почему сорокин считает, что предметом изучения социальных наук являются психические вазаимодействия
Самым общим и распространенным ответом на эти вопросы является ответ: социология — это наука об обществе и закономерности, проявляющейся в общественных явлениях. Такое определение социологии вытекает из смысла самого слова «социология», что буквально означает «слово (наука) об обществе». Из него следует, что предметом изучения социологии является общество или общественные явления. Таково, как я сказал, наиболее распространенное определение социологии.
Однако вряд ли мы можем довольствоваться таким определением: оно — увы! — дает нам немного. Стоит чуть-чуть подумать над ним, как сразу же встают вопросы: а что такое общество? каковы признаки общественных явлений, отличающих их от множества других явлений? будет ли обществом, например, груда камней, муравьиная куча и рой пчел, или же обществом будет только собрание или совокупность людей? Если куча камней, или табун лошадей, или группа деревьев (лес) будут обществом, то, очевидно, социология становится всеобъемлющей наукой, обнимающей в себе и физику, и химию, и биологию, короче — простым ярлыком, обозначающим собой лишь новый термин для ряда существующих наук.
Где же и в чем искать эту отличительную черту? Она дана одновременно — ив свойствах взаимодействующих единиц, и в свойствах самого процесса взаимодействия. Свойства двух камней и связывающего их процесса взаимодействия не похожи на свойства двух амеб или клеточек тела и характер взаимодействия между последними. Наконец, свойства человека и процесса взаимодействия, в котором находятся люди друг с другом, не похожи на свойства предыдущих взаимодействующих единиц и характер происходящего между ними процесса взаимодействия. С этой точки зрения все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на три основные формы: 1) «неорганические» взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неорганический) , изучаемые физико-химическими науками, 2) живые «органические » взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни) , изучаемые биологическими науками; 3) наконец, взаимодействующие центры, одаренные психикой, сознанием, и взаимодействие психическое, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами (явления культуры, мир социальности) , изучаемые социальными науками.
Из сказанного само собой следует, что общество как предмет изучения социологии дано только там, где дано несколько единиц (индивидов) , одаренных психикой и связанных между собой процессами психического взаимодействия. И обратно, всюду, где взаимодействие тех или иных центров лишено психического характера, например взаимодействие атомов, молекул, планет, камней, деревьев, простейших организмов, лишенных сознания, — там не будет и общества в смысле социологическом. Социология изучает только такие общества, где члены последнего, помимо неорганических и органических процессов, связаны еще взаимодействием психическим, то есть обменом идей, чувств, волевых устремлений, короче — тем, что характеризуется словом «сознание». Атомы, молекулы, предметы неорганического мира, наконец, простейшие организмы (амебы, протозоа и др.) , хотя и связаны между собой рядом процессов взаимодействия, но оно лишено психических форм: они не обмениваются ни идеями, ни чувствами, ни волевыми импульсами. Значит, тем самым они не составляют и общества в смысле социологическом.
конспект лекций» онлайн полностью — Надежда Мельникова — MyBook.
ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии
Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце xix в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.
Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.
Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.
Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.
Основные этапы развития социальной психологии как науки.
Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины xix в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы.
Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии.
На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.
Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.
Второй этап (до середины 40-х гг. xx в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.
Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики.
Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д.
Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.
Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.
Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.
Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации.
Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.
Сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания.
Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части.
Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин.
Одна из них – объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания, родилась «на перекрестке» двух наук.
Все это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.
Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования пограничных проблем.
Запросы на социально психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения.
Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д.
Все это стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется двумя обстоятельствами.
Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 1950-х – начале 1960-х гг.
Во-вторых, социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными общественными силами.
Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач: выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.
Приступая к решению этих задач, необходимо очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины.
Необходимо выделение из психологической проблематики вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии.
Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Предмет социальной психологии определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, независимая отрасль знания?»
Психология и социология – «материнские» дисциплины по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология – это лишь часть социологии и психологии.
Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки.
Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии.
Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе.
В отличие от общей психологии, социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий.
С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией.
Человек изучается во всем многообразии его социальных связей: в процессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях и т. д.
Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе.
Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Это прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т. д.
Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др.
Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется все большее количество критериев для анализа. Группа рассматривается как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучения субъектов, ее составляющих.
Группа есть нечто большее, чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов.
Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики.
Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния.
Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д. Исследуются психологические основы уникальных семиотических систем, создаваемых человечеством на протяжении веков.
Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и личность, и группы, и социальную психику, но в определенном контексте.
Социальный психолог Г. М. Андреева определила предмет социальной психологии следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ, это: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивизм и интеракционизм.
Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера.
Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп.
Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни.
Главная социально-психологическая проблема функционализма – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.
Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.).
Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях.
Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок.
Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.
Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. Исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении.
Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений.
Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера.
Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.
Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста.
В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.
Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.).
Проблема когнитивизма – принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.
Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения.
Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества.
Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.
Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.
Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.
Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».
Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки.
Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.
Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).
Наблюдение – «старый» метод социальной психологии. Главная проблема – обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю.
Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста.
Для преодоления «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ».
Это особый метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления.
Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации.
Опросы – распространенный прием в социально-психологических исследованиях.
Обычно критические замечания по этому методу выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов.
Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты. Главные методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь – логика построения.
Чаще всего в социальной психологии применяют личностные тесты, реже – групповые тесты.
Тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер.
Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами.
Эксперимент – один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.
Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, например: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.
Взаимосвязь психологии с общественными науками.
Важнейшие проблемы
психологии не могут быть поставлены и
решены без взаимосвязи с другими науками.
Так, для изучения происхождения и
эволюции психики необходимо применение
знаний и методик биологии, генетики,
антропологии, культурологи.
Решение
психофизиологических проблем требует
привлечения методик нейрофизиологии,
нейроанатомии, нейрохимии, математического
моделирования, теории систем, науки о
поведении, ряда медицинских дисциплин.
Для решения проблемы
соотношения биологического и социального
используется интеграция социальных,
биологических дисциплин с привлечением
всех отраслей психологической науки.
Для реконструкции
структуры субъекта и процессов его
взаимосвязи с миром необходимо изучать
социальное, культурное, предметное,
профессиональное окружение, привлекая
гуманитарные, технические, экономические
дисциплины.
Для описания
процесса взаимодействия как коммуникации
необходимы приемы семантики, семиотики,
таких дисциплин, как лингвистика, теория
связи, информатика и др.
Чтобы изучить
закономерности фиксации информационных
моделей в структуре организма, применяют
методики нейрофизиологии, других наук
о мозге, молекулярной биологии,
микробиологии, иммунологии и т.п.
Результаты,
полученные в психологических исследованиях,
важны для всех пограничных с психологией
науках.
Основные
разделы психологии как науки:
общая
психология;психология
личности;социальная
психология.
Изучение психологии
начинается с усвоения общих фундаментальных
понятий и положений, характеризующих
психику поведения людей независимо от
того, кто они, какой у них возраст и какой
деятельностью они занимаются. Такие
универсальные знания объединяются под
названием общая
психология. При
непосредственном участии таких
психических явлений, как ощущения,
восприятия, внимание, воображение,
память и мышление человек познает себя
и окружающий мир. Этот раздел называется
психологией познавательных процессов
и входит в общую психологию.
