Принципы категории и законы диалектики: Принципы, законы и категории диалектики

БИЛЕТ 45. Диалектика, её принципы и всеобщие законы. — Студопедия

Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) — наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и, даже, преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большей силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы), к подобным исследованиям еще не применялся термин «Д.». три основополагающих закона диалектики:

1 закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2 закон — Закон взаимопроникновения противоположностей 3 закон — отрицание отрицания.

В первом законе Гегель определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом.. Количество есть определенность— внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной

определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.



Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Гегеля, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность.

Третий закон диалектики отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.

Билет 25 Диалектика как теория и методология познания. Принципы, категории и законы диалектики.

Диалектика – это наука о
наиболее общих закономерных связях, о
становлении и развитии бытия и познания,
и основанный на этом учении метод
мышления и познания. (Диалектический
метод мышления). Его сущность в том, что
на использовании объективных законов
диалектики вырабатывается субъективный
метод познания окружающей действительности.
3 основных законов диалектики позволяют
ответить на вопросы:

  • Каков механизм развития?

  • Каковы причины развития?

  • Какова направленность
    развития?

Закон – выраженная связь
явлений, которая характеризуется
следующими признаками:

  1. всеобщность

  2. существенность

  3. устойчивость

  4. повторяемость

  5. необходимость

Первый закон – закон
взаимного перехода количественных и
качественных изменений (наиболее важные
– количество, качество, мера, скачок).
Непрерывные количественные изменения,
достигая определенного предела, т.е.
границы, меры, вызывают скачок, в
результате которого существующий до
этого предмет исчезает и возникает
новый (на смену одному приходит другое,
новое качество). Мера – количественный
интервал, внутри которого сохраняется
данное качество. Закон носит всеобщий
характер и действует и в природе, и в
обществе, и в мышлении человека. Скачок
– форма перехода к новому качеству.
Может быть, как кратковременный, так и
длительным. Развитие мира осуществляется
путем накопления количественных
изменений и их переходов в качественные.

Второй закон – Закон единства
и борьбы противоположностей (наиболее
важное – тождество, различия,
противоположность, противоречия).
Согласно этому закону всем предметам
и явлениям с одной стороны свойственно
устойчивость, определенность, постоянство
– все это фиксируется в понятии тождество,
а с другой стороны им свойственно
изменчивость, неопределенность,
непостоянство. Устойчивость и изменчивость
(тождество и различие) противостоят
друг другу как две противоположные
стороны. Каждая вещь и каждое явление
– это единство противоположностей.
Противоположные стороны образуют между
собой противоречия. Противоположные
стороны находятся в состоянии борьбы,
конфликта, поскольку исключают друг
друга. Т.е. развитие мира происходит
через раздвоение единого на противоположные
стороны, которые взаимодействуют друг
с другом, и это взаимодействие есть
источник развития.

Третий закон – Закон
отрицания отрицания (наиболее важное
– отрицание, отрицание отрицание). Под
отрицанием в диалектике следует понимать
уничтожение, отмирание старого, которое
не отвечает новым условиям; это сохранение
всего того ценного, положительного, что
имелось в отрицаемом предмете (в новом
всегда присутствует часть старого).
Сохранение старого в новом –
преемственность. В действительности
развитие представляет собой целую
цепочку отрицаний, что отрицает третье,
которое отрицает два предыдущих, и в то
же время сохраняет их стороны. Смысл
2-го отрицания в том, что в развитии
постоянно происходит возврат к старому.
Т.е. развитие мира происходит как
непрерывный процесс отрицания старого
и утверждение нового, и в то же время
как постоянный возврат к старому.

Ист.
https://studfiles.net/preview/1104797/page:8/

Диалектика. Законы диалектики. Основные принципы и категории диалектики. — Ответы на экзаменационные билеты по философии — Каталог статей

Диалектика — признанная в современной философии теория
развития всего сущего
и основанный на ней философский метод.

Диалектика
как философская концепция представляет собой систему категорий, принципов и
законов, все они характеризуют различные аспекты движения и развития.

законы диалектики:

Закон — это объективные (не зависящие от воли
человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями
и внутри сущностей.

Выделяются три базовых
закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

Закон
единства и борьбы противоположностей
говорит, что все в
мире состоит из противоположных начал (день — ночь, расцвет — упадок, созидание
— разрушение и т.д. и т.п.), которые вечно борются друг с другом. Эта борьба и
есть источник постоянного движения, изменения и развития. Но противоположные
начала не только находятся в состоянии борьбы, они также образуют единство: без
одной противоположности не может быть другой, они друг друга обуславливают,
предполагают, создают (об этом законе мы уже говорили в параграфе про элеатов и
Гераклита).

Закон
перехода количественных изменений в качественные

говорит о том, что количество и качество, будучи противоположностями,
диалектически взаимосвязаны таким образом, что при изменении количества
(увеличении или уменьшении) до какого-то предела (меры) происходит переход
(скачок) к новому качеству. Например, воду можно нагревать до 10, 20, 30, 40,
50, 60 и т.д. градусов по Цельсию, но она все равно будет оставаться водой;
однако в некий момент прибавление всего одного градуса — 99º С + 1º С
(изменение количества) — приводит к резкому изменению качества — вода
превращается в пар.

Закон
отрицания отрицания
говорит о том, что любая вещь,
появляясь на свет из какой-нибудь другой вещи (своей причины), занимает ее
место и тем самым отрицает ее, но через какое-то время сама отрицается новой
вещью, которую она порождает себе на смену. Брошенное в весеннюю землю семя
превращается в растение и уступает ему место, отрицается им, а потом это
растение превращается в созревшие на исходе лета плоды, в свою очередь,
отрицается ими. Как видим, отрицание — это не уничтожение, а переход на новый
уровень существования: старое присутствует в новом в ином, преобразованном (или
снятом, выражаясь по-гегелевски, виде). По большому счету, до Гегеля
существовало два основных представления о движении: прямолинейное и
циклическое. В одном случае имеет место постоянное возникновение нового
(графически это можно изобразить восходящей прямой), а в другом — бесконечное
повторение старого (графически изображается окружностью). Движение, в основе
которого лежит закон отрицания отрицания, представляет собой диалектическое
единство противоположных начал: и создания нового, и повторения старого, и
графически может быть изображено витками спирали (старое повторяется, но каждый
раз на новом уровне). Так, например, нынешняя зима — такая же, как и
прошлогодняя (холодно, снежно и т.д.), но все же это именно новая, нынешняя
зима, а не прошлогодняя, которая навсегда ушла в прошлое. Примеры, иллюстрирующие
законы диалектики, бесконечны, потому что эти законы универсальны, то есть
действуют на всех уровнях организации мира.

Принципы
— это то что лежит в основе, некоторой совокупности факторов
или знаний. Принцип — это исходный
пункт объяснения.

Основными принципами диалектики
являются:

• принцип всеобщей связи;

• принцип системности;

• принцип причинности;

• принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира,
его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов
— предметов, явлений, процессов.

Связи
могут быть:
внешние
и внутренние;

 непосредственные и опосредованные;

генетические и функциональные;

пространственные и временные;

случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид
связи — внешние и внут­ренние. Пример: внутренние связи человеческого
организма как биологической
системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в
окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют
целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке.
Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна
порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то
обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в
свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются
причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего
мира:

• вечность, неуничтожимость
истории, мира;

• его существование и развитие
во времени, которое длится всегда.

Категория диалектики — наиболее общие понятия, которыми
оперирует философия для раскрытия сути диалектических про­блем.

