Проективная методика несуществующее животное: Проективная методика исследования личности «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ».

Содержание

Проективная методика «Несуществующее животное»

Цель: диагностика личностных особенностей.
Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируются символично.
Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием».




Психолог отмечает все реакции:
— вербальные;
— невербальные;
— стирания и к чему они приводят;
— порядок рисования объектов, наличие пауз.
По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится).
Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает.
Анализ данных проводится путем интерпретации рисунка и особенности рассказа.
Признаки агрессии на рисунке:
— острые импульсивные линии, сильный нажим;
— общий характер агрессивный, нападающий;
— наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.)
— вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает огонь)
Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпритация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т.д., то можно говорить о страхе агрессии.
Признаки агрессии в рассказе:
— злой характер;
— питается животными, людьми;
— очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не наблюдаются в поведении, а в рисунке, рассказе они не выявлены – это агрессия подавляемая;
— удаленное место жительства;
— одиночество животного.
Интерпретация.
Общие замечания.
Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).
Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.
Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.
Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Положение рисунка на листе.
В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).
Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры.
К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.
Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты.
Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры.
Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия.
Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае —экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Линии.
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Типы животных.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Агрессивность.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности.
Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.


Название.
Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

Тест. Рисунок несуществующего животного

Тест. Рисунок несуществующего животного

Еhello_html_m28be92aa.jpgсли вы обеспокоены «неправильным» поведением своего ребенка в коллективе, если у него не складываются взаимоотношения со сверстниками, давайте проверим, насколько серьезны ваши опасения, с помощью одной из проективных методик — «Рисунок несуществующего животного». В чем смысл методики? Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Один тест не поможет нам воссоздать точный психологический портрет, но у нас и нет такой цели. Сейчас нам важно понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Вам понадобится: стандартный лист белой или кремовой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей — создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.
Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Мы с вами будем пользоваться специальными критериями расшифровки рисунка, которые я проверяла на практике в течение 12 лет постоянной работы с «проблемными» детьми. Итак, на что следует обратить внимание.

Расположение на листе

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.

Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению — вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется «бунтарство» по отношению к чему-то важному для рисующего.
Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим «правящим». В этом случае «правящими» могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.

Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию.
По моим наблюдениям, эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности — недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка — только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или заменяющие ее элементы

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.
Прорисовка ресниц — показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Рот

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.
Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа — большие болтушки.
Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный — признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Уши

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога — защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной — агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья — стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически — чувствительность.

Лапы  животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой. Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части — маленькие лапки, например.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение — высокий уровень, небрежное и слабое — склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья… Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост. Отражает самооценку ребенка.

Если он повернут влево — мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо — действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.

Опущенный вниз — недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Разветвленные хвосты, несколько хвостов — зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши — самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Линии

Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали

Необычные детали — например, вмонтированные в тело механические предметы — могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Рациональное содержание смысловых частей — летающий заяц, бегокот и тому подобное — говорит о рациональном складе ума ребенка.

Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием — рептилиус — выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.

Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные — пузыроид, пельмеш — выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности. 

Повторяющиеся элементы — тру-тру, кус-кус — возможно, обозначают инфантильность.

Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает мой опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе. Попробуйте проверить своего ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.

Примеры анализа рисунков детей

Рисунок №1.

hello_html_m31196679.jpg

По расположению на листе (рисунок сильно смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание.

Голова повернута влево — говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется.

Большие уши — большая значимость информации, которую слышит о себе. Придает большое значение мнению окружающих о себе.

Рот с зубами — словесная агрессия (огрызается, защищается в ответ на порицание).

Ноги — достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами.

Хвост — достаточно положительная оценка своих действий.

Контур фигуры говорит о том, что ребенок защищается от взрослых, а когти на лапах свидетельствуют о том, что он защищается от сверстников. Характер линий свидетельствует о тревожности.

Рисунок №2.

hello_html_m204de317.jpg

Рисунок тихой, замкнутой девочки, ученицы 5 класса Нади С. Послушная, старательная в учебе, но ее как будто нет в классе.

По положению на листе (нижняя часть) мы видим, что ребенок неуверен в себе, имеет низкую самооценку, подавлен, не заинтересован в своем социальном положении, отсутствует тенденция к самоутверждению.

Голова — тенденция к деятельности, то есть Надя — «человек действия», но из-за неуверенности в себе это не проявляется, а подавляется.

Ноги — поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения.

Хвост — самооценка зависит от ситуации.

Сильный нажим — тревожность.

Автор: В.Н. Костяева

Заключение по результатам диагностики несуществующее животное. Методика «Несуществующее животное

Тест «Нарисуй несуществующее животное» очень востребован психологами при работе со школьниками. Используя такой способ диагностики, можно многое понять о психическом состоянии ребёнка. Для этого нужно знать, как провести тестирование и правильно расшифровать его результат.


Суть рисуночного проективного теста «Нарисуй несуществующее животное»

Целью диагностики является определение степени тревожности испытуемого, его самооценки и других важных особенностей подрастающей личности.
Тестирование напрямую связано с внутренним миром испытуемого: все части тела животного, которое предлагается изобразить ребёнку, отражают процессы, происходящие на психическом уровне. Их прорисовывание не контролируется сознанием, так как временной промежуток, отводящийся на проведение теста, не позволяет запустить этот механизм.

Такая методика психологического обследования — одна из самых информативных из всех рисуночных способов диагностики. Как правило, она используется параллельно с другими психологическими тестированиями — это позволяет составить полную картину состояния ребёнка.

Порядок проведения психологической диагностики

Для прохождения теста испытуемому понадобится дать лист бумаги и пишущие средства — карандаши средней мягкости (простые или цветные). Ручки, фломастеры и краски исключаются, так как линии, сделанные ими, затрудняют процесс расшифровки рисунка. Время выполнения задания ограничивается тремя минутами.

Чтобы исследование было наиболее полным, ребёнка следует чётко проинструктировать:

После того как испытуемый выполнит задание, нужно попросить рассказать его о своём животном (как оно живёт). Если повествование не содержит достаточно сведений для анализа, то ребёнку предлагаются конкретные вопросы (тестирующий человек при этом должен подробно записывать ответы):

  • Где существо живёт?
  • Чем питается?
  • Чем обычно занимается?
  • Что любит делать больше всего?
  • Чем не любит заниматься?
  • Есть ли у него друзья, кто они?
  • Кто живёт с ним вместе?
  • Кто его враги, если есть?
  • Чего он боится больше всего?

Обработка и интерпретация результатов

Анализ манеры выполнения рисунка

По нажиму можно судить о состоянии тестируемого человека.
Слабый говорит о пассивности, астении, предпосылках депрессии; сильный означает напряжённость в эмоциональной сфере, импульсивность и ригидность. Твёрдость нажатия на карандаш такой силы, от которой даже рвётся бумага, символизирует агрессию, повышенную активность и конфликтность.

Качество линий тоже даёт определённую характеристику состояния ребёнка:

Идеальный вариант расположения рисунка — в центре вертикально лежащего листка, это говорит о нормальном состоянии психики человека.
Смещение изображённого животного в ту или иную сторону иллюстрирует некоторые психологические аспекты, связанные с самооценкой: уклон от центра вверх означает завышенную, вниз — заниженную. Если существо смещено вправо, то это значит, что испытуемый стремится контролировать свои поступки и мысли, «переход» в левую сторону означает бездеятельность и низкую социальную активность, застенчивость. Расположенный в углу рисунок может свидетельствовать о депрессии.

Животное «сбежало» с листка и не уместилось на нём полностью — это сигнал об острой тревоге и импульсивности.

При выраженном увеличении размера рисунка можно быть уверенным, что ребёнок находится в тревожном и стрессовом состоянии. Если же нарисованное существо очень маленькое, то испытуемый, скорее всего, подвержен депрессии или обладает низкой самооценкой.

Необычный персонаж, расположенный строго по центру, говорит о том, что психика его автора в норме

Рассмотрение изображённого существа

Тип животного

Задание считается выполненным неправильно, если испытуемый нарисовал реальное животное и описал его естественный образ жизни (например, собаки или кошки). Это может быть нормальным для пяти- или шестилетнего малыша, но когда такой результат демонстрирует более взрослый ребёнок, это свидетельствует о низком уровне воображения.

Какие типы животных чаще всего изображаются при тестировании?

Части тела

Определённую информацию можно почерпнуть и из анализа частей тела животного. Каждый элемент говорит о том или ином состоянии тестируемого в момент прохождения диагностики и о его психическом здоровье в целом.

Фигура животного — не менее важная деталь, на которую необходимо обратить внимание при тестировании.
Если она изобилует множеством деталей, то это свидетельствует о мощной энергетике испытуемого, составных частей очень мало -такой рисунок говорит об астении. Существо, нарисованное с большим количеством острых углов — признак агрессивного настроя человека; преобладание ок

Методическая разработка/Тест «Несуществующее животное»

Методика «Несуществующее животное»

Описание методики

Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других — одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Теоретические основы

Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально — «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Процедура проведения

Инструкиця

«Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем».

Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант)

«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.

В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.

Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).

Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п. Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное. Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!»

Обработка и интерпретация

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.

Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры

(голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется , осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры

К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Линии

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Типы животных

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности

Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название

Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

Проективная методика «Несуществующее животное»

Метод «Несуществующее животное» является проективным и используется для оценки индивидуальных психических характеристик, исследования самооценки и самоотношения. Его можно использовать практически во всех возрастных группах, начиная с дошкольного возраста.

Инструкции

Перед испытуемым кладут чистый лист бумаги, мягкие цветные карандаши и ластик.

Задание нельзя выполнить фломастером, ручкой и красками, потому что при толковании важна степень давления на карандаш.Далее следует инструкция: «Нарисуйте несуществующее животное, дайте ему имя и расскажите о нем».

Интерпретация

Метод «Несуществующее животное» ориентирован на использование даже мельчайших деталей в интерпретации.

Положение на листе изображения

Обычно рисунок должен располагаться на средней линии, а сам лист — вертикально. Если положение фигуры смещено вверх, то это можно трактовать как завышенную самооценку, в сочетании с другими характеристиками трактовка другая — недовольство ситуацией в мире.Этот человек имеет склонность к самоутверждению. Если картинка больше сфокусирована внизу страницы, то можно говорить о незащищенности, заниженной самооценке, депрессии.

Голова (замена ее части)

Метод «Несуществующее животное» интересен тем, что голова может приобретать

совершенно необычных форм. Однако, если эту часть повернуть вправо, можно считать, что фигура нарисована активным человеком, и чаще всего выполняется все, что для них запланировано.Испытуемый не боится реализовывать свои идеи. Если повернуть голову влево, то объект склонен к отражению, отражениям. Возможно, есть боязнь активности (требует уточнения в других деталях). Если голова направлена ​​на рисунок, то это можно трактовать как эгоцентризм.

На голове должны присутствовать основные органы чувств. Уши говорят о том, как человек воспринимает информацию. Например, большие уши говорят о том, что человек любопытный, «как губка» воспринимает поток получаемой информации.Рот говорит о речевой активности. Чем тщательнее прорисована эта деталь, тем сильнее выражено это свойство. В глазах можно говорить о человеческих страхах. Чем больше радужная оболочка, тем сильнее это ощущение. Метод «Несуществующего животного» иногда приводит к тому, что приходится интерпретировать дополнительные детали. Например, рога. В сочетании с различными дополнительными рисунками они могут указывать либо на агрессию, либо на защиту.

Ножки, ступни, подставка

Рассматривая эти детали, стоит остановиться на их пропорциях по отношению к другим размерам фигуры.По ним можно судить о преднамеренности или, наоборот, легкомыслии, рациональности и поверхностных суждениях. Проективная методика «Несуществующее животное» также может показать уровень контроля над суждениями испытуемого, его поведением. На это указывает способ соединения опор с корпусом. Единообразие, однонаправленность говорят о соответствии суждений.

Хвост

Эта часть выражает отношение человека к собственным действиям, решениям, в котором показана методика «Несуществующее животное.«Интерпретация: когда хвост повернут вправо, мы увидим отношение к собственным действиям, влево — к мыслям. Положительная и отрицательная окраска выражается в том, поднят или опущен хвост.

Общая энергия

Этот показатель оценивается по количеству показанных деталей. Чем больше элементов, тем выше энергия. Кроме того, это могут быть функциональные или украшающие детали. Если они есть, можно говорить об энергии охвата различных зон человека. деятельность.

p>
,

Антиген — Свойства, типы и детерминанты антигенности

Антиген представляет собой вещество, обычно имеющее белок по своей природе, а иногда и полисахарид, которое вызывает специфический иммунный ответ и индуцирует образование специфических антител или специально сенсибилизированных Т-клеток или того и другого.

Antigen- Properties Antigen- Properties

Хотя все антигены распознаются специфическими лимфоцитами или антителами, только некоторые антигены способны активировать лимфоциты. Молекулы, стимулирующие иммунный ответ, называются I ммуногенами.

Эпитоп представляет собой иммунологически активные области иммуногена (или антигена), который связывается с антиген-специфическими мембранными рецепторами на лимфоцитах или с секретируемыми антителами. Его также называют антигенными детерминантами .

Аутоантигены , например, являются собственными аутоантигенами человека. Примеры: тиреоглобулин, ДНК, ткань роговицы и т. Д.

Аллоантигены — это антигены, обнаруженные у разных представителей одного и того же вида (примеры эритроцитов A и B).

Гетерофильные антигены — это идентичные антигены, обнаруженные в клетках разных видов. Примеры: антиген Форссмана, перекрестно реагирующие микробные антигены и т. Д.

Адъюванты — это вещества, которые сами по себе не иммуногенны, но усиливают иммуногенность любого добавленного иммуногена.

Химическая природа антигенов (иммуногенов)

A. Белки
Подавляющее большинство иммуногенов являются белками. Это могут быть чистые белки, гликопротеины или липопротеины.В общем, белки обычно являются очень хорошими иммуногенами.

B. Полисахариды
Чистые полисахариды и липополисахариды являются хорошими иммуногенами.

C. Нуклеиновые кислоты
Нуклеиновые кислоты обычно слабо иммуногенны. Однако они могут стать иммуногенными, если являются одноцепочечными или в комплексе с белками.

D. Липиды
В целом липиды неиммуногенны, хотя могут быть гаптенами.

Типы антигена в зависимости от порядка их класса (происхождения)

1.Экзогенные антигены

  • Эти антигены проникают в организм или систему и начинают циркулировать в жидкостях организма и захватываются APC (клетки, обрабатывающие антиген, такие как макрофаги, дендритные клетки и т. Д.)
  • Поглощение этих экзогенных антигенов APC в основном опосредовано фагоцитозом
  • Примеры: бактерии, вирусы, грибы и т. д.
  • Некоторые антигены начинаются как экзогенонтигены, а затем становятся эндогенными (например, внутриклеточные вирусы)

2.Эндогенные антигены

  • Это собственные клетки или субфрагменты организма, или соединения, или производимые антигенные продукты.
  • Эндогенные антигены процессируются макрофагами, которые позже принимаются цитотоксическими Т — клетками.
  • Эндогенные антигены включают ксеногенные (гетерологичные), аутологичные и идиотипические или аллогенные (гомологичные) антигены.
  • Примеры: антигены группы крови, HLA (лейкоцитарные антигены гистосовместимости) и т. Д.

3.Аутоантигены

  • Аутоантиген обычно представляет собой нормальный белок или комплекс белков (а иногда и ДНК или РНК), который распознается иммунной системой пациентов, страдающих определенным аутоиммунным заболеванием
  • Эти антигены в нормальных условиях не должны быть мишенью иммунной системы, но, в основном из-за генетических факторов и факторов окружающей среды, у этих пациентов утрачена нормальная иммунологическая толерантность к такому антигену.
  • Примеры: нуклеопротеины, нуклеиновые кислоты и т. Д.

На основе иммунного ответа

1. Полный антиген или иммуноген

  • Обладает антигенными свойствами denovo, т.е. они способны сами генерировать иммунный ответ.
  • Высокая молекулярная масса (более 10 000)
  • Могут быть белки или полисахариды

2. Неполный антиген или гаптен

Incomplete Antigen or Hapten Incomplete Antigen or Hapten

  • Это чужеродные вещества, обычно небелковые вещества
  • Невозможно вызвать иммунный ответ сами по себе они требуют, чтобы молекула-носитель действовала как полный антиген.
  • Молекула-носитель не является антигенным компонентом и помогает в провоцировании иммунного ответа. Пример: сывороточный белок, такой как альбумин или глобулин.
  • Низкая молекулярная масса (менее 10 000)
  • Гаптены могут специфически реагировать с соответствующими антителами.
  • Примеры: капсульный полисахарид пневмококка, полисахарид «C» бета-гемолитических стрептококков, кардиолипиновые антигены и т. Д.

Детерминанты антигенности

Весь антиген не вызывает иммунного ответа, а лишь небольшая его часть индуцирует B и T. клеточный ответ.

Небольшая область химической группировки молекулы антигена, которая определяет специфический иммунный ответ и специфически реагирует с антителом, называется антигенной детерминантой .

Свойство антигенов / факторов, влияющих на иммуногенность

Иммуногенность определяется по:

1. Инородность

  • Антиген должен быть чужеродным веществом для животного, чтобы вызвать иммунный ответ.

2. Размер молекулы

  • Наиболее активные иммуногены обычно имеют молекулярную массу от 14 000 до 6 000 000 Да.
  • Примеры: столбнячный анатоксин, яичный альбумин, тиреоглобулин обладают высокой антигенностью.
  • Инсулин (5700) либо неантигенный, либо слабоантигенный.

3. Химическая природа и состав

  • В целом, чем сложнее химически вещество, тем более иммуногенным оно будет.
  • Антигены в основном представляют собой белки, а некоторые — полисахариды.
  • Предполагается, что присутствие ароматического радикала необходимо для жесткости и антигенности вещества.

4. Физическая форма

  • В целом антигены в виде частиц более иммуногенны, чем растворимые.
  • Денатурированные антигены более иммуногенны, чем нативная форма.

5. Антигенная специфичность

  • Антигенная специфичность зависит от конкретных активных сайтов на антигенных молекулах (антигенных детерминант).
  • Антигенные детерминанты или эпитопы — это участки антигена, которые специфически связываются с молекулой антитела.

6. Видовая специфичность

  • Ткани всех особей определенного вида обладают видоспецифическим антигеном.
  • Белки крови человека можно отличить от животного белка с помощью специфической реакции антиген-антитело.

7. Органоспецифичность

  • Органоспецифические антигены ограничены конкретным органом или тканью.
  • Определенные белки мозга, почек, тиреоглобулин и белок хрусталика одного вида обладают общей специфичностью с белками другого вида.

8. Аутоспецифичность

  • Аутологичные или аутоантигены обычно не иммуногенны, но при определенных обстоятельствах линзовый белок, тиреоглобулин и другие могут действовать как аутоантигены .

9. Генетические факторы

  • Некоторые вещества иммуногенны для одного вида, но не для другого. Точно так же некоторые вещества иммуногенны для одного человека, но не для других (т. Е. Отвечающих и не отвечающих).
  • Вид или особи могут не иметь или иметь измененные гены, которые кодируют рецепторы антигена на В-клетках и Т-клетках.
  • Они могут не иметь подходящих генов, необходимых для того, чтобы APC представляла антиген хелперным Т-клеткам.

10. Возраст

  • Возраст также может влиять на иммуногенность.
  • Обычно очень молодые и очень старые имеют пониженную способность вызывать иммунный ответ в ответ на иммуноген.

11. Разлагаемость

  • Антигены, которые легко фагоцитируются, обычно более иммуногенны.
  • Это связано с тем, что для большинства антигенов (Т-зависимых антигенов) развитие иммунного ответа требует, чтобы антиген был фагоцитирован, обработан и представлен хелперным Т-клеткам антигенпрезентирующей клеткой (APC).

12. Доза антигена

  • Доза введения иммуногена может влиять на его иммуногенность.
  • Существует доза антигена, выше или ниже которой иммунный ответ не будет оптимальным.

13. Способ введения

  • Как правило, подкожный путь лучше, чем внутривенный или внутрижелудочный пути.
  • Путь введения антигена также может изменять характер ответа.
  • Антиген, вводимый внутривенно, сначала попадает в селезенку, тогда как антиген, вводимый подкожно, сначала перемещается в местные лимфатические узлы.

14. Адъюванты

  • Вещества, которые могут усиливать иммунный ответ на иммуноген, называются адъювантами.
  • Однако использование адъювантов часто затруднено из-за нежелательных побочных эффектов, таких как лихорадка и воспаление.
  • Пример: гидроксид алюминия.

Суперантигены

Superantigens Superantigens

  • Когда иммунная система сталкивается с обычным Т-зависимым антигеном, только небольшая часть (1 из 104-105) популяции Т-клеток способна распознавать антиген и становиться активированной (моноклональной / олигоклональной). ответ).
  • Однако есть некоторые антигены, которые поликлонально активируют большую часть Т-клеток (до 25%). Эти антигены называются суперантигенами.
  • Примеры суперантигенов включают: стафилококковые энтеротоксины (пищевое отравление), стафилококковый токсин токсического шока (синдром токсического шока), стафилококковые отшелушивающие токсины (синдром ошпаренной кожи) и стрептококковые пирогенные экзотоксины (шок).
  • Хотя бактериальные суперантигены изучены лучше всего, существуют суперантигены, связанные также с вирусами и другими микроорганизмами.
  • Заболевания, связанные с воздействием суперантигенов, частично возникают из-за гиперактивации иммунной системы и последующего высвобождения биологически активных цитокинов активированными Т-клетками.

.

Проективный тест | определение проективного теста Медицинским словарем

Трудовая этика — черта, которую очень любят менеджеры по найму сервисных центров, — оценивается в Project Transition с помощью проективного теста. Этот инструмент основан на тестах и ​​схемах подсчета баллов из проективных тестов Дэвида Макклелланда «Мотив достижения» (1953).

Проективный тест трудовой этики состоит из шести изображений людей в различных неоднозначных ситуациях.

Таким образом, основываясь на текущем профессиональном отношении к проективным методам, я предлагаю следующие прогнозы: a) академический / интернатура проективного оценивания перестанет существовать в обучении по клинической психологии в США и будет выборочно подчеркиваться в школьных программах психологии; б) проективные тесты будут оставаться частью арсенала оценивания в небольшом меньшинстве психиатрических учреждений в США, и в) отношение к проективной оценке и ее использование останутся высоко оцененными за рубежом, в избранных университетах и ​​в профессиональной практике во всех странах. многие страны по всему миру — это основано на обзорах исследований (Piotrowski, 2015) и неопубликованных отчетах из таких стран, как Япония и Перу.

Принимая во внимание то, что было представлено, можно понять, что в литературе существует совпадение утверждений о том, что отдельные эмоциональные аспекты могут влиять на восприятие или интерпретацию мира, и такое явление может быть обнаружено посредством выполнения проективных тестов. Однако, поскольку восприятие — это психологическая деятельность, которая происходит не только в этих тестах, мы предполагаем, что на работу с другими инструментами также могут влиять личностные черты, и такое влияние можно измерить.

Мы выявили пробел в исследовании относительно влияния личностных характеристик на работу с инструментами помимо проективных тестов. Настоящее исследование направлено на анализ искажений восприятия при тестировании когнитивных способностей посредством корреляции с личностными инструментами, а также с другими когнитивными способностями.

По сравнению с проективными тестами, объективные тесты более независимы от современной психологической теории; относительно краткие; часто выполняются самостоятельно, требуют меньшей профессиональной подготовки для администрирования, оценки и интерпретации; иметь воспроизводимые и общеприемлемые нормы для психиатрических и судебно-медицинских экспертов; и более приемлемы для судебной системы.

Мужчина, которому долгое время была доверена забота о своих братьях и сестрах, мог представить себя в своих проективных тестах только как «ребенок, курящий (сосущий) сигарету». (16)

Они хвастались, что они независимы, фактически «стали независимыми довольно рано», даже несмотря на то, что образы стремлений к зависимости доминировали в их детских воспоминаниях и их проективных тестах. Однако часто можно было увидеть, как их защита рушится, а их поведение становится все более регрессивным.

В отличие от объективных тестов, проективные тесты разработаны так, чтобы быть неоднозначными.* Проективные тесты: эти тесты требуют, чтобы кандидаты реагировали на неоднозначные стимулы, например, чернильные пятна. Интервью и дальнейшие проективные тесты не выявили никаких доказательств депрессии, необычного количества страхов, мощной враждебности, подавленных сексуальных желаний или детских травм. берут свое начало в психоаналитической психологии, которая предполагает, что у нас есть отношения и мотивации, которые находятся за пределами или скрыты от сознательного осознания.
,

unittest.mock — библиотека фиктивных объектов — документация Python 3.8.5

Исходный код: Lib / unittest / mock.py


unittest.mock — это библиотека для тестирования на Python. Это позволяет вам
замените части тестируемой системы фиктивными объектами и сделайте утверждения
о том, как они были использованы.

unittest.mock предоставляет базовый класс Mock , устраняя необходимость в
создайте множество заглушек для всего набора тестов.После выполнения
действие, вы можете делать утверждения о том, какие методы / атрибуты использовались
и аргументы, с которыми они были вызваны. Вы также можете указать возвращаемые значения и
установить необходимые атрибуты обычным способом.

Кроме того, mock предоставляет декоратор patch () , который обрабатывает исправления.
атрибуты уровня модуля и класса в рамках теста, а также
sentinel для создания уникальных объектов. См. Краткое руководство для
несколько примеров использования Mock , MagicMock и
Патч () .

Mock очень прост в использовании и предназначен для использования с unittest . издеваться
основан на шаблоне «действие -> утверждение» вместо «запись -> воспроизведение»
используется многими фреймворками для фиксации.

Существует резервный порт unittest.mock для более ранних версий Python,
доступен как макет на PyPI.

Краткое руководство

Mock и Объекты MagicMock создают все атрибуты и
методы по мере доступа к ним и хранить сведения о том, как они использовались.Вы
можно настроить их, чтобы указать возвращаемые значения или ограничить, какие атрибуты
доступны, а затем сделать утверждения о том, как они использовались:

 >>> из unittest.mock импортировать MagicMock
>>> вещь = ProductionClass ()
>>> thing.method = MagicMock (return_value = 3)
>>> thing.method (3, 4, 5, ключ = 'значение')
3
>>> thing.method.assert_called_with (3, 4, 5, ключ = 'значение')
 

side_effect позволяет выполнять побочные эффекты, включая повышение
исключение, когда вызывается макет:

 >>> mock = Mock (side_effect = KeyError ('foo'))
>>> mock ()
Отслеживание (последний вызов последний):
 ,..
KeyError: 'foo'
 
 >>> values ​​= {'a': 1, 'b': 2, 'c': 3}
>>> def side_effect (аргумент):
... возвращаемые значения [аргумент]
...
>>> mock.side_effect = side_effect
>>> mock ('a'), mock ('b'), mock ('c')
(1, 2, 3)
>>> mock.side_effect = [5, 4, 3, 2, 1]
>>> mock (), mock (), mock ()
(5, 4, 3)
 

Mock имеет много других способов настройки и управления его поведением. Для
Например, аргумент spec настраивает макет для получения его спецификации
от другого объекта.Попытка получить доступ к атрибутам или методам в макете
которых не существует в спецификации, произойдет ошибка AttributeError .

Декоратор / менеджер контекста patch () позволяет легко имитировать классы или
объекты в тестируемом модуле. Указанный вами объект будет заменен на
макет (или другой объект) во время теста и восстанавливается по окончании теста:

 >>> из патча импорта unittest.mock
>>> @patch ('module.ClassName2')
... @patch ('модуль.ClassName1' )
... def test (MockClass1, MockClass2):
... module.ClassName1 ()
... module.ClassName2 ()
... assert MockClass1 - это module.ClassName1
... assert MockClass2 - это module.ClassName2
... утверждать MockClass1.called
... утверждать MockClass2.called
...
>>> test ()
 

Примечание

Когда вы встраиваете декораторы патчей, макеты передаются декорированным
функции в том же порядке, в котором они применялись (нормальный порядок Python , который
декораторы применяются).Это означает снизу вверх, поэтому в примере
над макетом модуля .ClassName1 передается первым.

При использовании patch () важно, чтобы вы исправляли объекты в пространстве имен, в котором они
ищутся. Обычно это просто, но для краткого руководства
читайте где патчить.

Помимо декоратора patch () может использоваться в качестве диспетчера контекста в
выписка:

 >>> с patch.object (ProductionClass, 'method', return_value = None) как mock_method:
,.. 

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *