Основные признаки малой группы
Человек и его ближайшее окружение. Межличностное общение
Поведение человека во многом зависит от его ближайшего окружения: семьи, родственников, друзей и приятелей, знакомых. Все эти люди влияют на формирование взглядов и убеждений, ценностных ориентаций человека. Причем это влияние может быть разным.
Ближайшее социальное окружение человека характеризуют малая группа и межличностные отношения.
Малая группа – группа из двух и более человек, объединенных одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом (например, спортивная команда, школьный класс, семья, молодежная тусовка, производственная бригада).
Основные признаки малой группы
– взаимодействие членов группы напрямую, их личное знакомство между собой;
– общая деятельность, подчиненная общей цели;
– небольшое количество участников: оно может колебаться от 2 – 3 до 20 – 25 человек;
– особые групповые ценности и нормы;
– эмоциональные отношения.
Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация (застой, неподвижность), регресс, распад.
Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же человек может иметь разный статус.
В группе человек всегда играет какую-либо роль.
Роль – это способ поведения, определяемый статусом человека.
Некоторые роли как бы постоянно закреплены за человеком: роль члена семьи, роль работника. В группе же человек играет различные роли, которые определяются характером деятельности группы. Наиболее важной является роль лидера.
Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании в группе.
В каждой группе складываются определенные правила – групповые нормы.
Групповые нормы – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и грающих роль важнейшего средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Если члена группы не устраивают ее нормы, то группа может использовать так называемые санкции – осуждение, внушение и др., вплоть до исключения из группы.
Положение человека в группе зависит от многих условий.
Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношение его и остальных участников группы.
Отрицательное воздействие малой группы на человека
– групповой эгоизм — достижение целей группы за счет ущемление интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества.
– конформность (конформизм)– податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся позиции большинства.
Конформист осознанно расходится во мнениях с окружающими людьми, но, тем не менее, соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.
Межличностные отношения – взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, с группой (большой или малой).
Межличностные отношения, как правило, характеризуются словом «взаимно».
При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний. Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно снести в две большие группы: чувства, сближающие людей; чувства, разъединяющие людей.
Симпатия и антипатия между людьми зависят от того, как они воспринимают и понимают друг друга. Понять другого – важное условие межличностных отношений.
Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.
Общение – 1) в широком смысле – взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми; 2) в узком смысле – вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями.
Структура общения
Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость общения.
Содержание – это та информация, идеи, оценки, чувства, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому.
Средства – это способы общения (с помощью органов чувств, текстом, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета).
Субъекты – те, кто обмениваются информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями.
Субъект общения:
Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра).
Общение играет большую роль в межличностных отношениях.
Функция – служебная роль (назначение) какого-либо элемента социальной системы.
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Сущность и основные признаки малой группы — Студопедия
Малая группа (рабочая группа) – это общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения целей, которые регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы.
Признаки малой группы:
1. взаимодействие и взаимовлияние;
2. определенность социальных ролей;
3. чувство принадлежности к данной группе;
4. относительно длительное существование;
5. наличие эмоциональных связей;
6. наличие общих потребностей, целей, интересов.
Классификация малых социальных групп.
В настоящее время известно около 50 различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации:
1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные».Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям. Вторичнаяобразуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей. Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены не редко мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения.
2) деление на «формальные» «неформальные».Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В соответствии с этим также строго в формальной группе распределены и роли всех членов группы, система подчинения руководству. «Неформальные» группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет.
3) Деление на «группы членства» и «референтные группы». Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются.
Понятие и признаки малой группы — Студопедия
Введение
Список литературы
Заключение
Введение
П Л А Н
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ АНАЛИЗА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы к лекции
Время лекционного занятия – 2 часа
Специальность: 031001.65 Правоохранительная деятельность
Омск 2012
Рецензенты:
С. Г. Еремеев– преподаватель кафедры криминологии, психологии и педагогики, кандидат психологических наук
Материалы к лекции по дисциплине «Психология» обсуждены и одобрены на заседании кафедры криминологии, психологии и педагогики 11 сентября 2012 г., протокол № 1.
Автор:
В. К. Михайлова – кандидат психологических наук.
§ 1. | Понятие и признаки малой группы |
§ 2. | Динамика и механизмы развития группы |
§ 3. | Социально-психологические явления в малой группе |
§ 4. | Методы изучения социальных групп (самостоятельно) |
§ 5. | Субъекты стихийного массового поведения |
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М., 2008.
Лебедев И.Б. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие. М., 2005.
