Психолингвистика как наука: Психолингвистика как наука — Студопедия

Психолингвистика это (как наука)

Психолингвистика изучает связь языка и психических процессов. Что происходит в психике, когда мы говорим или воспринимаем речь? Как осваиваем новый язык?

Почему люди, которые живут в разных странах и говорят на разных языках, так неодинаково воспринимают окружающий мир? Как происходит развитие детской речи? Над исследованием такого круга проблем работают специалисты по психолингвистике.

Впрочем, основы психолингвистики будут интересны не только профессионалам. Каким речевым формулировкам мы верим безоговорочно, а какие заставляют отнестись к говорящему скептически? О чем могут свидетельствовать речевые ошибки и оговорки? Как передать смысл текста на другом языке с наименьшими потерями? Все мы не раз сталкивались с ситуациями, когда были бы полезны психолингвистические знания, хотя, скорее всего, осознанно и не размышляли об этом.

Среди других наук

Психолингвистика как наука, возникшая на пересечении двух отраслей знаний, связана с дисциплинами самой разной направленности. В числе смежных с ней наук есть как естественные, так и гуманитарные.

Конечно, больше всего общего у психолингвистики с психологией и лингвистикой (языкознанием), особенно с некоторыми их разделами. Например, одной стороны, это общая, возрастная, педагогическая, социальная психология, а с другой — грамматика какого-либо языка, этнолингвистика, философия языка и некоторые другие разделы языкознания.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Подробнее про логопедию

В научном мире все еще однозначно не определились, отраслью какой из двух материнских наук считать психолингвистику. Где-то она изучается в курсе психологии, где-то — лингвистики. Все большее число ученых склоняется к тому, чтобы называть психолингвистику не разделом какой-то области знаний, а полноправной самостоятельной дисциплиной.

С какими другими науками связана психолингвистика?

  • Философия как наука, «давшая жизнь» общей психологии и задавшая общее направление психолингвистических исследований.
  • Семиотика — наука о знаках и знаковых системах, одной из которых считается язык.
  • Логика, дающая представление о логико-смысловой организации высказывания.
  • Социология, которая дает важные сведения об индивидуальном, групповом и других уровнях социализации личности, которые влияют на ее речь.
  • Медицина, в особенности неврология, оториноларингология и психиатрия, предоставляющие богатый материал о речи и ее нарушениях.

Самостоятельная дисциплина

Продолжительные этапы развития, долгая история становления — этого у психолингвистики не было. По крайней мере, как у самостоятельной науки. Да, отдельные концепции, затрагивающие связь мышления и речи, можно обнаружить еще в глубокой древности, однако официальный год рождения психолингвистики — 1953-й. В нашей стране активно развиваться эта наука стала еще на десятилетие позже.

И хотя сейчас психолингвистика — завоевавшая признание дисциплина со своей системой понятий, предметом, задачами и методами, по некоторым вопросам ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. Например, тот же предмет психолингвистики во многих источниках трактуется по-разному.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Во-первых, как речевая деятельность, то есть письмо, чтение, говорение и другая целенаправленная деятельность, опосредованная языком. Во-вторых, как сам язык — инструмент, необходимый для речевой деятельности. И, в-третьих, сама речь человека, психический процесс ее порождения и восприятия. Такая троичная структура предмета объясняется тем, что психолингвистика — составная дисциплина, объединяющая сразу две науки.

Рекомендуем: Что такое профессиограмма?

Обозначим методы психолингвистики. В соответствии с известной классификацией научных методов, которая принадлежит выдающемуся советскому психологу Борису Герасимовичу Ананьеву, их можно объединить в четыре группы.

Психолингвистическое изучение речевой деятельности происходит с помощью группы организационных методов. К ним относится сравнительный анализ, с помощью которого можно сравнивать разных людей (скажем, с нормальной речью и с ее нарушениями) или разные стороны речевой деятельности.

Лонгитюдное исследование, заключающееся в продолжительном наблюдении за каким-либо элементом речевой деятельности одного человека или нескольких, позволяет проследить, как усваивают язык дети. Также применяется комплексный метод, сочетающий различные способы исследования.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Вторую разновидность представляет комплекс эмпирических (опытных) методов. Сюда входит пара очень популярных в разных науках методов: эксперимент и наблюдение. Интересно, что изучаемый и изучающий в методе наблюдения может быть одним и тем же человеком: тогда мы говорим о самонаблюдении.

Рекомендуем: Когнитивное развитие — это

Методы третьей группы — обрабатывающие — используются, как ясно из их названия, для обработки полученных данных. Интерпретационные методы, составляющие последнюю группу, необходимы, чтобы правильно истолковать результаты исследования.

Практическая значимость

Какое практическое приложение могут обрести данные психолингвистического исследования? Прикладная психолингвистика актуальна во многих сферах жизни человека. Прежде всего психолингвистические теории и концепции играют важную роль при разработке методик обучения языку — как иностранному, так и родному.

Такое же большое значение психолингвистика имеет для педагогики, оказывая неоценимую помощь логопедам и коррекционным педагогам. Да и вообще, данные психолингвистики в целом используются специалистами, имеющими дело с патологиями развития: например, они значительно облегчают работу врачей-психиатров.

Психолингвистика в судебном и следственном процессе помогает определить истинность или ложность высказывания, установить авторство анонимного текста (не всегда удается стопроцентно установить конкретное имя, но пол, возраст и основные черты характера автора определяются довольно точно).

Рекомендуем: Социальное поведение

Развитая телекоммуникация, то есть комплекс средств и объектов, позволяющих передавать сообщения на большие расстояния, делают особенно актуальными возможности психолингвистики в сфере рекламы, пропаганды и других влияющих текстов массовых коммуникаций. Также возрастает необходимость психолингвистической экспертизы текстов, предназначенных для массовой аудитории, которая позволяет определить, не нарушает ли текст (чаще всего это сообщение в средствах массовой информации) рамок закона.

Вообще, можно сказать, что в существовании таких прикладных видовых деятельности (а вернее, в возникающих перед ними задачах, которые могут быть решены этой наукой) психолингвистика и находит основной толчок к развитию. Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам,
пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой,
освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Психолингвистика как конвергентная наука | Социальная сеть работников образования

Психолингвистика как конвергентная наука

Эпиграф: «Границы моего языка означают границы моего мира»(Л. Витгенштейн)

        Времена, когда на фронте соприкосновения нашего коллективного сознания с неведомым можно было быть, например, только физиком или только химиком, остались в прошлом. Более того, значимые  открытия возможны лишь при условии коллективной работы в потоке так называемых конвергентных наук.  

        Психолингвистика — это та мультидисциплинарная область, в которой для продвижения вперед нужны как все накопленные нами знания, так и довольно высокий уровень этики, поскольку применение научных результатов может иметь достаточно опасные последствия.

          Например, идея отраженной через язык психологии целых народов зародилась еще в 19  веке. Одним из первых теоретиков психологизма в языкознании был Х.Штейнталь. Во многом основывавшийся на идеях В. фон Гумбольдта, он, однако, вместо «человеческой духовной силы» выдвигал на первый план коллективную психологию, понимая язык как «выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков», а языкознание – как «психологию народов». Штейнталь утверждал, что язык есть мышление, но в отличие от предметного мышления, основанного на представлениях, языковое мышление опирается на так называемую «внутреннюю форму языка» (понятие, введенное В. фон Гумбольдтом), определенным образом организующую человеческие представления и специфичную для каждого народа и языка. Каждая языковая единица, каждое наблюдаемое языковое явление имеет свой психический коррелят, все в языке связывается между собой через ассоциации. Разными группами представлений образуется психический организм, находящийся у каждого индивида «в состоянии непрестанного изменения». Историческое развитие происходит лишь внутри психических организмов. Изменение языка – это лишь метафора; однако принятый в языковом коллективе узус нивелирует различия психических организмов и закрепляет изменения. Значит, через изменения языка возможно опасное с точки зрения этики манипулирование (особенно сублиминально) коллективным сознанием — разве не об этом говорил на рубеже 1950–1960-х годов Н.Хомский, заявивший о том, что главная задача науки о языке – это моделирование деятельности носителя языка?  А в  книге «Язык и мышление» (1968) он прямо определил лингвистику как «особую ветвь психологии познания». Согласно Хомскому, лингвистика может много дать для выяснения процессов, связанных с умственной деятельностью человека, другими словами, лингвистика как изучение человеческой коммуникации, и особенно нейролингвистика сейчас в огромной степени определяет развитие самой психолингвистики. Например, современная лингвистика пришла к тому, что все эти языковые средства (фонемы, морфемы, лексемы и т.д)  представляют собой лишь«формальные операторы», с помощью которых человек осуществляет процесс общения, прилагая их к системе значений знаков языка и получая осмысленный и целостный текст (сообщение). Но само это понятие значения выходит за пределы речевого общения: оно выступает как основная когнитивная (познавательная) единица, формирующая образное восприятие мира человеком и в этом качестве входит в состав разного рода когнитивных схем, эталонных образов, типовых когнитивных ситуаций и т. д. Таким образом, значение, бывшее раньше одним из многих понятий лингвистики, все больше превращается в основное, ключевое ее понятие. Мне представляется важным, что теперь понятия «значение» и «ког»(элемент психического опыта, связанный с работой какого-то участка нейронной цепи) вполне соотносимы, потому что именно значение слова запускает работу какого-либо кога. А поскольку тут мы приближаемся к понятию когнитом, то есть сеть психики, внутренний мир человека, которому принадлежит данная нейронная сеть, — то и данные современных нейронаук и развитие нейротехнологий учитываются, используются и будут использоваться психолингвистикой. Например, недавно в журнале Nature Neuroscience (IF=16.724) вышла статья,посвященная тому, как эмоциональное возбуждение влияет на запоминание посторонней информации, которую человек получает через какое-то время после эмоционального стимула.  Перед учёными стояла задача: понять, влияет ли возбуждение структур мозга, ответственных за эмоциональное состояние, на то, как запоминается информации, которую тот же мозг получает через несколько минут после эмоционального всплеска. А исследование того, как мозг работает с информацией, и есть, по большому счету, предмет психолингвистики. Тут очень заметен еще один аспект: если мышление — это процесс нейро-химический, то    нейрохимия мозга влияет на качество мыслительного процесса и во многом определяет психический контур личности, а значит, и без знания об аминокислотах и нейротрансмиттерах в современной психолингвистике не обойтись. Еще одна из нейронаук — это коннетомика — наука о связях внутри мозга, благодаря которой мы не только пытаемся изучать вычислительные, когнитивные мощности мозга, но и тут же пытаемся моделировать человеческие мыслительные умения в системах искусственного интеллекта. Использование данных психолингвистики на этом пути неизбежно, поскольку программы для искусственного интеллекта пишутся людьми на основе законов языка как системы систем, да и в принципе давно понятно, что естественный язык не только стал прообразом языков программирования, но и сам по себе принцип встраивания программ в личность через язык повторяется в работе с машинами. Кроме того, данные психолингвистики необходимы для контроля над искусственным интеллектом, ведь только этически правильно встроенные  программы позволят удержать искусственный интеллект в ранге вспомогательных устройств. Иное развитие событий предсказано футурологами: оптимизируя систему, всевластный ИИ избавится от никчемной биологической массы в считанные годы. Так что правильным, наверное, будет развитие ИИ в качестве разного рода симбиотических человеку устройств, позволяющих работать с большими массивами данных. Задача психолингвистики, таким образом, заключается в том, чтоб обеспечить не только взаимопонимание человека и машины, но и безопасность как отдельного узвимого, недолго живущего белкового организма, так и человеческой популяции в целом.

          Такое взаимодействие, естественно, изменит психологическую сущность человека. Данные антропологии свидетельствуют, что лишь 200 тысяч лет назад современный человек сформировался в своей анатомической структуре, и еще 150 тысяч лет ему понадобилось, чтобы зародилось более-менее «человеческое» мышление, и страшно инвазивный хищник-примат не просто научился договариваться с себе подобными, но и начал путь «культурного» развития вида, передавая следующим поколениям накопленный опыт — что невозможно было бы без языкового мышления. Язык сделал нас людьми, способными ответить на любой внешний вызов, будь то природа или цивилизация, своей запредельной приспособляемостью к чему угодно мы обязаны именно нашей нейролингвистической психике.  Дальнейшее эволюционирование вида определит не только техногеника, но и умение использовать данные психолингвистики в в разного ранга образовании, в социологии, в поведенческими  императивами как элит, так и маргиналов.

          А, говоря о каких-либо поведенческих императивах, (то есть философско-этических ценностях) мы должны понимать, как накопленный человечеством, полный заблуждений и прозрений коллективный философский опыт находит себе применение в психолингвистике. В последнее время, похоже, из определяющих мировоззрение интересным становится вопрос не  «Скажи мне, о чем ты думаешь?», а вопрос :»Скажи мне, КАК ты думаешь?», а это уже давно та забава, где психолингвистика давно играет на своем поле. Поскольку язык определяет мышление своего носителя, то, наверное, одной из задач психолингвистики будет постепенное преодоление когнитивных искажений, самосаботажа и трансакционных издержек человеческой философии. Только грамотное использование данных психолингвистики способно реально преодолеть инертность системы, например, в образовании: кто лучше лингвиста знает, что такое коммуникативные и аналитические компетенции?

        Итак, психолингвистика  — это то сложное, многоуровневое поле современной научной работы, в котором развитие процесса познания невозможно без использования всех сегодняшних научных достижений множества областей знания. Значимость психолингвистики  трудно переоценить. Поскольку язык сделал нас людьми, научное осознание того, как именно он функционирует, как определяет мышление своего носителя, как формирует те или другие психические контуры внутри сознания, — может стать залогом дальнейшего выживания человеческого вида вообще. Выявление и использование механизмов того, как встраиваемые через язык, через разного ранга образование драйвера мышления влияют на формирование  как отдельного, так и коллективного сознания, могут стать залогом успешного управления большими массами людей, как это раньше — во многом эмпирически — делали, скажем, религии или философские системы. Бойтесь.

Предмет психолингвистики — Студопедия

Лингвистические и психологические аспекты обучения языку

Вопрос N 5

ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ РЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Предмет психолингвистики

Психолингвистика — наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности.

