Виды дисграфии у младших школьников
Когда ребенок начинает учиться в начальных классах, родители могут с удивлением узнать от учительницы, что их малыш испытывает серьезные сложности с письмом. Достаточно часто новоиспеченный школьник при написании слов совершает множество специфических ошибок и, несмотря на все свои старания, выполняет письменные задания крайне медленно и неаккуратно. Именно так проявляется специфическая логопедическая патология – дисграфия.
Как понять, что у ребенка дисграфия?
По своей сути, дисграфия – это достаточно распространенный логопедический дефект, при котором нарушается письменная речь. Данное отклонение диагностируется практически у 30% учеников. Наличие патологии у младших школьников связано с недостаточной зрелостью психической системы, а также с отсутствием согласованности в функционировании мозговых долей, которые отвечают за восприятие информации и мелкую моторику рук.
Наиболее часто наличие дисграфии обнаруживается именно в начале школьного обучения, когда происходит целенаправленное освоение данных навыков. В прописях ребенок делает фонетические ошибки различного характера.
Например, не различает схожие по звучанию буквы («з» и «с», «ж» и «ш», «т» и «д»), добавляет лишние или пропускает необходимые («весена» вместо «весна», «трлка» вместо «тарелка»), пишет слитно слова и проч.
На первых порах, просматривая работы такого ученика, преподаватель может сделать вывод о его лени, безответственности или неграмотности. Однако причина кроется гораздо глубже. Такие дети старательно относятся к поставленной задаче, однако, в силу определенных причин, не могут справиться с правильным написанием слов.
Например, если сравнить ошибки двух учеников в написании слова «предложение», то ребенок с простым незнанием грамматических правил напишет «придложение», а малыш с дисграфией – «бретлошение». В таких нюансах и просматривается наличие данной патологии.
Более того, как правило, дисграфики пишут очень неаккуратно и криво. Как бы они не старались, им не удается успевать за более быстрыми одноклассниками, что становится причиной постоянной раздражительности, недовольства, подавленного настроения и пониженной самооценки. При этом довольно часто дисграфия дополняется дислексией (сложностями с чтением) и речевыми нарушениями.
Основные виды дисграфии
Исходя из особенностей письменных нарушений, специалисты выделяют пять основных видов дисграфии. Рассмотрим подробнее, как проявляется каждый из них.
Акустическая дисграфия
Ребенок правильно выговаривает слова и не испытывает сложностей со слухом, однако, при отображении информации на бумаге заменяет буквы на схожие с ними по звучанию. Это могут быть гласные или согласные буквы, звонкие или глухие, шипящие или свистящие. Ученик может также испытывать затруднения с правильным отображением букв в мягкой форме.
Например: «дикданд» – «диктант», «масина» – «машина», «сыпленок» – «цыпленок», а также «лублу» – «люблю», «сьюртук» – «сюртук».
Артикулярно-акустическая дисграфия
Проблемы с написанием слов являются результатом неправильного их произношения. Ребенок, который имеет логопедические дефекты и делает ошибки во время разговора, не может правильно перенести звуки на бумагу. То есть, как ученик говорит, так он и записывает. Соответственно, если у малыша неправильное произношение, то и написание будет таким же.
Например: «лыба» – «рыба», «лабота» – «работа», «заяс» – «заяц», «сапка» – «шапка», «наса скола» – «наша школа».
Оптическая дисграфия
У ребенка возникают трудности с визуальным отображением письменных знаков. Ученик может присваивать буквам дополнительные детали, петельки, галочки или крючочки, либо же терять необходимые их элементы. Также довольно часто наблюдается зеркальное написание букв, особенно в тех случаях, когда школьник – левша.
Пример: наиболее часто ребенок путает написание схожих букв «и» – «ш», «о» – «а», теряет элементы символов «» – «А» или же отображает их зеркально «Е» – «З».
Читайте также: Оптическая дисграфия: как определить и исправить?
Аграмматическая дисграфия
Становится заметной лишь после того, как учащиеся осваивают основные грамматические правила. Наиболее часто это происходит это во 2 или 3 классе. Ребенок при этом делает множество ошибок при склонении слов или согласовании всех членов предложения, неправильно образовывает множественное число и неуместно его использует. Возникают сложности во время конструирования сложных предложений. Также наблюдаются проблемы при формировании уменьшительной формы слов и относительных прилагательных.
Например: «хороший девочка» – «хорошая девочка», «доброму мальчик» – «добрый мальчик», «дерева» – «деревья», «рукавы» – «рукава», «котенки» – «котята», «одна чашки» – «одна чашка», «кожевый» – «кожаный», «машины ехала на дороге» – «машина ехала по дороге».
Такой вид дисграфии наиболее распространен среди у детей, растущих в двуязычных семьях. Если малыш параллельно учится разговаривать на разных языках, то вполне возможно, что в будущем возникнут сложности с письмом на одном из них.
Нарушения языкового анализа и синтеза
Ученик двукратно прописывает одно и то же слово либо же наоборот, пропускает составляющие предложения. Имеет место также произвольная перестановка слогов, написание нескольких слов или их частей слитно. Школьнику сложно разделить слова на слоги или звуки, в результате чего он может упускать некоторые буквы или ставить их в неправильном порядке. Наблюдаются пропуски слогов, их перестановка или добавление. В целом, при данном виде дисграфии формируются сложности с делением текста на отдельные слова, слов – на слоги, слогов – на звуки.
Например: «лодк» – «лодка», «магази» – «магазин», «лес ник» – «лесник», «вскоч ил» – «вскочил», «кулбок» – «клубок», «весена» – «весна», «моцикл» – «мотоцикл», «казерло» – «зеркало», «глва» – «голова».
Читайте также: Кто ставит диагноз дисграфия и дислексия?
Можно ли устранить дисграфию у ребенка?
Дисграфия – это дефект, который поддается коррекции. Дети с такой патологией успешно развиваются, вырастают и достигают успехов. Подтверждением этому могут послужить известные люди, у которых в детском возрасте была диагностирована дисграфия, среди которых Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Мерлин Монро, Владимир Маяковский и многие другие.
Ключевая задача родителей такого ребенка – привлечь грамотного логопеда-дефектолога для решения данной задачи. Коррекционный курс разрабатывается после определения вида дисграфии и тяжести патологии. Логопед составляет упражнения, которые позволяют восполнить дефекты в произношении звуков, скорректировать речь, сформировать распознавание звуков и букв, развить моторику и другие психические функции ребенка.
виды, признаки и что делать?
Дисграфия у младших школьников
Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?
В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же такое дисграфия?
Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладеть школьной программой даже на базовом уровне будет очень сложно.
Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?
Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.
По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.
Сравните: «предложение» — «бретлошение» и «предложение» -«придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.
При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.
К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.
Виды дисграфии:
Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для коррекции этого вида дисграфии, нужно работать и над правильным произношением звуков.
Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, переставлять слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце» и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.
Причины дисграфии.
Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики, до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.
По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).
Как устранить дисграфию и возможно ли это?
К частью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.
Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.
Какой врач лечит дисграфию?
Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.
Не нужно забывать, что «дисграфик» очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.
Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.
Дисграфия у младших школьников: коррекция, причины
- Что такое дисграфия?
- Как определить дисграфию?
- Причины возникновения дисграфии?
- Связь устной и письменной речи
- Виды дисграфии
- Можно ли справиться с дисграфией?
- Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы
В последнее время специалисты все чаще встречают детей, имеющих проявления дисграфии. Едва пройдя первые шаги обучения письму, некоторые школьники (или дошкольники), попадают в тяжелое положение. Они совершают грубые ошибки при написании текста. Такие, которые, казалось бы, не могут объясниться ничем, кроме невнимательности или недостаточного прилежания. Дисграфия часто связана с дислексией.
Зеркальное написание букв, сращение слов, масса грамматических ошибок, неразборчивый и неаккуратный почерк — такое письмо вызывает недоумение учителей и негодование родителей. Детей считают отстающими хотя при этом они могут неплохо разбираться в математике, логически мыслить, хорошо успевать по другим предметам.
Такое нарушение письменной речи называется дисграфией и связано оно вовсе не с нежеланием ребенка учиться грамоте, а с недостаточно развитыми функциями некоторых отделов мозга.
Что такое дисграфия?
Под дисграфией понимают нарушение письма, характеризующееся систематически повторяющимися фонетическим ошибками, неверным написанием похожих букв. При этом ошибки эти в письменной речи проявляются постоянно, являются типичными и не зависят от знаний ребенком правил русского языка.
Диктанты детей с дисграфией пестрят красными чернилами исправлений, по мере взросления письмо не улучшается, несмотря на все приложенное усердие. Письменные задания вызывают у ребят исключительно отрицательные эмоции, снижают самооценку и иногда приводят к депрессии.
Тот факт, что ученики с дисграфией выявляются не только в начальной школе, убеждает в том, что сама собой эта проблема не решается и требуется помощи специалиста.
Как определить дисграфию?
Если у вашего ребенка наблюдаются отдельные ошибки в письме или эти ошибки связаны с правилами грамматики, скорее всего эта статья не для вас. Проблема успеваемости должна решиться более усердным изучением правил русского языка.
Дисграфия проявляется совсем иначе:
- Пропускаются буквы и даже слоги в словах.
- Смешиваются близкие по звучанию звуки (ж-ш, д-т, ц-т, ц-с и т. д.).
- Заменяются похожие по написанию (ш-щ, в-д, м-л).
- Буквы пишутся как бы в зеркальном отображении.
- Сращиваются ближайшие слова или даже предложения.
- Нарушается грамматическое согласование слов, неправильно строится речь.
- Почерк неразборчивый, строчные буквы заменяются прописными и наоборот, наблюдается пропуск знаков препинания.
Еще одним типичным отличием дисграфии является стойкость ошибок и отсутствие связи с теоретическими знаниями правил и норм языка.
Причины возникновения дисграфии?
Корни этого явления лежат в недостаточности работы речевого, зрительного и слухового анализаторов, т. е. ребенок не в состоянии производить анализ и синтез речи. Эти нарушения происходят из-за недоразвития зон головного мозга, выполняющих данные функции.
Этиология состояния может быть обусловлена:
- Неврологическими нарушениями вследствие внутриутробной гипоксии или кислородного голодания в процессе тяжелых родов.
- Тяжелыми последствиями для мозга и нервной системы инфекционных болезней, перенесенных в раннем детстве.
- Черепно-мозговыми травмами, произошедшими в детстве.
- Социальными факторами — педагогической запущенностью, неправильной речью в детском окружении, недостаточностью речевых контактов, билингвизмом.
Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения. Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы.
Связь устной и письменной речи
Большое значения для благополучного освоения письма имеет развитая устная речь. Чтобы слово было написано правильно, ребенок должен услышать все имеющиеся в нем звуки и проанализировав их, выбрать нужную букву.
Нарушения фонематического слуха, сопутствующие разным отставаниям развития речи, не дают возможность грамотно написать слова. Неправильное произнесение звуков влияет на правильное их понимание и анализ. В случаях более серьезного нарушения слуха, Вам поможет сурдопедагог.
Для того, чтобы освоить письмо, необходимо согласованное развитие фонематического слуха, речи, а также зрительного восприятия букв.
Кроме того, на формирование письменной речи оказывают большое влияние и другие аспекты. Как известно, за устную речь «в ответе» левое полушарие. Предметные символы и изображения — сфера ответственности полушария правого.
Своевременное развитие межполушарных связей, сформированность деятельности каждого из полушарий обеспечивают развитие письменной речи. Именно поэтому довольно часто проявления дисграфии встречаются у левшей.
Виды дисграфии
Исходя из типичных проявлений специалисты выделяют несколько видов дисграфии:
- Акустическая. Главным симптомом является замена на письме букв, сходных по звучанию. У ребенка нарушен процесс распознавания фонем, при этом со звукопроизношением проблем нет.
- Артикуляционно-акустическая. Ее можно описать очень просто «как слышится — так и пишется», то есть ребенок переносит на бумагу слова в том виде, как он их слышит сам от себя. При этой форме имеют место неправильное произнесение звуков, фонематическое восприятие. Для того, чтобы справиться с проблемой, необходимо «поставить» ребенку звуки.
Форма нарушений в языковом синтезе и анализе. При этом типе дисграфии дети пропускают при написании буквы и слоги, путают раздельное и слитное написание приставок и предлогов, сращивают слова, не дописывают их до конца. Эта форма встречается чаще всего. - Аграмматическая. Текст при такой форме дисграфии пишется наперекор всем правилам грамматического согласования — и в предложениях, и в словосочетаниях. Слова не согласуются между собой, неправильно ставятся окончания и т. д.
- Оптическая форма проявляется в графическом написании букв. Ребенок может «забывать» лишнюю палочку при написании буквы или наоборот приписать еще одну-две, зеркалит их, путает при письме буквы, схожие по внешнему виду.
Можно ли справиться с дисграфией?
Ругать и наказывать ребенка с дисграфией за плохую учебу абсолютно бессмысленно. Тем самым можно только навредить. Он и сам, скорее всего, переживает из-за большого количества ошибок и того факта, что не может справиться с лавиной трудностей. Родителям важно понять, что в данном случае требуется помощь специалиста.
Процесс коррекции, несомненно, не очень быстрый, однако при совместных усилиях с дисграфией вполне можно справиться.
Так как дисграфия обусловлена недоразвитием определенных структур мозга, часто ребенку назначается медикаментозная терапия. Однако одними таблетками ситуация не исправится, главную работу по коррекции берет на себя логопед.
Кроме того, на помощь должны прийти родители. Обязательно придется выполнять заданные логопедом упражнения дома, делать уроки и школьные задания, следуя рекомендациям специалиста. Важно также поддерживать ребенка в его занятиях. Дети-дисграфики часто глубоко переживают свою проблему, опасаясь наделать все больше ошибок. В связи с этим возможны прогулы школы, уклонение от выполнения домашней работы, а значит, появятся и более серьезные проблемы с обучением. Миссия родителей в данном случае — оказывать всемерную поддержку, создавать позитивный настрой и заинтересованность в результате.
Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы
Для того, чтобы наладить письменную речь, логопеду необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.
В занятия по коррекции дисграфии входят:
- Работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков.
- Тренировка фонематического слуха.
- Анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова.
- Тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв.
- Важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей.
Все логопедические занятия строятся с обязательный учетом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии. Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата.
Дисграфия у детей накладывает негативный отпечаток на весь процесс обучения, поэтому родители должны вовремя отслеживать процессы развития речи у своего ребенка и при появлении тревожных звоночков обращаться к логопеду для коррекции.
Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины
- Беременность
- Развитие плода по неделям
- 1 триместр
- Скрининг 1 триместр
- 1-6 недели
- 1 неделя
- 2 неделя
- 3 неделя
- 4 неделя
- 5 неделя
- 6 неделя
- 7-12 недели
- 7 неделя
- 8 неделя
- 9 неделя
- 10 неделя
- 11 неделя
- 12 неделя
- 2 триместр
- Скрининг 2 триместра
- 13-18 недели
- 13 неделя
- 14 неделя
- 15 неделя
- 16 неделя
- 17 неделя
- 18 неделя
- 19-24 недели
- 19 неделя
- 20 неделя
- 21 неделя
- 22 неделя
- 23 неделя
- 24 неделя
- 3 триместр
- Скрининг 3 триместра
- 25-30 недели
- 25 неделя
- 26 неделя
- 27 неделя
- 28 неделя
- 29 неделя
- 30 неделя
- 31-36 недели
- 31 неделя
- 32 неделя
- 33 неделя
- 34 неделя
- 35 неделя
- 36 неделя
- 37-39 недели
- 37 неделя
- 38 неделя
- 39 неделя
- 37, 38, 39 недели у повторнородящих
- 1 триместр
- Как определить беременность
- Месячные и беременность
- Вопросы и рекомендации по беременности
- Выделения при беременности
- Питание при беременности
- Осложнения и боли при беременности
- Прерывание беременности
- Развитие плода по неделям
- Болезни
- Грипп Мичиган
- Рахит у грудничков
- Кишечная колика
- Пупочная грыжа
- Инструкции
- для детей
- при ОРВИ
- Виферон свечи
- Ибуклин Юниор
- Синупрет капли
- при кашле
- Аскорил сироп
- Бромгексин таблетки
- Пантогам сироп
- Синекод
- Саб симплекс
- Эриспирус сироп
- Эреспал сироп
- при гриппе
- Амоксиклав
- Амиксин
- Арбидол
- Панавир
- Ремантадин
- Тамифлю
- Циклоферон
- жаропонижающие
- Нурофен детский
- Панадол сироп
- Парацетамол сироп
- Цефекон свечи
- при болях
- Плантекс (от коликов)
- Смекта (от диареи)
- Энтерол (для кишечника) для детей
- Эспумизан беби (боли животика)
- Другие заболевания
- Вибуркол свечи (симптоматическое средство)
- Зиннат суспензия (отиты и т.п.)
- Изофра (риниты и синуситы)
- Мирамистин (антисептик)
- Отипакс (отит)
- Сиалор (ЛОР-заболевания)
- при ОРВИ
- при беременности и лактации
- при ОРВИ
- Анальгин
- Пиносол
- Тизин
- при кашле
- Биопарокс
- Гексорал спрей
- Лизобакт
- Либексин
- Сироп Алтея
- Стодаль
- Фарингосепт
- Цикловита
- при гриппе
- Арбидол
- Ацикловир
- Ремантадин
- Тамифлю
- жаропонижающие
- Ибупрофен
- при болях
- Ибупрофен
- Но-шпа
- Пенталгин
- Цитрамон
- Другие заболевания
- Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
- Линдинет 20 (противозачаточное)
- Мастодинон (нарушение менструации)
- Норколут (гормональный препарат)
- Полижинакс (противогрибковое)
- Тироксин (при гипотиреозе)
- Эстровэл (от женских заболеваний)
- Ярина (противозачаточное)
- при ОРВИ
- для взрослых
- при ОРВИ
- Амиксин
- Арбидол
- Гриппферон
- Интерферон
- Кипферон свечи
- Ротокан
- Ремантадин
- Синупрет
- Тамифлю
- при кашле
- АЦЦ
- Либексин
- Ренгалин
- Стоптуссин
- Стодаль
- при гриппе
- Амиксин
- Дибазол
- Кагоцел
- Лавомакс
- Ремантадин
- Флемоксин Солютаб
- Цефтриаксон
- жаропонижающие
- Индометацин
- Ибупрофен
- Ринза
- при болях
- Колофорт (для пищеварительного тракта)
- Кеторол
- Мовалис (противовоспалительное)
- Найз таблетки
- Тримедат (для кишечника)
- Невролгии, ЦНС, головной мозг
- Аспаркам
- Актовегин
- Комбилипен
- Нейромультивит
- Циннаризин
- Другие заболевания
- Адвантан (дерматологические заболевания)
- Азитромицин (ЛОР-заболевания)
- Диазолин (от аллергии)
- Лоратадин (при аллергии)
- Овесол (для печени)
- Эссенциале форте Н (для печени)
- Полидекса (ЛОР-заболевания)
- Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
- Циклоферон (инфекционные, бактериальные, грибковые заболевания)
- при ОРВИ
- для детей
- Грудное вскармливание
- Питание при ГВ
- Кормление грудью
- Таблетки при ГВ
- Болезни при ГВ
- Прикорм грудничка
- Вопросы и рекомендации
- Калькуляторы
- Калькулятор ХГЧ
- Спермограмма: расшифровка результата
- Календарь овуляции для зачатия
- Срок беременности по неделям и дням
- Дата родов по месячным, дате зачатия
- Календарь беременности по неделям
- Рассчитать пол ребенка
- Калькулятор роста и веса ребенка
Поиск
- Инструкции по применению (по алфавиту):
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- Й
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Э
- 0-9
- Беременность
- Развитие плода по неделям
- 1 триместр
- Скрининг 1 триместр
- 1-6 недели
- 1 неделя
- 2 неделя
- 3 неделя
- 4 неделя
- 5 неделя
- 6 неделя
- 7-12 недели
- 7 неделя
- 8 неделя
- 9 неделя
- 10 неделя
- 11 неделя
- 12 неделя
- 2 триместр
- Скрининг 2 триместра
- 13-18 недели
- 13 неделя
- 14 неделя
- 15 неделя
- 16 неделя
- 17 неделя
- 18 неделя
- 19-24 недели
- 19 неделя
- 20 неделя
- 21 неделя
- 22 неделя
- 23 неделя
- 24 неделя
- 3 триместр
- Скрининг 3 триместра
- 25-30 недели
- 25 неделя
- 26 неделя
- 27 неделя
- 28 неделя
- 29 неделя
- 30 неделя
- 31-36 недели
- 31 неделя
- 32 неделя
- 33 неделя
- 34 неделя
- 35 неделя
- 36 неделя
- 37-39 недели
- 37 неделя
- 38 неделя
- 39 неделя
- 37, 38, 39 недели у повторнородящих
- 1 триместр
- Как определить беременность
- Месячные и беременность
- Вопросы и рекомендации по беременности
- Выделения при беременности
- Питание при беременности
- Осложнения и боли при беременности
- Прерывание беременности
- Развитие плода по неделям
- Болезни
- Грипп Мичиган
- Рахит у грудничков
- Кишечная колика
- Пупочная грыжа
- Инструкции
- для детей
- при ОРВИ
- Виферон свечи
- Ибуклин Юниор
- Синупрет капли
- при кашле
- Аскорил сироп
- Бромгексин таблетки
- Пантогам сироп
- Синекод
- Саб симплекс
- Эриспирус сироп
- Эреспал сироп
- при гриппе
- Амоксиклав
- Амиксин
- Арбидол
- Панавир
- Ремантадин
- Тамифлю
- Циклоферон
- жаропонижающие
- Нурофен детский
- Панадол сироп
- Парацетамол сироп
- Цефекон свечи
- при болях
- Плантекс (от коликов)
- Смекта (от диареи)
- Энтерол (для кишечника) для детей
- Эспумизан беби (боли животика)
- Другие заболевания
- Вибуркол свечи (симптоматическое средство)
- Зиннат суспензия (отиты и т.п.)
- Изофра (риниты и синуситы)
- Мирамистин (антисептик)
- Отипакс (отит)
- Сиалор (ЛОР-заболевания)
- при ОРВИ
- при беременности и лактации
- при ОРВИ
- Анальгин
- Пиносол
- Тизин
- при кашле
- Биопарокс
- Гексорал спрей
- Лизобакт
- Либексин
- Сироп Алтея
- Стодаль
- Фарингосепт
- Цикловита
- при гриппе
- Арбидол
- Ацикловир
- Ремантадин
- Тамифлю
- жаропонижающие
- Ибупрофен
- при болях
- Ибупрофен
- Но-шпа
- Пенталгин
- Цитрамон
- Другие заболевания
- Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
- Линдинет 20 (противозачаточное)
- Мастодинон (нарушение менструации)
- Норколут (гормональный препарат)
- Полижинакс (противогрибковое)
- Тироксин (при гипотиреозе)
- Эстровэл (от женских заболеваний)
- Ярина (противозачаточное)
- при ОРВИ
- для взрослых
- при ОРВИ
- Амиксин
- Арбидол
- Гриппферон
- Интерферон
- Кипферон свечи
- Ротокан
- Ремантадин
- Синупрет
- Тамифлю
- при кашле
- АЦЦ
- Либексин
- Ренгалин
- Стоптуссин
- Стодаль
- при гриппе
- Амиксин
- Дибазол
- Кагоцел
- Лавомакс
- Ремантадин
- Флемоксин Солютаб
- Цефтриаксон
- жаропонижающие
- Индометацин
- Ибупрофен
- Ринза
- при болях
- Колофорт (для пищеварительного тракта)
- Кеторол
- Мовалис (противовоспалительное)
- Найз таблетки
- Тримедат (для кишечника)
- Невролгии, ЦНС, головной мозг
- Аспаркам
- Актовегин
- Комбилипен
- Нейромультивит
- Циннаризин
- при ОРВИ
- для детей
Дисграфия у младших школьников — что делать родителям
Дисграфия — это заболевание, о котором родители очень часто узнают, когда отдают ребенка в школу. Заболевание выражается в невозможности освоить письменную речь.
