Психика и мозг кратко: психика и мозг, развитие рефлексов, ассиметрия полушарий

Содержание

Мозг и психика в психологии

Понятие и природа человеческой психики

Определение 1

Психика – это механизм поведения живых существ для более эффективного приспособления к окружающей среде.

Человеческая психика — это разум или душа. Это центр эмоций, мыслей и поведения человека. Психика контролирует реакцию человека на его окружение.

Зигмунд Фрейд определил человеческую психику как состоящую из ид, эго и суперэго. Согласно Фрейду, эти три аспекта психики развиваются на разных стадиях зрелости. Ид импульсивен и требует немедленного удовлетворения потребностей, в то время как эго помогает связать свои требования с реальным миром. Суперэго включает в себя ценности и нормы, существующие у человека.

Карл Юнг далее уточнил описание психики, включив в него коллективное бессознательное. Он видел психику как существующее с рождения. Юнг учил, что психика – это не просто результат действия среды.

Когнитивная психология, получившая популярность в 1950-х и 1960-х годах после Фрейда и Юнга, предпочитает «психике слово «разум». Она учит, что способ понять поведение — это понять работу мозга. Когнитивная психология остается самой популярной научной школой с 2014 года.

Готовые работы на аналогичную тему

То, как проявляется психика, представляет собой сложное взаимодействие многих факторов, включая возраст, пол, наследственную предрасположенность, психологический тип и отношения человека, а также степень сознательного контроля над инстинктами.

Огромная сложность психических явлений привела Юнга к убеждению, что попытки сформулировать всеобъемлющую теорию психики были обречены на провал. Психика является отправной точкой всего человеческого опыта, и все знания, которые мы получили, в конечном итоге возвращаются к нему. Психика — это начало и конец всего познания. Это не только объект науки, но и предмет. Это дает психологии уникальное место среди всех других наук: с одной стороны, существует постоянное сомнение в том, что она вообще может быть наукой, а с другой стороны, психология приобретает право ставить теоретическую проблему для получения практического решения.

Человеческий мозг и его полушария

Определение 2

Человеческий мозг является командным центром нервной системы человека.

Он получает сигналы от органов чувств организма и выводит информацию в мышцы. Человеческий мозг имеет ту же основную структуру, что и мозг других млекопитающих, но больше по размеру, чем любой другой мозг. Уровень интеллекта человека зависит, во-первых, от строения мозга, во-вторых – от особенностей его развития и функционирования, условий воспитания и обучения и т. п.

Человеческий мозг разделен на два полушария: левое и правое, которые соединены между собой нервными волокнами. Полушария сильно похожи, хотя и не полностью, симметричны. Левое полушарие контролирует все мышцы на правой стороне тела, а правое – контролирует левую сторону. Одно полушарие является доминирующим.

Замечание 1

У каждого полушария головного мозга есть своя, определенная специализация. То есть они выполняют разные функции.

Левое полушарие является логическим и отвечает за речь, чтение, письмо, вербальную память и вербальное мышление, аналитическую и последовательную обработку информации. Помимо этого, внутренне непротиворечивая картина мира формируется именно за счет левого полушария. Позитивные эмоции также находятся в его зоне ответственности. Если возникают расстройства в левом полушарии, может быть нарушена речь, блокированы способности к нормальному общению, а также могут возникать серьезные дефекты умственной деятельности.

С другой стороны, правое полушарие отвечает за эмоциональную сферу посредством целостной и одновременной обработки образной информации. Синхронное взаимодействие образов в нескольких смысловых областях приводит к возникновению многозадачности. Она необходима для созданий условий для реализации творческой деятельности. Но при этом оказывает негативное воздействие на понимание и осознание реальных связей между предметами и явлениями.

Навыки, которые связаны со зрением и пространственной ориентацией, также находятся в зоне ответственности правого полушария. Именно оно отвечает за обеспечение:

  • Пространственной ориентации;
  • Невербального слуха;
  • Невербальной памяти;
  • Эмоционального восприятия объектов и т.д.

Замечание 2

Помимо этого, правое полушарие отвечает за переживание негативных эмоций, критичное отношение человека к самому себе и окружающему миру в целом.

При всех своих различиях, оба полушария головного мозга являются взаимосвязанными и взаимозаменяемыми. Врожденные особенности мозга, а также воздействие общества могут привести к тому, что одно из полушарий начнет доминировать над другим. Результатом станет формирование определенных психологических характеристик человека. Например, левое полушарие лучше развито у библиотекарей, а правое – у художников. В вербальном мышлении определенное преимущество принадлежит женщинам, а в математическом и пространственном – мужчинам. Также следует отметить, что у женщин зачастую связь между правым и левым полушарием головного мозга оказывается более тесной, чем у мужчин. Это объясняется тем, что мужчины при выполнении определенной работы задействуют только одно из полушарий, которое имеет непосредственное отношение к этой деятельности. Женщины используют оба полушария для обработки полученной информации.

Таким образом, популярные понятия о «левом мозге» и «правом мозге» являются обобщениями, которые недостаточно подтверждаются доказательствами. Тем не менее, есть некоторые важные различия между полушариями. По словам Холланда, левое полушарие содержит области, связанные с речью и языком (называемые областью Брока и Вернике соответственно), а также связанные с математическим расчетом и поиском фактов. Правое полушарие играет роль в визуальной и слуховой обработке, пространственных навыках и художественных способностях — более инстинктивных или творческих вещах. Каждый человек использует обе половинки мозга все время.

Психика и мозг — Студопедия

Психика является предметов изучения психологии. Психика представляет собой продукт деятельности коры человеческого мозга, а конкретнее – его больших полушарий. Психика в психологии — это высшая нервная деятельность. Психика и мозг — это два неразрывных понятия. И в основе современной науки психологии лежат как раз принципы, а также законы этой деятельности (в свое время они были открыты Павловым и Сеченовым, как мы можем помнить из школьных учебников).

Но люди далеко не всегда верно понимали связь между человеческим мозгом и психикой. Психика как предмет психологии изучается только в последнее столетие. В частности, однажды появилось даже течение психофизического параллелизма, связанное с ошибочным представлением о такой связи. Этого течения придерживались многие ученые, представляющие эмпирическую психологию со временем Декарта. Если верить такому неправильному взгляду, то физиологические, а также психологические процессы в человеческом мозгу текут параллельно друг другу и психика зачастую рассматривается в качестве эпифеномена, то есть второстепенного и даже побочного явления, которое параллельно мозговым и физиологическим явлениям.

Еще одно неправильно понимание связи между психикой и мозгом может быть связано с отождествлением психологических и физиологических явлений. Так представители вульгарного материализма в Германии (тот же Фохт или Молешотт) считали, что человеческая мысль – такое же мозговое выделение, как желчь – выделение печени.



Но для корректного понимания взаимосвязи психики с мозгом нужно представлять строение и функции человеческой нервной системы. Нервная клетка, имеющая свои отростки, — это морфологическая единица общей нервной системы и называется нейроном. А общая нервная система может быть поделена на центральные и периферические части.
Центральная часть – это мозг спинной и головной. Периферическая часть – это нервные волокна, расходящиеся по всему человеческому телу. Периферическая часть способствует соединению мозга с органами, ответственными за чувства, а также с исполнительными органами (например, с ткаными и мышцами). Вследствие этого любой живой организм способен реагировать на изменения физиологического и химического плана в окружающей среде.

Традиционно все стимулы, связанные с внешней средой (а это звук, запах, свет и так далее) трансформируются с помощью специальных чувствительных нервных клеток (рецепторов) в нервные импульсы. Импульсы же представляют собой серию изменений электрического и химического плана, происходящих в нервном волокне. Они могут передаваться благодаря чувствительным волокнам непосредственно в область спинного и головного мозга. Уже на месте происходит выработка соответствующих командных импульсов, передающихся с помощью моторных нервных волокон в области исполнительных органов (к тем же железам с мышцами). Такие органы называют эффекторами. Главной функцией нервной системы является интеграция воздействия внешнего плана с адаптированной реакцией человеческого организма.


Не забывайте, что, главным образом, психика является предметов изучения психологии, но многое также берет от физиологии. Общая нервная система центрального типа включает в себя спинной и головной мозг. Мозг представляет собой серое вещество, которое является клеточным скоплением, а также белое вещество, представляющее собой пучки волокон с нервами. Вообще, психика и мозг являются неразрывными понятиями.

Серое вещество спинного мозга располагается в самой глубине мозга и обладает формой, которая напоминает бабочку. Сзади спинного мозга располагаются клетки, которые получают импульсы с периферийных областей и передают их в переднюю часть спинного мозга или же в головной мозг. Передняя часть состоит из двигательных клеток, которые получают импульсы от задней части или центров, располагающихся свыше и передающих эти импульсы в область периферии.

Серое вещество окружено веществом белого цвета и так называемыми столбами – переднего, бокового и заднего типа, которые состоят из нервных пучков. Возбуждение проходит по передним столбам от центра в области периферии, и по задним столбам – от областей периферии прямо к центру. Временами нервный импульс не способен подняться выше, чем спинной мозг, а нервная деятельность осуществляется по спинномозговым рефлексам. Так, если спящему человеку уколоть руку, он обязательно отдернет ее. Что касается хода нервного импульса при этом, то он будет происходить от рецептора до спинного мозга. Мышца связана со спинным мозгом с помощью эфферентных и афферентных нервных волокон. По ним осуществляется сигнал про сокращение или расслабление мышц. Таким образом, осуществляется простейшая обратная связь нервной регуляции с деятельностью организма, функционирует психика и мозг.