Предметом исследования психолингвистики (ПЛ) является прежде всего речевая деятельность как специфически человеческий вид деятельности, ее психологическое содержание, структура, виды (способы), в которых она осуществляется, формы, в которых она реализуется, выполняемые ею функции. Как отмечает основоположник отечественной школы психолингвистики А.А. Леонтьев, «предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования» (120, с. ПО).

Другим важнейшим предметом изучения психолингвистики выступает язык как основноесредство осуществления речевой и индивидуальной речемыслительной деятельности, функции основных знаков языка в процессах речевой коммуникации. «В психолингвистике в фокусе постоянно находится связь между содержанием, мотивом и формой речевой деятельности и между структурой и элементами языка, использованными в речевом высказывании» (ПО, с. 16).

Наконец, еще одним основным предметом исследования ПЛ является человеческая речь,рассматриваемая как способ реализации речевой деятельности (речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний; различные виды и формы речевой коммуникации).[2]



Наличие не одного, а сразу нескольких предметов исследования ПЛ обусловлено спецификой этой области научного знания, тем, что психолингвистика является «синтетической», комплексной наукой, возникшей на основе своеобразного и уникального объединения, частичного слияния двух древнейших наук человеческой цивилизации – психологии и науки о языке (лингвистики).

Выделение в качестве основного и самостоятельного предмета ПЛ психофизиологического процесса порождения и восприятия речи встречается в работах целого ряда отечественных и зарубежных исследователей, а наиболее полное научное обоснование такой подход получил в трудах И.А Зимней (1984, 2001 и др.).


В одной из своих работ последнего периода А.А. Леонтьев указывает, что цельюпсихолингвистики является «рассмотрение особенностей работы механизмов порождения и восприятия речи в связи с функциями речевой деятельности в обществе и с развитием личности» (132, с. 298). В связи с этим предметом ПЛ «является структура процессов речепроизводства и речевосприятия в их соотношении со структурой языка» (131, с. 144). В свою очередь, психолингвистические исследования направлены на анализ языковой способности человека применительно к речевой деятельности, с одной стороны, и к системе языка – с другой (120, 133 и др.).

Какого-либо одного, общепринятого определения предмета исследования психолингвистики в отечественной и зарубежной науке до сих пор нет; в разных направлениях и школах психолингвистики он определяется по-разному. Вместе с тем некоторые отечественные исследователи и многие педагоги высшей школы используют обобщенное определение предмета психолингвистики, предложенное АА Леонтьевым:«Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной „образующей“ образа мира человека – с другой» (133, с. 19).

Объектом исследования психолингвистики выступают: человек как субъект речевой деятельности и носитель языка, процесс общения, коммуникации в человеческом обществе (основным средством осуществления которого и выступает речевая деятельность), а также процессы формирования речи и овладения языком в онтогенезе (в ходе индивидуального развития человека). Как указывает А.А. Леонтьев, «объектом психолингвистики всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций.Этот объект – общий у нее с лингвистикой и другими «речеведческими» науками» (133, с. 16). При этом важнейшим объектом исследования ПЛ является субъект речевой деятельности – человек, использующий эту деятельность для овладения окружающей действительностью (идеальной и материальной).

Методы исследования психолингвистики, равно как и методы других речеведческих наук, можно разделить на три большие группы: общая методология; специальная (т. е. конкретно-научная) методология; специальные (конкретно-научные) исследовательские методы.

Общей методологией является философия, понимаемая как мировоззрение, как некий общий путь движения мысли к научной истине и, соответственно, как общий «стиль мышления».[3] Каждый исследователь в любой области научного познания необходимо избирает ту или иную философскую концепцию (материалистическую или идеалистическую; механистическую или диалектическую; сенсуалистскую, прагматическую, позитивистскую, персоналистическую и т. д.). Авторы настоящего пособия стремились рассматривать научные факты психолингвистики в структуре диалектической философии. Это, в частности, выражается в том, что речевая деятельность рассматривается с учетом характерных для нее многообразных и меняющихся внутренних связей (например, многообразных связей всех операций речевой деятельности – семантических, синтаксических, лексических, морфологических, морфо-синтаксических, фонематических и фонетических – на всех уровнях порождения и восприятия речи) и связей внешних, т. е. связей речевой деятельности с социальной, речевой и неречевой средой и др. При этом мы исходили из того, что философия (система взглядов, мировоззрение) сама непосредственно не открывает фактов (и законов) конкретной науки, в нашем случае психолингвистики, но определенным образом подвигает к этому.

Специальную методологию составляют законы науки, ее теория, гипотезы, научные концепции, аксиомы и понятия, методологические принципы и т. д.

Рассмотрим основные принципы психолингвистики.

Первый принцип (или ведущее концептуальное положение), на который опирается психолингвистика, – наличие органической связи между речевой деятельностью и деятельностью неречевой; обусловленность (детерминированность) первого вида деятельности потребностями и целями жизни и деятельности (прежде всего социальной) человека и человеческого общества в целом.

Место речевой деятельности в системе деятельности человека

Второй основополагающий методологический принцип психолингвистики – признание в качестве сложной функциональной организации речевой деятельности как ее основного свойства.

Речь – функциональная система, т. е. целеобусловленная, направленная на достижение определенного результата.[4] Эта система многообразна и непостоянна. Она (на временной и постоянной основе) объединяет те или иные характеристики составляющих ее операций (семантических, синтаксических, лексических, морфологических, морфо-синтаксических, фонематических и фонетических) для достижения конкретной цели той или иной (речевой или неречевой) деятельности, которая совершается в конкретной ситуации речевой коммуникации (7). Характер этих временных объединений зависит от очень многих внешних и внутренних условий: от характера и целей осуществляемой деятельности, ситуации, в которой деятельность протекает, от личностных особенностей говорящего (воспринимающего речь индивида), его знания культуры (в широком смысле этого слова), от языкового контекста и т. д. Например, в одних случаях мы используем устную речь, а в других – письменную; в разных ситуациях речевой коммуникации говорим развернуто или предельно лаконично («свернуто»), используем литературный язык или «сленговый» вариант (например, молодежный, профессиональный) и т. д. Таким образом, содержание (значение, смысл) и форма речевой деятельности во многом определяются неречевой деятельностью и условиями, в которых неречевая и речевая деятельность совершаются.

П.К. Анохин – выдающийся отечественный физиолог, философ и психолог – предложил универсальную схему функциональной системы (с выделением структурно-образующих «блоков»):

Универсальная схема деятельности как функциональной системы (по П. К. Анохину)

Третий принцип – целостность речевой деятельности.

Он находит свое выражение в сочетании всех или ряда форм (и подформ) речи в речевых процессах. Целостность речевой деятельности проявляется также в обязательном взаимодействии всех составляющих ее операций (семантических, синтаксических, лексических, морфологических, морфо-синтаксических, фонематических и фонетических), всех этапов и уровней речевого процесса. Иначе говоря, разнообразные горизонтальные и вертикальные, прямые и обратные связи «пронизывают» процессы порождения и восприятия речи, всю внутреннюю структуру языка как основного средства осуществления речевой деятельности.

