Принципы психического развития человека — Студопедия
Основные принципы, факторы и закономерности развития индивида, личности и индивидуальности
В. А. Аверин отмечает, что развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека, а основными свойствами развития являются:
• необратимость— способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими;
• направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;
• закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Основными формами развития являются: филогенез (процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом) и онтогенез (процесс индивидуального развития человека). В. А. Аверин выделяет следующие области психического развития:
• психофизическая область включает внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;
• психосоциальная область включает изменения в эмоциональной и личностной сферах;-
• когнитивная область учитывает все аспекты познавательного развития, развитие способностей. Индивид является носителем психофизических свойств человека, личность — психосоциальных, а субъект деятельности — когнитивных.
Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены, в различные возрастные периоды они могут не совпадать.
Основными факторами психического развития, или ведущими детерминантами развития человека, являются: наследственность, среда и активность [2]. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности и действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.
Рассмотрим основные принципы психического развития человека (табл. 1). Таблица 1
Принципы психического развития | Содержание |
I. Принцип устойчивого динамического неравновесия (источник развития системы) | Начальным моментом любого развития является сложный спектр индивидуальных противоречий и действий, запускающих развитие |
2. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (условие развития системы) | Тенденция к сохранению осуществляется наследственностью, которая без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению проявляется в приспособлении вида к среде обитания |
3. Принцип дифференциации— интеграции (критерий развития структуры) | Развитие идет от «состояния относительной глобальности… к состояниям большей дифференцированности и иерархической интеграции» (Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997) |
4. Принцип цельности (критерий развития функции) | Успешность функционирования всей системы в целом обусловлена тем, насколько согласованно взаимодействуют элементы системы, т. е. цельность показывает меру связности элементов целого и уровень развития ее функции |
Рассмотрим основные закономерности психического развития человека (табл. 2).
Таблица 2
ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — Студопедия
Понять психику человека как целостное и системное образование, равно как и роль детства в последующей жизни взрослого, можно благодаря понятию «развитие». Уместно вспомнить слова Гете, который писал:
Кто хочет что-нибудь живое изучить,
Сперва его он убивает, потом на части разлагает,
Но связи жизненной ему там не найти.
Именно развитие выполняет функцию этой жизненной связи, является определяющим для психики.
Сегодня в психологии можно насчитать более двух десятков концептуальных подходов, так или иначе трактующих процесс психического развития: от теории созревания А. Гезелла, этологических теорий К. Лоренца, Н. Тинбергена и Дж. Боулби, психолого-педагогической теории М. Монтес-сори, ортогенетической теории Т. Вернера, условно-рефлекторных теорий И. П. Павлова, Дж. Уотсона, Б. Скиннера, теории социального научения А. Бандуры, психоаналитической теории 3. Фрейда, теорий когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. Колберга, теории аутизма Б. Беттельгейма, теории развития детского опыта Э. Шехтеля, экологической теории Дж. Гибсона, теории лингвистического развития Н. Хомского, теории подросткового периода К. Юнга, стадиальной теории Э. Эриксона — до культурно-исторической теории Л. Выготского и ее современных вариантов в виде деятель-ностного подхода А. Н. Леонтьева—А. Р. Лурия и теории поэтапного формирования умственной деятельности П. Я. Гальперина (Митькин А. А., 1997, с. 3-12). Подобная пестрота взглядов, с одной стороны, свидетельствует о кризисе психологии, а с другой — указывает на значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для понимания природы психики.
Анализ множества взглядов на ход психического развития позволяет выделить не только определенное сходство позиций, но и некоторые, ставшие до определенной степени общепринятыми, принципы. В числе ведущих принципов психического развития можно назвать следующие:
I. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы.Исходным моментом любого развития является сложный спектр индивидуальных противоречий и действий. Как говорили древние китайцы: «Единообразие не приносит потомства». «Именно противоречивость отношений является фактором, запускающим развитие» (Князева Е. Н., Курдюмов С. Н., 1994),— подчеркивают Е.Н.Князева и
38 ■ Часть 1. Обзор основных теорий развития
Доминанта — функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и придающая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный и целенаправленный характер поведения.
Концепция билатерального регулирования — предложена Б. Г. Ананьевым, который полагал, что регуляция психических процессов и свойств индивида в ходе онтогенеза осуществляется с помощью иерархической («вертикальной») и дополнительной («горизонтальной» или билатеральной) системы регулирования. Ведущая роль в иерархической системе принадлежит кортикоретикулярному ядру — глубоким структурам мозгового ствола и подкорки.
Билатеральный контур является дополнительным в отношении основного «вертикального» контура регулирования, а его морфологическим субстратом являются большие полушария головного мозга. Б. Г. Ананьев считал, что «по мере накопления жизненного опыта, тренировки нервных процессов и свойств нервной системы, повышения уровня саморегулирования и организма в зрелом возрасте роль билатерального регулирования в онтогенезе возрастает» (Б. Г. Ананьев, 1968, с. 272). Сам процесс билатерального регулирования, по мнению Ананьева, «сочетает управление информационными потоками таким образом, что в каждый отдельный момент каждая из гемисфер головного мозга выполняет по отношению к другой то информационную, то энергетическую функцию» (там же, с. 274). Основными индикаторами билатерального регулирования являются «бинарные эффекты и латеральное доминирование, проявлением которого являются сенсомоторные и речедвигатель-ные асимметрии» (там же, с. 244).
СП. Курдюмов и продолжают: «Без неустойчивости нет развития. Только системы далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивости, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равновесность — это тупики эволюции. Неустойчивость означает развитие, развитие происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность» (Князева Е. Н., Курдюмов С. Н., 1992). Выделение этого принципа имеет свою предысторию в науке. Имеется в виду «принцип устойчивого неравновесия живых систем», впервые сформулированный в биологии Э. Бауэром в 1935 г. Согласно данной концепции, именно неравновесное состояние системы означает ее высокую работоспособность (Бауэр Э. С, 1935, с. 92). В физиологии этот принцип находит свое подтверждение в феномене доминанты А. А. Ухтомского. В психологии эти идеи получили развитие в трудах Д. Узнадзе, который подчеркивал разительные факты распространения асимметрии, выявившиеся при изучении человека, и в концепции билатерального контура регулирования, сформулированной Б. Г. Ананьевым (Узнадзе Д., 1966; Ананьев Б. Г.,1968).
II. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности—изменчивости) как условие развития системы(Асмо-лов А. Г., 1998). Тенденция к сохранению осуществляется наследственностью, генотипом, который без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению — изменчивостью, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. По мнению И. И. Шмальгаузена, индивидуальная изменчивость системы как условие для исторической изменчивости системы в целом является универсальной закономерностью развития любых систем (Шмальгаузен И. И., 1983).
ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ■ 39
Известно, что генетическая программа человека как представителя вида Homo sapiens не претерпела существенных изменений за последние 40 тысяч лет, с тех пор как она сформировалась. Тем не менее эволюционная завершенность человека относительна, а следовательно, это не означает полного прекращения каких бы то ни было изменений его биологической, а тем более психической организации.
Как подчеркивал Тейяр де Шарден, ничтожные морфологические изменения за время эволюционного развития компенсировались величайшим скачком в психической сфере. Иллюстрацией этому служат исследования изменчивости психологических функций за исторически небольшие промежутки времени.
К. Шайе, обследовав 3442 человека, родившихся с 1889 по 1959 г., обнаружил, что на протяжении XX в. показатель мыслительных способностей у этих людей линейно рос вместе с датой рождения. Наряду с этим динамика роста показателя счетных способностей не столь однозначна. Он линейно возрастал в группе лиц, родившихся с 1889 по 1910 г., оставался неизменным в группе родившихся с 1910 по 1924 г. и уменьшался у родившихся после 1924-го. Поэтому у тех, кто родился в 1959 г., он был ниже, чем у испытуемых 1889 г. рождения.
Таким образом, если наследственность обеспечивает сохранность генотипа, а вместе с тем и выживания человека как вида, то изменчивость составляет основу как активного приспособления индивида к изменяющейся среде, так и активного воздействия на нее за счет вновь вырабатываемых у него свойств.
Принципы психического развития
Понять психику ребенка как целостное и системное образование, роль детства в последующей жизни взрослого можно благодаря понятю развитие. Уместно вспомнить слова Гете, который писал:
«Кто хочет что-нибудь живое изучить,
Сперва его он убивает, потом на части разлагает,
Но связи жизненной ему там не найти».
Именно развитие выполняет функцию этой жизненной связи. Очевидно, что понятие «развитие» является ключевым в психологии развития детской психики. Это понятие мы уже не раз использовали выше и у читателя, наверное, не возникало проблем с его пониманием. Однако не так все просто в науке о психологии развития. Сегодня в психологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов к психологии развития: от теории созревания А. Гезелла, этологических теорий К. Лоренца, Н. Тинбергена и Дж. Боулби, психолого-педагогической теории М. Монтессори, организационной теории Т. Вернера, условно-рефлекторных теорий И.П. Павлова, Дж. Уотсона, Б. Скиннера, теории социального научения А. Бандуры, психоаналитической теории З. Фрейда, теорий когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. Колберга, теории аутизма Б. Беттельгейма, теории развития детского опыта Э. Шехтеля, экологической теории Дж. Гибсона, теории лингвистического развития Н. Хомского, теории подросткового периода К. Юнга, стадиальной теории Э. Эриксона, до культурно-исторической теории Л. Выготского и ее модифицированных современных вариантов в виде деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и теории поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны, отражает кризисное состояние, в котором находится психология, а с другой — значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для понимание природы психики и ее развития. А.Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические концепции психического развития человека, выделяет три основных подхода к пониманию хода этого развития, в которые укладываются множество отдельных теорий и концепций.
Во-первых, это биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».
Во-вторых, это социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации…».
Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».
Однако любой психологический подход к пониманию развития человека основывается на общебиологической трактовке развития. История развития эволюционного учения всегда было полем борьбы двух противоположных точек зрения: развитие осуществляется по твердым законам, обусловленным действием врожденной программы, либо развитие — это результат воздействий внешней среды, приводящих к появлению качественно нового, Если в первом случае, индивидуальное развитие — это рост, развертывание представленных в организме задатков, то во втором, развитие — это всегда возникновение нового, образование разнородного из однородного, последовательное образование частей и органов в процессе развития. Дискуссия о том, что такое развитие, как оно осуществляется, и что является его результатом, продолжается по сей день.
1. «Эволюция — это развертывание уже существующих задатков, — говорят одни. При этом развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков — такова точка зрения Л.С.Берга — автора теории номогенеза. В эволюции факторы чистой случайности прочно закреплены факторами активного программирования, полагал Н. А. Бернштейн.
2. «Эволюция, есть процесс создания совершенно нового», — писал А.Бергсон. «Мы, конечно, не считаем, что в живой природе существует сознательное стремление к совершенству. Однако мы выражаем мысль о том. что в живой системе существует физическая тенденция усложнять свои функции и структуры» — подчеркивает К. С. Тринчер.
Если в первом случае прежде всего подчеркивается роль внутренних факторов, а само развитие трактуется как процесс реализации определенных программ, то во втором развитие понимается как движение от старого к новому, как процесс отмирания старого и рождение нового, как процесс перехода от возможности к действительности.
Имеющиеся научные данные о врожденных задатках новорожденного и ходе их реализации в онтогенезе на основе определенных закономерностей, о которых пойдет речь в следующей главе, заставляют нас не противопоставлять друг другу эти две точки зрения, а согласовать их между собой. Ведь человек это продукт не только эволюции природы, но и истории общества. Более того, живя в обществе, каждый из нас выстраивает свой индивидуальный жизненный путь. Поэтому правильное понимание психического развития человека не может быть осуществлено в рамках одной из противоборствующих концепций.
Анализ множества взглядов на ход психического развития позволяет выделить не только определенное сходство методологических позиций, но определенные принципы этого развития. В качестве ведущих можно выделить следующие общесистемные принципы психического развития человека.
1. Принцип дифференциации-интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры. Если интеграция необходима для образования новых связей, обеспечивающих адаптацию к более широкому кругу ситуаций, то дифференциация — это процесс расчленения общей структуры на части, обладающие разными, более специфическими функциями. Как отмечает Н.И.Чуприкова, эти принципы выступают в качестве наиболее важных критериев «высоты или степени организации» системы. Об уровне развития (организации) системы судят по количеству входящих в нее разнородных элементов (степень разнообразия), количеству разных их уровней (степень иерархичности), количеству и разнообразии связей между элементами и уровнями.
2. Наряду с принципом дифференциации-интеграции мы выделяем принцип цельности как критерий развития функции. В отличие от предыдущего, характеризующего структуру органа, принцип цельности — это важнейшая характеристика функции, уровня ее сформированности.
Цельность — это интегральная функциональная характеристика целого, характеризующая единство целей и средств их достижения. обеспеченная повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого. Иными словами, цельность показывает меру связности элементов целого.
Повторяемость означает единство целого по его ведущему признаку, когда ведущие характеристики, к примеру, личности (ее направленность, параметры саморегуляции) связаны с другими личностными параметрами.
Соподчиненность — это единство, достигаемое объединением всех элементов целого вокруг его . главного элемента. Примером соподчиненности может быть иерархия личностных образований в структуре личности.
Соразмерность — это единство, обеспечиваемое общей множественной закономерностью. В факторной структуре личности соразмерность означает согласование размеров (дисперсий) факторов в целом.
Уравновешенность — это единство согласованных противоположностей. Уравновешенность структуры человека выражается в сбалансированности всех его составляющих — индивида, личности, субъекта, что и обеспечивает ее стабильность.
3. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности-изменчивости) как условие развития системы. Функция тенденции к сохранению принадлежит наследственности, которая передает без искажений информацию из поколения в поколение, а функция тенденции к изменению — изменчивости, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. По мнению И. И. Шмальгаузена, индивидуальная изменчивость системы как условие для исторической изменчивости системы в целом, является универсальной закономерностью развития любых систем.
4. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы.
«Без неустойчивости нет развития,- пишут Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов. «Только системы далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивость, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равновесность — это тупики эволюции. Неустойчивость означает развитие, развитие происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность».
Выделение этого принципа имеет свою предысторию в науке. Я имею в виду «принцип устойчивого неравновесия живых систем», впервые сформулированного Э. Бауэром в 1935 г., согласно которому неравновесное состояние означает состояние работоспособности системы. В психологии эти идеи получили развитие в трудах Д. Узнадзе, который подчеркивал разительные факты распространения асимметрии при изучении человека и Б. Г. Ананьева, в его концепции о билатеральном контуре регулирования.
Наряду с названными А.Г. Асмолов выделяет еще два принципа: принцип возможности превращения избыточной (преадаптивной) активности элементов системы в адаптивную и принцип возрастания влияния избыточных элементов системы на выбор дальнейшей траектории ее развития в неопределенных критических ситуациях. На наш взгляд названные принципы — это скорее следствия действия четвертого принципа, нежели самостоятельные. Сформулированные принципы психического развития наряду с закономерностями этого развития и обусловливают весь его ход.
Развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, обусловленное действием факторов активного программирования, наряду с факторами чистой случайности, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост — это количественные изменения в процессе совершенствования той или иной психической функции,-говорит Д.Б. Эльконин и уточняет:
«Если не удается обнаружить качественных изменений — это рост».
Говоря о взаимосвязи между ростом и развитием, следует сказать, что развитие включает в себя явления роста как предпосылку и характеристику количественной стороны преобразований.
Принципы психического развития человека
Принципы | Содержание |
1. | Начальным |
2. системы) | Тенденция |
1 | Развитие |
4, | Успешность |
Рассмотрим основные закономерности психического развития человека . Закономерности психического развития человека
Закономерности | Содержание |
1. | Неравномерность |
2. Неустойчивость | Развитие |
3. | Развитие |
4. | Результат |
5. | Психическое |
К
нашему времени в науке создано множество
теорий, концепций и моделей, описывающих
ход психического развития человека.
Однако ни одной из них не удалось описать
развитие человека во всей его сложности
и многообразии. А.Г. Асмолов, анализируя
возможные теоретические подходы,
выделяет три основных подхода, объясняющие
развитие человека, в которые
укладывается множество отдельных теорий
и концепций: биогенетический,
социогенетический и персоногенетический.
Основные
подходы, объясняющие развитие человека
Основные | Особенности | Представители |
1.Биогенетический | В | Э. Геккель, С. |
2.Сошогене-гический | Изучаются | Э. Эриксон |
3.Персоногенетический | Рассматриваются | А. Маслоу, К. |
При
описании механизма психического развития
мы отталкивались от идей Л.С. Выготского.
Онтогенез человека разворачивается в
социокультурном пространстве и в
некотором историческом промежутке
времени, при этом существуют воздействия
как со стороны такого пространства на
индивида, так и обратные, не только
с целью приспособления (адаптации), но
и для преобразования, изменения индивидом
окружающего пространства. Сам процесс
такого взаимодействия, т. е. определенные
отношения между индивидом и средой,
— это конкретные условия, в которых
осуществляется «развертка» генотипической
программы и которые оказывают на нее
соответствующее воздействие. Условия
между индивидом и средой могут быть
благоприятными или неблагоприятными
для процесса индивидуального развития.
Следовательно, его результаты будут
зависеть от конкретных условий, в которые
попадает данный индивид. Таким
образом, становится понятной ведущая
роль системы отношений между индивидом
и средой для психического развития
человека. С другой стороны, для
всестороннего понимания психического
развития важно использование комплексного
подхода, разработанного Б.Г. Ананьевым
и ориентированного на разностороннее
рассмотрение многоуровневой, системной
организации структуры человека. Такое
соединение естественнонаучного и
культурно-исторического взглядов в
максимальной степени охватывает все
стороны процесса психического развития.
Для
понимания механизма психического
развития ребенка необходимо выделить
категории, описывающие данный процесс
:
1.
Социальная
ситуация развития ребенка — конкретная
форма значимых для ребенка отношений,
в которых он находится с окружающей
его действительностью (прежде всего
социальной) в тот или иной период своей
жизни. Социальная ситуация развития
полностью определяет формы и пути
развития ребенка, виды деятельности,
приобретаемые им новые психические
свойства и качества. Каждый возраст
характеризуется специфической,
единственной и неповторимой социальной
ситуацией развития. В рамках социальной
ситуации развития возникает и развивается
ведущий вид (тип) деятельности.
2.
Ведущая
деятельность — это
деятельность ребенка в рамках
социальной ситуации развития, выполнение
которой определяет возникновение и
формирование у него основных
психологических новообразований на
данной ступени развития.
Каждая
стадия психического развития ребенка
характеризуется соответствующим
типом ведущей деятельности, Признаком
перехода от одной стадии к другой
является изменение ведущего типа
деятельности. Выделяют следующие виды
ведущей деятельности:
• Непосредственное
эмоциональное общение ребенка с
взрослыми, присущее младенцу с первых
недель жизни и до года, благодаря которому
у младенца формируются такие психические
новообразования, как потребность)
общении с другими людьми и хватание в
качестве основы предметных действий.
• Предметно-манипулятивная
деятельность ребенка, характерная
для раннего детского возраста (от 1 года
до 3 лет),
• Игровая
деятельность или сюжетно-ролевая игра,
присущая детям дошкольного возраста
(от 3 до 6 лет).
• Учебная
деятельность младших школьников от 6
до 10— 11 лет.
• Общение
подростков в возрасте от 10—11 до 15 лет
в разных видах деятельности (трудовой,
учебной, спортивной, художественной и
т. д.).
В
рамках ведущей деятельности происходят
тренировка и развитие всех психических
функций ребенка, что приводит к их
качественным изменениям.
3.
Кризис
развития —
сосредоточение резких и капитальных
сдвигов и смещений, изменений и переломов
в личности ребенка. Сущностью каждого
кризиса является перестройка
внутреннего переживания, определяющего
отношение ребенка к среде, изменение
потребностей и побуждений, движущие
его поведением. Причиной возникновения
кризиса является неудовлетворение
новых потребностей ребенка. Противоречия,
составляющие суть кризиса, могут
протекать в острой форме, порождая
сильные эмоциональные переживания,
нарушения в поведении детей, в их
взаимоотношениях со взрослыми.
Кризис
развития возникает на стыке двух
возрастов и знаменует собой завершение
предыдущего возрастного периода и
начало следующего.
4.
Психологическое
новообразование — обобщенный
результат изменений, всего психического
развития ребенка в соответствующий
период, который становится исходным
для формирования психических процессов
и личности ребенка следующего возраста.
Каждый
возрастной период характеризуется
специфическим для него психологическим
новообразованием, которое является
ведущим для всего процесса развития.
Принципы психического развития человека
Принципы | Содержание |
1. | Начальным |
2. системы) | Тенденция |
1 | Развитие |
4, | Успешность |
Рассмотрим основные закономерности психического развития человека . Закономерности психического развития человека
Закономерности | Содержание |
1. | Неравномерность |
2. Неустойчивость | Развитие |
3. | Развитие |
4. | Результат |
5. | Психическое |
К
нашему времени в науке создано множество
теорий, концепций и моделей, описывающих
ход психического развития человека.
Однако ни одной из них не удалось описать
развитие человека во всей его сложности
и многообразии. А.Г. Асмолов, анализируя
возможные теоретические подходы,
выделяет три основных подхода, объясняющие
развитие человека, в которые
укладывается множество отдельных теорий
и концепций: биогенетический,
социогенетический и персоногенетический.
Основные
подходы, объясняющие развитие человека
Основные | Особенности | Представители |
1.Биогенетический | В | Э. Геккель, С. |
2.Сошогене-гический | Изучаются | Э. Эриксон |
3.Персоногенетический | Рассматриваются | А. Маслоу, К. |
При
описании механизма психического развития
мы отталкивались от идей Л.С. Выготского.
Онтогенез человека разворачивается в
социокультурном пространстве и в
некотором историческом промежутке
времени, при этом существуют воздействия
как со стороны такого пространства на
индивида, так и обратные, не только
с целью приспособления (адаптации), но
и для преобразования, изменения индивидом
окружающего пространства. Сам процесс
такого взаимодействия, т. е. определенные
отношения между индивидом и средой,
— это конкретные условия, в которых
осуществляется «развертка» генотипической
программы и которые оказывают на нее
соответствующее воздействие. Условия
между индивидом и средой могут быть
благоприятными или неблагоприятными
для процесса индивидуального развития.
Следовательно, его результаты будут
зависеть от конкретных условий, в которые
попадает данный индивид. Таким
образом, становится понятной ведущая
роль системы отношений между индивидом
и средой для психического развития
человека. С другой стороны, для
всестороннего понимания психического
развития важно использование комплексного
подхода, разработанного Б.Г. Ананьевым
и ориентированного на разностороннее
рассмотрение многоуровневой, системной
организации структуры человека. Такое
соединение естественнонаучного и
культурно-исторического взглядов в
максимальной степени охватывает все
стороны процесса психического развития.
Для
понимания механизма психического
развития ребенка необходимо выделить
категории, описывающие данный процесс
:
1.
Социальная
ситуация развития ребенка — конкретная
форма значимых для ребенка отношений,
в которых он находится с окружающей
его действительностью (прежде всего
социальной) в тот или иной период своей
жизни. Социальная ситуация развития
полностью определяет формы и пути
развития ребенка, виды деятельности,
приобретаемые им новые психические
свойства и качества. Каждый возраст
характеризуется специфической,
единственной и неповторимой социальной
ситуацией развития. В рамках социальной
ситуации развития возникает и развивается
ведущий вид (тип) деятельности.
2.
Ведущая
деятельность — это
деятельность ребенка в рамках
социальной ситуации развития, выполнение
которой определяет возникновение и
формирование у него основных
психологических новообразований на
данной ступени развития.
Каждая
стадия психического развития ребенка
характеризуется соответствующим
типом ведущей деятельности, Признаком
перехода от одной стадии к другой
является изменение ведущего типа
деятельности. Выделяют следующие виды
ведущей деятельности:
• Непосредственное
эмоциональное общение ребенка с
взрослыми, присущее младенцу с первых
недель жизни и до года, благодаря которому
у младенца формируются такие психические
новообразования, как потребность)
общении с другими людьми и хватание в
качестве основы предметных действий.
• Предметно-манипулятивная
деятельность ребенка, характерная
для раннего детского возраста (от 1 года
до 3 лет),
• Игровая
деятельность или сюжетно-ролевая игра,
присущая детям дошкольного возраста
(от 3 до 6 лет).
• Учебная
деятельность младших школьников от 6
до 10— 11 лет.
• Общение
подростков в возрасте от 10—11 до 15 лет
в разных видах деятельности (трудовой,
учебной, спортивной, художественной и
т. д.).
В
рамках ведущей деятельности происходят
тренировка и развитие всех психических
функций ребенка, что приводит к их
качественным изменениям.
3.
Кризис
развития —
сосредоточение резких и капитальных
сдвигов и смещений, изменений и переломов
в личности ребенка. Сущностью каждого
кризиса является перестройка
внутреннего переживания, определяющего
отношение ребенка к среде, изменение
потребностей и побуждений, движущие
его поведением. Причиной возникновения
кризиса является неудовлетворение
новых потребностей ребенка. Противоречия,
составляющие суть кризиса, могут
протекать в острой форме, порождая
сильные эмоциональные переживания,
нарушения в поведении детей, в их
взаимоотношениях со взрослыми.
Кризис
развития возникает на стыке двух
возрастов и знаменует собой завершение
предыдущего возрастного периода и
начало следующего.
4.
Психологическое
новообразование — обобщенный
результат изменений, всего психического
развития ребенка в соответствующий
период, который становится исходным
для формирования психических процессов
и личности ребенка следующего возраста.
Каждый
возрастной период характеризуется
специфическим для него психологическим
новообразованием, которое является
ведущим для всего процесса развития.
Принципы психического развития — Студопедия
Понять психику ребенка как целостное и системное образование, роль детства в последующей жизни взрослого можно благодаря понятю развитие. Уместно вспомнить слова Гете, который писал:
«Кто хочет что-нибудь живое изучить,
Сперва его он убивает, потом на части разлагает,
Но связи жизненной ему там не найти».
18 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
Именно развитие выполняет функцию этой жизненной связи. Очевидно, что понятие «развитие» является ключевым в психологии развития детской психики. Это понятие мы уже не раз использовали выше и у читателя, наверное, не возникало проблем с его пониманием. Однако не так все просто в науке о психологии развития. Сегодня в психологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов к психологии развития: от теории созревания А.Гезелла, этоло-гических теорий К-Лоренца, Н.Тинбергена и Дж.Боул-би, психолого-педагогической теории М.Монтессори, организационной теории Т.Вернера, условно-рефлекторных теорий И.П.Павлова, Дж.Уотсона, Б.Скиннера, теории социального научения А.Бандуры, психоаналитической теории З.Фрейда, теорий когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.Колберга, теории аутизма Б.Беттельгей-ма, теории развития детского опыта Э.Шехтеля, экологической теории Дж.Гибсона, теории лингвистического развития Н.Хомского, теории подросткового периода К.Юнга, стадиальной теории Э.Эриксона, до культурно-исторической теории Л.Выготского и ее модифицированных современных вариантов в виде дея-тельностного подхода А.Н.Леонтьева-А.Р.Лурии и теории поэтапного формирования умственной деятельности П.Я.Гальперина’. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны, отражает кризисное состояние, в котором находится психология, а с другой — значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для понимание природы психики и ее развития. А.Г.Ас-молов, анализируя возможные теоретические концепции психического развития человека, выделяет три основных подхода к пониманию хода этого развития, в
МитькинА.А. На пути к системной психологии развития. Психологический журнал. Т 18, № 3, 1997. С.3-12.
Глава 1. Психология развития ребенка 19
которые укладываются множество отдельных теорий и концепций’.
Во-первых, это биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антро-погенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродина-мические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».
Во-вторых, это социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации…».
Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».
Однако любой психологический подход к пониманию развития человека основывается на общебиологической трактовке развития. История развития эволюционного учения всегда было полем борьбы двух противоположных точек зрения: развитие осуществляется по твердым законам, обусловленным действием врожденной программы, либо развитие — это результат воздействий внешней среды, приводящих к появлению качественно нового, Если в первом случае, индивидуальное развитие — это
АсмоловА.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дисс. в виде научн.докл. на соискан. уч. степ. д. пси-хол.н.М., 1998.-С. 12.
20 Аверин В.А. Психология детей и подростков_____ просто рост, развертывание представленных в организме задатков, то во втором, развитие — это всегда возникновение нового, образование разнородного из однородного, последовательное образование частей и органов в процессе развития’. Дискуссия о том, что такое развитие, как оно осуществляется, и что является его результатом, продолжается по сей день.
1. «Эволюция — это развертывание уже существующих задатков, -говорят одни. При этом развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков — такова точка зрения Л.С.Берга — автора теории номогенеза2. В эволюции факторы чистой случайности прочно закреплены факторами активного программирования, полагал Н-А.Бернштейн3.
2. «Эволюция, есть процесс создания совершенно нового», — писал А.Бергсон. «Мы, конечно, не считаем, что в живой природе существует сознательное стремление к совершенству. Однако мы выражаем мысль о том. что в живой системе существует физическая тенденция усложнять свои функции и структуры» — подчеркивает К.С.Тринчер4.
Если в первом случае прежде всего подчеркивается роль внутренних факторов, а само развитие трактуется как процесс реализации определенных программ, то во втором развитие понимается как движение от старого к новому, как процесс отмирания старого и рождение нового, как процесс перехода от возможности к действительности.
‘ История эволюционных учений в биологии. М.-Л.: Наука, 1966.
2БергЛ.С. Труды по теории эволюции. Л.: Наука, 1977.
3Бернштейн Н.А. ПредисловиеУ/Т^ютер К. С. Биология и информация. Элементы биологической термодинамики. М.,1965.
4Тринчер К. С. Биология и информация. Элементы биологической термодинамики.М., 1965, С.43.
Глава 1. Психология развития ребенка 21
Имеющиеся научные данные о врожденных задатках новорожденного и ходе их реализации в онтогенезе на основе определенных закономерностей, о которых пойдет речь в следующей главе, заставляют нас не противопоставлять друг другу эти две точки зрения, а согласовать их между собой. Ведь человек это продукт не только эволюции природы, но и истории общества. Более того, живя в обществе, каждый из нас выстраивает свой индивидуальный жизненный путь. Поэтому правильное понимание психического развития человека не может быть осуществлено в рамках одной из противоборствующих концепций.
Анализ множества взглядов на ход психического развития позволяет выделить не только определенное сходство методологических позиций, но определенные принципы этого развития. В качестве ведущих можно выделить следующие общесистемные принципы психического развития человека.
1. Принцип дифференциации-интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры. Если интеграция необходима для образования новых связей, обеспечивающих адаптацию к более широкому кругу ситуаций, то дифференциация — это процесс расчленения общей структуры на части, обладающие разными, более специфическими функциями. Как отмечает Н.И.Чуприкова, эти принципы выступают в качестве наиболее важных критериев «высоты или степени организации» системы.Об уровне развития (организации) системы судят по количеству входящих в нее разнородных элементов (степень разнообразия), количеству разных их уровней (степень иерархичности), количеству и разнообразии связей между элементами и уровнями’.
ЧуприковаН.И. Психология умственного развития; Принцип дифференциации.-М., 1997.
22 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
2. Наряду с принципом дифференциации-интеграции мы выделяем принцип цельности как критерий развития функции. В отличие от предыдущего, характеризующего структуру органа, принцип цельности -это важнейшая характеристика функции, уровня ее сформированное™. Цельность — это интегральная функциональная характеристика целого, характеризующая единство целей и средств их достижения. обеспеченная повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого’. Иными словами, цельность показывает меру связности элементов целого.
Повторяемость2 означает единство целого по его ведущему признаку, когда ведущие характеристики, к примеру, личности (ее направленность, параметры саморегуляции) связаны с другими личностными параметрами.
Соподчиненность3 — это единство, достигаемое объединением всех элементов целого вокруг его . главного элемента. Примером соподчиненности может быть иерархия личностных образований в структуре личности.
Соразмерность4 — это единство, обеспечиваемое общей множественной закономерностью. В факторной структуре личности соразмерность означает согласование размеров (дисперсий) факторов в целом.
Уравновешенность5 — это единство согласованных противоположностей. Уравновешенность струк-
‘ Аверин В.А. Психология в структуре высшего медицинского образования. Дисс. на соискан. уч. степ. докт. психол. н. СПб., 1997.
2ГанзенВ.А. Восприятие целостных объектов. Л.: ЛГУ, 1974.-С. 45.
3 Там же.- С.46.
4 Там же-С.46.
5 Тамже.-С.47.
Глава 1. Психология развития ребенка
туры человека выражается в сбалансированности всех его составляющих — индивида, личности, субъекта, что и обеспечивает ее стабильность.
3. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности-изменчивости) как условие развития системы’. Функция тенденции к сохранению принадлежит наследственности, которая передает без искажений информацию из поколения в поколение, а функция тенденции к изменению -изменчивости, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. По мнению И.И.Шмальгау-зена, индивидуальная изменчивость системы как условие для исторической изменчивости системы в целом, является универсальной закономерностью развития любых систем2.
4. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. «Без неустойчивости нет развития,- пишут Е.Н.Князева и С.П.Курдюмов. «Только системы далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивость, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равновесность — это тупики эволюции. Неустойчивость означает развитие, развитие происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность»3. Выделение этого принципа имеет свою предысторию в науке. Я имею в виду «принцип устойчивого неравновесия живых систем», впервые сформулированного Э.Бауэром в 1935 г., согласно
‘ Асмолов А.Г. Ук. соч.
2Шмальгаузен И.И. Избранные труды. Пути и закономерности эволюционного процесса. М., 1983.
3Князева Е.Н„ Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировиде-ние: диалоге И.Пригожиным/Вопросы философии, 1992, № 12, с. 13-14.
24 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
которому неравновесное состояние означает состояние работоспособности системы’. В психологии эти идеи получили развитие в трудах Д.Узнадзе, который подчеркивал разительные факты распространения асимметрии при изучении человека и Б.Г.Ананьева, в его концепции о билатеральном контуре регулирования2.
Наряду с названными А.ГАсмолов выделяет еще два принципа: принцип возможности превращения избыточной (преадаптивной) активности элементов системы в адаптивную и принцип возрастания влияния избыточных элементов системы на выбор дальнейшей траектории ее развития в неопределенных критических ситуациях3. На наш взгляд названные принципы — это скорее следствия действия четвертого принципа, нежели самостоятельные. Сформулированные принципы психического развития наряду с закономерностями этого развития (см. 1.8.) и обусловливают весь его ход.
Развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, обусловленное действием факторов активного программирования, наряду с факторами чистой случайности, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост — это количественные изменения в процессе совершенствования той или иной психической функции,-говорит Д.Б.Эльконин и уточняет: «Если не удается обнаружить качественных изменений — это рост»4.
‘ Бауэр Э. С. Теоретическая биология = Theoretikal biology: Пе-репеч. Изд. 1935 г. Будапешт, 1982- С. 92.
2УзнадзеД.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966;
АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
3А смолов А. Г. Ук. соч.
4ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
Глава 1. Психология развития ребенка
Говоря о взаимосвязи между ростом и развитием, следует сказать, что развитие включает в себя явления роста как предпосылку и характеристику количественной стороны преобразований.
Принципы психического развития — Студопедия
Принцип единства сознания и деятельности. Поведение и сознание— это не два в разные стороны обращенных аспекта, они образуют органическое единство. Сознание является внутренним планом деятельности — ведь, прежде чем ЧТО-то сделать, нужно иметь цель, замысел, то есть представлять в уме (в идеальном плане), что будешь делать, планировать свою деятельность. Сознание незамкнуто само в себе (как у В.Вундта), а проявляется в деятельности. В деятельности оно и формируется, субъект не только преобразует объект, преобразуя объект, он, в то же время, преобразует и себя. Чем больше у человека связей с окружающей его действительностью, тем больше мы можем сказать о его внутреннем мире, о его сознании. Таким образом, изучать психику человека, его сознание можно через деятельность. Этот принцип фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.
Деятельность в отличие от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.
Деятельность в отличие от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.
Подражание и сотрудничество, общение со взрослыми выступают как основные пути возникновения и развития у ребенка культурных форм поведения.
Механизмом преобразования культуры в мир личности выступает механизм интериоризации – превращение внешнего во внутреннее.
Л.С. Выготский: движущая сила психического развития ребенка – обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка.
Ø Обучение и развитие – понятия не тождественные: процесс развития имеет внутреннюю логику и представляет собой процесс возникновения новых качеств, которые отсутствовали на более ранних этапах развития.
Ø Внутренняя связь обучения и развития – зона ближайшего развития ребенка.
Ø На определенном этапе своего развития ребенок может решать некоторые задачи только с помощью другого; эти задачи и составляют зону его ближайшего развития, поскольку впоследствии они могут выполняться самостоятельно.
Ø Интериоризация, преобразование внешнего во внутреннее, превращение зоны ближайшего развития в уровень актуального развития и составляют суть и ход психических изменений развития ребенка.
Принципы диагностики психического развития
Принципы диагностики умственного развития
К диагностике когнитивного развития привлечены многие отечественные исследователи (Д.Б. Богоявленская, К.М. Гуревич, В.Н. Дружинин, И.В. Дубровина, Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная, В.Н. Шадриков, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Е.Л. Яковлева и др.). Одно из широко известных решений проблемы диагностики когнитивной сферы личности содержится в материалах «Рабочей концепции одаренности» (Д.Богоявленская, В.Д. Шадриков и др., 1998).Авторы выделили семь принципов диагностики детской одаренности:
— комплексный характер оценки различных сторон поведения и деятельности ребенка;
— продолжительность идентификации;
— анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые максимально соответствуют его склонностям и интересам;
— использование методов обучения;
— подключение к экспертизе одаренного ребенка;
— оценка характеристик одаренности ребенка не только применительно к реальному уровню его умственного развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
— в первую очередь опора на экологически обоснованные методы психодиагностики.
Некоторые из предложенных авторами принципов дублируют друг друга, более того, формулировки многих принципов не являются конкретными, а объяснения часто необоснованно сокращаются. Перечень принципов диагностики психического развития, представленный ниже, во многом перекликается с точкой зрения авторов «Рабочей концепции одаренности». По количеству — их тоже семь, но совпадают они, с вышеупомянутой точки зрения, только четыре. Кроме того, язык принципов был изменен в соответствии с национальными образовательными традициями.
Принцип комплексной оценки. Оценка степени умственного развития ребенка может производиться только на основании комплексного обследования. Точный диагноз не может быть получен путем оценки только одного или нескольких параметров, которые не охватывают весь спектр характеристик, выявленных в современных концептуальных моделях. Так, например, в зарубежной образовательной практике, а с недавних пор и в отечественной образовательной системе оценка уровня умственного развития часто производилась на основании экзамена ребенка только на интеллект или дополнялась оценкой творческих способностей, что явно недостаточно.
Ряд исследователей (Н. Талызина, В. В. Карпов) отмечают, в частности, что при диагностике, например, когнитивных функций, необходимо проводить обследование не только на уровне развития оперативных, но и уровень мотивационно-целевых составляющих действия. Это предложение полностью соответствует современным требованиям диагностики психического развития.
Обследование должно быть всеобъемлющим, всесторонним. Помимо уровня интеллектуального развития, необходимо изучать уровень развития творческих способностей, уровни психосоциального и физического развития, чтобы охватить как можно более широкий диапазон способностей ребенка.
Важно помнить о качественной стороне оценки, которая также имеет прямое отношение к принципу комплексной оценки. Речь идет о выявлении соотношения уровней развития индивидуальных функций и способностей в структуре детской психики.
Принцип долговечности. Психодиагностическое обследование, направленное на выявление уровня когнитивного развития ребенка, должно быть длительным и проводиться поэтапно.Диагностическое обследование, проводимое для выявления одаренных детей, особенно с последующим отбором, не может быть разовым посещением. Это не позволяет сделать ни современный уровень теоретической разработки данной проблемы, ни существующий уровень методологического обеспечения этого процесса.
Принцип использования обучающих методик и задач. Обычно диагностические методы, ориентированные на одно обследование, требуют от ребенка решения ряда специальных стандартизированных задач.По результатам принятого решения проводится оценка.
.
Принципы роста и развития человека
Эта статья проливает свет на десять важных принципов человеческого роста и развития. Принципы следующие: 1. Развитие является непрерывным 2. Развитие является постепенным 3. Развитие является последовательным 4. Скорость развития варьируется от человека к человеку 5. Доходы от развития от общих к конкретным 6. Большинство черт взаимосвязаны в развитии и других.
Принципы человеческого роста и развития:
- Развитие происходит непрерывно
- Развитие происходит постепенно
- Развитие происходит последовательно
- Скорость развития зависит от человека
- Доходы от развития от общих к конкретным
- Большинство черт коррелируют в развитии
- Рост и развитие — продукт наследственности и окружающей среды
- Развитие предсказуемо
- Развитие
- Между всеми факторами развития существует постоянное взаимодействие
Принцип № 1.Развитие продолжается:
Процесс роста и развития продолжается от зачатия до достижения индивидуумом зрелости. Развитие как физических, так и умственных качеств продолжается постепенно, пока они не достигнут своего максимального роста. Это происходит постоянно на протяжении всей жизни. Даже после достижения зрелости развитие не прекращается.
Принцип № 2. Развитие происходит постепенно:
Это не происходит внезапно.Он также носит кумулятивный характер.
Принцип № 3. Развитие является последовательным:
Большинство психологов согласны с тем, что развитие является последовательным или упорядоченным. Каждый вид, будь то животное или человек, следует определенной для него схеме развития. Этот образец в целом одинаков для всех людей. Ребенок ползет перед тем, как ползать, встает перед тем, как ехать, и лепетает перед тем, как говорить.
Принцип № 4. Скорость развития зависит от человека:
Скорость развития не является равномерной.Особи различаются по скорости роста и развития. У мальчиков и девочек разные темпы развития. Каждая часть тела имеет свою скорость роста. Бывают периоды большой интенсивности и равновесия, а есть периоды дисбаланса.
Принцип № 5. Процесс разработки от общего к частному:
Разработка продолжается от общего к частному. Во всех сферах развития общая деятельность всегда предшествует конкретной деятельности.Например, плод двигает всем телом, но не способен на определенные реакции. Что касается эмоционального поведения, младенцы подходят к странным и необычным объектам с некоторой общей реакцией страха.
Позже их страхи становятся более конкретными и вызывают различные типы поведения, такие как плач, отворачивание, прятание и т. Д.
Принцип № 6. Большинство черт взаимосвязаны в развитии:
Как правило, это так. Было замечено, что ребенок, чье умственное развитие выше среднего, также превосходит многие другие аспекты, такие как здоровье, общительность и особые способности.
Принцип № 7. Рост и развитие — это продукт наследственности и окружающей среды:
На развитие влияют как наследственность, так и окружающая среда. Оба несут ответственность за рост и развитие человека.
Принцип № 8. Развитие предсказуемо:
Разницу в физиологических и психологических возможностях можно «предсказать с помощью наблюдений и психологических тестов.
Принцип № 9. Развитие:
Развитие влечет как структурные, так и функциональные изменения.
Принцип № 10. Между всеми факторами развития существует постоянное взаимодействие:
Развитие в одной области тесно связано с развитием в других областях. Например, ребенок с хорошим здоровьем может быть активным социально и интеллектуально.
.
% PDF-1.6
%
1444 0 объектов>
endobj
Xref
1444 286
0000000016 00000 н.
0000008506 00000 н.
0000008746 00000 н.
0000008791 00000 н.
0000008923 00000 н.
0000008960 00000 н.
0000009483 00000 н.
0000009900 00000 н.
0000009938 00000 н.
0000010201 00000 п.
0000010286 00000 п.
0000010400 00000 п.
0000016840 00000 п.
0000023028 00000 п.
0000026577 00000 п.
0000029774 00000 п.
0000035535 00000 п.
0000042561 00000 п.
0000048344 00000 п.
0000053501 00000 п.
0000056151 00000 п.
0000059153 00000 п.
0000061203 00000 п.
0000119501 00000 н.
0000119944 00000 н.
0000138501 00000 н.
0000145135 00000 н.
0000145209 00000 н.
0000145288 00000 н.
0000145381 00000 п.
0000145454 00000 п.
0000145613 00000 н.
0000145686 00000 н.
0000145831 00000 н.
0000145986 00000 н.
0000146059 00000 н.
0000146256 00000 н.
0000146415 00000 н.
0000146503 00000 н.
0000146576 00000 н.
0000146687 00000 н.
0000146844 00000 н.
0000146949 00000 н.
0000147022 00000 н.
0000147240 00000 н.
0000147449 00000 н.
0000147632 00000 н.
0000147705 00000 н.
0000147969 00000 п.
0000148260 00000 н.
0000148486 00000 н.
0000148559 00000 н.
0000148720 00000 н.
0000148931 00000 н.
0000149050 00000 н.
0000149123 00000 н.
0000149311 00000 п.
0000149580 00000 н.
0000149741 00000 н.
0000149814 00000 н.
0000149974 00000 н.
0000150221 00000 н.
0000150340 00000 н.
0000150413 00000 н.
0000150586 00000 н.
0000150893 00000 н.
0000151066 00000 н.
0000151139 00000 н.
0000151333 00000 н.
0000151570 00000 н.
0000151703 00000 н.
0000151776 00000 н.
0000151980 00000 н.
0000152129 00000 н.
0000152279 00000 п.
0000152352 00000 н.
0000152491 00000 н.
0000152611 00000 н.
0000152684 00000 н.
0000152809 00000 н.
0000152882 00000 н.
0000152983 00000 н.
0000153056 00000 н.
0000153193 00000 н.
0000153318 00000 н.
0000153379 00000 н.
0000153504 00000 н.
0000153641 00000 н.
0000153770 00000 н.
0000153831 00000 н.
0000153960 00000 н.
0000154098 00000 н.
0000154215 00000 н.
0000154276 00000 н.
0000154439 00000 н.
0000154658 00000 н.
0000154719 00000 н.
0000154816 00000 н.
0000154889 00000 н.
0000155062 00000 н.
0000155135 00000 н.
0000155290 00000 н.
0000155363 00000 н.
0000155584 00000 н.
0000155745 00000 н.
0000155818 00000 н.
0000155985 00000 н.
0000156058 00000 н.
0000156131 00000 н.
0000156266 00000 н.
0000156339 00000 н.
0000156412 00000 н.
0000156647 00000 н.
0000156720 00000 н.
0000156793 00000 н.
0000156952 00000 н.
0000157025 00000 н.
0000157168 00000 н.
0000157357 00000 н.
0000157430 00000 н.
0000157503 00000 н.
0000157576 00000 н.
0000157771 00000 н.
0000157844 00000 н.
0000157917 00000 н.
0000158084 00000 н.
0000158157 00000 н.
0000158296 00000 н.
0000158397 00000 н.
0000158470 00000 н.
0000158609 00000 н.
0000158802 00000 н.
0000158875 00000 н.
0000159014 00000 н.
0000159123 00000 н.
0000159196 00000 н.
0000159335 00000 н.
0000159472 00000 н.
0000159545 00000 н.
0000159684 00000 н.
0000159807 00000 н.
0000159880 00000 н.
0000160019 00000 н.
0000160182 00000 н.
0000160255 00000 н.
0000160394 00000 н.
0000160579 00000 н.
0000160652 00000 н.
0000160791 00000 п.
0000160956 00000 н.
0000161029 00000 н.
0000161168 00000 н.
0000161247 00000 н.
0000161320 00000 н.
0000161459 00000 н.
0000161530 00000 н.
0000161603 00000 н.
0000161742 00000 н.
0000161881 00000 н.
0000161954 00000 н.
0000162093 00000 н.
0000162164 00000 н.
0000162237 00000 н.
0000162376 00000 н.
0000162491 00000 н.
0000162564 00000 н.
0000162637 00000 н.
0000162710 00000 н.
0000162783 00000 н.
0000162856 00000 н.
0000162929 00000 н.
0000163002 00000 н.
0000163075 00000 н.
0000163148 00000 н.
0000163221 00000 н.
0000163294 00000 н.
0000163367 00000 н.
0000163440 00000 н.
0000163513 00000 н.
0000163586 00000 н.
0000163661 00000 н.
0000163734 00000 н.
0000163807 00000 н.
0000163902 00000 н.
0000163975 00000 н.
0000164048 00000 н.
0000164171 00000 н.
0000164244 00000 н.
0000164353 00000 п.
0000164426 00000 н.
0000164591 00000 н.
0000164664 00000 н.
0000164837 00000 н.
0000164910 00000 н.
0000164983 00000 н.
0000165130 00000 н.
0000165203 00000 н.
0000165334 00000 н.
0000165542 00000 н.
0000165709 00000 н.
0000165782 00000 н.
0000165899 00000 н.
0000165972 00000 н.
0000166045 00000 н.
0000166118 00000 н.
0000166191 00000 н.
0000166264 00000 н.
0000166389 00000 н.
0000166462 00000 н.
0000166660 00000 н.
0000166899 00000 н.
0000166972 00000 н.
0000167093 00000 н.
0000167365 00000 н.
0000167564 00000 н.
0000167637 00000 н.
0000167800 00000 н.
0000167873 00000 н.
0000167946 00000 н.
0000168019 00000 н.
0000168092 00000 н.
0000168165 00000 н.
0000168238 00000 п.
0000168311 00000 н.
0000168384 00000 п.
0000168541 00000 н.
0000168614 00000 н.
0000168753 00000 н.
0000168914 00000 н.
0000168987 00000 н.
0000169164 00000 н.
0000169237 00000 н.
0000169408 00000 н.
0000169481 00000 н.
0000169554 00000 н.
0000169627 00000 н.
0000169700 00000 н.
0000169845 00000 н.
0000169918 00000 н.
0000169991 00000 н.
0000170064 00000 н.
0000170137 00000 н.
0000170351 00000 п.
0000170514 00000 н.
0000170587 00000 н.
0000170776 00000 н.
0000170849 00000 н.
0000170922 00000 п.
0000171101 00000 н.
0000171174 00000 н.
0000171247 00000 н.
0000171362 00000 н.
0000171435 00000 н.
0000171578 00000 н.
0000171651 00000 н.
0000171883 00000 н.
0000172050 00000 н.
0000172123 00000 н.
0000172196 00000 н.
0000172269 00000 н.
0000172342 00000 н.
0000172507 00000 н.
0000172580 00000 н.
0000172765 00000 н.
0000172922 00000 н.
0000172995 00000 н.
0000173068 00000 н.
0000173141 00000 н.
0000173214 00000 н.
0000173258 00000 н.
0000173302 00000 н.
0000173375 00000 н.
0000173624 00000 н.
0000173697 00000 н.
0000173858 00000 н.
0000173931 00000 н.
0000174192 00000 н.
0000174265 00000 н.
0000174464 00000 н.
0000174537 00000 н.
0000174700 00000 н.
0000174773 00000 н.
0000174970 00000 н.
0000175043 00000 н.
0000175116 00000 н.
0000006016 00000 н.
прицеп
] >>
startxref
0
%% EOF
1729 0 obj> поток
XZ} P v7! D.M6hGɛ = | n «
.
IDEAS Impact Framework: Руководящие принципы
Следующие руководящие принципы являются неотъемлемой частью IDEAS Impact Framework:
- Точность в определении и измерении программ, что позволяет нам:
- Определите, кто выигрывает больше всего, а кто меньше всего ( Сегментация )
- Разработка стратегий для решения конкретных задач / проблем в рамках более крупных программ ( Модульность )
- Fast-Cycle Iteration : быстрое тестирование, обучение и уточнение
- Совместное создание : объединение экспертных знаний из науки, практики, систем и сообщества
- Совместное обучение по сети с использованием общих мер
Прецизионный
Члены групп, которые работали с IDEAS Impact Framework TM , объясняют свое понимание и использование принципа precision в своей работе.
Precision требует четкого понимания того, что влечет за собой программа, на что она нацелена и каковы конечные цели. Например, программа может быть нацелена на семейный распорядок с конечной целью уменьшения проблем с поведением детей. Исследование взаимосвязи между целями и результатами помогает нам выйти за рамки вопроса «работает ли это?» на «как это работает?» Точность также предполагает ясность в отношении факторов, связанных с персоналом и местом, которые определяют, для кого программа является наиболее (или наименее) полезной.Таким образом, точность разработки и тестирования программ обеспечивает возможность как сегментации , так и модульности .
Сегментация
Члены команды, работающей над Learning Through Play, обсуждают принцип сегментации и то, как он помогает руководствоваться их подходом.
С помощью сегментации , мы можем систематически генерировать точные знания о том, кто получает наибольшую (и наименьшую) выгоду и в каком контексте, а также более точно согласовывать программы с потребностями конкретных подгрупп и контекстов.Сегментация определяет основные характеристики лиц, участвующих в программе, помимо обычных переменных, таких как раса, семейный доход, уровень образования родителей или то, является ли программа базой для дома или центра. Эти дополнительные характеристики, которые могут включать такие факторы, как навыки внимания ребенка, состояние психического здоровья родителей или знания учителя о развитии ребенка, позволяют нам четко определить, для кого программа работает, а для кого — нет.
Модульность
Члены групп, которые работали с IDEAS Impact Framework TM , описывают принцип модульности и то, как он помогает их работе.
Модульность — это степень, в которой компоненты программы могут быть разделены и повторно объединены. Модульные программы могут быть легко реализованы в существующих программах или структурах услуг, потому что группы могут включать определенные компоненты, которые имеют смысл для их программ. Этот подход предлагает практичный и экономичный путь к целевому масштабированию. Понимание того, почему разные программы или их компоненты эффективны для разных групп населения, может помочь нам определить «ключевые ингредиенты» программы, которые затем могут быть включены в подходящих сочетаниях в более широкие системы обслуживания.Это контрастирует с традиционным подходом, который включает реализацию полного пакета программы без понимания конкретных воздействий каждого компонента.
Итерация быстрого цикла
Члены команды, работающей над Attachment Vitamins, обсуждают принцип итерации быстрого цикла и то, как это усилило программу.
Итерация с быстрым циклом — это процесс для быстрого включения того, что мы узнали, при разработке программы.В отличие от более традиционных рандомизированных контрольных испытаний, в которых участвует большое количество участников в течение нескольких лет, проектные группы, использующие итерацию с быстрым циклом IDEAS Impact Framework, начинают с серии недорогих, относительно небольших пилотных испытаний, которые позволяют им определить выполнимость и приступить к изучению теории изменений программы. Каждая итерация с быстрым циклом, которая может проходить в течение недель или нескольких месяцев, — это возможность внести в программу уточнения с учетом того, что работает, а что нет, и быстрее перейти к более высоким уровням доказательств.В качестве примера итераций с быстрым циклом узнайте, как команда «Формирование узы в невзгодах» использовала этот принцип для создания быстрых и быстрых изменений в своем вмешательстве.
Совместное создание
Члены нескольких команд, применивших IDEAS Impact Framework, обсуждают принцип совместного создания и то, как он повлиял на их программы.
Совместное создание означает объединение различных сторон для достижения взаимно значимого результата.Подход FOI к инновациям объединяет исследователей, практиков и членов сообщества для разработки, реализации, тестирования и адаптации идей. Этот процесс увеличивает вероятность того, что программы будут соответствовать неудовлетворенным вызовам сообществ, актуальны для реальных условий и могут масштабироваться. В качестве примера совместного творчества узнайте, как команда Padres Muy Padres (Очень крутые папы) использовала руководящий принцип, чтобы помочь сформировать свое вмешательство.
Совместное обучение
Члены команды Bienestar en tu Embarazo (оздоровление во время беременности) из Мексики и команды Fortalecendo Laços (Укрепление связей) из Бразилии обсуждают важность совместного обучения в своих мероприятиях.
Принцип совместного обучения также имеет решающее значение в IDEAS Impact Framework. Сеть FOI — это инновационное сообщество с возможностями для междисциплинарного обучения через программы и сайты. Чтобы облегчить такое межпроектное обучение, в проектах, задействованных в IDEAS Impact Framework, используются общие меры и обмениваются обезличенными данными из каждой пробной версии программы с централизованным хранилищем данных, что обеспечивает большую агрегацию по множеству программ и контекстов.Наконец, учиться на неудачах, а также на успехах, и делиться этим опытом с преданным и многопрофильным сообществом, является важной и ценной частью работы.
СВЯЗАННЫЕ: Узнайте о компонентах подхода.
,