Принципы в педагогике это: 41. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ. Шпаргалка по общим основам педагогики

Содержание

41. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ. Шпаргалка по общим основам педагогики

Под принципом понимают основные исходные положения какой-либо теории или науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.

Педагогический принцип – это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей.

Рассмотрим педагогические принципы формирования воспитательных отношений.

1. Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. Существуют правила существования принципа при-родосообразности:

– педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

– необходимо знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности учащихся, также опираться на них при организации воспитательных отношений;

– необходимо направлять воспитательный процесс на развитие самовоспитания, самообразования учащихся.

2. Принцип гуманизации. Данный принцип можно рассматривать как принцип социальной защиты растущего человека, как педагогический процесс, который строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

3. Принцип целостности. По-другому данный принцип можно назвать принципом упорядоченности. Он означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.

4. Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания.

5. Принцип культуросообразности заключается в максимальном использовании в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение.

6. Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащихся. Данный принцип направлен на организацию компонентов педагогического процесса, на установление взаимосвязей между сферами жизни учащихся.

7. Принцип профессиональной целесообразности. Данный принцип обеспечивает подбор содержания, методов, форм педагогического процесса, который направлен на подготовку специалистов с учетом выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

8. Принцип политехнизма. Направлен данный принцип на подготовку специалистов широкого профиля на основе изучения научной основы, общей для различных наук, технологий производства, что позволяет учащимся переносить полученные знания из одной области на другую. Вышеизложенные принципы обучения отражают зависимость закономерностей учебного процесса от его целей, которые ставятся в обучении. Иначе говоря, это закономерности, знания, законы, сущность, содержание, структура, что выражается в форме, которые обеспечивают возможность использовать их определенных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматривают как рекомендации, которые должны направлять педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, а также как способ достижения педагогических целей с учетом всех закономерностей учебного процесса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Основные принципы педагогики — организация педагогического процесса

Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Педагогический принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Кроме того, принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории. С принципами педагогического процесса тесно связаны педагогические правила. Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер отдельных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа. Правило не обладает силой всеобщности и обязательности. Оно используется в зависимости от складывающейся конкретной педагогической ситуации. Следование педагогическим принципам помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

Среди общепедагогических принципов принято выделять:

• Принцип природосообразности – один из старейших педагогических принципов, предполагающий обязательный учет половозрастных особенностей учащихся, определяющих их возможности, уровень развития личностных качеств; опора на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста.

Правила осуществления принципа природосообразности:

— педагогический процесс необходимо строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; — знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираясь на них при организации воспитательных отношений;

— направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

• Принцип гуманизацииможет быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся с педагогами и между собой, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважения к нему.

• Принцип целостности, упорядоченностиозначает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.

• Принцип демократизацииозначает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.

• Принцип культуросообразностипредполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды (нации, страны, региона), в которой находится конкретное учебное заведение.

• Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности.

• Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, форм и средств подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

• Принцип политехнизма направлен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знаний и умения из одной области в другую.

Принципы организации педагогического процесса:

• Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – ведущий принцип. Его реализация требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.

• Связь педагогического процесса с жизнью и практикой. Практика – источник познавательной деятельности, единственный объективно правильный критерий истины и область приложения результатов познания и других видов деятельности.

• Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально-ценных личностно-деловых качеств.

• Принцип научности. Приведение содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.

• Ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знании и умений, сознания и поведения. Так как сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности.

• Принцип обучения и воспитания в коллективе. Этот принцип предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

• Принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

• Принцип наглядности (Я.А. Коменский). Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.

• Принцип эстетизации жизни, прежде всего обучения и воспитания. Этот принцип направлен на развитие высокого художественно-эстетического вкуса, на то, чтобы дать учащимся возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

Педагогические принципы

Принципы — основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

Рассмотрим педагогические принципы формирования воспитательных отношений.

Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов. Правила осуществления принципа:

  • педагогический процесс строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
  • знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений;
  • направлять, педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

Принцип целостности, упорядоченности означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.

Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.

Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона).

Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечить взаимную компенсацию, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности.

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

Принцип политехнизма направлен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую.

Методическая разработка ( группа) на тему: Педагогические принципы воспитания и обучения.

Методическая статья: Педагогические принципы воспитания и обучения.

Закономерности и принципы воспитания.

Принципы воспитания.

Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

Выделяют следующие основные принципы (Пидкасистый П.И., 1996):

  1. ориентация на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога;
  2. принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я » в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе… будет другим… Ты этого хочешь? Это будет правильно?»;
  3. принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этому принципу соответствует: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «Нельзя» -«нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя» — эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Союз трех принципов воспитания придает гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.                

Закономерности воспитания

Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Можно выделить следующие закономерности воспитания (Пидкасистый П.И., 1996):

  1. воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие — через физические упражнения; нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное — через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач;
  2. содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;
  3. соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;
  4. только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;
  5. организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.

Ситуация успеха — это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.

Закономерности и принципы обучения.

Закономерности и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества. Определение закономерностей обучения во многом зависит от уровня развития гуманитарных и антропологических наук. Закономерность обучения – это система общих, существенных, объективных, необходимых и устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, а также компонентами процесса обучения, которые характеризуют их функционирование и развитие. Выделяют внутренние и внешние закономерности.

 Внутренние закономерности – это: подчинение результата обучение активности ученика и способом управления обучением, зависимость обучения от способа нахождения противоречия между познавательными (практичными) задачами и уровнем необходимых для их решения умений, знаний и навыков учащихся, их умственного развития.

Внешние  закономерности – это: развивающий и воспитывающий характер обучения, социальная обусловленность методов, целей и содержания обучения, зависимость полученных результатов обучения от особенностей контакта обучающего с элементами окружающего мира, осуществлении обучения в общении и на основе вебрально-деятельного подхода. к внешним закономерностям относится зависимость процесса обучения от общественных условий и процессов (уровня культуры, политической и экономической ситуации и т.д.). Под внутренними закономерностями подразумеваются связи между компонентами процесса обучения, например, между учеником, учителем и учебным материалом, между содержанием образования, целями, средствами, методами и формами обучения. Все эти закономерности можно считать точно установленными, так как они множество раз проверялись, подтверждались и объяснялись. Так как на процесс обучения всегда оказывают воздействия экономические, социальные, культурологические и др. явления, то по ходу дальнейшего развития гуманитарных наук будут устанавливаться новые закономерности процесса обучения.

Закономерности и принципы обучения тесно взаимосвязаны друг с другом. А все по той причину, что на основе закономерностей как раз таки и происходит формирование принципов. Под принципами понимаются общие положения, которые определяют требования к организации, содержанию, управлению и осуществлению процесса обучения. В педагогической науке в настоящее время сформулированы принципы культуро- и природосообразности, проблемности, оптимальности, системности, последовательности, доступности в воспитании и обучении и многие другие. Понимание принципов обучения дает возможность организовывать обучение в зависимости от его закономерностей, а также обоснованной определять цель, выбирать адекватные формы и методы обучения.