К основным категориям
диалектики
относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное,
всеобщее;

• возможность и
действительность;

• необходимость и
случайность

25 Диалектика, ее принципы и законы

Термин диалектика был предложен античными
философами поначалу для обозначения
искусства спора, а затем — одного из
методов получения знаний. Буквальный
перевод с греческого «dialektice» означает
беседа, спор. Античную диалектику считают
исторически первой формой диалектики.

в XVIII в. Г. Гегель сформулировал основные
диалектические законы, распространив
их на все существующее: природу, общество
и мышление. В гегелевском панлогизме
диалектика оказалась выражением
движения Абсолютного духа к самопознанию
.

Третий этап развития диалектики связан
с марксизмом. Ф. Энгельс: диалектика —
это наука о всеобщих законах движения
и развития природы, общества и мышления
.
Законы развития природы описываются
объективной диалектикой, законы мышления
— субъективной.

Объективная диалектика выражается в
виде не зависящих от человека, внешних
по отношению к нему законов природы, а
субъективная — в виде внутренне присущих
мышлению и познанию закономерностей.
Принципы субъективной и объективной
диалектики тождественны по своему
содержанию, но различны по форме.

Основное содержание диалектической
теории описывается тремя законами,
которые Г. Гегель сформулировал по
отношению к Абсолютному духу, а К. Маркс
и Ф. Энгельс применили к материалистически
понятым природе, обществу и человеческому
мышлению.

«Ядро» диалектики — закон единства и
борьбы противоположностей, который
дает ответ на вопрос об источнике
развития. Таким источником в диалектике
считаются противоположные начала.
Противоположности — стороны, моменты
явления, которые, с одной стороны,
взаимоисключают друг друга, а с другой
— существуют в неразрывной связи и при
определенных условиях переходят друг
в друга. Единство противоположностей
образует противоречие. Суть первого
закона диалектики
: разделение единого
целого на противоположные начала, борьба
противоположностей приводят к разрешению
противоречия и переходу исходного
целого на качественно новый уровень.

2 вида противоречия:

  • Антагонистические – непримиримые. В
    результате 1 противоположность умирает,
    а др. изменяется(буржуа исчезли,
    пролетарии стали рабочими)

  • Неантагонистическая – притивоположности,
    находясь в противоречии, образуют
    сис-му с новыми характеристиками

Второй закон диалектики— закон
перехода количественных изменений в
качественные — служит развитием и
конкретизацией первого и дает ответ на
вопрос о механизме развития. Суть этого
закона такова: накопление качественных
изменений в определенный момент времени
приводит к трансформации качества
предмета, т.е. к возникновению нового.
(когда в каучук добавляем уголь получается
резина, а потом эбонит, если угля совсем
много) Количество — философская
категория, выражающая такую определенность
предмета, изменение которой не приводит
к превращению предмета в другой предмет.
Качество — философская категория,
выражающая внутреннюю определенность
предмета, благодаря которой он существует
как именно этот, а не другой предмет.
Качество, таким образом, выражает
устойчивость предметов или явлений.
Единство качественной и количественной
характеристик задает категорию меры.
Мера определяет те границы, в которых
количественные изменения не приводят
к изменению качества предмета или
явления.

Третий закон диалектики— закон
отрицания отрицания — выражает
направленность развития. Согласно этому
закону, развитие происходит по спирали,
которая представляет собой цепь циклов.
В процессе развития предмет или явление
возвращается к ранее пройденным ступеням,
но на более высоком уровне. Ни одно из
свойств, таким образом, не исчезает
бесследно, но сохраняется на протяжении
всего времени существования объекта.
Исходный пункт развития — тезис — предмет
или явление. Второй момент — антитезис
— отрицание данного предмета или явления,
третий — отрицание уже состоявшегося
отрицания или синтез. Синтез как раз и
позволяет сохранить некоторые прежние
свойства объекта на более высоких
стадиях его развития. (Пример:
зерно-росток-колос(росток с новыми
зёрнами) Снатие противоречий – развитие.