По собственному строению нервные отделы человеческого головного мозга похожи на спинной мозг и тоже представляют собой центральный аппарат, делающий сложные и жизненно важные процессы. У животных имеется несколько другое строение с другими взаимосвязями, поэтому психика животных и человека различается.

Мозг и психика. Психология. Полный курс

Мозг и психика

Еще в первом тысячелетии до нашей эры было замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека.

Впрочем, связь психики и мозга не всегда понималась правильно. Представители «эмпирической психологии» считали, что физиологические и психологические процессы в мозге протекают параллельно, но независимо друг от друга. При этом психика рассматривалась как побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям (как эпифеномен).

Встречались и ошибочные мнения другого плана. Например, К. Фохт, Л. Бюхнер и Я. Молешотт, представители немецкого вульгарного материализма, ошибочно понимали связь психики и мозга, отождествляя психическое и физиологическое: мысль, по их мнению, такое же выделение мозга, как желчь – печени.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов открыли принципы и законы высшей нервной деятельности, ставшие естественно-научной основой современной психологии, согласно которой психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга.

В начале XX века сформировались науки, направленные на изучение связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека, такие как физиология высшей нервной деятельности (изучает органические процессы, происходящие в мозге, непосредственно касающиеся управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта) и психофизиология (исследует анатомо-физиологические основы психики).

Нервная клетка с ее периферией представляет из себя морфологическую единицу нервной системы – нейрон. Вся нервная система делится на центральную и периферическую. Центральная нервная система включает головной и спинной мозг, от которых по всему телу расходятся нервные волокна, образующие периферическую нервную систему. Последняя, в свою очередь, связывает мозг, органы чувств и исполнительные органы (мышцы и железы). Все живые организмы способны реагировать на физические и химические изменения окружающей среды.

Стимулы внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т. д.), вступив во взаимодействие со специальными чувствительными клетками (рецепторами), преобразуются в нервные импульсы – серию электрических и химических изменений в нервном волокне.

Интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма является важнейшей функцией нервной системы.

В больших полушариях головного мозга нервные клетки расположены не только в центральных отделах, но и по периферии, в виде так называемой коры головного мозга.

В целом физиологический механизм формирования осознаваемых и неосознаваемых ощущений предстает как ежесекундное воздействие разнообразных стимулов на многочисленные интеро– и экстерорецепторы, причем лишь незначительная часть стимулов вызывает в них реакции. Попадая на специализированные рецепторы и возбуждая их, стимулы обусловливают преобразование рецепторами своей энергии в нервные импульсы, которые несут в себе в виде некоего кода информацию о жизненно важных параметрах стимула. Затем импульсы попадают в центральную нервную систему и на разных уровнях спинного, промежуточного, среднего и переднего мозга поэтапно многократно перерабатываются.

Переработанная, отфильтрованная и отсеянная в коре головного мозга информация достигает проекционных зон коры и порождает ощущения соответствующей модальности. Ассоциативные волокна, связывающие между собой отдельные части коры головного мозга, помогают информации, представленной на уровне отдельных ощущений, интегрироваться в образы.

Восприятие как психофизиологический феномен приводит к формированию образа, что предполагает согласованную, координированную деятельность сразу нескольких анализаторов. В зависимости от активности, объема перерабатываемой информации и существенности признаков о свойствах воспринимаемого предмета различают зрительное, слуховое и осязательное восприятие. Каждое из них характеризуется доминированием одного из анализаторов: зрительного, слухового, тактильного (кожного), мышечного.

У клеток коры головного мозга есть очень важная для психической деятельности организма особенность. Если другие клетки человеческого организма размножаются и отмирают на протяжении всей жизни, то клетки коры мозга перестают размножаться в раннем детстве и начинают отмирать только в старческом возрасте. В случае утраты (ранение, операция) эти клетки не восстанавливаются. Однако в отличие от других клеток человеческого организма клетки коры головного мозга являются взаимозаменяемыми.

Основные структуры головного мозга принимают участие в познавательных и эмоционально-мотивационных процессах.

Существуют различные теории относительно связанности отделов головного мозга и функционирования соответствующих групп психических явлений. А. Р. Лурия выделял три блока мозговых структур.

Однако противники этой теории ввели понятие «функционального органа», под которым понимается прижизненно формирующаяся система временных связей между отдельными участками мозга, которая обеспечивает функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния. Звенья такой системы взаимозаменяемы, вследствие чего устройство функциональных органов у разных людей может быть различным.

В то же время существуют доказанные представления о связанности левого и правого полушарий в восприятии и формировании зрительного образа. Правое полушарие мозга точно, четко и с высокой скоростью опознает образ. Это интегрально-синтетический, целостный по преимуществу, структурно-смысловой способ опознания. Левое полушарие анализирует формируемый образ, последовательно перебирая его элементы по определенной программе. Для восприятия образа необходима работа обоих полушарий головного мозга.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Мозг и психика. Психология. Полный курс

Мозг и психика

Еще в первом тысячелетии до нашей эры было замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. За всю историю развития психологических знаний это положение никем не оспаривалось, а лишь развивалось и углубляясь по мере поступления новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

Впрочем, связь психики и мозга не всегда понималась правильно. Представители «эмпирической психологии» считали, что физиологические и психологические процессы в мозге протекают параллельно, но независимо друг от друга. При этом психика рассматривалась как побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям (как эпифеномен).

Встречались и ошибочные мнения другого плана. Например, К. Фохт, Л. Бюхнер и Я. Молешотт, представители немецкого вульгарного материализма, ошибочно понимали связь психики и мозга, отождествляя психическое и физиологическое: мысль, по их мнению, такое же выделение мозга, как желчь – печени.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов открыли принципы и законы высшей нервной деятельности, ставшие естественно-научной основой современной психологии, согласно которой психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга.

В начале XX века сформировались науки, направленные на изучение связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека, такие как физиология высшей нервной деятельности (изучает органические процессы, происходящие в мозге, непосредственно касающиеся управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта) и психофизиология (исследует анатомо-физиологические основы психики). В той и другой науке используется понятие «научение», которое объединяет явления, связанные с памятью и приобретением организмом нового опыта, что одновременно обнаруживается на анатомо-физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Для правильного понимания того, как взаимосвязаны психика и мозг, необходимо составить представление о строении и функциях нервной системы человека, поскольку каждый его психический процесс, состояние или свойство так или иначе связаны с работой всей центральной нервной системы.

Нервная клетка с ее периферией представляет из себя морфологическую единицу нервной системы – «нейрон». Вся нервная система делится на центральную и периферическую. Центральная нервная система включает головной и спинной мозг, от которых по всему телу расходятся нервные волокна, образующие периферическую нервную систему. Последняя, в свою очередь, связывает мозг, органы чувств и исполнительные органы (мышцы и железы). Все живые организмы способны реагировать на физические и химические изменения окружающей среды.

Стимулы внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т. д.), вступив во взаимодействие со специальными чувствительными клетками (рецепторами), преобразуются в нервные импульсы – серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Возникшие нервные импульсы передаются по периферической нервной системе в спинной и головной мозг, где вырабатываются командные импульсы, передающиеся по моторным нервным волокнам к мышцам и железам.

Интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма является важнейшей функцией нервной системы.

Отметим, что у человека (подразумевается здоровый, не спящий человек) нервный импульс поднимается в головной мозг. В отличие от других живых существ человек, столкнувшись с болевым стимулом (укол, ожог, холод и т. д.), не только непроизвольно отдернет руку, но, ощутив этот «стимул», эмоционально оценит его: испугается, рассердится, рассмеется и пр. Это касается рефлексов, замыкающихся на более высоком уровне, которые имеют определенные участки коры головного мозга, связанные с нижележащими центрами, в которых замыкаются рефлексы.

В больших полушариях головного мозга нервные клетки расположены не только в центральных отделах, но и по периферии, в виде так называемой коры головного мозга.

Вследствие переработки центральной нервной системой воздействий различных видов энергии на разные органы чувств возникают ощущения. Различные виды энергии поступают на рецепторы как физические стимулы, преобразуются, передаются далее в центральную нервную систему и окончательно переработанные превращаются в ощущения в коре головного мозга (осознаваемые ощущения). Если говорить о неосознаваемых ощущениях, то, вероятно, связанная с ними информация не достигает коры головного мозга, однако может вызвать отчетливую непроизвольную автоматическую реакцию организма.

В целом физиологический механизм формирования осознаваемых и неосознаваемых ощущений предстает как ежесекундное воздействие разнообразных стимулов на многочисленные интеро– и экстерорецепторы, причем лишь незначительная часть стимулов вызывает в них реакции. Попадая на специализированные рецепторы и возбуждая их, стимулы обусловливают преобразование рецепторами своей энергии в нервные импульсы, которые несут в себе в виде некоего кода информацию о жизненно важных параметрах стимула. Затем импульсы попадают в центральную нервную систему и на разных уровнях спинного, промежуточного, среднего и переднего мозга поэтапно многократно перерабатываются.

Переработанная, отфильтрованная и отсеянная в коре головного мозга информация достигает проекционных зон коры и порождает ощущения соответствующей модальности. Ассоциативные волокна, связывающие между собой отдельные части коры головного мозга, помогают информации, представленной на уровне отдельных ощущений, интегрироваться в образы.

Восприятие как психофизиологический феномен приводит к формированию образа, что предполагает согласованную, координированную деятельность сразу нескольких анализаторов. В зависимости от активности, объема перерабатываемой информации и существенности признаков о свойствах воспринимаемого предмета различают зрительное, слуховое и осязательное восприятие. Каждое из них характеризуется доминированием одного из анализаторов: зрительного, слухового, тактильного (кожного), мышечного.

У клеток коры головного мозга есть очень важная для психической деятельности организма особенность. Если другие клетки человеческого организма размножаются и отмирают на протяжении всей жизни, то клетки коры мозга перестают размножаться в раннем детстве и начинают отмирать только в старческом возрасте. В случае утраты (ранение, операция) эти клетки не восстанавливаются. Однако в отличие от других клеток человеческого организма клетки коры головного мозга являются взаимозаменяемыми.

Основные структуры головного мозга принимают участие в познавательных и эмоционально-мотивационных процессах.

Существуют различные теории относительно связанности отделов головного мозга и функционирования соответствующих групп психических явлений. Например, А. Р. Лурия выделял три блока мозговых структур. Первый из них поддерживает определенный уровень активности и включает в себя ретикулярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга, глубинных его отделов, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Второй блок, по мнению исследователя, связан с познавательными психическими процессами, восприятием, переработкой и хранением информации, поступающей от органов зрения, слуха, осязания и т. п. Третий блок связан с мышлением, программированием, высшей регуляцией психических функций и сознательным их контролем.

Однако противники этой теории ввели понятие «функциональный орган», под которым понимается прижизненно формирующаяся система временных связей между отдельными участками мозга, которая обеспечивает функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния. Звенья такой системы взаимозаменяемы, вследствие чего устройство функциональных органов у разных людей может быть различным. В настоящее время приверженцы ни той ни другой точки зрения на ответственные за психические процессы участки головного мозга не представили убедительных доказательств справедливости своих суждений. Данная проблема нуждается в дальнейшем изучении.

В то же время существуют доказанные представления о связанности левого и правого полушарий в восприятии и формировании зрительного образа. Правое полушарие мозга точно, четко и с высокой скоростью опознает образ. Это интегрально-синтетический, целостный по преимуществу, структурно-смысловой способ опознания. Правое полушарие, вероятно, сличает образ с имеющимся в памяти эталоном на основе выделения в опознаваемом объекте ряда информативных признаков.

Левое полушарие мозга анализирует формируемый образ, последовательно перебирая его элементы по определенной программе. Однако, работая изолированно, левое полушарие не может интегрировать воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. Оно лишь помогает классифицировать явления и отнести их к определенной категории, обозначив словом. Следовательно, для восприятия образа необходима работа обоих полушарий головного мозга.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Тема 3. Природа психики. Мозг и психика

Природа
психики и форми ее развития в филогенезе

Психика
возникла как механизм адаптационного
поведения живых существ, их стремления
эффективно приспособиться к окружающей
среде. В процессе филогенеза
(изменений психики, которые произошли
в ходе биологической эволюции под
воздействием условий жизни) возникают
и развиваются разные формы психического
отражения действительности, которые
способствуют более совершенной регуляции
поведения и жизнедеятельности. К ним
относятся:

1.
Чувствительность

способность живых организмов отвечать
на раздражения с целью ориентации в
среде (сенсорная
психика
).
Признаки предметов (запахи, форма, цвет),
нейтральные с точки зрения удовлетворения
органических потребностей, могут
приобретать сигнальное значение. Пример.

2.
Восприятие
целостных
предметов и предметного мира (перцептивная
психика
).
Пример.

3.
Практический
интеллект высших животных.

Он дает возможность отражать в виде
наглядных образов отдельные качества,
целостные предметы, предметные ситуации
и межпредметные связи. Высшие
животные
обладают способностью к научению,
приобретению навыков, необходимых для
приспособления к среде.
Научение

(процесс приобретения индивидуального
опыта) опирается на индивидуальную
память, которая фиксирует эффективные
средства поведения, способствует
интенсивному развитию психики. Навыки
– это автоматизированные действия,
сформированные путем повторения и не
требующие сознательной регуляции и
контроля отдельных элементов.
Пример.

4.
Переход
от животного к человеку
.
Информационное (сведения) и операционное
(действия) содержание памяти накапливается
и становится основой для развития
мышления. Развиваются умственные
операции, способность предусматривать
будущее, принимать решение и т.п. Пример.

5.
Практический
и абстрактный интеллект человека.

в
процессе исторического развития человек
учится не только отражать, но и
преобразовывать действительность, а
также самого себя. Постепенно его
интеллект перестает обслуживать лишь
практические потребности и приобретает
способность «отрываться» от конкретной
реальности, т.е. становится абстрактным.
Появляется язык, как средство познания
и общения, образуется внутренний мир
человека, его личность. Развиваются
воображение, словесная память, произвольное
внимание, воля, а также система знаний,
умений и навыков. Пример.

Психика
и мозг человека

Главным
органом
психики
человека
и
животных
является
центральный
отдел
нервной
системы —
мозг.
Он состоит
из двух
анатомических
составляющих:

1.
головной
мозг

(находится в черепе) – орган приобретенных
на протяжении жизни форм поведения.
Кора его больших полушарий регулирует
различные психические функции (мышление,
память, способности и т.п.), которые
реализуются благодаря совместной работе
разных зон мозга.

Мозг
как
саморегулирующаяся система состоит
из трех
основных
блоков.
Первый,
энергетический,
поддерживает тонус мозга; второй –
обеспечивает
прием, переработку и хранение информации
,
поступающей от органов чувств; третий
отвечает за программные
действия и движения, регуляцию активных
процессов и сравнение результата
действий с начальными намерениями
.
Все три блока принимают участие в
психической деятельности человека, в
регулировании его поведения. Нарушение
работы одного из них приводит к различным
нарушениям психики. Так, проблемы в
первом блоке вызывают неустойчивость
внимания, быструю утомляемость,
сонливость, безразличие или сильную
обеспокоенность, во втором — дефекты в
приеме слуховой, зрительной, тактильной
и другой информации, в третьем — сбои в
организации поведения и деятельности
(целенаправленные действия заменяются
инертными стереотипами, бессмысленными
повторами движений, не направленных на
достижение поставленной цели).

Функциональная
асимметрия мозга

Полушария
головного мозга
человека
имеют определенную специализацию.
Наблюдается их функциональная
асимметрия

полушариями выполняются разные функции.
Пример. Левое полушарие контролирует
сенсорные и двигательные функции правой
половины тела, а правое осуществляет
контроль над левой половиной.

Левое
(логическое) полушарие
отвечает
за речь, чтение, письмо, вербальную
память и вербальное мышление, аналитическую
и последовательную обработку информации.
Оно способствует формированию внутренне
непротиворечивой картины мира. Это
полушарие также отвечает за позитивные
эмоции. Расстройства в деятельности
левого полушария приводят к нарушениям
речи, блокируют способность к нормальному
общению, а также вызывают серьезные
дефекты умственной деятельности.

Правое
(эмоциональное) полушарие
оперирует
образной информацией, обрабатывает ее
одновременно и целостно. Благодаря
синхронному взаимодействию образов
сразу в нескольких смысловых плоскостях
они приобретают многозначность, которая,
с одной стороны, создает условия для
творчества, с другой, затрудняет понимание
и осознание реальных связей между
предметами и явлениями.

Это
полушарие руководит навыками, связанными
со зрительным и пространственным опытом.
Оно обеспечивает: ориентацию в
пространстве; невербальный, в частности,
музыкальный слух; невербальную, в
частности, музыкальную память;
эмоциональное восприятие объектов, в
частности, музыки.

Это
полушарие ответственно за переживание
гнева, печали и ряда других негативных
эмоций, за критичность отношения человека
к себе и к миру в целом.

Оба
полушария взаимосвязаны и в определенной
мере являются взаимозаменяемыми.
Доминирование одного из них, вызванное
как врожденными особенностями мозга,
так и особенностями воздействия социума,
в значительной степени определяет
психологические характеристики людей.
Пример. Известно, что у библиотекарей
лучше развито левое полушарие, а у
художников – правое.

Женщины
имеют преимущества в вербальном мышлении,
мужчины – в математическом и
пространственном. При этом у женщин
прослеживается более тесная, чем у
мужчин, связь между полушариями. Выполняя
определенную умственную работу, мужчины,
как правило, ограничиваются лишь тем
полушарием, которое имеет непосредственное
отношение к ее содержанию (левое –
вербальные задачи, правое – пространственные
и т.п.). Женщины же обрабатывают полученную
информацию обоими полушариями
одновременно.

Вес
головного мозга человека в среднем
составляет около 1,5 кг. Мозг женщин
несколько легче мозга мужчин. Однако
вес как таковой не является показателем
умственных способностей. Например, вес
мозга двух великих писателей –
И.С.Тургенева и А.Франса. в
первом
случае мозг весил 2120 г., во втором — 1170
г.

Уровень
интеллекта зависит, во-первых, от строения
мозга (гениальный А.Эйнштейн в участке,
который отвечает за обработку информации,
имел на 73% больше мозговых извилин,
чем «среднестатистический» человек),
во-вторых – от особенностей его развития
и функционирования, условий воспитания
и обучения и т. п.

Психические
функции спинного мозга

Спинной
мозг
(находится
в позвоночном
столбе),
работа которого протекает под постоянным
контролем головного мозга, является
частью центральной нервной системы,
связанной с периферией тела – кожей,
мышцами и некоторыми другими внутренними
органами. В спинной мозг поступает
информация с периферии, а от спинного
мозга к мышцам идут распоряжения
совершать те или иные движения.

Первая
из основных
функций

спинного мозга – проводниковая.
Спинной мозг связан с различными отделами
головного мозга посредством проводящих
путей — длинных пучков нервных волокон.
По одним путям сигналы с периферии
передаются вверх, к головному мозгу, по
другим — команды идут сверху вниз, из
головного в спинной мозг. Пример.
Тончайшие движения рук пианиста,
отточенные движения балерины – все это
результат действия потока импульсов
от головного мозга в спинной, а от него
— к мышцам.

Вторая
важнейшая функция спинного мозга –
рефлекторная.
С его помощью осуществляются простые
рефлексы. Рефлексами (от лат. reflexio —
отражение) называют реакции организма
на раздражения, осуществляемые через
центральную нервную систему. Пример.
Когда врач ударяет молоточком по
сухожилию около коленной чашечки
пациента, он, изучая коленный рефлекс,
судит о функциональном состоянии
определенного участка спинного мозга.

Мозг и психика — Студопедия

Проблема взаимосвязи психики и мозга очень сложна. Новейшие фактические данные позволяют предполагать, что психика не просто является свойством нервной системы, а имеет свой собственный специфический субстрат. Действительно, как уже было отмечено, психику нельзя свести к работе нервной системы. Ее совершенно невозможно понять, исследуя только нервную систему. Эти и некоторые другие факты заставляют думать, что психика имеет свой собственный, возможно, еще не известный человечеству субстрат. Тем не менее тесная, неразрывная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению. Повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности психики. Однако следует помнить, что, хотя головной мозг обусловливает своей деятельностью психику, содержание психики определяется не мозгом и его работой, а внешним миром. Другими словами, несмотря на то что психические свойства и являются результатом физиологической деятельности мозга, они содержат в себе хактеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое отражение от факт еще раз свидетельствует в пользу, что характеристики психических процессов не могут быть сведены к закономерностям функционирования мозга.

Существует несколько точек зрения, теорий, призванных ответить на вопрос о взаимосвязи психики и мозга.

Теория психофизиологического параллелизма.Она утверждает, что психическое и физиологическое составляют два соответствующих, но не пересекающихся и не влияющих друг на друга ряда явлений. Тем самым допускается существование «души», которая связана с конкретным телом, но существует по своим законам.



Теория механического тождества.Согласно этой теории, психические процессы — это, по сути, процессы физиологические. Мозг «выделяет» психику, как печень выделяет желчь. Эта теория не учитывает качественных отличий психики и нервных процессов.

Теория единства.Психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно отличаются. Поэтому психические явления соотносятся не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а с организованными их совокупностями. Тем самым утверждается, что психика — это системное качество мозга, которое реализуется через функциональные многоуровневые системы мозга, формирующиеся у человека на протяжении жизни в процессе общения, обучения и деятельности.


Нервно-физиологические механизмы психических процессов человека имеют много общего с механизмами психики животных. Строение и работа нервной системы у всех млекопитающих имеют единый характер. Поэтому изучение мозга животных важно не только для физиологии, но и для понимания психики животных и человека. Однако при этом не следует забывать, что различия между психической деятельностью человека и животных носят не только количественный, но и качественный характер. Эти различия возникли под влиянием труда — могучего фактора, преобразившего все структуры и функции организма человека. Изменился и орган психики — головной мозг. Его качественное отличие от мозга животных ярко выступает при изучении механизмов высших познавательных процессов и прежде всего мышления. Эти процессы не локализуются в определенных участках мозга подобно процессам ощущений и восприятий. Если у человека поражена затылочная часть коры, то утрата им зрительных ощущений неизбежна. Повреждение же участков мозга, связанных с высшими познавательными процессами, носит иной характер. В этом случае функции поврежденного участка может взять на себя другой. Нервной ткани, функционирование которой обеспечивает умственные и речевые акты,

свойственны высокая пластичность и взаимозаменяемость.

В психической деятельности человека особая роль принадлежит лобным долям, занимающим 30% поверхности коры больших полушарий. Поражение лобных долей (в результате заболевания, ранения и т.п.) сказывается не на элементарных, а на высших формах поведения. Например, больные с пораженными лобными долями при сохранности зрения, речи, письма, решая арифметическую задачу, не пытаются проанализировать ее условия. При составлении плана решения у них выпадает конечный вопрос. Полученный ответ они не сопоставляют с исходными данными, не замечают своих ошибок и т.д. Многочисленные клинические факты показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека, в его характере. Больные, которые до заболевания отличались тактичностью, уравновешенностью, становятся невыдержанными, вспыльчивыми, грубыми.

Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию как в виде образов, так и в форме слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга — различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Функциями левого полушария являются чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т.д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление, Расстройство деятельности левого полушария, как правило, ведет к нарушению речи (появлению афазий), блокирует возможность нормального общения, при глубоком поражении нервной ткани — к серьезным дефектам мыслительной деятельности. Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи.

Функциональная асимметрия присуща только человеку. Она формируется в процессе общения, в котором может сложиться относительное преобладание функционирования левого или правого полушария, что сказывается на его индивидуально-психологических характеристиках личности.

Анализ системы мозг — психика неизбежно приводит к вопросу: зачем организму психическое отражение, если существует физиологический уровень отражения. Действительно, до тех пор пока все реакции человека или животного понимаются как автоматические, среди физиологических процессов психическое отражение не имеет места.

Кстати, именно исследования высшей нервной деятельности выявили существенные различия автоматических и неавтоматических реакций. С точки зрения физиологии речь идет об отношении между условным рефлексом и ориентировочно-исследовательской деятельностью.

Условный рефлекс есть автоматическая реакция, и закрепление условного рефлекса — процесс автоматический. Автоматичность наступает тогда, когда условия протекания рефлекса остаются постоянными, стереотипными. Когда в этих условиях появляется нечто новое, какое-то рассогласование, не укладывающееся в рамки стереотипной реакции, последнюю необходимо изменить, или, по крайней мере, задержать. Это позволит выяснить, в чем состоит эта новизна, а затем действовать. Биологический смысл и целесообразность такого механизма вполне понятны и не вызывают сомнений.

Первая и самая общая задача ориентировочно-исследовательской деятельности состоит в том, чтобы выяснить причину, вызвавшую рассогласование. После этого можно наметить действие согласно новым обстоятельствам и лишь затем обеспечить его выполнение. При этом действие определяется новыми отношениями между предметами внешнего мира, не имеющими ни безусловного значения. Они должны быть обнаружены, должны «выступить» перед субъектом, что и составляет непосредственный результат ориентировочно-исследовательской деятельности. «Выступить» перед субъектом в своем предметном содержании, в соотношении вещей друг с другом — не как действующий фактор, а как условие действия — это и значит «явиться» в психическом отражении.

Таким образом, ориентировочно-исследовательская деятельность в своем операционном составе обязательно содержит психическое отражение, которое оперирует не объектами действительности, а образами. Образы объективного мира составляют непременное условие перехода от автоматических реакций к неавтоматическим. Образ какого-нибудь предмета, процесса, явления в психике человека является идеальным. Психический образ идеален в двух отношениях.

Во-первых, его черты изолированы, отделены от других свойств оригинала, без которых не может существовать никакой материальный объект.

Во-вторых, образ очищен от всего несущественного. Он открывается как предмет, представленный только в самых существенных своих чертах. (Отсюда связь понятий «идеальное» и «совершенное».

Психологическое преимущество такого отражения предмета (процесса, явления) в виде его образа, в котором представлено лишь то, что важно для физического или мысленного действия, очевидно. Однако тот факт, что образ открывается как нечто совершенно свободное от ограничений материального мира, приводит к идее существования идеального бытия.

В отличие от материального, существующего независимо от сознания, от психики, образ существует только в сознании, только в психике. Идеальное есть не вид бытия, а та совокупность черт объекта, которая открывается, является субъекту в психическом отражении.

В качестве такого явления субъекту идеальное есть лишь содержание психического отражения объективного мира.

Взаимосвязь психики и мозга человека — Студопедия

В IV в. до н. э. Алкмеон Кротонский сформулировал идею о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга. Эту идею поддерживали многие античные ученые, например Гиппократ. Идея взаимосвязи мозга и психики развивалась на протяжении всей истории на­копления психологических знаний, в результатечего появлялись все новые и но­вые ее варианты.

В начале XX в. из двух разных областей знаний — психологии и физиологии — сформировались две новые науки: физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Физиология высшей нервной деятельности изучает органиче­ские процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телес­ные реакции. Психофизиология, в свою очередь, исследует анатомо-физиологические основы психики.

Следует сразу напомнить, что более подробно проблемы психофизиологии и основы физиологии высшей нервной деятельности изучаются в рамках курсов психофизиологии и нормальной физиологии. В данном разделе мы рассматрива­ем проблему взаимосвязи мозга и психики с целью общего ознакомления с ней, для того чтобы получить целостное представление о психике человека.

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма чело­века с психическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Позднее его идеи развил И. П. Павлов, открывший явление условно — рефлекторного научения. В наши дни идеи и разработки Павлова послужили основой для создания новых теорий, среди которых выделяются теории и концепции Н. А. Бернштейна, К. Халла, П. К. Анохина, Е. Н. Соколова и др.



И. М. Сеченов полагал, что психические явления входят в любой поведенче­ский акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы, т. е. физио­логические явления. По мнению И. П. Павлова, поведение складывается из слож­ных условных рефлексов, образованных в процессе научения. В дальнейшем вы­яснилось, что условный рефлекс — это весьма простое физиологическое явление и не более. Однако, несмотря на то, что после открытия условно-рефлекторного научения были описаны иные пути приобретения живыми существами навыков — импритинг, оперантное обусловливание, викарное научение, идея условного реф­лекса как одного из способов приобретения опыта сохранилась и получила даль­нейшее развитие в работах таких психофизиологов, как Е. Н. Соколов и Ч. И. Из­майлов. Ими было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги, со­стоящей из трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных систем нейронов: афферентной (сенсорного анализатора), эффекторной (исполнитель­ной, отвечающей за органы движения) и модулирующей (управляющей связями между афферентной и эффекторной системами). Первая система нейронов обес­печивает получение и переработку информации, вторая система обеспечивает вы­работку команд и их выполнение, третья система осуществляет обмен информа­цией между первыми двумя.


Наряду с этой теорией существуют и другие, весьма перспективные разработ­ки, касающиеся, с одной стороны, роли психических процессов в управлении по­ведением, а с другой — построения общих моделей регуляции поведения с участи­ем в этом процессе физиологических и психологических явлений. Так, Н. А. Бернштейн считает, что даже самое простое приобретенное движение, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть вы­полнено без участия психики. Он утверждает, что формирование любого двига­тельного акта есть активная психомоторная реакция. При этом освоение движе­ния осуществляется под воздействием сознания, которое при этом осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной системы, обеспечивающей выпол­нение нового движения. Чем сложнее движение, тем больше требуется корриги­рующих изменений. Когда же движение освоено и доведено до автоматизма, про­цесс управления выходит из поля сознания и превращается в фоновый.

Американский ученый К. Халл рассматривал живой организм как саморегули­руемую систему со специфическими механизмами поведенческой и генетико-био-логической регуляции. Эти механизмы большей частью врожденные и служат для поддержания оптимальных условий физического и биохимического равновесия в организме — гомеостаза — и включаются в действие тогда, когда это равновесие нарушено.

П. К. Анохин предложил свою концепцию регуляции поведенческого акта. Эта концепция получила широкое распространение и известна как модель функцио­нальной системы. Суть данной концепции заключается в том, что чело­век не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие определенных факторов внешней среды. Воздействие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией. Одни воздействия для человека несущественны или даже неосознаваемы, но другие, — как правило, необычные — вызывают у него ответную реакцию. Эта ответная ре­акция носит характер ориентировочной реакции и является стимулом для прояв­ления активности.

Теория функциональных систем П. К. Анохина получила широкое распростра­нение вследствие того, что она позволяет приблизиться к решению вопроса о вза­имосвязи физиологических и психологических процессов. Эта теория говорит о том, что психические явления и физиологические процессы играют важную роль в регуляции поведения. Более того, поведение в принципе невозможно без одно­временного участия психических и физиологических процессов.

Существуют и другие подходы к рассмотрению взаимосвязи психики и мозга. Так, А. Р. Лурия предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие (функционирование психических явле­ний. Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня актив­ности. Он включает ретикулярную формацию ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, структуры лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Второй блок связан с познавательными психи­ческими процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хра­нения информации, Данный блок состоит из участков коры головного мозга, ко­торые в основном располагаются в задних и височных отделах больших полуша­рий. Третий блок обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля. Структуры, входящие в данный блок, находятся в передних отде­лах коры головного мозга.

Данная концепция была выдвинута Лурией в результате анализа результатов проводимых им экспериментальных исследований функциональных и органиче­ских нарушений и заболеваний мозга. Однако следует отметить, что проблема ло­кализации психических функций и явлений в головном мозге интересна сама по себе. В свое время была выдвинута идея о том, что все психические процессы свя­заны с определенными участками мозга, т. е. локализованы. Согласно идее локалиализма, каждая психическая функция может быть «привязан и» к определен­ному органическому участку мозга. В результате были созданы детальные карты локализации психических функций в мозге.

Однако спустя определенное время были получены факты, свидетельствую­щие о том, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с повреждением одних и тех же мозговых структур, и наоборот, поражение одних и тех же участков в определенных случаях может приводить к различным нарушени­ям. Наличие подобных фактов привело к появлению альтернативной гипотезы — антилокализационизма, — утверждающей, что работа отдельных психических функций связана с деятельностью всего мозга. С точки зрения данной гипотезы между различными участками мозга сложились определенные связи, обеспечивающие функционнрование определенных психических процессов. Но и эта концепция не смог­ла объяснить многих нарушений работы мозга, которые говорят в пользу локализационизма. Так, нарушение затылочных отделов коры головного мозга приводит к поражению зрения, а височных долей больших полушарий — к нарушению речи.

Проблема локализационизма-антилокализационизма не решена до сих пор. Можно с полной уверенностью утверждать, что организация структур мозга и вза­имосвязь между отдельными участками мозга значительно сложнее и многогран­нее, чем имеющаяся в настоящее время информация об особенностях функциони­рования центральной нервной системы. Можно также говорить о том, что суще­ствуют участки мозга, которые непосредственно связаны с определенными органами чувств и движения, а также реализацией способностей, присущих чело­веку (например, речи). Однако вполне вероятно, что эти участки в определенной мере взаимосвязаны с другими отделами мозга, которые обеспечивают реализа­цию того ли иного психического процесса в полном объеме.

Психофизиологическая проблема в психологии. Рассматривая вопросы взаи­мосвязи психики и мозга, мы не можем не познакомиться с так называемой психо­физиологической проблемой.

Говоря о естественнонаучных основах психики, мы сегодня не сомневаемся в том, что между психикой и мозгом существует определенная взаимосвязь. Од­нако и в наши дни продолжает обсуждаться проблема, известная с конца XIX в. как психофизиологическая. Она является самостоятельной проблемой психоло­гии и носит не конкретно-научный, а методологический характер. Она имеет от­ношение к решению ряда фундаментальных методологических вопросов, таких как предмет психологии, способы научного объяснения в психологии и др.

В чем суть этой проблемы? Формально она может быть выражена в виде вопро­са: как соотносятся физиологические и психические процессы? На данный вопрос есть два основных ответа. Первый в наивной форме был изложен Р. Декартом, считавшим, что в головном мозге имеется шишковидная железа, через которую душа воздействует на животных духов, а животные духи на душу. Или, другими словами, психическое и физиологическое находятся в постоянном взаимодей­ствии и оказывают влияние друг на друга. Подобный подход получил название принципа психофизиологического взаимодействия.

Второе решение известно как принцип психофизиологического параллелизма. Суть его состоит в утверждении невозможности причинного взаимодействия меж­ду психическими и физиологическими процессами.

На первый взгляд истинность первого подхода, заключающегося в утвержде­нии психофизиологического взаимодействия, не вызывает сомнения. Мы можем привести множество примеров воздействия физиологических процессов мозга на психику и психики на физиологию. Все же, несмотря на очевидность фактов психо­физиологического взаимодействия, существует ряд серьезных возражений про­тив этого подхода. Одно из них заключается в отрицании фундаментального зако­на природы — закона сохранения энергии. Если бы материальные процессы, какими являются физиологические процессы, вызывались психической (идеальной) при­чиной, то это означало бы возникновение энергии из ничего, поскольку психиче­ское не является материальным. С другой стороны, если бы физиологические (ма­териальные) процессы порождали психические явления, то мы столкнулись бы с абсурдом другого рода — энергия исчезает.

Конечно, на это можно возразить, что закон сохранения энергии не совсем кор­ректен, но в природе мы вряд ли найдем другие примеры нарушения этого закона. Можно говорить о существовании специфической «психической» энергии, но в этом случае снова необходимо дать объяснение механизмам превращения материаль­ной энергии в некую «нематериальную». И наконец, можно говорить о том, что все психические явления материальны по своей сути, т. е. являются физиологи­ческими процессами. Тогда процесс взаимодействия души и тела есть процесс вза­имодействия материального с материальным. Но в этом случае можно договорить­ся до полного абсурда. Например, если я поднял руку, то это есть акт сознания и одновременно мозговой физиологический процесс. Если я после этого захочу ею ударить кого-либо (например, своего собеседника), то этот процесс может перей­ти в моторные центры. Однако если нравственные соображения заставят меня воз­держаться от этого, то это означает, что нравственные соображения — это тоже материальный процесс.

Вместе с тем, несмотря на все рассуждения, приведенные в качестве доказатель­ства материальной природы психического, необходимо согласиться с существова­нием двух явлений — субъективных (прежде всего фактов сознания) и объектив­ных (биохимических, электрических и других явлений в мозге человека). Вполне естественно было бы предположить, что эти явления соответствуют друг другу. Но если мы соглашаемся с этими утверждениями, то мы переходим на сторону другого принципа — принципа психофизиологического параллелизма, утвержда­ющего о невозможности взаимодействия идеальных и материальных процессов.

Следует отметить, что существует несколько течений параллелизма. Это дуа­листический параллелизм, исходящий из признания самостоятельной сущности духовного и материального начала, и монистический параллелизм, который ви­дит все психические и физиологические явления как две стороны одного процес­са. Главное, что их объединяет, — это утверждение, что психические и физиологи­ческие процессы протекают параллельно и независимо друг от друга. То, что про­исходит в сознании, соответствует тому, что происходит в мозге, и наоборот, но эти процессы не зависят друг от друга.

Мы могли бы согласиться с данным утверждением, если бы рассуждения в дан­ном направлении постоянно не закапчивались отрицанием существования психиче­ского. Например, независимый от психического мозговой процесс чаще всего за­пускается толчком извне: внешняя энергия (световые лучи, звуковые волны и т.д.) трансформируется в физиологический процесс, который преобразуется в проводящих путях и центрах, принимает форму реакций, действий, поведенчес­ких актов. Наряду с этим, никак не влияя на него, развертываются события в со­знательном плане — образы, желания, намерения. При этом психический процесс никак не влияет на физиологические процессы, в том числе и поведенческие реак­ции. Следовательно, если физиологический процесс не зависит от психического, то всю жизнедеятельность человека можно описать в понятиях физиологии. В этом случае психика становится эпифеноменом — побочным явлением.

Таким образом, оба рассматриваемых нами подхода оказываются не в состоя­нии решить психофизиологическую проблему. Поэтому единого методологиче­ского подхода к исследованию проблем психологии не существует. С каких пози­ций будем исходить мы, рассматривая психические явления?

Из вышеизложенного следует, что существует тесная связь между психиче­скими и физиологическими процессами. Поэтому, рассматривая психические яв­ления, мы будем всегда помнить о том, что они находятся в тесном взаимодей­ствии с физиологическими процессами, что они, вероятнее всего, обусловливают друг друга. При этом мозг человека является тем материальным «субстратом», который обеспечивает возможность функционирования психических явлений и процессов. Поэтому психические и физиологические процессы взаимосвязаны и взаимообусловливают поведение человека.

Нейропсихология, Мозг и психика, Введение в научные знания о психической деятельности человека

Нейропсихология

Мозг и психика

Введение в научные знания о психической деятельности человека

Научное познание психической деятельности человека началось во второй половине 19 века. В 1863 г. И. М. Сеченов опубликовал труд «Рефлексы мозга», в котором привел убедительные доказательства рефлекторного характера умственной деятельности. Работа И. М. Сеченова сосредоточила внимание исследователей на материальной основе психических процессов.

С тех пор появилось много разделов нейробиологии, то есть науки о нервной системе. Если неврологи пытаются проникнуть в молекулярные, клеточные и межклеточные процессы, с помощью которых мозг взаимодействует с внутренней и внешней средой, психологи больше сосредоточены на изучении поведенческих реакций организма. На стыке психологии и других наук о мозге (прежде всего нейробиологии и нейрофизиологии) возникла особая отрасль психологии — нейропсихология, изучающая в мозге механизмы высших психических функций, таких как речь, восприятие или абстрактное мышление.

Изучение мозга как тела психической деятельности, по мнению отечественного нейропсихолога А. Р. Лурия (1973), основано на результатах применения трех методических приемов: сравнительно-анатомических исследований, данных физиологического метода стимуляции индивидуума. части головного мозга или их разрушение, функциональная организация головного мозга человека — клинические наблюдения за изменением поведения пациентов с локальным поражением головного мозга (при травмах, опухолях и других заболеваниях).

В современном естествознании доминирует теория нейропсихизма, согласно которой психика существует только у существ, обладающих нервной системой. Эволюция позвоночных животных на Земле шла по пути усложнения структуры и функционирования их мозга. Увеличение относительной массы мозга на отдельных этапах эволюции наглядно демонстрируется с помощью Я. Ya. Индекс Рогинского (отношение квадрата веса головного мозга к массе тела): в полуяичнике он равен 0.13-1.37; у низших обезьян — 0,56-2,22; у человекообразных обезьян — 2,03-7,35; в дельфине — 6,72; у слона 9,62; у человека — 32,0. Цифры показывают, сколько человеческий мозг занимает в системе своего тела и, следовательно, в организации поведения.

Важно отметить, что увеличение объема и веса мозга связано не с ростом древнейших стволовых отделов, а с развитием больших полушарий. У человека наиболее развита кора полушарий, при этом наиболее интенсивно формируются новые области коры (неокортекс), которые у низших млекопитающих почти не проявляются.Древними областями коры являются палеокортекс (корковые образования, еще не отделенные от подкорковых образований), дуга (образование двухслойной древней коры, входящей в обонятельную систему мозга) и межреберная кора (образования, которые являются переходными между новыми и подкорковыми образованиями). старые отделы) у человека составляют лишь небольшую часть коры.

Человеческий мозг можно определить как высокоорганизованное многоуровневое мультисистемное и многофункциональное образование с множеством взаимодействующих локальных и общецеребральных элементов.Общий контроль, координация и регуляция режимов функционирования мозга осуществляется системой внутрицентральной регуляции, включающей различные необходимые механизмы и системы мозга, что обеспечивает согласованность работы мозга и, в конечном итоге, обеспечивает полноценную мозговую и психическую деятельность.

,

Анатомия мозга, Анатомия человеческого мозга

Обзор

Мозг — удивительный трехфунтовый орган, который контролирует все функции тела, интерпретирует информацию из внешнего мира и воплощает сущность разума и души. Интеллект, креативность, эмоции и память — вот лишь некоторые из многих вещей, которыми управляет мозг. Защищенный черепом, мозг состоит из головного мозга, мозжечка и ствола мозга.

Мозг получает информацию через наши пять органов чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус и слух — часто их много одновременно.Он собирает сообщения таким образом, который имеет для нас значение, и может хранить эту информацию в нашей памяти. Мозг контролирует наши мысли, память и речь, движение рук и ног, а также функции многих органов нашего тела.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система (ПНС) состоит из спинномозговых нервов, ответвляющихся от спинного мозга, и черепных нервов, ответвляющихся от головного мозга.

Мозг

Мозг состоит из головного мозга, мозжечка и ствола головного мозга (рис.1).

A side view illustration of the human brain, with areas labeled and colored
Рисунок 1. Мозг состоит из трех основных частей: большого мозга, мозжечка и ствола мозга.

Cerebrum: — самая большая часть мозга, состоящая из правого и левого полушарий. Он выполняет более высокие функции, такие как интерпретация прикосновений, зрения и слуха, а также речи, рассуждений, эмоций, обучения и точного контроля движений.

Мозжечок: расположен под головным мозгом. Его функция — координировать движения мышц, поддерживать осанку и баланс.

Ствол мозга: действует как центр реле, соединяющий головной мозг и мозжечок со спинным мозгом. Он выполняет множество автоматических функций, таких как дыхание, частота сердечных сокращений, температура тела, циклы бодрствования и сна, пищеварение, чихание, кашель, рвота и глотание.

Правое полушарие — левое полушарие

Головной мозг разделен на две половины: правое и левое полушария (рис. 2). Они соединены пучком волокон, называемым мозолистым телом, который передает сообщения от одной стороны к другой.Каждое полушарие контролирует противоположную сторону тела. Если инсульт произошел в правом полушарии мозга, ваша левая рука или нога может быть слабой или парализованной.

Не все функции полушарий являются общими. В целом левое полушарие контролирует речь, понимание, арифметику и письмо. Правое полушарие контролирует творческие способности, пространственные способности, артистические и музыкальные навыки. Левое полушарие является доминирующим в использовании рук и речи примерно у 92% людей.

Left and right hemispheres

Фигура 2.Головной мозг делится на левое и правое полушария. Обе стороны соединены нервными волокнами мозолистого тела.

Доли головного мозга

Полушария головного мозга имеют отчетливые трещины, которые разделяют мозг на доли. В каждом полушарии по 4 доли: лобная, височная, теменная и затылочная (рис. 3). Каждую долю можно снова разделить на области, которые выполняют очень определенные функции. Важно понимать, что каждая доля мозга не работает в одиночку. Между долями мозга и между правым и левым полушариями существуют очень сложные отношения.

Lobes of the brain
Рисунок 3. Головной мозг делится на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

Лобная доля

  • Личность, поведение, эмоции
  • Суждение, планирование, решение проблем
  • Речь: устная и письменная речь (область Брока)
  • Движение тела (моторная полоса)
  • Интеллект, концентрация, самосознание

Теменная доля

  • Переводит язык, слова
  • Ощущение прикосновения, боли, температуры (сенсорная полоска)
  • Интерпретирует сигналы зрения, слуха, моторики, органов чувств и памяти
  • Пространственно-зрительное восприятие

Затылочная доля

  • Интерпретирует зрение (цвет, свет, движение)

Височная доля

  • Понимание языка (зона Вернике)
  • Память
  • Слух
  • Последовательность и организация

Язык

В общем, левое полушарие мозга отвечает за язык и речь и называется «доминантным» полушарием.Правое полушарие играет большую роль в интерпретации визуальной информации и пространственной обработке. Примерно у одной трети левшей речевая функция может располагаться в правом полушарии мозга. Людям-левшам может потребоваться специальное обследование, чтобы определить, находится ли их речевой центр с левой или с правой стороны, до какой-либо операции в этой области.

Афазия — это нарушение языка, влияющее на выработку речи, понимание, чтение или письмо, вызванное травмой головного мозга — чаще всего в результате инсульта или травмы.Тип афазии зависит от пораженного участка мозга.

Площадь Брока: находится в левой лобной доле (рис. 3). Если эта область повреждена, человеку может быть трудно двигать языком или лицевыми мышцами, чтобы воспроизводить звуки речи. Человек все еще может читать и понимать разговорный язык, но испытывает трудности с речью и письмом (т. Е. Формирует буквы и слова, не пишет внутри строк) — это называется афазией Брока.

Зона Вернике: находится в левой височной доле (рис. 3).Повреждение этой области вызывает афазию Вернике. Человек может говорить длинными предложениями, не имеющими смысла, добавлять ненужные слова и даже создавать новые слова. Они могут издавать звуки речи, однако им трудно понимать речь, и поэтому они не осознают своих ошибок.

Cortex

Поверхность головного мозга называется корой. Он имеет складчатый вид с холмами и долинами. Кора головного мозга содержит 16 миллиардов нейронов (в мозжечке их 70 миллиардов = 86 миллиардов всего), которые расположены в определенных слоях.Тела нервных клеток окрашивают кору в серо-коричневый цвет, отсюда и название — серое вещество (рис. 4). Под корой находятся длинные нервные волокна (аксоны), которые соединяют области мозга друг с другом — это белое вещество.

A detailed illustration of a fold is called a gyrus and the groove between is a sulcus
Рисунок 4. Кора головного мозга содержит нейроны (серое вещество), которые связаны с другими областями мозга аксонами (белое вещество). Кора имеет складчатый вид. Складка называется извилиной, а впадина между ней — бороздой.

Сворачивание коры увеличивает площадь поверхности мозга, позволяя большему количеству нейронов поместиться внутри черепа и обеспечивая высшие функции.Каждая складка называется извилиной, а каждая бороздка между складками — бороздой. Есть названия складок и бороздок, которые помогают обозначить определенные области мозга.

Глубинные сооружения

Проводящие пути, называемые трактами белого вещества, соединяют области коры друг с другом. Сообщения могут перемещаться от одной извилины к другой, от одной доли к другой, от одной части мозга к другой и к структурам глубоко в головном мозге (рис. 5).

Color illustration, coronal cross-section showing the basal ganglia.
Рис. 5. Корональный разрез базальных ганглиев.

Гипоталамус: расположен в дне третьего желудочка и является главным регулятором вегетативной системы. Он играет роль в управлении таким поведением, как голод, жажда, сон и сексуальная реакция. Он также регулирует температуру тела, кровяное давление, эмоции и секрецию гормонов.

Гипофиз: находится в небольшом костном кармане у основания черепа, который называется турецким седлом. Гипофиз соединен с гипоталамусом головного мозга ножкой гипофиза.Известная как «главная железа», она контролирует другие эндокринные железы в организме. Он выделяет гормоны, которые контролируют половое развитие, способствуют росту костей и мышц и реагируют на стресс.

Шишковидная железа :
расположен за третьим желудочком. Он помогает регулировать внутренние часы организма и циркадные ритмы, выделяя мелатонин. Он играет определенную роль в половом развитии.

Таламус : служит ретрансляционной станцией для почти всей информации, которая приходит и уходит в кору.Он играет роль в болевых ощущениях, внимании, настороженности и памяти.

Базальные ганглии: включают хвостатое ядро, скорлупу и бледный шар. Эти ядра работают с мозжечком, чтобы координировать мелкие движения, такие как движения кончиков пальцев.

Лимбическая система: — это центр наших эмоций, обучения и памяти. В эту систему входят поясная извилина, гипоталамус, миндалевидное тело (эмоциональные реакции) и гиппокамп (память).

Память

Память — это сложный процесс, который включает три фазы: кодирование (определение того, какая информация важна), хранение и вызов.Различные области мозга задействованы в разных типах памяти (рис. 6). Ваш мозг должен уделять внимание и репетировать, чтобы событие перешло из кратковременной памяти в долговременную — это называется кодированием.

Color illustration, memory system.

Рисунок 6. Структуры лимбической системы, участвующие в формировании памяти. Префронтальная кора головного мозга кратковременно хранит недавние события в краткосрочной памяти. Гиппокамп отвечает за кодирование долговременной памяти.

  • Кратковременная память , также называемая рабочей памятью, возникает в префронтальной коре.Он хранит информацию около одной минуты, а его емкость ограничена примерно 7 элементами. Например, он позволяет набрать номер телефона, который вам только что сказал. Он также вмешивается во время чтения, чтобы запомнить только что прочитанное предложение, чтобы следующее имело смысл.
  • Долговременная память обрабатывается в гиппокампе височной доли и активируется, когда вы хотите что-то запомнить на более длительное время. Эта память имеет неограниченное количество содержимого и продолжительности.Он содержит личные воспоминания, а также факты и цифры.
  • Память навыков обрабатывается в мозжечке, который передает информацию в базальные ганглии. Он сохраняет автоматически выученные воспоминания, такие как завязывание обуви, игра на музыкальном инструменте или езда на велосипеде.

Желудочки и спинномозговая жидкость

В головном мозге есть полые полости, заполненные жидкостью, называемые желудочками (рис. 7). Внутри желудочков находится ленточная структура, называемая сосудистым сплетением, которая дает прозрачную бесцветную цереброспинальную жидкость (CSF).ЦСЖ течет внутри и вокруг головного и спинного мозга, чтобы защитить его от травм. Эта циркулирующая жидкость постоянно всасывается и пополняется.

illustration, side view of brain showing the ventricles deep within the brain and the flow of CSF

Рис. 7. ЦСЖ вырабатывается в желудочках глубоко в головном мозге. Жидкость спинномозговой жидкости циркулирует внутри головного и спинного мозга, а затем выходит за пределы субарахноидального пространства. Типичные места обструкции: 1) отверстие Монро, 2) акведук Сильвия и 3) обекс.

Есть два желудочка в глубине полушарий головного мозга, которые называются боковыми желудочками.Оба они соединяются с третьим желудочком через отдельное отверстие, называемое отверстием Монро. Третий желудочек соединяется с четвертым желудочком через длинную узкую трубку, называемую акведуком Сильвия. Из четвертого желудочка спинномозговая жидкость течет в субарахноидальное пространство, где омывает и смягчает мозг. ЦСЖ перерабатывается (или абсорбируется) специальными структурами в верхнем сагиттальном синусе, называемыми паутинными ворсинками.

Поддерживается баланс между количеством абсорбированного и производимого СМЖ.Нарушение или закупорка системы может вызвать накопление спинномозговой жидкости, что может вызвать увеличение желудочков (гидроцефалия) или скопление жидкости в спинном мозге (сирингомиелия).

Череп

Костный череп предназначен для защиты мозга от травм. Череп состоит из 8 костей, которые срастаются по линиям швов. К этим костям относятся лобная, теменная (2), височная (2), клиновидная, затылочная и решетчатая (рис. 8). Лицо состоит из 14 парных костей, включая верхнюю, скуловую, носовую, небную, слезную, нижние носовые раковины, нижнюю челюсть и сошник.

Side view illustration of a human skull
Рис. 8. Мозг защищен внутри черепа. Череп образован из восьми костей.

Внутри черепа есть три отдельные области: передняя ямка, средняя ямка и задняя ямка (рис. 9). Врачи иногда используют эти термины для определения локализации опухоли, например, менингиома средней ямки.

Illustration, of skull base revealing the anterior, middle and posterior fossae
Рис. 9. Вид черепных нервов у основания черепа с удаленным мозгом. Черепные нервы берут свое начало в стволе мозга, выходят из черепа через отверстия, называемые отверстиями, и проходят к иннервируемым частям тела.Ствол мозга выходит из черепа через большое затылочное отверстие. Основание черепа разделено на 3 области: переднюю, среднюю и заднюю ямки.

Подобно кабелям, выходящим через заднюю часть компьютера, все артерии, вены и нервы выходят из основания черепа через отверстия, называемые отверстиями. Большое отверстие в середине (foramen magnum) — это место, где выходит спинной мозг.

Черепные нервы

Мозг сообщается с телом через спинной мозг и двенадцать пар черепных нервов (рис.9). Десять из двенадцати пар черепных нервов, которые контролируют слух, движение глаз, лицевые ощущения, вкус, глотание и движение мышц лица, шеи, плеч и языка, берут начало в стволе мозга. Черепные нервы обоняния и зрения берут начало в головном мозге.

Римская цифра, название и основная функция двенадцати черепных нервов:

.

Номер
Имя
Функция

I

обонятельные

запах

II

оптика

прицел

III

окуломотор

двигает глаз, зрачок

IV

блокировочный

перемещает проушину

В

тройничного нерва

ощущение лица

VI

похищает

перемещает проушину

VII

лицевая

движется лицом, слюна

VIII

вестибулокохлеарный

слух, баланс

IX

языкоглоточный

вкус, глотать

X

вагус

пульс, пищеварение

XI

принадлежность

перемещает головку

XII

подъязычный

перемещает язычок

Менинги

Головной и спинной мозг покрыт и защищен тремя слоями ткани, называемыми мозговыми оболочками.С самого внешнего слоя внутрь они представляют собой твердую мозговую оболочку, паутинную оболочку и мягкую мозговую оболочку.

Dura mater: представляет собой прочную толстую мембрану, которая плотно прилегает к внутренней части черепа; его два слоя, надкостничная и твердая мозговая оболочка, сливаются и разделяются только для образования венозных синусов. На твердой мозговой оболочке образуются небольшие складки или отсеки. Есть две особые дюралюминиевые складки — фалкс и тенториум. Соколов разделяет правое и левое полушария мозга, а тенториум отделяет головной мозг от мозжечка.

Арахноидальная ткань: — это тонкая перепончатая оболочка, покрывающая весь мозг. Паутинная оболочка состоит из эластичной ткани. Пространство между твердой мозговой оболочкой и паутинной оболочкой называется субдуральным пространством.

Pia mater: охватывает поверхность мозга, следуя складкам и бороздкам. В мягкой мозговой оболочке много кровеносных сосудов, проникающих глубоко в мозг. Пространство между паутинной оболочкой и мягкой мозговой оболочкой называется субарахноидальным пространством. Именно здесь спинномозговая жидкость омывает мозг и смягчает его.

Кровоснабжение

Кровь поступает в мозг по двум парным артериям, внутренним сонным артериям и позвоночным артериям (рис. 10). Внутренние сонные артерии снабжают большую часть головного мозга.

Detailed illustration of the arterior circulation of the brain

Рисунок 10. Общая сонная артерия проходит вверх по шее и делится на внутреннюю и внешнюю сонную артерии. Переднее кровообращение головного мозга питается внутренними сонными артериями (ВСА), а заднее кровообращение — позвоночными артериями (ВА).Две системы соединяются в Уиллисском круге (зеленый кружок).

Позвоночные артерии снабжают мозжечок, ствол головного мозга и нижнюю часть головного мозга. Пройдя через череп, правая и левая позвоночные артерии соединяются вместе, образуя базилярную артерию. Базилярная артерия и внутренние сонные артерии «сообщаются» друг с другом в основании мозга, которое называется Виллизиевым кругом (рис. 11). Связь между внутренней сонной и вертебрально-базилярной системами является важным элементом безопасности мозга.Если один из основных сосудов блокируется, возможно, что побочный кровоток пересечет Вилилисовский круг и предотвратит повреждение мозга.

Illustration showing the Circle of Willis

Рис. 11. Вид сверху на Уиллисовский круг. К внутренней сонной и позвоночно-базилярной системам присоединяются передняя коммуникативная (Acom) и задняя коммуникативная (Pcom) артерии.

Венозное кровообращение в головном мозге сильно отличается от кровообращения в остальном теле. Обычно артерии и вены сливаются, поскольку они снабжают и дренируют определенные области тела.Можно подумать, что это пара позвоночных вен и внутренние сонные вены. Однако в мозгу это не так. Коллекторы основных вен интегрированы в твердую мозговую оболочку и образуют венозные синусы — не путать с воздушными синусами на лице и в области носа. Венозные синусы собирают кровь из головного мозга и передают ее во внутренние яремные вены. Верхние и нижние сагиттальные пазухи дренируют головной мозг, кавернозные пазухи дренируют переднее основание черепа. Все пазухи в конечном итоге стекают в сигмовидные пазухи, которые выходят из черепа и образуют яремные вены.Эти две яремные вены, по сути, единственный дренаж мозга.

Клетки головного мозга

Мозг состоит из двух типов клеток: нервных клеток (нейронов) и глиальных клеток.

Нервные клетки

Нейроны бывают разных размеров и форм, но все они состоят из тела клетки, дендритов и аксона. Нейрон передает информацию посредством электрических и химических сигналов. Попробуйте представить себе электропроводку в доме. Электрическая цепь состоит из множества проводов, соединенных таким образом, что при включении света лампочка загорается.Возбужденный нейрон будет передавать свою энергию находящимся поблизости нейронам.

Нейроны передают свою энергию или «разговаривают» друг с другом через крошечный промежуток, называемый синапсом (рис. 12). У нейрона есть множество плеч, называемых дендритами, которые действуют как антенны, принимающие сообщения от других нервных клеток. Эти сообщения передаются в тело ячейки, которое определяет, следует ли передать сообщение. Важные сообщения передаются в конец аксона, где мешочки, содержащие нейротрансмиттеры, открываются в синапс.Молекулы нейротрансмиттера проходят через синапс и попадают в специальные рецепторы принимающей нервной клетки, что стимулирует эту клетку передавать сообщение.

Illustration of neurons, dendrites and axon

Рисунок 12. Нервные клетки состоят из тела клетки, дендритов и аксона. Нейроны общаются друг с другом, обмениваясь нейротрансмиттерами через крошечный промежуток, называемый синапсом.

Клетки глии

Глия (греческое слово, означающее клей) — это клетки мозга, которые обеспечивают нейроны питанием, защитой и структурной поддержкой.Глии в 10-50 раз больше, чем нервных клеток, и они являются наиболее распространенным типом клеток, участвующих в опухолях мозга.

  • Астроглия или астроциты заботятся о нас — они регулируют гематоэнцефалический барьер, позволяя питательным веществам и молекулам взаимодействовать с нейронами. Они контролируют гомеостаз, защиту и восстановление нейронов, образование рубцов, а также влияют на электрические импульсы.
  • Клетки олигодендроглии создают жировое вещество, называемое миелином, которое изолирует аксоны, позволяя электрическим сообщениям перемещаться быстрее.
  • Эпендимные клетки выстилают желудочки и секретируют спинномозговую жидкость (CSF).
  • Микроглия — это иммунные клетки мозга, защищающие его от захватчиков и очищающие от мусора. Они также сокращают синапсы.

Источники и ссылки

Если у вас есть дополнительные вопросы, обращайтесь в Mayfield Brain & Spine по телефону 800-325-7787 или 513-221-1100.

Ссылки

brainfacts.org

мозг.mcgill.ca

обновлено> 4.2018
просмотрено> Тоня Хайнс, CMI, клиника Мэйфилд, Цинциннати, Огайо

Сертифицированная медицинская информация Mayfield материалов написаны и разработаны клиникой Mayfield Clinic. Мы соблюдаем стандарт HONcode в отношении достоверной медицинской информации. Эта информация не предназначена для замены медицинских рекомендаций вашего поставщика медицинских услуг.

,

Сахар и мозг | Нейробиология

Функции мозга, такие как мышление, память и обучение, тесно связаны с уровнем глюкозы и тем, насколько эффективно мозг использует этот источник топлива. Если в мозгу недостаточно глюкозы, например, нейротрансмиттеры, химические посредники мозга, не производятся, и связь между нейронами нарушается. Кроме того, гипогликемия, частое осложнение диабета, вызванное низким уровнем глюкозы в крови, может привести к потере энергии для работы мозга и связана с плохим вниманием и когнитивной функцией.

«Мозг зависит от сахара в качестве основного топлива, — говорит Вера Новак, доктор медицинских наук, доцент медицины HMS в Медицинском центре Бет Исраэль Дьяконесса. «Без этого не может быть».

Хотя мозгу нужна глюкоза, слишком много этого источника энергии может быть плохой вещью. Исследование 2012 года на животных, проведенное учеными из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, показало положительную взаимосвязь между потреблением фруктозы, другой формы сахара, и старением клеток, в то время как исследование 2009 года, также с использованием модели на животных, проведено Группа ученых из Монреальского университета и Бостонского колледжа связала избыточное потребление глюкозы с памятью и когнитивными нарушениями.

Влияние глюкозы и других форм сахара на мозг может быть наиболее значительным при диабете, группе заболеваний, при которых высокий уровень глюкозы в крови сохраняется в течение длительного периода времени. Диабет 1 типа — это заболевание, при котором иммунная система разрушает клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин — гормон, используемый организмом для контроля уровня глюкозы в крови. Диабет 2 типа, вызванный диетой и другими факторами окружающей среды, представляет собой состояние, при котором клетки становятся подавленными инсулином и не могут должным образом реагировать; они становятся устойчивыми к инсулину.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *