Происхождение и развитие психики кратко: Как возникла и развивалась психика человека

Содержание

Происхождение и развитие психики человека кратко. Происхождение и развитие психики

Возникновение
и развитие психики в филогенезе. Критерии
психического отражения. Основные стадии
становления психики в филогенезе.
Сравнительный анализ психики животных
и человека.

План
ответа

  1. Объективный
    критерий

  1. Стадии
    по К. Фабри

  1. Мышление

    Условия
    развития

    Возникновение
    и развитие психики в филогенезе.

    1. Попытки
      решения проблемы возникновения психики

Возникновение
и филогенетическое развитие психики –
один из фундаментальных общепсихологических
вопросов. На данный вопрос, возникший
еще в биологии и подробно развивающийся
в зоо- и сравнительной психологии, ученые
различных школ в различное время пытались
ответить по-разному.

Антропопсихизм

только
человек обладает психикой, может дать
отчет о своих психических состояниях,
а животные и растения – только автоматы.
Такой взгляд характерен для Декарта.
Панпсихизм


любая материя обладает психикой (и
неживая тоже, например, камни). На этой
точке зрения стоял, например, Фехнер.
Биопсихизм


любая живая материя обладает психикой
(и растения тоже). Гобсс, Гегель и Вундт
разделяли представления биопсихизма.
Нейропсихизм


только существа, имеющие НС; наличие
телесной специальной структуры (НС),
которая объективно связана с психическими
процессами. Эта точка зрения выдвигалась
Дарвином, Спенсером.

По
мнению, А.Н. Леонтьева, ни один из этих
взглядов не отражает истинной причины
возникновения психики. В основе
возникновения психики, на самом деле,
лежит не что иное, как возникновение
чувствительности
.
– способность реагировать не биологически
нейтральные раздражители (абиотические0

Чувствительность
– первое проявление психики и показателей
ее возникновения. Возникла психика в
ходе биологической эволюции т.к. психика
обеспечивает более эффективное
приспособление к среде. Возникновение
и развитие психики в животном мире
подчиняется действию общего закона
эволюции согласно которому закреплялось
то, что было биологически полезно. Как
возникла психика?

        Толчок
        к появлению психического отражения
        (чувствительности) мог послужить
        переход от жизни в однородной,
        гомогенной среде к среде дискретных,
        вещно-оформленных объектов.

        Также
        из-за изменений среды некоторые
        воздействия перестали быть витально
        значимыми сами по себе. Но организм
        продолжал на них реагировать как на
        сигналы биотических воздействий. Это
        и означало появление чувствительности.

      Тенденции
      и особенности развития психики в
      филогенезе

В
основе развития психики лежат 3 тенденции:

Тема 4. Возникновение и развитие психики — Студопедия

Происхождение психики.

Психика – продукт длительного и сложного процесса развития органической природы.

Существовали различные попытки локализации психики в природе. Теория панпсихизма – душой наделена вся природа, в т.ч. неживые предметы, например, камни. Теория биопсихизма – психика приписывается всему живому, включая растения. Антропопсихизм: психика существует только у ч-ка. Нейропсихизм: психикой обладают существа, имеющие нервную систему.

Рассмотрим теорию Леонтьева. Критерий психики– способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (абиотические). Это виды энергии или св-ва предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене в-в. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны. Но они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами, и являются их потенциальными сигналами. Способность отр-ть абиотические св-ва повышает возм-ти выживания. Например, звуки м.б. сигналами живой пищи или приближающейся опасности.

Способность отр-ть абиотические св-ва связана с наличием такой формы активности как поведение. Поведение отсутствует у растений,которые способны только к усвоению питательных в-в, выделению, росту, размножению. Поведение обеспечивает биологический рез-т там, где условия не позволяют ему реализоваться непосредственно, сразу. Например, растения не могут перебираться к реке в засушливую погоду.

С предложенным критерием связаны понятия раздражимости и чувствительности. Раздражимость – способность реагировать на воздействие биологически значимых влияний (на воздействия, входящие в процесс обмена веществ), оставляя без ответа индифферентные воздействия. Раздражимостью обладают растения (корни всасывают питательные в-ва из почвы), простейшие микроорганизмы (например, амебы). Отсутствие психики.



Чувствительность– способность реагировать на биологически незначимые раздражители, которые сигнализируют о проявлении жизненно важных воздействий. Чувствительность имеет два аспекта: объективный (реакция, прежде всего двигательная на воздействующий агент и отражение объективных связей между св-ми среды) и субъективный (внутреннее переживание, ощущение данного агента). Раздражимость субъективного аспекта не имеет. Ощущения предназначены для ориентации организма относительно значимых условий среды, опосредствовать его приспособление. Чувствительностью обладают инфузории, гидры, медузы, черви, насекомые. Например, насекомые, ориентируясь на цвет, запах предмета, ищут пищу или избегают опасности. Наличие психики.


Психика в ходе эволюции возникла, чтобы обеспечить более эффективное приспособление к среде. Северцев. Непсихический путь приспособления обеспечивается через изменение строения и функционирования органов (у растений и у животных). Психический способ приспособления – изменение поведения без изменения организации (только у животных). Два способа психического приспособления: изменения инстинкта (медленные изменения наследуемых форм поведения) и приобретение индивидуального опыта (быстрые изменения поведения в ответ на быстрые изменения окр. среды).

Леонтьев предположил, что появлению чувствительности (психике) способствовал переход от жизни в однородной среде к жизни в среде дискретных, вещно-оформленных объектов (где обеспечивается устойчивая связь между объектами или их отдельными св-ми).

Процесс развития психики.

Появление психики связано с возникновением нервной системы. У животных рассматривают 3 стадии развития психики:

элементарная сенсорная психика (ганглиозная нервная система) – отражение отдельных свойств предметов при их воздействии на живое существо, но не предметов в целом. Например, восприятие пауком мухи. Поведение включает перемещения в пространстве, элементарные формы индивидуального научения (эффекты привыкания, выработка условных реакций), строительство жилья, агрессия по отношению к самцам, брачные игры. На этой стадии находятся инфузории, черви, улитки.

перцептивная психика (ЦНС – выделение спинного и головного мозга, коры головного мозга) – отражение предметов, целостных образов вещей. На этой стадии находятся позвоночные животные, а также членистоногие и головоногие моллюски.

Перцептивная психика характеризуется выделением операций. Операции – относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям нахождения предмета потребности. Например, собака отдельно отражает пищу (предмет потребности) и преграду на пути получения этой пищи (условия). Благодаря этому из ее активности по достижению цели (получению пищи) вычленяется операция – способ преодоления преграды. Эта операция легко сможет измениться, если преграда окажется другой. А у дождевого червя (сенсорная психика) слиты воедино образ пищи и путь к ней. Поэтому при изменении пути червь заново должен проходить период обучения новой траектории.

Возникновение и развитие психики.

Вся материя
обладает всеобщим качеством материального
мира – качеством отражения, т.е.
способностью отвечать на воздействия.
Отражение (от лат. — рефлекс).

Живой материи
присущи биологические формы отражения,
а на определенном этапе возникает
психика как качественно новая форма
отражения. Психика – отражение окружающего
мира в мозгу человека.

Переход к
психическому отражению становится
возможным, когда головной мозг получает
свойство субъективного: переживания,
а потом и познание внешних воздействий.

Основные формы
поведения животных

Все живые организмы
обладают биологической формой отражения
раздражимостью
это способность живого организма
реагировать на воздействия биологически
значимых влияний.

Способы реагирования
своеобразными движениями по отношению
к значимым факторам называются тропизмами,
которые характерны для биологической
формы отражениярастений.

Различают:

  1. фототропизм
    (тенденция живого организма двигаться
    под воздействием света)

  2. термотропизм
    (тенденция двигаться под воздействием
    тепла)

  3. хемотропизм
    (тенденция избирать определенную
    химическую среду)

  4. топотропизм
    (тенденция к движению под воздействием
    механического раздражителя).

У
животных возникает новая форма
раздражимости – чувствительность
– это раздражимость по отношению к
воздействиям среды
, которая ориентирует
организм в среде, выполняя сигнальное
значение.

Инстинктивное
поведение характерно для 1 стадии —
элементарной сенсорной психики.
Эта
стадия низшей ступени эволюционного
развития наблюдается у насекомых,
червей, улиток, некоторых беспозвоночных.
Такому уровню отражения соответствует
на низшей ступени развитиясетевидная(у кишечнополостных) и на высшей стадии
узловая, илиганглиозная нервная
система
(у насекомых).

У
насекомых существует сложная форма
поведения на условия среды – инстинкты
– врожденное, автоматическое поведение.
Инстинкт ограничен.Инстинктивные
действия строго приурочены к определенным
условиям, они теряют целесообразность,
как только изменяются стандартные
условия.
Например, лягушка ловит
насекомое, если оно мелькает перед ней,
если двигать на опыте бумажкой, то она
также кинется. Или паук: как только
насекомое попадает в паутину, паук
направляется к нему и начинает опутывать
соей нитью. Что вызывает эту деятельность
паука? Опытным путем установлено: для
паука важна вибрация, производимая
крыльями насекомого, которая передается
по паутине. Как только вибрация крыльев
прекращается, паук перестает двигаться
к своей жертве.

Виды
инстинктов
: охраны потомства, половой,
пищевой, защитный.

Развитию
инстинктов способствует опыт, который
приобретается в процессе индивидуальной
жизни особи.

Чем
выше в эволюционном ряду находится
животное, тем более сложными могут стать
выработанные условные связи и тем более
пластичными они оказываются.

У
рыб условные связи образуются быстро.
У щуки, например, легко вырабатывается
условный охотничий рефлекс на рыбок.
Угасить его трудно. В эксперименте рыбок
отделяли стеклом от щуки, но она долго
билась о стекло, пока не образовалась
новая временная связь, которая также
долго не снималась: стекло убрали, а
щука не реагировала на рыб, плавающих
рядом.

Следующая
стадия эволюции
перцептивная
психика,
(перцепция — восприятие).
Животные, которые находятся на этой
стадии развития, отражают окружающий
мир уже не в форме отдельных элементарных
ощущений, а в форме образов целостных
вещей. Этот уровень развития психики
требует новой стадии развития нервной
системы –ЦНС.

Наряду
с инстинктами в поведении таких
животных основную роль начинают играть

навыки
, усвоенные в процессе жизни.Навык –действия, в основе которых
лежат условные связи и которые
функционируют автоматически. Явно
выраженные навыки наблюдаются у животных,
имеющих кору головного мозга. Для их
поведения важную роль играет анализ и
синтез не отдельных свойств среды
(температуры, света, запаха), а предметных
ситуаций. Например, если перед курицей
насыпать зерно и перед ним поставить
рамку с сеткой, то она будет биться о
сетку. А более высокоразвитые птицы
(ворона, сорока) в этой ситуации после
неудачных попыток обегут преграду и
схватят добычу.

Т.е.
в случае с курицей поведение определяется
инстинктивной программой, основанной
на врожденных, безусловных рефлексах,
а в случае с вороной – действие происходит
в результате анализа и синтеза ситуации
(навыков, основанных на приобретенных,
условных рефлексах).
Этот тип поведения
проявляется у млекопитающих, когда
животные анализируют ситуации,
приспосабливаясь к меняющимся условиям
среды. В опыте с цепной собакой:
перед ней клали мясо, до которого она
заведомо не могла дотянуться. Мясо
привязывали к веревке, конец которой
собака могла достать лапой. После
неудачных попыток собака случайно
подтянула веревку и овладела мясом. Это
движение закрепилось и она уверенно
подтягивала веревку с пищей. Затем
веревку положили дальше на недосягаемое
для передних лап расстояние. После
некоторых неудачных движений передними
лапами собака изменила поведение, она
перевернулась и наступила задней лапой
на веревку. Этот факт подтверждает
положение о том, что усвоенные животным
навыки могут переноситься в измененную
ситуацию.

Таким
образом, навыки могут существенно
отличаться друг от друга: в одном случае
по своему автоматизму они приближаются
к инстинктам, в другом – к интеллектуальным
проявлениям.

Основу
интеллектуального поведения составляет
отражение сложных отношений между
отдельными предметами. Например, прибор
состоит из 2 полых трубок со стеклянным
переходником. На глазах у вороны в первую
трубку вводилось на веревке мясо. Птица
видела, как мясо входило в трубку,
появлялось в стеклянном просвете между
трубками и снова скрывалось во 2 трубке.
Ворона тут же бежала ко 2 трубке и
дожидалась появления мяса. (Так поступали
и кошки, и собаки).

Т.е.
высшие животные способны уловить
отношения между предметами и
предвосхитить (предвидеть) результат
данной ситуации,
т.е. учесть, где
появится данный предмет, если он движется.
Это поведение уже является типомразумного поведения.

Приматы
занимают особое место в наивысшем уровне
развития перцептивной психики. Их
привлекает манипулирование не только
пищевыми объектами (как другие
млекопитающие), но и с другими предметами.
Эта активность расширяет круг восприятий
у обезьян, увеличивает запас опыта и
создает большую базу для формирования
навыков, для зарождения сложных форм
поведения.

Шимпанзе,получая трубку с приманкой внутри,
выбирал подходящее для употребления
орудие, годное для проталкивания в
трубку. При этом животное различало
форму, толщину, длину предмета. Если не
было подходящего предмета, то обезьяна
обрывала стебли с ветки, выпрямлял
скрученную проволоку, т.е. обезьяна
изготовляла «орудие». Но изготовленное
орудие животные не берегут, впрок не
изготавливают. «Орудие» возникает у
обезьян в процессе ее непосредственного
действия и сразу исчезает, не передается
потомкам (в отличие от человеческой
деятельности).

Характерной
особенностью высших обезьян является
подражательность. Например, обезьянаможет подметать пол или смачивать и
отжимать тряпку, но эти действия имеют
примитивный характер: они подражают не
результату действия, а самому действию.
Поэтому, «подметая», обезьяна перемещает
мусор с места на место, а не убирает его
с пола.

Итак,
все формы отражения – тропизмы,
инстинкты, навыки, интеллектуальные
действия,
резко не ограничиваются.
Существует единая линия в животном
мире: инстинкты, например, обрастают
навыками, навыки переходят в инстинкты.

Развитие
психики на уровне человека приобретает
другие формы. Оно идет за счет развития
мышления и сознания.

Лекция

Лекция 4. Происхождение психики человека.

1.Предпосылки возникновения психики человека.

Входе исторического развития приблизительно
3 млн лет тому назад в районе Восточной
Африки в связи с геологическими
изменениями произошли существенные
изменения в образе существования
животных. В этих условиях естественный
отбор благоприятствовал особям, которые
были наиболее приспособлены к жизни в
саванне, лишенной деревьев. Только
существа, которые издали могли увидеть
приближающуюся опасность и убежать от
хищника, могли выжить и оставить
потомство. Естественному отбору
способствовали активные мутации, которые
происходили в животной среде, и одна из
первых мутаций — это способность к
двуногому хождению. Благодаря переходу
к новому хождению все больше и больше
освобождалась рука и превращалась в
хватательный орган, способный
манипулировать разными предметами.
2-ая предпосылка — прямохождение
способствовало уравновешенному положению
головы при вертикальном положении тела,
что давало способность голове развиваться
во всех направлениях и таким образом
увеличивать объем мозга.

2.Основные тенденции развития психики человека.

На
основе чувствительности и в связи с
усложнением нервной системы и физической
организации предки человека приобрели
качественно новый тип взаимодействия
со средой или отражение, которое означает
способность организма устанавливать
и соизмерять объективные связи между
свойствами среды.

Тенденции
в развитии психики:

1.Усложнение
формы поведения и двигательная активность.

2.Совершенствование
способности к индивидуальному научению.

3.Усложнение
форм отражения или способности
устанавливать связь между различными
явлениями.

Следует
учесть, что основные тенденции развития
психики выявлены чисто гипотетически,
так как ни одно ныне живущее существо
не может рассматриваться как прародитель
более организованного в виду того, что
любое существо даже инфузория-туфелька
является продуктом длительной эволюции.

Стадии
развития психики:

1.Сенсорная
психика
.
Это элементарная стадия, которая
характеризуется отражением лишь
отдельных свойств и качеств предмета
окружающего мира.

2.Перцептивная
психика
.
Эта психика уже имеет возможность
отражать предметы и явления внешнего
мира, видеть целостный образ. На этой
стадии реакции животных превращаются
в многозвенную цепь действий или
операций. Операция – это относительно
самостоятельное автоповедение, которое
отвечает не самому предмету, предназначенному
для удовлетворения той или иной
потребности, а условиям, в которых этот
предмет находится.

3.Стадия
интеллекта
.
Предполагает наличие взаимодействия
между особями животного мира, обмен
звуковыми сигналами, а также использование
различных орудий. Эта стадия является
необходимым условием развития психики
человека, хотя охватывает и высших
животных.

3. Происхождение сознания

Сознание
означает всю совокупность человека с
окружающей средой, положение человека
в обществе и природе, понимание человека
самого себя. Сознание определяется
уровнем развития общества и себя в этом
обществе.

Роль
труда в возникновении сознания:

Труд
представляет собой процесс активного
воздействия и изменения окружающей
среды. Изменяя природу в соответствии
со своими потребностями, человек стал
изменяться и сам.

Во-первых,
развитие руки привело к изменению
всего организма человека
,
особенно мозга, поскольку рука стала
не только органом действия, но и органом
познания; во-вторых, труд стал
объединительным
фактором, приводящим к коллективным
формам труда
,
т.к. труд — это не только использование
орудий труда, но и их изготовление, и
поэтому возникла проблема передачи
опыта использования орудий в форме
обучения труда. Т.о. развитию человечества
способствовало совершенствование
поведения в деятельности и общении.

Лекция 2. Психика и организм

ВОПРОСЫ:

  1. НЕРВНАЯ
    СИСТЕМА, ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
    И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ (НА
    САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)

  2. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ,
    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.

  3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  4. ОТЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    ЧЕЛОВЕКА ОТ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ

КОНСПЕКТИРОВАТЬ
:из хрестоматии под ред. Петровского
А.Н. ЛЕОНТЬЕВ. ПОНЯТИЕ ОТРАЖЕНИЯ И ЕГО
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ ( МАТЕРИАЛЫ 18
МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА 4 — 11 АВГУСТА
1966 ГОДА, А.Н. ЛЕОНТЬЕВ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ( « ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» — М., 1974, С.5 — 20)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА :

  • ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ И
    ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У ЧЕЛОВЕКА.

  • ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ
    У ЧЕЛОВЕКА.

  • ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  • ПОВЕДЕНИЕ КАК ОДНА
    ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
    ОТЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ПОВЕДЕНИЯ.

Введение

ВВЕДЕМ ПОНЯТИЯ:

ОТРАЖЕНИЕ
— (СЛЕД ВОЗДЕЙСТВИЯ)

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО
ОБЪЕКТА В СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ
ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ОБЪЕКТА. СИСТЕМА
ВОЗДЕЙСТВИЙ М/Б — АССИМИЛЯЦИЯ И
ДИССИМИЛЯЦИЯ.

РАЗДРАЖИМОСТЬ
(КАК ОТРАЖЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ)
ЭТО СПОСОБНОСТЬ
ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ РЕАГИРОВАТЬ НА
БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ. КОГДА
КОРНИ РАСТЕНИЯ РАЗДРАЖИМЫ ПО ОТНОШЕНИЮ
К ПИТАТЕЛЬНЫМ ВЕЩЕСТВАМ, КОТОРЫЕ
СОДЕРЖАТСЯ В ПОЧВЕ, ТОГДА ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ
С РАСТВОРОМ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ ОНИ НАЧИНАЮТ
ИХ ВСАСЫВАТЬ.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
ЭТО СПОСОБНОСТЬ
ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ОТРАЖАТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ. Т.Е. ТАКИЕ
ВИДЫ ЭНЕРГИИ ИЛИ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ,
КОТОРЫЕ НЕ УЧАСТВУЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО
В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ, НО ИМЕЮТ ОБЪЕКТИВНО
УСТОЙЧИВЫЕ В БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМИ
РАЗДРАЖИТЕЛЯМИ. САМИ
ПО СЕБЕ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕ ПОЛЕЗНЫ И НЕ ВРЕДНЫ; ИМИ
ЖИВОТНОЕ НЕ ПИТАЕТСЯ , ОНИ НЕ РАЗРУШАЮТ
ЕГО ОРГАНИЗМ. НАПРИМЕР, ЗВУКОМ НЕ ПИТАЕТСЯ
НИ ОДНО ЖИВОТНОЕ, РАВНО КАК ОТ ЗВУКА
ОБЫЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ЖИВОТНОЕ НЕ
ПОГИБАЕТ. НО ЗВУКИ В ПРИРОДЕ — ВАЖНЕЙШИЕ
СИГНАЛЫ ЖИВОЙ ПИЩИ ИЛИ ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ
ОПАСНОСТИ (КОТОРЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫ),
ПОЭТОМУ РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ДАЕТ БОЛЕЕ
ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО,

ОТРАЖАТЬ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОЛЕЗНЫМ.

Вопрос 1. Нервная система, ее возникновение, совершенствование и роль в развитии психики (на самостоятельное изучение)

Вопрос 2. Понятие психики, этапы развития психики.

СЕГОДНЯ
МЫ ПОСТАРАЕМСЯ РАЗОБРАТЬСЯ В ВОПРОСАХ
: ПОЧЕМУ
И КАК ВОЗНИКЛА ПСИХИКА ?

ПСИХИКА
— ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ МНОГИЕ
СУБЪЕКТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ИЗУЧАЕМЫЕ
ПСИХОЛОГИЕЙ КАК НАУКОЙ. ЕСТЬ ДВА ОСНОВНЫХ
ФИЛОСОФСКИХ ПОНИМАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ
ПСИХИКИ : МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ И
ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ.

  1. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ
    : ПСИХИКА
    — СИСТЕМНОЕ
    СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ,
    КОТОРОЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В АКТИВНОМ
    ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНОМ ОТРАЖЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО
    БЫТИЯ И В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВ ОТРАЖЕННОГО
    И РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ
    ОТРАЖЕННОГО ОБРАЗА.
    СОГЛАСНО
    МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ,
    ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ВОЗНИКЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ
    ДЛИТЕЛЬНОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
    ЖИВОЙ МАТЕРИИ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
    ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ВЫСШИЙ ИТОГ РАЗВИТИЯ,
    ДОСТИГНУТЫЙ ЕЮ. ЕСТЬ
    ДАННЫЕ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ТОМ, ЧТО
    УЖЕ ПРОСТЕЙШИМ ЖИВЫМ СУЩЕСТВАМ —
    ОДНОКЛЕТОЧНЫМ- СВОЙСТВЕННЫ БЛИЗКИЕ К
    ПСИХИКЕ ЯВЛЕНИЯ, А ИМЕННО : СПОСОБНОСТЬ
    К РЕАГИРОВАНИЮ НА ИЗМЕНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ
    СОСТОЯНИЙ И ВНЕШНЮЮ АКТИВНОСТЬ НА
    БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ,
    А ТАКЖЕ ПАМЯТЬ И СПОСОБНОСТЬ К
    ЭЛЕМЕНТАРНОМУ НАУЧЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПЛАСТИЧНЫЕ,
    ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.

В
ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МАТЕРИАЛИСТОВ

ПСИХИЧЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ

ВОЗНИКЛИ НАМНОГО ПОЗДНЕЕ ТОГО, КАК НА
ЗЕМЛЕ ВОЗНИКЛА ЖИЗНЬ. ПОНАЧАЛУ ЖИВОЕ
ОБЛАДАЛО ЛИШЬ БИОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ И САМОСОХРАНЕНИЯ,
ПРОЯВЛЯЮЩИМИСЯ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМЫ ОБМЕНА
ВЕЩЕСТВ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ, СОБСТВЕННОГО
РОСТА И РАЗМНОЖЕНИЯ. ПОЗДНЕЕ, УЖЕ НА
УРОВНЕ БОЛЕЕ СЛОЖНО ОРГАНИЗОВАННЫХ
ЖИВЫХ СУЩЕСТВ, К НИМ ДОБАВИЛИСЬ
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ К НАУЧЕНИЮ.

ПЕРВЫЕ
ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ ПОЯВИЛИСЬ 2 — 3
МИЛЛИАРДА ЛЕТ НАЗАД, СНАЧАЛА В ВИДЕ
ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ ХИМИЧЕСКИХ
ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, А ЗАТЕМ И
ПРОСТЕЙШИХ ЖИВЫХ КЛЕТОК. ОНИ ПОЛОЖИЛИ
НАЧАЛО
БИОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭВОЛЮЦИИ
.

ПОЗДНЕЕ
В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ ВЫДЕЛИЛСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ
ОРГАН, ВЗЯВШИЙ НА СЕБЯ ФУНКЦИЮ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ, ПОВЕДЕНИЕМ И ВОСПРОИЗВОДСТВОМ.
ЭТО —
НЕРВНАЯ
СИСТЕМА.

ПО МЕРЕ ЕЕ УСЛОЖНЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ШЛО РАЗВИТИЕ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
И ИЕРАРХИЗАЦИЯ УРОВНЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ
РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ВОСПРИЯТИЕ,
ПАМЯТЬ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, МЫШЛЕНИЕ, СОЗНАНИЕ,
РЕФЛЕКСИЯ.

УСЛОЖНЕНИЕ
СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ПОСЛУЖИЛО ОСНОВНЫМ
ИСТОЧНИКОМ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
.
УСЛОЖНЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ, КОТОРОЕ
ПОТРЕБОВАЛО ИЗМЕНЕНИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМА:
ПОЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ОТРАЖАТЬ МИР,
ЛУЧШЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ, А ИМЕННО
: ЧТОБЫ У ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПОЯВИЛАСЬ СЛОЖНАЯ
НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ВЫСШИЕ УРОВНИ
ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ, ЯВИЛОСЬ ВАЖНЫМ
СТИМУЛОМ К РАЗВИТИЮ
.(ТАКОВА
ТОЧКА ЗРЕНИЯ МАТЕРИАЛИСТОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ).

2.
В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
ИДЕАЛИСТОВ

: ПСИХИКА
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СВОЙСТВОМ ЖИВОЙ МАТЕРИИ И
НЕ ЕСТЬ ПРОДУКТ ЕЁ РАЗВИТИЯ. ОНА, КАК И
МАТЕРИЯ, СУЩЕСТВУЕТ ВЕЧНО. ТАК ЖЕ, КАК
В ПРЕОБРАЗОВАНИИ (С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ)
МАТЕРИАЛЬНОГО МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ НИЗШИЕ И
ВЫСШИЕ ФОРМЫ (ПОТОМУ ТАКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
И НАЗЫВАЕТСЯ РАЗВИТИЕМ), В ЭВОЛЮЦИИ
ИДЕАЛЬНОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) МОЖНО ОТМЕТИТЬ
СВОИ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ И ПРОСТЕЙШИЕ ФОРМЫ,
ОПРЕДЕЛИТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ И ДВИЖУЩИЕ
СИЛЫ РАЗВИТИЯ.

СУЩЕСТВУЮТ
РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ТОГО, КОМУ
ПРИСУЩА ПСИХИКА

(СРАЗУ ОТМЕЧУ,
ЧТО РАССМАТРИВАТЬ ИХ СТОИТ ТОЛЬКО В
КАЧЕСТВЕ ДИСКУССИОННЫХ ГИПОТЕЗ, А НЕ
НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ)

:

  • АНТРОПОПСИХИЗМ
    (
    ДЕКАРТ)
    ПСИХИКА
    ПРИСУЩА ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ,

  • ПАНПСИХИЗМ
    (ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ) — ВСЕОБЩАЯ
    ОДУХОТВОРЕННОСТЬ ПРИРОДЫ, ВСЕЙ ПРИРОДЕ,
    ВСЕМУ МИРУ ПРИСУЩА ПСИХИКА
    КАМНЮ В ТОМ ЧИСЛЕ)
    ,

  • БИОПСИХИЗМ
    ПСИХИКА —
    ЭТО СВОЙСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (ПРИСУЩЕ
    И РАСТЕНИЯМ)
    ,

  • НЕЙРОПСИХИЗМ
    (Ч. ДАРВИН)
    — ПСИХИКА СВОЙСТВЕННА ТОЛЬКО ОРГАНИЗМАМ,
    КОТОРЫЕ ИМЕЮТ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ,

  • МОЗГОПСИХИЗМ
    (К.К. ПЛАТОНОВ) — ПСИХИКА ТОЛЬКО У
    ОРГАНИЗМОВ С ТРУБЧАТОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ,
    ИМЕЮЩИХ ГОЛОВНОЙ МОЗГ (ПРИ
    ТАКОМ ПОДХОДЕ, У НАСЕКОМЫХ ПСИХИКИ НЕТ,
    Т.К. У НИХ УЗЕЛКОВАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА,
    БЕЗ ВЫРАЖЕННОГО ГОЛОВНОГО МОЗГА)

  • ГИПОТЕЗА
    А.Н. ЛЕОНТЬЕВА

    КРИТЕРИЕМ ПОЯВЛЕНИЯ ЗАЧАТКОВ ПСИХИКИ
    У ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ
    ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБНОСТИ
    РЕАГИРОВАТЬ НА БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ
    РАЗДРАЖИТЕЛИ. КРИТЕРИЕМ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
    ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ
    УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ (ЗАКОНОМЕРНЫЕ СВЯЗИ
    ВНЕШНЕГО ЛИ ВНУТРЕННЕГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ
    С ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ
    НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ)

ТАКИМ
ОБРАЗОМ, ПСИХИКА ВОЗНИКЛА ПОТОМУ, ЧТО
ОНА ОКАЗАЛАСЬ МОЩНЫМ СРЕДСТВОМ
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ К ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЕ.

ЗНАЧИТЕЛЬНО
ТРУДНЕЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС :
КАК
ВОЗНИКЛА ПСИХИКА ?

ЗДЕСЬ МЫ ТОЖЕ ПОПАДАЕМ В ОБЛАСТЬ ТОЛЬКО
ГИПОТЕЗ.

СОГЛАСНО
ПРЕДПОЛОЖЕНИЮ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА, ТОЛЧКОМ
К ПОЯВЛЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
(ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ) МОГ ПОСЛУЖИТЬ ПЕРЕХОД
ОТ ЖИЗНИ В ОДНОРОДНОЙ, ГОМОГЕННОЙ СРЕДЕ
К СРЕДЕ ДИСКРЕТНЫХ, ВЕЩНО-ОФОРМЛЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ. ВОТ
КАК ОН ОПИСЫВАЕТ ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ ЭТОГО
ПРОЦЕССА .

ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО,
ЧТО ПРОСТЕЙШИЕ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
СУЩЕСТВОВАЛИ В ГОМОГЕННОМ РАСТВОРЕ
ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ, С КОТОРЫМИ ОНИ
БЫЛИ В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ КОНТАКТЕ. ДЛЯ
УСВОЕНИЯ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ ИМ БЫЛО ДОСТАТОЧНО
ПРОСТОЙ РАЗДРАЖИМОСТИ. УЖЕ НА СТАДИИ
РАЗДРАЖИМОСТИ КАКИЕ-ТО СВОЙСТВА МО7ГЛИ
ПРИОБРЕТАТЬ ДВОЯКУЮ ФУНКЦИЮ :
НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ОБМЕНЕ
ВЕЩЕСТВ И СИГНАЛИЗАЦИИ О ДРУГОМ ЖИЗНЕННО
ВАЖНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ.

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
МОГ СОСТОЯТЬ В ТОМ, ЧТО ИЗ-ЗА ИЗМЕНЕНИЙ
СРЕДЫ НЕКОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕРЕСТАЛИ
БЫТЬ ЖИЗНЕННО ЗНАЧИМЫМИ САМИ ПО СЕБЕ.
ОДНАКО ОРГАНИЗМ ПРОДОЛЖАЛ РЕАГИРОВАТЬ
НА НИХ КАК НА СИГНАЛЫ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ
ВОЗДЕЙСТВИЙ. ЭТО И ОЗНАЧАЛО ПОЯВЛЕНИЕ
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.

ТАКИМ
ОБРАЗОМ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ВЕРОЯТНО,
ПОЯВИЛАСЬ НА БАЗЕ РАЗДРАЖИМОСТИ. ВМЕСТЕ
С ТЕМ ОНА ОЗНАЧАЛА КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ
ЭТАП ОТРАЖЕНИЯ, Т.К. ВМЕСТЕ С НЕЙ ВПЕРВЫЕ
ПОЯВИЛАСЬ
СПОСОБНОСТЬ
ОРГАНИЗМА ОТРАЖАТЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ СВЯЗИ
МЕЖДУ СВОЙСТВАМИ СРЕДЫ.

ЕСТЕСТВЕННО, ЧТО
ПОЯВИТЬСЯ И ПОЛУЧИТЬ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ
ЭТОТ ТИП ОТРАЖЕНИЯ МОГ ЛИШЬ В УСЛОВИЯХ,
ГДЕ СУЩЕСТВОВАЛА УСТОЙЧИВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ
ОБЪЕКТАМИ ИЛИ ИХ ОТДЕЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ.
ТАКУЮ УСТОЙЧИВУЮ СВЯЗЬ И ОБЕСПЕЧИВАЛА
ВЕЩНО-ОФОРМЛЕННАЯ СРЕДА.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗ
СКАЗАННОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ
ВЫВОДЫ :

  1. ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТИЕ
    «ПСИХИЧЕСКОЕ» МОЖНО ТОЛЬКО ИЗ АНАЛИЗА
    ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА.

  2. ПСИХИКА
    КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ВОЗНИКАЕТ ЛИШЬ НА
    ОПРЕДЕЛЕННОМ ЭТАПЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ
    ЭВОЛЮЦИИ. ГЛАВНЫМ
    УСЛОВИЕМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДАННОЙ ФОРМЫ
    ОТРАЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОД ОТ ГОМОГЕННОЙ
    СРЕДЫ ОБИТАНИЯ К ДИСКРЕТНОЙ.

  3. МЕХАНИЗМ,
    ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ДОСТИГАЕТСЯ
    ПЕРЕХОД ОТ ДОПСИХИЧЕСКИХ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ
    К ПСИХИЧЕСКИМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРЕЖАЮЩИМ
    ОТРАЖЕНИЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ
ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ФУНКЦИЯ
ОПЕРЕЖАЕТ ОТРАЖЕНИЕ :

ВО
ВНЕШНЕЙ УПОРЯДОЧЕННОЙ СРЕДЕ СОБЫТИЕ
А1
ПРЕДШЕСТВУЕТ СОБЫТИЮ А2
. В СИЛУ ТОГО, ЧТО СУБЪЕКТ S
НАХОДИТСЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ,
СОБЫТИЕ А1
ВЫЗЫВАЕТ В ОРГАНИЗМЕ СОСТОЯНИЕ а1.
В СИЛУ УПОРЯДОЧЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО
РЯДА, ПРОИСХОДИТ УПОРЯДОЧЕННОСТЬ
СОСТОЯНИЙ. И ПРИ ЭТОМ СОСТОЯНИЕ а1
ПРЕДШЕСТВУЕТ
СОСТОЯНИЮ а2.
НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТУПЕНИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭВОЛЮЦИИ СОБЫТИЕ А1
ЕСТЬ, СОБЫТИЕ А4
ЕЩЕ НЕ НАСТУПИЛО, А СОСТОЯНИЕ а4
УЖЕ ЕСТЬ.

А1
А2
→ А3
А4

↓ ↓ ↓ ↓

а1
а2
а3
а4

развитие психики — это… Что такое развитие психики?

(англ. development of mind) — последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики включаются в этот процесс взаимодействия в качестве одного из важных его факторов. Научное изучение возникновения и Р. п. — путь познания ее природы и сущности, ее жизненного значения.

В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (чувствительности, т. е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение. Р. п. сопровождалось эволюцией животных в связи с образованием и развитием их н. с. Р. п. характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным (у высших животных) способам регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде. Биологическая эволюция психики явилась «предысторией человеческого духа» (Ф. Энгельс), становление которого совершалось под определяющим влиянием совместной трудовой деятельности людей, в процессе возникновения и развития человеческого общества (см. Антропогенез). Особенности психики человека, его сознание — продукт общественно-исторического развития. В нем на первый план выступила преемственная социальная связь человеческих поколений, передача, старшим поколением младшему результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и всякой др. деятельности, овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения и др.), его роль в дальнейшем созидании материальных и духовных ценностей (см. Усвоение).
Историческое Р. п. человека совершается в ходе ее онтогенеза. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития (см. Задатки способностей, Формирование способностей), которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность (см. Ведущая деятельность, Обучение и развитие). Постепенно человек становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием.
В целом Р. п. совершается постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции. Дифференциация функций приводит к возникновению новых действий (перцептивных, мнемических, мыслительных и др.), интеграция — к их объединению, соподчинению, к образованию новых структур психической деятельности. Новые структуры возникают из старых путем их реорганизации. Старое (выработанные ранее действия, операции, образы, понятия и т. д.) входит в новообразуемые структуры, претерпевая при этом те или иные изменения. Новая, более сложная структура подготавливается старой, более элементарной, не обладающей признаками целой новой структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре. Вместе с тем усложнение форм психической деятельности включает и процессы свертывания, стереотипизации отдельных компонентов, являющихся необходимым условием экономного и эффективного их функционирования.

Р. п. человеческого индивида — обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с др. людьми. В своем стремлении к самовоспитанию и самообразованию он выступает как субъект собственного развития. Активно изменяя обстоятельства своей жизни, человек формирует себя как личность, как субъект деятельности и поступков.

Движущими силами Р. п. человека как субъекта деятельности, как личности являются внутренние противоречия. Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т. д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям.

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (младенчество, раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты…) необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать значительные индивидуальные различия в Р. п. Процесс Р. п. продолжается и в зрелом возрасте. Его основные факторы: самообразование, профессиональный труд, общественная работа, спортивная и др. виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.

Возникновение и развитие психики в филогенезе. Критерии психического отражения. Основные стадии становления психики в филогенезе. Сравнительный анализ психики животных и человека.

План
ответа

  1. Возникновение
    и развитие психики в филогенезе.

    1. Попытки
      решения проблемы возникновения психики

    2. Тенденции
      и особенности развития психики в
      филогенезе

  2. Критерии
    психического отражения.

    1. Различные
      критерии психического

    2. Объективный
      критерий

  3. Основные
    стадии становления психики в филогенезе.

    1. Стадия
      элементарной чувствительности

    2. Стадия
      предметного восприятия отражения
      действительности (перцептивной психики)

    3. Стадия
      интеллектуального поведения

    4. Стадии
      по К. Фабри

  4. Сравнительный
    анализ психики животных и человека.

    1. Мышление

    2. Способность
      создавать и сохранять орудия труда

    3. Передача
      общественного опыта

    4. Условия
      развития

  1. Возникновение и развитие психики в филогенезе.

    1. Попытки решения проблемы возникновения психики

Возникновение
и филогенетическое развитие психики –
один из фундаментальных общепсихологических
вопросов. На данный вопрос, возникший
еще в биологии и подробно развивающийся
в зоо- и сравнительной психологии, ученые
различных школ в различное время пытались
ответить по-разному.

Антропопсихизм
только
человек обладает психикой, может дать
отчет о своих психических состояниях,
а животные и растения – только автоматы.
Такой взгляд характерен для Декарта.
Панпсихизм

любая материя обладает психикой (и
неживая тоже, например, камни). На этой
точке зрения стоял, например, Фехнер.
Биопсихизм

любая живая материя обладает психикой
(и растения тоже). Гобсс, Гегель и Вундт
разделяли представления биопсихизма.
Нейропсихизм

только существа, имеющие НС; наличие
телесной специальной структуры (НС),
которая объективно связана с психическими
процессами. Эта точка зрения выдвигалась
Дарвином, Спенсером.

По
мнению, А.Н. Леонтьева, ни один из этих
взглядов не отражает истинной причины
возникновения психики. В основе
возникновения психики, на самом деле,
лежит не что иное, как возникновение
чувствительности.
– способность реагировать не биологически
нейтральные раздражители (абиотические0

Чувствительность
– первое проявление психики и показателей
ее возникновения. Возникла психика в
ходе биологической эволюции т.к. психика
обеспечивает более эффективное
приспособление к среде. Возникновение
и развитие психики в животном мире
подчиняется действию общего закона
эволюции согласно которому закреплялось
то, что было биологически полезно. Как
возникла психика?

        • Толчок
          к появлению психического отражения
          (чувствительности) мог послужить
          переход от жизни в однородной,
          гомогенной среде к среде дискретных,
          вещно-оформленных объектов.

        • Также
          из-за изменений среды некоторые
          воздействия перестали быть витально
          значимыми сами по себе. Но организм
          продолжал на них реагировать как на
          сигналы биотических воздействий. Это
          и означало появление чувствительности.

    Человеческий интеллект | психология | Британника

    Человеческий интеллект , умственное качество, которое состоит из способности учиться на собственном опыте, адаптироваться к новым ситуациям, понимать абстрактные концепции и обращаться с ними, а также использовать знания для управления окружающей средой.

    Большая часть ажиотажа среди исследователей в области разведки происходит из их попыток точно определить, что такое интеллект. Разные исследователи в своих определениях подчеркивали разные аспекты интеллекта.Например, на симпозиуме 1921 года американские психологи Льюис М. Терман и Эдвард Л. Торндайк разошлись по определению интеллекта: Терман подчеркивал способность мыслить абстрактно, а Торндайк делал упор на обучение и способность давать хорошие ответы на вопросы. Однако в последнее время психологи в целом согласились с тем, что адаптация к окружающей среде является ключом к пониманию того, что такое интеллект и что он делает. Такая адаптация может происходить в различных условиях: учащийся в школе изучает материал, который ему необходимо знать, чтобы преуспеть в курсе; врач, лечащий пациента с незнакомыми симптомами, узнает об основном заболевании; или художник переделывает картину, чтобы произвести более связное впечатление.По большей части адаптация включает в себя изменение самого себя, чтобы более эффективно справляться с окружающей средой, но это также может означать изменение среды или поиск совершенно новой.

    Терман, Льюис Льюис Терман. Предоставлено Архивом истории американской психологии, Университет Акрона, Огайо

    Эффективная адаптация основана на ряде когнитивных процессов, таких как восприятие, обучение, память, рассуждение и решение проблем. Таким образом, основной акцент в определении интеллекта заключается в том, что это не когнитивный или психический процесс как таковой, а скорее выборочная комбинация этих процессов, которая целенаправленно направлена ​​на эффективную адаптацию.Таким образом, врач, который узнает о новом заболевании, адаптируется, воспринимая материал о заболевании в медицинской литературе, изучая, что этот материал содержит, вспоминая важнейшие аспекты, необходимые для лечения пациента, а затем используя причину для решения проблемы применения информация к потребностям пациента. В целом интеллект стал рассматриваться не как отдельная способность, а как эффективное сочетание многих способностей. Однако это не всегда было очевидно для исследователей предмета; действительно, большая часть истории этой области вращается вокруг аргументов относительно природы и способностей, составляющих интеллект.

    Теории интеллекта

    Теории интеллекта, как и большинство научных теорий, эволюционировали посредством ряда моделей. Четыре из самых влиятельных парадигм — это психологическое измерение, также известное как психометрия; когнитивная психология, которая занимается процессами, посредством которых функционирует разум; когнитивизм и контекстуализм — комбинированный подход, изучающий взаимодействие между окружающей средой и психическими процессами; и биологическая наука, которая рассматривает нейронные основы интеллекта.Далее следует обсуждение событий в этих четырех областях.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
    Подпишитесь сегодня

    ,

    6 ранних теорий происхождения языка

    Как зародился язык? Слова не оставляют после себя артефактов — письмо возникло намного позже языка, — поэтому теории происхождения языка обычно основывались на догадках. На протяжении веков существовало столько бесплодных спекуляций по вопросу о том, как возник язык, что, когда в 1866 году было основано Парижское лингвистическое общество, его устав включал запрет на любые его обсуждения. К ранним теориям теперь обращаются по прозвищам, данным им учеными-лингвистами, которым надоели неподходящие истории.

    1. Теория лука-вау

    Идея о том, что речь возникла из-за того, что люди имитировали звуки, издаваемые вещами: Bow-wow, moo, baa и т.д. вообще нравится то, что они означают.

    2. Теория пуха-пуха

    Идея о том, что речь происходит из автоматической голосовой реакции на боль, страх, удивление или другие эмоции: смех, крик, вздох.Но многие животные тоже издают подобные звуки, и в конечном итоге они не пришли к языку.

    3. Теория динь-дон

    Идея о том, что речь отражает некий мистический резонанс или гармонию, связанную с вещами в мире. Непонятно, как это исследовать.

    4. Теория йо-хе-хо

    Идея о том, что речь начинается с ритмических песнопений и ворчания, которые люди использовали для координации своих физических действий, когда работали вместе. Есть довольно большая разница между такими вещами и тем, что мы делаем с языком.

    5. Теория та-та

    Идея о том, что речь возникла из-за использования жестов языком и ртом для имитации жестов рук. Например, сказать та-та — это все равно что помахать языком на прощание. Но большинство вещей, о которых мы говорим, не имеют характерных жестов, связанных с ними, не говоря уже о жестах, которые вы можете имитировать языком и ртом.

    6. Теория ля-ля

    Идея о том, что речь возникла из звуков вдохновенной игривости, любви, поэтической чувствительности и песни.Это прекрасно, и не более и менее вероятно, чем все остальные.

    В наши дни

    Примерно через столетие после исключения вопроса о происхождении языка ученые снова начали его рассматривать, но на этот раз с использованием данных палеонтологии о вероятных особенностях мозга и голосового тракта ранних людей и гоминидов. Вместо того, чтобы размышлять о том, какие виды вокализации вызывали звуки речи, они рассматривают, какие физические, когнитивные и социальные факторы должны сначала присутствовать для существования языка.

    Это не облегчает ответ на вопрос о том, как возник язык, но заставляет вас понять, что какими бы ни были эти необходимые факторы, у нас есть все. Уф! Ля ля ля ля. Та та!

    ,

    Происхождение и развитие английского языка Джона Алгео

    Время от времени ходит мем о том, как многие вещи, к которым мы относимся, потеряли всякое возможное значение. Кто сегодня знает, что такое черная смола, или слышал лично побитую пластинку?

    Но это просто история языка. Если вы пишете пером, вы в переносном смысле пишете пером только потому, что наши предки когда-то делали это буквально: это слово происходит от латинского penna , то есть перо.

    Если вас конкретно интересует, как слова расширяются или уточняются, чтобы охватить

    Время от времени ходят мемы о том, как многие вещи, на которые мы ссылаемся, потеряли всякое возможное значение. Кто сегодня знает, что такое черная смола, или слышал лично побитую пластинку?

    Но это просто история языка. Если вы пишете пером, вы в переносном смысле пишете пером только потому, что наши предки когда-то делали это буквально: это слово происходит от латинского penna , то есть перо.

    Если вас конкретно интересует, как слова расширяются или уточняются, чтобы охватить новые концепции, вы можете начать с более поздней главы, слов и значений , но не пропустите увлекательную историю не только английского языка, но и попыток определить его обратно в зачатки письма, которые в стиле Гейзенберга также меняют язык. Авторы не скрывают своего пренебрежения к тем, кто пытается определить неопределимое или заморозить незамерзаемое.

    Авторы делают насыщенную информацией книгу увлекательной для чтения.Он написан с очень тонким юмором, спрятанным среди массы культурных изменений, которые сделали английский таким, каким он является сегодня. Есть даже неожиданный финал, который я здесь не испорчу.

    Если вы читали «Футурологический конгресс» Станислава Лема и интересовались его магической наукой предсказания будущего на основе вероятных изменений слов, то вот как это можно сделать. Если у вас есть что-то новое, и вы хотите создать для него имя, которое прослужит долго, эти последние несколько глав неоценимы.

    «Очень жаль, что язык не может быть тем точным, тонко настроенным инструментом, которым хотели бы его видеть глубокие мыслители … издавать абсурдные звуки друг с другом, которые идеалисты среди них будут продолжать считать прискорбно неряшливой и неадекватной манерой, и все же смогут понять друг друга достаточно хорошо для своих собственных целей.»

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.