Три закона составляют основную часть
диалектики, однако полностью ее содержания
не исчерпывают. Развитая диалектическая
теория содержит учение о методе и особой
диалектической логике. Три закона
диалектики составляют так называемую
объективную диалектику, а учение о
методе и логика — субъективную.

В диалектическую логику входит учение
о категориях и принципах философского
познания. Основными диалектическими
принципами, т.е. приемами мышления,
позволяющими осуществить адекватное
познание, являются следующие:

  • принцип объективности;

  • принцип системности;

  • принцип историзма;

  • принцип противоречивости;

  • принцип восхождения от абстрактного
    к конкретному;

  • принцип единства логического и
    исторического.

Исходный принцип объективности является
установкой на познание вещей такими,
какие они есть, т.е. независимо от
человека. Принцип системности выражает
требование всестороннего изучения
предмета, в единстве всех его внутренних
и внешних связей. Кроме того, системность
рассмотрения нацеливает на воспроизведение
сущности объекта и отвлечение от всех
его несущественных, случайных сторон.
Принцип историзма предполагает установку
на изучение предмета в развитии.
Диалектический принцип противоречия
выражает нацеленность познания на
выявление внутренней противоречивости
изучаемого предмета и воспроизведение
этой противоречивости в мышлении.
Принцип восхождения от абстрактного к
конкретному в своей основе имеет
установку на выявление сущности предмета,
ее постепенное раскрытие сначала
фрагментарно, а затем во всей полноте.
Познание, подчиненное этому принципу,
движется от неполного, абстрактного
знания о каких-то частях предмета ко
все более полному, конкретному постижению
целого. Принцип единства логического
и исторического выражает тот факт, что
теоретическая логика развития предмета
воспроизводит существенные моменты
его действительного исторического
развития.

21. Диалектика как метод познания. Принципы, законы и категории диалектики.

Диалектика
– это наука о наиболее общих закономерных
связях, о становлении и развитии бытия
и познания, и основанный на этом учении
метод мышления и познания. (Диалектический
метод мышления). Его сущность в том, что
на использовании объективных законов
диалектики вырабатывается субъективный
метод познания окружающей действительности.
3 основные законы диалектики позволяют
ответить на вопросы: Каков механизм
развития? Каковы причины развития?
Какова направленность развития? Закон
– выраженная связь явлений, которая
характеризуется следующими признаками:
1) всеобщность 2) существенность 3)
устойчивость 4) повторяемость 5)
необходимость Первый закон – закон
взаимного перехода количественных и
качественных изменений (наиболее важные
– количество, качество, мера, скачок).

Непрерывные
количественные изменения, достигая
определенного предела, т.е. границы,
меры, вызывают скачок, в результате
которого существующий до этого предмет
исчезает и возникает новый (на смену
одному приходит другое, новое качество).
Мера – количественный интервал, внутри
которого сохраняется данное качество.
Закон носит всеобщий характер и действует
и в природе, и в обществе, и в мышлении
человека. Скачок – форма перехода к
новому качеству. Может быть как
кратковременный, так и длительным.
Развитие мира осуществляется путем
накопления количественных изменений
и их переходов в качественные. Второй
закон – Закон единства и борьбы
противоположностей (наиболее важное –
тождество, различия, противоположность,
противоречия). Согласно этому закону
всем предметам и явлениям с одной стороны
свойственно устойчивость, определенность,
постоянство – все это фиксируется в
понятии тождество, а с другой стороны
им свойственно изменчивость,
неопределенность, непостоянство.
Устойчивость и изменчивость (тождество
и различие) противостоят друг другу как
две противоположные стороны. Каждая
вещь и каждое явление – это единство
противоположностей. Противоположные
стороны образуют между собой противоречия.
Противоположные стороны находятся в
состоянии борьбы, конфликта, поскольку
исключают друг друга. Т.о. развитие мира
происходит через раздвоение единого
на противоположные стороны, которые
взаимодействуют друг с другом, и это
взаимодействие есть источник развития.
Третий закон – Закон отрицания отрицания
(наиболее важное – отрицание, отрицание
отрицание). Под отрицанием в диалектике
следует понимать уничтожение, отмирание
старого, которое не отвечает новым
условиям; это сохранение всего того
ценного, положительного, что имелось в
отрицаемом предмете (в новом всегда
присутствует часть старого). Сохранение
старого в новом – преемственность. В
действительности развитие представляет
собой целую цепочку отрицаний, что
отрицает третье, которое отрицает два
предыдущих, и в то же время сохраняет
их стороны. Смысл 2-го отрицания в том,
что в развитии постоянно происходит
возврат к старому. Т.о. развитие мира
происходит как непрерывный процесс
отрицания старого и утверждение нового,
и в то же время как постоянный возврат
к старому.

Основные законы диалектики

Основные законы диалектики — это то, что когда-то изменились взгляды людей на вопросы развития. Их было три, но они могут многое объяснить.

основных закона диалектики обосновал Иммануил Кант — великий мыслитель, внесший значительный вклад в философию. Давайте по порядку.

основные законы и категории диалектики

Что такое диалектика? Это теория, которая говорит, как происходит развитие всего сущего.Также этот термин используется для обозначения установленного на основе теории метода.

Эта тенденция отражает развитие философии разума, материи, знания, сознания и вещей посредством: категории

  • ;
  • принципы;
  • Основные законы диалектики.

Основная проблема в данном случае — вопрос о сущности развития. В общем, это понимается под сменой идеальных и материальных объектов. Я не имею в виду обычное механическое изменение и не что иное, как саморазвитие. , позволяя проекту перейти на следующий уровень, на высшую степень организации.Развитие — это высшая форма движения, а движение — его основа.

основных законов диалектики в философии следующие:

1. Борьба и единство противоположностей. Суть ее заключается в том, что в основе всех лежат два противоположных начала. Эти принципы находятся между собой в постоянном конфликте. Таким образом, природа его остается прежней. Например, можно назвать день и ночь, тепло и холод.

Их борьба становится внутренним источником энергии, движения и развития.

Важно отметить, что борьба может происходить по-разному. Дело в том, что она может быть выгодна обеим сторонам сразу, одна сторона всегда побеждает, а другая служит только раздражителем, может изо всех сил идти на полное уничтожение любая партия. Возможны также нейтралитет, солидарность, взаимопомощь, взаимопомощь.

2. Переход количественных изменений в качественные. Здесь все дело в том, что качество — это некая устойчивая система идентичности некоторых характеристик.Под одинаковым количеством параметров понимаются исчерпывающие явления или объекты. Также вводится понятие меры, которая есть единство качества и количества. Этот закон основан на том, что изменение количества и качества непременно изменится. Эти изменения не длятся вечно — рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры. Другими словами, изменения происходят в системе координат. Точка изменения — узел.

Приведем пример таких изменений: постепенное нагревание воды приводит к повышению ее температуры.Сто градусов Цельсия — это узел. После достижения этого уровня вода начинает испаряться. Выяснилось, что изменения этого закона резкие или совершенно незаметные. Примером последнего можно назвать эволюционное развитие.

3. отрицание отрицания. Дело в том, что новое существует только до тех пор, пока не станет старым, и оно не заменяет ничего нового, что будет существовать, пока само не превратится в старое. Например, изменение можно назвать историческими образованиями, изменяющими вкусы и тенденции в культуре, эволюцией рода.

Этот закон основан на том факте, что развитие идет по спирали, а не по линии, которая повторяется одинаково, но на разных уровнях. Важно понимать, что развитие может быть как сверху вниз, так и снизу вверх. ,

Это все основные законы диалектики. Категории следующие:

  • содержание и форма;
  • универсальный, одиночный, специальный;
  • реальность и возможность;
  • Явление и сущность;
  • случай и необходимость;
  • причина и следствие.

Обратите внимание, что под категорией понимаются фундаментальные концепции, используемые для решения конкретных задач.

.

Принципы и законы диалектики

Как видим, у диалектики много определений, но они не противоречат друг другу. Они лишь раскрывают его разные стороны, его многообразие и сферы применения диалектического понимания мира. Диалектика как система научного знания носит универсальный характер, так же как она имеет отношение к природе, общественной жизни и мышлению человека. Как теория он опирается на систему взаимосвязанных принципов, законов и категорий.

Теперь рассмотрим первые элементы системы. Принципы — наиболее общие и обоснованные теоретические правила, лежащие в основе науки. Принципы объединяют понятия, законы и категории в единую систему, играя синтетическую роль. Принципы не могут быть выведены из других форм бытия; они формируются в результате длительного практического и теоретического освоения мира.

Основные принципы диалектики:

Принцип развития.

Принцип единства исторического и логического.

Философский принцип универсальной связи и взаимодействия.

Системный принцип.

Принцип спуска от абстрактного к конкретному.

Принцип развития исходит из того факта, что в мире нет ничего окончательно завершенного: все движется к чему-то другому.Принцип движения материи как способ ее существования в сочетании с принципом всеобщей связи дает общее представление о развитии мира. Развитие — это необратимое, четко ориентированное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к появлению новых качеств.

Все проходит через одно и то же состояние только один раз; при этом движение организма от старости к молодости невозможно.В основе развития лежат не случайные события, бесконечное число которых мешает ориентированному изменению объекта, а скорее необходимые события, вытекающие из самой сущности объекта и типа его взаимодействия с окружающим миром

Необходимо четко понимать взаимосвязь между концепциями развития и прогресса. Они близки друг к другу, но не идентичны. Развитие приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязательно, чтобы это качество было более сложным или более совершенным, чем предыдущее. Если новое качество в каком-то отношении превосходит предыдущее, у нас есть прогрессивная тенденция развития, а если оно уступает, у нас есть регрессивная тенденция. Прогресс и регресс — это две разные тенденции развития, которые, однако, переплетаются друг с другом, образуя сложную взаимозависимость.

Принцип единства исторического и логического подтверждает возможность адекватного отражения реального развертывания событий, процессов и явлений в сознании человека через систему понятий и категорий.

Философский принцип универсальной связи. Вся доступная нам реальность — это совокупность предметов и явлений, связанных между собой чрезвычайно разнообразными отношениями и связями. Все предметы и события — звенья бесконечной цепи, объединяющей все сущее в мире в единое целое. Все взаимодействует со всем остальным. Жизнь мира находится в бесконечной паутине отношений и связей. Связь обычно определяется как глубоко укоренившееся атрибутивное свойство материи, заключающееся в том, что все объекты и явления связаны бесконечно разнообразной взаимозависимостью и различными отношениями друг с другом.

Другими словами, связь — это общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимозависимости их существования и развития.

Подключения могут быть следующих типов: внутренние и внешние; прямые и косвенные; генетические и функциональные; размерные (пространственные) и временные; случайный и регулярный.

Наиболее распространенные типы соединений — это внутреннее и внешнее .Например, внутренние связи человеческого тела как биологической системы. Что касается вторых, то это могут быть внешние связи человека с элементами социальной системы.

Все, что происходит в мире, возникает в результате постоянного взаимодействия между объектами. Вследствие универсальности взаимодействия все структурные уровни бытия взаимосвязаны, и материальный мир объединен. Это взаимодействие определяет возникновение и развитие объектов, их переход из одного качественного состояния в другое. Взаимодействие — философская категория, отражающая процессы взаимного влияния объектов друг на друга, их взаимное обусловливание, изменение состояния, взаимный переход друг в друга, а также порождение одного объекта другим. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер.

Существующие классификации взаимодействий основаны на различении силовых взаимодействий, и информационных взаимодействий. В физике известны четыре основных типа силового взаимодействия: гравитация, электромагнетизм, а также слабые и сильные взаимодействия.

Системный принцип очень важен в диалектике. Он показывает, что диалектика — это не механический набор утверждений, примеров и схем, а как логическая, последовательная, непротиворечивая и открытая система; Это целостное учение, имеющее сложную и последовательную внутреннюю структуру.

Принцип спуска от абстрактного к конкретному определяет направление познавательного процесса. Согласно этому принципу, реальный познавательный процесс должен быть направлен от абстрактного, повседневного и случайного к конкретному, заданному в форме общего и теоретического.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |


.

Принципов и законов диалектики

Принципов и законов диалектики

| |

Как видим, у диалектики много определений, но они не противоречат друг другу. Они лишь раскрывают его разные стороны, его многообразие и сферы применения диалектического понимания мира. Диалектика как система научного знания носит универсальный характер, так же как она имеет отношение к природе, общественной жизни и мышлению человека.Как теория он опирается на систему взаимосвязанных принципов, законов и категорий.

Теперь рассмотрим первые элементы системы. Принципы — наиболее общие и обоснованные теоретические правила, лежащие в основе науки. Принципы объединяют понятия, законы и категории в единую систему, играя синтетическую роль. Принципы не могут быть выведены из других форм бытия; они формируются в результате длительного практического и теоретического освоения мира.

Основные принципы диалектики:

Принцип развития.

Принцип единства исторического и логического.

Философский принцип универсальной связи и взаимодействия.

Системный принцип.

Принцип спуска от абстрактного к конкретному.

Принцип развития исходит из того факта, что в мире нет ничего окончательно завершенного: все идет по пути к другому.Принцип движения материи как способ ее существования в сочетании с принципом всеобщей связи дает общее представление о развитии мира. Развитие — это необратимое, определенно ориентированное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к появлению новых качеств.

Все проходит через одно и то же состояние только один раз; при этом движение организма от старости к молодости невозможно.В основе развития лежат не случайные события, бесконечное число которых мешает ориентированному изменению объекта, а скорее необходимые события, вытекающие из самой сущности объекта и типа его взаимодействия с окружающим миром

Необходимо четко понимать взаимосвязь между концепциями развития и прогресса. Они близки друг к другу, но не идентичны. Развитие приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязательно, чтобы это качество было более сложным или более совершенным, чем предыдущее. Если новое качество в каком-то отношении превосходит предыдущее, у нас есть прогрессивная тенденция развития, а если оно уступает, у нас есть регрессивная тенденция. Прогресс и регресс — это две разные тенденции развития, которые, однако, переплетаются друг с другом, образуя сложную взаимозависимость.

Принцип единства исторического и логического подтверждает возможность адекватного отражения реального развертывания событий, процессов и явлений в сознании человека через систему понятий и категорий.

Философский принцип универсальной связи. Вся доступная нам реальность — это совокупность предметов и явлений, связанных между собой чрезвычайно разнообразными отношениями и связями. Все предметы и события — звенья бесконечной цепи, объединяющей все сущее в мире в единое целое. Все взаимодействует со всем остальным. Жизнь мира находится в бесконечной паутине отношений и связей. Связь обычно определяется как глубоко укоренившееся атрибутивное свойство материи, состоящее в том, что все объекты и явления связаны бесконечно разнообразной взаимозависимостью и различными отношениями друг с другом.

Другими словами, связь — это общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимозависимости их существования и развития.

Подключения могут быть следующих типов: внутренние и внешние; прямые и косвенные; генетические и функциональные; размерные (пространственные) и временные; случайный и регулярный.

Наиболее распространенные типы соединений — это внутреннее и внешнее .Например, внутренние связи человеческого тела как биологической системы. Что касается вторых, то это могут быть внешние связи человека с элементами социальной системы.

Все, что происходит в мире, возникает в результате постоянного взаимодействия между объектами. Вследствие универсальности взаимодействия все структурные уровни бытия взаимосвязаны, и материальный мир объединен. Это взаимодействие определяет возникновение и развитие объектов, их переход из одного качественного состояния в другое. Взаимодействие — философская категория, отражающая процессы взаимного влияния объектов друг на друга, их взаимное обусловливание, изменение состояния, взаимный переход друг в друга, а также порождение одного объекта другим. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер.

Существующие классификации взаимодействий основаны на различении силовых взаимодействий, и информационных взаимодействий. В физике известны четыре основных типа силового взаимодействия: гравитация, электромагнетизм, а также слабые и сильные взаимодействия.

Системный принцип играет важную роль в диалектике. Он показывает, что диалектика — это не механический набор утверждений, примеров и схем, а как логическая, последовательная, непротиворечивая и открытая система; Это целостное учение, имеющее сложную и последовательную внутреннюю структуру.

Принцип спуска от абстрактного к конкретному определяет направление познавательного процесса. Согласно этому принципу, реальный познавательный процесс должен быть направлен от абстрактного, повседневного и случайного к конкретному, заданному в форме общего и теоретического.


: 2015-04-26; : 2 |

| | | Закон единства и борьбы противоположностей | Закон превращения количества в качество | Закон отрицания | Категории диалектики | Причина и следствие | Необходимость и шанс | Возможность, реальность и вероятность |


лекции.сеть — . — 2014-2020 гг. (0,022.)

,

категорий диалектики

категорий диалектики

| |

Содержание всех принципов и законов диалектики проявляется через систему категорий, которые выражают общие связи некоторых определенных процессов. Категории — это такие понятия, которые развивались людьми на протяжении всей общественно-исторической практики.Но не все понятия можно отнести к категориям. Понятия становятся категориями, когда они указывают на самое важное в предметах и ​​явлениях, обобщают систему свойств. Категории философии — общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности; — это «этапы различения, то есть познания мира, узловые точки в сети, которые помогают в познании и овладении ею».

Философские категории воспроизводят свойства и отношения существования в глобальной форме. Но, как и в любой другой науке, не все философские категории универсальны. Например, такие эпистемологические категории, как знание, истина или ошибка, описывают только некоторые важные аспекты познавательной деятельности. Однако существуют и универсальные философские категории. Они регулируют реальный процесс мышления и постепенно образуют отдельную систему в ходе ее исторического развития; сюда относятся такие категории, как связь, взаимодействие, отражение, информация, развитие, причинность, структура, система, форма, содержание, сущность, явление, и т. д.Основные законы диалектики реализуют связи и взаимодействие категорий. Более того, они сами являются расширенными категориями. Даже понятие закона есть категория. Отражая объективную диалектику действительности, познаваемые человеком категории и законы диалектики выступают универсальным методом познания и преобразования действительности. Знание сначала формируется как общие концепции и категории, которые составляют основу определенных принципов как бытия, так и самого мышления.

Каждая наука имеет свой исторически сложившийся арсенал логических инструментов мышления, с помощью которых воспринимаются свойства и сущность объектов. Конечно, любая наука оперирует понятиями разной степени общности и значимости, но ее структура состоит из фундаментальных понятий.

Категории философии взаимосвязаны таким образом, что каждая из них может восприниматься только как элемент общей системы. Таким образом, материальную и духовную реальность нельзя понять только в категориях материи, без обращения к категориям движения, развития, пространства, времени и многих других.

Порядок философских категорий в системе основан на возрастающей сложности объективных связей и движении знания от простого к сложному.

Основные категории:

сущность и явление;

индивидуальное, частное и общее;

причина и следствие;

необходимость и случайность;

возможность, реальность и вероятность;

часть и целое, система;

содержание и форма.


: 2015-04-26; : 3 |

| | | Диалектика и ее исторические формы | Принципы и законы диалектики | Законы диалектики | Закон единства и борьбы противоположностей | Закон превращения количества в качество | Необходимость и шанс | Возможность, реальность и вероятность |


lektsii.net -. — 2014-2020 гг. (0,014.)

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.