выполните следующее задание.
Что такое спортивная психология? | Психология спорта сегодня
Спортивная психология имеет относительно недолгое прошлое, и в последние годы она становится все более популярной и используется как ценное конкурентное преимущество среди спортсменов и тренеров.
В 1897 году психолог из Университета Индианы доктор Норман Триплетт написал первую научную статью по спортивной психологии, посвященную социальному поведению велосипедистов.
В начале 1920-х годов первая лаборатория спортивной психологии была создана в Берлине, Германия, докторомКарл Дием. Вскоре после этого спортивная психология пришла в Америку, когда доктор Коулман Р. Гриффит создал первую лабораторию спортивной психологии в США, в штате Иллинойс. Доктор Гриффит также создал и преподавал первые курсы спортивной психологии университетского уровня в Университете штата Иллинойс в 1923 году. Кроме того, доктор Гриффит был первым спортивным психологом, когда-либо нанятым профессиональной спортивной командой, бейсбольной командой Chicago Cubs. За свои новаторские усилия он считается отцом науки о спортивной психологии в Соединенных Штатах.
Мы можем определить психологию как исследование человеческого разума, эмоций и поведения. Психология — это академическая и прикладная область. Американская психологическая ассоциация (APA) заявляет, что спортивная психология — это «научное исследование психологических факторов, связанных с участием в спорте, упражнениями и другими видами физической активности и их результативностью». Самый важный орган по сертификации в спортивной психологии, Ассоциация прикладной спортивной психологии (AASP), заявляет, что они «продвигают этическую практику, науку и защиту спорта и психологии физических упражнений».
Практически в каждом колледже, национальной, профессиональной или олимпийской спортивной команде есть спортивный психолог в штате, и бесчисленное количество отдельных колледжей, олимпийских и профессиональных спортсменов тесно сотрудничают с консультантами по спортивной психологии. Взгляните на нескольких известных профессиональных игроков в гольф, которые обращались к консультантам по спортивной психологии. По оценкам, более 300 профессиональных игроков регулярно обращаются к спортивным психологам:
Стив Элкингтон Денис Уотсон Кирк Триплетт Дэйв Стоктон Ли Янзен Кэмерон Бекман Брэнди Бертон Стивен Эймс Чип Бек Дэвис Лав III Ник Прайс Брэд Факсон Джон Дейли Брайан Барнс | Christian Cevaer Hollis Stacy Beth Daniel Woody Austin Retief Goosen Padraig Harrington Michael Campbell Frank Lickliter II Fred Funk E.Дж. Пфистер Стюарт Синк Скотт Маккаррон Пейн Стюарт Кори Павин | Бен Креншоу Боб Эстес Донна Эндрюс Джастин Леонард Хэнк Кюне Мишель МакКанн Брэнди Бертон Марк МакКамбер Рэйчел Теске Джу-Юн Ким Нэнси Скрэнтон Билл Глассон Брайан Гей Чарльз Хауэлл III | Тай Трайон Люк Дональд Джим Картер Фрэнк Нобило Дэвид Морланд IV Джон Кук Дэвид Фрост Майк Гроб Дэвид Огрин Мэтт Вейбринг Гэри Никлаус Билли Андраде |
Убедят ли эти 55 профессионалов в игре в гольф, что спортивная психология необходима для умственного развития? Они зарабатывают на жизнь гольфом и хотят получить все возможное.Они уже сильны морально, но хотят продолжать совершенствоваться и поэтому обращаются за помощью к спортивному психологу. Вы тоже можете получить выгоду.
Давайте взглянем на область спортивной психологии и узнаем, как она может помочь вам как спортсмену, родителю спортсмена или как тренеру. Вот десять областей, которые изучает спортивная психология, и то, как она применяет эти знания к спортивному обучению и результативности.
- Спортивная психология помогает понять себя как спортсмена. У вас должны быть умственные стратегии для обучения, практики и факторов производительности.Спортивная психология дает вам методы и подходы, позволяющие понять, что вам нужно, чтобы вы и ваш тренер могли разработать индивидуальные меры вмешательства.
- Спортивная психология помогает лучше работать с родителями. Ваши родители должны быть частью вашей команды успеха, по крайней мере, на каком-то уровне. Это не обязательно означает, что они должны тренировать вас, но было бы неплохо иметь с ними прочные отношения и отличные коммуникативные навыки, чтобы они могли помочь вам в вашей карьере.
- Спортивная психология помогает лучше работать с тренерами. Ваш тренер, пожалуй, самый важный человек в вашей команде. Вам нужны отличные рабочие отношения с этим человеком. Спортивная психология может помочь вам создать эти отношения и укрепить их.
- Спортивная психология помогает ориентироваться в спортивной карьере. В спортивной карьере много тупиков, ловушек и ложных путей. Спортивная психология помогает вам сформировать видение успеха, целей и задач, чтобы вы могли выполнить этот генеральный план.
- Спортивная психология помогает подготовить разум. Очень важно, чтобы вы знали, как морально и эмоционально подготовиться к урокам, тренировкам и выступлениям. Спортивная психология помогает вам разработать индивидуальный процесс психологической готовности, который поможет вам перейти от обычной работы, учебы или общения в особый мир соревнований.
- Спортивная психология помогает вам сконцентрироваться, чтобы вы могли войти в зону. Контроль внимания — это, как говорят психологи, концентрация или фокус. Спортивная психология помогает вам четко контролировать, где и как вы направляете внимание, чтобы вы могли сконцентрироваться на правильных сигналах внимания и блокировать нежелательные, отвлекающие сигналы.
- Спортивная психология помогает оправиться от неудач. Крайне важно, чтобы вы стали устойчивыми к неизбежным проблемам и неудачам, которые приносят соревновательные виды спорта. Вам нужна прочная психическая стойкость, которая поможет вам перефокусировать, перезагрузить и восстановить энергию для того, что должно произойти.
- Спортивная психология помогает повысить мотивацию и драйв. Успешные спортсмены, имеющие долгую карьеру, подпитывают их захватывающими целями, видением наследия, которое они хотят оставить, и мечтами о том, как они хотят играть.Спортивная психология помогает вам ставить перед собой увлекательные цели, которые создают в вас положительную энергию, поэтому у вас есть огромное количество энергии и решимости для реализации своего потенциала.
- Спортивная психология помогает справиться со стрессом и давлением. Один из основных способов, которым спортивная психология помогает вам, — это снижение стресса при обучении и производительности. В то время как некоторые стрессы неизбежны и естественны, чрезмерные уровни стресса наносят ущерб работоспособности. Спортивная психология помогает справиться со стрессом и превратить его в успех.
- Спортивная психология помогает справиться с парадоксом успеха. Проблема, с которой когда-либо сталкивается каждый спортсмен, — это парадокс успеха. По мере того, как вы становитесь более успешными, на вас тянет все больше давления и отвлекающих факторов. Спортивная психология помогает вам решать эти проблемы, сохранять концентрацию и поддерживать ваши лучшие результаты.
Теперь, когда эта статья предоставила вам общую картину психологии спорта, вы можете получить больше информации и взглядов на эти полезные ссылки по психологии спорта:
Ассоциация прикладной спортивной психологии (AASP)
http: // applicationsportpsych.org /
Международное общество спортивной психологии (ISSP)
http://www.issponline.org/
Европейская федерация спортивной психологии (FEPSAC)
http://www.fepsac.com/
Североамериканское общество психологии спорта и физической активности
http://www.naspspa.org/
Международное общество спортивной психиатрии (ISSP)
http://www.theissp.com/
Справочник программ магистратуры по прикладной спортивной психологии
http: // www.amazon.com/exec/obidos/ASIN/1885693109/atheltinsightheo
Если вы интересуетесь спортивной психологией с точки зрения тренера, спортсмена или родителей, я предлагаю вам изучить эту увлекательную область более глубоко. Спортивная психология может помочь во многих отношениях, и имеет смысл использовать все возможные преимущества.
Об авторе:
Билл Коул, MS, MA , ведущий специалист в области максимальной производительности, психологической стойкости и коучинга, является основателем и генеральным директором William B.Cole Consultants, консалтинговая фирма, которая помогает организациям и профессионалам добиваться большего успеха в бизнесе, жизни и спорте.
.
Список книг и статей по психологии спорта
Миллионы людей во всем мире активно занимаются спортом в качестве спортсменов, тренеров или зрителей. С юного возраста людей приобщают к спорту посредством самых разных физических нагрузок. Согласно Р.Б. Олдерману в книге «Психологическое поведение в спорте » (1974), спорт — это организованные игры, которые стали институционализированными в соответствии с набором правил и процедур, применимых везде, где в них играют.Психология спорта рассматривает поведенческие факторы, которые влияют и на которые влияют участие в спорте, производительность, уход и благополучие, а также связь между физическим и психологическим функционированием.
Исследования в области психологии спорта охватывают множество тем, таких как беспокойство, травмы, поведение, участие, стресс, восстановление и психическое здоровье, и охватывают многие темы социальных наук, включая спортивную деятельность, социальную структуру, отношения и ценности, индивидуальные различия, атрибуция успеха и неудачи, социальная мотивация, социальное обучение и влияния, эстетика и эффекты средств массовой информации.
В этой области психологии существует множество точек зрения и подходов, методологических и концептуальных, которые представлены в спорте. Психология развития связывает спорт и воображаемую игру. Первый случай творческой игры у человека происходит в детстве. Второй случай появляется во время игр и занятий спортом для взрослых, когда такие занятия, как настольные игры, включают в себя творческие компоненты, чтобы оживить игру. Третий пример показывает тесную взаимосвязь между визуальными образами и двигательной активностью.Это демонстрирует, что воображаемые трансформации притворной игры имеют явные адаптивные последствия для спорта и спортивных мероприятий. Ричардсон (1969) показал, что гимнасты, которые занимались этой умственной практикой, выступали лучше, чем спортсмены, которые занимали свой ум другими видами деятельности.
Существует множество факторов, которые могут мотивировать спортсмена к успеху в выбранной ими области, сочетание его собственной самомотивации и желания внешнего признания своих достижений другими.У спорта есть необходимые компоненты, чтобы быть внутренне мотивирующим для людей, прямо или косвенно. Сами по себе занятия субъективно интересны и увлекательны. Спорт привносит вызов и мастерство со стороны участвующих игроков. Внешние мотиваторы включают приз за то, что он стал выдающимся игроком, например, трофеи, награды и денежные призы. Социальное давление — еще один фактор мотивации, поскольку участие в спортивных соревнованиях считается социальной нормой. Освещение спорта в средствах массовой информации также играет роль в этом, наряду с акцентом на удачу и славу тех, кто выделяется среди других.Внутренние мотиваторы основаны на потребности человека быть компетентным и самоопределяющимся по отношению к своей внешней среде. Спорт, как правило, включает в себя по сути интересные занятия с дополнительным преследованием внешних стимулов.
Экзистенциальная психология занимается исследованием настроений и эмоций, которые люди испытывают в своей жизни. Фишер (1970) предполагает, что тревога является центральным фактором большинства психологических подходов. Фрейдисты и другие психологи склоняются к тревоге как к негативному эмоциональному состоянию.В противоположность этому, Фромм (1994), Шнайдер и Мэй (1995) согласны с общим мнением о том, что тревожность проявляется на протяжении всей жизни людей, независимо от их психологического состояния или здоровья. Исследования спортивных результатов и соревновательных видов спорта неизменно показывают, что спортсмены часто нервничают больше, чем ближе к соревнованиям. Эти уровни тревожности уменьшаются по мере того, как спортсмен более опытен или имеет более высокий уровень уверенности. Повышение и поддержание уверенности, преодоление стресса во время тренировок и соревнований, постоянная концентрация, внимание и концентрация, а также повышение и поддержание мотивации — вот области, на которых спортивные консультанты концентрируются вместе со спортивными профессионалами.
Психология спорта охватывает также мотивы спортивных болельщиков. По всему миру энтузиасты смотрят телевизор и посещают спортивные мероприятия, в некоторых случаях тратя значительную часть своего дохода на то, чтобы быть зрителем. Байссер (1967) предположил, что городские жители будут наиболее сильно привязаны к спорту и определенным командам, чтобы удовлетворить потребности в принадлежности и идентичности. Наслаждение спортивным зрелищем среди сообществ очевидно. Лоутер (1951) писал, что «простые люди поглощены спортивным энтузиазмом.У них есть любимая бейсбольная команда, любимая баскетбольная команда и любимая футбольная команда … Сообщество имеет тенденцию объединяться в своем спортивном энтузиазме и поддержке местных команд ». Блумер (1946) классифицировал коллективное поведение на спортивных мероприятиях как« традиционную толпу ». , «означает, что это более или менее предсказуемо. Наблюдатели указали, что образ жизни болельщиков в отношении спорта имеет большое значение. Когда они не смотрят спорт, они вспоминают предыдущие игры или планируют предстоящие игры.
.
Техническая, тактическая и психологическая подготовка (нефитнес-компоненты спортивной тренировки)
Техническая подготовка
Целью технической подготовки является формирование и совершенствование спортивных навыков. Каждый спортивный навык имеет определенный способ решения двигательной задачи (содержание спортивного навыка) в соответствии с правилами данного вида спорта, биомеханическими правилами и двигательными возможностями спортсмена, которые обозначаются как техника . Конкретная индивидуальная настройка техники спортсменом обозначается как стиль .
Порядок приобретения моторики:
- Спортивные навыки создаются на основе информации о внешней и внутренней среде спортсмена и их синтеза в комплексный образ решаемой ситуации (умения).
- Создание такого изображения осуществляется на основе информации, полученной от органов чувств (зрительной, звуковой, локомотивной и позиционной) — восприятия.
- Путем повторения воспринимаемые ситуации постепенно фиксируются в соответствующих моделях восприятия.
- Через афферентные пути файлы с такой информацией передаются в ЦНС, где они далее анализируются в процессах программирования.
- Именно здесь формируется нейронная основа соответствующей программы.
- Программа сохраняется в соответствующей памяти.
- Выбранная программа решения реализуется соответствующими структурами нервных импульсов, которые вызывают соответствующую активность в скелетных мышцах.
- Постепенно формируются структуры условных рефлексов (двигательные стереотипы) в виде двигательных паттернов.
- Путем повторения эти паттерны формируются в независимые нейрофизиологические единицы (паттерны восприятия, программы двигательных решений).
- В определенной степени они независимы и могут быть объединены в новые блоки.
Этапы технической подготовки
Процесс обучения моторным навыкам основан на теоретических выводах о моторном обучении.
Достижение цели обусловлено:
- Понимание техники как единства ее внутренних и внешних особенностей
- пошаговая процедура получения
- стабилизирующая техника
- комплексная концепция (организация содержания)
- сознательная деятельность спортсмена и тренера
Процесс обучения не линейный и ровный; это длительный процесс, неограниченный по времени.
На практике появляются следующие этапы:
- сверло
- улучшение
- стабилизация
Сверло
Задач:
- Изучение задач выбранной спортивной дисциплины
- Обучение техническим основам соответствующих спортивных навыков
Этот этап продолжается по следующей оси:
- введение (правила, ощущение воды, мяча и т. Д.)
- определение задачи (ввод кушетки, спортсмен должен идентифицировать себя по изображению)
- создание образа
- начальных попыток (проверка изображения в упрощенных условиях), повторение («повторение без повторов»)
Улучшение
Задач:
- Укрепляющие, улучшающие и последующие приемы корректировки в данной специализации
- Постепенная взаимосвязь техники и требований физической подготовки и физиологических функций спортсмена
- фокусировка сцены направлена на дальнейшее формирование изображения
Вся информация объединена в единый блок сложного локомотивного анализатора, ориентированного на спорт.Укрепление и улучшение достигается за счет сложных повторений соответствующих упражнений, которые ведут к автоматизации. На этом этапе продолжается улучшение преимущественно кинематических (пространственно-временных) и динамических (силовых) параметров движущихся конструкций. Технику нужно постепенно увязывать с ее фитнес-базой и энергоснабжением.
Основная цель этого этапа технической подготовки — окончательная закрепка и стабилизация техники.
Стабилизация
Задач:
- укрепление и стабилизация комплексов спортивных навыков как единиц, готовых к включению в программы соревновательной деятельности спортсмена
- взаимное соединение, комбинирование и адаптация этих устройств к наиболее жестким условиям занятий спортом
- попытки укрепить и стабилизировать ведут к другому, более глубокому объединению техники, фитнеса, психики и тактики в высокофункциональные единицы
Суть стабилизирующей техники на этом этапе заключается в автоматизации соответствующих структур и действий структур навыков и их постоянной адаптации к условиям соревнований.
Методы технической подготовки:
- Методы : аналитические, аналитико-синтетические, концентрированные, дисперсионные.
- Процедуры : целое, от целого к частям, от части к целому.
Тактическая подготовка
Необходимо различать два термина:
- стратегия понимается как заранее подготовленный план действий в конкретном соревновании
- план определяется ключевыми стратегическими точками (очки в соревновании, когда спортсмен принимает решения в соответствии с заданной стратегией в так называемых конфликтных ситуациях)
- тактика далее анализирует и показывает возможные решения индивидуальных конкурентных ситуаций (конфликтных ситуаций)
- ориентирована на практическую реализацию данных ситуаций в рамках заданного плана (стратегии)
- тактика (индивидуальная, групповая, командная, наступательная, оборонительная)
Реализация тактических действий осуществляется по следующей оси:
- восприятие и анализ (возникновение ситуации — распознавание ситуации — анализ ситуации)
- мысленное решение (предложение решения — выбор решения)
- решение движения (исполнение решения, обратная связь)
Тактика решается в соревновательных ситуациях, которые характеризуются условиями.
Мы можем различать два типа условий:
- стационарный (спортплощадка, спортплощадка, инвентарь и др.)
- изменение (судья, публика, маршрут, отскок мяча и т. Д.)
Тактические навыки бурения
Под тактическими навыками понимаются определенные процедуры или модели решения соревновательных ситуаций, приобретенные в процессе обучения.
Приобретение тактических навыков предполагает влияние на спортсмена:
- восприятие (пространство, ритм, предметы)
- мышление и принятие решений (анализ, синтез, обобщение, интуитивные решения — решения, выходящие за рамки восприятия)
- знания (правила, организация ведения спортивного боя, принципы тактических действий в конкретных ситуациях, знание стратегии)
- опыт (память, предвкушение)
Принципы отработки тактических навыков:
- тактические навыки тесно связаны с техникой
- для каждой конкурентной ситуации есть определенное решение
- теоретические основы (алгоритмы, шаблоны) должны быть приобретены до самого бурения
- предложить решение ситуации при сверлении и, возможно, дать возможность спортсменам обсудить это
- сначала обучите без толчков, увеличьте сопротивление и давление (время, пространство, усталость) после обработки отдельных деталей
- Групповые навыки (модели игры в большинстве) должны практиковаться аналитическим способом (парами или группами по три человека)
- желательно решать меньшее количество ситуаций с лучшим качеством
- адаптация ситуации к ожидаемым условиям конкуренции
Решение конкурентных ситуаций
При создании плана стратегии обратите внимание на следующее:
- соревновательная цель,
- мощность конкурента
- стратегия конкурента
- собственная мощность
- информация об окружающей среде и условиях
Решение практических ситуаций основывается на уровне подготовки во время обучения и степени их неопределенности (т.е. их нельзя приготовить заранее)
Мы различаем:
- Алгоритмизация (стандартные ситуации I.) спортсмен выбирает из нескольких предварительно подготовленных решений (варианты A, B, C). Средняя неопределенность.
- Образцы (стандартные ситуации II.) Все знают, что делать в данной ситуации, и я, и другие товарищи по команде (например, штрафной удар, атакующая комбинация, подача в волейболе. Минимальная неопределенность.
- Мгновенное неподготовленное решение — подручное .Творчество очень важно. Высокая неопределенность.
Психологическая подготовка
Целью психологической подготовки является использование результатов психологических исследований для повышения эффективности других компонентов спортивной тренировки и, во время соревнований, фиксация эффективности на уровне, равном приобретенному уровню подготовки. Другими словами, он пытается минимизировать эффекты негативных психических воздействий и в то же время положительно влияет на психику спортсменов, чтобы достичь высокой спортивной эффективности.
Подход психологической подготовки касается:
- обучение модели
- Регулирование текущего психического состояния
- Регулирование межличностных отношений
- Влияние на личность спортсмена
Обучение модели
Отправной точкой модельного обучения являются теоретические знания процесса адаптации с точки зрения психологии. Адаптационные стимулы представлены ситуативными воздействиями, которые негативно влияют на деятельность спортсмена своими психогенными эффектами.
Из этого следует, что в тренировку необходимо включать «модели» соревновательных ситуаций. Тренер должен быть изобретательным, креативным, как актер или режиссер, и уметь убедительно влиять на своих учеников, которые, с другой стороны, должны сотрудничать во время обучения модели, принимая правила модели. Примером модельной тренировки может быть повторное завершение партий в волейболе под психологическим давлением при неблагоприятном счете.
Регулирование текущего психического состояния
Текущие психические состояния можно разделить на предстартовые, соревновательные и постсоревновательные.
Предпусковые состояния — они появляются, когда спортсмен осознает, что участвует в важном соревновании. Эти состояния постепенно переходят в состояния конкуренции.
Постконкурсные состояния — вызываются субъективной оценкой хода соревнований и могут длиться несколько часов. Отправной точкой для регулирования таких состояний являются данные об уровне активности спортсменов (см. Главу 3).
По уровню активации и ее направлению:
- слишком высокий уровень активации (начало лихорадки) — отрицательный (аверсивная дрожь), положительный (нетерпеливое дрожание)
- низкий уровень активации (стартовая апатия, равнодушие, апатия)
Постконкурентные состояния происходят от успеха или неудачи.Неудача вызывает депрессию, невротические проявления, смирение, безысходность.
Средства регулирования можно разделить на группы по их цели:
- Активация опускания
- повышающая активация
- снижение негативного опыта отказа
- Устранение психологических последствий переутомления
Выбор конкретных средств — дело специфическое, в определенной степени индивидуальное.
Регулирование межличностных отношений
В спортивной команде существует два основных типа отношений между спортсменами: соревнование и сотрудничество .Оба они должны присутствовать в команде в оптимальной степени. Если конкуренция преобладает над сотрудничеством, в команде возникает соперничество, которое влияет на сотрудничество (проблема нескольких индивидуальностей). Высокий уровень сотрудничества без конкуренции обычно приводит к общей доброжелательности, что приводит к потере мотивации.
.
/ |
Обзор литературы — ПсихологияДобавить статьюЕсли вы хотите опубликовать статью, относящуюся к коучингу или обучению, для включения в Библиотеку, напишите мне. |
.