В первую очередь такое положение обусловлено несформированными психическими функциями. Проявляется дисграфия у детей в наличии постоянных, стойких, повторяющихся изо дня в день, ошибок при письме. Ребенок может прекрасно знать орфографические правила, но ошибок, когда он выполняет письменные упражнения, не становится меньше. Специалисты будоражат общественность статистикой о том, что дисграфия, в той или иной степени, встречается у каждого третьего школьника. Родители склонны обвинять в проблеме новые образовательные программы, которые, по их мнению, перегружают мозг ребенка. Это мнение не соответствует действительности. Также неправильно думать, что заболевание — признак умственной отсталости. Все проще. И вместе с тем, сложнее — как в жизни.
Какие факторы способствуют появлению детской дисграфии
Причин у заболевания очень много. Выделим основные:
- малыш дошкольного возраста воспитывается в двуязычной или в многоязычной семье;
- с раннего детства у ребенка ощущается постоянный дефицит общения, на фоне отсутствия постоянного речевого контакта;
- развитие детей происходит на фоне постоянной неправильной речи людей, которые их окружают;
- взрослые имеют привычку говорить с малышом, нечетко произнося большинство слов;
- родители совершают ошибку, пытаясь учить грамоте свое чадо тогда, когда он умственно и, что самое главное, в психологическом плане никак не готов к этой деятельности.
Нередко заболевание появляется у детей, если они пережили серьезную родовую травму, асфиксию, например, во время родов или перенесли энцефалит.
По каким признакам определяется дисграфия
Какая-то ранняя диагностика заболевания отсутствует. Пока не начнешь учить ребенка письму, дисграфию не выявишь. Различные тесты, проверочные упражнения на ранних этапах мало что дадут. Проблема проявляется чаще всего во 1-2-м классе. Вот признаки, по которым можно определить склонность к заболеванию:
- малыш записывает речь с постоянными фонетическими ляпами. Вместо «б» он постоянно пишет «п», а «д» у него превращается обязательно в «т»;
- слоги формируются неправильно;
- в словах все время присутствуют лишние буквы;
- нужные слова регулярно пропускаются;
- слова пишутся слитно;
- почерк ребенка неровный и неразборчивый;
- школьник старается, пыхтит, а пишет все равно крайне медленно;
- малыш молчалив, а если говорит, то, боясь ошибок, делает это кратко и односложно;
- «дисграфик», понимая, что он не такой, как все, старается уйти от общения с детьми своего возраста.
Заболевание одно, а виды у него разные
Узнав, какие бывают признаки дисграфии, самое время рассмотреть ее виды. Рассмотрим 5 видов, из числа основных:
- артикулярно-акустический. Это когда у ребенка нарушен сам процесс правильного произношения звука. Естественно, что и слова он начинает писать неправильно. Получается, что свое произношение он пытается передать в письме: «Что слышу, то и пишу». Понятно, что коррекция дисграфии данной формы будет заключаться в том, что врач подберет специальные упражнения, чтобы исправить звукопроизношение;
- акустический. Малыш школьного возраста старается заменить правильные буквы на те, что близки по звучанию — Ж-Ш, В-Ф, Ш-С. Интересно, что произношение слов у ребенка будет правильным, неправильно он их будет записывать;
- аграмматический. Дисграфия вызвана тем, что недоразвитым является сам грамматический строй речи. Дети совершают постоянные ошибки, не обращая внимание на то, что существуют грамматические правила. В этом случае диагностика формы возможна только у тех, кто ходит в 3-й класс. Раньше заболевание не проявляется;
- оптический. У ребенка нарушен пространственный и зрительный анализ. Он не в состоянии уловить различия, между всеми этими палочками и крючочками, из которых состоят буквы. При таком виде дисграфии, сколько бы школьник не пытался правильно списывать упражнения из учебника, у него ничего не выходит;
- моторный. Нарушена гармония между движением руки и зрительным образом звука.
Есть еще виды дисграфии, но они на практике встречаются редко.
Устраняем дисграфию с помощью упражнений
Конечно, ребенка, страдающего дисграфией, необходимо показать специалисту. Нужна правильная диагностика заболевания, которая позволит подобрать необходимые упражнения. Родители также могут помочь своему малышу, занимаясь с ним дополнительно. Вот некоторые упражнения для таких занятий:
- исправь текст. Берем текст и размещаем в нем лишние буквы. Ребенок должен найти их и вычеркнуть;
- вставь пропущенную букву. Готовим текс с пропущенными буквами в словах. Вначале это может быть всего несколько слов. Потом текст можно увеличить, когда навык поиска пропущенных букв будет у ребенка развит хорошо. Такая игра — великолепная профилактика дисграфии;
- лабиринт. Задача данного упражнения научиться проводить линию достаточной длины, не отрывая ручку от бумаги. Великолепно тренируется крупная моторика у детей разного возраста;
- напишем диктант. Начинайте диктовать текст, состоящий из самых простых слов. Постепенно усложняйте задание. Важно работать систематически и регулярно. Тогда у ребенка навык правильного письма будет постоянно совершенствоваться;
- поиграем в буквы. Готовим магнитные буквы. Составляем их них слова. Потом можно эти слова записать в тетрадь.
Как родители могут помочь детям, страдающим дисграфией
С самого рождения ребенка старайтесь следить за тем, как вы с ним общаетесь. Ваша речь должна быть четкой и ясной. Читайте малышу сказки и просите его их пересказывать. Не уставайте поправлять свое чадо, когда он коверкает слова. Это все хорошая профилактика дисграфии.
Когда диагностика показала, что ваш ребенок болен, не торопитесь его быстрее вылечить. Запаситесь терпением. Одним детям достаточно нескольких месяцев упорных занятий со специалистом логопедом, а другим могут понадобиться годы. Внимательно изучите виды заболевания. Определите, какой у вас и начинайте целенаправленно действовать.
Визит к логопеду обязателен. Заболевание может быть запущено и тогда корректировать его станет неимоверно трудно. Будет замечательно, если вместе с логопедом вы привлечете к работе психоневролога. Он даст практические рекомендации по вопросам стимуляции внимания и памяти. Если нужно, то подберет необходимые препараты.
Никогда не ругайте малыша за ошибки, старайтесь даже не шутить и не иронизировать. В семье желательно установить режим полного благоприятствования. Настройте вашего школьника на серьезный лад. Борьба с таким заболеванием, как дисграфия — это, в первую очередь, труд. Кропотливый и нелегкий.
Создайте атмосферу успеха. Ребенок в школе не может быть успешным. Дисграфия уничтожает его радость к учебе. Формула простая: любая неудача переживается, но не является катастрофой, любой успех, даже небольшой, поощряется и становится предметом общей радости.
Поговорите с учителем. Вы должны быть союзниками. Попросите не проверять у вашего «дисграфика» скорость чтения. Некоторые учителя, с подачи администрации школы, делают это регулярно. Очень сомнительный тест для детей, страдающих дисграфией. Он ничего нового вам не выявит. А процедура его проведения может больно ранить малыша. Напомним, что ученика вызывают по списку в класс и там он, при включенном секундомере, пытается за 60 секунд проговорить (прочитать) максимальное количество слов текста, который выбрал учитель. Это, конечно, не ЕГЭ, но обстановочка еще та. Особенно, когда на технику чтения приходит завуч или даже директор. Есть еще один нюанс в этом испытании. Если ваш школьник по списку первый, то он будет читать текст только учителю. А если он в середине списка, то те, кто уже «отбыл» свой номер, будут сидеть в классе и слушать. Это повод для насмешек одноклассников в дальнейшем. Для некоторых детей подобные испытания заканчиваются не просто моральным унижением, а настоящим неврозом.
Статья: Статья «Симптоматика дисграфии у младших школьников»
Симптоматика дисграфии у младших школьников.
Дисграфии у детей – специфическое затруднение в овладении навыками письменной речи, которое чаще всего сопутствует недоразвитию устной речи при дислалиях, дизартриях, алалиях, тугоухости, но могут возникнуть и проявляться самостоятельно.
Аграфиями и дисграфиями называются разнообразные расстройства письменной речи, возникшие на почве неправильного или незаконченного развития устной речи, нарушения ее, или вследствие поражений специфических механизмов письма, или, наконец, по причине других психофизических нарушений пишущего (плохое внимание, болезненная торопливость, плохая память на зрительные и звуковые образы….)
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
И. Н. Садовникова считает, что применительно к младшим школьникам вернее говорить не о нарушениях, а о трудностях овладения письменной речью. Основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников не связано ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
По мнению Г. В. Чиркиной, нарушение письма у детей – это особые затруднения, которые обусловлены системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка, которое у детей, достигших школьного возраста, при нормальных умственных способностях и слухе проявляются, прежде всего, в недостаточной сформированности представлений о звуковом и морфологическом составе слова.
О. Б. Иншакова, Л. И. Белякова считают, что нарушения письма является достаточно распространенным дефектом, который встречается у учащихся начальных классов общеобразовательной школы и приводит, как правило. К стойким трудностям обучения. Нарушения письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка. Кроме того,дисграфия возникает при речевых расстройствах (А. Р. Лурия., С. С. Ляпидевской, М. Е. Хватцев).
В отечественной литературе распространена концепция Р. Е. Левиной, трактующей нарушения письма как проявление системного нарушения речи, как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях.
Нередко одной из причин нарушения письма. Являются трудности становления процесса латеризации (функциональной ассиметрии в деятельности парных сенсомоторных органов). Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий головного мозга. Это может явиться причиной нарушений речевого развития. В случаях задержки процесса латеризации и при различных формах «конфликта доминирования» затруднен и корковый контроль за многими видами деятельности.
Симптоматика дисграфии проявляется в специфических (не связанных с применением орфографических правил), стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью школьного обучения: искажения и замены букв; искажения звуко -слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
Ошибки письма не являются ни постоянными, ни идентичными для конкретного слова. Такая изменчивость нарушений показывает. Что ни один из патогенетических факторов не является решающим, но каждый имеет значение в совокупности с другими. Невозможно найти универсального объяснения, применимого ко всем случаям нарушений письма.
Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (нарушением познавательной деятельности, памяти, внимания, психическими нарушениями). В этих случаях неречевые симптомы определяются совместно с нарушениями письма и входят в структуру нервно – психических и речевых расстройств (при дизартрии, алалии, нарушениях речи при умственной отсталости). Вместе с тем дисграфия у детей с нормальным интеллектом может вызывать отклонения в формировании личности, определенные психические наслоения. У детей с дисграфией отмечается несформированностью многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо – произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деление предложений на слова, лексико – грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально – волевой сферы.
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.
М. Е. Хватцев выделил 5 видов дисграфии:
1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. Механизмом, который, по мнению М. Е. Хватцева, является нарушением нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом, наблюдаются пропуски, перестановки, замены букв, пропуски слов, слияние двух в одно.
2. Дисграфия на почве расстройств устной речи.
3. Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма.
4. Оптическая дисграфия.
5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии.
По мнению Р. И. Лалаевой, классификация М. Е. Хватцева не удовлетворяет представление о нарушениях письма.
Токарева О. А. выделяет 3 вида дисграфии:
1.Акустическая.
По мнению Токаревой О. А., она возникает при недостаточном развитии звукового анализа и синтеза, не дифференцированности слухового восприятия. На письме частыми являются смешение и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения.
2.Оптическая дисграфия.
Данная дисграфия, по мнению Токаревой О. А., обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия в разные моменты буквы воспринимаются по – разному и поэтому смешиваются на письме: п — н, п — и, у – и, ц – щ, ш – и, м – л, б – д, п – т.
В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ученики пишут только отдельные буквы, возможно и зеркальное письмо (слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево).
3.Моторная дисграфия.
Для моторной дисграфии характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.
По мнению Р. И. Лалаевой, выделение видов дисграфии на основе нарушений анализаторного уровня в настоящее время является недостаточно обоснованным, т.к. процесс письма является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня: семантических, языковых, сенсомоторных.
Статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Понятие, диагностика и причины возникновения дисграфии у младших школьников.
Понятие, диагностика и причины возникновения дисграфии у младших школьников.
Под термином «дисграфия» принято понимать определенную особенность мозга у ребенка, которое своим следствием ведет к расстройству разной степени письма, но при этом сохраняется нормальное развитие интеллекта. В настоящее время достоверные причины данного заболевания ученым не известны.
Дислексия является одной из самых распространенных трудностей, которые выявляются при обучении, особенно явно это выражается в виде расстройства чтения.
В данной статье будет рассмотрено понятия дисграфии и дислексии, их причины и диагностику у младших школьников.
Ключевые слова: дисграфия, дислексия, младшие школьники, диагностика, письменный навык, чтение, обучение, коррекция.
Дисграфия выражается в нарушении осуществления письма, которое проявляется в повторении стойких ошибок. Данное действие можно объяснить определенным уровнем формирования высшей психической деятельности. Этот уровень является несформированным и оказывает влияние на осуществление процесса письма. Также данный фактор своим наличием создает определенные трудности при процессе овладевания письмом у детей.
Необходимо понимать, что подобное нарушение получило наибольшее распространение у детей, обладающих нормальным общим интеллектуальным уровнем. Выполнение задания, в том числе и диктантов, как правило, содержит достаточно большое количество ошибок, особенно грамматических. Ребенок не использует ни знаки препинания, ни заглавные буквы. При этом почерк достаточно далек от нормального уровня.
Увеличивая негативный опыт выполнения графических работ, дети в последующих заданиях, стремятся использовать при письме наиболее короткие фразы. При этом даже подобные действия детей не исключают появление ошибок в написанных словах. Осознание собственной неполноценности и наличия у себя определенных проблем переносится ребенком и на личностные качества. Такие состояния, оставленные без должного внимания, могут привести к депрессивным состояниям. Отмечены случаи, когда дети отказывались от посещения школы, а также от выполнения бытовых задач и письменных работ.
Достаточно часто дисграфия у детей сочетается с дислексией.
Под термином «дислексия» [1] принято понимать нарушение процесса чтения. Проявляется не постоянно, а избирательно. Стоит отметить, что дислексия имеет стойкое повторение в своих симптомах при достаточно успешном уровне освоения иных учебных навыков. В среде специалистов принято коррелировать причину возникновения этого заболевания с неврологическим расстройством, которое имеет генетическую природу.
Индивид, который подвержен дислексии, обычно затрудняется овладевать такими навыками, как чтение и письмо. Характерным показателем имеющегося нарушения является следующее: пропуск, как букв, так и начальных слогов, замена произносимых букв и искажение произносимых звуков, не большая скорость чтения. При помощи наблюдения и анализа удалось выяснить, что мальчики подвержены данному заболеванию в 4 раза чаще, чем сверстницы. Из общего числа школьников дислексия была выявлена у 8%. [2]
При наличии дислексии у ребенка наблюдается потеря возможности к четкому восприятию определенных звуков на слух, а также их последующее использование в собственной речи. Причем речь трансформируется как письменная, так и та, что формируется при чтении. Наиболее сложно различимыми являются фонетически парные звуки «Ж-Ш», «К-Г», «Т-Д», «П-Б»
С учетом возникающих трудностей, дети, у которых наблюдается данное заболевание, испытывают определенные трудности при написании изложений, а также при пересказе текста, хотя уровень технической стороны письма трансформации не подвергается. Меняется также и понимание слов при чтении текста.
Диагноз этого заболевания устанавливается или невропатологом, или специалистом психотерапевтом. Достаточно часто как дисграфия, так и дислексия сочетаются с общим недоразвитием речи. Самые первые и при этом явные признаки этих заболеваний проявляются в шести летнем возрасте. Наиболее ярко выражены отклонения у школьников 1-го и 2-го классов. Стоит отметить, что и дисграфия, и дислексия могут оказать определенное влияние на развитие ребенка, а также на его психическое состояние.
Так, с учетом специфических проявлений, учеными принято выделять следующие виды дисграфии:
1. Акустическая. Основным симптомом, является замена при письме букв, а также сходных по звучанию. У ребенка с подобными проявлениями частично нарушен процесс по распознаванию фонем, при этом необходимо отметить, что при осуществлении процесса звукопроизношения проблем не отмечается.
2. Артикуляционно-акустическая. Подобный вид дисграфии характеризуется принципом «как слышу, так и пишу». Иначе говоря – ребенок переносит при письменном изложении тот вид слов, который слышит при помощи собственной интерпретации. Имеются в наличии неправильно произносимые звуки, а также нарушено фонематическое восприятие. Решение проблемы кроется в необходимости постановки звуков у ребенка.
3.Форма, которая имеет нарушения в синтезе и анализе языка. При наличии подобного типа дисграфии имеются в наличии пропуски при написании слогов, а также букв. Встречается и перепутанные формы написания приставок, предлогов, а также сращение слов. При этом слова не дописываются до конца. Данная форма встречается на практике достаточно часто.
4. Аграмматическая. Подобная форма дисграфии характеризуется несогласованностью слов, неправильностью постановки окончаний. Текст в таких случаях пишется без логического согласования, причем и в предложениях, и в словосочетаниях. [3]
5. Оптическая. Данная форма характеризуется искажением или неверным написанием букв. В подобных случаях ребенок, подверженный такой форме заболевания, путает буквы при написании, добавляет лишние элементы или же путает буквы, написание которых, похоже.
Причиной подобных явлений часто становится недостаточная работа речевого, зрительного или же слухового анализатора у ребенка. Больной не может производить ни анализ, ни синтез воспроизводимой речи. Данные нарушения, чаще всего, происходят из-за того, что зоны головного мозга, которые отвечают за выполнение определенных функций, имеют недостаточное развитие.
Причины дислексии и дисграфии могут быть в следующем:[4]
— Неврологическое нарушение, возникающее из-за внутриутробной гипоксии, а также кислородного голодания, которое может случиться вследствие затяжных родов.
— Инфекционными болезнями, которые принесли тяжелые последствия, особенно если данное заболевание протекало в период раннего детства.
— Черепно-мозговыми травмами, которые произошли в детском возрасте.
— Социальный фактор. Он характеризуется педагогической запущенностью ребенка, которая своим следствием являет билингвизм, неправильной речью в окружении ребенка, а также недостаточным речевым общением с малышом.
Процесс освоения письменной речи коррелируется с формированием всех имеющихся сторон речевой функции. В связи с этим группа риска, подверженных дисграфии детей, в большинстве своем состоит из ребят с ЗПР, ОНР, а также выраженным фонематическим и звуковым недоразвитием. Именно это предопределяет особую важность проведения обследования у логопеда в период подготовки ребенка перед школой, а также позволяет вовремя скорректировать проблемы, которые будут выявлены.
В условиях развития современной науки определение дисграфии, а также дислексии является несложным действием. Обычно дети с подобным диагнозом:
— не дописывают определенные элементы букв.
— буквы пишут в зеркальном отражении.
— сходные по звучанию буквы изменяют.
— имеются в наличии большое количество ошибок.
— не пишут заглавные буквы.
— обладают нечетким почерком
— неразборчиво говорят.
— испытывают стойкую нелюбовь к урокам письма.
Первое, что требуется сделать логопеду при диагностике проблемы, это восполнить те пробелы, которые связаны с произношением звуков, а также фонематическим восприятием. Развитие грамматической стороны речи, а также расширение словарного запаса у ребенка также входят в круг первоочередных задач специалиста в сфере логопедии.
Коррекционные занятия по дисграфии включают в себя:
— Проведение работы по становлению правильной артикуляции, а также функции воспроизведения звука.
— Занятия по тренировке фонематического слуха.
— Проведение аналитической работы среди звуков и понимания состава слова.
— Тренировка приемов письма, которая включает в себя систематическое проведение таких видов работ, как диктант, поиск букв в тексте, игра в слова, а также запоминание верного написания предложенных слов.
— Проведение упражнений по развитию мелкой моторики, что своим следствием являет улучшение связей между полушариями.
Все занятия с логопедом формируются с учетом имеющихся психологических особенностей у ребенка. Такие особенности выражаются в речевом развитии. После анализа их наличия определяется тип имеющейся дисграфии. Важным этапом работы с ребенком является выработка у него положительного настроя. Именно психологическая составляющая стимулирует обучающегося к занятиям и получению определенного результата.
Имеющаяся у ребенка дисграфия может накладывать определенный отпечаток на процесс обучения. Именно в связи с этим родителям надо внимательно отслеживать все процессы, которые коррелируются с определенными этапами развития речи. При обнаружении малейших отклонений необходимо обращаться к специалисту логопеду для своевременной коррекции.
Коррекция дислексии может происходить различными способами.
Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).
На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками нужно проводить так, как рекомендует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.
Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.
Можно посоветовать упражнение «корректурная проба». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например, Р – Л, С – Ш и др. [5]
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.
Литература:
- Ахутина Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. – 1997. – № 3. – С. 38-42.
- Брагинская А. В. «Дисграфия и дислексия, как единая проблема»// Русский журнал медицины, 2016, №9.
- Парамонова Л.Г. «Нарушение речи и письма» // Журнал «Логопедия для всех», СПб, 2014
- Корнев А.И. Нарушение чтения и письма у детей. СПб, 1997.
- Хватцев М.Б. Логопедия. М, 1996.
- Juni Leys, article «Violation du Speech Device» // Journal of Logopedic Studies, France, 2017. – N 8, art. 29
[1] Брагинская А. В. «Дисграфия и дислексия, как единая проблема»// Русский журнал медицины, 2016, №9.
[2] Парамонова Л.Г. «Нарушение речи и письма» // Жунал «Логопедия для всех», СПб, 2014
[3] Хватцев М.Б. Логопедия. М, 1996.
[4] Juni Leys, article «Violation du Speech Device» // Journal of Logopedic Studies, France, 2017. – N 8, art. 2
[5] Ахутина Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. – 1997. – № 3. – С. 38-42.
Создание классной комнаты, благоприятной для дисграфии | Edutopia
Дисграфия — это различие в обучении на основе языка, которое влияет на способность учащегося писать письменную речь. В младших классах учащиеся с дисграфией могут испытывать трудности с последовательным формированием букв, интервалом между словами, пунктуацией и использованием заглавных букв. В более поздних классах у них могут быть проблемы с беглостью письма, плавающими полями и разборчивым письмом.
В классе учеников с дисграфией часто называют «неряшливыми», «ленивыми» или «не внимательными к деталям».Но студенты с дисграфией часто очень стараются, если не больше, чем другие, просто не отставать. Дисграфия — это невидимая инвалидность, которая часто сопровождается дислексией. Как и студенты с дислексией, студенты с дисграфией часто остро осознают, на что они не способны по сравнению со своими сверстниками.
Чтобы имитировать переживание дисграфии, попробуйте следующее: напишите абзац о лучшем путешествии, которое вы когда-либо совершали. Дайте себе две минуты на секундомер и напишите абзац не доминирующей рукой.
Каково это? Вы очень старались? Готовый продукт выглядит так, как будто вы сделали все возможное? Считаете ли вы, что работа демонстрирует ваш интеллект или дает вашей аудитории полное представление о том, что вы хотели выразить? Вы бы с гордостью повесили это на стене рядом с работами своих сверстников?
Дисграфию можно вылечить с помощью трудотерапии для укрепления мелкой моторики, поддержки письменного выражения и ускорения языковой обработки. Если учащийся борется с письмом, выходящим за рамки того, что приемлемо для его развития, он должен пройти обследование у эрготерапевта для исправления.Раннее вмешательство в орфографическую обработку, мелкую моторную координацию и письменное выражение может помочь облегчить трудности, с которыми сталкиваются студенты с дисграфией.
6 советов по созданию классной комнаты, благоприятной для дисграфии
В то время как специалисты предоставляют ключевые стратегии вмешательства для учащихся с дисграфией, учителя в классе общего профиля также должны играть важную роль в поддержке этих учащихся. У меня есть несколько идей относительно учебной программы, приспособлений и инструментов, которые могут помочь учителям в поддержке этих студентов.
1. Обучение скорописному письму: Курсивное письмо имеет меньше отправных точек, чем отдельные печатные буквы, что приводит к повышению скорости письма, более единообразному размеру букв и более аккуратному общему виду письма. Посмотрите бесплатный веб-семинар о важности обучения курсивному письму для учащихся и воспользуйтесь книгами по скорописному письму от Handwriting Without Tears, чтобы научить их писать уже в первом классе.
2. Научите печатать: Печатать на клавиатуре будет проще, чем писать, если учащиеся свободно владеют клавиатурой.Обучайте навыкам набора текста еще в детском саду и дайте возможность практиковаться в наборе текста в классе. Во многих школах и округах есть программы набора текста для поддержки начинающих навыков набора у своих учеников. Отличные онлайн-программы для набора текста включают Nessy Fingers Touch Typing (которая стоит денег), TypingClub и игры на Typing.com.
3. Обеспечьте доступ к инструментам преобразования речи в текст: Вспомогательные технологии могут помочь учащимся с дисграфией выполнять письменные задания в классе во всех классах.Есть несколько бесплатных и простых в использовании инструментов для преобразования речи в текст. Учащиеся могут использовать Google Voice Typing Tool, Dragon Dictation или функции Apple Speak Screen.
4. Используйте миллиметровую бумагу для математических заданий и тестов: Миллиметровая бумага помогает учащимся с дисграфией оставаться в строю, что становится все более важным в старших классах, когда они сталкиваются с более сложными математическими задачами. Сократите количество непреднамеренных ошибок, предоставив миллиметровую бумагу для тестов учащихся или в качестве фона для домашних заданий.Воспользуйтесь бесплатными печатными математическими сетками на сайте Do2Learn.
5. Разрешить приспособления для ведения заметок: Копирование заметок с доски может быть особой проблемой для учащихся с дисграфией. Разрешите студентам делать снимки конспектов лекций, чтобы просмотреть их позже. Учащиеся могут использовать бесплатное оптическое устройство чтения символов (OCR), такое как Prizmo Go (для iOS) или Google Keep (для Android), чтобы автоматически читать текст с фотографий и просматривать эти заметки.
6. Будьте осторожны с вывешиванием письменных работ учащихся: Учащимся с дисграфией трудно писать в классе.На выполнение письменных заданий может уйти в два или три раза больше времени, и часто они будут выглядеть небрежно, даже если учащийся попытался выполнить свою лучшую работу. При демонстрации работ учеников подумайте о том, чтобы подождать, чтобы повесить задания, пока все не закончат, чтобы ученики с дисграфией не стыдились того, что работы других выставляются на всеобщее обозрение, пока их работа еще выполняется. Другой вариант — повесить печатную работу, чтобы студенты с дисграфией могли гордиться готовым продуктом, который висит рядом с работами их сверстников.
Это лишь несколько вещей, которые могут помочь ученику с дисграфией в классе. Но в основном важно творчески подходить к выбору условий проживания и сообщать учащимся об их индивидуальных потребностях.
Когда учащиеся чувствуют, что их понимают и поддерживают в классе, положительное социально-эмоциональное воздействие оказывает волновое воздействие на весь их школьный опыт. Узнайте больше о том, что такое дисграфия и как ее поддержать, на Understand.org.
.
Как я учу детей письму с помощью дисграфии
Обучение почерку детей с дисграфией включает в себя модификацию, исправление, и приспособления. Вот как я учу своих детей с дисграфическим почерком.
Я должен был знать, что что-то не так, когда мой 6-летний ребенок неделями пытался вычеркнуть 3 буквы, составляющие его имя. Но, как и в случае со многими первенцами, мне не с кем было сравнивать других братьев и сестер, и я действительно не знала, чего ожидать.Я подтолкнул и подтолкнул его писать. Я даже не знала, что дисграфия существует.
Никогда не слышали о дисграфии? Люди с дисграфией по разным причинам не могут обрабатывать то, что видит глаз или слышит ухо, и передавать эту информацию в буквы и слова.
Дисграфия влияет не только на почерк.
Дисграфия также поражает:
- рисунок (и раскраска в младшие годы)
- грамматика и пунктуация
- написание
- состав
На эту борьбу влияет множество дефицитов навыков, включая:
- Слабая моторика
- с плохой мелкой моторикой и
- визуально-пространственные слабости
Прочтите этот пост, чтобы узнать больше о признаках дисграфии.
Как я учу детей письму с дисграфией
Прошло много лет с тех пор, как этого 6-летнего мальчика заставили написать свое трехбуквенное имя, и мне нравится думать, что я кое-что узнал. Я обнаружил, что лучший способ научить детей с дисграфией писать — это начинать с модификаций.
Начать с модификациями
Модификации по сути таковы. Я изменяю то, как много и что пишут мои дети. В традиционной школе предполагается, что дети 5-6 лет много пишут в течение дня.Почерк — часть большинства занятий. Это помогает учителю следить за выполнением заданий и успеваемостью.
В домашнем обучении в этом нет необходимости.
Итак, в первые годы я ограничивал рукописный ввод главным образом во время обучения письму. За это время я начинаю с солонки. Создайте мультисенсорную поверхность для письма, насыпав на неглубокую сковороду пару сантиметров соли. Когда я просматриваю фонограммы моих ранних учеников (звуки букв), я прошу их нарисовать как можно больше букв, не отвлекаясь, в соль.Ошибки легко устранить, а мультисенсорный компонент помогает улучшить память.
Когда здесь достигается определенный уровень мастерства, я перехожу к небольшой доске для сухого стирания, желательно без линий. Этот с линиями с одной стороны и пустым с другой. Приобретите карандаши для сухого стирания со слабым запахом веселых цветов и попросите ребенка написать здесь свои буквы на некоторое время. Сначала, во время обзора, я выкрикивал звук, и мой ребенок писал соответствующее письмо. Примечание: я просматриваю звуки букв в течение looooooong времени, чтобы мои дети с дислексией узнали их автоматически.
Это показывает улучшение моего 8-летнего сына за несколько месяцев.
Далее мы переходим к сборнику сочинений и жирным карандашам. Во время написания я диктую ребенку от 5 до 10 слов или фраз, которые он должен написать в книге. Пусть ваш ребенок сам выберет, какой размер букв наиболее удобен для его руки. Не все дети с дисграфией предпочитают писать большими буквами.На этом этапе почерк моих детей все еще часто полон перевернутых букв, а иногда и прописных и строчных букв. Моя цель на данный момент — укрепить их руки, а не перегружать их почерком.
Курсивный курс
Когда я чувствую, что моему ребенку достаточно удобно записывать свои орфографические слова в тетрадь сочинения, я перехожу к обучению курсивом. Лучшая программа, которую я видел по этому поводу, — от Logic of English и называется «Ритм почерка».
Эта программа очень мультисенсорная, начиная с типов штрихов, составляющих каждую букву. Во время письма произносятся словесные сигналы, для которых используется удар.
Прочтите этот пост, чтобы узнать больше о том, как и почему я учу курсиву своих детей с дисграфией.
Средство от дисграфии
Я знаю, что некоторые из вас стенали, читая о модификациях, которые я делаю для своих детей с дисграфией. Чтобы вы не опасались, что наши инструкции слишком легкие, все время, пока мы обучаем начальным этапам написания почерка, мы также уделяем внимание исправлению ошибок.Исправление — это укрепление основы, на которой основан любой набор навыков. При дислексии это обучение и повторение с помощью программы чтения на основе Ортона-Гиллингема.
При дисграфии это включает улучшение:
- Двигательные навыки: большие или большие мышцы и мелкая моторика
- Навыки обработки моторики
- и повышение визуально-пространственной осведомленности
Лечение — это основная цель помощи детям с дисграфией от детского сада до средней школы.Поскольку на дисграфию могут влиять моторные навыки, зрительно-пространственные навыки и скорость обработки информации, существует множество методов лечения дисграфии. Если вы ищете способы вылечить дисграфию вашего ребенка, я настоятельно рекомендую пройти мой курс для родителей: обучение детей с дисграфией письму.
В этом классе подробно рассматривается:
- что такое дисграфия,
- как это влияет на обучение,
- как изменить инструкцию для детей с дисграфией
- как вылечить дисграфию, в том числе:
- способов улучшения зрительного восприятия,
- способов укрепить общую моторику и навыки моторного планирования
- как укрепить мелкую моторику
- , как укрепить рабочую память, и
- как научить детей организовывать свое письмо
- как реализовать лучшие приспособления для детей с дисграфией
- обширный список ресурсов для обучения детей с дисграфией
Размещение для дисграфии
Последний этап моего обучения письму включает в себя внесение соответствующих приспособлений в процесс обучения моих детей.
Приспособления — это инструменты или процедуры, которые позволяют детям выполнять задания на уровне их класса с учетом их интеллектуальных способностей.
Для дисграфии это может быть:
- диктовка письменной работы писцу (родителю или брату или сестре)
- с использованием некоторой формы программы преобразования речи в текст
- позволяет набирать школьные работы
- , если в классе, разрешить ученику иметь назначенного делопроизводителя
- позволяет студенту выбирать курсив или печатать
- Использование миллиметровой бумаги для организации письменной работы
- , позволяющий использовать средства проверки орфографии
Удобства — большая часть помощи детям в самостоятельном обучении.По мере того, как мои дети становятся все более и более беглыми в чтении и письме, я перевожу их во все необходимые приспособления, чтобы они могли продолжать учебу и поддерживать уровень независимости в соответствии с их возрастом и уровнем зрелости.
Что нужно знать о дисграфии
Дисграфия не отражает недостатка интеллекта. Как и дислексия, дисграфия не переросла и различается по степени тяжести. Каждый ребенок уникален, и у каждого ребенка будут разные модификации, исправления и приспособления.Вы лучше всех знаете своего ребенка. Цель вашего обучения — убедиться, что ваши дети являются компетентными писателями и могут хорошо выражать свои мысли.
Как насчет вас? Как вы учили своих детей с дисграфией?
Оставайтесь на связи!
Связанные
.
Дисграфия — это нарушение обучаемости, которое влияет на письмо, которое требует сложного набора двигательных навыков и навыков обработки информации. Дисграфия затрудняет процесс письма. Это может привести к проблемам с орфографией, плохому почерку и изложению мыслей на бумаге. Люди с дисграфией могут иметь проблемы с расположением букв, цифр и слов в строке или на странице. Частично это может быть результатом:
Как и все нарушения обучаемости (LD), дисграфия — это проблема на всю жизнь, хотя то, как она проявляется, может со временем измениться.Учащемуся с этим расстройством могут быть полезны определенные приспособления в учебной среде. Также может помочь дополнительная практика, изучающая навыки, необходимые для писательского мастерства. Каковы тревожные признаки дисграфии?Плохой почерк не означает, что у человека дисграфия. Поскольку дисграфия — это нарушение восприятия, трудности могут меняться в течение всей жизни. Однако, поскольку письмо — это процесс развития — дети осваивают двигательные навыки, необходимые для письма, одновременно развивая навыки мышления, необходимые для общения на бумаге, — трудности также могут перекрываться. Ранние писатели
У молодых студентов
У подростков и взрослых
Какие стратегии могут помочь?Есть много способов помочь человеку с дисграфией добиться успеха.Обычно стратегии делятся на три основные категории:
Каждый тип стратегии следует учитывать при планировании обучения и поддержки. Человеку с дисграфией будет полезна помощь как специалистов, так и самых близких людей.Поиск наиболее полезного типа поддержки — это процесс опробования различных идей и открытого обмена мнениями о том, что работает лучше всего. Хотя по закону учителя и работодатели обязаны делать «разумные приспособления» для лиц с ограниченными возможностями обучения, они могут не знать, как помочь. Поговорите с ними о дисграфии и объясните проблемы, с которыми сталкивается эта неспособность к обучению. Вот примеры того, как научить людей с дисграфией преодолевать некоторые трудности с письменным выражением слов. Ранние писателиБудьте терпеливы и позитивны, поощряйте практику и хвалите усилия. Чтобы стать хорошим писателем, нужно время и практика.
Юные студентыПоощряйте практику с помощью возможности писать без стресса. Это может включать написание писем или дневник, составление списков домашнего хозяйства или отслеживание спортивных команд.
Подростки и взрослыеМногие из этих советов подходят для всех возрастных групп. Никогда не бывает слишком рано или поздно закрепить навыки, необходимые для хорошего писателя.
Как приступить к написанию заданий
1. Напишите черновикЭтот первый черновик должен быть сосредоточен на изложении ваших идей на бумаге — не беспокойтесь об орфографических или грамматических ошибках. Использование компьютера полезно, потому что позже будет легче редактировать. 2.Отредактируйте свою работу
3. Исправьте свою работу, выполнив окончательный проект
Эта статья стала возможной благодаря гранту Фонда защиты детей Американского легиона. |
.
Вспомогательные технологии для письма, когда у вашего ребенка дисграфия
Вспомогательные технологии для письма, когда у вашего ребенка дисграфия
Детям с дисграфией часто трудно передать свои знания с помощью почерка. Часто они обладают очень сложным и всесторонним пониманием предмета, но они просто не могут выразить это почерком. Использование вспомогательных технологий для письма может помочь этим учащимся продемонстрировать свои знания эффективным и проактивным способом.
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ПИСЬМА
Отказ от ответственности: этот пост содержит партнерские ссылки
Помимо приспособлений для дисграфии, существует большое разнообразие вспомогательных технологий для письма. Эти технологические ресурсы могут быть огромной пользой для детей школьного возраста, но также и для взрослых, которым трудно писать. Как автор, я часто слышал, что взрослые используют эти инструменты, чтобы помочь им продуктивно писать в сжатые сроки, восстанавливаясь после травм и т. Д.Эти инструменты действительно могут помочь, и постоянно появляются новые. Вот список инструментов, которые помогут вам начать работу, и если у вас есть предложения по поводу чего-то, что я пропустил, дайте мне знать в комментариях.
Для детей младшего возраста рассмотрите программы, которые помогут им научиться правильно писать буквы. Одна из проблем, с которыми сталкиваются многие студенты с дисграфией, — это начало букв с правильного
.