Четвертый принцип – определяющее значение «семантики речи»: обусловленность, «подчиненность» всех компонентов речевой деятельности значению и смыслу продуктов и результатов этой деятельности. Речевая деятельность направлена на извлечение (при восприятии речи) или создание и передачу (при порождении речи) значений знаков языка (т. е. общезначимых содержаний) и смыслов (личностных, индивидуальных значений).

Пятый принцип — неразрывная связь речевой деятельности с личностью.

Эта связь многообразна, сложна и довольно неоднозначна. При ее характеристике нужно учитывать, какой уровень организации личности (т. н. «высший» – мировоззрение, идеалы, социальная направленность и др.; «средний» – характер, особенности психических процессов и т. д., «низший» – эмоции, темперамент и проч.) и какой компонент этого уровня вступают в связь с определенным компонентом речи (например, лексическим, фонетическим и пр.). Поэтому какие-то компоненты того или иного уровня личности могут коррелировать с какими-то компонентами речи, а другие – нет.

Обратим внимание только на одну чрезвычайно важную для понимания речевой деятельности характеристику личности – ее активность. И процесс порождения речи, и процесс ее восприятия могут состояться и приобретать соответствующие характеристики только при (психической, интеллектуальной) активности личности. Например, степень активности (вовлеченности) личности в процесс восприятия в значительной мере определяет полноту и глубину восприятия. Вместе с тем навстречу поступающему сообщению слушающий активно выдвигает гипотезы, относящиеся ко всем смысловым и языковым операциям – семантическим, синтаксическим, лексическим и др., и только при этом условии, т. е. активном производстве «речевых» операций, процесс восприятия протекает в нормативном варианте. В противном случае он просто отсутствует или становится «редуцированным».

Шестой принцип – генетический. Он, в частности, проявляется в том, что в разные возрастные периоды человек овладевает разными формами речи (сначала – устной и «кинетической», затем письменной) и разными операциями речевой деятельности (сначала «примитивными», затем сложными), характеристики которых меняются в течение жизни человека (ср.: речь годовалого и трехлетнего ребенка, у которого уже сформировано основное «ядро» языковой системы; речь подростка и взрослого и т. д.). Конечно, принцип развития (динамики) реализуется в сформированных в онтогенезе процессах порождения и восприятия речи.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — Студопедия

И лингвистика, и психолингвистика обращаются к слову и к тексту. Лингвистика изучает организацию речи по законам языка. Но очевидно, что речь включена в систему коммуникации людей, она создаётся людьми и предназначена для понимания людьми. Следовательно, существует человеческое измерение речи. Именно это и изучает психолингвистика: производство речи, восприятие речи, то, как осваивают речь дети.

Психолингвистика возникла в 50-е годы XX в. как дисциплина, интегрирующая знания в области лингвистики и психологии. У лингвистики и психолингвистики общий предмет — система языка. Предмет психолингвистики совпадает с психологией — происхождение и функционирование отражательной способности человека.

Возникнув из потребностей объяснения процессов усвоения родного и иностранного языков, психолингвистика стремится сохранить прагматическую ориентацию.

ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ

У психолингвистики три основных теоретических источника.

Первый — психологическое направление в языкознании. Языковеды прошлых веков писали о том, что язык — это деятельность духа и отражает культуру народа. При этом они отмечали, что язык содержит в себе не только физический, но и психический компонент и тем самым принадлежит индивидууму. Являясь условием общения и регулируя деятельность человека, язык ограничивает познание мира и делает невозможным полное понимание другого человека.

Второй источник — работы американских дескриптивистов (и в том числе Н. Хомского), которые полагали, что владение языком основано на способности производить правильные предложения.



Третьим источником психолингвистики являются работы психологов, занимавшихся вопросами языка и речи. В работах Л.С. Выготского организация процесса производства речи трактуется как последовательность фаз деятельности (мотивация — мысль — внутреннее слово — реализация).

В концепции Л.В. Щербы постулируется наличие языкового материала (текстов), языковой системы (словарей и грамматики) и языко-

вой деятельности (как говорения и понимания речи). Отечественная психолингвистика сформировалась прежде всего как теория речевой деятельности.

Психолингвистика. — Студопедия

Психолингвистика возникла в середине XX века. Впервые о ней как о самостоятельной науке заговорили в 1953 г. на Международ­ном семинаре по междисциплинарным связям, проходившем под патронажем известных американских ученых — психолога Ч. Осгуда и антрополога, этнографа Т. Сибеока. Ввиду того, что структурная лингвистика, обеспечив известное продвижение в области познания структуры и системы языка, не смогла объяснить работу живых механизмов функционирования языка в процессе естественной человеческой коммуникации, вскоре все более и более настойчиво стали обосновывать необходимость изу­чения так называемого человеческого фактора в языке, осмысле­ния процессов говорения и понимания (восприятия) речи – ос­новных компонентов категории «речевая деятельность», лежащей в основе современной отечественной психолингвистики.

Психологическое направление в европейской лингвистике XIX веха (фон Гумбольдт, Штейнталь, Вундт, Потебня, Бодуэн де Куртенэ) подготовило почву, без которой, соб­ственно, возникновение психолингвистики в ее нынешнем виде было бы невозможным. У истоков психолингвистики стояли как отечественные и зарубежные лингвисты и психологи начала XX века. Яркими предшественниками отечественной психолинг­вистики были со стороны лингвистики Бахтин, Якубинский, Поливанов, со стороны психологии – Выготский и Леонтьев. Важная роль в создании концеп­ции отечественной психолингвистики принадлежит петербургс­кой школе, и, прежде всего, Щербе. Он выдвинул следующие положения 1) о приоритетном изучении процессов го­ворения и понимания (восприятия), 2) о важности исследования «отрицательного» языкового материала (детской речи и патоло­гии речи), 3) о необходимости использования в языкознании экспериментальных методов.



В истории психолингвистики различают, по крайней мере, три направления: ассоциативную, трансформационистскую и рече-деятельностнуюпсихолингвистику.

Основателем ассоциативной психолингвистики является Ч. Осгуд. В качестве исходной концепции здесь используется необихевиоризм – учение, согласно которому поведение человека рассматривается как система реакций на стимулы внешней среды. В отечественной психолингвистике этому принципу речевого поведения противопоставляется принцип активности, когда человек действует не по схеме «стимул — реакция» а согласно выстроенной им же программе действий, по наиболее рациональному пути, ведущему к достижению цели.


Трансформационная психолингвистика создавалась школой Миллера—Хомского. Концепция Миллера-Хомского опиралась на теорию порож­дающей грамматики, согласно которой в основе языка лежит огра­ниченная система правил, задающая бесконечное число «правиль­ных» предложений-высказываний. С помощью этой системы правил говорящий выстраивает «правильное» высказывание, а слушающий его декодирует (пытается его понять). Для осмысления процессов — говорения и понимания Н. Хомский вводит понятия «лингвистичес­кая компетенция» — потенциальное знание языка и «языковая ак­тивность» — процесс реализации этой способности.

В процессах говорения и понимания ученый различает поверх­ностные и глубинные грамматические структуры. Глубинные струк­туры воспроизводятся или (чаще) трансформируются в поверх­ностные. Механизмы преобразования одних структур в другие получают у Дж. Миллера психологическую интерпретацию и рас­сматриваются как своеобразное проявление мышления. Психолин­гвистические исследования в других странах (ФРГ, Англии, Ита­лии и др.), как правило, развивают идеи Миллера—Хомского. Поэтому зарубежная психолингвистика является преимущественно трансформационистской.

Зарубежная психолингвистика опиралась кроме того на тра­диции психологической школы Жана Пиаже во Франции. Согласно теории Ж. Пиаже, мышление ребенка в своем развитии преодолевает три стадии: сенсомоторную, до-операциональную и формально-операциональную. Речь ребенка развивается, по мнению Ж. Пиаже, под воздействием двух факто­ров: а) общения с другими членами этноязыкового коллектива и б) преобразования внешнего диалога во внутренний (эгоцентри­ческое общение с самим собой).

Психологический базис отечественной психолингвистики формировался главным образом на культурно-исторической пси­хологии Выготского. Ее определяющие идеи воплотились в сфокусированном виде в двух основных поло­жениях: а) речевая деятельность представляет собой совокупность мотива, цели и иерархической структуры речевого общения; б) в центре речевой деятельности находится человек как социальное существо, поскольку именно социум формирует и регулирует его речедеятельностные процессы. Из-за того, что в центре внимания формирующейся науки оказалось речевое общение как деятель­ность, отечественная психолингвистика получила второе наиме­нование — «теория речевой деятельности».

Деятельность человека, согласно этой теории, опосредована общественно обусловленной систе­мой 1) орудий труда и 2) «орудий» интеллектуального поведения (знаки). Причем вторые являются аналогом первых. Знаки как ору­дия интеллектуальной деятельности открывают перед человеком новые, более совершенные возможности общества, которые не в состоянии обеспечить ни безусловные, ни условные рефлексы. Знак, повторяя материальное орудие труда, ориентирован не вов­не, а внутрь. Поэтому они выполняют функцию интериоризации (лат. interio «внутрь»).

Для осуществления активной познавательной деятельности с отсутствующим предметом человеку необходим специфический посредник между реальным предметом и его идеальным аналогом (образом). Таким посредником выступает знак — некий «предмет», способный в мысли замещать соответствующий предмет. Специфика мысли­тельной деятельности как раз в том и состоит, что человек опери­рует уже не реальными предметами, а их знаковыми заместителя­ми. Знаки, при помощи которых осуществляется мышление, под­разделяются на неязыковые и языковые. Но в любом случае мышление — знаковая форма деятельности. В связи с этим мышле­ние может быть неязыковым и языковым. Языковое мышление — это деятельность с отсутствующими предметами, опирающаяся на языковые знаки, означающие которых случайны, и не име­ют генетической и содержательной связи с мыслимыми предметами. Поэтому один и тот же предмет обозначается в разных языках знаками совершен­но разными означающими. Проблема интериоризации, таким образом, – сфера пересе­чения психолингвистики и когнитивной лингвистики.

Основной метод психолингвистики — лингвистический экс­перимент, в рамках которого разработаны разные методики: а) ассоциативного эксперимента б) экспериментального шкалирования, в) вероятностного прогнозирования и г) индексиро­вания текста.

Задачи метода лингвистического эксперимента и методика его применения зависят от цели исследования и уровневого статуса языковых единиц. Так, слова – основные номинативные едини­цы – в психолингвистике изучаются с точки зрения того, как они располагаются в нашем языковом сознании, по какому прин­ципу структурируются (относительно друг друга), как в процессе порождения высказывания ведется их поиск и т.п. Чаще всего для ответов на поставленные вопросы используется лингвистический эксперимент, опирающийся на методику свободных ассоциаций. Методика проведения ассоциативного эксперимента сводится к тому, что испыту­емому предъявляется список слов-стимулов, на каждое из которых он должен, не задумываясь, написать или высказать любое пришедшее на ум слово-реакцию.

Применительно к словообразованию лингвистический экспе­римент обычно призван ответить на два вопроса: 1) как «рожда­ются» новые слова и 2) как «живет» производное слово в нашем языковом сознании? Для этого испытуемым (детям дошкольного возраста) предлагается ответить на ряд вопросов, предполагаю­щих употребление производного слова.

В области грамматики психолингвистика разъясняет правила смысловой организации речевого высказывания (отношения между словоформами, виды грамматической связи между ними). Клас­сический эксперимент в этой сфере языка был поставлен в свое время Л.В. Щербой. Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. Эксперимент пока­зал, что предложенные грамматические формы 1) способны вы­ражать грамматические значения 2) вступать между собой в грамматические связи и отношения; 3) языковое сознание че­ловека при этом располагает синтаксическими моделями, схема­ми и образцами, где значимые позиции представлены граммати­ческими формами

Примером служит ставшая уже хрестоматийной фраза Н. Хомского: Бесцветные зеленые идеи бешено спят.

Материалом психолингвистических исследований является речь (высказывания, тексты) вообще, «ненормативные» виды речево­го общения, детская речь, патология речи (афазии, угнетения одного из полушарий коры головного мозга, хезитации — коле­бания в речи говорящего и т.п.). Наиболее специфическим пред­метом изучения в этом ряду следует считать патологию речи, которая исследуется новой дисциплиной — нейролингвистикой (Лурия и его школа). Те же аспекты психолингвистики, кото­рые связаны с лингвистическими механизмами познавательной деятельности, в последнее десятилетие становятся предметом ис­следования когнитивной лингвистики.

В целом современная психолингвистика позволяет устранить некоторые традиционно «белые пятна» языкознания: представить лексикон как динамическую функциональную систему, модели­ровать процессы опознавания слов (производных, многозначных, неологизмов, метафор и фразеологических единиц), процессы ре­чепроизводства и понимания речи (текста), решать проблемы би­лингвизма, описывать стратегии овладения и пользования языком.

основы (Седов, Горелов, Леонтьев), развитие как науки, методы, вопросы, исследования, проблемы, основоположник

Психолингвистике уже насчитывается около 50 лет. Сравнительно молодая отрасль в науке. Выше сказанная отрасль как и юридические, находится по жизни с вами везде. В социальной психологии, трудовой, политической, судебной, спортивной, маркетинговой, а также большой вес значения в медицине. Кратко изучим основу.

Психолингвистика

Психология и лингвистика

Эта дисциплина находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношения языка, мышления и сознания.

Известно, что язык является формой коммуникации (средство общения), а речь стала инструментом передачи мыслей. Исторически сложилось, что на определенной территории люди начали образовывать свои виды общения, посылать и принимать идеи друг-друга. В дальнейшем, образовалась замкнутая система языка и свободы мыслей.

Однако, в современном веке, когда уже почти вся информация для нас доступна, сколько людей мы за всю жизнь слышали, столько и мнений, мы получаем, образуем для себя новые разделы знаний в папках своего ума и многое не воспринимает, т.к. не входит в наше понимание. Почему одни люди схватывают информацию быстро, другие же более медлительны, как люди создают новые слова, как все влияет на нас физически и морально.

Для этих вопросов и появилась смесь психологии и лингвистики.

Данная сфера весьма обширна, главным термином психолингвистики является как изучение психологического и физического направления в языкознании.

Предмет изучает:

  •   История образования и развития речи

Многие языки постоянно обновляются (кроме латинского мертвого языка), а старое не нужное из языка забывается, превращаясь в архаизм. Часто утраченные слова восстанавливаются в обиходе, но уже поменяв смысловую подачу.

  • Восприятие речи и организация поведения с помощью речи

Мы не замечаем как получилось, что с детства начали воспринимать речь старших как данность еще до того как сказали первое слово. Как ведем себя при общении, как одно слово, но в разных интонациях и разных высказываниях несет противоположные умозаключения. Современная наука изучает данный аспект (связь физиологии и психологии).

  • Изучение иностранных языков

Каждый человек индивидуален и у каждого есть склонность к изучению иностранного конкретного, дополнительного языка. Одни личности полиглоты, а другие же могут максимум выучить или частично только один язык.

  • Нарушение речевых процессов.

Благодаря изучению нарушений речевых процессов, медицина может помочь обнаружить источник бед и помочь его уменьшить или уничтожить.

Предмет разделяется на виды:

Общая психолингвистика исследует подтверждения фактического языкового сознания, характеризующиеся носителям языка исключая особенности их речевой, биографической истории. В качестве объекта исследования берется средний образ взрослой здоровой языковой личности на определенной территории, отталкивая индивидуально-физиологических и социальных отличий людей.

Частная психолингвистика анализирует и изучает различные области развития, функционирования языка в речевом поведении и деятельности индивидуума более скрупулезно. Проводит исследование различий между парой противоречивых индивидуумов, выявляя точку расхождения и соприкосновений, передается уже в общую науку.

Социальная психолингвистика — в рассмотрении индивидуальных, психологических и физических особенностей языковой индивидуальности, делает акцент на отличиях в речевом поведении, деятельности, речемыслительных проявлениях, которые продиктованы социально-психологическими особенностями существования людей.

Возрастная психолингвистика — наблюдение и исследование становления языковой личности в индивидуальном развитии человека. Известно, что личность каждые 3 года видоизменяется частично, связано с пережитыми стрессовыми ситуациями, получения нового опыта, переход интересов и т.д. В связи с этим, речь может изменится.

Что такое психолингвистика? (с иллюстрациями)

Психолингвистика — это исследование того, как люди усваивают, интерпретируют и используют язык. В исследование включены как психологические, так и нейробиологические факторы. Как область, она выросла из междисциплинарной работы в таких областях, как когнитивная психология, нейробиология, прикладная лингвистика и теория информации.

Second language acquisition, including the reasons why learning a second language is easier for children, is part of psycholinguistics.
Освоение второго языка, включая причины, по которым детям легче выучить второй язык, является частью психолингвистики.

Лингвист и социальный критик Ноам Хомски был пионером в психолингвистике, утверждая, что все нормальные люди обладают врожденными языковыми способностями и что все человеческие языки имеют общую базовую структуру, известную как универсальная грамматика. Это напрямую бросает вызов теориям поведенческого обучения, которые утверждают, что язык не является врожденным, а изучается шаг за шагом посредством имитации и подкрепления. Это продолжающиеся дебаты.

Massachusetts Institute of Technology linguist Noam Chomsky is considered a pioneer in psycholinguistics.
Лингвист из Массачусетского технологического института Ноам Хомски считается пионером в психолингвистике.

Освоение языка — важная подтема в психолингвистике, которая чаще всего изучается у маленьких детей, изучающих свой родной язык. Приобретение второго языка также является предметом изучения в этой области, в ходе которого исследуются такие вопросы, как, например, почему изучение второго языка легче для детей, чем для большинства взрослых.Также возникает вопрос, почему люди, не являющиеся носителями языка, могут иметь проблемы с различением и произношением определенных звуков, необходимых для осмысленной речи на их втором языке, когда эти звуки отсутствуют или различимы на их родном языке.

Brain imaging supports the study of psycholinguists.
Визуализация мозга поддерживает исследования психолингвистов.

Восприятие речи — еще одно направление в психолингвистике, касающееся того, как люди понимают и обрабатывают речь в реальном времени. Модель TRACE — это теория восприятия речи, в которой взаимодействие между различными процессорами позволяет людям обрабатывать речь так, как они ее слышат. Были созданы компьютерные симуляции модели TRACE, которые используются для проверки того, как люди обрабатывают речь, особенно на уровне фонем — наименьшей значимой единицы звука.

Нейролингвистика — это область, которая тесно связана с психолингвистикой и специализируется на физиологических реакциях мозга, связанных с языком. Ученые в этой области используют визуализацию мозга и другие нейробиологические методы для исследования теорий, которые в основном берут начало в психолингвистике и теоретической лингвистике.Исследования афазий также важны в нейролингвистике. Афазии — это лингвистические дефекты, такие как потеря способности составлять связные и содержательные предложения, как при афазии Вернике, которая возникает в результате повреждения мозга.

Психолингвистические исследования также применялись в других областях.К ним относятся изучение чтения и письма в педагогической психологии, то, как животные связывают звук со смыслом при изучении языка животных, а также развитие систем искусственного интеллекта в информатике. Он продолжает развиваться как сложная междисциплинарная область обучения.

Scientists can use brain imaging to investigate theories that come from psycholinguistics and theoretical linguistics.
Ученые могут использовать томографию мозга для исследования теорий, которые исходят из психолингвистики и теоретической лингвистики..

Психолингвистика

EEG  and Psychollinguistics Проще говоря, Психолингвистика — это исследование того, как психологические и неврологические факторы влияют на то, как мы изучаем, понимаем и используем язык.

Он пытается ответить на такие вопросы, как:

  • Как наш мозг обрабатывает язык?
  • Как мы распознаем речь и как ее воспроизводить?
  • Как мы воспринимаем буквы, слова, предложения и т. Д.?
  • Как мы храним и запоминаем язык в нашем мозгу?

Затем можно перейти на более практический или прикладной уровень и задать такие вопросы, как:

  • Как мы можем улучшить тексты, чтобы их было легче понять?
  • Как инвалидность влияет на наши языковые навыки?
  • Могут ли другие виды использовать язык?

Тем не менее, одна из самых важных областей психолингвистики — определенно для учителей TEFL — это то, как мы овладеваем языком.Идея состоит в том, что, как только мы точно знаем, как носители языка изучают язык, мы можем применить те же методы к студентам, изучающим английский язык в наших классах TEFL.

Приобретение и понимание

Это две основные области психолингвистических исследований.

Что касается усвоения, существует две основные теории относительно того, как ребенок изучает язык. Первый предполагает, что мозг ребенка по сути пуст и ему необходимо изучить все аспекты языка, чтобы использовать его.Второй предполагает, что ребенок рождается с врожденной способностью использовать язык и что для успешного использования языка необходимо ввести только верхний уровень языка.

Что касается понимания, психолингвисты смотрят на то, как, читая предложение, мы превращаем слова, грамматику и структуру в то, что мы понимаем. Точно так же, когда мы слушаем высказывание, мы превращаем отдельные звуки во что-то значимое.

Как изучается психолингвистика?

Вначале психолингвистика была в основном философской и теоретической (не считая Псамметиха, приведенного ниже), главным образом из-за отсутствия каких-либо реальных знаний о том, как функционирует человеческий мозг.

Однако по мере развития биологии, нейробиологии и т.п. их можно было использовать вместе с лингвистическими данными, чтобы увидеть, как они работают вместе.

Например, психолингвисты могут подключить испытуемого к ЭЭГ и изучить реакцию мозга во время определенных языковых тестов. Точно так же они могут предлагать предметам языковые тесты в различных условиях и пытаться установить, какие факторы влияют на то, как мы обрабатываем язык.

С другой стороны, ошибки, которые люди допускают при использовании языка, часто могут дать представление о том, как мозг обрабатывает язык.

Псамметихус

Известная — и, скорее всего, апокрифическая — есть история о Псамметихе, который был фараоном Египта с 664 по 610 год до нашей эры.

Согласно греческому историку Геродоту, Псамметих провел эксперимент, чтобы обнаружить происхождение языка. Очевидно, он отдал двух новорожденных детей пастуху со строгими инструкциями, что никто никогда не должен с ними разговаривать. Тем временем пастух должен кормить их и заботиться о них, пока он ждет и прислушивается к их первым словам.

Идея заключалась, конечно, в том, что они начнут говорить на языке оригинала людей, прежде чем попадут под влияние любого языка, который им довелось услышать вокруг себя.

В конце концов один из детей назвал βηκοs или bikos , что было фригийским словом для обозначения хлеба (Фригия была частью территории современной Турции). Таким образом, Псамметих заявил, что Фригия была изначальным языком людей.

Изображение © delta_avi_delta

.

PPT — ПСИХОЛИНГВИСТИКА PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА Отделение английского языка FKIP UNRI www.roelsite.yolasite.com

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Что такое психолингвистика? • Психолингвистика, основанная на словеобразовании, имеет два слова; психология и лингвистика. Исходя из этого, можем ли мы предположить, что эта дисциплина имеет какое-то отношение к психологии? • Действительно, слово «Психолингвистика» иногда меняется с Психологией языка.• Прежде чем определять, что такое психолингвистика, давайте еще раз взглянем на схему взаимоотношений лингвистики и ее междисциплинарных предметов.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Области, связанные с лингвистикой: • Фонетика и фонология занимаются изучением звуков речи. В рамках психолингвистики исследования сосредоточены на том, как мозг обрабатывает и понимает эти звуки. • Морфология — это изучение структур слов, особенно отношений между родственными словами (например, собака и собака) и формирование слов на основе правил (например, образование множественного числа).• Синтаксис — это изучение шаблонов, которые определяют, как слова объединяются в предложения. • Семантика имеет дело со значением слов и предложений. Когда синтаксис касается формальной структуры предложений, семантика имеет дело с фактическим значением предложений. • Прагматика занимается ролью контекста в интерпретации смысла.

  • ФОРМА, СМЫСЛ, НАЗНАЧЕНИЕ ЯЗЫК ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА НАУКИ INTERDICIPLINARY VIEW Interpretive СМЫСЛ / FUNCTION TEXT / ДИСКУРС прагматика социолингвистики психолингвистики СЕМАНТИКА ПРИГОВОР ФОРМА СИНТАКСИС / ЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ морфемы МОРФОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИКА ФОРМА фонема фонология

  • психолингвистики • Психолингвистика или Психология языка — это изучение психологических и нейробиологических факторов, которые позволяют людям приобретать, использовать и понимать язык.• Важным направлением психолингвистики является бессознательное применение грамматических правил, которые позволяют людям составлять и понимать понятные предложения. • Психолингвисты исследуют взаимосвязь между языком и мышлением. Однако большинство проблем в психолингвистике являются более конкретными и включают изучение лингвистической деятельности и овладения языком, особенно у детей.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Работа Ноама Хомского и других сторонников трансформационной грамматики оказала заметное влияние на эту область.Нейролингвисты изучают активность мозга, связанную с использованием языка, получая большую часть своих данных от людей, чья способность использовать язык была нарушена из-за повреждения мозга. • Психолингвистика носит междисциплинарный характер и изучается людьми в различных областях, таких как психология, когнитивная наука и лингвистика

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Области обучения • Психолингвистика — это междисциплинарная область. Следовательно, его изучают исследователи из самых разных областей, таких как психология, когнитивная наука, лингвистика, а также патология речи и языка.• Психолингвисты изучают множество разных тем, но в целом эти темы можно разделить на ответы на следующие вопросы: (1) как дети усваивают язык (овладение языком) ?; (2) как люди обрабатывают и понимают язык (понимание языка) ?; (3) как люди производят язык (языковое производство) ?; и (4) как взрослые осваивают новый язык (второй язык)?

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА Изучение языков www.roelsite.yolasite.com

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • По сути, существует две школы мысли о том, как дети осваивают или изучают язык, и все еще ведутся споры о том, какая теория является правильной. • Первая теория гласит, что ребенок должен выучить любой язык. • Вторая точка зрения утверждает, что абстрактную систему языка невозможно изучить, но что люди обладают врожденной (присутствующей от рождения) языковыми способностями или доступом к тому, что было названо универсальной грамматикой.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Точка зрения о том, что язык необходимо изучать, была особенно популярна до 1960 года и хорошо представлена ​​в менталистских теориях Жана Пиаже и эмпирика Рудольфа Карнапа. • Точно так же школа психологии, известная как бихевиоризм (1957) Б. Ф. Скиннера, выдвигает точку зрения о том, что язык — это поведение, сформированное условной реакцией, следовательно, оно изучается (подробнее о ментализме и бихевиоризме  Глава 10 / группа 10)

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Иннатистская точка зрения началась с критического обзора книги Скиннера Ноама Хомского в 1959 году.Этот обзор помог начать то, что было названо «когнитивной революцией» в психологии. Хомский утверждал, что люди обладают особой врожденной способностью к языку и сложными синтаксическими особенностями. • По словам Хомского, у детей, изучающих язык, есть обширное пространство для поиска среди всех возможных человеческих грамматик, однако в то время не было доказательств того, что дети получают достаточно информации, чтобы выучить все правила своего языка

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Иннатистская точка зрения началась с крайне критического обзора книги Скиннера Ноама Хомского в 1959 году.Этот обзор помог начать то, что было названо «когнитивной революцией» в психологии. Хомский утверждал, что люди обладают особой врожденной способностью к языку и сложными синтаксическими особенностями. • По словам Хомского, дети, изучающие язык, имеют обширное пространство для поиска среди всех возможных человеческих грамматик. • Такая языковая способность, согласно теории иннатистов, определяет человеческий язык и отличает его даже от самых сложных форм общения животных.(подробнее в главах 7 и 10)

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Как дети учатся говорить? • Одно из подразделов психологии языка; Психолингвистика развития исследует, как со временем возникает речь и как дети строят сложные структуры своего родного языка. • Мы предполагаем, что у ребенка нет языка, кроме плача. Это правда? • Плач ребенка передает некоторые важные языковые навыки. Даже Платон заметил, что плач означает комфорт или дискомфорт.• Плач, по крайней мере в первые несколько месяцев, — это своего рода язык без речи, потому что ребенок передает различные типы дискомфорта, не используя нормальный речевой звук.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Плач для младенца изначально является полностью символическим или существует прямая и прозрачная связь между физическим звуком и его коммуникативным намерением. Например, чем голоднее становится ребенок, тем громче и продолжительнее плач. • В первые месяц или два развития ребенка плач становится более дифференцированным и более символичным.Это означает, что это связано не только с дискомфортом; скорее крики косвенно и почти случайным образом связаны с его потребностями.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • После нескольких недель интенсивного взаимодействия с опекуном (например, родителями, братьями / сестрами и т. Д.) Ребенок начинает ворковать, начиная примерно с двухмесячного возраста, издает тихие булькающие звуки, по-видимому, для выражения удовлетворения. Плач и воркование влияют на поведение смотрителя. • Примерно шесть месяцев ребенок начинает лепетать.Бормотание относится к естественной склонности детей этого возраста к тому, чтобы вырываться из ряда сочетаний согласных и гласных слогов почти как своего рода вокальная игра.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Некоторые психолингвисты проводят различие между маргинальным лепетом и кононическим лепетом. • Маргинальное бормотание относится к ранней стадии, похожей на воркование, когда младенцы произносят несколько и несколько случайных согласных. • Кононическое бормотание обычно начинается примерно через восемь месяцев, когда вокализация ребенка сужается до слогов, которые начинают более или менее походить на слоги язык смотрителя.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА Эгоцентрическая речь • После плача, воркования и клокотания ребенок выучивает первое слово. Этот этап развития словарного запаса называется эгоцентрической речью. На этом этапе дети хотят поговорить о том, что их окружает; в начале жизни они являются центром вселенной. Голофрастика • Этап, на котором ребенок уже придумал и использовал односложные предложения. Большинство психолингвистов полагали, что интонационные, жестовые и контекстные подсказки сопровождают голофразы во взрослом возрасте.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Посмотрите это видео и определите, на какой стадии или фазе языкового развития у ребенка или ребенка? • A • B • C

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА Производство речи www.roelsite.yolasite.com

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Производство речи сложнее с неврологической и психологической точек зрения. • Психолингвисты склонны разделять лингвистические явления на стадии. Существует четыре последовательных этапа представлений о производстве речи в виде линейной прогрессии.Это (1) концептуализация, (2) формулировка, (3) артикуляция и (4) самоконтроль.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА Концептуализация • Сложно ответить на вопрос Откуда происходит самое начало любого устного высказывания? • Помимо отсутствия знаний о том, как создается язык, он избегает эмпирических исследований еще и потому, что имеет дело с ментальной абстракцией («концепцией»). • Тем не менее, исследование американского психолингвиста Дэвида МакНила по интересному менталистическому объяснению того, как речь впервые концептуализируется в человеческом сознании.• На основе его теории примитивные языковые концепции формируются как два параллельных и параллельных способа мышления. Это синтаксическое мышление и образное мышление.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Синтаксическое мышление генерирует последовательность слов, о которой мы обычно думаем, когда говорим. Он сегментирован и линейен и создает цепочки слогов, слов, фраз и предложений, которые вместе составляют речь. • Образное мышление, создает более целостный и визуальный способ общения.Он глобален и имеет тенденцию к развитию жестов, которые мы естественным образом используем для обозначения и иллюстрации наших разговоров.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА Формулировка • Формулировка — это процесс упорядочивания того, что мы хотим сказать, после того, как у нас есть концепция в уме. • Идентификацию процесса формулирования можно увидеть по оговоркам, таким как ошибка или «ложечка» (названная в честь Уильяма Спунера), которую кто-то имеет, когда что-то говорит или пишет. • Оговорки или опечатки — нормальное явление в повседневной речи и письме.• Spoonerisms — это оговорки, в которых создается реальное слово или фраза, часто с юмористическим поворотом значения, которое было задумано.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Феномен оговорок, подобный ошибке и, вероятно, нерешительности (например, эээ) указывает на то, что человеческий мозг (или разум) пытался сформулировать концепцию языка до того, как ее породить, и по возникновению это мы можем сообщить, что иногда рецептура сформулирована неправильно. __________________________________ • Ошибка vs ошибка ???

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА Артикуляция • Этап артикуляции аналогичен тому, что происходит, когда вся информация, выбранная программой обработки текста, передается с компьютера на принтер.• Артикуляция звуков речи — важный третий этап производства. Звук речи воспроизводится линейно, последовательно. • Тем не менее, речевой орган, такой как легкие, гортань и губы, могут работать одновременно, то есть при воспроизведении любого отдельного звука много анатомических усилий затрачивается на выполнение нескольких различных движений одновременно.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА Самоконтроль • Этот этап представляет собой этапы оценки создания языка, на котором говорящие иногда таким образом оценивают результат языка, который они производят.• Самооценка языка часто возникает в случае оговорок. Однако почти всегда говорящие мгновенно ловят себя на том, что отступают или отступают на шаг, и вносят поправки. • 1. Последнее, что я знал об этом (я имею в виду, знал об этом), он уехал из города. 2. Она была настолько пьяна (я имею в виду пьяна), что мы решили отвезти ее домой

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Тот факт, что носители языка могут отслеживать и быстро исправлять любые ошибки (не ошибки для не носителей языка) в лингвистической продукции доказывает концепцию производительности и компетентности Хомского.• Производительность — это слова, которые мы говорим или пишем как проявление наших способностей к языку. • Компетентность описывает наши неявные, интуитивные знания о языке или языках, которые мы освоили.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА Понимание www.roelsite.yolasite.com

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Что такое понимание? • Просто как понимание того, что мы слышим и читаем. Это распознавание последовательной строки лингвистических символов, хотя и с очень высокой скоростью.• Диапазон или уровень понимания зависит от: • понимания звуков • понимания слов • понимания предложения • понимания текста

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • природы понимания: • понимание не является пассивная запись всего, что слышно или видно. • На понимание сильно влияют даже малейшие изменения в дискурсе. • Понимание — это не простой поэтапный анализ слова в линейной форме.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА Обзор подробных тем www.roelsite.yolasite.com

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Как дети учат язык (глава 1: группа 1) В этой главе подробно исследуется, как люди изучают язык с младенческого возраста , например, развитие речи, понимания, производства и мышления. • Глухие и языковые: жестовые, устные, письменные (Глава 2: группа 2) В этой части объясняется способ общения глухих с использованием языка жестов или языка без речи.• Дикие и изолированные дети и возрастная проблема для изучения языка. (Глава 4: группа 4): в этой главе исследуются некоторые случаи, когда дети не могут говорить на человеческом языке из-за отсутствия контактов с обществом или из-за жестокого обращения со стороны семьи.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА • Животные и изучение языка (Глава 5: группа 5) В этой части рассказывается о том, как ученый задается вопросом, предназначен ли язык только для человека или может быть изучен животными. Некоторые животные, которые считались наиболее интеллектуальными или близкими к человеческому интеллекту, были обучены говорить на человеческом языке или, по крайней мере, могли иметь двустороннее общение с людьми.• И многие другие темы, которые группы должны обсудить и объяснить.

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.