Возможность
самореализации человека, специфика
отношений его к людям, его целенаправленные
действия, поступки человека, а также
психологические свойства и состояния
личности, его склонности и способности,
характер, потребности, мотивы, воля,
чувства, эмоции и др. входят в раздел
психология
личности.
В процессе общения
с другими людьми складываются официальные
и неофициальные, деловые и личные,
интимные, т.е. межличностные отношения.
Эти виды отношений изучает социальная
психология.
Кроме того, она рассматривает виды
социальных общностей, социально-психологические
особенности больших и малых социальных
групп, психологию массовидных явлений,
технологию массовых коммуникаций и
социального управления.
2. Исторические этапы развития психологии.
2.1. Психологические воззрения Античности и средневековья
Первые философские
учения о душе исходили из концепции
анимизма
(«anima»
лат. – душа, дух) — веры во всеобщую
одухотворенность всего сущего. Душа
понималась как некая независимая от
тела сущность, способная управлять как
живыми, так и неживыми предметами. Смерть
человека связывали с тем, что душа
покидает его тело. Постепенно накапливались
знания о психике человека.
Древнегреческий
философ Гераклит считал, что душа – это
субстанция. Она может быть предметом
интеллектуального анализа. Мозг является
местом, где «живет» душа. Демокрит
впервые высказал идею о детерминации
души и космоса, считая, что нет беспричинных
явлений в мире. Известный древнегреческий
врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) впервые
ввел названия темпераментов, связывая
их с преобладанием в организме человека
различных жидкостей: крови (сангвис) –
у сангвиников, желтой желчи (холэ) – у
холериков, слизи (флегмы) – у флегматиков
и черной желчи (мелайна холэ) – у
меланхоликов.
Сократ положил
начало экспериментальной психологии,
технику диалога, явился «пионером
психотерапии».
Согласно
древнегреческому философу Платону
(427-347 г.г. до н.э.), душа у человека существует
прежде, чем она вступает в соединение
с телом. Она является вместилищем вечных
идей. Мир идей он рассматривал как
смыслообразующий фактор познания. В
идеи, в понятии Платон распознал
умственную модель, устойчивый стандарт
предметов. Душевные явления делятся на
разум, мужество (воля) и вожделение
(мотивация). Разум находится в голове,
мужество – в груди, вожделение – в
брюшной полости. Их гармоничное единство
придает целостность душевной жизни
человека. Трактовка Платоном психики
как идеальной сущности является
выдающимся достижением древнегреческой
философии.
Первая систематизация
знаний о психике была осуществлена
древнегреческим философом Аристотелем
(384-322 гг. до н.э.) в трактате «О душе». По
Аристотелю, душа – не бесплотная
сущность, а способ организации живого
тела и его поведения. «Душа движет живое
существо решением и мыслью» (Аристотель.
О душе. Соч. В 4-х т. Т. 1. М., 1976. С. 384.).
Аристотель впервые вывел функциональную
зависимость души (психики) и тела
(организма). Его учение о растительной,
животной и разумной душе утвердило
принцип развития психики от низших форм
к высшим. Способности человека
рассматриваются Аристотелем как система
природных предрасположенностей,
развившихся в практической деятельности.
Им была дана первая классификация
психических явлений. Душа, по Аристотелю,
бестелесна, она есть форма живого тела,
причина и цель всех его жизненных
функций. Движущей силой поведения
человека является стремление (внутренняя
активность организма), сопряженная с
чувством удовольствия или неудовольствия.
Чувственные восприятия составляют
начало познания. Сохранение и
воспроизведение ощущений дает память.
Мышление включает в себя понятия,
суждения и умозаключения. Особой формой
интеллекта является нус (разум),
привносимый извне в виде божественного
разума. В учении Платона и Аристотеля
психическое отделилось от телесного.
Душа перестала трактоваться как
мифологический двойник тела и стала
рассматриваться как организующий
механизм жизнедеятельности живых
организмов.
В средневековье
происходит уход от научный воззрений.
Душа является божественным,
сверхъестественным началом, поэтому
изучение душевной жизни человека
подчинено богословию. Человеку доступна
только внешняя часть души, которая
обращена к внешнему миру. Таинства души
доступны лишь в религиозном (мистическом)
опыте.
Тем не менее, в
христианстве были осмыслены многие
стороны душевной жизни личности, ищущей
высшего смысла и нравственности. Так,
в Ш-У вв. н. э. в работах Плотина (205-270
г.г.), Аврелия Августина (354-430 г.г.),
раннехристианских философов и теологов
предметом исследования стал внутренний
мир человека, возможности самопознания,
а также способность сознания
(интенциональность), направленная на
предмет. Данный вопрос был рассмотрен
Фомой Аквинским (1226-1274 г.г.).
С У по Х1У веках в
работах Боэция (480-524 г.г.), Дунса Скотта
(1265-1308 г.г.) складываются представления
о личности.
В средние века
накапливается конкретный материал об
анатомо-физиологических особенностях
человеческого организма как одной из
основ психики. Немецкие схоласты Р.
Гоклениус и О. Кассман впервые ввели
термин «психология» (1590 год).
1.11. Связь социальной психологии с другими отраслями научных знаний
Комментарии
Взаимосвязи
социальной
психологии
с другими отраслями научных знаний
прочны и закономерны.
С
одной стороны,
философия,
социология
и другие общественные науки
предоставляют
социальной психологии
возможность методологически
точно и теоретически правильно
подходить к пониманию сущности
социально-психологических явлений
и процессов и специфики общественного
сознания, их происхождения, особенностей
развития и роли в
жизни и деятельности людей.
Общая
психология позволяет
социальной
психологии более точно понять и
методологически правильно осмыслить
психологические особенности
личности (индивида), являющейся субъектом
общественных отношений и
носителем социальной психики.
Исторические
науки показывают
социальной
психологии, как осуществляется
развитие социальной психики и сознания
людей на различных этапах становления
общества и человеческих отношений.
Политические
науки помогают
социальной
психологии правильно понять, какие
политические явления (процессы) и как
влияют на общественное сознание людей,
как изменяется социальная психика
людей в условиях политической деятельности
или под ее влиянием.
Экономические
науки раскрывают
социальным психологам сущность и
своеобразие функционирования
экономических
процессов в обществе, показывают им,
как они влияют на общественные
отношения и на проявление в
них социальной психики и общественного
сознания людей.
Культурология,
этнология, исследуя
особенности культурного и этнического
развития различных этнических
общностей, дают возможность социальной
психологии адекватно и правильно
интерпретировать влияние культуры
и национальной принадлежности на
специфику проявления социально-психологических
феноменов.
Педагогические
науки предоставляют
социальной психологии информацию
об основных направлениях обучения
и воспитания людей, позволяющую
ей вырабатывать рекомендации по
социально-психологическому обеспечению
этих процессов.
С
другой стороны,
социальная
психология,
изучая
условия и специфику
формирования, развития и функционирования
общественной психики и
сознания людей, позволяет
естественным
и общественным наукам более
правильно интерпретировать законы
отражения общественным сознанием
объективной действительности,
экономических и социальных
отношений.
Исследуя
закономерности формирования
и развития социально-психологических
явлений и процессов в своеобразных
общественно-исторических условиях,
социальная психология оказывает
определенную помощь и историческим,
экономическим и политическим
наукам.
Особое
значение имеет социальная психология
для педагогических наук, так
как знание закономерностей функционирования
социально-психологических
особенностей людей служит теоретическим
обоснованием для выработки
наиболее эффективных методов их
обучения и воспитания.
1.12.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Комментарии
1-й
этап. Родоначальниками накопления
социально-психологических знаний
считаются китайские и греческие ученые
(Аристотель, Гераклит, Гиппократ,
Демокрит, Платон, Суньцзы, Уцзы, Конфуций
и др.), которые описывали некоторые
социально-психологические особенности
характеров людей и их предназначения
в обществе, устанавливали
определенные психологические
закономерности
социального поведения
индивидов, выявляли мотивы объединения
их в группы и т.д.
2-й
этап. В средние века и позднее зарубежные
и отечественные ученые (Н.Макиавелли,
Т. Гоббс, И. Бентам, Ш.
Монтескье, А. Толквиль, Н.Я. Данилевский,
А.И. Герцен и др.) занимались психологическим
описанием анатомии и патологии
общественной жизни с ее характерными
социальными взаимоотношениями
и традициями, накапливали
и обобщали результаты немногочисленных
исследований закономерностей уже
известных социально-психологических
явлений и процессов — общения и
взаимодействия представителей различных
общностей.
3-й
этап. В середине XIX
века за рубежом
появились три социально-психологические
теории — «психологии
народов» (основатели
— М. Лацарус, X.
Штейнталь и В. Вундт), «психологии
масс» (Г.
Тард, С. Сигиле и Г. Ле-бон),
«инстинктов
социального поведения»
(В.
Макдаугалл), — которые послужили
предпосылкой для превращения
социальной психологии в самостоятельную
отрасль знания. После этого
начинается активная разработка
методологических
и теоретических ос-
нов
социальной психологии. На это
перенацеливаются
усилия представителей
основных школ психологической
науки на Западе: сначала бихевиоризма,
гештальтпсихологии, а потом психоанализа,
когнитивизма и инте-ракционизма.
Выходят в свет первые учебники и пособия.
Огромный
импульс развитию социально-психологических
исследований и
применению их результатов на практике
придавали войны и военные конфликты,
которыми изобиловал XX
век и
во время которых особенно остро вставали
вопросы, связанные с предотвращением
и профилактикой отрицательных
социально-психологических явлений
и процессов (страха, паники, снижения
сплоченности населения и военнослужащих
в группах, социальной дезорганизации
и дезинтеграции, социальных конфликтов
и т.д.), затрагивающих
все стороны жизни и деятельности
людей.
4-й
этап. В 20-40-е годы XX
века социальная
психология постепенно начинает
превращаться в сугубо экспериментальную
науку, занимающуюся прикладными
исследованиями и разрабатывающую
специфические методики изучения
социально-психологических феноменов,
проявляющихся в разнообразных
областях жизни и деятельности
людей.
Внутри
социальной психологии начинают
зарождаться и в 60-90-е годы наиболее
продуктивно совершенствоваться ее
новые отрасли: этнопсихология,
политическая психология, психология
управления,
конфликтология и др. К сожалению,
в СССР социальная психология в
30-50-е годы по политическим причинам
практически не развивалась.
1) Современные представления о предмете социальной психологии
Активная
дискуссия о предмете социальной
психологии развернулась в конце 1950-х –
начале 1960-х гг. ХХ в. Эта дискуссия была
вызвана двумя важными обстоятельствами:
1)
возрастающими запросами практики;
2)
изменениями, произошедшими в области
самой психологической науки. Советская
психология окрепла, появились
квалифицированные кадры, возросло
количество и качество теоретических и
практических исследований. Начало
дискуссии положила статья А. Г. Ковалева
(1959 г.), в которой рассматривались два
основных вопроса:
1)
понимание предмета социальной психологии
и круга ее задач;
2)
соотношение социальной психологии с
психологией, с одной стороны, и социологией
– с другой стороны.
О
предмете социальной психологии нет
общепринятого представления. Это
обусловлено высокой сложностью
социально-психологических феноменов,
фактов и закономерностей. Поэтому каждое
психологическое направление выделяет
свой круг ведущих проблем.
Существуют
два основных подхода к вопросу о предмете
социальной психологии.
Первый
понимает социальную психологию как
науку о массовых явлениях психики.
Второй – главным предметом исследования
считает личность. В процессе обсуждений
обозначился третий подход, рассматривающий
социальную психологию как науку,
изучающую как массовые психические
процессы, так и положение личности в
группе.
Обобщая
существующие разнообразные определения,
можно сказать следующее: социальная
психология – это отрасль психологической
науки, которая изучает факты, закономерности
и механизмы поведения, общения и
деятельности личностей, обусловленные
включенностью их в социальные общности,
а также психологические особенности
этих общностей.
Из
определения вытекает, что предметом
социальной психологии являются факты,
закономерности и механизмы поведения,
общения и деятельности отдельных
личностей и групп, связанные с их
включенностью в социальные общности.
По
мнению А. Н. Сухова, А. А. Бодалева и других
существует подход, который разделяет
предмет теоретической социальной
психологии (изучение закономерностей
возникновения, функционирования и
проявления социально-психологических
явлений на макро-, среднем и микроуровне
в различных сферах, в нормальных,
осложненных и экстремальных условиях)
и предмет прикладной социальной
психологии (закономерности психодиагностики,
консультирования и применения
психотехнологий в сфере
социально-психологических явлений).
Сфера
собственных интересов социальной
психологии просматривается довольно
четко, что и позволяет отграничить ее
как от проблем социологии, так и от
проблем общей психологии.
2) Предпосылки возникновения социальной психологии
Социальная
психология имеет длинную предысторию,
но короткую историю. Она формировалась
из многих источников, поэтому в качестве
предпосылок ее развития выступают
различные области знаний: археология,
этнография, языкознание, антропология,
различные философские школы как
идеалистического, так и материалистического
толка.
Уже
на заре своего развития люди знали и
использовали ряд социально-психологических
явлений и закономерностей. Из поколения
в поколение передавались обряды, ритуалы,
табу, которые регулировали общественную
жизнь людей. Способы воздействия на
широкую публику были известны еще
древним ораторам. Эти знания составляли
первоначальную систему сведений о
социально-психологических явлениях.
Это донаучный этап развития социальной
психологии. На этом этапе теория и
практика еще были неразрывны.
Следующий
этап в формировании социально-психологических
знаний называется философским, так как
многие социально-психологические
проблемы были рассмотрены в рамках
философских учений. В античности это
были взгляды Платона, Аристотеля. Г.
Олпорт считает Платона родоначальником
социальной психологии, в философии
нового времени – Т. Гоббса, Дж. Локка,
К. Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Г. Ф. В. Гегеля,
Н. А. Бердяева, Ф. М. Вольтера, М. Монтеня
и многих других. На этом этапе происходит
постепенное разделение социально-психологических
знаний на теоретические и практические
(Аристотель: «Человек – общественное
животное»). В философских воззрениях
социально-психологические аспекты чаще
всего представляли простой перечень
примеров, эти идеи не существовали в
чистом виде, выделить их было затруднительно,
они были связаны с трактовкой более
общих психологических идей.
Самые
первые социально-психологические идеи,
вышедшие из философии, сосредоточены
на вопросе о соотношении общественного
и индивидуального сознания. По этому
вопросу можно выделить три методологические
позиции. Согласно первой позиции
общественное сознание преобладает над
индивидуальным. Человек подчинен
обществу и действует по его законам.
Сторонники второй позиции полагали,
что индивидуальное сознание – уникальное
явление, способное определять общественное
сознание. Третья позиция предполагает
противоречивость общественного и
индивидуального сознания, т. е. в ее
основе идея вечного противоречия между
человеком и обществом. Это основное
положение философии экзистенциализма.
Таким
образом, как и в любой дисциплине,
зарождение социально-психологических
идей осуществлялось в рамках философии,
а лишь затем происходило отделение в
самостоятельные дисциплины.
ВЫДЕЛЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ
ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ
Начальный
этап выделения социальной психологии
в самостоятельную науку можно определить
как феноменологический (середина Х1Х
в.). Он связан:
1)
с развитием языкознания;
2)
накоплением значительных фактов в
области этнографии, антропологии,
археологии;
3)
становлением массового производства
и развитием городов.
На
этом этапе социально-психологические
феномены выделяются в самостоятельные
психические явления (народный дух,
поведение толпы, подражание, внушение).
Для их изучения разрабатываются способы
и приемы исследования. В этот период
ученые лишь собирали, сравнивали,
анализировали различный исторический,
этнографический, антропологический и
языковый материалы, не подвергая их
количественной обработке и экспериментальной
проверке. Английский антрополог Э.
Тейлор завершает работу о первобытной
культуре, американский этнограф Л.
Морган исследует быт индейцев, французский
социолог и этнограф Л. Леви-Брюль изучает
особенности мышления первобытного
человека.
Непосредственными
«родителями» социальной психологии
считаются психология и социология.
Психология
второй половины Х1Х века – это прежде
всего психология индивида, ее социальный
аспект лишь намечается. Наиболее это
заметно в патопсихологии. Психиатрическая
практика использует гипноз как
специфическую форму внушения,
рассматриваются вопросы регуляции
поведения человека другим индивидуумом.
Как отмечает М. Г. Ярошевский (1976 г.),
прообраз социальной психологии
зарождается на боковых путях психологии,
а не на магистральной линии развития.
Социология
как самостоятельная дисциплина начала
функционировать в середине Х1Х в.
(родоначальник – французский философ
О. Конт). Попытки объяснить социальные
явления независимо от других наук не
удались. Корни социальных явлений, как
правило, находились в психологии. Так,
французский социолог Г. Тард представлял
общую модель социального как взаимоотношение
двух индивидов, из которых один подражает
другому. Подобные модели оказались
несостоятельными, после чего законы
социального стали сводиться к законам
коллективной психики.
Оформляется
психологическое направление в социологии.
Его родоначальники: Л. Уорд и Ф. Гиддингс.
Это направление, с одной стороны,
тормозило становление социальной
психологии как самостоятельной
дисциплины, так как запутывало вопрос
о ее предмете, с другой – вызывало
повышенный интерес к развитию
социально-психологического знания.
1. Социальная психология как наука
1.1. Основные понятия социальной психологии
Социальная
психология
– наука, изучающая закономерности
возникновения и функционирования
психологических явлений, существование
которых обусловлено взаимодействием
людей в обществе и их включенностью в
различные социальные группы, а также
психологические характеристики самих
этих групп [3].
Структура социальной
психологии, то есть система ее категорий,
окончательно еще не установлена. Однако
анализ литературы позволяет выделить
следующие совокупности социально-психологических
понятий [25]:
1. предмет и методы
социальной психологии;
2. личность и
общество, социализация личности;
3. общее понятие
социальных общностей и социальных
групп, классификация социальных групп;
4. структура и
социально-психологическая организация
социальной группы;
5. общение и
межличностные отношения в социальной
группе (социальная связь), психология
коллектива как высшей формы социальной
общности;
6. психология
больших социальных групп; массовидные
социальные явления – общественные и
групповые потребности, чувства, воля,
общественное и групповое сознание;
7. психология
коммуникации и массовых средств
коммуникации;
8. управление
социально-психологическими процессами.
Современные
представления о предмете социальной
психологии являются чрезвычайно
дифференцированными, то есть отличающимися
друг от друга, что характерно для
большинства пограничных, смежных
отраслей науки, к которым относится и
социальная психология. Существует
четыре точки зрения, лежащие в основе
рассмотрения предмета социальной
психологии различными авторами [3,8]:
1. Психологические
процессы, состояния и свойства индивида,
которые проявляются в результате его
включения в отношения с другими людьми,
в различные социальные группы (семью,
различные коллективы и т. д.) и в целом
в систему социальных отношений
(экономических, политических,
управленческих, и др.).
2. Феномен
взаимодействия между людьми, которое
может быть не только межличностным, но
и между личностью и группой, а также
межгрупповым.
3. Психические
процессы, состояния и свойства различных
социальных групп как целостных
образований, отличающихся друг от друга,
и не сводимых к какому бы то ни было
индивиду.
4. Массовые
психические явления, такие как: поведение
толпы, паника, слухи, мода, массовые
энтузиазм, апатия, страхи и т. д.
Таким образом,
объединяя различные подходы к пониманию
предмета социальной психологии можно
дать следующее его определение: предметом
социальной психологии являются факты,
закономерности и механизмы поведения,
общения и деятельности личностей и
групп, связанные с их включенностью в
социальные общности [24].
Объектом
социальной психологии являются конкретные
социальные общности (группы людей) или
отдельные их представители (личности).
В зависимости от того или иного понимания
предмета социальной психологии выделяются
основные объекты ее изучения, то есть
носители социально-психологических
явлений. К ним относятся: личность в
группе (система отношений), взаимодействие
в системе «личность-личность»
(родитель-ребенок, руководитель-исполнитель,
психолог-клиент и т. д.), малая группа
(семья, школьный класс, трудовая бригада,
группа друзей и т. п.), взаимодействие в
системе «личность-группа» (лидер-ведомые,
руководитель-трудовой коллектив,
командир-взвод и т.п.), взаимодействие
в системе «группа-группа» (соревнование
команд, групповые переговоры, межгрупповые
конфликты и т. д.), большая социальная
группа (этнос, партия, социальный слой,
территориальная группа и т. п.) [24].
Наиболее полно
объекты социальной психологии, включая
и те, которые еще недостаточно изучены,
можно представить в виде следующей
схемы (рис. 1)
Взаимодействие
Исследование социальных взаимодействий может улучшить понимание рисков для психического здоровья
В исследовании McLean Hospital социальная ангедония, низкая или потеря социальной мотивации, была связана с рядом психических заболеваний. Предоставлено: больница Маклина.
Исследователи больницы
McLean опубликовали результаты исследования, в котором показано, как возраст, социально-экономический статус и другие факторы могут способствовать социальной изоляции и ухудшению психического здоровья.В статье, опубликованной в онлайн-версии Clinical Psychological Science , исследователи изучают, как люди всех возрастов и слоев общества ищут и получают удовольствие от социальных взаимодействий. Поскольку исследования связали низкую социальную мотивацию или потерю социальной мотивации с рядом психических заболеваний, включая депрессию и расстройства шизофренического спектра, соавтор исследования, доктор философии Лора Джермин из больницы Маклин, считает, что данные, представленные в исследовании, могут улучшить наше понимание факторов, которые негативно влияют на психическое здоровье человека.
«Отсутствие социального влечения было связано с социальной изоляцией и ухудшением психического здоровья, включая риск психоза в подростковом и раннем взрослом возрасте», — сказала Жермин, технический директор Технологического института психиатрии Маклина. Имея это в виду, Жермин и ее соавтор Дэвид Доделл-Федер, доктор философии из Университета Рочестера, решили исследовать, как опыт социального удовольствия и социального влечения различается в зависимости от продолжительности жизни и разных демографических групп.
В статье «Эпидемиологические аспекты социальной ангедонии» Джермин и Доделл-Федер представляют результаты исследования, проведенного в течение трехлетнего периода с помощью исследовательской онлайн-платформы TestMyBrain.org. В целом, около 20 000 человек со всего мира приняли участие в исследовании, которое было разработано для изучения факторов, которые могут лежать в основе «социальной ангедонии» — клинического термина, описывающего отсутствие социальной мотивации, снижение стремления к социальному взаимодействию. или трудности с получением удовольствия от социальных взаимодействий.Участники различались по возрасту, социально-экономическому статусу и этнической принадлежности.
Участвуя в том, что Жермин назвал «крупномасштабным гражданским научным проектом», исследователи сравнили данные исследования с существующей литературой по социальной ангедонии и факторам риска психических расстройств. Они обнаружили несколько причин, по которым люди отличаются друг от друга по основным аспектам социальной мотивации, которые отражают различия в риске определенных психических расстройств. Например, по словам Жермин, результаты показали, что «социальная мотивация и социальное стремление ниже у мужчин, чем у женщин» и у «людей из более неблагополучных социально-экономических слоев».«
Кроме того, исследователи обнаружили, что социальная мотивация и социальное удовольствие снижаются с раннего подросткового возраста примерно до 40-50 лет, а затем снова возрастают в более старшем возрасте. Жермин сказал, что низкая социальная мотивация в среднем зрелом возрасте может привести к снижению социальной поддержки и, следовательно, способствовать ухудшению состояния здоровья, и что вмешательства, которые увеличивают социальную поддержку, могут быть ключевым способом решения проблем психического здоровья в среднем зрелом возрасте.
Germine считает, что понимание того, как такие факторы, как социальная мотивация, различаются среди населения, может помочь нам «увидеть закономерности и понять, кто подвергается риску и почему они могут подвергаться риску».«Она сказала, что изучение« социального поведения населения и его связь с различиями в психическом здоровье может в конечном итоге привести к лучшим методам оценки, диагностики и лечения психических расстройств ».
Социальные проблемы связаны с ухудшением здоровья
Дополнительная информация:
Дэвид Доделл-Федер и др., Эпидемиологические аспекты социальной ангедонии, Clinical Psychological Science (2018).DOI: 10.1177 / 2167702618773740
Предоставлено
Больница Маклин
.
COVID-19 социальное дистанцирование оказывает значительное влияние на психическое здоровье, исследование показывает
Кредит: CC0 Public Domain
Предварительный вариант исследования, проведенного учеными из Университета Манчестера и Университета Суонси, показывает, что социальное дистанцирование и изоляция оказывают значительное влияние на психическое здоровье и эмоциональное благополучие людей.
Исследование было подано для публикации в BMJ Open и опубликовано в Интернете в рамках инициативы в области открытой науки.Выяснилось, что:
- Социальное дистанцирование приводит к обострению чувства тревоги и депрессии среди населения.
- Наибольшее влияние получили люди с низкооплачиваемой или небезопасной работой.
- Некоторые люди опасаются, что они испытают беспокойство по поводу здоровья или социальной активности после изоляции, в то время как другие планируют вернуться к нормальному уровню социальной активности как можно скорее.
Исследование проводится доктором Саймоном Уильямсом, исследователем общественного здравоохранения из Университета Суонси, в сотрудничестве с доктором Дж.Кимберли Динес и профессор Кристофер Армитедж из Центра психологии здоровья Манчестерского университета и д-р Това Тампе, независимый консультант Всемирной организации здравоохранения.
Исследователи провели пять онлайн-фокус-групп со всего Соединенного Королевства на ранних этапах карантина в Великобритании по COVID-19.
Группы изучили свои взгляды и опыт. Даже спустя всего две недели люди боролись с потерей социального взаимодействия.
Доктор Уильямс сказал: «Общественность прилагает значительные усилия для сдерживания распространения COVID-19, и эти усилия следует продолжать до тех пор, пока это необходимо. Наше исследование показывает, что многие люди действительно придерживаются рекомендаций по социальному дистанцированию. . Однако это дорого обходится психическому здоровью и благополучию людей, особенно тех, кто работает на низкооплачиваемой или небезопасной работе.
«Необходимы быстрые ответные меры с точки зрения программ общественного здравоохранения для смягчения этих воздействий на психическое здоровье.Ожидание оказания поддержки до тех пор, пока меры социального дистанцирования и изоляции не будут ослаблены или отменены, может иметь потенциально разрушительные и долгосрочные последствия для психического здоровья, особенно среди тех, кто уже социально и экономически уязвим ».
Доктор Динес, клинический психолог и медицинский психолог, сказал: «Одной из ключевых тем было чувство потери. Для некоторых социальное дистанцирование означало потерю дохода. Для других это означало потерю структуры и рутины как людей. пытаются найти баланс между работой на дому и уходом за детьми.Для всех это означало потерю личного социального взаимодействия. Наше исследование показывает, как эти физические потери имеют косвенный эффект в виде эмоциональных потерь, «таких как потеря самооценки, потеря мотивации и потеря смысла повседневной жизни».
Исследование также предоставляет ранние доказательства того, как люди могут вести себя после окончания текущего режима изоляции, что повлияет на то, насколько и как быстро COVID-19 будет продолжать распространяться.
Д-р Уильямс добавил: «Одним из главных факторов стресса для людей был тот факт, что они не знали, как долго продлится изоляция.Возможно, чем дольше это будет продолжаться, люди будут менее благосклонны и уступчивы. Хотя некоторые люди беспокоятся, что они все еще будут беспокоиться о социализации в течение некоторого времени после окончания карантина, другие уже планируют множество социальных мероприятий, как только они смогут. Правительству необходимо учитывать это при планировании своей стратегии выхода из карантина.
Великобритания: стресс из-за COVID-19 не дает уснуть по ночам
Дополнительная информация:
Саймон Н. Уильямс и др.Общественное восприятие и опыт социального дистанцирования и социальной изоляции во время пандемии COVID-19: исследование фокус-группы в Великобритании, (2020). DOI: 10.1101 / 2020.04.10.20061267
Предоставлено
Манчестерский университет
Ссылка :
Исследование показывает, что социальное дистанцирование COVID-19 оказывает значительное влияние на психическое здоровье (2020, 20 апреля)
получено 22 августа 2020
из https: // medicalxpress.ru / news / 2020-04-covid-social-distancing-important-impacts.html
Этот документ защищен авторским правом. За исключением честных сделок с целью частного изучения или исследования, нет
часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в информационных целях.
.
Какие предметы гуманитарных наук в классе 11 CBSE?
Вы определились со своим потоком, но все еще не уверены, какие темы выбрать?
Вы нервничаете при мысли о принятии решения в таком молодом возрасте?
Считаете ли вы, что все еще упускаете важную информацию по доступным предметам в качестве выбора?
Ваше замешательство относится к очень многим ученикам, поскольку класс 11 th действительно является решающим и поворотным моментом в карьере студента.Но выбор потока не заканчивается — дополнительный выбор предметов не менее важен и особенно сбивает с толку.
У направлений науки и торговли не так много возможностей на школьном уровне, как у гуманитарных дисциплин, которые могут предложить большее разнообразие.
Чтобы выручить вас из этой непонятной дилеммы, я составил список вариантов предметов в гуманитарных науках, чтобы помочь вам выбрать правильный набор предметов.
Рекомендуется прочитать: Какой поток выбрать в классе 11? Вот подробный обзор всех потоков
Какие предметы гуманитарных наук в 11 классе?
Для студентов-гуманитариев выбор предмета в 11 классе почти похож на насыщенный буфет в ресторане с множеством вариантов на любой вкус.CBSE дает вам (почти) полную свободу действий при создании комбинаций предметов в соответствии с вашими карьерными целями.
Например, начинающий студент юридического факультета может счесть полезным продолжить изучение права в классах 11 и 12. Сочетание этого с такими предметами, как политология и история, может дать им дополнительное преимущество.
Итак, давайте всесторонне рассмотрим все предметы, предлагаемые в потоке гуманитарных наук.
Рекомендуется прочитать: Я предпочел гуманитарные науки естествознанию в 11-м классе.Без сожалений!
1. Экономика (с / без математики)
Экономика — это исследование процессов или систем, посредством которых товары и услуги производятся, продаются и покупаются, и как экономика управляется на более высоком уровне (макроэкономика) и на более мелком индивидуальном уровне (микроэкономика).
После изучения экономики на уровне бакалавриата или аспирантуры вы можете поступать в банковские, страховые, сервисные и производственные компании, агентства недвижимости, консалтинговые компании, государственные учреждения и некоммерческие организации.
Рекомендуется прочитать: Что такое B.A Economics All About? Варианты карьеры и колледжи
2. История
Вы должны быть хорошо знакомы с историей, так как это обязательный предмет до 10 класса -го . В классе 11 по истории вы изучаете всемирную историю, промышленную революцию, ранние общества, империи и т. Д. С другой стороны, вы глубоко погружаетесь в историю Индии в классе 12, начиная с хараппской цивилизации до британской эпохи и пост- независимость Индии.
Преподавание, исследования, археология, управление сохранением, государственные службы, государственное управление — вот некоторые из профессий, в которые вы можете войти с историей в качестве основной для бакалавриата.
Подробнее: История карьеры в Индии
Рекомендуем прочитать: Археология 101: все, что вам нужно знать, чтобы продолжить эту захватывающую карьеру
3. Психология
Психология — это научное исследование человеческого разума и поведения.Он специализируется на изучении опыта, поведения и психических процессов людей в социально-культурном и историческом контексте.
Будучи многогранной дисциплиной, она включает в себя множество подразделов, таких как психология детей и развития, спортивная психология, психология здоровья, клиническая психология, социальная психология и т. Д. Это весьма интересно для тех, кто интересуется глубоким пониманием человеческого поведения. Вы можете получить степень бакалавра или магистра психологии, чтобы разветвляться во многих различных областях.
Рекомендуется к прочтению: Исчерпывающее руководство по тому, как стать психологом и его возможности в Индии
4. География
Это исследование поверхности земли и ее взаимоотношений с людьми. В широком смысле он охватывает а) физико-географические концепции, такие как формы рельефа, флора и фауна — их эволюцию, местоположение, распространение и развитие; б) географию человека, включая население, экономику, транспорт и т. Д.; И в) картографию — изучение картографирования.
Подробнее: География как карьера в Индии
5. Политология
По политологии вы изучаете политические процессы, работу различных типов правительств и институциональных организаций, а также множество административных теорий и концепций. Если вас интересуют власть и политика, а внешняя политика интригует, то политическая наука должна быть вашим выбором. Выбирая историю и государственное управление вместе с Pol. Наука — мудрый выбор, поскольку все они дополняют друг друга.
Рекомендуем прочитать: Что вы можете сделать после бакалавра политологии? Вот 8 многообещающих вариантов карьеры
6. Социология
Для тех из вас, кто критически относится к человеческой социальной жизни, социальному поведению и обществу, социология должна быть интересным предметом. В этом предмете вы узнаете больше о человеческих обществах, их взаимодействиях и процессах, которые их сохраняют и изменяют. Социология также изучает социальный статус, социальные движения и социальные изменения, а также социальные беспорядки в форме преступлений, девиантности и революции.
Подробнее: Социология как карьера в Индии
7. Философия
Если вы очарованы великими мыслителями и обладаете врожденной способностью рассуждать, спорить и доказывать свою точку зрения, тогда философия — это тот предмет, который должен вас заинтересовать. Философия охватывает вопросы, относящиеся к человечеству и обществу, и включает такие области, как логика, рассуждения, знания и т. Д. Она обеспечивает основу для критического и образного мышления и вносит большой вклад в общее благо общества.Это довольно любимый предмет тех, кто хочет позже сдавать экзамены на государственную службу.
8. Права человека и гендерные исследования
Это область для междисциплинарного исследования, посвященного пониманию гендера и гендерных проблем. Он включает женские исследования (касающиеся женщин, феминизма, гендера и политики), мужские исследования и квир-исследования. Вы узнаете, как гендер формирует нашу идентичность, наши социальные взаимодействия и наш мир. В разделе «Права человека» вы узнаете больше об основных правах для человеческого развития и о том, как права человека взаимодействуют с окружающей средой и миром вокруг нас.
Подробнее: Карьера в гендерных исследованиях в Индии
9. Практика информатики
В рамках этого предмета вы познакомитесь с основами компьютерного оборудования и программного обеспечения. Темы, охватываемые курсом «Практика информатики», включают системы управления базами данных, операционные системы, введение в программирование и языки программирования, такие как SQL, Oracle, Java, для решения проблем и т. Д. Если вы любите компьютеры, вам обязательно понравится это изучение. предмет в 11 и 12 классах.
Подробнее: Карьера в области компьютерных приложений в Индии
10. Государственное управление
Он расскажет вам больше о реализации государственной политики и работе государственного аппарата. Тем, кто стремится получить государственную службу / государственное управление, этот предмет будет полезен. Государственные администраторы — это государственные служащие, работающие в государственных департаментах и агентствах на всех уровнях власти.
Подробнее: Карьера в государственном управлении в Индии
11.Домашняя наука
Изученный как естествознание, так и искусство, это междисциплинарный предмет, посвященный человеческому развитию, питанию и питанию, управлению семейными ресурсами, гигиене, семейным отношениям, общественной жизни, искусству, одежде, текстилю, домашнему хозяйству и многому другому.
Подробнее: Домашняя наука как карьера в Индии
Рекомендуем прочитать: Постройте здоровую карьеру: основы того, чтобы стать диетологом в Индии
12.Правовые исследования
Если вас интересует закон, и вы стремитесь придерживаться его до окончания учебы, то изучение права может стать для вас ранним началом. Это дает вам представление о природе политических институтов, природе и источниках права, эволюции индийской правовой системы, гражданских и уголовных судах и процессах, системе семейного правосудия, правах человека в Индии и т. Д.
Рекомендуется к прочтению: Справедливость для всех: что нужно для достижения закона в качестве карьеры
13.Исследования СМИ
Media Studies — идеальный предмет для тех, кто хочет продолжить курсы журналистики, массовых коммуникаций или средств массовой информации после класса 12. Он поможет вам получить фундаментальные знания о различных формах средств массовой информации и коммуникации, таких как печатные СМИ, реклама, радио, кино, телевидение. , новые медиа и т. д. Помимо теоретических знаний, вы также получите практические навыки, такие как критическое мышление, навыки межличностного общения, навыки презентации, умение работать в команде и т. д.
Рекомендуем прочитать: Массовые коммуникации против.Журналистика: они одинаковые или разные?
14. Предпринимательство
Этот предмет напоминает бизнес-исследования, но также предлагает базовые идеи и понимание принципов предпринимательства, таких как определения, типы, требования, настройки, государственная помощь и программы, финансовые отчеты, патенты, характеристики и черты предпринимательства и т. Д. интересное дополнение к вашему списку, если вы заинтересованы в понимании бизнеса или являетесь начинающим предпринимателем.
Подробнее: Предпринимательство как карьера в Индии
15. Физическое воспитание
Легко оцениваемый предмет и интересный для тех, кто любит спорт. Вы узнаете о мире физического благополучия, образа жизни и спорта. В рамках этого вы охватываете такие области, как различные виды спорта, йога, физическая активность и обучение лидерству, спортивная психология, спортивные измерения, основы анатомии и физиологии, спортивные тренировки, допинг и т. Д.
Рекомендуется прочитать: Университеты, предлагающие спортивные квоты в Индии
16. Модные исследования
Если вас интересует дизайн одежды, исследования в области моды — хороший выбор, который подготовит вас к будущему. Этот предмет дает вам подробный обзор моды, ее теорий и основ. Вы изучаете такие области, как факторы, влияющие на моду, ключевые концепции и терминологию в моде, различных профессионалов моды и их роли, сегментацию потребителей, органы регулирования моды в Индии и т. Д.
Рекомендуем прочитать: Стиль говорит: 10 профессий в индустрии моды в Индии
17. Изобразительное искусство
Этот предмет хорошо подходит для тех, кто имеет талант и желает продолжить карьеру в области изящных искусств. Вы можете выбрать любой из следующих курсов по изобразительному искусству: живопись, графика, скульптура и прикладное искусство — коммерческое искусство. В них вы изучаете историю индийского искусства в сочетании с конкретными практическими занятиями по выбранному вами курсу.
Подробнее: Изобразительное искусство как карьера в Индии
В дополнение к этим в школах предлагается несколько других факультативных предметов, включая индийскую хиндустанскую музыку, карнатическую музыку, различные формы танцев, сельское хозяйство, творческое письмо и иностранные языки, такие как французский, немецкий, испанский, японский, мандаринский и итальянский. .
Рекомендуем прочитать: Гуманитарные науки с математикой: правильное ли сочетание потоков для вас?
Варианты карьеры в области гуманитарных наук
Глядя на широкий спектр предметов, предлагаемых в рамках направления гуманитарных наук, неудивительно, что количество вариантов карьеры для студентов-гуманитариев велико.
Во всех областях, от права и правительства до менеджмента и творчества, требуются люди с гуманитарным образованием из-за их широкого образования, понимания нюансов общества и способности исследовать и мыслить нестандартно. Все эти качества можно найти у студентов гуманитарного направления.
Вы можете сделать карьеру журналиста, писателя, юриста, модельера, графического дизайнера, государственного администратора, психолога, экономиста, юриста, художника, учителя, политолога, специалиста по маркетингу / рекламе, антрополога, специалиста по СМИ и PR, геолога, археолога. , куратор музея, социальный работник… и этот список можно продолжить!
Подробнее: Варианты карьеры в гуманитарных науках | Предстоящие варианты карьеры для студентов-гуманитариев
Подведение итогов
Учащиеся, которые осведомлены об окружающем мире и хотят узнать об этом — его истории, обществе, системах, законах и т. Д., — хорошо подходят для выбора гуманитарного направления в классе 11.Однако, прежде чем позвонить, я бы порекомендовал вам провести глубокое исследование и тщательный анализ ваших личных интересов, способностей и карьерных целей. А если вы не уверены, обратитесь за помощью к специалистам.
Эта статья приблизила вас к выбору предметов для гуманитарного направления? поделитесь с нами в комментариях!
Не знаете, какие варианты у вас есть?
Позвольте помочь вам открыть для себя идеальную карьеру!
.
Какие предметы в научном потоке после 10-го?
Выбор набора предметов для 11 и 12 классов — первое из многих важных карьерных решений, которые вы будете принимать в своей жизни. После изучения различных предметов за всю школьную карьеру пришло время выбрать конкретное направление, которое соответствует вашим интересам, способностям и карьерным целям.
Даже если вы до сих пор не определили какую-либо конкретную карьерную цель, не волнуйтесь, для этого еще есть много времени.Выбрать поток сравнительно проще, чем выбрать карьеру, но тщательный выбор по-прежнему важен, поскольку ваш поток может повлиять на вашу карьеру.
После 10 класса доступны 3 основных направления, а именно: естествознание, коммерция и гуманитарные науки / искусство, и у каждого потока своя методология, выбор предметов и варианты карьеры. В то время как наука основана на теории и применении научных концепций, коммерция ориентирована на торговлю и бизнес, а гуманитарные науки основаны на гуманитарных науках.
Рекомендуемое чтение: Выбор потока в классе 11: подробный обзор всех трех потоков
Научный поток далее делится на 2 направления, а именно медицинский (PCB) и немедицинский (PCM) научный поток.
Разница между ними заключается в выборе третьего предмета. В то время как физика и химия являются обязательными для обоих, медицинский поток предлагает биологию в качестве третьего обязательного предмета, а немедицинский поток предлагает математику.Английский язык является общим для всех направлений, и студенты могут изучать любой дополнительный предмет, чтобы изучить в общей сложности 5 предметов.
Вот подробный обзор обязательных предметов в потоке «Наука»:
1. Физика
Физика — одна из старейших академических областей в мире, наука о материи, движении, энергии и силе. Он фокусируется на понимании того, как ведет себя Вселенная. Достижения в области физики делают возможным развитие технологий, таких как изучение электромагнетизма, термодинамики, механики, ядерной физики и физики твердого тела.
Изучение физики на уровне 11–12 классов поможет вам развить наблюдательные, аналитические, исследовательские навыки и навыки принятия решений, а также концептуальное понимание, творческое мышление и навыки решения проблем.
Примеры нескольких тем, которые вы будете изучать:
- Кинематика
- Законы движения
- Термодинамика
- Электростатика
- Электромагнитные волны
- Электронные устройства
После изучения физики есть множество вариантов карьеры, в том числе работа физиком, космонавтом, специалистом по обработке данных, техником и инженером.
Подробнее : Карьера в области физики в Индии
2. Химия
Все во вселенной состоит из атомов и материи, и изучение химии основано на изучении состава, свойств и структуры материи, включая атомную структуру и изменения, вызванные химическими реакциями.
Новые области химии, такие как синтетические материалы, природные ресурсы, биомолекулы и промышленная химия, также включены в курс на уровне 11–12 классов, что дает вам полное представление об основах химии и современных разработках.Практические лабораторные эксперименты также служат для поддержки ваших теоретических исследований.
Примеры тем, которые вы будете изучать:
- Химическая связь и молекулярная структура
- Химическая термодинамика
- Органическая химия
- Химическая кинетика
- Химия поверхности
Возможности карьерного роста после изучения химии включают работу в исследованиях, фармацевтике, здравоохранении в качестве лабораторных ученых, инженеров-химиков, биохимиков, химиков-ароматизаторов, химиков-аналитиков и т. Д.
Рекомендуется прочитать: Chemistry Vs. Химическая инженерия: чем отличаются эти две области?
3. Биология
Термин «биология» происходит от греческого языка, где « bios » означает жизнь, а « logos » означает изучение, что буквально переводится как изучение форм жизни. А это и есть биология. Биология изучает живые организмы — растения и животные — включая такие аспекты, как их физическая структура, физиологические механизмы, химические процессы, молекулярные взаимодействия, а также развитие и эволюция.
Предмет биологии на уровне 11–12 классов направлен на обеспечение прочной концептуальной основы, а также на увязке изучения предмета с реальными технологиями, окружающей средой, сельским хозяйством, здравоохранением и промышленностью.
Примеры тем, которые вы будете изучать:
- Структурная организация растений и животных
- Ячейка: структура и функции
- Физиология растений
- Физиология человека
- Генетика и эволюция
- Биотехнология и ее приложения
Возможности карьерного роста после изучения биологии огромны, включая самый популярный путь медицины, будь то MBBS, аюрведа или гомеопатия.Помимо медицины, вы можете выбрать различные карьерные возможности, такие как биотехнология, стоматология, ветеринария, фармацевтика, ботаника, зоология, морская биология, генетика, биоинформатика, микробиология и многое другое.
Рекомендуемое чтение: Планируете выбрать PCMB после 10 класса? Сначала рассмотрим эти 6 вещей
4. Математика
Математика — это наука о числах и часто является самым ненавистным предметом для студентов, а иногда и самым любимым предметом для денежных операций и приложений даже в архитектуре, искусстве, инженерии и спорте.Математика как предмет фокусируется на понятиях количества, изменения, структуры и пространства.
На уровне 11–12 классов вы узнаете о принципах лежащих в основе процессов и навыков, определите поток рассуждений при решении проблемы или доказательстве результата и научитесь применять приобретенные навыки для решения проблем более чем одним методом. . Если вы изучаете медицинское направление (PCB), вы также можете изучить математику в качестве дополнительного предмета.
Примеры тем, которые вы будете изучать:
- Алгебра
- Исчисление
- Математическое мышление
- Линейное программирование
- Вероятность
- Векторы и трехмерная геометрия
Изучение математики в 11–12 классах открывает множество вариантов карьеры, в том числе в области коммерции, если вы решите изменить свое мнение о карьере в науке.Варианты карьеры включают инженерное дело, информатику, страхование, статистику, экономику, банковское дело, бухгалтерский учет и т.д.
Рекомендуем прочитать: Love Maths? Одна из этих 8 профессий может быть идеальной для вас!
5. Английский
Являясь одним из официальных языков Индии и языком, наиболее часто используемым во всем мире, английский является неизбежным предметом, изучаемым на уровне 11–12 классов, независимо от направления. Английский является распространенным языковым средством, используемым в офисах, колледжах и в Интернете, поэтому всегда полезен определенный уровень владения языком.
На уровне 11–12 классов предмет направлен на улучшение навыков чтения, письма, грамматики и аудирования / разговорной речи на английском языке, подготовка студентов к дальнейшим исследованиям, а также непосредственно к работе.
Варианты карьеры, доступные после изучения английского языка, включают средства массовой информации, журналистику, преподавание, связи с общественностью и ведение блогов. Изучение английского также поможет вам в ваших общих коммуникативных навыках и понимании, что будет полезно практически в любой карьере, где языком общения является английский.
Рекомендуем прочитать: Откройте для себя литературу: все, что вам нужно знать об изучении английского языка с отличием
Дополнительные предметы с естествознанием
Помимо 4 обязательных предметов в потоке естественных наук (физика, химия, английский язык и биология / математика), вы должны взять 5-й дополнительный предмет. Некоторые школы также разрешают подавать заявки на 6-й предмет, позволяя вам выбрать 2 дополнительных предмета.
Вот некоторые из дополнительных предметов, доступных в Естествознании:
1.Компьютерные науки
Информатика стала чрезвычайно популярной среди студентов и основана на общем изучении компьютерных приложений, языков программирования, вычислительной логики и сетевых технологий.
Рекомендуемое чтение: BCA Vs. B.Tech CS против Бакалавр компьютерных наук: в чем различия?
2. Практика информатики
Хотя есть сходство с информатикой, практика информатики больше фокусируется на обработке информации, компьютерных системах, приложениях устройств, разработке программ и интегрированной электронике устройств.
3. Экономика
Экономика является обязательным предметом для студентов, изучающих коммерцию, но также является популярным факультативным предметом для естественных и гуманитарных дисциплин. Социальная наука, экономика изучает функционирование экономики и ее основных элементов, а также взаимодействие рынков на национальном и международном уровнях.
Рекомендуем прочитать: Что такое B.A Economics All About? Варианты карьеры и колледжи
4.Инженерный чертеж
Инженерный чертеж или инженерная графика — это специализированный предмет, который учит способности графически передавать идеи и информацию, необходимые для построения или анализа машин, конструкций и систем. Это полезно для инженеров, архитекторов, геодезистов и дизайнеров.
5. Психология
Психологию можно определить как изучение психики, и за последние несколько лет она приобрела огромную популярность. Предмет психологии изучает психические процессы, поведение и опыт людей.На уровне 11–12 классов вы узнаете об основных понятиях и принципах в этой области, таких как эмоции, личность, интеллект и т. Д.
Рекомендуется к прочтению: Исчерпывающее руководство по тому, как стать психологом и его возможности в Индии
6. Физическая культура
Еще один популярный факультативный предмет — физическое воспитание, которое считается оценочным и повышает вашу физическую активность. На уровне 11–12 классов вы узнаете о физиологии, физической подготовке, различных видах спорта и йоге.
Рекомендуемое чтение: можете ли вы изменить свой дополнительный предмет в CBSE Class 11 и 12?
Варианты карьеры после Science Stream
После изучения направления естественных наук в 11–12 классах доступно множество вариантов карьеры, однако эти предметы также довольно сложны и потребуют усилий. Таким образом, вам следует идти на этот поток только в том случае, если вы абсолютно уверены в своем интересе и способностях к предметам.
Вы также должны иметь некоторую ясность в отношении того, какие варианты карьеры и курсы вы выбираете после 12 класса.Если у вас есть сомнения относительно того, какой поток выбрать, попробуйте проконсультировать по вопросам карьеры, чтобы помочь вам определить поток, который наиболее подходит для вас.
Подробнее : Варианты карьеры в PCM | Варианты карьеры с PCB
Считаете ли вы эту статью полезной при выборе трансляции после 10 класса? Поделитесь с нами в комментариях ниже!
Не знаете, какие варианты у вас есть?
Позвольте помочь вам открыть для себя идеальную карьеру!
.