Саблин В. С., Слаква С. П. Психология человека. М., 2006.
Юридическая психология: учебник для вузов / под ред. В.Я. Кикоть. М., 2010
Психология человека, изложенная в предыдущих главах, рассматривалась безотносительно к социальному окружению, в которое он с необходимостью включен. Между тем личность как таковая немыслима без включения в систему групповых отношений. Поэтому для более цельного представления механизмов личностного формирования и функционирования, необходимо рассмотреть социальное окружение, в которое личность включена.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в личном непосредственном общении, что является основой для возникновения эмоционально значимых отношений, групповых норм и групповых процессов.
В самом понятии заложен ряд признаков малой социальной группы. К ним относятся следующие:
1. Общая социальная деятельность.Такой признак не отделяет малую социальную группу от большой, а лишь подчеркивает, что малая группа является элементом социальной структуры общества. Но принципиальное различие состоит в том, что в больших социальных группах действуют Общественные, т. е. безличные отношения, а в малых группах эти отношения преобразуются в статусно-ролевые и межличностные (непосредственные контакты).
Отсюда становится ясно, что малая социальная гpyппа не изолирована от всего общества, а является его частью. Следовательно, и некоторые социально-психологические закономерности, присущие большим социальным группам, будут присущи в равной степени и малым, но со своим своеобразием, спецификой. Так, если в обществе мы говорим о наличии общественного мнения, то в малой социальной группе оно преломляется и наполняется специфическим для этой группы содержанием в виде группового мнения. Последнее может принципиально отличаться от общественного, однако процесс его формирования и функционирования все равно будет соподчинен и соотнесен. Специфика группового мнения связана с деятельностью.
Признак «общая социальная деятельность» указывает и на то, что малая социальная группа является субъектом конкретного вида социальной деятельности. Следовательно, знание и понимание социально-психологических особенностей малой социальной группы выступает непременным условием успешного функционирования всей этой сферы.
2. Наличие поставленной цели совместнойдеятельности. Любой человек с необходимостью входит в состав какой-либо группы, поскольку имеет свои жизненно важные цели и ценности, которые он не может реализовать в одиночку. Цели групповой деятельности не всегда могут соответствовать целям отдельного члена группы. Но без достижения групповых целей отдельный член группы не сможет достигнуть и личных. Поэтому поведение и деятельность члена группы многовариантны и зависят от соотношения личных и групповых целей. Отсюда следует важное положение для руководителей и управленцев о том, что каждый член группы должен не только и не столько знать групповые цели, сколько психологически их принимать, разделять и стремиться к их реализации как к личным целям. Именно в этом положении кроется отношение каждого члена группы к той деятельности, которую он выполняет в составе группы.
3. Непосредственные личные контакты.Этот признак определяет величину малой группы и специфический вид отношений. В различных научных источниках предпринята попытка определить величину малой группы, количественный состав которой варьируется от 2 до 50, а иногда и до 100. Такой подход может нарушить необходимые признаки малой группы и привести к ошибкам в анализе, а самое главное — в выборе эффективных методов управления. Например, в круп-лом производственном коллективе весь персонал комплекса вряд ли может быть определен как малая группа, поскольку у каждого работника формируется строго определенный круг лиц, с кем он постоянно вступает в непосредственные контакты, обусловленные как функциональными обязанностями, так и личными отношениями. Если с кем-то и складываются сугубо личные отношения по принципу симпатии, а при этом нет отношений, обусловленных включением в совместную деятельность, то этот человек уже не входит с необходимостью в малую группу.
Итак, малая социальная группа — это, прежде всего, контактная группа, т. е. такая, в которой члены постоянно вступают в контакт. Кроме того, отношения в контактной группе носят не только межличностный характер (по принципу симпатии — антипатии), но и статусно-ролевой, т. е. обусловленный должностным положением и выполнением функциональных обязанностей.
4. Пространственное и временноесоприсутствие людей. Как правило, малая социальная группа в производственной организации образуется в рамках штатного подразделения внутри соответствующих служб (подразделений). Если создано несколько подразделений, выполняющих однородную деятельность и входящих в одну службу, но разделенных по Месту и времени функционирования (разные смены), то в совокупности они уже не образуют малую группу. Например, одна фирма может состоять из нескольких подразделений, территориально расположенных в различных частях города. Если в каждом работает не менее двух человек они представляет собой малую группу. Все же вместе сотрудники фирмы малой группой уже не являются.
В то же время разные по должностным функциям подразделения, объединенные местом и временем функционирования, могут являться малыми группами. В этом случае если существует высокая степень контактности сотрудников несмотря на разные функциональные обязанности, практически весь персонал представляет собой малую группу. Данное положение выступает методологической основой определения штатной численности подразделений в профессиональной сфере деятельности.
5. Групповые нормыи групповые процессы.К ним можно отнести ряд социально-психологических явлений:
• мотивационные — потребности, интересы, запросы, стремления, традиции, привычки, обычаи;
• интеллектуальные — мнения, взгляды, убеждения, предрассудки, иллюзии;
• эмоциональные — настроения, чувства;
• волевые установки, ценностные ориентации, требования.
Особое место занимают такие явления, возникающие в процессе непосредственного взаимодействия членов группы, как притязания, авторитет, лидерство, самоутверждение, конфликты.
История изучения малой группы. Понятие малой группы, ее признаки. — Студопедия
Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к периоду 30-х — начала 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Так, например, М.Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т.Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В.Уайт, применяя метод включенного наблюдения, реализует программу «живых» групп в трущобах большого города; складывается «теория черт» лидерства и т.п.
Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К.Левину, который явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». Под его руководством были проведены исследования Р.Леппита и Р.Уальта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. К.Левин одним из первых изучал феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни.
Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом — в этот период возникает практическая потребность изучения закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами.
К началу 70-х годов можно было выделить девять крупных подходов, определявших развитие психологии групп, таких, как: социометрическое направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход средством эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход, теория подкрепления.
Решающую роль в становлении психологии малых групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В.М.Бехтерева, А.С.Залужского.
Вышедшие в 30-40-е годы труды А.С.Макаренко ознаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива. В работе Макаренко реализуются (хотя и в упрощенном виде) важнейшие методологические принципы исследования социальной группы: деятельности, системности, развития.
В этих исследованиях разнообразно представлена феноменология малой группы, организация, структура и управление (включая руководство и лидерство), нормативная регуляция поведения, сплоченность, психологический климат, мотивация групповой длительности, эмоциональные и деловые отношения, личность в динамике приобретения качественных новообразований в связи с развитием самой группы.
Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирической направленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучения малых групп, переосмыслением отечественного опыта исследования малых групп и коллективов. В этот период формируются социально-психологические центры, ориентированные на проблематику малых групп и коллективов, функционирующих в сфере производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска.
Значительному расширению в 70-е годы подверглась сама проблематика отечественных исследований малых групп, в которой среди прочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью и эффективностью, психотерапией.
На протяжении третьего этапа (80-егоды) продолжались и усиливались тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой психологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента. Появляется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.
Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на развитие научной мысли. Это — деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическая концепция и организационно-управленческий подход.
Малая группа – это немногочисленная по составу достаточно устойчивая общность людей, объединенных общей социальной деятельностью и находящихся в непосредственном личном взаимодействии и общении.
Все люди являются членами тех или иных групп: учеником класса, членом бригады, студенческой группы и т. д. Минимальная численность малой группы составляет 2–3 человека, максимальная – 20–40 человек. Оптимальной считается группа в 5–7 человек.
Признаки малой группы:
- Наличие 2-х и более людей
- Осуществление непосредственных контактов и общение между ними
- Наличие общей цели и совместной деятельности
- Возникновение взаимных эмоциональных связей, проявление чувства принадлежности к данной группе
- Осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»
- Формирование приемлемых для всех членов групп общих норм и ценностей
- Функционирование качественной организационной структуры и системы руководства
- Наличие достаточного времени взаимного существования людей
27. Классификация малых групп. Характеристики малой группы.
Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы
Малая группа – это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица. Другие характеристики группы: 1) некоторая продолжительность существования, 2) наличие общей цели, 3) развитие групповой структуры, осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.
Классификация:
1.Группы делятся на лабораторные (специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях) — етественные, функционирующие в реальных жизненных ситуациях.
2. организованные (формальные, официальные) — спонтанные (или неформальные, неофициальные) группы. Те и другие относятся к категории естественных групп.
3.— открытые — закрытые группы — положена степень открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества.
4. В зависимости от времени делятся на стационарные и временные.
5. подразделяются на группы членства и референтные группы. Основанием для подобного деления является степень значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему его установок.
Структура группы – Это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры.
- Наиболее часто выделяют структуру функциональных связей, т.е. отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоциональных связей или межличностных отношений.
- Принято выделять формальную и неформальную структуры группы или структуры формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) связей. Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний.
- Социометрическая структура группы. В основе этой структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности.
- Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе.
- Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса.
- Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния.
Под традиционной преступной группойпонимают неофициальную общность людей, осуществляющих совместную деятельность, направленную на достижение криминальных целей. Преступная группа – это разновидность малой группы и при ее описании целесообразно обращать внимание на характеристики, традиционно изучаемые в социальной психологии. К ним относятся: численность и состав участников, организованность и структура, ценностные ориентации и групповые нормы, особенности взаимоотношений внутри группы и с другими сообществами, содержание деятельности.
Нижний предел численности преступной группы определен уголовным законодательством: «совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления». Верхний предел численности некоторых организованных преступных групп достигает более 1000 человек. Состав участников группы можно характеризовать такими параметрами: возраст, пол, национальность, криминальный опыт, социальный статус и т.п. В условиях социальной нестабильности общества возрастают детская безнадзорность, бродяжничество, попрошайничество и другие социальные пороки. Поэтому число криминальных групп несовершеннолетних растет.
Близость возрастов благоприятствует формированию общих взглядов, способов поведения, проведения досуга. Это ускоряет процесс группирования и повышает криминальную мобильность.
По признаку пола группы могут быть: однополые; смешанные.
Одна из характеристик криминальных групп — это этнический или национальный состав ее членов. Большинство преступных группировок по своему составу являются отражением национального состава региона, в котором они функционируют. Вместе с тем для Москвы, Санкт-Петербурга, Урала, Центральной части России характерны и моноэтнические группировки.
Малые группы — Студопедия
Социальные группы могут классифицировать на основе различных критериев. В зависимости от численности, размеров выделяют малые и большие группы.
Малая группа –это небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Главный группообразующий фактор- непосредственный личный контакт.
Отличительные признаки малой группы:
1) ограниченное число членов, как правило от 2 до 7 человек, но не более 20;
2) члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимодействуют в течение определенного времени;
3) каждый их членов группы взаимодействует со всеми членами;
4) принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных потребностей;
5) члены группы имеют общие цели, вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.
Размер группы как структурный компонент оказывает влияние на характер взаимодействий. Чем меньше группа, тем больше возможностей индивид получает для того, чтобы узнать других людей и установить с ними тесные связи. Популярная поговорка «Два человека – компания, три — толпа» иллюстрирует это положение.
Существует две исходных формы малой группы: диада и триада.
Группы, состоящие из двух человек – диады, создают условия для существования наиболее тесных и влиятельных взаимоотношений, включая отношения между родителем и ребенком и между мужем и женой.Чувства и эмоции, как правило, играют большую роль в диадах, чем в группах больших размеров.
Добавление к группе третьего члена — образование триады – коренным образом меняет социальную ситуацию. Становятся возможны коалиции, когда два члена группы объединяются против третьего члена.
Исследования групп малого размера показывают, что наиболее предпочтительной является группа из пяти человек. Поскольку эти группы могут раскалываться на большинство ( пять и два), оказаться в меньшинстве не означает оказаться в изоляции как в триаде. Группа из пяти человек достаточно велика для того, чтобы люди ощущали, что могут свободно выражать свои эмоции и даже вступать в противоречия друг с другом, но достаточно мала, чтобы её члены могли неуважительно относиться к чувствам и потребностям друг друга.
Существуют данные, что группы с четным числом членов отличаются от групп с нечетным составом. В первых в большей мере проявляются разногласия, чем в последних, поэтому группы с четным числом менее устойчивы. Они могут распадаться на фракции с равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов: в них одна из сторон всегда имеет численное преимущество.
В групповом окружении некоторые члены группы имеют большее влияние, чем прочие. Таких индивидов называют лидерами.Маленькие группы способны обходиться без лидера, а в группах большой численности отсутствие руководства приводит к хаосу. Лидеры пользуются различными стилями для оказания влияния на людей.( оценка текущих задач, организация действий, снимает напряженность, решает межличностные проблемы)
Изучение малых групп важно в силу их огромного влияния на нравственное и духовное воспитание человека.
Вопрос № 75. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп
Группа – это ограниченная в размерах общность людей выделяется из социального целого на основе следующих признаков:
1. Включенность группы в более широкий социальный контекст систему общих отношений.
2. Наличие у членов группы значимой причины сообща находиться в ней, причем причина должна соответствовать интересом всех участников группы.
3. Сходство участи состоящих в группе людей, в том случаи если они разделяют события и условия групповой жизни.
4. Длительность существования группы достаточная для возникновения не только внутри групповой коммуникации но и групповой субкультуры, традиции, истории группы.
5. Разделение между членами группы функциональных ролей, обусловленное характером групповой деятельности.
6. Наличие у группы специальных инстанций, планирования, координации и контроля за выполнением групповой деятельности, индивидуального поведения.
7. Осознание членами группы своей принадлежности к ней и возникновении на этой основе чувства «мы» и чувства «они» с тенденцией переоценивать достоинства первых и недостатки вторых, особенно в ситуации межгруппового конфликта.
8. Признание группы ее социальным окружением.
малая группа— ограниченная совокупность непосредственно («здесь и теперь») взаимодействующих людей, которые: 1) относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников; 2) обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы; 3) участвуют в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства; 4) разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде; 5) расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить, в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе; 6) обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге; 7) связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями; 8) представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.
Классификация групп: (по Донцову) – эта классификация относится к реальным группам, он выделяет ряд оснований для выделения видов групп и по каждому критерию он выделяет полюса, предполагая, что между ними есть контилиум.
1 основание – размер группы (кол-во участников): 1. Группы большие, 2. группы малые.
2 основание – непосредственность взаимоотношения и взаимодействия в группе: 1. первичные группы (непосредственные отношения — семья), 2. вторичные группы (опосредованные отношения – завод вторичные, а цех первичные).
3 основание – способ образования групп: 1. спонтанные , 2. официальные.
4 основание – длительность существование группы: 1.временные группы, 2. постоянные группы.
5 основание – степень регламентации внутригрупповой жизни: 1. организованные группы, 2. неорганизованные группы.
6 основание – проницательность границ – 1. открытые группы, 2. закрытые группы.
7 основание – личностное значимость группы для человека: 1. референтные группы, 2. не референтные группы.
8 основание – уровень развития группы: 1. диффузные группы (находятся в начале развития). 2. развитие группы (коллективы).
По Андреевой условные и реальные. Реальные на лабораторные и естественные. Естественные на большие и малые Большие на стихийные и условные. Малые на становящиеся и развитые.
Проблема малой группы является наиболее разработанной проблемой в социальной психологии. Перед тем как дать определение малой группы, рассмотрим историю ее исследования.
В самых ранних исследования в США в 20-е гг. выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других. Акцент делался именно на факте простого присутствия других, а в самой группе изучалось на взаимодействие (интеракция) ее членов, а факт их одновременного действия рядом (коакция). Результаты исследования показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида. Этот эффект получил название социальной фацилитации, сущность которого сводится к тому, что присутствие других людей облегчает действие одного, способствует им. В ряде случаев, однако наблюдался противоположный эффект – эффект социальной ингибиции – торможение действий индивида под влиянием присутствия других людей.
Второй этап исследований знаменовал собой переход от исследования коактных групп к исследованию взаимодействия индивидов в малой группе.
На третьем этапе исследования малых групп начали выявлять не только влияние групп на индивида, но и характеристики группы. Совершенствовались методы исследования группы.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
При таком понимании малая группа – это группа реально существующая в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности. Это определение фиксирует и специфический признак малой группы – общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.
В литературе давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследованиях число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе два.
Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность классификаций малых групп. Классификация малых групп
В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление их на «формальные» «неформальные», 3) деление на «группы членства» и «референтные группы». Как видно, каждая из этих трех классификаций задает некоторую дихотомию.
1. Деление малых групп на первичные и вторичныевпервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп — непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Если признак малых групп — их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность.
2. Второе из исторически предложенных делений малых групп -это деление их на формальные и неформальные.Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.
3. Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы.Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.
7 признаков здоровой малой группы
Я продаюсь небольшими группами. Есть очень мало способов создать атмосферу, способствующую построению крепких отношений, чем изучение Библии в гостиной у друга. Я также согласен с Риком Ховертоном в том, что необходимо рассмотреть более органичный путь к здоровым группам.
Недавно я разговаривал со своим тренером Дэнни Кирком о том, как выглядят небольшие группы в Grace Hills и как мы узнаем, что группа здорова.К концу нашего разговора у меня было семь четко сформулированных признаков группового здоровья и вид метрики, который нужно применить к каждому. (И в этом преимущество коучинга!)
Итак, вот мои семь признаков здоровой малой группы:
1. Есть последовательность в встрече и желание встречаться.
Когда группа здорова, есть желание и удовольствие собираться вместе. Это не похоже на «еще кое-что», а скорее на «когда мы можем встретиться в следующий раз?» И здоровые группы намеренно встречаются, если это вообще возможно.Очевидно, что болезни, путешествия, погода и другие события могут помешать, но по большей части здоровые группы собираются вместе, потому что они хотят этого.
Показатель: Собирается ли малая группа постоянно несколько раз в месяц?
2. Существует подлинная подлинность и прозрачный обмен.
Прелесть небольших групп в том, что это место, где можно быть настоящим. Когда я впервые был частью здоровой небольшой группы, мне и моей жене потребовалось около четырех недель, чтобы начать открываться и на самом деле делиться чем-то большим, чем «у нас все хорошо», когда другие спрашивали, как у нас жизнь.Я неоднократно видел этот образец. После трех или четырех недель встреч здоровая группа станет местом, где люди открываются и начинают делиться своей болью.
Метрика: Знают ли члены группы друг о друге на личном уровне больше, чем месяц назад?
3. Люди возрастают в знании, но они возрастают и в благодати.
В этом заключается разница между традиционной обстановкой в классе для изучения Библии и обстановкой в гостиной.Нам нужно расти в знании, но знание только возносит нас, если мы не применяем то, что слышим, и не становимся больше похожими на Иисуса.
Показатель: Сообщают ли люди, находящиеся поблизости от членов группы, более доброжелательное отношение и реакцию к другим в повседневной жизни?
4. Настоящее сообщество и дружба растут.
Небольшая группа может начинаться как группа по изучению Библии, но если люди откликаются, обычно не требуется много времени, чтобы члены группы начали понимать духовные, семейные отношения каждого члена с другими членами.Вот где происходит настоящая кинония — своего рода вечная связь, называемая общением.
Метрика: Собираются ли люди вместе вне времени изучения Библии и появляются друг для друга в критические моменты?
5. Служить вместе и развиваться как лидеры намеренно.
Связь может происходить во время просмотра футбола, но обычно это происходит более эффективно в моменты служения другим в составе одной команды. Есть причина, по которой группы, которые вместе отправляются в миссионерские поездки, впоследствии узнают друг друга намного ближе.
Метрика: Удовлетворяются ли потребности внутри группы? Удовлетворяет ли группа потребности сообщества вместе? Выходят ли лидеры из группы для других сфер служения?
6. Существует культура вовлечения и приглашения.
Я твердо верю в то, что людям нужно принадлежать, прежде чем они поверят. Другими словами, людям нужна семья, чтобы усыновить их, прежде чем они «впишутся» или будут выглядеть, как все. И гостиная — отличное место для этого.Здоровые небольшие группы очень рады приветствовать новичков и вместе радуются, видя, как друг делает духовный шаг вперед.
Показатель: Кто-нибудь в группе приглашает кого-то или разделяет их веру?
7. Новые хосты выходят вперед.
Здесь происходит умножение. Из атмосферы церкви со здоровыми небольшими группами неизбежный отток — это поток новых людей, желающих принимать группы и накрывать стол, чтобы перемены в жизни произошли для других.Мы принимаем «принимающую» модель служения в малых группах, где упор делается гораздо больше на гостеприимство, чем на обучение. И когда приходит время начинать новую серию проповедей и создавать новые группы, мы всегда хотим, чтобы вперед выступали новые ведущие. Всегда большая победа, когда существующая группа «теряет» кого-то, отправляя его с миссией принять у себя новую группу.
Метрика: Кто-нибудь молится о том, чтобы выйти и провести свою собственную группу?
Я уверен, что есть другие способы измерить эффективность малых групп, но это признаки, которые я ищу, когда хочу знать, что группа здорова.И если мы будем работать над созданием этих сильных сторон в наших группах, рост практически неизбежен.
.
10 признаков жизни и смерти в вашей небольшой группе
Мало что разочаровывает больше, чем ожидание встречи небольшой группы под влиянием Святого Духа, сосредоточенной на Иисусе, на которой будут смеяться, искренние молитвы и новое понимание Божьей благодати, любви и преданности Его ожиданиям. Но я много-много раз попадал в засаду из-за апатии. Так что же оживляет собрание небольшой группы?
Встречи малых групп оживают, когда…
- Ведущая всю неделю молилась за членов своей небольшой группы.
- Члены группы беседовали между собраниями.
- Каждый член группы ежедневно проводил время с Богом между собраниями.
- Группа взывает к Богу, ожидая, что Он что-то сделает.
- Каждый заботится обо всех больше, чем о себе.
- Цель времени для изучения Библии — узнать, что говорит Бог.
- Результатом времени, проведенного с изучением Библии, является стремление думать иначе или поступать иначе.
- Лидер группы моделирует подлинность.
- Члены группы достаточно честны, чтобы просить других в группе помочь им нести бремя жизни.
- Группа находит время, чтобы отметить важный жизненный опыт с одним из членов группы.
Встречи малых групп мертвы, когда…
- Опаздывает лидер малой группы.
- Кофе остыл, блюдо подгорело, и пластмассовые вилки ломаются на нем.
- Еды на всех не хватит.
- В комнате так жарко, люди потеют.
- Так холодно, участники группы просят одеяла.
- Хозяева не сажают кошку в другую комнату, и у некоторых членов группы на нее аллергия.
- Освещение настолько тусклое, что членам группы приходится прищуриваться, чтобы читать.
- Члены группы отвечают на свои мобильные телефоны во время собраний.
- Члены группы переписываются во время встречи.
- Члены группы переписываются друг с другом во время встречи.
Мелочи имеют огромное значение!
.
Тихоокеанская сельдь / кормовая рыба | Тихоокеанская сельдь / кормовая рыба Научно-технические знания и опыт в отношении VS и индикаторов | Тихоокеанская сельдь / кормовая рыба Знания и опыт в области мониторинга и данных | Тихоокеанская сельдь / кормовая рыба Знания и опыт использования в программах показателей жизнедеятельности для принятия управленческих решений | Тихоокеанская сельдь / кормовая рыба Другое (укажите ниже) |
Чавыч / лосось | Чавыч / Лосось Научно-технические знания и опыт в отношении VS и индикаторов | Чавыч / лосось Знания и опыт в области мониторинга и данных | Чавыч / лосось Знания и опыт использования в программах показателей жизненно важных функций для принятия управленческих решений | Чавыч / лосось Другое (укажите ниже) |
Орка / морские млекопитающие | Косатки / морские млекопитающие Научно-технические знания и опыт в отношении VS и индикаторов | Косатки / морские млекопитающие Знания и опыт в области мониторинга и данных | Орки / морские млекопитающие Знания и опыт использования в программах показателей жизнедеятельности и показателей для принятия управленческих решений | Косатки / морские млекопитающие Другое (просьба указать ниже) |
птицы | Птицы Научно-технические знания и опыт относительно VS и индикаторов | Птицы Знания и опыт в области мониторинга и данных | Птицы Знания и опыт использования в программах показателей жизненно важных функций для принятия управленческих решений | Другие птицы (укажите ниже) |
Землепользование и земельный покров (включая потенциальные новые индикаторы состояния лесов и водно-болотных угодий) | Землепользование и земельный покров (включая потенциальные новые индикаторы состояния лесов и водно-болотных угодий) Научно-технические знания и опыт в отношении VS и индикаторов | Землепользование и земельный покров (включая потенциальные новые индикаторы состояния лесов и водно-болотных угодий) Знания и опыт в области мониторинга и данных | Землепользование и земельный покров (включая потенциальные новые индикаторы состояния лесов и водно-болотных угодий) Знания и опыт в отношении того, как программы используют жизненно важные признаки и индикаторы для принятия управленческих решений | Землепользование и земельный покров (включая потенциальные новые индикаторы состояния лесов и водно-болотных угодий) Другое (просьба указать ниже) |
Реки и ручьи (потенциальный новый жизненный знак с индикаторами прибрежной среды обитания, отложений и запасов древесины в пресноводных системах) | Реки и ручьи (потенциальный новый жизненный знак с индикаторами прибрежной среды обитания, отложений и запасов древесины в пресноводных системах) Научно-технические знания и опыт в отношении VS и индикаторов | Реки и ручьи (потенциальный новый жизненный знак с индикаторами прибрежной среды обитания, отложений и запасов древесины в пресноводных системах) Знания и опыт в области мониторинга и данных | Реки и ручьи (потенциальный новый жизненно важный показатель с индикаторами прибрежной среды обитания, наносов и запасов древесины в пресноводных системах) Знания и опыт в отношении того, как программы используют жизненно важные признаки и индикаторы для принятия управленческих решений | Реки и ручьи (потенциальный новый жизненный знак с индикаторами прибрежной среды обитания, наносов и запасов древесины в пресноводных системах) Другое (просьба указать ниже) |
Эстуарии | Эстуарии Научно-технические знания и опыт относительно VS и индикаторов | Эстуарии Знания и опыт в области мониторинга и данных | Эстуарии Знания и опыт использования в программах показателей жизненно важных функций для принятия управленческих решений | Устье Прочие (укажите ниже) |
Поймы | Поймы Научно-технические знания и опыт по VS и индикаторам | Знания и опыт в области мониторинга и данных в поймах | Знания и опыт использования в программах показателей жизненно важных функций для принятия управленческих решений | Поймы Прочие (укажите ниже) |
Береговые линии (потенциальный новый Vital Sign с индикаторами наличия прибрежных вод и наносов) | Береговые линии (потенциальный новый жизненный знак с индикаторами наличия прибрежных вод и наносов) Научно-технические знания и опыт в отношении VS и индикаторов | Береговая линия (потенциальный новый жизненно важный знак с индикаторами наличия прибрежных вод и наносов) Знания и опыт в области мониторинга и данных | Береговые линии (потенциальный новый жизненный знак с индикаторами наличия прибрежных вод и наносов) Знания и опыт в отношении того, как программы используют жизненно важные признаки и индикаторы для принятия управленческих решений | Береговые линии (потенциальный новый жизненно важный показатель с индикаторами наличия прибрежных вод и наносов) Другое (просьба указать ниже) |
Eelgrass / Kelp / Листовые зеленые водоросли | Eelgrass / Kelp / Leafy Green Seaweed Научно-технические знания и опыт в отношении VS и индикаторов | Eelgrass / Kelp / Leafy Green Seaweed Знания и опыт в области мониторинга и данных | Eelgrass / Kelp / Leafy Green Seaweed Знания и опыт в отношении того, как программы используют жизненно важные признаки и индикаторы для принятия управленческих решений | Eelgrass / Kelp / Leafy Green Seaweed Другое (укажите ниже) |
Водотоки (включая потенциальные новые индикаторы снежного покрова, частоты паводков, характеристик и времени пикового стока) | Водотоки (включая потенциальные новые индикаторы снежного покрова, частоты паводков, характеристики и время пикового стока) Научно-технические знания и опыт в отношении VS и индикаторов | Водотоки (включая потенциальные новые индикаторы снежного покрова, частоты паводков, характеристик и времени пикового стока) Знания и опыт в области мониторинга и данных | Потоки ручьев (включая потенциальные новые индикаторы снежного покрова, частоты паводков, характеристик и времени пикового стока) Знания и опыт в отношении того, как программы используют жизненно важные признаки и индикаторы для принятия управленческих решений | Водотоки (включая потенциально новые индикаторы снежного покрова, частоты паводков, характеристик и времени пикового стока) Другое (просьба указать ниже) |
Качество пресной воды (включая потенциальные новые индикаторы пестицидов в небольших ручьях и биомассу перифитона в ручьях) | Качество пресной воды (включая потенциальные новые индикаторы пестицидов в небольших водотоках и биомассу перифитона в ручьях) Научно-технические знания и опыт в отношении VS и индикаторов | Качество пресной воды (включая потенциальные новые индикаторы пестицидов в небольших ручьях и биомассу перифитона в ручьях) Знания и опыт в области мониторинга и данных | Качество пресной воды (включая потенциальные новые индикаторы пестицидов в небольших ручьях и биомассу перифитона в ручьях) Знания и опыт использования в программах показателей жизненно важных функций и индикаторов для принятия управленческих решений | Качество пресной воды (включая потенциальные новые индикаторы пестицидов в небольших ручьях и биомассу перифитона в ручьях) Другое (просьба указать ниже) |
Качество морской воды (включая потенциальные новые индикаторы хлорофилла А, зоопланктона, температуры воды и подкисления океана) | Качество морской воды (включая потенциальные новые индикаторы хлорофилла а, зоопланктона, температуры воды и закисления океана) Научно-технические знания и опыт в отношении VS и индикаторов | Качество морской воды (включая потенциальные новые индикаторы хлорофилла а, зоопланктона, температуры воды и закисления океана) Знания и опыт в области мониторинга и данных | Качество морской воды (включая потенциальные новые индикаторы хлорофилла а, зоопланктона, температуры воды и закисления океана) Знания и опыт в отношении того, как программы используют жизненно важные признаки и индикаторы для принятия управленческих решений | Качество морской воды (включая потенциально новые индикаторы хлорофилла а, зоопланктона, температуры воды и закисления океана) |
.
Забота, оказанная мне группой | Забота, оказанная мне группой 1 (меньше) | Забота, оказанная мне группой 2 | Забота, оказанная мне группой 3 | Забота, оказанная мне группой 4 | Забота, оказанная мне группой 5 (подробнее) | Организация от лидера | Организация от лидера 1 (меньше) | Организация от лидера 2 | Организация от лидера 3 | Организация от лидера 4 | Организация от лидера 5 (подробнее) |
.