Принципы обучения можно разделить на общедидактические  и методические.

Общедидактические принципы обучения включают в себя принципы сознательности, доступности, посильности, прочности, наглядности, активности, воспитывающего обучения, индивидуализации.

  Методические принципы обучения – это принцип учета родного языка, принцип коммуникативной направленности и принцип интеграции и дифференциации.

Таким образом, закономерности и принципы обучения находятся в непосредственной связи друг с другом. Сначала возникают закономерности, а уже потом, ввиду их развития возникают принципы, развитие которых во многом связано также с разработкой новых концепций обучения и теорий.

Подборка педагогических статей по теме: Принципы как педагогическая категория.

  1. http://lingualguide.narod.ru/pedagogika.htm     М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко Педагогика Пособие для сдачи экзамена 2-е издание, переработанное и дополненное МОСКВА ■ ЮРАЙТ ■ 2005  Тема 6. ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
    ОБУЧЕНИЯ

            Понятие закона, закономерности и принципа обучения

            Обзор основных законов и закономерностей обучения

            Принципы и правила обучения

            6-4. Взаимосвязь принципов обучения.

2. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/11.html  АЙСМОНТАС БРОНЮС БРОНЕВИЧ

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Педагогическая психология — одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения психологов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по психологии обучения и в прикладной деятельности практического психолога.

Цель курса:
          — помочь студентам в освоении аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации.

3. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00004491_0.html    Руденко М.С.  Реферат по педагогическому мастерству. Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-471827.html?page=21  Под ред. П. И. Пидкасистого. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.  Научная картина воспитательного процесса предполагает описание закономерностей, управляющих ходом воспитания ребенка. Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.        

5. http://fb.ru/article/4333/zakonomernosti-i-printsipyi-obucheniya  Н.А.Карпова Закономерности и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества.

6. http://www.pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-54.shtml Сивашинская Е.Ф. Современный уровень развития педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе и принципов обучения. … Принципы обучения имеют исторический характер.

7. http://www.pedlib.ru/Books/4/0329/4_0329-90.shtml  Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой.

8. http://lingualguide.narod.ru/pedagogika.htm М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко.

Пособие для сдачи экзамена. Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Педагогика».

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/11.php  Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие.  Педагогика, писал А. С. Макаренко, самая диалектическая наука. Подтверждением тому является ярко выраженная противоречивость педагогического  процесса,  что является отражением диалектического закона единства и борьбы противоположностей.

10.http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D0%BD.2_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C=13  Платонова Н.М., Капланская Е.И., Плыгунова В.Н. и др.

 Специфика проявления законов диалектики в педагогике • Законы и закономерности педагогического процесса • Понятие о принципах педагогического процесса • Принципы организации педагогического процесса • Принципы управления деятельностью воспитанников.

11. http://www.prepodi.ru/news/1173-novosti?showall=1 Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность. … На базе закономерностей формируются принципы воспитания.

12. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00125815_0.html Рубрика: Педагогика. Тип: Реферат. Добавлен: 03.12.2009. Понятие закона и закономерности, необходимость изучения законов в дидактике. Виды закономерностей и законов в обучении, их специфика для дидактической науки.

13. http://tgspa.ru/info/study/pedagog/uch_rab/uch_posobie/to4.htm  Закономерности и принципы процесса обучения. Дидактические закономерности, внешние и внутренние. … Дидактические закономерности – это устойчивые связи между условиями и результатами обучения.

14. http://www.prepodi.ru/news/1173-novosti?showall=1 Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность. … На базе закономерностей формируются принципы воспитания.

Место принципов в педагогическом процессе — Студопедия

Педагогические принципы — это основные идеи, следование кото­рым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.

Принципы — понятие из области философии: В педагогике оно стало обозначать достаточно широкий круг явлений, в резуль­тате возникло множество различных определений:

принципы — основные исходные положения какой-либо тео­рии, учения, науки в целом;

принципы — убеждения, взгляды на вещи, отношения, явле­ния, факты;

принципы — первоначально руководящие идеи, основные правила поведения;

принципы — логическое начало какой-либо системы деятель­ности;

принципы — это основные требования, предъявляемые к чему-либо.

Существует также определение принципов как педагогичес­ких закономерностей, реализация которых происходит естествен­ным путем, а нарушение ведет к распаду деятельности, педагоги­ческого процесса. Анализ определений позволяет выделить их бли­жайшую родовую принадлежность: исходное положение, убежде­ние, руководящая идея, логическое начало, нормативная основа, средство, требование и т. д., а обобщение определений приводит нас к выводу, что педагогические принципы являются норматив­ными, а следовательно, имеют практическое, прикладное значе­ние.

Функции педагогических принципов разнообразны. Во-первых, посредст­вом их более подробно и содержательно раскрываются цели, которые, как правило, выражаются в сжатой, лаконичной форме. Принципы характеризу­ют цели с разных сторон.



Во-вторых, принципы используются для построения педагогического про­цесса, т. е. отбора его содержания, методов, средств, форм и связи между ними. Поэтому линейная схема педагогического процесса усложняется (см. таблицу 8). Педагогические принципы приравниваются по значимости к пе­дагогическим целям, они едины по своей природе. Вместе с тем принципы связывают цель и средства ее достижения, которым являются содержание, методы, средства и формы.

В-третьих, принципы используются как критерии эффективности проте­кающих воспитательных отношений, обеспечивающих развитие их участни­ков. Мы можем предположить эту эффективность по тому, как соблюдаются рекомендованные принципы, т. е. идеи.

В-четвертых, они используются как закономерности развития самого пе­дагогического процесса. В этом случае они требуют соблюдения определен­ных правил его построения. Об этом чуть ниже.


Педагогические принципы, как и цели, неоднородны. В них входят прин­ципы самих учащихся и принципы, которые соблюдает педагог.

Принципы учащихся — это зачаточные формы их убеждений, взглядов, ценностных ориентации, установок. У каждого человека в подростковом и юношеском возрасте есть свои требования к себе, друзьям, педагогам, учили­щу, своей учебной работе. И хотя эти требования не имеют профессиональ­ной четкости, они существенно влияют на поведение учащихся, их учебную деятельность.

Принципы педагогов, в свою очередь, состоят из научно обоснованных педагогических принципов и тех, которые каждый из педагогов имеет инди­видуально. Они нередко не совпадают и даже приходят в противоречия. Так, педагог может не любить свою работу и реализовывать свой принцип фор­мального отношения к ней. И в то же время, будучи формально аккуратным человеком, работающим «по инструкции», он будет скрупулезно осуществлять предписанные педагогикой принципы.

Таким образом, в педагогическом процессе возникает сложная система принципов, взаимодействующих между собой, иногда противоречащих друг другу и даже взаимоисключающих. Не зря в учебном процессе школ и ПТУ наблюдается возникновение двух противоборствующих систем: учащихся и педагогов. У учащихся ПТУ, например, нередко действует принцип недове­рия педагогу, в то время как у педагогов есть принцип изначальной вины учащихся.

К сожалению, взаимосвязь и взаимозависимость принципов в педагоги­ческом процессе не изучены. Педагог на практике остается один на один с этой сложной проблемой, ему пока предлагается самому ее решать. Поэтому мы далее будем характеризовать только группы научно обоснованных педа­гогических принципов, наиболее универсальных.

Классификация педагогических принципов основана на выделении важ­нейших факторов, определяющих эффективность воспитательных отношений. К таким факторам относятся: воспитанник, педагогический процесс, созда­ваемый для его развития, и связь педагогического процесса со средой. Услов­но это можно представить на рис. 4.

К первой группе относятся принципы, вытекающие из особенностей че­ловека как главного объекта педагогики. Воспитанник определяет, каким для него может и должно быть воспитание, образование, обучение, чтобы разви­валось самовоспитание, самообразование, самообучение. Таких принципов два.

Рис. 4. Факторы эффективности воспитательных отношений

Принцип прнродосообразности — один из старейших педагогических принципов.

Впервые принцип был сформулирован римским ученым, жив­шим в первом столетии нашего века. Он требовал изучать душу ученика, определять и учитывать его реальные силы. Наиболее чет­ко этот принцип был сформулирован много позже чешским педаго­гом Я. А. Коменским в середине XVII века. В его трудах обосновы­валось требование выбирать естественный путь развития человека. И. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ, на рубеже XVIII— XIX веков тоже особое внимание уделил разработке этого принци­па, полагая вести образование детей непременно сообразно психи­ческим законам их развития. Практически нет ни одного педагога, так или иначе не внесшего своего вклада в развитие этого принци­па. Из русских педагогов следует выделить К. Д; Ушинского, сто­ронника антропологического направления в педагогике.

За годы советской власти самый значительный вклад в разра­ботку принципа природосообразности сделал Л. С. Выгодский. Ха­рактеризуя связь обучения с физиопсихическим развитием челове­ка, он ввел понятие «зона ближайшего развития». Эта зона опреде­ляется содержанием тех задач, которые учащийся еще не может самостоятельно решать и решает с помощью взрослого. То, что сна­чала делается под руководством педагога или родителей, потом подросток делает сам. Отсюда возникла идея о возможностях вос­питанника, о развитии тех процессов, которые еще только начина­ют складываться.

В годы советской власти этот принцип менялся несколько раз. Официальная педагогика сначала заменила принцип природосообраз­ности на более узкий — принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Но в 70-е годы, обнаружив его ограничен­ность, заменила на другой, чуть шире трактующий подход к воспитан­нику, — принцип индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 90-х годов происходит возрождение более глубокого и бога­того по содержанию принципа природосообразности.

Суть данного принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном лю­бых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учаще­гося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа учаще­гося, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом становятся главными и определяющими факторами воспитательных отношений. Этот принцип требует, чтобы любые вос­питательные отношения, где бы они ни создавались (на уроке, во время культ­похода, беседы), строились по определенным правилам.

Правила осуществления принципа природосообразности:

1. Организовывать педпроцесс поддерживающим и укрепляющим здоро­вье учащихся, способствующим созданию здорового образа жизни.

2. Направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, само­образования, самообучения учащихся.

3. Педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строить доступно, согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

4. Знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащих­ся, опираться на них при организации воспитательных отношений.

5. В процессе осуществления воспитательных отношений следовать логи­ке от простого — к сложному, от незнания — к знанию, от понятного— к непонятному.

Согласно этому принципу воспитательные отношения в педагогическом процессе следует строить всегда доступными для учащихся, наглядными, раз­вивающими их. Например, объяснять устройство станка учащимся первого года обучения при отсутствии самого станка, его рисунка, схем и чертежей практически бесполезно. Эти учащиеся не имеют знаний о станках, опыта работы на них, следовательно, не имеют «точки отсчета» в познании нового. Применение наглядности в данной ситуации и будет реализацией принципа природосообразности в обучении. Наглядность поможет установить воспита­тельные отношения учащегося и мастера, в результате которых произойдет наиболее полная передача информации и прием ее первокурсником.

Принцип природосообразности может рассматриваться и как экологичес­кая защита человека от возможного разрушительного влияния педагогичес­кого процесса, его насильственного давления.

Принцип гуманизации воспитательных отношений и педагогического процесса может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека. Это тоже один из старейших педагогических принципов, возрож­денный в отечественной педагогике лишь в конце 80-х годов.

Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценнос­тей над технократическими, производственными, экономическими, админи­стративными.

Правила осуществления принципа гуманизации:

1. Создавать посредством педагогических технологий условия для успеш­ного овладения содержанием образования как можно большему количеству учащихся с учетомих индивидуальных способностей и возможностей.

2. Педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строить на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

3. Знать положительные качества воспитанника и в ходе педагогического процесса опираться на них.

4. Постоянно осуществлять гуманистическое просвещение учащихся и достаточное их гуманитарное образование.

5. Обеспечивать привлекательность и эстетичность педагогического про­цесса и комфортность воспитательных отношений его участников.

Полная реализация принципа гуманизации ведет к облагораживанию лю­бого педагогического процесса и поведения его участников, к интеллектуали­зации их взаимоотношений, к правовой защите их от неблагоприятных воз­действий среды, а также во взаимоотношениях друг с другом. Руководствуясь этим принципом, можно добиться разумных связей как рационального (фор­мально-логического) и иррационального (эмоционального и интуитивного) в педагогическом процессе и воспитательных отношениях, так и объективных и субъективных факторов их организации. Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоя­тельности, установление искренних и доброжелательных воспитательных от­ношений в профтехучилищах.

Вторая группа принципов — это наиболее общие требования непосред­ственно к самому педагогическому процессу. Таких основных принципов тоже два. К ним относятся принципы целостности и демократичности.

Принцип целостности педагогического процесса означает достижение единства и хотя бы относительной завершенности всех входящих в него ком­понентов и факторов, т. е. условий, обеспечивающих его эффективность.

Правила осуществления принципа целостности:

1. Устанавливать непротиворечивые связи и зависимости всех компонен­тов педагогического процесса и условий, обеспечивающих эффективностьихиспользования в целях развития учащихся.

2. Педагогический процесс и воспитательные отношения подчинять ко­нечной цели развития каждого воспитанника.

3. Полнее реализовывать данные физиологии, психологии и социологии при построении и осуществлении педпроцесса.

4. Создавая педагогический процесс, соизмерять реальные возможности педагогической практики по использованию теории и передового опыта.

Реализация принципа целостности способствует упорядочению педагоги­ческого процесса, а следующий принцип — демократизации — помогает обо­гатить его содержание.

Принцип демократизации появился еще в ранней буржуазной педагоги­ке. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического про­цесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопреде­ления.

Правила осуществления принципа демократизации:

1. Создавать индивидуально-ориентированный педагогический процесс.

2. Организовывать педпроцесс с учетом национальных особенностей обу­чающихся.

3. Создавать открытый для общественного контроля и влияния педагоги­ческий процесс.

4. Создавать нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующие защите их от неблагоприятных воздействий сре­ды и друг на друга.

5. Вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение.

6. Обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся.

Реализация принципа демократизации способствует расширению возмож­ностей педагогов и родителей оказывать влияние на содержание и методы воспитания, образования и обучения учащихся. Особенно это важно на ста­дии профессиональной подготовки молодежи. Благодаря этому принципу пе­дагоги могут автономно строить свои методические системы, поддерживать гражданские права участников педпроцесса.

Третья группа принципов — наиболее общие требования к тому, каки­ми должны быть отношения педагогического процесса со средой. Сюда отне­сены принципы культуросообразности, единства и непротиворечивости дей­ствий учебного заведения и образа жизни учащегося,

Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой пе­дагогике XIX века. Он предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учеб­ное заведение (культуры нации, общества, страны, региона).

Правила осуществления принципа культуросообразности:

1. Понимать педагогический процесс как составную часть культуры обще­ства и семьи, как культурно-историческую ценность, заключающую в себе прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающую их будущее.

2. Максимально использовать семейную и региональную, конфессиональ­ную, народную материальную и духовную культуру.

3. Обеспечивать единство национального, интернационального, межнаци­онального и интерсоциального начал в воспитании и образовании.

4. Формировать творческие способности и установки у учащихся на по­требление, сохранение и создание новых культурных ценностей.

Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагоги­ческого процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в дейст­виях всех сфер жизнедеятельности учащегося.

Правила осуществления принципа единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося:

1. Установить прочные связи и отношения между всеми сферами жизне­деятельности учащихся.

2. Наладить взаимное информирование и просвещение всех сфер жизне­деятельности учащихся в целях выявления педагогического потенциала каж­дой из них, особенно семьи.

3. Обеспечить взаимную компенсацию, взаимопомощь, взаимодополне­ние действий всех сфер жизнедеятельности учащихся в направлении интег­рирования усилий по их воспитанию и образованию.

Полная реализация данного принципа должна привести к зарождению взаимной ответственности всех причастных к образованию учащихся струк­тур за результаты их профессиональной подготовки. Наступающий рынок усиливает эту ответственность.

Данные педагогические принципы являются наиболее общими, реализа­ция их способствует достижению цели развития растущего человека, о чем свидетельствует многовековая практика и мировой опыт всех ступеней и ви­дов образования. Но каждый вид образования при этом сохраняет свою спе­цифичность. Этому во многом способствует дополнительная, четвертая груп­па принципов.

Четвертая группа специфических принципов организации педагоги­ческого процесса по подготовке рабочих включает принципы его профессио­нальной целесообразности и политехнизма.

Принцип профессиональной целесообразности является требовани­ем, выполнение которого способствует достижению целей профтехобразования по подготовке рабочих определенной специальности. Этот принцип позволяет варьировать содержание •подготовки, ее направленность, методы и формы.

Правила осуществления принципа профессиональной целесообразности:

1. Осуществлять отбор содержания, методов, средств и форм подготовки рабочих с учетом особенностей выбранной специальности и в помощь овла­дения ею.

2. Формировать профессионально важные качества учащихся, облегчаю­щие освоение профессии и выполнение профессиональных функций.

3. Расширять сферу знаний о профессиональной деятельности и направ­лять подготовку профессионально и социально мобильных рабочих.

4. Использовать профессиональную подготовку в целях общего развития подрастающего человека.

Принцип политехнизма помогает в подготовке рабочих, широко эруди­рованных в области техники и технологии не только своего, но любого друго­го, особенно смежного, производства. Политехнизация профессиональной под­готовки объясняется наличием в различных технических знаниях общей, ин­вариантной основы. Принцип политехнизма способствует подготовке рабо­чих широкого профиля, придает всему обучению научный характер.

Правила осуществления принципа политехнизма:

1. Определять более широкую область знаний, в которую входит изучае­мый материал, раскрывать место и роль знания этого материала в различных областях человеческой деятельности.

2. Учить учащихся сравнивать, сопоставлять, определять общее и особен­ное в технических объектах и технологиях производства.

3. Учить учащихся переносу знаний и умений из одной области в другую.

4. Расширять профессионально-техническую ориентацию учащихся в об­ласти собственной специальности.

Все группы принципов тесно между собой связаны. Качество педагоги­ческого процесса они улучшают, если реализуются вместе, взаимно под­держивая и дополняя друг друга. Вместе с тем каждый принцип имеет свою зону наиболее полного осуществления. Например, это хорошо видно на дей­ствии последней группы принципов профессиональной целесообразности и политехнизма: согласно им нельзя строить уроки по гуманитарным дисцип­линам.

Опора на те или иные принципы, их сознательное осуществление педаго­гом — это непростая процедура. В нее входит: а) анализ конкретных целей (задач) педпроцесса с последующим отбором приоритетных принципов, спо­собствующих их достижению; б) применение правил реализации соответствующих принципов при отборе содержания, методов, средств и форм органи­зации педпроцесса.

Преподаватель или мастер при осмысленном отборе принци­пов может вполне руководствоваться личным отношением к ним, личными возможностями, своими знаниями и умениями. Отсюда возникает вопрос: можно ли самим разрабатывать принципы? Опыт показывает, что можно, особенно на уровне конкретной деятель­ности, если успешно вдет развитие учащихся. Примером может стать работа педагога-новатора В. Ф. Шаталова. Он из своего плодотвор­ного опыта вывел такие принципы, как быстрое движение вперед в обучении, обучение на высшем уровне трудности, опережающая роль теоретических знаний, бесконфликтность обучения, многократное повторение материала, открытые перспективы, гласность. Жизнь доказала их плодотворность в его личном опыте и опыте целого ряда последователей. Но как бы эти принципы успешно ни приме­нялись, они, за редким исключением, являются частными и исполь­зуются как вспомогательные, не противоречащие общим педагоги­ческим принципам.

В заключение скажем, что нельзя относиться к принципам лишь как к теоретическим построениям, надстройке над практикой, как к идеям, услож­няющим труд педагога. Без принципов и без их осознания труд преподавате­ля становится несвободным, узкопрагматичным, привязанным к предметам, случаям, ситуациям. Это труд без полета, без целостного видения педпроцес­са, без регулирующего механизма волевых действий педагога. Без принци­пов педпроцесс лишается своего лица, своих особенностей, делается формальным. Принципы «подсказывают» технологию воспитания, образования и обу­чения.

Задания для самостоятельной работы

1. Объясните, как вы понимаете, что принципы есть идеи, согласно кото­рым осуществляется педагогический процесс и воспитательные отношения.

2. Начертите схему системы педагогических принципов с учетом связей и зависимостей между ними.

3. Объясните назначение правил осуществления педагогических принци­пов, приведите примеры их использования.

4. Мысленно проанализируйте собственный опыт учебной деятельности (в школе, ПТУ или вузе) и охарактеризуйте успешность осуществления тех или иных принципов.

5. Существуют ли у вас собственные принципы поведения, отношения к себе, к людям, к учебной деятельности, к профессии? Назовитеих, попытай­тесь сформулировать и объяснить.

Характеристика современных педагогических принципов.





Тема: «Основные педагогические принципы Российского образования: традиционные и современные»

Цель: познакомиться с основными традиционными и современными принципами целостного педагогического процесса, принятыми в отечественной системе образования, раскрыть особенности каждого и правила реализации.

Задачи:

·обучающая: раскрыть понятие «принцип обучения», рассмотреть сущность основных традиционных и современных педагогических принципов;

·развивающая: развивать умение анализировать и обобщать изучаемый материал, теоретическое и словесно – логическое мышление;

·воспитывающая: воспитывать научное мировоззрение, активность во взглядах и мнениях, независимость суждений, самостоятельность и устойчивость интересов.

Оборудование: конспект лекции, раздаточный материал (табл. «Основные педагогические принципы»), пояснительные примеры.

Список литературы:

1. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003.

С. 66 – 75.

2. Панкратова Т. М. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – Ярославль: Ярославский гос. универ., 2003. — С. 11.

3. Педагогика: Учебное пособие./Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 178 – 186.

4. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: изд. центр «Академия», 2002. – С. 235 – 242.

План

1. Понятие «принципов обучения», их назначение.

2. Характеристика традиционных принципов целостного педагогического процесса.

3. Характеристика современных педагогических принципов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и задач.

III. Изложение лекционного материала.

Понятие «принципов обучения», их назначение.

Понятие «принцип» латинского происхождения и переводиться как начало, основа. Принцип – основное правило, основоположение.

Принципы обучения – это наиболее общие руководящие положения, в которых отражены требования к содержанию, организации и методике обучения [Панкратова Т. В. Методика преподавания психологии. –Ярославль, 2003].

По своему происхождению принципы обучения являются теоретическим обобщением педагогической практики, они возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер. Именно поэтому принципы становятся руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения.

Однако принципы носят и субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога с различной степенью полноты и точности.

Принципы охватывают все стороны педагогического процесса и делают его целесообразным и логически последовательным.




Соблюдение принципов выступает элементом педагогической культуры, важнейшим условием эффективности процесса обучения.

Основные педагогические принципы выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

По мере развития теории и практики, открытия новых закономерностей процесса обучения, формировались и новые педагогические принципы. Работа над ними продолжается и сегодня. В связи с этим принципы обучения можно разделить на традиционные и современные.

Характеристика традиционных принципов целостного педагогического процесса.

·Принцип гуманизации. Идеи, на которых основывается этот принцип зародились еще в древности. Одним из первых четко определил гуманистическую основу взаимодействия учителя и ученика китайский философ, живший до нашей эры – Конфуций. Активно выделяется в ХIХ в. С середины ХХ в. активно выделяется в работах отечественных педагогов

А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.


Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогом, в приоритетах человеческих ценностей. Принцип предполагает уважительное отношение к личности обучаемого, доброжелательность и одновременно разумную требовательность к нему, полное признание прав обучаемого, опора на его положительные качества.

·Принцип демократизациипоявился в ранней буржуазной педагогике, т.е. в конце XIX в. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для самореализации, саморегуляции, самоопределения. Согласно данному принципу педагогический процесс должен иметь индивидуально – ориентированный характер, организовываться с учетом национальных особенностей обучающихся, быть открытым для общественного контроля и влияния.




·Принцип природосообразности зародился в античности, еще в Древней Греции (VI – III в.), но наиболее четко и содержательно был сформулирован Я.А. Коменским. Принцип заключается в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка, т.е. предлагаемые для изучения знания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащегося. Педагогический процесс организуется как поддерживающий и укрепляющий здоровье учащихся, опирается на зону ближайшего развития, определяющую возможности учащегося.

·Принцип культуросообразности появился в немецкой педагогике XIX в. и связан прежде всего с именем А. Дистервега. Принцип предполагает максимальное использование в образовании культуры той среды, в которой находиться конкретное учебное заведение, растет ребенок (страна, край, город). Согласно данному принципу, педагогический процесс понимается как составная часть культуры общества, страны, региона.

·Принцип наглядности.Я. А. Коменский в нач. XVII в. называл его «золотым правилом» дидактики.

Согласно данному принципу, в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Принцип наглядности основан на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному.

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, использованием схем, таблиц, ярких примеров, жизненных фактов, а также в широком использовании экскурсий.

· Принцип доступности требует учета в организации обучения реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных, эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психологическом здоровье учащихся. Все, что передается учащимся, а также методы и средства передачи, должно соответствовать их возрастным возможностям, уровню воспитанности и обученности.

Однако обучение не должно быть слишком легким.

Рассматриваемый принцип предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появилось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха.Это помогает им снять повышенную тревожность и неуверенность в успехе при решении учебных задач.

·Принцип прочности. Был введен также Я. А. Коменским.

На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет то, насколько интересно и важно оно для ученика, ценно в плане использования в жизни. Принцип реализуется за счет формирования позитивного отношения к изучаемому, регулярного повторения изученного с введением элементов новой оценки и интерпретации усваиваемого материала, систематического контроля и оценки результатов обучения.

· Принцип последовательности и систематичности сформулирован

Я. А. Коменским. Согласно этому принципу изучаемый материал должен излагаться последовательно и неразрывно, т. е. все, что изучается должно закреплять уже пройденное и служить основой для новых знаний.

·Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, требует, чтобы содержание образования было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями изучаемой дисциплины. Обучение должно раскрывать современные достижения науки и перспективы ее развития.

·Принцип связи теории с практикой,или принцип прикладной направленности обучениявыражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях и в реальной жизни. Для этого используется анализ примеров и ситуаций, организуется разнообразная практическая деятельность (упражнения, творческие работы), направленная на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек в соответствии с характером получаемого знания. Данный принцип реализуется через активное включение учащихся в общественно полезную деятельность, вовлечение в посильную трудовую и др. виды деятельности.

Характеристика современных педагогических принципов.

·Принцип воспитывающего обучения.

Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения.

Учебный материал долженразвивать не только познавательную сферу обучаемых, но иформировать у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и к другим, дисциплинированность.

·Принцип сознательности, активности, творчества и инициативы выражается в том, что учащиеся осознают цели обучения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и решают их.

Ученика невозможно научить, если он не захочет учиться.Только в процессе собственной активной деятельности ученик успешно овладевает знаниями и развивается.

Согласно этому принципу обучение должно раскрывать личностный потенциал учащихся, стимулировать их творческое отношение к учебной деятельности, инициативу, самостоятельность мышления.

В настоящее время экспериментально доказано, что творчество обучаемых находится в прямой зависимости от творчества педагогов, которые транслируют его в процессе совместного решения учебных задач. Творческий педагог допускает их вариативные решения, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для мысленного экспериментирования и апробации различных способов решения одних и тех же задач, поощряет самостоятельность и дивергентность мышления (способность человека видеть несколько вариантов решения одной задачи, уход от привычного способа действия), делает контролирующую функцию прерогативой ученика, вверяя ему ответственность за совершаемые действия и результаты деятельности. Учитель своими стратегиями обучения как бы «обрекает» ученика на творчество, «заставляет» осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий.

·Принцип положительного эмоционального фона педагогического процесса предполагает такую его организацию, когда всем участникам этого процесса интересно и увлекательно заниматься совместной дельностью. Участники взаимодействия открыты и толерантны (терпимы) по отношению друг к другу. Продумано учебно-воспитательное пространство: красиво оформлены классные помещения(цветы, картины, панно и т.д.). Образовательное учреждение многофункционально и максимально адаптировано для организации полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного ученика и всего детского коллектива.

·Принцип субъектности основан на положении, согласно которому и учитель, и ученик являются равноправными субъектами учебной деятельности и предполагает развитие способности учащегося осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противостоять негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.

Рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с другом.

Поэтому любой из принципов приобретает свое действительное значение лишь в связи с другими. Они проявляются одновременно на каждом этапе учебного процесса. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга.

 

IV. Подведение итогов урока.

— Перечислите принципы целостного педагогического процесса.

— Назовите основные традиционные педагогические принципы.

— Раскройте один из принципов, который вы хорошо понимаете и представляете.

 

 

 




Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту











Принципы обучения⚠️: определение, возникновение, виды, характеристика

Знакомим с принципами, закономерностями и правилами обучения, рассказываем, как они применяются и для чего используются.

Что такое принципы обучения

Принципы обучения — это методы и средства, используемые для достижения различных образовательных целей и развития личности. Направлены на организацию и реализацию эффективного обучения, сохранение его целостности. Представляют собой теоретическое построение учебного процесса и применение системы на практике.

Цели, для достижения которых принципы обучения применяются, бывают весьма разнообразны. Несмотря на это, все принципы объединены в одну систему и не могут существовать друг без друга. В образовательном процессе одновременно могут быть задействованы сразу несколько принципов, очень редко встречается применение только одного.

В педагогике

В повседневной жизни принципами обучения сознательно пользуется очень маленький процент общества, причем они слабо выражены и практически не выделяются на фоне остального воспитания. В педагогике идеальной моделью является регулярное применение таких принципов. Их изучение — обязательная часть педагогического образования. Понимание психологии каждого принципа и его применение делает процесс обучения эмоционально легче как для ученика, так и для преподавателя. Это как раз и увеличивает эффективность образования.

Чем обусловлено возникновение принципов обучения

Принципы обучения основаны на законах и закономерностях образования, соответственно, существуют с появления первого образовательного учреждения, но не всегда фиксировались или выделялись из всего педагогического процесса.

Принципы являются исторически переходящими, так как закономерно развитию новых теорий и практик обучения видоизменяются старые принципы и появляются новые. Изменения зависят не только от развития международных законов дидактики. Имеют значение, например, территориальные факторы: потребности конкретного государства и его населения. Однако всегда остаются неизменные основные принципы, которые применяются на всех ступенях образования, независимо от принадлежности к какой-либо образовательной системе.

Виды и характеристика принципов обучения

Из всех трудов по работе над формулировкой и систематизацией принципов обучения особо выделяются работы следующих ученых:

  • Я. А. Коменский

    Продвигал идею природообразности обучения: наиболее эффективен учебный процесс во время «весны» (детство человека, утренние часы) и строить его следует последовательно, постепенно, соответственно доступности восприятия человека в том или ином возрасте.
  • А. Дистервег

    Через 150 лет после Коменского сформулировал принципы природообразности. Кроме этого, выдвинул теорию культурообразности обучения, призывая принимать во внимание всю современную культуру.
  • К. Д. Ушинский

    Наиболее точно сформулировал принципы обучения. Его работы — основа современных дидактических принципов в российском образовании.

Благодаря исследованиям этих и многих других значимых ученых  — М.А.Данилова, Б.П.Есипова, М.Н.Скаткина —  принципы можно систематизировать следующим образом:









Основные

Специфические

Сформировались в том числе и из-за возникновения специального образования — обучения детей с психическими и физическими особенностями.

  • Единство наук

    Наука усваивается вместе с основами языка.
  • Предметность

    Учебный процесс полноценный и разносторонний, регулярное практическое закрепление теории лучше помогает слабослышащему человеку осваивать окружающий мир.
  • Активное речевое общение

    Побуждение к высказыванию своих мыслей и позиций, обсуждение вопросов и самостоятельный поиск ответа на них (особенно необходимо при обучении незрячих детей).
  • Единство слухового и речевого обучения

    Развитие разборчивой и выразительной речи, умение определять обращенную к конкретному человеку речь.
  • Единство обучения и формирования личности

    Концентрация на создании полноценной личности во время учебного процесса (людям с какими-либо особенностями сложно перестраивать свою личность в более поздний период жизни).
  • Индивидуальный и дифференцированный подходы

    Обеспечение комфортных условий обучения для всех учеников.

Современные

  • Толерантность

    Терпимое и уважительное отношение к участникам образовательного процесса.
  • Гумнитаризация обучения

    Упор на изучение искусства, музыки и других художественно-эстетических аспектов образования для развития у обучающихся разнообразных социальных качеств.
  • Инновационные подходы

    Внедрение в учебный процесс современных технологий и методов.
  • Интеграция

    Развитие умения реализовать приобретенные в ходе обучения знания в повседневной жизни.
  • Демократизация

    Расширение границ образовательного процесса как у учеников, так и у преподавателей. Принцип развивает самостоятельность и ответственность за принимаемые решения.
 

Педагогические

Видоизмененные основные принципы с внедрением особенностей из других разделов.

  • объективность и научность
  • подкрепление теории практикой
  • последовательность и систематичность
  • доступность
  • наглядность и разнообразие
  • сознательная активность
  • прочность усвоенных знаний
  • развитие творческих способностей
  • интеграция полученных навыков в жизнь

Проанализировав эту классификацию, можно подтвердить суждение, что все принципы обучения тесно взаимосвязаны. Вследствие взаимодополнения возникают новые, более узконаправленные принципы. Например, единства и разнородности целей и путей обучения, пропедевтики и концентричности, коммуникативной направленности и множество других, которые реже упоминаются, но широко используются в современном образовании и воспитании.

В чем различие принципа и правила обучения

Принципы обучения составлены на основе законов и закономерностей обучения, они являются дидактическим материалом, который изучается и применяется в действии. Правила — это тезис, наставление и рекомендация для учителя.

Так, например, принцип наглядности формулируется правилом «Обучай наглядно!», принцип прочности усвоения — «Заботься, чтобы ученик не забыл то, что выучил!», а принцип развития инициативы — «Вызывай интерес!».

Правило субъективно и формулируется каждым учителем по-своему, поэтому имеет разную эмоциональную и психологическую окраску.

Как связаны принципы и закономерности обучения

Закономерности обучения — особенности, которые выявлены в ходе изучения образовательного процесса. Это теоретическая база, к которой обращаются при составлении систем для осознанного обучения.

Закономерности являются фундаментом, на котором строятся все принципы обучения. Закономерности не являются объективным фактом, это общепринятые, но субъективные и изменчивые истины.

В итоге мы имеем взаимосвязь:

Схема

 

Принципы обучения все-таки нельзя привести к одной общей классификации, так как на их беспеременное изменение влияет множество различных факторов, но в этой статье мы собрали для вас наиболее важную и понятную информацию.

Если же вам понадобиться помощь уже во время учебного процесса, всегда можно обратиться к авторам «Феникс.Хелп».

Мой любимый педагогический принцип: сначала примеры!

Этот пост посвящен очень простой идее, которая может значительно улучшить читаемость чего угодно, хотя я ограничу свое обсуждение вопросом о том, как четко писать о математике. Идея более или менее выражена в названии: представьте примеры, прежде чем обсуждать общие концепции. Прежде чем идти дальше, я хочу прояснить, в чем здесь суть. Не совсем очевидно, что хорошо иллюстрировать то, что вы говорите, примерами.Скорее, это связано с тем, где эти примеры должны появиться в экспозиции. Таким образом, акцент делается на слове «первый», а не на слове «примеры».

Если это тоже кажется довольно очевидным, я предлагаю вам подумать, насколько распространено обратное. Откройте учебник по некоторой общей концепции математики — скажем, о банаховых алгебрах — и очень высоки шансы, что он начнется с формального определения банаховых алгебр и только потом даст вам несколько примеров. Я сам осознал этот принцип в результате редактирования «Princeton Companion to Mathematics»: снова и снова я обнаруживал, что могу сделать статью более понятной, помещая тщательно подобранные примеры авторов ранее в их обсуждение.

Почему лучше так делать? Что ж, если общее определение хоть сколько-нибудь сложно, то вам будет много чего держать в голове. Это может быть сложно, но будет намного проще, если различные аспекты определения можно связать с примером, с которым вы знакомы. Тогда слова определения перестают быть, так сказать, свободно плавающими, а вместо этого становятся ярлыками, которые вы можете прикрепить к частям своей мысленной картины примера.

К настоящему времени внимательный читатель заметит, что я не практиковал то, что проповедовал.Так что давайте забудем все о дискуссиях и начнем снова, на этот раз делая все правильно.

Мой любимый педагогический принцип: сначала примеры!

Какое из следующих двух объяснений вы считаете более ясным и легким для чтения? Они предназначены для ознакомления с концепцией поля читателя, который знает, что такое бинарная операция, и знает основные определения, такие как коммутативность и элементы идентичности.

Объяснение 1. Поле — это набор X вместе с двумя бинарными операциями, для которых обычно используются обозначения сложения и умножения, обладающие следующими свойствами.Обе операции коммутативны и ассоциативны и имеют элементы идентичности. Каждый элемент имеет обратный по отношению к операции +, и каждый элемент, отличный от 0 (имя, присвоенное тождеству операции +), также имеет обратный под. Наконец, у нас есть правило, известное как закон распределения: для каждого и в.

Если мы интерпретируем + и как обычные операции сложения и умножения, то мы легко увидим, что знакомые системы счисления и являются полями. (Если вернуться к первым принципам, то эти утверждения перестают быть очевидными, но мы возьмем такие факты, как уже установленная коммутативность умножения комплексных чисел.) Напротив, системы счисления и не являются полями, поскольку нет аддитивной идентичности в и не каждый элемент имеет мультипликативную инверсию. Менее очевидными примерами полей являются числовые поля (подполя, которые содержат), такие как поле всех комплексных чисел формы, где и являются рациональными, что обозначено. (Все свойства полей очень легко проверяются, за исключением существования мультипликативных инверсий: но даже это простое упражнение.) Еще одним важным источником примеров является набор конечных полей, простейшие случаи из которых получаются путем взятия простое число p и множество всех целых чисел по модулю p.(Здесь снова единственная аксиома поля, которую нетривиально проверить, — это существование мультипликативных инверсий — для этого нужен алгоритм Евклида.)

Пояснение 2 . Пять основных систем счисления,,, и, хотя и отличаются друг от друга, имеют много общих черт. Например, если это одна из этих систем счисления, а и являются числами в, то можно сложить или умножить x и y вместе. Можно также выполнять вычитание или деление на, но это не всегда возможно, по крайней мере, если кто-то хочет оставаться в той же системе счисления.Например, если мы ограничены, мы не можем вычесть 5 из 3, а если мы ограничены, мы не можем разделить 5 на 3.

Заметно, что проблем такого рода гораздо меньше в, а чем в и. В этих системах с большим числом всегда возможно вычитание (как оно есть), как и деление, при условии только, что никто не пытается делить на 0.

Возвращаясь к общим свойствам этих систем счисления, мы замечаем, что во всех пяти из них сложение и умножение коммутативны и ассоциативны, и они подчиняются закону распределения: для каждой и в рассматриваемой системе счисления.

Поле — это математическая структура, которая имеет основные свойства систем большего числа, и. Другими словами, это набор, на котором определены две бинарные операции, которые мы считаем сложением и умножением и поэтому обозначаем их обычными обозначениями. Эти операции должны быть как коммутативными, так и ассоциативными, и они должны подчиняться закону распределения. Кроме того, обе операции должны иметь тождества, каждый элемент должен иметь инверсию для аддитивной операции, и каждый элемент, отличный от 0 (который более формально определяется как аддитивная идентичность), также должен иметь инверсию для мультипликативной операции.Как только у нас есть эти обратные, мы можем легко определить вычитание и деление: это сумма и аддитивная обратная величина, и является произведением и мультипликативной обратной величиной.

Таким образом, поле в основном представляет собой алгебраическую структуру, которая «ведет себя как или» в том смысле, что у нее есть две бинарные операции, которые подчиняются алгебраическим правилам, которые соблюдаются в этих системах счисления.

Понятие поля важно, потому что, кроме того, есть несколько менее очевидных примеров, которые играют центральную роль в теории чисел.Наиболее заметными являются числовые поля и конечные поля. Первые представляют собой поля, такие как, который состоит из всех комплексных чисел в форме где и являются рациональными. (В общем случае числовое поле — это подполе, которое содержит.) В числовом поле обычно очень легко проверить все свойства поля, за исключением существования мультипликативных инверсий: но даже это обычно является простым упражнением. Простейшие примеры конечных полей получаются путем взятия множества всех целых чисел по простому модулю p.Здесь снова единственная аксиома поля, которую нетривиально проверить, — это существование мультипликативных инверсий — для этого нужен алгоритм Евклида. Конец объяснения 2 .

Я очень надеюсь, что вы нашли второе объяснение гораздо более предпочтительным, или что, если вы этого не сделали, то, по крайней мере, вы обнаружили, что оно обладает некоторым качеством прямого обращения к читателю, которого не хватало в первом объяснении. В чем основное различие между двумя объяснениями? Содержание примерно такое же.Но есть важное различие в способе организации контента: в первом объяснении сначала дается абстрактное определение поля, а затем следуют несколько примеров, тогда как во втором начинается с примеров (или, по крайней мере, некоторых из них). и использует их как трамплин для более общего обсуждения. Почему следует помещать примеры на первое место? Что ж, попробуйте представить реакцию читателя, не знающего, что такое поле. В начале первого объяснения ей [я определился с полом читателя, кстати, подбросив монетку] представлен список, не связанный с ее предыдущим математическим опытом.Поэтому это очень легко забывается. Возможно, она продолжит читать о примерах, а затем снова взглянет на определение, чтобы убедиться, что оно действительно применимо к ним — явный признак того, что порядок педагогически неестественный. Напротив, если она читает второе объяснение, тогда аксиомы поля что-то описывают, а именно ее мысленный образ нескольких полей, которые она уже знает. Таким образом, ей не нужно что-либо запоминать или оглядываться на части текста, которые она не полностью поняла.

Сравнение может показаться несправедливым, потому что второе объяснение было длиннее и потратило немного больше времени на обсуждение систем счисления. Но это было настолько естественным поступком, когда кто-то начал обсуждение систем счисления, что я считаю это почти следствием политики ставить примеры на первое место.

Вернуться на верхний уровень этого поста.

Итак, какое из этих двух объяснений педагогического принципа вы предпочли? Я очень надеюсь, что вы предпочли второе.Конечно, мне было намного легче объяснить, почему я считаю, что лучше сначала поставить примеры, когда у меня был пример, который можно было использовать для иллюстрации того, о чем я говорил. (Я имею в виду теорию о том, что примеры дают вам мысленное представление о концепции, которая позволяет вам рассматривать абстрактное определение как набор ярлыков, прикрепленных к уже знакомым вам концепциям, а не как набор бессмысленных слов с отношениями, которые надо просто выучить наизусть.)

Когда мне в голову пришел этот принцип, я понял, что иногда применял его на практике, но никогда полностью не осознавал, что делаю.Теперь я всегда либо ставлю примеры на первое место, либо принимаю сознательное решение не делать этого (возможно, потому, что я считаю, что читатель может справиться и без них). Если вы еще не осознаете, что делаете таким образом, попробуйте подумать об этом некоторое время: если этот пост не убеждает вас, то ваш собственный опыт обязательно будет — как ваш собственный, так и чужой.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные


Эта запись была размещена 19 октября 2007 г. в 9:03 в рубрике Математическая педагогика.Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через канал RSS 2.0.
Вы можете оставить отзыв или откликнуться со своего сайта.

.

О 6 принципах

Что такое 6 принципов?

Международная ассоциация TESOL определила основной набор принципов образцового обучения изучающих английский язык. Шесть принципов — это универсальные рекомендации, основанные на десятилетиях исследований в области языковой педагогики и теории овладения языком. Они являются целями для совершенствования преподавания и должны лежать в основе любой программы обучения английскому языку.

Шесть принципов

  1. Знай своих учеников
  2. Создание условий для изучения языка
  3. Дизайн высококачественных уроков для развития языка
  4. Адаптировать проведение урока по мере необходимости
  5. Мониторинг и оценка языкового развития учащихся
  6. Взаимодействие и сотрудничество в рамках сообщества специалистов

Вы должны соблюдать 6 принципов в целом.Например, вы не можете просто знать своих учеников, а затем не действовать на основе этих знаний при планировании обучения.

Шесть принципов были разработаны группой языковых экспертов. Эти принципы, основанные на исследованиях, а также при участии и поддержке преподавателей со всего мира, Совета директоров TESOL и персонала TESOL, являются результатом более 2 лет исследований, исследований, бесед и сотрудничества.

Команда разработчиков 6 принципов
:

  • Дебора Дж.Короткий, Ведущий писатель
  • Хелен Беккер
  • Нэнси Облако
  • Андреа Б. Хеллман
  • Линда Нью Левин

Видео: 6 принципов с Деборой Шорт

Источник: Language Magazine, 21 мая 2018 г.

Зачем нам нужны 6 принципов?

  • Миссия TESOL — повышать качество преподавания английского языка во всем мире. Поскольку количество изучающих английский язык стремительно растет, необходимо общее понимание изучения второго языка и эффективный дизайн обучения и оценки.
  • В некоторых случаях учителям требуется дополнительная подготовка для эффективного обучения изучающих английский язык. Когда профессионалы TESOL полностью реализуют 6 принципов, их ученики участвуют в высококачественных уроках по развитию языка и добиваются успехов в учебе.
  • Шесть принципов дают учителям знания, позволяющие принимать обоснованные решения для улучшения обучения и оценки, поэтому учебные программы и курсы для изучающих английский язык являются строгими, актуальными, разработаны и проводятся с учетом усвоения второго языка.
  • Использование 6 принципов для планирования политики, программ и практик гарантирует, что учебные программы и курсы для изучающих английский язык будут строгими, актуальными и разработаны и проводятся с учетом усвоения второго языка.
  • Когда 6 принципов будут правильно реализованы, студенты будут участвовать в высококачественных языковых уроках и добиваться успехов в учебе.

Кто может использовать 6 принципов?

Шесть принципов предназначены для всех преподавателей, которые общаются с изучающими английский язык. Они применимы в различных образовательных контекстах, таких как классы с детьми или взрослыми, двуязычные ученики, новые двуязычные и многоязычные ученики.

Шесть принципов помогут педагогам:

  • уважать, подтверждать и продвигать родной язык учащихся, а также культурные знания и опыт как ресурсы
  • празднуем многоязычие и разнообразие
  • поддерживает политику, способствующую развитию индивидуальных языковых прав и поликультурного образования
  • научить студентов стать гражданами мира

Разрешения

Шесть ПРИНЦИПОВ ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА® является товарным знаком международной ассоциации TESOL.Соответствующий текст является собственностью Международной ассоциации TESOL. Никакая часть этого веб-сайта, а также книги или краткие руководства «Шесть принципов примерного преподавания для изучающих английский язык» не могут быть воспроизведены или переданы в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопии, или любую систему хранения или поиска информации, без разрешения от Издатель. Для получения разрешения и других запросов, пожалуйста, обращайтесь в TESOL Press Permissions: [email protected]

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *